Устройство парашюта: Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Разное

Содержание

Парашют. Виды и устройство. Применение и особенности

Парашют – это устройство, замедляющее процесс падения предметов в воздухе. Поначалу его использовали для безопасного приземления человека, но теперь при помощи парашютов решается множество задач.

Интересные факты
  • Идея создания парашюта принадлежит итальянцу Леонардо да Винчи. Именно он впервые сформулировал принцип его работы, используемый по сей день.
  • Это принцип был усовершенствован и воплощен в жизнь наш отечественный изобретатель, Глеб Котельников, которому в 1911 г был выдан охранный патент на его парашют. Этим конструктор вписал в историю факт принадлежности этого изобретения России.
  • Первый купол был произведен из шелка и упакован в алюминиевый ранец. В своей конструкции он содержал две стропы и пружину, выбрасывающую купол из ранца. Изделие вызвало большой интерес военных и было наименовано РК-1, а именно «Русский. Котельников. Первый».
  • Последователями Котельникова стали братья Доронины, которые изобрели механизм автоматического раскрытия парашюта. Свои разработки они начали после нескольких случаев гибели парашютистов, не успевших открыть свой купол.
  • Первая вариация купола парашюта была круглой, выглядевшая в раскрытом виде как полусфера. Затем были созданы квадратные парашюты, а со временем и «крыло».

Виды парашютов
По сфере эксплуатации купола подразделяют на:
  • Тормозные.
  • Для приземления грузов.
  • Для десантирования людей.
Тормозной

Был создан в ХХ в. советским ученым. Исходной миссией создания явилась идея его использования для остановки машин. Такой вариант не получил развития, зато тормозной парашют отлично прижился в авиации.

В наши дни он входит в конструкцию тормозной системы истребителей. Эти самолеты приземляются с большой скоростью, а тормозная дистанция порой бывает очень мала. Выбрасывание купола сокращает тормозной путь на 30%.

В гражданской авиации это устройство не применимо, поскольку пассажиры испытывали бы серьезные перегрузки при приземлении.

Система для приземления грузов

Состоит из одного или нескольких парашютов. Некоторые виды оснащаются двигателями, усиливающими эффект торможения при стыковке с поверхностью, например, парашютные системы для спуска на землю космических аппаратов.

В состав подобной конструкции входят:
  • Вытяжной купол, являющийся также основным.
  • Стабилизирующий, обеспечивающий поддержание груза в заданном положении.
  • Поддерживающий, обеспечивающий правильное раскрытие другого купола.
Для десантирования людей
Это наиболее распространенное использование изделия. Устройства для безопасной посадки людей подразделяются на:
  • Десантные.
  • Тренировочные.
  • Спортивные.
  • Спасательные.
  • Запасные.
Десантные

Обычно сферические либо квадратные.

Скорость снижения сферического парашюта (в частности, Д-5, Д-6, Д-10) составляет 5 м/с. Допустимые пределы высоты для выбрасывания: нижний — 0,2 км, верхний — 8 км. На стабилизацию уходит 3 с.

Их существенный минус состоит в плохой управляемости.

Подобный недостаток устранен в квадратных парашютах («Листик» Д-12). В них сделаны вспомогательные отверстия, что повышает их мобильность.

Тренировочные

Сферические, с прорезями в куполе, оснащенные специальными клапанами. Благодаря такой конструкции парашютист может управлять горизонтальным перемещением и контролировать точность посадки.

Самый широко используемый тренировочный парашют – Д-1-5У. Он имеет хорошую маневренность и обычно выдается в парашютных школах и клубах тем, кто прыгает впервые. Его параметры таковы:

  • Наибольшая высота выброса — 2,2 км, наименьшая — 150 м.
  • Стремительность спуска — 5 м/с.
  • Возможность разворота на 180 градусов.
Спортивные

Маркируются сокращением ПО (ПО-16, ПО-9), что означает «планирующие оболочковые». Устройства, используемые в спорте, очень многообразны. По форме крыла различают:

  • Прямоугольные.
  • Полуэллиптические.
  • Эллиптические.

Прямоугольные наиболее распространены. Такая форма делает управление простым, а поведение конструкции — предсказуемым. Однако она не отличается своими аэродинамическими свойствами.

Эллиптическое крыло характеризуется скоростным спуском и хорошей аэродинамикой. Такой подходит профессиональным спортсменам.

Кроме того, парашюты делятся на:
  • Классические.
  • Студенческие.
  • Скоростные.
  • Переходные.
  • Тандемные.

Классические очень большие по своему размеру (до 28 м².), а поэтому очень устойчивы при порывах ветра. Кроме этого, они позволяют выполнять точную посадку, контролировать процесс снижения и обладают скоростью до 10 м/с.

Студенческий — это устройство для учебных занятий с новичками. Он малоподвижен, не так мобилен, но в то же время безопасность его выше. По размеру аналогичен классическому.

Скоростные устройства обладают маленьким куполом (до 21,4 м².) и считаются профессиональными. Они быстрые и маневренные: максимальная скорость — 18 м/с. Это выбор натренированных парашютистов.

Тандемный купол производит спуск одновременно двух людей. Его площадь максимальна — целых 11 секций. Такие системы устойчивы и очень прочны.

Переходный парашют нужен для тренировок, предшествующих спуску на скоростном. Он малоподвижен, но может поддерживать скорость в боковом направлении до 14 м/с.

Спасательные

Их роль очень важна — высадка пассажиров из самолета, попавшего в аварийную ситуацию. Их купола сферические (С-4, С-5) либо квадратные (С-3-3).

Выброс купола производится на скорости до 1100 км/ч и высоте от 60 до 12000 м (может варьировать для отдельных типов). Размер спасательного купола очень большой, порядка 56,5 м. В оснащении катапультационных систем на значительной высоте имеется дыхательное оборудование.

Запасной

Обязательный элемент комплектации любой системы. Он закрепляется на груди парашютиста и выбрасывается, когда главный не сработал или неправильно открылся. Запасной купол сферический и массивный – до 50 м². Его скорость — от 5 до 8,5 м/с.

Для различных видов основных парашютов предусмотрены свои типы аварийных систем.

Устройство парашютной системы
В конструкцию входят 4 составляющие:
  1. Подвесная система с ранцем.
  2. Основной.
  3. Запасной купол.
  4. Страхующий прибор.
Подвесная система

Фиксируется на плечах парашютиста, на обеих ногах и на груди. Производится из капроновой ленты, отличающейся высокой устойчивостью к разрыву.

Функции:
  • Связь парашюта с пассажиром.
  • Рациональное расположение парашютиста и одинаковое распределение нагрузки.

Ранец размещается на спине пассажира и включает в себя два сектора: в одном находится главный парашют, а во втором — резервный. В обоих секторах встроена петля зачековки. Ранец оснащается особым механизмом, отвечающим за ручное либо автоматическое открытие резервного купола.

Основной купол
Его задача — обеспечить контролируемый спуск. Элементы:
  • Купол.
  • Стропы соединения. Посредством их производится прикрепление купола к подвесной системе и поддерживание его в стабильном состоянии. Изготавливаются из высокопрочного капрона.
  • Стропы управления. С их помощью парашютист задает движение купола в требуемом направлении.
  • Слайдер приспособление, замедляющее надувание агрегата и понижающее динамическую нагрузку при открытии.
  • Камера. В ней размещаются купол, слайдер и стропы.
  • Вытяжной (медуза). Посредством его из ранца высвобождается купол и стропы.

Как только парашютист запускает процесс высвобождения основного купола, выбрасывается и надувается вытяжной парашют. Он своим натяжением воздействует на петлю зачековки основного купола и высвобождает его вместе со стропами. Стропы расправляются и купол надувается, а слайдер потихоньку спускается вниз по стропам. На это уходит от 2 до 5 сек.

Резервный купол

Служит «на всякий пожарный случай» — при несрабатывании либо неправильном функционировании основного. В некоторых ситуациях до его выброски приходится отцепить главный купол.

Приспособление для отцепки находится на подвесной системе, на уровне груди. Чтобы произвести отцепку, пассажир дергает за устройство двумя руками, вытаскивая его на всю длину. А затем дергает за кольцо запасного парашюта.

Страхующий прибор

Обеспечивает принудительное выбрасывание запасного парашюта при маленькой высоте. Состоит из панели управления, процессорного блока и пиропатрона.

Устройство включается перед спуском и постоянно контролирует высоту, измеряя атмосферное давление. Если он определяет, что парашютист свободно падает на маленькой высоте, он подает сигнал для выбрасывания резервного купола.

Данный механизм помещается в ранец, что предотвращает его загрязнение или механическое повреждение.

Парашют в пассажирской авиации

Для эвакуации пассажиров из самолетов парашюты абсолютно не эффективны. Прыжок с самолета, двигающегося 400 км/ч, отличается большой сложностью, доступной только подготовленных парашютистов, и требует особых средств защиты от увечий, которые могут быть получены от воздушного потока. Кроме того, пассажирские самолеты не оснащены специальным устройством для десантирования. Наиболее безопасным способом спасения в этом случае выступает только аварийная посадка.

Для спасения пилотов и экипажа самолетов малой авиации парашютные системы разработаны и с успехом используются. С их помощью спасено уже множество жизней.

Похожие темы:

Aviatus: Матчасть АФФ: устройство парашютной системы

Парашютная система состоит из 4-х основных частей:

  • подвесной системы с ранцем
  • основного (главного) парашюта
  • запасного (резервного) парашюта
  • страхующего прибора (например, Сайпрес)

Подвесная система — предназначена для:

  • соединения парашюта с парашютистом,
  • равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста,
  • удобного размещения парашютиста при снижении и приземлении.

Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.

Состоит из:

  • двух плечевых обхватов: левого и правого,
  • двух ножных обхватов,
  • грудной перемычки.

Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.

Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
  • ручное раскрытие основного парашюта с помощью мягкого вытяжного парашюта,
  • ручное раскрытие запасного парашюта,
  • автоматическое раскрытие запасного парашюта страхующим прибором,
  • принудительное раскрытие запасного парашюта в случае отцепки парашютистом основного купола (при его отказе).

Материал ранца — кордура.

Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.

Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.

«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.

Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.

Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.


Парашютное снаряжение

В комплект снаряжения парашютиста также входят:

  • каска (шлем) с вмонтированным радиоприемником,
  • парашютные очки,
  • специальный парашютный комбинезон с «захватами» на руках и ногах,
  • высотомер,
  • перчатки.

Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на 6-7 градусов на каждый километр.


Конструкция парашюта

Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.

Состоит из следующих частей:

Купол — состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.

Слайдер — замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.

Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.

Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.

Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.

Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.

Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.

Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):

  • скорость снижения — 5–6 м/сек.
  • скорость горизонтального перемещения вперед — до 10 м/сек.
  • время разворота на 360 — 5 сек.
  • минимальная безопасная высота применения — 600 м.
  • усилие для вытаскивания медузы — не более 11 кг.

Взаимодействие частей основного парашюта.

После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.

Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.

При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.

Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).

Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.

Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.

Технические данные:

  • скорость снижения — 5 м/сек.;
  • скорость горизонтального перемещения вперед — 1-8 м/сек.;
  • минимальная безопасная высота применения — 300 м.
  • усилие для выдергивания кольца ручного раскрытия ПЗ — не более 16 Кг.

Взаимодействие частей запасного парашюта.

Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.

Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.

Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.

Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!

Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на

Устройство и работа парашютной системы ПО-17

Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17 состоит из основного и запасного парашютов, смонтированных на одной подвеске и укладывающихся в один ранец.

Работа основного парашюта. Основной парашют вводится в действие путем выдергивания звена ручного раскрытия, расположенного (с левой стороны) на подвесной системе, или парашютным полуавтоматом.

При прыжках из вертолета раскрытие клапанов ранца основного парашюта производится только после 5 секунд свободного падения парашютиста.

При выдергивании звена ручного раскрытия шпилька выходит из шнурового кольца и освобождает клапаны ранца.

Схема работы показана на рис. 1:

Рис. 1. Схема работы основного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

А — вытяжной парашют под действием пружинного механизма отходит от ранца и попадает в воздушный поток;

Б — под действием силы сопротивления вытяжного парашюта происходит вытягивание чехла с уложенным в него основным парашютом, затем строп из резиновых петель и сот;

В — после выхода всех строп происходит сход чехла и парашют попадает в воздушный поток;

Г — под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления устройства рифления, парашют наполняется, а устройство рифления опускается вниз;

Д — набегающий поток наполняет внутреннюю полость купола, и купол принимает крыловидную форму. Система начинает планирующий спуск в режиме торможения. Одновременно взявшись за звенья управления, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления, и система планирует в режиме максимальной скорости.

После выхода купола из чехла под действием сил набегающего потока его поверхность стремится расправиться, но этому противодействуют силы натяжения

строп, силы сопротивления устройства рифления набегающему потоку, силы трения колец устройства рифления о стропы купола. В результате взаимодействия этих сил процесс наполнения купола замедляется и этим снижается динамическая нагрузка на парашютиста в момент наполнения купола.

После наполнения купола парашютист убирает звено ручного раскрытия в карман, расположенный на подвесной системе с левой стороны.

Работа запасного парашюта. Запасной парашют вводится в действие в случае отказа основного. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полном отсоединении купола основного парашюта. Для этого парашютист выдергивает за < подушечку> звено отсоединения, расположенное с правой стороны подвесной системы. При его выдергивании из конусов одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы подвесной системы с отказавшим основным куполом.

Для введения в действие запасного парашюта необходимо выдернуть звено ручного раскрытия, расположенное на правой стороне подвесной системы. При этом две шпильки выходят из петель и клапаны ранца расходятся, под действием пружинного механизма и воздушного потока вытяжной парашют отходит от ранца, вытягивая купол из ранца и стропы из сот на дне ранца.

После выхода строп из сот ранца происходит расчековка пучка строп, уложенного в три резиновые петли. Под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления колец системы рифления, двигающихся по стропам вниз к кольцам подвесной системы, купол наполняется и система начинает планирующий спуск в режиме максимальной скорости.

При задержке процесса разрифления парашютист воздействует на систему рифления втягиванием строп управления.

Схема работы запасного парашюта показана на рис. 2.

Рис. 2. Схема работы запасного парашюта планирующей оболочковой системы ПО-17

После раскрытия запасного парашюта возможно нерасхождение ворсовой «молнии» на внутренних предохранителях, образующих карман. Для расчековки кармана необходимо рукой раздернуть ворсовую «молнию».

Управление основным парашютом.

Парашютист управляет основным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на задней кромке купола, вторые выведены на задние свободные концы подвесной системы и заканчиваются звеньями управления для удобства их захвата руками.

Управление запасным парашютом.

Парашютист управляет запасным парашютом с помощью двух строп управления, одни концы которых закреплены на стропах 1Л и 1П, а вторые выведены на подвесную систему и заканчиваются кольцами управления.

Запасной парашют обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и развороты купола в любую сторону с помощью втягивания одной из строп управления.

Устройство и работа составных частей парашютной системы

Парашюты вытяжные

Парашюты вытяжные (два) площадью 0,6 м² каждый, предназначены: один для вытягивания купола основного парашюта из ранца, а другой — для вытягивания купола запасного парашюта из ранца и натяжения системы рифления парашюта в момент его наполнения.

Вытяжной парашют (рис. 3).

Рис. 3. Парашют вытяжной:

1 — накладка; 2 — основа купола; 3 — перо; 4 — конус; 5 — пружина; 6 — уздечка

Состоит из основы купола, конуса с перьями и пружины.

Основа купола шестигранной формы изготовлена из ткани арт. 56005крКП.

Для усиления основы купола на нее нашит каркас из ленты ЛТКР-13-70, по нижней кромке нашита лента ЛТКП-15-185.

Конус изготовлен из ткани арт. 56005крКП, перья — из ткани арт. 56267крП.

По бокам перья подогнуты и в подгибку пропущены стропы, концы которых пристрачиваются к основе купола. Стропы изготовлены из шнура ШКП-60.

Коуш купола образован стропами, которые проходят внутри шнура ШТКП-15-550, и служит для подсоединения к системе рифления.

Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие. Пружина сверху закрывается круглой накладкой из ткани арт. 56260крПЛ.

Парашют основной

Рис. 4. Купол основного парашюта:

1 — полотнище верхнее; 2 — нервюры; 3 — полотнище нижнее; 4 — стропы; 5 — свободные концы подвесной системы; 6 — звено управления; 7 — устройство рифления; 8 — стропы управления; 9 — стропы дополнительные; 10 — звено

Парашют основной (площадь 22 м²). Предназначен для управляемого снижения парашютиста (рис. 4).

Купол парашюта с двойной оболочкой имеет в плане форму прямоугольника, состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из ткани арт. 52188, нижнее полотнище и боковые нервюры — из ткани арт. 56005крКП, остальные нервюры изготовлены из ткани арт. 56011АП.

На нервюрах, усиленных лентой ЛТКП-15-185, имеется 26 петель, к которым присоединяются стропы. Другие концы этих строп привязываются к свободным концам подвесной системы. Стропы изготовлены из шпура ШТсвм-3-200.

К дополнительным стропам, расположенным на задней кромке парашюта, присоединены две стропы управления из шпура ШКПкр-190. Каждая из двух строп управления монтируется на одном из задних свободных концов подвесной системы. Для удобства действий парашютиста в 

Парашют: главное «оружие» десантника

Парашют: главное «оружие» десантника

Фото: Минобороны РФ

Научно-исследовательский институт парашютостроения холдинга «Технодинамика» – одно из немногих предприятий в мире, которое способно выполнять полный цикл работ с парашютными системами. Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применялись и применяются в Воздушно-десантных войсках (ВДВ) России.

Пять самых популярных парашютов для российских десантников – модели, уже проверенные временем, а также последние новинки для ВДВ, ‒ в нашем материале.

Простота и надежность: каким должен быть десантный парашют

Если вкратце обозначить основные требования к десантному парашюту, то ключевые слова – это простота и надежность. Действительно, парашют должен иметь минимально простую конструкцию, но вовремя сработать в любой ситуации. При всем этом он должен быть неприхотлив в эксплуатации – хорошая парашютная система сама позаботится о раскрытии купола. Даже десантник без особой подготовки способен с этим справиться – просто шагнуть в небо из самолета и не забыть свести ноги вместе в момент приземления.

Сама конструкция парашютов в принципе не меняется годами, чего не скажешь о тканях, из которых они изготавливаются. В самом начале это были натуральные материалы – шелк например. Затем появились синтетические – полиамид (капрон) и полиэфир (лавсан). Каждый из них имеет как недостатки, так и достоинства. К примеру, лавсан не так восприимчив к солнечному свету, температуре и внешним повреждениям.

TUS_3552.jpg

Но, как отмечают специалисты, главное здесь другое. Одна из ключевых характеристик парашютной ткани – воздухопроницаемость. К примеру, шелк довольно сильно пропускает воздух, капрон уже не так, а воздухопроницаемость современных тканей совсем мала и иногда доходит до нуля. Чем меньше купол пропускает воздух, тем меньше может быть его размер, а соответственно, и масса. Обычно вес купола составляет порядка 15 кг.

Современные парашюты могут обеспечить мягкую посадку десантникам весом до 160 кг. Раньше этот показатель не превышал 120 кг. Дело не только в том, что десантники покрупнели, скорее увеличился объем вооружений. Если раньше прыгали без вооружений и бронежилетов, то сейчас только один бронежилет «Ратника» весит более 15 кг. Поэтому и необходимы новые легкие ткани, которые позволяют ощутимо снизить укладочный объем парашюта. Так что работа по поиску новых материалов в НИИ парашютостроения никогда не приостанавливается.

Институт участвовал в создании всех парашютных систем, которые применяются в Российской армии. С парашютами, разработанными в стенах института, совершаются как боевые, так и тренировочные прыжки из самолетов и вертолетов. Сегодня основными десантными системами разработки НИИ являются парашюты Д-6 серии 4 и Д-10. К серийному выпуску готовится система Д-14 для экипировки «солдата будущего» «Ратник». Об этих и других моделях парашютных систем – в нашей подборке.

Д-1: первый шаг в небо

При помощи этого парашюта совершили свой первый самостоятельный прыжок, пожалуй, все парашютисты нашей страны. Парашют Д-1, который из-за своего веса в 17 кг получил прозвище «Дуб», появился в 1955 году. С того времени это самый популярный парашют для тренировочных прыжков начинающих парашютистов. Некоторые его модификации используются до сих пор практически без изменений. Особенностями этого парашюта являются простота и надежность – считается, что нужно очень постараться, чтобы этот купол не сработал.

SlYnngrGy2.jpg
Фото: Минобороны РФ

Минимальная высота прыжка с Д-1 составляет всего 150 метров, из летательного аппарата на скорости около 180 км/ч. При этом парашютист будет снижаться примерно со скоростью не более пяти метров в секунду.

«Дуб» обладает круглым куполом. Считается, что такие парашюты сложно управляемы. Однако современный вариант Д-1-5У имеет специальные прорези на куполе, благодаря чему парашютист может маневрировать во время снижения.

Д-6: рекордсмен по прыжкам

Парашют Д-6 серии 4 пришел на смену Д-5 и стал основным в войсках. Испытания новой парашютной системы начались в середине 1970-х годов, а на вооружение парашют был принят в середине 1980-х. Д-6 прошел полный цикл испытаний – он продолжал свою эволюцию на протяжении почти восьми лет. Примечательно, что все эти годы Д-6 уже применялся в войсках.

TUS_6448.jpg

Сегодня по показателям надежности Д-6 не имеет аналогов в мире, отмечают специалисты. Дело в том, что с Д-6 прыгали солдаты-срочники с минимальной парашютной подготовкой, поэтому система активно совершенствовалась с учетом простоты и надежности. Специалисты НИИ парашютостроения активно сотрудничали с Государственным испытательным центром Минобороны и ВДВ, в результате чего система Д-6 была доработана до идеального состояния.

Этот парашют можно назвать рекордсменом по количеству прыжков – до полумиллиона прыжков в год. Его используют различные силовые структуры: Росгвардия, ФСБ, морская пехота, МЧС.

Д-10: «патиссон» в небе

На службе ВДВ сегодня находится система Д-10, которая пришла на смену Д-6. Она прошла все испытания в начале 2000-х годов. Конечно, по объему наработки она еще несравнима с Д-6, но со временем приблизится к уровню последнего, считают эксперты. Парашюты Д-6 серии 4 в войсках активно заменяются на Д-10.

Изначально Д-10 создавался для того, чтобы устранить основную проблему, которая существует у десантных парашютов – проблему схождения парашютистов в воздухе. Например, когда десантируется большая группа (до 120 человек), все одновременно раскрывают парашюты в воздухе, и воздушные потоки могут столкнуть парашютистов друг с другом. Даже в такой ситуации конструкторами парашютов предусмотрено спасительное решение – запасной парашют, который можно открыть в ситуации, когда в твой купол провалился другой парашютист. Естественно, посадка все равно будет жесткой – тяжелых травм не избежать.

Д-10 создавался именно для того, чтобы не допустить такого сценария. Поэтому у него такая необычная форма – купол напоминает не шар, а скорее патиссон. Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая уводит парашют при попадании в «след» другого парашюта.

TUS_6220.jpg

Кроме особой формы, у этого парашюта есть еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность, – страхующий парашютный прибор. Выпрыгнув из самолета, через несколько секунд десантник должен дернуть за кольцо, которое раскроет ранец с основным куполом. В случае если парашютист забыл это сделать, за него «дернет кольцо» специальное устройство.

Сегодня Д-10 считается основной парашютной системой ВДВ. С «десятым» прыгают во время тренировок, применяют для реальных боевых прыжков. С этим парашютом десантируются изо всех типов военно-транспортных самолетов (Ил-76, Ан-22, Ан-26 и других), а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26. Десантник весом не более 150 кг сможет с Д-10 прыгнуть с высоты до 4 км, а минимальная высота прыжка составляет 200 метров.

Д-14: парашют для «Ратника»

Как ранее заявлял главный конструктор НИИ парашютостроения Владимир Качалов, российские десантники совсем скоро перейдут на парашют Д-14, который специально создан для «Ратника» – новейшей боевой экипировки, которую часто называют комплектом «солдата будущего».

RUS_1623.jpg
Фото: Минобороны РФ

По своей конструкции новая парашютная система не похожа на все предыдущие модели. Традиционно основной парашют находится за спиной десантника, а запасной – спереди. Грузовой контейнер располагается также сзади, под основным парашютом. Д-14 имеет несколько другую конструкцию: основной и запасной парашюты располагаются за спиной, а спереди – большой грузовой контейнер. На нем расположено несколько точек подвески для различного оборудования, кроме того, контейнер можно использовать как плот при посадке на воду. Благодаря такой конструкции, когда стрелковое вооружение в прямом смысле под рукой, десантник может вступить в бой, находясь еще в воздухе.

Система Д-14 позволяет увеличить массу парашютиста до 190 кг, что особенно важно для «Ратника», хорошо экипированного оружием и снаряжением. Десантироваться можно с высоты от 1200 до 8000 метров, при этом скорость самолета может доходить до 350 км/ч. Даже в таких условиях Д-14 способен обеспечить безопасность прыжков и комфорт для десантника благодаря удачной подвесной системе и равномерному распределению динамической нагрузки.

«Штурм»: без ранца за спиной

Еще одна российская перспективная парашютная система – безранцевый парашют «Штурм». Главная особенность этой модели следует из самого названия – «Штурм» не имеет ранца. Купол такого парашюта уложен в специальном мешке, который находится в салоне самолета. На десантника он крепится при помощи простой подвесной системы, а ввод парашютной системы происходит прямо из воздушного судна.

Видео: НИИ парашютостроения

Это существенно экономит время на десантирование бойцов – ценные минуты не тратятся на раскрытие стабилизирующего парашюта, затем основного. Таким образом десантники могут совершать прыжки с малой высоты – 70-80 метров, а сама высадка десантников может стать внезапным ударом для противника.

При всех своих достоинствах парашютная система «Штурм» еще не принята на вооружение. На данный момент продолжаются испытания системы по использованию в боевых условиях.

Aviatus: Парашюты

Парашют в переводе с французского — устройство, предотвращающее падение.

Спортсмены-парашютисты прыгают с парашютами типа «крыло» — у них прямоугольная форма и аэродинамические свойства, как у крыла самолета.

Для обучения начинающих парашютистов, для спасения людей в случае аварийного покидания воздушного судна (самолетов, вертолетов, дельтапланов, парапланов, воздушных шаров), а также для десантирования военных, грузов и техники, чаще применяются круглые парашюты — они надежнее и проще в управлении.


История создания парашюта

Принцип парашюта был впервые сформулирован в XIII веке Роджером Беконом. В сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он признал возможность постройки летательных машин и указал, что можно опираться на воздух при помощи вогнутой поверхности.

Леонардо да Винчи развил эту идею. В его рукописях есть рисунок парашюта пирамидальной формы и надпись: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Поверхность такого устройства равна примерно 60м2. Эти данные близки современному круглому парашюту.


Рисунок Леонардо да Винчи

Дальнейшее развитие парашютов было связано с развитием воздухоплавания. Частые катастрофы несовершенных аэростатов побудили изобретателей заняться изобретением аппарата для благополучного спуска человека с высоты. В 1783 французский физик Себастиан Ленорман изготовил и испытал такое устройство, прыгнув с обсерватории. Он назвал свое изобретение «парашют» — произведение от двух слов: греческого «para» и французского «chute», что обозначает «против падения».

В течение XIX века прыжки с парашютом были популярны на праздниках и народных гуляниях. Парашюты совершенствовались, но существенных изменений не было.

Ситуация изменилась с развитием авиации в XX веке. Русский актер Котельников был свидетелем гибели летчика Мациевича. Это потрясло его. В 1911 году Котельников запатентовал первый ранцевый парашют, который автономно крепился на летчике. Его идея стала широко использоваться при конструировании парашютов в разных странах. Именно ранцевые парашюты и используются сейчас для спасения летчиков, выброски военных и спасателей, доставки грузов и продовольствия, а также для спортивных прыжков.


Глеб Евгеньевич Котельников со своим изобретением

Применяемые в настоящее время парашюты разделяются на группы:

  • людские — тренировочные, спортивные и спасательные для безопасного снижения в воздухе, приземления или приводнения людей;
  • грузовые — для безопасного спуска на землю десантируемых с самолета грузов;
  • тормозные — для торможения различных тел, движущихся в воздушной среде;
  • специального назначения — для стабилизации движения различных тел в воздухе, безопасного спуска космических аппаратов и других целей;
  • вспомогательные — для обеспечения надежности работы куполов основного назначения.

Тренировочные и спортивные парашюты разделяются на круглые (в форме полусферы) и парашюты типа «Крыло».

Aviatus: Конструкция парашюта типа Крыло

Каждый купол можно описать при помощи следующих характеристик: форма крыла, его наклон и загрузка. Первое и второе определяются конструкцией, последнее — самим пилотом. Каждая из этих характеристик определяет, как будет летать конкретный парашют. Если понимать, что означают эти характеристики, можно — даже не прыгая на этом куполе — с большой вероятностью предположить, как он будет летать. Форма крыла определяется удлинением (aspect ratio) и профилем. Удлинение — это отношение размаха (ширина между боковыми кромками) к хорде (расстояние между передней и задней кромками). Профиль представляет собой отношение высоты крыла к хорде. Наклон определяет, под каким углом к вымпельному ветру конкретная форма крыла позволит добиться лучшего соотношения летных характеристик. А загрузка — это «мощность», которую пилот решает придать системе.

Удлинение

В теории, купола с большим удлинением летают быстрее — потому что чем больше удлинение, тем меньше значение профильного сопротивления по отношению к производимой подъемной силе. Другими словами, 200-футовый девятисекционный купол имеет большую подъемную силу, чем 200-футовый семисекционник, хотя профильное сопротивление у них будет одинаковое. Почему бы тогда не сделать 200-футовый 11-секционник с очень большим удлинением?

На практике, удлинение около 3 к 1 является предельным. При большем удлинении конструктор сталкивается с несколькими проблемами. В отличие от самолетного крыла парашют не имеет жесткого каркаса и поддерживает форму за счет давления воздуха. Парашют летит хорошо только в том случае, когда наполнена каждая секция. Чем больше удлинение, тем сложнее поддерживать давление в крайних секциях. Кроме того, для поддержания правильной формы потребуется больше строп и нервюр. А это означает увеличение сопротивления.

У куполов с большим удлинением короче ход клевант и поэтому они более остро реагируют на вводы. Они склонны резче входить в свал, а при восстановлении наполняются менее равномерно, чем купола с меньшим удлинением. Чтобы начать поворот на куполе с большим удлинением требуется больше времени — но как только поворот начался, он происходит быстрее, чем на менее удлиненном куполе того же размера. Кроме того, у купола с большим удлинением будет больше частей (секций, нервюр и строп) — а значит, больше будет укладочный объем.

Сложности с поддержанием давления в секциях, увеличение сопротивления и необходимость особого контроля за раскрытием — все это привело к тому, что существующие сегодня на рынке купола с наибольшим удлинением так и не перешли границу соотношения 3/1. Удлинение большинства 9-секционных парашютов близко в 3/1; большинства 7-секционных находится в пределах от 1 до 2,2.

Какие лучше? Все имеет свою цену. 9-секционник летает быстрее, чем 7-секционник, потому что создает меньше профильного сопротивления — но у него на 20 процентов больше строп, ребер и сопел, которые увеличивают паразитное сопротивление. В 90-х годах считалось, что 9-секционники лучше планируют (т. е. у них выше аэродинамическое качество — соотношение горизонтальной и вертикально скоростей). Однако несомненные преимущества в скорости и планировании, продемонстрированные 9-секционными куполами за последнее десятилетие, можно с большой долей вероятности отнести за счет новых форм профиля, угла наклона купола (угла планирования) и более эффективной конструкции. Время покажет — создается впечатление, что новые разработки позволят 7-секционным куполам приблизиться по ряду характеристик к 9-секционным. Однако мы можем ожидать, что купола с большим удлинением все-же будут иметь более высокие показатели планирования. 7-секционники более предсказуемы в плане наполнения и в режиме свала — поэтому практически все ПЗ имеют 7 секций. Это же касается куполов для прыжков на точность, купольной акробатики и BASE — разновидностях спорта, где стабильность открытия и поведение на низких скоростях важнее, чем скорость и планирование.

Профиль

Профиль купола определяется формой нервюр — это вид купола сбоку. В общих словах — чтобы создавать подъемную силу, медленно летящее крыло должно иметь толстый профиль (объяснение этому есть в первой главе — надо только пошевелить мозгами!). Обратной стороной является то, что толстый профиль создает больше сопротивления, чем тонкий. Высота профиля парашютов для прыжков на точность и купольную составляет от 15 до 18 процентов от хорды, в то время как у высокоскоростных куполов для RW этот показатель может быть всего 10%. Хотя более тонкий профиль летит быстрее, у него меньше потенциал подъемной силы на низких скоростях, у него резче свал и острее повороты. Не менее важно искривление профиля крыла. Если центр приложения подъемной силы смещен вперед, купол будет иметь большую скорость снижения и очень стабильное наполнение. Смещение центра подъемной силы назад улучшает планирование, но ухудшает наполняемость. Сочетание такого смещения с большим удлинением будет приводить к тому, что углы передней кромки будут складываться на поворотах. Эллиптические купола призваны решить эту проблему: закругление передней кромки и уменьшение длины внешних секций увеличивает наполняемость крайних секций. Как дополнительное преимущество, эллиптические купола более отзывчивы (так как на ввод клеванты реагирует большая часть внешней кромки), что делает их очень резвыми.

Заключение

В общих чертах, форма профиля определяет следующую разницу между 7-ми и 9-ти секционными куполами одинаковой площади:

  • 7-секционный купол более предсказуем в открытии, его укладочный объем немного меньше, чем у 9-секционника аналогичной площади, он меньше подвержен отказам в виде перехлестов. В случае частичного отказа 7-секционник будет вести себя более спокойно (будет медленнее терять высоту и вообще вести себя менее агрессивно).
  • У 9-секционника будет более пологий угол планирования, что дает ему чуть большую дальность. У него «длиннее» подушка, что упрощает ее выполнение, но из приземления придется дольше «выбегать».
  • 7-секционник более стабилен на малых скоростях, дает больше «предупреждений» перед входом в свал, и более предсказуем при выходе из него.
  • У 9-секционника может быть больше горизонтальная скорость — преимущество при полете в условиях ветра.

Загрузка

Термин обозначает вес, который несет парашют. Это, наверно, самый важный фактор, определяющий летные характеристики современных парашютов. В Америке загрузка определяется как отношение фунт/квадратный фут. Значение в фунтах — это вес вас и вашего снаряжения. Квадратные футы указывает производитель (следует однако помнить, что разные производители могут использовать разные методики расчета площади, и при одинаковом весе загрузка куполов одинаковой заявленной площади от разных производителей может различаться — прим. пер.). Для расчета загрузки разделите вес в футах на площадь в квадратных футах. Например, я вешу 190 фунтов, а мое снаряжение — еще 25 (система, комбез и прочее). Вместе мой полный вес составляет 215 фунтов. Если я прыгаю с куполом в 205 квадратных футов, моя загрузка будет 1,05. Студент одного со мной веса под куполом «Манта» (288 футов) будет

Парашюты для дома

Как спасать людей из охваченных пламенем зданий, изобретатели-энтузиасты задумались еще в XVIII веке. После нескольких крупных трагедий в XIX веке пожарная безопасность стала частью строительных кодексов. С тех пор подход к спасению людей из огня пришлось неоднократно пересматривать — не в последнюю очередь из-за появления высотных зданий и небоскребов. Совместно с «НИИ парашютостроения», который в составе холдинга «Технодинамика» входит в Госкорпорацию «Ростех», рассказываем об эволюции средств спасения людей при пожарах и особых парашютах, которые позволяют эвакуироваться из высотных зданий. И тестируем такой парашют.

9/11

Утром 11 сентября 2001 года члены террористической группировки Аль-Каида взяли под контроль четыре американских пассажирских лайнера. Самолеты изменили курс и направились в сторону Нью-Йорка. Жители в ужасе наблюдали, как в 8:46 утра по местному времени рейс 11 врезался в северную башню Всемирного торгового центра. Южную башню около 9:03 протаранил рейс 175. После взрывов начался пожар.

Камеры тележурналистов и собравшихся поблизости очевидцев выхватывали из дыма языки пламени и людей, оказавшихся запертыми на верхних этажах четырехсотметровых зданий. Спасаясь от невыносимого жара, который распространялся значительно быстрее огня, несчастные группами и поодиночке высовывались сквозь оконные проемы, а затем прыгали вниз и разбивались. Сколько всего человек погибло таким образом — неизвестно.

На каждом из 110 этажей обеих башен находилось по три эвакуационных выхода. Как вышло, что люди очутились в безвыходной ситуации? По итогам расследования выяснилось, что после столкновения с самолетами проходы выше 92 этажа в северной башне были заблокированы. В южной башне разрушены оказались две из трех лестниц выше 78 этажа. Эвакуация с крыши оказалась невозможной из-за густого дыма.

У тех, кому 11 сентября 2001 года не повезло оказаться на самом верху башен-близнецов, не оставалось шансов на спасение. Видеокадры и фотографии с летящими навстречу земле людьми приводили в ужас и заставляли думать о том, как не допустить этого снова.


Как спастись из небоскреба

Специалисты по безопасности обратили внимание на высотные здания в конце 1960-х. Тогда основным предметом интереса были аварийные лестницы, а точнее –характеристики, которые могли повлиять на темпы эвакуации: длина, ширина, количество ступеней, расположение в здании. В дальнейшем исследования сфокусировались на том, какую роль во время эвакуации играет поведение людей. А еще несколько десятилетий спустя теракты 9/11 вынудили специалистов вернуться к проблеме спасения людей из небоскребов и задуматься об эффективности различных стратегий и путей эвакуации.

Вообще говоря, безопасность людей во время пожара можно обеспечить даже внутри здания. Стратегия, в рамках которой люди не покидают здание и ждут прибытия спасателей, называется defend-in-place. Для этого необходимо, чтобы конструкция была устойчива к высоким температурам, а внутренние помещения и коммуникации препятствовали распространению дыма и огня. В таком случае эвакуация может и не потребоваться. Но даже сейчас высотки далеко не всегда соответствуют этим требованиям.

Зато небоскребы нового образца, которые возведены на месте разрушенных башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в полной мере учитывают горький опыт. Они устойчивы к высоким температурам, большим нагрузкам и ударам — и все-таки предусматривают оперативную эвакуацию людей.

Строительство Всемирного торгового центра 1 на месте разрушенного Всемирного торгового центра

Official 11 Year Time-Lapse Movie of One World Trade Center / EarthCam, 2015

Их конструкция предполагает больше лестниц, нежели раньше, и особую систему, позволяющую использовать для эвакуации лифты. Исследования показали, что комбинация различных средств эвакуации, которые вполне могут быть не так хороши поодиночке, способна существенно ускорить процесс. При этом эффективность может варьироваться с учетом особенностей поведения людей – например, их готовности ожидать возвращения эвакуационного лифта. В перечень требований, ставших частью строительных кодексов после 11 сентября, помимо прочего, вошла также повышенная огнестойкость и противопожарная защита, ударопрочные шахты лифтов, подсветка путей эвакуации и системы радиосвязи для поддержания контакта с аварийными службами.

Средства эвакуации людей из жилых зданий появились еще до включения норм пожарной безопасности в строительные кодексы и существовали в формате негосударственных инициатив. Как правило, это были вариации веревочных и деревянных лестниц, крепившихся к полу комнаты или подоконнику. Встречались и более оригинальные идеи – например, парашюты, лебедочные системы и мостики, которые перекидывались на другое здание.

В конце XIX — начале XX века крупные пожары в Великобритании и Америке послужили поводом к включению дополнительных норм в строительные кодексы. На фасадах зданий появились лестницы, с точки зрения застройщика обладавшие двумя важными преимуществами: они дешево стоили и без труда устанавливались на существующее жилье. Правда, вскоре стало понятно, что люди используют лестничные площадки не по назначению: складывают вещи или обустраивают спальное место. Со временем нормы пожарной безопасности потребовали наличия дополнительных путей эвакуации, помимо наружных лестниц.

В 1930-х некоторые американские школы и госпитали начали устанавливать металлические эвакуационные желоба. Подобные средства эвакуации – правда, далеко не всегда выполненные из металла – до сих пор пользуются спросом.

Атака на башни-близнецы не только внесла коррективы в парадигму противопожарного дизайна небоскребов, но и оживила рынок нетипичных средств эвакуации. Сразу несколько компаний представили непохожие друг на друга решения: от стального желоба, который закрепляется на крыше высотного здания, до компактного парашюта упрощенной конструкции.

Разработкой узкоспециализированных средств спасения занимаются и в России. Все существующие виды парашютов – космические, грузовые, подводные, шахтные, спортивные и спасательные в том числе – производит парашютный дивизион, созданный на базе холдинга «Технодинамика» Госкорпорации «Ростех».

Одна из последних разработок – индивидуальная парашютная система специального назначения «Шанс», которая позволяет совершать прыжки со сверхмалых высот. «Парашют сам раскрывается на нужной высоте, поэтому его использование не требует специальной подготовки. Эта разработка позволит значительно повысить уровень безопасности при эксплуатации высотных зданий», – рассказывал индустриальный директор авиационного комплекса Госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков.

Идея проекта возникла семь лет назад, однако работа началась только в 2015 году. Не так давно парашют запустили в производство. Корреспонденты N + 1 отправились в московский «НИИ парашютостроения», чтобы посмотреть на него в действии.


Непоследний шанс

В январе 2006 года в здании ПромстройНИИПроекта во Владивостоке случился пожар. Резервный лифт оказался заблокирован, лестница запасного выхода — перекрыта железной решеткой. Машина с пожарной лестницей не смогла подобраться к зданию с нужной стороны. Дым и подступающий огонь в конце концов вынудили девятерых женщин прыгнуть вниз из окон восьмого этажа.

Аварийный парашют в такой ситуации дает возможность спастись: допустимая высота прыжка составляет 33 метра. Если в свободном падении с высоты седьмого-восьмого этажа человек развивает скорость до 50 метров в секунду, то парашют АС-1 (аббревиатура аварийно-спасательный-1) обеспечивает вертикальную скорость приземления в пять метров в секунду. Это все равно что прыгнуть с высоты полутора метров.

На предприятии нас встречает парашютист-испытатель Владимир Нестеров, возглавляющий испытательную службу АО «НИИ парашютостроения». С 1983 года Нестеров занимается испытательной работой. За 37 лет он успел поработать со всем спектром «парашютных людских систем».

«При возможности вывести людей через пожарные выходы или найти безопасное место никакой необходимости прыгать нет, – соглашается Нестеров. – Спасательный парашют нужен, когда ситуация становится совершенно безвыходной». Отсюда и название парашюта – «Шанс».


Короткий полет Ивана Ивановича

У здания «НИИ парашютостроения» повис манекен бледно-зеленого цвета. Вечного испытателя с парашютом «Шанс» за спиной зовут Иваном Ивановичем. На манекене нам демонстрируют подвесную систему АС-1, которая напоминает грубый рюкзак. На месте спинно-плечевые обхваты и грудная перемычка. Глаз цепляется разве что за кажущиеся лишними петли, охватывающие ноги манекена. Владимир Нестеров тянет за регулировочные пряжки и таким образом подгоняет систему под телосложение манекена.

Парашют «Шанс» напоминает грубый рюкзак

Елизавета Кочергина

Вместо внутренностей у болванчика-парашютиста – опилки вперемешку с песком и керамзитом. Состав варьируется в зависимости от задачи. Вес манекена меняется, но объем остается прежним. На этот раз манекен весит 74 килограмма. Парашют добавляет еще пять сверху. Диапазон массы для АС-1 составляет от 45 до 95 килограмм. С учетом самого парашюта получается от 50 до 100 килограмм.

Начинается подготовка к «прыжку». Мы поднимаемся на крышу. Здесь установлена смотровая площадка и совершенно негде укрыться от жары. Температура на солнце подбирается к тридцати градусам. Автоматическая лебедка подтягивает Ивана Ивановича на высоту «прыжка» – чуть менее тридцати метров, где-то на уровне седьмого-восьмого этажа.

Манекен поднимают для «прыжка» на высоту около тридцати метров, где-то на уровне седьмого-восьмого этажа

Елизавета Кочергина

Посмотреть на то, как манекен сбросят с крыши, внизу собираются небольшие группки людей. Новый парашют прошел все этапы испытаний – это более двухсот «прыжков». Большинству сотрудников зрелище давным-давно приелось.

Пять.

Четыре.

Три.

Два.

Один.

Внизу дергают за длинный шнур, привязанный к фалу вытяжного звена. Манекен с лязгом улетает вниз. Почти сразу же раскрываются три купола. Парашютист Иван Иванович, шурша тканью, невредимым опускается на песок.

Прыжок длится всего несколько секунд

Елизавета Кочергина


Делай раз, делай два, делай три

Спортивные или десантные парашюты не подойдут для спасения из горящего здания. Точно так же с аварийно-спасательным парашютом лучше не прыгать из самолета. Конструктивные особенности «Шанса» рассчитаны на эвакуацию из многоэтажного здания и учитывают как очень специфические условия спуска, так и стрессовое состояние человека.

Так, например, процесс подготовки к прыжку в виде пиктограмм нанесен на упаковку. Делай раз – вскрыл пакет. Делай два – надел и затянул подвесную систему. Делай три – зацепил карабин вытяжного звена. В отличие от других парашютов, АС-1 раскрывается принудительно.

При прыжке из окна парашют раскрывается сам — для этого нужно прикрепить карабин к устойчивому предмету в комнате

Елизавета Кочергина

Карабин крепится к устойчивому предмету в комнате – необходимо, чтобы он выдерживал мощность рывка от 50 до 70 килограмм. Замыкающие устройства ранца рвутся под действием веса парашютиста в момент прыжка. Не требуя никаких дополнительных действий, наружу вытягивается содержимое: стропы и три купола по 16 квадратных метров каждый.


Неуправляемый полет

Такое количество упрощений объясняется тем, что аварийно-спасательный парашют выполняет одну-единственную функцию. А потому конструкторы сосредоточились на главном: минимальной безопасной высоте прыжка, допустимом уровне перегрузок и приемлемой вертикальной скорости спуска.

Чтобы сделать безопасным прыжок с высоты седьмого-восьмого этажа, создатели АС-1 предпочли одному большому куполу три маленьких, а в качестве материала использовали ткань с минимальной воздухопроницаемостью. Это позволяет парашюту не только раскрываться за считанные секунды, но и обеспечивать приемлемую для неподготовленного человека перегрузку.

Для куполов использовали ткань с минимальной воздухопроницаемостью

Елизавета Кочергина

У обыкновенного спасательного авиационного парашюта перегрузочные значения в момент раскрытия могут составлять до 16 единиц. В аналогичной ситуации значения АС-1 остаются в пределах 3–5,5 единиц. «Как парашютист говорю, это вполне комфортное значение перегрузок. По субъективным ощущениям, воспринимается, как рывок», – рассказывает Нестеров.

Другое важное отличие «Шанса» от прочих парашютных систем – отсутствие возможности управления. Если человек принял решение прыгать, рассуждает Нестеров, задача «максимум» – обеспечить приемлемую вертикальную скорость.

Прыжок с низкой высоты означает, что человек проводит в воздухе всего несколько секунд, и никаких решений принять не успеет. Если же эвакуация происходит из небоскреба, парашютист столкнется с воздушными потоками, скорее всего, не справится с ними – но так или иначе будет снижаться вдоль здания.

Управлять полетом при прыжке с «Шансом» невозможно

Елизавета Кочергина

На пути к земле купола или стропы парашюта с большой вероятностью могут зацепиться за выступающие элементы конструкции – элементы фасада, кондиционеры, антенны, балконы.

Чтобы человек не повис на здании, которое в этот момент может гореть, кромка купола ослаблена конструктивно и при контакте с препятствием легко рвется. То же самое касается строп парашюта. «Если у обычного парашюта стропы идут только по наружному периметру, по наружной кромке, то здесь есть второй ряд строп, который идет внутри купола», – рассказывает Нестеров. Таким образом, ни разрушение строп, ни даже потеря одного из куполов не должны помешать человеку на безопасной скорости опуститься на землю.

Парашют обеспечивает вертикальную скорость приземления в пять метров в секунду. Это все равно что прыгнуть с высоты полутора метров

Елизавета Кочергина


Удовольствие на один раз

Исходя из необходимости минимизировать безопасную высоту прыжка, а также с учетом отсутствия скоростного напора, купола укладываются без чехлов, а стропы помещаются в специальные петли на дне ранца. Стропы соединены с подвесной системой не разъемными элементами, как в обычных парашютных системах, а попросту вшиты в нее. АС-1 – это одноразовая парашютная система. Обыкновенный парашют нужно время от времени переукладывать. «Шанс» укладывается в ранец рыхло, в течение всего срока службы не требует обслуживания и не рассчитан на повторное использование.

На повторное использование парашют не рассчитан

Елизавета Кочергина

Создатели «Шанса» понимали, что их продукт разрабатывается для людей без подготовки, возможно, раненых и охваченных паникой. И потому создавали простую и надежную конструкцию с оглядкой на минимальный уровень навыков парашютиста, от которого, по словам Нестерова, в результате требуется просто шагнуть в окно.


Дмитрий Левин, Елизавета Кочергина

Оборудование для прыжков с парашютом — Парашютные установки

Парашютная установка, используемая сегодня любым парашютистом, состоит из шести основных частей:

  • Есть и сам парашют, также известный как основной купол .
  • Есть парашют pilot — небольшой (от 12 до 18 дюймов / от 30 до 45 см в диаметре) парашют, который парашютист использует для вытягивания и открытия основного купола. Парашютист выбрасывает пилота.Он ловит ветер и натягивает кусок нейлоновой тесьмы длиной от 7 до 10 футов (от 2 до 3 метров) (известный как уздечка ). Уздечка вытягивает основной навес из контейнера, чтобы он мог надуть.
  • Есть второй парашют, известный как резервный , который доступен на случай, если основной купол по какой-то причине сломается. Основной купол может не выходить из контейнера, он может не надуваться должным образом, может запутаться в своих стропах и так далее.В случае неудачи парашютист может срезать его и задействовать запасной.
  • Есть контейнер , который представляет собой рюкзак, вмещающий основной и резервный парашюты. Контейнер также включает толстые плечевые и ножные ремни, которые надежно удерживают контейнер на парашюте.
  • Есть линии , которые проходят от парашюта к контейнеру через пару толстых ремней, называемых подступенками . Большинство современных парашютов имеют пять наборов строп, которые называются A-образными, B-образными, C-образными, D-образными и тормозными стропами.
  • Существует AAD , также известное как устройство автоматической активации. Если что-то пойдет не так — например, парашютист потеряет сознание или отвлечется — AAD автоматически освободит запасной парашют на высоте около 750 футов (230 метров).

Практически каждый сегодня использует навесов с набегающим воздухом . Этот тип парашюта бывает квадратным или прямоугольным и полностью изготовлен из легкого нейлона. Есть верхний и нижний лист нейлона, а между ними — набор тканевых нервюр.Ребра разделяют парашют на отдельных ячеек . Воздух поступает в переднюю часть купола или ударяет по нему, чтобы надуть ячейки и придать парашюту форму крыла. Эта форма заставляет парашют действовать как крыло (описание крыльев см. В разделе «Как работают самолеты»). Вместо того, чтобы лететь прямо вниз, как с круглым парашютом, вы на самом деле скользите внутрь с помощью парашютного парашюта.

У вас также есть много возможностей управления с желобом набегающего воздуха.У вас есть два набора линий, соединяющих задний край парашюта с левой и правой стороны. Вы управляете этими линиями с помощью двух маркеров, называемых , и переключателей . Когда вы тянете за левый тумблер, вы опускаете заднюю часть левой стороны крыла. Это заставляет левую сторону парашюта замедляться, поэтому вы поворачиваетесь влево. Таким же образом можно повернуть направо. Если вы потянете вместе левую и правую клеванты, это замедлит все крыло и действует как тормоз. Это позволяет при приземлении резко остановиться.Такой уровень контроля делает возможными исключительно точные приземления.

Далее мы посмотрим, как упакован парашют.

,

Парашютная ассоциация США> Найти> Часто задаваемые вопросы> Снаряжение

Сводка — Последовательность развертывания основного парашюта зависит от ряда взаимосвязанных частей, попадающих в воздушный поток по порядку. Доступны различные системы, которые немного различаются, в том числе снаряжение, предназначенное для обучения студентов.

Активация — Большинство опытных парашютистов используют систему выталкиваемого парашюта для раскрытия основного парашюта. Маленький круглый парашют, называемый пилотным парашютом, упакован во внешний чехол.Чтобы начать развертывание, парашютист извлекает парашют из мешка и бросает его в окружающий воздушный поток.

Развертывание — Пилотный парашют прикреплен к остальной части парашюта отрезком тканевой тесьмы или ленты, называемой уздечкой. На середине уздечки находится штифт, удерживающий закрытый контейнер основного парашюта. Когда парашютный парашют надувается в воздушном потоке, он вытягивает штифт, тем самым открывая контейнер основного парашюта. Пилотный парашют и уздечка затем извлекают внутренний мешок для развертывания, содержащий основной парашют.

Тканевая часть парашюта или купола складывается или набивается в сумку, стропы уложены снаружи на резинках. Когда пилотный парашют и уздечка вытягивают сумку для развертывания и отходят от рюкзака, стропы освобождают одну укладку за раз до полного растяжения. После того, как стропы были сняты с внешней стороны сумки, сумка теперь открыта, позволяя главному парашюту надуть.

Inflation — Навесные навесы состоят из серии надувных трубок или «ячеек», соединенных бок о бок по своей длине.Каждая ячейка спроектирована таким образом, чтобы формировать поперечное сечение крылового профиля, поэтому, когда парашют надувается, он образует крылообразный купол, готовый к полету.

Передняя часть каждой ячейки открыта для воздуха, а задняя часть зашита. В надутом состоянии фонарь набегающего воздушного потока представляет собой полужесткую прямоугольную плоскость, похожую на крыло самолета. Он прикреплен к перемычке носом вниз, чтобы он был надутым и летел вперед.

Джемпер управляет куполом и приземляется с помощью двух тросов управления, прикрепленных вдоль задней части крыла рядом с каждым концом.Когда оба рычага нажаты, крыло замедляется, заставляя прыгуна качаться вперед, на мгновение увеличивая угол полета крыла вверх, точно так же, как самолет взрывается при посадке.

,

Парашютная ассоциация США> Найти> Часто задаваемые вопросы> Путешествие с парашютом

Проведение парашютов
В результате усилий USPA и Ассоциации парашютной индустрии Управление транспортной безопасности выпустило общенациональные инструкции для проверяющих, инспекторов и надзорных органов по перевозке парашютных установок на борту коммерческих авиалиний. Прежде всего, директива абсолютно ясно дает понять, что TSA разрешает парашюты на борту как ручной клади, так и в качестве проверяемых предметов, с устройствами автоматической активации или без них.Наконец, в руководстве описывается, как парашютисты должны подготовиться к проверке своих парашютов. Пожалуйста, распечатайте копию «Что я могу принести» с веб-сайта TSA.

Вот что нужно знать парашютистам.
В то время как снаряды с AAD или без них теперь официально принимаются в качестве ручной клади и проверяются, парашютисты все еще могут время от времени сталкиваться с проблемами. У проверяющих есть обязанность тщательно проверять парашюты в соответствии с СОП. Проверяющим сообщили, что ни при каких обстоятельствах они не должны касаться или тянуть за ручки или иным образом силой открывать парашюты.Кроме того, если специалисты по досмотру определят, что необходимо открыть буровую установку для полной проверки, владелец буровой установки должен присутствовать и иметь возможность оказать помощь. По этой причине парашютистам рекомендуется добавить не менее 30 минут к рекомендованному авиакомпанией окну прибытия.

TSA использует различные системы обнаружения взрывчатых веществ в различных аэропортах. USPA запустила множество буровых установок с AAD через системы лаборатории TSA. Результаты показывают, что установки и компоненты не вызывают срабатывания систем обнаружения взрывчатых веществ.Тем не менее, существует множество веществ, с которыми парашютисты могут столкнуться в повседневной жизни, которые запускают эти системы, такие как удобрение травы, фейерверки и остатки огнестрельного оружия, содержащие нитраты, и лосьон для рук, содержащий глицериды. В результате кто-то, кто недавно ходил по полю для гольфа, стрелял из фейерверка или огнестрельного оружия или наносил лосьон для рук, а затем упаковывал свою установку для путешествия, мог непреднамеренно вызвать срабатывание машины обнаружения следов, что потребовало бы от проверяющего откройте буровую установку для тщательного осмотра.

Вот несколько способов облегчить путешествие с парашютом.

Ручная кладь
Парашютисты могут обнаружить, что использование снаряжения в качестве ручной клади может оказаться более простой задачей, чем проверка снаряжения. Буровые установки должны быть внутри сумки для снаряжения или другого подходящего контейнера для ручной клади. Никакие другие предметы не должны быть упакованы с парашютом, так как они могут мешать проверке парашюта, не позволяя инспектору видеть четкое изображение буровой установки. Очевидно, что внимание TSA привлекает такие вещи, как свинцовые грузы, крючковые ножи и плавсредства.По возможности такие элементы следует проверять. Проверяющих больше не должны удивлять или смущать рентгеновские снимки буровых установок, оснащенных AAD. Если по какой-либо причине проверяющие подозревают, что в сумке находится какой-то предмет, они попросят заглянуть внутрь сумки. Если подозрения остаются, проверяющий может протереть сумку и оснастку, чтобы определить, нет ли следов взрывчатых веществ. Затем проверяющий может потребовать открытия буровой установки для тщательного поиска только в случае обнаружения следов взрывчатых веществ. Если буровая установка должна быть открыта, владельцу будет разрешено оказать помощь, и осмотр может быть проведен в месте, удаленном от контрольно-пропускного пункта.Владельцу будет разрешено перепаковать установку. В общем, велики шансы, что установка без происшествий пройдет через рентгеновский аппарат.

Проверяемый объект
В коммерческих аэропортах все зарегистрированные сумки проходят через сложные системы обнаружения взрывчатых веществ. Сумки обыскиваются вручную только в том случае, если они приводят в действие механизм, поэтому вероятность того, что сумку для снаряжения и снаряжение придется открывать, мала. В небольших коммерческих аэропортах используются менее сложные машины для обнаружения следов взрывчатых веществ, которые дополняются случайным поиском вручную.Если проверяющий определит, что парашют необходимо раскрыть, владельцу будет отправлено оповещение, и сообщат, куда ему явиться и оказать помощь.

После регистрации вполне вероятно, что проверенная установка будет проверена TSA в течение 30 минут. Таким образом, оставаясь около билетной кассы в течение 30 минут и обращая пристальное внимание на пейджинговые объявления в аэропорту, можно ускорить процесс, если TSA потребуется открыть буровую установку. Если TSA не может определить местонахождение владельца буровой установки, она не будет транспортироваться рейсом.

Проблемы?
Парашютисты, столкнувшиеся с проблемами со скринингами, должны попросить, чтобы к ним подключился супервайзер. Парашютисты должны настоять на том, чтобы супервайзер ознакомился с «Разделом парашютного скрининга Стандартной операционной процедуры контрольно-пропускного пункта». Парашютисты, столкнувшиеся с неудовлетворительным лечением, должны связаться с USPA по телефону (540) 604-9740 или написать нам по электронной почте.

,

Устройство для открывания парашюта — Wikipédia

Page d’aide sur l’homonymie Pour les article homonymes, voir POD. Page d’aide sur l’homonymie Page d’aide sur l’homonymie À droite de l’image, POD d’un parachute militaire à ouverture automatique en phase d’ouverture En haut, POD d’une voile de secours après une procédure de secours

Le Устройство для открывания парашюта , souvent abrégé par l’acronyme anglais P.O.D. , est un petit sac qui contient le parachute plié. Il se ferme à l’aide d’un rabat et d’anneaux de caoutchouc passant dans les œillets du rabat et bloqués par les Suspentes qu’il permettent de lover.

La séquence d’ouverture est la suivante:

  • la sangle d’ouverture dégrafe le sac harnais,
  • elle extrait le POD du sac harnais (c’est la phase de la photo du parachutiste militaire),
  • les Suspentes se déploient jusqu’au dernier élastique qui libère le rabat et ouvre le POD
  • la voile sort du POD et se déploie.

Dans le cas du parachute de secours, le POD n’est pas fixé à la voile.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *