Аксель (прыжок) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 января 2014; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 января 2014; проверки требуют 30 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Аксель.А́ксель (англ. Axel jump) — один из прыжков в фигурном катании. Является рёберным прыжком. Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Считается самым сложным прыжком в фигурном катании. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного акселя на соревнованиях. Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.
Спортсмен с левым вращением будет выполнять аксель так:
- На прыжок обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).
- Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.
- Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.[1]
- В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.
Возможно исполнение прыжка с подсечки назад вправо (по часовой стрелке) и с захода с правой ноги при маховой левой и приземлении на левую ногу. Это встречается у фигуристов-левшей и в тех редких случаях, когда фигурист может выполнять прыжки в обе стороны. (Стефан Ламбьель, к примеру)
Некоторые фигуристы практикуют аксель с нетрадиционных заходов (тройки назад-внутрь или «кораблика») — такие прыжки сложнее и не столь красивы, но определённо выглядят необычно.
Фазы прыжка[править | править код]
Прыжки менее чем в 1,5 оборота[править | править код]
Аксель в половину оборота известен под названием «перекидной», «вальсовый прыжок», «испанский прыжок»
Однооборотный прыжок с приземлением вперёд на левый зубец — правое ребро называют полуаксель (англ. half-axel).
Одноногий аксель[править | править код]
Фигуристы исполняли также разновидность акселя с приземлением на ту же (опорную, а не маховую) ногу, т. н. «one-foot axel» («одноногий аксель»), вследствие чего появлялась возможность сделать его в каскаде (то есть без дополнительных шагов) с прыжком сальхов. Такой каскад исполняли лишь несколько фигуристов за всю историю фигурного катания: с двойным сальховом исполняли пары С. А. Жука Роднина-Зайцев и Черкасова — Шахрай, Г. МакКеллен (США), а в 1987—90 американка Джил Тренери исполняла его даже с тройным сальховом). В первые годы существования Новой системы судейства одноногий аксель не засчитывался. В современных (2011) правилах это исправлено, но, как правило, невыгодно спортсмену. Это — один из примеров стандартизации фигурного катания этой системой.
Одноногий перекидной известен как «прыжок тройкой»[4].
Аксель ПаульсенАксель Паульсен, давший прыжку имя, впервые исполнил его в 1882 году. Любопытно, что исполнял он прыжок не на фигурных, а на беговых коньках.
Долгое время аксель был исключительно мужской прерогативой. Первой женщиной, исполнившей аксель, считается Соня Хени. Однако сегодня её техника исполнения акселя (сохранившаяся на плёнках голливудских фильмов, в которых она снималась) не была бы признана хорошей, так как в прыжке она заранее сильно поворачивалась и не делала «шага вверх», скорее этот элемент был похож на вращение, чем на прыжок.
- Дик Баттон стал первым фигуристом, исполнившим двойной аксель на соревнованиях. Он сделал это на зимних Олимпийских играх 1948 года, хотя видеозапись прыжка свидетельствует о том, что он, возможно, был недокручен. Тренер Баттона, Гус Ласси, является разработчиком современной техники прыжка.
- В 1953 году Кэрол Хейсс стала первой женщиной, выполнившей двойной аксель.
- Канадский фигурист Верн Тейлор с ошибками (недокрутом и тройками на приземлении) выполнил тройной аксель в ходе соревнований, на Чемпионате мира 1978 года и, под давлением СМИ, ИСУ засчитал этот прыжок[5], при том что судьи оценили выступление невысоко (оценками от 5,3 до 5,7).
- Первым фигуристом, выполнившим тройной аксель чисто, стал Александр Фадеев, на чемпионате Европы 3 февраля 1981, он же впервые выполнил прыжок в каскаде (1983)[6]. 3 марта 1981 Брайан Орсер впервые исполнил тройной аксель на чемпионате мира
[7].
С 1990-х годов прыжок является стандартным элементом в программах мужчин, но из женщин его по-прежнему выполняют немногие.
- Первой женщиной, исполнившей тройной аксель, была Мидори Ито в 1988 году на турнире NHK Trophy. С тех пор ещё только девять женщин — Тоня Хардинг (1991), Людмила Нелидина, Юкари Накано , Мао Асада, Елизавета Туктамышева (2015), Рика Кихира (2018), Мираи Нагасу, Алиса Лю и Алена Косторная (2019) — смогли исполнить этот прыжок на международных соревнованиях, а ещё одна — Кимми Майсснер — исполнила его на Чемпионате США 2005 года.
- После Скотта Хамильтона, победившего на Олимпийских играх 1984 года, единственным фигуристом, не исполнившим
ru.wikipedia.org
Следующий рубеж – четверной аксель? — Исполняя мечту — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Золотой мяч 19
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Евро-2020
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Карьялы
- Кубок Первого канала
- Кубок Шпенглера
- Молодёжный чемпионат мира
- Шведские игры
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Михеев
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Чемпионат мира по баскетболу
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Торо Россо
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Роберт Кубица
- Даниил Квят
- Кими Райкконен
- Фернандо Алонсо
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- US Open
- Australian Open
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Кремля
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC Москва
- UFC 245
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Джон Джонс
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат Европы
- Чемпионат мира
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Сборная России
- Сборная России жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- Мобильные
- Российские
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
www.sports.ru
Реберные прыжки — Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Аксель*. В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной; рис. 38). Существует прыжок в 0,5 оборота — так называемый перекидной, или прыжок тройкой**, аналогичный акселю по способу отталкивания. Методически правильно рассматривать этот прыжок как аксель, но с поворотом на 180°. Аксель выполняют после мощного разбега (скорость его 5—6 м/сек) с переходом при подготовке к толчку к скольжению назад-наружу. Здесь очень важна устойчивость положения тела перед толчком. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не допускать отведения таза, опускания головы, сутулости, выраженной «озабоченности» подготовкой к прыжку.
Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Это требование весьма существенно, так как в противном случае равновесие в толчке может быть нарушено. Угол постановки толчковой ноги в прыжке аксель у квалифицированных спортсменов — 120— 155°. Этот диапазон характерен для прыжков, выполняемых с высокой скоростью разбега. Средняя величина его у фигуристов, хорошо выполняющих прыжок аксель, равна 140°.
У квалифицированных фигуристов величина угла постановки толчковой ноги в прыжках аксель с различным числом оборотов приблизительно одинакова, что свидетельствует о единой технике выполнения начальной части прыжка.
Рассмотрим основные ошибки, возникающие при увеличении начального вращения за счет увеличения крутизны толчковой дуги. Кривизна толчковой дуги при выполнении прыжка аксель, как правило, невелика (радиус ее равен 3—6 м). Тогда угловая скорость вращения, приобретаемая в результате скольжения по дуге, также невелика. Попытка увеличить начальное вращение, увеличив кривизну толчковой дуги, обычно приводит к нарушению поступательного движения продольной оси тела в полете. На рис. 39 даны два варианта выполнения толчковой дуги -малой и большой кривизны. В первом случае направления движения конька и о. ц. т. тела близки, что создает благоприятные условия для создания поступательного движения продольной оси тела в полете. Во втором случае направления движения конька толчковой ноги и о. ц. т. расходятся именно из-за большой кривизны толчковой дуги. В результате к концу толчка направление действия опорной реакции может пройти далеко от о. ц. т. тела. Это, во-первых, уменьшит эффективность толчка, во-вторых, создаст дополнительный вращательный момент, который вызовет поворот продольной оси тела в полете, т. е. ее движение не будет поступательным. Поэтому при обучении толчку в прыжке аксель не следует пытаться увеличивать начальное вращение, увеличивая кривизну толчковой дуги.
Часто встречается ошибка — попытка создать начальное вращение с помощью вращения верхней части тела относительно нижней. Поворот верхней части тела в направлении вращения к концу толчка вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это, в конечном счете, приводит к увеличению кривизны толчковой дуги со всеми ее последствиями. Сильнейшие фигуристы либо не делают такого поворота, либо совершают его в отрицательном направлении (так называемое контрдвижение). Это движение служит для компенсации незначительного поворота тела, вызванного скольжением по толчковой дуге; оно также облегчает выполнение маховых движений. Таким образом, важнейшим условием успешного обучения толчку в прыжке аксель является правильный выбор способа создания начального вращения.
Какие же варианты выполнения толчковой дуги в прыжке аксель встречаются в практике фигурного катания? Встречается несколько вариантов стопора. Прежде всего, это зубцовый стопор, при котором конец толчковой ноги, покидая лед, совершает перекат через зубцы. При этом след, оставляемый на льду, тонкий, не имеет выраженных признаков скобления ребром (рис. 40, а).
Реберный стопор. При выполнении его конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и соскабливает лед передней частью наружного ребра (рис. 40, б).
Интересно мнение специалистов о вариантах стопора. По мнению Ю. Мюллер (ГДР), теоретически стопор без скобления льда — зубцовый — обеспечивает большую высоту прыжка. Для придания телу устойчивого вращения стопор ребром предпочтительнее. К. Фасси (США) придерживается компромиссной точки зрения. Он считает, что след, оставляемый коньком при толчке, должен иметь два участка: выраженное скобление, постепенно переходящее в тонкую линию (рис. 40, в). Другими словами, стопор в прыжке аксель должен быть комбинированным: стопор ребром, переходящий в зубцовый.
Анализ рисунков, оставляемых коньком толчковой ноги, показывает, что при выполнении прыжка аксель чаще всего используется реберный стопор, за ним следует зубцовый, а далее — комбинированный. В прыжке двойной аксель чаще встречается реберный стопор, реже — комбинированный и еще реже — зубцовый.
При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Стопорящее движение, выполненное зубцом конька, более кратковременно и с точки зрения создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество вращательного движения, приобретаемого телом фигуриста при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.
Для выполнения прыжка аксель этого запаса вращения обычно оказывается достаточно для совершения необходимого поворота за время полета. Для прыжка двойной аксель нужно большее количество начального вращения, поэтому при выполнении его чаще имеет место стопор ребром или комбинированный. Кроме того, для толчка с использованием стопора ребром характерен больший угол вылета, что вызвано большим коэффициентом преобразования горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость полета. Стремление увеличить время полета, достичь большей высоты прыжка при выполнении двойного акселя также заставляет обращаться к использованию для отталкивания стопора ребром.
Рис. 39. Толчковая дуга в прыжке аксель: а — правильное выполнение; б — неправильное; Vк — скорость движения конька толчковой ноги; Voцт — скорость движения о. ц. т. |
Таким образом, характер выполнения стопора в прыжках типа аксель играет важную роль, и в процессе обучения необходимо сопоставлять общий технический рисунок прыжка с особенностями каждого способа выполнения стопора. На основе такого сопоставления целесообразно корректировать технику толчка определенного фигуриста.
Сравнение стабильности выполнения прыжков двойной аксель показало, что фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно. Это обстоятельство позволяет предположить, что комбинированный стопор проще с точки зрения надежности управления.
Рис. 40. Варианты стопора в прыжке аксель: а — зубцовый стопор; б — реберный, в — комбинированный |
Опыт доказывает, что овладение реберным и комбинированным стопорами проходит более легко и в более короткие сроки. Вместе с тем подчеркнуто внимательное отношение преподавателя к следу, оставляемому на льду, нередко приводит к тому, что фигурист любыми способами, вплоть до манипуляций стопой, стремится получить требуемый рисунок стопора. При таком подходе к обучению теряется из виду главное — обеспечение необходимых параметров поступательного и вращательного движений. Рисунок, оставляемый на льду при стопоре, может служить лишь для контроля правильности движения в толчке (разгибания толчковой ноги и туловища, маховых движений свободной ногой и руками).
В прыжках аксель с различным числом оборотов очень важна степень проявления стопорящего движения. В перекидном и полуторных прыжках стремление к выраженному стопору необоснованно. Встречается выполнение полуторного прыжка, в котором стопорящее движение выражено значительно, т. е. поворот конька по отношению к направлению прыжка достигает 90°. В таких случаях при переходе к овладению прыжком в 2,5 оборота возникает необходимость приобрести в толчке большее начальное вращение. Попытка сделать это за счет повышения эффективности стопорящего движения иногда вызывает чрезмерный поворот конька относительно направления движения (более 90°) — «выскальзывание» конька и потерю равновесия в толчке.
Для успешного овладения техникой толчка очень важно согласование стопорящего движения, поворота плеч и маховых движений конечностями. Величина опорной реакции в толчке достигает наибольшего значения в момент, когда руки и свободная нога, выполняющие маховое движение, направлены вертикально вниз. В этом положении конек толчковой ноги наиболее глубоко проникает в лед, что субъективно воспринимается фигуристом как упор, позволяющий уверенно выполнить отталкивание.
Освоение стопорящего движения должно начинаться с разучивания перехода на толчковую ногу. Этот переход обычно сопровождается небольшим поворотом плеч в отрицательном направлении. С началом маховых движений плечи и таз фигуриста поворачиваются в положительном направлении. В результате возникает стопорящее движение. На этом этапе обучения большое значение имеет контроль за положением линии плеч: в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом линия плеч должна быть перпендикулярна к направлению движения.
Таким образом, одним из критериев оценки действий в толчке может служить согласование положения линии плеч, маховых звеньев и акцента в стопорящем движении. Фаза активного отталкивания в прыжках аксель длится 0,2—0,3 сек. В течение этого времени звенья тела непрерывно меняют положение относительно друг друга. Для упрощения контроля за толчком в процессе обучения можно оценивать правильность положения тела в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом: если в данный момент маховые звенья направлены вертикально вниз, а линия плеч перпендикулярна к направлению общего движения тела, значит, действия фигуриста согласованны на протяжении всего толчка.
В практике обучения встречаются случаи, когда стопорящее движение возникает раньше или позже указанного момента. В обоих случаях эффективность толчка падает. Субъективно фигурист ощущает в первом случае, что его как бы вдавливает в лед, во втором -— что он осуществляет толчок с ускользающей опоры.
Рекомендуются два пути работы над согласованием стопорящего движения с разгибанием толчковой ноги и маховыми движениями: первый — по субъективному ощущению фигуриста, второй — путь объективной регистрации. Конечно, целесообразнее второй способ, хотя ощущения взрослых фигуристов в ряде случаев также дают преподавателю ценную информацию. Поскольку толчок очень кратко-временен, удобно пользоваться киносъемкой (профильной и зенитной, с частотой 24—32 кадра в 1 сек.). Идеальным методом является сочетание киносъемки с тензометрическим определением величины усилия на конёк толчковой ноги (с помощью тензостельки). Величину давления конька на лед характеризует также глубина оставленного следа. Сочетая киносъемку с регистрацией изменения глубины следа в процессе стопора, можно достаточно точно определить момент наибольшего давления конька на лед.
Рис. 41. Прыжок сальхов: а — двойной; б — тройной |
Обучение маховым движениям в прыжке аксель целесообразно начинать с имитационных упражнений в зале. Эти упражнения должны быть направлены в первую очередь на совершенствование траекторий движения центров тяжести звеньев, выполняющих маховые движения. Выбор траектории движения маховых звеньев в прыжке аксель определяется несколькими положениями.
Для совершения прыжков с максимальным числом оборотов следует уменьшать момент инерции тела при отрыве, одновременно повышая начальную угловую скорость вращения. Поэтому при овладении маховыми движениями руками и свободной ногой следует стремиться, чтобы траектории эти проходили близко от продольной оси тела. В прыжке аксель такого положения можно добиться, если выполнять мах таким образом, чтобы плоскости движений рук и свободной ноги были параллельны продольной оси тела и отстояли от нее на минимально возможное расстояние.
Другое положение заключается в том, что направление перемещения маховых звеньев должно в основном совпадать с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в прыжке аксель приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, именно в этом направлении должны осуществляться маховые движения.
Указанным двум положениям в наибольшей степени отвечает параллельный мах двумя руками в направлении вперед-вверх, аналогичный применяемому в прыжках в высоту при перекидном способе. Направление маха ногой также должно совпадать с направлением общего движения.
Для овладения маховыми движениями можно использовать следующее упражнение. Фигурист стоит на полу, руки опущены. Затем он отводит руки назад насколько может и без задержки энергичным движением посылает их вперед. При прохождении вертикального положения руки должны слегка касаться бедер. Движения рук должны проходить в параллельных плоскостях. Когда фигурист освоит это упражнение, можно использовать также отягощения весом до 1 кг, прикрепляемые к кистям рук.
Рис. 42. Прыжок петля: a — двойной; б — тройной |
Эффективно и аналогичное упражнение с резиновым амортизатором. Овладевая маховыми движениями руками, нужно стремиться максимально отводить их назад, так как это увеличивает путь разгона махового звена и создает предпосылки для увеличения скорости махового движения. В прыжке аксель у сильнейших фигуристов при отведении назад руки достигают горизонтального положения. Угол отведения бедра маховой ноги доходит до 45° по отношению к вертикали. Причем маховая нога должна быть согнута в коленном суставе, так как это уменьшает момент инерции ее относительно оси тазобедренного сустава и облегчает разгон всего звена.
Упражнения с отягощением и амортизаторами полностью применимы и для совершенствования махового движения свободной ногой.
Чрезвычайно важен в прыжке характер торможения маховых звеньев: чем быстрее торможение, тем более эффективно маховое движение. Поэтому другой важнейшей задачей имитационных упражнений является обучение быстрому торможению махов. Приведенные упражнения одновременно направлены и на совершенствование торможения махов. Однако в начале обучения акцент должен делаться на соблюдении правильности траектории движения и лишь затем — на быстроте торможения махов.
Сальхов*. В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что создание начального вращения осуществляется двумя наиболее эффективными способами: скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, конец которого завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу — назад-внутрь (рис. 41, а). Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.
Отрыв ото льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается широким маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Существует два варианта выполнения маха, несколько различающихся между собой. В первом тело фигуриста в конце толчка оказывается в раскрытом положении благодаря акцентированным маховым движениям рукой и ногой в направлении общего движения тела. Во втором варианте свободную ногу в конце толчка скрещивают спереди с толчковой, в результате чего группировку фигурист начинает выполнять уже в толчке. В обоих вариантах маха важна синхронность движений свободной ногой и одноименной рукой.
Первый способ позволяет достичь большей высоты и длины прыжка и зрелищно более эффектен. Второй способ облегчает выполнение плотной группировки, поэтому рекомендуется для прыжка в 3 оборота.
Уверенное скольжение по толчковой дуге — одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки вперед-наружу — назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь (6—8 сек.). Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие. В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот. Для подхода к прыжку можно использовать переступание с хода правой вперед-внутрь на левую назад-внутрь. Этот подход обеспечивает более устойчивое скольжение по толчковой дуге (рис. 41, б).
Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу — назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами конька и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко акцентируя разгибание толчковой ноги и маховые движения в конечный момент толчка.
Петля. Выполняется она аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит это название (рис. 42). Этот прыжок является одним из самых сложных реберных прыжков, что объясняется трудностью предотвращения раннего поворота тела в направлении вращения, а также ограниченной амплитудой маховых движений. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу — вперед-внутрь с последующим переходом на другую ногу на ход назад-внутрь. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить за скрещенным спереди положением свободной ноги и не допускать поворота верхней части тела в направлении вращения.
Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию так называемого классического варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу — назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. В прыжке петлей устойчивость исходного для толчка положения отрабатывают, выполняя тройки вперед-наружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение тела позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.
Рис. 43. Прыжок оллер |
При разучивании прыжка петлей в 2 и более оборотов следует использовать пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей. Полезно и такое упражнение — прыжок после длительного скольжения (3 — 4 сек.) по пологой дуге ходом назад-наружу, свободная нога сзади. Перед толчком свободную ногу выносят вперед, а верхнюю часть тела поворачивают в сторону, противоположную направлению предстоящего вращения. Толчок выполняют не касаясь льда свободной ногой и не делая раннего поворота верхней части тела в сторону вращения. Толчковая дуга в этом прыжке должна быть пологой, с закривлением в конечной части. Делают ее, как и в других прыжках, на ребре конька с минимальным участием зубцов.
Рис. 44. Прыжок валлей |
Оллер *. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу (рис. 43). Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.
Валлей**. Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу — назад-внутрь, во время которой голову и руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете (рис. 44). Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляется внутренним ребром конька и сопровождается энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.
Рис. 45. Прыжок внутренний аксель |
Прыжок валлей является единственным в настоящее время реберным прыжком, выполняемым с отрицательным направлением вращения тела в полете. Сложность создания начального вращения в толчке затрудняет выполнение этого прыжка в 2 и более оборотов.
Внутренний аксель. Прыжок осуществляют толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 45). В исходном перед толчком положении свободная нога и противоположная рука отведены назад. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу.
При разучивании важно контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует значительно наклонить тело внутрь дуги (до 70- 75°), поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия в сторону выпуклости толчковой дуги.
Прыжок «кораблик». Он отличается исходным и конечным положениями тела (рис. 46). Толчок и приземление выполняют здесь на наружных или внутренних ребрах. Положение «кораблик» можно принять только в толчке, а выезд осуществлять другим способом. В любом варианте прыжка главное — четкость сохранения положения и в толчке, и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик».
Рис. 46. Прыжок «кораблик» |
www.tulup.ru
Фигурное катание. Аксель – король прыжков и прыжок королей — 6,0 — Блоги
- Главная
- Футбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Трансферы
- Золотой мяч 19
- Россия
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Сборные
- Олимп-ФНЛ
- Евро-2020
- Ливерпуль
- Тоттенхэм
- Челси
- Арсенал
- Зенит
- Барселона
- Реал Мадрид
- Спартак
- Сборная России
- Манчестер Юнайтед
- Салах
- Сон Хын Мин
- Азар
- Месси
- Роналду
- Головин
- Мбаппе
- Суарес
- Дзюба
- Неймар
- Хоккей
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- КХЛ
- НХЛ
- Кубок Карьялы
- Кубок Первого канала
- Кубок Шпенглера
- Молодёжный чемпионат мира
- Шведские игры
- Чешские игры
- Юниорский чемпионат мира
- Вашингтон
- СКА
- ЦСКА
- Авангард
- Тампа-Бэй
- Питтсбург
- Спартак
- Динамо Москва
- Рейнджерс
- Нью-Джерси
- Александр Овечкин
- Артемий Панарин
- Никита Кучеров
- Андрей Свечников
- Евгений Малкин
- Евгений Кузнецов
- Сергей Бобровский
- Андрей Василевский
- Никита Гусев
- Илья Михеев
- Баскетбол
- Матчи
- Новости
- Блоги
- Статусы
- НБА
- Turkish Airlines EuroLeague
- Единая лига ВТБ
- НБА плей-офф
- Зарплаты НБА
- Чемпионат мира по баскетболу
- Лейкерс
- ЦСКА
- Бостон
- Голден Стэйт
- Милуоки
- Торонто
- Чикаго
- Сан-Антонио
- Оклахома-Сити
- Зенит
- Сборная России
- Сборная США
- Леброн Джеймс
- Стефен Карри
- Кобе Брайант
- Джеймс Харден
- Кайри Ирвинг
- Кевин Дюрэнт
- Кавай Ленард
- Расселл Уэстбрук
- Алексей Швед
- Яннис Адетокумбо
- Авто
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Формула 1
- MotoGP
- Формула 2
- Формула E
- Ралли Дакар
- Шелковый путь
- Феррари
- Макларен
- Ред Булл
- Мерседес
- Уильямс
- Хаас
- Торо Россо
- Рейсинг Пойнт
- Рено
- Альфа Ромео
- Льюис Хэмилтон
- Себастьян Феттель
- Роберт Кубица
- Даниил Квят
- Кими Райкконен
- Фернандо Алонсо
- Шарль Леклер
- Валттери Боттас
- Даниэль Риккардо
- Макс Ферстаппен
- Теннис
- Новости
- Блоги
- Статусы
- US Open
- Australian Open
- Ролан Гаррос
- Уимблдон
- Мужчины
- Женщины
- Кубок Кремля
- Кубок Дэвиса
- Новак Джокович
- Роджер Федерер
- Рафаэль Надаль
- Наоми Осака
- Симона Халеп
- Мария Шарапова
- Серена Уильямс
- Карен Хачанов
- Даниил Медведев
- Александр Зверев
- Эшли Барти
- Бокс/MMA/UFC
- Новости
- Блоги
- Статусы
- UFC
- MMA
- Бокс
- UFC Москва
- UFC 245
- Хабиб Нурмагомедов
- Конор Макгрегор
- Федор Емельяненко
- Александр Усик
- Василий Ломаченко
- Энтони Джошуа
- Деонтей Уайлдер
- Сауль Альварес
- Джон Джонс
- Александр Емельяненко
- Ставки
- Фигурное катание
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Гран-при
- Чемпионат Европы
- Чемпионат мира
- Сборная России
- Сборная Японии
- Сборная США
- Сборная Канады
- Сборная Франции
- Алина Загитова
- Евгения Медведева
- Александра Трусова
- Анна Щербакова
- Михаил Коляда
- Елизавета Туктамышева
- Этери Тутберидзе
- Татьяна Тарасова
- Биатлон
- Гонки
- Новости
- Блоги
- Статусы
- Кубок мира
- Кубок IBU
- Сборная России
- Сборная России жен
- Александр Логинов
- Мартен Фуркад
- Йоханнес Бо
- Доротея Вирер
- Дмитрий Губерниев
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Прочие
- Главная
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Теннис
- Бокс/MMA/UFC
- Ставки
- Фигурное катание
- Биатлон
- Стиль
- Лыжи
- Легкая атлетика
- Волейбол
- Регби
- Олимпиада-2020
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстремальные виды
- Экзотические виды
- Промокоды
- Матч-центр
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Авто
- Биатлон
- Новости
- Футбол
- Хоккей
- Баскетбол
- Теннис
- Авто
- Бокс/MMA/UFC
- Биатлон
- Фигурное катание
- Прочие
- Блоги
- Блоги
- Форумы
- Статусы
- Комментарии
- Футбол
- Россия
- Сборные
- Лига чемпионов
- Лига Европы
- Англия
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Украина
- Южная Америка
- Голландия
- Португалия
- Африка
- Любительский
- Азия
- Беларусь
- ФНЛ
- Хоккей
- 🏒Чемпионат мира по хоккею 2019
- Россия
- Сборные
- НХЛ
- КХЛ
- Баскетбол
- Turkish Airlines Euroleague
- Россия
- НБА
- Зарплаты НБА
- Еврокубки
- Сборные
- Еврочемпионаты
- Женский баскетбол
- Биатлон
- Чемпионат мира по биатлону
- Кубок мира по биатлону
- Теннис
- ATP
- WTA
- Кубок Дэвиса
- Кубок Федерации
- Ролан Гаррос
- Авто
- Формула-1
- Мото
- Ралли
- ДТМ
- Другие серии
- Бокс/MMA/UFC
- UFC
- Бокс Профи
- ММА
- Прочее
- Фигурное катание
- Чемпионат мира по фигурному катанию
- Прочие
- Американский футбол
- Бадминтон
- Бейсбол
- Бильярд/снукер
- Борьба
- Бобслей/сани/скелетон
- Велоспорт
- Водные виды
- Волейбол
- Гандбол
- Гимнастика
- Гольф
- Гребля
- Единоборства
- Керлинг
- Конный спорт
- Коньки/шорт-трек
- Легкая атлетика
- Лыжи
- Мини-футбол
- Настольный теннис
- Парусный спорт
- Пляжный футбол
- Покер
- Регби
- Современное пятиборье
- Стрельба
- Триатлон
- Тяжелая атлетика
- Фехтование
- Хоккей на траве
- Хоккей с мячом
- Шахматы
- Экстрим
- Экзотические виды
- Подкасты
- Статусы
- Популярные
- Новые
- Рейтинг букмекеров
- Бонусы букмекеров
- Легальные
- Зарубежные
- Киберспортивные
- Мобильные
- Российские
- С кэшбеком
- Fantasy
- Fantasy
- Прогнозы
- Редакционные игры
- Киберспорт
- Прогнозы на спорт
www.sports.ru
один из самых сложных прыжков в фигурном катании
Аксель в фигурном катании — это реберный прыжок, отличающийся высокой трудностью исполнения и длинной историей происхождения. Данный элемент часто включают в свою программу профессиональные фигуристы. Он одновременно украшает выступление и подтверждает мастерство спортсмена.
Об акселе
Впервые подобный был исполнен норвежцем Акселем Паульсеном в 1882 году (интересно, что его коньки были беговыми). Именно поэтому данное движение называется акселем. Только спустя 66 лет Дик Баттон смог повторить это достижение на соревнованиях.
Чуть раньше него (в 20-е годы XX века) Соня Хени тоже была близка к этому, но все же ее техника вызывала некоторые нарекания. Из-за сильного предварительного поворота, выполняемого женщиной, движение мало напоминало прыжок аксель и больше походило на вращение.
Тип элемента
Аксель — это прыжок, с переменой ноги и положительно направленным вращением. Его одинарная разновидность подразумевает выполнение 1,5 оборота, а двойная (дупель) — 2,5 оборотов. Первый дупель катание получило в 1953 году. Его исполнила Кэрол Хейсс.
Справка! В качестве связующего элемента выступления может использоваться прыжок в 0,5 оборота, называемый «перекидным» или «испанским». Его исполнение обычно не вызывает трудностей, но выглядит красиво.
Тройной аксель в фигурном (3,5 оборота) представляет собой прыжок с выпадом и тройным разворотом. Исполнение этого сложно прыжка, который является главным в женской программе, заключается в правильной группировке. Благодаря этому удастся сделать 3,5 поворота подряд.
Мужчинам данное движение дается сравнительно легко, и они должны делать его как часть основной программы.
Интересно! Тройной прыжок (триксель) зачастую ниже, чем двойной. Это вызвано необходимостью выполнения быстрой группировки.
Все спортсменки, выполнившие тройной аксель в ходе Олимпиады, получают заметное рейтинговое преимущество. В истории фигурного известно только о шестерых женщинах, которые осилили этот элемент. Первой из них стала Мидори Ито («Девочка-цунами»), продемонстрировавшая свое умение в 1988 году.
Справка! Рекорд в 3,5 оборота еще не побит. История не имеет подтверждений того, что кому-то удалось выполнить четверной реберный прыжок с выпадом.
Техника выполнения
Аксель считается уникальным по технике исполнения элементом, поскольку спортсмен движется вперед, и может сделать только нецелое число оборотов. На этапе подготовки к , фигурист сильно разбегается, скользя назад — наружу. Далее воспроизводится следующая последовательность действий:
- Спортсмен отталкивается.
- Фиксирует тело в прямой позиции (таз не выпячивается, осанка ровная, голова не опускается).
- Замедляется, осуществляет нерезкий (но и не слишком расслабленный, иначе это снизит качество исполнения) переход к основной части.
- Сделав 3,5 оборота во время нахождения в воздухе, приземляется.
Пошаговая методика выполнения аксель в фигурном :
- Разминочное скольжение (необходимо для набора скорости и выполняется на правой ноге).
- Выпад.
- Разворот со смещением массы тела на левую нижнюю конечность.
- Приседающее движение (его нужно делать медленно).
- Скольжение (выполняется на левой ноге).
- Прыжок вверх.
- Замедление движения с помощью конькового лезвия, сопровождаемое подъемом свободной ноги вперед.
После этого спортсмену нужно будет обернуться в воздухе нужное число раз и, правильно сгруппировавшись, приземлиться на правую ногу.
Начальное вращение в акселе создано специальным стопорящим движением, выполненным коньком толчковой ноги (хотя профессионалы могут пробовать и некоторые другие варианты). Попытка увеличить кривизну толчковой дуги приведет к потере устойчивости. Аналогичного результата можно ожидать при вращении верхней части тела, вслед за которой поворачивается и низ.
Важно! Учиться правильному выполнению акселя придется долго и много. Потребуется не только ходить на уроки, но и много заниматься самостоятельно.
Сложность выполнения
В ходе соревнований можно прыгнуть акселем не больше двух раз, причем второе исполнение элемента будет учтено, только если он будет частью комбинации или . Максимальная оценка, которую можно получить за него при высокой сложности выполнения — 8,5 баллов. Если выступающий падает, то у него отнимают 1 балл.
Аксель (тройной) в противовес тулупу — трудный для исполнения элемент. Однако его будет легче освоить, если во время обучения сосредоточиться не на приземлении, а на самом . Можно даже использовать специальные тренажеры, которые позволят улучшить качество исполнения этой части элемента. Новичкам, которые желают побыстрее стать на лед и покорять вершины славы советуем не торопиться, а тщательно и постепенно изучать все элементы и прыжки. От техники и умения в дальнейшем зависит успех.
vsnege.com
один из самых сложных прыжков в фигурном катании
Одним из самых сложных элементов фигурного катания является прыжок. Во время него спортсмен отрывается ото льда, совершает в воздухе несколько оборотов вокруг своей оси и приземляется на одну ногу. Аксель прыжок в фигурном катании считается наиболее сложным. Связано это с его технической уникальностью — он единственный имеет дробные количество оборотов.
Что такое аксель
Впервые новый прыжок исполнил Аксель Паульсен, по имени которого и назвали элемент. Произошло это в 1882 г., и это был первый прыжок в фигурном катании. А вот появления акселя в два оборота пришлось ждать больше полувека. Есть разговорные названия этого элемента. Дупель в фигурном катании — это аксель в два оборота, тройной прыжок называется триксель.
Аксель легко отличить от других прыжков. Вращение начинается в момент, когда спортсмен находится лицом по ходу движения. Поэтому число оборотов здесь никогда не бывает целым. Это единственный двойной прыжок, разрешенный в короткой программе вне каскада. На соревнованиях спортсмены исполняют 2,5 и 3,5 оборота. Одинарный аксель в 1,5 оборота в программы не включается никогда и на соревнованиях может получиться лишь случайно.
Техника прыжка
При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.
Фазы прыжка
Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:
- Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
- Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
- Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
- После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
- Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.
Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой.
Варианты акселя
Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.
Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.
В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.
В фигурном катании у девушек тройной аксель относится к элементам «ультра-си» и на соревнованиях почти не встречается. Связано это с большими физическими и психологическими нагрузками, которых требует его выполнение. У мужчин триксель, как правило, проблем не вызывает. Однако аксель в четыре оборота пока не делает никто.
Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».
В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.
Советы фигуристам
На что необходимо обращать внимание при выполнении акселя:
- начальное вращение происходит только за счет движения конька и маха свободной ногой. Попытки ускорить его за счет поворота корпуса в момент отталкивания приведут к «вываливанию» из оси вращения и неудачному выезду;
- замедлить движения можно тремя способами: с помощью ребра, зубца или комбинируя оба способа. Для совершения многооборотных прыжков больше подходит реберный или комбинированный стопор. Он позволяет ускорить вращение в момент отталкивания и облегчает выполнение двойных и тройных прыжков;
- требуется синхронное выполнение тормозящего и махового движения. Поскольку сам момент отталкивания занимает доли секунды, такая слаженность приходит с опытом. Облегчает разбор техники съемка с последующим просмотром на замедленной скорости;
- в момент освоения прыжка можно мысленно проговаривать его фазы. Большинство спортсменов перед исполнением элемента также мысленно визуализируют его, тем самым как бы «программируя» тело на правильное выполнение.
Важно: легче с самого начала усвоить правильную технику, чем потом переучиваться. Поэтому азы должен поставить тренер.
Предупреждения и возможные травмы
Любой прыжок в фигурном катании таит в себе риск. Как любят говорить спортсмены, «лед скользкий». Поэтому от падений никто не застрахован. Но можно снизить их вероятность и опасность серьезных травм:
- прежде, чем осваивать прыжки, желательно научиться «правильно» падать. Группировка поможет избежать серьезных травм;
- приступать к выполнению нового элемента нужно после того, как освоен предыдущий;
- коньки должны быть по размеру и хорошо фиксировать голеностоп.
Последствием неудачного прыжка может стать ушиб, растяжение или разрыв связок, перелом.
Аксель можно назвать вершиной мастерства фигуриста. Это самый сложный прыжковый элемент, а его правильное выполнение говорит об отличном владении техникой. Перекидной прыжок, который является базой для акселя, может освоить любой. Но чтобы скрутить два или три оборота, потребуется время и терпение.
sportotip.ru
Аксель — один из самых сложных прыжков в фигурном катании
Аксель в фигурном катании это реберный прыжок, отличающийся высокой трудностью исполнения и длинной историей происхождения. Данный элемент часто включают в свою программу профессиональные фигуристы. Он одновременно украшает выступление и подтверждает мастерство спортсмена.
Об акселе
Впервые подобный прыжок был исполнен норвежцем Акселем Паульсеном в 1882 году (интересно, что его коньки были беговыми). Именно поэтому данное движение называется акселем. Только спустя 66 лет Дик Баттон смог повторить это достижение на соревнованиях.
Чуть раньше него (в 20-е годы XX века) Соня Хени тоже была близка к этому, но все же ее техника вызывала некоторые нарекания. Из-за сильного предварительного поворота, выполняемого женщиной, движение мало напоминало прыжок аксель и больше походило на вращение.
Тип элемента
Аксель это прыжок, с переменой ноги и положительно направленным вращением. Его одинарная разновидность подразумевает выполнение 1,5 оборота, а двойная (дупель) 2,5 оборотов. Первый дупель фигурное катание получило в 1953 году. Его исполнила Кэрол Хейсс.
Справка! В качестве связующего элемента выступления может использоваться прыжок в 0,5 оборота, называемый «перекидным» или «испанским». Его исполнение обычно не вызывает трудностей, но выглядит красиво.
Тройной аксель в фигурном катании (3,5 оборота) представляет собой прыжок с выпадом и тройным разворотом. Исполнение этого сложно прыжка, который является главным в женской программе, заключается в правильной группировке. Благодаря этому удастся сделать 3,5 поворота подряд.
Мужчинам данное движение дается сравнительно легко, и они должны делать его как часть основной программы.
Интересно! Тройной прыжок (триксель) зачастую ниже, чем двойной. Это вызвано необходимостью выполнения быстрой группировки.
Все спортсменки, выполнившие тройной аксель в ходе Олимпиады, получают заметное рейтинговое преимущество. В истории фигурного катания известно только о шестерых женщинах, которые осилили этот элемент. Первой из них стала Мидори Ито («Девочка-цунами»), продемонстрировавшая свое умение в 1988 году.
Справка! Рекорд в 3,5 оборота еще не побит. История не имеет подтверждений того, что кому-то удалось выполнить четверной реберный прыжок с выпадом.
Техника выполнения
Аксель считается уникальным по технике исполнения элементом, поскольку спортсмен движется вперед, и может сделать только нецелое число оборотов. На этапе подготовки к прыжку, фигурист сильно разбегается, скользя назад наружу. Далее воспроизводится следующая последовательность действий:
- Спортсмен отталкивается.
- Фиксирует тело в прямой позиции (таз не выпячивается, осанка ровная, голова не опускается).
- Замедляется, осуществляет нерезкий (но и не слишком расслабленный, иначе это снизит качество исполнения) переход к основной части.
- Сделав 3,5 оборота во время нахождения в воздухе, приземляется.
Пошаговая методика выполнения прыжка аксель в фигурном катании:
- Разминочное скольжение (необходимо для набора скорости и выполняется на правой ноге).
- Выпад.
- Разворот со смещением массы тела на левую нижнюю конечность.
- Приседающее движение (его нужно делать медленно).
- Скольжение (выполняется на левой ноге).
- Прыжок вверх.
- Замедление движения с помощью конькового лезвия, сопровождаемое подъемом свободной ноги вперед.
После этого спортсмену нужно будет обернуться в воздухе нужное число раз и, правильно сгруппировавшись, приземлиться на правую ногу.
Начальное вращение в акселе создано специальным стопорящим движением, выполненным коньком толчковой ноги (хотя профессионалы могут пробовать и некоторые другие варианты). Попытка увеличить кривизну толчковой дуги приведет к потере устойчивости. Аналогичного результата можно ожидать при вращении верхней части тела, вслед за которой поворачивается и низ.
Важно! Учиться правильному выполнению акселя придется долго и много. Потребуется не только ходить на уроки, но и много заниматься самостоятельно.
Сложность выполнения
В ходе соревнований можно прыгнуть акселем не больше двух раз, причем второе исполнение элемента будет учтено, только если он будет частью комбинации или каскада. Максимальная оценка, которую можно получить за него при высокой сложности выполнения 8,5 баллов. Если выступающий падает, то у него отнимают 1 балл.
Аксель (тройной) в противовес тулупу трудный для исполнения элемент. Однако его будет легче освоить, если во время обучения сосредоточиться не на приземлении, а на самом вращении. Можно даже использовать специальные тренажеры, которые позволят улучшить качество исполнения этой части элемента. Новичкам, которые желают побыстрее стать на лед и покорять вершины славы советуем не торопиться, а тщательно и постепенно изучать все элементы и прыжки. От техники и умения в дальнейшем зависит успех.
irksportmol.ru