сравнительный тест туристических эндуро — журнал За рулем
Gran turismo allroad — пожалуй, самое точное название этого класса мотоциклов.
000_moto_0311_012
Их не запишешь в стан сугубо асфальтовых аппаратов, но и до чистокровных эндуро им как пешком до Дакара, зато по уровню мощности, престижа, комфорта и наворотов они легко вписываются в каноны GT. А как они чувствуют себя на российских дорогах и вне их?
Тридцать лет назад внедорожный мотоцикл отличался от дорожного только шириной руля да задранным под седло глушителем. Сейчас деление на классы, виды и подвиды привело к тому, что почти каждая новая модель создает себе отдельную нишу с присущими только ей особенностями и возможностями. Оттого попытка сравнить в лоб эти формально схожие по ТТХ и назначению аппараты обречена на фиаско. Каждый из этой троицы уже побывал в наших руках, и совершенно очевидно, что все они — абсолютно разные, хоть и описываются кратким определением «большие эндуро для путешествий». Но попробуем разобраться, что же скрывается за современным определением «эндуро для путешествий», насколько суть мотоциклов отвечает общепринятому смыслу понятия «эндуро» и вообще, чего ждать от каждого из них, чтобы не разочароваться в ожиданиях.
ВЕРНУТЬ ЛЕТО. Чтобы лучше раскрыть сущность наших испытуемых, а заодно внести некоторое разнообразие в программу теста, мы отправились подальше от столичной толчеи и ночных заморозков, поближе к ареалу естественного обитания туристических эндуро — в Краснодарский край. Там в достатке и отличнейшие шоссе, и серпантины, и горные каменистые грунтовки, и песчаные косы и традиционные российские развороченные грузовиками дороги. В общем, там есть все, чтобы в сжатые сроки вытащить на свет всю подноготную каждого аппарата.
Возле одного из мотосалонов в Краснодаре к нам подошел какой-то парень:
— О, новая Multistrada… Я как раз думал поменять свой нынешний мотоцикл на нее или на «гуся». Эх, везет вам, ребята! Можете и сейчас ездить. А у нас уже холодно.
— «У нас» — это где?
— В Москве.
— Так мы оттуда и приехали…
В глазах «земляка» в момент отобразилась вся гамма чувств — от жалости и радости до зависти и недоумения. Оно и понятно — когда покидали пределы столицы, термометр показал ровно ноль градусов. Большинство «нормальных» мотоциклистов уже давно зачехлило боевой транспорт, набило хомяцкие норы-зимовки теплыми пледами и м преспокойно готовиться к спячке. Но нам все равно: мы бежали из промозглой осени вслед за летом.
Путь на юг запомнился выгоревшими и почерневшими от копоти лесами в Воронежской области, молочными туманами от Ростова-на-Дону до Краснодара, из которых словно ниоткуда выплывали дальнобойные тяжеловесы — и снова возвращались в никуда. В очередной раз поразили и левиафановского вида стоянки дальнобойщиков, обросшие подобно старым затонувшим судам многочисленными лавками и лавчонками «общепита» и «товаров в дорогу». Однако самый яркий образ в памяти оставила тотальная «стахановская» стройка по всей длине М-4.
После Краснодара, где подобрали остальных участников пробега, мы оставили на время «олимпийскую» трассу, направив колеса наших турэндуро в сторону Тамани — мимо бескрайних виноградников по отличному асфальту с глубокими затяжными поворотами. Вот здесь уже чувствуется близость гор. Ровные лучи магистралей постепенно уступают место петляющим лентам двухполосных дорог с безупречной разметкой. И чем ближе к горной гряде, тем интереснее становится маршрут. Особенно, по пути к маяку в Большой Утриш мим
www.zr.ru
Какой эндуро выбрать новичку: 250 или 450 кубов?
Легкие, надежные, маневренные эндуро привлекают мотолюбителей тем, что им по плечу дороги, которые не под силу другим. Они проще относятся к ошибкам, предоставляя больше свободы, поэтому на них легче получить первые навыки езды. Чем же привлекательны эти мотоциклы и какой эндуро выбрать новичку?
Что такое эндуро?
Название берет начало от слова «indurare», что в переводе с латинского означает «выносливый», «терпеливый». Действительно, мотоцикл этого класса в основном предназначен для бездорожья, но широко востребован не только благодаря этому – он комфортабелен и быстр, как метеор.
Исторически байк связан с мотоспортом – гонками с препятствиями на дорогах (которые назвать таковыми можно лишь условно), требующих от мотоциклиста и его железного коня смелости, силы и выносливости. В ходе эволюции эндуро стали применяться по нескольким направлениям, в том числе и любительском по обычным дорогам.
Характерными особенностями мотоциклов эндуро являются:
- одно(двух)цилиндровый двигатель;
- большее по диаметру переднее колесо;
- широкий высоко поставленный руль;
- маломощность;
- большой подвесочный размах;
- низкое моторное звучание.
Классификация
Существует три основных группы байков этого класса.
Хард
Внешний вид становится поводом для ошибочного отнесения их к спортивным мотоциклам. Действительно, у них много общего – и это не случайно, ведь харды строятся нередко на базе кроссовиков. Однако это абсолютно не значит, что так оно и есть.
От остальных своих собратьев-эндуро хард в первую очередь отличается:
- отменной прочностью ходовой;
- энергоемкостью;
- ударостойкостью деталей и отделки при минимальной массе;
- высокой удельной мощностью в сравнении с другими эндуро и соотношением к весу.
Однако у хардов есть и минусы: измерение ресурса в моточасах, схожее с кроссовыми байками, и более сжатые, чем у «гражданских» мотоциклов, интервалы техобслуживания.
Софт
Этот класс пригоден для езды как по внедорожью на природе, так и по накатанным городским проспектам. Поэтому его часто называют байком двойного применения (англ. Dual-purpose bike) или компромиссным эндуро.
Прекрасный вариант для любителей наслаждаться природой, рыбаков, жителей деревни. Ему не страшны кочки, ямы и другие препятствия.
Сегодня, к сожалению, эта категория у производителей характеризуется явным смещением в сторону асфальтовых мотоциклов.
Туристический эндуро
Комфортен для дальних путешествий, оснащен оборудованием от защитных дуг до систем навигации. Наиболее востребованный класс байков, особенно за рубежом, продажи значительно превосходят другие типы эндуро.
Мощный двигатель и прочные подвески – все это рассчитано на большую загруженность не в ущерб техническим параметрам и ресурсу. Минусом является, пожалуй, только усложнение езды по российскому бездорожью из-за большого веса и габаритов. Все остальное – на высшем уровне.
Покупая эндуро, прежде всего следует исходить из своих целей, финансовых возможностей и наличия опыта.
Какой эндуро купить для начала: 250- или 400-кубовый?
Чтобы понять, на каком эндуро и почему лучше всего делать свои первые шаги начинающему мотоциклисту, нужно смотреть не только на предназначение байка, но и на кубатуру движка.
«Софт» (до 250 кубов)
Весят в среднем 120 кг. Небольшая масса и габариты являются одним из основных достоинств в сравнении с более кубатурными эндуро. Относительно недорогие. Им по плечу любые загородные условия, при этом они маневренны в мегаполисе.
Не норовисты, без проблем простят некоторые оплошности управления, поэтому вполне годятся новичкам для освоения езды. Небольшой подъем по седлу очень кстати мотоциклистам маленького роста. Двигатели простые с одним цилиндром воздушного охлаждения.
Легкие (250-300 кубов)
Самые, пожалуй, популярные у российских мотоциклистов внедорожники. Главное достоинство так называемых «четвертинок» состоит в том, что они универсальны и стоят меньше кубатурных собратьев. Для старта новичка и обучения навыкам вождения они также прекрасно подходят.
При небольшом весе 250-ки имеют хорошую мощность. Они придают уверенности в городском потоке и на трассе, где надежный и неприхотливый одноцилиндровик позволяет промчаться с ветерком до 140км/ч. Благодаря крепкой ходовой, энергоемким подвескам и разноразмерным колесам обеспечивается спокойное прохождение разбитых проселочных дорог и бездорожья, преодоление рвов, камней, бревен, бордюров и т.д.
К этому же классу (250-300) относится и более жесткий вариант. Его отличает спортивный уклон – более прочные подвески, небольшой бензобак, узкие седла, символические фары. Это в принципе такой же кроссач, поэтому новичку, не имеющему хороших навыков, приобретать его не рекомендуется. Реализация всех возможностей жесткого эндуро в 300 кубов под силу только опытному мотоциклисту.
Если рассматривать по классу назначения, то софт и туристические 250-кубовые эндуро могут быть идеальным вариантом для новичка. Они имеют более спокойный характер и практически каждый начинающий мотоциклист сможет без проблем их оседлать.
«Средние» (400-650 кубов)
Класс сбалансированных универсалов и мощных спортивных байков для новичков вряд ли сгодится – за рулем этих эндуро место только натренированным мотоциклистам. В целом же это отличная техника для ежедневных прогонов и дальнобоя по любым дорогам. На трассе комфортабельнее и скорострельнее, чем «чекушки». Весят в среднем 140 кг.
«Тяжелые» (от 650 кубов)
Предназначены в основном для дальних странствий по дорогам и бездорожью. Есть жесткие вариации – продолжатели рода первых чемпионов известных гонок; есть мягкие – вседорожники. Ни на те, ни на другие новичкам лучше не садиться.
Весят такие монстры 1.5-2 центнера. Кроме классических одноцилиндровых двигателей, среди них можно увидеть и двухцилиндровые, и V-образные вариации.
Другие критерии выбора эндуро для новичка
Вариант софт (250 кубов и меньше) лучше всего подходит новичку, поскольку отвечает основным критериям мотоцикла для начинающих:
- Легкость и простота управления. Управлять им просто, как велосипедом, да и протиснется он везде из-за узкого профиля и высокого руля – не заденет зеркала большинства авто.
- Хороший обзор. Достигается благодаря высокой прямой посадке – можно смотреть поверх автомобилей без проблем.
- Одноцилиндровый двигатель. Обеспечивает тягу с самых низов, что как раз подходит начинающим.
- Простота и небольшие затраты в обслуживании.
- Достаточная для новичков скорость. Любителям прокатиться с ветерком вполне хватит крейсерской скорости за 100 км/ч (плюс-минус 10). Ограничивает скорость отсутствие обтекателя и длинный подвесочный ход, при этом она не зависит от кубатуры двигателя (поэтому при выборе софта не стоит гнаться за мощностью – масса важнее). Время разгона до 100 км зависит от быстроты переключения передач (они короткие), для новичка будет полезным поучиться делать это быстро. К тому же будет возможность освоить навык работы своим весом.
Рейтинг лучших эндуро для новичков
Итак, вы уже собрали нужную сумму денег, чтобы приобрести подходящий байк. Спешить не стоит, ведь нужно подобрать эндуро согласно своим желаниям и потребностям. Варианты, которые будут представлены ниже, подойдут по всем критериям.
Honda XR 250 Baja
Его не перепутаешь с аналогичными моделями – производитель обеспечил мотоцикл большой сдвоенной фарой и более надежным мотором с хорошей нижней тягой, что будет не лишним на бездорожье.
28 л.с. и вес в 119 кг – вполне подходящий вариант для новичка, чтобы почувствовать, что такое настоящий байк. Но для дальних путешествий он вряд ли подойдет, так как оснащен жестким и узким сиденьем, к тому же загруженный зад ощутимо разгружает переднее колесо, что не добавляет комфорта.
Оснащение задней подвески рычажной системой дает ей возможность работать лучше маятника. Именно эта модель покоряла просторы Алтая, высокогорья Тывы и другие горные местности, где показала себя превосходно.
Стоимость б /у модели составит от 2000 до 5000 у.е., а новой – от 6000 у.е.
Смотрите обзор и тест-драйв этой модели эндуро:
Yamaha TTR250 Raid
Представляет собой популярную версию «туриста» TT-R 250. Отличается большим седлом и баком, рассчитанным на 400 км. Двигатель надежен и прост, охлаждение воздушное. Пригоден для мегаполиса и дальних непростых походов. Огромная фара защищена рамкой и светит мощно.
Подвески не такие крутые, как на Хонде, но для легкого бездорожья вполне пригодны, а новичку пока и не нужны прыжки с препятствиями. А вот научиться управлять эндуро на нем можно. Данная модель проста в управлении и маневрах. Движок хорошо показывает на низах и на верхах – это тоже плюс для начинающих. Весит 120 кг, имеет мощность в 30 л.с.
Стоит от 1500 до 3500 у.е. в зависимости от пройденного километража. Без пробега обойдется в районе 4000 у.е.
Обзор характеристик, преимуществ и недостатков Yamaha TTR250 Raid представлен в этом видео:
Yamaha XT 250 Serow
Вмещает в себя лучшее серии XT – надежность и простоту. Производители разрабатывали эту модель специально для сложного бездорожья. Оснащен мотоцикл четырехтактным движком (воздушное охлаждение, двухклапанная головка).
Ходовая – с усредненными подвесочными ходами и современной полудуплексной рамой. 20 лошадиных сил, легкий вес (119 кг) плюс великолепный внешний вид и простота в управлении – отличный выбор для новичка. Yamaha Serow способен дать фору многим байкам на бездорожье, но для дальних путешествий не очень годится.
Стоимость новой модели может составлять до 8000 у.е., а с пробегом – от 1900 до 7000 у.е. в зависимости от года выпуска и количества намотанных километров.
Обзор и тест-драйв этого эндуро представлен в следующем видео:
Yamaha WR250R
Выпускается сравнительно недавно, особенно если сравнивать с предыдущими моделями – с 2008 г. Напоминает по дизайну кроссовые эндуро, что только придает привлекательности. Рама из алюминия – это облегчает массу мотоцикла.
Ход подвески с двух сторон одинаковый и считается одним из наиболее удачных среди аналогичных моделей – 27 см. Отлично регулируются задние амортизаторы. Единственное, что может считаться недостатком – мотоциклистам низкого роста будет сложно им управлять, т.к. высота по седлу составляет 930 мм.
Стоят подержанные модели от 3500 до 7500 у.е., а новые – от 8000 у.е.
Обзор основных характеристик Yamaha WR250R и тест-драйв мотоцикла смотрите в этом видео:
Suzuki Djebel 250
Мотоцикл хорошо сбалансирован и набирает год от года все большую популярность на российском бездорожье и не только. В массовое производство запущен в середине девяностых, задуман производителем как эндуро-путешественник.
Оснащен объемным семнадцатилитровым бензобаком и мощным движком, имеет воздушно-масляное охлаждение с радиатором. Длинная база обеспечивает устойчивость на трассе, а маленький вес (118 кг) и тридцать «лошадок» дают не завязнуть в грязи.
Модель можно купить за 1000-3000 у.е.
Смотрите видеообзор и впечатления от езды на этом эндуро:
При огромном разнообразии мотоциклов рассказать обо всех моделях эндуро невозможно. Тем не менее, основные критерии обозначены. С учетом бюджета и предпочтений новичку легче будет сориентироваться при покупке нужной модели. Ну а на каком конкретно байке остановить свой выбор, каждый решает сам.
bestmoto.pro
советы и самые надежные модели
Многие новички в мотоспорте не могут понять, в чем разница между эндуро и кроссом. Часто люди путают, например, раптор с кроссовым байком или совсем не понимают, что такое «эндурo», и уж тем более, какой лучше выбрать.
Эндуро – это мотоциклетные гонки, проходящие на пересеченной местности или любом дорожном покрытии на длительные расстояния, промежутком в несколько дней…
Выбор байка эндуро для новичка
Накопив нужную сумму для покупки мотоцикла (1515$ – 1700$) не стоит сразу идти в любой салон и покупать что попало.
Выбор нужно делать с умом, подбирая мотоцикл по своим потребностям, например, какой вам нужен эндуро для девушки или для парня, а может сразу для двоих. Мы подобрали несколько вариантов моделей, подходящих к этим критериям.
Honda XR 250 Baja
Сложно перепутать этот мотоцикл с любым другим, ведь разработчики наградили его парой огромных круглых фар, что выделяет его в массе аналогичных моделей. Те, кто стали хозяевами этого мотоцикла постоянно изъявляют желание проехаться на нем куда-нибудь подальше. Однако, вряд ли такой поездкой можно вдоволь насладиться.
Эта модель имеет жесткое и узкое сиденье, а загрузка зада приводит к заметной разгрузке переднего колеса, так что езда быстро приводит к дискомфорту. Набирая скорость, мотоцикл теряет устойчивость. Но, конечно же, у «Бахи» есть и положительные черты.
Он имеет более надежный мотор, чем мотоциклы аналогичных моделей. Также тесты отмечают хорошую нижнюю тягу и гибкость двигателя, что может пригодиться на бездорожье.
Но при этом он вибрирует гораздо сильней. Задняя подвеска оснащена системой рычага, позволяя работать лучше, чем простой маятник. Baja также имеет меньший вес по сравнению со своими одноклассниками. Приверженцы именно этой модели не раз разъезжали в Алтае, по высокогорью Тывы и в других живописных местах. В горной местности такие мотоциклы также имеет хорошие показатели.
Yamaha TTR250 Raid
Эта модель не создана для прыжков. TTR250 – это универсальное средство передвижения, которое хорошо подойдет для каждодневной езды или для путешествий на длительные расстояния. Но его подвески не рассчитаны для прыжков, поэтому выбрать его для этих целей будет ошибкой.
Yamaha TTR250 прост в управлении, а маневрировать им еще легче. Двигатель отлично показывает себя как в работе на низах, так и на верхах, что будет огромным плюсом для того, кто делает выбор своего первого железного коня. Насчет эргономичности TTR250 существуют разные точки зрения.
- Некоторые выделят его, как удобную модель, прекрасно подходящую для путешествий.
- Другие сетуют на слишком большой бак и неудобную конфигурацию бокового пластика, что может ограничить свободу действий водителя во время езды стоя.
Многие отмечают простоту и продуманность карбюратора, благодаря наличию ускорительного насоса. Имея желание можно сделать небольшой апгрейд и добавить кик и масляный радиатор.
Yamaha XT225 Serow
Модель Yamaha XT225 также достойна нашего внимания и тщательного рассмотрения. Вы спросите почему 225-я, а не 250? Потому что 250-ю модель очень трудно найти в продаже, и заострять на ней внимание из-за этого не стоит.
XT225 не имеет внешней агрессивности, той что присуща его одноклассникам. Многие критикуют байк по этой причине, однако это довольно субъективное мнение. Смысл кроется в самом названии – Serow. Слово сероу на японском означает местного горного козла, который без труда скачет по горным склонам, но большой скоростью не обладает.
Yamaha Serow может превзойти многие мотоциклы на бездорожье, но для дальней поездки он не подойдет.
Даже не из-за маленькой скорости, а из-за скользкого и неудобного сиденья. Но для новичка – это самый лучший выбор, так как модель невысокая и легкая, и с ней справится любой ездок.
Yamaha WR250R
Эта модель более новая, по сравнению с теми, что мы описывали. Ее серийное производство стартовало в 2008 году. WR250R очень схож с кроссовыми моделями, делая его более привлекательным или даже красивым. Кроме того, он довольно высок – 930 мм по седлу. Из-за чего использовать его людям с низким ростом и без особых навыков будет довольно сложно.
Байк оснащен алюминиевой рамой, делая его вес менее значительным. Ход подвески Yamaha WR250 один из лучших, из тех, какой можно выбрать в данном сегменте, ход сзади и спереди – 270 мм. Также можно хорошо отрегулировать задние моноамортизаторы.
Похожие статьи
zextrem.com
Классификация Мотоциклов Эндуро часть 3
ПродолжениеЧасть 1 mar-man.livejournal.com/5784.html
Часть 2 mar-man.livejournal.com/6072.html
Легкие эндуро, с объемом двигателя 250сс-300сс. (продолжение)
…для далеких рейдов более приспособлены туристические версии некоторых из них, но о них разговор будет позже.Софт эндуро и эндуро для внедорожного туризма класса 250сс. Универсальные мотоциклы, хороши при повседневной эксплуатации и неспешных внедорожных покатушках. Отличаются от своих спортивных собратьев более мягкими подвесками и несколько более комфортными седлами, а туристические версии — весьма популярные у нас в стране(Baja, Raid, Djebel) так же и бензобаками с большим объемом и большими мощными фарами позволяющими безопасно передвигаться в ночное время.
Honda AX 1 от 85000 руб 29л.с. 117кг. Уникальный мотоцикл-долгожитель, дебютировавший в 1986 году, байк выпускался для японского рынка до 1998 г. Непревзойденный «городской» эндуро. Наделенный уникальными ходовыми качествами, мотоцикл легок в управлении как на асфальте, так и на ровной грунтовке. Динамические качества компактной машинки удивляют: максимальная скорость 140 км/ч и разгон до «сотни» за 6,5 секунд обычно характерны аппаратам более солидным. Надежный и мощный двигатель водяного охлаждения. Небольшие габариты и высота по седлу. Колеса размером 19″ спереди и 16″ сзади.
в 1986 году – конструкторы компании продемонстрировали своё виденье двухколёсного покорителя мегаполиса: поджаристого, вёрткого, стремительного, лёгкого и пижонистого. Высокотехнологичные узлы соседствуют с проверенными временем схемами. К последним можно отнести простую и прочную стальную дуплексную раму из труб прямоугольного сечения. Задний подрамник способен выдержать не только рюкзак с тетрадками, но и туристический баул с палаткой и снаряжением. А подвески рассчитаны фактически на весь срок службы мотоцикла. Но настоящим брильянтом на АХ1 стал силовой агрегат – весьма навороченный одноцилиндровый 4-х клапанный мотор, «водянка» с «табунчиком» почти в 30 «лошадей» — образец сверхнадежности Honda. Приплюсуем сюда эталонную шестиступенчатую КПП и поймём, почему поклонников этой модели по всему миру до сих пор насчитываются сотни тысяч. И пусть по количеству лошадиных сил аппарат был не самый энерговооруженный, но зато это, наверное, первый 250-кубовый эндуро, который можно на современный манер назвать фандуро – мотоцикл для удовольствия.
Honda XL 250 Degree от 95000 руб 26л.с. 119кг. Эндуро-ветеран, выпускался с 1991г. и до сих пор считается одним из лучших в классе, во многом благодаря надежному двигателю с водяным охлаждением аналогично устанавливаемом для АХ-1, и успевшему отлично зарекомендовать себя в самых разных условиях. Мягкость подвесок не распологает к скоростным продубасам в стиле ралли-рейдов, но в обычных условиях она — вне конкуренции. Лёгкий, маневренный, низкий по седлу, удобный и в повседневных поездках и для бездорожных вылазок в глуши.
Honda XR 250 Baja от 100000 руб 28л.с. 119кг. Как и на хардовом XR воздушная 28-ми сильная 250-ка на этой модели ничуть не уступает своим «водяным» конкурентам по параметрам, а в некоторых условиях и превосходит их (падать и прорываться через кусты можно, не опасаясь повредить радиатор). Модификация Baja комплектуется огромной сдвоенной фарой с защитным бугелем, багажником и бензобаком увеличенной емкости.
Kawasaki KL 250 Super Sherpa от 100000 руб 26л.с. 113кг. Мотоцикл двойного назначения выпускается с 1996 года для японского рынка. Узкая рама и большой дорожный просвет приближают пропорции машины к спортивным мотоциклам для триала. В качестве силового агрегата использована специальная версия четырехклапанного одноцилиндрового двигателя с воздушным охлаждением. Мотоцикл соперничает с очень популярной в Японии моделью Yamaha Serow. Так же как xt-225 Serow и xl-250 Degree, супер-шерпу относят к редкой породе «горных» эндуро, общие черты подобных мотоциклов — низкая высота по седлу, короткая база, малая масса — эти качества облегчают и улучшают управление на сложном бездорожье.
Yamaha XT 250 Serow от 100000 руб 18л.с. 116кг. Обновленная серия XT вновь на высоте. Лучшие качества внедорожной ямаховской серии — простота, надежность и дружелюбие к пилоту в полной мере реализована в XT 250. Неприхотливый и тяговитый «неубиваемый» 4-х тактный двигатель воздушного охлаждения с 2-ух клапанной головкой, специально разрабатывался для суровых условий бездорожья. Ходовая часть с умеренными ходами подвесок и новая полудуплексная рама. Современный дизайн и непревзойденная легкость в управлении.
Yamaha TTR 250 Raid от 100000 руб 30л.с. 121кг. Распрастраненная туристическая версия популярного хард-эндуро TT-R 250. Изюминка Raid – огромное комфортное седло (спокойно вмещающее на себе оба номера) + бак 16 литров (около 400 км! без дозаправок). Простой и надежный двигатель воздушного охлаждения обладает динамикой вполне достаточной и для города, и для сложного похода, впрочем как и на спортивной версии, встречаются варианты с маслянным радиатором. Большая круглая фара в защитной рамке обеспечивает мощный свет. Более мягкие чем на хардовом оригинале подвески более приспособлены для дорог и легкого off-roude, нежели для продубасов в спортивном стиле.
Susuki Djebel 250 от 90000 руб 30л.с. 118кг. Особенно популярный за последние год-два в России мот-внедорожник. Великолепно сбалансированный и крепкий эндуро-проходимец, задуманный конструкторами как мотоцикл для путешевствий, выпускается с 1996г. Мощный и резвый двигатель воздушно-маслянного охлаждения с радиатором, «локомотивная» фара в защитном бугеле, монументальный багажник и объемный бензобак емкостью 17л. Благодаря более длинной чем у одноклассников базе, устойчив и стабилен на асфальтовых трассах, небольшая масса позволяет не подкачать в грязи, а энергоемкие подвески одинаково хороши на дороге и на бездорожье. Регулируемая ходовая позволяет изменять высоту мотоцикла, пресс-масленки облегчают обслуживание подвески. С 2001г. стал выпускаться с новым вакуумным карбюратором — отклик на ручку газа стал более плавным и улучшилась тяга на низах. С 2001г. для американского рынка выпускается «облегченная» спортивная версия Джебеля с меньшей массой — DR-Z 250, отличающаяся меньшим бензобаком, фарой и другими звездами.
«Джебел — это жесткий, офферный и очччень продуманный дрын, выпускаемый только на внутренний японовский рынок. Если вам нужна пулялка на выходные или кроссовый мот или нечто поднимающее вас в чужих глазах, то не надо его покупать. Он не мажорный мальчик, а реальный мужик. И предназначение его другое. Любят его на севере.»
Спортивные, «жесткие» эндуро (хард-эндуро) класса 400-650сс. — выбор опытных эндуристов-любителей и пилотов-профессионалов. «Боевые машины» различных экстремальных гонок, победители «Бах» и «Дакаров». Мотоциклы этого класса «профессиональный инструмент» для участия в соревнованиях эндуро и ралли-рейдов. Конструкторы постарались выжать всё для достижения максимальной мощности, совершенной управляемости и максимального облегчения этих машин, не даром лидеры этого класса разрабатывались на базе мощнейших кроссовых апаратов. Цена этому — узкая специализация таких мотоциклов, ведь использовать «боевые» гоночные эндуро например для обучения вождению просто небезопасно.
Honda XR400R от 140000 руб 33л.с. 121кг. Выпускавшийся с 1996 по 2006гг, XR400R конечно не такой резкий и быстрый, как его современные конкуренты-одноклассники, но зато можно с уверенностью сказать, что такого удачного баланса надежности, мощности и удобства в эксплуатации среди конкурентов вы вряд ли найдете. Эта очень популярная в недалеком прошлом модель, укомплектованая рамой, пластиковыми деталями и компонентами подвесок такими же как у модели XR250R, имеет 400сс воздухоохлаждаемый двигатель с технологией RFVC. К недостаткам можно отнести отсутствие электростартера на большинстве моделей.
Suzuki DR-Z400E от 150000 руб 48л.с. 119кг. Сильными чертами модели являются комфортабельное (по спортивным меркам) седло, отличная подвеска и мягкая но достаточная мощность, контролировать которую уверенно и точно смогут даже начинающие пилоты. Мягкая посадка мотоциклиста, хорошая работа подвески и быстрая управляемость в совокупности создают отличный многофункциональный байк. Модель DR-Z400E с кик-стартером легко заводится и хорошо подходит как для любительских покатушек на бездорожье, так и для серьезных гонок.
Honda CRF450X от 150000 руб 48л.с. 116кг. Оснащен 4-тактным двигателем разработаным на основе мотора знаменитого участника мотокроссов — CRF450R, комплектуется электростартером. Алюминиевая рама полудуплексной конструкции и энергоемкие подвески Showa. CRF450X обладает отменной динамикой и утонченной внешностью. Легкий, компактный, при этом с мощным «крутильным» мотором он послушен и легок в управлении и на пустынных трассах ралли-рейдов и в условиях тяжелого бездорожья.
YAMAHA WR450F от 190000 руб 50л.с. 113кг. Легендарный гоночный эндуро выпускается японским концерном уже не первый год, и за это время успел пройти путь от 400-кубовой модели »с претензией» до победоносного гоночного аппарата, неоднократно побеждавшей в мировых Гран-при. Четырехтактный пятиклапанный двигатель жидкостного охлаждения объемом 450сс, обеспечивает неукротимую тягу в небывалом диапазоне низких и средних оборотов, что дает непревзойденные характеристики на любом бездорожье. А алюминиевое шасси, спроектированое для максимальной управляемости в самых суровых условиях обеспечивает новый уровень контроля и управляемости. Yamaha WR450F имеет все шансы быть лидером класса «450сс».
Honda XR600R от 135000 руб 46л.с. 127кг. Хонда выпускала этот мотоцикл много лет с 1985 по 2000гг. Воздухоохлаждаемый двигатель этого многократного победителя пустынных гонок «Баха» очень похож на моторы XR400 и XR250, с таким же клапанным механизмом RFVC. Несмотря на отсутствие электростартера, этот крепкий, неприхотливый и надежный мотоцикл за многие годы снискал уважение и у профессиональных гонщиков и у простых любителей покататься по бездорожью.
Honda XR650R от 200000 руб 61л.с. 131кг. Выпускаемый с 2000г. самый мощный аппарат серии XR — Honda XR650R. Это не апгрейд на старый мотоцикл XR600 — это совершенно новый байк. Оснащенный абсолютно новым, 649сс, «заряженным» жидкостноохлаждаемым четырехтактным двигателем SOHC мощностью 61,2 л.с., который установлен в дуплексную раму, изготовленную из алюминиевого сплава. По «наследству» от гоночной серии XR разве что отсутствие электростартера. XR650R — мощнейший, профессиональный эндуро, он выиграл все пустынные гонки, в которых участвовал.
Универсальные, «гражданские» эндуро (софт-эндуро) класса 400-650сс. В отличии от их спортивных собратьев эти универсальные мотоциклы практичны и дружелюбны. Они комплектуются всем необходимым для использования на дорогах общего пользования, в т.ч. электростартером. Двигатели этих «рабочих лошадок» надежны и неприхотливы, а более «мягкие» настройки подвесок одинаково удобны и в повседневных поездках, и в фановых оff road покатушках. Несмотря на несколько более высокую массу они достаточно мощные и маневренные, поэтому, для подготовленных пилотов не составит особого труда ни прохождение спортивных трасс ралли-рейдов, ни покорение сурового бездорожья. Для мотоциклов этого класса выпускаеться огромное количество разнообразного тюнинга, так что при желании их можно превратить как в «экстремальных», или наоборот комфортабелных «туристов-дальнобойщиков», так и довести до уровня спортивных собратьев.
Suzuki DR-Z400S от 170000 руб 40л.с. 133кг. Бесспорный лидер в классе 400-450сс, универсальный DR-Z400S — удачный во всех отношениях мотоцикл с достаточно мощным и динамичным для своего уровня четырехтактным мотором жидкостного охлаждения, жесткой ходовой частью и электростартером. В сравнении со спортивной модификацией, мотоцикл характеризуется более мягким и «цивилизованным» характером, а также комплектуется полноценной «дорожной» светотехникой и имеет более мягкие и комфортные настройки подвески. Надежен и достаточно неприхотлив. Популярность модели обусловлена его характеристиками — при сопоставимых показателях мощности, мотоцикл заметно легче по массе и острее в управлении, нежели его более кубатурные, 600-650сс собратья, поэтому и сейчас, спустя десятилетие начала производства, байк остаеться современным и не имеет достойных конкурентов. Для длительных путешевствий небольшой бензобак и жесткое, узкое сидение имеет смысл заменить.
Yamaha XT400 Artesia от 180000 руб 31л.с. 146кг. Уменьшенная в кубатуре внутрияпонская модификация знаменитого XT600E немного легче и также проста и неприхотлива. Умеренные ходы подвесок обуславливают высоту по седлу ниже чем обычно у мотоциклов этого класса, а динамичностью и мощностью двигателя скорее напоминает 250-ки, при этом, мотоцикл достаточно тяговит, экономичен и легок в управлении. Хорошо подойдет новичкам и низкорослым пилотам.
Yamaha XT600E от 200000 руб 42л.с. 156кг. Выпускавшийся до 2004г. XT600E, один из любимых мотоциклов искателей приключений и путешественников-кругосветчиков. Ведет свое происхождение от легендарного победителя первых «Дакаров», XT500. Имеет простой и надежный, как револьвер, двигатель-воздушник, который также устанавливается на TT600. Слабых мест у мотора нет: изначально очень удачная конструкция 1975 года (ХТ500) к началу 90-х была доведена «до звона». Мотор XT-хи необычайно вынослив и неприхотлив, способен питаться бензином любого качества, а интервал замены моторного масла через 6000км. Рама на XT600 простая и в меру прочная, в которой двигатель используеться как несущий элемент конструкции, а подвески — с умеренным ходом и энергоёмкостью, поэтому мотоцикл не расчитан на жесткие «продубасы» и прыжки с трамплинов, но для дальних поездок — то, что надо. XT600 надёжен и дешёвле других в обслуживании, а благодаря свободной посадке и достаточно широкому и мягкому седлу наделен определенным уровнем комфорта. Мотоцикл хорош в качестве «рабочей лошадки» и отлично подходит в качестве туристического внедорожника.
Honda XR650L от 200000 руб 43л.с. 148кг. Отлично себя зарекомендовавший и особо почитаемый мотопутешевствениками XR650L выпускаеться без существенных изменений с 1993г. Благодаря сверхнадежному и простому в обслуживании двигателю от NX650 Dominator и крепкой, спортивной ходовой от XR600R этот универсальный байк стал легендой в мире мотоциклов. Двигатель с «фирменным» клапанным механизмом RFVC стал ещё более тяговитым чем на «Доминаторе», просторная посадка и достаточно широкое седло делают мотоцикл удобным в дальних поездках, проблема маленького бензобака решается тюнингом, а крепкая ходовая и достаточно энергоемкие подвески хорошо работают и на дорогах и на бездорожье. Несмотря на то что по современным меркам мотоцикл несколько тяжеловат, попрежнему остаеться весьма востребован и любителями эндуро и пилотами-профессионалами.
Suzuki DR650SE от 190000 руб 43л.с. 147кг. Наследник выпускавшихся в 80-ых и начале 90-х гг. моделей DR-600, DR650 Djebel и DR650RSE, этот мотоцикл выпускаеться до сих пор. Последняя модификация — DR650SE, запущенная в серию в 96-м по праву стала наиболее совершенной моделью этого «внедорожно-раллийного семейства». Мотоцикл великолепно сбалансирован и выделяеться безукоризненной легкостью в управлении, сравнительно небольшой массой, крепкой ходовой частью с «мягкими» но достаточно энергоемкими подвесками и надежным и простым в обслуживании двигателем воздушно-маслянного охлаждения. Мотоцикл Suzuki DR650SE не самый мощный в классе, но более остальных сбалансирован и хорошо подходит и для динамичных внедорожных покатушек и для повседневных городских поездок и для продолжительного вседорожного дальнобоя.
Kawasaki KLR650 от 90000 руб 42л.с. 153кг. Выпускаемый с 1987г. KLR650 постоянно и своевременно модифицировался, оставаясь конструктивно современным и весьма популярным в Европе и «Новом Свете». Сошедшие с конвеера в последнее десятилетие KLR650 оснащены жидкостноохлаждаемым двигателем с продвинутой системой DOHS и имеют несколько модификаций разной степени «внедорожности», среди которых есть даже военная, для армии США, оснащенная всеядным мотором, одинаково хорошо «кушающим» и любой бензин и солярку JP8.
Часть 1 mar-man.livejournal.com/5784.html
Часть 2 mar-man.livejournal.com/6072.html
mar-man.livejournal.com
Внедорожные мотоциклы — покорители бездорожья — Мотоциклы | Гонки на мотоциклах
Внедорожные мотоциклы созданы для того, чтобы покорять бездорожье, различные трамплины, преграды и так далее, они обладают невероятной проходимостью, они пройдут там, где дорожные мотоциклы просто застрянут и будут беспомощно буксовать. Итак, самые известные внедорожные мотоциклы:
Кросс
Мотоциклы данного типа предназначаются для разнообразных спортивных мероприятий в местности, где дорогами и не пахнет. В большинстве случаев, кроссовые мотоциклы оборудованы двухтактными моторами.
Обладая легким весом, прочной рамой, надежной подвеской и достаточно мощным мотором, кроссовые мотоциклы способны лихо рассекать по бездорожью.
Во многих моделях кроссовых мотоциклов отсутствуют светотехнические приборы и заводятся они при помощи кик-стартера. Кстати, кроссовые мотоциклы можно не ставить на учет в ГАИ, что тоже очень радует.
Питбайк
Питбайк – мотоцикл, который очень похож на кроссовый мотоцикл, отличие лишь в том, что питбайк обладает меньшими размерами. Предназначен для езды в грязи, на треке и других подобных площадках.
Эндуро
Эндуро – это тот же самый кросс, но только, на нем можно ездить и по дорогам общего пользования и ставить мотоцикл на учет. От кроссового мотоцикла отличается наличием свето-оптики, креплением для номера, двигателем менее мощным. А в целом, этот мотоцикл также проходим и неприхотлив.
Эндуро бывают разные:
- спортивные эндуро, обладающие мощными движками, созданные для того, чтобы лихо месить грязь и поднимать пыль и при этом быстро ехать;
- софт-эндуро – отличается своей универсальностью и способен ездить как по дорогам, так и по бездорожью, вот только по бездорожью быстро ездить не удастся – такова плата за универсальность;
- внедорожные эндуро, предназначенные для путешествий в особо тяжелых условиях, а именно в полном отсутствии дороги, отлично подойдет для жителей глухих деревушек и прочих отдаленных местностей;
- тяжелые эндуро, предназначенные для дальних путешествий, с багажом и даже с пассажиром. Поэтому езда на таком эндуро не предполагает экстрима и получения адреналина, а на первое место выходит безопасность. Также, тяжелые эндуро считаются достаточно комфортными по сравнению с другими эндуро;
- «паркетные» эндуро, обладающие уменьшенным дорожным просветом и более прямой посадкой также достаточно интересная вариация эндуро.
Мотард
Мотард – интересная разновидность кроссового мотоцикла. Особых отличий в конструкции от кросса и эндуро нет, единственное отличие – на мотарде стоит шоссейная резина.
Поэтому мотард больше предназначен для перемещения в пробках на дорогах больших городов, а также для езды на гоночных треках. Девушки на мотоциклах мотард отлично смотрятся, кстати.
Квадроциклы
Квадроцикл – это не совсем мотоцикл, это симбиоз авто и мото, который обладает повышенной проходимостью. Отлично данный аппарат использовать на охоте, рыбалке, в сельском хозяйстве, а также на специальных соревнованиях. В общем, тоже очень полезная вещь.
Подведя итог, хочется сказать, что внедорожных мотоциклов огромное множество, и для различных ситуаций и предпочтений всегда можно найти подходящий вариант.
moto-wagen.ru
Мотоциклы эндуро. 2т против 4т.
Здравствуйте.
В одном посте рассмотрим сразу две темы. Одна — для чайников: что такое эндуро и чем мотоциклы эндуро отличаются от мотокроссовых. Вторая тема очень холиварная, но я постараюсь рассмотреть ее максимально нейтрально. Для продвинутых любителей: двухтактные эндуро против четырехтактных эндуро.
Сам я пересел на двухтактник, до этого ездил всю жизнь на самых разных четырехтактных мотоциклах.
1. Какие бывают мотоциклы эндуро.
1.1. Турэндуро.
Начнем издалека. Туристические эндуро — это мотоциклы для дальних мотопутешествий, имеющие небольшие внедорожные задатки. Сейчас понятие турэндуро сильно извратилось, производители начали выпускать тяжеленных монстров, хотя и на мягких подвесках, но слишком сложных технически, чтобы провести даже мелкий ремонт в чистом поле. К тому же, правда, вместе с объемом двигателя, начал просто зашкаливать вес. Все это приводит к тому, что адекватно ехать по каким-либо поверхностям, сложнее грейдера, на тяжелых мотоциклах эндуро уже становится сложно, поскольку клоповый вес райдера, в сравнении с груженым мотоциклом, уже просто не в состоянии ни загрузить вилку, когда это надо, ни отработать занос. Да и поднять-то сложно, о чем там говорить. Хрестоматийным примером тяжелых туристических эндуро является BMW, хотя сейчас уже вышла гораздо более адекватная новая Africa-Twin.
В гонку, кто жирнее, также давно включился KTM, чуть более адекватный, с точки зрения соотношения вес-двигатель-подвеска.
Средние эндуро традиционно имеют кубатуру двигателя в районе 600-700 кубов, хотя, до недавнего времени, когда появилась 701-кубовая Хускварна, этот объем чаще всего плавал в промежутке 600-690 кубов. Средние эндуро уже позволяют куда-то съехать и проехать чуть подальше, даже в груженом состоянии. Ломиться на такие маршруты, как Устюрт и Кольский, к примеру, гораздо удобнее именно на средних эндуро, чем на тяжелых. Хотя по асфальту и гораздо скучнее будет проезжать эти тысячи километров до основной цели мотопутешествия.
Примеры таких мотоциклов: Yamaha xt660z Tenere, BMW F650GS, KTM 690r — немного особнячком, но в той же категории, Honda XR650L — тоже во многом превосходит первые два и надежный как кирпич, в отличие от третьего, но тоже относится к средним эндуро.
Принципиальное отличие средних эндуро от тяжелых в том, что на таких мотоциклах уже имеет смысл иногда вставать в стойку, поскольку они хоть отзываются на управление весом. Если вы видите чувака, который валит куда-то на BMW r1200gs с кофрами в стойке (они такое любят, и чаще всего по городу) — это просто обычный понторез. А вот райдер на 690-м KTM уже может встать в стойку не просто так.
1.2. Легкие эндуро.
Легкие утилитарные эндуро. Слово «утилитарный» плотно вжилось в среде квадриков, где есть утили, использующиеся для размешивания локальных болот вокруг дачи, выездов на природу с семьей и прохождения затычных маршрутов с мужиками. И есть кроссовые квадосы, легкие и прыгучие, с цепным приводом, использующиеся в квадрокроссе и ралли-рейдах. Мотоциклы «утилитарниками» не называют, но мне кажется, это слово лучше всего характеризует легкие эндуро класса Yamaha TTR250, Honda XR250-400, Suzuki Djebel, DR-Z и подобные. Это легкие мотоциклы, которые без задних мыслей можно воткнуть в болото, весь день оттуда выталкивать… И в итоге вытолкать, не сломав! Они же используются для эндуро-туризма, когда маршрут представляет из себя просто серию GPS-точек на местности. Конструктивно очень простые, зачастую имеют даже воздушное охлаждение, межсервисный интервал считается в километрах, а не в моточасах, и это один из ключевых моментов.
Подвески на таких мотоциклах иногда намеренно представляют из себя прошлый век (неперевернутые вилки в угоду ремонтопригодности и надежности), пластика минимум, все, что сделано не из пластика — крепкое и простое (не жалко ронять даже на приличной скорости). В общем, идеальный вариант для всего, кроме дальняков по асфальту — становится попросту скучно!
1.3. Спортивные эндуро.
Спортивные эндуро — это мотоциклы, при создании которых производитель рассчитывал, что они могут хоть раз в своей жизни где-нибудь стартовать и, в идеале, иногда финишировать. Двигатели становятся разборчивыми в отношении качества используемого топлива, достаточно высоко форсированные, бензина потребляют в разы больше, а межсервисные интервалы начинают измеряться не в километрах пройденного пути, а в моточасах. Понятие «расходник» значительно расширяется: к маслу и фильтрам прибавляются клапана, поршень, цепь ГРМ и т.д. Расходы на содержание таких мотоциклов на порядок выше, на асфальт на них вообще не выезжают (хотя иногда-таки из них делают адовые мотарды), поэтому 90 % таких мотоциклов таможатся без ПТС и считаются спортивным инвентарем. Яркие и распространенные примеры таких мотоциклов: Yamaha WR разных кубатур, но в основном WR450F, Honda CRF450X, KTM EXC разных кубатур.
Это очень легкие мотоциклы, технологически являются ответвлением кроссовых мотоциклов. Длинноходные и технологичные подвески, небольшой вес и форсированные моторы. Комфорта нет, но он и не нужен, поскольку даже сидя на этих мотоциклах ездят крайне редко. На таких мотоциклах ездят эндуро-гонки, достраивают их под участие в ралли-рейдах, под настроение на них можно даже попрыгать на кроссовой трассе, хотя для полноценных занятий мотокроссом они не годятся. Гонять на них фрирайд — удовольствие, быстро развивающееся в зависимость, сравнимую разве что с тяжелой наркоманией.
Также следует добавить, что такие мотоциклы уже действительно опасны для новичка, они резкие, дури много, покалечиться очень легко.
Хард-эндуро. Самое смешное, что эту подкатегорию спортивных мотоциклов эндуро сложнее всего охарактеризовать. Грань совершенно незримая, к тому же здесь уже на первый план выходит навык езды (хотя и так нельзя выразиться, поскольку в гонке любой мотоцикл за тебя не поедет никогда). Многие люди успешно гоняют хард-эндуро и на DR-Z400, к примеру, которого я отнес к утилям. Но все же, в конструктивном плане, здесь самое большое значение имеет вес, при том, что остальные показатели должны оставаться на уровне.
Из-за особенностей езды, расходником становится буквально все, включая рули и подрамники. Но этот кайф того стоит!
Если попытаться объяснить на пальцах, то самый распространенный эндуро-паровоз, в хвост и в гриву эксплуатирующийся в каких-угодно гонках, Yamaha WR450F, — это совсем не хард эндуро. Можно поспорить? Нельзя! Сам концерн Yamaha признал это, выпустив YZ450X, как промежуточный вариант между эндуро WR450F и кроссовым YZ450F, максимально выкинув все ненужное и облегчив конструкцию, помимо прочих модификаций. Опять же, та же Yamaha вернулась к производству двухтактников! Правда, насколько я понимаю, YZ-X — это больше кантрикроссовая тема, чем хард-эндурная, но вектор на похудание налицо.
КТМ на взлете.
И вот здесь на сцену выходят двухтактники, настоящий монстр хард-эндуро KTM 300 EXC и клоны, вроде моего TM EN 300, Gas-Gas и гораздо более распространенных Husqvarna и Husaberg. Они в большей степени подходят для эндуро-кросса и хард-эндуро.
А вообще, чаще всего, если говорят о хард-эндуро, подразумевают спортивные эндуро в целом. Не думаю, что это правильно, поэтому и выделил эти мотоциклы в отдельную подкатегорию.
2. Отличия мотоцикла эндуро от кроссового.
В общем-то, самый распространенный вопрос, ради ответа на который и начинают разбираться в отличиях между двумя этими типами мотоциклов: можно ли на кроссаче гонять эндуро? Вопрос этот возникает из-за того, что кроссовые мотоциклы дешевле, чем эндуро. Правильный ответ: можно, но до определенного уровня и не любое эндуро. Надо понимать, что кроссовый мотоцикл создается для езды только по кроссовой трассе, он более резок, рассчитан на езду на более высоких оборотах, в ущерб максималке. Различий огромное количество, что вспомню, сейчас постараюсь включить в сравнительную таблицу.
Мотокросс | Эндуро |
Двигатель настроен на высокие обороты. | Более тяговитые настройки двигателя. |
Коробка передач имеет длинную первую, для старта, остальные короткие. 4-ступенчатая или 5-ступенчатая. | Первая короткая, чтобы не травить сцепление на малых скоростях в затычных местах. Остальные подлиннее, встречаются 6-ступки. |
Подвеска более жесткая, чем на эндуро, рассчитанная на прыжки. В последнее время все чаще встречаются пневматические вилки. | Подвески относительно мягкие, пневмо-вилок массово на эндуро мы еще долго не увидим, если увидим вообще. |
Маленький бензобак. | |
Отсутствие фары, приборки, генератора фактически хватает только на то, чтобы давать искру. | Фара, приборка, стоп-сигнал, генератор, в среднем, на 60 Вт, большое количество тюнинговых статоров, что позволяет увеличить потребление. |
Слабая система охлаждения, нет даже расширительного бачка. | Чаще всего есть расширительный бачок, иногда даже вентиляторы принудительного охлаждения. |
Отсутствие защит, подножки, перечисленных элементов электрики, чаще всего, и электростартера = значительная экономия на весе. | Тяжелее, чем кроссачи, хотя снять все перечисленное легче, чем поставить на кроссач. |
Это с ходу, а если вглядеться чуть пристальнее — то даже колеса разного диаметра! В общем, если хотите гонять эндуро — лучше брать мотоцикл эндуро. Хотите мотокросс — берите кроссовый. Хотите кантрикросс — берите… тоже кроссовый! Совершенно разные мотоциклы, похожи только с виду. Правда, это понимание приходит не сразу, но оно приходит всегда.
3. Двухтактники против четырехтактников.
Я немного ездил на кроссовых двухтактных мотоциклах YZ125, YZ250 и CR250, но мой уровень мотокроссовых навыков слишком низок, чтобы как-то комментировать разницу с 4т, в плане эффективности езды. Между объемом разница есть, чем он выше, тем меньше эффект «вкл-выкл», которого так боится большинство не сидевших никогда на двухтактных кроссачах райдеров. Это все, что я могу сказать. По моим наблюдениям, абсолютное большинство современных мотокроссников использует четырехтактную технику (кроме детишек). Но прокомментировать эту тенденцию я никак не могу, поскольку мой мотокроссовый опыт на 100% соответствует этой картинке:
С эндуро не все так однозначно. На 2т эндуро ездить приятно, эффективно и интересно, поэтому двухтактных мотоциклов в современном эндуро много. Двухтактные эндуро, в отличие от кроссачей, имеют низы и относительно эластичные двигатели. Давайте по пунктам:
3.1. Мощность и эластичность.
В мотокроссе 125 2т приравнивается к 250 4т, а 250 2т — к 450 4т. В эндуро то же самое. Казалось бы, тогда двухтактники решают, но это не так. Вернее, решают, но не всегда. Четырехтактные двигатели гораздо более эластичные, в то врем как двухтактники сильно привязаны к особенностям работы резонатора. Условно говоря, если поставить резонатор FMF Fatty, мотоцикл с низов и до середины будет выпрыгивать на заднее, но вот тягаться на высоких скоростях с четырехтактником одного уровня не стоит даже пробовать. Двухтактники — это вообще не раллийная техника. Ехать на скорости 120 км/ч на WR450F просто удобно, в то время как двухтактная 300-ка молотит на таких высоких оборотах, что страшновато становится.
Четырехтактники более эластичные, что позволяет несколько лениться в поворотах и не так активно пользоваться сцеплением. Это очень удобно.
На двухтактниках есть неописуемое ощущение подрыва, при выходе на резонанс. Многих это пугает. Кто не испугался, на четырехтактник уже никогда не пересаживается.
3.2. Расход топлива.
Двухтактники потребляют значительно больше бензина, чем четырехтактные мотоциклы. В длительной гонке, на кантрикроссе XSR, к примеру, где заезд длится полтора часа, многие теряют время на дозаправках. В обычные дружеские покатушки приходится брать с собой немного масла, а иногда и бутылку с готовой смесью. Причем, с ростом объема двигателя, расход бензина растет нелинейно: 300-ка потребляет в полтора раза больше, чем 250, при разнице в объеме в 1,2 раза. Четырехтактники, в плане топлива гораздо экономичнее.
3.3. Удобство использования и обслуживания.
Использовать удобнее 4т, обслуживать — 2т.
В четырехтактник достаточно залить бензина — и можно ехать. В двухтактный мотоцикл бензин заливается вперемешку со специальным двухтактным маслом, причем, я знаю людей, которые ездят на ресурсных двухтактных лайт-эндуро, типа Suzuki RMX, где есть система раздельной смазки, но не знаю ни одного, кто бы ее использовал, поскольку если она выйдет из строя, мотору сразу хана. Все смешивают в баке. Потом приходит привычка, и премикс перестает быть чем-то неудобным, но все равно, это целое одно лишнее действие.
При неправильной смеси или на затычных маршрутах, когда масло не успевает прогорать, на двухтактниках дохнут свечи. Пара запасных свечей и свечник надо всегда иметь с собой. Правда, в эндуро это компенсируется возможностью использовать свечи типа А17ДВРМ, которые стоят копейки и продаются в каждом сельпо.
Двухтактники гораздо более предрасположены к обмерзанию карбюратора зимой. Эффекты при этом чудесные: от захлебывания мотора до примерзания дросселя, что по сути аналогично закусыванию троса газа. Бывает опасно.
Почти все современные четырехтактники инжекторные. До инжекторов на 2т мы, кажется, только-только добираемся. Хотя отсутствие необходимости использовать аккумулятор — это скорее плюс, чем минус.
Двухтакник не страшно топить, но правда, с оговоркой, что в чистой воде. Мотоцикл приводится в боевое состояние после утопления минут за 15. Причем, четырехтактник едет дальше на эмульсии, а двухтактник может валить дальше почти так же, как и валил. Это «почти» относится к возможной эмульсии в трансмиссионке, но там обычно такой маленький сапунчик, что для ее образования мотоцикл должен пролежать в воде приличное время.
Поменять поршень в 2т может и ребенок. ГРМ отсутствует, и это большой плюс, как с точки зрения ремонта, так и с точки зрения диагностики. Не единожды видел картину, когда уставший клапан обламывался, грибочек падал вниз — и хозяин получал Сталинград. На 2т такого просто не бывает.
3.4. Что дешевле.
Низкая стоимость обслуживания двухтактника компенсируется высокой стоимостью использования. Двухтактное масло стоит денег, и за межсервисный интервал, по ощущениям, накапливается почти такая же сумма, которая тратится на новые детали при ремонта четырехтактника. Но с одной оговоркой: если все делать своими руками. Если же к стоимости деталей прибавлять работу механика, то 2т дешевле.
3.5. Особенности езды.
Двухтактные мотоциклы почти не тормозят двигателем. Помню, как испугался, когда в первый раз влетел на двухтактнике в поворот в мотокроссе, который я раньше проходил на четырехтактниках со сбросом газа, подтормаживая движком. Но, к моему удивлению, ничего плохого не произошло, даже наоборот, просто я начал проходить этот поворот быстрее. Отсутствие торможения двигателем, во-первых, дает ощущение легкости. Разница в весе между 2т и 4т на самом деле очень невелика, но на 2т есть само ощущение легкости. Это трудно описать, надо просто почувствовать. Во-вторых, чисто субъективно, легче ездить по глубокому песку, когда на сбросе газа 2т не так зарывается.
На двухтактных мотоциклах приходится активнее использовать сцепление. От этого никуда не деться, но это и не является минусом.
ИТОГИ:
На этом закончим — и так уже получился целый трактат, который мало кто осилит, да и к тому же совмещающий в себе одновременно чайническую и спортивную тематику. Главное — это гонять в удовольствие! А на чем — уже не так важно.
Все.
Поделиться «Мотоциклы эндуро. 2т против 4т.»
mototraveller.ru
Мотоцикл для путешествий | Ликбез
В мото-мире существует масса не раскрытых для меня тем и одна из них — «дальняки» и выбор мотоцикла для путешествий. Не, мы с вами в курсе, что они существуют, бывают разных видов и прочее, однако хочется иметь так сказать максимум информации в одном месте для тех, кто не знает с чего начать. Поэтому я делаю отдельный пост, посвящённый мукам выбора поиску мотоцикла для путешествий.
Не секрет, что путешествовать можно на чём угодно — было бы желание. Интернет полон впечатляющих рассказов.. да что там, мы с товарищем ездили на море на Космиче 89го года. Но нам нужны именно мотоциклы, это же мото-ресурс =)
Путешествие на мотоцикле, а какое оно? Нам придётся ответить на целый ряд вопросов чтобы понять, что же нам нужно, и первый из них:
ГДЕ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ НА МОТОЦИКЛЕ?
Если путешествие будет длиться без штурмов обочин и оврагов и основное, что будет терпеть ваш мотоцикл — это ровный асфальт Европы или неровный России, то спокойно можно отправляться на любом мотоцикле. Заметьте, я имею в виду именно дороги. Россия — страна большая, а дорог — куда меньше чем бездорожья. Но если мы предполагаем движение по федеральным трассам, то ограничений нет. Если же вы к примеру планируете мотопутешествие по Таджикистану по Памирскому Тракту (там асфальта нет в принципе), то обвешанные пластиком мотоциклы типа HONDA GOLD WING после пары падений на грейдере превратятся в жалкое подобие мотоцикла. Тут Вам необходим тяжелый или легкий эндуро (например, BMW R1200GSA). Вообще современные тяжелые эндуро являются самыми популярными у мотопутешественников (особенно у европейцев) — стоит посмотреть отчеты о путешествиях на мотоциклах, выложенные в Сети.
Слева Honda Gold Wing (да, он так умеет), справа BMW R1200GSA
Вывод: если дороги будут нормальные — никаких ограничений нет. Если планируются просёлочные — рациональней брать мотоцикл, имеющий хоть какие-то внедорожные качества, или же не рассчитывать на быстрое передвижение. Чтобы ехать по грунтовке вам не нужен гусь, но делать это придётся аккуратно и медленно, вот и всё.
СКОЛЬКО БУДЕТ ВЕСИТЬ МОТОЦИКЛ?
Логичный следующий вопрос. Вы, плюс багаж, плюс вторая половинка.. килограмм 150-200? Добавьте ещё 420 кг Gold Wing и это будет весьма немалый вес. Да, на скорости любой мотоцикл рулится приемлемо (ваш покорный слуга водит вальяжные 240 кг, но пробовал водить и 380 — разница пропадает после 10 км/ч), но вот толкать такой вес ногами может быть весьма некомфортно, да и песок и малейшее бездорожье может сильно испортить отпуск.
да, этот парень таки выехал
Вывод: меньше вес — легче управляться, но меньше грузоподъёмности и тяги. Самые тяжеловесы пускай ездят по трассам, а экономить каждый килограмм имеет смысл в том случае, если у вас маловато сил или если дороги на маршруте будут встречаться нечасто.
СКОЛЬКО ДНЕЙ БУДУТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ ВАШИ ПУТЕШЕСТВИЯ НА МОТОЦИКЛЕ?
Этот вопрос важен с точки зрения количества перевозимого с собой скарба. Под перевозку некоторого количества багажа приспособлены практически все модели мотоциклов (хотя у многих приходится выбирать — пассажир либо багаж). Но для многодневных путешествий лучше всего подходят те мотоциклы, которые оснащены кофрами – металлическими или пластиковыми. По опыту современные мотоциклы для путешествий позволяют взять с собой минимальный набор вещей, необходимый для двух людей. Кофр — мотоциклетная сумка, предусматривает крепёж к мотоциклу, может запираться или не запираться на замок и быть сделана из кожи, заменителя, пластика, металла, их комбинаций, канистры или бочки, листа и клёпок, чемодана на колёсах… словом есть заводские кофры и кофры своими руками. Не то чтобы я тут новость сообщил, просто сделайте поправку что этот текст может и не-мотоциклист читать.
варианты исполнения кофров
При желании любой багаж можно заменить на деньги, за которые вы купите на месте или в пути всё что нужно, но это будет… несколько расточительно. Само собой потребности людей весьма отличаются, но учитывайте, что вещи это канистра с маслом, бензином, набор инструментов, насос, ремкомплект для колес, возможно и какие-то ещё расходники или детали для мотоцикла, плюс для каждого человека смена белья, теплая одежда, дождевик, минимум предметов личной гигиены. Всё вышеперечисленное вмещается в 3 кофра суммарной ёмкостью 90 литров и место ещё остаётся, однако вам придётся смириться с мыслью: путешествие на мотоцикле = минимум вещей.
Вывод: поездка на 1-2 ночёвки в отеле, выезд с палатками на те же 1-2 ночёвки и поездка на пару недель на море это 3 разных путешествия, требующих разный объём для багажа. С одной стороны — чем больше тем лучше. С другой — больше это тяжелее и габаритнее. Но по мне, если вы планируете что-то подальше чем 300 км в одну сторону да с пассажиром, 3 кофра — обязательны.
Кстати, для мотоцикла существуют прицепы. Они бывают на 1 оси, на 2, различаются фирмами ценниками и конечно размерами.. я бы вообще сказал что это отдельная тема так что я дам пару фото и хватит об этом.
прицепы
С КЕМ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ?
Если вы едете один и вам комфортно сидеть на мотоцикле сутками – вы можете спокойно ехать. Но если с вами едет «второй номер», то поездка на некоторых моделях мотоциклов может превратиться для второго члена экипажа в сущую пытку. Взгляните на заднее сиденье и посадку вторых номеров на спортивных мотоциклах или мотоциклах класса спорт-турист. Через несколько дней вам возможно придется продолжать путь одному. Думайте не только о себе, но и своей второй половинке. Да и багаж на 2х человек побольше, чем на 1го.
Вопрос комфорта пятой точки возникает в умах людей долгие годы. Конкретно для мотоциклов индустрии также есть что предложить, в основном завязанное на слово «гелевый». Тем не менее, нельзя забывать и о посадке в целом. Если круизер позволяет вытянуть ноги, развалившись практически как в кресле, спорт-турист может такого и не позволить. Я мог бы сказать что зато вы доедете быстрее, но не буду ибо это будет нарушением ПДД.
посадка пассажира
Кстати, если вы заглянете в запись «Выбор мотоцикла — версия для ленивых», то сможете заранее определять, как будет сидеть пассажир. Нельзя не отметить, что степень комфорта спорт-туриста напрямую зависит от того, сколько там спорта, а сколько — туриста. И да, комфорт водителя и комфорт пассажира — разные вещи.
Вывод: для путешествия вдвоём стоит больше внимания уделить более спокойным и тяжёлым аппаратам — они дадут куда больше комфорта пассажиру. Хотя слово «спокойный» весьма относительно — тот же Gold Wing может разогнаться свыше 200 км/ч.
Если же вы путешествуете без пассажира — ваш выбор существенно шире и вы менее ограничены.
ЕСТЬ ЛИ ЗАПЧАСТИ В НАЛИЧИИ ИЛИ РЕМОНТ МОТОЦИКЛА
Заранее задумайтесь над вопросом, как можно будет починить мотоцикл во время поездки. Техника – есть техника, а значит, поломки могут случиться в любой момент. Тут особо и не знаю что посоветовать. Более свежая техника — надёжней. Но она же зачастую сложнее. Промыть карбюратор «в поле» — реально. А инжектор? Кроме этого есть более и менее долгоживущие моторы. Впрочем, всё это актуально тогда, когда вы имеете хоть какие-то навыки в ремонте и пытаетесь определить границы своих знаний. Если же вы не знаете ничего — простота конструкции ничем не поможет. Вывода не будет, кроме пожалуй одного: своевременное ТО и хороший сервис с тщательным осмотром вполне помогут вам опредить проблемы заранее и избежать большинство из них.
Это поднимает отдельный большой вопрос о подготовке мотоцикла к дальней дороге, но это настолько большая тема, что в пару абзацев её не уместить. Скажу только, что помимо дополнительного осмотра и замены расходников, есть ещё и специальные устройства, помогающие в дороге. Например, «круиз-контроль» или автосмазчик цепи.
поломка в поле
СКОЛЬКО МОТОЦИКЛ ПРОЕДЕТ НА ОДНОМ БАКЕ?
Вопрос о том, какое максимальное расстояние сможет на одной заправке преодолеть мотоцикл редко волнует тех, для кого байк не более чем развлечение выходного дня.
А вот для настоящих хардкорных мотопутешественников, которые в течение суток готовы намотать больше тысячи километров, емкость топливного бака и расход на сотню иногда становятся важнее, чем естественные потребности в пище и воде. В глухой местности, где расстояние между заправками превышает двести, а то и триста километров, запас топлива и его расход могут и вовсе стать вопросом жизни и смерти.
Между тем, многие производители мотоциклов далеко не всегда предоставляют покупателям точные данные о том, какое расстояние байк может преодолеть на одном баке бензина. Это объясняется довольно просто: мощность мотора, его крутящий момент, грузоподъемность кофров для поклажи и емкость топливного бака несложно рассчитать, а вот расход топлива, а соответственно и расстояние, которое можно проехать без дозаправки — факторы индивидуальные, которые во многом зависят от стиля вождения байкера. Поэтому данные о расходе топлива компании, выпускающие мотоциклы, дают усредненные. Впрочем минимальный расход для мотоцикла-дальнобойщика — это только одна из двух важных составляющих. Вторая — это вместительный топливный бак.
Однако, если вы не причисляете себя к обладателям железной пятой точки, да и в степи пока не собираетесь — достаточно знать свой средний расход, своевременно заправляться и иметь хотя бы 1 канистру на пару мотоциклов. Но что куда интересней — время от заправки до заправки может определяться не мотцоиклом, а устающей пятой точкой водителя или пассажира. Так что вовсе не факт, что гигантский бак вам нужен, если вы не можете усидеть то время, которое требуется для его опустошения.
Помимо этого, меньший расход часто означает меньшую кубатуру и мощность, а это может стать проблемой при обгонах на трассе. Но и дышать выхлопом 40-тонника тоже так себе удовольствие.
Вывод: если ваш выбор — крупные трассы и проблем с заправкой не ожидается, вы вольны подбирать расход и бак так, как диктует вам 5я точка. Если же вы забираетесь туда, где АЗС это диковинный зверь — чем больше тем лучше)
ЧТО ЖЕ НАМ НУЖНО?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам придётся определиться с направлением дальнейших поисков. Для этого я дам ту классификацию, из которой и вырос этот пост. Тут надо понимать, что границы категорий весьма условны и размыты, собственно как и с автомобилями. Более того, мотоциклы имеют столь запутанную классификацию (как мне кажется) в основном от того, что и категории имеют весьма размытые границы, и определений чётких нет. Просто гляньте на этот ужас:
Впрочем, встречаются и варианты «для самых нерешительных»:
ИТАК, ЧТО ЖЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ТУРИЗМА?
ЛЮКС-ТУРЕРЫ
Называемые в шутку «половинкой автомобиля», люкс-туреры по оснащению могут превзойти и целое авто.
Шестицилиндровый оппозитный двигатель, вентилируемые дисковые тормоза всех колес с антиблокировочной системой, навигационная система с поддержкой голосовых команд, музыкальный центр, отдельный четырехканальный усилитель мощностью 80 Вт на канал с автоматической регулировкой громкости в зависимости от скорости движения, кожаные сидения с подогревом, круиз-контроль, ключ зажигания с микрочипом, подушка безопасности… Думаете, это перечень опций представительского седана? Нет. Все это оборудование устанавливается на серийный мотоцикл Honda Gold Wing.
Люкс-туреры — это немногочисленный элитный класс мотоциклов. Модели этих «мотолимузинов», выпущенные за последние 30 лет, можно пересчитать по пальцам. От своих более скромных мотоциклетных собратьев они отличаются благородным происхождением. В то время как спортивно-туристические мотоциклы (располневшие спортбайки) суетятся в борьбе за презренные минуты на пути из города в город, а огромные комфортабельные круизеры стараются ошарашить прохожих грозным рыком выхлопа (они же потомки великого Харлея!), люкс-туреры во всем подражают… автомобилям, причем отнюдь не дешевым. Недаром их в шутку называют «половинками автомобиля» или автоциклами.
Дабы пост был разумных размеров — только название, фото и может пару строк про аппарат. Я сам много не знаю =3
Kawasaki Voyager XII (1986-2003)
Suzuki Cavalcade(1985-1989)
omoimot.ru