Управление картом
Управлять картом под силу даже ребенку, поскольку карт имеет достаточно простой принцип работы. Однако управление картом, который с виду кажется достаточно простым транспортом, на деле сложнее, чем машиной, оснащенной автоматической коробкой передач. Вес карта, по сравнению с легковым автомобилем, намного легче. Поэтому на трассе карт реагирует даже на положение тела водителя.
За рулем карта
У новичка, впервые севшего за руль карта, создается обманчивое впечатление, что эта невысокая конструкция очень устойчива и на ней невозможно перевернуться. Практика показывает, что это далеко не так: из-за своей короткой базы, малого веса и довольно мощного двигателя, даже, казалось бы, небольшой резкий поворот или торможение, особенно на мокрой трассе, ведет к заносу задней оси. При неправильных действиях карт легко сносит с трассы или разворачивает в обратную сторону, может даже опрокинуть. Во избежание таких ситуаций, необходимо знать основные правила управления картом.
Особенности управления картом:
- Карт, из-за своего легкого веса и маневренности, не предполагает медленной езды
- Карт быстро реагирует на малейшее движение руля
- Карт не имеет амортизирующей подвески, поэтому пилот ощущает тряску
- Особенности физики движения карта изменяют ощущение скорости, трассы и поворотов
- Колеса карта обладают сильным сцеплением с дорожным полотном.
Подготовка к управлению картом
Положение сидения следует отрегулировать, чтобы тело водителя можно было отклонять назад на длину вытянутых рук, руки упирались в руль на «2» и «10» часов, положение спины водителя — прямое, а ноги, согнутые в коленях, должны быть расслаблены, с устойчивой опорой на пятки.
Должны быть проверены и отрегулированы настройки ходовой части карта: жесткость рамы, жесткость задней оси, передняя и задняя колеи, развал/схождение, работа поворотного шкворня, настройка угла Акермана, подобрана по сезону и трассе резина, давление в шинах.
6 базовых правил от профессионалов:
Тем, кто хотел бы овладеть мастерством профи, научиться проходить трассу на максимальной скорости с минимально возможным временем, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- Во время гонки для сокращения времени прохождении поворота следует использовать всю ширину трассы, начинать поворот с внешнего радиуса, в середине переходить на внутренний, заканчивать опять на внешнем.
- За рулем карта следует помнить, что самая быстрая траектория не всегда та, которая короче: так при входе в поворот по внутреннему радиусу до предела снижается скорость, а значит увеличивается время его прохождения.
- Лучшая траектория не обязательно будет симметричной, потому как динамика торможения значительно превышает динамику разгона. Нужно медленнее въезжать в поворот и как можно быстрее из него выезжать. При повороте начинать тормозить нужно как можно позже и максимально ближе подходить к внутреннему краю трека.
- Важно остерегаться заносов, потому что занос снижает скорость и вынуждает к снижению оборотов мотора. В поворот нужно «вкатываться».
- Чтобы не возникало заноса в повороте, тормозить рекомендуется в тот момент, когда передние колеса находятся еще в прямом положении, то есть, непосредственно перед заходом в поворот, а не на самом повороте.
- Правильное управление телом очень помогает пилоту в преодолении поворотов. Проходя поворот, нужно наклонять корпус к наружному радиусу. Даже, если кажется, что это нелогичное действие. Перенос веса тела увеличивает сцепление с трассой «внешних» колес на повороте и не позволяет им проскальзывать. Таким способом делать виражи без заноса умелый пилот может даже на большой скорости.
Обучение картингу детей
Если принять к сведению эти советы и отработать их на практике, то полученные навыки позволят быть на трассе в числе лидеров и по-настоящему ощутить все преимущества этого вида спорта.
Для того, чтобы хорошо управлять картом, необходимо систематически практиковаться. Чтобы усвоить все тонкости езды — правильно выполнять повороты, умело использовать торможения и в нужный момент ускоряться — недостаточно освоить теорию или прочитать кучу специальной литературы.
Спортивный карт
Гонки на картах
За рулем карта
Всей семьей на картодроме
Можно, конечно, для обучения воспользоваться современным гоночным симулятором, который достаточно точно передает механику карта, является хорошим виртуальным тренингом, дает возможность закрепить накопленные теоретические знания. Однако, почувствовать движение машины и понять, как правильно ею управлять, можно только сев за руль настоящего карта.
national-travel.ru
Что такое картинг, основные правила картингистов
Картинг приобретает все большую популярность и как развлечение, и как вид спорта. Во многих городах появляются картодромы, где можно получить дозу адреналина, улучшить свои навыки вождения, снять стресс и просто весело провести время. Наверное, поэтому все больше людей задаются вопросом о картинге: что это такое, как появился и как правильно кататься. Давайте в этом разберемся.
Что такое картинг и его виды
Картинг – это гонки на картах (малолитражных гоночных автомобилях с маленькими колесами, состоящих из рамы, сидения и двигателя, у них отсутствует кузов, упругая подвеска и дифференциал). Считается одним из самых массовых видов автомобильного спорта.
Картинг можно поделить на 2 вида: спортивный и
Спортивный картинг (профессиональный) является основой гоночного вида спорта. Предназначен для подготовленных участников, карты оборудованы коробкой переключения передач и более мощным, двухтактным двигателем. Бывает зимний и летный спортивный картинг.
Знаете ли вы? Многие знаменитые гонщики, такие как М. Шумахер, Ф. Алонсо, С. Феттель, С. Лоэб, А. Васильев начинали свою спортивную карьеру в картинге.
Существуют любительские, национальные и международные спортивные классы. Пол участников значения не имеет, все выступают на равных.Важно! В такой ситуации, главное правило безопасности требует: не выходить из авто, а дождаться инструктора.
От «тележки» до «зверя», история появления картинга
История появления картинга берет свое начало в 30-х годах прошлого века. В то время, американским мальчишкам очень нравилось съезжать с горки в тележках. Слово «карт» (cart), собственно и переводится как «тележка». Следующий этап развития начался после ІІ Мировой войны.
Военные пилоты из США устанавливали на тележки для перевозки авиабомб мотор от газонокосилки и устраивали развлекательные гонки в промежутках между полетами. А в 1956 году, бывший летчик Арт Инглс, работая в компании производящей гоночные машины, создал первый карт схожий с современным. В следующем году была организована первая фирма, строящая кары, тогда же были приняты и правила гонок на картах. А еще через год эти машинки появились в Европе.
Картинг официально был признан видом спорта в мае 1960 года. В 62-ом уже существовала Международная комиссия по картингу, а в 64-ом состоялся первый мировой чемпионат (допускались карты с объемом двигателя 100 кубических сантиметров).
Надо сказать, что такое массовое признание картинга продлилось недолго и интерес к нему начал понемногу угасать. Объясняется все просто. Первые карты, из-за простоты конструкции, небольшой мощности и отсутствию средств безопасности, были довольно дешевыми, а значить общедоступными. Но, постепенно конструкция совершенствовалась, двигатели усиливались, а безопасность езды на карте повышалась, что и послужило существенному подорожанию и более высоким требованиям к навыкам управления. Как результат – в картинге остались в основном профессионалы.
Современный карт может развивать скорость до 260 км/ч, а максимальная скорость, развитая картом с реактивным двигателем, составила 407 км/ч.
Знаете ли вы? Советский картинг «родился» в 1961 году. Первой трассой для публичного заезда послужил лед Центрально Стадионе Москвы. Две машины, представшие перед зрителями, были построены несколькими энтузиастами под руководством Ю. Мелихова.
Национальные классы в России
Национальные классы отличаются на территории различных стран. Они создаются национальными автоспортивными федерациями государства. Обычно используют двигатели отечественного производства. Российский картинг подразделяют на несколько классов, описание которых будет приведено ниже.
Пионер. Для участников от 8 до 12 лет. Карты этого класса должны быть оснащены КПП с 2-5 скоростями, серийным одноцилиндровым мотором с воздушным охлаждением и поршневым газораспределением / полнопоточным клапаном.
Кадет. Рассчитан на возраст 10-15 лет. Технические характеристики карта практически не отличаются от характеристик в классе Пионер. Объем цилиндра составляет 50 кубов.
Национальный-Юниор. Класс для спортсменов 13-18 лет. Тут предусматривается коробка передач (с 4-6 скоростями), одноцилиндровый двигатель (с водным либо с воздушным охлаждением). Максимальный объем – 125 кубов. Остальные характеристики аналогичны предыдущим классам.
Национальный класс. Отличается от предыдущего класса только возрастными ограничениями – 16 лет +.
Знаете ли вы?Правила картинга в России и других странах Европы допускают участие в соревнованиях даже детей достигших 6-летнего возраста. Это относится к детским классам.
Как управлять картингом, 5 правил от профессионалов
Существуют базовые правила, которые помогут пройти любую трассу за максимально короткий отрезок времени.
Первое из них, называемое «внешний — внутренний — внешний» гласит, что поворот следует проезжать, используя всю ширину трассы. То есть, начиная поворот, держитесь с внешнего края, потом внутреннего, а выходя из поворота – опять внешнего.
Второе правило касается траектории. Самая короткая не значит самая быстрая. Ведь чтобы войти в крутой поворот (по внутреннему краю трассы) нужно существенно снизить скорость. Как результат – ощутимая потеря времени.
Правило №3. В картинге лучшая траектория не является симметричной, это можно объяснить тем, что динамика торможения машины значительно превышает динамику разгона, поэтому нужно знать – медленно въезжайте в поворот, быстро выезжайте.
Важно! Профессионалы рекомендуют при повороте тормозить как можно позже, заходя глубоко и касаться внутреннего края полотна как можно дальше.
Четвертое правило советует остерегаться заносов. Ведь это снижает скорость и сокращает обороты мотора. Лучше проходить повороты способом «вкатывания».Последнее правило тоже касается заносов. Чтобы карт не заносило на поворотах, тормозите, когда передние колеса карта еще в прямом положении, непосредственно перед поворотом.
Сначала лучше выучить эти правила, а потом отработать все детали на практике.
Задумываясь о том, что такое картинг и рассматривая фото картов (выглядящих как игрушечные машинки), можно подумать, что это не больше чем веселый досуг, но кроме развлечения это еще и один из самых популярных видов автоспорта. Попробуйте посетить картодром, и мы уверены, вы не пожалеете.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Техника вождения карта — Пилот Карт
Основное в прохождении поворота — максимальное спрямление траектории. На рисунке оптимальная траектория показана голубой линией. Следующие два важных вопроса – определение момента торможения и момента начала разгона. Торможение должно быть закончено до начала поворота, в противном случае высока вероятность заноса. Не пытайтесь тормозить внутри поворота. Обычно считается, что начало разгона должно совпадать с моментом прохождения апекса поворота (точка касания траектории внутренней точки поворота). На самом деле, начинать разгон следует тогда, когда вы чувствуете, что карт достаточно стабилен для этого, и что скорость можно увеличить без опасности скольжения. Способность правильно определить момент начала разгона приходит с опытом и тренировками. Все вышесказанное касается траектории в одиночном простом повороте небольшой крутизны. Однако, все повороты разные и оптимальные траектории для каждого типа поворотов отличаются. Ниже мы рассмотрим разные типы поворотов.
Быстрый поворот
Обычно повороты такого типа встречаются на всех картинговых трассах. На рисунке показан момент начала поворота, прохождение апекса и выход по максимально спрямленной траектории. Все это должно быть исполнено как можно более плавно, без резких поворотов руля. Траектория с постоянным максимально возможным радиусом поворота оказывается обычно самой эффективной как с точки зрения стабильности, так и с точки зрения скорости.Поворот – шпилька
В повороте-шпильке, водитель намеренно поворачивает поздно с глубоким входом (направляет машину к внешней стороне поворота). В результате этого маневра, оставшуюся часть поворота можно проходить как быстрый поворот, описанный ранее. Именно с этой целью водитель и жертвует скоростью в начальной фазе поворота, намеренно увеличивая «крутизну» входа, с целью максимально раннего распрямления траектории.Поворот на 90 градусов
В поворотах этого типа, оптимальная траектория зависит от того, что следует за поворотом (прямая, или другой поворот). На правой иллюстрации показан способ прохождения поворота, при котором водитель проходит апекс относительно поздно с тем, чтобы иметь возможность раньше начать интенсивный разгон.На иллюстрации слева показана траектория с постоянным и максимально возможным радиусом прохождения. Вход осуществляется значительно раньше, но начать разгон возможно только спустя некоторое время после прохождения апекса. Эта траектория более плавная, и она удобна для выполнения обгона в повороте, так как предполагает более позднее торможение.
Двойной апекс
В некоторых случаях возможно найти такую траекторию, которая позволит проходить два следующих друг за другом поворота и соединенных короткой прямой как один поворот. Траектория выхода первого поворота является одновременно и траекторией входа для второго поворота.Однако, в некоторых случаях, более эффективным может быть глубокий вход в первый поворот, без касания его апекса, и распрямление траектории при прохождении следующего за ним поворота.
Поворот с увеличивающимся радиусом
Повороты этого типа характеризуются тем, что после апекса радиус поворота увеличивается, поворот как бы «распрямляется». Наилучший способ прохождения такого поворота — ранний апекс, так как после него есть возможность значительного спрямления траектории из-за увеличивающегося радиуса. Самое главное – найти «золотую середину» между моментом входа и выхода в зависимости от конфигурации конкретного поворота. Заключительная фаза такого поворота может обычно рассматриваться как «прямая», на которой начинается интенсивный разгон.Поворот с уменьшающимся радиусом
В данной ситуации лучшим решением будет широкий вход и относительно поздний апекс. Если перед поворотом была длинная прямая, позднее торможение позволит продлить расстояние, на котором автомобиль все еще едет с максимальной скоростью. Такая траектория также даст преимущества в смысле времени прохождения самого поворота. Прежде, чем закончить обсуждение наилучших траекторий прохождения поворотов, надо остановиться на способах прохождения серий поворотов, или связок поворотов – это несколько поворотов, не разделенных прямиками, а следующих непосредственно друг за другом. Все, что было сказано выше, важно помнить и для этих случаев, однако сейчас необходимо ввести еще один принцип: в связке поворотов, за которым следует прямая, самым важным поворотом является последний. Если связка состоит из двух поворотов, то в первом приходится чем-то жертвовать для того, что второй поворот был пройдет наиболее оптимальным образом, и чтобы при выходе на прямую из последнего в связке поворота можно было бы как можно раньше начать разгон. Например, в случае s-образной связки поворотов, после которых следует прямая, необходимо пожертвовать входом в первый поворот для того, чтобы обеспечить хороший вход во второй поворот, и хороший выход из него. Иными словами, в начале связки необходимо чем-то пожертвовать для того, чтобы выйти на прямую с максимальной скоростью. В обратной ситуации – когда связке поворотов предшествует большой прямик — необходимо помнить, что чем позже торможение, тем дольше автомобиль будет двигаться с максимальной скоростью, которую удалось набрать в течение прямика. Иными словами, тормозить в данном случае надо как можно позже, и проходить первый поворот по максимально спрямленной траектории. Потери времени в результате более позднего разгона после выхода из связки будут все равно меньше того выигрыша, который вы получите, пройдя первый после прямика поворот с максимально возможной скоростью.На иллюстрации справа показана траектория, целью которой является наилучший выход из второй шпильки. Первый поворот проходится по широкой траектории для того, чтобы оптимизировать траекторию прохождения второго поворота – максимально раннего выхода на прямую и начала разгона. В показанном на картинке слева s-образном повороте выход из связки является наиболее важным, так как второй поворот является это быстрым поворотом с выходом на прямую. В первом правом повороте — поздний апекс для того, чтобы вторую часть связки можно было пройти на максимально возможной для этого поворота скорости. В следующем случае, наоборот, более важной является первая часть связки, так как это быстрая часть связки – водитель должен пройти первую часть по максимально спрямленной траектории вплоть до апекса второго поворота. Торможение начинается только перед вторым поворотом, поэтому траектория второго поворота не будет оптимальной.
Управление картом на пределе сцепления
В распоряжении водителя есть два основных органа управления автомобилем – руль и педали. При помощи руля осуществляется управление передними колесами, при помощи педалей – задними. Рассмотрим отдельно два типа поворотов – быстрые и медленные.Медленные повороты
В таком типе поворота лучше иметь избыточную поворачиваемость – т.е. некоторое скольжение задней оси. В результате поворота задней оси на угол, больший, чем радиус поворота, в медленном повороте можно выиграть время. Чем медленнее поворот, тем точнее надо «выставить» машину. После этого необходимо сделать паузу перед началом разгона – разгруженные задние колеса начнут скользить. После достижения желаемого эффекта от заноса, необходимо начать работу газом и рулем для восстановления полного сцепления колес с покрытием.Быстрый поворот
В быстром повороте действует противоположное правило – скольжения задней оси необходимо избегать, по двум причинам:1) Прекратить занос в быстром повороте очень сложно
2) В результате скольжения слишком велики потери скорости и времени.
В быстром повороте предпочтительнее небольшая недостаточная поворачиваемость. Чем больше скорость, тем точнее и плавнее должно быть руление. С целью сохранения баланса автомобиля, нельзя заходить в быстрый поворот с разгруженными задними колесами (что возникает в результате сброса газа или торможения): скольжение задней оси на большой скорости может быть мгновенным и машину развернет. От самого начала поворота водитель должен держать ногу на педали газа, чтобы не допустить замедления автомобиля. Таким образом, после торможения на прямой перед поворотом, необходимо нажать на газ за несколько метров перед входом в поворот. При этом задние колеса восстанавливают сцепление с дорогой, и, в случае перехода предела по сцеплению в повороте, первыми начнут скользить передние колеса. Небольшая недостаточная поворачиваемость добавляет карту стабильности в быстрых поворотах. Если скольжение передних колес слишком велико, устранить это можно при помощи работы газом — небольшой сброс газа приведет к восстановлению сцепления передних колес с дорогой, однако, резкий сброс газа может привести к заносу автомобиля.
www.pilotkart.ru
Базовые правила управления.
|
|
ОДИНОЧНЫЙ ПРОСТОЙ ПОВОРОТ НЕБОЛЬШОЙ КРУТИЗНЫ |
|
Как говорилось ранее, прохождение поворотов требует максимального спрямления траектории. Оптимальная траектория на рисунке изображена в виде голубой линии. Закончить тормозить нужно до начала поворота и ни в коем случае не тормозить внутри поворота! Начало разгона, как правило, совпадает с апексом. Профессионалы советуют начинать разгон тогда, когда вы почувствуете, что карт достаточно стабилен, и можно увеличить скорость без опасности скольжения. Правильно определять момент начала разгона вы научитесь на тренировках в школе картинга. | |
БЫСТРЫЙ ПОВОРОТ |
|
Быстрый поворот есть на трассе клуба активного семейного отдыха «33 мили». Рисунок отражает момент начала поворота, прохождение апекса и выход из поворота. Траектория максимально спрямленная. Выполнять быстрый поворот нужно плавно, без резких поворотов руля. | |
ПОВОРОТ-ШПИЛЬКА |
|
Первая часть поворота: необходимо глубоко войти в поворот, направить карт к внешней стороне поворота, т.е. повернуть поздно. Вторая часть поворота, благодаря первому маневру, может быть пройдена как быстрый поворот. Жертвуя скоростью в начале поворота, можно рано выпрямить траекторию по окончании поворота, набрав большую скорость на выходе. Правильно определять момент начала разгона вы научитесь на тренировках в школе картинга. | |
ПОВОРОТ НА 90 ГРАДУСОВ |
|
Первый способ прохождения поворота на 90 градусов. Позднее прохождение апекса поворота для того, чтобы раньше начать интенсивный разгон. | |
Второй способ прохождения поворота на 90 градусов. Прохождение поворота по траектории с постоянным и максимально возможным радиусом. Эта траектория более плавная и предполагает более позднее торможение, а потому является удобной для выполнения обгона в повороте. Производится ранний вход в поворот, а начать разгон будет возможно только через некоторое время после прохождения апекса. | |
ДВОЙНОЙ АПЕКС |
|
Иногда можно найти такую траекторию, которая позволит пройти два следующих друг за другом поворота, соединенных короткой прямой, как один поворот. Траектория выхода из первого поворота является в то же время траекторией входа во второй поворот. В некоторых ситуациях более эффективным оказывается глубокий вход в первый поворот без касания его апекса. Тогда при прохождении второго поворота следует распрямить траекторию. | |
ПОВОРОТ С УВЕЛИЧИВАЮЩИМСЯ РАДИУСОМ |
|
Особенность поворотов этого типа в том, что после апекса поворот «распрямляется», т.е. радиус поворота увеличивается. Лучше всего проходить такой поворот с ранним апексом, т.к. появляется возможность значительного спрямления траектории из-за увеличения радиуса. Заключительная фаза такого поворота – «прямая», на которой происходит интенсивный разгон. | |
ПОВОРОТ С УМЕНЬШАЮЩИМСЯ РАДИУСОМ |
|
В таком случае при прохождении поворота необходим широкий вход и относительно поздний апекс. Если перед поворотом следует длинный прямой участок трассы, то позднее торможение даст возможность продлить расстояние, на котором карт движется с максимальной скоростью. Время прохождения поворота по такой траектории будет минимальным. | |
Самое главное при прохождении поворотов – найти «золотую середину» между моментом входа и моментом выхода в зависимости от конфигурации конкретного поворота.
СПОСОБЫ ПРОХОЖДЕНИЯ СВЯЗОК ПОВОРОТОВСвязка поворотов (серия поворотов) – это несколько поворотов, которые следуют непосредственно друг за другом и не разделены прямыми участками. Самый важный принцип: в связке поворотов, за которым следует прямая, самым важным поворотом является последний.Таким образом, если связка состоит из двух поворотов, то в первом повороте приходится жертвовать скоростью и временем для того, чтобы наиболее оптимальным образом пройти второй поворот. Это позволит, завершив последний поворот в серии, выйти на прямую с максимальной скоростью.Рассмотрим s-образную связку поворотов.
|
|
Целью траектории, изображенной на рисунке, является оптимальный выход из второй шпильки. Для этого прохождение первого поворота осуществляется по широкой траектории. Широкая траектория прохождения первого поворота позволяет рано выйти из второго поворота на прямую и начать разгон. | |
Данная иллюстрация показывает, что выход из связки наиболее важен, т.к. второй поворот – это быстрый поворот с выходом на прямой участок трассы. Первый правый поворот с поздним апексом – основа для прохождения второго поворота на максимальной скорости. | |
В третьем случае самой важной является первая часть связки, т.к. это быстрая часть, которую нужно пройти по максимально спрямленной траектории до апекса второго поворота. Начинать торможение нужно только перед вторым поворотом. Вот почему траектория второго поворота не будет оптимальной. Однако выигрыш возникнет за счет максимально быстрого прохождения первой части связки. | |
УПРАВЛЕНИЕ КАРТОМ НА ПРЕДЕЛЕ СЦЕПЛЕНИЯОсновные органы управления картом – это педали и руль. Руль позволяет управлять передними колесами, а педали – задними. Очень важными являются два типа поворотов – медленные и быстрые. Их необходимо изучить более подробно.МЕДЛЕННЫЕ ПОВОРОТЫ При прохождении таких поворотов нужно иметь избыточную поворачиваемость, под которой понимается некоторое скольжение задней оси. Выиграть время в медленном повороте можно за счет поворота задней оси на угол, больший, чем радиус поворота. Чем медленнее поворот, тем точнее нужно «выставить машину». Далее должна последовать пауза перед началом разгона – разгруженные задние колеса начнут скользить. Для восстановления полного сцепления колес с покрытием после заноса нужно начать работу газом и рулем.БЫСТРЫЕ ПОВОРОТЫ Здесь нужно избегать скольжения задней оси, т.к. в результате скольжения велики потери времени и скорости, а прекратить занос в быстром повороте очень сложно. При прохождении поворотов этого типа нужно иметь небольшую недостаточную поворачиваемость, которая добавляет карту стабильности. Для сохранения баланса карта нельзя заходить в быстрые повороты с разгруженными задними колесами, что возникает в результате торможения, т.к. скольжение задней оси на большой скорости может быть мгновенным, и карт развернет.
От самого начала поворота необходимо держать ногу на педали газа, чтобы не допустить потерю скорости. Т.е. после торможения на прямой перед поворотом нужно нажать на газ за несколько метров перед входом в поворот. Задние колеса восстановят сцепление с трассой, и, в случае перехода предела по сцеплению в повороте, первыми начнут скользить передние колеса. Чем больше скорость, тем более точным и плавным должно быть руление.
Если скольжение передних колес очень велико, то устранить это можно за счет работы газом – небольшой сброс газа приводит к восстановлению сцепления передних колес с покрытием трассы. Однако нужно избегать резкого сброса газа, т.к. это может привести к заносу карта. |
33mili.com
Секреты управления картом: как всех обогнать —
Даже сейчас, когда многие могут позволить себе сдать на права и купить личный автомобиль, такое развлечение как картинг не выходит из моды. Этот вид спорта, адаптированный для новичков, фактически не ставит ограничений по возрасту и весу, и уж конечно участвовать в состязании могут представители обоих полов. Девушки признаются, что такой активный отдых им нравится даже больше, чем романтичные посиделки в кафе. Так что, мужчины, приглашайте своих пассий примерять гоночное облачение и осваивать управление картом.
Между прочим, карт хоть по виду и простенький, но управлять им сложнее, чем обыкновенной машиной, оснащенной автоматической КПП. Гоночный автомобильчик настолько легкий, что реагирует даже на положение тела водителя. Это надо учитывать во время заездов – «управление корпусом» очень помогает при преодолении поворотов. Проходя поворот, нужно наклонять корпус к наружному радиусу. На первый взгляд, нелогичное действие, но перенос веса тела добавляет усилие на «внешние» колеса и не позволяет им проскальзывать. Таким образом, делать виражи без заноса можно даже на большой скорости.
Избегать скольжения важно и при выходе из поворота – нужно также следить, чтобы обороты двигателя не понижались. Эффектно скользящий по треку карт, по сути, сильно тормозит и теряет ускорение. После такого маневра соперники получают преимущество. В настоящих гонках пилоты фактически срезают повороты, стараясь ехать по оптимальной траектории как можно «уже». Нужно придерживаться той же стратегии – конечно, если трасса не огорожена отбойниками из покрышек.
С виду в картинге все прокатные машины обладают примерно одинаковыми характеристиками. По крайней мере, выявить тонкости настроек «на глазок» не удастся, но можно прибегнуть к небольшой хитрости. Понаблюдайте за предыдущими заездами и выясните, какой карт был более скоростным и легким в управлении. Если машина хорошо держала трасу и ее не заносило, значит, у нее в порядке ходовая часть и одинаковое давление в шинах – выбирайте ее!
xxl.ua
Картинг что это? Спортивный картинг
Гонки на картах
За рулем карта
Всей семьей на картодроме
На карте с мамой
Что такое спортивный картинг?
Спортивный картинг представляет собой вождение специализированных автомобилей — картов на специально оборудованных трассах в ходе организованных соревновательных гонок. Термином «картинг» также обозначают специально оборудованную трассу для проведения гонок на картах.
Серьезные спортивные гонки требуют совсем иного подхода и к подготовке пилота — водителя карта, и к техническому уровню карта, гоночной трассы. Спортивный картинг считается одним из самых массовых видов автомобильного спорта. Это спорт высоких достижений, которые гарантируются только при профессиональных качествах пилота и высоких характеристиках гоночной техники.
Конструкция карта для спортивных соревнований усовершенствовалась и усложнилась, двигатель стал мощнее, что позволяет сегодня пилотам развивать скорость до 260 км/ч. Соответственно, требования к безопасности езды на карте повысилась. Поэтому стали более высокими также требования к навыкам управления. В результате, в спортивном картинге остались профессионалы.
Какие качества тренирует картинг?
Действия пилота во время управления картом сопряжены с высокой скоростью, резкими маневрами и сильными физическими и нервными перегрузками. Поэтому в процессе тренировок, регулярного управления картом на трассе, во время соревнований у водителя карта вырабатываются такие полезные качества:
- Умение максимально концентрировать внимание
- Быстрота реакции на все изменения во время управления картом
- Отличная физическая и спортивная форма
- Профессионализм
- Выносливость и хладнокровие
- Целеустремленность, твердая воля
- Знание механики и техники
Цель занятий спортивным картингом — достичь победы во время гонки. Спортсмен должен обязательно обладать определенными природными задатками и приобретенными качествами.
Как и в любом спорте водитель карта должен обладать хорошей физической формой. В процессе вождения задействованы различные системы человеческого организма, поэтому пилот должен быть в отличном состоянии здоровья. Управление машиной невозможно с изъянами зрения, а при скоростной езде зрение должно быть в отличном состоянии. Для успеха в картинге очень важна быстрота реакции за рулем и выдержка. Нервная система должна также четко работать, чтобы водитель мог сохранять предельную концентрацию, хладнокровие и уравновешенность.
Спортивные достижения в картинге
Что касается профессионализма в управлении картом на треке, пилот должен четко владеть техникой скоростной езды. Для победы важно безошибочно оценивать ситуацию на трассе на протяжении всей гонки, быть готовым к ее частому изменению. Поэтому спортсмен должен мгновенно изменять свою тактику, подстраиваясь под происходящее.
Стратегии и тактике можно при должном упорстве научиться. Но в гоночном спорте большую роль играют и природная способность чувствовать машину и трассу — это своеобразное чутье, интуиция, так называемое «шестое чувство».
Но этого мало для полного успеха на картодроме. Картингист, как и любой настоящий спортсмен должен иметь огромную волю к победе, страсть к спортивной борьбе, неуклонную целеустремленность, помогающую преодолевать спортивные неудачи на пути к успеху.
В картинге немаловажно умение выбирать быстрый и автомобиль. Также, как и в любом другом виде автоспорта, даже абсолютно одинаковые модели, могут иметь разные настройки и техническое состояние. В соревнованиях многое зависит от того, насколько удачно настроена машина именно для конкретной трассы. Водитель должен неплохо разбираться в механике и в конструкции карта, а также правильно оценивать условия и состояние гоночного трека.
Совокупность всех лучших физических, психоэмоциональных, личностных качеств, в сочетании с высокой профессиональной и технической подготовкой, дают решающее преимущество спортмену-картингисту во время престижных соревнований.
national-travel.ru
Картинг-Основы управления | Академия Картинга
Многие считают, что правильно выполнить поворот в картинге можно только с боковым заносом. Особенно часто этому заблуждению подвергнуты новички-любители в картинг-клубе, где без должной подготовки многие едут по принципу « как могу». Но все в точности наоборот, боковой занос опасен и весьма нежелателен в картинге.
Он начинается, когда сила сцепления шин карта с поверхностью трассы для картинга меньше, чем центробежная сила возникающая при движении на вираже. Незначительное скольжение в картинге мы всегда в состоянии прекратить. И правильные действия для преодоления скольжения задней оси – это установить передние колеса в положение, при котором они продолжат катиться по траектории, по которой они должны были катиться при отсутствии скольжения. Если такое противодействие не даст результата, то карт может начать вращаться вокруг вертикальной оси и им управлять им будет невозможно.Действия по выходу из заноса нельзя выполнять слишком резко. Велика опасность заноса задней части карта уже в противоположную сторону. И тогда передние колеса придется повернуть в туже сторону. Отрицательное или положительное резкое ускорение карта также может привезти к увеличению скольжения и занос станет неуправляемым. Поэтому в картинге не следует тормозить или разгоняться при заносе.
Опытный картингист всегда знает грань начала скольжения, на данной дороге и в данных условиях. Для оценки он использует скорость карта. И немедленное прекращение скольжения зависит от его умений. Скольжение необходимо устранять в самом начале, путем точного противодействия рулем. И особенно обратить внимание на соответствии скорости карта условиям трассы для картинга. Овладев приемами преодоления скольжения, картингист сможет безошибочно управлять картом, а это является первым условием для победы в соревнованиях по картингу.
Необходимо отрабатывать способы преодоления скольжения на тренировках по картингу, преднамеренно вводя карт в занос.
Как известно, торможение машины становится возможным благодаря силе трения между шиной и поверхностью дороги. Сила трения выражается произведением веса карта, приходящегося на тормозящие колеса, на коэффициент трения резины о поверхность трассы для картинга.
Если поверхность под всеми колесами имеет одинаковый вид, состояние и протектор шин одинаков, то и коэффициент трения равный у всех колес карта. Но если мы изменим нагрузку на колеса (колесо), то мы изменим и силу трения.
Известно, что длина тормозного пути увеличивается пропорционально квадрату скорости.
И зависимость очень важно помнить! При увеличении скорости начала торможения в два раза, тормозной путь возрастет в четыре раза! При увеличении в три раза, мы получим тормозной путь в девять раз больший!
Распространённое заблуждение: минимальный тормозной путь достигается при полной неподвижности колес. Но при скольжении на заблокированный колесах коэффициент уменьшается на 15 %. То есть эффективное торможение возможно лишь на грани скольжения колес. Более того, подобный прием позволит избежать нам бокового заноса, в следствии разной заторможенности колес.
Реализация на практике этого способа, требует большего опыта в картинге. Очень трудно определить границу между качение и скольжение, особенно на мокрой, скользкой или неоднородной поверхности трассы для картинга. Некоторые спортсмены используют прерывистое нажатие на педаль тормоза с большой частотой, колеса карта затормаживаются лишь на короткий промежуток и карт не теряет управления.
Картинг. Торможение в поворотах
Избегайте торможения на поворотах. Сцепление шин с трассой для картинга противодействует центробежной силе, выбрасывающее карт наружу поворота. При торможении используется часть сцепления шин с трассой, и этой части может не хватить, что немедленно приведет к боковому заносу. Исправить его будет трудно. И в результате скорость на повороте без торможения всегда выше.
Также помним, что если передние колеса заблокированы, то их поворот не приведет к изменению направления движения, карт перестанет реагировать на руль. Необходимо уменьшить усилие на педаль тормоза и управление вернется.
При резком торможении у передних колес может появляется тенденция к самопроизвольному повороту, вызвано это разницей в силах торможения колес из-за различного сцепления шин с поверхностью трассы для картинга или неравномерной работы тормозных механизмов.
Перед входом в поворот, необходимо безошибочно определять точку начала торможения.
Важно сбросить скорость до потребной для данного поворота точно перед входом в поворот и не метром раньше.
Ошибки, возникающие на этапом этапе, это либо слишком раннее торможение при небольшой скорости, либо торможение с опоздание на больших скоростях. Всё это возникает из-за неспособности правильно оценить расстояние до поворота. Важно помнить, что тормозной путь карта имеет квадратичную зависимость от скорости.
Картингист должен продолжительно тренироваться в различных условиях трассы прежде чем научится определять точку начала торможения.
Точных способов определения нет, только практика. Если начинаем торможение слишком рано, то уменьшим среднюю скорость. Если же опоздаем с моментом начала торможения, то возможно не удержимся в повороте и потеряем шансы на победу.Особенно важна правильная оценка начала торможения для картов с тормозными механизмами лишь на задних колесах. Существенно возрастает вероятность бокового заноса увеличивается тормозной путь. Не стоит резко тормозить на неровной поверхности трассы для картинга. Разгруженное колесо мгновенно тормозится, а новый контакт с трассой уже заблокированного колеса может привести к изменения траектории движения.
Карты-это спортивные машины особого рода. Он легкие, имеют большую мощность двигателя, но дифференциального механизма нет. Благодаря специальным шинам с высоким сцеплением, карт может полностью использовать возможности двигателя и двигаться с большим ускорение без скольжения. Управляя дроссельной заслонкой карбюратора (газом), гонщик должен это учитывать.Карт имеет превосходное отношение массы к мощности двигателя. И чем класс карта выше, тем это преимущество больше. Иногда даже превосходя соотношение вес-мощность спортивных машин других гоночных формул (категорий). Добавим к этому меньшее лобовое сопротивление, меньшее сопротивление трения качения и мы уже можем представить ходовые возможности этой машины.
При резком старте и ускорениях на низших передачах крутящий момент колес значительно больше силы трения колес и поверхности трассы для картинга,что приводит к пробуксовке ведущих колес. Иногда это полезно, но при отсутствии опыта вызывает неудобство и может быть опасным
При прямолинейном движении по грязной или мокрой трассе для картинга резкое нажатие на педаль «газа» (при низкой передаче) приведет к заносу задней части карта. Для компенсации этого, и выдерживания направления движения, необходимо одновременно подруливать передними колесами.
В картинге, при интенсивном ускорении, любой резкий маневр может усилить боковой занос, что в конечно итоге приведет к неконтролируемому вращению машины вокруг вертикальной оси. И особого внимания требуют ускорения на виражах. Нельзя допускать чрезмерную мощность двигателя. Оценивайте условия трассы картинга. Также необходимо учитывать, что у карта нет дифференциала. И в повороте одно из ведущих колес всегда проскальзывает т.е. вероятность заноса увеличивается. Но и это же скольжение, в следствии ускорения на повороте, упрощает движение по траектории поворота.
Иногда может возникнуть необходимость развернуться на 180° на ограниченном участке трассы для картинга и избыток крутящего момента на задних колесах при резком увеличении частоты вращения двигателя поможет искусственно вызвать пробуксовку задних колес и занос задней оси. Также такие действия помогут, если не хватает угла поворота передних колес
На скользкой трассе занос может произойти при резком сбросе “газа». Для сохранения контроля можно слегка поддать «газку» или выжать сцепление.
Всем этим приемам вождения можно потренироваться в картинг клубах, а при желании и сделать картинг своими руками, чертежи уже появились на сайте.
Некоторые считают, что картинг- это веселое времяпрепровождение картинг-клубе и сесть за руль карта и стать победителем может каждый, у кого есть хороший карт. Это необоснованное утверждение. Водитель карта должен отвечать множеству требований, которые не похожи на требования к автолюбителю или мотоциклисту. Также стоит четко представлять различия между условиями спортивной гонки и обычной поездке на автомобиле. И главная разница в цели. Целью гонок является время преодоления трассы, необходимо проехать трассу как можно быстрее и обогнать своих соперников. Необходимо использовать возможности техники, условия трассы, обладать достаточным опытом.
Прокатные карты в картинг-клубах достигают скорости 100км/ч, спортивные намного больше. В этих условиях реакция гонщика должна быть очень быстрой, чтобы на этих скоростях в плотном потоке и соперничестве со стороны других спортсменов не потерять управление. Любая ошибка может стать решающей и в этих гонщик преодолевает множество поворотов, управляет двигателем и коробкой передач. Рев двигателей, напряжённая обстановка…
Карт мгновенно реагирует на любое движение руля, нажатие педали газа или тормоза. Минимальное расстояние между картами во время гонки на картодроме еще более усиливает напряжение. И не одно движение не должно быть бесконтрольным или случайным .
Для управления картом, как и любой гоночной машиной, надо иметь талант. То есть набор особых качеств. Но и путем тренировок спортсмен может приобрести те самые психофизические качества, которые помогут ему реализовать возможности машины и победить в гонке.
Водитель карта должен иметь хорошую физическую форму. Картинг, хоть и кажется простым, но езда на нем утомительно и выдержать несколько заездов в день по трассе или в крытом картинг клубе может далеко не каждый. Спортсмен должен обладать хорошей выносливостью и сохранять выносливость не только во время коротких гонок, но и многочасовых.
А может быть Вы хотите попробовать сделать карт своими руками?
kartingacademy.ru