Узел прусика схема вязания – Узел прусик и схемы, по которым его нужно вязать

Разное

Содержание

Узлы Франца Бахмана. — Risk.ru


Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.
По материалам журнала bergundsteigen 3/05
и сайта
http://www.eneafiorentini.it

Первый карабинный схватывающий узел

Стояла поздняя осень 1946 года. Юному Францу исполнилось 16 лет, год назад он начал ходить в горы и уже побывал на маршрутах третьей категории сложности. Чтобы лучше подготовится к новым восхождениям, он приобрел несколько книг об альпинизме, и в одной из них прочитал ужасающую историю: при спуске с отвесной скалы в Ратиконе, восходитель-одиночка не заметил, что его веревка не достает до земли и по прошествии некоторого времени, его нашли мертвым, так и висящего на веревке. «Узел Прусика, с которым он смог бы подняться обратно по веревке, в те времена еще не был изобретен…» – сообщалось в книге. Поскольку спускаться в одиночку Францу приходилось довольно часто, он решил обязательно освоить этот способ подъема по веревке! Но никто из знакомых сверстников не мог показать ему узел Прусика, а много опытных альпинистов в то время еще находились в лагерях для военнопленных. Итак, он отправился на чердак, где оборудовал себе тренажер и начал самостоятельно искать способ подъема по веревке. Изобрести заново самому узел прусика не получилось, но он придумал оригинальный схватывающий узел с использованием карабина – фото 1.

Рис. 1. Первый в мире карабинный схватывающий узел FB-47 был изобретен в 1947 году Францем Бахманом. Схема завязвания и фото узла под нагрузкой на современных веревках.

С 1949 года Бахман использовал этот узел преимущественно при многодневных восхождениях. Вечером он оставлял на стене закрепленные веревки, чтобы подняться по ним на следующий день. Оказалось, что узел вполне работоспособен даже на мокрых и заледеневших веревках! Подходил он и для подъема по сдвоенной веревке. По удобству и легкости передвижения этот первый карабинный схватывающий узел был сравним с современными зажимами, а кое в чем и превосходил их.

В 1951 году описание этого узла появилось в альпинистских журналах Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. Известный тирольский альпинист и горный спасатель Вестль Маринер оценил достоинства узла, но указал и на его существенные недостатки –сложность завязывания и необходимость использования карабина с муфтой, которые в то время были очень тяжелы.

Следуя совету Маринера «как можно проще и без муфтованных карабинов», в 1952 году Бахман изобрел другой карабинный узел, который получил наиболее широкую известность – рис. 2.

Рис. 2. Узел Бахмана в книге W.Mariner: «Neuzeitliche Bergrettungstechnik» — Innsbruck 1953. и фото узла под нагрузкой на современном снаряжении.

Когда Франц продемонстрировал Маринеру этот узел, тот сразу включил его в программу обучения горных проводников и спасателей Австрии. После публикаций книг Маринера в 1953 и 1958 году, этот узел получил широкое распространение во всем мире. И по сей день его описание можно найти на многих интернет-страницах России, США, Италии и даже Кореи. В немецкоязычных странах узел долгое время успешно применялся, но в начале 90-х годов в Германии и Австрии был исключен из учебников и методических пособий. Обоснование такой немилости состояло в том, что «если взяться рукой за карабин и нагрузить его, а не петлю репшнура, узел проскальзывает. Чтобы остановить падение, надо выпустить из рук карабин, а это противоречит естественным рефлексам…». Однако, такое же поведение свойственно и классическому узлу Прусика, оставленному в учебных программах. Никакой схватывающий узел, с карабином или без него, нельзя удерживать в руке, при этом он не полностью затягивается и проскальзывает. То же самое относится и к некоторым механическим зажимам!

Другое положение дел сложилось в Америке. Там узлы Прусика и карабинный Бахмана мирно сосуществовали и, в зависимости от требований, прагматично использовался один или другой. Таким образом, в англоязычных странах узел Бахмана стал вторым (после прусика) по частоте использования схватывающих узлов.

Узел Бахмана оставался популярным в США еще и по другой причине: прусик плохо подходит для петель из стропы, поскольку в этом случае его трудно завязывать и передвигать, особенно в перчатках. Узел Бахмана из стропы, напротив, функционирует прекрасно, особенно в варианте с одним или двумя дополнительными оборотами непосредственно вокруг веревки – фото 3 справа. (В Европе эта форма узла почти неизвестна).

Фото 3. Узел Бахмана может быть завязан стропой, что расширяет его область применения.

С течением времени, альпинистское снаряжение совершенствовалось, веревки становились все более тонкими и гладкими, менялась форма и материал карабинов, так что случалось, схватывающие узлы плохо функционировали в своей первоначальной форме и также должны были видоизменяться. Появились новые узлы (например – Маршара), узел Прусика стали вязать в три оборота вокруг веревки вместо двух. Для улучшения держания узла Бахмана на тонких веревках достаточно было сделать один или два оборота репшнура непосредственно вокруг веревки – фото 4 слева, или дополнительно завязать полуштык ниже карабина – фото 4 справа. Таким образом можно использовать для схватывающих узлов даже относительно толстые и жесткие репшнуры, плохо работающие в обычном узле Прусика.

Фото 4. Классический узел Бахмана с дополнительными оборотами вокруг веревки. На фото показано использование жесткого 7мм репшнура, неработоспособного в узле Прусика на этой 9мм веревке.

Узел Бахмана с кольцом.

После появления прусика, при движении по ледникам стало принято использовать заранее закрепленные этим узлом на связочной веревке стремена для аварийного подъема в случае падения в трещину. Однако часто оказывалось, что упавшему не удавалось вылезти самостоятельно — схватывающие узлы настолько сильно затягивались, что передвигать их было невозможно. С появлением альпинистских беседок проблема быстрой гибели при зависании на веревке стала не так остра, но самостоятельный подъем с попеременным передвижением обычных прусиков остался весьма трудоемким делом, которое не всегда удавалось. Только легко передвигаемые схватывающие узлы могли решить эту проблему. Классический узел Бахмана легко передвигался вверх после снятия нагрузки, но был довольно громоздок. Дополнительные витки, необходимые для улучшения держания на тонких веревках затрудняли и передвижение узла вверх. Надо было придумать что-то более эффективное, и в 1960 году Бахман предложил использовать в схватывающем узле металлическое кольцо – фото 5.

Фото 5. Узел Бахмана с металлическим кольцом. Слева – схема завязывания, в центре и справа – вид в затянувшемся состоянии.

Автор использовал стальные кольца сечением 4-5 мм и внутренним диаметром 26-30 мм с гладкой поверхностью. Такие кольца сильно уменьшали вредное трение при нагружении узла, что приводило к более надежному удержанию и облегчало передвижение после снятия нагрузки. Схватывающий узел с кольцом надежно держал вес человека при соотношении диаметров основной веревки и репшнура 1:1, а завязанный тонкой стропой мог работать даже на стальном тросе диаметром 6 мм!

Узел с кольцом и дополнительным полуштыком (фото 6) обладал полезным свойством: он надежно схватывал при тяге вниз, а при тяге вверх его можно было буксировать за собой по веревке. Бахман использовал этот вариант узла на восхождениях по крутым ледовым и комбинированным маршрутам для самостраховки среднего в связке-тройке. Правда, такой способ требовал тщательного подбора комбинации репшнура, веревки и числа витков, достаточной практики и предварительных тренировок. Для самостраховки при движении по закрытым ледникам, он непригоден, поскольку работает лишь в одном направлении.

Фото 6. Узел Бахмана с кольцом и дополнительным полуштыком.

Впечатления о практическом использовании узла Бахмана с кольцом можно прочитать здесь.

Узлы с металлическими кольцами не получил широкого распространения, но послужили прототипом для дальнейшего развития подобных схватывающих узлов.

Петлевой узел Бахмана.

В начале 60-х годов, стремясь упростить узел с кольцом, Бахман заменил металлическое кольцо маленькой петлей, образованной узлом «восьмерка» или более простым «проводником» – фото 7.

Фото 7. Узел Бахмана из репшнура с проводником. Слева – схема завязывания, справа – вид в затянутом состоянии.

Как и кольцо, узел уменьшал вредные потери на трение при затягивании и облегчал передвижение. Благодаря большему объему узла, образующего петлю проводника, узел оказалось так же удобно передвигать по веревке, как и узел с кольцом. При использовании проводника-восьмерки (фото 8), узел мог работать в обоих направлениях, что позволяло использовать его и для страховки от падения в трещину на леднике среднего в связке.

Фото 8. Узел Бахмана на репшнуре с проводником-восмеркой.

Как и во многих других схватывающих узлах, силу удержания узла можно увеличить, используя одинарный репшнур, вместо сдвоенного.

Фото 9. Узел Бахмана с проводником, завязанный 10мм веревкой на 9 миллиметровой. Узел держит в обоих направлениях.
Фото 10. Для сравнения – узел Bellunese, известный в России как узел Блейка. Как и вышеописанный, он способен работать при соотношении диаметров веревки и репшнура около 1:1, но работоспособен лишь при одном направлении нагрузки и, пожалуй, несколько сложнее и чувствительнее к качеству веревок.

Наконец, в 2003 году, при обсуждении узлов для стальных тросов виа-феррат, Бахман впервые представил вариант своего схватывающего узла с использованием сшитых строповых петель – «слингов» – фото 11.

Фото 11. Схватывающий узел Бахмана для сшитых петель. Слева направо: подготовка петли, схема завязывания и вид узла под нагрузкой.

Вяжется этот узел следующим образом:
1. Сначала, как можно ближе к месту сшивки, на петле вяжется узел проводника, образующая небольшой «глазок».
2. Петля оборачивается вокруг веревки тремя оборотами (для очень тонких и скользких веревок может потребоваться большее число оборотов).

3. Конец петли продевается в глазок и присоединяется карабином к страховочной системе.

По сравнению с узлом Прусика, этот узел имеет несколько преимуществ:
1. намного лучше «схватывает» на веревках разного диаметра и степени скользкости и может применяться даже на стальных тросах.
2. благодаря отсутствию узла для связывания стропы в кольцо, больше прочность петли и исключается возможность случайного развязывания.
3. из-за жесткой сшивки, глазок, в который продевается конец петли остается постоянно «растопыренным», что облегчает завязывание, ослабление после снятия нагрузки и последующее передвижение узла по веревке.
4. если есть пара 60-см петель с предварительно завязанными описанным выше способом узлами, завязать систему для подъема намного легче, чем узлы прусика.
5. по скорости и удобству подъема узел не уступает тиблоку, снижая при этом риск повреждения веревки.

Даже завязанный скользкой дайнемовой стропой, этот узел неплохо держит и на замерзших мокрых веревках – фото 12.

Фото 12. Узел Бахмана, держится и на замерзшей веревке.

Часть 2. Использование узлов Бахмана на стальных тросах, перилах и кабелях с пластиковой оболочкой.


В августе 2003 года группа итальянских альпинистов обсуждала на форуме it.sport.montagna возможность использования схватывающих узлов на стальных тросах виа-феррат, и Франц Бахман предложил использовать для этого некоторые свои узлы, неплохо проявившие себя в тестах и аналогичных практических применениях.

Хотя такие маршруты — редкость на нашей территории, использование узлов в подобных случаях может представлять практический интерес и для других целей, так что есть смысл рассказать об этом подробнее, попутно показав некоторые варианты показанных выше узлов.

Прежде всего – ритуальное предупреждение-«дисклаймер»:
Использование схватывающих узлов на маршрутах Виа-феррат не является заменой штатному страховочному комплекту с амортизатором рывка. Назначение схватывающих узлов в этих условиях – дополнительная страховка для уменьшения глубины падения при срывах, использование в случаях ухудшения состояния маршрута (внезапный снегопад или дождь), самостоятельная аварийная эвакуация с маршрута (спуск на узлах по тросу) или неспортивное преодоление трудных участков при переоценке собственных возможностей (аналогично применению ИТО на маршрутах для лазания :-)).

Показанные узлы не проходили массовых испытаний во всех возможных реальных условиях, хотя показали хорошие результаты во многих тестах и лабораторных испытаниях.

В качестве иллюстрации возможностей схватывающих узлов, на фотографиях показаны варианты, уверенно держащие нагрузку около 100 кг на стальном тросе 6мм.

Узел Прусика.

Фото 13. Прусик на стальном 6мм тросе.

Будучи завязанным мягким репшнуром 6мм вполне удерживает вес тела, но неудобен для ослабления и передвижения вдоль троса. Узел Прусика на таком тросе, сделанный из репшнура 7мм, даже относительно мягкого (Sterling), скользит уже при небольшом нагружении рукой.

Узел Бахмана из 7мм репшнура работает только в варианте завязывания одной прядью – фото 14.

Фото 14. Вариант узла Бахмана из 7мм репшнура на стальном тросе.

Гораздо лучше держат на тросе схватывающие узлы, завязанные стропой.
Вариант узла «с глазком» для сшитых петель уверенно выдерживал вес тела, будучи завязанным узкими стропами из дайнемы и нейлоновыми шириной до 19мм – фото 15.

Фото 15. Узел Бахмана, завязанный разными типами строп на тросе.

Более широкая нейлоновая стропа может держаться на таком тросе лишь в однопрядном варианте узла – фото 16.

Фото 16. Последовательность завязывания схватывающего узла Бахмана на тросе одинарной стропой (с сайта www.eneafiorentini.it).

Вместо одного из карабинов при использовании одинарной стропы можно обойтись узлом проводника – рис. 17.

Фото 17. Вариант схватывающего узла Бахмана, завязанный одинарной стропой на тросе (с сайта www.eneafiorentini.it).

В варианте узла с металлическим кольцом на тросе тестовый вес удержали только более узкие стропы из дайнемы – фото 18. Кольцо можно с успехом заменить на обычный карабин.

Фото 18. Узел Бахмана с кольцом или карабином на стальном тросе.

Самым тяжелым испытанием стало удержание схватывающих узлов на 8мм стальном прутке с гладкой поверхностью. Этот импровизированный тест выдержали только узлы Бахмана из узкой дайнемовой стропы – фото 19.

Фото 19. Узлы Бахмана на стальном прутке.

Подводя итог, свое личное впечатление от новых для нас узлов Франца Бахмана могу выразить в двух словах: надо завязывать! (в прямом смысле этих слов :-)).

www.risk.ru

Схватывающий узел (Узел Прусика): как вязать, пошаговая схема

Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов.

В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения.  Во время подъема или спуска альпиниста, схватывающие узлы (узел прусика или прусик) передвигается по веревке механическим путем.

При возникновении форс – мажора (падения), узел автоматически затягивается на страховочной веревке, тем самым предотвращает срыв человека. Кроме этого, узел Прусика затягивается при малейших нагрузках в любом направлении своей работы.

Также схватывающие узлы используются для жумара (альпинистского карабина) для подъема вверх по веревке или канату.

Однако данный вид узла практически не функционирует на мокром, обледенелом канате или веревке вследствие низкой силы трения. Также при различных факторах внешней среды может снижать прочность веревки

Важно знать!

  1. Во время передвижения по веревке узел находится в руке. При падении альпиниста, узел рефлекторно зажимается в руке и не схватывает веревку. В таком случае процесс торможение осуществляется только за счет силы руки, что приводит к сильнейшим ожогам, падению и полному перетиранию схватывающего узла. Именно поэтому передвигать узел по веревке необходимо толкая его в ту, или иную сторону, а не в коем случае не зажимая в ладони.
  2. Следите за тем, чтобы второй виток узла шел в противоположном направлении к первому узлу.
  3. Как правило прусик связывается из веревок разного или одинакового диаметра нежели диаметр опорной веревки (перила).
  4. Один виток на схватывающем узле вяжется при свершении подъема или спуска, а так же для подъема большого груза. Помните, один виток на альпинистском узле, да и в другой области применения прусика, всегда означает «протравливание», и в случае, когда главная веревка имеет слишком жесткую структуру, обледенение или большое натяжение, малое количество витков может привести к срыву, падению или неконтролируемому спуску человека. Поэтому делают более двух витков на узле.
  5. Во время подъема на прусике схватывающий узел поднимается по веревке по мере подтягивания его вверх за свободные концы, это приводит образованию перехлестов, которые способствуют ослаблению схватывающего узла после нагрузки. Кроме того, узел толкается по веревке, а не тянется и не обхватывается ладонью.
  6. При использовании репшнура в течении длительного периода следите за тем, чтобы он был целым и не перетертым. Тщательно осматривайте оснащение до и после его использования.
  7. В идеале схватывающий узел должен быть длинной на вашу вытянутую руку. В случае срыва, обморожения или травме до узла, находящегося на большей высоте, крайне сложно или практически нереально дотянуться!

Плюсы и минусы Схватывающего узла

Плюсы:

  • может свободно перемещаться по веревке в любом заданном направлении;
  • при малейшей нагрузке затягивается;
  • после снятия нагрузки легко приводится в свое исходное рабочее состояние;

Минусы:

  • Требуется большая практика для свободного вязания схватывающего узла;
  • Практически не держится жестких веревках.
  • Совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» резких рывков на них, т. к. из-за проскальзывания витки узла могут развалиться.

prouzel.ru

Прусик — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пру́сик (узел Пру́сика) — один из схватывающих узлов. Может завязываться репшнуром диаметром 6—7 мм вокруг 9—14 мм основной верёвки, обеспечивая тем самым страховку альпиниста. По мере подъёма или спуска передвигается рукой. В случае срыва узел затягивается на страховочной верёвке и предохраняет альпиниста от падения. Срабатывает при нагрузках в любом направлении. Кроме страховки прусик может быть применён и непосредственно при подъёме по верёвке (используется как жумар). Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре.

Снижает среднюю прочность верёвки в пределах 46,9—26,55 % (при сухой верёвке — 69,17—73,5 %; при мокрой — 67,3—70,4 %; при мёрзлой — 53,1—54,3 %).

  • при передвижении узла по верёвке узел зажимается в ладонь. В этом случае при срыве рука рефлекторно сжимается вместе с узлом и узел не схватывает веревку. Торможение происходит только за счёт силы руки, что приводит к полному перетиранию прусика, ожогам руки, неконтролируемому спуску и, как результат, к падению. Передвигать узел необходимо толкая его вниз или вверх по верёвке, а не обхватывая его;
  • второй виток идёт в обратном направлении по отношению к первому;
  • вяжется из верёвки большего или равного диаметра, чем диаметр опорной;
  • вяжется всего один виток, когда узел используется для подъёма, страховки или при больших нагрузках. Один виток практически всегда означает протравливание и в ряде случаев (например, жёсткая основная верёвка, основная верёвка под натяжением, обледеневшая верёвка) может привести к неконтролируемому спуску. Часто протравливают даже 2 и больше витков;
  • при подъёме на прусиках узел поднимается по верёвке по мере подтягивания его вверх за свободные концы. Это приводит к тому, что образуются перехлёсты, которые будут мешать ослабить узел после нагрузки. Узел нужно толкать по верёвке, а не тянуть и не обхватывать;
  • для подъёма используется один и тот же репшнур в течение длительного времени. Это приводит к его перетиранию. Необходимо осматривать репшнур перед и после использования.
  • длина прусика берется больше длины вытянутой руки. В этом случае при срыве и повисании на прусике дотянуться до него крайне сложно, а при экстремальных погодных условиях, травмах и обморожениях — практически нереально.
  • если прусик вяжут петлёй из репшнура, берутся рукой за узел петли. В результате, например, если петля будет пристегнута к страховочной системе карабином, нагрузка приходится на узел петли. При завязывании прусика петлёй из репшнура надо следить, чтобы место пристежки карабина не попало на узел, соединяющий петлю.

Прусик с карабином[править | править код]

Сквозь все витки схватывающего узла длинной стороной к основной верёвке простёгивается карабин. Применение такое же, как и узла Бахмана. Без нагрузки меньше расслабляется.

  • Мартынов А. И. Промальп (промышленный альпинизм). — М.: ТВТ Дивизион, 2006. — С. 96. — 328 с. — (Школа альпинизма). — 5000 экз. — ISBN 5-98724-008-5.

ru.wikipedia.org

Что такое схватывающие узлы? Как вязать схватывающий узел: схема

Схватывающие узлы имеют сравнительно широкую область применения: это и альпинизм (как туристический, так и промышленный), и скалолазание, и спелеология, и спасательное дело. Одним словом, везде, где необходимо обеспечить надежную страховку в случае внезапного срыва, требуется узловое соединение.

Схватывающие узлы бывают нескольких видов, каждый из них требует отдельного изучения и тщательной отработки навыков вязания, чтобы в случае экстремальной ситуации все сделать правильно. Ведь страховочные узлы очень важно вязать максимально точно: от этого, без преувеличения, будет зависеть человеческая жизнь.

Основные правила

Схватывающие узлы имеют ряд отличительных особенностей, которые непременно следует учитывать и запомнить:

  • Они не рекомендуются на веревках, тросах без оплетки, а также на репшнурах и лентах, изготовленных из кевлара, спектры и дайнимы. Несоблюдение данного правила может быть опасно для жизни!
  • На петле схватывающего узла нельзя навязывать никаких дополнительных узлов.
  • Рекомендуется применять веревки с усилием на разрыв от 9,8 кН для диаметра 7 мм и от 7 кН для диаметра 6 мм.
  • Бытует мнение, что вязать схватывающий узел можно в любом месте от спускового устройства. Однако бывалые альпинисты всячески рекомендуют обустраивать его ниже.
  • Схватывающие узлы, затягивающиеся под нагрузкой, можно применять не только во время подъема, но и в момент спуска с высоты.
  • Схватывающий узел наилучшим образом работает, если применять веревки, отличающиеся по диаметру в два раза.
  • Крайне не рекомендуется применение любого вида схватывающего узла при обледенении веревок, так как даже в случае прочного схватывания будет осуществляться проскальзывание петли по опоре.
  • Самое главное свойство любого схватывающего узла – его способность мгновенно затянуться в случае срыва нагрузки, будь то человек или груз.

Узел Прусика

Всем, кого интересует, как сделать схватывающий узел, в первую очередь обычно рекомендуют разучить именно этот вид. Прусик носит имя своего создателя – Карла Прусика, который изобрел его в 1931 году. Узел завязывают вспомогательным шнуром диаметром от 6 до 7 мм вокруг основного троса или веревки диаметром от 9 до 14 мм. Прусик передвигается сам по мере передвижения вниз или вверх человека, а в случае срыва мгновенно затягивается, обеспечивая таким образом надежную страховку.

Некоторое время именно прусик безраздельно господствовал среди альпинистов, однако со временем появились многочисленные варианты как его самого, так и схватывающих узлов вообще. Однако до сих пор именно он считается «базовым» и обязательным к изучению.

Последовательность вязки прусика такова:

  • берется шнур, предварительно завязанный петлей;
  • шнур обматывается трижды вокруг основной веревки так, чтобы она находилась внутри петли;
  • убедившись, что все совершенные обороты петли не перехлестываются между собой и лежат ровно, нужно затянуть узел.

Французский прусик

Он же узел Маршара. Рекомендуется к применению, если заранее достоверно известно то, что нагрузка будет осуществляться лишь в одном определенном направлении. Вяжется узел следующим образом:

  • Сначала берется шнур, на котором организована петля.
  • Затем она оборачивается вокруг основной веревки.
  • Делается обмотка шнура трижды вокруг основной веревки. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый последующий оборот ложился рядом и ровно по отношению к предыдущему обороту.
  • Та часть шнура, что осталась свободной, продевается через петлю и затягивается в том направлении, где должен располагаться удерживаемый груз.

Данный узел относится к так называемым ползающим, а потому браться за него строго не рекомендуется. Можно изменять количество витков вокруг основной веревки по мере необходимости. Как и в случае с традиционным схватывающим узлом, главная веревка непременно должна иметь диаметр, превышающий толщину репшнура. Правило такое: чем ближе веревки друг к другу по диаметру, тем эффективность и, следовательно, безопасность французского прусика ниже.

Узел Бахмана

Многих начинающих альпинистов интересует схватывающий узел. Как вязать его, знают не многие. Обычно рекомендуется к освоению так называемый узел Бахмана. Он носит свое название благодаря изобретателю – Францу Бахману. В качестве страховки самого себя данный узел применяется нечасто.

Чтобы завязать его, нужно выполнить следующую последовательность действий:

  • приложить самую длинную часть карабина к основной веревке;
  • протянуть шнур сквозь карабин, сложить его вдвое, сделать несколько витков (обычно два-три), приматывая карабин и веревку друг к другу;
  • срабатывает узел Бахмана, как только с него снимается нагрузка, но он затягивается не мгновенно, а потому груз может немного проскользнуть.

Существуют также варианты этой страховки. Например, неполный узел Бахмана. При его обвязке петля сначала два-три раза охватывает главную веревку, а лишь потом (также на 2-3 витка) веревку с закрепленным на ней карабином.

Псевдобахман – схватывающий узел, схема которого такова: шнур сначала охватывает лишь главную веревку, затем петля подводится сквозь карабин, как и в случае с классическим узлом Бахмана. Такой узел можно организовывать «на ходу», не отцепляя сам груз. Важно! Псевдобахман оказывает свои удерживающие свойства исключительно на туго натянутой веревке или тросе. Если они провисают – такой узел сорвется.

Наконец, студенты Уральского Политеха предложили вариант псевдобахмана, при котором обвязка узла начинается так же, как и в случае с обычным псевдобахманом, а затем проводник петли пристегивается к карабину. Узел так и назвали – УПИ (по имени учебного заведения), хотя известен его автор – турист А. Ю. Яговкин.

Узел двойной схватывающий

Как и в случае с остальными видами страховок, перед тем как вязать двойной схватывающий узел, нужно убедиться в том, что основная и вспомогательная веревки различаются по диаметру. То есть шнур должен быть тоньше перильной веревки – оптимально в полтора раза.

Существует два варианта, которыми можно завязать двойной схватывающий узел. Первый предполагает, что на перильной основной веревке организуется два схватывающих узла на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, альпинист может быть уверен в том, что если по каким-то причинам откажет один схватывающий узел – сработает второй.

Согласно другом варианту, обвязываются две петли вокруг основой веревки. Таким образом можно организовать как двойной, так и тройной симметричный схватывающий узел.

Схватывающий узел одним концом

Узел, схватывающий одним концом, обвязывается по той же самой схеме, что и классический, однако при этом продевается не петля, образовавшаяся в результате сложения шнура вдвое, а всего лишь один его конец.

Полусхватывающий узел

Такой узел представляет собой как бы половину схватывающего. Сначала вспомогательный шнур обматывается вокруг основной веревки в один оборот, затем рядом кладется еще один виток (нужно внимательно следить за тем, чтобы не было перехлестов), и свободный конец продевается в петлю шнура. Данный узел никогда не следует применять в альпинизме, туризме и т. д. Он используется исключительно в быту.

Прямой австрийский схватывающий узел

Для организации прямого схватывающего австрийского узла рекомендуется применять основную круглую веревку диаметром от 9 до 15 мм и вспомогательный шнур диаметром от 6 до 7 мм. Чем больше разница в диаметрах, тем прочнее будет схватывать узел.

Двойной шнур обвязывается 4-6 раз вокруг перильной веревки, после чего свободный его конец продевается в петлю в направлении от себя снизу вверх. Такой узел обычно используют на различного рода переправах.

Обратный австрийский схватывающий узел

При обвязке такого узла совершается 2-3 витка сдвоенного шнура вокруг вертикальной перильной веревки в направлении сверху вниз. Обратный австрийский узел находит свое применение обычно во время вертикального передвижения, в том числе и в качестве самостраховки.

Автоблок

Отличительной особенностью автоблока является то, что два конца шнура не продеваются в петлю, а закрываются карабином. Стоит только отстегнуть их, и узел мгновенно развязывается под действием силы упругости шнура.

Автоблок предпочтительнее использовать для страховки во время спуска или подъема. Он в ряде случаев гораздо надежнее и безопаснее того же прусика. Однако важный момент заключается в том, что надежность автоблока сильно зависит от материала, из которого изготовлены как репшнур, так и основная веревка. Предпочтительнее мягкие материалы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки

Новички, только что научившиеся вязать схватывающие узлы, нередко допускают следующие типичные ошибки:

  • Во время использования схватывающего узла новичок может перехватывать сам узел ладонью. Это неизбежно приведет к тому, что в случае возникновения критической ситуации рука рефлекторно сжимается, в результате чего узел не срабатывает, и дальнейшая нагрузка перекладывается непосредственно на руку. Естественно, предотвратить падение за счет только усилия ладони невозможно, а потому данная ошибка чревата трагедией. Чтобы ее избежать, следует сам узел передвигать не рукой, а подтягивая вспомогательную веревку.
  • Несмотря на то что информация про схватывающий узел легкодоступна, а в альпинистских школах этому вообще уделяется очень много времени, новички тем не менее раз за разом допускают и следующую главную ошибку: обвязывание недостаточного количества оборотов вокруг основной веревки или, напротив – избыточное число. В первом случае велика вероятность того, что один оборот просто не способен будет удержать сорвавшийся груз. Простое протравливание может привести к неконтролируемому падению. Во втором же – узел стопорится при передвижении, вплоть до полной блокировки.
  • Использование одного и того же шнура в течение продолжительного времени. Даже самый прочный репшнур со временем будет перетираться, особенно в условиях интенсивной эксплуатации. Следует очень тщательно осматривать шнур на предмет повреждений перед каждым использованием.
  • Часто в качестве страховки выступает схватывающий узел. Как вязать его, чтобы он служил надежно? Следует отметить, что длина выпущенного свободного конца репшнура не должна превышать длину собственной руки. Иначе в критический момент можно просто не дотянуться до основной веревки.
  • Во время передвижения узел следует толкать рукой, а не передвигать ладонью (см. пункт первый), или тянуть за свободные концы шнура. Несоблюдение второго момента может привести к образованию нахлестов, которые значительно ослабят схватывание узла.
  • Наконец, следует четко следовать уже упомянутому выше правилу: толщина основной веревки должна быть примерно в полтора раза больше толщины шнура. Недопустимо обратное соотношение, и даже веревки одинакового диаметра не будут способствовать прочности схватывания узла.

fb.ru

Название узлов и правила их вязания

УЗЛЫ

  1. Встречный узел

  2. Встречная восьмерка

  3. Прямой узел

  4. Узел «проводника»

  5. Узел «проводника» одним концом.

  6. Узел «восьмерка»

  7. Узел «восьмерка» одним концом

  8. Узел «бабочка»

  9. Двойной «проводник»

  10. Грейпвайн

  11. Шкотовый

  12. Брамшкотовый

  13. Узел «штык»

  14. Узел «булинь»

  15. Схватывающий узел Прусика

  16. Австрийский схватывающий узел

  17. Узел Бахмана

  18. Французский схватывающий узел

  19. Узел стремя

  20. Узел стремя одним концом

  21. Узел УИАА

1. Встречный узел
Используется для связывания веревок любого диаметра, лент и сочетаний «лента-веревка».

(+) Узел легко вяжется, хорошо держит, не «ползет».
(-) Под нагрузкой сильно затягивается, поэтому рекомендуется завязывать «встречную восьмерку».

2. Встречная восьмерка
Для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

(+) Надежный узел, хорошо держит, не «ползет».

3. Прямой узел
Для связывания веревок одинакового диаметра. Используется для вспомогательных целей.
Использование без контрольных узлов недопустимо!

(+) Узел легко вяжется.
(-) Под нагрузкой сильно затягивается. На мокрых, жестких и обледенелых веревках есть опасность развязывания.

4. Узел «проводника»
Узел прочен, надежен, сам не развязывается. Удобен для образования надежной петли. Применяется в альпинизме для организации связок и др.

5. Узел «проводника» одним концом.

Начинается вязаться как встречный.
(+) Узел легко вяжется как на конце веревки, так и в середине.

(-) Затягивается под нагрузкой.

6. Узел «восьмерка»
Самый распространенный узел для образования надежной петли как на конце веревки, так и в середине.

(+) Под нагрузкой сильно не затягивается.

7. Узел «восьмерка» одним концом

На фотографии ниже показано начало вязания «восьмерки» одним концом. Далее, по аналогии с вязанием встречной восьмерки.

8. Узел «бабочка»
(срединный проводник)
Предназначен для образования петли в середине веревки. Применяется для организации связок и в системах полиспаста.

(+) Надежный узел. Мало ослабляет веревку. Под нагрузкой не затягивается.

9. Двойной «проводник»
(«заячьи ушки»)
Служит для образования двойной петли. Применяется для блокировки точек крепления, транспортировки пострадавшего на небольшую глубину (имитация беседки) и т.п.

(+) Надежный узел, не «ползет».
(-) Под нагрузкой сильно затягивается.

10. Грейпвайн
Один из наиболее надежных узлов. Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

(+) Надежный и красивый узел.
(-) Для правильного вязания требуется практика. Под нагрузкой сильно затягивается.

11. Шкотовый

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.
Обязательны контрольные узлы.

(+) Узел легко вяжется. Под нагрузкой не затягивается.
(-) Может «поползти» при переменных нагрузках.

12. Брамшкотовый узел
Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.
Брамшкотовый отличается дополнительным оборотом верёвки меньшего диаметра вокруг петли более толстой верёвки. Обычно используется именно этот вариант узла. Обязательно вязать контрольный узел на верёвке большего диаметра. Эти узлы достаточно просто вяжутся и легко развязываются после снятия нагрузки.

Обязательны контрольные узлы.

(+) Узел легко вяжется. Под нагрузкой не затягивается.
(-) Может «поползти» при переменных нагрузках.

13. Узел «штык»
Используется для привязывания веревки к дереву, столбу и т.п. Надежен при постоянной нагрузке.
Обязательно использование контрольного узла.

14. Узел «булинь»
Для привязывания веревки к крупным элементам зданий, конструкций, обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, камень).
Булинь чувствителен к тому, к какому концу приложена нагрузка.
Обязателен контрольный узел!

(+) Простой и надежный узел. Под нагрузкой сильно не затягивается.
(-)Внимание: нагрузку прикладывать только к рабочему концу веревки, нельзя пристегиваться к петле булиня!

  1. Схватывающий узел Прусика


В начале ХХ века немецкий альпинист Карл Пруссик изобрёл схватывающий узел, который в последствии получил его имя. Узел вяжется верёвкой меньшего диаметра, вокруг верёвки большего диамептра. Теоретически, оптимальное соотношение диаметров верёвок 1:2. Обычно используется репшнур диаметром 6мм. Долгое время узел Пруссика или просто Пруссик, как его часто называют альпинисты, был господствующим схватывающим узлом. Однако, к концу ХХ века, в результате накопленного опыта, становится очевидным, что использование узла Пруссика в качестве страховочного не безопасно из-за сильного оплавления (вплоть до разрушения) репшнура в случае срыва. Кроме того, этот узел очень сильно затягивается при нагружении. Надо отметить, что увеличение числа прядей в узле приводит к улучшению его свойств. Несмотря на все недостатки, узел Пруссика до сих пор очень популярен среди альпинистов. Причиной этого, скорее всего, является просто привычка.

  1. Австрийский схватывающий узел


Итак, стало необходимо искать замену узлу Пруссика. Тогда начала расти популярность других схватывающих узлов. Одним из наиболее надёжных из них на сегодняшний день считаетсяя австрийский схватывающий узел. Этот узел просто вяжется и легко ослабляется после снятия нагрузки. Его можно вязать стропой. Число оборотов вокруг основной верёвки должно быть не меньше 3. На рисунке показано направление вверх, однако, узел может быть завязан и в другую сторону. Тогда его иногда называют обратным австрийским схватывающим. Такое положение узла рекомендуется при использовании его в качестве зажима. А положение показаное на рисунке, рекомендуется в качестве узла на усе самостраховки.

17. Узел Бахмана

Как уже говорилось, схватывающие узлы можно использовать для подъёма по верёвки. Но подниматься держась за сам узел не очень-то удобно. Нужна какая-нибудь ручка. И такая ручка есть в индивидуальном снаряжении любого альпиниста! Это – карабин! Перед Вами узел Бахмана – один из самых известных схватывающих узлов с использованием карабина. Такой узел легко передвигать по верёвке, он очень легко ослабляется после снятия нагрузки. Естественно его можно использовать и в качестве страховочного.

18. Французский схватывающий узел


В последнии годы особенно на западе всё большую популярность приобретает французский схватывающий узел, который по сути является вариантом австрийского схватывающего. Его также можно вязать из стропы. Узел очень прост, легко ослабляется после снятия нагрузки, хорошо работает в качестве страховочного.

19. Узел стремя

20. Узел стремя одним концом

Имеет множество применений. Может использоваться для организации опоры под ногу (педальки) при подъёме по верёвке, для закрепления перил, для организации самостраховки, для обвязки и закрепления различных грузов (например, труб) на верёвке. Не затягивается под нагрузкой. Потери прочности верёвки в узле составляют около 40%.

21. Узел УИАА


(UIAA – Международный Союз Альпинистских Ассоциаций) – очень полезный узел который позволяет спуститься по верёвке с помощью одного карабина. В практике советского альпинизма назывался «узел пожарника«. С его помощью можно также организовать динамическую страховку напарника. Лучше всего этот узел работает на грушевидных карабинах. У большинства мировых производителей такие карабины имеют маркировку HMS. Наибольшая эффективность достигается при работе с мягкой верёвкой. Однако, не стоит злоупотреблять этим узлом, так как в нём сильно изнашивается верёвка.

infourok.ru

Вспомогательные узлы  . Большая книга узлов. Рыбацкие, охотничьи, морские, туристские, альпинистские, бытовые

Специальные вспомогательные узлы

Среди вспомогательных в альпинистской практике отдельно выделяют группу специальных узлов, о которых речь пойдет ниже.

Схватывающие узлы

Схватывающие узлы – специальные узлы, применяемые в альпинизме, горном туризме, спелеологии в аварийных ситуациях, для фиксации веревки при срыве, для страховки при подъеме и спуске. Как правило, они формируются из замкнутой петли шнура, более тонкого (5–6 мм), чем основная веревка. Прочность правильно завязанных схватывающих узлов достаточно высока и составляет до 90 % прочности самой веревки. Известно порядка 18 узлов такого типа. Ниже рассмотрим наиболее распространенные виды схватывающих узлов:

– австрийский схватывающий;

– Бахмана;

– Блейка;

– петля Гарда;

– Дистела;

– Прусика;

– сосулька;

– УИАА.

Австрийский схватывающий

Узел имеет несколько названий: «узел Маршара», «Прусик Клеймхейста», и вяжут его в двух вариантах – прямом и обратном (косом). Прямой вариант узла применяют для натяжения навесной переправы. В этом случае его вяжут из двойного 6–8 мм репшнура и делают снизу вверх 4–6 оборотов петли вокруг основной веревки. Обратный (косой) вариант применяют для самостраховки на вертикальных перилах и при его завязывании формируют 2–3 оборота вокруг перильной веревки сверху вниз. Первое описание такого узла относится к 1840 году.

Узел хорошо держит нагрузку даже на мокрой и обледенелой веревке. Он легко вяжется как на одинарной, так и на двойной веревке, а после снятия нагрузки его несложно распустить. Однако при резком возрастании нагрузки австрийский схватывающий узел может оплавить оплетку основной веревки, что приводит к ее обрыву.

Рис. 99. Австрийский схватывающий узел: а – прямой вариант; б – обратный вариант.

Последовательность завязывания австрийского схватывающего узла

Прямой вариант

1. Репшнуром снизу вверх провести 4–6 оборотов вокруг основной веревки.

2. Завести второй конец репшнура в верхнюю петлю.

3. Затянуть узел.

Обратный вариант

1. Ходовой петлей репшнура сверху вниз сделать три оборота вокруг основной веревки.

2. Завести второй конец репшнура в ходовую петлю.

3. Затянуть узел.

Узел Бахмана

Узел был создан инженером-машиностроителем и альпинистом Францем Бахманом в 1952 году. Представляет собой узловое соединение репшнура с карабином. Его считают одним из вариантов узла Прусика. Узел Бахмана применяют для силовых операций с веревкой, для страховки при переправе. В современном альпинизме для самостраховки его применяют достаточно редко, так как он имеет свойство к проскальзыванию. В некоторых случаях этот узел можно использовать как приспособление для подъема (жмур), за что он и получил шутливое название «жмур для бедных». К положительным свойствам узла Бахмана можно отнести большее удобство при перемещении по опоре за счет карабина, несложность вязки и надежность при постоянных нагрузках, возможность использования на мокрой и обледенелой веревке. Вязать его можно как на одинарной, так и на двойной веревках. Существует несколько вариантов узла:

– узел Бахмана с карабином и стоп-вкладышем, где карабин-вкладыш защелкивается между витками, усиливая схватывающие свойства узла;

– псевдобахман используется только для натянутой веревки, веревки с грузом или же на металлических тросах диаметром не менее 6 мм.

Рис. 100. Узел Бахмана

Последовательность завязывания узла Бахмана

1. Приложить карабин длинной стороной к основной веревке. Завести репшнур.

2. Сложить репшнур вдвое и 2–3 раза обвести вокруг длинной стороны карабина и основной веревки.

Узел Блейка (блейккнот)

Этот узел создан относительно недавно, первое его описание было сделано Хайнцем Прохаска в 1981 году, однако практическое применение он получил благодаря Джейсону Блейку в 1994 году. Блейккнот входит в группу скользяще схватывающих узлов, и его можно завязывать основной веревкой на основной же веревке того же диаметра. Узел используют альпинисты и спелеологи для восхождения и спуска. Он достаточно надежен и при правильной эксплуатации не сползает и не проскальзывает по веревке. Часто его применяют как элемент более сложных комплексов, таких как «узел спасателя» Альфира Ахметишина.

Рис. 101. Узел Блейка (блейккнот)

Последовательность завязывания узла блейккнот

1. Сделать ходовым концом репшнура 4–5 шлагов вокруг основной веревки.

2. Опустить ходовой конец репшнура вниз вдоль витков, завести его за основную веревку. Провести ходовой конец репшнура внутри 2–3 витков обмотки и вывести наружу.

3. Затянуть узел и завязать контрольную восьмерку.

Узел Прусика (схватывающий узел)

Узел назван по имени председателя Австрийского альпинистского клуба Карла Прусика, создавшего этот узел в 1931 году. Он известен также под названием «схватывающий узел». Прусик долгое время использовался как основной узел для страховки по вертикальным и наклонным перилам, для натяжения полиспаста.

Этот узел завязывают репшнуром 6–7 мм вокруг 9–14 мм основной веревки двумя способами – репшнуром в форме петли (рис. 102, а) или одним концом шнура (рис. 102, б). Среди основных недостатков этого узла – плохое срабатывание и уменьшение прочности на мокрой или обледенелой веревке. Для усиления схватывающих свойств узла применяют дополнительные витки на основной веревке, – так называемый усиленный Прусик (рис. 102, в) – или устанавливают карабинный вкладыш (рис. 102, г).

Рис. 102. Прусик: а – репшнуром в форме петли; б – одним концом репшнура; в – «тройной»; г – карабинный вкладыш

Последовательность завязывания узла Прусика репшнуром в форме петли

1. Репшнуром в форме петли сделать обвод вокруг основной веревки, после чего завести в нее корневые концы репшнура.

2. Развернуть узел вокруг основной веревки на 180°. Корневые концы репшнура, обведя вокруг основной веревки, продеть через середину основной петли.

3. Затянуть узел.

Последовательность завязывания узла Прусика одним концом репшнура

1. Сделать ходовым концом репшнура два шлага вокруг основной веревки и обвести его вокруг корневого конца шнура. Провести еще один обвод вокруг веревки, но уже в противоположном первым двум шлагам направлении.

2. Завести ходовой конец репшнура в петлю, расположив параллельно его корневому концу.

3. Затянуть узел.

Узел Гарда (петля Гарда)

Легко завязываемый карабинный тормоз узел Гарда используют для страховки и транспортировки пострадавшего. С его помощью можно свободно протравливать веревку и по необходимости легко блокировать ее.

Рис. 103. Узел Гарда (петля Гарда)

Последовательность завязывания узла Гарда

1. Ходовой конец веревки провести через два карабина, расположенных защелками в одном направлении.

2. Сформировать на корневой части закрытую петлю и завести ее в первый карабин.

Узел Дистела

Схватывающий узел Дистела является одной из альтернатив узлу блейккнота и используется для подъема по основной веревке. В основе этого узла лежит выбленочный узел с дополнительными 3–4 оборотами для захвата основной веревки. Завязывание узла Дистела производится шнуром с двумя одинаковыми петлями по обе стороны от него, завязанными, как правило, двойным бегущим узлом. Положительными свойствами узла Дистела является несложность завязывания, гладкость скольжения, возможность крепления груза как на один, так и на оба конца веревки.

Рис. 104. Узел Дистела

Последовательность завязывания узла Дистела

1. Взять шнур с двумя петлями на его концах. Длинным концом провести вокруг основной веревки две обвязки полуштыками.

2. Провести еще один оборот шнура и пропустить его через верхнюю обвязку полуштыками еще три-четыре раза.

3. Проверить длину шнуров вокруг верхней части узла, затянуть его и пристегнуть карабин.

Сосулька

Этот узел очень похож на австрийский схватывающий узел и используется, когда усилия направлены в одном направлении, параллельно штырю. Он хорошо держит гладкую поверхность, легко и быстро вяжется. Известны два варианта его вязки – петлей и одним концом. Основное применение узел может находить в туризме, промышленном альпинизме и арбористике.

Рис. 105. Узел сосулька

Последовательность завязывания узла сосулька (вариант с петлей)

1. Незначительно отступив от края бревна, произвести вокруг него четыре оборота.

2. Провести петлю за свободно висящие концы и надеть ее на основание.

3. Затянуть узел.

Узел УИАА

Узел УИАА рекомендован к применению в 1971 году Международной федерацией альпинизма (UIAA), в честь которой и получил свое название. Он имеет второе название – узел Баумгартнера. Этот узел используют для страховки (при динамической страховке нужно использовать только эластичную веревку) и торможения веревки при спуске грузов при отсутствии спусковых устройств. УИАА очень прост в завязывании и может применяться как в варианте с карабином (рис. 106, а), так и с использованием подручных средств (рис. 106, б).

Рис. 106. Узел УИАА: а – вариант с карабином; б – вариант с использованием подручных средств

Последовательность завязывания узла УИАА

1. Завести веревку в карабин и на ходовом конце веревки сформировать небольшую закрытую петлю.

2. Завести петлю в карабин. При необходимости усиления узла таких петель может быть две.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Схватывающий узел при спуске — Risk.ru


Схватывающие узлы вяжут из куска репшнура толщиной 6–7 мм. Они — предшественники жумаров. С появлением жумаров альпинисты стали значительно реже подниматься на узлах по верёвке, однако в остальных областях схватывающие узлы не уступили своего места.


О прочности схватывающих узлов есть статья на Риске — схватывающие узлы.

Кому-то тема схватывающих узлов набила оскомину. А мне нет. К нам иногда приезжают люди, которых совсем недавно научили вязать схватывающие выше спускового устройства. Сейчас я объясню, почему лучше вязать его ниже.

Опираясь на опыт, мы в альплагере Туюк-Су показываем два схватывающих узла — пруссик (с тремя оборотами) и обмоточный (французский). Пруссик удобно вязать одним концом репшнура (иногда приходится), и он остаётся там, где его завяжешь. Обмоточный быстро вяжется и легко снимается с верёвки.

Французский схватывающий:


Возьмите репик

И «тупо намотайте» на верёвку

В зависимости от диаметра верёвки и репшнура, сделайте от 3 до 6 оборотов и состегните карабином

Пруссик:


Возьмите репшнур

Обведите вокруг верёвки

Три раза

Затяните и узел готов

Для чего вязать схватывающий узел при спуске? Чтобы остаться на месте, когда отпустите верёвку.

— Я не отпускаю верёвку!

Экстремальный случай: на голову/руку упал камень. Более обыденная ситуация: при спуске вам понадобилось остановиться и распутать верёвку или сделать станцию. Можно заблокировать корзинку/восьмёрку, но это требует навыка и времени. В случае со схватывающим узлом не нужно дополнительных действий.

Существует два способа:

1. Схватывающий выше спускового устройства
2. Схватывающий ниже спускового устройства

Первый способ устарел. При расположении узла выше спускового устройства вы повисните на нём. Пруссик затянется и придётся потратить силы и время, чтобы его расслабить. Обмоточный вязать выше спусковухи неудобно — он получится слишком громоздким. Я не буду описывать этот способ.
Сверху нужно вязать только если предстоит проехать через узел. Об этом напишу в одной из следующих статей.

Второй способ (узел ниже корзинки) удобнее. При таком расположении на него приходится только та нагрузка, что остаётся после спускового устройства.

Поясню: если вы весите 70 кг и спускаетесь просто держась руками за верёвку, то на них придётся нагрузка в 0,7 кН. Если спускаетесь на корзинке, то, по данным исследований, руками нужно держать в 7 раз меньше, то есть 0,1 кН. Так и с узлами.

Схватывающий ниже корзинки можно завязать двумя способами:

Пристегнуть его к ножной петле обвязки:

Пристёгивайте узел ко внутренней стороне ножного обхвата. Так, чтобы карабин не ложился на пряжку. Большая часть обвязок оснащена быстро зятягивающимися пряжками, которые расслабляются от тряски.

— Погоди-погоди, петли на ногах ведь не для этого!
— Да. Однако на них приходится нагрузка, оставшаяся после корзинки.

Вынести корзинку на отдельную самостраховку, а схватывающий пристегнуть к центральному кольцу на обвязке:

Оба способа приемлемы, и имеют как плюсы, так и минусы.

Чтобы пристегнуть схватывающий к ножной петле не нужно дополнительных действий или снаряжения, кроме, собственно, куска репика, связанного кольцом. Зато если вынести корзинку на отдельную самостраховку, схватывающий узел будет пристёгнут к силовой петле.

Если у вас почему-то нет куска репшнура (что странно) или на худой конец петли из стропы, используйте для подстраховки жумар. Вот так:

Встегните зажим выше спускового устройства, и пальцем отодвиньте кулачок. Помните о разнице между отодвинутым и открытым кулачком. У этого способа есть пара больших минусов:

Если повисните на жумаре, будет очень неудобно возвращаться к спуску. Чтобы отодвинуть кулачок на жумаре, нужно его разгрузить. А вы на нём висите. Придётся либо подтянуться, либо достать второй жумар, если он есть.
Под большой нагрузкой жумар сорвёт оплётку с верёвки.

Постарайтесь не использовать механические зажимы в такой ситуации. И носите с собой кусок репшнура, он рано или поздно пригодится.

Схватывающий узел нельзя держать в кулаке. Испугавшись, вы сожмёте кулак, и узел не сработает. Его нужно держать между большим и указательным пальцами. Вот так:

Ниже речь об обмоточном, используйте его для самостраховки при спуске.
Чем толще верёвка, тем меньше оборотов репшнура. Чем толще репшнур, тем больше оборотов.
Если сделаете слишком много оборотов, вы не поедете вниз.

Итог: вяжите французский (обмоточный) схватывающий узел ниже спускового устройства: на ноге или центральном кольце. Оба способа просты и повышают безопасность при спуске.

— А сам-то ты так делаешь?
— Да, я всегда использую схватывающий при спуске. Это удобно.

www.risk.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о