Скитур крепления – Крепления для скитура — какие выбрать? — Risk.ru

Разное

Содержание

Крепления для скитура — какие выбрать? — Risk.ru

На сегодняшний момент на рынке довольно большое разнообразие фирм выпускающих крепления для скитура. Не только новичку, но и опытному скитуристу разобраться в таком разнообразии бывает не просто. Andi Thomann (преподаватель для горнолыжных инструкторов) предлагает небольшой обзор снаряжения, и делиться своими соображениями по поводу плюсов и минусов тех или иных креплений для скитура.

15 лет назад все было на много проще. Три фирмы Fritschi, Dynafit и Silvrettea были единственными, кто выпускал скитуровские крепления. Сегодня Silvreta больше не существует, но появились другие, как например Salamon со своими собственными оригинальными креплениями на раме. Или фирмы по меньше вроде ATK, Trab, G3 или Plum, которые удачно продолжают развивать концепцию с пин-креплениями, воспользовавшись тем, что патент Dyndfit на пин-крепелния уже истек.

Однако как бы не пестрел рынок различными брендами, мир по прежнему держится на трех китах Dynafit, Marker и Fritschi (В продаже крепления Fritschi больше известны под брендом Diamir. Прим. переводчика). И при выборе той или иной марки все так или иначе задаются одним вопросом: Что выбрать, крепления на раме или пин-крепеления?

Крепления на раме

Наиболее распространенные модели это Eagl, Scout и Freeride от Fritschi, а так же Duke, Baron и Tour от Marker. Название говорит само за себя. Носок и пятка крепления установлены на жесткой раме, во время подъема вместе с ботинком двигается вся рама. Для спуска рама фиксируется в области пятки. Кошки крепятся к раме, и так же поднимаются (двигаются) с каждым шагом.

К такому типу креплений подходя все виды скитуровских и обычных горнолыжных ботинок. Кроме того очистить ботинок от снега для таких креплений довольно легко. Для тех кому важна безопасность будет полезно знать, что такие крепления соответствую нормам DIN/ISO разработанным для автоматического выщелкивания во время падения (Нормы для горнолыжных креплений. Прим. переводчика).

Пин-крепления

К разновидности этих креплений относятся все крепления фирмы Dynafit, модель Kingpin от Marker, модель Vipec от Fritschi, а так же целый ряд небольших производителей.

У такого типа креплений нет рамы. Носок ботинка фиксируется в передней части крепления по бокам двумя конусообразными втулками (пинами). К сожалению не у всех производителей совпадают стандарты размеров таких пинов. Или правильнее сказать пазы под пины на ботинках могут отличаться от производителя к производителю. Например, Dynafit гарантируют совместимость своих креплений только со скитуровскими ботинками, которые сертифицированы по их стандарту «Dynafit Certified Inserts», который кроме самого Dynafit практически ни кем не поддерживается. Пины креплений Vipec (Fritschi) можно переставлять, таким образом подгоняя под различные пазы на ботинках. Marker для своих креплений Kingpin гарантирует совместимость со всеми скитуровскими ботинками с пин пазами сертифицированными по нормам DIN/ISO.

Для спуска пятка ботинка фиксируется в задней части арепления, и тут так же есть существенные отличии в конструкциях. Dynafit и Fritschi используют две втулки, которые фиксируются в задней части пятки ботинка. У крепления Marker пятка фиксируется классическим способом, прижимается сверху.

Вес пин-крепелений является их основным преимуществом. Разница в весе между креплениями на раме и пин-креплениями значительна. Так же конструкционное отличие, которое при ходьбе подразумевает поднятие только самого ботинка, облегчает ходьбу на верх. Кошки крепятся на носке крепления и так же остаются не подвижны при ходьбе.

Какие крепления выбрать?

Учитывая выше сказанное критериями при выборе креплений являются субъективные суждения о безопасности (экстренном выщелкивании), удобство использования (подъем/спуск) и вес.

Точность срабатывания экстренного выщелкивания гарантируется стандартам DIN/ISO однако стоит различать стандарты для скитуровских ботинок с резиновой подошвой, и классические горнолыжные ботинки.

Удобство при ходьбе и спуске спорная тема. Дать каких либо однозначных рекомендации не возможно. Но все же вот несколько соображений по этому поводу. Те кто предпочитает не продолжительные восхождения или небольшие подъемы вблизи канатных дорог скорее всего отдадут предпочтения креплениям на раме. Вес которых, при непродолжительных скитурах, не имеет большого значения, но дает преимущество в виде солидных креплений, которые работают и с обычными горнолыжными ботинками. Наилучший пример для такого варианта крепления Duke (Marker). Для классических продолжительных скитуров или скиальпинизма, где вес играет большую роль, преимущества пин-креплений неоспоримы.

Вот еще один аспект при выборе креплений который стоит упомянуть. Крепления с узкой фиксацией (Имеется ввиду расстояние между крепежными болтами. Прим. переводчика) при установке на широкие лыжи могут разрабатываться со временем или даже быть вырванными полностью из неблагоприятного соотношения рычага приложенной нагрузки.

И в заключении я бы хотел отметить, что каждая из приведенных в сравнительной таблице моделей имеет свое назначение и занимает определенную нишу на рынке скитуровских креплений. Выбранная модель должна подходить не только к стилю скиальпиниста, но и к его ботинкам, а так же и лыжам. Хороший горнолыжник будет доволен любыми креплениями, так как его техника позволяет комфортно ехать на любом снаряжении. В то время как самые современные крепления не добавят удовольствия во время спуска, если ваши ботинке безнадежно разношены.

Из-за трудностей с форматированием, сравнительную таблицу не удалось выложить в этом посте. На сайте Агентства горных гидов Alpina можно найти данную статью полностью со сравнительной таблицей.

Автор: Andi Thomann — профессиональный горный гид. Инструктор по альпинизму DAV. Преподаватель мюнхенского университета для отделения горнолыжных инструкторов.
Перевод: Максим Фойгель — профессиональный горный гид. Руководитель Агентства горных гидов Alpina www.alpina-travel.com
Источник: DAV Panorama 1/2016
Изображения заимствованы с сайтов: www.diamir.com, www.earlyups.com

www.risk.ru

Как выбрать лыжи, ботинки и крепления для ски-тура, бэккантри и фрирайда

03 декабря 2012   |   Кирилл Анисимов

Обзоры снаряжения

Источник: www.alpindustria-tour.ru

 

1. Лыжи для бэккантри и скитура

Традиционно (начиная с 70-х годов и до последних 10-ти лет) лыжи для скитура использовались больше альпинистами, горными туристами и «классическими» скитуристами с целью максимального облегчения подъёма в стиле скитур и переноса лыж на рюкзаке, а уж как на таких лыжах спускаться — дело десятое. Соответственно, лыжи делались максимально лёгкими и узкими, в основном с пенным наполнителем, ростовками до 170-180 см. Полноценно кататься на таких лыжах было трудно, но свои функции они выполняли исправно. Сегодня, с появлением новых материалов и технологий, лыжи такого типа по-прежнему используются для спортивного скитура и высотных восхождений с лыжами, правда их прочность и функциональные качества значительно улучшились. Производят такие лыжи несколько специализирующихся на этом фирм, из самых известных — Hagan, Dynafit, Ski trab и др.

С увеличением популярности фрирайда и бэккантри появилась совершенно другая категория пользователей — те, кому важнее, в первую очередь, спуск, а подъём — неприятная необходимость. Конечно, в таких случаях проще всего использовать обычный свой набор для катания, что многие успешно и делают. Можно носить любые лыжи, для ходьбы в стиле скитур достаточно приобрести адаптеры фирмы BCA и камус. Если Ваши выходы в горы — это несколько раз в сезон прогулки до часу вверх от канатки, то и нет смысла покупать специальное снаряжение. Но если Вы собираетесь ходить часто и много, участвовать в бэккантри-лагерях, подниматься с лыжами на Эльбрус или, скажем, на пик Ленина, то имеет смысл подумать о чём-то более лёгком и удобном для скитура.

Сегодня многие фирмы производят вполне широкие и не уступающие по всем параметрам обычным фрирайдным лыжам модели, но, при этом, более лёгкие, со специальными выемками и дырками для крепления камуса, с более удобной для скитура геометрией, с талией от 90 до 125 мм.
Это и упоминавшиеся выше Hagan и Dynafit, и Black Diamond, K2, Volkl, Dynastar и многие другие.

В качестве универсального комплекта для бэккантри можно использовать и обычные фрирайдные лыжи со скитурными креплениями. О типах креплений поговорим чуть ниже.

Покупая лыжи для бэккантри, старайтесь избегать титаналового слоя, слишком жёстких и длинных лыж, очень большого рокера спереди и сзади, радиуса меньше 16 и больше 35 м.
Поскольку при бэккантри-походах можно встретить очень разный снег за один день, лыжи должны быть максимально универсальными и лёгкими, насколько это возможно.

Конечно, важно понимать, где в основном Вы собираетесь использовать свои лыжи.
Общий принцип такой: чем выше зона катания, твёрже снег и длиннее переходы, тем лыжи нужны короче и жёстче.
Если планируется ходить, например, в районе Красной Поляны зимой и весной, то можно использовать широкие мягкие лыжи длиной 180-190 см.
Для бэккантри в высокогорном Памире, на Эльбрусе летом, вполне подойдут лыжи средней жёсткости с талией 85-105 мм, с длиной 175-180 см.
Для бэккантри недалеко от подъёмников, с переходами от получаса до 2 часов берите лыжи, к которым Вы привыкли, в комплекте с адаптерами или креплениями типа marker duke.


Курсы гидов в Австрии, 2012 г.

            

 

С этим и другим снаряжением для ски-тура Вы можете ознакомиться в нашем интернет-каталоге.

 

2. Ботинки для фрирайда и бэккантри

Всё, что писалось выше про эволюцию лыж для бэккантри, вполне применимо к ботинкам и креплениям.

Ботинки для фрирайда до недавнего времени ничем не отличались от обычных горнолыжных ботинок, за исключением ударопоглощающих стелек и, в некоторых моделях, более тёплого внутреннего ботинка.
Для бэккантри такие ботинки неудобны негнущимся голенищем и жёсткой, скользкой подошвой.
Скитурные же ботинки отличаются более тонким и лёгким пластиком, уменьшенной высотой и жёсткостью, системой переключения ходьба/катание, выгнутой подошвой типа Vibram и встроенной системой для интеграции с креплениями Dynafit.

Соответственно, в таких ботинках очень удобно ходить, но для полноценного фрирайда они не очень подходят.

В последние годы возникали попытки создать некие гибриды из этих двух основных концепций, и в итоге сегодня мы имеем целый спектр моделей разных производителей, из которых можно выбрать под свои задачи именно то, что нужно.

Большинство фирм, производящих ботинки, в этом сезоне предлагают целые линейки ботинок для фрирайда/бэккантри, с жёсткостью от 130 до 90 ед., с системой переключения ходьба/катание, с подошвой либо сменной (одна Vibram со встроенной системой под крепления Dynafit и G3, другая — обычная, под стандарт горнолыжных креплений), либо с универсальной подошвой под все возможные варианты креплений. Первый вариант предпочтительнее, но при втором варианте Вам не придётся менять подошву при смене крепления. Из фирм можно отметить Salomon, Fischer, Black Diamond, Garmont, Scarpa, Dynafit, Atomic.

Основной принцип выбора ботинок — такой же, как и при выборе лыж: Если Вам принципиален вес и удобство для ходьбы — выбираем более лёгкие и мягкие модели. Если Вам прежде всего важны катальные свойства, тогда берём ботинки жёстче, выше и тяжелее.

Ну, и, конечно же, самое главное — ботинок должен хорошо сидеть на ноге, быть нужного размера и не натирать при ходьбе. К сожалению, в магазине невозможно проверить ботинок в условиях, приближенных к «боевым», но надо хотя бы надеть и полностью застегнуть оба ботинка и походить по магазину минут 10-15, если ноги начинают болеть, значит эта модель Вам скорее всего не подходит. Если по остальным параметрам этот ботинок хорош, можно попытаться обратиться отформовать внутренний ботинок (при наличии такой опции), либо обратиться к специалистам бутфиттинга.


Ски-тур поход, Австрия, 2012 г.

Напоминаем, что прием заявок на программы по хели-ски уже начат, присоединяйтесь!
Подробное описание программ Вы можете найти на сайте нашего турагентства.

 

3. Крепления для скитура

В сущности, любые крепления для скитура должны удовлетворять двум требованиям:

  1. Работать как горнолыжные крепления, то есть жёстко удерживать ботинок, точно передавать движения лыжника и срабатывать на открытие при приложении определённой нагрузки.
  2. Обеспечивать возможность ходьбы вверх, с помощью оси и отрывающейся пятки.

При этом, разумеется, иметь по возможности небольшой вес и достаточную надёжность.

И если со второй функцией всё понятно, правда реализуется она в разных моделях немного по-разному, то до недавнего времени производителям креплений — а это всего 3-4 фирмы (самые известные: Silvretta, Dynafit, Fritschi) — не удавалось добиться универсальности, то есть для полноценного фрирайда эти крепления не годились. Это и много люфтов, и плохо работал механизм срабатывания при падении, и усилия пружины не более 10 дин.

И вот лет 10-12 назад компания Fritschi выпустила крепления фрирайд, которые можно назвать первыми действительно универсальными креплениями. Теперь и усиленная платформа, и затяжка до 12 ед., и полноценный механизм открытия, при этом вес всего не намного больше аналогов.

Через какое-то время аналогичные крепления сделали фирма NAXO, и несколько лет большинство фрирайдеров использовали именно эти крепления.

Однако к 2008 году стало ясно, что есть потребность в универсальных креплениях для фрирайдеров, позволяющих иногда ходить, при этом кататься в любом стиле весь сезон. И первым эту потребность уловил один из старейших горнолыжных брендов — фирма Marker.
Их модель скитурных креплений DUKE имеет усиленную платформу, пружины срабатывают до вполне солидных 16 дин, конструкция продумана таким образом, что практически исчезли боковые люфты. Правда, за это пришлось заплатить массивной высокой платформой — 3 см и приличным весом — 2,8 кг. Для переключения режима ходьба/катание необходимо расстегнуть крепления, что также является минусом. Зато эти крепления можно ставить на свою единственную пару фрирайдных лыж (ставить их на лёгкие скитурные лыжи нет никакого смысла) и кататься везде и всегда.
Успех этой модели был таков, что Marker выпустил ещё несколько похожих моделей, например Shizo — они немного легче и у них чуть слабее пружина.

В прошлом сезоне и два других лидера в горнолыжных креплениях — фирмы Salomon и Tyrolia также сделали модели, по параметрам аналогичные DUKE. Что из этого разнообразия удачнее — покажет время и практика.

Также хочу отметить, что все упомянутые выше крепления работают и со скитуровскими, и с обычными горнолыжными ботинками, но не наоборот, далеко не все ботинки для скитура можно использовать с обычными креплениями! В каждом конкретном случае выбора ботинок или креплений консультируйтесь с продавцами.

Хочется сказать ещё об одном бренде, стоящем отдельно — это фирма Dynafit. Они сделали ставку на собственные разработки и давно производят систему ботинок-крепление, имеющую в основе немного другой принцип работы. Чтобы подходить к креплениям этой системы, ботинок должен иметь специфические выемки на носке и пятке. Но эта система настолько популярна среди профессионалов-скитуристов и лыжных гидов, что почти все ботинки, позиционирующиеся как скитур или скитур-фрирайд, имеют подошву с интегрированной системой Dynafit.
Плюсы этих креплений:

  • лёгкость;
  • низкая платформа;
  • хорошая передача усилия.

Минусы: иногда трудно встегнуть крепления если налип снег, например, после падения.

 

Подводя итог, можно сказать, что от выбора Вашего стиля катания зависит и выбор снаряжения для скитура, а выбор сегодня очень большой. Важно понять, что именно Вам надо — много ходить, много кататься или и то, и другое.


Австрия, 2012 г.

 

 


комментарии к статье

Пока нет комментариев

alpindustria.ru

Снаряжение для фрирайд-скитура. Любишь кататься — люби и пешком ходить

Как быстро раскатывают склоны большого курорта после хорошего снегопада? Пара-тройка часов. И что же делать потом? Отрабатывать технику езды по расколбасу и буграм? Григорий Минцев бугры не любит, пушистый и мягкий снежок ему куда ближе.
И даже когда все вокруг раскатано, всегда можно найти места с пухляком. Надо только не лениться немного ходить ногами. Обычная история, когда в пределах 10-15 минут ходьбы от подъемника еще есть нетронутые склоны. А еще бывает вариант прямо от подъемника съехать немного в сторонку, но потом топать до нижней станции те же 10-15 минут. Пешком? На лыжах с пристегнутой пяткой? Возить на рюкзаке снегоступы? Все это неудобно, тяжело, а, зачастую, просто невозможно. И тут на помощь нам приходит скитур.

Все фрирайдеры любят паудер. Это факт.


Снега в мире становится все меньше, а людей с широкими лыжами все больше.
Это тоже факт, но грустный.

Какие у вас возникают ассоциации при слове скитур? Дяди с большими рюкзаками, идущие в зимний поход на 3 недели? Или альпинисты с узкими лыжами и креплениями из металлических скобок? Ассоциации у все свои, и вы все правы. Современный скитур (английское ski touring) подразделяется на множество видов: нордик, алпайн, телемарк. Но нас не интересуют лыжные походы или спуски с Эвереста. Нас интересует тот скитур, который дает нам дополнительные возможности при катании вне трасс. Снаряжение, которое не только дарит нам свободу передвижения, но и столь же надежно, как обычное горнолыжное.

Итак, начнем. Первое — это, конечно, лыжи. И тут нет никаких различий или предпочтений. Те лыжи, на которых вы обычно катаетесь вне трасс, в зависимости от места, снега, рельефа, и будут основой вашего скитур -комплекта. Если вы любитель катания по самому глубокому паудеру — берите лыжи с талией 125. Если вы лыжник-универсал, и талия ваших лыж 100-110 — берем их.
Конечно, тут есть нюансы. Желательно, чтобы лыжи были не очень тяжелыми, нам все-таки придется иногда ходить на них. Желательно, чтобы у них отсутствовал задний рокер или был совсем небольшим, иначе площадь контакта лыж со снегом будет маленькой, а это мешает подъему. Передний рокер в большинстве случаев не проблема, к тому же вы наверняка не будете скитурить на таких лыжах по жесткому снегу. У лыж из моих скитур комплектов были талии и в 100 и в 127 мм, и в каждом случае это работало в соответствующих условиях.

Идем далее и логично переходим к креплениям. Здесь я расскажу о «катальных» скитур- креплениях, т.е. тех, которые подразумевают больше катания, чем хождения, и подходят, в том числе, для обычных горнолыжных ботинок.
Немного истории. Крепления для скитура в привычном нам виде существуют очень давно. Но до недавних пор они были нацелены именно на ходьбу и в катании не отвечали требованиям полноценных горнолыжных креплений. Хотя, были исключения. С середины 80-х и до начала 90-х серийно выпускались крепления Petzl 8007 (позже переименованные в Sk’Alp 8007), сделанные на основе Salomon 447. Для катания — стандартные крепления, для ходьбы пятка сдвигалась назад, и носок ботинка вставал в отдельную дужку. Очень интересное решение и весьма эффективное.


Крепление «Petzl 8007»

В 1995 году произошел прорыв. Скитур-крепления, по безопасности соответствующие горнолыжным — Fritschi Diamir Titanal. Они, конечно, не годились для соревнований по фрирайду (тогда говорили — экстриму), но для катания были вполне достаточны.

В начале 2000-х, та же компания Фритчи выпустила модель креплений, больше ориентированных на катание —Fritschi Diamir Freeride.


Крепление «Fritschi Diamir Freeride»

Усиленная конструкция, 12 DIN, это уже было серьезное катальное крепление, при этом с полноценной «ходильной» функцией.

Вскоре после этого события часть инженеров компании ушла в свободное плавание, они разработали и в 2003 году стали выпускать крепление Naxo. Принципиально конструкция соответствовала Фритчи за одним исключением. Передняя часть состояла из двух шарниров, которые при ходьбе имитировали обычную походку человека и сгибание ступни в плюсне.

Ходить на этих крепления было действительно удобнее, я это проверил на себе, купив одну из первых пар в России. Но вот в надежности при катании они сильно уступали Fritschi Freeride. Разваливались передние головки, отлетали скистопы. Компания пыталась модернизировать крепления, выпускала усиленные варианты. В попытке спасти производство в 2006 Naxo была продана норвежской компании Rottefella, и крепления выпускались до 2009 года. Была модификация с усилием в 13 DIN, эти же крепления выпускались для Rossignol/Dynastar, но изначальные проблемы с невысокой надежностью креплений исправить не удалось. Производство было свернуто, и бренд почил в бозе.


Крепление «Naxo»

Фритчи тоже не дремала и в 2006 выпустила модификацию модели Фрирайд — Diamir Freeride Plus (c 2009 года — Freeride Pro). Дополнительные вставки в центральной части, увеличивающие торсионную жесткость, модернизированное крепление пятки — все это существенно усиливало модель и делало это крепление практически полноценным инструментом для серьезного фрирайда.


Крепление «Freeride Pro»

Казалось бы, борьба брендов закончена, ничего нового уже не придумать. И тут грянул гром. Marker анонсировал модель Duke, бескомпромиссное оружие для «скитурящих фрирайдеров».

Первое крепление для скитура, ориентированное на спуск: все ради спуска, подъем вторичен. И Маркер попал в точку. Усилие в 16 DIN, много металла (и никакого олдскульного вида!), все серьезно. Конечно, это не самое легкое крепление, но оно позволяет кататься без оглядки на «скитуровость». И оно не очень удобное: для переключения режимов «ходьба-катание» надо выстегивать ботинок, но это скорее дело привычки и дополнительных 20-30 секунд.


Крепление «Duke»

Позже, Маркер сделал вариант попроще — Baron, с усилием в 13 DIN и немного легче.

И до недавних пор Маркер царствовал на рынке с этими креплениями (недаром их названия переводятся как «герцог» и «барон»), попутно добавив в линейку модель

Tour, сделанную по той же схеме, но существенно облегченную. Tour уже играло на одном поле с Fritschi Freeride Pro (по весу), но было более «катальным», если можно так выразиться.


Крепление «Baron»

Небольшое историческое отступление. С 1982 по 1985 Маркер уже делал скитур-крепление, оно называлось Marker M-Tour и было весьма неплохим (по отзывам). Для интересующихся подробностями — Google в помощь.
Другие производители креплений были не столь расторопны.

Salomon анонсировал свое фрирайд-скитур крепление еще в прошлом году, а в продажу оно поступило только что. Salomon Guardian 16, так же продающееся, как Atomic Tracker 16 или Scott Guardian 16. Отличие от Duke — меньшая высота крепления (ботинок ближе к лыже), переключение режима ходьба-катание происходит без выстегивания ботинка. Но в то же время это самое тяжелое крепление этой серии на рынке.


Крепление «Atomic Tracker 16»

В этом сезоне спохватилась и Tyrolia/HEAD. Всем предлагается купить крепление Tyrolia Adrenalin 16, но «живьем» его пока никто не видел, тесты не проводил. Возможно, в этом сезоне оно и не поступит в продажу, а будет тестироваться заводской командой (как это было с Саломоном), поживем-увидим.


Крепление «Tyrolia Adrenalin 16»

Но и старина Маркер не остается в стороне. Duke теперь в новой (на мой взгляд, очень стильной)раскраске и с технологией EPF — Extended Power Frame. Рама крепления стала шире и лучше передает усилие на лыжу.


Крепление «Duke» в новой раскраске

Впрочем, подробные характеристики креплений вы можете прочитать на сайтах производителей. А в конце статьи вы найдете сравнительную таблицу по нескольким основным параметрам всех выпускающихся креплений для фрирайд-скитура.

А теперь несколько альтернативных вариантов того, как стандартные горнолыжные крепления превратить в скитур.

Вариант первый и весьма известный — адаптеры для скитура. Они существуют с начала 80-х годов, на данный момент выпускается одна модель — BCA Alpine Trekker. Адаптеры относительно просты в использовании: встегнул в крепление, встегнулся сам и пошел. На вершине выстегнул из креплений, положил в рюкзак, поехал вниз. Минусы адаптеров: дополнительный вес, очень высокая посадка ботинка и, как следствие, сложность при ходьбе траверсами (даже в мягком снегу) и высокая вероятность поломки адаптера или крепления (большой рычаг). Я сам ходил с адаптерами и наблюдал за их использованием со стороны. Мое заключение: если 1-2 раза в год ходить по полчаса, то адаптеры ОК. А если чаще и дольше, то при современном выборе скитур-фрирайд креплений, смысла в адаптерах нет никакого.


Адаптер «BCA Alpine Trekker»

Другой вариант предлагает американская компания MFD — пластина MFD ALLTIME. По сути, адаптер наоборот. Пластина монтируется на лыжу, и является скитур составляющей. Впереди шарнир, сзади замок, подпятник и т.д. Четыре типа под разные крепления — Salomon, LOOK, Tyrolia, Marker. Крепления ставятся на винты. Катаетесь в своих обычных и привычных креплениях, а для ходьбы отстегиваете пятку пластины и вперед. Решение интересное и отлично подходит для тех, кто не готов расстаться со своими любимыми железными креплениями. Но есть одно НО. Вес одной (!) пластины 600 граммов. С тяжелой фрирайдовой лыжей и такими же нелегкими креплениями комплект начинает весить как железнодорожная рельса. А с появлением скитур-фрирайд креплений у Маркера, Саломона и Тиролии, такой вариант можно посоветовать лишь большим поклонникам LOOK.


Адаптер «MFD ALLTIME»

Итак, лыжи у нас есть, крепления вы выбрали, что дальше? А дальше попробуйте переключить крепления в режим «ходьба» и начать подъем по заснеженному склону. Конечно, ничего у вас не получится. Лыжи будут скользить назад, и с каждым вашим шагом вы будете съезжать на два.

И тут нас выручит камус. Давным-давно камусом называлась шкура нижней части ног животных семейства оленевых (северный олень, лось, косуля) или ластоногих (нерпа).

Шкуру прибивают к охотничьим лыжам, при этом ворс должен идти в направлении пятки лыжи. Вперед лыжа скользит, а при движении назад ее начинают тормозить поднимающиеся волоски шкуры. Известен этот способ с таких незапамятных времен (жители Севера использовали камус в свой повседневной жизни), что и лезть в эту историю смысла не имеет.

Но вернемся в современный мир. Сегодня не надо убивать животных ради шкуры. Есть превосходные синтетические материалы, выполняющие ту же роль. Скользят и держат они лучше, а так же прочнее на износ. Можно подобрать подходящую модель по материалу, по ширине, способу крепления и т.д. Некоторые производители лыж, например К2, выпускают уже готовый камус для некоторых моделей, обрезанный по геометрии лыжи в заводских условиях.

Так же не надо прибивать камусы к лыжам. Все они имеют носочный и пяточный крепеж а также клеевой слой (с обратной от ворса стороны) и позволяют приклеивать их на лыжи много-много раз. Срок службы камуса при умеренной эксплуатации (10-15 дней в году) составляет, как минимум, 5 лет. Если состарился/загрязнился клей, но ворс еще в хорошем состоянии, клей можно поменять.

Основные производители камуса: Black Diamond, G3, Colltex, Pomoca, BCA, впрочем, ими список не ограничивается.


Камус к лыжам

Основные моменты при выборе камуса (общие сведения):
Материалы

Камус бывает из синтетического ворса, натурального или смешанного. Как правило, синтетика более износоустойчива, лучше держит на жестком снегу, но хуже скользит. Натуральный ворс хорошо скользит, но хуже держит. Смесь, очевидно, плохо скользит и плохо держит. Шутка.

Способ крепления к лыже (носок и пятка)

У всех производителей свои идеи на этот счет. На мой взгляд, одна из лучших систем у канадской компании G3. У них же есть хорошее решение крепления пятки на лыжах твинтип, когда стандартный крючок зацепить проблематично. Впрочем, остальные камусы тоже неплохи, выбирать вам. Не забывайте сравнивать ширину и форму вашей лыжи в носке и размеры переднего крепежа камуса.
Важный момент. Если камус сделан производителем лыж, то скорее всего он подойдет только к лыжам этой же фирмы по способу крепления. А еще он может быть уже вырезан под геометрию определенной модели. Крепление камуса, конечно, можно переделать, но смысла в этом большого нет, проще изначально купить универсальный набор.

Ширина лыжи

В идеале, камус должен закрывать всю скользящую поверхность, отступая от канта внутрь лыжи на 2-3 миллиметра (чтобы оставить кант открытым и рабочим). Так что ширину камуса надо подбирать ориентируясь на ширину носка лыжи.

Ну вот. У нас есть лыжи, на них установлены крепления, вырезан камус. Этого уже достаточно для непродолжительного скитура и спусков по нетронутым склонам.
Есть еще вопрос с ботинками. До недавнего времени выбор был невелик: обычные фрирайдовые ботинки, или модели для фрирайд-скитура, которые выпускали исконно скитуровские Scarpa и Garmont.

Плюсы скитур-фрирайд моделей — переключатель «ходьба-катание», который освобождает голенище и дает возможность комфортно идти в течение длительного времени, подошва Vibram (или аналог), с которой удобно лазать по камням, жесткому снегу и т.д.

Сегодняшний фрирайд-ботинок почти у всех производителей имеет эти опции. Саломон, Атомик, Фишер, Далбелло, Техника и все те же старые и добрые Скарпа и Гармонт. Все эти ботинки выпускаются в ассортименте с разной жесткостью, и найти подходящий по всем параметрам не составит труда. Кататься в этих моделях так же хорошо и приятно, как и в самых жестких фрирайдовых, но вот ходить-скитурить гораздо легче и комфортнее.

Теперь дело за малым — научиться всем этим снаряжением пользоваться, и вперед, к бескрайним полям целины.

Только не забывайте о лавинной безопасности. Лавинное снаряжение (плюс умение его использовать) и холодная голова на плечах — залог долгого и счастливого катания.


Вперед, к бескрайним полям целины.

Автор:Григорий Минцев

Источник: www.powderday.ru

www.skisport.ru

Снаряжение для скитура. 10 лет выбора и борьбы.

Это не обзор снаряжения – это выдержки из ненаписанного романа «Я и мои лыжи», в которых я попробую поделиться только собственным опытом и ошибками, совершенными во время выбора снаряжения для скитура.

Изначально я — сноубордист. Кататься начал давно или очень давно — году примерно в 1996. (Кошмар… Я катаюсь уже почти 20 лет!) И как только я научился прилично ехать, так начал ходить беккантри – сначала пешком, а потом и в снегоступах. Иногда на маршрутах мне попадались странные люди, идущие в гору на лыжах, но почти все они не говорили по-русски и шли слишком быстро.

Поэтому ко дню обращения я знал, что скитур в принципе существует, но без лишних подробностей. О существовании сплитбордов в то время говорили, но скорее, как об анекдотах – «распилил доску».

Обращение случилось зимой 2006 года, когда я уехал из Москвы, и начал работать спасателем на Кавказе в Эльбрусском поисково-спасательном отряде МЧС РФ.

Начальник посмотрел на толстую пачку сноубордов, которые я привез с собой, и повел меня на склад, где и произвел таинство обращения сноубордиста в лыжника, выдав мне мои первые лыжи с креплениями и ботинки. Потому что работать спасателем МЧС в Приэльбрусье на сноуборде и правда практически невозможно. Подходы к местам, где приходится работать, без лыж превращаются или в двухдневное плавание по шею в снегах, или в крайне небезопасное путешествие в гордом одиночестве. Вот я и начал учиться.

Отсюда становится понятно, что свои первые лыжи, крепления и ботинки я не выбирал, а пытался приспособится и использовать выданное.

Мой первый комплект.

Лыжи Сильвретта, крепления Сильвретта 500-й серии и раритетные ботинки Кофлач размера примерно 44.

Снаряжение все было не новым, прилично подушатанным, но вполне рабочим. В основном потому, что крепеж 500-й серии нормально работает даже если отломать половину пластика с фиксатора пятки, а больше там ломаться нечему.

Лыжи были специально скитурные, но уже с карвинговой геометрией. Правда, внутри была пена, и жесткости у этих лыж не было вообще никакой – ни продольной, ни торсионной.

Крепления – классические платформенные крепления под обычный ботинок. Носок не регулировался и не открывался – он был выполнен просто из стальной скобы. Но и это было плюсом – в эти крепления нормально вставали обычные альпинистские ботинки, и в них даже получалось ехать.

А вот покататься в легендарных кофлачах мне была не судьба – все-таки ТРИ размера в плюс делают катание если не невозможным, то очень некомфортным и небезопасным.Путем махинаций и обменов мне удалось выменять на две пары кофлачей пару, подходящую мне по размеру.

Так что первые ботинки — GarmontAdrenalin.

В них я прокатался следующие 5 лет, и они все еще продолжают катать у кого-то из друзей. Отличные ботинки с хорошей жёсткостью, удобным внутренником и нормальной фиксацией. Одно «но» — они всё-таки были не скитурными, а фрирайд-скитур – угол качания голенища был градусов 25 не больше. Ходить в них было тяжеловато, но ехать — отлично.

Итого, из первого комплекта добрым словом можно упомянуть ботинки и крепления, но крепления только в том случае, если для вас важно использование альпинистской или сильно утепленной обуви, что характерно скорее для зимнего и лыжного туризма. Эти крепления давно не производятся, но в силу своей живучести по-прежнему есть в продаже на вторичном рынке. Альтернативой креплениям с углепластиковой платформой 500-й серии остаются еще более заслуженные крепления 400-й серии – они вообще цельнометаллические.

Первый опыт использования» настоящих «скитурных лыж» вырастил во мне глубокую неприязнь к легким «скитурным» лыжам.

Второй комплект я уже покупал и выбирал сам, но поскольку в лыжах я понимал тогда совсем не много, то я «достал» всех окружающих сомнениями и вопросами. Основной проблемой стала попытка купить универсальный комплект на все случаи жизни. Эту ошибку совершают почти все начинающие, и меня она тоже не миновала….

Путем допроса с пристрастием всех друзей, знакомых и знакомых знакомых с попеременным изучением фирменных каталогов, выбор пал на лыжи Hippy Stinx от K2 длинной 179 см. Это были по-своему уникальные лыжи – в них были вклеены закладные для установки крепления для телемарка. А поскольку этих сильных духом и ногами людей и тогда, и сейчас мало, то эти лыжи лежали в магазинах мертвым грузом, и цена на них была абсолютно подарочной. Но если не обращать внимания на закладные, то это были K2 Sett – классика фрирайда: твинтип с талией 100 мм и весом почти 2500 граммов на одну лыжу.

Ехали вниз они отлично – практически сами, однако, видимо, комбинации супермягкой Сильвретты и очень простых в управлении Hippy Stinx я и обязан всем проблемам в технике катания, с которыми борюсь с переменным успехом все время после обращения.

Для новых лыж были куплены и новые крепления NAXO (также по совету друзей).

Крепления на платформе и с интересной идеей – двойной шарнир в носке позволял идти «естественным шагом», а не шаркающей походкой скитуриста. Идея была отличная, а вот исполнение подкачало, ну или мне так не повезло. Я несколько раз ломал различные детали от этого крепежа, причем ломал в самые странные моменты – на всегивании и на выстегивании, но ни разу не на катании. Дилеры  Naxoкаждый раз меняли мне сломанные части, но ломал-то я крепления в горах, а ремонтировали мне их в Москве…. Так что на этих креплениях я тоже катался мало – больше ждал запасные части.

Итак, второй набор был куплен по совету друзей и в попытке завести универсальный комплект. Оказалось, — НЕ БЫВАЕТ!!!

Тяжелые лыжи в комплекте с тяжелыми креплениями и не самыми легкими и удобными для ходьбы ботинками серьезно продвинули мою физическую форму и добавили еще немного опыта в копилку, но это был точно не был комплект моей мечты.

Я вернулся в Москву, вернулся к сноуборду и даже купил сплитборд. Сплитборд, кстати, прижился и по-прежнему иногда радует и не только яркой расцветкой.

Второе пришествие.

А потом коллеги придумали Ассоциацию Горных Гидов и Школу Горных Гидов, и пришлось опять учиться. Сначала я был уверен, что нам повезло – школа в канадском формате, а это значит, что учиться можно на сплитборде. Благо сплит у меня есть, опыт тоже, и проблем не ожидается.

Но разочарование наступило быстро, сразу после первого скитурного курса. Один из наших преподавателей (после окончания курса и объявления оценок) поинтересовался, почему я участвовал в курсе на сплитборде. Мой ответ: «нам сказали, что можно…» был прерван однозначным вердиктом – лыжный гид может кататься или на лыжах, или на сплитборде, а горный гид – должен кататься и сдавать экзамен на лыжах. Я вернулся в Москву и купил новый комплект.

К этому моменту я стал гораздо лучше понимать, чего я хочу, но т.к. далеко не все, что хочется, можно купить в России, то покупка очередного скитурного комплекта — это опять трудности с выбором и компромиссы.

Третий комплект.

Лыжи ZagSlapс талией 110 и длиной 185, рокер. Опять классика фрирайда, но вес всего 2180 граммов на лыжу.

Крепления G3 ONIX –крепления, совместимые с ботинками стандарта TLT. Далеко не самый легкий крепеж из TLT, но удобство управления, возможность регулировки и устойчивость к забиванию снегом у него выше среднего.

Ботинки ScarpaPegasus- классические скитурные ботинки с большим диапазоном качания голенища.

Не самая верхняя и не самая жесткая/легкая модель в линейке. Жёсткость около 90, но т.к. я не очень агрессивный лыжник, то мне хватает. Плюс, выбирая скитурные ботинки, надо помнить, что 90% времени в них придется идти, и то, насколько они будут удобны при ходьбе, определяет во многом общий комфорт и воспоминания о маршруте. Небольшой дискомфорт при катании — из-за нехватки жесткости приходилось затягивать клипсы «до упора», и поэтому довольно быстро немели ноги, можно пережить, а для катания по трассам — взять другие ботинки и лыжи. В целине никаких проблем с жесткостью ботинок не наблюдалось. После изготовления кастомных стелек и замены внутреников на термоформируемые, – все стало еще лучше и комфортнее.

Этот комплект радовал меня пару лет: и весом, и качеством катания, лыжи и крепления я и сейчас использую, — но скорее для фрирайда, а не для скитура. Все-таки большой радиус бокового выреза и геометрия твинтип с полным рокером не совсем идеальны для скитура.

Но нет предела совершенству, и, глядя на коллег-гидов, мне захотелось второй — легкий комплект лыж с креплениями. Как оказалось, не надо было сравнивать мои навыки катания с навыками Алексея Шустрова или Ани Ханкевич… Но, глядя на то, как Алексей красиво едет по целине в своих легких лыжах, я совершил очередную ошибку в выборе снаряжения.

Четвертый комплект.

Ботинки я не менял, просто купил новые лыжи и крепления.  ЛыжиSki Trab Stelvio FreeRide Light XL Alpine Ski- ростовка 178, талия 90 мм.

Крепления Dynafit TLTVerticalSTAlpineTouringBinding.

Крепления известные, проверенные и хорошие, но после использования креплений G3, очень неприятным сюрпризом стало то, как они забиваются снегом. Снег, особенно если он липкий, забивается под пружины крепления носка ботинка, при этом крепление срабатывает и защелкивается, но не до конца, и при катании происходит неожиданное освобождение от одной из лыж. Это известная особенность данных креплений, все легко прочищается и контролируется, но те 5 падений, которые мне понадобились для осознания проблемы, оставили очень неприятный осадок.

А вот с лыжами все оказалось совсем не просто. Нормальный рост, широкая талия, небольшой вес и приличная жесткость… Вроде бы все отлично, но ехать у меня на них не получилось. Даже спуститься по трассе с Эльбруса было сложно, и я в очередной раз убедился, что легкие лыжи для скитура — это не для меня. Возможно, я уже привык к рокерам, и для катания на лыжах классической геометрии нужно переучиваться и менять технику. Комплект был продан после трех спусков дешевле, чем покупал.

Всякое разное.

После неудачной попытки восхождения в мае на Маттерхорн в оставшиеся пару дней решено было сходить несколько скитурных маршрутов. Снаряжение собирали в Червиньи по разным прокатам, выбор был невелик, но снаряжение оказалось качественным.

Полный комплект от Dynafit – лыжи Grand Teton, крепления Radical и ботинки Dynafit One PU.

 

Про крепления все было уже известно – они очень мало отличаются от модели Vertical, и если заранее знать об их особенностях, то проблемы с забиванием снегом перестают быть проблемой, а становятся просто особенностью.

Самые большие сомнения вызывали ботинки, т.к. это самая простая, дешёвая и незамысловатая модель в линейке. Но случилось чудо: ботинок идеально сел на ногу. Идеально настолько, что я по возвращении в Москву купил аналогичную модель. Кастомные стельки и внутреники, правда, переставил из скарпы.

Надо еще добавить, что термоформируемые внутреники значительно теплее обычных, что для меня является важным плюсом. Во время лавинных занятий или тренировок по спасательным работам, когда гид много стоит и активно не двигается, тепло в ногах — это очень важно.

Ботинки чуть мягковаты, но катаюсь я в них с удовольствием.

Следующим пунктом в списке сомнений были лыжи, т.к. к этому моменту я уже несколько раз обжигался на них. Но и здесь случилось чудо! Оказались легкие, контролируемые лыжи с понятным поведением на разном покрытии. Конечно, два дня катания — это маловато для того, чтобы сделать выводы, но впечатление лыжи оставили самое приятное.

Также пришлось около 10 дней покататься на лыжах HaganArmy с креплениями SilvrettaPure. Ничего хорошего об этом комплекте сказать нельзя – лыжи скорее подходят для многодневных походов, а не для катания. Крепления работоспособные, но очень хлипкие и часто ломались – никакого сравнения с легендарными 400-ками и 500-ками.

Пятый комплект.

Лыжи Movement Shift ростовка 185 талия 98 и отличный вес 1550 грамов.

На этих лыжах катается значительная часть курсантов Школы Горных гидов, и рекомендации были самые хорошие.

Крепления PlumGuide- отличный внешний вид, цельно металлическая конструкция и разумная цена определили этот выбор.

Ботинки я не менял – в них практически все устраивало.

Лыжи преподнесли сюрприз (приятный) – отличное поведение в целине и на мягком снегу и приемлемое — на жестком, льду и расколбасе. Небольшой рокер впереди и слегка зауженная пятка очень облегчают ведение дуги по корке или кислому снегу.

Крепления тоже преподнесли сюрприз, но уже не столь приятный. Они еще более, чем Dynafit склонны к забиванию снегом, но вот процесс прочистки не столь очевиден и получается далеко не всегда. Второй сюрприз преподнесли скистопы – они объективно плохо и не всегда срабатывают и на закрывание, и на открывание, а уж их расположение под носком ботинка и направление «рогами» вперед – просто опасно, особенно при катании по лесу и/или кустам.

После нескольких дней катания крепления были сняты с лыж и ждут совсем легких лыж, на которых будут использоваться без скистопов.

Отлично выглядят крепления Marker   KINGPIN 13.

Лыжи Movement CONQUEST – судя по описанию должны летать.

Не уверен, что буду его собирать в этом году, но чем черт не шутит.

Камус.

Вне этого обзора остались камуса. Их у меня тоже было много и разных, но особой разницы я не обнаружил, при условии, что они правильно обрезаны, и за клеем следить и ухаживать. Опыта эксплуатации бесклеевых камусов у меня нет, а мнения и оценки в сообществе пока очень разные.

Система закрепления камусов: безусловно удобнее, когда на носок крепятся дуга или крючки, а регулировка и натяжения на пятке.

Кошки для скитурных лыж долгое время выглядели экзотикой и их полезность мне казалась неочевидной. Но чем дальше, тем больше крепнет уверенность в том, что кошки — это обязательная часть снаряжения для скитура в больших горах.

Надеюсь, что описание моего опыта использования снаряжения для скитура поможет вам в выборе.

mountschool.ru

Снаряжение для скитура и фрирайда. Как выбрать лыжи, крепления, ботинки и камуса.

В этой статье мы будем говорить: о терминах, видах и способах подъема в гору, выборе снаряжения для скитура и фрирайда за 2016-2017 год, лавинной опасности в горах, о цене удовольствия. Статья будет актуальна, как для новичков, открывающих для себя волшебный мир фрирайда, так и для опытных райдеров, которые смогут почерпнуть для себя полезную информацию.

Термины

Для начала давайте разберемся с терминами.

Skitour (ски-тур) – прохождение маршрутов по пересеченной местности с применением специальных лыж. Подъем осуществляется пешком на лыжах. Лыжи для скитура оснащены специальными креплениями и камусами, чтобы можно было подниматься в гору.

Backcountry (бэккантри) – удаленная местность с дикими склонами в зоне леса и немного выше (до 3000 метров).

Freeride (фрирайд) – катание на лыжах или сноуборде вне трасс (off piste). Фрирайд может относиться, как к удаленной местности с дикими склонами, так и к катанию рядом с горнолыжным курортом вне трасс. Зона фрирайда обширна, поэтому и переводится дословно, как свободное катание.

Виды и способы подъема в гору

Пешком – подъем в гору на своих двоих. Вариант вполне рабочий, но если нет протоптанной тропы в глубоком снегу, то подъем превращается в борьбу с ветряными мельницами. Горная местность, в которой отсутствуют протоптанные тропы и выпадает большое количество осадков за сезон от пеших походов лучше отказаться.

Снегоступы – специальные приспособления для ног “медвежьи лапы”, которые позволяют не проваливаться в глубоком снегу. В современном мире утратили свою ценность. Применять их для скитура и фрирайда нецелесообразно. Скитур лыжи и сплитборд решают все проблемы.

Ski-tour (ски-тур) – подъем в гору на специальных лыжах. Для этого одевают камуса (специальные шкуры против скольжения по снегу) и поднимаются в гору.

Splitboard (сплитборд) – это специальный сноуборд, который разделяется на две равные части превращаясь в лыжи. Достаточно одеть камуса и можно смело подниматься в гору (скитурить). Современные сплитборды практически не уступают лыжным решениям.

Snowcat skiing, Cat skiing (ратрак, сноукэт) – заброска райдеров на ратраке с кунгом (кабина для перевозки пассажиров). Это специальное транспортное средство на гусеничном ходу, которое подготавливает горнолыжный склон. Часто используется в коммерческих целях для заброски людей на гору.

Snowmobile skiing (снегоход) – заброска райдеров на снегоходе. Становится популярным из-за своей доступности по цене.

Heli-ski (хэли-ски) – заброска райдеров на вершину горы, с помощью вертолета. Использование вертолета позволяет добраться до нетронутых мест, где подъем пешком неосуществим или слишком сложен (иногда, на хэли-ски поднимаются и в простые места для облегчения жизни). Удовольствие дорогое, поэтому редко используемое.

Лыжи для фрирайда и скитура

Для начала давайте разберемся, в чем различие между скитур и фрирайд лыжами.

Лыжи для скитура – как правило, легче по весу и уже в области талии (от 80 мм до 105 мм). Основная функция скитур лыж – подъем в гору. Поэтому, вес имеет ключевое значение, а флюидный спуск – нет.

Лыжи для фрирайда – это вездеход, который проедет везде. У таких лыж широкая талия от 105 мм (для глубокого снега лучше от 110 мм и шире) и больше вес. Именно такие лыжи берут для фанового спуска в диких условиях.

А теперь поговорим о лыжах для различных дисциплин катания.

Фрирайд в глубоком снегу (powder, пухляк, целина).

Для глубокого снега (powder) нужно брать лыжи с талией 115 мм и шире. Лыжа должна быть мягкой для легкого всплытия из целины. Чем больше поверхность лыжи, тем легче ей глиссировать и плыть по снегу. Поэтому, лыжа должна быть +5 +10 см к вашему росту и с широкой талией.

Универсальная лыжа для фрирайда (разбитый склон, бугры, тяжелый и мокрый снег, powder, глубокий снег).

Универсальная лыжа должна иметь ширину талии от 100 мм и выше. Идеальная талия для универсальной лыжи 105-110 мм. Такая лыжа отлично подходит под различные состояния снега и имеет средний вес. Ростовка – ваш рост +4 +8 см. Немного хуже ведет себя в глубоком снегу, но не критично.

Экспедиционные лыжи (скитур, ски-альпинизм, марафон).

Такие лыжи должны обладать легким весом и иметь талию от 80 мм до 105 мм. Основной критерий вес. Чем меньше, тем лучше. Эти лыжи не обладают большой прочностью и не предназначены для агрессивного катания. Основная цель, доставить райдера до вершины горы. Ростовка -+5 см.

Видео: как выбрать фрирайд лыжи.

Крепления для скитура

Начнем с терминов.

Рельсовые крепления – рамная конструкция, в которую встегиваются любые горнолыжные ботинки. Выглядят, как обычные крепления, но пятка сзади открепляется, чтобы можно было ходить. Эти крепления соответствуют стандартам ISO, то есть безопасны и имеют сертификаты соответствия. Это значит, что крепления будут срабатывать правильно, когда лыжник падает (то есть, высвобождать носок или пятку при падении, чтобы не было травм и переломов).

Плюсы рельсовых креплений:

  • Невысокая цена относительно TLT систем.
  • Соответствуют стандартам. Безопасны.
  • Надежные.

Минусы рельсовых креплений:

  • Большой вес.
  • Не комфортны на длительных расстояниях.

Крепления Tech (Low Tech и Tour Lite Tech, TLT) – это современные, облегченные крепления без рамы, которые позволяют значительно снизить вес всего снаряжения (связка крепления + специальные ботинки). Крепления отличные, но не идеальные. У некоторых TLT креплений, иногда бывают ложные срабатывания. Очень редко, но бывают. Однако в защиту TLT креплений можно сказать, что ложные срабатывания бывают 1-2 раза за 5-7 лет активного катания. Так утверждают профессиональные лыжники и знакомые, которые пользуются этим видом креплений. А у кого-то ложных срабатываний не было вообще.

Плюсы TLT креплений:

  • Легкие.
  • Комфортно ходить на длинные расстояния.

Минусы TLT креплений:

  • Высокая цена.
  • Не все крепления соответствуют стандартам ISO. Если крепления соответствуют стандартам ISO, то этот минус нивелируется.

А теперь поговорим, какие крепления, и для каких дисциплин лучше использовать.

Фрирайд на горнолыжном курорте, бэккантри в зоне леса, сайдкантри.

Для таких целей будет достаточно купить надежные рамные крепления. Вес в этом случае не будет играть большого значения. А вот надежность креплений, наоборот, позволит раскрыть весь потенциал лыжника. Отличный вариант, если вы не планируете ходить в ски-альпинизм и дальние туристические походы. Большой плюс, что у рамных креплений низкая цена и на них подходят любые горнолыжные ботинки.

Что лучше купить из рамных креплений:

Marker Tour, Marker Duke, Marker Baron, Salomon Guardian (Look XM, Atomic), Tyrolia Adrenalin, Fritschi Freeride Pro.

Фрирайд, бэккантри, скитур.

Универсальные крепления с технологий Tech, TLT. Эти крепления значительно снижают вес и позволяют ходить много и далеко. Еще один большой плюс они достаточно безопасны. Но, есть и минус – высокая цена.

Что лучше купить из TLT креплений этой категории:

Salomon S-Lab Shift MNC (лучшие универсальные крепления на сегодняшний день), Fritschi Vipec 12 Black, Dynafit Radical FT 2.0.

Марофонские забеги, ски-альпинизм, лыжные экспедиции.

Облегченный вариант Tech, TLT креплений на длительные дистанции. Подходят для любителей марафонских забегов, лыжных экспедиций, ски-альпинизма. Менее надежны, чем универсальные Tech крепления.

Что лучше купить из TLT креплений этой категории:

Salomon MTN (Atomic Backland), Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider.

Видео: Как выбрать крепления для скитура.

Ботинки

Основным элементом в горных лыжах являются ботинки, а не лыжи и крепления, как вы могли подумать. Я уже писал статью, как выбрать горнолыжные ботинки, но все-таки кратко повторюсь. Очень важно подобрать подходящие горнолыжные ботинки, которые будут сидеть по ноге. Если ботинки подобраны не пра

adrenalinicsilence.kz

Обзоры лыж, ботинок и креплений для скитура и фрирайда-бэккантри из коллекции сезона 2018/19 (ВИДЕО)

Продолжаем традицию обзоров горнолыжного снаряжения, представленного в АльпИндустрии в текущем сезоне. На этот раз мы пошли дальше и собрали в статье не просто технические характеристики, а подробные видеообзоры избранных моделей лыж, ботинок и креплений для скитура и фрирайда-бэккантри с нашим экспертом Сергеем Гарибовым в главной роли. Приятного просмотра!

Обзор избранных моделей лыж для скитура и фрирайда-бэккантри

Выясняем, какие лыжи принято включать в категорию «50/50», и рассматриваем Fischer Ranger 108, Salomon QST 106, Head Kore 105 и Movement Go 106. Но этими снарядами выбор в АльпИндустрии, безусловно, не ограничивается.

.

Обзор избранных моделей ботинок для скитура и фрирайда-бэккантри

Детальный разбор некоторых заслуживающих внимания моделей ботинок для бэккантри. Классические скитурные — Dynafit Radical, лёгкие Scott Tour Cosmos, Salomon S/LAB MTN с их богатой родословной, жёсткие и узкие Dynafit Beast MS.

Ботинки с фрирайдной историей, перешедшие на пиновую конструкцию, — Salomon QST PRO 120 TR со сменными подошвами, Tecnica Cochise 120 DYN с их удачной колодкой (фавориты Сергея в этой категории), рекордсмены по весу в своём классе Tecnica Zero G Tour Pro, классические четырёхклипсовые Atomic Hawx Ultra XTD 120 из прошлого сезона и новая вариация Fischer на тему ботинка с пиновыми ходами Ranger Free 120 Walk Dyn.

А также впервые представленные в АльпИндустрии модели бренда Roxa из серии R3, выбранные нами на замену Movement Fee Tour Boots.

.

Обзор избранных моделей креплений для скитура и фрирайда-бэккантри

На каких крепления лучше отправляться на поиски свежего снега? Разбираемся и подробно останавливаемся на самых интересных моделях, а заодно погружаемся в историю креплений для фрирайда-бэккантри.

В обзоре рассматриваем крепления в хронологическом порядке, начиная с пионера Fritschi Diamir Freeride Pro, которому в своё время массово отдавали предпочтение гиды Шамони. Затем последовали Marker Baron с улучшенной передачей усилия, Salomon Guardian, в которых была значительно уменьшена монтажная высота, Fisher Adrenalin со сниженным весом и ещё более лёгкие Dynafit Radical, Fritschi Diamir Vipec Evo, в которых впервые было реализовано срабатывание вбок на передней головке, бестселлеры Marker Kingpin и новинка сезона Salomon T S/LAB SHIFT MNC.

Отдельно останавливаемся на слабых местах креплений, алгоритме встёгивания и принципах срабатывания. Бонус: история о спрыгивании со сломавшейся канатки в Гудаури в одних из перечисленных креплений (спойлер: крепы не сломались).

.

alpindustria.ru

Снаряжение для фрирайд-скитура. Любишь кататься — люби и пешком ходить | Снаряжение

Все фрирайдеры любят паудер. Это факт.

Снега в мире становится все меньше, а людей с широкими лыжами все больше. Это тоже факт, но грустный.

Как быстро раскатывают склоны большого курорта после хорошего снегопада? Пара-тройка часов. И что же делать потом? Отрабатывать технику езды по расколбасу и буграм? Ну уж нет. Не знаю как вы, а я бугры не люблю, пушистый и мягкий снежок мне куда ближе. И даже когда все вокруг раскатано, всегда можно найти места с пухляком. Надо только не лениться немного ходить ногами. Обычная история, когда в пределах 10-15 минут ходьбы от подъемника еще есть нетронутые склоны. А еще бывает вариант прямо от подъемника съехать немного в сторонку, но потом топать до нижней станции те же 10-15 минут. Пешком? На лыжах с пристегнутой пяткой? Возить на рюкзаке снегоступы? Все это неудобно, тяжело, а, зачастую, просто невозможно. И тут на помощь нам приходит скитур.

Какие у вас возникают ассоциации при слове скитур? Дяди с большими рюкзаками, идущие в зимний поход на 3 недели? Или альпинисты с узкими лыжами и креплениями из металлических скобок? Ассоциации у все свои, и вы все правы. Современный скитур (английское  ski  touring) подразделяется на множество видов:  нордик, алпайн, телемарк. Но нас не интересуют лыжные походы или спуски с Эвереста. Нас интересует тот скитур, который дает нам дополнительные возможности при катании вне трасс. Снаряжение, которое не только дарит нам свободу передвижения, но и столь же надежно, как обычное горнолыжное.

Итак, начнем. Первое —  это, конечно, лыжи. И тут нет никаких различий или предпочтений. Те лыжи, на которых вы обычно катаетесь вне трасс, в зависимости от места, снега, рельефа, и будут основой вашего скитур -комплекта. Если вы любитель катания по самому глубокому паудеру — берите лыжи с талией 125. Если вы лыжник-универсал, и талия ваших лыж 100-110 — берем их.

Конечно, тут есть нюансы. Желательно, чтобы лыжи были не очень тяжелыми, нам все-таки придется иногда ходить на них. Желательно, чтобы у них отсутствовал задний рокер или был совсем небольшим, иначе площадь контакта лыж со снегом будет маленькой, а это мешает подъему. Передний рокер  в большинстве случаев не проблема, к тому же вы наверняка не будете скитурить на таких лыжах по жесткому снегу.   У лыж из моих скитур комплектов были талии и в 100 и в 127 мм, и в каждом случае это работало в соответствующих условиях.

Идем далее и логично переходим к креплениям. Здесь я расскажу о «катальных» скитур- креплениях, т.е. тех, которые  подразумевают больше катания, чем хождения, и подходят, в том числе, для обычных горнолыжных ботинок.

Немного истории. Крепления для скитура в привычном нам виде существуют очень давно. Но до недавних пор они были нацелены именно на ходьбу и в катании не отвечали требованиям полноценных горнолыжных креплений. Хотя, были исключения. С середины 80-х и до начала 90-х серийно выпускались крепления Petzl 8007 (позже переименованные в Sk’Alp 8007), сделанные на основе Salomon 447. Для катания — стандартные крепления, для ходьбы пятка сдвигалась назад, и носок ботинка вставал в отдельную дужку. Очень интересное решение и весьма эффективное.

В 1995 году произошел прорыв. Скитур-крепления, по безопасности соответствующие   горнолыжным — Fritschi Diamir Titanal. Они, конечно, не годились для соревнований по фрирайду (тогда говорили — экстриму), но для катания были вполне достаточны.

В начале 2000-х, та же компания Фритчи выпустила модель креплений, больше ориентированных на катание — Fritschi Diamir Freeride.

Усиленная конструкция, 12 DIN, это уже было серьезное катальное крепление, при этом с полноценной «ходильной» функцией.

Вскоре после этого события часть инженеров компании ушла в свободное плавание, они разработали и в 2003 году стали выпускать крепление Naxo. Принципиально  конструкция соответствовала Фритчи за одним исключением. Передняя часть состояла из двух шарниров, которые при ходьбе имитировали обычную походку человека и сгибание ступни в плюсне.

Ходить на этих крепления было действительно удобнее, я это проверил на себе, купив одну из первых пар в России. Но вот в надежности при катании они сильно уступали Fritschi Freeride. Разваливались передние головки, отлетали скистопы.  Компания пыталась модернизировать крепления, выпускала усиленные варианты. В попытке спасти производство в 2006 Naxo была продана норвежской компании Rottefella, и крепления выпускались до 2009 года. Была модификация с усилием в 13 DIN, эти же крепления выпускались для Rossignol/Dynastar, но изначальные проблемы с невысокой надежностью креплений исправить не удалось. Производство было свернуто, и бренд почил в бозе.

Фритчи тоже не дремала  и в 2006 выпустила модификацию модели Фрирайд — Diamir Freeride Plus (c 2009 года — Freeride Pro). Дополнительные вставки в центральной части, увеличивающие торсионную жесткость, модернизированное крепление пятки — все это существенно усиливало модель и делало это крепление практически полноценным инструментом для серьезного фрирайда.

Казалось бы, борьба брендов закончена, ничего нового уже не придумать. И тут грянул гром. Marker анонсировал модель Duke, бескомпромиссное оружие для «скитурящих фрирайдеров».

Первое крепление для скитура, ориентированное на спуск: все ради спуска, подъем вторичен. И Маркер попал в точку. Усилие в 16 DIN, много металла (и никакого олдскульного вида!), все серьезно. Конечно, это не самое легкое крепление, но оно позволяет кататься без оглядки на «скитуровость». И оно не очень удобное: для переключения режимов «ходьба-катание» надо выстегивать ботинок, но это скорее дело привычки и дополнительных 20-30 секунд.

Позже, Маркер сделал вариант попроще — Baron, с усилием в 13 DIN и немного легче.

И до недавних пор Маркер царствовал на рынке с этими креплениями (недаром их названия переводятся как «герцог» и «барон»), попутно добавив в линейку модель Tour, сделанную по той же схеме, но существенно облегченную. Tour уже играло на одном поле с Fritschi Freeride Pro (по весу), но было более «катальным», если можно так выразиться.

Небольшое историческое отступление. С 1982 по 1985 Маркер уже делал скитур-крепление, оно называлось Marker M-Tour и было весьма неплохим (по отзывам). Для интересующихся подробностями — Google в помощь.

Другие производители креплений были не столь расторопны. Salomon анонсировал свое фрирайд-скитур крепление еще в прошлом году, а в продажу оно поступило только что. Salomon Guardian 16, так же продающееся, как  Atomic Tracker 16 или Scott Guardian 16. Отличие от Duke — меньшая высота крепления (ботинок ближе к лыже), переключение режима ходьба-катание происходит без выстегивания ботинка. Но в то же время это самое тяжелое крепление этой серии на рынке.

В этом сезоне спохватилась и Tyrolia/HEAD. Всем предлагается купить крепление Tyrolia  Adrenalin 16, но «живьем» его пока никто не видел, тесты не проводил. Возможно, в этом сезоне оно и не поступит в продажу, а будет тестироваться заводской командой (как это было с Саломоном), поживем-увидим.

Но и старина Маркер не остается в стороне. Duke теперь в новой (на мой взгляд, очень стильной)раскраске и с технологией EPF — Extended Power Frame. Рама крепления стала шире и лучше передает усилие на лыжу.

Впрочем, подробные характеристики креплений вы можете прочитать на сайтах производителей. А в конце статьи вы найдете сравнительную таблицу по нескольким основным параметрам всех выпускающихся креплений для фрирайд-скитура.

А теперь несколько альтернативных вариантов того, как стандартные горнолыжные крепления превратить в скитур.

Вариант первый и весьма известный — адаптеры для скитура. Они существуют с начала 80-х годов, на данный момент выпускается одна модель — BCA Alpine Trekker. Адаптеры относительно просты в использовании: встегнул в крепление, встегнулся сам и пошел. На вершине выстегнул из креплений, положил в рюкзак, поехал вниз. Минусы адаптеров: дополнительный вес, очень высокая посадка ботинка и, как следствие, сложность при ходьбе траверсами (даже в мягком снегу) и высокая вероятность поломки адаптера или крепления (большой рычаг). Я сам ходил с адаптерами и наблюдал за их использованием со стороны. Мое заключение: если 1-2 раза в год ходить по полчаса, то адаптеры ОК. А если чаще и дольше, то при современном выборе скитур-фрирайд креплений, смысла в адаптерах нет никакого.

Другой вариант предлагает американская компания MFD — пластина MFD ALLTIME. По сути, адаптер наоборот. Пластина монтируется на лыжу, и является скитур составляющей. Впереди шарнир, сзади замок, подпятник и т.д. Четыре типа под разные крепления — Salomon, LOOK, Tyrolia, Marker. Крепления ставятся на винты. Катаетесь в своих обычных и привычных креплениях, а для ходьбы отстегиваете пятку пластины и вперед. Решение интересное и отлично подходит для тех, кто не готов расстаться со своими любимыми железными креплениями. Но есть одно НО. Вес одной (!) пластины  600 граммов. С тяжелой фрирайдовой лыжей и такими же нелегкими креплениями комплект начинает весить как железнодорожная рельса. А с появлением скитур-фрирайд креплений у Маркера, Саломона и Тиролии, такой вариант можно посоветовать лишь большим поклонникам LOOK.

Итак, лыжи у нас есть, крепления вы выбрали, что дальше? А дальше попробуйте переключить крепления в режим «ходьба» и начать подъем по заснеженному склону. Конечно, ничего у вас не получится. Лыжи будут скользить назад, и с каждым вашим шагом вы будете съезжать на два.

И тут нас выручит камус. Давным-давно камусом называлась шкура нижней части ног животных  семейства оленевых (северный олень, лось, косуля)  или ластоногих (нерпа).

Шкуру прибивают к охотничьим лыжам, при этом ворс должен идти в направлении пятки лыжи. Вперед лыжа скользит, а при движении назад ее начинают тормозить поднимающиеся волоски шкуры.  Известен этот способ с таких незапамятных времен (жители Севера использовали камус в свой повседневной жизни), что и лезть в эту историю смысла не имеет.

Но вернемся в современный мир. Сегодня не надо убивать животных ради шкуры. Есть превосходные синтетические материалы, выполняющие ту же роль. Скользят  и держат они лучше, а так же прочнее на износ. Можно подобрать подходящую модель по материалу, по ширине, способу крепления и т.д. Некоторые производители лыж, например К2, выпускают уже готовый камус для некоторых моделей, обрезанный по геометрии лыжи в заводских условиях.

Так же  не надо прибивать камусы к лыжам. Все они имеют носочный и пяточный крепеж а также клеевой слой (с обратной от ворса стороны) и позволяют приклеивать их на лыжи много-много раз. Срок службы камуса при умеренной эксплуатации (10-15 дней в году) составляет, как минимум, 5 лет. Если состарился/загрязнился клей, но ворс еще в хорошем состоянии, клей можно поменять.

Основные производители камуса: Black Diamond, G3, Colltex, Pomoca, BCA, впрочем, ими список не ограничивается.

Основные моменты при выборе камуса (общие сведения):

Материалы

Камус бывает из синтетического ворса, натурального или смешанного. Как правило, синтетика более износоустойчива, лучше держит на жестком снегу, но хуже скользит. Натуральный ворс хорошо скользит, но хуже держит. Смесь, очевидно, плохо скользит и плохо держит. Шутка.

Способ крепления к лыже (носок и пятка)

У всех производителей свои идеи на этот счет. На мой взгляд, одна из лучших систем у канадской компании G3. У них же есть хорошее решение крепления пятки на лыжах твинтип, когда стандартный крючок зацепить проблематично. Впрочем, остальные камусы тоже неплохи, выбирать вам.   Не забывайте сравнивать ширину и форму  вашей лыжи в носке и размеры переднего крепежа камуса.

Важный момент. Если камус сделан производителем лыж, то скорее всего он подойдет только к лыжам этой же фирмы по способу крепления. А еще он может быть уже вырезан под геометрию определенной модели. Крепление камуса, конечно, можно переделать, но смысла в этом большого нет, проще изначально купить универсальный набор.

Ширина лыжи

В идеале, камус должен закрывать всю скользящую поверхность, отступая от канта внутрь лыжи на 2-3 миллиметра (чтобы оставить кант открытым и рабочим). Так что ширину камуса надо подбирать ориентируясь на ширину носка лыжи.

Ну вот. У нас есть лыжи, на них установлены крепления, вырезан камус. Этого уже достаточно для непродолжительного скитура и спусков по нетронутым склонам.

Есть еще вопрос с ботинками. До недавнего времени выбор был невелик: обычные фрирайдовые ботинки, или модели для фрирайд-скитура, которые выпускали исконно скитуровские Scarpa и Garmont.

Плюсы скитур-фрирайд моделей — переключатель «ходьба-катание»,  который освобождает голенище и дает возможность комфортно идти в течение длительного времени, подошва Vibram (или аналог), с которой удобно лазать по камням, жесткому снегу и т.д.

Сегодняшний фрирайд-ботинок почти у всех производителей имеет эти опции. Саломон, Атомик, Фишер, Далбелло, Техника и все те же старые и добрые Скарпа и Гармонт.  Все эти ботинки выпускаются в ассортименте с разной жесткостью, и найти подходящий по всем параметрам не составит труда. Кататься в этих моделях так же хорошо и приятно, как и в самых жестких фрирайдовых, но вот ходить-скитурить гораздо легче и комфортнее.

 

Теперь дело за малым — научиться всем этим снаряжением пользоваться, и вперед, к бескрайним полям целины.

Только не забывайте о лавинной безопасности. Лавинное снаряжение (плюс  умение его использовать) и холодная голова на плечах — залог долгого и счастливого катания.

Хорошего и безопасного вам сезона!

Ваш гид, Григорий Минцев.

 

Сравнительная таблица отдельных технических характеристик «скитур-фрирайд» креплений. Информация с официальных сайтов производителей.

 

Модель креплений Усилие DIN Вес за пару, в граммах, включая скистопы/шурупы
Если не указано иное, вес дан для размера S
Высота крепления (расстояние от лыжи до подошвы ботинка) Размеры креплений. Обозначение и возможный диапазон длины подошвы ботинка
Marker Duke 6-16 2780 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Baron 4-13 2450 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Tour F12 4-12 2080 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Marker Tour F10 3-10 2015 36 мм S 265-325mm
L 305-365mm
Salomon Guardian 16 /Atomic Tracker 16 7-16 2960 26 мм. S 260-320mm
L 305-360mm
Tyrolia Adrenalin 16 5-16 2620 36 мм S 270-330mm
L 300-360 mm
Fritschi Freeride Pro 4-12 2045 (размер М) 39 мм SM 260–315 mm
ML 285–340 mm
XL 330–365 mm
BCA Alpine Trekker 1230 Нет данных
MFD ALLTIME 1200 Нет данных SM 267 – 320mm
LG 310 – 350mm

 

Об авторе

Григорий Минцев, лыжный гид. Работает в России, Франции, Японии. Скитур, фрирайд, хелиски, лавинные курсы и любые другие виды активности, связанные со снегом и лыжами.

Сайт — www.mountainadventure.ru

 

Метки: BCA Alpine Trekker, Diamir Freeride Pro, Garmont, Marker Duke, Marker Tour, Salomon Guardian, Scarpa, адаптеры, бэккантри, Григорий Минцев, камус, крепления для ски-тура, лыжи для ски-тура, ски-тур, скитур

www.powderday.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о