(Отметьте все позиции) — КиберПедия
а) попеременные;
б) одновременные;
в) комбинированные;
г) прямолинейные.
13. Во время утренней гигиенической гимнастики рекомендуется выполнять в следующей последовательности…:
1. упражнения, укрепляющие основные мышечные группы;
2. упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса;
3. упражнения на дыхание, расслабление и восстановление;
4. упражнения, способствующие переходу организма в рабочее состояние;
5. упражнения для ног: выпады, приседания, подскоки;
6. упражнения, активизирующие деятельность сердечно-сосудистой системы;
7. упражнения, увеличивающие гибкость.
а) — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; в) — 5, 4, 6, 2, 3, 7, 1;
б) — 7, 5, 3, 6, 1, 2, 4; г) — 4, 6, 1, 7, 2, 5, 3.
14. ВФСК ГТО – это…
а) всероссийская физическая спортивная культура готов к труду и обороне.
б) всемирная федерация спортивной культуры готов к труду и обороне.
в) высший физкультурно-совершенный комплекс готов к труду и обороне.
г) всероссийский физкультурно-спортивный комплекс готов к труду и
обороне.
Для получения золотого, серебренного или бронзового знака ГТО
необходимо выполнить … нормативов.
а) – 8, 7, 6. б) – 9, 8, 7 в) – 7, 6, 5. г) – 11, 10, 9.
16. Для получения золотого, серебренного или бронзового знака ГТО при стрельбе из пневматической винтовки необходимо набрать…
а) – 25, 20, 15 очков. в) – 20, 15, 10 очков.
б) – 24, 21, 19 очков. г) – 22, 20, 16 очков.
Задания в открытой форме.
Завершите определение, вписав соответствующее слово, число в бланк ответов.
17. В лёгкой атлетике снаряд, метание которого выполняется после «скачка» называется …
18. Смягчение спортсменом толчков, усилий, не совпадающих с направлением его движения, за счёт рессорных свойств опорно-двигательного аппарата (упруго-вязких свойств мышц) называется…
Задания «на сопоставление».
19. Сопоставьте название видов спорта и фамилии спортсменов завоевавших более трёх олимпийских медалей:
Вид спорта | Фамилии |
А — Гандбол | 1. 1. Александр Лавров |
Б — Лёгкая атлетика | 2. 2. Виктор Санеев |
В – Фехтование | 3. 3. Станислав Поздняков |
Г – Синхронное плавание | 4. 4. Анастасия Давыдова |
Д – Спортивная гимнастика | 5. 5. Лариса Латынина |
Е — Лыжи | 6. 6. Галина Кулакова |
Уровень развития каких физических способностей оценивается нормативами комплекса ГТО?
Например: рывок гири – уровень развития силовых способностей.
Вид норматива ГТО | Способности |
1. Прыжок в длину с места | 7. 1. 8. |
2. Бег 60 или 100м | 9. 2. |
3. Подтягивание | 3. |
4. Бег 2 км | 4. |
5. Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами | 5. |
6. Метания мяча в цель | 6. |
Задания, связанные с перечислениями.
21. Перечислите известные Вам предпосылки, обусловливающие проявление гибкости:
22. Перечислите виды испытаний (тесты) обязательные относящиеся к сдачи норм ГТО 4 ступени (для юношей, для девушек):
23.Какие города России примут Чемпионат Мира по футболу в 2018 г:
Задания с графическими изображениями двигательных действий
( пиктограммы).
24.Что обозначают эти жесты судьи в баскетболе:
25. В акробатике существуют основные разновидности акробатических стоек. Впишите название каждой акробатической стойки:
Вы выполнили задание.
Поздравляем!
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ? ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Региональный этап Шифр________ Фамилия_____________________Имя____________________Отчество____________________ Субъект Федерации_____________________________ Город/село_________________________ Школа_______________________________________________________________Класс_______ | |
& | |
БЛАНК ОТВЕТОВ
Шифр__________
Контрольные вопросы по инструкции к тесту:
а | б | в | г | ||||
а | б | в | г |
Задания в закрытой форме
№ вопроса | Варианты ответов | № вопроса | Варианты ответов | |||||||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
а | б | в | г | а | б | в | г | |||||||||||||||
Задания в открытой форме
Задания на соответствие
а | б | в | г | д | е | |
Задания, связанные с перечислением
Задания с графическими изображениями двигательных действий (пиктограммы)
а | |
б | |
в | |
г | |
д |
а | |
б | |
в | |
г | |
д | |
е |
Оценка (слагаемые и сумма) |
Подписи жюри | |
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
ГИМНАСТИКА
cyberpedia.su
Виды ходов на лыжах для занятий лыжной подготовки
Виды ходов на лыжах для занятий лыжной подготовки
Попеременный двухшажный ход
Одновременный бесшажный ход
Скоростной вариант одновременного одношажного хода
Одновременный одношажный ход (основной вариант)
Одновременный двухшажный ход
Попеременный четырехшажный xoд.
Коньковые лыжные ходы
Полуконьковый ход
Двухшажный коньковый ход
Одновременный одношажный коньковый ход
Попеременный коньковый ход
Техника преодоления подъемов
Структура движений одновременного двухшажного хода при преодолении подъемов.
infourok.ru
Какие бывают виды лыжных ходов?? ? нужно для реферата.
Техника передвижений на лыжах Лыжные ходы бывают попеременными и одновременными. При передвижении на лыжах выполняются толчки сначала одной, а затем другой палкой. Такие лыжные ходы и называются попеременными. Когда лыжи хорошо скользят по снегу, то возникает необходимость оттолкнуться двумя палками одновременно. Это увеличивает скорость скольжения. Такие лыжные ходы называются одновременными. Попеременный двухшажный ход Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг. Прежде чем перейти к описанию техники в целом и методике обучения данному ходу, необходимо дать биомеханический анализ пяти основных фаз цикла. На рисунках изображены положения лыжника в начале и в конце каждой фазы 1-я фаза — свободное скольжение. Главная задача — уменьшить возможную потерю скорости и подготовиться к отталкиванию палкой. В этой фазе очень важно уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам, не затягивать время скольжения. 2-я фаза — скольжение с выпрямлением опорной ноги. Главная задача — увеличить скорость скольжения. С этой целью очень важно при отталкивании палкой включить в работу более мощные мышцы туловища, обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу и подготовиться к подседанию на опорной ноге. 3-я фаза — скольжение с подседанием. В этой фазе очень важно быстро остановить скользящую лыжу, ускорить выполнение подседания, обеспечить высокую скорость маховых движений рукой и ногой и ускорить перекат. 4-я фаза — выпад с подседанием. Главное — обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой. 5-я фаза — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. Главная задача фазы — завершить отталкивание палкой и лыжей, обеспечить скорость движения маховой ноги к концу выпада и выполнить отталкивание на направление «на взлет». Одновременный бесшажный ход Одновременный бесшажный ход применяется при отличном скольжении и с твердой опорой для палок на равнине, при хорошем скольжении — на пологих спусках, при плохом — на спусках средней крутизны. Кроме этого, его целесообразно применять на раскатанных и леденистых участках лыжни, когда попытка сделать шаг может привести к потере равновесия, а передвижение в таких условиях скольжения возможно только за счет одновременного отталкивания палками. Очень важно во время лыжных гонок своевременно перейти на этот ход (если есть соответствующие условия) , так как по сравнению с другими ходами скорость передвижения выше, а также в связи с достаточной экономичностью хода. Скорость передвижения при данном способе поддерживается только за счет одновременных толчков палками, скольжение происходит все время на двух лыжах, поэтому основная нагрузка падает на мышцы рук и туловища (мышцам нижних конечностей предоставляется относительный отдых) . 1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята. 2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед. 4. Лыжник почти полностью выпрямляется, начинается подготовка к отталкиванию — масса тела перемещается на носки, ноги слегка сгибаются, палки выведены вперед перед постановкой на снег. 5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками. 6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается. 7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший. 9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах. Цикл движений повторяется. Также: Одновременный одношажный ход, попеременный четырехшажный ход. Вот и все, что я знаю о лыжах и все, что нашла на компьюторе.
Коньковый и классика. других не знаю
а тебе зачем знать
пффф…. дауны! xD
от дауна слышно!
I. Классические: 1.) Одновременные а.) — Безшажный б.) — Одношажный 2.) Переменный а.) — Двушажный б.) — Четырехшажный II. Коньковые: 1.) Одношажный (под каждый шаг) 2.) Двушажный (под одну ногу) 3.) Под руку (горный)
коньковый обычный
Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера. Каждый, кто начинает заниматься лыжным спортом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый — укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться . Лыжный спорт включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: лыжные гонки, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений лыжников. Названные виды лыжного спорта включены в программы чемпионатов и Кубков мира, зимних Олимпийских игр. Конечно, мы не можем узнать имя изобретателя лыж. Лыжи как средство, облегчающее передвижение по снегу, появились до начала нашей эры, о чем свидетельствуют наскальные изображения, обнаруженные российскими археологами А. М. Линевским в 1926 году и В. И. Равдоникасом в 1936 году в местечке Бесовы Следки и Залавруг у Белого моря. Первыми приспособлениями, которые применил человек при передвижение по глубокому снегу, были снегоступы, или ступающие лыжи. В Грузии снегоступы назывались тхиламури, то есть «сплетенные из орешника». Эти примитивные приспособления в процессе использования существенно изменялись и постепенно приняли форму скользящих лыж. Скользящие лыжи позволили значительно увеличить скорость передвижения. Археологические раскопки в Новгороде (1953г.) свидетельствуют о дальнейшей эволюции лыж. Так, найденная там лыжа, относящаяся к первой половине XVIII в., по конструкции похожа на современные охотничьи и бытовые лыжи: длина ее 1 м 92см, ширина 8см, передний конец лыжи заострен, загнут вверх, грузовая площадка толщиной 3см имеет поперечное горизонтальное отверстие для носкового ремня. Самая древняя лыжа, сделанная 4300 лет назад, обнаружена в 1982 году А. М. Микляевым в Псковской области. Слово «лыжи» встречается в исторических документах XII в. Сохранились также документы, свидетельствующие использование лыж войсками в против иноземных захватчиков. В Никоновской летописи за 1444 год описывается поход московской лыжной рати, снаряженной великим князем Василием, на защиту Рязани. В цикле основного варианта этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук н туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник. перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Одновременный одношажный ход (основной вариант) Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, ч
коньковый и двухшадный
Класический и коньковый
touch.otvet.mail.ru
Классический лыжный ход. Классификация способов передвижения на лыжах
Лыжи относятся к циклической категории видов спорта. Соревнования проводятся на специальной трассе с учетом возрастных и половых ограничений. Данный вид спорта был основан в Норвегии еще в 18 веке. Следом лыжи освоили в Финляндии и Швеции. Международные гонки в Европе появились только в конце 19 века. В 1924 году было решено организовать федерацию FIS, в которую на сегодняшний день входит 98 стран мира.
Классификация лыжных ходов
В настоящее время каждый спортсмен для себя подбирает подходящую технику передвижения по снегу. Определенных стандартов и требований к ходу нет даже на официальных состязаниях. Кто-то выбирает ускоренный тип движения, кто-то – стратегический, кто-то – смешанный.
На данный момент существуют следующие виды лыжных ходов: классические и коньковые. Первые относятся к основной и часто применяемой группе, вторые немного проще по технике, но медленнее в скорости перемещения.
Коньковые ходы основаны на скользящих движениях ног. Здесь техника сводится к свободной опоре при шагах.
Основные лыжные ходы, то есть классические, делятся на одно-, двух- и четырехшажные. Главным отличием видов является цикл отталкивания и рывка ногами. Существует также бесшажный ход, но он применяется только в редких случаях опытными профессионалами. Кроме того, классические способы движения по трассе бывают одновременными и попеременными. Здесь принципиальное отличие кроется в работе рук и опор.Бесшажный ход
Передвижение осуществляется за счет единовременного рывка руками. Этот классический лыжный ход чаще всего применяется на равнине и пологих спусках, когда условия скольжения оцениваются как хорошие. За один цикл берется одновременное отталкивание опорами и последующее перемещение по трассе. Дистанция между рывками рук должна быть в пределах от 5 до 9 метров. Средняя продолжительность варьируется от 0,8 до 1,2 с. Максимальная скорость при спуске – до 12 м/с.
Такие одновременные лыжные ходы условно разделяют на 2 фазы: свободное и вынужденное скольжение. Первое происходит во время передвижения после отталкивания опорами от поверхности, второе – в момент рывка руками.
Главным нюансом такого хода является недопущение потери скорости. Неопытные спортсмены во время отталкивания замедляются. Из-за этого рвется ритм и увеличивается нагрузка на мышечную массу.
Одношажный ход
Это самый распространенный вариант движения по заснеженной трассе. Одношажный ход заключается в согласовании туловища и конечностей, а также в удержании баланса. Основа техники состоит в том, что сразу после одновременного отталкивания спортсмен должен вынести руки и корпус вперед. Так будет достигнута максимальная скорость свободного скольжения.
После совершения шага необходимо вывести палки кольцами от себя. Отталкивание ногой должно быть умеренным. Во время скольжения палки следует вновь повернуть к себе кольцами. Угол между трассой и опорами должен быть максимально острым. Это позволит развить высокую скорость и сделать скольжение более продолжительным.Цикл передвижения по времени занимает около 1,5 с, а длина – до 7 метров. Стоит отметить, что такой классический лыжный ход подходит только для участков трассы с отличными условиями скольжения. В случае с равнинной местностью снег должен быть крупнозернистым или иметь обледеневшую корку.
Скоростной одношажный ход
Данный вариант применяется только на спусках с повышенным уровнем скольжения. Такие одновременные лыжные ходы основаны на сильном отталкивании ногами. За цикл рывок опорами должен быть на 7-9 метров. На этой дистанции за 1,2 секунды спортсмену необходимо успеть сделать один усиленный толчок ногой. Скорость хода составляет порядка 8-10 м/с.
Главным отличием от основного одношажного вида является вынесение опорной ноги вперед во время скольжения. Здесь техника передвижения сводится к 6 фазам. Первой является скольжение на обеих лыжах, второй – подседание опорной ноги, третьей – выпад корпуса. Далее спортсмен отталкивается и выпрямляет тазобедренный сустав. Пятая фаза – одноопорное скольжение. На заключительном этапе происходит передвижение с отталкиванием руками.
Двухшажный ход
Применяется только на равнинной местности при условиях скольжения выше удовлетворительных. Одновременный двухшажный лыжный ход основан на цикличной технике. Она состоит из отталкивания опорами, двух скользящих шагов и свободного передвижения на обеих лыжах. Весь этот комплекс спортсмен должен выполнить за 2 секунды, иначе будет зафиксирована значительная потеря времени и сбой темпа. Дистанция между рывками руками равняется 8-10 метрам. Начинающие лыжники при этом набирают скорость до 5 м/с, профессионалы – до 7 м/с.
Основным нюансом техники является активный подвод маховой ноги к опорной по время скольжения. Благодаря этому не будут нарушены темп движения и баланс. Цикл заканчивается в момент отрыва опорами от поверхности трассы.
Двухшажный ход
Такая вариация передвижения по трассе подходит как профессионалам, так и начинающим спортсменам в силу своей простоты. Классический лыжный ход попеременного двухшажного типа применяется на подъемах и равнинах с плохими условиями скольжения. На высокой крутизне спуска данная техника может привести к потере равновесия и падению.
Двухшажные лыжные попеременные ходы позволяют развить скорость до 7,5 м/с. Длина цикла составляет от 4 до 7 метров при продолжительности в 1,5 секунды. Техника основана на двух поочередных шагах, которые сопровождаются попеременными рывками руками.
Ход состоит из 5 этапов: скольжение на левой лыжне, выпрямление опорной ноги, подседание, выпад вперед и отталкивание. Задачей спортсмена является перемещение без замедления. Для этого следует быстро выполнять каждое движение и моментально готовиться к рывку рукой после каждого шага. Важно не терять равновесия при отталкивании ногами.
Четырехшажный ход
Цикл движений сводится к 4 шагам и 2 поочередным отталкиваниям руками. Данный классический лыжный ход подходит сугубо для равнинных участков трассы. Скорость перемещения составляет до 6 м/с. Время цикла – до 2,2 с. При этом его максимальная длина – 10 метров.
Здесь одновременно с толчком ногой лыжник должен вынести вперед соответствующую руку. Опора поднимается вверх. Толчок ногой – скользящий. В конце отталкивания гонщик поднимает кисть согнутой руки до уровня плеча. Скольжение продолжается на одной ноге.Все рывки необходимо выполнять с одинаковой силой и углом выведения. Из-за сложной техники такой вид перемещения применяется крайне редко даже профессионалами.
Особенности конькового хода
Этот способ передвижения на лыжах применяется чаще всего на резких поворотах. Относится к беговой технике. Также коньковые лыжные ходы подходят для крутых подъемов. Перед обучением столь специфической технике необходимо в совершенстве овладеть классическим попеременным видом. За основу конькового хода взят традиционный двухшажный поочередный вид.
Данная вариация перемещения по трассе профессионалами нередко используется для разгона. При этом движения гонщика напоминают действия конькобежца. Первым спортсменом, применившим на официальных соревнованиях еще в 1980-х годах этот вид, был швед Гунде Сван.
Сегодня коньковый код используется и в эстафетах лыжников, и в биатлоне. Также он имеет свою классификацию: одновременный одно- и двухшажный, полуконьковый и попеременный. Между каждой из этих вариаций можно провести параллель. Общим и основополагающим элементом техники является отталкивание от поверхности внутренним ребром лыжни. При этом вес тела переносится на скользящую ногу.В коньковом виде нет циклов. Все конечности работают в равной степени в произвольном временном отрезке.
Повороты и преодоление спусков
Главным нюансом при смене направления движения на лыжах является сохранение равновесия. Следствием неправильного вхождения в поворот будет потеря скорости и риск падения. Нередко даже у профессиональных спортсменов из-за этого случаются серьезные травмы.
Техника лыжных ходов предусматривает 3 вида поворотов: переступание, плуг и полуплуг. Первый вариант подходит для пологих склонов, второй – для резкого участка трассы, третий – для зигзагообразных склонов.
При прямом спуске для контроля скорости движения следует варьировать положение стоек лыж (выше или ниже). На крутых склонах подойдет техника «зигзаг», когда корпус перемещается из стороны в сторону. На коротких резких спусках оптимальным вариантом будет движение с боковым (поперечным) скольжением. Спуск лесенкой подходит для ровных склонов с препятствиями.Принцип торможения
Техника лыжных ходов описывает не только ходы и спуски, но и способы остановки движения.
Торможение плугом применяется на пологих склонах по прямой. Носки лыж удерживаются вместе. Ход – свободный на внутренних ребрах.
Торможение полуплугом заключается в отведении в сторону только одной лыжи. Вторая продолжает скользить по направлению движения хода.
Торможение падением используется только в экстренных ситуациях, если необходима быстрая остановка. Палки удерживаются остриями назад, а сам гонщик приседает и наклоняется вбок.
Торможение опорами применяется на зигзагообразных спусках. Палки сводятся вместе и опускаются остриями в снежную поверхность. Движение замедляется с усилением давления на опоры.
Техника подъемов
Все виды лыжных ходов имеют свои способы движения вверх по склонам. Каждая техника зависит от крутизны трассы, ее протяженности, характера покрова, мастерства гонщика.
Подъем елочкой – это когда спортсмен широко разводит носки лыж и жестко становится на внутренние ребра. При этом опора на палки производится поочередно с движением ног.Подъем полуелочкой осуществляется аналогично, но с выводом только одной лыжни в сторону.
Лесенкой можно подниматься на обрывистых склонах. Техника сводится к последовательному перемещению палок и лыж.
Подъем ступающим шагом применяется на ровных склонах. Для этого корпус наклоняется вперед, а движение достигается за счет сильных рывков руками.
fb.ru
Методика обучения технике лыжных ходов
Областное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Болотнинский педагогический колледж
Методика обучения технике лыжных ходов
Болотное, 2008
Рекомендовано к изданию ПЦК преподавателей физвоспитания и дисциплин медико-биологической подготовки Болотнинского педагогического колледжа.
Методика обучения технике лыжных ходов: Методические рекомендации / Сост. Г.А.Куц – Болотное, 2008г. – 15 с.
Предлагаемые рекомендации содержат методический материал для обучения техники лыжных ходов. Рекомендуется использовать студентам 2 и 3 курса во время прохождения практики и начинающим педагогам.
Введение
Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и уроков лыжной подготовки, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем являются предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте.
Пути начального обучения технике передвижения на лыжах необходимо разрабатывать в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии современная высшая техника должна быть упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывать такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться.
Применение методики одновременного обучения способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего.
Подобную методику возможно применять уже с первого класса. Причем, если будут ставиться задачи по овладению не только отдельными способами передвижения, но и связками, т. е. переходами с одного способа на другой, то овладение системой движений будет проходить осознанно, что обеспечит более успешное формирование двигательных навыков, освоение детьми основ рациональной техники различных способов передвижения самого начала обучения.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
разбор; задание; указание.
Методы наглядного воздействия: показ всего способа передвижения в целом или отдельных его деталей.
Практические методы: целостного разучивания упражнения; расчлененного (по частям) разучивания
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЫЖНЫХ ХОДОВ
Лыжные ходы бывают классическими и свободными (коньковыми). При передвижении классическими ходами лыжник отталкивается остановленной лыжей вдоль лыжни вниз-назад. В коньковых ходах отталкивание производится скользящей лыжей и направлено под углом к лыжне в сторону. Ходы подразделяются на попеременные и одновременные в зависимости от движений руками. Если лыжник одновременно выносит руки вперед и отталкивается ими, ход называется одновременным, если поочередно – попеременным. Основа всех лыжных ходов – скольжение на лыжах.
КЛАССИЧЕСКИЙ ХОД
Попеременный двухшажный ход относится к классическим ходам. Этот ход – один из основных способов передвижения на лыжах, применяется на подъемах малой и средней крутизны, а также на равнине при плохих условиях скольжения. Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками (рис.1.).
Рис.1.
Одновременный бесшажный ход. Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения. Цикл хода состоит из свободного скольжения на двух лыжах и одновременного отталкивания руками (рис.2).
Рис.2.
Основной вариант одновременного одношажного хода — в цикле этого хода те же фазы, что и в цикле скоростного варианта, но в согласовании работы ног, рук и туловища есть отличия. В основном варианте хода после окончания одновременного отталкивания палками лыжник перейдя к свободному скольжению на двух лыжах, разгибает туловище и выносит руки вперед, не делая выпад ногой, как в скоростном варианте. Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте (рис.3.).
Рис.3.
КОНЬКОВЫЙ ХОД
Коньковый – современный скоростной ход, применяется на любом рельефе. Основа конькового хода – попеременное двустороннее отталкивание лыжами. В отличие от классического, отталкивание в коньковых ходах происходит скользящим упором. Цикл одновременного двухшажного конькового хода состоит из двух направленных вперед в сторону шагов и одного одновременного отталкивания палками.
Полуконьковый одновременный лыжный ход
Полуконьковый ход используется лыжниками на равнинных участках трассы, на пологих «тягунах» (подъемах) и спусках. В цикле хода одна нога лыжника опорная, другая — толчковая.
Лыжник скользит на опорной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подносится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботинка опорной (правой) ноги. Толчковая лыжа (левая) при постановке на снег развернута на внутреннее ребро и направлена в сторону под углом 20 градусов. Задники опорной и толчковой лыж перекрещиваются. Палки одновременно выносятся вперед-вверх и ставятся на снег под углом к направлению движения, на 26—30 см впереди креплений. Сразу же начинается отталкивание ими. В начале отталкивания руки немного сгибаются в локтевых суставах, туловище наклоняется вперед-вниз, помогая нажиму на палки. Одновременно лыжник отталкивается ногой, частично перенося на нее массу тела (кадр 2). Отталкивание ногой происходит без остановки лыжи, скользящей в сторону. Лыжник старается как бы развести стопы в стороны: лыжа опорной ноги скользит по направляющей ее лыжне вперед, а толчковой — на внутреннем ребре вперед — в сторону (кадры 3, 4). Толчок ногой продолжается до полного разгибания ее в коленном суставе. Во время толчка ногой туловище при отталкивании руками наклоняется почти до горизонтального положения, рука и палка в конце толчка составляют прямую линию (кадры 5, 6). Как только отталкивание заканчивается, начинается свободное скольжение на опорной лыже, вынос рук с палками вперед и подтягивание толчковой ноги. Цикл хода закончен, начинается подготовка к новому отталкиванию (рис.4.).
Рис.4.
Одновременный двухшажный коньковый ход
Основа конькового хода — попеременное двустороннее отталкивание лыжами. Цикл одновременного конькового хода с отталкиванием палками через шаг состоит из двух направленных вперед-всторону шагов и одного одновременного отталкивания палками. Лыжник идет в пологий подъем. Он закончил отталкивание правой ногой под углом в сторону, сделал шаг левой и скользит на левой лыже (рис.5.). Палки вынесены вперед и ставятся на снег (кадр 1). Начинается сильное отталкивание палками и продолжается скольжение на левой лыже (кадр 2). Правая нога подносится к левой. Делается толчок левой ногой скользящим маховым движением в сторону-вперед (кадр 3).
Продолжается мощное одновременное отталкивание палками, усиленное наклоном туловища. Правую лыжу гонщик ставит на снег скользящим движением, развернув носком в сторону-вперед на внутреннее ребро (кадр 4). Заканчивается толчок палками (кадр 5). Делая шаг правой ногой, лыжник полностью выпрямляет толчковую левую ногу (кадр 6). Толчок окончен. Туловище выпрямляется, масса тела переносится на скользящую правую лыжу. Руки начинают вынос палок вперед (кадр 7). Левая нога после окончания отталкивания подносится к правой. С постановкой палок на снег начинается новый цикл хода (кадр 8)
Рис.5.
Одновременный одношажный коньковый ход
Цикл этого хода составляют два шага с одновременным отталкиванием палками на каждый из них.
Лыжник закончил отталкивание палками и скользит на правой ноге, подтягивая маховую — левую (кадр 1). Стопа маховой ноги подносится к опорной, лыжник энергично выносит палки вперед, выпрямляет опорную ногу и разгибает туловище (кадры 2, 3). Палки активно ставятся на снег под острым углом, опорная нога сгибается в коленном суставе, и сразу начинается отталкивание палками, похожее на отталкивание палками в классических одновременных ходах (кадры 4, 5). Толчок палками сопровождается активным наклоном туловища. Завершая отталкивание палками, лыжник начинает толчок правой ногой и продолжает его до полного ее выпрямления (кадры 6, 7). Лыжник скользит на левой (опорной) ноге.
После отрыва толчковой лыжи от снега шаг повторяется в противоположную сторону (в направлении правой ноги) с отталкиванием левой. Руки быстрым движением выносят палки вперед в исходное положение для нового одновременного отталкивания.
Одновременный коньковый одношажный ход требует от лыжника хорошей координации движений и развитого равновесия. Самое сложное при освоении этого хода — сохранение равновесия на скользящей лыже при быстром выносе палок вперед. Сложен этот ход не только по согласованию движений. Вместе с увеличением частоты отталкиваний повышается скорость хода, его интенсивность, а поддерживать высокую интенсивность может лишь хорошо тренированный лыжник.
Применяется одновременный одношажный коньковый ход чаще всего на равнинных участках трассы (рис.6.).
Рис.6.
Первый этап – обучение общей схеме движений
Цель и задачи: овладение схемой скользящего шага, освоение стойки лыжника, согласованность работы рук и ног, одноопорное скольжение.
Упражнения для изучения стойки лыжника
При изучении стойки нужно обратить внимание на мышечные ощущения, равномерное распределение веса тела на обе ступни. Колени не «накрывают» носки ботинок. Туловище слегка наклонено вперед.
Согнуть ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, опустить согнутые руки вперед-вниз. Многократное повторение.
Из стойки лыжника принять основную стойку и вернуться в и.п. повторить несколько раз.
Сделать шаг вперед и принять стойку лыжника. Проверить положение рук, туловища, ног. Выполнять с правой и левой ноги.
Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног
В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении.
В стойке лыжника попеременная работа рук – без палок и спалками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж.
В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом.
Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника.
Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон.
Попеременная работа рук и ног. Передвижение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук.
Стоя на одной ноге и держась одновременной рукой за рядом стоящий предмет. Поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад.
Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения
Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника.
Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника.
Перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед в стойке лыжника.
Стоя на одной ноге )на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук.
В стойке лыжника на одной ноге попеременные махи другой с движением рук.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед и попеременным выносом рук.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую и наоборот с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одноопорное положение.
В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение.
В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе.
Прыжковая имитация на месте.
Прыжковая имитация в движении.
Второй этан – углубленное изучение элементов движения
Цель и задачи: овладеть элементами скользящего шага (подседание, отталкивание, махи рук и ног, активная постановка палок).
Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой
Прыжок вверх толчком обеих ног.
Прыжок вверх толчком обеих ног с предварительным сгибанием.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаг левой и правой ногой с предварительным подседанием на обеих ногах.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на подседание.
В стойке лыжника, руки за спиной, шаговая имитация с акцентом на отталкивание ногой.
В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук.
В стойке лыжника, руки за спиной, прыжок вперед-вверх с ноги на ногу с предварительным сгибанием толчковой ноги.(зафиксировать положение после приземления).
В стойке лыжника, руки за спиной, прыжкок вперед-вверх с ноги на ногу.
В стойке лыжника прыжковая имитация с попеременной работой рук (на равнине и в пологий подъем).
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой.
В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой и попеременной работой рук.
В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.
Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.
В стойке лыжника скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой с попеременной работой рук.
Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой
В стойке лыжника маховым движением вниз-вперед вынести руки с палкой до уровня плеча. Многократно повторить движение правой и левой рукой.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед и движением вниз отвести ее назад.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.
В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.
Шаговая имитация с попеременным отталкиванием руками.
Прыжковая имитация с попеременным отталкиванием руками (в пологий подъем).
Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.
Передвижение попеременным двухшажным ходом.
Третий этап – освоение лыжного хода в целом
Цель и задачи: овладеть ходом в целом, согласованно выполнять элементы движения.
Упражнения для изучения согласованного выполнения поз в граничных моментах скользящего шага
В стойке лыжника, руки за спиной, с шагом вперед оторвать толчковую ногу от опоры и зафиксировать положение.
В стойке лыжника с шагом вперед и попеременной работой рук оторвать толчковую ногу от опоры.
В стойке лыжника поочередно выносить руки вперед и имитировать постановку палки с акцентом опускания кисти.
В стойке лыжника поочередно выносить руки с палкой вперед, поставить её вкалывающим движением. Жим на палку и давление туловищем.
В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед активно поставить под острым углом сзади опоры, перенести вес тела на опорную ногу, выпрямить её, сделать быстрое подседание и толком перейти в одноопорное положение.
Передвижение попеременным двухшажным ходом с акцентом:
1.на маховом выносе руки и ноги;
2. на согласованном отталкивании рукой и ногой;
3. на подседании и отталкивании ногой;
4. на отталкивании ногой, маховом выносе ноги и броске туловища.
Специальные упражнения на лыжах
1. Передвижение одновременным бесшажным ходом половина круга с максимальной скоростью, остальная часть круга в средней интенсивности попеременная работа руками. Выполняли по 2-3 подхода.
2. Передвижение одновременно одношажным ходом первую часть круга, а вторую часть одновременным бесшажным ходом в среднем темпе.
3. Передвижение в выше средней интенсивности на отрезках 500 метров, 1000 метров командами в составе по 5, 3, и 2 человека.
4.Передвижение на лыжах в средней интенсивности для развития выносливости от 3-5 км по большому кругу.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на уроках лыжной подготовки
Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию.
2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими.
3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее).
4. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках.
5. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замершие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги.
6. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению.
7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону.
8. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах:
одежда лыжника должна соответствовать погоде;
при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;
при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения;
нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.
ИГРЫ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ
УДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Для проведения этой игры на ровной площадке заранее подготавливается хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10-метровый отрезок. Задача учащихся – пройти 10м одноопорным скольжением, делая как можно меньше шагов. Побеждает тот, кто сделал меньше шагов. Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек. По числу шагов на десятиметровом отрезке может оцениваться техника скользящего шага в баллах.
ОБЩИЙ СТАРТ
На линии старта в первой шеренге строятся мальчики, во второй девочки. Учитель встает на финише и подает рукой команду «Марш!». Первыми стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем стартуют девочки. В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на исходную позицию, и наоборот. В зависимости от возраста детей длина дистанции и количество повторений может варьироваться. В этой игре учитель может предложить ученикам проходить дистанцию любым удобным для них ходом или задать определенных ход, например тот, который изучался на данном уроке.
Список литературы
Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005г.
Богданов Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в 1-3 классах. Издательство «Просвещение» Москва, 1971г.
Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Москва. Владос. 2004г.
Осинцев В.В. Лыжная подготовка в школе. Москва. Владос пресс, 2001г
Масленников И.Б., Капланский В.Е. Лыжный спорт. Москва. Физкультура и спорт 1988г.
Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. Ростов-на-Дону. Феникс,2005г.
infourok.ru
Основы техники передвижения на лыжах
Под правильной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника движений на лыжах должна помочь гонщику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физического развития. Однако даже самая совершенная техника не приведет к высоким спортивным достижениям, если лыжник не располагает необходимым уровнем работоспособности. И наоборот, прекрасно развитые двигательные качества еще не дают гонщику возможности достичь спортивного результата, если он не овладел совершенной техникой. Это обусловлено взаимосвязанностью техники и физических качеств спортсмена. Показателями техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность, скорость и экономичность.
Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эффективность применения того или иного способа хода зависит от конкретных условий. Ведущие из них — это степень владения двигательными навыками, физическая подготовленность лыжника и рельеф местности.
Существует ряд способов ходов и переходов с одного хода на другой. Одни используются чаще, другие реже. Однако для расширения диапазона двигательных возможностей спортсмена и повышения его технической подготовленности необходимо изучать весь арсенал способов передвижения на лыжах. Лыжные ходы условно подразделяют на группы: попеременные ходы, одновременные и переходы с одного хода на другой.
К группе попеременных ходов относятся бесшажный; двухшажный, четырехшажный; к группе одновременных — бесшажный, одношажный с одновременным выносом рук и двухшажный, трехшажный с разновременным выносом рук. Одношажный ход имеет два варианта: основной и стартовый.
К группе переходов относятся способы, позволяющие в процессе передвижения ритмично, свободно переходить с одновременных ходов на попеременные и с попеременных на одновременные.
Чтобы лучше понять многообразие движений лыжника-гонщика, удобнее разделить целостные движения на определенные части. Одним из основных способов лыжных ходов, наиболее часто применяющимся гонщиками, является попеременный двухшажный ход, состоящий из одиночных скользящих шагов. Части скользящего шага, названные условно фазами движения, разделены между собою по взаимосвязанным группам, а не по описанию движений отдельных частей тела (движение ногой, рукой, туловищем и т. д.).
Таблица 3
Периоды скользящего шага | Фаза | Границы фаз |
Скольжение | I — свободное скольжение с амортизацией | Отрыв толчковой ноги от снега |
II — скольжение с выпрямлением ноги | Постановка палки на снег | |
III — скольжение с подседанием (группировка) | Начало сгибания опорной ноги в колене после выпрямления. Отрыв каблука ботинка толчковой ноги от лыжи | |
Отталкивание | IV — выпад со сгибанием толчковой ноги в коленном суставе | Начало разгибания толчковой ноги в коленном суставе |
V — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги | Отрыв толчковой лыжи от снега |
Каждая фаза скользящего шага имеет свои характеристики — время выполнения, скорость, длину скольжения и др. Одиночный скользящий шаг четко разделяется на два периода — скольжение лыжи, когда лыжник скользит на одной лыже, и неподвижное положение лыжи, когда вслед за скольжением происходит остановка этой же лыжи перед отталкиванием. Далее следует второй скользящий шаг, но уже на другой лыже. Таким образом, лыжник совершает скользящие шаги и толчки попеременно то правой, то левой ногой.
В попеременных ходах лыжник-гонщик никогда не скользит на обеих лыжах. Период скольжения на лыже разделен на три фазы, а период отталкивания — на две. Даем описание и границы фаз.
Рис. 6. Техника попеременного двухшажного хода |
Фаза I — свободное скольжение с амортизацией (рис, 6, а — в). После окончания отталкивания, например, правой ногой лыжник скользит на левой лыже. Правая лыжа и обе палки находятся в воздухе и не касаются снега. Происходит свободное скольжение. Это единственная фаза, в которой лыжник не может увеличить скорость. Границами фазы служат моменты: начало — отрыв правой лыжи от опоры и окончание — постановка правой палки на снег.
Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 6, в — д). Она длится до тех пор, пока опорная нога, которая в этой фазе выпрямляется, не начнет сгибаться в коленном суставе (опускание голени). Этот момент служит окончанием II фазы. На протяжении всей фазы лыжник активно отталкивается палкой (постановка палки на снег ударом), стремясь как можно меньше снизить скорость. Отталкивание палкой продолжается и в следующих двух фазах. Вот почему II фаза называется не по этому важному действию, а по хорошо различаемому признаку — выпрямлению опорной ноги.
Фаза III — скольжение с подседанием (рис. 6, д — е). Это последняя фаза скольжения. Она начинается с момента опускания голени, а завершается остановкой лыжи.
Фаза IV — выпад с подседанием (рис. 6, е — ж). Она длится до начала разгибания толчковой ноги в коленном суставе. В этой фазе завершается подседание в коленном суставе. Активное разгибание в тазобедренном суставе обеспечивает последующее более эффективное отталкивание с более высокой скоростью.
Фаза V — отталкивание с выпрямлением ноги (рис. 6, ж — и). Эта фаза длится от конца подседания до отрыва левой лыжи от опоры. Выпад ногой завершается в конце фазы. Скользящий шаг окончен, и с этого момента начинается следующий скользящий шаг, но уже на правой лыже.
Несмотря на многообразие, способы лыжных ходов имеют общие основные элементы.
Рис. 7. Скольжение |
Посадка — оптимальное положение тела и его отдельных частей, которые обеспечивают благоприятные условия для передвижения на лыжах по пересеченной местности.
Скольжение — Период скольжения на одной лыже (независимо от способа хода) для удобства анализа можно разделить на три части: свободное скольжение с амортизацией (рис. 7,а), скольжение с выпрямлением ноги (рис. 7,6) и скольжение с подседанием — группировкой (рис. 7, б). При скольжении на одной лыже другую проносят вперед, не загружая ее весом тела.
В попеременных способах ходьбы, а также в некоторых переходах с хода на ход скольжение на одной лыже поддерживается активной работой рук.
Рис. 8. Толчок ногой |
Толчок ногой — Толчком лыжник переносит вес тела с одной ноги на другую и приобретает поступательную скорость. Например, только поочередными толчками ногами в попеременном двухшажном ходе можно развить скорость в пределах 80% общей скорости. Толчок ногой — это поступательное движение туловища вперед за счет активного разгибания ноги в тазобедренном суставе и одновременного сгибания и разгибания колена (рис. 8).
Общая согласованность движений. Важным фактором в согласованности движений лыжника является их ритм. Нарушение закономерной повторяемости движений, имеющей строго определенные временные и пространственные характеристики, приводит к быстрому утомлению. Ход должен быть ритмичным, движения слитными, без лишних пауз в отдельных положениях.
Для общей согласованности движений в цикле хода большое значение имеет их синхронность: вынос левой руки с выносом правой ноги, начало толчка правой рукой с активным выносом правой ноги. Прежде чем перейти к рассмотрению различных способов ходов, необходимо остановиться на внешних характеристиках движений.
Структура движения — определенная взаимосвязь и построение движений лыжника в цикле хода.
Цикл лыжного хода — это совокупность последовательных взаимосвязанных движений, в результате которых лыжник приходит в то же положение, с которого начинал движение. Она образует законченное движение, которое обязательно должно повторяться в процессе передвижения. Цикл хода имеет временную и пространственную размерность.
Продолжительность цикла — промежуток времени (в м/сек), по истечении которого лыжник возвращается в то же положение, с которого начинал движение.
Длина цикла — расстояние, пройденное о. ц. т. тела лыжника по прямой за один цикл (практически оно равно расстоянию между местами толчков палкой одной и той же рукой).
Время опоры ноги — промежуток от начала до окончания толчка; время переноса маховой ноги наступает с окончанием толчка ногой и прекращается в момент, когда на нее переносится вес тела.
Опорная реакция — это сила, исходящая от опоры в ответ на давление лыжника или его активное действие. Опорные реакции могут изменяться как по величине, так и по направлению. Направление опорной реакции всегда обратно направлению действия активной силы, а величина — прямо пропорциональна ей.
Рис. 9. Перекат |
Перекат — это перемещение о. ц. т. тела лыжника в период скольжения на одной лыже из положения после окончания толчка ногой в положение для толчка другой ногой (рис. 9).
Рабочий период цикла — период, когда активные действия лыжника вызывают ускорение или противодействуют снижению скорости его движения (толчки руками и ногами). Относительно пассивный период цикла — период, когда движения лыжника направлены на подготовку к рабочему периоду (одноопорное скольжение до постановки палок).
Прокат — период цикла, который идет за счет ранее приобретенной скорости (период скольжения на одной лыже).
Темп движения — количество законченных движений (циклов) в единицу времени.
Ритм движения — закономерное чередование движений лыжника, строго определенных во времени, пространстве и по характеру усилий в цикле хода.
Коэффициент сцепления — отношение силы сопротивления, направленной противоположно сдвигающему усилию, к силе нормального давления.
Коэффициент трения — отношение силы сопротивления, возникающей при равномерном движении лыжника, к силе нормального давления.
Коэффициенты сцепления и трения можно отождествить соответственно с углами сцепления и трения, так как они определяются из выражения: f=tga* (рис. 10). Рассмотрим силы, обусловливающие движение звеньев тела лыжника и его перемещение по горизонтальной поверхности.
Основы техники передвижения на лыжах
Способы ходов:
www.sportfile.ru
Методическая разработка на тему: «Виды лыжных ходов»
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1 «Лыжные гонки» городского округа Тольятти
445010, Российская Федерация, Самарская обл., г.о. Тольятти, ул. Родины, 5, тел. 28-04-77
Методическая разработка
На тему: «Виды лыжных ходов»
Выполнил: тренер-преподаватель
Яновский Ю.В.
Оглавление
Введение 3
История создания лыжного спорта 4
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Лыжный спорт – один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами – один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по объёму, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.
Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнообразной по рельефу местности доставляют положительное влияние на нервную систему, умственную и физическую работоспособность.
Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди школьников и молодёжи.
История создания лыжного спорта.
Первые соревнования по лыжному спорту проведены в Норвегии в 1767 г. Организационно и методически лыжный спорт сформировался в конце 15 – начало 20 вв., когда стали создаваться национальные лыжные клубы: в Норвегии (1874 г.), Финляндии (1886 г.), Германии (1891 г.), Австрии и Швеции (1892 г.), России (первое соревнование проведено в Петербурге в 1894 г.).
Зимние Олимпийские игры проводятся с 1924 г., чемпионаты мира с 1929 г. Сверхмарафонная шведская лыжная гонка на дистанцию 65,5 км «Ваза-Лоппе» (с 1922 проводится с общего старта, участвует около 9 тыс. лыжников) с 60-х гг. стала международной.
Гонки — состязания в беге на лыжах обычно по пересеченной местности по специально подготовленной трассе. Классические дистанции: у мужчин — индивидуальные гонки на 10, 15 км (до 1952 на 18 км), 30 и 50 км, а также эстафета 4×10 км; у женщин — индивидуальные гонки на 5, 10, 15 (с 1989), 30 км (в 1978-1989 — 20 км), а также эстафета 4 x 5 км (до 1970 — 3 x 5 км).
Гонки — самый массовый и популярный вид лыжных соревнований. Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись в Норвегии в 1767. Затем примеру норвежцев последовали шведы и финны, позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе. В конце 19 — начале 20 вв. во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS, ФИС). СССР вступил в нее в 1948. В 2000 ФИС насчитывала 98 национальных федераций.
Протяженность гонок может быть самой различной — от 1 км на соревнованиях младших школьников до 50 км на чемпионатах стран, мира, на Олимпиадах и до «сверхмарафонов» в 70 км и более. Сложность дистанции определяется не только ее длиной, но и перепадом высот, то есть разностью отметок над уровнем моря между местом старта-финиша и высшей точкой трассы.
Лыжные гонки входили в программы всех зимних Олимпиад, начиная с 1924, с 1925 стали проводиться чемпионаты мира. Первоначально это были только мужские состязания на дистанциях 18 и 50 км. Но программа постоянно расширялась. В 1952 на VI Олимпийских играх в Осло впервые приняли участие женщины-лыжницы. В конце 1990-х гг. лыжники разыгрывали олимпийские награды уже в десяти видах программы — по пять у мужчин и у женщин.
На I зимней Олимпиаде в Шамони в 1924 одновременно с олимпийскими наградами победителям и призерам были вручены медали чемпионата мира, что впоследствии стало традицией для всех олимпийских состязаний лыжников. Первоначально чемпионаты мира проводились ежегодно, затем (начиная с 1950) ФИС установила четырехлетний цикл (четные «неолимпийские» годы), а с 1985 — двухлетний (нечетные годы).
В России первые состязания «лыжебежцев» состоялись в Петербурге в 1894, трасса была проложена прямо по заснеженной Неве. В 1910 был проведен первый чемпионат России, в 1924 — первый чемпионат СССР.
В 1920-30-е гг. советские гонщики неоднократно выступали на международных соревнованиях. В 1954 впервые приняли участие в чемпионате мира в Фалуне (Швеция), где по две золотые медали завоевали Владимир Кузин в гонках на 30 и 50 км и Любовь Козырева в гонке на 10 км и эстафете.
Наибольших успехов в лыжных гонках добивались спортсмены скандинавских стран и СССР (России). Среди российских лыжников: двухкратный чемпион мира (1970) и двухкратный олимпийский чемпион (1972) Вячеслав Веденин, четырехкратная олимпийская чемпионка (1972, 1976) и пятикратная чемпионка мира (1970, 1974) Галина Кулакова, четырехкратная олимпийская чемпионка (1976, 1980, 1992) и четырехкратная чемпионка мира (1974, 1982, 1985, 1991) Раиса Сметанина, олимпийский чемпион (1976) и чемпион мира (1978) Сергей Савельев, четырехкратный олимпийский чемпион (1980, 1984) Николай Зимятов, шестикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994) и трехкратная чемпионка мира (1991, 1993) Любовь Егорова, трехкратная олимпийская чемпионка в эстафете (1992, 1994, 1998) и четырнадцатикратная чемпионка мира (1989-1997) Елена Вяльбе, пятикратная олимпийская чемпионка (1992, 1994, 1998) и девятикратная чемпионка мира (1993-1999) Лариса Лазутина.
Среди зарубежных гонщиков наиболее высокие результаты показали: финны Вейкко Хакулинен(трехкратный олимпийский чемпион, 1952, 1956), Эро Мянтюранта (трехкратный олимпийский чемпион, 1960, 1964), его соотечественница Марья-Лииса Хямяляйнен-Кирвесниеми(трехкратная олимпийская чемпионка, 1984), швед Гунде Сван (четырехкратный олимпийский чемпион, 1984, 1988), норвежец Бьерн Дэли (восьмикратный олимпийский чемпион, 1992, 1994, 1998), в 1999 удостоенный титула «Лучший лыжник 20 века».
За 75 лет своей истории соревнования по лыжным гонкам претерпели немало изменений. В середине 1980-х гг. в связи с возникновением новой техники бега («коньковый ход», или «свободный стиль») способ преодоления каждой дистанции был регламентирован правилами и программой соревнований. Кроме того, в программе появились «гонки преследования», очередность старта в которых определяется по результатам состязаний, проведенных накануне (по так называемой «системе Гундерсена», несколько раньше вошедшей в практику лыжного двоеборья).
По регламенту состязаний если первые гонки (30 км, мужчины, и 15 км, женщины) проводятся классическим стилем, то последние (50 км, мужчины, и 30 км, женщины) — свободным и наоборот. По «системе Гундерсена» в первый день лыжники бегут классическим стилем (10 км, мужчины, и 5 км, женщины), на следующий день — свободным (15 км, мужчин, и 10 км, женщины). В эстафетах первые два этапа преодолеваются классическим стилем, третий и четвертый — свободным.
Особое место в лыжных гонках занимают так называемые сверхмарафоны. Начало им положил проведенный в 1922 между шведскими городами Селен и Моро 90-километровый пробег «Ваза-лоппет», названный в честь шведского короля Густава Вазы, который совершил этот переход в начале 16 в. в ходе освободительной войны с датчанами.
Сверхмарафоны проводятся во многих странах мира (в том числе и в России под названием «Лыжня России» с 1983). 14 из них объединены в постоянную систему соревнований «World Loppet» («Мировой сверхмарафон»), созданную в 1978.
Классический и коньковый лыжные ходы
Правильная техника передвижения на лыжах — это система движений, с помощью которой лыжник добивается наибольшей эффективности своих действий. Правильная техника помогает лыжнику наиболее полно реализовать свои возможности для достижения результата, соответствующего уровню его физической подготовленности. Показателями качества техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность и экономичность.
К основным действиям, которые выполняет лыжник и от которых зависит скорость его передвижения, относятся: отталкивание лыжами, отталкивание палками, скольжение.
Отталкивание лыжами создает поступательное движение. Отталкивание палками увеличивает (или сохраняет) скорость скольжения на лыжах. Скольжение осуществляется попеременно на одной лыже или на двух лыжах одновременно за счет приобретенной скорости. Во время скольжения лыжник должен стремиться к тому, чтобы не потерять скорость.
Все способы передвижения на лыжах в зависимости от целей, условий их применения и способов выполнения разделяются на следующие группы: строевые упражнения с лыжами и на лыжах, лыжные ходы, переходы с хода на ход, подъемы, спуски со склона, торможения, повороты на месте и в движении.
В классификации техники передвижения лыжника насчитывается более 50 способов, среди которых доминирующее положение, как по количеству, так и по значимости занимают лыжные ходы, которые подразделяются на две подгруппы: классические и коньковый.
Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.
К классическим лыжным ходам относятся:
1) попеременные ходы — двухшажный и четырехшажный;
2) одновременные ходы — бесшажный, одношажный, двухшажный.
К коньковым лыжным ходам относятся:
1) попеременный ход — двухшажный;
2) одновременные ходы — полуконьковый, одношажный, двухшажный;
3) коньковый ход без отталкивания палками, с махом и без махов руками.
Техника движений классическими и коньковыми лыжными ходами отличается механизмом выполнения отталкивания ногой.
В классических ходах отталкивание осуществляется в момент кратковременной остановки лыжи, т.е. от неподвижной опоры, в коньковых ходах отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором.
Рассмотрим некоторые классические ходы подробнее.
Двухшажный попеременный ход
Сначала, воткнув палки, походите: медленно, ступающим шагом, без проскальзывания. Даже эта ходьба развивает равновесие и координацию движений. Потом походите быстрее. Когда почувствуете, что равновесие сохраняете легко, вас не шатает, начинайте потихонечку отталкиваться: толкнулись правой ногой и катитесь на левой лыже, толкнулись левой — катитесь на правой.
Чем дольше катитесь, тем лучше. Вы учитесь отталкиваться, вы тренируете одноопорное стояние, координацию движений, равновесие.
В дальнейшем передвижение без палок повторяйте в начале каждой тренировки — неделю, две… четыре… Перейдя с круга на длинную лыжню, периодически берите палки в руки или за спину.
Обратите внимание на руки в этом упражнении; они расслаблены, идут вперед-назад и своими махами (даже без палок) помогают отталкиванию ногами, скольжению по лыжне.
Только теперь палки вам нужны уже не для страховки от поперечной потери равновесия, а исключительно для более быстрого передвижения вперед: толкнулись правой ногой и помогли ей левой палкой, толкнулись левой — и помогли правой.
Это и есть ваш первый спортивный ход — двухшажный попеременный, как его официально называют. И видите, как все в нем просто: движения естественные, словно при ходьбе обыкновенной — правая нога, левая рука… Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей вы катитесь на лыже, тем энергичнее темп передвижения.
Если скольжение отличное, если лыжня на озере или во дворе хорошо укатана, можете разучивать этот ваш спортивный ход на том же лыжном круге, где начинали. Но все же для ощущения всей прелести этого хода и более успешного разучивания лучше проложить другую лыжню: в одну сторону с едва заметным подъемом, в другую — с едва заметным уклоном.
Вверх вы забираетесь тихонько, шагом, притопывая лыжами, чтобы они не проскальзывали назад, а вниз разучиваете попеременный лыжный ход.
Вниз легче, вниз приятнее, вниз меньше физическое напряжение.
Есть и еще одна деталь при подготовке лыжни для разучивания ходов с палками в руках: чтобы палки не вязли, проложив главную лыжню, пройдите на лыжах слева и справа от нее. Причем пройдите накануне. Тогда и эти лыжни мороз схватит ночью, палки не будут проваливаться в снег.
Основные ошибки при разучивании этого хода:
1) в толчке ноги не распрямляются;
2) после толчка туловище не наклоняется в сторону выдвинутой вперед ноги;
3) после толчка лыжа не отрывается от снега, нога не расслабляется;
4) когда выдвинута вперед нога, колено находится не впереди голеностопного сустава;
5) палка ставится под тупым углом к переднему концу лыж;
6) рука не полностью проносится назад — толчок заканчивается у бедра;
7) палка выносится напряженной рукой;
8) ноги мало согнуты;
9) туловище сильно раскачивается, а плечи закручиваются.
Попеременный четырехшажный ход
Он известен также под названием хода «в перекладку». Этот ход употребляется при движении по рыхлому снегу, когда отталкивание палками затруднено. Удобен он и в лыжном походе, когда приходится нести рюкзак. Для этого хода характерен малый наклон туловища вперед.
В начале хода выполняются два последовательных скользящих шага, поочередно на одной и другой ноге. При выполнении третьего шага подтягивается одноименная рука, и сразу после шага следует толчок этой рукой. Четвертый шаг также завершается толчком соответствующей руки. Первые два шага являются своеобразным разбегом к двум длинным заключительным шагам, усиленным отталкиванием палками.
К обычным ошибкам попеременного двухшажного хода здесь, как правило, добавляются ошибки, связанные с излишним закручиванием туловища, разбрасыванием палок в стороны, отсутствием ритма движений.
Одновременный ход
В попеременном двухшажном вы будто шли-скользили, отталкиваясь то одной палкой и лыжей (правая рука — левая нога), то другой. Во всех же одновременных ходах лыжник отталкивается сразу двумя палками. Отсюда и название — «одновременные».
Различают три одновременных хода: бесшажный, одношажный и двухшажный.
В бесшажном вы «стоите» на двух лыжах и передвигаетесь вперед за счет отталкивания палками, сильно сгибаясь в пояснице.
В одношажном — на один толчок ногой (правой или левой) вы отталкиваетесь двумя палками.
В двухшажном — после двух шагов на лыжах (вроде бы с разбега) — толчок палками.
По затрате физических усилий в единицу времени (то есть по нагрузке) одновременные ходы труднее, а по передвижению — быстрее, чем попеременный. И поэтому, чтобы не перенапрячься и чтобы ходы эти получались легко, красиво, разучивать их целесообразнее опять же под небольшой уклон по хорошо накатанной лыжне: вверх поднимаетесь ступающим шагом, отдыхая, набираясь сил, вниз — то бесшажным, то одношажным, то двухшажным одновременными ходами.
Бесшажный ход — самый быстрый. Его обычно применяют на пологих спусках по ледянистым накатанным лыжням.
Одношажный — при уклонах чуть поменьше.
Двухшажным можно передвигаться по равнине, если лыжи очень хорошо скользят по ледянистой накатанной лыжне. Впрочем, с появлением пластиковых лыж, у которых трение меньше, мастера почти перестали применять двухшажный ход. Он с лыжной «сцены» постепенно сходит, уступая место одношажному.
А вообще ни один мастер не передвигается одним и тем же ходом. Ходы он меняет то и дело в зависимости от рельефа, качества лыжни. Что где выгодно, то он и применяет. К тому же смена хода меньше утомляет монотонностью центральную нервную систему, мышцы, позволяет во время передвижения отдыхать.
Так и вы, когда-нибудь начнете «вписывать в рельеф» различные ходы, гоняться за скоростью, легкостью, скольжением.
Падения и повороты на лыжах
Уметь падать очень важно. Это самое простое средство регулировать свою скорость, если лыжи вдруг «понесут» вас с нежелательной скоростью. Падать нужно только на бок, широко раскинув руки. Обычное для начинающих лыжников стремление сесть на лыжи, как правило, к добру не приводит. Движение не замедлится, и вас обязательно опрокинет на спину.
Следующая ваша задача — научиться разворачиваться на месте, не запутавшись в лыжах и палках. Разучивание таких разворотов не представляет труда.
Разворот переступанием следует начинать разучивать на ровном месте. Отставляя в стороны палки, следя за тем, чтобы пятки лыж не перекрещивались, и слегка приподнимая носки, вы совершаете поворот на 90 или больше градусов. Нетрудно догадаться, что начинать переступание нужно с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Шаги при этом должны быть обычными — не большими, не маленькими. После выполнения разворота на снегу от лыж должен оставаться след в виде веера. Разворот переступанием можно выполнять как вокруг задников, так и вокруг носков лыж. Разворот махом позволяет поворачиваться значительно быстрее, чем переступанием. Кроме того, разворот махом — часто единственный способ развернуться на узкой лыжне или на крутом склоне. Для этого вес тела переносится на одну лыжу, допустим правую, левая нога с лыжей разворачивается носком вверх и ставится на лыжню в обратном направлении. Поворачиваясь вокруг левой ноги кругом, приставьте правую лыжу. При выполнении этого разворота нужно следить за тем, чтобы лыжные палки не попадались на пути ваших лыж.
Заключение
Лыжи – средство физического воспитания для людей любого возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.
Прогулки на лыжах на чистом морозном воздухе заметно повышают сопротивляемость организма к самым различным заболеваниям, положительно сказываются на умственной и физической работоспособности, доставляют положительное влияние на нервную систему.
Во время занятий на лыжах успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способность к перенесению любых трудностей, физическая выносливость, что особенно важно в подготовке юношей к службе в рядах Вооружённых Сил РФ.
Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на различных работах в условиях длительной и снежной зимы в северных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.
Список литературы
Антонова, О.А. Лыжная подготовка: методика преподавания: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/О.Н. Антонова, В.С. Кузнецов. – М.: Академия,1999. – 208 с.: ил.
Марков, Д. Первые шаги на лыжах/Д. Марков. – Свердловск: Свердлгиз,1942. – 14 с.
Бутин, М. Лыжный спорт, Москва «ACADEMA», 2000 г
.
infourok.ru