Парусный спорт — Википедия
Регата — один из видов соревнований по парусному спортуПа́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Формат соревнований[править | править код]
Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.
Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.
Сложности гонки[править | править код]
Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.
Первые соревнования[править | править код]
Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.
Позже это уже превратилось в официальные соревнования.
Классификация спортивных яхт[править | править код]
Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.
Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.
Тем не менее, яхты в каждом классе могут отличаться друг от друга и по-разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также — под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.
Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».
Соревнования по парусному спорту в мире[править | править код]
Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.
В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.
Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.
Всего в парусном спорте на Олимпийских Играх на 2017 год разыгрываются 10 комплектов наград.
Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически сложном классе яхт Звёздный.
Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский, Иосиф Шомакер, Тимир Пинегин, Александр Чучелов, Валентин Манкин, Борис Будников, Виктор Потапов, Андрей Балашов, Тыну Тынисте, Лариса Москаленко, Георгий Шайдуко, Стефания Елфутина.
В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира.
Яхтинг[править | править код]
Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие — Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.
Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг, катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.
Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.
По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:
- морской,
- океанский,
- озёрный[2] и
- речной.
Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами. В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский. Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами — или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах. Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе.
Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга — проведение досуга или туризм.
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 — 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М[3][4]
- В 1718 г. в С.-Петербурге был учреждён Невский флот, представлявший собой прообраз будущего яхт-клуба[7].
- В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию. С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
- Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
- В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
- В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке. Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки».
- 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
- В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
- В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) — старейший яхт-клуб Испании.
- В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики.
- Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году: с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
- Разработанная в 1911 году яхта «Звёздный» участвовала в Олимпиадах с 1932 по 2012 год.
- В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
- 28 июля 1991 года в Балтийском море впервые была проведена Ганзейская яхтенная регата (базируется на акваторию Ростока). Названа в честь средневековой торговой конфедерации Ганзы.
- В Англии яхтинг существует с 1 октября 1661 года. В гонках Гринвич-Грейвсэнд участвовали яхты «Catherin» и «Anne». Яхтенным спортом увлекался Карл II Стюарт.
- Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон.
- Первым датским яхтсменом стал Эггерт Бенсон (Eggert Benzon[8]), в 1854 г. вышедший в море на яхте «Казак»[9].
- В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4—3.
- 7 февраля 2005 года британская яхтсменка Эллен Мак-Артур установила новый мировой рекорд по одиночному скоростному плаванию вокруг света.
- Борисов С. Ю. 300 лет (1718-2018). История парусного спорта России. — М.: Аякс-пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-94161-828-6.
- Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
- Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
- Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
- Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года (неопр.). sport-history.ru. Дата обращения 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Архивировано 14 ноября 2017 года. Из истории спорта.
- Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (неопр.) (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Дата обращения 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
- Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (неопр.) (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Дата обращения 14 апреля 2017.
- Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)
ru.wikipedia.org
Парусный спорт на Олимпийских играх — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2017; проверки требуют 8 правок.Соревнования по парусному спорту на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр кроме Игр 1904 в Сент-Луисе. Соревнования проходят на нескольких типах яхт. Первоначально в соревнованиях участвовали одновременно и мужчины, и женщины в общем зачёте, однако с летних Олимпийских игр 1988 года в Сеуле начинается введение раздельного зачёта: это выражается как в введении в некоторых классах (например, «470») отдельного зачёта для мужчин и для женщин, так и в выделении классов (например, «Финн»), к участию в которых допускаются только мужчины или только женщины. Начиная с летних Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, не осталось ни одной дисциплины, в которой был бы общий зачёт для мужчин и женщин, однако в 2016 году в программу игр был введён класс «Накра 17», экипаж которого должен являться смешанным: одна женщина и один мужчина.
В настоящее время в парусном спорте разыгрываются 10 комплектов олимпийских наград: 5 у мужчин, 4 у женщин и 1 в смешанном зачёте.
- О — открытые соревнования
- М — мужские соревнования
- Ж — женские соревнования
- См — соревнования смешанных экипажей
Зачастую соревнования по парусному спорту на Олимпиадах проходят и проходили вдали от основного принимающего города, условиям выбора места были большие водные водоемы и устойчивые ветровые условия.
Статистика участия спортсменов по странам[править | править код]
ru.wikipedia.org
Парусный спорт — Википедия
Регата — один из видов соревнований по парусному спортуПа́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.
Характеристика парусного спорта
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Формат соревнований
Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.
Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.
Шахматы на воде
Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.
Поэтому парусный спорт часто называют «шахматами на воде».
Первые соревнования
Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.
Позже это уже превратилось в официальные соревнования.
Классификация спортивных яхт
Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.
Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.
Тем не менее яхты в каждом классе все равно могут отличаться друг от друга и по разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также — под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.
Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».
Соревнования по парусному спорту в мире
Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.
В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.
Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.
Всего в парусном спорте на Олимпийских Играх на 2017 год разыгрываются 10 комплектов наград.
Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически-сложном классе яхт Звёздный.
Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский, Иосиф Шомакер, Тимир Пинегин, Александр Чучелов, Валентин Манкин, Борис Будников, Виктор Потапов, Андрей Балашов, Георгий Шайдуко, Стефания Елфутина.
В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира. На Олимпийских Играх 2016 года Стефания Елфутина завоевала бронзовую медаль в классе Парусная доска RS-X в женском разряде.
Яхтинг
Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие — Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.
Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг, катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.
Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.
Яхтинг возможен на всех видах яхт: парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах.
По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:
- морской,
- океанский,
- озёрный[2] и
- речной.
Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами. В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский. Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами — или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах. Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе.
Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга — проведение досуга или туризм.
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
Боевые действия на буерах в СССР
В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 — 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М[3][4][5].
Из истории яхт-клубов
- В 1718 г. в С.-Петербурге был учреждён Невский флот, представлявший собой прообраз будущего яхт-клуба[6].
- В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию. С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
- Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
- В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
- В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке. Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки».
- 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
- В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
- В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) — старейший яхт-клуб Испании.
- В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики.
- Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году: с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
- Разработанная в 1911 году яхта «Звёздный» участвовала в Олимпиадах с 1932 по 2012 год.
- В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
- 28 июля 1991 года в Балтийском море впервые была проведена Ганзейская яхтенная регата (базируется на акваторию Ростока). Названа в честь средневековой торговой конфедерации Ганзы.
Выдающиеся яхтсмены
- В Англии яхтинг существует с 1 октября 1661 года. В гонках Гринвич-Грейвсэнд участвовали яхты «Catherin» и «Anne». Яхтенным спортом увлекался Карл II Стюарт.
- Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон.
- Первым датским яхтсменом стал Эггерт Бенсон (Eggert Benzon[7]), в 1854 г. вышедший в море на яхте «Казак»[8].
- В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4—3.
- 7 февраля 2005 года британская яхтсменка Эллен Мак-Артур установила новый мировой рекорд по одиночному скоростному плаванию вокруг света.
См. также
Примечания
Литература
- Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
- Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
- Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
- Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года. sport-history.ru. Проверено 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Из истории спорта.
- Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Проверено 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
- Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Проверено 14 апреля 2017.
- Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)
Ссылки
wikipedia.green
Парусный спорт: описание, виды, экипировка, соревнования
Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing) – олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.
Международная федерация парусного спорта (англ. International Sailing Federation, ISAF) — головная всемирная спортивная организация в области парусных соревнований. В неё входят более 100 национальных федераций (Всероссийская федерация парусного спорта).
История парусного спорта
История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний или плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.
Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.
1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.
В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.
До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.
Даты создания других старейших яхт-клубов:
1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;
1838 год – Гоночное общество в Гавре;
1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;
1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;
1858 год – Парижский парусный клуб;
1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).
С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:
- «Финн» (мужчины),
- «Лазер» (смешанные),
- «470» (швербот-двойка, мужчины и женщины),
- «Европа» (женщины),
- килевые яхты «Звёздный» (мужчины),
- «Инглинг» (женщины),
- парусная доска-одиночка — класс «Мистраль» (мужчины и женщины),
- катамаран-двойка — класс «Торнадо» (мужчины).
В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.
Виды парусного спорта
Парусные соревнования классифицируются:
- По району плавания:
- кругосветные;
- океанские;
- морские;
- локальные.
- По типам или классам яхт:
- монотипы;
- макси-яхты;
- яхты, соответствующие обмерной формуле;
- крейсерские килевые яхты и швертботы;
- однокорпусные;
- катамараны;
- тримараны.
- По профессиональному цензу:
- профессиональные;
- любительские;
- смешанные;
- по составу экипажа;
- одиночные;
- командные;
- возрастные;
- по половому признаку.
- По виду дистанции:
- этапные;
- рейсовые.
- По длине дистанции:
- короткие;
- длинные.
- По правилам проведения соревнований:
- матчевые;
- командные;
- с пересадкой;
- гандикапные;
- по приходу.
Правила парусного спорта
Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место – 3 очка, за 3 место – 5,7 очков, за 4 место – 8 очков, за 5 место – 10 очков, за 6 место – 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.
Экипировка для парусного спорта
Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.
- Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).
- Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
- Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
- Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).
Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)
Олимпийские игры – самые престижные соревнования по парусному спорту.
Кубок Америки (англ. America’s Cup) – старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.
Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) – командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.
Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) – одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.
Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) – кругосветная гонка одиночных яхт.
Регата The Tall Ships Races Baltic – одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.
2016-07-01Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Парусный спорт».
Парусный спорт
5 (100%) 1 голос[ов]Другие виды спорта
ru.sport-wiki.org
Парусный спорт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Регата — один из видов соревнований по парусному спортуПа́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.
Характеристика парусного спорта
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Формат соревнований
Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.
Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.
Шахматы на воде
Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.
Поэтому парусный спорт часто называют «шахматами на воде».
Первые соревнования
Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.
Позже это уже превратилось в официальные соревнования.
wiki2.red
Парусный спорт — Википедия. Что такое Парусный спорт
Регата — один из видов соревнований по парусному спортуПа́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.
Характеристика парусного спорта
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Формат соревнований
Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.
Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.
Шахматы на воде
Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.
Поэтому парусный спорт часто называют «шахматами на воде».
Первые соревнования
Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.
Позже это уже превратилось в официальные соревнования.
Классификация спортивных яхт
Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.
Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.
Тем не менее яхты в каждом классе все равно могут отличаться друг от друга и по разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также — под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.
Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».
Соревнования по парусному спорту в мире
Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.
В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.
Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.
Всего в парусном спорте на Олимпийских Играх на 2017 год разыгрываются 10 комплектов наград.
Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически-сложном классе яхт Звёздный.
Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский, Иосиф Шомакер, Тимир Пинегин, Александр Чучелов, Валентин Манкин, Борис Будников, Виктор Потапов, Андрей Балашов, Георгий Шайдуко, Стефания Елфутина.
В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира. На Олимпийских Играх 2016 года Стефания Елфутина завоевала бронзовую медаль в классе Парусная доска RS-X в женском разряде.
Яхтинг
Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие — Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.
Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг, катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.
Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.
Яхтинг возможен на всех видах яхт: парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах.
По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:
- морской,
- океанский,
- озёрный[2] и
- речной.
Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами. В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский. Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами — или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах. Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе.
Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга — проведение досуга или туризм.
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
Боевые действия на буерах в СССР
В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 — 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М[3][4][5].
Из истории яхт-клубов
- В 1718 г. в С.-Петербурге был учреждён Невский флот, представлявший собой прообраз будущего яхт-клуба[6].
- В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию. С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
- Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
- В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
- В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке. Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки».
- 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
- В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
- В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) — старейший яхт-клуб Испании.
- В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики.
- Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году: с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
- Разработанная в 1911 году яхта «Звёздный» участвовала в Олимпиадах с 1932 по 2012 год.
- В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
- 28 июля 1991 года в Балтийском море впервые была проведена Ганзейская яхтенная регата (базируется на акваторию Ростока). Названа в честь средневековой торговой конфедерации Ганзы.
Выдающиеся яхтсмены
- В Англии яхтинг существует с 1 октября 1661 года. В гонках Гринвич-Грейвсэнд участвовали яхты «Catherin» и «Anne». Яхтенным спортом увлекался Карл II Стюарт.
- Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон.
- Первым датским яхтсменом стал Эггерт Бенсон (Eggert Benzon[7]), в 1854 г. вышедший в море на яхте «Казак»[8].
- В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4—3.
- 7 февраля 2005 года британская яхтсменка Эллен Мак-Артур установила новый мировой рекорд по одиночному скоростному плаванию вокруг света.
См. также
Примечания
Литература
- Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
- Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
- Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
- Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года. sport-history.ru. Проверено 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Из истории спорта.
- Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Проверено 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
- Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Проверено 14 апреля 2017.
- Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)
Ссылки
wiki.sc
Парусный спорт Википедия
Регата — один из видов соревнований по парусному спортуПа́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.
Характеристика парусного спорта
Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.
Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.
Формат соревнований
Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.
Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.
Сложности гонки
Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.
Первые соревнования
Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.
Позже это уже превратилось в официальные соревнования.
Классификация спортивных яхт
Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.
Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.
Тем не менее, яхты в каждом классе могут отличаться друг от друга и по-разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также — под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.
Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».
Соревнования по парусному спорту в мире
Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.
В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.
Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.
Всего в парусном спорте на Олимпийских Играх на 2017 год разыгрываются 10 комплектов наград.
Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически сложном классе яхт Звёздный.
Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский, Иосиф Шомакер, Тимир Пинегин, Александр Чучелов, Валентин Манкин, Борис Будников, Виктор Потапов, Андрей Балашов, Тыну Тынисте, Лариса Москаленко, Георгий Шайдуко, Стефания Елфутина.
В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира.
Яхтинг
Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие — Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.
Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг, катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.
Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.
Яхтинг возможен на всех видах яхт: парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах.
По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:
- морской,
- океанский,
- озёрный[2] и
- речной.
Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами. В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский. Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами — или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах. Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе.
Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга — проведение досуга или туризм.
В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.
Боевые действия на буерах в СССР
В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 — 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М[3][4][5][6].
Из истории яхт-клубов
- В 1718 г. в С.-Петербурге был учреждён Невский флот, представлявший собой прообраз будущего яхт-клуба[7].
- В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию. С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
- Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
- В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
- В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке. Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки».
- 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
- В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
- В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) — старейший яхт-клуб Испании.
- В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики.
- Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году: с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
- Разработанная в 1911 году яхта «Звёздный» участвовала в Олимпиадах с 1932 по 2012 год.
- В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
- 28 июля 1991 года в Балтийском море впервые была проведена Ганзейская яхтенная регата (базируется на акваторию Ростока). Названа в честь средневековой торговой конфедерации Ганзы.
Выдающиеся яхтсмены
- В Англии яхтинг существует с 1 октября 1661 года. В гонках Гринвич-Грейвсэнд участвовали яхты «Catherin» и «Anne». Яхтенным спортом увлекался Карл II Стюарт.
- Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон.
- Первым датским яхтсменом стал Эггерт Бенсон (Eggert Benzon[8]), в 1854 г. вышедший в море на яхте «Казак»[9].
- В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4—3.
- 7 февраля 2005 года британская яхтсменка Эллен Мак-Артур установила новый мировой рекорд по одиночному скоростному плаванию вокруг света.
См. также
Примечания
Литература
- Борисов С. Ю. 300 лет (1718-2018). История парусного спорта России. — М.: Аякс-пресс, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-94161-828-6.
- Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
- Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
- Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
- Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года (неопр.). sport-history.ru. Дата обращения 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
- Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Архивировано 14 ноября 2017 года. Из истории спорта.
- Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (неопр.) (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Дата обращения 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
- Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
- Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
- Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (неопр.) (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Дата обращения 14 апреля 2017.
- Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)
Ссылки
wikiredia.ru