Гонки на мотоциклах по льду: Байк для мотогонок на льду – какой он?

Разное

Содержание

Байк для мотогонок на льду – какой он?

В предыдущей статье мы говорили о кольцевых мотогонках на льду, которые так часто называют Ice Racing, Ice Speedway. Зимой достаточное количество мотоциклистов испытывают судьбу, выезжая на лед рек или озер, чтобы представить себя героем на соленом озере Бонневилль, ставящем новый рекорд скорости. Спортсмены, выбирающие трассу в виде кольцевой обледеневшей дороги, обязаны иметь специальный мотоцикл, который за долгие годы мотоспорта приобрел регламентированный характер для участия в профессиональной гонке. Как показывает практика, решения о техническом состоянии мотоцикла приняты не просто так. Давайте рассмотрим, каким же должен быть мотоцикл для мотогонок на льду?

Какими были мотоциклы в начале?

О первопроходцах мы упоминали в предыдущей статье. Многие пилоты оказались мастерами по мотокроссу. Первые мотоциклы, которые приспосабливались к гонкам на льду пришли именно оттуда. Однако, их комплектация не шибко помогала в управляемых заносах, одних шипов оказалось явно недостаточно.

Так как наклон в повороте таких гонок крайне велик, то в наклоне под колено, мотоцикл царапался трубами об лед и не давал совершать маневр. У современных мотоциклов выхлопные трубы убираются на противоположную правую сторону (потому что все повороты должны быть левые).

Первые мотоциклы начинали со скромных объемов двигателя, но потом постепенно аппетиты росли и остановились на планке в 500 см³. Использовать больший объем просто нерационально. Трудно маневрировать, когда твоя скорость выше, чем шансы зайти в управляемый занос.

Важные отличия мотоциклов для мотогонок на льду:

Двигатель

Если мы все еще говорим о профессиональном подходе к мотогонкам на льду, то здесь лучше всего зарекомендовало себя решение, которое широко используется у производителя JAWA — 4х-тактный двигатель с 2мя клапанами. Двигатели высокой степени сжатия на мотоциклах выглядят неказисто, но это не главное. И да, вы верно поняли, что JAWA прочно занимает лидирующие позиции на этом рынке. Погодите, рано бежать в дедов сарай за «явой» «старушкой»/«чекушкой»!

Так получилось, что JAWA удачно заняла эту нишу, разрабатывая под заказ подобные мотоциклы. Были попытки и у других именитых концернов. Итальянцы, представители GM, приготовили свой двигатель. Даже под маркой KTM встречались разработки, но они не идут в большом массовом производстве для потребительского рынка. А у скромной JAWA мотоциклы для мотогонок на льду вполне ходовая позиция, хоть и под заказ. Поэтому многие производители уступили столь узкое направление знакомой с детства JAWA.

Практикой установлено, что мотоциклы с другим строением двигателя ведут себя на ледяной гоночной трассе в базовом сочетании необходимых условий из строения КПП, электрики, системы подачи топлива и выхлопа, совсем не так удачно, как неказистые внешне 4х тактные 2х клапанные.

КПП

Шуточки про «вкл» и «выкл» это сюда! На мотоциклах для профессиональных мотогонок на льду как правило всего 2 передачи. А большего вам и не надо, все равно в заносе катаетесь.

Рама

Когда смотришь на мотоцикл для мотогонок на льду, кажется, что он плоский. И не зря. Удлиненные и заниженные для устойчивости конструкции обладают сплюснутой трубой рамы. Строение, которое в народе частенько называют «сухарь», максимально приближенное к этому. Треугольник рамы не дает амортизации на заднее колесо, но зато позволяет легко перекидывать вес и управлять мотоциклом в повороте. Когда заднее колесо напрямую связано с рамой настолько, как это позволяет конструкция «сухаря», то при наклоне вы моментально наклоняете колесо, чувствуете его гораздо эффективнее.

Подвеска

Раз «сухарь» не подразумевает должной подвижности задней подвески, конструкторы прокачивают переднюю вилку. Она подвижнее и так же разрабатывается на езду в заносе на грани срыва колеса.

Размер и ширина колес

Колеса намного крупнее обычного размера. Делается это для дополнительной стабилизации. Во-первых, когда у вас большое колесо, оно легче проглатывает мелкие неровности дороги. А если вы ездите по льду реки или озера, они будут встречаться часто. Во-вторых, когда вы скользите в затяжном заносе, колесо практически лежит одной стороной на льду и чем больше шипов вас держат, тем надежнее ваш занос.

Колеса преимущественно спицованные! На литье на льду делать нечего совершенно. Спицованное колесо легче по весу, дает большую амортизацию и спицы проще заменить после падения!

Шипы

Все говорят о шипах, будто это самое главное. Важное, но не основное. Шипы так же регламентированы. Они должны быть не больше 28мм! Так как повороты на профессиональных треках только левые, то шипами покрывают левую сторону покрышки. Заднее колесо всегда имеет большее количество шипов, как передающее мощность. На правой стороне остаются символические шипы, которые по правилам безопасности требуются вне трека, чтобы доехать до старта.

Шипы на правой стороне могут быть добавлены при условии гонок на реках и озерах, когда трасса уходит от классического овала и включает дополнительные правые повороты.

Кстати, о пятне контакта речи даже не идет, потому что все сцепление мотоцикла — это исключительно шипы и вероятные касания пилота ногой, коленом.

Защита колеса

Мотоциклы для мотогонок на льду легко узнать по огромным крыльям колеса. Сначала все возмущаются, мол — зачем, это же лишний вес! А когда видят первые десять эпичных падений, как шипами кромсают экипировку, то вопрос отпадает сам собой. Мотогонки на льду крайне травмоопасны, поэтому колеса закрываются крыльями в первую очередь ради других пилотов. Многие оставляют сплошное крыло из пластика, но делают металлический каркас.

Объем бака

Как в мотокроссе бака должно хватать только на одну гонку. Лишнее горючее — лишний вес.

Электроника и дополнительные опции

Их практически нет. Все сведено к разумному минимуму. Все, без чего мы сможете ехать — в мусорку. Да, тормозов на мотоциклах тоже нет… вообще никаких! Скорость гасится в заносе, если пилот не рассчитал, то поворот не пройдет и вылетит с трассы или врежется в кого-либо. Вот он истинный драйв зимних мотогонок!

Даже аэродинамику не улучшают, лишний пластик не ставят, дабы не было видимых преимуществ в состоянии мотоцикла, кроме того что он есть и едет.

Вывод:

Настоящий мотоцикл для мотогонок на льду далек от простого «добавь шипов». Он не отличается сложностью электрики или мудреным двигателем, потому что его задача — стать инструментом в руках умелого пилота, но он все равно обладает рядом характеристик, чтобы соответствовать поставленной задаче.

Если у вас нет цели участвовать в профессиональных гонках на льду, то знания о мотоциклах спортсменов, могут помочь вам для собственных заездов на ледяных участках ради удовольствия.

Мотоспортивные дисциплины. Гонки на льду

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Международные соревнования на территории РФ

Дата Место Документы

Чемпионат мира

Дата Место Документы

Мотокросс Наций — Motocross of Nations

Дата Место Документы

Чемпионат мира — Личный

Дата Место Документы

Чемпионат мира — Командный

Дата Место Документы

Чемпионат Европы

Дата Место Документы

Чемпионат России

Дата Место Документы

Чемпионат России — Суперлига

Дата Место Документы
Данные о мероприятиях отсутствуют

Чемпионат России — Личный

Дата Место Документы

Чемпионат России — Высшая лига

Дата Место Документы
Данные о мероприятиях отсутствуют

Кубок России

Дата Место Документы

Кубок России среди женщин

Дата Место Документы

Первенство и Чемпионат России. Финалы

Дата Место Документы

Первенство России — Личное

Дата Место Документы

Первенство России — Командное

Дата Место Документы

Всероссийские соревнования

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Приволжского ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Северо — Западного ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Северо — Кавказского ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Дальневосточного ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Сибирского ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Южного ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Уральского ФО

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство Центрального ФО

Дата Место Документы

Традиционные соревнования субъектов РФ

Дата Место Документы

Кубок МФР

Дата Место Документы

Кубок МФР среди ветеранов

Дата Место Документы

Судейские семинары

Дата Место Документы

Speedway of Nations — Спидвей Наций

Дата Место Документы

Чемпионат УРОО «ФМС»

Дата Место Документы

Кубок Европы

Дата Место Документы

Спидвей. Командный Чемпионат Мира. «Speedway of Nations 2019»

Дата Место Документы

Первенство Европы

Дата Место Документы

Первенство Мира

Дата Место Документы

Кубок Сибири и Дальнего Востока

Дата Место Документы

Чемпионат и Первенство России — Суперкросс 2019

Дата Место Документы

Командный чемпионат России. Первая лига

Дата Место Документы

Командный Кубок России

Дата Место Документы

Кубок России среди пар

Дата Место Документы

Командное первенство России U-21

Дата Место Документы

Личное первенство России U-21

Дата Место Документы

Личное первенство России U-19

Дата Место Документы

Другие соревнования

Дата Место Документы

Молодёжный Чемпионат Мира

Дата Место Документы

Тренировочное мероприятие

Дата Место Документы

Питбайк. Кубок МФР 2018

Дата Место Документы

Мотобол. Чемпионат Европы. 6-12 авг.

Дата Место Документы

Спидвей. Командный Чемпионат Мира. «Speedway of Nations 2018»

Дата Место Документы

Спидвей. Чемпионат Европы — Командные соревнования. Юниоры до 21 года

Дата Место Документы

Спидвей. Первенство России — Юноши. Класс 80 см³

Дата Место Документы

Спидвей. Первенство России — Юноши. Класс 250 см³

Дата Место Документы

Спидвей. Первенство России — Юниоры до 19 лет

Дата Место Документы

Спидвей. Первенство России — Юниоры до 21 года

Дата Место Документы

Спидвей. Первенство России — Командные соревнования. Юниоры

Дата Место Документы

Спидвей. Кубок России — Командные соревнования и соревнования среди пар

Дата Место Документы

Спидвей. Чемпионат России — Личные соревнования

Дата Место Документы

Спидвей. Чемпионат России — Командные соревнования

Дата Место Документы

Международный семинар

Дата Место Документы

Первенство МФР

Дата Место Документы

Чемпионат МФР

Дата Место Документы

РЕГЛАМЕНТЫ ОФИЦИАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ 2021 года

Методическое руководство по работе спортивных судей и образцы судейской документации

история, правила гонок, модели мотоциклов

Гулкий звук двигателей, искрошенный лед, крепкий запах метанола в воздухе, овладевающий телом адреналин – это спидвей на льду, один из самых эффектных и впечатляющих видов автоспорта. Вместе с тем спидвей – одна из самых тяжелых и рискованных дисциплин. Спортсменов здесь прозвали гладиаторами. Эти гонщики – истинные храбрецы, настоящие мужчины, отчаянные парни «без тормозов». Тормоза на их мотоциклах и правда отсутствуют.

Каждый новый заезд сильно разрушает ледяной покров, и дорога становится всё более рискованной. Удерживать контроль над транспортным средством и не вылететь в ограждение трека очень сложно – на льду крайне важна сосредоточенность. Наказание за любую ошибку – падение и тяжёлая травма.Как и во всех механизированных видах спорта, здесь необходима всецелая самоорганизация и подготовленность техники. Кроме того, нужно обладать огромной тягой к чемпионству. Значительному большинству этот спорт не дается, и они сходят с дистанции, так и не достигнув поставленных целей. Здесь важна способность сдерживаться и мириться с неудачами, ведь не всё всегда проходит гладко.

Спидвей: что это за вид спорта?

Ледовый спидвей – это гонки на мотоциклах по покрытому льдом треку. Протяженность овальной ледовой трассы – 260-425 м. Обороты мотоцикла на поворотах доходят до 80 км/ч, а по прямой – 200 км/ч.

Отличие мотоцикла для гонок на льду от обычного гаревого заключается в наличии металлических шипов на протекторах. Весьма увлекательными в спидвее на льду являются виражи на поворотах. Похоже, что здесь не работают никакие физические законы, ведь мотогонщики в заездах почти ложатся на бок. Мощность двигателя составляет порядка 500 см³. На таком транспортном средстве не предусмотрен даже запускающий стартер.

Количество гонщиков в одном заезде – 4-6 человек. Согласно регламентам ледового спидвея, один заезд составляет четыре круга, что в совокупности набирает немногим менее двух километров. Повезло тем мотогонщикам, что участвуют первыми. Они гоняют по ровной укатанной дороге, но уже после нескольких заездов трасса становится похожа на вспаханную пашню. На обледенелой колее у спортсмена нет права допустить ошибку, поскольку малейшая погрешность угрожает утратой ведущего положения, вернуть которое из-за скоротечности гонки будет просто некогда.

Все виражи проходят в заносах, которые в отсутствие тормозов позволяют гонщикам снижать скорость. Одна из причин, по которой ледовый спидвей считают зрелищной дисциплиной – это частые падения. Потеряв контроль, спортсмены прямиком летят в ограждения и нередко получают тяжелые травмы.

Толщина обычного льда на катке достигает порядка десяти сантиметров, что приемлемо для коньков, но для проведения заездов по спидвею дополнительно доливают еще 30 см покрытия. Все это необходимо, потому как острые «когти» шин после заезда прорубают в нем серьезные выемки порядка пяти сантиметров глубиной.

Баллы на состязаниях зачисляются по итогам финальных гонок, которые довершают каждый день заездов. По общему количеству баллов за сезон выявляют призера. Такие правила – итог многолетнего становления мотогонок на льду, которые сегодня именуют спидвеем на льду.

Мотогонщики Советского Союза, а затем и РФ уже много лет не имеют равных себе на ледовом треке, оставляя за спиной даже очевидных пионеров этих гонок – финнов и шведов.

Правила гонок

Состязания организуются согласно правилам вида спорта «Мотоциклетный спорт», правилам Международной Мотоциклетной организации (FIM), техническим требованиям к мотоциклам FIM и МФР, медицинскому кодексу FIM, а также положениям и регламентам.

В целом правила похожи на обычные мотогонки. В одном заезде принимают участие четыре гонщика, командно или индивидуально, которые делают четыре круга по треку. Длина дистанции может быть различной – до 1700 м (425 м х 4 круга). Побеждает тот, кто первым достигает финиша. Второе и третье места распределяются соответственно.

К участию в состязаниях допускаются лица, прошедшие необходимую теоретическую и практическую подготовку, медицинский осмотр, имеющие заключение врача, а также страховку в соответствии с законодательством РФ. Для допуска к состязаниям мотоцикл должен пройти инспекцию у технического комиссара. Также проводят инспекцию защитного шлема, костюма и всей защитной экипировки.

В состязаниях в целом заявляют 18 человек (16 основных и двое запасных). В каждом заезде состязаний принимают участие 4 человека. На российских состязаниях – 5 серий заездов. Спортсмены встречаются друг с другом (каждый спортсмен встречается в состязании со всеми соперниками) согласно составленной таблице. Те, кто набирает наибольшее количество баллов, становятся призерами гонок. На этапах чемпионата мира первые 8 человек, кто по пяти заездам набрал большее количество очков, распределяются на два полуфинала. Победитель каждого полуфинала отправляется в финал, где и выясняется, кто станет сильнейшим.

Гоночный трек схож с треком для гаревых гонок, часто состязания организуются на одних и тех же трассах, только залитых льдом. Порой соревнования организуются на обледенелых озёрах. Спортсмены едут по треку против хода часовой стрелки. Размер трассы может достигать 425 метров. Линия старта (она же является финишной чертой) проводится по всей длине зоны старта на расстоянии 35 метров от начала первого виража. Зона старта оборудуется специальной машиной для старта, состоящей из двух вертикальных стоек и подъёмного механизма, управляемого пультом. Мотогонщик, который упал либо нарушил правила, к примеру, пересек синюю линию, определяющую внутренние границы трека, покидает заезд.

Запуск байка совершается сходу, ориентировочно с двух толкачей. За их счет байк разгоняется. Занимая свое сиденье, мотогонщик давит рычаг сцепления. Когда двигатель заработал, необходимо открыть ручку газа. В промежутках между заездами байк покрывают теплой накидкой.

Во время старта гонщик обязан корректно установить корпус – обе ноги стоят в упоре о землю, тело чуть подается вперед, чтоб исключить сильный подъем переднего колеса. Рукоятку газа спортсмен открывает через 6 метров от начала старта и не закрывает вплоть до следующего поворота. Делая поворот, гонщик должен избегать резкого закрытия и открытия рукоятки, чтобы не допустить потерю контроля над байком.

Ведение мотоцикла по прямым участкам не отличается от гаревых гонок. Они различны между собой поворотами. В момент поворота в ледовом спидвее мотогонщик должен ехать с предельной скоростью и наблюдать расположение конкурентов. При этом спортсмен сильно наклоняется надо льдом, а хорошее сцепление с трассой обеспечивается шипованными шинами. Предотвратить удары об лёд помогают резиновые наколенники. Правильный наклон мотоцикла и тела очень важны при выполнении поворота. Наклон должен производиться в сторону поворота для поддержки баланса. Одинаковый угол наклона тела и мотоцикла является самым распространённым способом. Когда спортсмен следует по прямой, то принимает обычную позу за рулем. В это время предоставляется возможность немного расслабить мышцы и подготовиться к следующему повороту.

Для мотогонок на льду заливают обычные стадионы. В РФ этим заниматься проще, поэтому спортсмены катаются на натуральном льду. За границей катаются на искусственном люду, то есть на том, где занимаются конькобежцы.С ноября обычно начинается ледовый сезон – сборы, тренировки. В начале декабря уже организуются первые состязания. Почти каждые выходные мотогонщику предстоят переезды на состязания из города в город либо в разные страны, вплоть до апреля. В «безледовый» сезон гладиаторы сохраняют свою физическую форму, принимая участие в мотокроссе либо езде по грунтовым трассам.Сегодня география спидвея достаточно широка, вот почему на ежегодной основе разыгрываются не только чемпионаты мира и Европы, но и отдельных стран. Самые престижные командные первенства проходят в Польше, Великобритании, Дании, Швеции и России. Среди стран, где развит ледовый спидвей, Россия считается самой сильной.

Особенности мотоциклов

Изначально транспортные средства для мотогонок на льду были почти кустарного производства. Гонщики сваривали рамы, на которые устанавливались шины с шипами на резьбе, а также щитки, покрывавшие колеса в качестве системы безопасности.

Позже любитель ледового спидвея, известный гонщик и тренер Владимир Карнеев создал раму с существенными доработками, благодаря которым байк получил повышенную устойчивость на льду. Внедренное В. Карнеевым новшество было настолько существенным, что до сих пор завод «Ява», основной поставщик мотоциклов для спидвея на льду, выпускает раму В. Карнеева без особых изменений.

Байк для состязаний обслуживается всеми членами команды, но производить какие-либо переделки конструкции с целью увеличения ресурсов мотоцикла не допустимо. В случае, когда вес байка превышает 110 кг, это может существенным образом повлиять на разгон, скорость и на факторы вхождения в повороты.

На байке имеется только две скорости, при этом первая нужна только на старте. Тормоза отсутствуют вовсе. Мотор работает на метаноле. Необходима установка жиклеров и звезд меньших размеров, что облегчает работу мотора. В бак такого байка вмещается 3,5 л горючего, которого достаточно для преодоления четырех километров.

У байков, участвующих в международных состязаниях, объем двигателя составляет 500 см³. Также в состязаниях применяют двигатели объемом 125, 250, 350 и 450 см³. Исторически в байках для гонок на льду использовались двигатели чешской компании «Ява», которые доминируют и по сей день.

Преобладающие особенности байков для спидвея на льду – более жесткая рама и длинная колесная база. Очень грозно смотрятся шипы на протекторах, которые впиваются в ледяной трек и удерживают спортсмена при заходе в поворот. В отличие от обычных гоночных в спидвее на байках нет аэродинамических обтекателей, необходимым условием является наличие переднего крыла и заднего капота над большей частью колеса.

Эти детали производятся из прочной пластмассы и надежно защищают от шипованных колес. Обычно больше всего шипов ставится с левой стороны колеса, поскольку байк двигается против хода стрелки часов, и его поворот приходится именно на эту сторону. В основном используется трехрядная шиповка – виражный, стартовый и вспомогательный ряд. На переднее колесо устанавливают порядка 120 шипов и 180 на заднее. Длина шипа –28 мм. Изготавливаются они из особо прочных сплавов и оснащены широким основанием для крепления к покрышке. Эти шипы – настоящее грозное оружие. При этом всякое падение, а это происходит почти во всех гонках, может обернуться для спортсмена серьезными травмами и даже летальным исходом.

Экипировка

На состязаниях должны соблюдаться все нормы безопасности и качественная экипировка – одна из них. Сегодня нетрудно поверить в то, что мотогонщик, облаченный в качественную профессиональную экипировку, падая с байка на огромной скорости, отделывается порой лишь легкими ушибами.

Современные комбинезоны для гонок на мотоцикле даже надеть непросто, и для этого требуется посторонняя помощь, а находиться в них в повседневной жизни практически невозможно из-за неудобства и жары. Но когда гонщик в такой защите усаживается на байк, всё становится на свои места – тело сразу обретает идеальное и удобное положение, а ледяные порывы ветра лишь освежают тело.

Подобные костюмы изготавливаются из натуральной кожи и снабжаются специальными зонами поглощения, а также ребрами жесткости. Не так давно было использовано еще одно новаторское решение – размещение подушек безопасности под защитными костюмами. А ведь еще совсем недавно гонщик был защищен только лишь пластиковым мотоциклетным шлемом.

Под комбинезон обязательно надевается защита для спины и области груди. Также существуют специальные мотоботы, причём левый ботинок оборудуется карбоновой защитой, в которой нога должна сгибаться, поскольку нога служит третьей точкой опоры. Кроме того, ею можно контролировать мотоцикл.Поверх внутреннего наколенника надевается наружный. Благодаря ему нога скользит по льду и не повреждается. Дополнительную защиту также придают налокотники, подшлемник, жилет для торса и мотоперчатки. Шлем с очками меняются после каждого круга.

Какое состязание самое значимое в ледовом спидвее?

FIM Ice Speedway Gladiators (Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду) – это состязание выдающихся спортсменов мира, проводимое на ежегодной основе с 1966 года.

Турнир делится на пять финалов, проводимых на треках разных городов. Каждый финал состоит из двух этапов, проходящих как отдельные гонки. В целом формат Чемпионата мира таков: проводится пять серий по 4 заезда по принципу «каждый с каждым». По наибольшему количеству набранных очков определяются восемь спортсменов, попадающих впоследствии в два полуфинала.

Победитель каждого полуфинала выходит в финал чемпионата. Призер определяется по итогам финального заезда. К баллам, набранным в основной части, добавляются очки по результатам заездов «play off». Спортсмен, получивший наибольшее количество баллов по итогам всех финалов, становится чемпионом мира.

В 1966 – 1993 гг. чемпионат включал отборочные турниры и финал, который проводился в один или в два дня. Поначалу в чемпионате в финале применялась система зачётных очков (квалифицировались первые шесть мест, за которые присуждали от 1 до 8 очков), а в 1967 – 1993 гг. принимались во внимание только набранные в заездах баллы.

В 1994-ом г. была внедрена система Гран-при, то есть сохранялась структура квалификационных этапов, но были внесены изменения в финальный отрезок: в выбранных городах организовывался один финал и каждый из финалов проводился в два дня. Занятое спортсменом в каждый из дней место определяло количество его зачётных баллов. Подытоженные в конце сезона баллы выявляли призёра.

C 2012 года принципы Гран-при сохранились, но принимались во внимание исключительно заездные баллы, а также, идентичная гаревому Гран-при система двух полуфиналов для восьмёрки лучших гонщиков и финала. Разница лишь в том, что полученные в финале очки не удваивались.

Насколько опасно заниматься спидвеем?

Спидвеей – это поистине мужская спортивная дисциплина. Травмы здесь неизбежны – это действительно опасный вид спорта. Гонщик может потерять управление в результате столкновения с соперником либо в результате слишком резкого захода в поворот и неверно выбранной скорости. Так спортсмен может легко вылететь в ограду. Очень большой риск представляет множество шипов на протекторах, серьезными последствиями может обернуться контакт с ними при падении.

Кроме того, после нескольких заездов трек становится еще более опасным для гонщиков, поскольку он сильно разрушается многочисленными шипами. Конечно, качественная экипировка защищает спортсменов при падениях, но не является страховкой от серьезных травм в целом, например, переломов, сильных ушибов или рваных ран.Однако безопасность в мотоспорте не стоит на месте, и со сравнительно недавнего времени стало обязательным использование надувных бортов и отбойников.

Где самые сильные мотогонщики?

Представители РФ – неоспоримо ведущие в этой дисциплине. В России мотоспорт получает государственную поддержку. В бюджетах многих регионов имеются статьи на содействие соответствующим клубам и школам. В Свердловской области и в Тольятти имеются специальные детско-юношеские школы, где занимаются совсем юные мотогонщики. С пятилетнего возраста они ездят на специальных небольших байках. Здесь они получают первоначальные навыки, затем выбирают один из видов мотоспорта себе по душе.

Многие клубы – бюджетные организации. Клуб обеспечивает гонщика мотоциклом, механиком и заработной платой, оплачивает командировки на состязания. Кроме того, на выделяемые средства закупаются запчасти и все необходимое.

Как таковые тренировки не проводятся. Сборы начинаются в конце ноября, когда проводится предсезонная десятидневная подготовка. Затем начинаются состязания, которые организовываются обычно по выходным дням, а между гонками проходят переезды спортсменов в разные города.

За рубежом клубы отсутствуют, и спортсмены тренируются сами по себе. Они сами приобретают запасные части и собирают мотобайки у себя в автогаражах. Это причина того, что мотоспортом за границей занимается не так много людей, от того и ниже конкуренция.

Чемпионат России – определенно сильнейшие мотогонки в мире. Попасть в пятерку сильнейших на чемпионате России тяжелее, чем оказаться в пятерке сильнейших на Чемпионате мира. И если в Европе гонки организуются раз в год, то в РФ они организуются постоянно. Кроме того, зимние холода наступают здесь раньше, и гонщики из разных стран прибывают сюда на сборы, для участия в состязаниях и, конечно, в целях заимствования опыта российских пилотов.

История ледового спидвея

Наверняка сегодня уже никто не сможет точно назвать человека, решившегося первым не только встать на лёд на мотоцикле, но и пронестись на нем по скользкому покрову на огромной скорости.

Считается, что общераспространенность различных спортивных дисциплин складывается согласно климатическим условиям ареала их распространения. Вот почему основоположниками гонок на льду признаны северные регионы – Швеция и Финляндия, которые значительную часть года занесены снегом. А обитатели этих северных широт еще на заре автомобильного века тренировались в езде на оледенелых трассах и даже проводили состязания. В ту пору ездили кто как мог, единых правил еще не было, поэтому вплоть до середины 30-х гг. мотогонки на льду расценивались больше как нечто экстраординарное и считались развлечением для спортсменов классического спидвея.

Новая дисциплина мотоциклетного спорта достигла СССР к середине тридцатых годов. О заездах скандинавов на мотоциклах по ледяным дорогам поведал своим друзьям-гонщикам известный конькобежец Константин Кудрявцев. Идея была подхвачена, и первый раз скоростной заезд на льду продемонстрировал Сергей Бучин. Произошло это событие в январе 1939 г. на залитой льдом беговой трассе стадиона «Динамо» в перерыве матчей по другим дисциплинам. Тогда об эксперименте С. Бучина написала газета «Красный спорт», осветившая его заезд, скоростные повороты «почти лежа на боку» и мотоциклетные шины с короткими шипами.

Оснастка была создана мотогонщиком-рекордсменом СССР Николаем Закревским. Он опубликовал схемы шипов и рекомендации по их изготовлению. Шипы имели вид скобы с изогнутым основанием и выдвигались над протектором на 8 – 12 мм. На переднее колесо Н. Закревский рекомендовал устанавливать 120 скоб в четыре ряда, на заднее – 150. Через год после выхода публикации, в марте, прошло первое состязание по спидвею на льду, приуроченное к XVIII-му съезду ВКПБ и имевшее место на территории ипподрома г. Москвы. По окончании ВОВ мотогонки на льду продолжили свое развитие, и для состязаний больше стали приспосабливать укороченные трассы. Так, мотогонки могли организовывать на заледеневшем озере одного из городских парков.

В 1950 г. были организованы состязания в честь дня Советской Армии, на которых вместе с шипами С. Закревского стали применять и шипы в форме конусов, напоминающие нынешние. Дальность одного заезда увеличили до 16 км, а мотоциклы разбили на 6 классов. Уже в 60-ом году в программу национальных чемпионатов вошел класс 500 см³. Состязания стали проводить во всех городах от Таллина до Владивостока с участием сотен мотогонщиков. В этот период ледовый спидвей был включен в состав дисциплин, курируемых Международной федерацией мотоспорта. По нему стали проводиться чемпионаты мира. Тем не менее в 1961 г. никаких международных состязаний на льду в СССР не проводилось по причине отсутствия официальных международных правил.

В 1962 году стараниями FIM были подготовлены и приняты международные регламенты мотогонок на льду, а в 1963 году был учрежден официальный чемпионат – Кубок FIM, год спустя переименованный по предложению Федерации мотоциклетного спорта СССР в чемпионат Европы.

При всем том, что в состязаниях уже много лет участвуют мотогонщики из различных стран мира, бесспорный приоритет остается за представителями из СССР, а ныне СНГ и РФ. За весь период существования гонок лишь 11 раз победителями становились мотогонщики из других стран.

Сегодня в РФ можно выделить несколько центров развития ледовых гонок. В них неутомимо трудятся мотоклубы и готовятся будущие чемпионы мира. Самые сильные из них – Республика Башкортостан, города Саранск и Тольятти. Есть свои мотоклубы в Приморском крае и Благовещенске, но активному участию в крупных состязаниях здесь мешает их географическая удаленность.

Спидвей на льду – очень красочная и сугубо мужская дисциплина, вмещающая ледовый крап, сражение колесо в колесо, невероятные виражи. Кому-то нравится скорость и адреналин, кому-то – дух соперничества (здесь он проявляется как нигде).

Ледовый спидвей – невероятное по зрелищности действо, с завидным постоянством собирающее стадионы в самые морозные дни. Овал трека, покрытый плотным слоем льда, четыре незабываемых круга и напряжение до самого последнего заезда – вот неизменные составляющие мототриала. Этот опасный вид спорта предназначен для настоящих мужчин. Шрамы – не для девушек, а в ледовом спидвее они неизбежны. В остальном всё зависит от характера, выдержки и желания.

Мотогонки на льду — новости и результаты

Мотогонки на льду

После окончания гаревого сезона, в России скоро стартует сезон 2022 года по мотогонкам на льду. Представляем календарь на новый сезон.

28 октябрь, 2021

Мотогонки на льду

Выиграв заключительный этап Кубка России по мотогонкам на льду в Югорске, Даниил Иванов из Тольятти стал обладателем этого трофея.

14 март, 2021

Мотогонки на льду

Даниил Иванов набрав комплект очков в Югорске выиграл седьмой этап Кубка России по мотогонкам на льду.

13 март, 2021

Мотогонки на льду

Очередной убедительной победой Никиты Богданова завершился шестой этап Кубка России по мотогонкам на льду в Вятских Полянах.

28 февраль, 2021

Мотогонки на льду

27 февраля в Вятских Полянах прошел пятый этап Кубка России по мотогонкам на льду 2021 года. Победителем этапа стал уфимский гонщик Никита Богданов.

27 февраль, 2021

Мотогонки на льду

22 февраля в Вятских Полянах прошел заключительный этап Командного Чемпионата России по мотогонкам на льду в Высшей Лиге. Победителями этапа стали гонщики Каменска-Уральского.

23 февраль, 2021

Мотогонки на льду

21 февраля в Вятских-Полянах прошел третий этап командного чемпионата России по мотогонкам на льду в Высшей Лиге. Одержав третью победу подряд гонщики из Шадринска стали победителями лиги.

21 февраль, 2021

Мотогонки на льду

Заключительный этап Командного Чемпионата России по мотогонкам на льду в Суперлиги, который прошел в Тольятти 21 февраля, выиграли хозяева трека.

21 февраль, 2021

Мотогонки на льду

Очередной победой уфимских гонщиков завершился пятый этап Командного Чемпионата России по мотогонкам на льду в Суперлиге, который прошел 20 февраля в Тольятти.

20 февраль, 2021

Мотогонки на льду

Не в марте, а уже в декабре состоится финал Личного Чемпионата Европы по мотогонкам на льду. Мероприятие снова будет принимать арена «Айсберг» в Томашуве Мазовецком.

20 февраль, 2021

Мотогонки на льду

Лишь в дополнительном заезде решилась судьба золотой медали Личного Чемпионата Мира по мотогонкам на льду 2021 года. Первую золотую медаль в карьере завоевал представитель Уфы – Динар Валеев.

14 февраль, 2021

Мотогонки на льду

В Шадринске завершился Командный Кубок России среди юниоров по мотогонкам на льду. Победу по сумме двух дней одержали спортсмены клуба «Башкортостан» Уфа.

14 февраль, 2021


Мотогонки на льду – это разновидность трековых гонок, только гонки проходят на льду и на мотоциклах стоят шипы на колесах. Гоночная трасса для мотогонок на льду аналогична трассе для гаревых мотогонок, часто соревнования проходят на тех же самых треках, только покрытых льдом. Гонщики, как и в классическом спидвее, едут против часовой стрелки по треку, длина которого составляет от 260 до 425 метров. Правила гонок аналогичны соревнованиям в спидвее.

Мотогонки на льду в Уфе — ТРИ шурупа

О таких странных соревнованиях я уже слышал. Мотогонки на льду. Хм…
Кроме того, даже познакомился однажды с чемпионом Николаем Красниковым, но вживую увидел соревнования лишь недавно.
Заезд организовала команда «Ночные Волки».
Как оказалось, у нас много знакомых общих.
Немного о том, что это, как выглядит, видеоролик с соревнований — в этом посте.

Поскольку я не эксперт, то основную инфу продублирую из группы вконтакта и Википедии

Но сперва посмотрите ролик, а потом углубитесь в инфу.

Самое главное на подобном событии — зрители. Без них все шоу не имеет значения.
Добродушные они, на морозе стояли и болели за спорт. Я за час съемок замерз, что долго отогревался еще. А они там провели полдня.

Так выглядит место соревнований с высоты. Стадион «Cтроитель». Людей собралось, кажется, не много. Но в тот день было вовсе не тепло.

В  одном заезде участвует 4 гонщика. Опоздать на старт на полминуты — значит слить себя с соревнований. Один из учатсников надел шлем без забрала, судья сказал ехать за ним, но тот опоздал на чуть-чуть и его не допустили. Заезд за оградительную линию — снятие с участие. Правила или судья в тот день были жесткими.

Болельщики подбадривали как могли.

Немного цитирую
«Гонки на льду — соревнования гонщиков на ледяном треке на специально подготовленных мотоциклах и резине с шипами. В каждом заезде стартуют по четыре спортсмена. Победитель получает три очка, гонщик, приехавший вторым — два, третий спортсмен — одно очко, четвертый очков не получает. Победитель определяется по наибольшей сумме очков, набранных за все заезды. В случае равенства очков за призовые места проводится дополнительный заезд.»

«С 1924 года в разных странах пытались приспособить мотоцикл для скоростной езды по льду. В Норвегии, Финляндии и Швеции начали проводить отдельные небольшие соревнования. Затем между спортсменами этих стран были организованы первые международные встречи. Сначала использовали мотоциклы, предназначенные для гонок по гаревой дорожке. Затем были созданы специальные конструкции мотоциклов, более устойчивые на скользком треке.»

«В Советском Союзе первым конструктором стальных проволочных шипов, которые устанавливались на шины колес мотоциклов, был инженер и спортсмен Николай Иванович Закревский. В марте 1938 года в Москве на стадионе «Динамо» в перерыве между таймами хоккейного матча мастер спорта по мотоспорту Сергей Бучин впервые продемонстрировал скоростную езду с шипами на колесах мотоцикла по льду. Зрителям это необычное зрелище пришлось по душе. Первые официальные соревнования в нашей стране были проведены 13 марта 1939 года на ледяной дорожке Московского ипподрома. «

«1964, опять же по инициативе советской стороны, был проведен первый официальный Чемпионат Европы, в котором участвовали семь стран. Победителем стал гонщик из Уфы Габдрахман Кадыров. В 1966 году состоялся первый официальный Чемпионат мира. На старт вышли двенадцать команд. Золотую медаль завоевал Габдрахман Кадыров, серебряную — москвич Виктор Кузнцов. С 1966 года наши спортсмены занимают лидирующие позиции в мотогонках на льду. Наши гонщики становились многократными чемпионами Европы и Мира в личных и командных зачетах. По шесть чемпионских титулов завоевали Габдрахман Кадыров и Николай Красников из Уфы, четыре — московский армеец Сергей Тарабанько, по три титула имеют москвичи Александр Балашов, Кирилл Дрогалин.»

Из википедии
«Современные шипы изготовлены из твёрдых сплавов, снабжены развитой шляпкой. В соответствии с техническим регламентом шипы не должны выступать больше чем на 28 мм над поверхностью шины. Особенностью шиповки колёс является то, что шипы располагаются на левой стороне колеса, так как движение осуществляется по треку против часовой стрелки, на правой стороне колеса находится 13-15 шипов для подстраховки при движении до и после старта. Во время заездов при входе в поворот и максимальном наклоне мотоцикла гонщик рискует войти в контакт с мотоциклом соперника. Шипы чрезвычайно острые, и любой контакт с ними опасен для гонщиков. В истории мотогонок на льду были случаи гибели гонщиков. Обычно на переднем колесе располагается примерно 120 шипов, на заднем от 180 до 200 шипов.»

Фотка из википедии .
Это вообще не круто.

Заметно, что участники не следуют друг за другом, дабы не повторить ситуации, что на предыдущей фотографии.
Дополнительный комментарий дал pavel_ladikov: «после каждого заезда в поворотах от шипованных колес остаются борозды глубиной с ладонь — и главной задачей гонщиков становится не попасть в борозду в повороте. Иначе неминуемо выбросит и гонщика, и мотоцикл».

Комнада «Ночные Волки».

Я тут стою справа второй с белой точкой — это пульт. А первый — это видеооператор с телеканала.

Участники заезжают на старт.

Когда все выстроятся в ряд прямо у ворот, тогда по команде поднимается трос и с места разгоняются до 120 кмчас!
Моя летающая камера летает всего 36 кмчас. Я за ними не угнался.

Интересно было бы еще увидеть подготовку к соревнованиям, взять интрвью у гонщиков, увидеть вблизи мотики и самому прокатиться по льду.

UPDATE!
Как раньше было:
Дал фотки moskovsk_bambuk

А какие имена… Габдрахман КАДЫРОВ был кумиром!

Я тогда был еще мелким