Воздушный шар википедия – Воздухоплавание — Википедия

Разное

Воздухоплавание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Видеоурок: воздухоплавание

Воздухопла́вание (аэрона́втика — от греч. аэр — воздух и наута (греч. ναυτα — плавающий, мореплаватель)) — вертикальное и горизонтальное перемещение в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации, использующей летательные аппараты тяжелее воздуха)[2].

До начала 1920-х годов термин «воздухоплавание» использовался для обозначения передвижения по воздуху вообще.[2]

Воздухоплаватель (аэронавт, аэростьер[3]) — человек, который летает на аэростатах, занимается воздухоплаванием, поднимается в небо на воздушных шарах.

21 ноября 1783 года в Париже Пилатр де Розье, французский физик и химик, один из пионеров авиации, вместе с маркизом д’Арландом впервые в истории поднялись в небо на монгольфьере — аэростате, наполненном горячим воздухом. Они пробыли в воздухе почти 25 минут при этом пролетев 9,9 км и поднявшись на высоту около 1 км. Шар по имени «AD ASTRA» (от лат. «К звёздам») объёмом 2055 м³ был сконструирован братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье.

7 октября 1811 года Уиндхэм Сэдлер поставил первый рекорд скорости на воздушном шаре, пролетев от Бирмингема до Хэкингхэма (расстояние между городами составляет 180 км) со средней скоростью 13,5 км/ч[источник не указан 37 дней].

Рекорд скорости (27,45 км/ч) для тепловых дирижаблей (безгелиевых) был установлен Валерием Шкуленко в марте 2006 года на дирижабле «Зяблик».[4]

4 мая 1961 года Виктор Пратер и Малкольм Росс поставили рекорд высоты на пилотируемом аэростате, поднявшись на 34 668 м

[5].

6 июня 1988 года Пер Линдстранд поднялся на тепловом аэростате на высоту 19 811 м (штат Техас, США)[6].

В августе 2006 года Станислав Фёдоров установил рекорд высоты для тепловых дирижаблей, поднявшись на дирижабле «Полярный гусь» на высоту более 8000 метров[7][8].

В октябре 2012 года Феликс Баумгартнер установил сразу 2 рекорда: поднялся на высоту 39 километров на стратостате и в свободном падении превысил скорость звука[9]

Германские воздухоплаватели ПМВ в люльке, спущенной с цеппелина. 1915
  • Андре, Соломон Август совместно с Кнутом Френкелем и Нильсом Стриндбергом впервые в истории совершил неудавшуюся попытку достичь Северного полюса по воздуху (лето 1897 года). Для этого он использовал воздушный шар («Орёл»), направление и скорость движения которого контролировались гайдропами. Погиб со спутниками после вынужденной посадки, отравившись мясом белого медведя.
  • Братья Монгольфье
  • Бланшар, Жан-Пьер Франсуа
  • Бланшар, Мэри Мадлен-Софи
  • Цеппелин, Фердинанд фон
  • Кованько, Александр Матвеевич
  • Амундсен, Руаль, Нобиле, Умберто и все члены экипажа дирижабля»Norge»
  • Мальмгрен, Финн
  • Бегоунек, Франтишек
  • Пикар, Огюст
  • Розье, Пилатр де
  • Сантос-Дюмон, Альберто
  • Эккенер, Хуго
  • Гагарина, Прасковья Юрьевна
  • Захаров, Яков Дмитриевич
  • Менделеев, Дмитрий Иванович
  • Попов, Николай Евграфович
  • Ягн, Николай Александрович
  • Фрейденберг, Михаил Филиппович
  • Ульянин, Сергей Алексеевич
  • Фоссетт, Стив
  • Загайнов, Виктор Александрович
  • Древницкий, Юзеф Маврикиевич
  • Древницкий, Станислав Маврикиевич
  • Опарин, Геннадий Иванович
  • Прокофьев, Георгий Алексеевич
  • Федосеенко, Павел Федорович
  • Васенко, Андрей Богданович
  • Усыскин, Илья Давыдович
  • Конюхов, Фёдор Филиппович
  • Тиссандье, Гастон со спутниками, поднявшись на воздушном шаре до высоты 8600 м, впервые в истории аэронавтики достиг «зоны смерти» (8 км и выше, см. Высотная болезнь), на которой невозможна жизнь человека без дополнительного кислорода во вдыхаемом воздухе; возможен лишь кратковременный подъём и то после предварительной акклиматизации. Тиссандье остался в живых, его спутники Теодор Сивель
    [fr]
    и Жозеф Кроче-Спинелли[fr] погибли[10].
  • Уолтерс, Ларри свершил полёт на шарах для метеозондов, привязав их к садовому креслу. Лауреат Премии Дарвина.
  • Воздухоплавание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Н. П. Полозов и М. А. Сорокин. Воздухоплавание. —
    М.
    : Воениздат НКО СССР, 1940. — 376 с.
  • Аэронавтика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • К. Е. Вейгелин. Очерки по истории лётного дела. — Киев: Оборонпромгиз, 1940. — 458 с. — 15 000 экз.
  • Антони Смит. Две горсти песка. — М.: Армада-пресс, 2002. — 480 с. — (Зелёная серия). — 7000 экз. — ISBN 5-309-00396-7.
  • П. П. Полосухин. Записки спортсмена-воздухоплавателя и парашютиста. — М.: Физкультура и спорт, 1958.
  • Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г.. — М.: Оборонгиз, 1956. — 952 с. — 1750 экз.
  • John Wise. A System of Aeronautics. — Philadelphia: J.A. Speel, 1850.
  • Л. В. Беловинский. Воздухоплавание // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 98—99. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

ru.wikipedia.org

Аэростат — Википедия

Воздушные шары и дирижабли:
1 — аэростат Монгольфье;
2 — аэростат Шарля;
3 — аэростат Бланшара;
4 — аэростат Жиффара;
5 — свободный аэростат Жиффара;
6 — аэростат Дюпюи де Лом;
7 — аэростат Генлейна;
8 — аэростат Ренара и Кребса.[1]. Современный монгольфьер.

Аэроста́т (от греческого аэр — воздух, стато — стоять) — летательный аппарат легче воздуха, принцип действия которого основан на законе Архимеда[2].

Для создания подъёмной силы используется заключённый в оболочке газ (или нагретый воздух) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха[3].

Различают аэростаты:

По природе газа, используемого для наполнения оболочки:

По типу наполнения аэростаты делятся на:

Для наполнения шарльеров применялись и применяются водород и (реже) светильный газ; но эти газы горючи, а их смеси с воздухом взрывоопасны, что требует дополнительных мер предосторожности. Данного недостатка лишён инертный гелий, который также используется в шарльерах; однако гелий достаточно дорог, что препятствует его повсеместному применению в воздухоплавании.

Монгольфьеры наполняют нагретым воздухом.

По способу перемещения относительно земли:
  • свободноплавающие;
  • привязные;
  • управляемые;
Установка аэростата воздушного заграждения в Москве, 1942 год.

Аэростаты впервые позволили человеку подняться в воздух (Монгольфьер, 1783). В 1862 году воздухоплаватели на аэростате «Mammoth» достигли высоты 9000 метров и столкнулись с проблемой кислородного голодания[4]. В 1931 году Огюст Пикар вывел свой аэростат FNRS-1 в стратосферу на высоту в 15 км.

В конце 1920-х годов немецкий физик Плаусон (англ. Hermann Plauson) с успехом применил привязные аэростаты в качестве приемников атмосферного электричества. С одиночного аэростата в ясную погоду удавалось снять до 3,5 киловатт электрической мощности при напряжении около 120 киловольт. Позже с этим эффектом столкнулись при использовании тросов аэростатов заграждения в качестве антенн дальней радиосвязи. Эта технология может применяться для автономного энергоснабжения. Выход энергии может быть повышен с помощью дугового разрядника, подвешенного на тросе под аэростатом для ионизации атмосферы.

30 января 1930 года советский учёный П. А. Молчанов запустил первый в мире метеорологический радиозонд. 1 апреля 1935 года С. Н. Вернов провёл измерения космических лучей на высоте до 13,6 км с помощью пары счётчиков Гейгера.

Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолёты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

Кроме использования в системе ПВО привязные аэростаты применялись для наблюдения за полем боя, корректировки артиллерийского огня и разведки. Также — запуск автоматических аэростатов с зажигательными бомбами и со стальными тросами (для замыкания линий электропередач)[5], разбрасывание пропагандистских листовок.

Одна из основных областей применения — подъём на необходимую высоту систем видеонаблюдения, связи, получения метеоданных.

Два аэростата летали в атмосфере Венеры. В июне 1985 года с советских автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», пролетавших в окрестностях планеты, было «сброшено» по посадочному модулю и по атмосферному зонду. Аэростатные зонды произвели снижение на парашютах и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере планеты на высоте 53-55 км, проводя измерения метеорологических параметров. Продолжительность работы обоих зондов составила более 46 часов.

Автоматический дрейфующий аэростат[править | править код]

Во время холодной войны автоматические дрейфующие аэростаты (АДА) широко использовались странами запада для ведения разведки над территорией СССР. Программа использования АДА носила название «Моби Дик». Аппараты были малозаметны, автономны, относительно дёшевы, и летали на больших труднодоступных в то время высотах — свыше 20 километров. Это делало обнаружение АДА трудным, а уничтожение неадекватно дорогим — ракета стоила дороже самого аэростата. Поэтому для борьбы с АДА были разработаны специальные высотные самолеты М-17.[6]

Программа АДА была свернута в 1962 году[7].

27 мая 1931 года Огюст Пиккар и Паул Кипфер первыми сумели достичь стратосферы на воздушном шаре.

31 августа 1933 года Александр Даля, находясь на борту открытого воздушного шара, сделал первый снимок, на котором видна округлость Земли.

30 сентября 1933 стратостат СССР-1 совершил рекордный подъём на высоту 19 км с экипажем в составе: Бирнбаум Э. К., Годунов К. Д., Прокофьев Г. А.

30 января 1934 года рекорд высоты в 22 000 м был взят на советском стратосферном аэростате «Осоавиахим-1». Данный рекорд был омрачён печальным событием: во время спуска погибли аэронавты П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин[8]. Гелиевый аэростат англ. Explorer II, пилотируемый офицерами Авиационного корпуса Сухопутных войск США (капитаном Оврилом А. Андерсеном, майором Уильямом Кепнером и капитаном Альбертом У. Стивенсом), достиг новой рекордной высоты в 22 066 м 11 ноября 1935 г.

Текущий рекорд высоты для многоместного пилотируемого аэростата был установлен 4 мая 1961 года: Малькольм Росс (англ. Malcolm Ross) и Виктор Пратер (англ. Victor Prather) на шаре Stratolab V[en] стартовали с палубы корабля англ. USS Antietam в Мексиканском заливе и поднялись на высоту 34 668 м.

Текущий рекорд установил 24 октября 2014 года Алан Юстас, поднявшись на высоту около 41 421 метра в скафандре, прикреплённом к воздушному шару над американским штатом Нью-Мексико.

1 марта 1999 года Бертран Пиккар и Брайан Джонс отправились на аэростате Breitling Orbiter 3[en] из швейцарской деревни Шато-д’О (фр. Château-d’Œx) в первый беспосадочный кругосветный полёт. Они приземлились в Египте после 40 814 километров полёта спустя 19 дней, 21 час и 55 минут (средняя скорость 85,4 км/ч).

Рекорд высоты для беспилотного шара составляет 53,0 км; шар был запущен JAXA 25 мая 2002 года из префектуры Иватэ, Япония. Это самая большая высота, когда-либо достигнутая воздухоплавательным аппаратом: только ракеты, ракетные самолёты и артиллерийские снаряды могут летать выше.

ru.wikipedia.org

Воздушный шар — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Воздушный шар в полёте Стилизованный воздушный шар

Возду́шный шар — летательный аппарат (аэростат), в котором для полёта используется газ, который легче воздуха. Состоит из заполненной газом оболочки и прикреплённой к ней корзины или прицепной кабины. В отличие от дирижаблей, воздушные шары не имеют двигателей для самостоятельного горизонтального движения в воздухе. В зависимости от наполнения, различают монгольфьеры (шары, наполненные нагретым воздухом), шарльеры (наполнены лёгким газом — как правило, водородом или гелием) и розьеры (воздушные суда, использующие одновременно газ и воздух, размещённые в отдельных оболочках).

Первыми воздушный шар в 1783 году изготовили братья Монгольфье. Созданный ими шар наполнялся горячим воздухом, благодаря которому поднимался вверх. Кроме того, в воздухоплавательной практике применяют следующие газы: водород, водяной газ, светильный газ, аммиак[1] и гретый воздух.

Современные воздушные шары, используемые для демонстрационных и спортивных полётов, также как и шар братьев Монгольфье, в основном наполняются нагретым воздухом. С помощью пропановой горелки воздух нагревается, и, поскольку разреженный горячий воздух легче холодного, шар взлетает. В случае набора слишком большой высоты пилот дёргает за специальный шнур, соединённый с клапаном в оболочке воздушного шара — часть горячего воздуха выходит наружу, и воздушный шар опускается (снижается).

Недостатки

Основными недостатками воздушного шара являются:

  • отсутствие элементов управления — воздушным шаром невозможно управлять, так как он летит в том направлении, куда его направят воздушные потоки;
  • невозможность перевозить крупногабаритные и тяжёлые грузы (это, в первую очередь, относится к монгольфьерам).

Воздушный шар в культуре и искусстве

См. также

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Огненный воздушный шар — Википедия

Огненный воздушный шар (яп. 風船爆弾 фу:сэмбакудан, «бомба-воздушный шар»), кодовое название «Фу-Гo» (яп. ふ号[兵器] фу-го: [хэйки], «[оружие] №2») — оружие, созданное Японией во время Второй мировой войны. Заполненный водородом аэростат весом 12 кг нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 кг и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 кг. Предполагалось, что шары станут дешёвым оружием, которое достигнет США на восходящих потоках воздуха и будет сеять хаос в канадских и американских городах, лесах и сельскохозяйственных угодьях.

Воздушные шары были относительно неэффективны в качестве оружия, но были использованы в немногочисленных атаках на Северную Америку во время Второй мировой войны.

В период с ноября 1944 года по апрель 1945 года Япония запустила более 9300 огненных воздушных шаров. Около 300 бомб с таких шаров были найдены или наблюдались в Северной Америке. Бомбы убили шесть человек (женщину и пятерых детей) и вызвали небольшие повреждения[1].

Традиционно считаются первым в истории межконтинентальным управляемым оружием, предшественником межконтинентальных ракет[2].

Бомбардировочный аэростат «Фу-Го» представлял собой шарообразной формы аппарат диаметром около 10 метров. Наполняемый водородом, он имел объём порядка 540 кубических метров. Оболочка шаров изначально изготавливалась из прорезиненного шёлка, но в условиях жесткого дефицита нефти Япония была вынуждена отказаться от использования в проекте синтетического каучука. Вместо шёлка в результате стали использовать бумагу «васи», обладавшую хорошей газонепроницаемостью. Производство этой бумаги в Японии велось лишь в виде сравнительно небольших квадратных кусков, поэтому оболочка аэростата склеивалась из множества фрагментов.

Под аэростатом закреплялась гондола с барометрическим автопилотом, боевой нагрузкой и балластом. Гондола имела форму колеса с четырьмя спицами и изготавливалась из алюминия. По её периметру подвешивались мешки с балластом — песком. Общий полезный вес составлял 454 килограмма.

Управление шаром осуществлялось с помощью барометрического автопилота. Устройство удерживало аэростат на высоте в 9—11 км, где воздушное течение было наиболее эффективным. При подъеме аэростата выше 11 километров альтиметр, реагируя на изменение давления воздуха, открывал клапан и стравливал водород из оболочки. При снижении шара ниже 9 километров альтиметр замыкал контакты электрической системы, которая приводила в действие пиропатроны, сбрасывающие мешки с балластом. С целью стабилизации шара мешки с балластом сбрасывались па́рами, с противоположных концов гондолы.

Шар был рассчитан на полет на высоте до 11 километров в течение трёх дней. По расчетам конструкторов, этого времени должно было хватить, чтобы преодолеть 8000 километров и добраться до территории Соединённых Штатов. Специальное таймерное устройство отсчитывало 72 часа и по их истечении сбрасывало бомбовую нагрузку вместе с оставшимся балластом. Пиропатрон, сбрасывающий бомбы, одновременно поджигал шнур небольшой зажигательной бомбы, расположенной в оболочке аэростата, чтобы полностью уничтожить аэростат после сброса бомб и оставить американцев в неведении относительно природы японского оружия.

Не считая опытного мелкосерийного производства шаров из прорезиненного шёлка компанией «Кокка», ведшегося ещё с октября 1943 года, первое собрание учёных и инженерно-технических работников, задействованных в проекте разработки данного типа оружия, состоялось в мае 1944 года в Имперском управлении вооружения Японии в Вакамацутё, район Синдзюку, под председательством генерал-майора Суэёси Кусабы, главного идейного вдохновителя проекта и военного теоретика применения беспилотных воздушных шаров для загоризонтной бомбардировки крупных административно-промышленных центров противника. Председателем комиссии по руководству научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ был назначен профессор Токийского императорского университета д-р Масаити Мадзима. После того, как учёные и ИТР подготовили техническую документацию, включавшую в себя чертежи и типовые рекомендации по организации серийного производства воздухоплавательных бомб, было спешно налажено их изготовление, в котором участвовало большое количество гражданского населения Японии, — многих тысяч добровольцев, целыми семьями и дворами занимавшихся изготовлением в домашних условиях плотной газонепроницаемой бумаги. После сдачи бумаги в пункты заготовления, она отправлялась на одну из семи целлюлозно-бумажных фабрик, дислоцированных в окрестностях Токио, четыре из которых были частными предприятиями — филиалами кабусики-гайся, а три оставшихся были казёнными предприятиями, находились в ведении ВМФ Японии и располагались непосредственно на территории военно-морских арсеналов. На фабриках из отдельных клочков бумаги и лёгкого каркаса осуществлялась сборка воздушных шаров. За снаряжение шаров-бомб зарядами взрывчатого вещества и зажигательной смесью отвечали имперские военно-морские арсеналы[3].

Лидерами производства являлись компании химической промышленности «Кокусан-Кагаку» и «Тюгаи-Како», на каждую из которых приходится примерно треть от общего показателя производства (около 9300 ед.), оставшуюся треть произвели казённые предприятия ВМФ. Мелкосерийное производство шаров из прорезиненного шёлка было налажено на резинотехнических заводах, выпускавших автомобильные шины. Ниже приводится производственная информация с выкладками производства:

Сведения о производстве воздушных шаров-бомб по конкретным предприятиям военной промышленности[4]
ИзготовительПериод производстваПроизведеноСтоимость за единицу (в йенах)[5]
НачалоЗавершение
Шары из газонепроницаемой бумаги
Chugai Kako K.K.1 апреля 194415 февраля 19453 00010 000
Kokusan Kagaku Kōgyō K.K.сентябрь 1944март 19453 6935 500
Арсенал Сагамиданные отсутствуют
Арсенал Отако
Арсенал Кудура
Шары из прорезиненного шёлка
Fujikawa Kōgyō K.K.сентябрь 1944апрель 194550—60[6]
Kokka Kōgyō K.K.октябрь 194315 марта 194536[7]3 350[8]

Трансконтинентальные бомбардировки[править | править код]

Первые испытания были проведены в сентябре 1944 года, на них были продемонстрированы удовлетворительные результаты. К этому моменту тяжёлые бомбардировщики B-29 уже начали подвергать территорию Японии массированным бомбардировкам, и программа шаров-бомбардировщиков воспринималась японцами как «возмездие».

Впервые боевой аэростат был запущен через океан в начале ноября 1944 года. Японцы специально отложили запуски до поздней осени, поскольку в это время воздушные течения над Тихим океаном были особенно сильны. При этом, правда, они не учли, что холодная и влажная погода зимой фактически сводила на нет все надежды на устраиваемые аэростатами лесные пожары: леса США и Канады были влажными и покрыты снегом, небольшие зажигательные бомбы практически не имели шансов произвести задуманный эффект.

Боевые запуски шаров осуществлялись с пусковых площадок на восточном побережье Хонсю. Изготовление оболочки шаров, ввиду её больших размеров, велось на неспециализированных предприятиях — в залах сумо, театрах и т. д. Склейкой оболочки шаров обычно занимались подростки[источник не указан 2473 дня].

Американцы сначала вовсе не обратили внимания на японскую бомбардировочную кампанию. Только в начале 1945 года, когда сообщения о таинственных аэростатах и о раздававшихся по всей стране звуках взрывов начали приходить все чаще, власти заподозрили, что происходит что-то неладное. Воздушные шары наблюдали над Орегоном, Канзасом, Айовой, Юконом, Альбертой, Невадой и даже над Детройтом. Из многих мест докладывали об обнаруженных воронках от взрывов, в которых находили осколки.

Несколько шаров были перехвачены в воздухе патрульными истребителями: так, один шар был сбит истребителем P-38 над городом Санта-Роза в штате Калифорния. Но в целом, летящие сравнительно высоко и быстро, невидимые на экранах радаров того времени, аэростаты оказались неожиданно сложными мишенями: авиации удалось перехватить не более 20 шаров.

Окончательно ситуация прояснилась только тогда, когда патрульному истребителю, перехватившему аэростат в небе, удалось, используя только пулеметы, прострелить его оболочку и заставить шар плавно спуститься на землю. Аэростат был обследован американскими инженерами. Первоначально американцы не предполагали, что аэростаты запускаются с японской территории: выдвигались предположения, что шары запускаются с подводных лодок вблизи побережья США и даже что аэростаты тайно изготовляются и запускаются в концентрационных лагерях для интернированного японского населения. Чтобы разрешить загадку, песок из балластных мешков сбитых аэростатов был отправлен на анализ в геологическую службу. На основании изучения минерального состава песка и наличия в нём эндемичных микроскопических организмов геологи установили, что песок для аэростатов определённо происходит из Японии, и даже смогли назвать регион, где он вероятнее всего был взят[источник не указан 2473 дня].

Из 9300 аэростатов, запущенных с ноября 1944 по апрель 1945, лишь около 300 было замечено над американским континентом. Это было примерно втрое меньше расчетного японского минимума (японцы полагали, что порядка 900 шаров достигнут территории США). Несколько шаров были обнаружены на островах Тихого Океана, и по крайней мере два шара были отнесены ветром обратно и приземлились на территории Японии.

Сбрасываемые с шаров бомбы не нанесли практически никакого ущерба и, исключая один случай, не привели ни к каким жертвам. Надежды на значительное количество лесных пожаров не оправдались из-за своевременных действий лесных рейнджеров и влажной зимней погоды.

10 марта 1945 года один из последних запущенных шаров единственный раз поразил стратегически важный объект. Бомба с аэростата вывела из строя линию электропередач в штате Вашингтон. По иронии судьбы, эта линия электропередач питала энергией основной комплекс проекта «Манхэттен», которому пришлось переключиться на аварийное питание.

Единственными жертвами бомбардировки стали в 1945 году Элиза Митчелл (беременная жена пастора из Южного Орегона) и пятеро детей в возрасте от 11 до 14 лет[9]. Во время школьного пикника в лесу дети обнаружили упавший аэростат, лежащий на земле. Когда женщина и подростки приблизились к гондоле, произошёл взрыв осколочного заряда, убивший всех шестерых. На месте трагедии установлен памятник.

Засекречивание результатов[править | править код]

Военные США были весьма обеспокоены запусками аэростатов. Американцам было известно о шедших в Японии перед войной работах по созданию биологического оружия: если шар с обычными фугасными бомбами не представлял практически никакой опасности, то будучи снаряжённым биологическим оружием, мог превратиться в несомненную угрозу. Хотя появление современных медицинских препаратов вроде пенициллина существенно снизили опасность биологической атаки, тем не менее, риск сохранялся.

В начале 1945 года основным американским газетам и радиоканалам была направлена инструкция воздержаться от публикации каких-либо материалов об аэростатах[источник не указан 2473 дня]. Власти США хотели создать у японцев впечатление, что программа бомбардировки полностью провалилась. В результате единственным сообщением о японских аэростатах, проникшим в прессу до конца войны, была заметка 1 января 1945 года о аэростате, приземлившемся в Вайоминге и не взорвавшемся.

Дезинформация удалась. Проанализировав результаты, генерал Кусаба счёл, что программа полностью провалилась, и спустя шесть месяцев после её начала приказал прекратить бомбардировки[источник не указан 2473 дня]. Сборка аэростатов требовала значительного количества трудовых ресурсов, которые можно было применить лучше. Кроме того, к этому моменту бомбардировщики B-29 уже уничтожили два из трёх основных водородных заводов в Японии, сделав поддержание темпов запуска шаров невозможным.

Во время войны, в 1942—1944 году, британцы осуществляли аналогичную программу бомбардировок территории Германии с использованием беспилотных аэростатов. В ходе операции «Операция Outward (англ.) было запущено около 100000 небольших аэростатов, снаряжённых проволокой для вызова коротких замыканий в немецких линиях электропередач или небольшими бомбами. Конструкция шаров была сходна с японской, но много более примитивна, так как британским аэростатам требовалось преодолеть сравнительно небольшое расстояние.[10]

После войны японскими экспериментами заинтересовались американцы. На основании японского опыта в 1950-х годах ими был разработан бомбардировочный аэростат E77 для доставки на поля противника (в случае начала войны) вредителей хлебных злаков[источник не указан 2473 дня].

Предполагалось, что в случае начала войны с СССР массовый запуск подобных дешёвых аэростатов позволит нанести серьёзные потери урожаю хлеба и либо спровоцирует народное возмущение, либо потребует от химической промышленности отвлекать ресурсы от военного производства для массового выпуска средств химической защиты растений. В 1950-х годах аэростаты прошли ряд испытаний над территорией Америки (снаряжённые безвредным пищевым красителем).

Сам принцип высотных дрейфующих автоматических стратостатов позднее был успешно применён американцами для воздушной разведки стратегических целей на территории Советского Союза (w:en:Project Genetrix)

  1. Goebel, Greg The Fire Balloons (англ.) (1 June 2002). — «The balloons did kill six Americans … in southern Oregon … the woman and five children». Дата обращения 19 февраля 2013.
  2. ↑ First ICM—Just A Paper Balloon. // Air Defense Trends. — February 1974. — P. 50-51.
  3. ↑ Mikesh, 1973, p. 11.
  4. ↑ Mikesh, 1973, p. 62.
  5. ↑ Обменный курс йены к доллару США в довоенное время составлял 5:1, в послевоенное время застабилизировался на отметке 15:1.
  6. ↑ От 20 до 30 шаров этого типа были произведены в период с сентября 1944 по февраль 1945 года и запускались в экспериментальном порядке. Оставшиеся серийные образцы сгорели в огне во время американских авианалётов.
  7. ↑ От 8 до 10 шаров этого типа были произведены в период с октября 1943 по октябрь 1945 года в экспериментальном порядке. Данные об их применении отсутствуют.
  8. ↑ В стоимость не включены расходы на шёлк, поставлявшийся с армейских складов, не входивших в ведение ВМФ.
  9. ↑ Japanese balloon bomb killed 7  (Проверено 29 июня 2013)
  10. ↑ Operation Outward
  • The Fire Balloons from Greg Goebel’s AIR VECTORS
  • Anna Farahmand and michael webber, «Anti-aircraft mine & Intercontinental launching balloon bombs through jet stream» http://www.scribd.com/doc/80947528/Anti-Aircraft-Mine-Intercontinental-Launching-Balloon-Bombs-Through-Jet-Stream-Fire-balloon-Japanese-Balloon-Bombs-Terrorist-Handbook-on-a-wind-and
  • Robert C. Mikesh, Japan’s World War II Balloon Bomb Attacks on North America, Smithsonian Institution Press, 1973.
  • Cornlius W. Conley. The Great Japanese Balloon Offensive (англ.) // Air Force Research Institute Air University Review : The Professional Journal of the United States Air Force. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Review Division, January-February 1968. — Vol. XIX, № 2. — P. 68-83. — ISSN 0002-2594.
  • «Balloons Of War» by John McPhee, The New Yorker, January 29, 1996, 52-60.
  • «Japan At War: An Oral History» by Haruko Taya Cook and Theodore F. Cook, New Press; Reprint edition (October 1993). Includes a personal account by a Japanese woman who worked in one of the fire balloon factories.
  • Utah Was Spared Damage By Japan’s Floating Weapons www.sltrib.com. 1995-05-05. Accessed 2009-05-15.
  • Bert Webber, Retaliation: Japanese Attacks and Allied Countermeasures on the Pacific Coast in World War II, Oregon State University Press, 1975.

ru.wikipedia.org

Воздушный шар (тест) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Воздушный шар» (англ. The Ballon Analog Risk Task, BART)[1] — компьютеризированное задание, которое моделирует склонности к риску в поведении путем создания целостной концептуальной системы потенциальных вероятностей вознаграждения по сравнению с возможностью потери выигрыша. Иначе, оно направлено на оценку предполагаемых рисков в ходе принятия решений. Тест «воздушный шар» позволяет избегать недостатков, связанных с самооценкой испытуемых.

Склонность к риску в поведении наиболее часто исследуется методами самоотчёта. Этот подход, несмотря на свою действенность, может давать неточную оценку при его одиночном использовании для измерения склонности к риску, особенно у подростков. Метод самоотчета подвержен сильному влиянию социальной желательности в ответах. К тому же подростки иногда не имеют возможности и способности предоставить точный самоотчет.[2]

Если полагаться только на этот метод, из-за имеющихся ограничений можно недотстаточно точно оценить многогранное понятие склонности к риску. Очевидно, что возникла необходимость в создании других инструментов измерения скорости к риску, которые бы давали более точные оценки. В 2002 году Lejuez и его коллеги подошли к решению вопроса методологических ограничений, разработав компьтеризированное задание на оценку склонности к риску в поведении — «воздушный шар» (тест)[1]. Эмпирические исследования показали, что количество «подкачиваний» в BART связано с самоотчетами склонности к риску в поведении в реальном мире как у взрослых, так и у подростков. BART был дополнительно проведен на клинической выборке. Фактически, было найдено различие по тесту между нормально развивающимися подростками и подростками с отклонениями в поведении или употребляющих психоактивные вещества[3]; а также была выявлена возможность дифференциации зависимости/не зависимости от тенамфетамина (3,4-Метилендиоксиамфетамин)[4].

Наконец, несколько недавних нейровизуализационных и психофизиологических исследований успешно использовали BART для выявления нейронных коррелят склонности к риску в поведении.[5][6]

Участникам показывают воздушный шар, который можно надувать нажатием кнопки. Каждое «подкачивание» кнопкой дает 25 центов (или 50 центов, в зависимости от версии). Участники могут остановить надувание воздушного шара по своему усмотрению, чтобы сохранить полученные деньги. Задание включает 30 воздушных шаров с разной возможной вероятностью взрыва. Если шар взрывается, накопленные деньги теряются. Таким образом, участники могут сами решить, до какой степени они будут надувать каждый шар. Например, 25 % потенциальной выгоды против риска потерять все заработанное до этого момента на этом шаре.

Первичная оценка используется для измерения эффективности теста BART. Используются значение среднего количество «подкачиваний» неразорвавшихся воздушных шаров. Более высокий балл в этом случае означает большую склонность к риску. В оригинальной версии этой задачи, каждое «подкачивание» стоит $.05. Используется 30 воздушных шаров с целым рядом различных непредвиденных обстоятельств. Контрольные точки «покачивания» воздушного шара находятся в диапазоне от 1-8, 1-32 или 1-128 .Например, для контрольной точки с диапазоном 1-128, вероятность того, что воздушный шар взорвется на первом «подкачивании» 1/128. Если шар не взорвался на первом «подкачивании», вероятность того, что шар взорвется на втором — 1/127, и так далее. В соответствии с этим алгоритмом, средняя точка взрыва для контрольной точки с диапазоном 1-128 будет середина, или 64 «подкачиваний».

Тест «воздушный шар» для детей и подростков — BART-Y[7][править | править код]

В версии для детей и подростков в качестве подкрепления вместо денежного вознаграждения используются очки. Участников инструктируют, что баллы могут быть обменены на призы в конце испытательной сессии. Надежность и валидность данных BART-Y дали аналогичные первоначальному BART результаты. Предполагается, что использование баллов, а не наличных денег является тем же вознаграждением, соответствующем развитию.

  1. 1 2 Lejuez, C.W., Read, J.P., Kahler, C.W., Richards, J.B., Ramsey, S.E., Stuart, G.L., et al.,. Evaluation of a behavioural measure of risk taking: the balloon analogue risk task (BART) (англ.) // J. Exp. Psychol. Appl.. — 2002. — P. 8, 75–84..
  2. Bernstein DM, Whittlesea BW, Loftus EF. Increasing confidence in remote autobiographical memory and general knowledge: extensions of the revelation effect // Mem Cognit.. — 2002. — Апрель. — С. 30(3):432-8..
  3. Crowley TJ, Raymond KM, Mikulich-Gilbertson SK, Thompson LL, Lejuez CW. A risk-taking «set» in a novel task among adolescents with serious conduct and substance problems. // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. — 2006. — Февраль. — С. 45(2):175-83..
  4. Hopko DR, Lejuez CW, Daughters SB, Aklin WM, Osborne A, Simmons BL, Strong DR. Construct validity of the balloon analogue risk task (BART): Relationship with MDMA use by inner-city drug users in residential treatment // J Psychopathol Behav Assess. — 2006. — С. 28(2):95–101..
  5. Crowley MJ, Wu J, Crutcher C, Bailey CA, Lejuez CW, Mayes LC. Risk-taking and the feedback negativity response to loss among at-risk adolescents. // Dev Neurosci.. — 2009. — С. 31(1-2):137-48..
  6. Fukunaga R, Brown JW, Bogg T. Decision making in the Balloon Analogue Risk Task (BART): anterior cingulate cortex signals loss aversion but not the infrequency of risky choices. // Cogn Affect Behav Neurosci. — 2012. — Сентябрь. — С. 12(3):479-90.
  7. Lejuez CW, Aklin W, Daughters S, Zvolensky M, Kahler C, Gwadz M. Reliability and validity of the youth version of the Balloon Analogue Risk Task (BART-Y) in the assessment of risk-taking behavior among inner-city adolescents. (англ.) // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology,. — 2007. — P. 36,106-111.
  • Lejuez, C.W., Read, J.P., Kahler, C.W., Richards, J.B., Ramsey, S.E., Stuart, G.L., et al., Evaluation of a behavioural measure of risk taking: the balloon analogue risk task (BART)//J. Exp. Psychol. Appl. — 2002. — P. 8, 75-84.
  • E. Ramírez et al., Anxiety, attention, and decision making: The moderating role of heart rate variability. // International Journal of Psychophysiology — 2015 — P. 490 (2015) 490—496
  • Tara L. White, Carl W. Lejuez, Harriet de Wit, Test-Retest Characteristics of the Balloon Analogue Risk Task (BART)//Exp Clin Psychopharmacol. — 2008 Dec — P16(6): 565—570.
  • Federico E. Vaca, MD, MPH,1,2 Jessica M. Walthall, BS,2 Sheryl Ryan, MD,3 Alison Moriarty-Daley, APRN,4 Antonio Riera, MD,5 Michael J. Crowley, PhD,2,* and Linda C. Mayes, MD2,*, Adolescent Balloon Analog Risk Task and Behaviors that Influence Risk of Motor Vehicle Crash Injury// Ann Adv Automot Med. — 2013 Sep — 57: 77-88.

ru.wikipedia.org

Воздушный шар (фильм, 2018) — Википедия

Воздушный шар
нем. Ballon
Жанр драма, исторический фильм, триллер, приключения
Режиссёр Михаэль Хербиг
Продюсер Михаэль Хербиг
Автор
сценария
Михаэль Хербиг,
Тило Рёшейзен (нем.)русск.,
Кит Хопкинс
В главных
ролях
Кэролайн Шух
Фридрих Мюке
Алисия фон Риттберг
Давид Кросс
Оператор Торстен Бройер
Композитор
  • Ральф Венгенмайр[d]
Длительность 125 мин
Страна  Германия
Язык немецкий
Год 2018
IMDb ID 7125774

«Воздушный шар» (нем. Ballon) — фильм режиссёра Михаэля Хербига, в главных ролях Алисия фон Риттберг (нем.)русск. и Давид Кросс.

Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

В основу фильма положена реальная история семей Стрелзик и Ветцель, которым удалось совершить удачную попытку побега из ГДР в западную Германию в конце 1970-х годов, используя самодельный воздушный шар-монгольфьер.

  • «Воздушный шар» (англ.) на сайте Internet Movie Database

ru.wikipedia.org

Воздушный шар — Википедия. Что такое Воздушный шар

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Воздушный шар в полёте Стилизованный воздушный шар

Возду́шный шар — летательный аппарат (аэростат), в котором для полёта используется газ, который легче воздуха. Состоит из заполненной газом оболочки и прикреплённой к ней корзины или прицепной кабины. В отличие от дирижаблей, воздушные шары не имеют двигателей для самостоятельного горизонтального движения в воздухе. В зависимости от наполнения, различают монгольфьеры (шары, наполненные нагретым воздухом), шарльеры (наполнены лёгким газом — как правило, водородом или гелием) и розьеры (воздушные суда, использующие одновременно газ и воздух, размещённые в отдельных оболочках).

Первыми воздушный шар в 1783 году изготовили братья Монгольфье. Созданный ими шар наполнялся горячим воздухом, благодаря которому поднимался вверх. Кроме того, в воздухоплавательной практике применяют следующие газы: водород, водяной газ, светильный газ, аммиак[1] и гретый воздух.

Современные воздушные шары, используемые для демонстрационных и спортивных полётов, также как и шар братьев Монгольфье, в основном наполняются нагретым воздухом. С помощью пропановой горелки воздух нагревается, и, поскольку разреженный горячий воздух легче холодного, шар взлетает. В случае набора слишком большой высоты пилот дёргает за специальный шнур, соединённый с клапаном в оболочке воздушного шара — часть горячего воздуха выходит наружу, и воздушный шар опускается (снижается).

Недостатки

Основными недостатками воздушного шара являются:

  • отсутствие элементов управления — воздушным шаром невозможно управлять, так как он летит в том направлении, куда его направят воздушные потоки;
  • невозможность перевозить крупногабаритные и тяжёлые грузы (это, в первую очередь, относится к монгольфьерам).

Воздушный шар в культуре и искусстве

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *