Типы и характеристики горных лыж
2.2. Радиус бокового выреза горных лыж
Что такое радиус бокового выреза горной лыжи?
Радиус бокового выреза лыжи или просто «радиус» это геометрическая характеристика лыжи, являющиеся производными от разности ширины носка, талии и пятки. Условно принято считать, что радиус лыжи – это минимальный радиус её поворота. Малыми считаются радиусы лыж менее 13 метров, средними 13 – 17 метров и большими – 17 метров и более.
2.3. Геометрия горных лыж
Геометрией горных лыж называют ширину лыж в передней части (носу), средней части (талии) и задней части (пятке), а так же ростовку (длину) лыжи. Геометрия лыжи всегда указывается в описании модели и, как правило, пишется на самой лыже. Показатели ширины указываются в миллиметрах, например 122/85/115, где первая цифра – ширина носа лыжи в мм, вторая ширина талии в мм, третья ширина пятки, в мм.
Основной показатель геометрии лыжи — ширина талии
Как отражается выбор ростовки лыж на катании?
— Более длинные лыжи — устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Длинные лыжи лучше подходят для «больших гор» и длинных, широких трасс.
— Более короткие лыжи
— Короткие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах — успеешь сделать больше поворотов.
2.3. Рокер
Рокер — это ранний подъем лыжи от мыска (хвоста) к центру. Рокер сочетается с традиционным весовым прогибом в центральной части лыжи для обеспечения надежного держания лыж на жестких склонах и повышения стабильности. В общем случае, чем длиннее зона рокера, тем лучше лыжа работает и плавает в целине, и тем маневреннее и универсальнее на любом снегу. Чем короче зона рокера, тем лучше лыжа ведет себя в скоростных поворотах и жесткой трассе. Рокер бывает как на передней, так и на задней части лыжи. Различают шесть основных типа рокера:
Race rocker — длина переднего рокера 5%, заднего рокера нет. Применяется в спортивных лыжах
Piste rocker
All mountain rocker — длина переднего рокера составляет 10-20%, заднего рокера — 0-10%
Freeride rocker — длина переднего рокера составляет 20-30%, заднего рокера 10-15%
Powder rocker — длина переднего рокера составляет 30%, заднего рокера 20-30%
Park rocker — длина переднего и заднего рокера одинаковы и составляет 10-20%
2.4. Вес
Вес лыжи — характеристика лыж влияющая на их управляемость. Чем меньше вес лыж, тем требуется меньше усилий, чтобы перекантовывать лыжи. Также меньший вес повышает их выброустойчивость. В настоящее время используются такие технологии по снижению веса, как сотовая структура носка и пятки лыж, применения сердечников из легких пород древисины.
2.5. Виброустойчивость
Свойство конструкции, определяющее ее возможности поглощать колебания, возникающие при движении лыж; улучшает контакт лыж со склоном, увеличивает стабильность лыж, повышает качество управления лыжами; техническое исполнение – различные элементы, встроенные в конструкцию горной лыжи или наложенные на нее.
Виды и классификация горных лыж
Там, где зима длинная и снежная, лыжный спорт традиционно является наиболее доступным способом активного времяпровождения. Наличие гор вовсе не обязательно. Кататься можно и на небольших склонах, которых много на территории восточно-европейской равнины. Так или иначе, увлеченность различными видами лыжного спорта остается на стабильном уровне, и в ближайшей перспективе вряд ли будет найден более массовый вариант проведения досуга.
Классы
Классификация горных лыж, во-первых, основывается на степени профессионализма лыжника. По этому принципу выделяют 4 типа:
- D-класс – для новичков и отдыха.
- С-класс – для продвинутого пользователя.
- В-класс – для лыжника экспертного уровня.
- А-класс – профессиональные.
Чем выше класс, тем качественнее и дороже лыжи. Массово производятся изделия с D по В класс. Основное внимание поиску новых решений и модернизации уделяется в сегментах В и С. На моделях А-класса катаются профессиональные спортсмены, и они не продаются в обычных магазинах.
Классификация по типу катания
Если знание классов не имеет большой практической значимости для обычного человека, то характеристики горных лыж обладают первостепенной важностью. Вопрос о том, для чего предназначена та или иная модель – не праздный.
Ведь когда мы ее приобретаем, то рассчитываем на определенные условия ее эксплуатации. В соответствии с этими условиями лыжи различаются, прежде всего, своей внешней формой, которую называют «геометрией». Проще говоря, это – степень кривизны лыжи в горизонтальной (расширенные по концам и зауженные в центре или наоборот) и вертикальной (загнутые вверх носы и пятки) плоскостях.
Таблица. Соответствие профессиональных классов и видов лыж по назначению
Название вида по-русски | Гоночные | Карвинг | Универсальные | Широкие для свободного катания | Фристайл |
Английское обозначение | Racing | Carving | All-terrain | Fat/Freeride | Freestyle |
Классы лыж | А, В | В, С | В, С, D | A, B | A, B, C |
Самыми распространенными среди непрофессиональных лыжников являются карвинг модели и универсальные. Именно они массово представлены на рынке и производятся в В, С, D классах.
1. Карвинг
Популярность карвинг моделей связана с тем, что они идеальны для горнолыжного спуска на подготовленных трассах, т. е. для того типа катания, который практикуется большим количеством людей.
Характерные особенности лыж для карвинга:
- ширина средней части – 63-68 мм;
- возможность катания по дуге;
- легкость вхождения в поворот;
- прохождение трассы «на кантах»;
- катание по накатанному снегу, не для глубокого снега.
В рамках карвинга отдельно дифференцируют экстремальный или радикальный вариант. Эти модели имеют большее искривление по оси носок-центр-пятка. При осуществлении поворота положение тела лыжника переходит почти в горизонтальную плоскость. Кроме того, существует так называемая автокарвная конструкция лыж. За счет более глубоких боковых вырезов она позволяет легче входить в повороты.
2. Широкие для свободного катания
Эти модели противоположны карвингу. Для того чтобы на них кататься не нужны укатанные трассы. Они широкие и позволяют спускаться с гор по рыхлому и глубокому снегу.
Особенности фрирайдерских лыж:
- ширина средней части – от 80 мм, суперфэты – более 100 мм;
- некоторые модели имеют обратный вырез: шире – в середине и уже – в носовой и пяточной частях;
- позволяют не только фрирайдерствовать на ровных склонах, но и совершать прыжки с высоты в несколько метров с приземлением на не укатанный снег.
Фрирайд требует значительной физической подготовки, владения телом, мастерства горнолыжной езды, и иметь горные лыжи для фрирайда.
3. Универсальные
Эти модели вездеходны, соединяют в себя как свойства карвинга, так и фрирайда. За счет чего для многих любителей, не стремящихся ставить рекорды, а катающихся для удовольствия по различным снеговым покрытиям, являются оптимальным вариантом.
Особенности универсальных лыж:
- ширина средней части – 68-80 мм;
- возможность использования на снеге разной структуры и качества;
- среднее качество катания на любом снеге.
Если вы иногда катаетесь с накатанных склонов, но в то же время практикуете походы по местностям с не укатанным снегом, то лыжи all terrain – это ваш вариант. Вы будете немного проигрывать в крутизне исполнения поворотов и скорости спуска на укатанных склонах. Ну и, конечно, выполнение фрирайдерских виражей тоже не для этой модели.
4. Фристайл
Свободный стиль – это экстремальное катание, включающее прыжки с переходом высоты или с использованием трамплина, перевороты в воздухе, спуск по бугристой трассе и другие экзотические трюки на грани акробатики и паркура.
Модели для фристайла имеют следующие особенности:
- широкая средняя часть – 80-100 мм;
- в зависимости от назначения бывают короткие;
- наличие твинтипов – загнутых вверх носов и пяток лыж, позволяющих ехать как вперед, так и назад;
- хорошо ведут себя не только при выполнении акробатических трюков, но и при любительском катании на обычной горной трассе.
5. Гоночные
Профессиональные лыжи классов А и В для скоростных и слаломных спусков. Они самые жесткие и упругие. Требуют очень подготовленной трассы, но позволяют достигать предельных скоростей и делать самые резкие повороты.
Гоночные модели по праву считаются самыми лучшими, но характеризуются слишком узким предназначением. Большинство горнолыжников катаются в свое удовольствие и не ставят задача преодолеть трассу как можно быстрее или объехать как можно больше флажков. Эти лыжи слишком специфичны. Их ближайшие аналоги для любительского катания – карвинг лыжи.
Женские модели
Очевидно, что с технической точки зрения нет никакой разницы между тем, будет ли ехать на лыжах мужчина или женщина. Ситуация аналогична той, что наблюдается на рынке скейтбордов, роликов, досок для серфинга и т.д. Принципиальной разницы между мужскими и женскими моделями нет. Женщина может вполне ехать на любых моделях. Факторы, которые имеют значение при выборе конкретных лыж, стандартны:
- насколько женщина квалифицирована в горнолыжной езде;
- какую цель она преследует – кататься только на ухоженных спусках или использовать лыжи в различных условиях;
- длина лыж выбирается относительно роста, от которого в большинстве случаев необходимо отнять 10 см.
Тем не менее, некоторое время назад женские горные лыжи начали производиться и позиционироваться как отдельные модели. Никакой принципиальной новизны они не получили.
Типы лыж, которые выпускаются в женском варианте:
- карвинг;
- широкие для свободного катания;
- универсальные.
Как правило, женские горные лыжи выполнены в более ярких выделяющихся цветах. Однако ничто не мешает кататься на таких моделях и мужчинам. Некоторые варианты смотрятся очень оригинально.
Похожие статьи
zextrem.com
Как выбрать горные лыжи — глубокое погружение в тему — Паудер. Блог
Узнай, какие горные лыжи существуют на свете!
Для того, чтобы правильно выбрать горные лыжи, вы должны понимать, какие типы лыж и горнолыжного катания вообще существуют.
Чтобы быть готовым к неожиданным поворотам горнолыжной судьбы.
Вы не догадываетесь, а ваше будущее может сильно отличаться от текущего представления, потому что однажды выйдя на трассу, вдруг обнаружите двери, которых ранее не замечали.
И не знали, что они есть.
Зайдете в одну дверь и будущее будет таким:
Как выбрать горные лыжи: телемарк
Приглядитесь к ногам — с ними что-то не так, можете вы подумать. Не волнуйтесь, это просто скандинавский способ катания на горных лыжах — телемарк.
Другие двери ведут во фрирайд, парковые полеты, скитур и другие виды катания, для каждого из которых надо выбрать правильные горные лыжи.
Подготовкой к этому мы сейчас и займемся.
Погружение: как выбрать горные лыжи правильно
Я думал, что хорошо разбираюсь в предмете, однако при погружении обнаружил много новых и любопытных деталей горнолыжного ландшафта. Глаза загорелись, пора камбуз набить провизией и на дно!
Готовы к мистическому погружению в горнолыжные пучины или это только у капитана такое настроение?
Большинство моделей горных лыж не “приписаны” жестко к тому или иному виду горнолыжного катания. На одних и тех же можно кататься по трассе, в целине, а то и прыгать в парке. Особо стоят только лыжи для катания в глубоком снегу и спортивные.
Спортивные не прощают ошибок и неточностей в технике, и обычным людям управлять ими трудно. Отдача (выталкивающая сила в повороте) может быть как у гаубицы, и с ней новичку не справиться, даже если он всю жизнь приседал со штангой.
Конструкция лыж для глубокого паудера тоже специфична — без практики на трассах в них лучше не показываться.
Однажды, после долгого дня катания вне трасс, я выскочил на подготовленный склон и, по привычке, поставил лыжи на кант. Рухнул на приличной скорости. Потому что никакого радиуса на этих лыжах почти не было.
Это были две широчайшие лопаты фирмы Line для глубокой целины. Сломал палку и маску.
Талия модели Prophet (Line) — 130 мм!Дальше наше исследование будет разворачиваться следующим образом.
Я буду давать пример горнолыжной дисциплины — видео, — и прилагать описание горных лыж, предназначенных для катания в ней.
Намеренно не будем углубляться в технологии, а остановимся лишь на основных параметрах — ширина, ростовка, радиус поворота и жесткость. В большинстве случаев, этого достаточно, чтобы понять разницу в классе лыж и уметь выбирать горные лыжи верно.
В конце статьи напишу комментарии по поводу того, как основные горнолыжные магазины страны, каждый по своему, распределяют лыжи по категориям.
Содержание статьи
- Горные лыжи для трасс — Carving skis
- Спортивные горные лыжи — Racing skis
- Универсальные горные лыжи — All Mountain skis
- Горные лыжи для больших гор — Big Мountain skis
- Парковые горные лыжи — Park & Pipe skis
- Горные лыжи для фрирайда — Powder skis
- Горные лыжи для ски-тура — Alpine Touring skis
- Горные лыжи для телемарка — Telemark skis
- Горные лыжи твинтип — Twintip skis
- Другие категории горных лыж
- Какие категории лыж существуют в магазинах
Чтобы вывести эти категории, я обобщил информацию, взятую с сайтов производителей и горнолыжных магазинов страны и зарубежья.
Выбираем горные лыжи для трасс — Carving skis
Представление о том, что такое карвинг, поможет выбрать свои первые лыжи начинающему горнолыжнику.
На лыжах для трасс разъезжает подавляющая часть горнолыжного народа — это самый большой сегмент горнолыжного снаряжения. С них начинается карьера любого будущего чемпиона, неважно, уйдет он/она потом во фрирайд или супер-гигант.
Смотрим видео техничного катания по трассам:
В талии такие лыжи 70-80 мм, на концах — около 105-115 мм. В народе такие снаряды еще называют карвами.
Некоторые из моделей мягкие и короткие, ими легче управлять на небольших скоростях — подойдут девчонками и начинающим.
Другие жесткие и с большей ростовкой, для стабильности на повышенных скоростях — лучше держать на жестком снегу и способны выбрасывать в организм хозяина повышенные порции адреналина.
А зачем еще мы летаем в горы, разве не за этим?
Спортивные горные лыжи — Racing skis
Формой спортивные лыжи похожи на трассовые (за исключением лыж для скоростного спуска и супер-гиганта), но гораздо жестче.
Такая основательность нужна для того, чтобы спортсмен (пока не долетит до финиша) мог остаться в «седле» — на мягких лыжах на скоростных трассах не удержаться.
Дальше мы рассмотрим пять спортивных дисциплин:
- Слалом (SL, Slalom)
- Слалом-гигант (GS, Slalom-giant)
- Супер-гигант (SG, Super-giant)
- Скоростной спуск (DH, Downhill Race)
- Ски-кросс (Ski-cross)
Параметры горных лыж в спортивных дисциплинах жестко регулируются Международной Федерацией Горных Лыж (FIS). Для каждой дисциплины, с учетом возраста и пола, прописываются ограничения по длине лыж, радиусу поворота и тд. В этом документе вы найдете полный перечень предписаний (см. стр 4-6, англ).
— Слалом
Самые короткие из них спортивных — слаломные. Предназначены для быстрых и небольших по радиусу поворотов. Вешки на трассах для слалома стоят близко друг к другу, поэтому сильно не разгонишься. Смотрите, как знаменитая Линдси Вонн расписывает склон в замедленном темпе.
Пример горных лыж для слалома Stockli Laser SL FIS:
Горные лыжи для слалома Stockli Laser SL FIS— Слалом-гигант (Slalom giant, GS)
Лыжи для слалома-гиганта ужежестче и длиннее, слаломных, а радиус поворота — больше. Расстояние между вешками тоже больше — что позволяет стрелку спидометра закладывать больше. Параметры горных лыж этой категории решают всегда тот же вопрос — точная управляемость и максимизация скорости.
На видео двукратный чемпион американец Тед Лигети.
Пример мужских горных лыж для слалом-гиганта (гигантского слалома) Volkl Racetiger GS R:
Горные лыжи для слалом-гиганта Volkl Racetiger GS RПараметры модели (при длине 188 см): 98-65,5-84, радиус 30 м.
— Супергигант (Super giant, SG)
Супергигант уже скоростная дисциплина, в то время как первые две — технические. Соревнования в супер-гиганте (Super G) обычно проводятся на трассах скоростного спуска (самой «быстрой» дисциплины, только старт располагается ниже).
Расстояние между воротами еще больше, что способствует набору еще больших скоростей. Падения в дисциплине серьезные (в конце раздела есть ссылка на видео о том, чем грозят «уборки» в горнолыжном спорте).
Для повышения безопасности (и управляемости) FIS ограничивает минимальные длину и радиус для лыж этой дисциплины: для участников соревнований старше 16 лет лыжи должны быть не менее 205 мм в длину, а радиус поворота от 45 градусов.
Пример горных лыж для супериганта Atomic Redster FIS Doubedeck SG:
Горные лыжи для супергиганта Atomic Redster FIS Doubledeck SG— Скоростной спуск (Downhill)
В скоростном спуске скорости совсем запредельные (более 140 км/час на отдельных участках), между воротами расстояния максимальные. Спортсмен, по ходу движения, часто покидает землю на десятки метров. Чтобы добраться до финиша и выигрывать в скоростном спуске, ему нужны суперстабильные лыжи. Это достигается за счет еще большей длины (от 210 см), жесткости и минимального бокового выреза (радиуса поворота).
Пример горных лыж для скоростного спуска Fischer RC4 Wolrd Cup DH:
Горные лыжи для скоростного спуска Fischer RC4 Wolrd CupВ спортивных дисциплинах счет идет на доли секунды и любые ошибки могут обернуться серьезными последствиями. Если у вас крепкие нервы, здесь припрятано соответствующее (отрезвляющее) видео.
Ски-кросс (Ski-cross)
В раздел спортивных лыж я определил ски-кросс.
Специальных лыж для этого дисциплины не делают — спортсмены используют карвинговые лыжи из вышеупомянутых дисциплин в соответствии с собственными предпочтениями. Для лыж важны маневренность и стабильность на скорости.
Я поискал на сайтах нескольких производителей специальные лыжи для ски-кросса и не нашел. Возможно, кто-то их сегодня производит, но это редкость. Например, в команде ски-кросс Volkl трое из пяти членов гоняют на лыжах для слалом-гиганта.
Хотя раньше лыжи для ски-кросса выпускались чаще. Хотите больше информации? Читайте статью десятилетней давности на сайте superski.ru.
Что полезного для новичка в разделе спортивных лыж? Ни при каких обстоятельствах не выбирать такие горные лыжи!
Универсальные горные лыжи — All mountain skis
Со спортивными дисциплинами покончено, переходим к любительским.
Универсальные горные лыжи — это лыжи-вездеходы. Предназначение — трассы (ухоженные и разбитые), катание вне трасс, но не в глубокой целине.
По форме это все те же карвинговые горные лыжи, только шире по всей длине (талия 80-90 мм). В таких моделях чаще можно встретить рокер, хотя, в наши дни, его можно встретить почти в любой категории лыж.
Примеры универсальных горных лыж Rossignol:
Универсальные горные лыжи Rossignol Experience 100 TI OpenПо отзывам — настоящие 50% (трассы) на 50% (вне трасс) лыжи — отлично ведут себя в обеих стихиях.
Параметры при ростовке 182 см — 140-100-120, радиус 20 м.
Многие производители предпринимают попытки создать модель «на все случаи жизни», поэтому на рынке периодически (иногда надолго, чаще нет) появляются всякого рода гибриды — продукты скрещивания особей из разных категорий.
Например, Salomon BBR — лыжа очень необычной формы — достаточно узкая талия (для управляемости на трассах) и довольно широкий мысок (чтобы всплывать в глубоком снегу).
Универсальные горные лыжи Salomon BBR 9.0:
Горные лыжи Salomon BBR 9.0Параметры модели 147-88-110, радиус 12 м. Сравните с моделью чуть ниже.
Не знаю точно, сколько модель просуществовала, может лет 6-7, но сейчас ее нет в новых коллекциях производителя — похоже, что эксперимент не удался. Правда, в магазинах и прокатах найти BBR все еще можно. Кстати, мне лыжи понравились, я их тестировал в Аспене.
На тему универсальных лыж на letitsnow.ru есть отдельная статья, читайте по желанию: Универсальные горные лыжи, все, что вам необходимо знать.
Горные лыжи для больших гор — Big Mountain skis
Big Mountain skis — лыжи для больших гор — разновидность лыж для фрирайда. Они предназначены для агрессивного скоростного катания на диком рельефе — большие скорости, безумные прыжки. Все на грани фола. Было время, когда такие лыжи совсем не были пригодны для катания в медленном темпе. Управляемость, часто феноменальная, появлялась только при достижении определенной скорости.
Благодаря скорости такие лыжи практически не тонут в целине, поэтому ширина лыжи не главный параметр. На первое место выходит стабильность и управляемость на скорости. Эти характеристики достигаются за счет наличия кембера, повышенной жесткости, а также увеличенной длины лыж (часто 190+ см).
Лыжи для больших гор не редкость на соревнованиях про фрирайду, например, FreerideWorldTour, где приветствуется, часто неоправданно, рискованное катание. Устоял — ты король, навернулся — ты никто, не убился — повезло. На видео повезло прорайдеру Sverre Liliequist — после приземления суперрискованного бекфлипа, выполненного во время официального заезда, он стал звездой интернета — на сегодня более 2 млн просмотров.
Правда, самый сумасшедший заезд исполнил Cody Townscend. Не хочется даже думать, сколько кожи осталось бы на его теле, если бы он упал в этой щели. На сегодня этот спуск просмотрело более 9 млн раз.
Пример горных лыж для больших гор Armada Norwalk:
Горные лыжи для больших гор (Big Mountain) Armada NorwalkПо словам представителей компании, это самая турбированная модель. Они сами не знают, где лежит предел ее возможностей при катании на диких склонах.
Параметры модели (ростовка 179): 135-115-131, радиус 19 м.
Большие скорости, крупные уборки. Смотрите, как Ian McIntosh пролетел почти полкилометра в падении:
Горные лыжи для глубокого снега — Powder skis
Powder ski — еще одна разновидность лыж для фрирайда. Предназначены для катания исключительно в глубоком снегу.
Ширина в талии может доходить до 140 мм, а кэмбер отсутствовать совсем — то есть лыжи полностью рокерные. По сравнению с предыдущими — мягче, так как скорости в этой категории меньше. Некоторые модели могут иметь обратной боковой вырез — по форме больше напоминать водные лыжи, у которых концы лыж уже талии.
Если коротко, все призвано повысить плавучесть и управляемость в глубоком снегу. Как я уже писал, такие лыжи практически не подходят для катания по трассам, никакого удовольствия вы не получите.
Пример горных лыж для глубокого снега Salomon Rocker2 122:
Горные лыжи для глубокого снега Salomon Rocker2 122Параметры модели (длина 184): 144-122-132 мм, радиус 26 м. Что интересно, канты есть только в средней части лыж, а там, где они не нужны (сзади и спереди), убраны. Ради уменьшения веса. У обычных лыж кант проходит по всему периметру лыжи.
Парковые горные лыжи — Park & Pipe skis
Тут мы сворачиваем в совершенно новую область катания — парки. В них обитает, в основном, молодежь. Катание в парках можно разделить на две основные части — прыжки с трамплинов и скольжение по рейлам и другим конструкциям; и катание в хайф-пайпе (half-pipe). Лыжи в этой категории называют парковыми или для фристайла.
Необходимая особенность парковых лыж — загнутые концы (твинтип, twintip). Такая конструкция позволяет приземляться спиной вперед (задом). Крепления на лыжах сдвинуты вперед (по сравнению с обычными лыжами). Некоторые лыжи двунаправленные (bi-directional), то есть передняя часть является зеркальным отражением задней. Это необходимо для управляемости лыжами как при катании передом, так и спиной (в свиче, от слова switch).
В талии такие лыжи 80-90 мм, редко меньше или больше, но бывает. Длина 160-180 см, если мы говорим о мужских моделях. Лыжи делаются очень легкими, чтобы вес не мешал накручивать в трюках по 3-4 оборота и более (вокруг любой оси, горизонтальной, боковой или вертикальной).
Смотрим пример паркового катания:
А это уже катание в хайф-пайпе. Кстати, это не простой хайф-пайп, а экспериментальный, построенный специально для звезды фристайла Simon Dumont — в нем отсутствует часть стен!
Пример парковых горных лыжа Rossignol Scratch:
Парковые горные лыжи Rossignol ScratchПараметры модели: 116-84-109, радиус 21 (ростовка 181 см). На этой модели было выиграно больше медалей на экстремальных соревнованиях X-Games, чем на других. Производитель описывает такие лыжи как 90% парк и 10% трассы.
Горные лыжи для скитура — Alpine Touring skis
Если вы не знакомы со ски-туром, то, возможно, будет поражены, когда узнаете, что настоящих приверженцев этого направления катание с горы мало интересует. Удовольствие они получают от скоростного восхождения наверх на лыжах. Смотрите видео и вы поймете, о чем идет разговор.
Однако, последнее время все больше обычных фрирайдеров, предпочитающих все же спуски, используют снаряжение для ски-тура (в основном это касается креплений и ботинок, а лыжи оставляют обычные, для фрирайда), чтобы добираться до заветных вершин. Ведь это намного удобнее, чем идти в гору пешком, проваливаясь по пояс.
Важной деталью при восхождении являются накладки на скользяк — комуса. Они препятствуют проскальзыванию лыж и позволяют толкаться вперед.
Таким образом, в ски-туре используются два типа лыж:
- Специальные лыжи для ски-тура
- Традиционные лыжи для фрирайда
Пример специальных горных лыж для ски-тура Skitrab Gara Aero World Cup:
Горные лыжи для ски-тура Skitrab Gara Aero World CupВес одной лыжи всего 700 гр. Сравните с парковыми лыжами, которые мы рассмотрели выше — 3,3 кг за пару. Почти в два раза легче. А ведь парковые — самые легкие лыжи из всех остальных категорий. Феноменальный вес.
Параметры модели: 91-64-80, радиус 21,5.
Горные лыжи для телемарка — Telemark skis
Как телемаркерам удается управлять лыжами, известно только телемаркерам. Со стороны эти выглядит очень и очень загадочно, и даже неуклюже. Но только на первый взгляд. Когда начинаешь понимать, чего стоит научиться двигаться в этом стиле, а потом еще регулярно кататься не изменяя технике, то все встает на свои места. И приходит уважение к ребятам и девчатам. Начинаешь видеть эстетику.
Чем хорош еще телемарк, так это тем, что моментально приковывает к себе внимание. Поэтому, если хотите прославиться на горе, учитесь телемарку. Смотрим видео, которое дает представление об этом виде катания.
Если коротко, то телемаркер входит в поворот с помощью лыжи, которую он выводит вперед. Другая лыжа, задняя, дополняет переднюю, образуя как бы одну длинную лыжу. При этом колени согнуты почти в 90 градусов. Пятка ботинок не фиксируется, как на обычных горных лыжах, а свободно двигается вверх-вниз, как на беговых лыжах. Ботинки у телемаркеров тоже “свои”, ни на что не похожие.
В общем, если я непонятно объяснил, то это не моя вина — техника у них такая замысловатая. Но если вам приглянулось данное горнолыжное направление, и вы горите желанием стать редким экземпляром-телемаркером в наших (или ваших) горах, то отправляйтесь прямо на спецсайт (telemark.ru), вас там всему научать и куда надо направят.
Сегодня большинство поклонников этого вида катаются на ски-туровских или обычных (чаще для фрирайда) лыжах. Специальных лыж для телемарка не существуют (хотя, говорят, что когда-то они были).
Замедленную съемку телемарка (можно рассмотреть ботинки) смотрите здесь.
Пример горных лыж для телемарка (советует backcountry.com) Salomon MTN Lab:
Горные лыжи для телемарка Salomon MTN LabПараметры модели (длина 176 см): 140-114-128, радиус 21 м.
Другие категории горных лыж
Виды горных лыж включают в себя и женские горные лыжи. Они отличаются девичьими расцветками, цветочками и мягкостью.
Пример женских горных лыж Atomic Cloud 8 Lithium:
Женские горные лыжи Atomic Cloud 8Параметры модели (ростовка 154): 121,5-72-97,5, радиус поворота 12,5 м.
Также в магазинах вы встретите детские горные лыжи. Это уменьшенные версии лыж для взрослых с сильно урезанным количеством технологий. Детям они не к чему, так как, в большинстве случаев, ни о какой приличной технике в детском катании говорить не приходится. Если, конечно, ваша дочка не ходит в спортивную горнолыжную школу олимпийского резерва.
Пример детских горных лыж Salomon:
Детские горные лыжи SalomonЧто твориться в горнолыжных магазинах
Теперь давайте заглянем в наши основные горнолыжные магазины и посмотрим, на какие разделы разбиты горные лыжи на их сайтах.
Если кликнете на название магазина, то попадете в раздел горных лыж в соответствующем магазине.
Спорт Марафон
- Трассовые
- Для фрирайда
- Race
- Парковые
- Универсальные
Спорт-Марафон разбил все лыжи на понятные категории, очень похоже, на те, которые мы рассмотрели. По всей видимости, лыж для ски-тура у них нет.
Триал Спорт
- Race Carve
- All mountain
- Freestyle
- Freeride
- Skitour
- Skiboard
В Триал-Спорте тоже все более-менее понятно, только добавлены разделы ski-board и skitour, а также названия категорий даны на английском языке.
Альпиндустрия
- Высотный альпинизм
- Горные лыжи
- Фрирайд
- Ски-тур
Тут о горнолыжниках не очень заботятся, сразу видно. В непонятной категории «Высотный альпинизм» (она встречается только в этом магазине) размещены единственные лыжи Kastle, для больших гор. Их можно было бы отнести в раздел фрирайд.
В раздел Горные лыжи свалены все лыжи для трасс — и универсальные и только для трасс. В то время как в разделе «Фрирайд» можно встретить (опять же) универсальные, парковые и для чистого фрирайда. В разделе «Ски-тур» есть как специальные лыжи для ски-тура, так и лыжи для фрирайда. Бардак.
Кант
- New School
- Carving
- Скикросс
- Сноублейды
- Спортивные
- Универсальные
- Фрирайд
- Фристайл
В этом магазине максимальное количество категорий. Например, в разделах «New School» и «Фристайл» «лежат» по паре парковых лыж и все. Зачем надо было делать две категории для одних и тех же лыж, непонятно. Вероятно, они вкладывают в эти термины свой, уникальный для магазина Кант, смысл.
Еще есть раздел «Скикросс», но он пустой, но может к началу сезона пополнится. С остальными категориями разобраться проще.
Спортмастер
- Универсальные
- Подготовленные склоны
- Фрирайд
- Спорт
- Фристайл
В Спортмастере категории похожи на разделы Спорт-Марафон и комментариев не требуют.
Заключение
Измученные, но счастливые — столько всего нового мы узнаем в каждой экспедиции — мы приступаем к всплытию. Если у вас остались вопросы или есть комментарии, дополнения, относительно причины погружения: как выбрать горные лыжи — пишите нам через нашу добрую форму обратной связи или в комментариях. Замечательного дня и скорейшей пышной Зимы!
Всплываем…, нет, одну секунду…
Если статья была полезной, а батискаф пришелся по душе, тогда подпишитесь на новые статьи и получайте горнолыжную пользу прямо на почту (никакого спама!).
blog.thepowder.ru
ВИДЫ ЛЫЖ | ВИДЫ ГОРНЫХ ЛЫЖ
Все беговые лыжи делятся на несколько типов по своему характеру и поверхности передвижения, предназначены они в основном для передвижения по равнине за счет использования сил лыжника, давайте рассмотрим, какие бывают виды лыж:
— Лыжи для классического бега
— Лыжи для конькового хода
— Лыжи сочетающие в себе все характеристики сразу (комбинированные).
КОНЬКОВЫЕ ЛЫЖИ
Коньковые лыжиКоньковые лыжи предназначены для бега по ровной и хорошо укатанной трассе без лыжни, такой вид катания напоминает в себе конькобежный спорт, при такой манере бега на лыжах очень хорошо работает весь корпус в сочетании ног и рук.
Такие лыжи как правило короче, чем обычные классические беговые лыжи, их максимальная длина достигает 190 сантиметров. Конструкция такой лыжи очень жесткая особенно в середине основания, при старте и давлении ноги на лыжу основание не прогибается и не достанет до снега, это дает хороший толчок при старте.
КЛАССИЧЕСКИЕ БЕГОВЫЕ ЛЫЖИ
Классические лыжиВ классическом стиле лыжи располагаются строго параллельно друг другу на специально построенной лыжне. Классические лыжи, по сравнению с лыжами для конькового хода, более длинные (максимальная длина 205-207 см) и мягкие, и имеют более длинный острый носок.
Меньшая по сравнению с коньковыми жесткость нужна для того, чтобы при толчке лыжа касалась снега средней частью (колодкой) и «работали» держащая мазь или насечки, тогда лыжа не будет проскальзывать назад во время толчка. В то же время лыжи для классического хода не должны быть слишком мягкими, иначе во время скольжения, колодка с держащей мазью или насечками будут препятствовать скольжению и тормозить лыжника.
КОМБИНИРОВАННЫЕ ЛЫЖИ (COMBI)
Комбинированные лыжиКомбинированные лыжи — лыжи предназначенные для катания коньковым и классическим ходом. Комбинированные лыжи имеют максимальную длину не более 192 см, а у некоторых производителей до 200 см. Производить комбинированные лыжи длиной более 200 см не целесообразно, в виду того, что при движении коньковым ходом пятки лыж будут цепляться друг за друга.
По своей конструкции комбинированные лыжи ближе к классическим лыжам из-за того, на классических лыжах все же возможно передвигаться коньковым ходом, а на чисто коньковых лыжах классическим ходом — нет, потому что из-за высокой жесткости колодки (части лыжи под ботинком) у лыжника будет отсутствовать фаза отталкивания.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЛЫЖИ BACKCOUNTRY
Туристические лыжиЛыжи для экстремального туризма (BACKCOUNTRY) предназначены для любителей лыжных походов в условиях, где нет ни лыжных трасс, ни прогулочных лыжней для спортивных, туристических путешествий различного уровня.
Отличаются повышенной жёсткостью (применяют технологию деревянный наборный клин, сэндвич и т.д.), широкой, более 59 мм, скользящей поверхностью — для передвижения по бездорожью (целине), в некоторых моделях лыжа укреплена металлическим кантом. Это сравнительно дорогие лыжи, прошедшие целый ряд специальных тестов на надежность, поскольку от их качества зависит успех похода или экспедиции, а иногда и жизнь человека, бросившего вызов дикой природе.
ВИДЫ ГОРНЫХ ЛЫЖ
Виды горных лыжТак как катание на горных лыжах сегодня довольно распространёно, то и инвентарь для этого вида спорта представлен на современном рынке в большом ассортименте. Только самих горных лыж выделают множество видов, например, по способу катания:
— для фрирайда;
— карвинговые;
— универсальные;
— спортивные;
— для фристайла.
Если говорить о лыжах, предназначенных для фрирайда, то они отличаются тем, что позволяют своему владельцу спокойно кататься в горах без наличия специальной трассы. Эти лыжи имеют более широкую талию и благодаря этому отлично скользят по склону в любых снежных условиях: будь то рыхлый снег, например. Важно знать, что такие лыжи подойдут горнолыжнику, который катается не первый год и имеет за плечами достаточный опыт катания.
Карвинговые лыжи готовы обеспечить своему владельцу отличное катание на любом горнолыжном курорте, где есть специальная трасса. Они хороши тем, что отлично входят в повороты и позволяют скользить не всей плоскостью лыжи, а на кантах.
Есть и универсальные горные лыжи, которые предназначены, как для катания по подготовленной трассе, так и по целине. Отличаются они от других видов лыж тем, что имеют среднюю ширину талии: от 68 до 80 мм. Для сравнения, у карвинговых лыж ширина талии от 63 до 68 мм, а у лыж для фрирайда – от 80 мм.
Лыжи для фристайлаЧто касается спортивных лыж, то они достаточно жёсткие, что позволяет скользить по склону горы на довольно большой скорости и при этом вписываться во все повороты. Также некоторые подвиды спортивных лыж предназначены для выполнения различных сложных трюков по ходу катания. Между собой они отличаются, в основном, боковым вырезом.
Лыжи для фристайла отличаются своими высоко загнутыми задниками и предназначены для совершения различных акробатических номеров. Естественно, такие лыжи используются для катания только в специальных парках, отведённых для этого, где есть специально созданные трамплины и бугры.
Рекомендуем для просмотра видео «Как выбрать горные лыжи».
КАК ВЫБРАТЬ ГОРНЫЕ ЛЫЖИ
Статьи по теме:
ИСТОРИЯ ЛЫЖ. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЛЫЖНОГО СПОРТА
КАК ВЫБРАТЬ ЛЫЖИ. ПРАВИЛА ПОДБОРА БЕГОВЫХ, ГОРНЫХ ЛЫЖ
ПОДГОТОВКА ЛЫЖ. ПОДГОТОВКА И ХРАНЕНИЕ ГОРНЫХ ЛЫЖ
КАК КАТАТЬСЯ НА ЛЫЖАХ. ВИДЕО УРОКИ КАТАНИЯ НА ГОРНЫХ ЛЫЖАХ
ЭКИПИРОВКА ДЛЯ ЛЫЖ. ЭКИПИРОВКА ГОРНЫХ ЛЫЖ
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
sportsfan.ru
Горные лыжи: фрирайдные, универсальные, карвинговые
03 октября 2017 | Сергей Гарибов, бренд-менеджер категории Горные лыжи
Как выбрать…
Существует не одна условная классификация горных лыж, имеющая право на жизнь. Более того, сами производители от сезона к сезону зачастую делают рокировку своих моделей, перемещают их в каталогах из одной категории в другую. Представляем условную классификацию от нашего эксперта Сергея Гарибова, которая поможет сориентироваться в разновидностях горных лыж и каталогах производителей.
Карвинговые горные лыжи
Резаный поворот в исполнении прорайдера Fischer Александра Гордеева.
Карвинговые (трассовые) горные лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (on piste). Такие лыжи повторяют геометрию спортивных лыж, однако они более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жёсткие торсионно, не такие «строгие» (то есть «прощают» некоторые ошибки), как спортивные лыжи.
Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно ширина талии трассовой лыжи находится в пределах 68-78 мм. Трассовые лыжи имеют глубокий боковой вырез — радиус поворота лыжи от 10 до 19 метров.
Что такое карвинг
Теоретически, для хорошей трассовой лыжи такая геометрия вместе с правильным распределением жёсткости лыжи обеспечивает ей лёгкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. Эта техника выполнения поворота (без бокового проскальзывания) называется «карвинг» и считается современной горнолыжной техникой. Возникла она вместе с появлением карвинговых лыж (лыж с глубоким боковым вырезом) во второй половине 1990-х. Как сейчас принято говорить, на рубеже веков в горных лыжах произошла «карвинговая революция». При катании на карвинговых лыжах горнолыжник более равномерно загружает обе лыжи в отличие от классической техники с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, лыжу. При катании на современных лыжах в среднем 60% нагрузки ид`т на внешнюю в повороте лыжу, 40% — на внутреннюю.
Переход к карвинговым лыжам привёл к нескольким серьезным последствиям:
- Упростилось первоначальное обучение горнолыжной технике, и, соответственно, выросло количество горнолыжников.
- Увеличилась средняя контролируемая скорость горнолыжников и вообще возможности лыжников на склоне и, соответственно, удовольствие от катания.
- Уменьшился отток горнолыжников в сноубординг (тут ещё сыграло роль одновременное появление широких лыж и твинтипов).
Саша Гордеев карвит на фрирайдных (!) лыжах Fischer Big Stix 122 (ростовка 190 см, радиус поворота 20 м).
Для чего нужны карвинговые лыжи
Карвинговые лыжи идеально подходят для первоначального обучения горнолыжной технике. Если человек имеет хорошие физические данные, реально настроен и хочет научиться кататься, ему надо помочь в его намерении, подобрав ему «правильные» лыжи. В каком смысле «правильные»? В таком, чтобы лыжи сами помогали ему осваивать современную горнолыжную технику — технику резаного поворота, то есть карвинг.
Трассовые (карвинговые) лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жёстком (ледянистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу.
Для начинающих и продолжающих горнолыжников карвинговые лыжи выбирают обычно на 10-20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для опытных лыжников для катания в горах большими дугами на больших скоростях выбираются лыжи в рост и выше на 10-20 см с большим (15-20 метров) радиусом поворота. На небольших склонах и частых поворотах — короткие лыжи (меньше роста) и с радиусом 10-13 метров.
Дело в том, что кроме всех вышеупомянутых классификаций, ВСЕ лыжи делятся на три больших класса:
- Лыжи, которые хорошо выполняют резаный поворот, хорошо карвят.
Это, в первую очередь, спортивные лыжи (race), экспертные трассовые лыжи, трассовые лыжи для продвинутых лыжников, иногда (лучшие) трассовые лыжи для продолжающих и начинающих лыжников. То есть эти лыжи предназначены для тех, кто любит скорость на подготовленном склоне.
- Лыжи, которые хорошо идут с боковым проскальзыванием.
Ко второму классу обычно относятся все лыжи для начинающих, для детей, для всех, кто хочет кататься на низких скоростях. Эти лыжи приспособлены для того, чтобы контролировать скорость с помощью бокового соскальзывания. В этот же класс попадает большинство фрирайдных лыж, парковые лыжи, большая часть универсальных (All mountain) лыж. Фрирайдеры и универсальные лыжники экспертного уровня, катающиеся на огромных скоростях в сложных снежных условиях тоже нуждаются в контроле скорости с помощью бокового проскальзывания.
- Лыжи универсальные по технике, то есть отлично карвят и при этом легко идут повороты с боковым соскальзыванием.
К третьему классу относится небольшое количество лучших трассовых и универсальных (All mountain) лыж и ещё меньшее количество фрирайдных лыж.
Универсальные горные лыжи (All mountain)
Автор статьи Сергей Гарибов.
Большинство лыжников хотят иметь одну пару лыж «для всего». Это нормальное желание для любого «нормального» (среднего) лыжника, чтобы во время поездки в горы на этих лыжах можно было и по трассе прохватить, и по буграм поскакать, и, если вдруг снег выпадет, за пределы трасс выбраться. Надо себе признаться, что таких лыжников — большинство. Для них производители и делают этот самый массовый класс лыж.
All-mountain / All-terrain / Allround skis — универсальные горные лыжи. Они достаточно хорошо себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, также они прекрасно ведут себя на разбитых склонах, на мягких буграх и в неглубокой целине. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям.
Ширина талии универсальных лыж обычно в пределах 78-100 мм. Радиус поворота этих лыж обычно варьируется от 13 до 21 метров. Длина универсальных лыж обычно подбирается в диапазоне рост горнолыжника +/-10 см. Класс этих лыж достаточно разнообразен, потому что само понятие универсальности каждый толкует по-своему. Для кого-то важнее поведение на подготовленном склоне, для кого-то — на буграх, поэтому достаточно сложно сформулировать общие для класса свойства универсальных лыж. Но я попробую 🙂
Ширина универсальных лыж
Ширина лыжи 78-100 мм — однозначно больше, чем у лыжи для подготовленных склонов, но меньше, чем у фрирайдной лыжи. То есть на этих лыжах легче кататься в неглубокой целине, чем на трассовых лыжах, но гораздо труднее, чем на фрирайдных. Чем больше нацеленность универсальных лыж за пределы трассы, тем шире талия. Золотой серединой для экспертных универсальных лыж я считаю талию в 86-95 мм. При такой ширине лыжи все еще достаточно легко и быстро перекантовываются, позволяя карвить, и в то же время, эта ширина вполне достаточна для катания в легкой альпийской целине.
Универсальность по технике и боковой вырез
Универсальные лыжи должны быть универсальны не только в плане поверхности, по которой предстоит кататься, но и по технике катания. То есть на лыжах должно быть легко кататься не только современной карвинговой техникой (резанные повороты), но и «классикой» (повороты с боковым проскальзыванием, контролирующие повороты, «годиль-торможение»). Для этого зачастую используется технология прогрессивного бокового выреза, который дает агрессивный вход в поворот на жестком склоне, прощающее поведение в целине и разбитом снегу.
Благодаря прогрессивному боковому вырезу лыжестроителям удалось объединить агрессивную геометрию с широкой талией. Стандартный боковой вырез является фрагментом дуги правильной окружности. Другими словами, радиус бокового выреза остается неизменным в любой его точке, от носа лыжи до ее хвоста. Это хорошо работает на лыжах с узкой талией, но становится проблемой на широких лыжах, особенно на сложном снегу.
Прогрессивный боковой вырез, в свою очередь, имеет более сложную форму — его радиус увеличивается при движении от носа лыжи к ее хвосту. В результате, благодаря уменьшенному радиусу передней части бокового выреза мы получаем уверенный и быстрый вход в поворот на жестком подготовленном склоне, тогда как увеличенный радиус задней части бокового выреза обеспечивает более прощающее поведение и менее агрессивную форму поворота, что упрощает сброс пяток в разбитом снегу и целине.
В связи с этим эти лыжи обычно хуже приспособлены для первоначального обучения новичков современной горнолыжной технике, чем трассовые модели. Новички очень боятся скорости, а универсальные лыжи провоцируют их делать повороты с боковым проскальзыванием и мешают закреплению карвинговых навыков, которые считаются базовыми в современной горнолыжной технике. Гораздо проще научиться сначала карвингу, а потом освоить «классику», чем наоборот. Я хочу сказать, что обычно хорошие универсальные лыжи предназначены для уровня не ниже продолжающих и продвинутых лыжников.
Радиус поворота
Радиус поворота средний, наиболее распространен радиус 15-16 метров. Больше, чем на слаломных лыжах, но меньше, чем на лыжах для слалом-гиганта или фрирайда.
Рокер на универсальных лыжах
В последнее время на всех лыжах (в том числе и на карвинговых) используется технология рокер. На универсальных лыжах он тоже обычно используется для того, чтобы увеличить проходимость, стабильность лыж при езде по разбитым склонам и плавучесть лыжи при выезде в целину.
В чем же отличие рокера на универсальных лыжах? Ответ прост: на универсальных лыжах зона раннего подъема носка короче, чем на фрирайдных лыжах (обычно не превышает 300 мм, на фрирайдных лыжах легко достигает 500-700 мм) и высота подъема носка меньше, чем на фрирайдных лыжах. Рокер на универсальных лыжах бывает как передний (Tip Rocker), так и двойной (Double Rocker), реже используется низкопрофильный полный рокер (Full Rocker Low использует Volkl в своих All mountain лыжах).
Для чего нужны универсальные лыжи
По большому счёту, All-mountain лыжи можно охарактеризовать двумя словами: лыжи идеально подходят для разбитых склонов (Чегет, Домбай, Альпийские курорты после 13:00 по среднеевропейскому времени).
Лыжи для фрирайда
Руководитель отдела маркетинга компании Fischer Александр Каниовский на фрирайде в Заальбахе.
Фрирайд (англ. Freeride) — катание на горных лыжах или сноуборде вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности горных лыж и сноуборда. Вместе с тем, внетрассовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например, возможность схода лавин. Новичкам не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует иметь определенные навыки владения техникой катания.
Статья по теме
Лыжи для фрирайда: история, виды и технология рокер
Об автореСергей Гарибов
|
Фотографии из личного архива Сергея Гарибова.
Статья впервые опубликована в ноябре 2014, обновлена в октябре 2017.
alpindustria.ru
Гид по горным лыжам для начинающих: конструкция, характеристики и основные понятия
22 октября 2014 | Андрей Воропаев
Как выбрать…, Советы и инструкции
В статье рассмотрены базовые моменты, которые помогут начинающим лыжникам разобраться в устройстве и характеристиках горных лыж и правильно выбрать нужную пару.
Для начала коснемся общих представлений о подборе горных лыж. На сегодняшний день лыжи достаточно разнообразны по форме и геометрии — вы оцените это по достоинству, посетив любой из специализированных магазинов. Но каким бы ни было предложение, в любом случае существуют общие моменты при выборе лыж, как по части катающегося (место катания, уровень лыжника и его рост-вес), так и по части самих лыж (геометрия и жесткость). Определившись с ними, можно из общего числа моделей выбирать что-то более конкретное.
Важно понимать еще одну вещь, правила правилами, но они не обязательны к исполнению на все 100%. Начинающим стоит выбирать более-менее универсальные лыжи.
Итак, при любых условиях высоким людям лучше подойдут длинные лыжи, нежели короткие, мягкие — лыжникам среднего веса, жесткие — людям с хорошей физической подготовкой либо весом выше среднего. Узкие лыжи по законам физики обязательно будут зарываться в снегу либо разбитом склоне, а управлять широкими новичку в большинстве случаев будет крайне тяжело. Эта теория несложна и понятна в исполнении.
Так на какие характеристики и особенности конструкции стоит обращать внимание начинающему лыжнику с учетом вышесказанного?
Конструкция горных лыж
Кэмбер — классический прогиб
Так называется уже давно ставшая классической технология прогиба лыжи. Ее и технологией-то назвать язык не поворачивается. Возьмите любую из имеющихся лыж, покрутите ее, приложите скользяком ко второй, оцените в продольной плоскости. И если увидите, что лыжа в центре имеет прогиб вверх, который на склоне придется продавливать обратно своим весом — вы обнаружили первый элемент конструкции. Кэмбер — классический прогиб — необходим для равномерного распределения вашего веса по всей длине лыжи при прохождении дуги поворота и перекантовке. Он позволяет добиться стабильности при наличии хорошей скорости в дуге, адекватен на подготовленных склонах, на «льду», в условиях укатанных склонов.
Кэмбер, в той или иной степени, присутствует на большинстве трассовых лыж, даже самого высокого уровня — race или спортцех, есть он также и на лыжах-универсалах. Более выраженный прогиб будет свойственен слаломным лыжам — при частой перекантовке он дает необходимую мягкость снаряду, менее выраженный — скоростным лыжам для слалом-гиганта, где техника катания несколько иная. Очевидно, что кэмбер продавливается на жестком склоне, а на глубоком снегу надобность в нем уменьшается или совсем отпадает.
Рокер — обратный прогиб
А вот потребность в рокере на глубоком снегу появляется и только растет. Несмотря на то, что современный производитель ставит эту технологию уже и на трассовые лыжи, делая из них настоящие универсалы, а в исключительных случаях и на лыжи для гиганта, рокер в первую очередь необходим там, где важны вход и выход из дуги, а удержание в ней вторично. Такие условия соблюдаются на разбитых склонах, буграх и глубоком или нетронутом снегу.
Рокер пришел в горные лыжи сравнительно недавно из мира серфинга, где отвечал и отвечает за всплытие доски из воды. Аналогия со снегом (тот ведь тоже по сути вода) достаточно очевидная. Возьмите лыжную пару, приложите скользяками друг к другу и посмотрите на них в продольной плоскости. При наличии рокера вы увидите, что носки лыж сравнительно рано расходятся друг от друга, а если лыжи придавить в районе креплений, то заметите, как это расхождение начнется еще ближе к центру. Места, где металлические канты соприкасаются, тоже сдвинутся к центру — уменьшится рабочая длина лыжи. При такой технологии лыжа раньше вгрызается в дугу, лучше проглатывает неровности, и, что главное, всплывает на «мягком» склоне. Поворот, вернее, вхождение в поворот, становится быстрее, как и выход из дуги.
Рокер тоже бывает и еле видимым или гигантским — когда лыжи, положенные на скользяк, буквально качаются на ровной поверхности. Такой рокер вы увидите только на широких лыжах для фрирайда, где он может достигать 25% от общей длины. Как правило, на таких лыжах, а также моделях а-ля фристайл рокер бывает обоюдным, вплоть до того, что обладает одинаковыми параметрами. Называется он twin-tip. Такие лыжи с загнутыми носком и загнутым хвостом способны выбираться из самого глубокого снега и могут позволить своему хозяину приземляться после прыжка спиной вперед, выполняя так называемый бэкфлип (backflip).
Можно отметить, что в современных горнолыжных технологиях слово «рокер» стоит на первом месте. Сегодня все основные работы по улучшению поведения лыжи ведутся именно с рокером. Каждый производитель пытается привнести в эту технологию что-то свое: ранний рокер (early rising rocker), параболический рокер (parabolic roker), рокер-amphibi, когда лыжи становятся строго правой и левой, и даже рокер из композитных облегченных материалов.
Рокер / кэмбер
Лыжи с таким профилем объединяют в себе традиционный прогиб кэмбер под креплениями и ранний подъем носков, заимствованный из лыж с рокером. При такой конструкции у лыжи передняя точка контакта сдвигается ближе к центру, а задняя остается в районе хвоста, как у классических кэмберовых лыж.
Все это позволяет лучше себя чувствовать в глубоком снегу или на разбитой трассе, при этом сохранятся контроль над лыжей, в случае если вес катающегося сдвигается назад, оказывая большее давление на хвосты. С каждым годом все больше и больше моделей лыж получают такой профиль. Данный профиль особо не позволит кататься в свитче (спиной вперед), но он предоставит больше возможностей тем, кто готов заряжать на пухляке и при этом не хочет расставаться с более-менее подготовленными склонами.
Рокер / кэмбер / рокер
Лыжи с подобным прогибом будут вести себя игриво и всплывать, но наряду с этим позволят сохранить контроль, присущий лыжам с кэмбером. Точки контакта со склоном у такого профиля будут стремиться к середине, но в отличие от лыж с полным рокером никогда не окажутся в непосредственной близости от района креплений. Кэмбер в середине гарантирует стабильность в дуге на укатанном снегу, в то время как рокер все так же будет отвечать за уверенное всплытие и раннее инициирование поворота.
Такие лыжи достаточно универсальны: они всепрощающие для новичков, верткие и поворотливые для любителей парка и непотопляемые для любителей фрирайда и паудера.
Сегодня большинство производителей предлагают огромное число вариаций на тему подобного профиля, помогая катающимся одними такими лыжами решить несколько проблем разом.
Рокер / флэт / рокер
Данная конструкция — еще одна вариация на тему рокера, призванная улучшить сцепление лыжи с более жестким склоном, при этом лыжа по-прежнему уверенно всплывает в снегу. Это что-то промежуточное между кэмберовой и полностью рокеровой конструкциями лыжи.
Так что же лучше? Решать, в любом случае, лыжнику. Но принято полагать, что кэмбер все же отвечает за хватку кантов на жестком или скоростном склоне, а рокер позволяет всплывать на снегу или разбитом склоне, помогая делать поворот раньше и увереннее. Также считается, что для новичков рокер может быть сравнительно лучшим решением, нежели кэмбер. Но и продвинутым катальщикам рокер поможет на рыхлом снегу почувствовать свою скорость.
Талия, или боковой вырез (side cut)
Теперь давайте посмотрим на лыжу не сбоку, а сверху. Все могут представить себе, как с этого же ракурса выглядит обычная беговая лыжа: довольно-таки ровная и прямая геометрия с уменьшением ширины в носке и хвосте. С горными моделями история абсолютно противоположная.
Из-за уменьшения ширины в центре и увеличения в передней и задней частях появляется талия, создается ощущение, что лыжу обрезали по бокам. Все потому, что принципы работы такой лыжи на спуске требуют от нее совсем иной геометрии. Такая лыжа не должна двигаться по прямой, иначе снаряд станет неуправляемым. Местом приложения всех сил у нее является металлический кант, а не скользяк или база. Кант, сведенный при нагрузке лыжи весом катающегося в дугу, входит в сцепление со склоном именно по линии этой дуги. Таким образом горнолыжник получает возможность контролировать скорость спуска путем изменения формы и длины этой дуги. И именно боковой вырез позволяет ему производить эти манипуляции уверенней и быстрей.
Осознание этого факта пришло сравнительно недавно, лет 30 назад. Тогда и появились первые карвинговые лыжи для резаных поворотов без проскальзывания, а вместе с ними сформировалась сама техника их выполнения — карвинг, обучение которой стало даваться легче все большему числу катающихся. Можно сказать, что произошла настоящая революция.
Практически у любых горных лыж есть талия, более выраженная или еле заметная. Чем больше она выражена, тем податливей будет лыжа в поворотах, с такой лыжей легче учится своим первым спускам.
Наоборот обстоит ситуация с лыжами, у которых талия отсутствует или не выражена. Здесь от лыжника требуется мастерство: акценты смещаются с простого катания на кантах в сторону правильной загрузки лыжи, умения попеременно «сбрасывать» и нагружать носки и пятки. Скорость с такими лыжами только растет.
Значение бокового выреза, как правило, всегда указывают на самой лыже. Например, 125-80-105, где 125 — ширина носка, 80 — ширина талии, 105 — ширина хвоста. И если второе значение стремится по своей величине к первому и третьему, то боковой вырез или талия будут уменьшаться.
Прогрессивный боковой вырез (progressive side cut) — одно из последних слов в данной технологии. В целом это маркетинговый термин, и у каждого производителя данная техническая фишка имеет свое собственное название. Технология имеет по большей части отношение к лыжам с широкой талией, где применение традиционного, правильного (в виде арки) бокового выреза не стало панацеей. Лыжи были тяжелыми в управлении, особенно на сложном снегу. У моделей с прогрессивным боковым вырезом радиус уменьшается от хвоста к носку, что способствует уверенному и быстрому входу в поворот на разбитом склоне, но облегчает выход из него при сбрасывании пятки. А вот что такое радиус?
Характеристики горных лыж
Радиус поворота
Это не технология, а величина, проистекающая из технологии бокового выреза.
Выполняя на склоне правильный резаный поворот, лыжник накладывает свою дугу на виртуальную окружность, а у любой окружности есть свой радиус. Чем больше окружность, тем больше радиус и, соответственно, тем длиннее дуга, а значит выше скорость. Радиус увеличивается, если то самое второе число из параметра 125-80-105 растет. Возьмите приталенные лыжи (слаломные) и вы увидите, как дуга уменьшилась, а вместе с ней и радиус.
Величина радиуса R всегда указывается на лыжах (например, R-13). Для слаломных моделей она держится в пределах 10-13 метров, универсальных или all-mountain — 13-17 метров. Все, что больше 18 метров, представляет собой класс экспертных лыж, лыж для слалом-гиганта с его запредельными скоростями или для фрирайда, катания вне подготовленных трасс, где правило резаного поворота выполняется не всегда.
По общему мнению, для новичков радиусы в пределах 12-15 метров являются оптимальными на первых порах. Малые радиусы требуют активной работы по перекантовке, большие небезопасны.
Рабочая длина лыжи
На верхней крышке лыжи, там, где нанесен рисунок, помимо него вы увидите ряд чисел. Это габариты и радиус лыжи. Но такой параметр, как рабочая длина, вы там вряд ли найдете, потому как это непостоянная величина, которая изменяется всякий раз, когда вы делаете новый поворот и загружаете по-новому лыжу.
Рабочая длина лыжи всегда меньше общей длины. Это та длина снаряда, вернее его канта, которая приходится на соприкосновение со склоном. При пиковой нагрузке на лыжу, в момент, когда вы только начинаете выходить из дуги поворота, она максимальна, при закантовке новой дуги она минимальна и позволяет быстрее цепляться за склон.
На ее величину влияет несколько факторов: наличие рокера / кэмбера, их соотношение, геометрия лыжи и жесткость (говоря по-простому, мягкая или жесткая лыжа). Надо понимать, что чем больше рабочая длина лыжи, тем сравнительно больше усилий потребуется для прохождения дуги.
Как подобрать правильную длину лыж?
Правда в том, что не существует никаких чудесных формул для определения идеальной длины лыж для конкретно взятого лыжника. Хорошей отправной точкой будут такие моменты, как вес и рост, но, к сожалению, этим все не ограничивается. Существует достаточно много дополнительных факторов для корректного выбора лыж и их длины. Уровень катания, поверхность и вид склона, собственные пожелания и устремления — это далеко не весь список. Общим правилом выбора длины будет минус 10-15 см от вашего роста. Продвинутые и лыжники-эксперты могут брать и в рост, а порой и слегка выше головы.
Длина лыж (см) | Рост лыжника (см) |
130-145 | 140-149 |
135-150 | |
135-155 | 150-159 |
145-165 | |
150-170 | 160-169 |
155-175 | |
160-180 | 170-179 |
165-185 | |
170-190 | 180-189 |
175-195 | |
180-200 | >190 |
В дополнение к этой таблице приведем еще ряд причин для того, чтобы выбрать лыжи короче или длиннее. Короткие лыжи будут более маневренными и игривыми, но не будут такими стабильными на большой скорости, как длинные. Карвинговые лыжи с узкой талией и маленьким радиусом могут быть сравнительно более короткими, чем лыжи категории All-Mountain и Фрирайд. Лыжи с рокером легче поворачиваются и, в целом, более комфортны, нежели чем с кэмбером.
Причины выбрать лыжи короче:
- Вы новичок или лыжник среднего уровня.
- Ваш вес меньше среднего среди людей такого же роста.
- Вам нравятся быстрые и короткие повороты.
- Вы хотите «карвить» (резать правильные дуги) только на кэмбере, безо всякого рокера.
Причины выбрать лыжи длиннее:
- Вы катаетесь быстро и агрессивно.
- Ваш вес выше среднего среди людей такого же роста
- Вы планируете много кататься вне трассы.
- Вы планируете кататься на лыжах твин-тип.
- Вы хотите иметь лыжи с полным рокером.
Важно помнить, что разные производители по-разному могут измерять длину собственных лыж, поэтому на деле одинаковые размеры порой слегка отличаются.
Жесткость
Не последнее место при выборе лыж занимает жесткость. Лыжи при одинаковой геометрии, но разной жесткости будут иметь различный уровень работы на склоне: поменяется радиус, изменятся требования к мастерству лыжника. Все это также скажется и на их цене.
Принято говорить о продольной (динамической) и торсионной (на скручивание) жесткости. Первая отвечает за поглощение ударов, обработку бугров, вторая удерживает кант и препятствует сносу лыжи. При одинаково мягких продольной жесткости и торсионке будет легче кататься на малых скоростях и по целине. Более твердый склон потребует увеличения обоих видов жесткости.
Жесткая лыжа по определению более импульсивная и не оставит времени подумать о перекантовке, если лыжник зазевается. Мягкая лыжа такие моменты прощает, но при увеличении скорости начинает беспричинно тормозить, вываливается из дуги и, в целом, перестает приносить удовольствие. Жесткие лыжи дороже и более требовательны к физической подготовке лыжника. На их цену влияют в первую очередь материалы, используемые для придания флекса (жесткости) без потерь в весе. Это металлические (титаналовые) пластины, сетки из карбона, а также количество и порядок слоев из них.
Важно и то, как жесткость распределяется по длине лыжи. Скоростные и агрессивные модели для спортсменов будут иметь равномерно распределяющуюся по всей длине торсионную и продольную жесткость. Лыжи для фрирайда, фриски (freeski) и парка будут иметь изменяющуюся жесткость в разных участках лыжи. Как правило, это мягкий носок и жесткий хвост либо обоюдно мягкая лыжа, например, для выполнения фристайловых трюков.
Определение жесткости — процесс субъективный. Поставьте лыжу вертикально или под небольшим углом, возьмитесь одной рукой за носок, а второй с силой надавите на площадку в районе крепления, при этом задник должен упираться в пол. Если вы интуитивно чувствуете, что лыжа податливая и охотно прогибается под давлением руки, то, скорее всего, она мягкая. Однако существуют лыжи, которые вначале гнутся хорошо, а потом наступает момент их полного залипания, когда требуется куда большее усилие. Так вы определяете продольную жесткость.
Торсионную необходимо выяснить не только путем давления на скручивание, но и поверхностным осмотром лыжи: присутствуют ли на боковой стенке лыжи тонким слоем лист металла, есть ли специальная дека под креплением, придающая жесткость снаряду. Как правило, более жесткая лыжа за счет всевозможных усилений сравнительно тяжелее, но не намного. В названии жестких лыж может присутствовать слово Titanal, либо его сокращение Ti.
Общим замечанием будет то, что начинающим лыжникам потребуются мягкие лыжи, вне зависимости от того, где и как в будущем они намерены кататься. Успех тренировок, если таковой преследуется, зависит как от поэтапности овладения техникой катания, так и от перехода от более простого снаряжения к сложному.
Технологии сердечника
Сердечник современных горных лыж в разрезе представляет из себя настоящий бутерброд из различных материалов. Общий принцип данной конструкции — достижение требуемых показателей по жесткости, упругости и виброгашению. Здесь есть где разгуляться производителю в применении собственных технологий и изобретений. На сегодняшний день существует как минимум три вида такого сердечника: кэп, полукэп и сэндвич.
Самый дешевый в производстве и одновременно самый мягкий в продольной и торсионной жесткости — кэп. На недорогих моделях в его составе дерево, как правило, отсутствует и основная нагрузка ложится на крышку из стекловолокна. Под этой крышкой зачастую находится пенный сердечник.
Полукэп уже средняя мера. Здесь под грузовой площадкой (под креплением) появляется конструкция, напоминающая сэндвич. В этом месте лыжа будет иметь приемлемую жесткость в торсионном отношении. Полукэпы тоже бывает как с добавлением дерева, так и без него.
Самой жесткой конструкцией будет сэндвич. Посмотрев на боковую стенку лыжи, вы действительно можете увидеть что-то напоминающее сэндвич. Это набор из уложенных определенным образом материалов, склеенных друг с другом и усиленных, если требуется, посредством металлических пластин или карбоновых сеток. В таких конструкциях всегда в самом сердечнике присутствует дерево, поскольку только оно до сих пор остается лучшим материалом, способным придавать всей конструкции высокую торсионную мощь. Металлические пластины (алюминиевые сплавы иногда с добавлением титана) отвечают за продольную жесткость, карбон не позволяет лыже вибрировать при сильных нагрузках. Все лыжи верхнего уровня вне зависимости от назначения будут представлять из себя сэндвич-конструкцию по всей длине. Она может быть прикрыта сверху пластиковой крышкой, создавая иллюзию кэпа, но зачастую покупатель может видеть профиль лыжи, не прибегая к изучению каталога.
Также важную роль играет строение боковых стенок (side walls) лыжи. Как правило, стенки перпендикулярны скользяку, но иногда расположены и под некоторым углом.
Теперь от вопросов конструкции перейдем к характеристикам, связанным уже не с лыжами, а непосредственно с лыжником.
Уровень катания
Стоит признать, что подход к оценке уровня катания в наши дни несколько изменился за счет технологического роста современных горных лыж. Так или иначе, для новичков выбор горных лыж сегодня шире, чем когда-либо.
Начинающий/Продолжающий
Под эту категорию попадают те, кто только начал кататься, и те, кто работает над связыванием мягких и плавных поворотов на трассе. Типичные характеристики лыж для начинающего лыжника: мягкий флекс, узкая талия, сердечник из пены или мягкого дерева, кэповая конструкция лыжи. Идея в том, чтобы использовать лыжу, которая легко поворачивается и прощает многие ошибки. Добавление рокера в носке и пятке только упрощает инициирование поворота.
Продолжающий/Продвинутый
В эту категорию попадают большинство лыжников на склоне, вне зависимости от того, любят ли они карвить по отратраченным трассам или распахивать пухляк во фрирайде. Здесь лыжи, как правило, шире, чем в предыдущей категории, с хорошим деревянным сердечником, конструкцией типа сэндвич. В зависимости от своего назначения, такие лыжи могут быть либо с полным кэмбером либо с таким же рокером, а могут совмещать и то и другое.
Продвинутый/Эксперт
Независимо от типа склона лыжи этой категории предназначены для агрессивных и опытных лыжников. В них вы часто будете находить слои титанала, карбона, бамбука и прочих материалов, дающих лыже наилучшие скоростные характеристики. Экспертные лыжи будут одинаково жесткими как в продольном, так и в торсионном отношении, и поэтому на малых скоростях покажутся сложными и негнущимися.
Где катаемся?
Сразу хотелось бы отметить, что на сегодняшний день границы между типами лыж достаточно размыты, поэтому некоторые из них уверенно подпадают под более чем одну категорию склона.
Универсальные или All-Mountain
В соответствии с названием мы имеем дело с лыжами, предназначенными для как можно большего количества самых разных склонов.
Тяжелые трассы с укатанным снегом и льдом, бугры, нетронутый снег-пухляк, а также все, что расположилось между этими категориями. Совсем необязательно, что где-то они будут вести себя мастерски и великолепно, но по крайней мере позволят вам чувствовать себя уверенно практически повсеместно. В этом их основное достоинство — служить универсальным снарядом для разных типов склона, быть одной парой лыж на все случаи жизни.
Все универсалы имеют талию от средней до средне-широкой, что-то в диапазоне от 80 мм до 110 мм. Ключ к выбору талии — решить для себя, на каких склонах придется проводить бОльшую часть времени. В конструкции могут быть применены одинаково и рокер, и кэмбер, и флэт. Радиусы, как правило, от 17 метров.
Паудер-лыжи (powder)
Эти лыжи предназначены для powder-days. Если вы ищите склады нетронутого снега где-то в стороне от трассы либо далеко в стороне от цивилизации, это то, что вам нужно для банального «не утонуть».
Талия здесь самая широкая среди всех лыж — от 110 мм. Ко всему прочему добавляется приличный рокер и несколько мягкий флекс. Такие лыжи могут иметь по-своему уникальную геометрию, когда носок и хвост лыжи далеко не самая широкая часть лыжи, то есть присутствует обратный боковой вырез (inverse side-cut). Говорить о радиусе в таком случае не приходится. Но все же надо отметить, что большинство паудеровых лыж сегодня являются ни чем иным, как просто очень широкими универсалами. Для продвинутых лыжников.
Биг-Маунтин (Big-mountain)
Лыжи, созданные для больших линий и эйров (прыжков) и, как следствие, для больших скоростей в горах с нетронутым снегом. Талия — от широкой паудеровой до сравнительно узкой универсальной. Отличает такие лыжи высокий флекс, приличный рокер спереди и небольшой сзади. Лыжи для продвинутых и экспертных катальщиков.
Рэйсовые лыжи
Это лыжи для больших гор. И для таких же больших скоростей. Если вам знакомы такие имена, как Херман Майер, Ивица Костелич или Боде Миллер, то знайте, что они катаются (или когда-то катались) очень быстро именно на рэйсовых лыжах, правда штучных партий (цеховые).
Слалом-гигант, скоростной спуск — основные их дисциплины. При таких скоростях лыжник выписывает на склоне огромные линии и дуги с минимальным радиусом в 25-28 метров. Все лыжи имеют узкую талию, профиль кэмбер, а вот рокера может и не быть. Жесткость лыж предельная. Для того, чтобы погасить сильнейшую вибрацию, в таких снарядах всегда есть место для всевозможных усилений в виде титанала, карбона и бамбука. Требовательны к степени подготовки склона. Это лыжи для экспертов.
Карвинговые лыжи
Сегодня это самая продаваемая категория лыж в мире. Несмотря на то, что эти лыжи произвели в свое время революцию в горнолыжном спорте, сегодня они уже считаются классическими.
Подходят тем, кто предпочитает классические резаные дуги на подготовленном склоне. Лыжи имеют узкую талию (до 78 мм), широкие носок и пятку и небольшой радиус поворота (до 15 м). На них учатся своим первым спускам на склоне — при соответствующей мягкости они всепрощающие.
Лыжи для парка и пайпа
Это фристайловые лыжи для любителей попрыгать и что-то поисполнять на склоне в специально отведенном месте — парке. Прыжки, джиббинг, рэйлы, кикеры — понятия, имеющие отношение к этим лыжам.
Раньше, когда фристайл только вставал на ноги, подобным лыжам достаточно было иметь профиль кэмбер, узкую талию и слегка загнутые концы (твин-тип). Сегодня же применяются различные геометрии и комбинации профиля рокер / флэт / кэмбер, игры с жесткостью, улучшения твин-типов. Лыжи имеют усиленный кант, предназначенный для частых встреч с металлом кикера и рэйл.
Ски-тур, бэккантри лыжи
Это лыжи с явным туристическим акцентом, предназначенные, помимо спусков, еще и для самостоятельного продолжительного подъема на вершины.
Они, как правило, легче большинства лыж остальных категорий. У них средняя талия в 80-110 мм, наличествует рокер, средняя жесткость, применены различные технологии к креплениям (незафиксированная пятка) и ботинкам (более мягкие и теплые). Для подъема вверх к таким лыжам повсеместно крепится камус — лента из ворсистых материалов, препятствующая проскальзыванию. В глубоких зимних снегах используются более широкие модели, для весенне-осенних историй с неглубоким или уплотнившимся снегом можно использовать лыжи и поуже.
Стоить отметить, что это направление с каждым сезоном получает все большее распространение, ассортимент лыж для ски-тура / бэккантри только растет. Любители гор и снега все чаще отдают им предпочтение по той простой причине, что именно такие лыжи дают большую независимость в выборе маршрута и способа передвижения.
Женские лыжи
В ряде перечисленных категорий (универсалы, карвинг) присутствуют лыжи для женщин. На общем фоне в магазине их несложно обнаружить, благодаря нанесенным рисункам и принтам. Ко всему прочему надо добавить, что они немного меньше, Уже и сравнительно легче мужских версий. Достигается это за счет использования более легких и дешевых сердечников и материалов. В целом, это лыжи для начинающих. При качественном росте любительницам горных лыж придется переходить на «мужские» модели.
комментарии к статье
alpindustria.ru
Классификация лыж, виды горных лыж
Зима как всегда придёт неожиданно, а выражение «Готовь лыжи с лета» всегда было актуальным.
Поэтому если вы еще не приобрели лыжи для катания – самое время задуматься над этим и купить лыжи, крепления, лыжные ботинки и палки. Особенно если Вы живете в северных широтах.
Однако, прежде чем принять решение купить лыжи, следует разобраться, какие лыжи вообще существуют, и для каких целей вы желаете купить лыжи.
СОДЕРЖАНИЕ (нажмите на кнопку справа):
Категории лыж
Сегодня наиболее популярным стало занятие горнолыжным спортом, наравне со сноубордингом. Однако, лыжи делятся намного категорий, и горные лыжи всего лишь одна из них.
Беговые лыжи
Первыми в мире появились беговые лыжи.
Еще в очень древние времена охотники использовали подобие современных лыж – тонкие доски, привязанные к ботинкам – для добывания еды зимой, для более легкого передвижения по снежным насыпам.
Беговые лыжи предназначены больше для передвижения по плоской поверхности, беговые лыжи плохо подходят для продолжительного спуска с гор и длинных склонов.
Горные лыжи
Другим большим подвидом лыж являются горные лыжи.
Горные лыжи используются в большинстве случаев в спорте, в отдыхе в зимнее время в горах, в альпинизме.
Таким образом, лыжи делятся на две больших категории – беговые лыжи и горные лыжи.
Рассмотрим более детально каждую из категорий.
Более подробно
Беговые лыжи.
Беговые лыжи несколько десятилетий назад изготавливались сугубо из дерева. Первые лыжи также были изготовлены из деревянных брусьев. В наше время новым видом беговых лыж стали пластиковые лыжи беговые.
Соответственно, беговые лыжи делятся на два подкласса:
- Деревянные;
- Ппластиковые.
Деревянные лыжи отходят в прошлое, но их часто можно встретить на просторах СНГ.
Пластиковые беговые лыжи используются в профессиональном спорте, в занятии фитнесом любительскими прогулками на беговых лыжах.
Пластиковые беговые лыжи с вою очередь делятся на пластиковые лыжи с засечками и лыжи без засечек.
Пластиковые беговые лыжи с засечками помогают лучше упираться лыжами в снег, благодаря чему устраняется возможность проскальзывания лыжи. На пластиковых беговых лыжах с насечками ходят классическим стилем.
Пластиковые лыжи без насечек используются как для классического стиля передвижения, так и для конькового стиля катания на лыжах.
Горные лыжи
Горные лыжи разделяются на большинство подвидов:
- Карвинговые горные лыжи;
- Спортцех;
- Лыжи для фрирайда;
- Скиборды.
Также горные лыжи делятся по классам – класс А, класс В, С и класс D.
Главным отличием между горными лыжами этих классов является их сфера применения и цена.
Занятие горнолыжным спортом приобретает все большую популярность в наше время. Поэтому покупка горных лыж становиться все более актуальной.
В настоящее время на продажах горных лыж и на услугах их проката на горнолыжных курортах зарабатываются миллионы долларов и с каждым годом данные цифры только растут.
Удивительный полет на горных лижах — фрирайд.
А широкий выбор горных лыж на рынке только способствует возрастанию указанных выше денежных оборотов и позволяет купить горные лыжи по низкой цене, удовлетворяющие любые запросы.
Оцените статью
skiings.ru