Кто изобрёл парашют: история создания парашюта
Древние записи свидетельствуют, о попытках людей спускаться с башен, деревьев и скал при помощи различных приспособлений, напоминающих зонт. К сожалению, подобного рода попытки заканчивались увечьем, а иногда даже смертью. Но мечта покорить небо не давала покоя человеку, или если не летать, то хотя бы не так быстро падать…
Первые теоретики
В XIII веке Роджер Бэкон — английский философ и испытатель, в своих работах писал о возможности опираться на воздух при использовании вогнутой поверхности. Но сама идея создания парашюта пришла Леонардо да Винчи, в его работах — 1495 г., упоминается о возможности безопасного спуска с высоты.
В чертежах, датируемых 1843 годом, красуется пирамидальная конструкция будущего небесного купола. Леонардо да Винчи писал: «Если у человека есть шатёр из накрахмаленного полотна шириной в 12 локтей и вышиной в 12, то он сможет бросаться с любой высоты, без опасности для себя». Таким образом, по расчетам Леонардо, парашют должен был иметь площадь 60 м² – цифра довольно близка к современным стандартам.
Однако идею свою в жизнь итальянец не воплотил: в те времена, аристократы и прочие прожигатели жизни не находили удовольствия в прыжках в пропасть со скал с шатрами за спинами, они предпочитали войны. И чертежи парашюта легли на пыльные полки итальянских библиотек. Еще одним теоретиком, развивавшим идею полетов под шатрами и куполами, был итальянец с весьма говорящим именем Фауст Веранчино, который подробно описал аппарат, подобный изобретению своего знаменитого земляка. В своей работе он уточнил, что объем купола должен быть соотнесен с весом прыгающего. Однако еще долго разработка его никому не была нужна.
Практические попытки и авторы
Спустя 200 лет появились первые желающие спрыгнуть с башни или скалы и остаться при этом живым. Вот только абсолютно точно назвать, кто изобрел парашют, невозможно, слишком многие претендуют на авторство. Здесь и итальянцы, и чехи с венграми. Однако история предпочитает называть француза Луи Ленормана.
Точно известно, что дал парашюту его название француз Луи Себасьтян Ленорман, его же принято считать официальным изобретателем парашюта в современном понимании. Первый прыжок отчаянный изобретатель совершил 26 декабря 1783 года. Ленорман совершил прыжок с башни обсерватории в городе Монпелье, о чем свидетельствует гравюра того времени. Он и дал современное название изобретению, этимология которого предельно проста: «пара» означает «против», а «шюте» — «падение».
Первым же, кто опробовал изобретение Леонардо, был француз Лавен в начале XVII века. Двигала им вовсе не жажда адреналина, а жажда свободы – он был заключенным одной из неприступных французских крепостей, и решил сбежать. Сшив парашют из простыней, дополнив конструкцию китовым усом и веревками, смельчак спрыгнул с крепостной стены вниз, в реку, и приводнился вполне удачно и завершил свой побег.
В следующий раз прыжок с прототипом парашюта совершает приговоренный на смерть Жан Думье: в качестве казни должен был испытать новое изобретение, летающий плащ профессора Фонтанжа. Спрыгнув с высокой башни, Жан остался жив, и, в качестве награды, ему даровали жизнь и свободу.
Затем мода на воздушные шары дала толчок к новому витку развития парашютов, ведь теперь было, откуда падать. Тут и появился уже упомянутый нами Ленорман, который совершил свой исторический прыжок на парашюте, очень напоминающем по конструкции современный. Начинал Ленорман с попытки безопасного прыжка с первого этажа и двух раскрытых зонтиков, потом пускал в полет на парашюте различные предметы и животных.
Однако практического применения парашюты опять не нашли – в корзинах воздушных шаров крепить их было совершенно неудобно. Да и они имели существенный недостаток: при снижении парашюта купол сильно раскачивался. Разобраться с этим смогли лишь в девятнадцатом веке англичане: они экспериментальным путем выяснили, что парашют должен иметь форму конуса, в полостях которого образуется пространство разреженного воздуха, а при разности давлений на парашют сверху и снизу существенно замедлится и его падение. Правда, ученый Кокинг, сделавший это открытие, на своем же парашюте и разбился насмерть. Тогда другой англичанин – Лаланд – додумался сделать в куполе парашюта небольшое отверстие для обратного хода воздуха, что позволит уменьшить разность давлений и спасти жизнь парашютисту. Во многих современных системах парашютов это отверстие используется и в наши дни.
Необходимость парашютов в авиации
В XX веке, начинает бурно развиваться авиация, и парашют становится жизненно необходимым. Но существовавшие в те времена парашюты были излишне громоздкими, и в самолеты банально не помещались. Первый парашют для авиации создал наш соотечественник, Глеб Евгеньевич Котельников.
Купол нового парашюта был круглый, а крепился он на летчике в специальном железном контейнере. На дне контейнера находились пружины, которые и выталкивали парашют при необходимости. Для применения механизма в действие, как и сейчас, используется кольцо. Вскоре свое изобретение Котельников зарегистрировал и назвал его «ранцевый парашют свободного действия». Вскоре металлический ранец был заменен на мягкий ранец. Так родился современный парашют.
Похожие статьи
Кто изобрел парашют
Как прозрения Леонардо да Винчи воплотились в бессмертной конструкции русского актера-изобретателя Глеба Котельникова
Когда изобретение доведено почти до совершенства, когда оно доступно практически любому человеку, нам кажется, что этот предмет существовал если не всегда, то издавна. И если, скажем, по отношению к радио или автомобилю это не так, то по отношению к парашюту — почти так. Хотя то, что называется этим словом сегодня, имеет совершенно конкретную дату рождения и совершенно конкретного родителя.
Первый в мире ранцевый парашют с куполом из шелка — то есть такой, какими пользуются и по сей день, — изобрел русский конструктор-самоучка Глеб Котельников. 9 ноября 1911 года изобретатель получил «охранное свидетельство» (подтверждение приема заявки на патент) на свой «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». А 6 июня 1912 года прошло первое испытание парашюта его конструкции.
Глеб Котельников с парашютом собственного изобретения.
От Возрождения до Первой мировой
«Парашют» — калька с французского parachute, а само это слово образовано от двух корней: греческого para, то есть «против», и французского chute, то есть «падать». Идея подобного приспособления для спасения прыгающих с большой высоты довольно древняя: первым человеком, высказавшим идею такого устройства, был гений эпохи Возрождения — знаменитый Леонардо да Винчи. В его трактате «О летании и движении тел в воздухе», который датируется 1495 годом, есть такой пассаж: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет 12 локтей (около 6,5 м. — РП.) в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Любопытно, что да Винчи, который так и не довел идею «палатки из накрахмаленного полотна» до воплощения, совершенно точно высчитал ее размеры. Например, диаметр купола самого распространенного учебного парашюта Д-1-5у — около 5 м, знаменитого парашюта Д-6 — 5,8 м!
Идеи Леонардо были оценены и подхвачены его последователями. К тому времени, как француз Луи-Себастьян Ленорман в 1783 году придумал само слово «парашют», в копилке исследователей возможности управляемого спуска с большой высоты были уже несколько прыжков: хорвата Фауста Вранчича, который в 1617 году и реализовал на практике идею да Винчи, и французов Лавена и Думье. Но первым настоящим прыжком с парашютом можно считать рискованную авантюру Андре-Жака Гарнерена. Именно он прыгнул не с купола или карниза здания (то есть не занимался бейсджампингом, как это называется сегодня), а с летательного аппарата. 22 октября 1797 года Гарнерен покинул корзину воздушного шара на высоте 2230 футов (около 680 м) и благополучно приземлился.
Развитие аэронавтики влекло за собой и усовершенствование парашюта. Жесткий каркас сменился полужестким (1785 год, Жак Бланшар, парашют между корзиной и куполом аэростата), появилось полюсное отверстие, позволившее избежать болтанки при приземлении (Жозеф Лаланд)… А потом пришла эра летательных аппаратов тяжелее воздуха — и для них потребовались совершенно другие парашюты. Такие, каких еще никто не делал.
Не было бы счастья…
Создатель того, что сегодня называется словом «парашют», с детства отличался страстью к конструированию. Но не только: не меньше, чем расчеты и чертежи, его увлекали свет рампы и музыка. И нет ничего удивительного в том, что в 1897 году, после трех лет обязательной службы, выпускник легендарного Киевского военного училища (которое окончил, в частности, и генерал Антон Деникин) Глеб Котельников подал в отставку. А еще через 13 лет оставил государственную службу и полностью перешел на службу Мельпомене: стал актером труппы Народного дома на Петербургской стороне и выступал под псевдонимом Глебов-Котельников.
Будущий отец ранцевого парашюта так бы и остался малоизвестным актером, если бы не талант конструктора и трагический случай: 24 сентября 1910 года Котельников, присутствовавший на Всероссийском празднике воздухоплавания, стал свидетелем внезапной гибели одного из лучших летчиков того времени — капитана Льва Мациевича. Его «Фарман IV» буквально развалился в воздухе — это была первая авиакатастрофа в истории Российской империи.
Полет Льва Мациевича. Источник: topwar.ru
С этого момента Котельникова и не оставляла идея дать летчикам шанс на спасение в подобных случаях. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности, — писал в своих воспоминаниях Глеб Котельников. — Я превратил свою небольшую комнату в мастерскую и более года работал над изобретением». По отзывам очевидцев, над своей идеей Котельников работал как одержимый. Мысль о новом типе парашюта не оставляла его нигде: ни дома, ни в театре, ни на улице, ни на редких вечеринках.
Главной проблемой были вес и габариты устройства. К тому времени парашюты как средство спасения пилотов уже существовали и использовались, они представляли собой своего рода гигантские зонтики, укрепленные позади пилотского места на самолете. В случае катастрофы летчик должен был успеть закрепиться на таком парашюте и отделиться с ним от летательного аппарата. Однако гибель Мациевича доказывала: у пилота может просто не быть этих нескольких мгновений, от которых в буквальном смысле слова зависит его жизнь.
«Я понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют, — вспоминал потом Котельников. — Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда на человеке. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с борта любого самолета». Так родилась идея ранцевого парашюта, который сегодня, собственно, мы и подразумеваем, когда употребляем слово «парашют».
Из шлема — в ранец
«Я хотел сделать свой парашют таким, чтобы он всегда мог быть на летящем человеке, не стесняя по возможности его движений, — писал в своих воспоминаниях Котельников. — Я решил изготовить парашют из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал мне возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца я применил специальную пружину».
Но мало кто знает, что первым вариантом размещения парашюта была… каска летчика! Котельников начинал свои эксперименты, пряча в буквальном смысле слова кукольный — поскольку все ранние эксперименты он проводил с куклой — парашют в цилиндрический шлем. Вот как об этих первых опытах вспоминал потом сын изобретателя Анатолий Котельников, которому в 1910 году было 11 лет: «Мы жили на даче в Стрельне. Был очень холодный октябрьский день. Отец поднялся на крышу двухэтажного дома и сбросил оттуда куклу. Парашют сработал отлично. У отца вырвалось радостно только одно слово: «Вот!» Он нашел то, что искал!»
Впрочем, изобретатель быстро понял, что при прыжке с таким парашютом в тот момент, когда купол раскроется, оторвется в лучшем случае шлем, а в худшем — голова. И в итоге он перенес всю конструкцию в ранец, который сначала предполагал делать из дерева, а потом — из алюминия. Тогда же Котельников разделил стропы на две группы, раз и навсегда заложив в конструкцию любых парашютов этот элемент. Во-первых, так куполом было проще управлять. А во-вторых, так можно было крепить парашют к подвесной системе в двух точках, что делало прыжок и раскрытие более удобными и безопасными для парашютиста. Так появилась подвесная система, которая почти без изменений используется и ныне, разве что ножных обхватов в ней не было.
Как мы уже знаем, официальным днем рождения ранцевого парашюта стало 9 ноября 1911 года, когда Котельников получил охранное свидетельство на свое изобретение. А вот почему ему так и не удалось в итоге запатентовать свое изобретение в России, до сих пор остается загадкой. Зато через два месяца, в январе 1912 года, изобретение Котельникова было заявлено во Франции и весной того же года получило французский патент. 6 июня 1912 года состоялись испытания парашюта в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи: изобретение продемонстрировали высшим чинам русской армии. Через полгода, 5 января 1913 года, парашют Котельникова представили иностранной публике: студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский прыгнул с ним в Руане с моста высотой 60 метров.
К этому времени изобретатель уже доработал свою конструкцию и решился дать ей имя. Свой парашют он назвал РК-1 — то есть «Русский, Котельникова, первый». Так в одной аббревиатуре Котельников соединил все важнейшие сведения: и имя изобретателя, и страну, которой он был обязан своим изобретением, и свое первенство. И закрепил его за Россией навсегда.
«Парашюты в авиации — вообще вещь вредная…»
Как это часто бывает с отечественными изобретениями, их долго не могут оценить по достоинству на родине. Так, увы, случилось и с ранцевым парашютом. Первая попытка обеспечить им всех российских летчиков наткнулась на довольно глупый отказ. «Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!» — такую резолюцию наложил на ходатайство Котельникова главнокомандующий Российскими воздушными силами Великий князь Александр Михайлович.
С началом войны о парашютах вспомнили. Котельникова даже привлекли к выпуску 70 ранцевых парашютов для экипажей бомбардировщиков «Илья Муромец». Но в тесных условиях тех самолетов ранцы мешали, и летчики от них отказались. То же случилось, когда парашюты передали аэронавтам: им было неудобно возиться с ранцами в тесных корзинах наблюдателей. Тогда парашюты вытащили из ранцев и просто прикрепили к аэростатам — чтобы наблюдатель в случае необходимости просто прыгнул за борт, а парашют раскроется сам. То есть все вернулось к идеям вековой давности!
Все изменилось, когда в 1924 году Глеб Котельников получил патент на ранцевый парашют с ранцем из парусины ― РК-2, а потом доработал его и назвал РК-3. Сравнительные испытания этого парашюта и такого же, но французской системы показали преимущества отечественной конструкции.
В 1926 году Котельников передал все права на свои изобретения Советской России и больше изобретательством не занимался. Зато написал книгу о своей работе над парашютом, которая выдержала три переиздания, в том числе и в трудном 1943 году. А созданный Котельниковым ранцевый парашют до сих пор используется по всему миру, выдержав, образно говоря, уже не один десяток «переизданий». Случайно ли на могилу Котельникова на Новодевичьем кладбище в Москве непременно приходят нынешние парашютисты, повязывая на ветви деревьев вокруг стопорные ленты от своих куполов…
Изобретение Глеба Котельникова — История России
Первый свой прыжок с парашютом я совершил в 1976 году. Наш инструктор, который готовил нас к этому эпохальному событию, спрашивал: «Сколько процентов хотите, чтобы ваш парашют открылся, – 100 или 200?» И приговаривал при этом: «Я вам даю 300 процентов, а уж дальше всё зависит только от вас – от того, как вы научились вести себя в воздухе, как будете приземляться». В учебке мы прыгали с самым обычным армейским парашютом Д-1. В советское время он был самым массовым и предназначался для начинающих парашютистов. Он и сейчас остаётся востребованным в армии и ДОСААФ. Таким простым и надёжным он стал теперь, по прошествии уже более 100 лет эксплуатации и технических доработок. Есть ещё десятки вариантов этого приспособления для выполнения самых разных воздушных операций. Есть парашюты для спортсменов, для прыжков из стратосферы, для десантирования грузов и тяжёлой боевой техники. А всё начиналось в далёком 1910 году.
Из актёров – в конструкторы
Так вот, 24 сентября (по старому стилю) 1910 года в Санкт-Петербурге проходил первый праздник воздухоплавания. Стояла замечательная безветренная погода. Публика зачарованно следила за тем замечательным действом, которое происходило в воздухе, до тех пор, пока в полете не начал разваливаться один из самолётов. 400 метров высоты не оставили лётчику шансов остаться в живых. Погибшим пилотом был 33-летний капитан Лев Мациевич – один из первых русских авиаторов. Трагическое событие потрясло присутствующих, а один из них сделал ещё и вывод, что такое в будущем не должно повторяться. Этим человеком оказался Глеб Котельников, который на тот момент был актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне.
Котельников Глеб Евгеньевич
Источник: pinterest.ru
Правда, актёрство Глебу необходимо было больше для души, а истинным призванием он считал всё-таки изобретательство. Тем более, что родился Котельников в семье профессора высшей математики и механики Петербургского земледельческого института. В детстве Глеба интересовали больше различные технические устройства, и эти мальчишеские интересы в дальнейшем привели его в военное училище. Окончил его он в Киеве, стал офицером-артиллеристом, но уже в 1897 году подал в отставку. За время службы Котельников познакомился с устройством и работой военного наблюдательного аэростата. В отставке он жил тихой, обеспеченной и размеренной жизнью акцизного чиновника, помогал в организации драматического кружка, а иногда и сам играл. В 1910 году 38-летний Глеб Евгеньевич переехал в Петербург.
Парашют Да Винчи
Источник: pinterest.ru
На праздник воздухоплавания пришёл актёр Глеб Котельников, а ушёл – дерзкий и увлечённый изобретатель. Здесь необходимо отметить, что в то время все авиаторы летали без каких-либо спасательных аппаратов, падали, получали увечья, гибли. Статистика этих трагедий была удручающей: за 1911 год пилоты всех стран недосчитались 82 человек, а в 1912 году число погибших составило 128 человек.
Ранцевый парашют
Нельзя сказать, что парашют – это изобретение только Глеба Котельникова. И раньше были попытки создания подобных устройств. Ещё Леонардо да Винчи думал над этим. Но к 1910 году прототипы парашютов представляли собой неудобные и тяжёлые конструкции из льняной ткани. Их привязывали сбоку или снизу к воздушному шару. Это было очень неудобно: пока приведёшь его в рабочее состояние, встречи с землёй не избежать. Котельников изобрёл крепкое, лёгкое и надёжное средство спасения.
Парашют Котельникова
Источник: pinterest.ru
И отличий от предыдущих вариантов было много. Парашют Глеба Евгеньевича Котельникова убирался в небольшой заплечный ранец. Вместо тяжёлого холста изобретатель стал использовать лёгкий шёлк. Внутри находилась специальная полка с пружиной, которая моментально выбрасывала парашют наружу, как только выдёргивалось стопорное кольцо. Первый парашют получил название «Русский, Котельников, модель 1», а сокращённо РК-1. Первое его испытание прошло 9 ноября 1911 года. Потом было ещё несколько удачных опытов с манекеном, и конструкция была предложена военному ведомству. И вот здесь срабатывает исконное русское «зачем». Военные не испытывали восторгов по поводу изобретения, а один из великих князей вообще назвал его вредным для авиации. Он посчитал, что лётчики при первой опасности будут спасать в первую очередь себя, а не самолет. Машина казалась в ту пору ценнее человеческой жизни.
Глеб Котельников с манекеном-испытателем
Источник: pinterest.ru
Тем не менее Котельников продолжил свои работы над изобретением, и уже во время Первой мировой войны оно стало востребованным. Сам изобретатель был мобилизован и отправился на фронт.
Новая жизнь парашюта
После революции Глеб Котельников остался на родине и продолжил работать над своим главным детищем. В 1923 году появился на свет новый доработанный парашют РК-2, а вслед за ним и РК-3. Именно РК-3 и используется по сей день (только с некоторыми доработками). В 1924 году был изготовлен и испытан грузовой парашют с куполом диаметром 12 метров, который выдерживал груз в 300 кг.
Почтовая марка в память об изобретателе
Источник: pinterest.ru
Вскоре изобретатель узнал, что в США тоже изобрели ранцевый парашют и наладили его массовое производство. Мало того, все американские лётчики в обязательном порядке должны были летать с парашютом. Советскому Союзу тоже пришлось купить у американцев 2000 парашютов, прежде чем изобретение Котельникова пошло в серию.
А в 1930 году в СССР появились войска, для которых изобретение Котельникова стало определяющим, – воздушно-десантные. Парашютные подразделения с самого дня создания и на протяжении всей своей истории нацелены на выполнение непростых боевых задач. Их ратный труд в годы Великой Отечественной войны овеян славой. «Песня парашютистов» Л. Афанасьева на слова Е. Аграновича прекрасно передаёт весь пафос этого труда:
Тверже шаг, ребята,
По земле советской мы идем.
В десанте служим мы крылатом,
А здесь нельзя не быть орлом.
Нам, парашютистам,
Привольно на небе чистом.
Легки ребята на подъём,
Задирам мы совет даём:
Шутить не следует с огнём!
Великую Отечественную войну изобретатель Котельников встретил в Ленинграде, пережил первую блокадную зиму и был эвакуирован, но вскоре, в ноябре 1944 года, умер в Москве.
Прыжки с парашютами в наши дни
Источник: pinterest.ru
На Новодевичьем кладбище в Москве есть могила, вокруг которой стоят деревья с привязанными к веткам шёлковыми ленточками – парашютными затяжками. Так лётчики, десантники и просто парашютисты выражают светлую память и уважение к человеку, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни. Это могила Глеба Евгеньевича Котельникова.
Обложка: pinterest.ru
Смотрите также:
Десантник №2. Генерал-лейтенант Лисов
Вяземская воздушно-десантная операция
Как воевали дирижабли в Великую Отечественную
Краткий курс истории. Голубые береты
Как в России изобрели ранцевую парашютную систему и кто научил советскую промышленность выпускать собственные парашюты
Один из самых известных родов Вооруженных сил Российской Федерации — воздушно-десантные войска. И служба в ВДВ немыслима без освоения главного атрибута – парашюта. Точно так же немыслимы без него и военные летчики – хоть истребители, хоть экипажи ракетоносцев. Но десантникам нужны одни парашюты, летчикам — другие, а разнообразие снаряжения спортсменов-парашютистов и вовсе поражает воображение. И все эти системы восходят к одним и тем же прародителям: ранцевому парашюту русского изобретателя Глеба Котельникова и первым советским массовым парашютам начала 1930-х годов.
Изобретатель Глеб Котельников со своим детищем — ранцевым парашютом РК-1 — за плечами
Источник: авиару.рф
Детище катастрофы
Теоретические основы парашюта заложил гениальный изобретатель Леонардо да Винчи, который утверждал, что «если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна» со стороной длиной около шести с половиной метров, то такой человек может без опаски прыгать с любой высоты. Любопытно, что изобретатель в точности предсказал диаметр большинства массовых парашютов, ведь этот параметр сегодня и составляет 5-6 метров. Расчеты да Винчи получили практическое воплощение в XVII-XVIII веках, когда появилось и само слово «парашют», сложенное из двух корней: латинского «para» (против) и французского «chute» (падать). А в начале ХХ столетия появился и тот парашют, который нам сегодня хорошо знаком.
Но он далеко не сразу получил «прописку» в наспинном ранце. Это решение нашел в 1911 году русский изобретатель Глеб Котельников. Создатель ранцевого парашюта вспоминал позднее, что к работе его подтолкнула первая в истории русской авиации воздушная катастрофа. 24 сентября 1910 года во время показательных полетов на I Всероссийском празднике воздухоплавания аэроплан «Фарман-IV», которым управлял капитан Лев Мациевич, буквально рассыпался в воздухе на глазах тысяч зрителей. Среди них был и отставной офицер Глеб Котельников, бывший в то время актером Народного дома на Петербургской стороне. «Гибель молодого летчика настолько глубоко меня потрясла, что я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности», — вспоминал он. И с присущей творческой натуре страстью принялся за разработку такого средства спасения.
Спасительный ранец
Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.
Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года
Источник: авиару.рф
В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.
Тогда было найдено классическое на сегодняшний день решение — заспинный ранец, который Котельников сначала сделал из дерева, а потом из алюминия. Такой вариант крепления позволил разделить парашютные стропы на две группы, что стало с тех пор классикой: при такой конструкции управлять куполом оказалось значительно проще. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников получил в России охранное свидетельство на свое изобретение, то есть документ, подтверждающий поданную заявку на оформление патента, а весной 1912 года — французский патент. Годом позже изобретатель дал своему детищу официальное имя РК-1, где буква «Р» означала «Русский», «К» — «Котельникова», а цифра — порядковый номер конструкции.
Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов
Источник: авиару.рф
Стране нужны парашюты!
С началом Первой мировой войны парашюты конструкции Котельникова, которые поначалу вызвали отрицательную реакцию высших чинов русской армии, стали обязательным элементом снаряжения экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Сохранилась любопытная статистика: к 1918 году было документально подтверждено 57 случаев применения парашюта РК-1, из которых лишь один закончился травмой летчика, получившего ушиб ног, и при этом только в период с 8 июня по 4 октября 1917 года восемь русских пилотов, воспользовавшихся французским парашютом «Жюкмесс» (он был вторым по распространенности в отечественной авиации того времени), погибли.
Но даже такие красноречивые данные не убедили русских летчиков в том, что парашют должен всегда быть за спиной. Алюминиевые ранцы Котельникова были неудобны в тесных кабинах того времени, и авиаторы просто перестали их надевать. Такое положение дел сохранялось до конца 1920-х годов, пока во время очередного испытательного полета легендарный летчик Михаил Громов не остался жив лишь благодаря надетому, несмотря на предрассудки, парашюту. Правда, не отечественного производства, а американского. К тому времени, хотя Глеб Котельников и передал все свои патенты на изобретения Советской России, в авиации использовались более компактные американские парашюты «Ирвинг» с брезентовым ранцем.
Парашют летчика ПЛ-1 производства парашютной фабрики в Тушино. Рисунок из книги «Парашютизм. Вопросы теории и практики парашютного дела», 1936 год
Источник: авиару.рф
Вывод знаменитого летчика-испытателя был однозначен: он остался жив только благодаря парашюту, а значит, такими системами должны пользоваться все советские пилоты. Из этого следовало, что стране нужно срочно пополнять запас парашютов. Сделать это за счет американской продукции было невозможно: каждый «Ирвинг» обходился казне в 600 долларов, а валюты в распоряжении советского правительства было немного. И значит, нужно было разворачивать собственное парашютное производство.
Фабрика советского агента
Чтобы решить эту задачу, нужно было сначала разработать собственный современный ранцевый парашют, поскольку лицензия тоже обходилась очень дорого. Справиться с этой проблемой должен был созданный в 1928 году парашютный отдел НИИ ВВС Красной Армии, который возглавил свежеиспеченный выпускник академии имени Жуковского, пришедший в военную авиацию еще в 1916 году летчик Михаил Савицкий. Доставшаяся ему научно-производственная база была скромной: мастерская-лаборатория в старом доме в Арсеньевском переулке в Москве да восемь сотрудников. Тем не менее, именно эти люди в течение двух лет изучали все известные на тот день парашютные системы, разбирались с патентами на изобретения Котельникова и теребили запросами и заданиями коллег из текстильных НИИ, чтобы те подобрали самые лучшие образцы парашютного шелка.
Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий
Источник: avia.academic.ru
К началу 1930 года проблема была решена: взяв за основу американский парашют «Ирвинг», сотрудники парашютного отдела НИИ ВВС разработали собственную конструкцию, получившую название НИИ-1. Именно они и стали первыми отечественными серийными парашютами. К 18 апреля 1930 года была выпущена пробная партия новинок, которые отправились в авиационные части. Шили эти парашюты в Тушино, рядом с одной из главных в то время авиаплощадок страны – Тушинским аэродромом. Первая отечественная парашютная фабрика размещалась в корпусах бывшей сукновальной фабрики товарищества «Николай Третьяков и компания».
Много позже, уже после Победы, станет известно, что последний руководитель товарищества «Николай Третьяков и компания» Сергей Третьяков в 1944 году отдал жизнь за свободу своей родины, хотя и находился в то время во Франции. Сын основателя фабрики, он возглавил ее семнадцатилетним юношей в 1899 году и быстро завоевал уважение в профессиональном сообществе. Не приняв Октябрьской революции, Сергей покинул родину и эмигрировал во Францию. Уже там в 1929 году начал сотрудничать с советской разведкой и быстро стал одним из самых ценных агентов в рядах «Российского общевоинского союза» (РОВС). В 1942 году бывшего фабриканта раскрыли, он был арестован гестапо, пережил десятки жестоких допросов, и 16 апреля 1944 года его расстреляли в концлагере Ораниенбург.
Летчикам — свои, десантникам — свои
После того как первые советские парашюты НИИ-1 были опробованы в войсках и оттуда пришли отзывы, парашютный отдел НИИ ВВС доработал свою продукцию, одновременно разделив ее на несколько специализированных моделей. Для летчиков был предназначен парашют ПЛ-1, который в разных модификациях советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. Десантники получили детище самого Михаила Савицкого — парашютную систему ПД-1, первые 70 экземпляров которой были выпущены в 1931 году. А для тренировочных прыжков был предназначен парашютный комплект ПТ-1, состоявший из двух парашютов — основного наспинного и запасного нагрудного: такая система тоже быстро стала классической.
Выброска советских парашютистов с бомбардировщика ТБ-3, середина 1930-х годов
Источник: armedman.ru
В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а годом позже — уже свыше 12 000. Это позволило полностью удовлетворить потребности советской авиации и десантных войск того времени. С этого момента, несмотря на быстрый рост числа летчиков и десантников в Красной Армии, все они обеспечивались исключительно парашютами советского производства: никакие импортные системы военными больше никогда не эксплуатировались.
Обложка: «Парашютисты». Картина неизвестного советского художника, 1950-1960-е годы. Источник: habartorg.ru
Смотрите также
Девять отцов первого русского военного дирижабля
Три первых в мире русских подлодки
День создания истребительной авиации в России
Адмирал-изобретатель: что подарил русскому флоту Степан Макаров
Как русский флот обзавелся радиоразведкой
Ранцевый парашют: творение Глеба Котельникова
Какие ассоциации возникают у вас при упоминании об авиации? Самолет, летчик, парашют — наверное, самое популярное. А знаете ли вы о том, что ранцевый парашют спасает жизни летчиков благодаря нашему соотечественнику, Глебу Евгеньевичу Котельникову, и о том сложном пути, который прошел изобретатель, чтобы дать своему творению шанс на жизнь?
Отец парашюта
Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге 18 января 1872 года. Он интересовался конструированием с самого детства — сначала это были модели, игрушки, но постепенно простое хобби переросло в настоящее призвание. Юноша получил хорошее образование, окончив в 1894 году Киевское военное училище. По окончании обязательного срока службы он получил должность акцизного чиновника и уехал в провинцию, однако это не помешало Котельникову продолжать заниматься любимыми делами — петь, играть на скрипке, организовывать драмкружки и даже самому принимать участие в постановке спектаклей. Отец — профессор математики и высшей механики, и мать — заядлая любительница театра — привили сыну свои увлечения и передали навыки. Их он чаще всего применял именно в конструировании, к которому его тянуло наряду с театром. Акцизный чиновник — эта должность его тяготила. В 1910 году Глеб, к этому времени уже несколько лет удачно женатый, возвращается в Санкт-Петербург, где посещает Всероссийский праздник воздухоплавания, события на котором перевернули всю его дальнейшую жизнь.
Трагическая предпосылка
В сентябре (октябре по старому стилю) 1910 года на том самом празднике выступал летчик Лев Макарович Мациевич. В день трагедии он успешно завершил несколько полетов, и даже успел покатать несколько влиятельных особ. Мациевичу передали пожелание великого князя Александра Михайловича, который на тот момент был шефом российской авиации, — дескать, а покажи-ка ты нам, братец, что-нибудь эдакое, из последних достижений. Недолго думая, летчик решил показать максимальную высоту, на которую может взлететь самолет, однако что-то пошло не так: выступление оказалось зрелищным, только вот зрелище было настоящей катастрофой. Машина не выдержала нагрузки, и ровно в 18:00 начала буквально разваливаться на куски. О том, как это выглядело с земли, писал Лев Успенский в своих “Записках старого петербуржца” — несмотря на то, что на момент трагедии ему было всего 10 лет, обстоятельства того вечера надолго отпечатались в памяти будущего писателя:
… Одна из расчалок лопнула, и конец ее попал в работающий винт. Он разлетелся вдребезги; мотор был сорван с места. “Фарман” резко клюнул носом, и ничем не закрепленный на своем сиденье пилот выпал из машины…
… Я стоял у самого барьера и так, что для меня все произошло почти прямо на фоне солнца. Черный силуэт вдруг распался на несколько частей. Стремительно чиркнул в них тяжелый мотор, почти так же молниеносно, ужасно размахивая руками, пронеслась к земле чернильная человеческая фигурка… Исковерканный самолет, складываясь по пути, падал то “листом бумаги”, то “штопором” гораздо медленнее, а еще отстав от него, совсем наверху какой-то непонятный маленький клочок, крутясь и кувыркаясь, продолжал свое падение уже тогда, когда все остальное было на земле…
… Я даже не подошел к остаткам самолета. Подавленный до предела, совершенно не понимая, что же теперь будет и как надо себя вести — это была первая вообще в моей жизни смерть! — стоял я над неглубокой ямкой, выбитой посреди сырой равнины поля ударившимся о землю человеческим телом, пока кто-то из взрослых, видя мое лицо, не сказал сердито, что детям тут делать нечего.
Лев Мациевич — первая жертва авиационной катастрофы на территории Российской империи.
Слово Котельникова
Изобретатель тоже был в тот день на Комендантском аэродроме, и его в самое сердце поразила гибель Мациевича. Сокрушаясь, он сетовал в кругу друзей на отсутствие у летчика устройства, благодаря которому тот мог бы спасти свою жизнь. Но такого не существовало — и тогда Котельников решил сам его создать.
На тот момент вместо парашюта использовалась громоздкая, тяжелая и довольно ненадежная конструкция, напоминающая сложенный зонт, однако из-за веса она использовалась очень редко — практически никогда. Котельников даже не рассматривал создание чего-то подобного: его комната была завалена чертежами и расчетами для совсем другого устройства. Казалось бы — случайность, но именно случай навел его на мысль о том, в чем должна состоять суть парашюта: как-то, прогуливаясь по набережной, он заметил, как девушка достала из сумки нечто, свернутое в тугой комок — при порыве ветра он развернулся, превратившись в большую шелковую косынку. Почему бы и нет? Изобретатель добавил к предыдущим идеям и эту, и следующую, согласно которой стропы должны распределяться на обе руки летчика — тогда он сможет управлять спуском, корректируя место своего приземления. Решил он и проблему с “упаковкой”, выбрав оптимальный вариант — заплечный ранец, но не простой, а адаптированный под ситуацию, для которой он создавался. После нескольких попыток появилась первая модель, в которой на специальных полочках, оборудованных пружинами, лежал аккуратно сложенный парашют. На крышке ранца — защелка, от защелки — шнур с кольцом. Согласно задумке инженера, при необходимости достаточно было просто дернуть за кольцо, чтобы открыть крышку, а там уже пружины и ветер сделают свое дело — первые вытолкнут сложенный парашют и стропы, а второй поможет ему превратиться в полноценный прочный купол, который подарит авиатору шанс на спасение.
27 октября 1911 года Котельников получил привилегию № 5010 на спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом. Еще одна попытка была предпринята во Франции в марте 1912 (патент № 438 612). Что же предлагал изобретатель?
Парашют РК-1 (“русский, Котельникова, первая модель”) он создал меньше, чем за год, и в июне 1912 года провел успешные испытания неподалеку от деревни Сализи, ныне переименованной в Котельниково. Однако первая “проба” была произведена с участием автомобиля: парашют, привязанный к буксировочным крюкам, прекрасно справился с задачей. Машину разогнали до максимальной скорости, и Котельников дернул за кольцо. Изобретение не подкачало: мгновенно раскрывшийся купол вынудил автомобиль не просто остановиться, а даже заглохнуть из-за резкого торможения. На четвертый день парашют испытывали уже в лагере Воздухоплавательной школы, расположенном примерно в той же местности. На этот раз вместо автомобиля участвовал 80-килограммовый манекен, снабженный парашютом: испытатели опробовали несколько высот, когда скидывали его с аэростата, и каждый раз парашют блестяще справлялся с поставленной задачей.
Идеально ведь, согласитесь? Если устройство на “отлично” выполняет свою функцию, почему бы не ввести его в обиход, почему не наладить производство и не спасти жизнь летчика, попавшего в беду? Как бы не так. Главное инженерное управление русской армии не приняло изобретение Котельникова — великий князь засомневался в его пользе, мотивировав свой отказ следующими словами:
Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!
Фраза в точности дошла до наших дней, потому что именно она стала резолюцией Александра Михайловича на ходатайстве Котельникова о введении парашютов в обязательное летное снаряжение. Каково? И это при том, что на всех испытаниях присутствовали как зрители, так и представители прессы, которые тоже оказывали (по крайней мере, пытались) давление на сильных мира сего, настаивая на необходимости применения парашютов.
Что делает Котельников? Этой же зимой при помощи коммерческой фирмы он выставляет свое детище на участие в конкурсе, который проводился в Париже и Руане. Показательным выступлением стал прыжок Владимира Оссовского с 60-метровой отметки моста через Сену. И на этот раз закон подлости обошел Котельникова стороной: студент Петербургской консерватории на глазах у изумленной публики плавно спланировал с моста, живой и здоровый, вопреки фразам злопыхателей, дескать, в момент раскрытия парашюта летчику оторвет руки, а если не оторвет руки, то уж ноги-то, при столкновении с землей — всенепременно. Это был триумф — изобретение признали. А что же родина? Родина вспомнила о Котельникове и его творении только в Первой мировой.
После окончания Киевского военного училища и службы Котельников был в звании поручика. В начале войны его отправили в автомобильные части, но в итоге он все-таки занимался своим делом: было принято решение о снабжении экипажей многомоторных самолетов РК-1, и их конструктор принимал непосредственное участие в создании нужного количества парашютов. Котельников не остановился на РК-1: в 1923 году был создан РК-2, а за ним и РК-3, уже с мягким ранцем. Были и другие модели, не менее удачные, но менее востребованные, как, например, грузовой РК-4, способный опустить до 300 кг.
В 1926 году изобретатель передал свою коллекцию Советскому правительству.
Первую блокадную зиму он встретил в Ленинграде, а затем был эвакуирован. Глеб Евгеньевич умер в Москве 22 ноября 1944 года. Могила конструктора на Новодевичьем кладбище — место, куда множество парашютистов приходят отдать дань уважения его памяти, и завязать на ветке ближайшего дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.
[источники]
источники
http://slavyanskaya-kultura.ru/zhizn/rancevyi-parashyut-tvorenie-gleba-kotelnikova.html
Российский изобретатель авиационного ранцевого парашюта.
Глеб Котельников родился 30 января 1872 года в городе Санкт-Петербург. Мальчик вырос в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства Глеб пел, играл на скрипке, также ему очень нравилось мастерить разные игрушки и модели.
Котельников окончил военное училище и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Проходил службу акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году вернулся в город Санкт-Петербург и стал актером труппы Народного дома. В это время первые русские летчики показывали зрителям свои первые полеты на аэропланах. Котельников, с детства любивший технику, часами мог наблюдать за полетами невиданных машин.
В 1910 году под впечатлением от гибели летчика Льва Мациевича решил построить аппарат, на котором пилоты могли бы опуститься на землю после аварии аэроплана, парашют. До этого спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закрепленных на самолете. Их конструкция являлась очень ненадежна и громоздка, поэтому использовали их крайне редко.
Котельников пришел к твердому убеждению, что парашют должен в полете находиться на летчике и всегда быть готовым к безотказному действию. Парашют «РК-1» разработал в течение 10 месяцев и его первое показательное испытание с успехом произвел в июне 1912 года. Легкий парашют круглой формы, укладывающийся в металлический заплечный ранец, открывался с помощью вытяжного кольца и действовал безотказно.
Заслуга Глеба Евгеньевича и в том, что первым разделил стропы на два плеча, что позволило парашютисту маневрировать. Котельников обратился в военное Министерство, для оснащения военной авиации данными парашютами. Там его приняли, одобрили конструкцию, но отклонили «за ненадобностью». Только в начале Первой мировой войны военное Министерство вспомнило об изобретателе и его «РК-1». Парашют успешно применяли на фронте.
После революции в годы гражданской войны парашютами пользовались воздухоплавательные части Красной армии. В дальнейшем Глеб Евгеньевич значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создав новые модели, принятые на вооружение Военно Воздушных Сил. В 1923 году выпустил полужесткий ранцевый парашют «РК-2», позднее появилась модель «РК-3» с мягким ранцем. Первый разработал парашют, который мог опускать на землю грузы, коллективный парашют для спасения пассажиров при авариях гражданских самолетов.
В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.
Выдающийся изобретатель Глеб Евгеньевич Котельников скончался 22 ноября 1944 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его могила является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям около могилы ленточки для затяжки парашютов.
Память о Глебе Котельникове
Деревня Сализи, где впервые испытывался парашют Котельникова, 1 августа 1949 года переименована в Котельниково. Недалеко от полигона сооружен скромный памятник с изображением парашюта.
В Санкт-Петербурге имеется аллея Котельникова.
22.11.1944
Сегодня парашют, предназначенный для мягкого приземления с большой высоты, стал обычным предметом, которым пользуются во всем мире. Предмет, который так всем привычен, прошел длинный и интересный путь через века, обретя современный внешний вид.
Великий Леонардо да Винчи, ставший автором многих полезных приспособлений и механизмов ренессансной Италии, не обошел вниманием и парашют, разработав конструкцию простейшего аппарата с площадью натянутого купола, приблизительно равного площади современного. Рисунок, подобный устройству конической формы, сохранился в одном из манускриптов 15 века. Однако гениальное изобретение осталась только на бумаге.
Спустя несколько десятков лет, итальянец Фаусто Веранцио, впечатлившись набросками да Винчи, опубликовал в 1595 трактат «Новые машины». В трактате изображен рисунок летящего с башни человека, подвешенного к шестиметровому куполу, крепившийся по краям на деревянную раму. В 1617 году Веранцио воплотил свою мечту в жизнь, спустившись на куске квадратного холста с колокольни собора Св. Марка в Венеции.
Достижения и потери
Последующие столетия явили миру несколько десятков изобретателей, которые внесли вклад в развитие парашюта. Некоторые погибли во время испытаний своих аппаратов.
Парашют Луи Себастьяна Ленормана
В 1777 француз де Фонтанж сконструировал вариант парашюта «летающий плащ». Для испытания «плаща» был выбран преступник. В присутствии стражей закона, изобретателя и зрителей рецидивист Жак Думье взошел на парижскую оружейную башню и прыгнул. Полет прошел нормально, уголовному парашютисту отменили смертную казнь.
Вскоре француз Луи Себастьян Ленорман модернизировал конструкцию Фаусто Веранцио. Аппарат имел вид зонтикообразного полотняного купола со стропами, проклеенный с внутренней стороны бумагой с целью снизить воздухопроницаемость. Кроме того, Ленорман придумал «парашют», соединив в одно слово греческое «пара» и французское «шют», что дословно переводится «против падения».
Парашют Андре Жака Гарнерена
Андре Жак Гарнерен – первый человек, совершивший прыжок с воздушного шара. 22 октября 1797 на высоте 1 километра над парком Монсо в Париже, он перерезал постромки, связывающие корзину с восьмиметровым куполом. Жена Гарнерена Жанна Женевьева, последовала примеру мужа, став первой в мире среди женщин, совершившей прыжок.
В 19 столетии прыжки с высоты стали популярны среди бродячих парашютистов-циркачей. Воздушные акробаты зарабатывали, демонстрируя рискованные трюки. Одним из самых известных стал Шарль Лэру, который для циркового трюка создал устройство против падения, похожее на большой зонт. Устройство напоминала странноватый парашют-полуавтомат с 12 клиньями, которые соединялись стропами с ременным поясом. Приспособление фиксировалось с боку аэростата специальной бечевкой с пружиной, которая разжималась при прыжке, и парашют отсоединялся от шара. Лэру погиб при испытании во время полета.
В 1880 году Эрвин Болдуин изобретает автоматический парашют. Совершая прыжок, шнур, крепивший конструкцию с шаром, обрывался под тяжестью, наполняя воздухом купол.
Спустя 2 года Лев Стивенсон создает вытяжное кольцо, а Герман Латеман использует новый принцип раскрытия парашюта из удлиненного мешка.
Создание первого авиационного парашюта
Со временем воздушные шары заменили самолеты. По мере развития авиации росло и число жертв. Парашют как спасательное средство для пилотов стал актуальным вопросом.
Глеб Евгеньевич Котельников
В 1910 году на показательных полетах в Петербурге погиб Лев Макарович Мациевич – легенда русского воздухоплавания. Впечатлившийся трагедией Глеб Евгеньевич Котельников, актер театра, загорелся желанием сконструировать авиационный парашют. Через год, закончив работу, он создал надежное, компактное и легкое устройство, которое собиралось в ранец, крепившийся на пилоте с помощью подвесной системы. На дне заплечного мешка, находились пружины, выбрасывающие, при выдергивании вытяжного кольца, шелковый купол, в края которого был вшит тонкий эластичный трос. Изобретение, ранцевый парашют свободного действия РК-1, который сразу получил признание за рубежом, Котельников зарегистрировал в 1913 году во Франции. Применение устройства в России началось лишь в Первую мировую войну.
Так, простой актер сыграл важнейшую роль в развитии мировой авиации. С течением времени ранцевые парашюты усовершенствовались и изменились, но принцип работы остался прежним.
Как сделать парашют
Классические фруктовые парашюты имеют классическую форму эллипсоида многих военных парашютов. Форма похожа на полусферическую, но верх сплющен. Он имеет тот же коэффициент сопротивления, что и полусферический, но уменьшает количество материала и снижает вес. Эта конструкция имеет ряд преимуществ перед другими конструкциями:
- Форма имеет теоретический максимальный коэффициент сопротивления 1,5 для вертикального спуска
- Используется наименьшее количество материала для заданного размера купола и грузоподъемности
- имеет самый легкий вес на грузоподъемность
- Упаковывает в небольшой объем
Наши новые парашюты Iris Ultra имеют конструкцию с откидным верхом, что обеспечивает еще большую эффективность. Это позволяет меньшему парашюту выполнять ту же работу, что и больший парашют.
Общий дизайн:
На рисунке ниже показаны основные компоненты парашюта и относительные размеры.
ВАЖНО: Диаметр желоба Fruity — это фактический размер отверстия парашюта, а не расстояние вокруг верхней части купола!
CFC-36 Вид сверху
CFC-36 Bottom View
Навес
Навес состоит из нескольких отверстий, сформированных таким образом, что при сшивании он образует форму эллипсоида.Используемые швы называются «плоскими швами», преимущество которых состоит в том, что они имеют двойные швы и имеют четыре слоя материала. В результате швы намного прочнее материала.
По мере увеличения размера парашюта количество крови увеличивается. Это позволяет больше точек подключения к парашюту и поддерживает постоянную нагрузочную способность на линию кожуха. У маленьких парашютов всего 8 отверстий, а у нашего 192-дюймового парашюта — 18.
Используемый материал — каландрирующая остановка на 1.1 унции и соответствует спецификации Mil Spec PIA-C 44378 Тип IV.Это процесс, в котором нейлон прокатывается под воздействием тепла и высокого давления для снижения пористости нейлона без необходимости нанесения покрытий. В результате получается очень прочная легкая ткань с низкой проницаемостью. Если в рип-стопе есть отверстие или разрыв, он не распространяется.
Разливное отверстие
Наша стандартная конструкция имеет отверстие для разлива, которое составляет 20% от диаметра навеса. Это всего 3% площади. Разливное отверстие дополнительно повышает устойчивость парашюта и удерживает его от «пыхтения».Разливное отверстие усилено смещающей лентой для обеспечения максимальной прочности. Большие желоба также входят в стандартную комплектацию с соединительной петлей парашютного соединения, пришитой к усилению ленты смещения.
Линии кожуха и соединение навеса
У нас есть 5 типов линий кожуха в зависимости от размера и типа желоба:
Нейлоновый паралин 200 # — Сертификат MIL-C 5040 Тип IIA Разрыв 200 фунтов — Используется в стандартных эллиптических желобах CFC-12 — 30 и верхних строках IFC-36 — Стандартные желоба IFC-192 Iris.
Нейлоновый паралин 400 # — тип IIIA 400 # Break — Используется на магистральных линиях CFC-36 — CFC-120 и IFC-36 — IFC-192
200 # Spectra Picoline — PIA -C-1200 сертифицированный разрыв 200 фунтов — используется на IFC-30-S — IFC-36-S, IFC-30-SL — IFC-42-SL, IFC-30- SUL — IFC-120-SUL
400 # Spectra Nanoline-PIA -C-1200 сертифицированный разрыв 400 фунтов — используется на IFC-48-S — IFC-240-S
725 # Spectra Microline- PIA -C-1200 сертифицированный разрыв 725 фунтов — это опция для IFC-144-SP — IFC-240-SPR
Соединение с навесом рассчитано на желоб.Соединение с навесом трижды прошито для максимальной прочности непосредственно к шву парашюта, используя укрепление ленты Grosegrain. Стандартная длина кожуха составляет 115% от диаметра купола.
Схема соединения кожуха, которую мы используем, называется закрытием «ручной сумки». Вместо того чтобы каждая линия кожуха соединялась в виде простой петли со швом рядом с ним, линии соединяются от одной стороны парашюта к другой. Если вы представляете, как парашют складывается как тако, линии кожуха соединяются от шва с одной стороны до шва с другой стороны.Это позволяет легче распутывать линии, если уздечка скользит по линиям. Вы также можете легко отменить уздечку и распутать линии. Пожалуйста, напишите нам, если вы хотите несколько советов о том, как это сделать.
Уздечка
Fruity Chмуты поставляются в стандартной комплектации со всеми линиями кожуха, соединенными с высокопрочной уздечкой. Уздечка построена с использованием нейлоновой тесьмы или кевлара. Весь кевлар, используемый Fruity Chutes, изготовлен по стандартам PIA -C-87129A. Желоба Stanard оснащены поворотным шитьем на конце.Прочность материалов спроектирована таким образом, чтобы выдерживать ударную нагрузку в 10 и более раз при снижении желоба.
192-дюймовая стандартная парашютная уздечка. Обратите внимание на два пучка линий кожуха. Один пучок до
с левой стороны желоба, а другой — с правой стороны.
Моделирование с помощью Rocksim
Анализ многих полетов скорости снижения Fruity Chutes подтвердил, что Cd Fruity Chutes составляет 1,5 для эллиптического или 2,2 для Iris Ultra, что очень близко к теоретическому максимуму для парашютов.Вы можете точно предсказать скорость спуска в пределах 10% или лучше, используя Rocksim, установив для этого значения значение параметра Cd. Смотрите скриншот ниже, как правильно смоделировать Fruity Chute.
Помните, эта скорость спуска для уровня моря. Он будет расти по мере увеличения высоты.
Калькулятор скорости снижения — Используйте этот удобный онлайн-инструмент, чтобы точно рассчитать производительность любого Fruity Chute.
Работает на PASCO
Наши отмеченные наградами, практические научные инструменты и решения для регистрации данных напрямую соединяют ваших студентов с наукой и концепциями STEM с помощью таких технологий, как датчики, интерфейсы и данные. программное обеспечение для сбора и анализа. Мы также разрабатываем и производим высококачественное лабораторное оборудование для физики и техники и предлагаем решения для учебных программ (учебники, электронные книги и интегрированные лабораторные технологии) для физики, химии, биологии, науки об окружающей среде и науки K-8.
Наши отмеченные наградами беспроводные датчики используют технологию Bluetooth Low Energy и легко синхронизируются с Mac и Windows, смартфонами, планшетами и Chromebook для отображения интерактивных данных в режиме реального времени.
- Механика
- Жидкости и плотность
- Вращение
- Термодинамика
- Электромагнетизм
- Волны & Оптика
- Квант
- Сбор данных
- Лабораторные принадлежности
Essential Physics и Essential Chemistry были разработаны нашей командой преподавателей, ученых и разработчиков учебных программ, чтобы предоставить студентам модернизированные учебники, которые преподаватели могут себе позволить.Обе программы включают учебник для студентов, электронную книгу, цифровые ресурсы для преподавателей, лабораторные руководства и комплекты оборудования.
Лабораторные занятия и эксперименты
Волны и Энергия
Учащиеся узнают, что звук создается вибрирующими объектами, что звук распространяется от источника через воздух, твердые частицы и жидкости, а его громкость зависит от амплитуды волны. Амплитуда …
Силы и Взаимодействия
Студенты будут изучать взаимодействие между силами и движением и применять 1-й и 3-й законы Ньютона.
Кислотный дождь и выветривание
Учащиеся будут использовать датчик pH и уксус для моделирования воздействия кислотных дождей на различные материалы.
Конференции и семинары
Узнайте больше о наших продуктах и получите практический опыт на региональных и национальных конференциях и семинарах.
PASCO Live & Бесплатные вебинары
Присоединяйтесь к нам для интерактивных сессий на Facebook и YouTube каждый четверг.Или присоединяйтесь к одному из наших сезонных весенних и осенних вебинаров.
PASCO Scientific более 50 лет является новатором в области научного образования и оборудования для научных лабораторий.
То, что начиналось как научный ярмарочный проект, стало надежным источником высококачественное школьное лабораторное оборудование в США и по всему миру. Мы предоставляем лабораторные расходные материалы для вашей классной комнаты физики и химической лаборатории, а также расходные материалы для биологии, естественных наук, техники и науки об окружающей среде.Заказать каталог!
Для учебной лаборатории физики мы изобрели тележки и дорожки, которые сейчас являются стандартными учебными пособиями, используемыми во всем мире. Наше технологическое лидерство продолжается с отмеченными наградами Smart Cart, которая удаляет провода, предоставляя новые способы изучения кинематики на трассе и вне ее. Мы также несем почти все лабораторные принадлежности, от стержней, зажимов и Ohaus балансирует на массу, вешалку и лабораторную посуду. Смотрите наше полное предложение лабораторных принадлежностей.
Для химической лаборатории у нас есть необходимое оборудование: пробирки, подставки для колец, рН-метры, цифровые микроскопы и многое другое. У нас также есть тестовые наборы для наук об окружающей среде и науки комплекты для электричества, волн, машин и многое другое.
,Браслет с парашютом Шнур с браслетом SHARK с
Etsy использует файлы cookie и аналогичные технологии, чтобы обеспечить вам лучший опыт, обеспечивая такие вещи, как:
- Основные функции сайта
- обеспечение безопасных, безопасных транзакций
- безопасный вход в аккаунт
- запоминание учетной записи, браузера и региональных предпочтений
- запоминание настроек конфиденциальности и безопасности
- анализ трафика и использования сайта
- персонализированный поиск, содержание и рекомендации
- помогает продавцам понять свою аудиторию
- показывает релевантные целевые объявления на Etsy и за его пределами
Подробную информацию можно найти в Политике Etsy в отношении файлов cookie и аналогичных технологий и в нашей Политике конфиденциальности.
Всегда на
Требуемые файлы cookie и технологии
Некоторые из технологий, которые мы используем, необходимы для критически важных функций, таких как безопасность и целостность сайта, аутентификация учетной записи, настройки безопасности и конфиденциальности, данные об использовании и обслуживании сайта, а также для правильной работы сайта для просмотра и транзакций.
отНастройка сайта
Файлы cookie и аналогичные технологии используются для улучшения вашего опыта, например:
- запомнить ваш логин, общие и региональные предпочтения
- персонализировать контент, поиск, рекомендации и предложения
Без этих технологий такие вещи, как персональные рекомендации, настройки вашей учетной записи или локализация, могут работать неправильно.Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
отПерсонализированная реклама
Эти технологии используются для таких вещей, как:
- персонализированных объявлений
- , чтобы ограничить количество просмотров рекламы
- , чтобы понять использование через Google Analytics
- чтобы понять как ты добрался до Etsy
- , чтобы убедиться, что продавцы понимают свою аудиторию и могут предоставить релевантную рекламу
Мы делаем это с партнерами по социальным сетям, маркетингу и аналитике (у которых может быть своя собственная информация, которую они собрали).Сказать «нет» не помешает вам видеть рекламу Etsy, но это может сделать их менее актуальными или более повторяющимися. Узнайте больше в нашей Политике в отношении файлов cookie и аналогичных технологий.
,Парашют использует сопротивление для замедления движения чего-либо в воздухе. Часто это устройство в форме зонтика, на котором люди или предметы могут плавать медленно и безопасно на землю с большой высоты, например, самолет.
Слово «парашют» происходит от французских слов parer , означающих защиту, и парашютов , означающих осторожное опускание, гарантирующих вашу безопасность.Парашюты Drogue используются, чтобы помочь горизонтальному замедлению транспортного средства (самолет с фиксированным крылом, или гонщик), или чтобы обеспечить стабильность (тандем свободного падения, или космический челнок после приземления).
Парашюты используются в спорте под названием прыжки с парашютом. Десантники — это солдаты, которые атакуют, прыгая с самолета.
Слово «парашют» происходит от «пара», что означает «против» или «против» в древнегреческом, и «парашют», французское слово «падение». Во многих других языках слово относится к «падающему экрану», например, немецкому Fallschirm .Некоторые современные парашюты классифицируются как полужесткие крылья, которые маневренны и могут совершать контролируемый спуск, чтобы сломаться при ударе о землю.
Изобретатель Леонардо да Винчи набросал парашют в своем Codex Atlanticus (ф. 381v) примерно в 1485 году. Навес Леонардо держался открытым с помощью квадратной деревянной рамы. Возможность пирамидального дизайна Леонардо была успешно проверена в 2000 году британцем Адрианом Николасом, а затем в 2008 году другим парашютистом. По словам историка технологии Линн Уайт, эти конические и пирамидальные конструкции, гораздо более сложные, чем ранние художественные прыжки с жесткими зонтиками в Азии, отмечают «происхождение парашюта, каким мы его знаем».
Пакет парашюта называется и . Он состоит из рюкзака, ремня безопасности и навеса. Рюкзак — это контейнер, в котором хранится парашют, и который открывается при раскрытии парашюта. Жгут — это ремень, на котором рюкзак прикреплен к перемычке. Современные жгуты имеют ремни для ног, вертикальные (вверх) ремни и нагрудный ремень, которые можно плотно затянуть. Тканевая часть парашюта называется куполом . Он прикреплен к жгуту проводов, которые сами прикрепляются к четырем ремням, называемым подступенком .Навес может быть круглым, колоколообразным, напоминающим медузу, или навес может быть матрацевидным, напоминающим профиль крыла. Большинство армейских парашютов являются парашютами-колоколами, в то время как большинство развлекательных, спасательных и профессиональных парашютов являются парашютами-крыльями.
Обычно рюкзак содержит не один, а два парашюта: основного парашюта , который открывается нормально, и запасного парашюта , который открывается в аварийной ситуации, например, когда основной не открывается или запутывается.Использование резервного парашюта спасло тысячи прыгунов, которые в противном случае погибли бы.
Старомодные парашюты-колокола были открыты, потянув за разрыв. У современных парашютов больше нет разрывных шнуров, но парашютист просто выбрасывает в воздух небольшой вспомогательный (вспомогательный) парашют под названием пилот-парашют . Этот небольшой вспомогательный желоб затем вытаскивает главный купол парашюта из своего контейнера в рюкзаке, и он автоматически надувается (наполняется воздухом).
Парашют тщательно сложен или «упакован», чтобы обеспечить его надежное открывание.Если парашют не упакован должным образом, это может привести к смерти, поскольку основной парашют может не развернуться (открыться и развернуться) правильно или полностью. В США и многих развитых странах аварийные и резервные парашюты упакованы «монтажниками», которые должны быть обучены и сертифицированы в соответствии с правовыми нормами. Спортивные парашютисты всегда тренируются, чтобы упаковывать свои собственные первичные «главные» парашюты. Многие парашютисты никогда не позволяют кому-либо упаковывать свои парашюты, потому что они знают, что снаряжение правильно упаковано, когда они сделали это сами.
Парашюты могут работать со сбоями несколькими способами. Неисправности могут варьироваться от незначительных проблем, которые можно исправить в полете и по-прежнему совершать посадку, до катастрофических неисправностей, которые требуют срезания основного парашюта с помощью современной системы выпуска с 3 кольцами и развертывания резерва. Большинство парашютистов также оснащаются небольшими барометрическими компьютерами (известными как AAD или устройства автоматической активации, такие как Cypres, FXC или Vigil), которые автоматически активируют резервный парашют, если парашютист не развернул парашют, чтобы снизить его скорость снижения на заданной высоте. ,
- 1911 14 августа. Атлантик-Сити, Нью-Джерси. 20-летний Чарльз Беннет из Ньюарка, прыгун с парашютом, получил смертельные ранения, когда он прорвался через окно в крыше столовой Мальборо-Бленхейм. [1]