Полярный урал походы 2018: Полярный Урал

Разное

Содержание

ОДИНОЧНЫЙ ПОХОД ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ. АВГУСТ 2019 — Risk.ru

1 августа

Стою на станции Полярный Урал и смотрю вслед уходящему на Лабытнанги поезду. Стартовый вес рюкзака 23 кг. Предстоит пройти черт знает сколько километров по болотистой тундре, суровым холмам и красивейшим троговым долинам. Местная вездеходная дорога — это просто направление луж, грязи, ручейков и туч насекомых. Сплошная хлюпающая чача по щиколотку. Дошла до красивого урочища, которое местные оленеводы обнесли аж колючей проволокой — это священное место силы. Все ручьи бродируются легко, в отличие от прошлогоднего июля, когда вода была выше бедра, и мощный поток сбивал с ног. Глючит навигатор — спутники не хотят определять мое местоположение. Ну и ладно, пойду по карте с компасом. Голова уже к концу ходового дня переключилась на иной уровень восприятия мира, когда сканируешь все и вся шестым чувством и держишь в голове только одну цель. Принимается единственное верное направление движения, решение принято, любые изменения стоят потерянного времени и лишних трат сил. Погода радует — тишина, ветра нет и солнышко.

Перешла два притока реки Леквож, встала недалеко от стойбища оленеводов.

Автоматически считываю рельеф и простраиваю в голове 3д модель местности, сравниваю с картой и двигаюсь. За плечами рюкзак, где есть все для автономной жизни на месяц. Это чертовски круто!

Удивительно, но я совершенно не волнуюсь — везде и всюду покой, будто должна была оказаться здесь давно. Установила палатку и сразу отключилась — на сегодня пройдено 15 км. Что ж, неплохо.

2 августа. Гвозди от духов.

С утра взмахнула на холмик Яомылык, чача под ногами закончилась, идти одно удовольствие. На параллельном хребте очень красивые безымянные горы-близнецы. Опять тундра, опять чача. Гора Янаскеу, похожая на дьявольские рожки. Когда спускалась с перевальчика, обратила внимание на странный пупырек явно рукотворных очертаний. Подхожу ближе, а в него воткнуто несколько огромных демидовских гвоздей, похожих на копья. Выдергиваю один — легко выходит их каменистой почвы. Тяжелый, зараза. Воткнула на место, чтоб не тревожить местных духов.

Ночевка на притоке Янасшор реки Харута — сверху видны ее изгибы, поблескивающие вдаль. Тут есть уютный лесочек. Газ хоть и тяжело тащить, костер всегда лучше.

На сегодня пройдено около 14 км, их них часть по зарослям ерника.

3 августа. Тальник в тумане

С утра болит все тело. Появилось непонятное тревожное чувство, что кто-то наблюдает. В лесу всегда так. Ночью неплохо поливало, к утру небо прояснилось, но из-за Главного Уральского хребта штабелями идут дождевые тучи. Иду неспеша, учусь читать карту. Навигатор все еще не нашел меня.

Останавливаюсь каждые 20 мин, чтобы сверить направление движения с компасом. Залезла в непроглядный тальник — это небольшая кустарниковая ива, всего-то выше головы, под ногами любимая чача, сверху поливает облако из дождя, ветра и брызг тумана. Видимость 30 м, адреналин зашкаливает. Спустя несколько часов выматывающей борьбы с ядреным тальником на 3 км, выбралась на какой-то перевал. Неожиданно в тумане передо мной вырос черный исполин. Я уперлась в какую-то гору. Стоп! Ее тут быть не должно. Достаю карту и лихорадочно начинаю соображать — похоже я спустилась пришла не в ту долину.

Промок телефон. Еще не хватало оказаться без возможности отправить сигнал SOS своему связному. Показалось бы солнышко хоть на немного…В общем, спустя еще пару часов скитаний решила вернуться немного назад, и тут я вспомнила, что в этом районе должен быть небольшой лесочек, видела по спутнику. Как его найти в тумане? Наугад пошла вниз, и действительно, вскоре появились первые деревья на очередном заветном притоке. В общем, до прошлогодней штурмовой ночевки на Пайер остается около 6 км. Завтра нагоню, в тумане так идти невозможно.

Тут растет куча маленьких белых грибочков, которые так и хрустят на зубах. А еще тут есть баня-каменка.

4 августа. Туман, дождь и броды.

На склонах почти созрела черника. Пахнет багульником. В изобилии встречаются грузди, лисички, мухоморы и обалденные белые грибы.

Всю ночь шел дождь. К утру заметно похолодало. Горы наглухо затянуты туманом. Прямо земля Мордора. Здесь все живое, умеет разговаривать. Каждая туча, которая спустилась из Ямало-Ненецкого округа на Европейский склон, щедро обдавала меня шквалом моросящего дождя, клубами тумана и порывами ветра, и неслась дальше, растворяясь над долиной. Сегодня значительно больше дождя, чем вчера. Теперь понятно, почему местные народы считают горы священными и не поднимаются на них. Потому что это все живое и имеет большую силу.

В общем, с такими мыслями поднялась до штурмовой ночевки у Пайера. Чем выше в горы приток, тем сильнее течение. Из-за дождей вода прямо взбесилась, переходить теперь трудно, но обратного пути нет. Перед каждым бродом зашкаливает адреналин — все чувства обостряются до предела, когда один на один борешься с ледяным потоком по бедра, опираясь на треккинговую палку, с рюкзаком за плечами. Массив Пайер большой, поэтому здесь задерживается много туч. Что же будет дальше?

Похоже, что-то со связкой на правой ноге — наступать больно. Пройдено 10 км в условиях 30-метровой видимости и постоянного дождя.

5 августа

Это уже не смешно — дождь идет еще сильнее, туман не думает рассеиваться. Сегодня планировала прогуляться на Пайер, но в таких условиях об этом не может быть и речи. Видимость все такая же — 30 м. Нога болит.

Ура! Заработал навигатор! Сегодня дневка. Только погуляла до ледниковых озер на массиве Пайера — в тумане страшновато одной ходить среди черных курумников, хотя уже привыкла, что вокруг никого нет. Пайер будто мне говорит — «Забирай свою лопатку и вали из моей песочницы!» А я свободно путешествую в пространстве, как во сне.

6 августа. Приток Кечпель

Слава Богу, небо немного прояснилось, и с высоты склонов Пайера вижу, как обрывки Солнца падают на долину вдалеке, подсушивая топи, висит двойная радуга. Иду дальше на юго-запад по склонам. Притоки страшно переходить — можно подскользнуться. Подошла к очередному притоку Кечпель — что-то он совсем мощный. Оставила рюкзак и добрый час бегала вверх-вниз в поисках подходящего брода. Если наверху, тогда недолго и с очень мощным течением, если спускаться вниз, течение послабее, но приток намного шире. Приняла решение подниматься наверх, к ледниковому озеру. Внизу снежник, приток уносится под него, потом через пару десятков метров вырывается и несется дальше. Спустилась в воду и сразу оказалась по бедро в пенящемся потоке. Все хорошо. Почти подобралась к противоположному берегу, и тут ведущая ногу провалилась в яму, я оказалась по пояс в воде. Всем весом рюкзака навалилась на палку, адреналин зашкаливает, внутренний голос вырвался: «Не останавливайся!». Двинулась вперед, подскользнулась, течение подхватило, и спиной вниз, головой вперед, меня понесло прямо под снежник. Потом резким движением я развернулась на живот, чудом зацепилась за камень, и по кругу ногой зацепилась за берег. До снежника оставалось несколько метров. Руки в крови. Искупалась в ледяной водичке вместе с рюкзаком, хреновое чувство разбитости и подавленности. Я лежу на берегу, а на расстоянии вытянутой руки несется мощный поток, который только что чуть не утащил меня под снежник. На сегодня приключений хватит, хромая, поднимаюсь до ледникового озера в самый верх притока и иду назад через горы. Нога сильно болит. Подошла к перевалу Аркаматлит.

7 августа

Красивые тут горы. Неописуемая тишина. Перевал Арка-Матолоу — это как раз граница Ямало-Ненецкого округа и Коми. Вышла на тракторную дорогу, которую здесь натоптали оленеводы еще с советских времен. После притоков, курумников и тундровой чачи такая дорога кажется асфальтом. Временами попадается тальник.

Нога нестерпимо болит — наступать невозможно, поэтому я опять встаю на полудневку, на благо виды тут потрясающие.

8 августа

Распогодилось, солнышко, горы преобразились, засверкали, остаюсь на дневку любоваться и ногу лечить.

9 августа

По вездеходной дороге идти полегче. Прохожу через дьяволький перевал Янаскеу, хотела захватить один демидовский гвоздь-копье, но в последний момент передумала: «Зачем-то забили эти гвозди именно в это место, лучше не тревожить». Над хребтом опять сгущаются тучи, на этот раз черные, уношу ноги подальше в долину. Спускаясь с перевала в долину, увидела вдалеке двигающиеся мне навстречу два геологических вездехода. Тогда восторг, восхищение и адреналин вырвались из меня одним криком, и несмотря на боль в ноге, я понеслась навстречу. На первом вездеходе сидел коми, помахал мне рукой, когда поравнялись. Мы не стали останавливаться — вездеходы бы сразу увязли в чаче после дождя. Надо мной бесшумно пролетел большой орел. С грехом пополам доковыляла до своей первой ночевки и без сил рухнула в палатку.

На сегодня пройдено 25 км.

10 августа. Возвращение

Тут живет зайчик. Сделал круг вокруг палатки и исчез. До железки 15 км. На расходившиеся ноги это расстояние почти не ощущается, но с больной ногой каждый шаг — испытание. Первая стоянка оленеводов исчезла — из-за горки показался коми на квадрацикле и направился к стоянке. Белые чумы исчезли — коми сняли белые чехлы, остались только каркасы. Лагерь свернули, оленей угнали. Мы махнули друг другу, я пошла дальше. Вот показалась заветная железка, и еле виднелся дымок уходящего от станции поезда. Доковыляла на станцию, дежурная сказала, что следующий поезд на Москву будет только на следующий день, станция техническая, и поезда вряд ли подберут пассажиров. В общем, решила идти до следующей станции пешком 10 км.

Только отошла от станции, сзади подъехал товарный поезд, я стала внимательно смотреть, куда бы прицепиться — лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Поезд остановился где-то посередине, и из вагона напротив выглянула лысая голова с вязаной шапочкой. «А поезд под напряжением? Можно я прицеплюсь до следующей станции?» — «Да хоть до Москвы, — ответил механик, — только поедешь внутри. Запрыгивай!». Вагон 70-х годов, механик рефрижераторного оборудования Виктор с отменным чувством юмора, на стене карта РСФСР, решетки на окнах, дизельная печка, прогнивший туалет, Hennesey XO. Поезд возит грузы из Москвы на Север, а Виктор как халявный дальнобойщик — сопровождает товар. Через 15 мин после того как я запрыгнула в вагон, небо затянуло невероятным грозовым фронтом. Вышла в Инте пообщаться с группами туристов. Оказалось они попали в ураган, их сильно потрепало, порвались палатки, даже МЧС вызывали.

ИТОГИ

Полярный Урал очень капризный. За 10 дней пройдено 100 км. В одиночку гулять можно, но при хорошей погоде.

PS
К большому сожалению, с промокшего телефона не удалось вытащить фотографии и видео, снятые в походе, поэтому для формирования образов ПРИЛАГАЮ ПРОШЛОГОДНИЕ ФОТОГРАФИИ Уральских похождений. Прилагается топографическая пятикилометровая карта с отмеченным маршрутом, кому интересно.

Место: Полярный Урал

Поход по Приполярному Уралу с восхождением на горы Народная и Манарага 2021 ⛺

Программа похода

1-й день:
Дистанция на авто: 120 км, пешая часть: 6 км
Прибытие по железной дороге в город Инта. Рано утром выезд на вахтовке «Урал» до начальной точки пешей части маршрута — базы «Желанная» (6-8 часов в пути). После обеда – начало активной части – переход до урочища «Оазис». Разбивка лагеря, ужин, отдых.

2-й день:
Дистанция: 15 км, перепад высот: +400 м.
Рано утром подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до озера «Бублик» по долине реки Балбанью. Разбивка лагеря, ужин, отдых после насыщенного дня.

3-й день: 
Дистанция: 12 км, перепад высот: 750 м.
Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) на наивысшую точку Уральского хребта – гору «Народная» (1895 м.). С нее открываются прекрасные виды на весь Приполярный Урал. К вечеру возвращение в лагерь, плотный ужин, отдых.

4-й день:
Дистанция: 11 км, перепад высот: -650 м.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход через перевал Кар-Кар до стоянки у реки Манарага. Разбивка лагеря, ужин, отдых.

5-й день:
Дистанция: 20 км, перепад высот: 1150 м.
Продолжаеи наш поход по Уралу. Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) и подъём на правый зубец горы «Манарага» (1660 м.). Возвращение в лагерь. Ужин, отдых.

6-й день: 
Дневка.
Этот день посвящен отдыху. Фотосъемка при хорошей погоде и купания в реке. 

7-й день:
Дистанция: 15 км, перепад высот: 400 м.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до истока реки Лимбекою через перевалы Зиг-Заг и Валдик. Разбивка лагеря у озера, ужин, отдых.

8-й день:
Дистанция: 16 км.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до конечной точки маршрута через лагерь кочевников-зырян и стадо северных оленей. Разбивка лагеря, ужин, отдых.

9-й день:
Дистанция на авто: 120 км.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Выезд на вахтовке «Урал» до конечной точки маршрута ж/д — станции «Инта». Конец похода.

Внимание! План похода может меняться из-за неблагоприятных погодных условий, общего физического состояния группы и других непредвиденных факторов, препятствующих прохождению маршрута.

Приполярный Урал. Лыжный поход на горы Народная и Манарага

Приехав на поезде на станцию Инта, загрузимся на машины «Трэкол» и отправимся до начала лыжного маршрута — базы «Желанная». Приехав и пообедав, упакуем рюкзаки, наденем лыжи и отправимся в путь — бескрайние просторы Приполярного Урала. Лагерь разобьем ближе к вечеру у урочища «Оазис». На горелках приготовим вкусный ужин и уляжемся спать в теплых спальниках. Дистанция на авто: 120 км, пешая часть: 6 км


2 день

Пеший переход до озера «Бублик»

Рано утром подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до озера «Бублик» по долине реки Балбанью. Разбивка лагеря, ужин, отдых после насыщенного дня. Дистанция: 15 км, перепад высот: +400 м.


3 день

Восхождение на гору «Народная» 1895 м.

Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) на наивысшую точку Уральского хребта – гору «Народная» (1895 м.). К вечеру возвращение в лагерь, плотный ужин, отдых. Дистанция: 12 км, перепад высот: 750 м.


4 день

Переход через перевал Кар-Кар

Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход через перевал Кар-Кар до стоянки у реки Манарага. Разбивка лагеря с костром, ужин, отдых. Дистанция: 10 км, перепад высот: -650 м.


5 день

Подъём на правый зубец горы «Манарага» 1660 м

Подъем, завтрак. Радиальный выход (без рюкзаков) и подъём на правый зубец горы «Манарага» (1660 м.). Возвращение в лагерь с костром. Ужин, отдых. Дистанция: 10 км, перепад высот: 1150 м.


6 день

Восхождение на гору Манарага.

Восхождение на гору Манарага. Дистанция: 16 км, перепад высот: 1160 м.


7 день

Переход до перевала Зиг-Заг

Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход до перевала Зиг-Заг. Разбивка лагеря, приготовление ужина на газу, отдых. Дистанция: 10 км, перепад высот: 400 м.


8 день

Переход через перевалы Зиг-Заг и Валдик

Подъем, завтрак, сбор лагеря. Пеший переход через перевалы Зиг-Заг и Валдик. до конечной точки маршрута — базы «Желанная». Разбивка лагеря, ужин, отдых. Дистанция: 10 км.


9 день

Переход до базы «Желанная»

Переход вдоль реки Балбанъю до конечной точки маршрута — базы «Желанная». Дистанция: 17 км.


Подъем, завтрак, сбор лагеря. Выезд на внедорожнике до конечной точки маршрута ж/д — станции «Инта». Конец похода. Дистанция на авто: 120 км.


Лыжный поход 3 к.с., Полярный Урал, март 2018 (Алтухов С.) / Перевал.Online

Категория сложности: 3 к.с.

Сезон похода: март 2018

Автор: Алтухов С.

Маршрут:

ст. Полярный Урал

хр. Падь-Яха-Мусюр

р. М. Пай-Пудына

хр. Б. Пай-Пудынский

р. Б. Пай-Пудына

г. Понпель-Из (1А, рад.)

хр. Падь-Яха-Мусюр

верх. р. Макар-Рузь

пер. Сложный (Спортивный) (1Б)

Лыжные походы по Полярному Уралу в разделе справочник на сайте ПоискПути

Суровый климат Полярного Урала привлекает самых отважных лыжников. Особенности климата и маршрутов. Популярные места: Пай-Хой, Оченырд, Харбей, Море-Из, Рай-Из

Суровые северные края привлекают лыжников, которые не боятся трудностей. Одним из интересных в этом плане мест считается Полярный Урал. Северная часть Уральских гор не слишком высока, но живописна. Наивысшей точкой является гора Пайер. Она возвышается на полторы тысячи метров. Чуть меньше в высоту Войкар-Сыньинский массив. Он располагается на юге, там, где Полярный Урал граничит с Приполярным. 

Эти края знамениты своими достопримечательностями, которые обязательно стоит увидеть воочию в лыжном походе. Поэтому и маршруты обычно строятся с учетом любопытных природных объектов.

На западе склоны окружает Печорская низменность. С восточной стороны расположилась Западно-Сибирская низменность. Полярный Урал условно делится на южную и северную части. Они имеют существенные отличия.

От долины реки Соби тянется южная часть. Она простирается на 200 с лишним километров. В ширину массив достигает 30 километров. Склоны довольно отвесные. Дальше за ними следуют предгорные гряды, их высота составляет порядка 400 метров.

В южной части имеются различные рельефы. В их числе альпийские и платообразные формы. Горы тут разделены ущельями, которые простираются в глубину довольно далеко, и долинами рек. Также имеются кары, которые зачастую заполняют небольшие ледники. Долины врезаются на глубину до 800 метров. Перевалы южной части достаточно высоки по сравнению с северной. Они достигают 1000 метров. Также их отличает крутизна и, соответственно, трудность подъема.

Северная часть выглядит иначе. Тут множество несложных перевалов, которые местные именуют проходами. Это дает возможность организовывать простые маршруты. Вместе с тем есть и довольно трудные пути. В этой связи интерес представляют хребет Оченырд, окрестности Щучьих озер и хребта Харбей.

На северо-западе Полярный Урал продолжает хребет Пай Хой. Его наивысшая точка – вершина Море-Из (423 метра). Эта местность напоминает горы, но рельеф тут значительно спокойнее.

Полярный Урал характеризует отсутствие леса. Исключение составляют несколько долин. Климат тут очень суров (см. статью про активный отдых на Полярном Урале). Лучшим временем для того, чтобы отправиться в лыжный поход, специалисты называют апрель. В северной части подобные путешествия доступны и в мае. Правда, в этом месяце еще сохраняется вероятность пурги, подобное природное явление обычно случается от 3 до 5 раз. Но непогода длится, как правило, не дольше суток и наблюдается значительно реже, чем зимой. Для сравнения, в феврале пурга случается до 10 раз. В период неблагоприятных погодных условий ветер имеет ураганную силу. Бывало, что порывы роняли железнодорожные вагоны. Не стоит забывать и про опасность схода лавин. Именно в этой местности произошла одна из крупнейших трагедий с участием туристов. В 1988 году под Собинским перевалом в массиве Рай-Из лавина погубила 13 человек. При этом лавиноопасность Полярного Урала считается меньшей, чем в других частях горной системы.

Маршруты по этой местности прокладывают исходя из транспортной доступности. В западной части вдоль хребтов идет Северная железная дорога. Она тянется на расстоянии 40-70 километров от гор. Ближе всего к ним находится станция Сивая Маска. Отсюда нетрудно добраться к Каровому и Пальник-Шорскому массивам. Путь займет один или два дня.

Самым распространенным путем в горы является ответвление Северной железной дороги на Лабытнанги. Железнодорожное полотно идет по долине Соби. Удобнее выходить на станции Елецкой, откуда путешественники отправляются к горе Пайер, а также на станциях 110 километр и Харп. На полуостров Ямал проложена железная дорога и зимник.

До фактории Лаборовая можно добраться на попутке. Также туристы договариваются с машинистами, чтобы доехать на грузовом поезде до какого-нибудь безлюдного разъезда. Такие места расположены на востоке от хребта и имеют забавные названия – Канары, Сейшелы и другие. Из Воркуты к горам продвигаются до шахты Советской в поселке Нерусовей. Для этого нужно проехать 15 километров. Раньше к хребту Оченырд путешественники приезжали по железнодорожной ветке, соединяющей Воркуту и поселок Хальмер-Ю. В конце прошлого века шахту в поселке закрыли, а пути разобрали. 

Специалисты отмечают, что на Полярном Урале лыжные походы относятся к категориям сложности от 3 до 6. Здесь требуется специальное снаряжение и достаточные навыки путешествий. В их числе – умение построить ветрозащитную стенку, необходимость в искусственном топливе, которое приходится нести на длительное расстояние.

Маршруты 3 категории сложности обычно пролегают в массивах Пайер, Рай-Из. При этом возможно довольно большая техническая сложность. Длительные путешествия идут по внушительной части хребта. Или же туристы делают два круга. Маршруты 6 категории организованы в северной части. Там собраны все препятствия, которые технически сложно преодолеть. Прохождение затрудняется за счет полного охвата района.

Примечательным местом этого края является каньон с замерзшими водопадами на ручье Нырдвомэн-Шор. Достопримечательностью можно назвать остатки метеостанции Хадата. Ее прославил бард Арик Крупп. Позднее поэт погиб в этих краях во время схода лавины. Интерес представляет также огромный ледопад, что в истоках реки Левая Пайера. Но самыми приятными впечатлениями бывалые называют ощущения, когда выходишь к лесу после многодневного похода по тундре.

Поход на Полярный Урал пензенских туристов. Заметка в газете

Поход на Полярный Урал пензенских туристов принес им бронзовые медали Всесоюзного конкурса на лучшее туристское путешествие 1977 года. В недавно найденной газетной заметке о походе рассказывает руководитель группы А. Соколовский. Полный отчет о путешествии можно прочитать ЗДЕСЬ.

 

Дорога сильных

Лето – пора массового туризма. В том числе и наименее комфортабельной и наиболее романтичной его части – пешего. Сотни юношей и девушек, членов туристских секций задолго готовятся к летним маршрутам: изучают карты, проводят тренировки со снаряжением, знакомятся с опытом предшественников. О летнем походе наших земляков по Полярному Уралу, занявшем III место во Всесоюзном конкурсе на лучшее туристское путешествие года (его участники награждены бронзовыми медалями Центрального совета по туризму и экскурсиям – впервые в практике пензенских туристов), рассказывает руководитель путешествия, кандидат в мастера спорта А. СОКОЛОВСКИЙ.

Группа энтузиастов собралась быстро. Всех нас одновременно прельщала и пугала специфика маршрута: дальний Север, Заполярье, горы Полярного Урала. Кое-кто предостерегал: «Чудаки! Туда же почти никто не ходит, такая жуткая глушь… Двинули бы на Кавказ или Карпаты…».

На первый взгляд, скептики правы. Ну, что там интересного – промозглая тундра со скудной растительностью? Край вечной мерзлоты, где, кажется, нет ничего живого, кроме лишайников.

Но мы знали и другое: на Полярном Урале есть и сложные горные вершины, и заснеженные перевалы, и вечные ледники, и потрясающие, просто сказочные озера в бездонных котловинах… И мы пошли.

Группа состояла из шести человек. Это два Володи – Стехов и Щепилло, Миша Божаткин, Егор Ильюхин, Саша Бибиков и я. Все ребята с одного предприятия, уже опытные туристы: совершили вместе не одно путешествие в горах Кавказа, Западного Тянь-Шаня, Восточных Саян, Приполярного Урала и других районах страны.

Маршрут начался в период межсезонья, так как лето здесь вступает в силу лишь в конце июля. А на календаре был июнь.  Предстояло пройти по сложнопересеченной местности около 340 километров. Продолжительность – семнадцать походных дней. Как оказалось впоследствии, девять из них проходили «под знаком» Северного Ледовитого Океана: ледяной дождь, снег, штормовой ветер. В условиях этого сложного путешествия очень важную роль сыграл психологический климат в группе. Ее «схоженность», взаимовыручка.

Что и говорить, в памяти осталось многое. И то, как леденели ноги при переправах через быстрые горные реки, и красивые, недоступные ледники хребта Оченырд, и буран на озере Хадата, который чуть не унес посреди ночи нашу палатку. А однажды нереальным видением среди черного, серого и бледно-зеленого однообразия нам открылись маленькие полярные маки. Маки! Цветы-однодневки, эфемеры, они ярким костром пылали в тундре. Мы даже не пытались их рвать: брать с собой бесполезно и жалко.

Перевал Широкий нас приветствовал сплошным туманом: в двух шагах нельзя было увидеть товарища, да что там – целую скалу! А в один из немногих солнечных дней мы поднялись на вершину горы Нетем-Пэ. И оттуда нам открылся прекрасный и сказочный мир.

Очень расстрогала нас, оледеневших и привыкших к безлюдью, встреча с пастухами-оленеводами, кочующими по тундре. Они нам показались самыми добрыми и славными представителями рода людского. А как здорово было после трудного перехода снять рюкзак, выйти на берег ледникового озера и пить до ломоты в зубах прозрачную ледяную воду! И, конечно, помним мы каждое веселое слово и шутку товарища, которые поднимали настроение и в трудную минуту прибавляли сил…

А теперь хочется добавить несколько строк постскриптум для начинающих туристов. Да, такие путешествия прекрасны, незабываемы, так же, как и дьявольски трудны даже для бывалых людей. Именно об этом хотелось бы напомнить ребятам и девушкам, с первых же шагов рвущихся за тридевять земель «за туманом». Надо помнить, что всему свое время. А когда специальная комиссия признает за вами достаточное мастерство, тогда – просим последовать нашему примеру.

А. СОКОЛОВСКИЙ, кандидат в мастера спорта.

Газета «Молодой ленинец», 7 июля 1979 года, №81 (5000).

   

Этнопарк «База Елистратова» (турбаза Лесная Дача Елистратова). Турбаза в Никоново

Затерявшаяся в живописных лесах турбаза «Лесная Дача Елистратова»(База Елистратова) приглашает в сказку. На её территории вас встретят рукотворное волшебство в каждой детали и одухотворённая красота природы. В царящей здесь атмосфере покоя и гармонии вы отдохнёте от городской суеты и шума, зарядитесь здоровьем и обретёте вдохновение для новых начинаний. Лесная Дача Елистратова – комфортный отдых в…

Подробнее…