Под парусом — по льду – DW – 15.01.2003
Современный буер может развивать скорость свыше 100 километров в час.Фото: AP
Надежда Баева, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА15 января 2003 г.
Зима — самое время для буерных гонок, которые проводятся не на воде, а на льду. «Ледовые яхты», корпуса которых укреплены на конструкции, оснащённой тремя специальными коньками, легко скользят, обгоняя друг друга…
https://p.dw.com/p/3Ap3
Реклама
Есть и мачта с парусом. И движется такой буер по льду со скоростью более ста километров в час.
По образцу рыбацкой лодки на полозьях
Слово «буер» голландского происхождения; согласно Словарю иностранных слов, это «кабина или платформа на коньках или колёсах, которая движется с помощью паруса силой ветра по льду или по суше с ровным рельефом».
Принято считать, что буер появился в Голландии ещё в XVIII веке, а смастерили его первыми голландские рыбаки, которые прикрепляли к своим лодкам полозья, чтобы быстрее добраться по льду до того места, где можно зимой ловить рыбу.
Современный буер
Сегодня буер выглядит совсем по-другому, чем тогда. Самая распространённая в мире конструкция – это буер типа DN. Он считается одним из лучших по ходовым качествам и удобству в эксплуатации, рассказывает почётный член Австрийского союза буерного спорта Херберт Хёрман.
— DN – это сокращённое название газеты «Detroit News». Это американское издание объявило в 1937 году конкурс на лучшую конструкцию спортивного буера. Согласно одному из условий, буер в разобранном виде должен был поместиться… в багажнике легкового автомобиля. Приз достался трём конструкторам, модель которых впоследствии и назвали DN в честь газеты «Detroit News».
Средство передвижения без тормозов
Как выглядит современный буер? Во-первых, он – одноместный, в отличие от первых буерных конструкций, экипаж которых должен был составлять пять-шесть человек. Гонщик лежит внутри деревянного корпуса со специальным углублением ногами вперёд. Один из трёх коньков, которыми снабжён агрегат, прикреплён к носу корпуса, другие два – к концам упругой поперечной перекладины, выполняющей роль рессоры. Перед так называемой кабиной к корпусу крепится 5-метровая мачта. Площадь треугольного паруса – около шести квадратных метров. За направление отвечает передний конёк, который регулируется специальной рукояткой; эту рукоятку называют «рулёжкой». Парус управляется натяжением-ослаблением каната (шкота) и перекидыванием с борта на борт специальной перекладины (гика) при смене направления ветра.
— Мы измеряли как-то скорость движения буера на Нёйзидлер-Зе. Так вот, результат был – 157 километров в час. Представьте себе только, какая высокая это скорость и насколько опасен этот вид спорта, ведь на буере нет тормоза. А яхта порой просто летит на расстоянии до 10 сантиметров от поверхности льда.
Буеристов становится все больше
Скорость буера зависит от различных факторов: во-первых, от погодных условий; во-вторых, от самого аппарата, его веса и того, как заточены коньки. И не последнюю роль играет, конечно, мастерство буериста.
Буерные гонки распространены во многих странах, а союзы буеристов существуют сегодня в 18 государствах мира. Причём не только в скандинавских странах, где для занятия этим видом спорта существуют все условия, но также в США, России, Германии, Польше, Великобритании и даже в Италии. Помимо внутренних чемпионатов, раз в год проводится мировое первенство по буерному спорту – в Европе и Америке поочерёдно.
Спорт, который не каждому по карману
Среди буеристов не так уж и много молодых людей. Например, Херберту Хёрману – 64 года, и он, по его же собственным словам, уже на протяжении тридцати лет каждый раз с нетерпением ждёт наступления зимы, чтобы снова испытать незабываемые ощущения.
— Для буерного спорта важны одновременно два фактора – лёд и ветер. А молодёжи не хватает терпения, чтобы дождаться нужного момента, подходящей погоды. Вот и идут они просто кататься на лыжах или сноуборде.
Отсутствие терпения это, пожалуй, не единственная причина, по которой молодые люди выбирают лыжи или коньки. Дело в том, что буерные гонки – это спорт для обеспеченных людей. Ведь только стоимость буера составляет никак не менее пяти тысяч евро…
Реклама
Пропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
Под парусом на льду
Статья в журнале «Газпром» № 3, март 2018 (PDF, 1 МБ)
Петербургские экипажи вновь показали блестящие результаты на международных соревнованиях по буерному спорту, прошедших в феврале в Эстонии. Это стало возможным благодаря руководству заслуженного тренера и мастера спорта Константина Сунгрена, а также поддержке ПАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
На чистом энтузиазме
В этом году, так же как и в прошлом, команда петербургских буеристов Gazprom Racing Team — Олег Васильев и Денис Карельский, а также Вадим Бихлер и Александр Востроносов — устойчиво заняла лидирующие позиции в соревнованиях с большим отрывом от соперников. В борьбе за кубок Балтии (Baltic Cup 2018) первое место завоевал экипаж Бихлера и Востроносова, вторыми к финишу пришли Васильев и Карельский. А на 32-м чемпионате Европы (32nd European Championship 2018) коллеги по цеху поменялись местами. Почетное третье место в обоих соревнованиях заняла команда из Эстонии.
Команда Gazprom Racing Team является уже 15-кратным чемпионом Европы, трехкратным чемпионом мира, а также обладателем многочисленных кубков Европы, России и стран Балтии. В ее состав входят заслуженные мастера спорта России и мастера спорта международного класса. Но, как и во многих других видах соревнований, залог успеха в буерном спорте не только талант, мастерство, напряженные тренировки, сила воли, упорство и драйв спортсменов. Ледовая регата — это еще и состязание конструкторских решений.
Дело в том, что по конструкции современные буера близки к легким парусным лодкам, к днищу которых приделаны стальные коньки-полозья. И каждый буер — продукт инженерной мысли, включающий рационализаторские технические решения и инновации. Что вдвойне ценнее с учетом того, что буерный спорт до сих пор не считается профессиональным, а ледовые болиды не производятся промышленным способом. Всё здесь, по сути, держится на чистом энтузиазме.
Продолжая традиции
Буерный спорт зародился еще в начале XVII века в странах Северной Европы. Считается, что первые прототипы самих буеров были построены голландскими рыбаками для удобства расстановки сетей вдали от берега. Подобные конструкции использовались и в России поморами и рыбаками Онежского озера. Профессиональное строительство отечественных буеров на верфях началось при Петре I, который в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и сам катался на ледовой яхте.
В царское время буера состояли на вооружении в Гвардейском морском экипаже и выполняли в основном фельдъегерские функции. Но в зимние периоды Советско-финской и Великой Отечественной войн буера сыграли важную роль как мобильные огневые точки, быстроходные дозорные и разведывательные средства, малый транспорт для перевозки людей и грузов.
В 1941 году буерный отряд Ленинградской военно-морской базы в составе 75 моряков-спортсменов вел дозор и разведку у занятого нацистами берега Ладоги, охранял первые гужевые обозы, вел наблюдение за Дорогой жизни. Скользя под парусами по тонкому льду, капитаны находили воронки от разрывов снарядов и немедленно предупреждали об этом шоферов машин. На легких диверсионных моделях передавали срочные депеши — путь через Ладогу под парусом при хорошем ветре занимал всего 30 минут. Капитаны грузовых буерных площадок спасли жизнь сотням людей: они доставляли раненых и больных через озеро, переправляли продовольственные грузы в блокадный Ленинград. От обстрелов фашистских летчиков и пулеметных очередей с берега героев спасала высокая маневренность и стремительность ледовых яхт.
«На протяжении десятилетий умельцы пытались создать буера-рекордсмены, колдуя над формой корпуса, минимизируя вес и даже устанавливая вместо паруса вертикальное крыло, похожее на самолетное, — рассказывает Константин Сунгрен. — В начале 1980-х на идеальном льду Балтийского моря близ Таллина буер класса „Монотип XV“ действительно подошел к этому барьеру скорости, но затем по взаимной договоренности буеристы не проводили масштабных опасных рекордных заездов. И хотя среди спортсменов и ходят легенды о цифре 230 км/ч и даже 264 км/ч, якобы достигнутой в 1930-е годы в Америке при ураганном ветре, достоверно установленное на сегодня достижение скорости для классического снаряда на льду составляет 135 км/ч. Впрочем, для победы в соревнованиях одной скорости недостаточно. Важны опыт спортсменов и стратегия — далеко не всегда кратчайший и очевидный путь оказывается самым верным».
Самые популярные сегодня классы буеров — DN и «Монотип XV». Считается, что аббревиатура DN произошла от названия американской газеты Detroit News, на страницах которой в 1916 году был объявлен конкурс на наиболее простую и доступную конструкцию буера, который можно было бы построить самостоятельно в гараже или во дворе. Так появились небольшие одноместные экземпляры, быстрые и легкие, корпус которых в современном исполнении напоминает скрипку — покрытая лаком и полированная фанера, углепластиковая мачта с изящным прогибом и компактный парус. Буер класса «Монотип XV» представляет собой двухместную яхту длиной около 7,5 м с высотой мачты 7,2 м и площадью парусов 15 кв. м.
Вместе с «Газпромом»
Гонки на буерах длятся в среднем порядка 10 минут, но при хорошем ветре разгон до 100 км/ч происходит в считаные секунды. Без регулярных тренировок, команды единомышленников и поддержки профессионалов побед в этом виде спорта не достичь. Ассоциации буеристов регулярно проводят соревнования, участие в которых не только развивает командный дух, но и помогает перенять опыт прохождения дистанции, улучшить физическую форму и укрепить личностные качества спортсменов. Для развития последних необходимо постоянно участвовать в рейтинговых международных гонках. Поэтому с 2000 года поддержку развитию буерного спорта в России и команды Gazprom Racing Team оказывает ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (в продолжение традиции «Газпрома» — кураторства всего отечественного парусного спорта).
Головная компания проводит детскую регату «Оптимисты Северной столицы. Кубок „Газпрома“, ведет программу совершенствования профессиональных навыков молодых российских яхтсменов Gazprom Sailing Youth Challenge, реализует совместные проекты с яхт-клубом Санкт-Петербурга. Благодаря этому в нашей стране рождаются молодые чемпионы, а затем и высококлассные профессионалы буерного и яхтенного спорта.
Автор: Нина Сорокина
Источник: Журнал «Газпром»
Плавание по льду? Да, это спорт. : NPR
Плавание по льду? Да, это спорт. Представьте, что вы мчитесь по замерзшему озеру на ветряных санях, развивая скорость до 40 миль в час. Это то, что моряки во всем мире делают практически везде, где вода замерзает. В США озеро Шамплейн стало одним из лучших мест для ледового парусного спорта в стране.
Услышано во всех случаях
Сара Харрис
Из
Плавание по льду? Да, это спорт.
Come Sail Away: Вышедший на пенсию школьный учитель естественных наук и адреналиновый наркоман Энди Саджор плывет на ледяной лодке по замерзшему озеру Шамплейн в Нью-Йорке. Идеальные условия для плавания по льду требуют низких температур, сильного бриза и толстого слоя льда, но не слишком большого количества снега.
переключить заголовок
Сара Харрис / Общественное радио Северной страны
В ту минуту, когда я узнал, что ледовый спорт — это настоящий спорт, я захотел попробовать. Я смотрел на YouTube видеоролики о деревянных лодках с большими белыми парусами, несущихся по льду на стальных полозьях.
Так что я был в восторге, когда Энди Саджор из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, предложил мне прокатиться автостопом по ледяному озеру Шамплейн. 13-е по величине озеро в стране, Шамплейн, находится между северной частью штата Нью-Йорк и Вермонтом и стало одним из лучших мест для ледового парусного спорта в США.
Канадская граница. Ясно и ветрено. Лед простирается на мили, усеянный лагерями лачуг, созданных рыбаками со льдом. Я закутан в четыре слоя зимней одежды. Саджор вручает мне защитный шлем и лыжные очки.
«По пути сюда я заметил, что прошлой ночью образовалась новая пластина [из льда], — говорит он мне. «Это будет великолепно, если на него не попадет снег и он останется таким же холодным».
Во время своей прогулки по озеру репортер Сара Харрис заняла единственное место в ледяной лодке, в то время как Саджор балансировала на доске рядом с ней. Вместе они достигли максимальной скорости около 48 миль в час.
переключить заголовок
Энди Саджор / Общественное радио Северной страны
Во время прогулки по озеру репортер Сара Харрис заняла единственное место в ледяной лодке, а Саджор балансировала на доске рядом с ней. Вместе они достигли максимальной скорости около 48 миль в час.
Теперь, когда я на льду и не смотрю видео на YouTube, я немного нервничаю. Саджор говорит, что не знает, как быстро мы поедем, но он взял с собой GPS, чтобы мы могли это выяснить.
«При достаточном ветре мы, вероятно, прилично встанем на один бегун, и вы почувствуете немного харум-скарума», — говорит он.
Мы забираемся в 12-футовую DN Сайора, ледяную лодку. Он имеет Т-образную форму с длинной горизонтальной планкой сзади. На обоих концах доски есть два полоза, а на носу — полозья, которые позволяют лодке скользить по льду. Пока я сижу в лодке, Саджор садится над бегуном, демонстрируя смехотворно хорошее чувство равновесия. Затем он идет на самый большой риск дня и просит меня рулить.
«Когда мы управляем лодкой, если мы хотим идти вправо, это означает, что румпель, который вы держите, идет влево», — говорит он.
Лодка трогается с места, потом ловим ветерок и она разгоняется — сильно. Мы летим над озером, полозья грохочут. В конце концов, мы возвращаемся на площадку, ничего не задев и не опрокинувшись. Мои пальцы такие холодные, что я их не чувствую, и меня все еще немного трясет от скорости и скрежета льда о полозья.
900:02 Сайор проверяет свой GPS — наша максимальная скорость была около 48 миль в час.«Мы пробыли там всего час и прошли чуть больше 10 миль, — говорит он.
Когда мы собираемся, я вдруг понимаю, почему ледовые моряки, такие как Энди Саджор, так преданы этому виду спорта. Это так волнующе — пролететь над плоскостью замерзшей воды. Все, что находится над головой, — это небо; все, что вами движет, это ветер и паруса.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
7 вещей, которые нужно знать о ледовом парусном спорте в Мичигане
Катание на лыжах, сноуборде и санках — всем хорошо знакомые зимние развлечения, но почему бы не попробовать что-то новое, например, подледный парусный спорт? Мичиганские зимы делают штат Великих озер идеальным местом для ледового плавания. Ниже Дэн Хилл из Action Sports Enterprises отвечает на некоторые вопросы об этом уникальном виде спорта.
Узнайте больше о ледовом плавании в Ice Sailing | Чистая зима в Мичигане из серии видео о зиме в чистом Мичигане.
Что такое ледовый спорт?Подледный парусный спорт, по сути, является источником энергии для занятий спортом, которыми вы уже наслаждаетесь благодаря окружающей среде или ветру. Это включает в себя парусный спорт, катание на коньках, лыжах и сноуборде. Вы занимаетесь зимними видами спорта, которые вы знаете и любите, но теперь вы занимаетесь ими либо прямо на льду, либо на льду, который был покрыт снегом.
Я познакомился с ветровым парусным спортом, когда меня выбрали судьей у входа на зимние Олимпийские игры в Ванкувере, и с тех пор я страстно увлечен этим видом спорта. Подледный парусный спорт — это взрыв по многим причинам. Вы можете заниматься этим везде, где есть ветер, снег или лед, и это включает в себя виды спорта, которые мне уже нравятся. Этот вид спорта также очень зеленый и является формой свободной силы. Идея приведения в действие ветрами видов спорта, которыми люди уже наслаждаются, захватывающая! Для тех, кто еще не пробовал, это настоящий танец ветра.
Ледяной парусный спорт в Сент-Игначе | Фото предоставлено Pure Michigan
Я думаю, что любой, кто любит активный отдых, особенно кайтсерферы, моряки, фигуристы, виндсерферы, лыжники и сноубордисты, должны попробовать себя в этом виде спорта. Это действительно не похоже ни на что другое и прекрасное времяпрепровождение, особенно если вы уже любите зимние виды спорта на открытом воздухе.
Прежде всего, я рекомендую взять урок или сделать демонстрацию некоторого оборудования на одном из наших мероприятий. Добавление энергии ветра к таким занятиям, как катание на лыжах и сноуборде, требует большого баланса.
Для ледового плавания используются четыре типа устройств:
- Крыло: Крыло почти как у мини-дельтаплана. Вы не запряжены и действительно чувствуете ветер.
- Воздушный змей: Воздушный змей похож на парашют, который привязан к вам. Для воздушного змея вам понадобится инструктор, который будет вас запрягать.
- Сани: Если вы когда-нибудь видели виндсерфинг, то знаете, что такое сани. Вы держитесь за парус и надеваете лыжи или лезвия, чтобы перемещаться по снегу и льду.
- Парус: Парус позволяет вам плавать по льду на ледяной лодке.
Ледяной парусный спорт в Сент-Игначе | Фото предоставлено Pure Michigan
Мичиган — отличный штат для спорта, потому что в нем так много замерзших озер. Великие озера особенно хороши с беспрепятственным ветром. В Мичигане также много открытого пространства со снегом, которое также может быть отличным местом для катания на снегу. Мы получили восторженные отзывы от участников мероприятия со всего мира о том, что Мичиган идеально подходит для ледового плавания, и мы должны с этим согласиться.
Одним из лучших мест является Сент-Игнас рядом с мостом Макино, и это действительно отличное место.