Виды парашютных систем | Парашютные системы
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ
Современные парашюты – это зачастую парашюты “крыло”, которые классифицируются по 2 категориям:
1) По конструкции
2) По назначению
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1) Количество секций у купола (5,7,9,11), соотношение хорды к размаху
2) Форма купола ( прямоугольная, эллиптическая, и пр)
3) Материал купола ( F-111, ZP, комбинированные) и стропы (дакрон, микролайн, кевлар)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Купола можно разделить на 2 категории – общего назначения и специализированные. Специализированные куполами это купола, которые полностью проявляют заложенные в них конструктивные возможности именно в том виде прыжков, для которого они предназначены.
Купола общего назначения, используются там, где все действия выполняется в свободном падении, до открытия парашюта.
К таким куполам относятся, купола для купольной акробатики и классической точности, а также сюда можно отнести запасные парашюты.
- Купола для купольной акробатики
Современные купола для купольной акробатики это 7–и секционники из ZP или PF-3000, с удлинением от 1,89 до 2,25
В свою очередь, подразделяются на купола для перестроений и формаций.
Современные купола для купольной акробатики:
MATRIX; CONTACT 3000; DIAMOND; AR-7R; PRODIGY; EXPRESS; RUBIS; TRIATLON, LIGHTNING; INTERCEPTOR;
- Купола, предназначеные для точности приземления
Относятся: PARA-FOIL; CLASSIC; PROFILE
- Запасные парашюты
Современные запасные парашюты в своем большинстве представляют собой 7-и секционные купола из F-111, с удлинением от 2,0 до 2,26.
Иногда встречаются 5-и секционники и круглые запаски.
Запасные парашюты:
5-и секционные: SWIFT; SOS
7-и секционные: PD-R; MICRO RAVEN;TEMPO; SWIFT+; STELLAR; MINI CRIKET; CRIKET; FIREFLIGHT; MAVERICK;FURY; SHARPCHUTER; EAGLE; TRANSFAIR; MINIMAX; TECHNO
Круглые: PIONER; LO-PO; FANTOM
- Купола общего назначения
Здесь выбор очень велик.
ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
- ПО-9 серии 2
Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста с системой до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не превышает 16g.
Минимальная безопасная высота раскрытия 800 м.
Вертикальная составляющая скорости планирования — 4.3 м/с.
Площадь купола 22 кв. метра.
Количество строп 24.
Стропы из шнура ШТЛ-7-200
Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не более 10g.
Минимальная безопасная высота раскрытия 600 м.
Вертикальная составляющая скорости планирования при полностью отпущенных стропах управления 5.0 м/с.
В режиме сваливания купола до 5.5 м/с.
При перемещении с минимальной горизонтальной скоростью 3.75 м/с.
Ресурс 600 применений. Масса 10 кг.
Площадь купола 22 кв. метра.
Количество основных строп 24.- ПО-17
Система ПО-17 состоит из основного парашюта площадью ПО-16 и запасного парашюта, смонтированных в одной подвесной системе. - Талка-С
Учебный парашют. Основной — По-16 , запасной — З-5( ПЗ-81) - Талка-М
Основной По-16,запасной З-5 или ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий. - Талка-3 «Радар»
Основной — «Радар» — 9 секционный купол производства Ивановского завода.
Запасной ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий. - Система «Лесник-2»
Приводится в действие ручным способом или прибором.
Купол парашюта двухоболочковый имеет форму прямоугольника. Обеспечивает вертикальную скорость снижения не более 5 м/с при полетной массе парашютиста 100 кг.
— высота — 600-2000 м,
— скорость — 140-300 км/ч.
Назначенный ресурс — 400 применений.
Срок эксплуатации — 10 лет.
Масса системы не более 14 кг. - Система «Вжик»
«Вжик» — планирующий двухоболочковый 7-ми секционный парашют с «косыми» нервюрами и эллиптической задней кромкой. Каждая секция парашюта еще разделена на три части, т.о. получается 21 секция, воздухозаборники каждой промежуточной секции частично закрыты. Любое поперечное сечение купола максимально совпадает с аэродинамическим профилем.
ОП «Вжик» входит в состав парашютной системы «Гольф 4,2» с запасным парашютом К-15 и ранцем.
Площадь парашюта 11,62 м2 (125 sq. ft.) Перегрузки при введении в действие на максимальной скорости 225 км/ч не более 7g
Время разворота на 360° от 2,0 с
Среднее значение вертикальной составляющей скорости планирования не более 5,5 м/с
Среднее значение горизонтальной составляющей скорости планирования не менее 14,0 м/с
Максимальная допустимая полетная масса 90 кг
Масса купола не более 2,5 кг - Спортивный парашют «Кристалл»
Имеет семь секций, предназначен для построения фигур в парашютной купольной акробатике.
Парашют предназначен только для немедленного открытия.
Характеристика
Удлинение 1,95
Размах, м 4,27
Полетная масса, кг 85,0
Скорость применения, км/ч до 140
Высота применения, м до 4000
Минимальная высота, м 300
Ветер у земли, м/с до 10
Температура ±30°С
Назначенный ресурс 600
Срок службы, лет 10 - Д-6
Десантный парашют.
Надежная работа на высоте 200-8000 м
Обеспечивает минимальную безопасную высоту
со стабилизацией 3 с — 200 м,
Масса без переносной сумки и прибора не более 11,5 кг
Габаритные размеры уложенной парашютной системы:
— длина не более 0.57 м
— ширина не более 0,285 м - Д-1-5-У
Управляемый парашют Д-1-5у — для выполнения тренировочных прыжков.
Надежная работу на высоте до 1000 м
Минимальную высоту прыжка из летящего самолета на скорости полета 180 км/ч— 150 м;
Среднюю вертикальную скорость снижения,— 5,1 м/с;
Технический ресурс — 200 применений
Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки - УТ-15
Система УТ-15 предназначена для выполнения тренировочных прыжков.
Система вводится в действие ручным способом и прибором.
Купол парашюта площадью 50 м2 с отверстиями, имеет форму круга.
Конструкция системы предусматривает размещение прибора ППК-У-405А и отсоединение купола от подвесной системы.
Площадь купола, м2 50
Масса системы, кг не более 12
Габариты уложенного (ДхШхВ), см 49,5×35,5×24
Срок службы системы, 12 лет
Полетная масса, 100 кг
Скорость применения, 120 — 225 км/ч
Высота применения, 150 — 2000 м
Min. высота, 150 м
Назначенный ресурс 600 применений
Вертикальная скорость, м/с 5,75 - ПО-16
Предназначен для выполнения спортивно-тренировочных прыжков парашютистами, с опытом не менее 250 прыжков.
Купол парашюта площадью 22 м, двухоболочковый, имеет форму прямоугольника.
Конструкция парашюта предусматривает размещение прибора ППК-У-240 А-Д и отсоединение купола от подвесной системы.
Надёжная работа парашютной системы на высоте до 2000 м
Минимально безопасная высота прыжка — 600 м
Безопасность приземления при скорости ветра у земли до 10 м/с
Работоспособность при температуре от +30 до –25°С;
Применение полуавтомата ППК-У для введения в работу парашютной системы;
Отсоединение парашюта от подвесной системы
Применение запасных парашютов 3-4, 3-5 и ПЗ-81 при обязательном отсоединении неисправного основного купола
Более 600 применений Диапазон применения по высоте — 600—2000 м.
Срок службы — 10 лет.
Масса системы не более 10 кг.
Габаритные размеры уложенной системы не более: 0.385×0.370×0.225 м. - МАЛЬВА-24
Парашют Мальва-24 предназначен для прыжков на точность.
Площадь купола 24,2м2.
Характеристики:
Удлинение: 2,02
Размах, м: 7,00
Хорда, м: 3,46
Площадь, м2: 24,2
Полетная масса, кг: 100
Скорость применения, км/ч до: 225
Высота применения, м: до 2000
Минимальная высота, м: 300
Ветер у земли, м/с: до 10
Температура: ±30°C
Назначенный ресурс: 600
Срок службы, лет: 10
Парашют Радар-М — девятисекционный, площадью 15,6м2 прямоугольной формы.
Парашют может быть использован как в спортивных целях, так и для любительских прыжков.- Система ПЗ-81 предназначена для срабатывания при отказе основного парашюта.
В система состоит из управляемого купола площадью 27 м?.
Система вводится в действие ручным способом.
Устойчивую работу парашютной системы на высоте до 2000 м
Минимальную безопасную высоту применения 150 м при покидании летящего самолета на скорости не менее 180 км/ч.
Средняя вертикальная скорость планирования — 5.62 м/с;
Максимальная горизонтальная скорость планирования 6.5 м/с;
Безопасность приземления при ветре у земли до 10 м/с
Назначенный ресурс — 10 применений
Неограниченное количество раскрытий уже после раскрытия основного парашюта.
Срок службы — 12 лет.
Масса — не более 4.3 кг.
Габаритные размеры системы, уложенной в ранец — не более 0.42×0.21×0.2 м. - РЕЗЕРВ-16
Характеристики:
Удлинение: 2,6
Размах, м: 6,4
Хорда, м: 2,43
Полетная масса, кг: 100
Скорость применения, км/ч : до 225
Высота применения, м: до 2500
Минимальная высота, м: 150
Ветер у земли, м/с: до 15
Температура: ±30°C
Назначенный ресурс: 300/10
Срок службы, лет: 10
Характеристики:
Удлинение: ,61
Размах, м: 6,40
Хорда, м: 2.43
Площадь, м2: 15,6
Полетная масса, кг: 95
Скорость применения, км/ч: до 225
Высота применения, м: до 2500
Минимальная высота, м: 300
Ветер у земли, м/с: до 15
Температура: ±30°С
Назначенный ресурс: 600
Срок службы, лет: 10
ЗАПАСНЫЕ ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ
Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 21.06.2007
Дата обновления: 15.11.2010
www.parachutist.ru
www.aviasamara.ru
Парашют по 9 — Какая длинна строп у парашюта По-9 в 1, 2 и 3 ряде и строп управления? помогите кто знает — 2 ответа
По 9
Автор Анатолий Яковлев задал вопрос в разделе Экстрим
Какая длинна строп у парашюта По-9 в 1, 2 и 3 ряде и строп управления? помогите кто знает и получил лучший ответ
Ответ от Восходитель…[гуру]
ПЛАНИРУЮЩАЯ ОБОЛОЧКОВАЯ ПАРАШЮТНАЯ
СИСТЕМА ПО-9 СЕРИИ 2
Регулировка парашюта ПО-9
Перед началом регулировки необходимо внимательно осмотреть парашют и проверить длину основных строп. Основные стропы парашюта подразделяются на центральные, закрепленные на силовых нервюрах, и боковые ─ на боковых нервюрах парашюта.
Центральные основные стропы разделяются на три ряда по 6 строп в каждом ряду:
1-й ряд ─ 1П, 2П, ЗП и 1Л, 2Л, ЗЛ;
2-й ряд ─ 8П, 7П, 6П и 8Л, 7Л, 6Л;
3-й ряд ─ 9П, 10П, 11П и 9Л, ЮЛ, 11 Л.
Регулировка строп парашюта производится с целью получения хороших спортивных характеристик и изменения горизонтальной составляющей скорости планирования. Горизонтальная составляющая скорости планирования регулируется перепадом длин основных строп парашюта между первым и третьим рядами.
Длина строп измеряется от пряжек-полуколец до нижнего полотнища.
Максимальная скорость планирования свыше 9,5 м/с достигается при разнице длин строп первого и третьего рядов 700─800 мм, но необходимо учесть, что при этих размерах значительно возрастают усилия на втягивание строп управления.
Хорошие спортивные качества парашюта достигаются при разнице длин строп первого и второго рядов ─ 110─250 мм, первого и третьего рядов ─ 500─600 мм. При этих размерах строп усилия на втягивание строп управления небольшие, а горизонтальная составляющая скорости планирования не превышает 9,5 м/с.
В основу регулировки основных строп парашюта берется длина первого ряда центральных строп, которая должна быть не менее 2800 мм. ; при уменьшении этой длины возрастает вертикальная составляющая скорости планирования, а при длине 2500 мм боковые воздухозаборники не наполняются.
Устойчивость парашютной системы на всем диапазоне работы стропами управления зависит от размеров длин боковых строп 4Л, 5Л, 12Л, 4П, 5П, 12П. Длина строп 4П и 4Л должна быть на 150─200 мм больше длины основных строп первого центрального ряда.
Изменение длины строп необходимо производить последовательно, начиная с 50 мм, после выполнения тренировочного прыжка и проверки парашютной системы на всех режимах скорости планирования.
Каждый раз после регулировки строп необходимо производить проверку скоростных режимов планирования парашюта путем выполнения тренировочных прыжков с парашютом.
Регулировка строп производится у пряжек-полуколец свободных концов подвесной системы. После каждой регулировки стропы завязываются на 5─8 узлов.
После наполнения купола во время его раскрытия парашют находится в заторможенном состоянии за счет укорачивания строп управления при укладке. Для получения полной скорости купола необходимо освободить клеванты от зачековки на кольцах свободных концов подвесной системы. При этом парашютная система приобретает постоянную горизонтальную составляющую скорости планирования 9,5 м/с.
При натяжении передних свободных концов подвесной системы парашютная система быстро входит в режим ускоренного планирования, имея горизонтальную составляющую скорости планирования, превышающую 9,5 м/с.
Разворот парашютной системы производится путем втягивания стропы управления или натяжением свободных концов подвесной системы. Разворот вправо производится при втягивании правой стропы управления или при натяжении одного из правых (переднего или заднего) свободных концов подвесной системы. Разворот влево производится при втягивании левой стропы управления или натяжении одного из левых (переднего или заднего) свободных концов подвесной системы.
.
Источник: ссылка
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какая длинна строп у парашюта По-9 в 1, 2 и 3 ряде и строп управления? помогите кто знает
Ответ от DART[гуру]
Обратись к старъевшикам, они обычно торгуют барахлом всяким, может и ПО-9 у кого лежит. тыб еще про ПД-47 спросил
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:
9 число на Википедии
Посмотрите статью на википедии про 9 число
Парашют на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Парашют
2oa.ru
Aviatus: Парашюты типа Крыло
Купол парашюта типа «Крыло» имеет профиль и аэродинамические свойства, как у крыла самолета. Он состоит из двух оболочек и нервюр между ними.
- Оболочки — основные несущие поверхности купола. Изготавливаются из ткани с низкой или нулевой воздухопроницаемостью. Ткань с нулевой проницаемостью (ZP-0) позволяет достигать максимально возможных летных характеристик, ткани с низкой воздухопроницаемостью (типа F-111) дает более стабильное и предсказуемое раскрытие, позволяет использовать купол при небольших загрузках и лучше подходит для планирования на маленьких скоростях. В задней части купола оболочки сшиты друг с другом, в передней — между ними есть промежутки (сопла), через который купол наполняется воздухом.
- Нервюры — перемычки между оболочками, определяют профиль и форму крыла. На прямоугольных куполах все нервюры одинаковые, на эллиптических — одна или несколько нервюр по краям меньше, чем центральная.
На рынке представлено несколько десятков парашютов типа «Крыло», различающихся формами, размерами и видами ткани. Благодаря этому парашютисты имеют возможность выбора и подбирают парашютную систему, соответствующую опыту пилотирования и заданиям на прыжки.
Основные парашюты
Skylark
- Шкипер — 7-ми ячеечный основной парашют универсального назначения
- Магеллан — 9-ти ячеечный основной парашют среднего класса. Рекомендуется пилотам с обычным уровнем подготовки
- Одиссей — 9-ти ячеечный основной парашют класса «high performance». Рекомендуется для опытных пилотов
- Коммодор — 9-ти ячеечный студенческий парашют для парашютистов начального уровня
- Сирокко — 30-ти секционный диагональный парашют класса «ultra high performance» для соревнований по свупу
- Шкипер EVO — 7-ми ячеечный полуэллиптический парашют универсального назначения с высокими летными характеристиками
- Магеллан EVO — 9-ти ячеечный полуэллиптический основной парашют-крыло для пилотов среднего и высокого уровня подготовки
- Одиссей EVO — 9-ти ячеечный эллиптический парашют класса «high performance»
ParAAvis
- Дельфин-2 — 9-секционный парашют-крыло для парашютистов начального уровня подготовки
- Accurate — 7-ми секционный купол, классической прямоугольной формы, предназначен для выполнения прыжков на точность приземления
- Joker — 7-ми секционный универсальный парашют крыло. Подходит для видеооператоров и полетов в вингсьютах
- Ultimate — 9-ти секционный переходной купол, предназначен для выполнения парашютных прыжков парашютистами среднего уровня подготовки
- Flash — 9-секционный эллиптический скоростной парашют
- Segment — 7-ми секционный парашют для купольной акробатики (ротация и перестроения)
- Rave — 9-секционный эллиптический купол для скоростного пилотирования
НПП «Звезда»
- Арбалет — 9-секционная парашютная система специального назначения
- Лесник-3 — 9-секционная парашютная система для десантирования парашютистов-пожарных с полным комплектом необходимого снаряжения
Ивановский парашютный завод «Полет»
- ПО-9 серии 2
- ПО-16
- ПО-17
- INSIDER — 9-секционный студенческий парашют
- MAGIC — 9-секционный переходной парашют
- SHARK — 9-секционный эллиптический парашют
- RUSH — 7-секционный парашют для купольной акробатики
- МАЛЬВА-24СК — 7-секционный точностной парашют
- МАЛЬВА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
- АЛЬФА-АКСИОМА — 7-секционный точностной парашют
- Дальнолет (проектное название) — система парашютная специального назначения
- Stayer — система парашютная специального назначения
- Insider 300-S — система парашютная специального назначения
- Беркут 2 — система парашютная специального назначения
Aerodyne
- Mamba — эллиптический 9-секционный парашют
- Pilot — 9-секционный универсальный купол
- Pilot 7 — 7-секционная версия купола Pilot, разработанная для вингсьют-пилотов
- Sensei — 21-секционный косонервюник для опытных пилотов
- Solo — 9-секционный студенческий парашют
- Triathlon — универсальный 7-секционный купол, может использоваться для купольной акробатики
- Vision — 9-секционный полностью эллиптический парашют
- ZULU — скоростной не косонервюрный эллиптический 9-секционный купол
Belaavis
- Аккурат-2010 — 7-секционный основной парашют, для прыжков на точность приземлений
Firebird
- Cayenne Light — 9-секционный переходной парашют
- Chilli — 9-секционный парашют класса «high performance»
- Exit One — 9-секционный студенческий купол
Icarus Canopies
- Crossfire 2 — 9-секционный полностью эллиптический скоростной купол для опытных пилотов
- Equinox — 9-секционный студенческий парашют
- Safire 2 — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол
- S Fire — 9-секционный слабоэллиптический универсальный купол (усовершенствованный Safire 2)
- Neos — 9-секционный высокоскоростной купол с гибридной конструкцией
- Omega — 7-секционный купол со слабозакругленными углами
- Omni — 7-секционный универсальный полуэллиптичный купол
- X Fire — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов (усовершенствованный Crossfire 2)
North American Aerodynamics
- Jalbert Parafoil — 7-секционный точностной купол
- Parafoil 2000 — 7-секционный точностной купол
- Parafoil Gold — 7-секционный точностной купол
- Eagle-9 — 9-секционный парашют для купольной акробатики
Perfomance Designs
- Katana — 9-секционный полностью эллиптический купол для начинающих свуперов
- Navigator — 9-секционный студенческий парашют
- Pulse — 9-секционный слегка эллиптичный парашют
- Sabre2 — 9-секционный полуэллипс для продвинутых и парашютистов среднего уровня
- Silhouette — 9-секционный слабоэллиптический купол, который хорошо управляется даже при низких нагрузках
- Spectre — слегка эллиптичный 7-секционный купол
- Stiletto — 9-секционный эллиптический купол для опытных пилотов
- Storm — 7-секционный купол для парашютистов с различным уровнем подготовки
- Velocity — 7-секционный высокоскростной косонервюрник
- Comp Velocity — 7-секционный косонервюрник, доработанный специально для соревнований по свупу
- Valkyrie — 7-секционный купол построенный на базе соревновательного 9-секционникаPeregrine
- Vengeance — 9-секционный эллиптический купол из ткани с нулевой воздухопроницаемостью, изготовленный с применением технологии Air Lock
- Lightning — 7-секционный парашют для купольной акробатики
- CF Storm — версия парашюта Storm для купольной акробатики
- Zero — 7-секционный точностной купол
- Peregrine — 9-секционный косонервюрик, созданный исключительно для соревнований по свупу
- Horizon — 7-секционный купол для полет в вингсьюте
Precision Aerodynamics
- XAOS-27 — 27-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
- XAOS-21 — это 21-секционный косонервюрный купол для опытных пилотов
- Nitron — 9-секционный эллиптический купол
- Synergy — 7-секционный слабо-эллиптический универсальный парашют
- Fusion — 9-секционный эллиптический купол
- Falcon — 9-секционный парашют универсального назначения
- Interceptor — 7-секционный парашют для купольной акробатики
Fluid Wings
- HK — 27-секционный купол для полетов XRW
- HK Terminal — 27-секционный купол для полетов XRW, пригодный для использования в свободном падении
- AirWolf — 7-секционный косонервюрный купол класса «high performance»
- Helix — 21-секционный парашют для свуперов
- Gangster — 9-секционный парашют для начинающих парашютистов класса «high performance»
- Nexus — 9-секционный универсальный купол
- Prime — 9-секционный купол для парашютистов выходного дня
- Echo — 9-секционный купол класса «high performance» для пилотов, у кого больше 200 прыжков
Запасные парашюты
Ивановский парашютный завод «Полет»
ParAAvis
Aerodyne
Firebird
Icarus Canopies
Perfomance Designs
Precision Aerodynamics
North American Aerodynamics
Тандемные парашюты
Ивановский парашютный завод «Полет»
НПП «Звезда»
ParAAvis
Aerodyne
Firebird
Icarus Canopies
Бейс-системы
ParaAvis
Apex Base
- Flik Ultralite Apex Base
- Flik Apex Base
- Lobo Apex Base
Atair Canopies
Squirrel
- Outlaw Squirrel
- Ibex Squirrel
Performance Designs
Укладка парашютов типа «Крыло»
aviatus.ru
Тактико-технические данные частей парашюта
1. Вытяжная веревка длиной 3000 мм изготовлена из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс. Для контроля вытяжной веревки с двух сторон у карабина имеется лента красного цвета.
2. Фал гибкой шпильки длиной 130мм. из капронового шнура ШКП-200 имеет на концах петли, к одной из которых монтируется гибкая шпилька прибора, к другой ─ вытяжная веревка.
3. Два вытяжных парашюта, входящих в комплект, площадью по 0,4 м², состоят из основы купола квадратной формы (капроновое полотно арт. 56005крПК), конуса с перьями и пружины.
Стропы из капронового шнура ШКП-60 имеют прочность 60 кгс. Уздечка купола образована из капроновых шнуров ШКП-60, пропущенных внутри шнура ШТКП-15-550, и служит для присоединения к соединительному звену.
Внутрь конуса парашюта вставлена пружина конической формы, которая вводит парашют в действие.
4. Соединительное звено длиной 1400 мм из капронового шнура прочностью 550 кгс с одной стороны оканчивается петлей для присоединения петлей-удавкой к чехлу дополнительных строп и к дополнительным стропам купола. На расстоянии 750 мм от первой петли имеется вторая петля для присоединения к уздечке чехла. На расстоянии 300 мм от второй петли соединительное звено раздваивается и образует две петли для присоединения вытяжных парашютов.
5. Чехол, основа которого изготовляется из капронового полотна арт. 56005крП, имеет форму рукава длиной 3370 мм. По всей длине чехол усилен капроновыми лентами ЛТКП-25-150 прочностью 150 кгс, которые в верхней части образуют уздечку. Верхняя часть чехла имеет два кармана и затягивается шнуром после укладки в чехол дополнительных строп в чехле, строп и части соединительного звена.
Чехол имеет одну пару одинарных резиновых съемных сот, четыре пары также резиновых, но несъемных сот, две ленты для укладочной рамки, два люверса, через которые пропускаются съемные соты, и предохранитель строп.
С внутренней стороны чехла нашито усиление из перкаля Б арт. 7015 для предохранения от ожогов.
6. Чехол строп предназначен для предотвращения запутывания дополнительных строп купола при укладке их вместе с частью соединительного звена. Чехол, изготовленный из капронового полотна арт. 56005П, имеет форму рукава длиной 1500 мм и надевается на дополнительные стропы купола. Уздечка в верхней части чехла служит для подсоединения к концевой петле соединительного звена вместе с дополнительными стропами купола. Чехол имеет усиление по верхней и нижней частям.
7. Купол (Рис. 20) площадью 50 м², изготовляется в основном из капронового полотна арт. 56005крПК, передняя часть между стропами № 8─17 ─ из капронового полотна арт. 52087, а полюсная часть ─ из капронового полотна арт. 56005П.
Купол в плане имеет форму круга с вытянутыми с двух сторон полотнищами и состоит из 16 полотнищ и 8 клапанов. Полотнища и клапаны состоят из клиньев. Клапаны образуют радиальные щели. Между стропами № 21 и 22, 3 и 4 на полотнищах расположены отверстия трапециевидной формы, между стропами № 23 и 24, 24 и 1, 1 и 2 ─ отверстия прямоугольной формы. Между стропами № 22 и 23, 23 и 24, 24 и 1, 1 и 2, 2 и 3, 10 и 11, И и 12, 12 и 13, 13 и 14, 14 и 15 имеются также сопла.
Для снятия нагрузки в момент раскрытия парашюта в центральной части купола проделаны радиальные отверстия.
Стропы управления, изготовленные из шнура 10КПкр прочностью 190 кгс, присоединены к металлическим кольцам, к которым подходят стропы восьми клапанов управления куполом.
На радиальные швы с внешней стороны пришиты дополнительные стропы. К ним прикреплено соединительное звено.
В центре купола имеется полюсное отверстие диаметром 500 мм.
Материалом для строп купола № 22, 23, 24, 1, 2, 3 служит капроновый шнур ШКП-200 прочностью 200 кгс, для остальных ─ шнур ШКП-150 прочностью 150 кгс.
Соединительным звеном между стропами и подвесной системой являются четыре пряжки-полукольца.
К пряжкам на передних свободных концах крепится по пять строп, к пряжкам на задних свободных концах ─ по семь строп. Стропы полюсной части купола образуют уздечку.
Счет строп ведется по нижней кромке купола против часовой стрелки.
Длина строп от коуша дополнительных строп до пряжек-полуколец подвесной системы равна 9300 мм.
Длина центральной стропы от строп полюсной части до пряжек-полуколец свободных концов подвесной системы составляет 6200 мм. Длина строп управления от колец до клевантов ─ 5000 мм.
Стропы управления монтируются на передних свободных концах подвесной системы.
Для облегчения правильной укладки строп управления на клапанах между стропами № 6 и 7, 18 и 19 у нижней кромки купола с внутренней стороны нанесены метки черной безвредной краской. На эти знаки при укладке купола помещают кольца строп управления.
На всех стропах купола на расстоянии 4100 мм от пряжек-полуколец имеются метки начала укладки строп в соты, а метки на расстоянии 1300 мм от пряжек-полуколец означают конец укладки строп в соты. Концы центральной стропы, изготовленной из шнура ШКТП-15-550, крепятся к пряжкам-полукольцам передних свободных концов подвесной системы.
Для облегчения укладки купола стропа № 12 выполнена из шнура красного цвета, а на стропах № 1 и 24 у кромки купола и у пряжек-полуколец нашиты опознавательные муфты из перкаля Б светло-зеленого цвета.
Диаметр полюсного отверстия ─ 500 мм.
Рис. 20. Форма купола парашюта УТ-15 серии 5 в плане:
1 ─ полотнище; 2 ─ клапаны; 3 ─ радиальные щели;
4 ─ отверстие трапециевидной формы; 5 ─ сопла; 6 ─ радиальные отверстия;
7 — контур кольца
Цифры по кругу показывают номера строп
8. Подвесная система изготовляется из капроновой ленты ЛТКОкр-44-1600 или ЛТК-44-1600 и состоит из двух лямок (правой и левой), круговой лямки с ножными обхватами, двух лент переходников с карабинами, двух наспинно-плечевых обхватов с пряжками, двух пар свободных концов, двух лент (правой ─ с пряжкой и левой ─ с карабином) и предохранителей.
Карман для вытяжного кольца образован двумя слоями лямки. На предохранитель под замок пришита лента для крепления гибкого шланга. На обоих предохранителях под замки имеются ленты для фиксации предохранителей на наспинно-плечевых обхватах.
Длина свободных концов подвесной системы 430 мм.
Подвесная система имеет предохранители грудной перемычки, предохранители под замки, предохранители под скобы крепления и под карабины. Предохранители предназначены для смягчения удара металлическими деталями в момент раскрытия купола.
Пряжка замка ОСК снабжена чехлом и шлевкой для его фиксации.
9. Ранец, изготовленный из капронового авизента арт. 56039, состоит из дна с рамой жесткости, четырех клапанов и восьми ранцевых пружин. Крючки ранцевых пружин на петлях клапанов ранца плотно зажимаются.
Длина ранцевой пружины с кулонами равна 345 мм. Вместо ранцевых пружин допускается применение ранцевых резин. Длина каждой из семи одинарных ранцевых резин составляет 335 мм, одной двойной ─ 385 мм.
10. Гибкий шланг длиной 515 мм из гибкого металлического рукава, обтянут капроновой лентой ЛТКкрП-40-700. Длина шланга 515 мм.
11. Вытяжное кольцо состоит из корпуса, втулки, троса, трех шпилек и ограничителя. Корпус состоит из кольца и скобы. Кольцо изготовлено из стальной трубки диаметром 10 мм, внутри проходит трос звена зачековки, имеющий с одной стороны ограничитель и втулку, с другой ─ три шпильки.
Для удобства захвата рукой кольцо по отношению к скобе отогнуто на 135°.
Шпильки расположены одна от другой на расстоянии 150 мм. Первая (от корпуса кольца) шпилька имеет длину 38 мм, остальные ─ по 32 мм. Длина троса от конца последней шпильки до ограничителя равна 1070 мм.
12. Парашютный страхующий прибор типа КАП-ЗП-405 или ППК-У-405А.
Длина шланга прибора 405 мм, длина троса 562 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки 130 мм.
13. Переносная сумка прямоугольной формы, из авизента арт. 56039, имеет две ручки, клапан с двумя пряжками-полукольцами шнур для затяжки сумки, бирку для опломбирования сумки и ленту прочностью 150 кгс для затяжки клапана. Размеры сумки 600Х260Х590 мм.
14. Сумка из капронового авизента арт. 56039 предназначена для хранения и переноски личного снаряжения парашютиста (каски, ботинок, комбинезона, перчаток, приборной доски, ножа), имеет форму цилиндра, сверху затягивается лентой, пропущенной через 13 люверсов и подсоединенной к кольцу с петлей на дне сумки.
В нижней части сумки, между верхним и нижним дном, есть отсек, предназначенный для размещения ботинок. Застегивается отсек на <молнию>.
На верхнем дне имеется карман для ножа, который застегивается на <молнию>, а на боковине внутри сумки нашит карман для приборной доски.
Диаметр сумки 440 мм, высота 500 мм.
15. Паспорт является неотъемлемой частью парашюта.
ПЛАНИРУЮЩАЯ ОБОЛОЧКОВАЯ ПАРАШЮТНАЯ
СИСТЕМА ПО-9 СЕРИИ 2
Планирующая оболочковая парашютная система ПО-9 серии 2 (рис. 21, 22) предназначена для выполнения спортивно-тренировочных прыжков спортсменами-парашютистами, имеющими достаточный опыт прыжков с парашютами других типов.
Рис. 21. Общий вид раскрытого парашюта ПО-9 серии 2:
1─ полотнище верхнее; 2 ─ нервюры; 3 ─ полотнище нижнее; 4 ─ стропы;
5 ─ стропа раздергивающая; 6 ─ свободные концы подвесной системы; 7 ─ клевант;
8 ─ стропа управления; 9 ─ лента рифления; 10 ─ стропы дополнительные
Рис. 22. Схема раскрытия парашюта ПО-9 серии 2:
А ─ вытяжной парашют под действием пружинного механизма отошел от ранца и попал в воздушный поток;
Б ─ под действием силы сопротивления воздуха вытяжной парашют последовательно выдергивает ленту рифления из карманов на дне ранца, затем вытягивает стропы и купол из распашного чехла;
В ─ после вытягивания строп на всю длину купол парашюта попадает в воздушный поток;
Г ─ под действием набегающего потока, преодолевая силу сопротивления ленты рифления, купол наполняется;
Д ─ набегающий поток воздуха наполняет внутреннюю полость купола, купол принимает крыловидную форму и начинается планирующий спуск системы парашютист ─ парашют в режиме торможения.
Взявшись за клеванты, парашютист натягивает стропы управления, при этом развязывается узел фиксации строп управления и купол переходит в режим максимальной скорости
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Режимы работы НА ПАРАШЮТЕ ПО-9.
Количество просмотров публикации Режимы работы НА ПАРАШЮТЕ ПО-9. — 64
(Верхний. Средний. Нижний. Режим срыва. Разворотов. Приземления.)
Верхний режим (полное планирование).
При верхнем положении клевант ПО-9 будет планировать со скоростью 8-9м/сек и снижаться со скоростью 4-5 м/сек, двигаясь прямо и устойчиво. Произвольные же развороты могут быть следствием неравномернои̌ длины строп, неровнои̌ подгонкой подвеснои̌ системы или не полностью вытравленнои̌ рифовкой. Раскачивания являются следствием не полностью вытравленнои̌ рифовки или неправильнои̌ регулировки стабилизирующих полотнищ. (Затянуть).
В условиях сложного ветра, большой термики купол может подскакивать, подрагивать подобно самолёту в турбулентном потоке. Увеличение воздушнои̌ скорости, при необходимости, должна быть достигнуто путём подтягивания передних свободных концов на 15-20 см, но, в данном случае, возрастает и вертикальная скорость. По϶тому приземляться на ϶том режиме не рекомендуется.
Необходимо помнить, что в случае обрыва строп управления или при маневрировании сразу после раскрытия, когда ещё не расчекованы клеванты, для управления могут быть использованы задние свободные концы.
Для поддержания постояннои̌ скорости полного планирования необходимо вытянуть клеванты на 10 — 12 см.
Средний режим (торможение на 50 %)
Режим достигается за счёт изменения воздушного потока вдоль нижней поверхности крыла. Купол тормозится отклонением задней кромки крыла (как закрылки самолёта). Из верхнᴇᴦο положения клеванты плавно натягиваются до уровня груди. В ϶той точке воздушная скорость упадет до 4 — 5 м/сек, а скорость снижения будет в пределах 3-4 м/сек. Натягивание клевант проходит без большой физической нагрузки, но сопротивление достаточно, чтобы чувствовать реакцию купола.
Нижний режим (полное торможение).
Режим достигается плавным натяжением клевант до полней потери поступательнои̌ скорости. В ϶том случае снижение будет почти вертикальным. И скорость ᴇᴦο будет зависеть от силы ветра. Путевая устойчивость должна быть сохранена в условиях от 75 до 100 % торможения. Полное торможение требует достаточных физических усилий.
Режим срыва.
Срыв — устойчивое состояние – достигается продавливанием клевант вниз за режим полнои̌ потери поступательнои̌ скорости. В ϶том положении крыло теряет свою эффективность, поступательная скорость равна 0, купол проваливается и мягко идёт назад. В положении срыва купол может смещаться назад или свалиться в любую сторону. Вертикальная скорость при срыве достигает 7 м/с, Выход из срыва достигается плавным подъёмом клевант на 15 — 20 см (до 75 — 80 % торможения). В ϶том случае ПО-9 из срыва выходит плавно. Необходимо помнить, что нельзя резко полностью отпускать клеванты, ПО-9 резко рванется вперёд, парашютист теряет контроль над куполом.
Понятие и виды, 2018.
Выход из срыва в данном случае идёт с качем вниз большим нарастанием горизонтальнои̌ скорости и потерей высоты.
Режим динамического срыва.
Он выполняется резким смещением клевант в режим срыва, требует значительных физических усилий. Купол в данном случае резко тормозится, в то время как парашютист по инерции смещается вперёд. При ϶том создаются искусственный угол атаки. Данный угол, в сочетании с полностью опущеннои̌ задней кромкой, создаёт на короткое время большую подъёмную силу, которая затем быстро теряется из-за потери поступательнои̌ скорости. Задняя кромка, оставаясь опущеннои̌, с потерей поступательнои̌ скорости создаёт опрокидывающий воздушный поток, и купол после зависания начинает падать до тех пор, пока не будут приняты меры для вывода ᴇᴦο из динамического срыва.
Вывод из динамического срыва аналогичен выводу из срыва.
При выводе из динамического срыва не допускается подъём клевант выше груди, иначе будет иметь место то же самое условие, что и при входе в срыв (купол будет ускоряться быстрее, чем парашютист).
Вводя ПО-9 в динамический срыв на высоте ниже 100 м, необходимо соблюдать осторожность.
referatwork.ru
Aviatus: ПО-17: Регулировка парашюта
Перед регулировкой парашют необходимо внимательно осмотреть и проверить длину основных строп.
Центральные основные стропы подразделяются на три ряда, в каждом ряду по шесть строп:
1-й ряд — 1П, 2П, ЗП и 1Л, 2Л, ЗЛ;
2-й ряд — 8П, 7П, 6П и 8Л, 7Л, 6Л;
3-й ряд — 9П, 10П, 11П и 9Л, 10Л, 11Л (рис. 1).
Горизонтальная составляющая скорости планирования парашютной системы регулируется перепадом длин основных строп парашюта первого и третьего рядов.
Длина строп измеряется от свободного конца до нижнего полотнища купола.
Максимальная скорость планирования достигается при разнице длин строп первого и третьего рядов 550-700 мм, при этом необходимо учитывать возрастающие усилия на втягивание строп управления.
Хорошие спортивные качества парашюта достигаются, когда разница длин строп первого и второго рядов 110-160 мм, а первого и третьего — 510-660 мм. При этом усилия на втягивание строп управления небольшие, а горизонтальная составляющая скорости планирования не превышает 10 м/с.
В основу регулировки строп берется длина центральных строп первого ряда, которая должна быть не менее 3100 мм.
Рис. 1. Регулировка основного парашюта системы ПО-17
Устойчивость парашютной системы на всем диапазоне работы стропами управления зависит от длины боковых строп (прикрепленных к боковым нервюрам парашюта) 4Л, 5Л, 12Л, 13Л и 4П, 5П, 12П, 13П. Длина боковых строп зависит от длины основных строп центрального ряда.
Длина строп 4П и 4Л должна быть на 100-150 мм больше длины основных строп первого центрального ряда.
При выполнении работ по регулировке парашюта изменение длин строп производится поэтапно, начиная с 50 мм, при этом после каждого этапа проверяется работа парашютной системы на всех режимах скорости планирования.
Расчет прыжка с парашютной системой ПО-17 аналогичен расчету с парашютной системой ПО-16.
Планирующая оболочковая парашютная система ПО-17
aviatus.ru
Aviatus: Конструкция парашюта типа Крыло
Каждый купол можно описать при помощи следующих характеристик: форма крыла, его наклон и загрузка. Первое и второе определяются конструкцией, последнее — самим пилотом. Каждая из этих характеристик определяет, как будет летать конкретный парашют. Если понимать, что означают эти характеристики, можно — даже не прыгая на этом куполе — с большой вероятностью предположить, как он будет летать. Форма крыла определяется удлинением (aspect ratio) и профилем. Удлинение — это отношение размаха (ширина между боковыми кромками) к хорде (расстояние между передней и задней кромками). Профиль представляет собой отношение высоты крыла к хорде. Наклон определяет, под каким углом к вымпельному ветру конкретная форма крыла позволит добиться лучшего соотношения летных характеристик. А загрузка — это «мощность», которую пилот решает придать системе.
Удлинение
В теории, купола с большим удлинением летают быстрее — потому что чем больше удлинение, тем меньше значение профильного сопротивления по отношению к производимой подъемной силе. Другими словами, 200-футовый девятисекционный купол имеет большую подъемную силу, чем 200-футовый семисекционник, хотя профильное сопротивление у них будет одинаковое. Почему бы тогда не сделать 200-футовый 11-секционник с очень большим удлинением?
На практике, удлинение около 3 к 1 является предельным. При большем удлинении конструктор сталкивается с несколькими проблемами. В отличие от самолетного крыла парашют не имеет жесткого каркаса и поддерживает форму за счет давления воздуха. Парашют летит хорошо только в том случае, когда наполнена каждая секция. Чем больше удлинение, тем сложнее поддерживать давление в крайних секциях. Кроме того, для поддержания правильной формы потребуется больше строп и нервюр. А это означает увеличение сопротивления.
У куполов с большим удлинением короче ход клевант и поэтому они более остро реагируют на вводы. Они склонны резче входить в свал, а при восстановлении наполняются менее равномерно, чем купола с меньшим удлинением. Чтобы начать поворот на куполе с большим удлинением требуется больше времени — но как только поворот начался, он происходит быстрее, чем на менее удлиненном куполе того же размера. Кроме того, у купола с большим удлинением будет больше частей (секций, нервюр и строп) — а значит, больше будет укладочный объем.
Сложности с поддержанием давления в секциях, увеличение сопротивления и необходимость особого контроля за раскрытием — все это привело к тому, что существующие сегодня на рынке купола с наибольшим удлинением так и не перешли границу соотношения 3/1. Удлинение большинства 9-секционных парашютов близко в 3/1; большинства 7-секционных находится в пределах от 1 до 2,2.
Какие лучше? Все имеет свою цену. 9-секционник летает быстрее, чем 7-секционник, потому что создает меньше профильного сопротивления — но у него на 20 процентов больше строп, ребер и сопел, которые увеличивают паразитное сопротивление. В 90-х годах считалось, что 9-секционники лучше планируют (т. е. у них выше аэродинамическое качество — соотношение горизонтальной и вертикально скоростей). Однако несомненные преимущества в скорости и планировании, продемонстрированные 9-секционными куполами за последнее десятилетие, можно с большой долей вероятности отнести за счет новых форм профиля, угла наклона купола (угла планирования) и более эффективной конструкции. Время покажет — создается впечатление, что новые разработки позволят 7-секционным куполам приблизиться по ряду характеристик к 9-секционным. Однако мы можем ожидать, что купола с большим удлинением все-же будут иметь более высокие показатели планирования. 7-секционники более предсказуемы в плане наполнения и в режиме свала — поэтому практически все ПЗ имеют 7 секций. Это же касается куполов для прыжков на точность, купольной акробатики и BASE — разновидностях спорта, где стабильность открытия и поведение на низких скоростях важнее, чем скорость и планирование.
Профиль
Профиль купола определяется формой нервюр — это вид купола сбоку. В общих словах — чтобы создавать подъемную силу, медленно летящее крыло должно иметь толстый профиль (объяснение этому есть в первой главе — надо только пошевелить мозгами!). Обратной стороной является то, что толстый профиль создает больше сопротивления, чем тонкий. Высота профиля парашютов для прыжков на точность и купольную составляет от 15 до 18 процентов от хорды, в то время как у высокоскоростных куполов для RW этот показатель может быть всего 10%. Хотя более тонкий профиль летит быстрее, у него меньше потенциал подъемной силы на низких скоростях, у него резче свал и острее повороты. Не менее важно искривление профиля крыла. Если центр приложения подъемной силы смещен вперед, купол будет иметь большую скорость снижения и очень стабильное наполнение. Смещение центра подъемной силы назад улучшает планирование, но ухудшает наполняемость. Сочетание такого смещения с большим удлинением будет приводить к тому, что углы передней кромки будут складываться на поворотах. Эллиптические купола призваны решить эту проблему: закругление передней кромки и уменьшение длины внешних секций увеличивает наполняемость крайних секций. Как дополнительное преимущество, эллиптические купола более отзывчивы (так как на ввод клеванты реагирует большая часть внешней кромки), что делает их очень резвыми.
Заключение
В общих чертах, форма профиля определяет следующую разницу между 7-ми и 9-ти секционными куполами одинаковой площади:
- 7-секционный купол более предсказуем в открытии, его укладочный объем немного меньше, чем у 9-секционника аналогичной площади, он меньше подвержен отказам в виде перехлестов. В случае частичного отказа 7-секционник будет вести себя более спокойно (будет медленнее терять высоту и вообще вести себя менее агрессивно).
- У 9-секционника будет более пологий угол планирования, что дает ему чуть большую дальность. У него «длиннее» подушка, что упрощает ее выполнение, но из приземления придется дольше «выбегать».
- 7-секционник более стабилен на малых скоростях, дает больше «предупреждений» перед входом в свал, и более предсказуем при выходе из него.
- У 9-секционника может быть больше горизонтальная скорость — преимущество при полете в условиях ветра.
Загрузка
Термин обозначает вес, который несет парашют. Это, наверно, самый важный фактор, определяющий летные характеристики современных парашютов. В Америке загрузка определяется как отношение фунт/квадратный фут. Значение в фунтах — это вес вас и вашего снаряжения. Квадратные футы указывает производитель (следует однако помнить, что разные производители могут использовать разные методики расчета площади, и при одинаковом весе загрузка куполов одинаковой заявленной площади от разных производителей может различаться — прим. пер.). Для расчета загрузки разделите вес в футах на площадь в квадратных футах. Например, я вешу 190 фунтов, а мое снаряжение — еще 25 (система, комбез и прочее). Вместе мой полный вес составляет 215 фунтов. Если я прыгаю с куполом в 205 квадратных футов, моя загрузка будет 1,05. Студент одного со мной веса под куполом «Манта» (288 футов) будет иметь загрузку 0,75. Другой парашютист того же веса под Сейбром-150 будет иметь загрузку 1,43. Многие производители указывают для каждого купола рекомендуемую максимальную (а иногда и минимальную) загрузку.
Как правило, чем больше загрузка, тем выше летные характеристики. При низкой загрузке купол летит и реагирует вяло. Увеличение загрузки увеличивает горизонтальную и вертикальную скорости. С увеличением скорости повороты становятся быстрее, а контроль — более чувствительным. Помните, что подъемная сила увеличивается со скоростью — высокая загрузка означает, что глубина подушки будет больше, чем при меньшей загрузке. Но поскольку все происходит намного быстрее, у вас меньше возможностей на ошибку. Чем больше загрузка, тем более опасными становятся частичные отказы. Наклон влияет на подушку таким-же образом, как на угол планирования. Купол с большим тангажем будет иметь короткую подушку, но будет более стабилен в режиме торможения и будет быстрее восстанавливаться после свала.
Существует предел, на котором полезные качества высокой загрузки начинают исчерпываться. Используя регистраторы горизонтальной и вертикальной скорости во время тестов различных современных куполов, я выяснил, что при загрузках более 1,5 единственные летные характеристики, которые продолжают улучшаться — это скорость поворотов и общая отзывчивость. Чем больше вес, тем острее угол планирования (купол быстрее теряет высоту), а горизонтальная скорость при этом не увеличивается. Для среднестатистического пилота купола загрузка начиная с 1,4, как мне кажется, не приносит положительных результатов — скорость снижения увеличивается, а горизонтальная скорость и характеристики планирования — нет. С увеличением загрузки также увеличивается скорость входа в свал (момент срыва потока). Вот несколько общих рекомендаций по загрузке куполов, существующих сегодня, в 1997 году, на рынке: Для медленных, мягких приземлений и для прыжков на площадки значительно выше уровня моря, выбирайте низкую загрузку — от 0,7 до 0,9.
Для хорошего соотношения безопасности и летных характеристик прыгайте с загрузкой 1 к 1. Хотите быстрый купол? Прыгайте с загрузкой от 1,1 до 1,3. Пилотирование купола с загрузкой больше 1,3 означает, что вы переходите в категорию испытателей — купол летит на грани своих возможностей. Профессионалы постоянно прыгают с загрузкой от 1,4 до 1,6 — но они прыгают каждый день, в одних и тех же условиях. Изменение места приземления, высоты или других факторов делают подобные загрузки спорными.
Как правило, купола из ткани нулевой проницаемости и 9-секционники более безопасны при высоких загрузках, чем 7-секционник из F-111. Парашютист, который прыгает на старом 7-секционнике с загрузкой 0,8 может, после определенной тренировки, безопасно прыгать на 9-секционнике из нулевки с загрузкой 1,1.
Наклон
Наклон и настройки парашюта имеют огромное значение для летных характеристик. Наклон — это расчетный угол планирования купола. Если опустить нос купола — возрастет скорость снижения и стабильность. Если нос наоборот поднять выше, купол станет лучше планировать — но станет при этом более подвержен влиянию турбулентности и опасности складывания. Такой купол также будет дольше наполняться после деформации. Как правило, купола для точности и купольной акробатики наклонены вниз (больший тангаж), а купола для RW — более плоские.
Длина строп управления также влияет на характеристики купола. Слишком длинные стропы управления уменьшают эффективность вводов. Это также может привести к тому, что в момент подушки пилот не сможет использовать весь потенциал купола. Если стропы слишко короткие, купол все время будет работать в режиме легкого торможения, и во время подушки его можно будет легко ввести в свал. Измените длину строп всего на один дюйм — и это серьезно изменит подушку вашего купола. Если вам сложно замедлить купол в безветренный день — есть вероятность, что ваши стропы управления слишком длинны. Если ваш купол на приземлении начинает танцевать и его легко ввести в свал — вам может иметь смысл удлинить стропы управления.
Наклон не всегда зависит только от установок производителя. С течением времени стропы растягиваются и изнашиваются. На высокоскоростных куполах изменение длины стропы на один-два дюйма имеет большое значение. Нужно периодически менять стропы, так как их износ изменяет наклон. Однако многие парашютисты, методично меняющие масло и шины на своих автомобилях, никогда не задумываются о том, что их купол тоже подвержен времени.
Материалы
Стандарным материалом для производства парашютов в 80х и начале 90х была ткань F-111 (названная так по названию фабрики, на которой она производилась). Затем на рынке стали преобладать ткани нулевой проницаемости (zero-p). По сравнению с «нулевкой» F-111 не такая дорогая и ее легче обрабатывать — что делает парашюты из нее дешевле. Их также легче укладывать, потому что они легче выпускают воздух. Однако и изнашиваются они быстрее. Купол из F-111 сохраняет свои превоначальные характеристики на протяжении первых 300 прыжков. Еще 300 прыжков он все еще будет летать неплохо, но к концу следующих 300 прыжков он потеряет много (до 20 процентов и более) от своих начальных характеристик. Немногие парашюты из F-111 годны на что-нибудь после 1000 прыжков.
«Нулевка» дороже чем F-111 и с ней тяжелее работать — поэтому купола из нулевки дороже. Однако дороговизна компенсируется несколькими преимуществами. Купола из нулевой ткани лучше держат форму и пропускают меньше воздуха, что дает им лучшие летные характеристики по сравнению с аналогичным куполом из F-111. Они также «живут» намного дольше — купола из нулевой ткани могут прекрасно летать, когда им сильно за 1000 прыжков. Недостаток — их труднее укладывать (это требует определенной привычки, которая приходит уже через пару десятков укладок). В некоторых куполах используются оба типа ткани. Это тоже замечательно работает.
Ткань | F-111 | Нулевка |
Достоинства | Дешевая Легкая в укладке | Аэродинамически более эффективна Дольше живет |
Недостатки | Аэродинамически менее эффективна Заметный износ после 600-700 прыжков | Дороже Тяжелее укладывать |
Стропы
Есть два основных материала для парашютных строп — обычный дакрон (толстые стропы) и микролайн (или спектра) — тонкие стропы (книга написана до начала применения вектрана — прим. пер.). Микролайн дороже дакрона, что повышает стоимость парашюта. Однако за счет того, что стропы из микролайна намного тоньше, они уменьшают сопротивление — это дает примерно 5-процентное улучшение характеристик по сравнению с куполами с обычными стропами. Микролайн очень прочен и, в отличие от дакрона, не растягивается при нагрузках. Это означает, что он сильнее передает удар при раскрытии. Со временем микролайн также неравномерно сжимается, что нарушает установки наклона купола. Некоторые считают, что его труднее укладывать в пучки, и что он не подходит для купольной акробатики.
Стропы | Дракон | Микролайн |
Достоинства | Легче укладывать Мягкие открытия | Низкое сопротивление Малый укладочный объем |
Недостатки | Много места Большое сопротивление | Дороже Жестче открытия |
Другие модификации
Большинство парашютного оборудования приходит в достаточно стандартной конфигурации. Однако есть ряд небольших модицикаций свободных концов и купола, которые могут улучшить летные характеристики. Не все они подходят любому парашютисту, но индивидуальная «заточка» оборудования может принести до 15 процентов улучшения характеристик. Модификации существуют двух видов — одни уменьшают сопротивление, другие улучшают управление.
Уменьшение паразитного сопротивления дает очевидные результаты в виде увеличения скорости (и связанного с этим увеличения подъемной силы) без увеличения веса системы. Самые распространенные способы уменьшить сопротивление — съемные или коллапсируемые слайдеры, коллапсируемые вытяжные парашюты, и изменения в конструкции свободных концов. Все эти простые модификации можно заказать у дилера или сделать при помощи опытного риггера. Но поскольку их безопасное использование требует некоторых знаний и навыков, сначала обязательно посоветуйтесь с людьми, которые знакомы с этими модификациями.
Слайдер
Слайдер необходим на раскрытии — но как только купол открылся, в нем уже нет нужды. Начиная с этого момента он — обуза. Если вы думаете, что его сопротивлением можно пренебречь, высуньте раскрытый слайдер из окна автомобиля на скорости 25 миль в час. Другой положительный момент — если вы уберет слайдер, купол сможет больше расправиться (уменьшится его искривление и он будет лететь более «плоско»). Избавившись от слайдера, вы не только улучшите летные характеристики — есть еще и эстетическая сторона: вы убираете источник шума и значительно увеличиваете обзор.
Есть несколько способов того как поступить со слайдером. У каждого способа есть свои плюсы и минусы. Главный минус любого способа — то, что после открытия со слайдером придется повозиться. Помните, что коллапсирование слайдера куда менее важно, чем контроль за полетом — относительно других парашютистов и дропзоны. Так что не начинайте возиться со слайдером, пока вы не выбрали безопасный путь к площадке приземления.
Самый распространенный способ избавиться от слайдера — протащить его вниз и либо прижать под подбородком, либо закрепить за затылком при помощи липучки, пришитой к воротнику комбинезона. Плюс этого способа — он очень прост, он практически не увеличивает время укладки, и с ним просто невозможно облажаться на укладке. Однако если у вас толстые свободные концы, ничего не получится. Если вы засунете слайдер под подбородок, он может выскользнуть и закрыть вам обзор. Если вы закрепили слайдер за затылком, а ваш купол спутался с другим куполом или случился отказ — при отцепке купол может остаться с вами! И то, и другое случалось — с ужасными последствиями. Кроме того, если у вас на свободных концах стоят недостаточно большие ограничители (бамперы), не стоит пытаться облегчить стаскивание слайдера за счет установки слишком больших люверсов — иначе у вас будет захватывающий отказ!
Достаточно распространен способ оставлять слайдер на месте, но коллапсировать его шнурком. На самом деле, таким образом вы добиваетесь только уменьшения шума и легкого уменьшения сопротивления. Хотя это и самое простое из всех возможных решений, оно же и самое малоэффективное. Сладер из двух частей — достаточно распространенная вещь на куполах для точности, потому что позволяет куполу максимально расправиться. Этот способ хорошо работает с широкими свободными и он достаточно прост. Он хорош для медленных куполов, потому что сопротивление от двух частей «разделенного» слайдера не имеет большого значения для точностных куполов — они и так имеют большое сопротивление. С эстетической точки зрения разделяемые слайдеры выглядят достаточно гадко.
Крайний вариант — вообще снять слайдер. Съемные слайдеры используют петлю и шпильку (на манер маленькой петли на клевантах), которые прикрепляют люверс к ткани. Чтобы снять слайдер, нужно дернуть за петлю в середине слайдера (где сходятся шнуры от четырех углов). Одно движение — и ткань у вас в руках. Теперь вам надо спрятать слайдер в комбинезон или куда-то еще, где вы его не потеряете. Люверсы слайдера остаются на свободных концах. Перед укладкой слайдер придется приделывать обратно — это увеличивает время укладки на минуту-другую. Поскольку вам совершенно не нужно, чтобы вы по ошибке прикрепили его неправильно, очень важно быть внимательным при постановке слайдера на место.
Коллапсируемые вытяжные парашюты
Коллапсируемый вытяжной — еще один легкий способ модификафии парашюта. Их существует два типа. Коллапсируемые на резинке (ungee-cord) хороши своей простотой — их, в отличие от варианта на шнуре (kill-line) не надо расколлапсировать. Недостаток первого типа состоит в том, что при изношенной резинке или при раскрытии на низкой скорости медуза может не наполниться и это приведет к скоростному отказу («вытяжной на буксире»). С медузой на шнуре все наоборот — этот тип прекрасно работает практически при любом варианте раскрытия. Но если забыть его расколлапсировать — вы получаете точно такой-же отказ. Если вы понимаете устройство своего коллапсированного вытяжного парашюта и следите за его состоянием, проблем у вас не будет.
В обоих типах используется более толстая и жесткая стреньга, чем на неколлапсируемых вытяжных. Это увеличивает вероятность того, что при запихивании медузы в карман стреньга завяжется в узел. Я несколько раз видел подобные случаи, и как мне кажется, они чаще происходят с коллапсируемым вытяжными — так что будьте внимательны к технике своей укладки.
Свободные концы
Управление при помощи передних свободных концов серьезно увеличивает возможности пилотирования. Однако стандартные свободные концы может быть трудно удержать в руках. Более того, во время поворота центробежная сила увеличивает вес и вместе с ним — нагрузку на свободные концы. Таким образом, большинство продвинутых пилотов предпочитают, чтобы к передним концам были приделаны некие «ручки». Обычно это либо петли, либо «узелки» («блоки»).
Петли — это петли. «Узелки» — это некий дополнительный материал или металлическое кольцо, пришитые ниже того места, где ваша рука держит свободный конец.«Узелок» не дает свободному концу проскользнуть через вашу руку, когда вы прилагаете к нему усилие. Преимущество петель в том, что они не выпирают и не могут зацепиться за что-нибудь при раскрытии. Однако, нужно приноровиться вставлять в них (и вытаскивать) ладони. «Узелки» проще — вы просто хватаете за свободный конец. Раскройте ладонь — и вы отпустите свободный. Вот почему купольщики и многие продвинутые пилоты используют «узелки».
Некоторые пилоты малых куполов с большим удлинением используют три пары свободных концов вместо двух. Третья пара используется для строп управления. Эта модицикация, как и съемный слайдер, позволяет куполу расправляться, улучшая его форму и, соответственно, летные характеристики. То, что третья пара свободных концов встречается редко, говорит о том, что в этом случае улучшение летных качеств не всегда стоит усложнения системы. И еще одна модификация — «замки», которые позволяют пилоту механически зафиксировать передние свободные концы под определенным натяжением. Замки часто использовались купольщиками в начале и середине 80-х. Они делают свободный конец толще, а используются чрезвычайно редко.
Источник skysport.ru. Перевод Кирилл Брюшков, Петр Лизяев, Федор Мозговой.
Пилотирование парашютов типа «Крыло»
aviatus.ru