Михаил Пиотровский — Николай Солодников
О кабинете Мединского, горящей Москве и женских ласках в Эрмитаже
Советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, организатор музейного дела, доктор исторических наук, профессор. С 1992 года — директор Государственного Эрмитажа. Член Президиума Российской академии наук. Президент Союза музеев России.
0:55 Почему Пиотровский не подписал письмо в поддержку присоединения Крыма?
1:54 Чей Крым?
2:07 Что важнее — родина или истина?
3:02 Что значит быть сегодня государственником?
4:12 История с Исаакием закончилась? Кто победил?
5:47 Кто виноват в том, что сгорела старинная деревянная церковь в Карелии?
6:58 С кем Пиотровскому работалось легче — с Матвиенко или Полтавченко?
8:16 Европейский университет
9:42 Кому из музыкантов Пиотровский готов разрешить выступать на Дворцовой площади?
11:00 Как Сергей Шнуров защищал Эрмитаж
11:13 Как Пиотровский относится к творчеству группы «Ленинград»?
12:05 Кто такие «сержанты» в Минкульте и почему у них «безумие»?
14:14 С какими министрами культуры работал Пиотровский? Кто лучший?
15:30 Почему Пиотровский отказался передавать картину Дейнеки в Севастополь?
16:00 Правда ли, что Мединский мог стать директором Эрмитажа?
16:40 Какой музей по мнению Пиотровского мог бы возглавить Мединский?
16:50 Правда ли, что Мединский хотел, чтобы у него был кабинет в Эрмитаже? Готов ли Пиотровский уступить свой?
18:20 Воровал или нет бывший заместитель Пиотровского Новиков? Все строители воры?
21:03 Прослушивают ли кабинет Пиотровского?
22:50 Где в Петербурге покупать книги?
23:00 Какие сейчас отношения у Пиотровского с Антоновой?
24:40 Как Пиотровский отреагировал на публичное обращение Антоновой к Путину?
26:25 Антонова или Пиотровский — кто самый могущественный музейщик?
27:01 Ян Фабр — ожидал ли Пиотровский такой скандал?
27:47 Отношение Пиотровского к тому, что Фабра обвиняют в домогательствах
28:29 Про спектакль Фабра, который нельзя показывать в Эрмитаже
28:56 Пиотровский о коллекции эротического искусства. Почему это нельзя показывать в России?
29:40 Что Эрмитаж может показывать в Амстердаме и не может в России?
31:03 Может ли статуя обнаженного Давида стоять возле школы?
31:40 Кто эти три сестры, которые ласкают друг друга в Эрмитаже, и почему это никто не замечает? Ужасно ли это?
32:15 Как Пиотровский относится к движению #metoo?
33:00 Можно ли обсуждать блокаду и устраивать опросы, стоило ли сдавать или не сдавать город?
34:40 Какое впечатление Пиотровского от выступлений Сокурова и Архангельского на совете по культуре?; интересна ли Путину в принципе культура?
35:15 Какие картины рассматривал Путин в Эрмитаже?
36:27 Как Пиотровский относится к делу Серебренникова?
37:40 Будет ли сын Пиотровского директором Эрмитажа?
38:40 Много ли времени Пиотровский проводит с внучкой?
38:50 Кто самый близкий человек для Пиотровского?
39:10 Когда Пиотровский последний раз дрался?
39:35 Когда Пиотровский последний раз плакал?
39:49 Книги /конкурс от Пиотровского
41:40 Пиотровский читает Летова
new-interview.ru
Пиотровский, Михаил Борисович — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пиотровский.Михаи́л Бори́сович Пиотро́вский (род. 9 декабря 1944 года, Ереван, СССР) — советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед, организатор музейного дела, доктор исторических наук, профессор. С 1992 года — директор Государственного Эрмитажа. Член Президиума Российской академии наук. Президент Союза музеев России[1].
Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997)[2]. Академик РАН (2016; член-корреспондент 1997)[3][* 1]. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (2017) и Премии Президента Российской Федерации (2003). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2011).
Сын выдающегося археолога, многолетнего директора Эрмитажа, академика Бориса Пиотровского.
Родился в семье женившихся в год его рождения эвакуированного из блокадного Ленинграда археолога Бориса Пиотровского, впоследствии академика и директора Государственного Эрмитажа с 1964 по 1990 год, и армянки Рипсимэ Джанполадян-Пиотровской.
После окончания ленинградской 210-й средней школы в 1961 году поступил на отделение арабской филологии восточного факультета Ленинградского университета, которое окончил с отличием в 1967 году, прошёл годичную (1965—1966) стажировку в Каирском университете[4].
В 1967—1991 гг. сотрудник Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, где окончил аспирантуру и прошёл все должности от лаборанта до ведущего научного сотрудника[4]. В 1973—1976 годах переводчик, а также преподаватель йеменской истории в Высшей школе общественных наук в Народной Демократической Республике Йемен[4].
Канд. дис. «Предание о Химйаритском царе Ассаде ал-Камиле» (1973; научный руководитель — к. филол. н. П. А. Грязневич). Кандидат исторических наук (1973), старший научный сотрудник (1982). Докторская диссертация «Южная Аравия в раннем средневековье: процесс сложения средневекового общества» (1984)
После смерти отца Михаил Пиотровский в 1991 году был приглашён в Государственный Эрмитаж на должность первого заместителя директора по научной работе, а в июле 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации был назначен директором Государственного Эрмитажа и руководит им до сих пор.
С 30 апреля 1993 года по 22 февраля 1997 года и с 3 мая 2001 года член коллегии Министерства культуры Российской Федерации
С 2003 года — первый заведующий кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета. С 2011 года также заведует кафедрой Древнего Востока Санкт-Петербургского государственного университета. Одновременно с 2013 года декан восточного факультета СПбГУ.
Член Президиума РАН и также её Санкт-Петербургского научного центра. Член-корреспондент Германского археологического института, действительный член Академии гуманитарных наук (1994)[2].
Автор и ведущий телевизионной программы «Мой Эрмитаж» (не менее 250 серий)[7].
Сфера научных интересов — древняя и средневековая история Ближнего Востока, история Аравийского полуострова, Саба, Химйар, Коран и ранняя история ислама, древнеаравийские надписи, эпические предания арабов, арабская рукописная книга, мусульманское искусство
Автор более 250 работ[7][⇨].
В феврале 2019 года выпустил в свет книгу «От скифов до Кифера». Сборник из 50 статей к каталогам музейных выставок с 1993 года по сегодняшний день[8].
- Семья
Женат, есть сын и дочь. Супруга Ирина Леонидовна (1944 г. р.), окончила Московский финансово-экономический институт, кандидат экономических наук, специалист по международным финансовым отношениям
При М. Б. Пиотровском была построена первая очередь нового фондохранилища в Старой Деревне, создана галерея актуального искусства, открыты филиал музея в Казани, выставочный центр «Эрмитаж-Гуггенхайм» в Лас-Вегасе, выставочный комплекс «Эрмитаж Амстердам» в Амстердаме, «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе в Лондоне. В 2014 году коллекции русского и европейского декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры XIX—XX столетия, а также современного искусства Государственного Эрмитажа разместились в Восточном крыле здания Главного штаба[10], переданного музею и реконструированного при участии Рема Колхаса
Общественная позиция[править | править код]
В 2011 году вошёл в первую тройку регионального избирательного списка партии «Единая Россия» от Санкт-Петербурга на проходивших 4 декабря выборах в Государственную думу, однако от депутатского мандата отказался[14].
На президентских выборах 2012 года — доверенное лицо кандидата В. В. Путина[15]. В январе 2018 года вновь был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года
- В Петербурге
- Российские организации
- Международные организации
- Журналы
Награждение орденом Александра Невского. 22 декабря 2014 года
Государственные награды России:
Государственные премии:
Поощрения Президента Российской Федерации:
Ведомственные награды:
Пиотровский, Николай Грацианович — Русский Некрополь [Текст] : фрагменты
Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
author:иванов
Можно искать по нескольким полям одновременно:author:иванов title:исследование
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
author:иванов title:разработка
оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:исследование OR разработка
author:иванов OR title:разработка
оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:исследование NOT разработка
author:иванов NOT title:разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак «доллар»:
$исследование $развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:«исследование и разработка«
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку «#» перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
#исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду «~» в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как «бром», «ром», «пром» и т.д.Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду «~» в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
«исследование разработка«~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак «^» в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово «исследование» в четыре раза релевантнее слова «разработка»:
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения — положительное вещественное число.Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
author:[Иванов TO Петров]
Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.author:{Иванов TO Петров}
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
search.rsl.ru
Борис Пиотровский: биография, семья, заслуги, фото
Внук русского генерала, выдающийся педагог и искусствовед Борис Пиотровский более шестидесяти лет своей жизни посвятил научной работе в Государственном Эрмитаже. Его перу принадлежит более 150 научных монографий и фундаментальных трудов, посвященных археологии Востока и Закавказья, древней культуры Урарту, и прочих научных изысканий в области археологии.
Борис Пиотровский: дата рождения, детские годы ученого
В Северной столице России в семье Бориса Брониславовича и Софьи Александровны Пиотровских родился мальчик. Кто тогда знал, что это будущий директор Государственного Эрмитажа Борис Пиотровский. Биография советского учёного-археолога начинается 14 февраля 1908 года. Он был третьим сыном в семье преподавателя математики Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге. В детские годы Борис Пиотровский проживал в здании учебного заведения, где его отцу была выделена однокомнатная квартира. Вместе с женой и четырьмя сыновьями Борис Брониславович прожил в ведомственном жилище Николаевского училища до 1914 года, до тех пор, пока не получил новое назначение. Инспектор классов Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге — это новая должность Б. Б. Пиотровского. Вслед за отцом переезжают и остальные члены большого и дружного семейства. Октябрьская революция и Гражданская война застали семью Пиотровских в Оренбурге. В 1918 году отца назначают директором первой мужской гимназии в Оренбурге. Именно в стенах этого учебного заведения получает своё первое образование Пиотровский Борис Борисович.
Годы обучения в университете
По возвращении в Ленинград, в 1924 году, Борис Борисович поступает в университет. Выбором шестнадцатилетнего юноши становится университетский факультет материальной культуры и языка, ныне историко-лингвистический факультет. Учителями студента были лучшие представители дореволюционной российской и старой европейской школы этнографии и археологии. Круг научных интересов Бориса Борисовича на тот период — это древнеегипетская письменность. Однако по рекомендации академика Н. Я. Марра к концу университетского обучения Борис Пиотровский серьёзно занялся урартской письменностью.
Научный сотрудник Государственного Эрмитажа
После окончания высшего учебного заведения молодой учёный отправляется в свою первую научную экспедицию в Закавказье. Спустя год по рекомендации своего научного наставника, академика Н. Я. Марра, Борис Пиотровский (фото ниже)
Военные годы
Великая Отечественная война застала ученого в очередной научной командировке в Закавказье. Вернувшись в свой родной музей, Борис Борисович самое тяжелое время для Ленинграда, блокадный период 1941-1942 годов, провел вместе со своими сотрудниками. Ни одно произведение в музейных стенах Эрмитажа не было повреждено. В этом немалая заслуга Иосифа Абгаровича Орбели, директора музея, и остальных работников Государственного Эрмитажа, в том числе и Бориса Пиотровского. Подвальные помещения музея превратились в бомбоубежища, когда после 872 дней блокады Ленинграда все музейные экспонаты, а это более 2 млн единиц уникальных произведений мирового искусств, вместе с научными работниками Эрмитажа были эвакуированы в Ереван (Армения), где пробыли до осени 1944 года. В начале 1944 года в стенах научной академии Армении Б. Б. Пиотровский защитил докторскую научную степень. Тема научных трудов – история и культура древней цивилизации Урарту.
Борис Пиотровский: семья и личная жизнь учёного
Участвуя летом 1941 года в научной командировке по изучению Кармир-Блура, древнего холма, расположенного в Армянском нагорье, на месте которого были обнаружены останки древнего поселения города Тейшебаини, учёный знакомится со студенткой Ереванского университета Рипсимэ Джанполадян. Оказалось, что не только научные интересы могут связывать двух учёных. Поженились молодые люди в 1944 году, когда из блокадного Ленинграда был эвакуирован больной и истощённый Борис Пиотровский. Национальность избранницы ленинградского учёного-археолога – армянка. Происходит Рипсимэ Джанполадян из древнего армянского рода, который владел нахичеванскими соляными копями. В скором времени в семье учёных появляется первенец – Михаил, который впоследствии продолжит дело своих родителей и станет директором Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, работая в этой должности и ныне.
Дальнейший карьерный рост талантливого учёного
По возвращении в Ленинград Борис Борисович продолжает заниматься научной и преподавательской работой. Ему, член-корреспонденту Академии наук Армении и лауреату Сталинской премии в области науки и техники, предложили читать курс лекций по археологии в Ленинградском университете. Вскоре выходит его основной научный труд «Археология Закавказья», которая составлена по тщательно проработанным лекционным конспектам на факультете востоковедения Ленинградского государственного университета. В 1949 году Б. Б. Пиотровский становится заместителем директора по научной работе Государственного Эрмитажа.
В годы гонений на его университетского куратора Н. Я. Марра Борис Пиотровский занимает нейтральное положение и дистанцируется от идеологической кампании, посвящая себя раскопкам древней цивилизации города-крепости Тейшебаини. Этот факт позволяет Борису Борисовичу сохранить все предыдущие научные заслуги и удержаться на руководящем месте музейного работника. Первомайские праздники 1953 года Б. Б. Пиотровский встречает с особым подъёмом. Его назначают руководителем Ленинградского филиала Института истории материальной культуры. Эту административную должность Борис Пиотровский будет занимать 11 лет. После отстранения М. И. Артамонова (из-за организации выставки студентов-абстракционистов Академии художеств в музейных стенах Эрмитажа) с должности директора его место занял Борис Борисович Пиотровский. Этот высокий пост директора главного музея страны он занимал более 25 лет.
В память от благодарных потомков
Постоянные нервные перегрузки негативно сказывались на здоровье уже немолодого директора Эрмитажа. 15 октября 1990 года в результате инсульта Б. Б. Пиотровского не стало. Умер учёный, действительный член Академии наук Советского Союза на 83 году жизни. Похоронен Борис Борисович Пиотровский на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, на православном Смоленском кладбище рядом с могилой своих родителей. В 1992 году на доме, где проживал учёный со своей семьей, была установлена мемориальная доска. Научным наследием легендарной личности, его статьями, путевыми записями, монографиями, каталогами, созданными в крупнейшем мировом музее, благодарные потомки пользуются и ныне. Одна из улиц столицы Армении была переименована в честь Бориса Пиотровского, а Международный астрономический союз одну из малых планет назвал Пиотровский.
Награды Родины
Свою первую и самую дорогую правительственную награду Борис Борисович получил в 1944 году, это была медаль «За оборону Ленинграда». В дальнейшем заслуги учёного нередко отмечались Советским правительством:
- 1983 год – Герой Социалистического Труда.
- 1968, 1975 год – орден Ленина.
- 1988 год – орден Октябрьской революции.
- 1945, 1954, 1957 год – орден Трудового Красного Знамени.
Кроме этих наград, имеются различные ордена и медали от иностранных государств. Франция, Болгария, Германия, Италия — это лишь неполный перечень стран, где были признаны научные достижения учёного. В 1967 году Британская академия удостоила Б. Б. Пиотровского почетного звания «член-корреспондент».
fb.ru
Михаил Пиотровский. Биография — РИА Новости, 09.12.2014
В 1991 году Пиотровский был приглашен в Государственный Эрмитаж заместителем директора музея по научной работе.
В июле 1992 года постановлением правительства России Михаил Пиотровский был назначен директором Государственного Эрмитажа.
С 1997 года – член-корреспондент Российской академии наук (РАН).
С 2013 года – член президиума РАН.
Является членом Российской академии художеств.
В Санкт-Петербургском государственном университете Пиотровский совмещает несколько должностей. Он является профессором, заведующим кафедрой музейного дела и охраны памятников философского факультета, а также деканом восточного факультета, профессором, заведующим кафедрой Древнего Востока.
Пиотровский входит в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству. Является доверенным лицом Владимира Путина.
Михаил Пиотровский написал около 250 научных работ, среди которых – работы по духовной и политической истории ислама и арабской культуры, археологии Аравии, каталоги арабских рукописей, издания средневековых памятников и древних надписей. Среди них – серии статей по мусульманской мифологии в энциклопедии «Мифы народов мира», серия статей о пророке Мухаммаде, «Ислам. Энциклопедический справочник», «Эрмитаж. Собрания и собиратели», «Эрмитаж» в серии «Великие музеи мира», «Исторические предания Корана».
Пиотровский – президент Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, председатель Попечительского совета Европейского Университета.
Является членом Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Входит в состав консультативной группы Совета Европы по выставочной деятельности.
Председатель петербургского отделения Императорского Православного палестинского общества, член-корреспондент Германского археологического института, главный редактор журнала «Христианский Восток».
Михаил Пиотровский награжден российскими орденами Почета (1997), «За заслуги перед Отечеством» IV (2004) и III степени (2009). Имеет зарубежные награды: орден Королевского дома Оранских-Нассау (Нидерланды, 1996), орден Почетного легиона (Франция, 1998, 2004), орден Полярной звезды (Швеция, 1999), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2000, 2004), орден Ярослава Мудрого (Украина, 2003), орден «За заслуги» (Польша, 2004), орден Льва Финляндии (Финляндия, 2005), орден Восходящего солнца, Золотая и Серебряная звезда (Япония, 2007), орден Короны (Бельгия, 2011) и др. Удостоен награды Международного научного центра Вудро Вильсона (США, 2009), ежегодной общественной премии «Золотой мост» (Италия, 2010).
В 2012 году стал обладателем золотой медали имени Льва Николаева.
Он также был награжден орденом Святого Месропа (Армянская апостольская церковь, 2000), орденом «Аль-Фахр» Совета муфтиев России (2005).
В 2003 году Пиотровскому была присуждена Премия Президента РФ в области литературы и искусства.
В 2011 году ему было присвоено звание Почетного гражданина Санкт- Петербурга.
В 1997 году в честь отца и сына Бориса и Михаила Пиотровских Международный астрономический союз присвоил одной из открытых малых планет имя «Пиотровский».
Михаил Пиотровский женат. Его супруга Ирина — кандидат наук, специалист по международным финансовым отношениям. У них есть дочь Мария и сын Борис.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Михаил Пиотровский — «маленький император» большого Эрмитажа: al_ghe — LiveJournal
Михаил ПиотровскийМихаил Пиотровский, властитель «эрмитажной империи» во втором поколении, известный большей части россиян только по связанным с его именем скандалам, даёт пространное и нравоучительное интервью «Российской газете»…
«Ну а богатые люди уверены, что они «сами с усами», — размышляет вслух Пиотровский. — Но и у них, в общем, постепенно формируется некая обреченность на хороший вкус.<…> Про Абрамовича, кто бы мог подумать, зная историю и биографию, а вот…»
«Одна из наших — идей сделать не просто усилие, а прыжок в сторону Петербурга как центра нового искусства. Думаю, это произойдет, если Даша Жукова перевезет сюда «Гараж», — говорит Михал Борисыч пританцовывая.
«Мы претендуем на воспитание вкуса во всём мире», — пафосно заявляет маленький капрал император.
Имперский рецепт Эрмитажа
Михаил Борисович, зачем зритель приходит в Эрмитаж сегодня? И зачем он приходил в советское время?
В советское время очень многие приходили к нам посмотреть на царскую историю.
Притом что она была предметом обличений…
Но Эрмитаж сохранял ее в «живом» виде. И она не могла умереть как культурный феномен, потому что Советский Союз все-таки был подвидом Российской империи, если под империей понимать многонациональное государство. Такая имперскость сохранялась… И Эрмитаж, с его смесью из Рембрандта и Николая I, немножко сознательной запутанностью, отсутствием ясного порядка позволял найти в себе все, что угодно, — от предметов царского быта до витрин с масонскими знаками.
Что стало с имперской темой в постсоветское время?
Думаете, она потеряла свою важность? Ничуть. Все кругом вдруг стали имперскими людьми. И самыми первыми — демократы.
Считаете, Россия по-прежнему в имперском состоянии?
Пока она многонациональна, да. Конец империи — это всего лишь навсего начало мононационального государства. В глубине последней Путинской статьи на эту тему, по-моему, лежит как раз имперское понимание национальных проблем.
По-моему, сейчас очень важно понять, что наша империя — не по кускам разбросанная, но собранная вместе, — наше культурное наследство. Знаете, в империи народам, с одной стороны, плохо, а с другой — хорошо. Они причастны к ее большим задачам и большой славе. Не будем забывать, что империя всегда гордится тем, что она состоит из многих народов и гордится своим реально существующим культурным разнообразием.
Лувр, Эрмитаж, Британский музей рождены империями и с удовольствием собирают вещи и предметы искусства разных цивилизаций и культур. Империя умеет любоваться всем этим. И именно через имперские музеи люди часто осваивают «свою» культуру и понимают «свою» цивилизацию.
Четкость имперских принципов — свобода веры, языка, культуры до какой-то черты, а дальше — власть императора держала мир. Русский имперский культурный рецепт взаимодействия ислама и православия, ислама и государства очень хорошо работал на протяжении столетий. И его снова можно использовать. Потому что мультикультурализм, увы, рождает гетто, а это ужасный проект для всех долгожданных автономий. У нас, к счастью, есть другие традиции.
Но их нужно модернизировать.
Думаю, что уровень автономности может меняться по мере модернизации, но уникальное культурное варьирование свободы и связанности остается. В русской армии были священнослужители всех вероисповеданий, в привилегированных полках служили грузинские князья, татарские мурзы, немецкие бароны, — все вместе причем. В имперской России всегда сохранялось любование восточными культурами. И культура, и архитектура, и язык, и религия не только сохранялись, но и поощрялись, развивались. Но все это не должно было стать политическим оружием против существующего порядка вещей.
При том что, как известно, никто, не учится на историческом опыте, музеи тем не менее могут его хотя бы представить так, что люди найдут в нем подсказки хотя бы на уровне ощущений. Эрмитаж, открывающий сейчас новые отделы — Дагестана, Армении, Грузии, Кавказа, Средней Азии, Азербайджана, — не может не демонстрировать, что культуры равны.
В Лондоне мигранты приходят в Британский музей, чтобы увидеть свою культуру, представленную богаче, чем у них дома, где, может быть, не так хорошо с музеями. В Эрмитаже, я думаю, скоро будет также.
Когда вы в оболочке Дворца русских императоров и музея одновременно видите византийское, исламское, буддийское искусство, это производит впечатление! Эрмитаж становится метафорой: мировая культура в русских императорских дворцах — как контекст русской культурной истории. И Рембрандт, и Матисс, и буддийские фрески — все это уже давно часть нашей культуры. Это очень хорошо понимаешь во дворце, в дверях которого стояли и арапы, и князья.
Что, по-вашему, презентует так понятая «имперская тема» для сильных мира сего?
Думаю, прежде всего культуру отношения к различиям. Один из главных принципов имперской культурной политики: различия прекрасны. И люди должны быть различны, не похожи друг на друга. Музей этому очень тонко учит.
Ельцину, выбирающему эмблематику нового государства, мы показывали двуглавых орлов, Кучме — флаги украинских полков на выставке, посвященной 300-летию российской гвардии. Правители, кстати, тонко все воспринимают. И часто приходят к нам — не буду называть имена — просто так. Я люблю цитировать ответ Путина, на вопрос: «Как вам кремлевские дворцы?» — «Вы знаете, я был в Эрмитаже…»
Производство придворного шика
«Жизнь царей» по-прежнему предмет интереса для посетителей Эрмитажа?
Да, и поэтому для Эрмитажа особенно важны историко-культурные выставки об имперских эпохах — времени Петра Великого, Екатерины II, Александра I. Это и повод для более серьезного отношения к своей истории, тем более сейчас, когда у нас история такая… живая.
На этих очень насыщенных выставках — в стиле «чуть больше, чем надо», — мы ненавязчиво возвращаем людям научный подход к истории. Музеи ведь никогда его не теряли. Представляя подлинную вещь, мы всегда предлагаем «рецепт» ее интерпретации. И свой особый взгляд, с которым можно спорить.
Из этой «оперы» и идущая у нас сейчас выставка, посвященная 300-летию Ломоносова. Мы совершенно сознательно, я на этом настаивал, связали его фигуру с вызвавшей его Елизаветинской эпохой. Интереснейшая ведь была императрица, при ней мы победили в Северной войне, и не кого-нибудь, а великую Пруссию! И первый раз вошли в Берлин! ( Для меня главный экспонат на выставке — шляпа, потерянная в битве при Кунерсдорфе бежавшим от русских войск Фридрихом Великим.)
Императрица развивала петровские начинания по превращению России в Европу, причем Европу элегантную, французистую — рококо, барокко, — шикарная жизнь. Нужда в предметах роскоши — стеклярусах, фарфоре, мозаике — подвигла и создание отечественного производства, и Ломоносовскую науку. Все его знаменитые химические опыты имели целью найти решения для производства придворного шика. Согласитесь, госзаказ, заказ императорского двора — это важно.
Обратите внимание, что это было время, когда мы, стремясь стать европейцами (и академия художеств у нас есть, и академия наук!), одновременно вспомнили, что мы русские. Елизаветинским переворотом была заново рождена вторая основополагающая идея для ее эпохи: «К черту иностранцев, мы сами с усами». Поэтому-то и Ломоносов пришелся ко двору. Вполне европейский человек, учился в Марбурге, и «сам с усами» — мышление, научные подходы, научные опыты, гуманитарный талант.
Для меня самым главным его достижением кажется создание современного русского языка, которое мы связываем с именем Пушкина. Но стихи Пушкина на нем не зазвучали бы, не будь столетней предварительной работы Ломоносова, Державина, Тредиаковского, а это ведь все елизаветинское время. Критики уже обозвали нашу выставку «верноподданнической», но она сознательно так сделана. И рассказывает о том, о чем может рассказать только Эрмитаж.
Мы «презентуем» наших правителей по всему миру. Думаю, благодаря нашим выставкам образ Екатерины Великой перекочевал в сознании интеллигентов всего мира из анекдотов про любовников в пример царицы, желающей Конституции, а тут — Пугачев. В глубине «имперской темы» всегда звучат мучения правителей при выборе пути. А любовники — дело десятое.
Жизнь не за царя
Чтобы нас не поглотила тема «Жизнь за царя», давайте поговорим о демократии. Тем более что, если в классической музыке сегодня моду задают аристократические предпочтения, в кино и на ТВ коммерческие вкусы, музеи — явно сфера демократического выбора. Не странно задавать такой вопрос директору столь аристократического музея?
Мы же знаем, что самые демократичные люди — аристократы, поскольку у них нет комплекса неполноценности.
Я все время повторяю, что музей — самое демократическое учреждение в мире. В России, например, нигде, кроме библиотек, не бывает больше посетителей, чем в музеях. 70-80 миллионов посетителей в год. Да, много детей, да, статистика включает многократные посещения, но все равно… А секрет в том, что музей как искусство многоуровнев. Ему есть что сказать людям самым разным.
И аристократичный Эрмитаж — «музей во дворце», музей, каким он должен быть, — необыкновенно демократичен. Как раз дворцовость Эрмитажа, позволяющая одновременно рассказывать об архитектуре, показывать интерьеры, великое искусство и просто красивые вещи, не забывать об историческом свидетельствовании, делает его интересным всем.
Ребенок увидит невероятную красоту паркета и флорентийскую мозаику на стенках шкафов. Простой неискушенный зритель, первый раз к нам попавший, заметит, что чуть пожухшая эрмитажная позолота отличается от новой позолоты Кремля. И запомнит, какой должна быть настоящая. Простое восхищение «Как богато!» даст торговцу понимание, что такое настоящее, а не нуворишное богатство. Музей притягивает людей, воспитывает. Но не настырно.
Да, и такое чувство, что сегодня язык «тихих искусств» — изобразительного, визуального — обретает особую силу воздействия.
Думаю, он всегда ее имел. Но согласен, что сейчас его значение вырастает. Потому что мир вокруг нас все больше виртуализируется: симулякры, подражания, псевдовещи выдаются за настоящие, а иногда и кажутся людям таковыми. Но по большому счету людей не обмануть, недаром они, как проклятые, стоят в очереди в музеи. Только потому, что в музеях — подлинные вещи. Со всей их энергией, не передающейся ни словами, ни репродукцией.
Тем, кто любит говорить, что моральной эволюции не существует, и человек с древних времен не стал лучше, я бы, исходя из своих наблюдений, ответил, что он и хуже не стал. Стремление к подлинности по крайней мере не истощилось ни в современном рассерженном горожанине, ни в буржуа, ни в интеллигенте.
Разность значений и множественность уровней в целостности художественного высказывания оборачивается тем, что что-то понять любой человек может всегда. И даже в «Черном квадрате» Малевича.
Кто любимый посетитель музея?
Должен признаться, что в любом музее мира туристы, приносящие основные деньги, не являются любимыми посетителями. Гораздо интереснее те, кто живет вокруг. Для них музей — это все-таки не место, куда «на халяву» забегают в бесплатный день. Поход в музей для таких людей всегда светское и культурное событие. А музейная жизнь — один из элементов хорошего качества городской жизни и часть представления о ее должном качестве.
Они, конечно, не всегда с ходу найдут время прийти снова. Их затягивают в музей выставки. Выставка это все-таки событие.
Они не конкурируют со столь богатой постоянной экспозицией?
По этому поводу раздаются и внутримузейные сомнения: у нас же огромные постоянные экспозиции, их надо менять и обновлять, ну для чего еще выставки?! Иногда это звучит в шутку, иногда всерьез, потому что нагрузка на сотрудников, делающих выставки, огромная. Я считаю, что выставки надо делать обязательно, и потому что они привлекают правильного посетителя, и потому что выставка — это своего рода высказывание.
Его могут не понять, или воспринять по-другому, что тоже нормально. А иногда хорошо понимают смысл высказывания, но он им не нравится. И выставка — это всегда разговор со своим временем.
Как рождаются темы такого разговора?
На поверхности кажется, что все просто идет по наезженной колее: кто-то предложил, кто-то попросил. Но на самом деле у Эрмитажа есть (постоянно обсуждаемая) выставочная стратегия и принципы. И мы их придерживаемся. Во-первых, выставка — научный отчет специалистов, изучающих хоть Рембрандта, хоть коллекцию немецкого серебра, хоть культуру употребления табака. Рембрандт — изученный, истолкованный, с отмеченными нюансами — это уже нечто другое.
Гурманы и молодежь
Сегодня у нас три основных направления выставок. Об одном из них — историко-культурных выставках — мы много говорили. Второе предназначено для абсолютных гурманов. Мы привозим для них по одной необыкновенной картине вроде иконы Джотто «Бог Отец», или «Грозы» Джорджоне, или «Дамы в голубом, читающей письмо» Вермеера. И все, гурманы ходят на них по три-четыре раза…Гурманы — питерская публика?
Надеюсь, что уже есть и московская.
А из-за границы не приезжают?
Конечно, приезжают. Но для них у нас есть еще и «Эрмитаж — Амстердам».
Вместе с рассказом о музее, откуда приехала такая картина (на больших выставках это сделать забываешь), выставки одной картины становятся метафорой: все музеи — одна мировая коллекция.
Ну а третье направление — современнее искусство.
Наверное, возникает консервативная оппозиция?
В Эрмитаже нормальная обстановка, одни ворчат, другие кричат «ура». Спорим, договариваемся, стараемся все уравновесить — и современное, и классическое. А потом у нас такое поле деятельности, что ни консерватор не будет обижен, ни модернист, только бездельник.
Я и тем, кто критикует, и тем, кто хвалит нас: «Молодец Эрмитаж!», отвечаю, что новости в этом нет: Эрмитаж всегда интересовался современным искусством. И Екатерина Великая его покупала, и Николай I. Так что, когда у нас проходят выставки молодых современных художников со всего мира, это — традиция.
Поэтому рядом с «Древностями Геркуланума» вас ждет «Красный вагон» Ильи Кабакова. Немногие пока видели его, и на меня еще немного грязи вылили по этому поводу, вопли протеста еще ожидаются. Но
al-ghe.livejournal.com
Пиотровский — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пиотро́вский (польск. Piotrowski) — фамилия, распространённая в Польше. Происходит от имени Пётр (польск. Piotr).
- Пиотровский, Адриан Иванович (1898—1937) — советский филолог, драматург и литературовед, переводчик, киновед.
- Пиотровский, Антоний (1853—1924) — польский художник и иллюстратор.
- Пиотровский, Борис Борисович (1908—1990) — учёный-археолог и египтолог, в течение многих лет возглавлял Государственный Эрмитаж.
- Пиотровский, Владимир Феликсович (1876—1965) — учёный-географ, профессор.
- Пиотровский, Владислав Юрьевич (род. 1963) — начальник Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и области (2006—2011).
- Пиотровский, Гжегож (род. 1951) — капитан госбезопасности ПНР, убийца Ежи Попелушко.
- Пиотровский, Зигмунт Антони (1904—1985) — польско-американский психолог.
- Пиотровский, Кшиштоф (более известен как Крис; род. 1981) — польский рэпер.
- Пиотровский, Марчин (более известен как Либер; род. 1981) — польский рэпер.
- Пиотровский, Мечислав (1910—1977) — польский писатель и сценарист, художник-иллюстратор, карикатурист, педагог.
- Пиотровский, Михаил Борисович (род. 1944) — учёный-востоковед, с 1992 года — директор Государственного Эрмитажа.
- Пиотровский, Михал Юлиан (1887—1949) — польский музыковед, музыкальный педагог и критик.
- Пиотровский, Раймунд Генрихович (1922—2009) — филолог, профессор РГПУ им. А. И. Герцена.
- Пиотровский, Тадеуш (род. 1940) — американский историк и социолог польского происхождения.
- Пиотровский, Чеслав (1926—2005) — польский военный инженер, генерал, член WRON в период военного положения.
- Пиотровский, Эдуард Францевич — русский генерал-майор
- Пиотровский, Юзеф Юлианович (1840—1923) — просветитель, основатель первого книжного магазина в Перми.
- Корвин-Пиотровский, Владимир Львович (1891—1966) — русский поэт и прозаик, драматург.
- «Пиотровский» — книжный магазин в Перми, превратившийся в культурно-образовательный центр.
ru.wikipedia.org