Кто изобрел шары – . .

Разное

Майкл Фарадей изобрел резиновый баллон

Английский ученый Майкл Фарадей (1791-1867) известен своими работами по электричеству.
Например, он открыл закон электромагнитной индукции, построил наглядное устройство преобразования механической энергии в электрическую — диск Фарадея, и является одним из основателей электрохимии. Еще сделал клетку Фарадея — устройство для экранирования аппаратуры от внешних электромагнитных полей.

Но в 1824 году Майкл Фарадей изобрел надувной резиновый шарик.

Он его сделал из двух листов каучука, ребра которого были прижаты друг к другу. Ученый изучил эластические свойства каучука – и соорудил из этого материала две «лепешки». Для того, чтобы «лепешки» не слипались, Фарадей обработал их внутренние стороны мукой. И после этого пальцами склеил их необработанные, оставшиеся липкими края. В итоге получилось нечто вроде мешочка – который можно было использовать для опытов с водородом.

До тех пор воздушные шары не раздувались; они уже служили в качестве развлечения, но были сделаны с шлангами или мочевым пузырем животных:

1320

Джозеф Райт из Дерби (1734-1797)

Уильям Тейт (1747 — 1806) «Дети со свиным пузырём»

Мальчишки с картины Гойи. Они надувают бычий пузырь

Шар создавался для опытов с водородом, но Фарадей был разочарован тем, что водород быстро убегал из-за пористости резины.

Фарадей)

В следующем году английский изобретатель Томас Хенкок продавал комплекты для изготовления его шаров дома и в 1847 году более сильные и эластичные версии вулканизированного каучука стали массово производиться в Англии.

Так научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву: каучуковые шары широко использовалась в Европе во время городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх – и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами, ни другими чудесами техники.

К водороду все привыкли – благо, что особых бед от шариков с этим газом не было вплоть до 1922 года. Тогда в США на одном из городских праздников некий шутник ради забавы взорвал художественное оформление праздника – то есть воздушные шарики.
В результате этого взрыва пострадал чиновник. Забаву, оказавшуюся достаточно опасной, наконец-то прекратили, запретив наполнять воздушные шарики водородом. От этого решения никто не пострадал – место водорода в шариках моментально занял гораздо более безопасный гелий.

В 1931 году Нейлом Тайлотсоном был выпущен первый современный, латексный воздушный шарик. И с тех пор воздушные шарики наконец-то смогли измениться! До этого они могли быть только круглыми – а с приходом латекса впервые появилась возможность создавать разные по длине и объему.



tanjand.livejournal.com

История изобретения воздушного шара | Великие открытия человечества

Вряд ли жители маленького городка Аннон предполагали, что однажды об их городке заговорит весь мир. 5.06.1783 года Аннон и имена живших в нем братьев Ж. и Э. Монгольфье навеки впишут в историю авиации. Именно в этот день жители и гости городка стали свидетелями события мирового масштаба — впервые в небо поднялся воздушный шар. Поднявшись в небо на 500 м, он продержался на этой высоте около 10 минут, пролетев 2 км. «К звездам» — гласила надпись на шаре, сделанная огромными латинскими буквами. Изобретателями шара были братья Монгольфье.

После кончины отца братья продолжили бумажный бизнес семьи, который приносил неплохой доход, что позволило им одновременно заниматься делом всей жизни — изобретательством. Оба были одержимы мечтой о полетах над землей. На заднем дворе бумажной фабрики была выделена площадка для испытаний построенного ими воздушного шара из холста, обклеенного для большей плотности бумагой. Середину шара опоясывал матерчатый пояс, с закрепленными на нем веревками, чтобы удерживать шар при наполнении дымом. Диаметр диковинного изобретения, высотой с 3-х этажный дом, достигал 12 метров, вес — более 200 кг. Внутренность шара наполнялась сырым горячим воздухом, полученным от сжигания шерсти, бумаги и мокрой соломы. Путем испытаний изобретатели определили, что подъемная сила нагретого сырого воздуха выше, чем сухого. Такие шары позже назовут монгольфьеры.

Попробовать себя в области воздухоплавания решил и французский ученый Жак Шарль. Изобретатель наполнил свой шар водородом, что способствовало немалому прогрессу в дальнейших исследованиях. Первый шар, названный именем изобретателя шарльер, будет запущен в августе того же года (27.08.1783) в Париже. Это был шелковый шар около четырех метров в диаметре, пропитанный каучуком, который заполнялся водородом, полученным при взаимодействии с водой и серной кислотой металлических опилок. Во время демонстрации шар поднялся выше облаков и пролетев расстояние в 1 км упал в пригороде Парижа. Во время полета стал расширяться водород и как результат, лопнула оболочка шара. В дальнейшем Ж. Шарль усовершенствовал свое изобретение.

Через три месяца после успешного запуска воздушного шара, 19.09.1783 г., неутомимые экспериментаторы — братья Монгольфье решили усадить в плетеную корзину шара первых пассажиров — утку петуха и овцу. Предложение профинансировать этот и последующие эксперименты поступило братьям от Академии наук, что было весьма заманчиво, т.к. на первые опыты ушли личные средства изобретателей. За полетом в Версале наблюдали царственные особы. Полет, длившийся 10 минут, прошел благополучно, шар пролетел 4 км. Наконец, 21 ноября в гондоле монгольфьера впервые оказались люди. Первыми аэронавтами были маркиз д’Арланд и физик, изобретатель Пилатр де Розье. Поднявшись на высоту 1 км они пролетели около 9 км за 25 минут. Диаметр аэростата составлял 13, 6 м, высота 20,7 м. Король пожаловал братьям дворянский титул, на гербе красовался девиз «Так поднимаются к звездам». Они стали членами Академии наук.

В 19 в. воздушные шары становятся неотъемлемой частью развлечений во время праздников, устраиваемых в честь важных политических и военных событий. Вторая половина столетия ознаменовалась тем, что впервые с воздуха была сделана фотография — это была фотография Парижа, а еще на воздушном шаре был совершен перелет Англия — княжество Насо длиною в 800 км, что было из области фантастики по тем временам. В конце 19 столетия ученые начали запускать шары-зонды, для исследования проб воздуха на большой высоте. В 1897 г. шведскими учеными была организована экспедиция по изучению Арктики на аэростате. К сожалению, был утерян контроль над аппаратом, экспедиция закончилась трагически. В 1937 г. француз Огюст Пикар впервые произвел полет на воздушном шаре к стратосфере Земли.

Современные аэростаты, как и «монгольфьеры», поднимаются за счет разреженного горячего воздуха, нагреваемого с помощью пропановых горелок. Оболочку изготавливают из прочной термостойкой, достаточно легкой синтетической ткани. Оболочка шара снабжена специальным клапаном, с помощью которого пилот, дернув за шнур, выпускает часть горячего воздуха. Это необходимо, если шар взлетел чересчур высоко. Используются тепловые аэростаты в научной и военной сферах, во время спортивных мероприятий, в индустрии развлечений. Полетать на воздушном шаре и полюбоваться на земные красоты сверху сегодня может любой желающий.

mirnovogo.ru

История возникновения гелиевых шариков

Родоначальником первого воздушного резинового шарика принято считать Фарадея. Он для своих опытов просто склеил две пленки, изготовленные их каучука. Ученый исследовал эластичные свойства каучуковой пленки. Для того, чтобы проверить герметичность мешочек наполнили газом. Не прошло и ста лет как воздушный шар стал обычным явлением практически во всех городах Европы.

Причина по которой шары начали заполнять гелием

Для того, чтобы шарики поднимались в воздух газ внутри его должен быть легким. Вот почему их начали надувать водородом. Он намного легче воздуха. Шариками стали украшать помещения, их использовали на праздниках и торжествах. Заполненные водородом резиновые емкости стали подниматься высоко в небо. Первые резиновые шары стоили немалых денег, особенно такие, которые заполнялись водородом. Вот почему их можно было увидеть лишь на значительных торжественных мероприятиях. Никто в то время не слишком задумывался о безопасности использования резиновых шариков, наполненных водородом. Однако в 1922-м году все изменилось. В одном крупном городе США проходил праздник, нашелся «шутник», который решил попробовать взорвать один из шариков. Однако они начали взрываться один за другим по принципу Домино. На празднике присутствовал крупный чиновник, который получил ожоги так как находился поблизости шарика. После этого был издан Указ о запрете использования шариков в местах большого скопления людей, правда было ясно, что запрет сам по себе абсурдный. Тогда власти предложили заменить водород на гелий и так появились наши любимые гелиевые шарики. Гелий в два раза тяжелее водорода, но легче воздуха, поэтому шарики взлетают в вверх. Что очень важно — гелий является инертным газом, он не вступает ни в какие химические реакции.

Возникновение латексных шариков

Внешний вид шариков полностью изменился, когда в 1931-м году Тайлостон представил первый латексный шарик. Шарики можно было изготавливать различных размеров и форм, благодаря чему они в максимальной степени заинтересовали дизайнеров. На первых порах приобрести шар с услугами оформителей было достаточно накладно, сегодня купить латексный шарик, наполненный гелием, не составляет никакого труда. Большой популярностью пользуются фольгированные шарики. Такие шарики имеют непривычный вид и долго держатся в воздухе. Дети, да и их родители, полюбили так называемые ходячие фигурки, которые также изготавливаются на основе латексных шариков. Обычно такие ходячие шарики выполняются в виде известных героев мультфильмов, а также комиксов. Естественно, заполняют такие фигурки инертным газом-гелием. Хотите знать почему лопаются шарики ? Переходите по этой ссылке.

sharon.kiev.ua

Воздушный шарик — это… Что такое Воздушный шарик?

Воздушный шарик — игрушка, чаще всего сделанная из латекса, небольшого размера. Надувается воздухом или другим газом (гелий, не надувать водородом). Если используемый газ легче воздуха, шарик приобретает способность летать. В основном применяется для оформления помещений и праздников.

История появления

Первые шары были сделаны из животного мочевого пузыря (свиней).

Дети, надувающие пузырь

Современные воздушные шары появились на свет в 1824 году. Они были изобретены английским ученым Майклом Фарадеем, во время его экспериментов с водородом (который позже стали заменять гелием).

Воздушные шарики сложной формы

Первые дошедшие до нас упоминания об изготовлении летящих в воздухе шаров встречаются в карельских рукописях. В них описывается создание такого шара, сделанного из… кожи кита и быка! А летописи XII века рассказывают нам о том, что в карельских поселках воздушный шар имела практически каждая семья. Причем именно с помощью таких шаров древние карелы частично решали проблему бездорожья — шары помогали людям преодолевать расстояния между населенными пунктами. Но такие путешествия, увы, были достаточно опасными: оболочка из шкур животных не могла выдерживать давление воздуха долгое время – то есть, говоря другими словами, эти воздушные шары были взрывоопасными. И вот, в итоге, остались от них одни легенды, которым можно то ли верить, то ли не верить…

Но не прошло и 7 столетий с той полумифической эпохи, как в Лондоне профессором Майклом Фарадеем были изобретены резиновые воздушные шары. Ученый изучил эластические свойства каучука – и соорудил из этого материала две «лепешки». Для того, чтобы «лепешки» не слипались, Фарадей обработал их внутренние стороны мукой. И после этого пальцами склеил их необработанные, оставшиеся липкими края. В итоге получилось нечто вроде мешочка – который можно было использовать для опытов с водородом.

Лет через 80 после этого научный мешочек для водорода превратился в популярную забаву: каучуковые шары широко использовалась в Европе во время городских праздников. За счет наполнявшего их газа они могли подниматься вверх – и это очень нравилось публике, еще не избалованной ни воздушными полетами, ни другими чудесами техники.

Но эти воздушные шарики чем-то походили на своих легендарных предшественников: в них применялся водород (а он, как известно, газ взрывоопасный). Но, тем не менее, к водороду все привыкли – благо, что особых бед от шариков с этим газом не было вплоть до 1922 года. Тогда в США на одном из городских праздников некий шутник ради забавы взорвал художественное оформление праздника – то есть воздушные шарики. В результате этого взрыва пострадал чиновник, и поэтому органы правопорядка отреагировали достаточно оперативно. Забаву, оказавшуюся достаточно опасной, наконец-то прекратили, запретив наполнять воздушные шарики водородом. От этого решения никто не пострадал – место водорода в шариках моментально занял гораздо более безопасный гелий. Этот новый газ поднимал шарики вверх ничуть не хуже, чем это делал водород.

В 1931 году Нейлом Тайлотсоном был выпущен первый современный, латексный воздушный шарик (полимер латекс получают из водных дисперсий каучуков). И с тех пор воздушные шарики наконец-то смогли измениться! До этого они могли быть только круглыми – а с приходом латекса впервые появилась возможность создавать длинные, узкие шарики. Это новшество немедленно нашло применение: дизайнеры, оформляющие праздники, стали создавать из шаров композиции в виде собак, жирафов, самолетов, шляп… Компания Нейла Тайлотсона процветала, она продавала через почту миллионы комплектов шаров, предназначенных для создания смешных фигурок.

Конечно, качество воздушных шариков в то время было далеко не таким, как сейчас: при надувании шарики теряли часть своей яркости, они были непрочными и быстро лопалось. Поэтому воздушные шарики медленно утрачивали свою популярность – то, что они могут летать в воздухе, в двадцатом веке уже не казалось таким чудесным, привлекательным…

Поэтому еще задолго до конца 20 века воздушные шарики стали раскупаться только для городских и детских праздников. Их производство перестало приносить хорошую прибыль – и в итоге многие производители того времени переориентировали работу своих компаний на выпуск контрацептивов (которые тоже изготовлялись из латекса).

Виды

  • Классические латексные воздушные шары — воздушные шары из латекса
  • ШДМ (Шары для моделирования) — длинные шарики-колбаски из которых скручиваются различные фигуры (изготовляются также из латекса)
  • Воздушные шары с двумя и более хвостиками (используются для составления сложных пространственных конструкций)
  • Шары для упаковки — это прозрачные или полупрозрачные шары с широким горлышком, в которые с помощью специального устройства кладут предметы, требующие упаковки
  • Миларовые (фольгированные) воздушные шары
  • Ходячие фольгированные фигуры, выглядят в виде объемной фигуры, наполняемой гелием. В нижней ее части крепится грузик, который не дает ей улететь. Фигура колышется от легкого сквознячка, кажется что фигура «идет»
  • Шары-Самодувы (способны надуваться сами посредством химической реакции)

Форма

Большинство воздушных шариков имеет форму эллипсоида вращения. Другими распространёнными формами являются форма сердца, особенно популярна на День святого Валентина, зайца, коня, цветка и длинного эллипсоида, в просторечии называемого «колбасой», которому можно придавать форму собачки, сложных колец и других фигур.

Несмотря на многообразие форм, воздушные шарики всё равно называются шариками, хотя их форма не всегда имеет форму шара.

Наполнение

Вода

Если шарик наполнить жидкостью, он упадет и «взорвётся», см. Водяная бомба. Широко используется в хулиганстве, возможен незначительный ущерб.

Газ

В зависимости от плотности содержащегося внутри газа, шарик, если его отпустить, может:

  • падать, если будет наполнен воздухом, углекислым газом, аргоном.
  • «всплывать» — см. Закон Архимеда.
  • взлетит, если будет наполнен: водородом, гелием, неоном, азотом, метаном. Однако неон для этих целей слишком дорог, азот создаёт очень малую подъёмную силу, а остальные относятся либо к токсичным, либо к огнеопасным. По современным стандартам безопасности в большинстве стран мира используют только гелий или гелиево-воздушную смесь, так как гелий нетоксичен, не имеет цвета, запаха и вкуса.

Оболочка

Разрушений резиновой оболочки (скоростная съёмка)

В культуре

  • «Красный шар» (фр. Le Ballon Rouge) — французский короткометражный художественный фильм 1956 года о путешествии по Парижу мальчика и красного воздушного шарика
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 октября 2012.

dic.academic.ru

Воздушный шарик — История вещей

История воздушных шариков начинается в XIXвеке. Они были изготовлены в 1824 году Майклом Фарадеем – ученым из Англии. Технология, которой он пользовался, была предельно простой: он склеивал по периметру два листа каучука. Ученый добился того, чтобы они склеивались только по контуру, используя муку. Профессором Фарадеем в том же году была сделана заметка в «Quarterly Journal of Science», где он отмечал, что каучук обладает чрезвычайной эластичностью. Ученый заметил, что когда их наполняли газом, они приобретали подъемную силу, и при этом становились прозрачными.

Томас Ханкок, являющийся пионером резиновой промышленности, предложил миру, на следующий же год, набор «сделай сам», в котором был шприц и бутылка с жидкой резиной, воспользовавшись которыми, можно было сделать шар-игрушку. Спустя двадцать лет в Лондоне были изготовлены прародители современных шаров. Их сделал Джордж Инграм в 1847 году.

Каучук в истории воздушных шариков остался в прошлом, сейчас для изготовления современных шаров применяют латекс, это такая растительная смола, которую собирают с «плачущих» деревьев. Произрастают эти деревья в экваториальных лесах Малайзии, Бразилии и Мексики. Сбор латекса осуществляют также, как и сбор березового сока: на коре делают надрез, крепят желобок, сок стекает по нему каплями в емкость. Сразу становится ясно, что латекс — экологически чистое сырье, природное, нетоксичное. И если уже использованные воздушные шары попадают в природу, то они разлагаются полностью, в точности, как древесная листва, подвергаясь воздействию бактерий.

Форма шара полностью зависит от формы керамической болванки. Установленные в ряд на конвейере формы, окунают в латекс. Следующий этап – это просушка. Затем готовые изделия снимают с болванок, применяя струи воздуха. Белые шары получаются, если используют чистый сок деревьев. Латекс подкрашивают, если требуется шары сделать цветными. У воздушных шаров, сделанных из латекса, есть одна особенность – они бояться солнечных лучей, при прямом попадании которых, шары сдуваются, а иногда и лопаются. Чаще всего такое случается с шарами, имеющими темные цвета.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История воздушных шаров — История вещей

Долгие годы одним из недостижимых желаний людей была способность летать или хотя бы подниматься в воздух. Каких только изобретений не было придумано, чтобы это осуществить. Однажды, был зафиксирован тот факт, что предметы небольшого веса могут подниматься при воздействии горячего воздуха, это и стало толчком в развитии воздухоплавания.

Считается, что первый в мире воздушный шар создан в 1783 году. Как же это случилось? История нас отправляет в далекие XVI-XVII века. Именно тогда появились прототипы первых шаров, которые не смогли себя показать на практике. Параллельно, в 1766 году ученым-химиком Генри Кавендишем были впервые подробно изложены свойства такого газа, как водород, который использовал в своих работах с мыльными пузырями итальянский ученый-физик Тиберио Кавалло. Он наполнял пузыри этим газом, и они быстро взмывали в воздух, поскольку водород в 14 раз легче, чем воздух. Так появились основные две подъемные силы, используемые при полетах аэростатов и в наши дни – это водород и горячий воздух.

Данные открытия не решили всех проблем осуществления полетов. Для создания воздушного шара требовался специальный материал, который не будет слишком тяжелым, а также сможет удерживать газ внутри. Решение этой задачи ученые-изобретатели выполняли разными способами. Причем за первенство открытий конкурировали сразу несколько конструкторов, основные из них – это братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье, а также известный профессор Жак Александр Шарль из Франции.

У братьев Монгольфье не было специальных знаний о свойствах и характеристиках различных газов, но он обладали большим стремлением к открытиям. Вначале они экспериментировали с дымом и паром. Были попытки и использования водорода, но их коснулась проблема отсутствия специальной ткани, которая бы не пропускала этот газ. Также его стоимость была достаточно дорогой, и Монгольфье вернулись к экспериментам с горячим воздухом.

Первый воздушный шар создан в 1782 году. Смастерили его братья Монгольфье, правда он имел небольшой размер, всего лишь 1 кубический метр в объеме. Но все-таки это был уже настоящий шар, который поднимался на высоту более 30 метров над землей. В скором времени экспериментаторы изготовили и второй воздушный шар. Он был уже гораздо больше предшественника: объемом в 600 кубических метров и диаметром 11 метров, под шаром расположили жаровню. Тканью для аэростата послужил шелк, обклеенный бумагой с внутренней стороны. Торжественный запуск воздушного шара в присутствии многочисленной публики был осуществлен 5 июня 1783 года, который организовали уже известные братья Монгольфье. С помощью горячего воздуха аэростат подняли на высоту 2 тысячи метров! Об этом факте даже написали в парижскую Академию. С тех пор воздушные шары, в которых используется горячий воздух, стали называться в честь своих изобретателей – монгольфьерами.

Такие достижения Монгольфье сподвигли Жака Александра Шарля к усиленным разработкам своего нового изобретения – воздушного шара, при подъеме которого используется водород. У него были помощники – механики братья Роберы. Им удалось изготовить шелковый шар, пропитанный каучуком, диаметр которого составил 3,6 м. Заполняли его водородом при помощи специального шланга с клапаном. Была сделана также особая установка добывания газа, который получали в результате химических реакций при взаимодействии металлических опилок с водой и серной кислотой. Чтобы испарения от кислоты не портили оболочку шара, полученный газ очищали при помощи холодной воды.

Первый воздушный шар, созданный на водороде, был запущен 27 августа 1783 года. Произошло это на Марсовом поле. На глазах двухсот тысяч человек шар поднялся так высоко, что за облаками его уже не было видно. Через 1 км водород стал расширяться, вследствие чего оболочка шара разорвалась, и аэростат упал на землю в деревеньке недалеко от Парижа. Но там ничего не знали о столь важном эксперименте, и не успели приехать изобретатели, как испуганные жители разорвали необычный шар в клочья. Так пришло в негодность великое изобретение стоимостью 10 000 франков. С 1783 года воздушные шары на водороде именуются шарльерами, в честь Шарля.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История воздушного шара

         Наверняка многие из читателей без запинки скажут, что строки, вынесенные в заголовок, принадлежат поэту Цветику, одному из героев знаменитой книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Своё восторженное стихотворение Цветик сочинил в корзине воздушного шара, построенного Знайкой, когда шар поднялся под облака.
      Уж кому-кому, а Знайке, день-деньской читающему разные умные книжки и потому самому учёному из всех героев весёлых «Приключений», точно было известно, что шар, наполненный горячим воздухом, называется монгольфьером. А вот если бы вместо воздуха был водород, тогда у шара было бы другой название — шарльер. Определённо, Знайка был знаком и с историей воздушного шара — первого из летательных аппаратов, который поднял человека над Землей. Эта история увлекательна, драматична и полна событий. Однако своими знаниями на этот счёт Знайка с товарищами во время полёта не делился, поскольку не мог отвлекаться от главного дела — управления своим воздушным шаром. Ну а мы давайте-ка припомним…
        В красивых словах — монгольфьер, шарльер — сразу угадывается, согласитесь, что-то французское. Так и есть, родина воздушного шара — это Франция. И первыми появились монгольфьеры, причём очень давно — ещё в конце XVIII века. Такое название эти воздушные шары получили в честь своих создателей, братьев Жозефа и Этьенна Монгольфье.
      Они были сыновьями владельца бумажной мануфактуры в городке Анноне, к югу от куда более известного французского города — Лиона. Братья были людьми пытливыми, и однажды кого-то из них осенила удивительная мысль: если горячий дым поднимается вверх, нельзя ли наполнить им какую-нибудь оболочку, соорудив, таким образом, летательный аппарат?
       Первые успешные опыты они проделали с бумажными пакетами, а потом сшили из холста оболочку огромного шара диаметром около 12 метров и для прочности оклеили её бумагой, благо недостатка в этом материале не испытывали. Посередине шар вдобавок опоясывала полоса прочной ткани, к которой были прикреплены верёвки — до поры до времени за них можно было удерживать шар на земле. Внизу оболочки было отверстие диаметром в полтора метра, окантованное деревянной рамой, сквозь него оболочка и заполнялась дымом от жаровни.
      Братья Монгольфье назначили первый пробный запуск шара, ещё без пассажиров, на 5 июня 1783 года. Посмотреть на это чудо собрались едва ли не все жители городка Анноне. Когда горячий дым стал заполнять оболочку, лежащую на земле, сначала она зашевелилась, словно диковинное живое существо, а затем стала распрямляться. Вскоре над толпой вырос шар высотой с трёхэтажный дом, его удерживали за верёвки восемь человек. Наконец, Жозеф Монгольфье приказал отпустить верёвки, и шар стал подниматься, уменьшаясь на глазах. К ликованию толпы, он взлетел под облака. А когда дым остыл, стал медленно опускаться, пока наконец не коснулся земли.
     День 5 июня 1783 года был тихий, безветренный, шар братьев Монгольфье пролетел лишь около километра… Но это был первый полёт аппарата, построенного человеком и способного подняться в воздух. Неудивительно, что слух о нём быстро разнёсся по Франции. Познакомиться с удивительным изобретением пожелал и сам король Людовик XVI.
      5 сентября 1783 года у стен загородного королевского дворца Версаля в присутствии всего королевского двора состоялся новый старт, на этот раз с пассажирами. Правда, ими были… овца, утка и петух, разместившиеся в прикреплённой к шару лёгкой, но просторной корзине из ивовых прутьев. Полёт прошёл успешно, пассажиры, пролетев около четырёх километров, благополучно опустились на землю.
         Наконец, пришла пора отправиться в воздушное путешествие человеку. Смельчаками стали учёный Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран д’Арланд. 21 ноября того же 1783 года они стартовали в одном из парижских парков, пролетели за 20 минут около 9 километров и благополучно приземлились. Так в истории человечества началась эра воздухоплавания.
       Парижская академия наук оценила изобретение братьев Монгольфье по достоинству, приняв их в свои члены. С тех пор воздушные шары, наполненные горячим воздухом, стали называться монгольфьерами. Братья догадались, что можно обходиться без костра, а нагревать воздух внутри шара с помощью горелки, установленной в пассажирской корзине. Уменьшением или увеличением пламени регулировалась высота полёта.
        Однако в том же 1783 году был изобретён воздушный шар иного типа — шарльер. Название он получил тоже в честь своего создателя, парижского профессора Жака Шарля. Тот наполнил свой шар водородом — лёгким газом, имеющим намного большую подъёмную силу, чем горячий воздух. В первый полёт профессор отправился сам вместе со своим помощником М.Н. Робером.
       1 декабря 1783 года посмотреть на новый воздушный шар вновь собралась вся знать, на этот раз у парижского дворца Тюильри. Присутствующие сразу же отметили, что шар профессора Шарля меньше, чем монгольфьеры — всего 9 метров в диаметре. Для пассажиров к нему была подвешена ивовая корзина в виде лодочки, но она крепилась не прямо к шару, как у братьев Монгольфье, а к стропам лёгкой, но прочной сети, в которую была заключена оболочка, — поэтому она никак не могла порваться под тяжестью пассажиров.
     Чтобы подъём был плавным, Шарль нагрузил корзину балластом — мешками с песком. Они почти уравновешивали подъёмную силу. Регулировать скорость подъёма можно было, сбрасывая часть песка вниз. А для спуска оболочка была оборудована клапаном, который открывался с помощью верёвки. Тогда водород начинал улетучиваться, и шар шёл на снижение.
       Полёт первого шарльера с пассажирами тоже прошёл успешно. Он показал, что конструкция Шарля продуманнее, чем у братьев Монгольфье. Тем не менее, десятки смельчаков во многих странах Европы поначалу поднимались в воздух именно на монгольфьерах. Пользоваться горелкой для нагрева воздуха было тогда гораздо проще, чем получать с помощью химических реакций водород. Ведь тот же Шарль перед своим первым полётом наполнял оболочку водородом… целых четыре дня: газ образовывался в ходе химической реакции, происходившей в 25 бочках с серной кислотой и железными опилками, и поступал по шлангу в оболочку…
        Полёты воздушных шаров становились всё смелее. Уже в 1785 году смельчак-француз Жан-Пьер Бланшар совершил фантастический по тем временам перелёт из Англии во Францию через пролив Ла-Манш на шаре, наполненном водородом. 7 января он стартовал в английском городе Дувре и финишировал в Кале. Спутником Бланшара был богатый американец доктор Джон Джеффри, финансировавший это предприятие…
       Едва научившись летать, люди поняли, что воздушный шар даёт огромные возможности учёным. В начале XIX века, например, молодой бельгийский учёный Э.Робертсон поднимался в воздух, чтобы узнать, как будет вести себя на высоте магнитная стрелка. А в 1804 году два полёта совершил знаменитый французский химик и физик Жозеф Гей-Люссак. Во время второго полёта он поднялся на 7 тысяч метров и убедился, что интенсивность магнитного поля на такой высоте не изменяется и что воздух имеет тот же состав, что и у поверхности Земли.
       Весь XIX век воздушный шар был единственным средством для воздушных путешествий, хотя человек уже начал конструировать летательные аппараты тяжелее воздуха. Учёные пробовали использовать воздушный шар и для изучения Земли: тогда на ней ещё оставалось немало «белых пятен» — в глубинах Африки, Южной Америки, близ обоих полюсов. Но шаром нельзя управлять, он повинуется лишь воле воздушных течений. Поэтому роман ЖюляВерна «Пять недель на воздушном шаре», герои которого исследовали Центральную Африку, так и остался фантастикой.
        А реальная попытка достичь на воздушном шаре Северного полюса, где тогда ещё никто не бывал, предпринятая в 1897 году шведским учёным Соломоном Андрэ, закончилась трагедией. Шар обледенел и опустился на лёд. Пытаясь пешком добраться до земли, Андрэ и два его спутника погибли…
        Наконец, уже в XXвеке, появились куда более совершенные летательные аппараты — самолёты и дирижабли, снабжённые двигателями. О полётах на воздушных шарах люди стали забывать.
     И всё-таки изобретению братьев Монгольфье и профессора Жака Шарля суждено было пережить второе рождение — к концу XXвека люди стали увлекаться спортивными полётами на воздушных шарах. Причём для современного шара, изготовленного из сверхлёгких и сверхпрочных негорючих материалов, наиболее подходящим оказался… принцип монгольфьера. Другое дело, что и горелки теперь совсем не такие, как во времена братьев, а надёжные и абсолютно безопасные. В них используются газы пропан, бутан или их смесь.
     Конечно, по-прежнему шар подчиняется лишь воле воздушных течений, но современные воздухоплаватели располагают их картами, а также долгосрочными метеорологическими прогнозами. И на спортивных шарах уже совершены уникальные полёты и через Тихий океан, и через Атлантический. А в 2002 году американец Стив Фоссет за 13 дней 8 часов и 33 минуты в одиночку облетел земной шар. О подобном даже сам Жюль Верн не мечтал.

Малов, В. «Огромный шар, надутый паром, поднялся в воздух он недаром…» /В. Малов //А почему? – 2007. — № 8. – С. 24-26.

 

 

kids.azovlib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *