Канатная дорога — это… Что такое Канатная дорога?
- Канатная дорога
- (a. cable way; н. Seilbahn; ф. funiculaire, teleferique; и. transpoptador роr cable) — трансп. установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между конечными станциями и поддерживаемому на линии промежуточными опорами стальному канату. К. д. строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также в городах и рабочих посёлках для создания наиболее экономичных, кратчайших трансп. связей между разл. объектами.
По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и грузопассажирские; по устройству — двухканатные (один из канатов несущий, другой — тяговый) и одноканатные. К. д. бывают с кольцевым движением, при к-ром вагоны перемещаются по двум параллельным линиям подвесного пути всегда в одном направлении, и с маятниковым — на каждом пути подвешено по одному вагону, совершающему возвратно- поступат. движение между конечными станциями. Маятниковые К. д. подразделяются на одно- и двухпутные; в последнем случае вдоль трассы навешены два несущих каната для каждого пути и один тяговый, связывающий оба вагона.
Грузовые К. д. в осн. строятся двухканатными с кольцевым движением вагонеток. По двум параллельным несущим (рельсовым) канатам (рис. 1) при помощи бесконечного тягового каната, огибающего на конечных станциях приводной и натяжной блоки, перемещаются вагонетки. канат; 3 — приводной блок; 4 — натяжной блок; 5 — вагонетка; 6 — натяжные грузы; 7 — промежуточные опоры»>
Рис. 1. Схема грузовой канатной дороги с кольцевым движением вагонеток: 1 — несущие канаты; 2 — тяговый канат; 3 — приводной блок; 4 — натяжной блок; 5 — вагонетка; 6 — натяжные грузы; 7 — промежуточные опоры.
Концы несущих канатов на одной станции, обычно на верхней, закрепляются наглухо, а на другой к ним подвешивают натяжные грузы. При выходе со станции гружёные вагонетки автоматически с помощью спец. устройств сцепляются с тяговым канатом, а при входе отключаются. Длина грузовых К. д. практически неограничена (т.к. их могут образовывать последовательно соединённые самостоят. секции дл. 10 км и более). Напр., К. д. «Кристенберг — Булиден» (Швеция), служащая для транспортирования руды, имеет протяжённость 96 км. Производительность грузовых К. д. достигает 650 т/ч (иногда и более). Скорость передвижения вагонеток на таких К. д. до 5 м/с (обычно 2,5-3,5 м/с), вместимость до 3 т. При меньшей протяжённости трассы (ок. 3 км с углом наклона до 45°) строят двухканатные маятниковые грузовые К. д. с одной или двумя вагонетками, перемещающими грузы (до 150 т/ч) со скоростью 10 м/с. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью до 2,5 м/с. Движение обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог до 150 т/ч, наибольший угол наклона трассы 25°.
Рис. 2. Схема пассажирской канатной дороги с маятниковым движением вагонов: 1 — несущие канаты; 2 — контргрузы; 3 — вагоны; 4 — приводной шкив; 5 — тяговый канат; 6 — натяжные шкивы с контргрузом; 7 — промежуточные опоры.
Тяговый канат натягивается шкивом с контргрузом. На трассе К. д. те и другие канаты подвешивают на опорах. С 70-х гг. за рубежом применяют пассажирские К. д. с самоходными вагонами (с двигателем внутр. сгорания) с гусеничным ходом по несущему канату. Протяжённость К. д. до 12 км, разность уровней между станциями до 3 км, наклон трассы до 45°. Вместимость вагонов до 125 чел., пропускная способность маятниковых К. д. до 1000 чел./ч. Для повышения безопасности на ходовых тележках вагонов двухканатных К. д. с маятниковым движением устанавливают ловительные устройства, к-рые, взаимодействуя с несущим канатом, затормаживают вагон. С этой же целью строят К. д. с двумя тяговыми канатами. Для устранения опасности столкновения вагонов на опорных и приёмных площадках (в результате ветровых воздействий) используют активные гасители колебаний. Ежегодно в промышленно развитых странах вводится в строй св. 1 тыс. пассажирских К. д. В 1975 в мире действовало более 15 тыс. таких дорог. Действует междунар. орг-ция по пассажирским К. д. (ОИТАФ).
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
- Канат
- Канатная пила
Смотреть что такое «Канатная дорога» в других словарях:
Канатная дорога — Канатная дорога … Википедия
канатная дорога — Способ доставки пассажиров и грузов в горах с помощью кабеля на высоких мачтах, к которому крепятся кабины (маятниковая и гондольная дороги) или кресла (кресельная дорога) … Словарь по географии
КАНАТНАЯ ДОРОГА — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел. /ч, грузовых до 1000 т/ч,… … Большой Энциклопедический словарь
канатная дорога — сущ., кол во синонимов: 3 • воздушный мост (3) • канатка (3) • фуникулер (6) … Словарь синонимов
КАНАТНАЯ ДОРОГА — (1) наземное транспортное сооружение с канатной тягой (см. ). Вагонетки с пассажирами или грузом передвигаются по узкоколейным рельсовым путям, уложенным на земле или на эстакаде, как правило, в сильно пересечённых местностях с крутыми уклонами в … Большая политехническая энциклопедия
канатная дорога — 3.1 канатная дорога: Оборудование детской игровой площадки, на котором дети катаются вдоль троса под действием силы тяжести. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
канатная дорога — установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между станциями (опорами) стальному канату. Канатные дороги строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также… … Энциклопедия техники
КАНАТНАЯ ДОРОГА — см. в статьях Наземная канатная дорога, Подвесная дорога … Большой энциклопедический политехнический словарь
канатная дорога — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел./ч, грузовых до 1000 т/ч,… … Энциклопедический словарь
Канатная дорога — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Какие бывают канатные дороги и чем они отличаются
История канатных дорог насчитывает около 500 лет. Первые прототипы появились в Азии. Местные жители изобрели подвесные канатные дороги, основой которых были тросы из переплетенных волокон. Вместо нынешних вагонов тогда использовались большие корзины, в которых могли транспортироваться люди и грузы.
В 1515 году появилась усовершенствованная версия канатной дороги: тогда принц-архиепископ Зальцбурга Маттеус Ланг фон Велленбург спроектировал вагонетки, движущиеся по деревянным рельсам при помощи конопляного каната за счет мускульной силы. Эти дороги были грузовыми, но со временем их технические характеристики совершенствовались, а в XIX веке появились подъемники для пассажиров, похожие на современные канатные дороги.
Сначала был создан фуникулер – пара вагонов, передвигающихся по наклонным рельсам. Первые подобные устройства появились в городах США. В 1870-е годы в Германии появилась первая дорога гондольного типа, для которой был использован железный трос. В 30-е годы XX на курорте Сан-Вэлли в США был построен первый кресельный подъемник.
Настоящий бум строительства канатных дорог пришелся на вторую половину XX века, когда во многих странах началось строительство горнолыжных курортов для массового туризма. К тому времени инженеры создали немало видов канатных дорог – фуникулеры, гондольные, кабинные, кресельные, бугельные и другие.
Крупнейшие холдинги, специализирующиеся на производстве канатных дорог в мире, – группы Leitner-Poma и Doppelmayer-Garaventa. В первый холдинг входит, в том числе, и французская компания по проектированию и строительству канатных дорог Pomagalski S. A. или Poma S.A.S. Именно она стала основным поставщиком оборудования для российских горнолыжных курортов, развиваемых компанией «Курорты Северного Кавказа», – «Архыза», «Эльбруса» и «Ведучи».
«Чтобы построить одну канатную дорогу, необходимо задействовать около 50 человек – инженеров, проектировщиков, монтажников, слесарей. Полгода уйдет на ее проектирование, еще три месяца – экспертиза, затем уже начинается стройка. Вся задумка, от листа бумаги до ввода конструкции в эксплуатацию, занимает где-то год-полтора», – рассказал генеральный директор ООО «Пома» (филиала французской компании Poma S.A.S.в России) Антон Чудаев.
Но, безусловно, срок реализации проекта зависит от степени сложности канатной дороги. Какие они бывают – читайте в фоторепортаже «Интерфакс-Туризм».
Безопорная канатная дорога («беби-лифт»)
«Беби-лифт» – это малый подъемник без промежуточных опор, предназначенный для организации катания на горных лыжах, сноуборде или тюбинге на склонах длиной до 300 метров с небольшим перепадом высот (до 100 метров). Он представляет собой натянутый трос с закрепленными пластиковыми бугелями, за которые цепляются катающиеся.
Установка такого подъемника очень проста и выполняется в короткие сроки, так как для нее не требуется фундамент. «Беби-лифт» предусматривает передвижение туристов на невысоких скоростях, что очень удобно на участках гор, где проводится обучение катанию на горных лыжах.
В России «беби-лифт» можно увидеть на горнолыжном курорте «Ведучи», который расположен в Чеченской Республике в живописной долине реки Харачой-Ахк.
Канатная дорога ленточного типа (траволатор)
Траволатор – это механическая дорожка, которая доставляет катающихся на спуск. Она отличается комфортным и безопасным подъемом на невысокой скорости на склоны с небольшим перепадом высот, также ее используют на учебных склонах. Внешне напоминает огромную ленту для передвижения продуктов на кассе супермаркета. По сравнению с «беби-лифтом» у ленточных канаток намного выше пропускная способность.
Траволатор используется на многих склонах для начинающих: он есть в учебной зоне горнолыжного курорта «Ведучи» в Чечне, в туристической деревне Романтик курорта «Архыз» в Карачаево-Черкесии и на кабардино-балкарском курорте «Эльбрус», где работает парк для обучения горнолыжному спорту и сноуборду Saby Park.
Кресельная канатная дорога с фиксированным зажимом
Канатно-кресельные подъемники позволяют доставлять посетителей горнолыжных курортов к нужному месту в креслах, которые закреплены на канате. Именно благодаря сиденьям сразу несколько лыжников (обычно от двух до шести) имеют возможность с комфортом подняться к началу трассы. На большинстве современных горнолыжных курортов кресла этих канаток оборудованы подогревом, также нередко предусмотрена защитная стенка (прозрачный колпак) со спины, укрывающая горнолыжников от непогоды.
Удобная и безопасная канатка с фиксированным зажимом представляет собой кресельный подъемник, сиденья которого постоянно закреплены на несуще-тяговом канате. При подъезде к станции оператор внимательно следит за скоростью движения кресел, поскольку от этого зависит, успеют горнолыжник или сноубордист сесть на подъемник или нет.
Такая дорога установлена, например, на горнолыжном курорте «Архыз» – это четырехместная кресельная канатка «Спутник» с фиксированным зажимом.
Кресельная канатная дорога с отцепляемым зажимом
В последнее время широкое распространение получили кресельные канатные дороги с отцепляемыми зажимами. Они являются наиболее популярным, удобным и быстрым транспортом для любителей зимних видов спорта.
По словам генерального директора ООО «Национальные канатные дороги» Бориса Шлома, система отцепляемого зажима в 1980-х годах стала революционным шагом в развитии канатных транспортных систем, и сейчас она не менее востребована.
«Принцип работы такого оборудования – в возможности отцеплять кабины или кресла (в зависимости от типа подъемника) при подъезде к посадочной станции. То есть кресло или гондола замедляется и переводится с основного тягового каната на ролики, по которым и едет через всю зону посадки. Получается, что в зоне посадки и высадки туристов скорость низкая, можно спокойно сесть в кресло или гондолу, при этом на всем протяжении канатной дороги скорость становится выше», – рассказал он.
Канатные дороги с неотцепляемым зажимом, по мнению эксперта, целесообразно использовать только для подъема к небольшим трассам, длиной до 700 м. Несмотря на их небольшую скорость (1,8-2 м/с) и пропускную способность (меньше 2000 чел./час), такие канатные дороги вполне способны обеспечить комфортную и безопасную посадку для подъема начинающих катающихся к зеленым и синим склонам. Однако канатная дорога с отцепляемыми креслами позволяет увеличить производительность до 2000-4000 и более чел./час со скоростью 5-7 м/с.
«А раз скорость дороги с отцепляемым зажимом выше, следовательно, и ее производительность тоже. Курорт может больше пассажиров доставить наверх и тем самым увеличить пропускную способность и туристический поток», – добавил Б.Шлом.
В январе 2018 года на всесезонном горнолыжном курорте «Ведучи» ввели в эксплуатацию 4-местную кресельную канатную дорогу с отцепляемым зажимом. А на «Архызе» в туристической деревне Лунная поляна установлена 6-местная канатка под названием «Лунный экспресс», кресла которой оснащены защитными колпаками.
Гондольная канатная дорога с отцепляемым зажимом
Это закрытые кабинки, которые могут вмещать от 6 до 20 человек, нередко их можно увидеть в городах, а в особо живописных местах их делают с панорамным остеклением. Около станции скорость кабины максимально снижается, чтобы пассажиры смогли беспрепятственно выйти. Огибая станцию и переходя на противоположную ее сторону, кабина снова разгоняется, и зажим зацепляется за канат. Максимальная скорость составляет примерно 6 м/с, что позволяет быстро поднимать наверх большое число лыжников и сноубордистов.
По словам Антона Чудаева, гондольные и кресельные канатные дороги с отцепляемым зажимом являются наиболее надежными. «У этих канаток более высокая скорость, по сравнению с другими и, соответственно, выше производительность», – сказал он.
Такая канатная дорога работает, например, на курорте «Эльбрус». В декабре 2015 года была достроена ее третья очередь, которая поднимает туристов на станцию «Гара-Баши» на высоте 3847 м – это рекордный показатель не только для России, но и для Европы. Продолжительность подъема составляет примерно 20-25 минут. С конечной станции взору катающихся в одну сторону открывается великолепная панорама Кавказского хребта, в другую – виды на двуглавую вершину Эльбруса, древнего вулкана.
Также гондольные канатки построены на курорте Архыз». «Млечный путь» уже работает, а «Северное сияние», по словам представителей курорта, откроется в новом горнолыжном сезоне.
Маятниковая канатная дорога
Одной из разновидностей гондольных (кабинных) подъемников является маятниковая канатная дорога. Кабины маятниковых подъемников двигаются навстречу друг другу по несущим канатам, а движение их обеспечивает тяговый канат. Такая канатка подходит для мест со сложным рельефом, например, она с легкостью переправит пассажиров через долины, ущелья, реки или ледники.
По сравнению с другими подъемниками у нее есть ряд преимуществ. Так, длина пролетов без опоры может достигать 3 километров, одна кабина может вместить от 6 до 230 пассажиров. Пропускная способность маятниковой канатной дороги в зависимости от скорости (до 12 м/с) и длины дороги колеблется от 500 до 2 тыс. человек в час.
Как отмечает генеральный директор филиала Poma S.A.S. в России Антон Чудаев, сложность строительства любой протяженной канатной дороги зависит в первую очередь от рельефа. «Проектировщики и инженеры смотрят, нужно ли усиливать склон. Ставят противолавинные укрепления и защитные барьеры, чтобы обеспечить безопасность катающихся», – рассказал он.
Маятниковая канатная дорога, построенная еще в советское время, работает на курорте «Эльбрус». Она состоит из двух очередей и начинается на нижней станции Азау (2300 м), проходит через пересадочную станцию «Старый Кругозор» (3000 метров) и заканчивается на отметке 3500 метров на станции «Мир». В зоне станций можно посетить шашлычные и кафе, а на станции «Мир» находится высокогорный Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны.
«Светлое будущее» канатных дорог
Как отмечают в АО «КСК», в перспективе на курортах Северного Кавказа будут строиться преимущественно кресельные и гондольные канатные дороги, однако на курорте «Ведучи» посетителей ждет необычная новинка – кольцевая канатка системы 3S с минимумом опор, что создаст у пассажиров полное ощущение парения в воздухе. Также она отличается особой ветроустойчивостью и низким потреблением электроэнергии.
«В мире таких канатных дорог чуть больше десятка. Она соединит северо- и южно-ориентированный склон курорта, пройдет прямо над ущельем; ее проектная протяженность – почти 4,5 километра. Кабины такой канатной дороги типа 3S перемещаются по трем канатам – двум несущим и одному тяговому, что делает всю систему очень надежной и производительной. Сами кабины – это, по сути, воздушные экскурсионные автобусы: они смогут вместить до 35 человек с горнолыжным инвентарем, и во время поездки через большие панорамные окна можно будет любоваться видом на горные хребты», – рассказал генеральный директор АО «Курорты Северного Кавказа» Хасан Тимижев.
По его словам, канатная дорога сможет перевозить до 2,8 тыс. человек в час. «Для нее будет установлено всего три опоры высотой до 100 метров, так что у гостей курорта будет полное ощущение полета», – добавил руководитель АО «КСК».
Также, по словам Антона Чудаева, на курорте «Архыз» появится еще одна современная, можно сказать, инновационная канатная дорога с гибридным двигателем. «Она более экологичная, потребляет меньше энергии, кроме того, она почти бесшумна. Это оценят катающиеся на горнолыжных курортах, поскольку вместо шума канатки они будут наслаждаться звуками окружающей природы», – пояснил генеральный директор ООО «Пома».
К вершинам – на российских канатках
Спрос на канатные дороги в нашей стране увеличивается с каждым годом. Причем речь не только о горнолыжных курортах – свое место они занимают и в городах как популярный альтернативный вид городского транспорта. Так, в феврале 2012 года была запущена в эксплуатацию канатная дорога через Волгу в Нижнем Новгороде, а в ноябре открылась канатная дорога в Москве, соединившая Воробьевы горы и Лужники.
Есть планы по строительству канатной городской гондольной канатной дороги в центре столицы Чеченской Республики. «Канатная дорога – не только современный вид транспорта, но и зона притяжения для туристов, количество которых в Грозном увеличивается с каждым годом. Многие из них мечтают посмотреть на наш замечательный город с высоты. Канатная дорога дает такую возможность», – рассказал на презентации проекта, которая состоялась в Грозном на днях, первый замминистра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.
«Очень важно, чтобы на отечественных горнолыжных курортах и в российских городах работали канатные дороги, произведенные именно в нашей стране. К сожалению, те производственные площадки, которые были созданы в советские годы, сейчас практически утрачены. Нужно налаживать новое современное производство – это вопрос не только технологического роста, но и мирового престижа страны», – прокомментировал он.
Для проектирования, производства, обслуживания, эксплуатации и продажи канатных дорог в России в партнерстве АО «Курорты Северного Кавказа» с компанией POMA S.A.S. в этом году было создано предприятие «Национальные канатные дороги». Его основная производственная площадка расположена в Кабардино-Балкарской Республике, в городе Майском, но со временем планируется сотрудничество и с другими российскими заводами.
«Перед совместным предприятием поставлены сложные задачи: создать безопасные, конкурентоспособные по цене, современные канатные дороги, которые будут поставляться не только на внутренний рынок, но и в страны СНГ, а в перспективе – и в другие государства. Мы убеждены в успехе и верим, что однажды доля рынка, которую займет продукция под российским флагом, будет сопоставима с долей европейских лидеров в производстве канатных дорог», – заключил Одес Байсултанов.
tourism.interfax.ru
Канатная дорога — это… Что такое Канатная дорога?
Канатная дорога Пятигорская канатная дорога на вершину горы Машук Восточная Маркотхская канатная дорога в Геленджике Канатная дорога у Zell am See в австрийских АльпахКана́тная доро́га — вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.
Простейшая канатная дорога на детской площадкеПропускная способность пассажирской канатной дороги может достигать 2000 человек в час, грузовой канатной дороги — до 1000 тонн в час.
Описание
Угол подъёма канатной дороги может доходить до 50°.
Самые длинные и высокие канатные дороги
В Швеции существовала самая длинная в мире 96-километровая дорога, доставлявшая железную руду из Лапландии на берег Ботнического залива. Участок длиной 13.2 километра переделан в самую длинную в мире пассажирскую дорогу.[1]
В настоящее время самой длинной промышленной канатной дорогой в мире является канатная дорога в Моанде (Габон).[2] Дорога служит для доставки марганцевой руды из шахты и имеет длину 76 км. Она построена в 1959-1962 гг., и имеет 858 вышек и 2800 ковшей. 155-километровый проволочный трос проходит через 6 тыс. направляющих роликов.
Осенью 2010 года в Армении состоялось открытие Татевской канатной дороги, самой длинной однопролетной дороги в мире (5.7 км).[3].
Городской транспорт
Вагонные и кабинные канатные дороги в ряде мест используются как городской транспорт. Среди них Нижегородская канатная дорога, Канатная дорога острова Рузвельта в Нью-Йорке, Портлендский Aerial Tram, Сингапурский Cable Car, Ngong Ping Skyrail в Гонконге, Медельинский Metrocable, Каракасский Metrocable, Air Line над Темзой в Лондоне.
Некоторые канатные дороги в мире
Россия
Канатные дороги России
Всего на 2010 год в России функционируют около 400 канатных дорог на 109 курортах в европейской части страны и 49 — в азиатской.[6] В 2012 году была открыта Нижегородская канатная дорога, которая используется для междугородних перевозок.
Украина
- Крым
- Одесса
- канатная дорога к пляжу Отрада (от Французского бульвара до берега)
- Харьков
- Днепропетровск
- Лисичанск
- Карпаты
- Парнокресельная канатная дорога на гору Высокий Верх в районе пгт Славское (2800 м в три этапа)
- Парнокресельная канатная дорога на северо-западном склоне горы Буковель (1150 м)
- Парнокресельная канатная дорога на гору Гемба в Закарпатской области
- Строящаяся канатная дорога Яремче-Буковель (15 км)
Казахстан
- Канатная дорога (два вагончика) в Алма-Ате из сквера у Дворца Республики на обзорную площадку горы Кок-Тюбе.
- Четыре канатные дороги на горнолыжной базе Чимбулак в ущелье Медео близ Алма-Аты.
- Новая канатная дорога от Медео до Чимбулака (приблиз. 4,6 км)
Латвия
- Канатная дорога Сигулда — Кримулда с одного берега реки Гауя на другой. Дорога дважды проходит над одной и той же автомобильной магистралью и некоторое время параллельна ей. Не имеет промежуточных опор. Летом курсирует один вагон с интервалом в полчаса. Также из вагона возможен банджи-джампинг с высоты около 40 метров над рекой Гауя.
Грузия
Турция
Израиль
- Канатная дорога на крепость Масаду. Ее нижняя станция ниже уровня моря на 257 м, а верхняя выше на 33 м, что делает ее самой низкорасположенной канатной дорогой в мире.
- Канатная дорога в Хайфе между морем и районом Стела Марис.
- Канатная дорога от города Кирьят-Шмона до кибуца Манара.
- Канатная дорога для лыжников на горе Хермон.
- Канатная дорога к гротам Рош-ха-Никра.
Узбекистан
Канатная дорога от шахты «Шаргуньская» до брикетной фабрики в г. Шаргунь, длина 21 км.
Великобритания
Канатная дорога через реку Темза в Лондоне.
Источники
Примечания
Производители канатных дорог
См. также
Ссылки
dic.academic.ru
Населённый пункт | Тип дороги, производитель | Название или месторасположение | Длина по горизонтали, м | Перепад высот, м | Координаты | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Архыз | два подъёмника — четырёхместный кресельный и восьмиместный гондольный | Карачаево-Черкесия, п. Архыз | 859 м | до 220 м | ||
Белокуриха | Кресельная канатная дорога | На Гору Церковка | 2403 м | до 550 м | ||
Владикавказ | Маятниковая канатная дорога, два независимых секций, «Грузгипрошахт» (Четыре вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта в 1980 году. | Канатная дорога (Владикавказ) | 3000 м | |||
Геленджик | канатная дорога | «Олимп» на Маркотхском хребте | ||||
канатная дорога | «Сафари Парк» на Маркотхском хребте | |||||
Домбай | 1 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 860 | с 1600 на1700 | ||
2 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1142 | с 1700 на 1800 | |||
3 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1502 | с 1700 на 2260 | |||
4 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 581 | с 2260 на 2500 | |||
5 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1700 | с 2500 на 3012 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога (Югославская) | гора Мусса-Ачитара. | |||||
Маятниковая канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1590 | с 1590 на 2250 | |||
Гондольная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1810 | с 1590 на 2270 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 2182 | с 2270 на 3035 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 661 | с 3035 на 3168 | |||
Казань | ЦПКиО им. Горького | Пляж на р. Казанка | ||||
Кресельные подъёмники, 3 линии SKADO Doppelmayr Garaventa | Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» | |||||
Кисловодск | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта в 1973 году. | От станции «Храм Воздуха» до станции «Олимпийский комплекс» на горе Малое Седло | 1743 | |||
Красноярск | две подвесные пассажирские кресельные канатные дороги SKADO Doppelmayr Garaventa | Бобровый лог[5] | К1 — 1470 К2 — 857 | К1 — 345 К2 — 241 | ||
Листвянка | канатная дорога | на смотровую площадку и горнолыжный комплекс «Истлэнд» | 700 | 165 | ||
Магнитогорск | канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | «Магнитогорск» в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (озеро Банное) | ||||
Первая скоростная канатная дорога гондольного типа австрийской фирмы Doppelmayr Garaventa | ||||||
Два буксировочных (бугельных) подъёмника словацкой фирмы Tetrapoma | ||||||
Манжерок | Четырехместный кресельный подъёмник | На гору Малая Синюха | 2389 м | до 633 м | ||
Москва | Гондольно-кресельная канатная дорога, Bartholet Maschinenbau (BMF Group) | Канатная дорога на Воробьёвых горах | 703 | 60 | 55°42’36″N 37°32’46″E | |
Нальчик | Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | |||||
Нижний Новгород, Бор | вагонная канатная переправа через Волгу, Poma | Нижегородская канатная дорога | 3661 | 62 | ||
Оренбург | Канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | Из Европы в Азию | ||||
Пенза | Канатная дорога | От ЦПКиО им. Белинского до кинокомплекса «Современник» (не работает) | ||||
Пятигорск | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта 24 августа 1971 года[6] | Пятигорская канатная дорога от бульвара Гагарина до вершины горы Машук | ≈1000 | 369 | 44°2’47″N 43°5’6″E | |
Светлогорск | Канатная дорога | От ст. Светлогорск-2 к морю | ||||
Сочи | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод до 2006) Открыта 1977 году. | у Дендрария | 897 | |||
Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 40 чел каждый, пройзв. город Харьков) | у санатория «Заря» | |||||
Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта 1985 году. | от пансионата «Нева Интернешнл» до пляжа санатория «Заполярье» | |||||
шесть гондольных и кресельных канатных дорог | Горно-туристический центр ОАО «Газпром» (8 км от посёлка Красная Поляна) | |||||
пять кресельных канатных дорог и Бугельный подъёмник SKADO Doppelmayr Garaventa | горнолыжного комплекса «Альпика-Сервис» (8 км от посёлка Красная Поляна) | |||||
гондольные и кресельная канатные дороги | горнолыжного комплекса «Горная карусель» (у посёлка Красная Поляна) | |||||
гондольные и кресельные канатные дороги | горнолыжного комплекса «Роза Хутор» (у посёлка Красная Поляна) | |||||
Терскол | Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | «Чегет-1» | ||||
«Чегет-2» | ||||||
«Парная» | ||||||
Две Маятниковые и две гондольные канатные дороги | «Азау — Кругозор» и «Кругозор — Мир» Эльбрус | |||||
Шерегеш | Гондольная и кресельная канатные дороги | На гору Зелёная. Горнолыжный курорт Шерегеш | до 680 м | |||
Южно-Сахалинск | Гондольно-кресельная канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | гора Большевик, спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» | 2337 | 260 |
wiki.sc
Канатная дорога — это… Что такое Канатная дорога?
сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т.п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству — двухканатные и одноканатные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.
Грузовые К. д. обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких К. д. практически неограничена, т.к. их образуют последовательно соединённые самостоятельные секции (6—12 км). Известны грузовые К. д. длиной 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой К. д. перемещают от 30 до 500 т (а в отдельных случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1,5—3,3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1—2,5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10—150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. Грузовые К, д. действуют на многих химических комбинатах, горнорудных разработках и т.д.
Пассажирские К. д. обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12—100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением специального тормозного (парашютного) устройства, которое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских К. д. достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1,5—11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жестко закрепленными одно- или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят главным образом в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония). К. д. в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (например, в Приэльбрусье, Кабардино-Балкарской АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200—1000 чел. в час при скорости движения 1—2,5 м/сек, расстоянии 0,6—2 км, разности уровней 0,5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1,5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикрепленные к тяговому канату. Некоторые буксировочные К. д. на лето переоборудуются в кресельные.
Возможно использование К. д. для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной промышленности. Кроме подвесных К. д., разрабатываются наземные К. д., или канатные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, например, перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).
Лит.: Барамидзе К. М., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, М., 1962; Белая Н. М., Прохоренко А. Г., Канатные лесотранспортные установки, М., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., М. — Л.,1966: Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, М., 1969.
В. С. Киреев.
Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.
Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970).
dic.academic.ru
КАНАТНАЯ ДОРОГА — это… Что такое КАНАТНАЯ ДОРОГА?
- КАНАТ
- КАНАТНАЯ ПЕРЕДАЧА
Смотреть что такое «КАНАТНАЯ ДОРОГА» в других словарях:
Канатная дорога — Канатная дорога … Википедия
канатная дорога — Способ доставки пассажиров и грузов в горах с помощью кабеля на высоких мачтах, к которому крепятся кабины (маятниковая и гондольная дороги) или кресла (кресельная дорога) … Словарь по географии
КАНАТНАЯ ДОРОГА — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел. /ч, грузовых до 1000 т/ч,… … Большой Энциклопедический словарь
Канатная дорога — (a. cable way; н. Seilbahn; ф. funiculaire, teleferique; и. transpoptador роr cable) трансп. установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между конечными станциями и … Геологическая энциклопедия
канатная дорога — сущ., кол во синонимов: 3 • воздушный мост (3) • канатка (3) • фуникулер (6) … Словарь синонимов
КАНАТНАЯ ДОРОГА — (1) наземное транспортное сооружение с канатной тягой (см. ). Вагонетки с пассажирами или грузом передвигаются по узкоколейным рельсовым путям, уложенным на земле или на эстакаде, как правило, в сильно пересечённых местностях с крутыми уклонами в … Большая политехническая энциклопедия
канатная дорога — 3.1 канатная дорога: Оборудование детской игровой площадки, на котором дети катаются вдоль троса под действием силы тяжести. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
канатная дорога — установка для перевозки грузов в подвесных вагонетках, а также пассажиров в подвесных вагонах и креслах по натянутому между станциями (опорами) стальному канату. Канатные дороги строят в горной, пересечённой и труднопроходимой местности, а также… … Энциклопедия техники
канатная дорога — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток, вагонов или кресел служит канат, натянутый между опорами. Пропускная способность пассажирской канатной дороги до 1000 чел./ч, грузовых до 1000 т/ч,… … Энциклопедический словарь
Канатная дорога — сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в котором для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости… … Большая советская энциклопедия
dic.academic.ru
Населённый пункт | Тип дороги, производитель | Название или месторасположение | Длина по горизонтали, м | Перепад высот, м | Координаты | Изображение |
---|---|---|---|---|---|---|
Архыз | два подъёмника — четырёхместный кресельный и восьмиместный гондольный | Карачаево-Черкесия, п. Архыз | 859 м | до 220 м | ||
Белокуриха | Кресельная канатная дорога | На Гору Церковка | 2403 м | до 550 м | ||
Владикавказ | Маятниковая канатная дорога, два независимых секций, «Грузгипрошахт» (Четыре вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта в 1980 году. | Канатная дорога (Владикавказ) | 3000 м | |||
Геленджик | канатная дорога | «Олимп» на Маркотхском хребте | ||||
канатная дорога | «Сафари Парк» на Маркотхском хребте | |||||
Домбай | 1 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 860 | с 1600 на1700 | ||
2 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1142 | с 1700 на 1800 | |||
3 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1502 | с 1700 на 2260 | |||
4 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 581 | с 2260 на 2500 | |||
5 Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1700 | с 2500 на 3012 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога (Югославская) | гора Мусса-Ачитара. | |||||
Маятниковая канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1590 | с 1590 на 2250 | |||
Гондольная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 1810 | с 1590 на 2270 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 2182 | с 2270 на 3035 | |||
Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | гора Мусса-Ачитара. | 661 | с 3035 на 3168 | |||
Казань | ЦПКиО им. Горького | Пляж на р. Казанка | ||||
Кресельные подъёмники, 3 линии SKADO Doppelmayr Garaventa | Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Казань» | |||||
Кисловодск | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта в 1973 году. | От станции «Храм Воздуха» до станции «Олимпийский комплекс» на горе Малое Седло | 1743 | |||
Красноярск | две подвесные пассажирские кресельные канатные дороги SKADO Doppelmayr Garaventa | Бобровый лог[5] | К1 — 1470 К2 — 857 | К1 — 345 К2 — 241 | ||
Листвянка | канатная дорога | на смотровую площадку и горнолыжный комплекс «Истлэнд» | 700 | 165 | ||
Магнитогорск | канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | «Магнитогорск» в ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (озеро Банное) | ||||
Первая скоростная канатная дорога гондольного типа австрийской фирмы Doppelmayr Garaventa | ||||||
Два буксировочных (бугельных) подъёмника словацкой фирмы Tetrapoma | ||||||
Манжерок | Четырехместный кресельный подъёмник | На гору Малая Синюха | 2389 м | до 633 м | ||
Москва | Гондольно-кресельная канатная дорога, Bartholet Maschinenbau (BMF Group) | Канатная дорога на Воробьёвых горах | 703 | 60 | 55°42’36″N 37°32’46″E | |
Нальчик | Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | |||||
Нижний Новгород, Бор | вагонная канатная переправа через Волгу, Poma | Нижегородская канатная дорога | 3661 | 62 | ||
Оренбург | Канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | Из Европы в Азию | ||||
Пенза | Канатная дорога | От ЦПКиО им. Белинского до кинокомплекса «Современник» (не работает) | ||||
Пятигорск | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта 24 августа 1971 года[6] | Пятигорская канатная дорога от бульвара Гагарина до вершины горы Машук | ≈1000 | 369 | 44°2’47″N 43°5’6″E | |
Светлогорск | Канатная дорога | От ст. Светлогорск-2 к морю | ||||
Сочи | Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод до 2006) Открыта 1977 году. | у Дендрария | 897 | |||
Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 40 чел каждый, пройзв. город Харьков) | у санатория «Заря» | |||||
Маятниковая канатная дорога, «Грузгипрошахт» (Два вагона по 25 чел каждый, пройзв. Тбилисский Авиационный Завод) Открыта 1985 году. | от пансионата «Нева Интернешнл» до пляжа санатория «Заполярье» | |||||
шесть гондольных и кресельных канатных дорог | Горно-туристический центр ОАО «Газпром» (8 км от посёлка Красная Поляна) | |||||
пять кресельных канатных дорог и Бугельный подъёмник SKADO Doppelmayr Garaventa | горнолыжного комплекса «Альпика-Сервис» (8 км от посёлка Красная Поляна) | |||||
гондольные и кресельная канатные дороги | горнолыжного комплекса «Горная карусель» (у посёлка Красная Поляна) | |||||
гондольные и кресельные канатные дороги | горнолыжного комплекса «Роза Хутор» (у посёлка Красная Поляна) | |||||
Терскол | Подвесная пассажирская кресельная канатная дорога | «Чегет-1» | ||||
«Чегет-2» | ||||||
«Парная» | ||||||
Две Маятниковые и две гондольные канатные дороги | «Азау — Кругозор» и «Кругозор — Мир» Эльбрус | |||||
Шерегеш | Гондольная и кресельная канатные дороги | На гору Зелёная. Горнолыжный курорт Шерегеш | до 680 м | |||
Южно-Сахалинск | Гондольно-кресельная канатная дорога SKADO Doppelmayr Garaventa | гора Большевик, спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» | 2337 | 260 |
wikipedia.green