Схватывающий узел (Узел Прусика): как вязать, пошаговая схема
Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов.
В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения. Во время подъема или спуска альпиниста, схватывающие узлы (узел прусика или прусик) передвигается по веревке механическим путем.
При возникновении форс – мажора (падения), узел автоматически затягивается на страховочной веревке, тем самым предотвращает срыв человека. Кроме этого, узел Прусика затягивается при малейших нагрузках в любом направлении своей работы.
Также схватывающие узлы используются для жумара (альпинистского карабина) для подъема вверх по веревке или канату.
Однако данный вид узла практически не функционирует на мокром, обледенелом канате или веревке вследствие низкой силы трения. Также при различных факторах внешней среды может снижать прочность веревки
Важно знать!
- Во время передвижения по веревке узел находится в руке. При падении альпиниста, узел рефлекторно зажимается в руке и не схватывает веревку. В таком случае процесс торможение осуществляется только за счет силы руки, что приводит к сильнейшим ожогам, падению и полному перетиранию схватывающего узла. Именно поэтому передвигать узел по веревке необходимо толкая его в ту, или иную сторону, а не в коем случае не зажимая в ладони.
- Следите за тем, чтобы второй виток узла шел в противоположном направлении к первому узлу.
- Как правило прусик связывается из веревок разного или одинакового диаметра нежели диаметр опорной веревки (перила).
- Один виток на схватывающем узле вяжется при свершении подъема или спуска, а так же для подъема большого груза. Помните, один виток на альпинистском узле, да и в другой области применения прусика, всегда означает «протравливание», и в случае, когда главная веревка имеет слишком жесткую структуру, обледенение или большое натяжение, малое количество витков может привести к срыву, падению или неконтролируемому спуску человека. Поэтому делают более двух витков на узле.
- Во время подъема на прусике схватывающий узел поднимается по веревке по мере подтягивания его вверх за свободные концы, это приводит образованию перехлестов, которые способствуют ослаблению схватывающего узла после нагрузки. Кроме того, узел толкается по веревке, а не тянется и не обхватывается ладонью.
- При использовании репшнура в течении длительного периода следите за тем, чтобы он был целым и не перетертым. Тщательно осматривайте оснащение до и после его использования.
- В идеале схватывающий узел должен быть длинной на вашу вытянутую руку. В случае срыва, обморожения или травме до узла, находящегося на большей высоте, крайне сложно или практически нереально дотянуться!
Плюсы и минусы Схватывающего узла
Плюсы:
- может свободно перемещаться по веревке в любом заданном направлении;
- при малейшей нагрузке затягивается;
- после снятия нагрузки легко приводится в свое исходное рабочее состояние;
Минусы:
- Требуется большая практика для свободного вязания схватывающего узла;
- Практически не держится жестких веревках.
- Совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» резких рывков на них, т. к. из-за проскальзывания витки узла могут развалиться.
prouzel.ru
Узлы Франца Бахмана. — Risk.ru
Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.
и сайта
http://www.eneafiorentini.it
Первый карабинный схватывающий узел
Стояла поздняя осень 1946 года. Юному Францу исполнилось 16 лет, год назад он начал ходить в горы и уже побывал на маршрутах третьей категории сложности. Чтобы лучше подготовится к новым восхождениям, он приобрел несколько книг об альпинизме, и в одной из них прочитал ужасающую историю: при спуске с отвесной скалы в Ратиконе, восходитель-одиночка не заметил, что его веревка не достает до земли и по прошествии некоторого времени, его нашли мертвым, так и висящего на веревке. «Узел Прусика, с которым он смог бы подняться обратно по веревке, в те времена еще не был изобретен…» – сообщалось в книге. Поскольку спускаться в одиночку Францу приходилось довольно часто, он решил обязательно освоить этот способ подъема по веревке! Но никто из знакомых сверстников не мог показать ему узел Прусика, а много опытных альпинистов в то время еще находились в лагерях для военнопленных. Итак, он отправился на чердак, где оборудовал себе тренажер и начал самостоятельно искать способ подъема по веревке. Изобрести заново самому узел прусика не получилось, но он придумал оригинальный схватывающий узел с использованием карабина – фото 1.
С 1949 года Бахман использовал этот узел преимущественно при многодневных восхождениях. Вечером он оставлял на стене закрепленные веревки, чтобы подняться по ним на следующий день. Оказалось, что узел вполне работоспособен даже на мокрых и заледеневших веревках! Подходил он и для подъема по сдвоенной веревке. По удобству и легкости передвижения этот первый карабинный схватывающий узел был сравним с современными зажимами, а кое в чем и превосходил их.
В 1951 году описание этого узла появилось в альпинистских журналах Германии, Австрии, Швейцарии и Италии. Известный тирольский альпинист и горный спасатель Вестль Маринер оценил достоинства узла, но указал и на его существенные недостатки –сложность завязывания и необходимость использования карабина с муфтой, которые в то время были очень тяжелы.
Следуя совету Маринера «как можно проще и без муфтованных карабинов», в 1952 году Бахман изобрел другой карабинный узел, который получил наиболее широкую известность – рис. 2.
Когда Франц продемонстрировал Маринеру этот узел, тот сразу включил его в программу обучения горных проводников и спасателей Австрии. После публикаций книг Маринера в 1953 и 1958 году, этот узел получил широкое распространение во всем мире. И по сей день его описание можно найти на многих интернет-страницах России, США, Италии и даже Кореи. В немецкоязычных странах узел долгое время успешно применялся, но в начале 90-х годов в Германии и Австрии был исключен из учебников и методических пособий. Обоснование такой немилости состояло в том, что «если взяться рукой за карабин и нагрузить его, а не петлю репшнура, узел проскальзывает. Чтобы остановить падение, надо выпустить из рук карабин, а это противоречит естественным рефлексам…». Однако, такое же поведение свойственно и классическому узлу Прусика, оставленному в учебных программах. Никакой схватывающий узел, с карабином или без него, нельзя удерживать в руке, при этом он не полностью затягивается и проскальзывает. То же самое относится и к некоторым механическим зажимам!
Другое положение дел сложилось в Америке. Там узлы Прусика и карабинный Бахмана мирно сосуществовали и, в зависимости от требований, прагматично использовался один или другой. Таким образом, в англоязычных странах узел Бахмана стал вторым (после прусика) по частоте использования схватывающих узлов.
Узел Бахмана оставался популярным в США еще и по другой причине: прусик плохо подходит для петель из стропы, поскольку в этом случае его трудно завязывать и передвигать, особенно в перчатках. Узел Бахмана из стропы, напротив, функционирует прекрасно, особенно в варианте с одним или двумя дополнительными оборотами непосредственно вокруг веревки – фото 3 справа. (В Европе эта форма узла почти неизвестна).
С течением времени, альпинистское снаряжение совершенствовалось, веревки становились все более тонкими и гладкими, менялась форма и материал карабинов, так что случалось, схватывающие узлы плохо функционировали в своей первоначальной форме и также должны были видоизменяться. Появились новые узлы (например – Маршара), узел Прусика стали вязать в три оборота вокруг веревки вместо двух. Для улучшения держания узла Бахмана на тонких веревках достаточно было сделать один или два оборота репшнура непосредственно вокруг веревки – фото 4 слева, или дополнительно завязать полуштык ниже карабина – фото 4 справа. Таким образом можно использовать для схватывающих узлов даже относительно толстые и жесткие репшнуры, плохо работающие в обычном узле Прусика.
Узел Бахмана с кольцом.
После появления прусика, при движении по ледникам стало принято использовать заранее закрепленные этим узлом на связочной веревке стремена для аварийного подъема в случае падения в трещину. Однако часто оказывалось, что упавшему не удавалось вылезти самостоятельно — схватывающие узлы настолько сильно затягивались, что передвигать их было невозможно. С появлением альпинистских беседок проблема быстрой гибели при зависании на веревке стала не так остра, но самостоятельный подъем с попеременным передвижением обычных прусиков остался весьма трудоемким делом, которое не всегда удавалось. Только легко передвигаемые схватывающие узлы могли решить эту проблему. Классический узел Бахмана легко передвигался вверх после снятия нагрузки, но был довольно громоздок. Дополнительные витки, необходимые для улучшения держания на тонких веревках затрудняли и передвижение узла вверх. Надо было придумать что-то более эффективное, и в 1960 году Бахман предложил использовать в схватывающем узле металлическое кольцо – фото 5.
Автор использовал стальные кольца сечением 4-5 мм и внутренним диаметром 26-30 мм с гладкой поверхностью. Такие кольца сильно уменьшали вредное трение при нагружении узла, что приводило к более надежному удержанию и облегчало передвижение после снятия нагрузки. Схватывающий узел с кольцом надежно держал вес человека при соотношении диаметров основной веревки и репшнура 1:1, а завязанный тонкой стропой мог работать даже на стальном тросе диаметром 6 мм!
Впечатления о практическом использовании узла Бахмана с кольцом можно прочитать здесь.
Узлы с металлическими кольцами не получил широкого распространения, но послужили прототипом для дальнейшего развития подобных схватывающих узлов.
Петлевой узел Бахмана.
В начале 60-х годов, стремясь упростить узел с кольцом, Бахман заменил металлическое кольцо маленькой петлей, образованной узлом «восьмерка» или более простым «проводником» – фото 7.
Как и кольцо, узел уменьшал вредные потери на трение при затягивании и облегчал передвижение. Благодаря большему объему узла, образующего петлю проводника, узел оказалось так же удобно передвигать по веревке, как и узел с кольцом. При использовании проводника-восьмерки (фото 8), узел мог работать в обоих направлениях, что позволяло использовать его и для страховки от падения в трещину на леднике среднего в связке.
Как и во многих других схватывающих узлах, силу удержания узла можно увеличить, используя одинарный репшнур, вместо сдвоенного.
Наконец, в 2003 году, при обсуждении узлов для стальных тросов виа-феррат, Бахман впервые представил вариант своего схватывающего узла с использованием сшитых строповых петель – «слингов» – фото 11.
1. Сначала, как можно ближе к месту сшивки, на петле вяжется узел проводника, образующая небольшой «глазок».
2. Петля оборачивается вокруг веревки тремя оборотами (для очень тонких и скользких веревок может потребоваться большее число оборотов).
3. Конец петли продевается в глазок и присоединяется карабином к страховочной системе.
По сравнению с узлом Прусика, этот узел имеет несколько преимуществ:
1. намного лучше «схватывает» на веревках разного диаметра и степени скользкости и может применяться даже на стальных тросах.
2. благодаря отсутствию узла для связывания стропы в кольцо, больше прочность петли и исключается возможность случайного развязывания.
3. из-за жесткой сшивки, глазок, в который продевается конец петли остается постоянно «растопыренным», что облегчает завязывание, ослабление после снятия нагрузки и последующее передвижение узла по веревке.
4. если есть пара 60-см петель с предварительно завязанными описанным выше способом узлами, завязать систему для подъема намного легче, чем узлы прусика.
5. по скорости и удобству подъема узел не уступает тиблоку, снижая при этом риск повреждения веревки.
Даже завязанный скользкой дайнемовой стропой, этот узел неплохо держит и на замерзших мокрых веревках – фото 12.
Фото 12. Узел Бахмана, держится и на замерзшей веревке.Часть 2. Использование узлов Бахмана на стальных тросах, перилах и кабелях с пластиковой оболочкой.
В августе 2003 года группа итальянских альпинистов обсуждала на форуме it.sport.montagna возможность использования схватывающих узлов на стальных тросах виа-феррат, и Франц Бахман предложил использовать для этого некоторые свои узлы, неплохо проявившие себя в тестах и аналогичных практических применениях.
Хотя такие маршруты — редкость на нашей территории, использование узлов в подобных случаях может представлять практический интерес и для других целей, так что есть смысл рассказать об этом подробнее, попутно показав некоторые варианты показанных выше узлов.
Прежде всего – ритуальное предупреждение-«дисклаймер»:
Использование схватывающих узлов на маршрутах Виа-феррат не является заменой штатному страховочному комплекту с амортизатором рывка. Назначение схватывающих узлов в этих условиях – дополнительная страховка для уменьшения глубины падения при срывах, использование в случаях ухудшения состояния маршрута (внезапный снегопад или дождь), самостоятельная аварийная эвакуация с маршрута (спуск на узлах по тросу) или неспортивное преодоление трудных участков при переоценке собственных возможностей (аналогично применению ИТО на маршрутах для лазания :-)).
Показанные узлы не проходили массовых испытаний во всех возможных реальных условиях, хотя показали хорошие результаты во многих тестах и лабораторных испытаниях.
В качестве иллюстрации возможностей схватывающих узлов, на фотографиях показаны варианты, уверенно держащие нагрузку около 100 кг на стальном тросе 6мм.
Узел Прусика.
Будучи завязанным мягким репшнуром 6мм вполне удерживает вес тела, но неудобен для ослабления и передвижения вдоль троса. Узел Прусика на таком тросе, сделанный из репшнура 7мм, даже относительно мягкого (Sterling), скользит уже при небольшом нагружении рукой.
Узел Бахмана из 7мм репшнура работает только в варианте завязывания одной прядью – фото 14.
Гораздо лучше держат на тросе схватывающие узлы, завязанные стропой.
Вариант узла «с глазком» для сшитых петель уверенно выдерживал вес тела, будучи завязанным узкими стропами из дайнемы и нейлоновыми шириной до 19мм – фото 15.
Более широкая нейлоновая стропа может держаться на таком тросе лишь в однопрядном варианте узла – фото 16.
Вместо одного из карабинов при использовании одинарной стропы можно обойтись узлом проводника – рис. 17.
В варианте узла с металлическим кольцом на тросе тестовый вес удержали только более узкие стропы из дайнемы – фото 18. Кольцо можно с успехом заменить на обычный карабин.
Самым тяжелым испытанием стало удержание схватывающих узлов на 8мм стальном прутке с гладкой поверхностью. Этот импровизированный тест выдержали только узлы Бахмана из узкой дайнемовой стропы – фото 19.
Подводя итог, свое личное впечатление от новых для нас узлов Франца Бахмана могу выразить в двух словах: надо завязывать! (в прямом смысле этих слов :-)).
www.risk.ru
Как вязать схватывающий узел: схемя вязания
Схватывающий узел —является одним из популярных и прочных схватывающих узлов.
В основном схватывающие узлы используются альпинистами, которые завязывают данные узлы методом репшнура, обеспечивая этим себе надежную страховку от падения. Во время подъема или спуска альпиниста, схватывающие узлы (узел прусика или прусик) передвигается по веревке механическим путем.
При возникновении форс – мажора (падения), узел автоматически затягивается на страховочной веревке, тем самым предотвращает срыв человека. Кроме этого, узел Прусика затягивается при малейших нагрузках в любом направлении своей работы.
Также схватывающие узлы используются для жумара (альпинистского карабина) для подъема вверх по веревке или канату.
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
Однако данный вид узла практически не функционирует на мокром, обледенелом канате или веревке вследствие низкой силы трения. Также при различных факторах внешней среды может снижать прочность веревки
Важно знать!
- Во время передвижения по веревке узел находится в руке. При падении альпиниста, узел рефлекторно зажимается в руке и не схватывает веревку. В таком случае процесс торможение осуществляется только за счет силы руки, что приводит к сильнейшим ожогам, падению и полному перетиранию схватывающего узла. Именно поэтому передвигать узел по веревке необходимо толкая его в ту, или иную сторону, а не в коем случае не зажимая в ладони.
- Следите за тем, чтобы второй виток узла шел в противоположном направлении к первому узлу.
- Как правило прусик связывается из веревок разного или одинакового диаметра нежели диаметр опорной веревки (перила).
- Один виток на схватывающем узле вяжется при свершении подъема или спуска, а так же для подъема большого груза. Помните, один виток на альпинистском узле, да и в другой области применения прусика, всегда означает «протравливание», и в случае, когда главная веревка имеет слишком жесткую структуру, обледенение или большое натяжение, малое количество витков может привести к срыву, падению или неконтролируемому спуску человека. Поэтому делают более двух витков на узле.
- Во время подъема на прусике схватывающий узел поднимается по веревке по мере подтягивания его вверх за свободные концы, это приводит образованию перехлестов, которые способствуют ослаблению схватывающего узла после нагрузки. Кроме того, узел толкается по веревке, а не тянется и не обхватывается ладонью.
- При использовании репшнура в течении длительного периода следите за тем, чтобы он был целым и не перетертым. Тщательно осматривайте оснащение до и после его использования.
- В идеале схватывающий узел должен быть длинной на вашу вытянутую руку. В случае срыва, обморожения или травме до узла, находящегося на большей высоте, крайне сложно или практически нереально дотянуться!
Плюсы и минусы Схватывающего узла
- может свободно перемещаться по веревке в любом заданном направлении;
- при малейшей нагрузке затягивается;
- после снятия нагрузки легко приводится в свое исходное рабочее состояние;
- Требуется большая практика для свободного вязания схватывающего узла;
- Практически не держится жестких веревках.
- Совершенно не держит на обледенелых веревках, «не любит» резких рывков на них, т. к. из-за проскальзывания витки узла могут развалиться.
Что такое схватывающие узлы? Как вязать схватывающий узел: схема
Схватывающие узлы имеют сравнительно широкую область применения: это и альпинизм (как туристический, так и промышленный), и скалолазание, и спелеология, и спасательное дело. Одним словом, везде, где необходимо обеспечить надежную страховку в случае внезапного срыва, требуется узловое соединение.
Схватывающие узлы бывают нескольких видов, каждый из них требует отдельного изучения и тщательной отработки навыков вязания, чтобы в случае экстремальной ситуации все сделать правильно. Ведь страховочные узлы очень важно вязать максимально точно: от этого, без преувеличения, будет зависеть человеческая жизнь.
Основные правила
Схватывающие узлы имеют ряд отличительных особенностей, которые непременно следует учитывать и запомнить:
- Они не рекомендуются на веревках, тросах без оплетки, а также на репшнурах и лентах, изготовленных из кевлара, спектры и дайнимы. Несоблюдение данного правила может быть опасно для жизни!
- На петле схватывающего узла нельзя навязывать никаких дополнительных узлов.
- Рекомендуется применять веревки с усилием на разрыв от 9,8 кН для диаметра 7 мм и от 7 кН для диаметра 6 мм.
Узел Прусика
Всем, кого интересует, как сделать схватывающий узел, в первую очередь обычно рекомендуют разучить именно этот вид. Прусик носит имя своего создателя – Карла Прусика, который изобрел его в 1931 году. Узел завязывают вспомогательным шнуром диаметром от 6 до 7 мм вокруг основного троса или веревки диаметром от 9 до 14 мм. Прусик передвигается сам по мере передвижения вниз или вверх человека, а в случае срыва мгновенно затягивается, обеспечивая таким образом надежную страховку.
Некоторое время именно прусик безраздельно господствовал среди альпинистов, однако со временем появились многочисленные варианты как его самого, так и схватывающих узлов вообще. Однако до сих пор именно он считается «базовым» и обязательным к изучению.
Последовательность вязки прусика такова:
- берется шнур, предварительно завязанный петлей;
- шнур обматывается трижды вокруг основной веревки так, чтобы она находилась внутри петли;
- убедившись, что все совершенные обороты петли не перехлестываются между собой и лежат ровно, нужно затянуть узел.
Французский прусик
Он же узел Маршара. Рекомендуется к применению, если заранее достоверно известно то, что нагрузка будет осуществляться лишь в одном определенном направлении. Вяжется узел следующим образом:
- Сначала берется шнур, на котором организована петля.
- Затем она оборачивается вокруг основной веревки.
- Делается обмотка шнура трижды вокруг основной веревки. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый последующий оборот ложился рядом и ровно по отношению к предыдущему обороту.
- Та часть шнура, что осталась свободной, продевается через петлю и затягивается в том направлении, где должен располагаться удерживаемый груз.
Данный узел относится к так называемым ползающим, а потому браться за него строго не рекомендуется. Можно изменять количество витков вокруг основной веревки по мере необходимости. Как и в случае с традиционным схватывающим узлом, главная веревка непременно должна иметь диаметр, превышающий толщину репшнура. Правило такое: чем ближе веревки друг к другу по диаметру, тем эффективность и, следовательно, безопасность французского прусика ниже.
Узел Бахмана
Многих начинающих альпинистов интересует схватывающий узел. Как вязать его, знают не многие. Обычно рекомендуется к освоению так называемый узел Бахмана. Он носит свое название благодаря изобретателю – Францу Бахману. В качестве страховки самого себя данный узел применяется нечасто.
Чтобы завязать его, нужно выполнить следующую последовательность действий:
- приложить самую длинную часть карабина к основной веревке;
- протянуть шнур сквозь карабин, сложить его вдвое, сделать несколько витков (обычно два-три), приматывая карабин и веревку друг к другу;
- срабатывает узел Бахмана, как только с него снимается нагрузка, но он затягивается не мгновенно, а потому груз может немного проскользнуть.
Существуют также варианты этой страховки. Например, неполный узел Бахмана. При его обвязке петля сначала два-три раза охватывает главную веревку, а лишь потом (также на 2-3 витка) веревку с закрепленным на ней карабином.
Псевдобахман – схватывающий узел, схема которого такова: шнур сначала охватывает лишь главную веревку, затем петля подводится сквозь карабин, как и в случае с классическим узлом Бахмана. Такой узел можно организовывать «на ходу», не отцепляя сам груз. Важно! Псевдобахман оказывает свои удерживающие свойства исключительно на туго натянутой веревке или тросе. Если они провисают – такой узел сорвется.
Наконец, студенты Уральского Политеха предложили вариант псевдобахмана, при котором обвязка узла начинается так же, как и в случае с обычным псевдобахманом, а затем проводник петли пристегивается к карабину. Узел так и назвали – УПИ (по имени учебного заведения), хотя известен его автор – турист А. Ю. Яговкин.
Узел двойной схватывающий
Как и в случае с остальными видами страховок, перед тем как вязать двойной схватывающий узел, нужно убедиться в том, что основная и вспомогательная веревки различаются по диаметру. То есть шнур должен быть тоньше перильной веревки – оптимально в полтора раза.
Существует два варианта, которыми можно завязать двойной схватывающий узел. Первый предполагает, что на перильной основной веревке организуется два схватывающих узла на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, альпинист может быть уверен в том, что если по каким-то причинам откажет один схватывающий узел – сработает второй.
Схватывающий узел одним концом
Узел, схватывающий одним концом, обвязывается по той же самой схеме, что и классический, однако при этом продевается не петля, образовавшаяся в результате сложения шнура вдвое, а всего лишь один его конец.
Полусхватывающий узел
Такой узел представляет собой как бы половину схватывающего. Сначала вспомогательный шнур обматывается вокруг основной веревки в один оборот, затем рядом кладется еще один виток (нужно внимательно следить за тем, чтобы не было перехлестов), и свободный конец продевается в петлю шнура. Данный узел никогда не следует применять в альпинизме, туризме и т. д. Он используется исключительно в быту.
Прямой австрийский схватывающий узел
Для организации прямого схватывающего австрийского узла рекомендуется применять основную круглую веревку диаметром от 9 до 15 мм и вспомогательный шнур диаметром от 6 до 7 мм. Чем больше разница в диаметрах, тем прочнее будет схватывать узел.
Двойной шнур обвязывается 4-6 раз вокруг перильной веревки, после чего свободный его конец продевается в петлю в направлении от себя снизу вверх. Такой узел обычно используют на различного рода переправах.
Обратный австрийский схватывающий узел
При обвязке такого узла совершается 2-3 витка сдвоенного шнура вокруг вертикальной перильной веревки в направлении сверху вниз. Обратный австрийский узел находит свое применение обычно во время вертикального передвижения, в том числе и в качестве самостраховки.
Автоблок
Отличительной особенностью автоблока является то, что два конца шнура не продеваются в петлю, а закрываются карабином. Стоит только отстегнуть их, и узел мгновенно развязывается под действием силы упругости шнура.
Автоблок предпочтительнее использовать для страховки во время спуска или подъема. Он в ряде случаев гораздо надежнее и безопаснее того же прусика. Однако важный момент заключается в том, что надежность автоблока сильно зависит от материала, из которого изготовлены как репшнур, так и основная веревка. Предпочтительнее мягкие материалы.
Наиболее часто встречающиеся ошибки
Новички, только что научившиеся вязать схватывающие узлы, нередко допускают следующие типичные ошибки:
- Во время использования схватывающего узла новичок может перехватывать сам узел ладонью. Это неизбежно приведет к тому, что в случае возникновения критической ситуации рука рефлекторно сжимается, в результате чего узел не срабатывает, и дальнейшая нагрузка перекладывается непосредственно на руку. Естественно, предотвратить падение за счет только усилия ладони невозможно, а потому данная ошибка чревата трагедией. Чтобы ее избежать, следует сам узел передвигать не рукой, а подтягивая вспомогательную веревку.
- Несмотря на то что информация про схватывающий узел легкодоступна, а в альпинистских школах этому вообще уделяется очень много времени, новички тем не менее раз за разом допускают и следующую главную ошибку: обвязывание недостаточного количества оборотов вокруг основной веревки или, напротив – избыточное число. В первом случае велика вероятность того, что один оборот просто не способен будет удержать сорвавшийся груз. Простое протравливание может привести к неконтролируемому падению. Во втором же – узел стопорится при передвижении, вплоть до полной блокировки.
«
Отличная статья 0
extremale.ru
как завязать, простая и понятная схема
Применение схватывающего узла
Служит данный узел для автоматической фиксации груза при случайном срыве. Также схватывающие узлы служат для страховки, натяжения троса, при подъеме и спуска.
На самом деле область применения обширна. Узел сгодится и в промышленных целях и в спасательных операциях. Иными словами узел везде будет впору, где требуется обеспечение надежной страховки в виде узловых соединений.
Совет
В любом случае используйте сертифицированные виды репшнура, с разрывной нагрузкой не менее 7 мм. Использование репшнуров без сертификации опасно, так как их прочность может быть слишком мала, что в ответственный момент может вас подвести.
Правила
- Не рекомендуется вязать схватывающий узел из таких материалов, как спектра, дайним или кевлар. Учитывайте данное правило, пренебрежением им может стоить жизни.
- Нельзя вязать дополнительные узлы к схватывающему.
- Многие могут утверждать, что данный узел можно использовать на любом расстоянии от спускового устройства. На самом деле все обстоит несколько иначе. Лучше обустраивать его ниже.
- Если вязать узел с нагрузкой, то им можно воспользоваться также и в момент спуска.
- Применяйте шнуры разного диаметра. Лучше, если они будут различать в диаметре в два раза.
- Не допускайте обледенения шнура. Это может стать поводом для проскальзывания петли.
Мы описали общие правила. Давайте поговорим о конкретике.
Кака завязать схватывающий узел?
Если вы решили познать мир захватывающих узлов, рекомендуем начать именно с этого узла. Способ вязки носит имя своего создателя. К. Прусик выдумал узел в начале 20 века. Для вязки используется дополнительный шнур диаметров 7 мм., что вяжется вокруг основной веревки диаметров 10 – 14 мм. Узел свободно перемещается вверх или вниз, и в случае резкого рывка не заставит себя долго ждать и затянется.
Многие годы прусик обитал лишь в области альпинистов, однако, сегодня им пользуются в разных областях.
Эффективность узла доказана и составляет она от 70 до 75%.
Нам потребуется репшнур (что в дальнейшем будет вязаться вокруг основной веревки), на котором необходимо завязать два узла. Первый узел называется «двойной ткацкий» (о нем мы писали ранее). Выглядит он таким образом.
2. Растягиваем репшнур таким образом, чтобы двойной ткацкий узел оказался посередине.
3. На этой же петле вяжем узел «двойной проводник». Получается вот такая заготовка.
4. В это время вторая петля остается свободная, она и будет привязываться к основному шнуру схватывающим узлом.
5. Вокруг основной веревки (снизу) проводим петлю.
5. В это время ворую часть, на которой завязано два узла: «двойной проводник» и «ткацкий» продеваем в эту самую петлю 2 раза.
7. Узел обязательно расправляем, иначе он не будет работать.
8. Второй конец, где «двойной проводник» зацепляем за карабин. Узел готов.
velesovik.ru
Что такое схватывающие узлы? Как вязать схватывающий узел: схема
Схватывающие узлы имеют сравнительно широкую область применения: это и альпинизм (как туристический, так и промышленный), и скалолазание, и спелеология, и спасательное дело. Одним словом, везде, где необходимо обеспечить надежную страховку в случае внезапного срыва, требуется узловое соединение.
Схватывающие узлы бывают нескольких видов, каждый из них требует отдельного изучения и тщательной отработки навыков вязания, чтобы в случае экстремальной ситуации все сделать правильно. Ведь страховочные узлы очень важно вязать максимально точно: от этого, без преувеличения, будет зависеть человеческая жизнь.
Основные правила
Схватывающие узлы имеют ряд отличительных особенностей, которые непременно следует учитывать и запомнить:
- Они не рекомендуются на веревках, тросах без оплетки, а также на репшнурах и лентах, изготовленных из кевлара, спектры и дайнимы. Несоблюдение данного правила может быть опасно для жизни!
- На петле схватывающего узла нельзя навязывать никаких дополнительных узлов.
- Рекомендуется применять веревки с усилием на разрыв от 9,8 кН для диаметра 7 мм и от 7 кН для диаметра 6 мм.
- Бытует мнение, что вязать схватывающий узел можно в любом месте от спускового устройства. Однако бывалые альпинисты всячески рекомендуют обустраивать его ниже.
- Схватывающие узлы, затягивающиеся под нагрузкой, можно применять не только во время подъема, но и в момент спуска с высоты.
- Схватывающий узел наилучшим образом работает, если применять веревки, отличающиеся по диаметру в два раза.
- Крайне не рекомендуется применение любого вида схватывающего узла при обледенении веревок, так как даже в случае прочного схватывания будет осуществляться проскальзывание петли по опоре.
- Самое главное свойство любого схватывающего узла – его способность мгновенно затянуться в случае срыва нагрузки, будь то человек или груз.
Узел Прусика
Всем, кого интересует, как сделать схватывающий узел, в первую очередь обычно рекомендуют разучить именно этот вид. Прусик носит имя своего создателя – Карла Прусика, который изобрел его в 1931 году. Узел завязывают вспомогательным шнуром диаметром от 6 до 7 мм вокруг основного троса или веревки диаметром от 9 до 14 мм. Прусик передвигается сам по мере передвижения вниз или вверх человека, а в случае срыва мгновенно затягивается, обеспечивая таким образом надежную страховку.
Некоторое время именно прусик безраздельно господствовал среди альпинистов, однако со временем появились многочисленные варианты как его самого, так и схватывающих узлов вообще. Однако до сих пор именно он считается «базовым» и обязательным к изучению.
Последовательность вязки прусика такова:
- берется шнур, предварительно завязанный петлей;
- шнур обматывается трижды вокруг основной веревки так, чтобы она находилась внутри петли;
- убедившись, что все совершенные обороты петли не перехлестываются между собой и лежат ровно, нужно затянуть узел.
Французский прусик
Он же узел Маршара. Рекомендуется к применению, если заранее достоверно известно то, что нагрузка будет осуществляться лишь в одном определенном направлении. Вяжется узел следующим образом:
- Сначала берется шнур, на котором организована петля.
- Затем она оборачивается вокруг основной веревки.
- Делается обмотка шнура трижды вокруг основной веревки. Необходимо строго следить за тем, чтобы каждый последующий оборот ложился рядом и ровно по отношению к предыдущему обороту.
- Та часть шнура, что осталась свободной, продевается через петлю и затягивается в том направлении, где должен располагаться удерживаемый груз.
Данный узел относится к так называемым ползающим, а потому браться за него строго не рекомендуется. Можно изменять количество витков вокруг основной веревки по мере необходимости. Как и в случае с традиционным схватывающим узлом, главная веревка непременно должна иметь диаметр, превышающий толщину репшнура. Правило такое: чем ближе веревки друг к другу по диаметру, тем эффективность и, следовательно, безопасность французского прусика ниже.
Узел Бахмана
Многих начинающих альпинистов интересует схватывающий узел. Как вязать его, знают не многие. Обычно рекомендуется к освоению так называемый узел Бахмана. Он носит свое название благодаря изобретателю – Францу Бахману. В качестве страховки самого себя данный узел применяется нечасто.
Чтобы завязать его, нужно выполнить следующую последовательность действий:
- приложить самую длинную часть карабина к основной веревке;
- протянуть шнур сквозь карабин, сложить его вдвое, сделать несколько витков (обычно два-три), приматывая карабин и веревку друг к другу;
- срабатывает узел Бахмана, как только с него снимается нагрузка, но он затягивается не мгновенно, а потому груз может немного проскользнуть.
Существуют также варианты этой страховки. Например, неполный узел Бахмана. При его обвязке петля сначала два-три раза охватывает главную веревку, а лишь потом (также на 2-3 витка) веревку с закрепленным на ней карабином.
Псевдобахман – схватывающий узел, схема которого такова: шнур сначала охватывает лишь главную веревку, затем петля подводится сквозь карабин, как и в случае с классическим узлом Бахмана. Такой узел можно организовывать «на ходу», не отцепляя сам груз. Важно! Псевдобахман оказывает свои удерживающие свойства исключительно на туго натянутой веревке или тросе. Если они провисают – такой узел сорвется.
Наконец, студенты Уральского Политеха предложили вариант псевдобахмана, при котором обвязка узла начинается так же, как и в случае с обычным псевдобахманом, а затем проводник петли пристегивается к карабину. Узел так и назвали – УПИ (по имени учебного заведения), хотя известен его автор – турист А. Ю. Яговкин.
Узел двойной схватывающий
Как и в случае с остальными видами страховок, перед тем как вязать двойной схватывающий узел, нужно убедиться в том, что основная и вспомогательная веревки различаются по диаметру. То есть шнур должен быть тоньше перильной веревки – оптимально в полтора раза.
Существует два варианта, которыми можно завязать двойной схватывающий узел. Первый предполагает, что на перильной основной веревке организуется два схватывающих узла на некотором расстоянии друг от друга. Таким образом, альпинист может быть уверен в том, что если по каким-то причинам откажет один схватывающий узел – сработает второй.
Согласно другом варианту, обвязываются две петли вокруг основой веревки. Таким образом можно организовать как двойной, так и тройной симметричный схватывающий узел.Схватывающий узел одним концом
Узел, схватывающий одним концом, обвязывается по той же самой схеме, что и классический, однако при этом продевается не петля, образовавшаяся в результате сложения шнура вдвое, а всего лишь один его конец.
Полусхватывающий узел
Такой узел представляет собой как бы половину схватывающего. Сначала вспомогательный шнур обматывается вокруг основной веревки в один оборот, затем рядом кладется еще один виток (нужно внимательно следить за тем, чтобы не было перехлестов), и свободный конец продевается в петлю шнура. Данный узел никогда не следует применять в альпинизме, туризме и т. д. Он используется исключительно в быту.
Прямой австрийский схватывающий узел
Для организации прямого схватывающего австрийского узла рекомендуется применять основную круглую веревку диаметром от 9 до 15 мм и вспомогательный шнур диаметром от 6 до 7 мм. Чем больше разница в диаметрах, тем прочнее будет схватывать узел.
Двойной шнур обвязывается 4-6 раз вокруг перильной веревки, после чего свободный его конец продевается в петлю в направлении от себя снизу вверх. Такой узел обычно используют на различного рода переправах.
Обратный австрийский схватывающий узел
При обвязке такого узла совершается 2-3 витка сдвоенного шнура вокруг вертикальной перильной веревки в направлении сверху вниз. Обратный австрийский узел находит свое применение обычно во время вертикального передвижения, в том числе и в качестве самостраховки.
Автоблок
Отличительной особенностью автоблока является то, что два конца шнура не продеваются в петлю, а закрываются карабином. Стоит только отстегнуть их, и узел мгновенно развязывается под действием силы упругости шнура.
Автоблок предпочтительнее использовать для страховки во время спуска или подъема. Он в ряде случаев гораздо надежнее и безопаснее того же прусика. Однако важный момент заключается в том, что надежность автоблока сильно зависит от материала, из которого изготовлены как репшнур, так и основная веревка. Предпочтительнее мягкие материалы.
Наиболее часто встречающиеся ошибки
Новички, только что научившиеся вязать схватывающие узлы, нередко допускают следующие типичные ошибки:
- Во время использования схватывающего узла новичок может перехватывать сам узел ладонью. Это неизбежно приведет к тому, что в случае возникновения критической ситуации рука рефлекторно сжимается, в результате чего узел не срабатывает, и дальнейшая нагрузка перекладывается непосредственно на руку. Естественно, предотвратить падение за счет только усилия ладони невозможно, а потому данная ошибка чревата трагедией. Чтобы ее избежать, следует сам узел передвигать не рукой, а подтягивая вспомогательную веревку.
- Несмотря на то что информация про схватывающий узел легкодоступна, а в альпинистских школах этому вообще уделяется очень много времени, новички тем не менее раз за разом допускают и следующую главную ошибку: обвязывание недостаточного количества оборотов вокруг основной веревки или, напротив – избыточное число. В первом случае велика вероятность того, что один оборот просто не способен будет удержать сорвавшийся груз. Простое протравливание может привести к неконтролируемому падению. Во втором же – узел стопорится при передвижении, вплоть до полной блокировки.
- Использование одного и того же шнура в течение продолжительного времени. Даже самый прочный репшнур со временем будет перетираться, особенно в условиях интенсивной эксплуатации. Следует очень тщательно осматривать шнур на предмет повреждений перед каждым использованием.
- Часто в качестве страховки выступает схватывающий узел. Как вязать его, чтобы он служил надежно? Следует отметить, что длина выпущенного свободного конца репшнура не должна превышать длину собственной руки. Иначе в критический момент можно просто не дотянуться до основной веревки.
- Во время передвижения узел следует толкать рукой, а не передвигать ладонью (см. пункт первый), или тянуть за свободные концы шнура. Несоблюдение второго момента может привести к образованию нахлестов, которые значительно ослабят схватывание узла.
- Наконец, следует четко следовать уже упомянутому выше правилу: толщина основной веревки должна быть примерно в полтора раза больше толщины шнура. Недопустимо обратное соотношение, и даже веревки одинакового диаметра не будут способствовать прочности схватывания узла.
fb.ru
Туристические узлы. Схемы с названиями, назначение, инструкции вязания для детей
Чтобы поход завершился успешно, начинающие туристы должны научиться вязать основные верёвочные узлы, освоить их названия и схемы. Важно использовать крепления по назначению, это позволит избежать в пути трагических неприятностей.
Верёвки одинаковой толщины
Узлы туристические с названиями (схемы и описание как вязать из верёвок равного диаметра рассмотрены ниже) помогают туристам в походе. Если необходимо связать 2 шнура одинаковой толщины, туристы пользуются специальными видами связок, созданными на основе морских узлов.
Прямой узел
Прямой узел называют узлом Геракла (Геркулеса). С древних времён его используют, если нужно соединить разорвавшийся канат, удлинить трос или упаковать не тяжёлый груз.
Техника выполнения:
- В каждую руку берут по верёвке.
- Концы правой и левой верёвки переплетают 1 раз.
- Из свободного конца верхней верёвки формируют открытую петлю.
- Конец нижней верёвки протягивают в эту петлю, повторяя нижнее переплетение в зеркальном отражении. Получается симметричная связка из 2 петель.
- Узел расправляют и стягивают, потянув верёвки в разные стороны.
У правильного прямого узла короткие концы параллельны длинным и находятся друг напротив друга. Если они торчат в разные стороны – соединение выполнено с ошибками и развяжется при нагрузке.
Свойства прямого узла
Положительные | Отрицательные | Особенности использования |
Легкое выполнение | Сильно стягивается при нагрузке и намокании. | В узел вставляют палку или карабин, чтобы облегчить его развязывание, кроме ситуаций, когда важно сохранить натяжение верёвки или предстоит протянуть узел через другой карабин. |
При необходимости быстро распускается | Нельзя применять на мокрых, обледенелых, синтетических канатах. | Требуются контрольные узлы. |
Ползёт при серьёзных нагрузках. | Не используется в альпинизме и в страховочных соединениях. |
Главное требование для узла – использование верёвок одинаковой толщины и правильное выполнение, в противном случае он самостоятельно развяжется. Моряки знают, что неправильное завязывание геркулесового узла не раз приводило к человеческим жертвам.
Рифовый
В ситуациях, когда нужно что-либо крепко связать, а затем быстро развязать, используют рифовый узел. Моряки так связывают чехлы спасательных шлюпок, паруса, палубные механизмы. В туризме рифовым узлом соединяют вспомогательные верёвки, которые подвергаются переменной нагрузке. Народное название соединения – узел с 1 бантиком.
Техника выполнения:
- Завязывают нижний полуузел и делают петлю, аналогичную петле прямого узла.
- Конец другой верёвки складывают вдвое и продевают в эту петлю, затягивают.
- Получилась половина бантика. Короткие концы шнура должны выходить на одну сторону и быть параллельны между собой и с длинной частью одной из верёвок.
Шнуры для рифового узла используют несинтетические, одного диаметра и выполненные из одинакового материала. Узел с 2 полубантиками называется двойной рифовый и используется в быту для упаковки свёртков, завязывании шнурков и бантов.
Встречный
Второе название встречного проводника – ленточный узел. Альпинисты и туристы применяют его для связывания строп и ремней. Относится к вспомогательным соединениям, долго завязывается. Служит для соединения лент одинакового и разного диаметра, для связки верёвки с лентой. Встречный узел надёжный, не скользит и хорошо удерживает вес.
Встречный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Свободные концы верёвок располагают навстречу друг другу.
- Конец одной верёвки завязывают простым узлом и не стягивают его.
- Вторую верёвку протягивают в узел, двигаясь параллельно изгибам первой верёвки и не допуская перекосов.
- Связку затягивают максимально сильно.
На стропах контрольные узлы не вяжут, в остальных случаях соединение укрепляют. Минус встречного узла – способность так затягиваться под серьёзной нагрузкой, что развязать его невозможно.
Ткацкий
Прочный узел, другие названия – рыбацкий, лесной, речной. Туристическое название – вспомогательный булинь. Ткацкий узел обязательно усиливают контрольными узлами.
Ткацкий узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Свободный конец одного шнура завязывают простым узлом и через него протягивают второй шнур.
- Захватывают концом второго шнура первый шнур и завязывают обычный узел.
- 2 получившихся узла сдвигают и стягивают. На свободных концах верёвок делают контрольные узлы.
Плюс ткацкого узла – простое связывание. К его минусам относится способность соскальзывать и сильно затягиваться при повышенных нагрузках. Рыбаки применяют узел для связывания лесок.
Верёвки разной толщины
Узлы туристические с названиями, схемы которых помогают туристам соединить канаты разного диаметра, используют в зависимости от ситуации.
Шкотовый
Узел своё название получил от шкота – снасти, с помощью которой управляют парусом. Другие названия связки – узел Вебера, ткацкий булинь, сеточный, ведерный. Таким способом привязывают натянутый канат к карабину или металлическому кольцу. Узел применяют, если верёвка находится под постоянным натяжением. При слабой или переменной нагрузке шкотовый узел сползает.
Техника выполнения:
- На конце более толстой верёвки завязывают закрытую петлю, у которой короткий конец проходит сверху длинной части.
- Заводят в петлю вторую верёвку и выводят её, обхватывая петлю по кругу у основания.
- Короткий конец перекрещивают с длинным концом верёвки и протягивают его в петлю. Получается, что тонкая бечёвка огибает основание петли восьмёркой.
- Узел стягивают и обязательно вяжут страховку.
Традиционно шкотовым узлом связывают канаты разной толщины, но он прочно держит и верёвки одинакового диаметра. Под нагрузкой он не стягивается и не ослабляет верёвку, легко развязывается. Такой узел не применяют для синтетических тросов из-за возможного скольжения.
Брам-шкотовый
Усиленный вариант узла Вебера, другое название – двойной шкотовый. Его применяют при такелажных работах, буксире, когда нужно соединиться с жёстким тросом. Используют брам-шкотовый узел при постоянной нагрузке, он выдерживает рывки и резкую смену направления движения.
Техника выполнения:
- Из толстого каната делают закрытую петлю.
- В неё протягивают конец второго каната, обводят им основание петли и продевают тонкий канат под себя поверх петли.
- Ещё раз обходят основание петли свободным концом и протягивают его в проход между петлёй и тонким канатом.
- Узел стягивают, придерживая толстую петлю, и расправляют. С 2-х сторон завязывают контрольные узлы.
Брам-шкотовый узел надёжно удерживает как верёвки разного диаметра, так и жёсткие искусственные тросы одинаковой толщины.
Академический
Узлы туристический и морской, разные по назначению и вязанию, получили одно название – академический. Схемы и описания помогут их различать и правильно применять.
Морской академический узел эффективен, когда нужно связать натянутые жёсткие тросы, соединить эластичный канат с верёвкой. Его используют для обвязывания объёмных и упругих грузов. Узел простой, не скользит, легко развязывается.
Техника выполнения:
- Концы 2-х верёвок накладывают один на другой и переплетают по одному разу, протягивают вверх.
- Повторяют переплетение, только верёвку закручивают в другую сторону, навстречу виткам первого полуузла.
- Затягивают концы верёвок. Получился узел в виде косички.
Академическим морским узлом соединяют простые и синтетические тросы. Рыбаки с его помощью связывают лески.
Усложнённый вариант прямого узла – академический туристический узел. При нагрузке он меньше затягивается и проще распускается, чем прямой. Узел эффективен при постоянном и переменном воздействии.
Техника выполнения:
- Из шнура большей толщины формируют полупетлю.
- Свободный конец меньшего шнура продевают в петлю, обкручивают её основание, перекрещивают короткий и длинный конец шнура.
- Протягивают короткий хвост шнура в петлю, затягивают, закрепляют страховочными узлами.
Таким узлом привязывают верёвку к столбу или дереву. Во время навесных переправ академический туристический узел использовать запрещено.
Дополнительные узлы и петли
Узлы туристические с названиями (схемы показывают верёвочные страховочные и вспомогательные соединения) используют во время спусков, подъёмов, переправ. В этом случае туристы применяют модификации морских узлов.
Проводник
Проводник – незатягивающийся петлевой узел, простой, завязывается одной рукой. Его делают в начале или середине троса для фиксации. Под воздействием узел сильно затягивается и не скользит.
Проводником соединяют верёвку с карабином или металлическим кольцом, обвязывают дерево или столб. Узел применяют в страховочных системах, для закрепления верёвочных лестниц. Если на тросе есть испорченный участок, его выделяют, завязав проводник.
Техника выполнения:
- Конец верёвки складывают вдвое, формируют петлю.
- Протягивают двойной конец в петлю, стягивают.
- Если крепление используется под переменными нагрузками, то вяжут контрольный узел.
Минус проводника – тяжело распускается, на середине троса работает хуже, чем на конце.
Узел пустышка
Дополнительный узел, которым пользуются для стягивания верха мешка, рюкзака. Пустышка легко развязывается, стоит потянуть концы верёвки в разные стороны.
Пустышка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- На середине верёвки сворачивают петлю.
- Через неё протягивают одну часть верёвки, формируя петлю-ушко.
- Затягивают узел.
Связку пустышка используют при завязывании узлов булинь и двойной проводник.
Маркировочный узел
Другое название маркировочного узла – альпийская катушка. Так завязывают провода и верёвки длиной до 40 м, когда они для транспортировки и хранения свёрнуты в бухту – многослойное кольцо. Связка фиксирует край троса и не даёт мотку распуститься.
Маркировочный узел: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Сворачивают верёвку бухтой, последний оборот делают короче остальных на 1/3.
- На конце верёвки формируют петлю.
- Плотными витками оборачивают моток и петлю свободным концом верёвки 5-7 раз и протягивают его в петлю.
- Затягивают узел до упора.
Маркировочное крепление туристы используют при изготовлении носилок, чтобы нарастить короткие деревянные части основы. Связисты с помощью альпийской катушки восстанавливают повреждённый кабель.
Узел Бахмана
Схватывающий узел, назван в честь своего создателя, альпиниста и спасателя Франца Бахмана. Под нагрузкой связка прижимает карабин к тросу, не давая ему двигаться. Применяют узел Брахмана для спасательных работ, подъёма грузов, навесных переправ, вяжут на одинарных и двойных верёвках.
Техника выполнения:
- В карабин продевают верёвку меньшей толщины и прикладывают его длинным основанием к ведущему тросу.
- Верёвку, сложенную вдвое, пропускают в карабин и прикручивают его к тросу 3-4 витками.
- Под действием силы узел прижимает карабин, не давая ему двигаться. Чтобы возобновить движение карабина, нагрузку ослабляют.
Узел Бахмана надёжен, не затягивается, с ним можно работать в перчатках. Минусы крепления – плохо удерживает обледеневшую верёвку, может проскальзывать, по этой причине практически не используется в страховочных системах.
Австрийский проводник
Австрийский проводник относится к незатягивающимся узлам, другие названия – срединный проводник, ездовая петля, альпийский мотыль. Его используют для создания надёжной петли в альпинистских связках, верёвочных лестницах, в рыболовстве и в быту. Узел легко развязывается, не скользит, незначительно снижает прочность каната.
Австрийский проводник: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Сворачивают верёвку пополам петлёй, перекрещивают ещё раз, чтобы получилась восьмёрка.
- Верхнюю петлю опускают вниз, заводят под пересечение верёвки и протаскивают в нижнюю часть восьмёрки.
- Петлю поправляют, узел затягивают в обе стороны.
Выполнение срединного проводника требует практики, его неудобно выполнять в рукавицах и одной рукой. На конце каната опытные туристы рекомендуют завязывать не австрийский узел, а петлю восьмёрку.
Стремя
Стремя, он же щёголь или выбленочный – узел, которым прикрепляют верёвки к опорам, карабинам и другим предметам с ровной поверхностью. Его применяют для самостраховки, во время спасательных операций, используют как петлю для ноги во время подъёма. С помощью узла стремя несколько предметов связывают одной верёвкой.
Техника выполнения на опоре:
- Свободным концом верёвки 1 раз оборачивают столб, формируют петлю и опускают конец вниз.
- Внизу накручивают на опоре ещё одну петлю, затягивают.
Если верёвка синтетическая, то близко к опоре завязывают дополнительный узел. При завязывании стремени одним концом контрольный узел также необходим.
Техника выполнения одним концом:
- Пропускают канат через опору или карабин.
- Перекрещивают верёвки, чтобы получилась петля и делают ещё одну петлю навстречу первой.
- Надевают вторую петлю на опору (карабин). Затягивают стремя, потянув одновременно вниз за два конца верёвки.
Во время использования стремени нужно учитывать, что при постоянной нагрузке узел не затягивается, а при переменном приложении силы – ползёт.
Схватывающий узел (прусик)
Узел придумал австрийский альпинист Карл Прусик. Его завязывают тонкой верёвкой (репшнуром) на основном канате большего диаметра. Оптимальное соотношение диаметров верёвок – 1:2.
Применяют прусик при изготовлении натяжной переправы, для страховки во время подъёма и спуска по верёвке. Узел просто вяжется одной рукой, прочно удерживает нагрузку, в ослабленном состоянии легко двигается.
Схватывающий узел (прусик): узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Концы репшнура связывают между собой, чтобы получилась петля.
- Оборачивают петлёй основную верёвку и протягивают через себя. Так повторяют, чтобы по сторонам крепления образовались симметричные витки. Альпинисты используют узел, закрученный в 3 оборота.
- Прусик поправляют и стягивают. Если репшнур не был завязан встречным узлом, то делают контроль.
Недостатки узла: скользит на мокрой и обледенелой основе, не держится на жёстких тросах, требует большой практики связывания.
Испанский беседочный
Испанский беседочный (боцманский) узел выглядит, как 2 соединённые петли. Связка служит альтернативой верёвочной люльке во время спасательных операций. Чтобы помочь пострадавшему, его ноги вставляют в 2 незатягивающиеся петли узла, на уровне груди верёвку завязывают на полуштык и поднимают или опускают человека.
Техника выполнения:
- На середине верёвки сворачивают 1 большую петлю, а по 2-м сторонам от неё – по 1 петле размером поменьше.
- Большую петлю загибают вперёд и протягивают в неё 2 боковые петельки.
- Узел туго затягивают.
На флоте с помощью испанского булиня сооружают беседку для внешних работ. В петли узла вставляют доску, на которую садится матрос, и его опускают за борт или поднимают на мачту для покраски.
Восьмёрка
Узел восьмёрка – стопорный узел, быстрый в выполнении. Он утолщает верёвку и блокирует её, не давая проскальзывать через крепления или отверстия. С помощью восьмёрки альпинисты крепят к тросу карабины, рыбаки привязывают крючки к леске.
Узел самостоятельно не развязывается, не смещается, не затягивается. Его применяют на тросах и верёвках из всех материалов. Не подходит восьмёрка только для жёстких лесок из флюорокарбона.
Восьмерка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Верёвку перекрещивают в форме петли так, чтобы длинная часть верёвки находилась сверху короткой.
- Протягивают короткий конец в петлю.
- Узел затягивают.
Другие названия связки – савойский, фламандский узел. На основе восьмёрки разработано не менее 20 узлов, разных по назначению. Популярный вариант крепления – восьмёрка в виде петли. Чтобы её получить, свободный конец верёвки складывают вдвое и завязывают узел по традиционной схеме.
Для детей
Игры с узлами развивают воображение, мелкую моторику рук и усидчивость ребёнка.
Шнуры для занятий с дошкольником должны быть разноцветными, длиной около 50 см, средней толщины и не жёсткими. Можно изготовить стенд по росту ребёнка, на котором закрепить всевозможные виды верёвок. В первую очередь малыша обучают завязыванию шнурков на обуви, бантов и галстуков у кукол, декоративных завязок на одежде.
Начинают обучение с простого узла, который завязывают одной рукой:
- Отступают от большого пальца 3 см и вешают на кисть руки верёвку так, чтобы задняя её часть была короче передней и не превышала 30 см.
- Раскачивают руку с верёвкой справа налево и пытаются поймать задний конец шнура.
- На ладони образуется петля, а короткий конец верёвки будет зажат указательным и средним пальцами.
- Резким движением стряхивают верёвку с руки, при этом крепко удерживая пальцами её конец и стараясь протянуть его в петлю. Дошкольнику нужно несколько попыток, чтобы научиться завязывать простой узел таким способом.
Следующим осваивают проводник и прямой узел, затем – более сложные связки. Для ребёнка важно видеть пользу от полученных навыков, поэтому нужно привлекать его к завязыванию верёвок дома и на отдыхе, просить помочь при установке палатки или навеса
Как закрепить верёвку на основе
Узлы туристические с названиями (схемы как вязать верёвку на опоре необходимо изучить каждому туристу) изучают до того, как отправиться в путешествие. Такие связки используют для подъёма и спуска, постройки навеса, при проведении спасательных работ.
Штык
Незатягивающийся узел состоит из 2 частей-полуштыков. Это простой и надёжный узел для закрепления чего-либо на вертикальной основе и под натяжением. Так привязывают канат за крюк для буксировки автомобиля, катера. Узел штык используют при создании переправ, верёвочных лестниц, натягивании тента, закрепления грузов.
Штык: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Верёвку перебрасывают через опору и формируют петлю.
- Протягивают через петлю конец верёвки – это первый полуштык.
- Коротким концом верёвки делают петлю на длинном конце и повторяют полуштык. Его вяжут в том же направлении, как и первый. Если неправильно завязать вторую часть штыка, он будет стягиваться.
- Свободный конец верёвки обязательно закрепляют контрольным узлом.
Максимальное количество полуштыков в узле – 3. Большее количество вязать не рекомендуется, так как это не повысит прочность штыка, а увеличит время на его завязывание и распускание.
Петля булинь
Узел булинь – это незатягивающаяся петля на конце каната. Моряки считают его королём узлов за надёжность. Булинь быстро распускается, его можно завязать одной рукой, что важно во время проведения спасательных операций. Таким узлом прикрепляют трос к металлическим кольцам, крюкам, вертикальным и горизонтальным основам.
Булинь: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Делают на конце верёвки простую петлю или 1 раз оборачивают опору.
- Пальцами удерживают место перекрещивания и протягивают снизу в петлю свободный конец верёвки.
- Протягивают верёвку, огибают сзади длинную часть и снова пропускают конец в маленькую петлю.
- Затягивают узел, потянув в разные стороны за большую петлю и длинную часть верёвки.
Булинь обязательно подстраховывают контрольным узлом. Минусы королевского узла – сложность завязывания и способность скользить при непостоянных нагрузках.
Удавка
Практичный узел для закрепления троса на основе – удавка Циммермана. Он относится к простым связкам, легко вяжется и быстро распускается без нагрузки.
Удавка: узлы туристические (названия, схемы, как вязать)Техника выполнения:
- Верёвкой огибают опору и формируют закрытую петлю.
- Продолжают движение верёвкой вдоль петли, накручивая на неё 3-4 оборота.
- Пропускают конец верёвки в петлю и подтягивают.
Удавка Циммермана надёжно держит натяжение при постоянном воздействии, а при переменной нагрузке проскальзывает. Чтобы этого не происходило, узел фиксируют 1 или 2 контрольными узлами.
Натягивание верёвки без провисания
Верёвка, натянутая между 2 опорами, провисает под воздействием погодных условий и грузов. Существует способ сохранить натяжение, не используя специальные приспособления.
Натягивание верёвки без провисанияПорядок действий:
- На одной опоре завязывают верёвку любым узлом, который быстро развязывается.
- По центру верёвки делают петлю восьмёрку или другой петлевой узел, протягивают через него верёвку, чтобы получилась маленькая петля.
- Огибают вторую опору свободным концом и возвращаются к петле восьмёрке.
- Свободный конец верёвки привязывают ко второй петле, вид узла значения не имеет.
- Максимально затягивают конструкцию, в готовом виде она выглядит как канат, раздвоенный от середины.
Такой способ натягивания верёвки подходит для простых ситуаций – просушить бельё, рыбу, переправить через ручей нетяжёлый груз. Народное название метода – полиспаст, оно произошло от обозначения грузоподъёмного промышленного устройства.
Улучшенное натягивание верёвки
Чтобы улучшить натяжение протянутой верёвки, бывалые туристы используют самодельные или магазинные фиксаторы. Талреп – устройство, оснащенное на концах кольцами или крючками. Его применяют для стягивания грузов, кабелей на производстве. Пригодится такое устройство и в походе.
Улучшенное натягивание верёвкиОдну сторону талрепа прикрепляют к опоре жёстким способом, на крючок, дюбель или анкер. С другой стороны завязывают верёвку самозатягивающимся узлом или петлёй. Для увеличения натяжения талреп вращают вокруг своей оси. Если крутить устройство в другую сторону, верёвка ослабляется.
Ещё 1 вариант для поддержания троса в натянутом состоянии – применение блок-ролика. Один конец троса прочно крепят к опоре, а второй пропускают через блок. Привязывают к ролику груз, который служит противовесом и не позволяет верёвке провисать.
Изучением узлов, различных по назначению, занимается наука наузистика. И в XXI в. специалисты совершенствуют схемы их завязывания, уточняют названия, придумывают новые туристические, альпинистские, спелеологические связки.
Оформление статьи: Натали Подольская
Видео о туристических узлах
Какие есть узлы туристические, их названия, схемы и как вязать — в этом видео:
handsmake.ru
Основные альпинистские узлы. | Блог
4.2. Французский схватывающий узел
Очень полезный и широко применяемый узел, как в повседневном альпинизме, так и в случае аварийных ситуаций. В отличие от схватывающего клеймхейста — его можно разблокировать под нагрузкой, что очень ценно при спуске по веревке и на спасательных работах.
Французский узел применяется во время спуска по веревке (дюльфера) — читайте здесь.
Внимание: узел нужно подстраховывать узлом стремя или узлом УИАА на карабине, если узел используется как элемент аварийной системы. Идите к хорошему инструктору по альпинизму — он научит как и что.
Как вязать французский схватывающий узел:
Как применять Французский схватывающий узел при спуске (дюльфере)
Слева: Французский схватывающий. Справа — Схватывающий клеймхейст
5. Узел Бахмана
Этот узел похож на французский схватывающий и схватывающий клеймхейст, но он менее эффективен, то есть хуже держит веревку. С другой стороны — узел, за счет встегнутого карабина гораздо удобнее, особенно при работе в перчатках.
Узел можно использовать либо вместо жюмара, либо для его подстраховки.
Осторожно:
- Узел плохо держит обледеную веревку
- Узел не так эффективен, как вышеприведенные, и если узел начнет проскальзывать, то пройдет большое расстояние, из-за чего будет выделено большое количество тепла, и узел выскользнет в оплавившуюся петлю. Последствия — свободный полет…
Как вязать узел Бахмана:
Связывающие узлы
Используются для связки веревок.
6. Узел Грейпвайн (Двойной рыбацкий узел).
Красивый, надежный узел, который сильно затягивается под нагрузкой.
Используется для вязания веревок одинакового и разного диаметров (согласно книге «Узлы», автор — И.В. Балабанов).
Как вязать узел грейпвайн или двойной рыбацкий узел:
kzclimb.com