Как называется парусный спорт – Парусный спорт: описание, виды, экипировка, соревнования

Разное

Содержание

Парусный спорт: описание, виды, экипировка, соревнования

Парусный спорт или Яхтинг (англ. Sailing) – олимпийский вид спорта, заключающийся в преодолении дистанции по воде при помощи парусного снаряжения, в частности яхты.

Международная федерация парусного спорта (англ. International Sailing Federation, ISAF) — головная всемирная спортивная организация в области парусных соревнований. В неё входят более 100 национальных федераций (Всероссийская федерация парусного спорта).

История парусного спорта

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века сформировалась особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами – яхтами, которые предназначались для состязаний  или  плавания для удовольствия. Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 г. и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.

1 октября 1661 в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.

В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.

До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии возникла  Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат. В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.

Даты создания других старейших яхт-клубов:

1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;

1838 год – Гоночное общество в Гавре;

1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;

1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;

1858 год – Парижский парусный клуб;

1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр. Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов:

  • «Финн» (мужчины),
  • «Лазер» (смешанные),
  • «470» (швербот-двойка, мужчины и женщины),
  • «Европа» (женщины),
  • килевые яхты «Звёздный» (мужчины),
  • «Инглинг» (женщины),
  • парусная доска-одиночка — класс «Мистраль» (мужчины и женщины),
  • катамаран-двойка — класс «Торнадо» (мужчины).

В 1907 году начал свою деятельность Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность для организации и проведения международных встреч.

Виды парусного спорта

Парусные соревнования классифицируются:

  1. По району плавания:
  • кругосветные;
  • океанские;
  • морские;
  • локальные.
  1. По типам или классам яхт:
  • монотипы;
  • макси-яхты;
  • яхты, соответствующие обмерной формуле;
  • крейсерские килевые яхты и швертботы;
  • однокорпусные;
  • катамараны;
  • тримараны.
  1. По профессиональному цензу:
  • профессиональные;
  • любительские;
  • смешанные;
  • по составу экипажа;
  • одиночные;
  • командные;
  • возрастные;
  • по половому признаку.
  1. По виду дистанции:
  • этапные;
  • рейсовые.
  1. По длине дистанции:
  • короткие;
  • длинные.
  1. По правилам проведения соревнований:
  • матчевые;
  • командные;
  • с пересадкой;
  • гандикапные;
  • по приходу.

Правила парусного спорта

Обычно, регата состоит из 7 гонок, которые проходят в каждом классе судов. Спортсмены получают очки за места, которые они занимают в гонке. За 1 место яхтсмен получает 0 очков, за 2 место – 3 очка, за 3 место – 5,7 очков, за 4 место – 8 очков, за 5 место – 10 очков, за 6 место – 11,7 очков, а дальше плюс 6 очков за каждое последующее место. Зачитываются только первые шесть результатов.

Экипировка для парусного спорта

Экипировка спортсмена зависит от подвида и длительности гонки.

  1. Одежда для парусного спорта: для короткого заплыва в жаркую погоду подойдут шорты и футболка. Если же планируется длительный переход через море или океан, лучше использовать непромокаемый костюм/комбинезон, защищающий от ветра, дождя и соленых морских брызг. Желательно, чтобы костюм был выполнен из «дышащей» ткани. Во избежание «парникового эффекта» под обычный непромокаемый костюм следует одевать специальное белье, плотно прилегающее к телу (желательно из полипропилена), а поверх него, для сохранения тепла — одежду из «дышаших» такней (polartec или fleece).
  2. Обувь: для короткого заплыва при хорошей погоде — обычные кеды или легкими летними туфлями (исключение — обувь на высоком каблуке). А для более длительного путешествия подойдут яхтенные туфли-мокасины («deck shoes») — прочные, не промокающие, снабженными кожаными шнурками, и благодаря мягкой плоской подошве, не скользящие по мокрой палубе и не спадающие с ног при резких движениях. Для дождливой погоды — специальные модели резиновых сапог на плоской подошве белого цвета (чтобы не пачкать палубу), снабженных приваренной тканевой подкладкой.
  3. Перчатки из синтетической кожи со вставками из кевлара, с «короткими» пальцами, усилениями снизу ладони и двойной застежкой-липучкой на запястье, или же неопреновые перчатки — для холодной погоды.
  4. Очки от солнца с небьющимися стеклами (желательно с эффектом поляризации).

Международные парусные регаты (соревнования по парусному спорту)

Олимпийские игры – самые престижные соревнования по парусному спорту.

Кубок Америки (англ. America’s Cup) – старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.

Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) – командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.

Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) – одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.

Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) – кругосветная гонка одиночных яхт.

Регата The Tall Ships Races Baltic – одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

2016-07-01

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему «Парусный спорт».

Парусный спорт

5 (100%) 1 голос[ов]

Другие виды спорта

ru.sport-wiki.org

Парусный спорт (Яхтинг). Виды и правила. Особенности и экипировка

Парусный спорт (яхтинг) — это олимпийская дисциплина, в которой спортсмены состязаются в преодолении водной дистанции на судах, приводимых в движение силой воздушных потоков. Соревнования в яхтинге носят название «регата».

История развития

Судоходство возникло около шести тысяч лет назад. Его появление было обусловлено необходимостью ведения торговли, осуществления морских перевозок, ловли рыбы. Но постепенно от него отделилось мореплавание под парусом на яхтах. Эти суда использовались для состязательных заплывов и отдыха.

Утверждается, что парусный спорт как отдельная дисциплина сформировался в Нидерландах в 16 в. Впервые это словосочетание встречается в голландско-латинском словаре. Однако первые официальные заплывы на парусниках состоялись в Англии в 1661 г. В 1720 г. в Ирландии открылся Коркский Королевский Яхт-клуб.

В 1775 г. в Англии сформировалась Камберлендская флотилия для тренировок и организации регат. Несмотря на это, до середины 19 в основным предназначением яхт оставались морские прогулки.

В 1812 г. в Каусе открылся старейший яхт-клуб в Англии — Королевская яхтенная эскадра. Вслед за ним аналогичные клубы стали появляться в других странах (Швеции, США, Франции, России). С 1900 г. парусный спорт входит в состав Олимпиады в количестве 11 программ.

Первый международный союз парусного спорта сформировался в 1907 г. Сегодня развитием этого направления занимается Международная федерация. В ее составе насчитывается свыше 100 национальных федераций, в том числе российская.

Виды парусного спорта

Разработано несколько классификаций парусных регат.

Масштаб регаты:
  • Кругосветные.
  • Океанские.
  • Морские.
  • Локальные.
Класс яхт:
  • Монотипные регаты — между яхтами строго регламентированной конструкции и размеров.
  • Соревнования макси-яхт — между габаритными парусниками длиной от 30 м.
  • Гонки яхт, соответствующих одному или нескольким критериям (установленной длине, площади паруса и пр.).
  • Состязания крейсерских яхт — судов, предназначенных для длительного автономного плавания, и швертботов — парусных плавсредств, имеющих шверт — специальное выдвижное приспособление, не позволяющее ветру снести яхту.
  • Регаты однокорпусных яхт.
  • Заплывы катамаранов — двухпалубных и тримаранов — трехпалубных судов.
Численность и состав экипажа:
  • Одиночными, в которых на судне находится один спортсмен.
  • Командными, когда управление яхтой осуществляет несколько человек.
  • Возрастные — для спортсменов определенных возрастных категорий.
  • Мужские или женские.
Тип дистанции:
  • Этапные гонки, где трасса делится на несколько частей.
  • Рейсовые, подразумевающие следование по установленному маршруту без остановок.
Продолжительность:
  • Короткие.
  • Длинные.
Правила проведения и оценки результатов:
  • Матчевые — проводится несколько парных заплывов, и каждый спортсмен по очереди соревнуется с остальными участниками.
  • Командные — между собой соревнуются экипажи парусников.
  • С пересадкой — все яхтсмены проходят дистанцию на каждом из судов, заявленных к участию в регате.
  • Гандикапные — состязания между яхтами разных классов, когда полученные результаты пересчитываются с учетом гандикапных баллов.
  • По приходу — первенство одерживает парусник, первым пересекший финиш.
Правила соревнований

Парусный спорт включает в себя 7 состязательных гонок между яхтами разных типов. Цель соревнующихся — быстрее соперников преодолеть дистанцию установленной протяженности. Команда «Старт» дается для всех участников сразу. До этого сигнала допускается плавать и маневрировать, не пересекая линию отсчета.

Водная трасса оборудуется буйками, которые необходимо обойти в заранее установленном порядке и с определенной стороны. Побеждает спортсмен или команда, первыми добравшиеся до финиша, выполнив все поставленные задачи.

Экипировка яхтсмена

Одежда участников соревнований зависит от типа гонки, ее продолжительности и погодных условий. Если заплыв проходит на короткой дистанции летом, то рекомендуются футболка и шорты. Длительный маршрут в морских водах выдвигает свои требования к обмундированию: здесь необходим гидрокостюм или комбинезон, способные обеспечить защиту от ветра и соленой воды. Костюм должен быть изготовлен из дышащего материала. С целью теплоизоляции под него может надеваться специальное термобелье.

Обувь для гонки подбирается также с учетом поставленных перед спортсменом задач. Если регата непродолжительная, а погодные условия хорошие, то подойдут кеды или мокасины. Для затяжных маршрутов лучше отдать предпочтение специальным туфлям для яхт («deck shoes»). Они прочные, хорошо держатся на ногах, не пропускают воду и имеют плоскую подошву, препятствующую скольжению. Если идет дождь, понадобятся специальные резиновые сапоги на плоской подошве с подкладкой из ткани. Они традиционно имеют белый цвет, что позволяет не испачкать палубу.

Для удобства управления яхтой незаменимы перчатки из искусственной кожи со вставками из кевлара. Эти перчатки имеют укороченные пальцы и усиленные ладони, а на запястье надежно фиксируются липучкой. В холодную погоду применяются перчатки из неопрена.

Еще одним необходимым аксессуаром яхтсмена выступают очки от солнца. Они должны быть оснащены небьющимися стеклами.

Парусный спорт — правда и вымысел

  • «Состязание на Кубок Америки носит название континента». Это не так. Гонка получила такое имя в честь шхуны «Америка», одержавшей первенство в английской регате в 1851 г.
  • «Во время кругосветной регаты парусником управляют все члены экипажа». Это происходит не всегда. Иногда вместе с командой плывут корреспонденты, проводящие съемку гонки. Они ни коим образом не участвуют в управлении.
  • «Все участники заплыва стартуют единовременно». Обычно так и происходит, но в определенных ситуациях возможен повторный старт, в частности, если яхта сломалась и понадобился ремонт. Порой старт производится в течение нескольких дней и даже недель.
  • «Главный приз в состязаниях один». Иногда награждаются два спортсмена, пришедших к финишу первыми и затратившие минимальное время на прохождение препятствий.
  • «Парусный спорт предъявляет высокие требования к росту и физической форме». Это неправда. В этой дисциплине физические данные не играют большой роли. Наличие множества классов яхт позволяет выбрать плавсредство для каждого, с учетом всех его индивидуальных параметров.
  • «Женщина на судне — к беде». Это всего лишь предрассудок. Многие представительницы прекрасного пола показывают прекрасные результаты и не уступают мужчинам.
  • «У яхты несколько якорей».Вернее, не несколько, а ровно три: универсальный, тяжелый и запасной. Также обязательно наличие двух якорных цепей: основной, длиной от 50 м, и запасной.
  • «Нос яхты всегда должен быть заострен, а корма – закруглена». Это необязательное условие. Корпус призван обеспечить жесткость конструкции, на которую установлена мачта и парус, а также вместить всех членов команды. Но от его формы зависит скорость и зависимость от погоды. Так, обтекаемая форма с острым носом и тупой кормой в значительной степени повышает скоростные характеристики судна.
  • «Многокорпусные яхты быстрее и устойчивее других». Это соответствует действительности. Катамараны, тримараны и полимараны быстроходнее своих собратьев. Но они подходят только для опытных спортсменов в силу своих технических характеристик, ходовых качеств и особенностей управления.
  • «Современные яхты плывут быстрее, чем суда прошлого века». Это не так. В конце 19 — начале 20 в. существовали яхты, способные с легкостью обогнать современные. Но нынешние парусники могут продолжать движение даже при встречном ветре, чего их предшественники не умели.
  • «Парусный спорт очень сложно освоить». Если говорить о серьезных спортивных состязаниях, то такое суждение верно. Но для освоения техники любительского плавания достаточно 17 дней (10 из них — теория, 7 — практика).
  • «Заниматься яхтингом опасно». Разумеется, риск присущ парусному спорту, впрочем, как и любому направлению. Но как показывает практика, несчастные случаи имеют место исключительно из-за несоблюдения правил безопасности: отсутствие на яхтсмене спасательного жилета, плавание в состоянии алкогольного опьянения и т.п. Также несчастья случаются зачастую по вине неопытного шкипера, обучающего яхтингу без лицензии. Поэтому к выбору клуба следует подходить очень внимательно. Кроме того, яхты в обязательном порядке оснащаются спасательным инвентарем по числу находящихся на борту пассажиров, который всегда готов к использованию.
Польза и противопоказания для занятий яхтингом

Парусный спорт, как и любой вид физической активности, полезен для здоровья и гармоничного развития личности. Среди плюсов от занятий им можно выделить:

  • Развитие смелости и выносливости.
  • Повышение скорости реакции.
  • Формирование навыков принятия решений.

Однако перед началом тренировок необходимо пройти медицинское обследование и исключить наличие противопоказаний. К таковым относятся:

  • Близорукость.
  • Аллергия на холод или воду.
  • Травмы или заболевания конечностей и позвоночника.
  • Дальтонизм.
Похожие темы:

dlia-sporta.ru

Парусный спорт — это… Что такое Парусный спорт?

Па́русный спорт — вид спорта, в которых спортсмены соревнуются, используя снаряжение, главным образом, лодки и суда, специальные сани для снега или льда, а также тележки для передвижения по твердой поверхности, приводимые в движение парусами.

Свое развитие парусный спорт, несомненно, получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения.

Регата — один из видов проведения соревнований по парусному спорту.

Поначалу яхтинг стал популярен на территории Голландии, а по истечении некоторого времени и возле английских берегов можно было наблюдать спортсменов, занимавшихся парусным спортом. Первые упоминания в летописях о гонках на парусных яхтах датируются 1662 годом.

Уже через столетие появились первые яхтклубы. С течением времени яхтклубы распространились по территории всей Европы. Постепенно яхтинг перекочевал в Америку и Россию.

Слово яхта произошло от голландского — jacht, — парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок.

Первый международный союз парусного спорта был основан в 1907 году, который с 1996 года изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта.

Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.

В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных. Зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт.

В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.

В Олимпийскую программу 2016 года включена дисциплина «катамаран» со смешанным (женщина и мужчина) экипажем.

По форматам парусных гонок различают: матчевые гонки, гонки флота и командные гонки.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

что за спорт, для детей, википедия, такое, привила

Существуют такие направления в спорте, в которых человек является рулевым и использует при этом свои знания и навыки. В этой статье расскажем о таком спортивном направлении как парусный спорт что это, как образовался и как им заниматься. По информации, которую мы нашли в википедии, можно сказать, что это активный спорт на воде.

Для того, чтобы им заниматься, необходимы следующие атрибуты:

  1. Яхта;
  2. Парусное снаряжение.

Яхтинг берет свое начало в Нидерландах примерно в шестнадцатом столетии нашей эры.

Характеристика

Что это за вид спорта такой? Парусный спорт – это состязание спортсменов, использующих в виде снарядов различные суда, которые приводятся в движение, используя силу воздушных потоков. В последнее время популярность имеет не только яхтинг на воде, но и соревнования в зимнее время года на льду.

Происходит это благодаря переоборудованию водных транспортных средств, а именно поставив их на полозья коньков или лыж. А так же существуют пляжные виды соревнований, где соревнуются парусники на колесах.

Благодаря особым конструкциям оборудования, судном можно управлять не только в направлении ветра, но и под различными углами к нему.

Как проводят соревнования

Соревнования по парусному спорту ориентированы на скорость преодоления дистанции. Стартуют одновременно все участники соревнования, однако до сигнала «Старт» они могут совершать маневры, главное при этом не пересекать линию отсчета.

Финишная прямая состоит из определенного количества буев, которые необходимо пройти в запланированном порядке и совершить обход их с тех сторон, с которых предусмотрят организаторы состязаний.

Победителем становится тот, кто выполнит все условия и раньше всех доберется до финиша и пересечет заветную черту. К сожалению пока данный вид спорта не внесен в список Олимпийских дисциплин.

Тренировки для детей

Парусный спорт – это достаточно тяжелый труд, требующий применение силы, ловкости и выносливости. Именно поэтому, для детей здесь имеются возрастные ограничения. Начинать тренироваться можно с 9 лет. Но для начала нужна теория.

Будущим юным спортсменам рассказывают:

  1. О разновидностях яхт;
  2. О конструкции яхт;
  3. Основы навигации;
  4. Комплекс знаний по сигнальным системам и метеорологии;
  5. Как определить неисправность.

Как видно из перечня, здесь нужны не только физические усилия, но и образ мышления, применение изученных тактик на практике.

Польза

Парусный спорт имеет множество плюсов для развития личности и оздоровления организма человека. Например:

  • Развиваются смелость и выносливость;
  • Увеличивается скорость реакции;
  • Вырабатываются навыки в самостоятельном принятии решений.

Средства защиты

Каждый родитель, отдавая своего ребенка в яхтинг, переживает о его безопасности, так как спорт связан с рисками на воде. Здесь, стоит убедиться, что в школе, где проходят тренировки, соблюдены все нормы безопасности. А именно:

  1. Спасательные жилеты на каждом тренирующемся;
  2. Дежурство тренеров и постоянное присутствие рядом.

Но по утверждению бывалых спортсменов, главное – это побороть панику. Именно она является виной многих неудач.

Противопоказания

Для занятий яхтингом, необходимо иметь медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний.

Препятствием для тренировок могут быть следующие причины:

  • Близорукость;
  • Аллергия на холод;
  • Травмы конечностей или позвоночника;
  • Дальтонизм.

Что нужно для тренировок

Для комфортных занятий на парусниках, необходимо приобрести непромокаемую одежду, которую можно найти в крупных магазинах, по продаже спортивных товаров. В летнее время, когда светит солнце и стоит жаркая погода, надо позаботиться о защите от ультрафиолета.

Для этих целей созданы следующие предметы:

  1. Шорты и футболки;
  2. Солнцезащитные очки;
  3. Солнцезащитный крем.

Сразу лучше приобретать несколько комплектов формы. Что бы она успевала высыхать в перерывах. Всю экипировку лучше приобретать от проверенных производителей.

Теперь вызнаете парусный спорт что это и что необходимо для занятий этим, можно сказать, экстремальным видом спорта

oksait.ru

разновидности регат и виды яхт

Парусный спорт – соревнования, где участники противостоят друг другу в гонке на специально оснащенных лодках. Еще такого вида соревнования называют «яхтинг».

Первый официальный международный союз, объединяющий профессионалов парусного спорта, был основан в 1907 году. На данный момент организация насчитывает 115 национальных федераций, куда входят спортсмены со всего мира. Самый популярный вид соревнований, известный людям, далеким от мореплавания, это регата.

яхтинг

Так именуют гонку, обычно традиционную, которая состоит из нескольких состязаний для лодок разных классов. Проведение регат имеет свои традиции. Это связано с тем, что многие гонки насчитывают уже не один десяток лет.

Самые популярные регаты мира:

  1. Балтийская. Проводится с 1946 года. Первый старт был дан в Ленинграде.
  2. Vendee Globe – единственная кругосветная регата, проведение которой не предусматривает промежуточных остановок.
  3. Volvo Ocean Race – кругосветная гонка. К участию допускаются только яхты класса Volvo Ocean. Проводится с 1973 года. До 2006 гонку организовывали раз в 4 года. Но из-за возросшего зрительского, а впоследствии и спонсорского, интереса срок между соревнованиями сократился до 3 лет.
  4. Fastnet – международные соревнования. Периодичность проведения – раз в 2 года. Маршрут остается неизменным: Остров Уайт – Плимут, с заходами в порты Лендс-Энда, Южной Ирландии, острова Силли. Состязания проводятся с 1925 года. Первая гонка насчитывала всего семь участников, из которых только четверо добрались до финиша. В последней регате соревновались 347 экипажей – абсолютный рекорд.
  5. Кубок Америки. Это старейшее соревнование в мире, дошедшее до сегодняшних дней. Стартовый заплыв датируется 1857 годом. Свое название гонка получила в честь самого первого победителя – яхты «America». Всего регата насчитывает 35 розыгрышей (крайний запланирован на 2017 год). Малое количество соревнований связано с двадцатилетним перерывом, который случился после окончания Второй мировой войны.

Какие яхты бывают

Каждое спортивное соревнование выставляет свои требования к конструктивным особенностям парусных лодок. Всего существует семь критериев (типов) яхт, по которым устроители принимают решение, ставить ли экипаж на ту или иную гонку.

макси яхта

  1. Монотип. Это критерий, согласно которому лодка должна соответствовать регламентированным габаритным размерам и конструкция ее отвечать принятым нормам.
  2. Макси-яхты – класс соревнований, где участия принимаются спортсмены, чья лодка не менее 30 метров в длину.
  3. Обмерная формула. Здесь в расчет берется несколько параметров – длина, водоизмещение, площадь парусов – по которым экипаж допускается к участию. Лодка должна отвечать каждому выставленному параметру.
  4. Крейсеры и шверботы. Принимают участия только лодки соответствующих конструкций. Иногда соревнования разделяют на заплывы крейсеров и шверботов по отдельности.
  5. Гонка однокорпусных яхт.
  6. Заплыв катамаранов.
  7. Соревнование тримаранов.

Состав экипажа

Логично, что скорость – главный залог победы в гонках. Поэтому важно, чтобы во время соревнований на лодке не находилось чего-либо постороннего – прагматизм, возведенный в абсолют. На борт берут только то, что может реально пригодиться при заплыве. Тоже касается и людей. Все спортсмены должны заниматься своим делом. Каждая ситуация доведена до автоматизма.

У любой регаты есть правила. Разделяют следующие виды гонок по составу участников:

  • Одиночные. Парусной лодкой управляет один человек.
  • Командные. Яхтой управляют несколько спортсменов – от 2-х до 40 (количество зависит от типа судна).
  • Возрастные – к гонкам допускаются спортсмены, достигшие определенного возраста.
  • По половому признаку. Некоторые состязания допускают смешанные команды (где есть мужчины и женщины), другие практикуют гендерное разделение.

Факты парусного спорта

Парусный спорт мало популярен. Это привело к тому, что вокруг этого состязания образовалось несколько ложных мифов, которые к реальному состоянию дел не имеют отношения. Так, думают, что для занятия парусным спортом нужен высокий рост и крепкое телосложение. Это ошибка. Природные данные играют незначительную роль. Существует множество типов и видов яхт, которые подойдут людям с малым ростом. А вот относительно хорошей физической подготовки – правда. Она никогда не повредит, а иногда будет подспорьем при управлении парусной лодкой.

Обычно, технологии приводят к тому, что современные модели априори эффективнее, чем предшественники. Парусный спорт этим отличается. Ведь некоторые яхты конца 19 века были быстроходнее современных аналогов.

Кораблестроение – это искусство, которое не заменить компьютеризированными процессами. Но конструкция современных яхт способствует продолжению движения при встречном ветре, чего нельзя сказать про старые модели лодок.

Еще одна забавная легенда гласит, что спортсмены, во время регаты, питаются только сырой рыбой. Нет. Продукты запасают заранее, еще на суше. Единственное, что ограничивает яхтсменов – вес. Для того чтобы судно передвигалось как можно быстрее его нельзя перегружать. Поэтому многие продукты грузят на лодку в сублимированном виде.

И последнее, яхтинг – стезя профессионалов. Но это если речь идет про соревнования. На любительском уровне, для крейсерских заплывов из порта в порт, освоить азы мореходства доступно за 17 дней.

Похожие статьи

zextrem.com

Парусный спорт — Википедия

Регата — один из видов соревнований по парусному спорту

Па́русный спорт, Яхтинг, Сэйлинг (англ. Sailing) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах[1] в XVI веке. Слово «jaght» (образованное, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать») впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.

Характеристика парусного спорта

Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.

Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра. 

Формат соревнований

Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми  буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.

Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап — набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.

Шахматы на воде

Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.

Поэтому парусный спорт часто называют «шахматами на воде».

Первые соревнования

Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.

Позже это уже превратилось в официальные соревнования.

Классификация спортивных яхт

Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.

Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.

Тем не менее яхты в каждом классе все равно могут отличаться друг от друга и по разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться.  Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также — под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.

Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».

Соревнования по парусному спорту в мире

Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.

В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.

Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.

Всего в парусном спорте на Олимпийских Играх на 2017 год разыгрываются 10 комплектов наград.

Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически-сложном классе яхт Звёздный.

Российские и советские победители и призеры Олимпийских Игр (рулевые): Эспер Белосельский-Белозерский, Иосиф Шомакер, Тимир Пинегин, Александр Чучелов, Валентин Манкин, Борис Будников, Виктор Потапов, Андрей Балашов, Георгий Шайдуко, Стефания Елфутина.

В истории СССР и России Российскими спортсменами завоевано немало медалей Чемпионатов и Первенств Мира, Европы, Кубков Мира. На Олимпийских Играх 2016 года Стефания Елфутина завоевала бронзовую медаль в классе Парусная доска RS-X в женском разряде.

Яхтинг

Помимо непосредственно Парусного спорта, есть еще более широкое понятие — Яхтинг, которое можно охарактеризовать как парусный туризм, так как в большинстве случаев это уже не несет непосредственно соревновательной составляющей, а больше относится к досугу.

Яхтинг подразумевает широкий комплекс действий: выбор судна (его приобретение в собственность или в аренду), определение яхтенного направления и маршрута следования, досуг связанный с яхтой (купание в море, дайвинг, катание на водных лыжах, рыбалка и др.), желательное, но не обязательное владение навыками управления судном. В туристических целях возможно занятие яхтингом в качестве члена экипажа или арендатора судна.

Существует большой перечень яхтенных направлений, каждое из которых характеризуется своими нюансами, например, климатическими особенностями, достопримечательностями, маршрутами следования, количеством марин и др.

Яхтинг возможен на всех видах яхт: парусных, моторных, гулетах, парусно-моторных катамаранах.

По месту проведения яхтинг условно можно разделить на:

  • морской,
  • океанский,
  • озёрный[2] и
  • речной.

Людей, в той или иной степени занимающихся яхтингом, называют яхтсменами. В отличие от многих других видов, в парусном спорте не так сильно выражена зависимость от природных данных спортсмена. И зависимость от веса и роста не сильная, и при этом всегда можно выбрать подходящий для себя (под рост и вес) класс яхт. По степени квалификации яхтсменов яхтинг можно разделить на профессиональный и любительский. Профессиональным яхтингом занимаются яхтсмены, имеющие определенный уровень квалификации, подтвержденной сертификатами — или же опытом участия в различных яхтенных соревнованиях, регатах. Повсеместно котируются английские сертификаты Королевской Яхтенной Ассоциации (Royal Yachting Association, RYA), или сертификаты Международной Яхтенной Ассоциации (International Yacht Training, IYT). В Европе официальным документом, который могут попросить продемонстрировать некоторые чартерные компании, является ICC (International Certificate of Competence). Российские сертификаты (даже удостоверения яхтенного капитана) пока что не имеют международной юридической силы. Ближайшая к Российским границам международно признанная школа яхтинга находится в Турции, в Мармарисе.

Любительский яхтинг (в отличие от профессионального) подразумевает минимальный опыт хождения на яхтах; цель любительского яхтинга — проведение досуга или туризм.

В крейсерских видах (в том числе и одиночных кругосветных гонках) женщины выступают наравне с мужчинами, и достаточно достойно.

Боевые действия на буерах в СССР

В XX веке буера использовались в ходе военных действий 1941 — 1944 годов на Ладоге и Балтике с большим успехом. Именно на них до прокладки автомобильной трассы осуществлялось снабжение блокадного Ленинграда и эвакуация его жителей, а впоследствии они активно использовались при обслуживании Дороги жизни. Руководили боевым применением буеров мастера спорта И. П. Матвеев и Ермаков Н. М[3][4][5].

Из истории яхт-клубов

  • В 1718 г. в С.-Петербурге был учреждён Невский флот, представлявший собой прообраз будущего яхт-клуба[6].
  • В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб (Cork Harbour Water Club, Royal Cork Yacht Club). Он считается первым в истории яхт-клубом по самоназванию. С течением времени яхт-клубы распространились по территории всей Европы.
  • Лондонский Яхт-клуб («The Yacht Club») основан в конце 1813 года.
  • В 1830 году основана была Шведская Королевская Яхтенная Лига (Kungliga Svenska Segelsällskabet, KSSS). В том же году в Англии создана Королевская Яхтенная Эскадра (Royal Yacht Squadron).
  • В 1851 году основан Американский Яхт-клуб в Нью-Йорке. Уже на протяжении полутора веков Нью-йоркский яхт-клуб проводит ежегодную регату «Кубок Америки».
  • 1 июля 1868 года, по инициативе британского «Royal Victoria Yacht Club», был созван международный конгресс для выработки фундаментальных норм яхтенных гонок.
  • В ноябре 1875 году в Великобритании основана Яхтенная Гоночная Ассоциация (The Yacht Racing Association).
  • В 1876 году в Барселоне основан Королевский Яхт-клуб Real Club Náutico de Barcelona (RCNB) — старейший яхт-клуб Испании.
  • В 1886 году в хорватском городе Опатия был основан первый яхт-клуб Адриатики.
  • Первый Международный союз парусного спорта был основан в 1907 году: с 1996 года он изменил свое название на Международную федерацию парусного спорта. Уже к 1998 году данная организация объединяла около 115 национальных федераций.
  • Разработанная в 1911 году яхта «Звёздный» участвовала в Олимпиадах с 1932 по 2012 год.
  • В 1953 году Яхтенная Гоночная Ассоциация (YRA) была преобразована в Королевскую Яхтенную Ассоциацию (Royal Yachting Association, RYA).
  • 28 июля 1991 года в Балтийском море впервые была проведена Ганзейская яхтенная регата (базируется на акваторию Ростока). Названа в честь средневековой торговой конфедерации Ганзы.

Выдающиеся яхтсмены

  • В Англии яхтинг существует с 1 октября 1661 года. В гонках Гринвич-Грейвсэнд участвовали яхты «Catherin» и «Anne». Яхтенным спортом увлекался Карл II Стюарт.
  • Первым яхтсменом США стал в 1801 году будущий президент Томас Джефферсон.
  • Первым датским яхтсменом стал Эггерт Бенсон (Eggert Benzon[7]), в 1854 г. вышедший в море на яхте «Казак»[8].
  • В 1983 году «Кубок Америки» впервые выиграла австралийская яхта. Яхта «Австралия-II» обогнала американскую яхту «Liberty» со счётом 4—3.
  • 7 февраля 2005 года британская яхтсменка Эллен Мак-Артур установила новый мировой рекорд по одиночному скоростному плаванию вокруг света.

См. также

Примечания

Литература

  1. Баринов М. М. Песня о парусе / Оформление художника В. Т. Давыдова. — М.: Физкультура и спорт, 1962. — 136 с. — 25 000 экз.
  2. Батюшков Ю.Н., Липский М.П. «Паруса над заливом». — М.: «Советская Россия», 1961. — 79 с. — 6000 экз.
  3. Список призёров первенств (чемпионатов) СССР по парусному спорту. 1948—1958
  4. Список чемпионов СССР по парусному спорту до 1976 года. sport-history.ru. Проверено 22 февраля 2017. Архивировано 22 февраля 2017 года.
  5. Сухов Л. В., Гальперин М. Юбилей московских яхтсменов // «Катера и яхты» : журнал. — 1977. — № 5(69). — С. 24-27. Из истории спорта.
  6. Кондаков А. Н. История парусного флота СССР в цифрах (Word). ФПС Нижегородской области (6 ноября 2016). Проверено 25 ноября 2016. Архивировано 25 ноября 2016 года.
  7. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. Стокгольм. 1912. Журнал Yacht Russia, вып. 85, 2016
  8. Сергей Борисов. Наша Олимпийская история. 1952-1956-1960-1964-1968-1972-1976. Журнал Yacht Russia, вып. 86, 2016
  9. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1980-1984-1988-1992 Журнал Yacht Russia, вып. 87, 2016
  10. Сергей Борисов. Наша олимпийская история: 1996-2000-2004-2008-2012 Журнал Yacht Russia, вып. 88, 2016
  11. Ирина Белова. 80 лет под парусом. К юбилею парусного спорта в Нижнем Новгороде (2016). — «Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!». Проверено 14 апреля 2017.
  12. Парусный спорт на портале Wikibooks,(англ.)

Ссылки

wikipedia.green

Парусный спорт. История парусного спорта.

Парусный спорт. История парусного спорта.

 

Парусный спорт.

Парусный спорт — Яхтинг — Сэйлинг — Sailing

Парусный спорт — это вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, обычно, на яхтах.

Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения.

Зародился парусный спорт  (яхтинг) в Нидерландах в XVI веке.

Слово «jaght» образовано, вероятно, от «jagen» — «гнать», «преследовать».

Слово «jaght» впервые отмечено в голландско-латинском словаре 1599 года.

 

История парусного спорта.

История судоходства и кораблестроения насчитывает около шести тысяч лет. Первоначально судоходство было необходимостью, но в конце XV века начала формироваться особая ветвь парусного мореплавания со специальными судами — яхтами, которые предназначались для состязаний  или  плавания для удовольствия.

 

Первые упоминания о яхтинге отмечены в голландско-латинском словаре 1599 года, в связи с этим Нидерланды считаются родоначальником парусного спорта.

 

Первый документ о любительском плавании под парусами датирован 19 апреля 1601 года и представлял собой прошение о разрешении на рейс от Флиссингена до Лондона.

 

1 октября 1661 года в Англии прошли первые зарегистрированные парусные гонки.

 

В 1720 году в Ирландии был основан Коркский Королевский Яхт-клуб.

 

До середины XIX века яхты служили для путешествий и прогулок, но в 1775 году в Англии появилась  Камберлендская флотилия, которая была специально предназначена для подготовки и проведения регат.

 

В 1812 году в Каусе основана Королевская яхтенная эскадра, которая считается старейшим английским яхт-клубом.

 

Даты создания других старейших яхт-клубов:

— 1830 год – Шведский Королевский парусный клуб;

— 1838 год – Гоночное общество в Гавре;

— 1844 год – Нью-Йоркский яхт-клуб;

— 1846 год – Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб;

— 1858 год – Парижский парусный клуб;

— 1858 год – «Моряк на все руки» (Санкт-Петербург).

 

С 1900 года парусный спорт вошел в программу Олимпийских игр.

 

Современная олимпийская программа включает 11 дисциплин в девяти классах судов: «Финн» (мужчины), «Лазер» (смешанные), «470» (швербот-двойка, мужчины и женщины), «Европа» (женщины), килевые яхты «Звёздный» (мужчины), «Инглинг» (женщины), парусная доска-одиночка — класс «Мистраль» (мужчины и женщины), катамаран-двойка — класс «Торнадо» (мужчины).

 

В 1907 году был организован Международный союз парусных соревнований (ИЯРУ), благодаря чему появилась возможность организации и проведения международных парусных соревнований.

 

Международные парусные регаты — соревнования по парусному спорту.

— Олимпийские игры — это самые престижные соревнования по парусному спорту.

 

— Кубок Америки (англ. America’s Cup) — старейшее международное соревнование по парусному спорту. Кубок разыгрывается в серии матчевых гонок между представителем страны, победившим в прошлом цикле, и претендентом.

 

— Океанская гонка Вольво (Volvo Ocean Race) — командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65.

 

— Регата Ванде Глоб (Vendee Globe) — одиночная кругосветная регата, в которой запрещены остановки судна где-либо и получения посторонней помощи.

 

— Регата Велюкс 5 океанов (Velux 5 Oceans) — кругосветная гонка одиночных яхт. Регата The Tall Ships Races Baltic – одна из самых больших регат в мире. К участию допускаются суда, длина которых превышает 9,14 м. Членами команды могут быть только молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет.

 

 

 

Развитие парусного спорта в России.

Развитие в Росси парусного флота и парусного спорта получило мощный толчок при царе Петре I.

Испытывая большую нужду в хорошо обученных матросах и офицерах для молодого русского флота, Петр I использовал для подготовки моряков малые суда.

«Для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании» Петр I в 1713 году учредил в Петербурге «Потомственный Невский флот»  — своеобразный прообраз современных яхт-клубов.

Организация Невского флота завершилась в 1718 году, когда по указу Петра I различным лицам и государственным учреждениям были розданы гребные лодки-верейки, парусные яхты и буера (так в то время и примерно до середины XIX века назывались небольшие одномачтовые парусные суда) с одним лишь условием — содержать их в порядке. Все они были построены на специально созданной для этой цели «Партикулярной верфи».

Во главе Невского флота Петр I поставил одного из лучших российских моряков — стольника Ивана Потемкина, прозванного впоследствии «Невским адмиралом».

Невский флот имел четкую, хорошо продуманную организацию и свои, утвержденные Адмиралтейской коллегией, устав и флаг.

Составленный лично Петром I устав строго регламентировал деятельность Невского флота, определял обязанности владельцев судов и содержал наставления по использованию, ремонту и хранению судов и их парусного вооружения. Были в нем также практические указания по производству эволюции во время совместного плавания, таблица необходимых сигналов и т. п.

Невский флот Петра I создал прекрасные возможности по подготовке профессиональных русских моряков. С каждым занятием Невский флот все больше и больше превращался из разнородной массы судов в единую корабельную семью.

Невские капитаны и матросы с каждым днем все увереннее управляли парусами и выполняли необходимые маневры, все лучше и лучше познавали незнакомое им прежде искусство вождения парусных судов.

Усилиями Петра I, и его приемников, Россия превратилась в мощную морскую державу.

В 1846 году с России был создан  Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб, в члены которого принимались только дворяне.

8 июля 1847 года Императорский яхт-клуб провел первую в истории русского парусного спорта гонку яхт. Проходила она по ромбовидной дистанции в Финском заливе, у Толбухина маяка, по английским правилам тех лет. Участвовало в этой гонке всего семь яхт: три шхуны и четыре тендера.

В 1849 году впервые были проведены гонки по треугольной дистанции, а в 1852 году – была проведена первая в России международная встреча русских и английских яхтсменов, победу в которой одержали англичане.

Члены Императорского яхт-клуба ходили и в крейсерские плавания, часто за пределы Балтийского моря. Наиболее значительными были плавания лейтенанта Атрыганьева на тендере «Нереида» вокруг Европы, из Кронштада в Николаев и обратно в 1846-1847 годы и командора яхт-клуба Лобанова-Ростовского на шхуне «Рогнеда» в Южную Америку в 1851-1853 годах.

К концу 1850-х годов активная деятельность Императорского яхт-клуба закончилась. Постепенно он превратился в фешенебельное собрание высшей аристократии, не имевшей к спорту никакого отношения.

К этому времени парусным спортом начало увлекаться столичное состоятельное чиновничество и интеллигенция, которым был закрыт доступ в Императорский яхт-клуб. В 1858 году несколько таких любителей водного спорта организовали кружок, назвав его «Моряк на все руки». Этот кружок привлек к себе внимание петербуржцев, и уже в 1859 году на его базе была создана спортивная организация любителей гребного и парусного спорта под названием «Клуб Невских ботиков». После утверждения в Морском министерстве устава новый клуб получил официальное наименование «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» и 21 мая 1860 года открыл свой первый спортивный сезон.

Через пять лет «Санкт-Петербургский Речной яхт-клуб» насчитывал в своем составе около двухсот членов и имел спортивный флот — более 80 гребных и парусных судов. Помимо организации и проведения гонок Речной яхт-клуб заботился о развитии спортивного судостроения: созданная в 1864 году шлюпочная мастерская яхт-клуба строила самые разнообразные суда — от гребных ботиков до многотонных яхт.

В 1874 году при «Санкт-Петербургском Речном яхт-клубе» были созданы первые Мореходные классы, которые готовили специалистов для судов торгового флота, а также корабельных и шлюпочных мастеров. Выпускники получали дипломы штурманов каботажного и дальнего плавания. Обучение в Мореходных классах было бесплатным.

В 1875 году мастерские «Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» построили первый в России буер «Метель», положив тем самым начало развитию буерного спорта в России.

Большой интерес любителей спорта к деятельности Речного яхт-клуба побудил его руководителей начать в 1873 году издание «Памятного листка Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба».

Это первое в истории русского парусного спорта периодическое издание сразу стало популярным и в следующем, 1874 году было преобразовано в еженедельный журнал «Яхта». В этом же году яхт-клуб издал «Сигнальную книжку Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба» и руководство по парусному спорту «Моряк-любитель».

Затем появились яхт-клубы и в других речных и приморских городах России, и к началу 1890-х годов для любителей парусного спорта в Росси уже было организовано более 60 таких клубов и обществ.

В 1890-х годах была предпринята попытка выработать единые правила для упорядочения спортивной деятельности российских яхт-клубов. С этой целью в 1897 году по инициативе Невского яхт-клуба был созван «Первый Всероссийский съезд любителей и деятелей яхтенного и вообще водного спорта». Однако рекомендации и решения съезда практически ничего не изменили в узкоместнической практике работы яхт-клубов.

Спустя десять лет петербургский журнал «Яхта», оценивая обстановку того времени, писал, что все яхт-клубы и парусные общества жили каждый «своей обособленной жизнью, на манер отдельных государств… нередко становясь даже в явно враждебные друг другу отношения» (Журнал «Яхта», Спб.. 1908 г., № 54).

В марте 1912 года был создан Российский парусный гоночный союз (РПГС). Организаторами и первыми членами его были шесть петербургских яхт-клубов.

7 апреля 1912 года Российский парусный гоночный союз (РПГС) был принят в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ) и получил право на участие в олимпийских гонках в Стокгольме. Из пяти записанных и допущенных к гонкам русских яхт только одна заняла призовое место и вернулась в Санкт-Петербург с бронзовой медалью. Это была яхта 10-метрового международного класса «Галлия-II» (рулевой—Я. Шомакер).

Парусный спорт в дореволюционной России был доступен ограниченному числу люднй, преимущественно выходцам из господствующих классов.

Парусный спорт в СССР.

После Октябрьской революции значительная часть яхтенного флота оказалась вместе с эмигрировавшими хозяевами за границей, много судов, оставшихся без надлежащего ухода, погибло или требовало капитального ремонта. Поэтому в начале 1920-х годов энтузиасты-любители взялись за восстановление парусного флота и хозяйств яхт-клубов.

Большую роль в возрождении парусного спорта сыграло введенное в 1918 году всеобщее военное обучение населения. Молодежь, пополнявшая ряды советского Военно-Морского Флота и морских территориальных отрядов Всевобуча, знакомилась с морской службой в яхт-клубах. Активисты Всевобуча пропагандировали парусный спорт.

Советский парусный спорт получил в наследство сравнительно небольшое количество яхт. Различных, и по размерам, и по классам, и по типам вооружений. Это очень затрудняло организацию спортивной работы. Из-за недостатка судов одного класса пришлось вспомнить о гонках с пересадкой рулевых, которые впервые были проведены в России в 1903 году.

Несмотря на то что гонки с пересадкой просты в организации, проведение их обходится достаточно дешево, полностью заменить классные гонки они не могли. Больше того, увлечение гонками с пересадкой привело к падению парусной культуры, снижению уровня технической подготовленности яхтсменов. Поэтому, сыграв положительную роль в строительстве советского парусного спорта — они привлекли к занятиям в яхт-клубах много молодежи, — гонки с пересадкой изжили себя сразу же, как только в стране наладилось проектирование и строительство классных яхт.

В 1936 году была создана Всесоюзная парусная секция, что позволило объединить разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций спортивных обществ, и положило начало организованной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены такие единые общесоюзные документы, как Правила соревнований, Правила национальной советской классификации яхт, Программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации.

В 1924 году водным отделом ВСФК в Ленинграде была организована гонка на первенство СССР на военно-морских шестивесельных ялах. В гонке приняли участие только ленинградские яхтсмены и моряки Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба «Спартак» (рулевой Б. Б. Лобач-Жученко).

В 1928 году на гонках в рамках I Всесоюзной спартакиады встретились яхтсмены разных городов. Победителям гонок на этой спартакиаде — кронштадтцу А. К. Бальсевичу (килевые яхты) и представителю Самары Н. А. Мясникову (швертботы) — впервые было присвоено звание чемпионов СССР по парусному спорту.

Соревнования на первенство СССР по парусному спорту стали проводиться с 1936 года. Два первенства, проведенные до войны (1936 и 1938), способствовали дальнейшему развитию парусного спорта в стране.

Большое значение для развития парусного спорта имело его возрождение в Москве. Вначале московский яхтенный флот составляли несколько швертботов, которые в 1937 г. перегнала в столицу группа ленинградских яхтсменов. А в 1938 г. в Москве было уже более 100 швертботов, четыре яхт-клуба и более четырехсот яхтсменов, актив которых составил ядро Всесоюзной парусной секции.

К началу 40-х годов парусным спортом в СССР занимались уже тысячи спортсменов. В составе спортивного флота появилось много яхт, построенных по Правилам классификации 1936 г.: килевые крейсерско-гоночные яхты классов Л-45, Л-60 и Л-100, швертботы для озерного и прибрежного морского плавания класса М-20, речные гоночные швертботы классов Р-20, Р-30 и Р-45, швертботы-одиночки класса Ш-10. Все эти суда были сконструированы и построены в Ленинграде, Горьком, Куйбышеве. Яхт-клубы Ленинграда, Одессы, Николаева, речные яхт-клубы Москвы, Саратова, Перми, яхт-клубы ВМФ в Кронштадте и Севастополе воспитали немало отличных яхтсменов: И. Матвеева, С. Зимина, Р. Алексеева, К. Александрова, Ю. Хитуна, Н. Мясникова, Н. Селаври и многих других.[8]

Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах МО и торпедных катерах. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы—они участвовали в создании ледовой «дороги жизни» на Ладожском озере и в организации дозорной службы и связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива.

Развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительным темпом. Довоенный яхтенный флот был не только восстановлен, но значительно пополнен судами новых национальных и международных классов. Уже в 1945 году было проведено первенство СССР. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики; яхтенное судостроение получило новую базу — экспериментальную спортивную судоверфь в Таллине.

В союзных республиках, культивирующих парусный спорт, в Москве и Ленинграде были организованы республиканские федерации, работающие под руководством Федерации парусного спорта СССР и республиканских комитетов по физкультуре и спорту.

В 1956 году Федерация парусного спорта СССР вступила в члены Международного союза парусных соревнований (ИЯРУ).

Парусный спорт в России, после распада СССР, продолжил своё развитие. Основные центры парусного спорта России находятся в приморских регионах, это Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, Новороссийск, Крым, Владивосток.

 

 

Парусный спорт. История парусного спорта.

Модный женский сайт Я-самая-красивая.рф (www.i-kiss.ru)

www.i-kiss.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *