Как настроить и отрегулировать переключение скоростей на велосипеде?
- Posted By : Velik-Shop
- 25.11.2021
- Блог
Плохое переключение скоростей передачи – следствие повреждения тросов, растянутой цепи или загрязнений механизма. Транспортное средство требует к себе бережного отношения и регулярных технических осмотров, но даже в этом случае из-за неопытности водителей иногда возникают проблемы. В статье расскажем о том, как производится настройка передач на велосипеде и что нужно для регулировки.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Есть список простых рекомендаций, которые помогут без ошибок пользоваться переключателем передач. Важно учитывать, что они не подходят для систем планетарного типа, которые можно переключать стоя на одном месте. Советы следующие:
- следите за цепью во время переключения, она не должна быть натянута слишком сильно. Ошибка может привести к поломке трансмиссии;
- менять скорости нужно только во время движения, пока педали крутятся;
- забудьте о динамике и плавно пользуйтесь переключателем, проскакивание скоростей может привести к поломкам;
- передний переключатель требует дополнительного внимания к цепи: нельзя допустить ее перекос или слишком тугой зажим.
Следует помнить о последнем правиле, которое поможет сохранить трансмиссию и не износить ее слишком быстро. Фактически с 3 звездами спереди и 9 сзади у вас имеется сразу 27 скоростей, но это не значит, что все они понадобятся.
Как правильно отрегулировать передачи велосипеда
В большинстве случаев достаточно иметь запасные тросы, отвертку и обычные пассатижи. В дополнение нужен набор шестигранников. Инструкция на передний переключатель простая:
- Первым делом выставляем самую маленькую звезду спереди, а наибольшую сзади.
- Далее откручиваем стоящий трос и ограничителем регулируем положение рамки, чтобы она была максимально близко к цепи;
- Трос переднего переключателя нужно немного натянуть и переключить скорость к средней звезде. Проверяем задевает ли цепь рамку, если да – натягиваем сильнее.
- Переключатель скоростей обратно ставим на самую маленькую звезду и смотрим на плавность регулировки передач.
Если не работает, дополнительно настраиваем винт ограничителя для самых высоких скоростей.
Настраиваем задний переключатель скоростей
Инструкция не требует специальных навыков:
- Выставляем механизм на наименьшую звезду и ослабляем трос методом открутки зажима, который расположен сзади.
- Цепь выставляем на среднюю звезду и проверяем работу, прокручивая педали. Падающая цепь будет означать, что нужно регулировать винт ограничителя вплоть до высоких передач. Маленькая звезда и переключатель должны встать на одну линию.
- Натяните трос достаточно сильно и зафиксируйте его затяжкой, после чего проверьте прищёлкиванием каждую доступную скорость, начиная с наименьшей. Пользоваться велосипедом можно будет только если нет сбоев, а в ином случае нужно продолжать регулировать трос, пока переключение не станет плавным и простым.
Во время работы не забывайте о хрупкости троса, который может лопнуть при неосторожных движениях. Болты также следует откручивать и закручивать по одному обороту, чтобы не повредить механизм переключателя. Хорошо показывает себя переключатель Shimano Tourney, который ломается редко.
На самом деле переключаются скорости просто: цепь перетаскивается с одной звезды на другую и регулируют нагрузку велосипедиста. Работает конструкция благодаря трансмиссии, которая состоит из деталей и узлов, передающих энергию от вращения педалей к заднему колесу. Внутри находятся каретки, цепи, звездочки, кассеты, шифтеры и шатуны.
Передние шифтеры перекидывают цепь между передними звездами, а задние между звездами позади. Существуют также планетарные системы, которые отличаются сложным внутренним устройством и позволяют переключаться между передачами даже стоя на месте. Преимущества в надежности, долговечности и защите механизма от погодных или дорожных условий.
Минусы:
- вес конструкции значительно больше, но ездить не сложнее;
- ремонт требует инструментов, которых в походных условиях будет не достать.
Первым делом нужно разобраться с наиболее частыми поломками, которые преследуют не только новичков, но и опытных велосипедистов:
- транспортное средство не обслуживается. Даже один сезон эксплуатации требует от владельца проведение технического осмотра. Помогает настройка переключателя, замена тросов или рубашки, чистка деталей и смазывание;
- переключатель износился. Чаще всего оси параллелограмма перестают работать из-за люфта;
- звездочки износились. Активное использование приводит к изнашиванию и истиранию звездочек;
- петушок на переключателе сломан. Деталь делается из более тонкого материала, который легче ломается и искривляется, чтобы сохранить в целостности более дорогой механизм. Искривление не позволит ровно поставить цепь;
- проблемы с тросами. Падения приводят к изгибам, которые будут мешать тросику двигаться плавно.
Придется заменить.
Замените детали, если они сломаны. В ином случае проделайте манипуляции с передачами, которые были описаны ранее.
Теперь вы знаете все необходимое о том, как проходит настройка передач на велосипеде. Информация будет полезна не только для новичков, но и для опытных велосипедистов. Рекомендуем уже сейчас посмотреть наш каталог новых моделей и автозапчастей к ним, в которым вы сможете найти подходящую деталь для себя. Если нужна помощь – обратитесь к нашим консультантам, которые ответят на все вопросы и помогут с выбором.
Настройка заднего переключателя велосипеда
Главная » ПОЛЕЗНОСТИ » Руководство к велосипедам » Настройка скоростей на велосипеде » Настройка заднего переключателя
Сначала дешевлеСначала дороже
Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.
Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.
Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.
Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.
Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.
Ограничитель высокой передачи («H»)
Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.
Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.
Настраиваем ограничитель высокой передачи:
- Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
- Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
-
Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
- По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.
Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.
После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.
Ограничитель низкой передачи («L»)
Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.
Настраиваем ограничитель низкой передачи:
-
Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
- Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
- Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.
Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.
Переключение передач велосипеда.
Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.
Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.
Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.
Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.
Точная подстройка основана на следующих принципах:
-
переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.
Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. -
переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.
Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.
Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.
Как настроить велосипедные передачи | Как индексировать передачи и устранять проблемы с переключением
В этом руководстве мы объясним, как отрегулировать и индексировать передний и задний переключатели, чтобы исправить переключение, а также продемонстрируем, как диагностировать и устранять распространенные проблемы с переключением передач на велосипеде.
Бесшумная и плавно работающая трансмиссия может полностью изменить вашу поездку, а починить шестерни вашего велосипеда — это то, с чем справится даже самый неопытный в механике.
Как диагностировать распространенные проблемы с трансмиссией
Первое, что нужно сделать, это выяснить, что на самом деле не так с вашими механизмами.
Проблема: передачи не переключаются вверх или вниз одним нажатием
- Решение: Чаще всего это происходит из-за растянутых тросов шестерни, и вам нужно будет переиндексировать шестерни.
Проблема: шестерни правильно пронумерованы, но цепь продолжает соскальзывать либо с конца кассеты, либо с звездочек
- Решение: Чаще всего это происходит из-за неправильной установки ограничительных винтов переключателя, которые требуют регулировки.
Это также может быть вызвано погнутой подвеской переключателя.
Проблема: мои задние передачи правильно индексированы, но цепь смещается слишком далеко в одном направлении
- Решение: Если цепь не доходит до дна кассеты и смещается через большую шестерню в спицы (или наоборот), это похоже на то, что погнутая задняя подвеска нуждается в выпрямлении или замене. Если вы попали в аварию или каким-то образом повредили велосипед, это, скорее всего, причина. Также возможно, но менее вероятно, что это вызвано ограничительными винтами.
Проблема: переключение на пониженную передачу в порядке, но переключение на более высокую передачу заедает или медленно
- Решение: Когда в последний раз менялись ваши кабели? Грязные тросы и корпус могут стать причиной медленного или неточного переключения передач.
Проблема: Цепь проскальзывает, прыгает и вообще плохо себя ведет
- Решение: Осмотрите кассету, цепь и звездочки на наличие износа.
Видите ли вы заостренный профиль, похожий на акульи плавники, на зубьях шестерни или звездочках? Нам жаль это говорить, но похоже, что вам, возможно, придется заменить цепь, кассету и передние звезды.
Как индексировать передачи на велосипеде
Если передачи на вашем велосипеде правильно пронумерованы, каждый отдельный щелчок рычага переключения передач вызовет однократное переключение передач вверх или вниз, вперед или назад. Если вы обнаружите, что пропускаете передачу или ваше переключение застревает, то, скорее всего, вам нужно настроить индексацию.
Проблемы с индексацией могут быть вызваны растяжением троса, что является нормальной частью процесса приработки новых велосипедов или тросов.
Сначала убедитесь, что виноват не погнутый или поврежденный задний переключатель. Если все в порядке, вот как индексировать или переиндексировать ваши шестерни.
Что вам нужно
- Шестигранный ключ для крепежного болта троса переключателя, обычно размером 4 мм или 5 мм