Гора шихан стерлитамак – Гора Юрактау, Стерлитамак. Шихан, высота, фото, как добраться из Стерлитамака, карта, информация – Туристер.ру

Разное

Содержание

Гора Юрактау, Стерлитамак. Шихан, высота, фото, как добраться из Стерлитамака, карта, информация – Туристер.ру

Гора Юрактау — один из четырех шиханов в Стерлитамакском районе республики Башкирия. Шихан — это одиноко стоящая гора с пологими склонами. Юрактау, Торатау и Куштау составляют цепочку гор-одиночек, протянувшихся вдоль реки Белая на 20 км. Юрактау — самый северный шихан близ Стерлитамака. Местные называют его Лысая гора.

Не так давно существовал еще и Шахтау, но из-за добычи соды он потерян навсегда.

Шихан Юрактау у Стерлитамака

С башкирского языка название Юрактау переводится, как «сердце-гора», это самый северный шихан в окрестностях Стерлитамака.

Высота Юрактау составляет 338 метров над уровнем моря, 118 метров над уровнем реки Белая. Наклон склонов 20–30 градусов. Протяженность горы — около километра.

Юрактау — уникальный природный памятник регионального значения. В настояще время имеет статус особо охраняемой природной территории.

Возраст горы — около 260 миллионов лет. В те времена шиханы были частью кораллового барьерного рифа. Они и сейчас состоят из окаменелостей древних растений и животных. Здесь встречаются губки, брахиоподы, водоросли, кораллы, мшанки. По окаменелостям можно изучать историю появления и эволюции жизни на земле.

На склонах горы произрастает множество растений, например, чистотел, сибирский василек, чабрец, прострел. Семнадцать видов занесены в Красную книгу республики Башкортостан, восемь видов — в Красную книгу России.

Зимний вид с Юрактау, © Ogurchiha

Рядом с восточным склоном Юрактау, в карстовой воронке, располагается уникальное сфагновое болото. Названием оно обязано произрастающим на нем мхам рода Сфагнум. В нижней части горы встречаются осыпи и пещерки. У северного склона есть несколько минеральных родников и сернистых источников.

Юрактау с трех сторон окружена водоемами: старицей реки Белая и озером Мокша.

Легенды о горе Юрактау

Есть легенда, объясняющая башкирское название Гора-сердце. Парень Ишбулда полюбил девушку Гульчиру. Девушка в ответ потребовала доказательств любви. Она попросила принести ей сердце матери Ишбулды. Тот исполнил все, как обещал. По дороге к девушке парень споткнулся и уронил сердце в пыль. А умирающее сердце спросило «Сынок, ты не ушибся?» и обратилось в камень. Так возникла гора, чем-то напоминающая по форме сердце.

Существует еще одна легенда про несчастную любовь.

Заносчивый юноша Ашак полюбил юную девушку Агидель. В попытках завоевать ее сердце, он убил возлюбленного Агидель. После он похитил красавицу. Ненадолго ей удалось сбежать, но Ашак настиг ее, а павший конь преградил Агидель путь. Девушка взмолилась о помощи и тут же стала быстрой рекой. Юноша не смог схватить прозрачную воду и бросил к ней свое сердце. С тех пор здесь возвышаются четыре шихана, четыре осколка его сердца.

История горы

В 1707 году у подножия горы Юрактау происходило сражение между башкирами и войсками Петра I. Кровопролитное восстание длилось около десяти дней и закончилось победой башкир под руководством Кусюма Тюлекеева.

В наше время склоны шиханов популярны среди парапланеристов, с них удобно взлетать. На озере Мокша можно порыбачить и искупаться в жаркий день, а на вершине горы Юрактау устроить небольшой пикник. При подъеме на Юрактау стоит быть внимательными и остерегаться змей.

Гора внесена во Всемирный список мирового геологического наследия. В декабре 2018 года Юрактау и Торатау стали претендентами на внесение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Несмотря на это, на гору, претендует местный производитель соды. Уже практически исчез шихан Шахтау, который начали разрабатывать 50 лет назад. Дальнейшая судьба Юрактау пока неизвестна. Возможно, для защиты шиханов, на территории Ишимбайского и Стерлитамакского районов будет создан геологический парк. Для защиты шиханов объединились башкирские активисты, представители гражданских организаций, экологи, археологи, геологи.

Как добраться до горы Юрактау

В 25 км от Юрактау располагается город Стерлитамак, в 128 км — Уфа.

На машине

Чтобы добраться до Юрактау из Уфы, нужно ехать по трассе Р240 в сторону Стерлитамака. На развязке около поселка Подлесное нужно свернуть в сторону Ишпарсово и двигаться прямо примерно 11 км.

Затем — двигаться южнее и не пропустить поворот у реки Белая.

Как добраться до Юрактау из Уфы

Путь от Стерлитамака до Юрактау займет примерно 40 минут.

Как добраться от города Стерлитамак до горы Юрактау

На автобусе

С Южного автовокзала Уфы каждые полчаса отправляются автобусы до Стерлитамака. Дальше, от Стерлитамака сквозь поселок Юрактау ходят рейсовые автобусы.

От поселка Юрактау до одноименного шихана — примерно 2 километра, которые можно пройти пешком или проехать на попутке.

На такси

Здесь работает приложение Яндекс такси. При необходимости, можно воспользоваться услугами местных таксистов.

Вид с Юрактау на google-панорамах

Гора Юрактау, Стерлитамак

www.tourister.ru

Тратау — Википедия

Тората́у (Тората́у; башк. Торатау — «крепость-гора»[1][2][3][4]; Шиха́н[5][6]) — шихан, гора-одиночка в Ишимбайском районе Башкортостана, символ города Ишимбая и Ишимбайского района, запечатлённый на гербе и флаге города и района[7][8][9][10]. Памятник археологии, подлежащий охране как памятник государственного значения, с 1960 года, памятник природы с 1965 года, уникальный геологический объект[11], включенный в Список геологического наследия всемирного значения «GEOSITES»

[12].

Один из цепочки трёх шиханов в окрестностях города Ишимбая наряду с Куштау и Юрактау, а также ныне не существующим Шахтау, которые выбраны в шорт-лист проекта «Семь чудес России» (как Шиханы)[13].

Гора Торатау является местом посещения парапланеристов. 3 июля 1999 года Виктор Федоров, стартовав с Шихана, установил неофициальный рекорд России в полете на параплане на открытую дальность — 143 км[14].

Согласно распространенной версии, название Торатау происходит от башкирского «тора» — «крепость, городок», и «тау» — «гора».[15]

По мнению члена-корреспондента РАН Р. Г. Кузеева, название горы прозрачно этимологизируется с булгарского языка как Бог-гора или Гора-святилище.

[16]

По альтернативной версии, Торатау означает «Гора Высшего закона»[17].

Физико-географическая характеристика[править | править код]

Звёздное небо над Торатау

Высота — около 275 метров над уровнем реки Белой, 280 метров над уровнем почвы, абсолютная высота над уровнем океана — 406 метров. На небольшом участке горы произрастают свыше 100 видов травянистых растений. В верхней части западного и юго-западного склонов Тратау имеются несколько небольших пещер. У подножья — озеро Тугар-Салган. В основании горы Тратау известен соленый источник, который связан с галогенно-сульфатным карстом массива горы Тратау[18].

Как и остальные шиханы, Тратау — остаток нижнепермского (поздний палеозой) рифового массива, образовавшегося свыше 230 миллионов лет назад в тропическом море (Уральский океан).

Флора Шихана включает 402 вида высших сосудистых растений, которые относятся к 60 родам. На горе зафиксировано 12 реликтовых видов, из них три вида доледниковые (плиоценовые). Обнаружен 21 эндемичный вид.[19]. На горе произрастает 19 «краснокнижных» видов растений, в том числе реликтов: остролодочник башкирский, минуарция Крашенинникова, лен уральский, гвоздика иглолистная и др.

На Тратау выявлено 120 видов представителей животного мира из 97 родов и 52 семейств[20]. Обитают кузнечики, бабочки (аполлон, мотылёк парусный, сенница обыкновенная и др.), суслик рыжеватый и др.

[15]

25-26 февраля 1960 г. Башкирский республиканский совет Всероссийского общества охраны природы совместно с Башкирским филиалом АН СССР провели первую научную конференцию по состоянию и задачам охраны природы в Башкирии. В принятой резолюции конференции был поднят вопрос об объявлении гор Тратау и Юрак-Тау памятниками природы республиканского значения[21].

Гора Тратау является комплексным памятником природы республиканского значения. Памятник природы «Гора Тратау» образован постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 17.08.1965 № 465 «Об охране памятников природы Башкирской АССР». Расположен в полутора километрах к северо-востоку от села Урман-Бишкадак. Памятник представляет собой конусовидную гору-останец, сложенную органогенными известняками рифового происхождения.

Режим охраны Тратау установлен Положением о памятниках природы в Республике Башкортостан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года № 48, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 марта 2014 года № 110 «О памятниках природы республиканского значения», постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2018 года № 163 «О внесении изменений в постановление Совета Министров БАССР от 17 августа 1965 года № 465 «Об охране памятников природы Башкирской АССР. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 апреля 2018 года № 163 для памятника природы, в соответствии с его особенностями, утвержден индивидуальный режим особой охраны, в части ограничений и запретов. Вышеуказанное постановление Правительства Республики Башкортостан прошло соответствующие процедуры, в том числе независимую антикоррупционную экспертизу и получило положительное заключение государственной экологической экспертизы, согласовано с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», одним из основных принципов охраны окружающей среды является приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов. Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», памятник природы «Гора Тратау» находится под охраной государства.

По законодательству Республики Башкортостан, к памятникам природы относятся уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы.[22] По альтернативному мнению представителей Башкирской содовой компании А. А. Шатова и Е. А. Сафаргалеевой, стерлитамакские шиханы, в том числе Тратау, в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении ценности не представляют.[23].

В соответствии с режимом охраны на горе Тратау запрещается геологоразведка (бурение, взрывные исследования и пр.), добыча горных пород, добыча окаменелостей, любое строительство (зданий, дорог, ЛЭП, антенн, горнолыжных трасс и пр.), охота, проведение массовых мероприятий (слетов, сабантуев, соревнований и пр.), сбор полезных растений, посадки леса, выпас скота, гербаризирование растений, коллекционирование насекомых, рубки главного пользования.[24]

Гора Тратау наряду с другими стерлитамакскими шиханами входит в Список геологического наследия всемирного значения «GEOSITES», который формируется и находится под эгидой Европейской ассоциации по сохранению геологического наследия ProGEO.

Гора также включена в информационно-поисковую систему «Уникальные геологические объекты России», созданную Всероссийским научно-исследовательским геологическим институтом имени А. П. Карпинского по заказу Федерального агентства по недропользованию.

С 4 по 11 июня 1989 года в городах Уфе — Стерлитамаке — Ишимбае состоялась седьмая палеоэколого-литологическая сессия «Пермские рифогенные образования Южного Урала». Сессия рекомендовала Госкомприроды СССР и РСФСР включить стерлитамакские шиханы Тратау, Юрактау и Куштау в список геологических памятников природы всесоюзного значения.[25]

Шихан является частью системы нижнепермских рифовых массивов (поздний палеозой), прослеживаемой от Северного Ледовитого океана до Прикаспия вдоль всего Урала. Он сложен рифогенными известняками и состоит из окаменелостей различных представителей органического мира той эпохи. Возраст горы, установленный при помощи радиологических методов, составляет 285 млн лет. Особенность Тратау, как и других шиханов, в том, что эти окаменелости подняты на дневную поверхность в результате тектонических движений, на остальном же пространстве рифы покрыты более молодыми отложениями или плохо обнажены.

Этот факт предоставляет геологам возможность непосредственно в деталях изучать нижнепермские рифы, которые нигде более не представлены настолько эффектно и доступно для исследования. В связи с этим геологические разрезы Тратау, наряду с другими стерлитамакскими шиханами, отражены в Международной стратиграфической шкале и хорошо известны в мировой геологической литературе. Так, Тратау посетили участники XVII и XXVII сессий Международного геологического конгресса в 1937 г. и 1984 г., гора стала также объектом экскурсии VIII Международного конгресса по стратиграфии и геологии карбона в 1975 г.

На склонах Тратау обнажен геологический разрез от верхнего карбона до артинского яруса нижней перми. Его основную часть составляют светло-серые массивные крепкие известняки шиханского (верхнего) горизонта ассельского яруса (обнаженная часть мощностью 80-100 м). Более молодые отложения сакмарского яруса (тастубские и стерлитамакские горизонты) находятся в привершинной части Шихана.

Рифообразующими организмами известняков были в основном известковые водоросли Tubifites и в меньшей степени одиночные кораллы, мшанки, а также разнообразные брахиоподы (более 150 видов). В артинском ярусе на некоторых участках западного склона обнаружен комплекс мшанок, характерный для нижнего (бурцевского) горизонта данного яруса.

Отложения верхнего горизонта (саргинского), выделяемые как верхнеартинские отложения, вскрыты канавами в ложбинах, прорезающих склоны горы. В этих породах обнаружены немногочисленные раковины пермских аммоноидей.[26][27]

Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года памятник археологии «Городище „Тура-Тау“ и курган» включен в Список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения[28].

Памятник включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 021640414590006[29].

12 декабря 2017 г. издан Приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан № 194 «Об утверждении предмета охраны, границ территории объекта культурного (археологического) наследия федерального значения „Городище Тура-Тау и курган“»[30].

На горе Тратау на плоской вершине обнаружено городище эпохи железа. В шурфе и на поверхности земли обнаружено около 100 черепков, в том числе 10 с орнаментом. Черепки орнаментированы рядами круглых крупных ямок и косыми насечками. В основном черепки от тонкостенных сосудов. На юго-восточной, восточной и северо-восточной границах площадки вершины горы отмечены остатки рва, современной глубиной от 10 до 40 сантиметров. На севере, юге и западе площадки ров теряется[31].

Считается археологическим памятником 1‑й пол. 1‑го тыс. н. э., 8—9, 13—14 вв. Проводились исследования в 1951 г. В. П. Викторовым, в 2000 г. А. Л. Сметаниным. Относится к святилищам. Найденная керамика представляет собой фрагменты сосудов имендяшевского типа (орнаментированы насечками по венчику, с примесью песка в тесте), кара-якуповской и чияликской культуры (украшены оттисками шнура по венчику, с примесью раковины в тесте). Среди находок — амулет из клыка медведя, бронзовая накладка, бубенчик, серебряная бусина, глиняная пряслица, костяные проколки; кости животных. Материалы памятника хранятся в Стерлитамакском музее[32].

Гора Тратау тесно связана с историей Башкортостана средних веков и имеет историческую ценность.[33]

В шежере башкир племен Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян говорится:

На реке Белой гора Тура-тау известна. Это место его (Турахана) ставки. Он был самовластным ханом башкирского народа.

В комментариях к шежере Р. Г. Кузеев сообщает, что

о Тура-хане и Тура-тау (гора Тура), которая находится всего в нескольких километрах восточнее Стерлитамака, существуют десятки исторических сказаний и легенд. Предания рассказывают, что Тура-хану подчинялась вся южная и центральная Башкирия (племена Кыпсак, Бурзян, Юрматы, Усерган, Тамьян, Мин и др.) Ставка Тура-хана была, согласно преданию, на неприступной горе, которая до настоящего времени называется Тура-тау.[34]

Одна из легенд приводится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1902 г.):

По преданию, Тура-хан откочевал с своею ордою после столкновения с царем Кучумом на берега р. Белой и остановился около места, где теперь г. Уфа. После покорения Казани и с появлением русских войск он двинулся на Ю. и остановился в 2½ вер. от гор. Стерлитамака, где до настоящего времени гора носит название Тура-Тау.[35]

В 30-х гг. XVIII в. В. Н. Татищевым в башкирском селении Сибирской дороги была обнаружена копия старинной рукописной книги, переписанная Мустафой Кутлумухаметовым, в которой среди ханских ставок упоминается

«Туратавское устье до самого Алмалы Аты — Чахана-хана жилище, сиречь гора имеетца в вотчине Юрматынских башкирцов, где впала Селеук река в Белую реку».[36]

В летописи Нурмухамеда, сына Ахмедзяна, перевод которой был издан в 1937 г., и которая скорее всего является частью до сих пор не опубликованного сочинения на персидском языке «Фарханг-наме», сообщается:

…На р. Белой есть Торатау кунгратского хана…[37]

Тратау упоминается в «Топографии Оренбургской губернии» Петра Рычкова (1762 г.):

Тура-Тау, Кош-Тау, Юрак-Тау, три высокие горы на Белой реке по течению ее с правой стороны в Юрматынской волости, одна от другой версты по три или по четыре. На первой имеется земляная крепость, где по сказанию башкирцев живал некоторый нагайский хан, почему она и называется Тура. Ибо «тура» по нагайскому наречию значит земляной городок, или вал[38]

Посетивший в 1768 году Тратау адъюнкт Императорской академии Иван Лепехин писал:[39]

«В одиннадцати верстах от Стерлитамакской пристани, по нагорному берегу реки Белой видна последняя из высочайших гор близ Оренбургской дороги в Уфу, Тура Тау (Городковая гора) прозываемая. Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам, жительствовал на ней Нагайский Хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками называют».

В первом «Географическом лексиконе» верейского воеводы Ф.Полунина (1773 г.) говорится[40]:

Туратау, гора в Оренбургской губернии, лежит при реке Белой, по течению ея с правой стороны, в Юрматынской Башкирской волости. На оной есть земляная крепость, где по сказанию башкирцев живал некоторой Нагайской Хан, от чего она и прозвана, по тому что Тура на татарском языке значит город, или какое ни есть укрепление, или непременное жилище.

На карте Уфимского наместничества 1792 г. Шихан обозначен как «гора Тура»[41].

Издатель журнала «Сибирский вестник» Григорий Спасский в письме, опубликованном в 1824 году, рекомендовал издателю журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньину посетить Шихан:

Побывайте на горе Тура-тау, близ Стерлитаматской крепости; посетите в ней Ханскую пещеру; взгляните на большой курган, называемой Кизляр-тау; послушайте рассказы о сих предметах Башкирцев. Не оставьте также и их самих без замечания: это один из просвещеннейших кочевых народов; сообщите нам хорошие образцы их песен и сказок, имеющих оттенки Поэм Ариостовых и сохраняющих многие Исторические предания.[42]

Краевед Руф Игнатьев отметил в 1870 г.[43], что

Стерлитамакского уезда, в 3 верстах от г. Стерлитамака, на юго-западе, близ р. Белой и горы (Юрской формации) Тура-тао, видны остатки вала, называемого Ногайским. Разсказывают, что этим валом обнесено было становище самого хана, который оставил это место, когда известился о победах В. К. Ивана III над Казанью; испуганный страшною вестию, он бежал за Кубань. Остатки вала, обозначающие стан Ногайского хана при горе Тура-тао, состоят из чернозёмной насыпи с примесью речного песку и мелкого речного камня. Вал расположен четырёхугольником, где каждый угол имеет 34 сажени; с севера и востока насыпи есть пустые пространства, служившие входом; высота вала от осыпа конечно не равномерная, именно от ½ до 2½ аршин.

Есть предание, что хан, собираясь уйти отсюда, скрыл свои сокровища в пещере в горе Тура-тао. В этой горе, на возвышении 30 саженей, есть природная пещера, одна из многих в горах по берегам р. Белой. Вход в неё свободен, но далее проникнуть невозможно, так как камни осыпались и заградили протяжение пещеры, идущей повидимому на восток от входа. Камни (белый плитняк) так велики, что нужно много труда, чтобы очистить от них пещеру. О попытках кладоискателей здесь даже не слышно.

В конце XIX века фольклорист С. Г. Рыбаков наблюдал Тратау с вершины горы Масим (около 88 км по прямой)[44].

… Мы могли различать на западе хребты Уфимской губ. и среди них далекую и славную своей высотой гору Тура-тау, близ гор. Стерлитамака…

Русский писатель Сергей Минцлов в 1911 году писал[45]:

По сведениям, полученным мною от башкир, в Ильчик Темировской волости, близ деревни Караягановой, в местности Тротау, находится над р. Белой курган, в котором похоронен киргизский владыка Тхохан. На том месте, по преданиям, стояла кочевка его, и там же творились суд и расправа.

С 1948 по 1955 г. у подножия Тратау находился спецлагерь под литерой 0016.[46][47]. С юго-западной стороны шихана сохранились три остова бараков. Заключенные добывали известняк на горе Тратау.

По данным российского этнографа С. И. Руденко, башкиры почитали гору Тратау как священное место[48]. По мнению исследователей, гора Тратау была древним святилищем[49][50], сакральным местом[51]. На вершине горы-святилища Тратау археологи и этнографы фиксируют следы обрядовых действий[52].

Гора Тратау включена в кадастр культовых памятников горно-лесного Урала. Памятник считается святилищем, существовавшим непрерывно с конца I тыс. н. э. по настоящее время[53].

Иван Лепехин в 1768 г. отмечал[54], что

Башкирцы к горе сей имеют особливое почтение и почитают ее за освященное место. В старину, по их сказкам, жительствовал на ней Нагайский Хан со своим семейством, а после служила она прибежищем богобоязливым и уединенным мусульманам, которых они угодниками называют.

Восхождение на гору было табуировано:

Никто из них на сию гору с нами идти не хотел, отговариваяся разными обетами, которыми они горе должны, и которые ещё не исполнены: ибо без исполнения обетов влазить на гору никто не может, разве кто похочет сам себе быть злодеем

Башкиры приводили Лепехину примеры, что может случиться с теми, кто неуважительно относится к священной горе. Так, один из местных жителей,

презирая сие священное место, и в возмездие башкирскому заблуждению на горе напакостил. Но сия попытка даром ему не прошла: ибо весь его род в короткое время вымер. Мор начался с его сына, который умирая видел разных хищных зверей сходящих с горы и готовящихся терзать его тело и всего семейства. Другой, гоняясь за лисицею без всякого обета, и в посмеяние забравшийся на гору, растерзан был медведем

Местные башкиры, «особливо те, которые за знатоков между ими почитаются», объясняли Ивану Лепехину такое почтительное отношение к горе тем, что в «книге Чингыз», то есть «Кысса-и Чингиз-хан» («Чингиз-наме»), «много о сей горе написано». Один из вариантов этого сказания был опубликован в 1822 г. адъюнктом восточной словесности Казанского университета Ибрагимом Хальфиным, который заимствовал его из старинной рукописи[55]. В 1835 г. в журнале «Сын Отечества» В. И. Даль опубликовал перевод сказания. В нем говорится, что матерью Дуюн-Баяна, предка Чингиз-хана, была Гулямалик-Курекле, которая забеременела от солнечного луча. Узнав об этом, родители посадили ее близ горы Торатау в золотую лодку и пустили вниз по течению реки[56][57][58].

Тюрколог Абдулкадир Инан считал упоминание горы Торатау в тексте «Чингиз-наме» одним из доводов в пользу того, что это произведение было создано в центральной Башкирии.[59]

По информации жителей окрестных деревень, существовала традиция совершать коллективный обход горы в целях исполнения желаний.

«Во время войны поднимались каждую пятницу на гору и молили о победе. Тот, кто совершал по совету стариков круговое хождение семь раз вокруг горы, все вернулись живыми»

Бесплодные женщины просили у горы ребенка. На горе произносили благопожелания мира и счастья. У местных жителей сохранились предания о том, что на горе Тратау и ее отрогах похоронены святые провидцы и религиозные служители, в память которых совершались паломничества к могилам и коллективные моления.[60] Тратау и сейчас является местом паломничества, на одном из ее склонов установлена плита с надписью, сообщающей о нахождении на горе могилы аулия.[61]

По рассказам старожилов, местные жители в прежние времена в дни больших праздников поднимались на вершину горы.[62]

В книге «Хребет России» писателя Алексея Иванова шихан Тратау назван «священной горой»[63]. Для части жителей Башкирии гора Тратау наряду с другими шиханами — национальный символ, как Арарат для армян или Фудзияма для японцев.[64]

По результатам анкетирования, проведенного ульяновским исследователем А.Идиатулловым, гора Торатау вошла в список объектов, почитаемых башкирами ПФО и сопредельных территорий как священные, опередив, в частности, горы Ауш-тау, Нарыс-тау, мавзолей Тура-хана, кешене Хусейн-бека, мечеть Ляля-Тюльпан[65].

24 июля 2016 г. на вершине горы Тратау епископ Салаватский и Кумертаусский Николай совершил литургию. Сводный хор епархии исполнил богослужебные песнопения.[66].

В Географическо-статистическом словаре Российской Империи (1885) шихану посвящена отдельная статья «Тура-тау», в которой отмечается:

У Башкир сохранились о горе легенды, и самая гора почитается священною[67]

По утверждению заместителя генерального директора Башкирской содовой компании Марины Бортовой, проведенное Башкирской содовой компанией исследование не подтвердило сакрального значения Шихана[68]:

Что касается сакрального значения, мы искали этому подтверждение, проверили все энциклопедии советского и дореволюционного периода, посмотрели учебники, изучили сказания, сказки, народный эпос, в том числе на башкирском и татарском языке — все было это проверено, и мы не нашли упоминания Тратау нигде.

В фольклоре[править | править код]

Гора Тратау упоминается в башкирском народном творчестве.

В сказании «Айтыш Акмурза-сэсэна и Кубагуш-сэсэна» упоминается хан Каракулумбет, который проводил лето на Деме, зимовал на Торатау[69].

В эпосе «Идукай и Мурадым» говорится, что поколение отца Идукая — Кутлу «на Шихане растило коней»[70].

В эпосе «Акбузат» упоминается батыр Тамьян из Туры (то есть Торатау)[71].

Гора Торатау упоминается также в эпосе «Идель и Яик».[72]

В стихотворном родословии «Баит Киньякая» говорится[73]:

В старину жил Тура-хан —
В стороне своей тархан,
На горе его сардак (резиденция)
Там его был зимний стан,
Славен всюду был тот хан …
Расторопной была жена.
Было трое у них сыновей,
Трое могучих богатырей;
Каждый — как батыр-арслан:
Ишей, Салих и Карайган.

В предании «Поле, обагренное кровью», говорится[74]:

Когда-то на вершине горы Торатау обосновался монгольский хан. Земля там солнце не видела — его заслонил ханский шатер. Много мук изведал народ, много горестей испытал. В конце концов, терпение истощилось — он восстал. Особенно кровопролитными были у подножья Торатау два сражения, трава краснела и стала влажной от пролитой крови. С тех пор то поле стали называть Канъяткан — Поле, обагренное кровью.

В книге «Дворцы под землей» С. Д. Лялицкой (1939 г.)[75] приводится предание о дочери жестокого хана красавице Диафет, которую отец заключил в пещеру на горе Тратау за то, что она хотела сбежать с пленным русским воином. По легенде, вход в пещеру охранял гигантский удав.[76]

В литературе[править | править код]

Прозаические произведения[править | править код]
  • Рим Ахмедов «Слово о реках, озерах и травах». Уфа, Башкирское книжное издательство, 1988[77]
  • Булат Рафиков «Ахырызаман көткәндә» (1993; «В ожидании конца света», 1996)[78]
  • Амир Сайфуллин «Одинокий странник» (роман)[79]
  • Амир Аминев «Бер кәмәлә» («В одной лодке») (повесть)[80]
  • Галим Хисамов «Өн һәм һан» («Звук и число») (роман)[81]
Поэмы[править | править код]
Стихотворения[править | править код]
Пьесы[править | править код]
  • Ралиф Киньябаев «А Торатау и ныне там»[95]

В музыке[править | править код]

Песни[править | править код]

В изобразительном искусстве[править | править код]

С 16 по 22 августа 2013 года состоялся арт-проект «Сохраним шиханы Торатау и Юрактау». В художественном симпозиуме «Сотворение-4, шиханы» (организатор — МСИ РБ им. Н. Латфуллина) у подножия шиханов и в картинной галерее Стерлитамака участвовали 20 художников. Они написали 40 полотен и 30 этюдов. Заслуженный художник РБ Василь Ханнанов написал «портрет» Тратау на огромном холсте, расстеленном на земле перед Шиханом.[97]

Мнения об эстетической ценности Тратау[править | править код]

В. В. Зефиров писал о красоте Шихана[98]:

За долго до поездки, я многое множество раз слыхал от одного из своих приятелей безконечные разсказы о горе Шихан, находящейся близ Стерлитамака, которую он, по особенной настроенности духа, к превыспренним восторгам, превозносил чуть не до небес…

И действительно, было чем полюбоваться. По мере приближения нашего к городу, эта страшная туча мало — по малу меняет свой вид и наконец переходит в огромную одинокую гору которая постепенно принимает на себя все оттенки синего и зеленого цветов, от самой густой, почти черной, синевы громовой тучи до нежного оттенка цветущей зелени. То является она покрытая этой отрадной зеленою оболочкой, то выставляет свои обнажѐнные белые скалы, между которыми разбросаны там и сям засохшие кустарники. Между тем шире и свободнее разстилается степь, и среди ее, окруженный четырьмя другими горами, гордо красуется Шихан, как вечный, несокрушимый страж золотоносного Урала, темной синевой рисующегося на дальнем горизонте…

…Нельзя было не остановиться на подошве горы и не полюбоваться отсюда ее дикою красотою. Ровно стелется во все стороны степная равнина, покрытая всею роскошью нашей северной растительности. Среди ее стоят отдельно друг от друга пять гор, но одна лишь повелевает всем пространством; смиренно отделились от нее другие; ей одной предоставили они всю славу степной красоты.

В то же время представители Башкирской содовой компании А. А. Шатов и Е. А. Сафаргалеева считают, что стерлитамакские шиханы, в том числе Тратау, в эстетическом отношении ценности не представляют[23].

Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов 10 октября 2010 года сделал такую запись в своем блоге:

«…Тратау, Иремель, наши знаменитые горы. По „Соде“ нет простого решения в части сырья. Но и разработка Тратау — не выход. Надо искать альтернативные варианты. Пока пытаются меня убедить в том, что Тратау — единственный и неизбежный вариант поставки известняка. Я не согласен, хотя бы потому, что не видел расчетов. Одни эмоции. Мне нужно сопоставление вариантов. Так что остаюсь при своем мнении. Тратау — не трогать!»

16 октября 2010 года:

«7. Поручение по поиску альтернативных вариантов обеспечения „Соды“ сырьём мною дано соответствующим министерствам. Задача, Тратау — не трогать, искать другие варианты».

28 октября 2010 года «Комсомольская правда в Уфе» провела круглый стол по сохранению горы.

— Сырья, добываемого на месте Шахтау, хватит на шесть лет. За это время надо найти оптимальный вариант дальнейшего снабжения ОАО «Сода» сырьём, — сказал заместитель Премьер-министра Правительства РБ Юрий Пустовгаров. — На территории республики мы уже наметили порядка пяти источников. Сейчас рассчитывается наиболее выгодный вариант.

— Тратау — уникальная гора, по своему геологическому строению она единственная в мире, — сказал министр природопользования и экологии РБ Идел Шаяхметов. — На территории природного памятника обитают 25 видов растений, занесенных в Красную книгу.

— На самом деле будущее Шиханов всё ещё остаётся открытым. Есть прецеденты, когда статус особо охраняемых объектов то давали, то снимали. И в данном случае общественности необходимо пристально следить за действиями ОАО «Сода», правительства и местных властей. А в будущем, если вопрос о Шиханах возникнет снова, он должен решаться только путём общественных слушаний — и никак иначе, — заявил председатель Союза экологов Башкирии Александр Веселов.

В 2011 г. компания «Башкирская химия» обратилась в Правительство России с просьбой снять с шиханов Тратау и Юрак-Тау статус памятника природы и выдать разрешение на их разработку.[99].

Однако это привело к протестам населения, публикациям против разработки шиханов, организации митингов.

Комплексное социологическое исследование в сентябре-октябре 2015 г. показало довольно высокую степень психологической включенности жителей республики в вопрос разработки Тратау: к этой теме в Уфе проявили заинтересованность 62 % опрошенных, в районах проблемной зоны — 71 %.

Подавляющее большинство участников массового опроса выразили негативное отношение к перспективе промышленной разработки Тратау: в Уфе с этим полностью или скорее не согласны 67 %, а в проблемной зоне — 69 %. Основным аргументом против разработки Шихана, по результатам опроса, является прежде всего сохранение памятника природы и культуры, который связан с историческими (национальными, этнокультурными) традициями населения данного региона.

Опрос экспертов в рамках исследования показал, что в целом экспертное сообщество выступает за поиск компромисса в целях решения сложившейся ситуации, поиск альтернативных источников сырья и сохранение Тратау как памятника природы и культуры, уникального объекта науки и всенародного достояния.[100]

В конце апреля — начале мая 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел социологическое исследование, посвящённое проблеме промышленной разработки горы Тратау в Уфе и в городах, расположенных рядом с проблемной зоной. 25 % опрошенного населения региона и 45 % жителей расположенных рядом муниципалитетов полагает, что Тратау — это уникальная достопримечательность Башкирии. 36 % участников опроса считают, что Тратау имеет не только природную, но и историческую ценность, а среди жителей проблемной зоны этот показатель составляет 50 %. 65 % респондентов одобряет протестные акции, направленные на сохранение Тратау. При этом 35 % опрошенных выразили готовность при необходимости лично участвовать в акциях протеста против разработки шихана[101].

В 2018 году Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров призывал передать известняковые шиханы (природные памятники регионального значения) Башкирской содовой компании.[102].

Мнения за сохранение Тратау[править | править код]

За сохранение Тратау высказались:

  • Бывший Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов.[103]
  • Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев[104]
  • Руководитель Башкирского регионального отделения Русского географического общества Камиль Зиганшин[105]
  • Заместитель председателя Комитета Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию, лидер регионального отделения политической партии «Альянс зеленых и социал-демократов» Руфина Шагапова[106]
  • Руководитель Общероссийской экологической политической партии «Альянс зелёных» Александр Закондырин[107]
  • Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов[108]

Мнения за разработку Тратау[править | править код]

За разработку Тратау высказались:

  • Деревня Шихан в Ишимбайском районе Башкортостана
  • Газета г. Ишимбая и Ишимбайского района «Торатау» (на башкирском языке)
  • Детский ансамбль народного танца «Торатау» (г. Стерлитамак)

ru.wikipedia.org

Гора Торатау 2019, Стерлитамак, Башкирия. Высота, где находится, карта, фото, как доехать, отели –Туристер.ру

Гора Торатау — уникальный природный памятник и один из главных символов Башкирии. Гора изображена на гербе города Ишимбай и Ишимбайского района. Белая полоса здесь обозначает не только известняковое происхождение горы, но и чистоту помыслов живущих здесь народов.

Торатау часто называют просто Шихан. Вообще, шихан — это географическое название одиноко стоящей горы с пологим склоном.

Всего в окрестностях Ишимбая три шихана — Куштау, Юрактау и Торатау. Когда-то существовал еще и Шахтау.

Особенности шихана Торатау

С башкирского Торатау переводится, как крепость-гора. Есть также версия с булгарского — Гора-Святилище или Бог-Гора. И третий вариант перевода — Гора Высшего закона.

Торатау — одна из древнейших гор на Земле, ее возраст около 285 миллионов лет.

Гора в древности была коралловым рифом и теперь полностью состоит из окаменевших останков древних форм жизни — моллюсков, водорослей, кораллов. По ним можно изучать историю развития жизни на Земле. До сих пор изучаются членистоногие, которые обитали здесь 540–250 млн лет назад. Не так давно были найдены окаменевшие деревья высотой четыре метра, появившиеся здесь 290 млн лет назад.

На Торатау произрастает множество редких видов растений. В красную книгу Республики Башкортостан занесены 17 видов, в красную книгу России — 9 видов. Здесь также встречаются растения-эндемики — виды, которые больше нигде не растут. И реликтовые растения — древняя флора, которая мало где сохранилась.

С 1960 года Торатау — археологический памятник государственного значения, с 1965 — уникальный геологический объект.

Гора входит в Список геологического наследия всемирного значения «GEOSITES».

Высота шихана над уровнем океана — 406 метров, над уровнем земли — 280 метров, над рекой Белой гора возвышается на 275 метров.

У подножия горы находится озеро Тугар-Салган, в переводе с башкирского — змеиное озеро. Озеро также является памятником природы, одно из самых глубоких в Башкортостане карстовых озер. Для древних народов озеро было священным, как и Торатау.

Сейчас въезд к озеру платный. На огороженной территории обустроены беседки, зоны с мангалами. Сюда приезжают половить рыбу и просто отдохнуть.

История горы Торатау в Ишимбайском районе

Древние народы считали, что, поднявшись на гору, можно поговорить с тюркским божеством — Кук Тарахэ. Торактау, территория вокруг и озеро, считались священными. Здесь нельзя было заниматься сельским хозяйством и тревожить и, тем более, осквернять эти места.

Когда-то гора была священным местом для башкирского народа Юрматы. Местные издревле совершали на ней языческие обряды. В праздники к подножию горы съезжались люди из окрестных поселений. Они готовили национальные блюда, пели и танцевали. Отсюда же храбрые воины отправлялись в походы.

В XV–XVI веках большая часть Башкортостана была под властью Ногайской орды. На вершине горы находилась ставка самопровозглашенного хана, Турахана. Развалины крепости можно было увидеть вплоть до XVII века.

Здесь же башкиры хоронили авлия — святых праведников. Первое захоронение авлия датировано II веком до нашей эры. На вершине горы нашли семь таких захоронений, а у подножия Торатау — восемнадцать.

В XX веке археологи обнаружили здесь культурный слой, относящийся к бронзовому и железному векам. Найдены фрагменты посуды, украшений,

В 2010 году здесь появился памятный знак — «Камень родов», так как тут собирались башкирские роды для принятия важных решений.

В советское время здесь находился лагерь Гулага, где осужденные женщины добывали известняк.

В наше время вокруг горы не утихает множество споров. Местный производитель и добытчик пищевой соды уже несколько лет пытается добиться того, чтобы с Торатау сняли природоохранный статус.

На территории Стерлитамакского и Ишимбайского районов планируют создать геопарк.

В декабре 2018 года шиханы Торатау и Юрактау стали претендентами на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Торатау и сейчас сохраняет преемственность поколений. В древности здесь проходили языческие праздники. В июне 2019 года у подножия Торатау пройдет этно-фольклорный фестиваль «Наследники сарматов». На фестивале будут обучать стрельбе из лука, проводить состязания в джигитовке и конной стрельбе, национальные игры. Для детей организуют игры и конкурсы.

Легенды о шихане Торатау

С горой связано несколько красивых легенд.

В одной из пещер Торатау рассвирепевший отец заключил свою дочь, красавицу Диафет, за то, что та хотела сбежать с русским воином. Вход в пещеру день и ночь охранял змей. Змей, предчувствуя собственную смерть, засыпал пещеру камнями. Красавица до сих пор ждет своего спасителя. Тому, кто ее освободит, достанутся клады и сокровища, необыкновенная сила и неуязвимость.

Связана с этими местами и легенда про еще одну красавицу. Юную Агидель полюбил заносчивый сын правителя, Ашак. Девушка не разделяла чувств юноши, тот убил ее возлюбленного. Тогда Ашак похитил Агидель, но ей удалось сбежать. Юноша все же настиг девушку, его конь пал перед ней. В отчаянии она взмолилась о помощи и превратилась в быструю речку. Ашак и теперь пытался догнать речку, но та ускользала сквозь пальцы. Тогда он бросил к ее ногам свое каменное сердце.

Река остановилась на миг, прикоснулась к камню и устремилась дальше, к сестре Каме и матери Волге.

С тех пор и стоят тут четыре шихана, осколки его каменного сердца — Юрактау, двугорбая гора Куштау, вершина Шахтау. И одинокий шихан Торатау.

Как добраться

Гора Торатау располагается в 21 км от города Стерлитамак и в 19 км от города Ишимбай. Сначала нужно добраться до одного из них.

На машине

Из Уфы или Оренбурга нужно ехать по трассе Р240 до Стерлитамака или Ишинбая. От Стерлитамака и Ишимбая до горы Торатау — 20 км, ехать примерно 20 минут.

Расстояние из Уфы до Стерлитамака — 145 км, время в пути — около 2 часов. От Оренбурга до Ишимбая — 228 км, время в пути — 3,5–4 часа.

На автобусе

Маршрут автобусов, следующих из Ишимбая в Стерлитамак и обратно, проходит рядом с горой Торатау. С трассы Р240, по которой идут автобусы — поворот в сторону Торатау. Расстояние до горы примерно 1,5 км, которые можно пройти пешком.

На такси

Для того, чтобы добраться до Торатау на такси, можно воспользоваться услугами местных таксистов или приложением Яндекс такси.

Вид с Тортау на окрестности на гугл-панорамах

Шихан Торатау. Башкортостан.

www.tourister.ru

Стерлитамак. Часть 2: заводы и шиханы: varandej — LiveJournal

По одной из башкирских легенд, когда-то очень-очень давно некий шах пленил безответную любимую красавицу Агидель. Агидель, если кто не знает — башкирское название Белой реки. Девица, однако, попалась не только красивая, но и отчаянная — поэтому сбежала из шахской крепости. Шах преградил ей дорогу, но не удержал. Шах послал вслед сокола — но Агидель смогла от него скрыться. Наконец, в отчаянии шах вырвал своё сердца и бросил ей на дорогу — но и это не остановило Агидель в ее пути на север. От горя все остальные герои данной истории превратились в камень — так и появились Стерлитамакские шиханы: Торатау (Крепость-гора), Шахтау (Шах-гора), Куштау (Долгая гора, очертаниями похожая на сокола с распростертыми крыльями) и Юрактау (Сердце-гора).
Вообще, шиханы — это одинокие куполообразные холмы-останцы посреди степи. Издалека они похожи то ли на курганы, то ли на отвалы. По одним легендам это могилы гигантов и царей, по другим — остатки рудников Гипербореи. Стерлитамакские шиханы самые высокие в предуральской степи, и наряду с Шульган-Таш считаются главной достопримечательностью Башкирии.

Впрочем в Стерлитамаке об этом не знают. Если в Уфе многие на шиханах были или мечтают побывать, то в «южной столице» на поиски того, кто поможет мне туда добраться, я истратил битый час. Тут, впрочем, стоит сказать, что я подготовился к вылазке на шиханы по своим меркам очень плохо — сам не знаю, как так вышло, ведь обычно я прорабатываю маршрут до мельчайших деталей. Видимо, думал, что будет легко.
Но в итоге это обернулось благом — я всё-таки сумел найти машину, водитель оказался на удивление толковым человеком, к моим поискам отнёсся с пониманием, и в общем раньше, чем мы выехали за город, простая поездка до конечного пункта обернулась целой экскурсией.

Севернее центра, за Стерлей, начинается Сода — сталинско-хрущовский район при одноименном заводе. В самом соцгороде не снимал (так как ничего примечательнее улицы сталинских малоэтажек не увидел), а вот сама «Сода» выглядит грандиозно:

Это лишь первый завод в конгломерате трех (или четырех?) химических сверхгигантов, тянущихся от Стерлитамака на север. Здесь же Каучуковый завод, Каустический завод, нефтезавод да еще и машиностроительные предприятия. В морозный день промзона была просто укрыта дымным куполом. А с моста через Белую я увидел вот что (пардон за ветки):

Крупнейший в СССР содовый завод был построен именно в Стерлитамаке не случайно — шиханы представляют собой ни что иное, как огромные кучи отличного известняка. Собственно, их и осталось-то три — Шахтау был срыт «Содой» до основания. Действительно, более дешевое сырье сложно представить — для его транспортировки не нужны ни то что поезда, но и даже грузовики: от «Соды» до шахтау тянется 4-километровая грузовая канатная дорога:

В общем-то, по мировым меркам она не так уж и велика — за границей известны канатки длиной в десятки километров. Но честно говоря, мне такие сооружения раньше видеть не доводилось, да и большинству из Вас наверное тоже. И в общем, свернув с асфальтовой дороги, мы поехали прямиком к вышкам канатки:

Похожая на высоковольтку дорога состоит из четырех ниток. Ближайшая по ходу нашего движения не работала — как сказал водитель, «отдыхает». На канате висят перевернутые вагонетки — за несколько десятилетий они просто вычерпали гору. Как пирог ложкой.

Другие нитки исправно работают — в движении выглядит завораживающе:

А чтобы не упало — внизу закреплены широкие сетки:

Перспектива очень впечатляющая:

И пока едем вдоль линии, расскажу невеселую историю стерлитамакских гигантов, которую я слышал дважды от разных людей. Ведь еще совсем недавно Стерлитамак был одним из самых богатых городов России, по уровню жизни едва ли не превосходившим Уфу. Дело даже не столько в работе и зарплате, сколько в социалке — в «золотой век» город успел реконструировать школы и больницы, закупить современный транспорт, отремонтировать дороги и инфраструктуру. По уровню благоустройства Стерлитамак дважды брал «серебро» и один раз «золото» среди городов России среднего размера. В общем, здесь происходило всё то, за что Вы боготворите белорусского Батьку.

А потом (2007-2008 годы) случилось то, что постигло уже очень многие индустриальные гиганты России — заводы были куплены московскими олигархами. А как результат — налоги с этих заводов платят уже компании, базирующиеся в других городах (в первую очередь в столице), бюджет города радикально сократился, а новые хозяев не очень-то спешат повышать зарплату рабочим и урезают большинство внутризаводских социальных программ.
Нет, само собой не везде всё так мрачно — ситуация зависит от конкретного хозяина, и на некоторых заводах положение рабочих почти не ухудшилось. Но в совокупность новые хозяева положили конец «золотому веку» Стерлитамака.

Вот такая парадоксальная ситуация — заводы процветают, работают на полную мощность, приносят прибыль, а износ оборудования гораздо актуальнее, чем недозагруз. С другой — из кормильцев они превратились в людоедов. Эту историю, с разными названиями и именами, я слышал в самых разных городах. Березники, Североуральск, Кирово-Чепецк и еще не помню, какие. В общем, в России снова становится актуальна борьба за права рабочих. Только вот ни в одной стране мира власть не была инициатором этой борьбы — в лучшем случае быстро и адекватно реагировала на давление снизу. А вы говорите — Химкинский лес…

Между тем, мы проехали канатку и въехали в рудничный поселок Шахтау. Здесь, помимо рудника, есть еще горнолыжная база, отсюда видны три шихана из четырех, а доехать сюда от кольца на Соде можно автобусом №15.

А вот — ошметки Шахтау. Высота горы была более 200 метров, сейчас же за этими холмиками глубокий карьер. Сырья в нём осталось всего на несколько лет, а дальше завод начнёт пожирать другие шиханы. Или — возить сырье из более дальних мест, что резко снизит рентабельность и приведет к новым сокращениям и урезаниям.

Водитель явно проникся идеей показать московскому гостю места, для стерлитамакцев обыденные — я только спрашивал «А это что?», «А где это мы?». Вообще, в этот раз ни разу не встречал к себе как к москвичу той неприязни, что шокировала меня в 2008 — может, вёл себя иначе, а может люди стали понимать, что это не я скупил их заводы

В тумане вырисовывался Куштау, состоящий как бы из двух отдельных холмов. Восточный:

И западный (высотой 251м):

Но в общем поездку на шиханы сильно испортил туман. Точнее, смог — в самих городах (что Стерлитамаке, что Салавате) была прекрасная видимость и ясное небо, а вот восточнее висела желтоватая мгла. Скорее всего, дело в том, что заводские дымы сюда относило ветром, а так как рукой подать до гор — здесь они и застаивались. И все же одинокие холмы посреди плоской равнины смотрелись эффектно:

Чуть дальше (около 5 километров) находится последний шихан Юрактау (то самое «сердце шаха»), но мы к нему уже не поехали, направившись к Торатау — самому южному из четырех шихан. Собственно, судя по фотографиям, Юрактау и Торатау похожи — крутые горы со скалистыми склонами, что выгодно отличает их от Шахтау и Куштау.

От Шахтау до Куштау около 10 километров — он стоит в стороне от трех других шиханов. По дороге миновали деревушку Карайганово, в которой мне запомнилась мечеть в архитектурном стиле «сделай сам»:

А потом в дымке показался силуэт Торатау:

Самый высокий (280м) и эффектный из Стерлитамакских шихан — это башкирский Химкинский лес. Или башкирский БЦБК. Как уже говорилось, Шахтау вычерпан почти до дна, а дальше эта участь ждет именно Торатау. К гражданской активности в Башкирии не привыкли (говорят — потому что бедные, но вряд ли Томск или Самара сильно богаче), и за гору ведут борьбу две «партии»: заводовладельцы — за разработку шихана, республиканские власти — за сохранение.

Пока побеждают вторые. Рады ли этому на заводах — сказать сложно. У подножья шихана арка с надписью «Салават» (по-башкирски) — здесь будут строить мемориальный комплекс:

Впрочем, пока только будут. Всё, что есть тут сейчас — деревянная арка, план будущего комплекс и камень, извещающий, что здесь строится мемориал «Священная гора Торатау». У туристов из уральских миллионников шихан действительно популярен — фоторепортажей отсюда в интернете немерено. К тому же, это один из российских центров парапланеризма — как сказал мне водитель, несколько лет назад один парапланерист, стартовав с вершины, долетел аж до Кумертау — это около 90 километров. Но «священная гора», «святыня башкирского народа» — вот это железный аргумент!

Несмотря на зиму, туман, невозможность подняться по склону, Торатау впечатляет. Мне он напомнил что-то вроде Египетских пирамид. Курган такого царя, которому сам Чингисхан сгодился бы разве что в рядовые солдаты. Или действительно отвалы рудников Гипербореи. Короче, с некоторых точек сложно поверить, что это не рукотворная гора.

У подножья шихана — заметенное снегом озеро Тугар-Салган и руины бараков еще сталинского лагеря для женщин-рецидивисток. Из-за снега к ним не подойти. Штуковина на переднем плане в этом контексте подозрительно похожа на виселицу (знать бы, что это на самом деле).

И в общем, я подумал, что ехать к шиханам зимой было всё-таки ошибкой. Хотя бы потому, что на шиханы обязательно стоит подняться. Что ж, еще один повод вернуться в Башкирию. Но впрочем, мне кажется, при взгляде с земли зима лишь добавляет шиханам величия и таинственности.

От Торатау всего 10 километров до Ишимбая, и наверное лучше было ехать туда. Но я почему-то попросил отвезти меня обратно в Стерлитамак, откуда почти сразу выехал на маршрутке в сторону Салавата. О нефтяной столице Башкирии и ее ближайших окрестностях — в следующей части.

БАШКИРИЯ-2008/2011
Обзор поездки.
Башкирия. История и современность.
Уфа.
По городу. (2008/2011)
Современная архитектура и не только. (2008/2011)
Дёма. Дальняя окраина Уфы. (2011)
Северная Башкирия
Чишмы. Мавзолей Хусейнбека. (2008)
Чишмы. Мавзолей Турахана. (2011)
Килимово. Усадьба татарского мурзы. (2011)
Речная Башкирия
Стерлитамак. Старый город. (2011)
Стерлитамак. Шиханы и заводы. (2011)
Салават и окрестности. (2011)
Горная Башкирия
Из Уфы в Белорецк. (2008)
Белорецк. (2011)
Бывшие заводы: Тирлян (2011) и Кага (2008).
Из Каги в Шульган-Таш (2008).
Шульган-Таш (2008).
Зауральская Башкирия
Из Белорецка в Сибай. Лето (2008).
Из Белорецка в Магнитогорск. Зима (2011).

varandej.livejournal.com

Горы Шиханы

Еще 60 лет назад Шиханы состояли из четырех гор: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау. Но в 1950-х годах на месте Шахтау стали добывать известняк и гора практически исчезла.

Торатау

В переводе с башкирского «Торатау» означает «крепость-гора». Существует версия, что у ее подножия была крепость ногайского хана. Это самая знаменитая гора из Башкирских Шихан. Издревле ее прозвали «Землей Юрматы» по одноименному названию племени, которое здесь проживало. Гора считалась священной, здесь проводили культовые обряды, восхваляя божество тюркских народов — бога неба Кук-Тарахэ. К северу от горы находится прозрачное озеро Тугар-Салган, а с южной стороны сохранились два барака времен ГУЛАГа, куда ссылали заключенных для строительства города Салавата.

Юрактау

В переводе с башкирского «Юрактау» — это «сердце-гора». Второе название — «Лысая гора», поскольку с одной стороны растут деревья, а с другой только трава. У подножия Юрактау бьют родники, в одном из них вода богата серой. Здесь встречаются более ста видов растений, среди которых есть и редкие: оносма, василек сибирский, чистотел и многие другие.

В 1707 году у подножия горы Юрактау сражение между восставшими башкирами и войсками Петра I. Это событие получило название «Кузюковский бунт».

Куштау

С башкирского «Куштау» переводится как «Двойная гора». Гора представляет собой двугорбый хребет. На восточном склоне горы расположилась горнолыжная трасса комплекса «Куштау», а у подножия — дом отдыха «Шиханы».

Легенды Шихан

По легенде, которую из поколения в поколение передают местные жители, Шиханы выросли на месте древней любовной трагедии. Молодую девушку Агидель безответно полюбил джигит Ашак. Он признавался ей в любви и дарил подарки, однако Агидель страдала от назойливого внимания юноши и решила убежать из дома. Ашак догнал ее и ударил плетью, и тогда отец девушки — Урал, — чтобы защитить Агидель, превратил ее речку. Молодой человек узнал об этом и вырвал себе сердце. В этом месте и появились четыре Шихана и тоненькая речка.

У древнего племени Юрманы существовала легенда о юной девушке Диафет. Отец заточил ее в пещеру Тратау за попытку сбежать с русским воином и оставил под охраной страшного змея.

www.culture.ru

Шахтау — шихан которого нет

В Башкирии, близ Стерлитамака расположена цепочка красивейших гор, называемых шиханами. Всего шиханов четыре, вернее теперь уже три, Торатау и Юрактау, о них уже написаны посты, есть еще Куштау, самый массивный, местные его еще называют как «Долгая гора» Он очень большой и на нем расположен горнолыжный комплекс «Куштау», а у подножия разместилась база отдыха «Шиханы». Про него будет следующий пост (вступайте в группу, чтобы не пропустить его), а сегодня я вам расскажу про Шихан, который человечество уже переработало в соду и цемент и который ни мы, ни следующие поколения больше никогда не увидят.


Фото: Тимур Салихов timaldo

Шиханы начали свое формирование еще 230 миллионов лет назад. Тогда, территория на которой расположены шиханы была морским дном, а сами горы представляют собой известковые отложения древних рифов, тысячелетиями формировавшихся из панцирей морских моллюсков, в то время как по суше бегали динозавры.

Шахтау, до начала переработки представлял собой короткий хребет длиной 1,3 км, шириной 980. Возвышался над уровнем р. Белой на 210 м. (336 м над уровнем моря). Геологические исследования гор начались еще в конце XIX века, а после войны был построен содоцементный завод и в 1950-е годы началась активная разработка недр горы Шахтау. В настоящий момент на месте горы расположен известковый карьер, на котором до сих пор активно ведутся работы. Вот примерно так выглядела гора в последние дни своего существования:


Вид с Долгой горы (шихан Куштау)

Наши дни, за 60 лет шихан сравняли с землей.

Поднимемся чуть выше и видно уже карьер, а на горизонте шихан Торатау

Начало переработки, первые взрывы. Надо заметить и сейчас в карьере постоянно слышны взрывы, ой не сладко наверно живется жителям прилегающего к карьеру поселка Шахтау.

Идет активная переработка, канатная дорога только построена

Функционирует до сих пор.

Карьер в наши дни, прилегающий к нему поселок Шахтау, гора Долгая (шихан Куштау) на дальнем плане


Фото: Тимур Салихов timaldo

Фото: Тимур Салихов timaldo

Завод «Сода», где и происходит переработка известняка


Вот такая нынч

dimolution.livejournal.com

Шихан Торатау, Башкирия. Высота, фото, походы, легенды, как добраться, отели рядом — Туристер.Ру

Шихан Торатау (шихан Тратау) — одиночная гора, расположенная в Ишимбайском районе республики Башкортостан. Ее и еще три похожие горы в окрестностях — Юрактау, Куштау, Шахтау — называют шиханами, они представляют собой остатки рифов, которые зародились на дне древнего моря, оно находилось на территории республики более двух сотен миллионов лет назад. Их примерный возраст — 250 миллионов лет, они образовались за счет отложений умерших морских организмов.

В результате тектонических движений шиханы были подняты на поверхность, их величественный вид радует местных жителей и привлекает сюда туристов. Сейчас увидеть можно только три вершины, Шахтау практически полностью срыли в ходе добычи известняка, необходимого для производства соды.

Особенности шихана

Эта гора выделяется среди остальных шиханов Башкирии, она самая высокая из них. Она возвышается на 280 метров над уровнем почвы, высота над уровнем океана достигает 406 метров. Уникален и ее растительный мир, некоторые растения занесены в Красную книгу, часть произрастает только на этой горе и не встречается больше нигде.

Величественность гор с давних пор вызывала благоговение у людей, издревле многие из них были местом поклонения, считалось, что на их вершине живут боги. Долгое время в сознании башкир Торатау ассоциировалась со священным местом, на нее могли подниматься только шаманы. Считается, что на вершине и у ее подножия были места захоронения святых праведников.

Шихан также имеет важное историко-культурное значение — в ходе археологических исследований здесь было обнаружено городище, относящееся к железному веку. Среди интересных находок — фрагменты сосудов, амулет, кости животных. В силу своих особенностей и значимости шихан был признан памятником природы. Местные жители и туристы любят приезжать сюда в теплое время года, забираться на вершину и наслаждаться видом, открывающимся на просторы Башкирии.

С вершины в ясную погоду можно увидеть и 2 других местных шихана — Юрактау и Куштау. Восхождение на вершину не требует специальной подготовки или снаряжения (по желанию можно захватить палки для треккинга), необходима только удобная одежда и обувь. Стоит взять с собой питьевую воду, особенно это актуально в жаркую погоду, когда необходимо освежиться и восстановить силы. Есть несколько тропинок, ведущих к вершине, более легкая находится с левой, лесистой стороны, подъем там более пологий.

Во время прогулки по горе можно найти интересные образцы окаменелостей — это останки водорослей, кораллов и губок. С горы также любят совершать полеты парапланеристы. В окрестностях шихана находится озеро Тугар-Салган, на его берегу создана база отдыха. В советское время у подножия горы находился ГУЛАГ, о тех временах напоминают сохранившиеся стены бараков.

Угроза промышленного освоения

В начале 2000-х годов начал разгораться конфликт, связанный с вероятностью освоения Торатау и других шиханов для добычи известняка. Использовавшийся для этих целей Шахтау исчерпал свой потенциал, возникла необходимость в новом источнике сырья для производства соды. Предприятие обратилось к властям с просьбой снятия с Торатау охранного статуса, что позволило бы использовать гору в промышленных целях. Однако глава республики был против такой меры и призвал искать альтернативные источники сырья.

Много лет вопрос не могли разрешить, жители республики выступили в защиту шиханов, проводили акции, собирали подписи за сохранение уникальных природных памятников. В конце 2018 года было принято окончательное решение, утвердившее сохранение Торатау и Юрактау, однако Куштау, который не имел охранного статуса, передали для промышленной разработки. Жители, конечно, были рады спасению двух шиханов, но планируют изменить и решение по Куштау.

В ближайшее время планируется создать проект по превращению Торатау и Юрактау в геопарк ЮНЕСКО, что позволит сделать место еще более привлекательным с туристической точки зрения.

Легенды

По одному из преданий, на горе находилась ставка ногайского хана.

Существует и красивая легенда, связанная с образованием Торатау и других шиханов. В давние времена в местности жила прекрасная девушка Агидель, в которую влюбился Ашак — сын правителя этих земель. Юноша, отличавшийся жестокостью, не пришелся по сердцу красавице, чтобы убежать от него, она превратилась в реку.

Ашак, не желавший отказываться от женитьбы на девушке, решил догнать ее на коне, но только загнал лошадь. На этом месте вырос шихан Торатау. Упорный Ашак послал вдогонку сокола, чтоб тот преградил путь реке, но он пропал. На месте его исчезновения образовался Куштау. Увидев бессмысленность своих попыток и не в силах жить без Агидели, Ашак вырвал из груди свое каменное сердце и бросил вслед утекавшей реке, на этой земле появился Юрактау. Сам же юноша заточил себя в камне — это шихан Шахтау.

Как проехать до шихана Торатау

Доехать до шихана, как и до других природных достопримечательностей республики, удобнее на машине. Из Уфы расстояние составляет примерно 143 км, нужно ехать через трассу Р240, от Стерлитамака до горы 20 км, ехать необходимо через Р316.

Как доехать до шихана на машине из Уфы:

Как доехать до шихана на машине из Стерлитамака:

Ближайший к Торатау населенный пункт — деревня Урман-Бишкадак, до нее из Стерлитамака и Ишимбая можно доехать на автобусе. Из деревни можно дойти до шихана пешком (около 5 км) или договориться о трансфере с местными жителями.

Шихан Торатау, видео:

www.tourister.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *