Фрирайдер что это – что это такое и кто занимается фрирайдингом?

Разное

Содержание

Вело фрирайд (freeride), особенности велосипедов для велофрирайда

Время чтения: ~7 минут
Автор:
Андрей Смирнов

171

Фрирайд – это специальная дисциплина байк-спорта и определенный стиль езды. Принципиальная особенность – передвижение по сложным трассам с большим количеством самых разнообразных препятствий. Проехать их на обычном велике просто невозможно, именно поэтому в этой области используются специальные велосипеды для фрирайда.

Название этого направления заимствованное, английское словосочетание free ride переводится как «свободное движение». Если хотя бы на минуту представить, какими бывают трассы, а они непреодолимы для неподготовленного велосипедиста, то сразу назревает вопрос: какая же тут свобода? Действительно, этот вид спорта требует от человека долгой подготовки и профессионализма при управлении велосипедом в жестких условиях. Тем не менее, кроме обычного, или классического, существует облегченный тип фрирайда.

Классический и лайт-варианты

Экстремальная езда по дикой природе ярко выражена в классическом виде велофрирайда. Велосипедист не знает ограничений в траекториях движения, скорости, длине прыжка с обрыва, крутизне поворота. Одним словом, свободный полет! Несмотря на это, требуется очень хорошая подготовка:

  • Знание техник велопрыжков, приземления и управления велосипедом.
  • Постоянные тренировки и покорение трасс по стандартному принципу «от простого к сложному».
  • Моральная готовность: необходимо сохранять спокойствие и в экстремальной езде строго идти в ногу с правилами.
  • Конечно же, велосипед и полнокомплектная экипировка.

Преимущества катания в таком стиле – это возможность получить незабываемые ощущения и насладиться природными красотами. Конечно, попадаются участки с грязью и водой, но это скорее изюминка, чем недостаток.

Опасности фрирайда на велосипеде – высокий риск упасть с байка и получить серьезную травму любой части тела.

Трассы представлены многочисленными склонами, неровностями, резкими сужениями тропинок, поворотами и обрывами. Все это непривычно для велосипедиста, спокойно катающего свой байк в лесу или по пересеченной местности. Попробовать хочется, а тренироваться долго. Как же быть? И тут придет на помощь лайт-версия фрирайда, а на простом языке – облегченный вид.


Свободный велосипедист в пути

Лайт не требует от велосипедистов профессиональной подготовки и пользуется огромной популярностью среди туристов. В облегченной версии нет резких обрывов, затяжных каменно-грязных спусков и «прыгающих» тропинок. Трассы лишь смоделированы под классические фрирайдерские: искусственные невысокие трамплины, проезженные дорожки в горах с незначительными неровностями. Спуски пологие, и если выстланы камнями, то небольших размеров. Иногда вместо естественного спуска установлено наклонное сооружение, имитирующее скат с горы. В плане скорости езды лайт-велофрирайд не дает никаких ограничений, поэтому даже в этой наполовину искусственной среде можно почувствовать себя экстремалом.

Характеристики велосипедов для фрирайда

Поскольку свободная езда выделена как отдельный вид велоспорта, то и сами велосипеды должны ему полностью соответствовать. Велосипед для профессионального фрирайда – это особая разновидность горного байка. Модель находится где-то посередине между великами для downhill и MTB. К особенностям байка под экстремальное движение относятся:

  • Прочность конструкции.
  • Легкость.
  • Система амортизации.
  • Мощная тормозная система.
  • Широкопрофильные шины.


Полностью укомплектованный байк для езды по горным трассам

Важность первого показателя трудно переоценить: при катании по сложным и опасным трассам велик испытывает нешуточные динамические нагрузки в движении под нагрузкой самого велосипедиста. Прочностные показатели рамы выше, чем у стандартных маунти-байков, а выполнен остов из алюминиевых сплавов. Те же требования предъявлены и ко всем комплектующим.

Не только прочность играет большую роль в безопасном и эффективном прохождении трассы. Вес самого байка также значительно влияет на эффективность подъема в гору и перелета через обрывы. Несложно догадаться, что чем выше вес конструкции, тем сложнее будет подняться и перепрыгнуть через обрыв – тянуть будет вниз. Именно по этой причине все байки под велофрирайд легкие и весят в пределах 15 кг.

Велосипеды для экстремальной езды являются двухподвесами, оснащены передним и задним амортизаторами. Комплексная система гашения колебаний и демпфирования позволяет сгладить ударные нагрузки, которые приходятся как на велосипед, так и на фрирайдера. Отличительная особенность амортизаторов – это их большой ход, порядка 7 дюймов. Разновидности используемых подвесов: пружинно-эластомерные (легкий вариант) и пружинно-масляные, отнесенные к тяжелой версии.

Особое внимание при изготовлении профессионального велосипеда для фрирайда уделяется тормозам. На такие байки ставится дисковая гидравлическая тормозная система. Ранее сказали, что прочность всех деталей крайне важна, для тормозов особенно. Диски установлены на переднем и заднем колесе, тормозные колодки выполнены из металла.

Фрирайд – это среда, где требуется высокая проходимость велосипеда. Чего стоят бездорожье, каменные спуски или пески, где гладкие покрышки просто неуместны. На колеса freeride-байков монтируются широкопрофильные шины с глубоким рисунком протектора.

Требования к безопасности велосипедиста-фрирайдера

В экстремальном виде велоспорта так или иначе существует риск получения травм. Чтобы обезопасить себя, необходимо не только соблюдать техники трюков, но и тщательно экипироваться. К наиболее опасным травмам относятся:

  • Удар головой на скорости.
  • Перелом шеи.
  • Повреждение позвоночника.

Элементы первой важности в экипировке фрирайдера – это прочный велосипедный шлем, шейная и нательная защиты. Для головы используются шлемы типа Full-face. В отличие от стандартных, они закрывают всю голову целиком и сверху и снизу. На шею надеваются приспособления, которые в процессе падения берут всю нагрузку на себя, защищая позвонки от сильных изгибов. То же касается и нательной защиты, которая крепится с помощью специальных креплений. Поверх нее райдеры надевают велоодежду.


Фулл-фейс шлем, защита шеи и спины

Обязательными элементами одеяния велосипедистов-экстремалов являются наколенники, налокотники и перчатки со «срезанными пальцами». Приспособления на колени защищают такие необходимые велосипедисту части ног, как колени, от повреждений и переломов. Налокотники отлично предохраняют локтевые суставы, а перчатки – ладони от натирания и переломов пальцев при падении. Кроме того, в перчатках лучше чувствуется руль.

Нужно помнить, что шлем служит всего один раз и при падении больше не пригоден для использования. То же можно сказать и о шейной защите. В остальных элементах экипировки можно падать несколько раз, хотя падения вообще нигде не рекомендуются, в том числе и в велофрирайде.

Иногда велосипедисты применяют специальные сетчатые маски, которые предотвращают попадание пыли, мелких камней и грязи в дыхательные пути. Защиту глаз можно обеспечить специальными велосипедными очками.

Несмотря на опасности, фрирайд на велосипеде – это увлекательный и необычный стиль. Грамотная езда в сочетании с подобранной экипировкой сведут риски получения травм к минимуму и позволят быстро и без проблем пройти трассу со всеми ее сюрпризами.

загрузка…

velofans.ru

Что такое фрирайд… | Trueski Freeride club

Автор — Георгий Дубенецкий (expertski.ru), статья написана в 90-х годах…
Английская версия — Светлана Чекунова

Фрирайд. К этому термину мы уже привыкли, хотя, что это такое сказать точно никто не в состоянии, даже сами райдеры. Под словом «фрирайд» обычно понимается свободный спуск по незнакомому склону за пределами проложенных трасс на максимально возможной в данных условиях скорости. В каком-то смысле эта формулировка, наверное, подойдет. Но это только жалкая попытка подобрать терминологию, загнать в узкие рамки формулы совершенно необъятное понятие, включающее в себя философию, отношение к лыжам, к себе и восприятие Горы…. Может быть, отношение к Горе и есть то, что отличает райдера от красиво катающегося на лыжах эксперта? Именно так, к Горе — с большой буквы, -потому что все люди, которых мы называем фрирайдерами (сами о себе они предпочитают говорить что-нибудь типа «ну умеем немножко на лыжах кататься»), с большим уважением относятся к Горе. А иначе просто нельзя, потому что если иначе — Гора рано или поздно накажет, какой бы благодушной и спокойной она ни казалась с виду. То есть какое-то время можно, конечно, пренебрежительно относиться к Горе, но, как говорят те, которых мы называем райдерами, недолго. Или — или. Или у тебя случатся неприятности, или ты начинаешь понимать, чувствовать, по-иному относится к горе. Рано или поздно у каждого райдера это отношение перерастает в совершенно особенное, глубоко личное чувство, о котором никто из них никогда не говорит. Просто перед спуском тщательно проверяется снаряжение и подгоняется рюкзак, проверяются лавинные датчики и долго выбирается траектория спуска. Это не трусость. Это мудрость, накопленная за многие тысячи километров пройденных склонов. Никто не бросается сломя голову вниз по заманчиво выглядящему склону, никто не торопит лидера, который думает и выбирает, взвешивает все «за» и «против» каждого возможного варианта, пытается заглянуть под такой изумительный снег, пытается понять — что там у Горы на уме в этот раз…

FREERIDE. We’re already used to the word, though no one can define it clearly, even the riders. Freeride usually means off-piste riding downhill an unfamiliar slope at maximum possible speed, in the technical meaning of the word. Still it’s just a humble attempt to find the right word, to run to earth a mighty incomprehensible universe, embracing perception of skies, and yourself, and the Mountain…
This very attitude to the Mountain might be the one, which makes the rider apart from ski guru. The Mountain, as freeriding folks (who prefer to say they “just ski a little”) respect Her deeply. You just can’t otherwise — She will punish you sooner or later, whatever benign or calm She may seem. You may ignore Her power for some time, but not for long. You can’t have it both ways. You get into trouble or you realize the truth and change your attitude to the Mountain.
And sooner or later this grows into something special, a totally intimate felling that no rider ever talks about. You will just check your equipment carefully, and fit your backpack, re-check your avalanche tracker, and select the ride line for a long-long time. And you’re not playing chicken. This is wisdom born by many thousands kilometers of slopes. No one is dashing down the tempting slope, no one is pushing the leader who is thinking, choosing and weighing pros and cons of every alternative line, trying to see beneath so very gorgeous snow and smell, what the Mountain has in stock this time…

А может быть, фрирайд — это постоянно собранный, выгоревший на жестком солнце рюкзак в коридоре городской квартиры? О него спотыкаются домашние, и жена в который раз просит его «куда-нибудь» убрать. А что такое «куда-нибудь»? Ведь у него есть только два места — или здесь, или на плечах хозяина — третьего не дано. Рюкзак — это не только вместилище лавинной лопаты, датчика, шлема, рации и прочих необходимых вещей. В каком-то смысле рюкзак — это напарник. Он защищает спину. Защищает от удара.

Or you may say freeride is an always ready and sun-burnt backpack waiting in your apartment? And everybody is constantly tumbling over it and asking you to put it “somewhere”. But somewhere where? It has only two “wheres” — there and on your shoulders, protecting your back, as it’s your partner, and not just a purse for avalanche shovel, tracker, helm, radio set, and other stuff.

Можно сказать, что фрирайд — это катание по целине. Конечно, целина — одна из основных наград для райдера. Наверное, целина — глубокая, почти невесомая, пушистая целина — это то, ради чего и зародились горные лыжи, зародились тогда, когда еще не было ни обозначенных трасс, ни мощных ратраков, ни подъемников. Как объяснить человеку, который вообще никогда не пробовал кататься на лыжах, те ощущения, которые получаешь, спускаясь по пушистой целине? Спуск по целине — это как раз то пограничное состояние, которое находится между землей и небом, между бегом и полетом, то ощущение, ради которого массы людей посещают аттракционы. Только это ощущение управляется тобой и очень продолжительно во времени — оно длится весь спуск, оно дополняется массой других волшебных ощущений — бьющего в лицо снега, взорванного твоими собственными лыжами, сумасшедшей скорости, быстро сменяющихся вокруг тебя видов, которые замечаешь или мельком, краем глаза, или во время остановки, наблюдая за спуском остальных членов команды. И мягкое приземление после прыжка, когда нет удара о склон, а есть лишь мягкий толчок, и даже если не устоял, если упал — то в пуховую перину… Нет, передать все эти ощущения — совершенно бесперспективное дело. Да и не все ощущения здесь перечислены, их даже и перечислить-то невозможно, это особый мир, который вокруг тебя, еще один мир в тебе самом, эти два мира сливаются и пересекаются, и ты сам управляешь слиянием этих миров…

You may say freeride is riding powder. This indeed is the best rider’s trophy. Wild untouched snow — deep, airy, and flaky powder might be the reason the first rider made up his mind to ride mountain ski, when no pistes, or powerful snowcats, or ski lifts existed. How can you ever explain to a person who never tried to ski powder what you feel riding the flaky wave? How can you explain this frontier state in between earth and sky, between running and flying, the feeling pulling people to roller-coasters?
But here you are controlling the flight and this feeling remains with you during the ride, and you are overwhelmed with a wave of other magic feelings — snowflakes fountaining in your face from below your skies, breakneck speed, flying away landscapes, which you notice at a glimpse or when you wait for other riders. And landing is soft with no smash, just a gentle push, and even if you fall, you end up in a welcoming duvet…
No, trying to express these feelings is an absolutely hopeless idea. And this is the least of your feelings, and one can name them all — it’s a whole world inside, and a world outside you, which merge and meet, and you’re to decide on where…

Или фрирайд — это раздающийся одновременно с пришедшей в голову мыслью: «а не рвануть ли…» телефонный звонок, и знакомый голос в трубке произносит эту же самую фразу? И откладываются неотложные дела, и переносятся срочные деловые встречи, и делаются необходимые звонки, и билеты куплены, и не два, а шесть, потому что до вечера еще куча времени и еще четверо тоже успеют отложить, перенести и сделать звонки. И деловые партнеры, сидя у себя в офисах, в очередной раз крутят у виска антенной сотового телефона и, пожимая плечами, записывают новое время перенесенных на следующую неделю встреч — они привыкли.

or freeride is a flying idea to ride wild caught by a familiar voice on the phone striving for the ride? And you delay pressing matters, and put off urgent meetings, and make calls, and soon tickets are bought, — six, not two, as sun is still high, and four more will manage to delay, put off and make calls. And business partners stuck in their offices just shrug and shake their heads — they got used to it….

Что же все-таки это такое — фрирайд? Может быть, это спуски по крутым склонам, рискованная игра с лавинами, причем игра на их поле и по их законам? А что, кто-нибудь в состоянии описать, что чувствуешь, спускаясь по достаточно протяженному склону крутизной градусов в 45, покрытому жестким фирном? То особое состояние собранности, четкость выполнения каждого движения, поскольку прекрасно видишь перспективу — то место метрах в трехстах или еще ниже тебя, где ты остановишься после падения… А какими словами описать тот леденящий холодок, который пробегает по спине при звуке, издаваемом готовой сорваться из-под твоих ног, но каким-то чудом не сорвавшейся, лавиной, на абсолютно безопасном на первый взгляд склоне… А разве можно описать тот момент, когда ты резко — вместе со щелчком застегнутого на поясе лавинного датчика, переходишь в другое измерение жизни, с совершенно иными ценностями и каким-то особым отношением к абсолютно обычным вещам, в то измерение, где секунды иногда тянутся долго-долго, а иногда пролетают с удесятеренной скоростью, в зависимости от обстоятельств, и где деньги — лишь мерило длительности полетного времени, да и то только если есть вертолет?

So, what freeride actually means? Flying steep slopes, a risky gamble with avalanches on their field and by their laws? No one will ever describe what you feel sliding down a long 45 degree slope covered by crusty firn. That special composure and precise movements as you clearly see the perspective – the spot a couple of hundred meters below where you might tumble down… Or do you know words to describe that chill when you hear the sound of ready-to-go avalanche on a totally safe slope, which luckily thought better?..
Or can you describe the moment you abruptly pass on to another living dimension with the click of your tracker, where you have other treasures and attitude to ordinary things, the dimension where seconds last long or fly away, and where money measure only flight time, and only when the heli waits for you?

Может быть, фрирайд — это в первую очередь риск? Или наоборот — умение избежать неоправданного риска? Умение прочитать мысли безмятежного склона с несколькими очевидными и неочевидными контурами — линиями, на которых этот, такой мягкий и пушистый склон, сулящий потрясающий спуск по нетронутому снегу, может вдруг начать движение и, набирая скорость, превратиться в кипящую белую тьму, способную скрутить и спрятать под собой всех, кто, не дай Бог, находится на нем? Умение выбрать из нескольких вариантов единственный верный, который позволит красиво пройти по этому самому склону, не потревожив его, и далеко внизу, оставив позади и эту красоту, и уходящие в сторону кулуары, перевести дыхание…

Or freeride means risk? Or avoiding unjustified risk? Reading mind of serene slopes with blurry or evident profile, with a virgin powdery and flaky snow promising unforgettable ride, which might wave down and roll into boiling white darkout, whenching and burying everything beneath it? Or choosing the only alternative to ride the slope elegantly without waking the avalanche and to recover your breath far below leaving behind this beauty and walking away couloirs…

Или фрирайд — это умение очень точно чувствовать снег? По каким-то едва уловимым признакам оценивать его стабильность, понимать, какой он внутри — спокойный и мягкий, однородный, упакованный ветром или напротив — перемороженныи и кристаллизовавшийся, готовый сорваться из-под твоих лыж или, не дай Бог, вместе с тобой? Или умение настолько точно дозировать давление на свои лыжи, чтобы не проваливаться, спускаясь по мягкому снегу, покрытому сверху мерзлой, проламывающейся даже от небольшой нагрузки, коркой?..

or freeride means a sense of snow? Feeling subtle signs of stability, understanding its insides — calm and soft, smooth and wind-packed or frosted and crispy, ready to slip and ride with you? Or pressuring your skies gently sliding through soft snow covered with crust eager to be broken?

Некоторые считают райдеров сумасшедшими — есть ведь безопасные склоны, и можно кататься потихоньку, установив крепления на «семерочку», и, радуясь тому, что за всю неделю или две отпуска, проведенного в горах, ни разу ни упал, и крепления не срабатывали, и солнышко светило, и лица противоположного пола красивые были, и шашлык вкусный, и водка свежая, и тепло, и склон укатанный без бугров каждое утро… А для адреналина, и чтобы было о чем потом рассказать небрежно за пивком — по «черной» трассе пару раз проехать-проскрестись аккуратненько, без риска, и обязательно «сфотиться» на фоне этой самой трассы. И казаться самому себе «крутым». И если этот снимок попадется на глаза кому-то из тех, кто «немножко умеет кататься на лыжах», он не будет высмеивать, он честно подтвердит, что да, этот склон действительно крутой. Подтвердит, абсолютно не кривя душой, потому что относится к любому склону достаточно серьезно, потому что знает, что неприятностей можно ждать даже там, где их не было никогда, и даже на гораздо более пологом склоне… И не будет упоминать о том, что весь этот самый «черный» стометровый склон он то ли прошлой, то ли позапрошлой зимой прошел «в две дуги», вылетев на него из леса вместе с комом вырванной из-под деревьев целины и, не снижая скорости, ушел обратно в лес в нижней части, как раз там, где ты и сфотографировался после старательного десятиминутного спуска по этому самому стометровому «черному» склону…

Some think riders are madmen — they ignore safe slopes where you can crawl, and boast that for a week or two up here you never fell, and skies did not break free, and sun was shining, and mates were beautiful, and kebab tasty, and vodka cool, and days warm, and slopes groomed every morning… Well, you can to find some adrenaline rush and get the topic for a beer party — you can creep down a “black” piste and take a pic. And you’ll think yourself cool. And if a rider who ”just skis a little” sees the photo, he’ll confirm that the slope was indeed steep, as takes each and every slope seriously knowing that troubles wait everywhere even at flatter slopes where they’ve never waited before… And this rider will never mention that he covered that “black” piste a year or so ago in two turns rushing out of the woods riding the powder wave and flying back at the very spot you took your pic after crawling down this “black” slope…

 

Может быть, действительно, фрирайд — это скорость? Точнее — тобой самим управляемая скорость. Еще точнее -совершенно непередаваемое ощущение контроля над своим телом, лыжами, когда, не снижая скорости, еще за несколько сотен метров намечаешь себе цель: пройти на пару метров правее во-он того малоприметного бугорка, а затем повернуть влево, и там остановиться. Причем, почему именно правее, а потом левее -это даже и объяснить практически невозможно — «так надо», ну вот надо так, и все, а объяснить — никак не успеть даже самому себе за те пару десятков секунд, за которые преодолеваешь эти самые сотни метров. Это если остановиться, да порассматривать рельеф, да посовещаться с коллегами по белому безумию, да проконсультироваться с профессиональными лавинщиками, да взять пробы снега на глубине — вон на том перегибе, вот тогда да — тогда можно было бы сформулировать: почему да отчего именно справа, и потом налево, а не наоборот. А на ходу, на скорости, иногда превышающей разрешенную в городах скорость надетого на тебя там автомобиля, решения мозг принимает интуитивно, благодаря опыту предыдущих спусков, он — как компьютер — прорабатывает за пару секунд десятки и сотни аналогичных и не очень ситуаций и выбирает единственное, которое в ближайшую минуту спуска предстоит проверить, испытать на своей собственной, горячо любимой, шкуре…

А после спуска, остановившись и отдышавшись, почему-то надо обязательно оглянуться и посмотреть на оставленный за собой след и высоко-высоко, почти уже на облаке, увидеть то место, где ты ошибся, но устоял, и мускулы опять сработают помимо твоего желания, и сами напрягутся, опережая команду, отдаваемую мозгом, как в тот момент…

А в конце дня, после крайнего спуска (райдеры не говорят — последний — этого слова нет в их лексиконе, как нет его у дайверов, да и у многих других), хоть на несколько минут обязательно надо даже среди людей остаться с самим собой наедине, потому что обязательно надо прислушаться к себе и ощутить, как что-то внутри капельку изменилось, и даже не пытаться понять — что изменилось, потому что этого понять нельзя, и описать нельзя, это можно только почувствовать каким-то шестым или седьмым чувством. И можно сидеть у камина в баре и шутить, и смеяться вместе со всеми, кто был с тобой там, наверху, это не мешает — только глаза могут тебя выдать, потому что они становятся какими-то другими в этот момент, но никто не спросит: «что это с тобой?», потому что все всё понимают, потому что каждый, как бы глубоко он это не прятал, переживает то же самое, хотя внешне этого никто и никак не показывает…

Так что же это всё-таки такое — фрирайд?

Or freeride indeed means speed? Controlled by you? That unspeakable feeling of control of your body, skies, when on full speed you set the goal several hundred meters below — a couple of heartbeats to the right from that humble mound, and then to the left, and stop right there. You won’t be able to explain, why right and then left, it’s a must, you just have to ride there and you can’t explain this for these couple of seconds you ride down there. If you stop, and consider the pattern, and discuss it with your snow frenzy fellows, and consult with avalanche pros, and take samples from the deep, then you’ll prophesy why to the right, and then to the left, and not vice versa. And at full speed sometimes exceeding the allowed speed of the car wrapped around you, your hunch for a couple of seconds works out tens and hundreds of orbits you rode and leads you by the only one that you are going to test on your beloved skin…
And when you are down, after you park and catch back your breath, you just have to look back and see the trail you left, and up above, almost at the clouds, the spot where you almost failed but kept up, and muscles will strain at the leash remembering the ride…
And at the end of the day, after the final ride (as there’s no “last” ride ever), you‘ll stay a couple of minutes alone, to listen to yourself and to hear that you have changed.nd you can lounge at the bar and chat and laugh with those you’ve been up there, but your eyes will give you in, as they be different, alien. But no one will ever ask what’s wrong with you, as everyone deep down is living through the same…

 So, what freeride actually means?

trueski.ru

Фрирайд на сноуборде: техника катания, крепления, доска

Сноубординг набирает всё большую популярность у любителей активного зимнего отдыха. Название этого вида спорта происходит от английского слова «snow», что в переводе означает снег и «board» — доска. Простыми словами, сноубординг — это скоростной спуск на доске для катания со склона горы по специально подготовленной трассе или снежной целине. 

Стили катания на сноуборде

Любой человек, вставший на доску и прошедший стадию «чайника» рано или поздно встаёт перед выбором определённого стиля катания, ведь в зависимости от стиля, требуется соответствующая экипировка и снаряжение.

Существует множество различных стилей и перед тем как сделать выбор в пользу одного из них, необходимо чётко определиться с целями, которые преследуются при занятиях этим видом спорта.

  • Фрирайд. Это наиболее распространённый стиль катания на сноуборде. Для спуска используются любые склоны, имеющие снежный покров, чаще всего не подготовленные.
  • Фристайл. Второй наиболее популярный стиль, включает в себя большое количество всевозможных трюков, исполняемых во время спуска.
  • Карвинг или слалом. Скоростной спуск на сноуборде. Подразумевает скоростное прохождение хорошо подготовленной трасы. Никакие трюки при карвинге неприменимы.
  • Бэккантри. Разновидность фрирайда, при которой не используются подъёмники. Его можно назвать «диким» сноубордингом, когда катающий поднимается на вершину своим ходом (пешком, на вертолёте или снегоходе).
  • Джиббинг. Катание по разнообразным конструкциям помимо снега. По большей части джиббинг подразумевает исполнение различных трюков, чем просто спуск по склону.

Ввиду того, что карвинг, бэккантри или джиббинг требуют наличия определённых навыков катания на доске, то эти способы не подходят новичкам, начинающим поиск своего стиля. Начинать лучше с освоения фрирайда и фристайла, а в дальнейшем уже совершенствовать свои навыки, пробуя свои силы и в остальных стилях.

Как подготовить сноуборд к сезону: нужно ли парафинить, как заточить канты и другие процедуры в нашей статье.

Фрирайд и Фристайл: сравнение техник

Название техники фрирайд — производное двух слов «free» и «ride», что в совокупности означает «свободный спуск». Спортсмен практикует свободное катание вне специализированных трасс, в отличие от фристайла.

Фрирайд на сноуборде

Фристайл («free» — свободный и «style» — стиль), в силу своей специфики требует подготовленную трасу.

При фристайле спортсмен исполняет множество разнообразных фигур, при этом оценивается сложность и техничность выполняемых трюков.

Нельзя сказать, что в стиле фрирайд какие-либо трюки полностью отсутствуют, тут тоже присутствуют всевозможные прыжки и другие манёвры, но, стоит повториться, они не являются обязательными. Качество катания при фрирайде можно определить по непрерывности передвижения и отсутствию падений.

Помимо техники катания, фрирайд и фристайл требуют различную экипировку и снаряжение:

  • При фрирайде используются широкие и длинные доски, которые позволят проехать по мягкому снегу,
  • а доски для фристайла имеют меньшую длину для лучшей манёвренности. Также, во избежание травм, которые можно получить при выполнении трюков, фристайл требует максимальную степень защиты для райдера.

Описание техники Фрирайд

Технически спуск по склону в стиле фрирайд складывается из двух основных составляющих:

1. Первая — умение двигаться. Правильные движения позволяют затратить оптимальные усилия во время спуска. Отточенность движений достигается многократными повторениями основных движений на простом укатанном склоне, все движения должны быть доведены до автоматизма. Любые повороты и ведение сноуборда, прежде всего, зависят от правильной стойки. Можно сказать, что правильная стойка — гарантия равномерного спуска и отсутствие падений.

2. Второй аспект техники состоит в умении вести непрерывный спуск без падений и чрезвычайных происшествий. Больше всего внимания уделяется технике безопасного катания по принципу «от укрытия к укрытию», когда райдер быстро передвигается от одного безопасного участка к другому. Опытный спортсмен способен к мгновенной оценке ситуации и определению возможных опасностей, но это умение приходит с опытом и регулярной практикой.

Опасности стиля

Основная опасность, которая подстерегает сноубордистов, катающих по технике фрирайда — это снежные лавины. Предсказать сход снега практически невозможно и достаточно малейшего движения мягкого снега, как начинается лавина.

Вторая, не менее распространённая опасность, которая может подстерегать райдера, заключается в том, что под слоем снега не видно, что там находится. При спуске можно напороться на камень, припорошённый тонким слоем снега или же провалиться в трещину. Поэтому, во время спуска, всегда необходимо учитывать окружающую обстановку стараться предвидеть возможные препятствия на пути.

Обучение Фрирайду

Начинать осваивать технику свободного катания стоит с освоения стойки. За базу можно взять начальные навыки катания на сноуборде. Учиться можно самостоятельно, но эффективнее обучение с тренером. Тренер позволит избежать множества ошибок, которые совершают начинающие райдеры.

Освоив стойку и основные элементы управления сноубордом можно переходить на неподготовленные склоны.

Если есть необходимость в выполнении эффектных трюков, то, опять же, лучше всего освоить их на подготовленной трасе. Для этого, кроме фрирайдинга, можно взяться за изучение основ фристайлинга — прыжки, развороты и иные трюки практически не различаются.

Во время обучения, при отсутствии начальных навыков всегда важно помнить о необходимости применять защитную экипировку.

Смотрите также видео-урок по обучению фрирайду:

Лучшие сноуборды для фрирайда

Сноуборды, предназначенные для свободного катания, отличаются от досок для других техник. Так, они имеют большую длину для преодоления снежной целины. Центр тяжести немного смещён к задней части.

Сама доска жёсткая или средней мягкости, а зона под ногами жёстче остальной части сноуборда. Такие доски имеют маркировку FR. Помимо специализированных, для лёгкого фрирайда подходят также универсальные сноуборды, которые имеют маркировку All-mountain.

При выборе сноуборда для фрирайда следует руководствоваться несколькими основными параметрами:

    • Длина. Выбор зависит от роста спортсмена. Если выбирается универсальный сноуборд, то его длина должна быть на 15 см меньше роста. Это легко определить, поставив сноуборд перед собой. Верхняя часть должна находиться в районе носа спортсмена или подбородка. Фрирайдовый сноуборд должен быть на 10 см меньше величины роста катающегося. Новичкам следует выбирать доску на 2–3 сантиметра длиннее, чем опытным сноубордистам.
    • Ширина. Бывает узкой (талия до 25 см, «narrow»), стандартной (талия 25–26 см, концы до 30 см, «regular»), средней (талия 25–26 см, концы от 30 см, «mid-wide») и широкой (талия от 26 см, «wide»). Подбирается, в зависимости от размера ноги. Так, например, если размер сноубордических ботинок 45, то следует выбрать ширину «wide».
    • Прогиб. От этого параметра зависит управляемость сноуборда. Существует несколько типов прогибов: классический («camber»), рокер («rocker», «банан»), нулевой («flat») и комбинированные. Все они, кроме нулевого, могут использоваться для свободного спуска, однако новичкам, во время становления навыков, следует выбирать «банан».
    • Кант. Стальные полосы по краям сноуборда позволяют выполнять резкие манёвры во время движения. Больше используются для укатанного снега. Фрирайдовые сноуборды в частности комплектуются прямым кантом.

Читайте также нашу специальную статью о том, как правильно подобрать для себя сноуборд.

Фото сноуборда для фрирайда

Крепления

Характеристики креплений для сноуборда оказывают большое влияние на процесс спуска. Для фрирайда наиболее удобными являются мягкие крепления, они обладают большой подвижностью для поворотов и позволяя при этом хорошо чувствовать сноуборд.

Так как мягкие крепления не дают достаточной поддержки для ноги и лодыжки, стоит выбирать крепления с тремя ремнями, которые позволяют получить дополнительную поддержку ног и контроль доски.

Начинающим постигать азы свободного катания, следует обратить внимание на крепления типа «Step-in». Благодаря им появляется возможность лучше контролировать канты сноуборда, и они довольно комфортны. Основным недостатком креплений «Step-in» является то, что они быстро забиваются снегом.

Читайте также нашу специальную статью о выборе и установке креплений на сноуборд.

 

Крепления Step-in для сноуборда

Одежда для фрирайда

Свободный спуск зачастую предполагает, что путь райдера примерно наполовину проходит через лес, а это означает неминуемые проезды сквозь веточки деревьев. Поэтому, в первую очередь, одежда должна быть сшита из такого материала, который способен выдержать всё это, то есть иметь прочный наружный слой.

Зачастую катающийся вынужден преодолевать преграды на спуске пешком, поэтому одежда не должна стеснять движений как при спуске, так и при ходьбе.

В силу того, что на начальной стадии обучения падения неизбежны, а катание происходит по рыхлому снегу, то снег непременно попадёт на одежду. Важным требованием, предъявляемым к одежде для фрирайда, будет водонепроницаемость. Современные производители используют мембраны, которые не дают растаявшему снегу или воде попасть на утеплитель внутри одежды.

Часто вместо костюма сноубордисты предпочитают выбирать слитные сноубордические комбинезоны. Как выбрать женский или мужской комбинезон для сноуборда, а также про цены на них читайте в нашем специальном обзоре.

Ну и последнее требование — красивый и яркий внешний вид. Фрирайдеры зачастую любят снимать друг друга на фото и видео не только с целью получить красивый кадр, но и для «разбора полётов». Яркая расцветка выбрана неслучайно — при возникновении чрезвычайной ситуации, например, при сходе лавины, спортсмена можно будет легко найти на белоснежном покрове.

Во время катания на сноуборде, обязательно нужно заботиться о безопасности. Узнайте, Как выбрать горнолыжный шлем для лыж и сноуборда?

Как выбрать очки для горных лыж и сноуборда: тык

Лучшие горнолыжные курорты России для встречи Нового года: http://skipedia.ru/resorts/novyy-god-na-lyzhah.html

skipedia.ru

Фрирайд на сноуборде

От сезона к сезону всё увеличивается количество тех, кто так любит острые ощущения, получаемые посредством езды на сноубордах и лыжах. Одним из самых распространённых способов получить резкий выброс адреналина в кровь является фрирайд. От английского Freeride, что переводится как «свободная езда».

Огромное количество райдеров обожают фрирайд за возможность выплеснуть свои эмоции, энергию, идеально прочувствовать своё тело, настроив с ним спортивный диалог.

Но откуда же появился такой стиль катания?

Возникновение фрирайда

Итак, мы уже поняли, что, грубо говоря, фрирайд — это свободное катание.

Начинался этот стиль не со сноуборда, а с горных лыж. Катание на них всегда было занятием, не предназначенным для спортсменов, слабых духом. Только представьте, неизведанные склоны, изнуряющий подъём в гору с поклажей, в которой всё необходимое (ведь в глухих горах нет никакой инфраструктуры). Ещё минимальные температуры и отсутствие возможности зайти куда-то и погреться.

И всё это лишь ради того, чтобы навстречу ветру и адреналину спуститься с заснеженного склона, извлекая из-под своей обширной деревянной «обуви» потоки снежных искр.

А что теперь? Теперь горнолыжный спорт стал очень популярным. Существует множество специальных курортов, где спортсменов и напоят, и накормят, и обогреют. Трассы для катания там безопасные и ограждённые, а где-то на периметре всегда дежурит врач.

Однако существуют люди, которым тесен узкий ограждённый проём, по которому рядом с тобой проносятся сотни отдыхающих. Эти люди и продолжают развивать фрирайд.

Толчок в развитии этого катания дало изобретение сноуборда. Именно сноубордисты больше других любят такие свободные спуски.

Freeride в деталях

В чём заключается фрирайд?

Фрирайд подразумевает не просто езду на сноуборде. Это спуск со склона, который не был заранее подготовлен. При этом в стиле обязательно присутствуют элементы ходьбы. А как ещё подниматься в гору? Нет, конечно, фрирайдер может воспользоваться подъёмником (если он есть). Однако предпочтительнее осуществлять подъём посредством собственных ног. Правда, некоторые предпочитают всё-таки транспорт: вертолёты и снегоходы. Однако не у каждого любителя свободной езды хватит средств на такое удовольствие. Из-за того, что райдер, поднявшись на гору, сам определяет траекторию своего спуска, он берёт на себя огромную ответственность. Ведь его собственная жизнь и даже, возможно, жизнь и здоровье окружающих зависят от спускающегося спортсмена.

Чем опасен фрирайд?

Говоря об опасностях, подстерегающих фрирайдера, первым делом нужно упомянуть лавины. Это, пожалуй, самый распространённый и опасный враг горнолыжников. Иногда лавины накрывают даже горнолыжные курорты. Что уж говорить о неизведанных склонах? Там сход снега предсказать практически невозможно.

Опасность падения. Новички горнолыжного спорта и не догадываются, какие тайны может таить в себе ровный заснеженный склон. Существует опасность падения спортсмена с обрыва, падения на спортсмена чего-либо сверху, опасность попадания в ледниковую трещину и так далее.

Перед подъёмом нужно осведомиться о том, какая грядёт погода. Оказаться в плохую погоду в горах — это смертельная опасность. Нулевая видимость при нулевых температурах заточает человека в холодный снежный плен, из которого очень сложно выбраться.

При свободном спуске существует опасность падения на высокой скорости

Не стоит забывать и о стандартных опасностях езды на сноубордах. Это опасность падения при высокой скорости движения и опасность наехать на что-то.

Но, несмотря на все эти подводные (а точнее, подснежные) камни, спортсмены не теряют любви к этому стилю езды.

Где?

Фрирайд в России

Если не говорить об экстремалах, которые безрассудно отправляются в неизведанные горы для спуска, не заручившись при этом помощью спасателей, то фрирайдеры чаще «обитают» вблизи горнолыжных трасс. Там, где есть подъёмники. Там, где неподалёку дежурят врачи. Там, где можно покушать и переночевать со всеми удобствами.

Отлично подходят для такой езды курорты Кавказа — Эльбрус-Чегет, Домбай и Красная Поляна. Своей популярностью эти места обязаны огромным просторам, которые богаты рельефом и небольшим количеством райдеров.

Вторым в этом перечне следует упомянуть город Кировск Мурманской области. У него свои преимущества. Например, он расположен недалеко от столицы, а сезон в нём тянется очень долго.

Глупо было бы не упомянуть в этом списке Уральские горы. С каждым годом там появляется всё больше горнолыжных курортов, что помогает держать плотность количества приезжающих катальщиков на комфортном уровне. ГЛЦ «Банное», «Абзаково» по праву зовут уральской Швейцарией.

Фрирайд за рубежом

Теперь перенесёмся за пределы родных пенатов.

В мире есть несколько крупных горнолыжных кластеров. Ближе всего к нашему родному дому располагаются Европейские Альпы. Располагаются они сразу на территории четырёх стран: Австрии, Швейцарии, Италии и Франции. Правда, администрация альпийских курортов, чаще всего, пытается обуздать диковатый фрирайд и запрещает отдыхающим выходить за пределы обустроенных трасс без гида. Это делает спорт менее опасным, но более дорогостоящим.

Мировая столица фрирайда разместилась в Северной Америке, а, точнее, на Аляске. Особенные ветра и близость к морю сделали снег там очень липким. Он прикрепляется к склонам гор с уклонами, на которых он обычно не лежит. Трассы там способствуют наибольшему выплеску адреналина спортсменов. По признанию тех, кто уже опробовал эти склоны, езда там более походит на свободное падение. При этом спуск почти не уступает в скорости полёту.

Что должно быть у каждого фрирайдера?

Помимо правильно подобранных лыж или сноуборда, фрирайдеру нужно иметь множество полезных вещей.

Во-первых, это правильно подобранная одежда. Она должна быть тёплой, водоотталкивающей, ветроустойчивой и при этом не должна сковывать движений.

Во-вторых, обязательно нужно приобрести шлем. Без него даже самый безобидный спуск может закончиться трагедией. Важно, чтобы он сидел на вашей голове как влитой. Не давил и не съезжал в сторону.

Внутри шлема должна быть небольшая мягкая подушка, амортизирующая удар. Выполняют шлемы из твёрдого пластика, который выдерживает высокую нагрузку при ударе. Если бы защита для головы выполнялась из более мягкого материала, она бы сразу лопалась на искусственном или приглаженном жёстком снеге.

В-третьих, это защита для рук. Обязательно иметь хорошие печатки, которые оттолкнут влагу и защитят руки от мороза. При спуске у вас не получится держать руки в карманах, поэтому перчатки должны обеспечивать длительный и качественный подогрев рук.

Со стороны ладони должна быть мягкая подкладка, которая поможет избежать травм кисти при падении.

Напоследок ещё раз напомним о том, что фрирайд — это опасный вид спорта. Всё в нём зависит от спортсмена. Если не чувствуете в себе уверенности при езде или не до конца научились управлять сноубордом, лучше попрактиковаться в более простой технике езды. Берегите себя и удачи вам при катании!

aktsport.ru

Фрирайд – что это такое, история, виды катания

Большой популярностью пользуются зимние виды спорта, и одним из самых экстремальных является фрирайд. Для него характерны некоторые особенности. Стоит заметить, что это понятие используется и в других спортивных направлениях, например, в велоспорте и роликах.

Что это такое фрирайд?

Если перевести название этого спортивного направления, то получится «свободное катание». Под фрирайдом понимают спуск с горы по необорудованным трассам, поэтому его относят к экстремальным видам сорта. Техника фрирайда схожа с той, которая используется при классическом катании, но только требует больше сноровки и спортивной подготовки. Люди, которые им занимаются, утверждают, что это не спорт, а особая философия и способ жизни.

История фрирайда

Это направление появилось в Америке в 80-х годах прошлого века, а все благодаря популяризации горных лыж и внедрению современной индустрии. Фрирайдер – человек, который не любит правил, поэтому спортсмены начали поглядывать за ограждения и стали кататься по неподготовленным трассам. Стимулировало развитие фрирайда и появление сноуборда, который открывал новые возможности для экстремалов.

Фрирайд и фристайл – отличие

С первым понятием уже ознакомились, а что касается фристайла, то это зрелищное направление в спорте, которое подразумевает выполнение во время спуска разных трюков. Фристайл быстро стал соревновательным видом спорта, и он представлен на Олимпийских играх. Выясняя, чем отличается фрирайд от фристайла, следует уделить внимание и разнице в снаряжении (в данном случае сноубордов).

  1. Для фристайла дека должна быть короче и легче, что важно для маневренности, а для другого спорта – длинным и широким.
  2. У сноуборда для фрирайда нос должен быть длиннее хвоста, а для другого направления – и нос, и хвост имеют идентичную форму.

Фрирайд – виды катания

Условно это направление в спорте можно разделить на несколько видов:

  1. Облегченный. Представить фрирайд без этого направления сложно, ведь оно позволяет получить новые эмоции. На склон спортсмен доставляется на подъемнике и рядом находится база и спасатели. У многих курортов есть и стандартные трассы и места для фрирайдеров.
  2. Бэкантри. В этом случае спортсмен должен пешком подняться на выбранный склон, а после небольшого отдыха, осуществить спуск по склону. На пути могут встретиться деревья, ущелья и другие препятствия. Самый популярный вид такого спорта. Одежда для фрирайда должна быть удобной, чтобы она не сковывала движений.
  3. Хели-ски. Многие видели, как в фильмах над вершиной горы зависает вертолет, с которого спрыгивает лыжник или сноубордист, вот это и есть этот вид фрирайда. Во многих местах это направление находится под запретом.
  4. Экзотика. Забрасывать спортсмена на вершину горы может и сноукэт – специальная машина для подготовки горнолыжных трасс.

Горные лыжи фрирайда

Спускаться по подготовленным склонам и по целине – это две разные вещи. Техника катания фрирайда подразумевает быструю скорость спуска. Кроме этого, на таком снегу не получится поворачивать и останавливаться вращением корпуса, а делать это можно только наклоном/заклоном. Попытки вращения плечами могут стать причиной травмы. Учтите, что на целине сложно совершать резкие маневры и важно концентрироваться на балансе.

Лыжи для фрирайда имеют свои особенности, так они должны иметь широкую среднюю часть. Профессионалы рекомендуют ориентироваться на свой рост, так поставленные вертикально лыжные доски должны быть на 2-3 см выше человека. Важно понимать, что спортивный лыжный инвентарь отличается жесткостью доски. Стоит учитывать, что есть универсальные горные снаряды, которые более податливые и на них можно передвигаться по подготовленной трассе и крутому необъезженному горному склону.

Вело фрирайд

Это течение зародилось в 80-х годах в Америке. Классический фрирайд – экстремальный вид катания по горам по неподготовленным склонам с разными нюансами: грязью, камнями и так далее. От спортсмена требуется сноровка и хорошая физическая подготовка. Облегченные виды фрирайда основаны на катании по заброшенным тропам и гордым дорожкам. Эти стили являются более распространенными.

Велосипед для фрирайда есть чем-то средним между транспортом для даунхилла и горным. Важно, чтобы он не был слишком тяжелым, поскольку преодолевать горные склоны будет непросто. Чтобы кататься по сложным трассам велосипед должен иметь систему задней подвески, большой ход амортизаторов. Велосипед должен быть двухподвесным и иметь двухкоронные вилки. Важно особое внимание уделить тормозам. Шины должны быть большими. Экипировка для фрирайда обязательно включает средства защиты.

Техника фрирайда на сноуборде

Чтобы кататься на доске по «диким» спускам, необходимо купить правильное снаряжение и иметь хорошую подготовку. Техника фрирайда включает высокий уровень мастерства, опыт обращения с доской, умение по ходу движения анализировать спуск и учитывать другие факторы, от которых зависит непрерывность движения и безопасность. Есть три вида катания: обычный спуск по любому склону (All mountain), катание в труднодоступной местности, где есть риск схода лавин (Back country), а еще спуск с особенно сложных в плане доступа и проходимости вершин (Heli-ski).

Сноуборд для фрирайда должен быть длинным и широким с формой дирекшнл. Это важно для удержания равновесия и распределения веса тела по всей поверхности. Крепления должны быть смещенным к задней части. Кроме этого, доска должна быть жесткой, чтобы обеспечить устойчивость во время спуска со склона. Вся поверхность сноуборда должна соприкасаться с землей.

Ролики фрирайд

Спортсмены, которые перестают получать удовольствие от катания на роликах по прямым дорожкам, интересуются экстремальными направлениями. Техника катания фрирайд подразумевает быструю езду, выполнение прыжков через разные объекты, вращения и многочисленные трюков, а еще катание с лестниц. Ролики должны иметь прочные ботинки, хорошую боковую фиксацию, антишоковую стельку и усиленный слайдер сбоку. Большое значение имеет крепкая рама, прочные подшипники и жесткие колеса с крепкой ступицей.

Лонгборд фрирайд

Заниматься экстримом можно и катаясь на скейте, преодолевая крутые склоны в положении сидя и стоя, выполняя развороты, совершая прыжки и разные трюки. Фрирайд является самой распространенной дисциплиной лонгборда. Лучше всего для экстремального катания выбирать лонгборды, у которых подвески проходят через отверстие в деке, а форма у них симметричная. Оптимальная длина – 38-42 дюйма. Жесткость должна быть выше средней. В городских условиях молодежь занимается экстремальным катанием на лонгборде. Важна защита для фрирайда, которая включает наколенники, налокотники и шлем.

Обучение фрирайду

Важно понимать, что это экстремальный вид спорта и лучше развивать свои навыки под присмотром специалистов. В городах, где есть горы находятся специальные школы по обучению и к ним допускаются люди, уверенно спускающиеся по трассам. Школа фрирайда предлагает пройти курс, который включает небольшую лекцию, объясняющую:

  1. Тактику катания в группе и выбор линии спуска и места сбора. Спортсмен должен уметь правильно оценивать склон и контролировать спуск.
  2. Особенности спуска по разным формам рельефа: крутым склонам, кулуарам, лесу, глубокому снегу и так далее.
  3. Технику выполнения прыжков, так, спортсмен должен оценить возможности для осуществления трюка и безопасное приземление.
  4. Правила лавинной безопасности.

Соревнования по фрирайду

Существует многоэтапные международные соревнования, которые проводятся для мужчин и женщина в двух категориях: горных лыжах и сноубордах, а называются они Freeride World Tour. В них принимают участие самые лучшие спортсмены, которые могут сами выбрать для себя линию спуска, но опробовать ее запрещено. Соревнования по фрирайду на лыжах и сноубордах оценивают по три судьи, и каждый может выставить о 1 до 10 баллов. Во внимание берется сложность траектории спуска, стиль прохождения, техничность и сложность выполнение трюков. Имеет значение и общее впечатление от заезда.

Фильмы про фрирайд

Интересная тема не могла остаться без внимания кинематографа, и о любителях экстрима снято действительно несколько стоящих картин, вот некоторые из них:

  1. «В глубины разума». В этом кинофильме можно увидеть суровую красоту дикой природы и насладиться невероятными пейзажами. Создатели кино про фрирайд пытаются понять, есть ли предел человеческим возможностям.
  2. «Покорители вершин». История рассказывает о двух лучших друзьях: профессиональном сноубордисте и горнолыжнике. Парни решили поехать на Аляску и покорить одну из самых диких вершин. Фрирайд – мечта, захватывающие дух пейзажи, скорость и адреналин.

 

kak-bog.ru

Велосипеды для Фрирайда — Как Правильно Выбрать и Для Чего Они?

Под велофрирайдом понимают дисциплину велоспорта, а также, стиль езды на велосипеде, предусматривающее прохождение усложненных трасс с естественными или искусственно созданными препятствиями. Велосипедисту приходится преодолевать крутые склоны, дорожки, проходящие по горам, мосткам, прыжки с обрыва на высокой скорости. Такое движение требует специальной физической и технической подготовки велосипедиста-фрирайдера, особенного оснащения велосипеда. Соревнования по велофрирайду чаще всего финансируют производители велосипедов и горного снаряжения. Они заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать все возможности новых моделей оснащения.

Варианты велофрирайда

Велосипедист-фрирайдер успешно преодолевает высокие обрывы, спускается по крутым извилистым тропинкам, прыгает через искусственные и природные преграды. Все это прелести классического велофрирайда. Для того, чтобы выполнить такие трюки без ущерба для своего здоровья, надо усердно тренироваться не один месяц. За такую настойчивость спортсмен получает незабываемые переживания. Чтобы действительно испытать ощущение полета, не ощущать границ в виде скорости, высоты прыжка или радиуса поворота, надо иметь серьезную подготовку:

  • владение техниками управления велобайком, прыжков и правильного приземления;
  • регулярные занятия, освоение навыков от простого к сложному;
  • выдержка, сила духа, умение, сохранив спокойствие, действовать по правилам в любых ситуациях;
  • специально оснащенный велосипед для профессионального фрирайда и надежная защитная экипировка.

Экстремальная езда необычна для обычного велосипедиста. Только со временем приобретаются навыки. Чтобы приобрести опыт, стоит освоить лайт-фрирайд или облегченную версию фрирайда. Ее очень любят туристы. Трассы смонтированы аналогично трассам для классического фрирайда. Но все испытания не такие экстремальные: спуски более пологие, камни небольшие, трамплины невысокие. По скорости нет ограничений, поэтому каждый может устроить себе экстремальное катание в меру своего понимания и возможностей.

Характеристики и особенности

Конструкция и качество исполнения велосипедов для фрирайда должны соответствовать тем задачам, которые перед ними стоят. Наивно полагать, что хоть один трюк можно выполнить на обычном велосипеде, не повредив его. Все модели для экстремальной езды разрабатываются на основе горных байков. Велосипед для фрирайда должен обладать:

  • прочностью;
  • легкостью;
  • отличной амортизационной системой;
  • надежной системой торможения;
  • прочными устойчивыми колесами.

Значение прочности велосипеда невозможно переоценить. Кроме веса спортсмена, конструкция испытывает огромные динамические перегрузки во время прыжков и резких поворотов. Рама и другие элементы конструкции у такого велосипеда изготовлена из легких и прочных алюминиевых сплавов. Они обладают достаточной способностью противостоять ударам и одновременно небольшим весом, который может обеспечить эффективный подъем в гору, прыжки, преодоление обрывов. Тяжелый байк – дополнительная нагрузка при выполнении трюков. Поэтому байки для фрирайда весят от 13 до 18 кг.

Конструкция такого велосипеда предусматривает две подвески, имеющие ход до 25 см, оснащенные двумя амортизаторами. Используют пружинно-маслянные, а для более легких моделей — пружинно-эластомерные подвесы. Они успешно гасят ударные колебания, приходящиеся на велосипед и на спортсмена.

Велосипеды для фрирайда оснащены дисковыми гидравлическими тормозами, обладающие отличными тормозящими качествами, надежностью, обеспечивающие точный контроль усилия. Диски установлены на обоих колесах, тормозные колодки – металлические, обеспечивающие повышенную прочность и надежность всей тормозной системы.

Высокую проходимость и дополнительную устойчивость байка обеспечивают большие широкопрофильные шины с глубоким рисунком протектора.

Как обеспечить безопасность велосипедиста

Фрирайд – вид спорта, в котором велика вероятность получения травм. Для обеспечения собственной безопасности спортсмен не только должен владеть техниками выполнения трюков и выполнять все правила при этом, но и иметь надежную защитную экипировку. Наиболее тяжелые травмы, которые может получить фрирайдер:

  • черепно-мозговые травмы, полученные в результате удара головы;
  • деформации шейного отдела позвоночника;
  • травмирование других отделов позвоночника.

Самое главное в экипировке спортсмена: надежный шлем, нательное и шейное защитные приспособления. Вместе с защитой для суставов и перчатками они составляют минимальный набор.

Для защиты головы спортсмены используют велосипедный шлем Full-face. Он закрывает полностью всю голову со всех сторон. Шейная защита – это приспособление, одевающееся на шею. В случае падения оно принимает удар на себя, ограждает позвонки от деформации. Нательная защита действует по такому же принципу, одевается под велокостюм, крепится специальными приспособлениями.

Коленные и локтевые суставы защищают наколенники и налокотники. Они выполнены из прочной легкой пластмассы, крепятся к рукам и ногам фиксаторами. Наколенники защищают коленный сустав и часть ноги.

К обязательной защите относятся перчатки без пальцев с резиновыми, карбоновыми, силиконовыми защитными вставками. Они предохраняют ладони от потертостей и ссадин, пальцы – от вывихов и переломов. Перчатки облегчают управление велосипедом, т.к. увеличивают силу сцепления руки с рулем.

Следует знать, что после падения нельзя использовать повторно шлем и приспособление для защиты шеи, даже если они остались целыми. Образовавшиеся при ударе микротрещины при следующем падении не смогут обеспечить надежную защиту. Другие предметы защитной экипировки возможно использовать снова.

Велосипедные очки защищают глаза от попадания пыли, песка, сильного ветра, повреждения мелкими предметами во время езды или при падении. Иногда райдеры одевают сетчатые маски, защищающие дыхательные пути от пыли, песка и мелких камней.

Популярные бренды велобайков для фрирайда

Велофрирайдеры оценили байки MTB Fully и 4-Cross торговой марки «GHOST», произведенный в Германии. Их привлекает эргономичность конструкции, высокое качество сборки, удачный дизайн. Не очень радует высокая стоимость.

Инновационные решения использованы в конструкции игольчатых подшипников. Рама выполнена из труб овального сечения, что придает дополнительную жесткость конструкции без увеличения веса.

В десятку лучших мировых производителей входит американский бренд «TREK». Маунтинбайки изготавливает с 1983 года.

Под торговой маркой «GIANT» компания из Тайваня выпускает 15 моделей двухподвесных горных байков. Именно она первой внедрила технологию, обеспечивающую жесткость конструкции, без использования сварных швов. Российским представителем компании является фирма «Неотрен».

Велофрирайд – увлекательный вид спорта, где одинаково необходимы сила духа, физическая подготовка и качественное оснащение. Умелая езда и надежная экипировка позволят пройти трассу без падений и травм, получить незабываемые ощущения.

provelik.ru

📌 Фрирайд (сноубординг) — это… 🎓 Что такое Фрирайд (сноубординг)?



Фрирайд (сноубординг)

Фрира́йд (англ. freeride) — катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и, как правило, вне области обслуживания горнолыжной индустрии. Считается, что именно при катании по нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных лыж. Вместе с тем, фрирайдовое катание сулит и немало опасностей, связанных с незнакомой местностью, например возможностью схода лавин. По мнению ряда специалистов, новичкам в сноубординге и лыжах не следует торопиться с выходом за пределы трассы в горах, для этого следует уже иметь определённые навыки владения техникой катания. На протяжении последних лет ежегодно проводятся международные соревнования по фрирайду среди профессионалов и любителей.

Виды фрирайд-катания

  • Облегчённый фрирайд — это самый простой и популярный вид внетрассового катания, суть которого заключается в подъёме на гору на подъёмнике и дальнейшем съезде по нетронутому склону вне подготовленных трасс.
  • Бэккантри — это восхождение на горы, не оборудованные подъёмниками, с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Наиболее распространённый вид фрирайда, несмотря на сложность восхождения на вершину горы для старта.
  • Хели-ски (хелибординг) — это заброс лыжников (сноубордистов) на вершину горы с помощью вертолёта. При этом данное развлечение является дорогим, а в некоторых местах нашей планеты хели-ски запрещён.
  • Сноумотобординг — это катание сноубордиста, по принципу водных лыж, только вместо катера используется мотоцикл или снегоход, а вместо воды — снег.

Необходимые навыки и оборудования

Из необходимых навыков понадобится умение хорошо контролировать доску (лыжи) на любой поверхности, особенно на пухляке[1], а также самые базовые горные (альпинистские) и спасательные навыки. Кроме этого важна адаптация к постоянно меняющимся снежным условиям и умение читать горный рельеф, прокладывая на нем свою траекторию движения.

Из необходимого оборудования райдер в первую очередь должен иметь сноуборд или горные лыжи, приспособленные к езде по глубокому снегу. Кроме того обязательно требуются: бипер, лавинный щуп, лавинная лопата, шлем, рация, индивидуальные средства спасения при попадании в лавину (рюкзак с ABS, рюкзак с Avalung) и т. д.

Примечания

  1. Пухляк — это недавно выпавший и нетронутый мягкий снег, идеальный для фрирайдинга.

Wikimedia Foundation.
2010.

  • Фрингс Торстен
  • Фриран (freerun)

Смотреть что такое «Фрирайд (сноубординг)» в других словарях:

  • Фрирайд (сноубординг и горнолыжный спорт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фрирайд. Горнолыжник на спуске вне трассы …   Википедия

  • Фрирайд — (от англ. free ride  свободная езда) спуск, как правило, с естественных возвышенностей и гор вне подготовленных трасс: Фрирайд (велосипед) Фрирайд (сноубординг и горнолыжный спорт) Фрирайд (маунтинборд) …   Википедия

  • Сноубординг — Участник первенства России среди юниоров по слалому Сноубординг (англ. snowboarding)  экстремальный вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде  сноуборде. Изначально зимний вид спорт …   Википедия

  • Бэккантри — …   Википедия

  • Сноуборд (вид спорта) — О снаряжении см. Сноуборд (спортивный инвентарь). Сноубордист в прыжке …   Википедия

  • Сноуборд — с мягкими креплениями Сноуборд (англ. snowboard, букв. «снежная доска»)  спортивный снаряд, предназначенный для скоростного спуска с заснеженных склонов и гор. Сноуборд представляет собой плоскую конструкцию, состоящую из …   Википедия

  • Русский Экстрим — RUSSIAN EXTREME ООО «Русское Экстремальное Телевидение» Страна …   Википедия

  • Сноуборд (спортивный инвентарь) — О виде спорта см. Сноуборд (вид спорта). У этого термина существуют и другие значения, см. Сноуборд (значения) …   Википедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о