Чем отличается лутц от тулупа – виды, отличия, как называются, различать ли по сложности, что отличает перекидной, фото с названиями

Разное

Чем отличается тройной лутс от тройного тулупа

В фигурном катании прыжок тулуп, от английского toe loop — «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого «тройка», когда фигурист меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном катании на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный четверной тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха руками и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц — очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении — перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц — «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.

www.kakprosto.ru

Тулуп, лутц и аксель. Как различить прыжки в фигурном катании?

Автор:
ALEKCIUS

Если в детстве мы все задавались вопросом, почему самый известный в народе прыжок в фигурном катании назван в честь такого элемента нашего гардероба, как тулуп, то по мере взросления все эти тулупы и аксели настолько плотно вошли в жизнь любителя спорта, что мы продолжаем называть их правильными именами, даже не задумываясь о происхождении этих названий. Однако, каждое из них имеет свою историю.

6 фото

Для начала же отметим, что в современном фигурном катании используется всего шесть видов прыжков, которые разделены на две подгруппы, по три в каждой. Реберные прыжки названы так, потому что для их исполнения фигурист отталкивается ото льда ребром своего конька. К ним относятся такие прыжки, как сальхов, риттбергер и аксель. К носковым, или зубцовым прыжкам, для исполнения которых необходимо отталкиваться носком, на котором расположены специальные зубцы, относятся флип, лутц и полюбившийся нам тулуп.
1. С тулупа предлагаем и начать наше знакомство с прыжками в фигурном катании. Название его происходит от двух английских слов toe loop, что в переводе означает «петля на носке».
Тулуп считается одним из самых легких прыжков в фигурном катании. Фигурист отталкивается зубцом левого конька, делает оборот и приземляется на правую ногу, назад на наружное ребро. Прыжок относительно прост, так как выполняется со сменой ноги — толчок левой с приземлением на правую. Для фигуристов, делающих прыжки по часовой стрелке, действия левой и правой ноги меняются соответственно.

2. Вторым по сложности зубцовым прыжком в фигурном катании считается флип. Выполняется он с хода назад с внутреннего ребра левой ноги, далее следует удар зубцом правой ноги, оборот и приземление на правую ногу на ход назад-наружу.

3. Самый сложный из зубцовых, и второй по сложности из всех прыжков в фигурном катании – лутц. Стоит на втором месте по сложности исполнения после акселя. Сам прыжок заключается в следующем: фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок, раскручиваясь за счёт замаха туловищем и руками. После нескольких оборотов против часовой стрелки фигурист приземляется на правую ногу, на ход назад-наружу.

4. Один из самых легких прыжков в фигурном катании – сальхов
Техника прыжка весьма проста: заход на прыжок происходит с дуги назад-внутрь, одновременно с этим свободная нога делает мах вокруг тела, приземление выполняется на наружное ребро на ход назад на маховую ногу.

5. Риттбергер — это прыжок напоминающий петлю. В англоязычных странах его до сих пор иногда называют лупом – очередная калька с английского слова loop (петля).
Если смотреть на технику исполнения, то мы имеем следующую картину: фигурист скользит на правой ноге назад-наружу, лицом внутрь круга, свободная нога идет вперёд-накрест. Всё тело, за исключением опорной ноги, разворачивается против часовой стрелки, одновременно делается толчок правой ногой. Приземление идет на правую ногу назад-наружу.

6. Аксель, последний из реберных прыжков, исполняемых фигуристами, считается самым сложным. Это единственный прыжок, исполняемый с движения вперед, поэтому у него наблюдается уникальная по сравнению с другими техника. Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней. Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая свободную ногу вперёд. В воздухе нужно быстро сгруппироваться, после чего следует приземление на маховую ногу на ход назад-наружу. В связи с тем, что прыжок исполняется, когда фигурист едет лицом вперед, а приземляется спиной, он – единственный, где число оборотов не целое, а с половинкой. Одинарный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной.

yap-helper.ru

Что такое тулуп в фигурном катании: рассказываем

Прыжок «Тулуп» называется от английского toe loop, поэтому не имеет ничего общего с зимней меховой одеждой. Долгое время считалось, что выполнять прыжки могут только особенно одаренные фигуристы. Долгое время, флип и лутц считались сложнейшими, их выполнение заслуживало бурю аплодисментов. Но сейчас уже многие профессионалы могут выполнять двойные, тройные фигуры, и тройной тулуп в фигурном катании уже не новость. Что представляет прыжок тулуп, как его выполнять, разберемся ниже.

История возникновения тулуп прыжка

Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.

Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.

Техника выполнения

Пошаговое объяснение техники:

  1. Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
  2. Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
  3. После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.

Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.

Маховые движения фигурист регулирует самостоятельно. Если прыжок замедленный, открытый, махи в конце похожи на аксель. Когда спортсмен желает достичь максимальное количество оборотов в воздухе, махи следует делать сдержанными, как толчок в сальхов.

Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.

Способы выполнения

У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.

  • Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
  • Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
  • Открытый.
  • Затяжной.

Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?

Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:

  • Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
  • Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.

Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.

  1. Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
  2. Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
  3. Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.

Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.

Четверной тулуп в женском фигурном катании

Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.

Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.

Совсем недавно в марте 2018 года спортсменка из России Трусова Александра отличилась выполнением четверного тулупа на чемпионате мира среди подростков. Это была чистая фигура, засчитанная судьями. Для Александры победа с 225,52 баллами (за два четверных прыжка) стала открытым билетом в большой спорт. Девушка отмечает, что длительная подготовка привела к таким результатам, осуществлению двух четверных прыжков она рада больше, чем самой победе.

Заключение

Откуда берутся юные чемпионы мира по фигурному катанию? Осваивают тулуп даже дети на фигурном катании. Но усердные тренировки, взлеты и падения, приводят к результатам, известным мировому сообществу фигуристов. Отработать навык выполнения тулупа могут все профессиональные фигуристы. Но важно не останавливаться на достигнутом в одиночном катании. Выполнение двойных, тройных, может даже четверных «взлетов» надо льдом приводит к высоким баллам на соревнованиях, победе.

sportotip.ru

Не надо два тройных тулупа!

Многие наши читатели, которые смотрят трансляции из Ванкувера, не совсем понимают, за что судьи в фигурном катании снижают оценки и чем один прыжок отличается от другого. Возникают вопросы: как могло получиться, что одни из фаворитов мужского турнира Брайан ЖУБЕР сорвал в короткой программе каскад из двух прыжков и тройной лутц и откатился сразу на 18-е место! Попробуем объяснить.

* Прыжок аксель выполняется с левой ноги. Фигурист делает заход с подсечки назад влево, скольжение происходит на внешнем ребре правой ноги, после чего следует поворот.

Этот прыжок назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена, который впервые исполнил его в 1882 году.

* Лутц выполняется с длинного захода назад, с наружного ребра левой ноги. Затем следует удар зубцом правой ноги, на эту же ногу фигурист приземляется. Выезд — назад, наружу.

Этот прыжок первым исполнил австриец Алоиз Лутц в 1913 году.

* Когда фигурист выполняет сальхов, заход на прыжок совершается с дуги назад внутрь. При этом свободная нога делает мах вокруг тела. Левая половина корпуса фигуриста поворачивается назад внутрь.

Этот прыжок придумал швед Ульрих Сальхов в 1908 году.

* Выполняя тулуп, фигурист отталкивается ото льда зубцом конька левой ноги. При этом конек правой ноги расположен на ход назад. Обычно заход на прыжок происходит по прямой с правой ноги на внутреннем ребре.

Этот прыжок придумал в 1920 году американец Брюс Мейпс. Но назвали его не мейпс, а тулуп (от английского toe loop, toe — большой палец ноги, loop — петля). Вот такая вышла несправедливость. Сегодня лучшие фигуристы мира исполняют тулуп не в один оборот, а в три или даже четыре. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие виды прыжков.

* Риттбергер выполняется после скольжения назад на наружном ребре. Отрыв ото льда происходит за счёт увеличения центробежной силы и уменьшения радиуса толчковой дуги. Свободной ногой выполняется мах вверх и назад. Приземление происходит на наружное ребро той же ноги, с которой выполнялся толчок в скольжение назад.

Этот прыжок назван в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера. Он впервые исполнил его в 1910 году.

* И наконец флип (от англ. flip — щелчок). Это зубцовый прыжок с заходом после скольжения назад на внутреннем ребре конька. Толчок выполняется носком другой ноги и приземлением на наружное ребро той ноги, с которой был выполнен толчок.

Очень похожи

Судьи снижают оценки не только за падение после прыжка, но и:

— за касание рукой льда при приземлении,

— за недокрученный прыжок (например, фигурист сделал 2,5 оборота вместо трех),

— за однотипные прыжки. К примеру, лучше сделать лутц и аксель, чем два подряд тройных тулупа.

Добавим, что лутц и флип очень похожи друг на друга. И даже судьи не всегда могут их отличить.

А Жубера, которого считали одним из главных конкурентов Евгения Плющенко, никто не засуживал. Помимо двух сорванных прыжков он совершил еще ряд ошибок. Француз наказал сам себя.

www.eg.ru

Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)

ВВЕДЕНИЕ

Катание на коньках известно как один из древнейших способов передвижения. Необходимость
преодолевать неровности на естественно возникавших ледовых путях сообщения —
на реках, каналах, озерах — заставляла искать возможности их преодоления. В
одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство
бега на коньках с фигурами», изданном в 1938 г., Г. М. Паули писал: «…полезно
упражняться в этих прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или
лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия» *.

Задача
преодолевать препятствия обусловливала стремление конькобежцев прыгать как можно
дальше и выше.

Другой вид прыжков появился позднее. Он возник в процессе развития и совершенствования
так называемых специальных фигур, первоначально имевших форму дуг, спиралей,
кругов и постепенно усложнившихся до рисунков, букв, цифр, цветов, вензелей
и т. п., начертанных коньками на льду. Возрастающая сложность рисунка требовала
в ряде случаев прерывания следа, т. е. подпрыгивания. В этих случаях не ставилась
задача достижения большой дальности и высоты прыжка. Таким образом появились
прыжки, ставшие, в сущности, безопорными аналогами перетяжек, троек, скобок
и других элементов обязательной программы.

Прыжки со значительным перемещением в полете стремительно развивались. Первоначально
они напоминали прыжки в длину с разбега. Появились и единицы измерения длины
полета — шляпы-цилиндры, поставленные друг за другом, бочки и другие предметы,
через которые прыгали конькобежцы.

Кривизна
лезвия фигурного конька обусловила возникновение вращательных движений, столь
естественных и сравнительно легко выполняемых. В результате появились опорные
вращения — пируэты. Синтез пируэта с прыжком вызвал к жизни прыжки с вращением
вокруг продольной оси тела фигуриста.

Интересно, что соединение прыжка с пируэтом
привело к появлению двух видов прыжков. В 1882 г. норвежский фигурист Аксель
Паульсен выполнил прыжок, который позже стал носить его имя. Делал он его с р
азбега и прыгал в длину. Несколько позже Г. Фукс выполнял этот прыжок иначе, как бы готовясь к волчку с небольшого хода,
в результате чего прыжок получался на месте, причем после прыжка он оставался
стоять в той же точке, в которую приземлился. Н. А. Панин писал, что если прыжок
Паульсена отвечал петле с тройкой, то прыжок Фукса напоминал «перепрыгнутый
пируэт».

В
дальнейшем эти две разновидности прыжка совсем разделились. Появились прыжки
с вращением в полете и длинным выездом из вращения, отличающиеся большой длиной.
Они получили название многооборотных. Прыжки со сравнительно небольшой длиной,
в которых вращение продолжается и после приземления, стали называться прыжками
во вращение.

Произвольное
катание в соревнованиях первого десятилетия нашего века состояло из танцевальных
шагов, вращений и поворотов, взятых из школьных фигур. Недаром катание тех времен
назвали «земным».

Когда прыжки стали элементами фигурного
катания, принято было считать, что они доступны далеко не каждому и для успешного
их выполнения требуется особая одаренность. Выдающиеся спортсмены включали тогда
в свои программы два-три сложных прыжка. Сложными считались лутц и флип в один
оборот, а также прыжки в полтора оборота.

Однако роль прыжков постоянно возрастала.

«Программа произвольного катания без выдающихся
прыжков с поворотами в воздухе в настоящее время неизбежно покажется неинтересной
и недостаточно трудной. Мы едва ли ошибемся, сказав, что этот вид упражнений
прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания», — писал Н.
А. Панин*.

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют
всеми наиболее распространенными двойными прыжками, прыжком двойной аксель,
а также тремя, реже четырьмя, тройными прыжками: сальховом, тулупом и риттбергером.

На чемпионате мира 1976 г. наиболее сложный
набор прыжков среди мужчин показал американский фигурист Терри Кубичка. Он исполнил
пять тройных прыжков, четыре из них — разные: дважды тройной сальхов, тройной
флип, дважды двойной аксель, тройной лутц, тройной тулуп.

Среди девушек наибольшее число тройных прыжков
было в программе юной советской фигуристки Елены Водорезовой: два тройных тулупа
и один тройной сальхов. Е. Водорезовой принадлежит своего рода рекорд — на чемпионате
Европы 1976 г. она выполнила в обязательной программе произвольного катания
каскад прыжков: двойной флип — тройной тулуп.

Интересно,
что выдающиеся фигуристы прошлого также владели прыжками в 2; 2,5 и 3 оборота.
Дик Баттон, победитель чемпионатов мира 1948—1952 гг., в свои произвольные программы
включал не только двойные прыжки, прыжки в 2,5 оборота, но и тройные — сальхов и петлю.
Давид Дженкинс, выигрывавший золотую медаль чемпиона мира в 1957—1959 гг., превосходно
выполнял прыжок в 2.5 оборота, тройной сальхов и тройную петлю. Дональд Джексон
еще в 1962 г. на первенстве мира в Праге впервые выполнил тройной лутц, который
с тех пор повторен в официальных соревнованиях лишь несколькими спортсменами.
Высоким мастерством исполнения многооборотных прыжков отличались Рони Робертсон,
Джон Мак-ферсон, Томми Литц, Нобио Сато, Алэн Кальма, Эммерих Данщер, Тим Вуд,
Сьёкье Дийкстра, Пегги Флеминг, Габриэль Зейферт, Лев Михайлов, Валерий Мешков,
Сергей Четверухин, Юрий Овчинников и другие фигуристы.

В последние годы прыжки в 2,5 и 3 оборота
перестали быть уникальными, их выполняют на многих национальных и международных
турнирах. Значительно выросло число спортсменов, владеющих названными прыжками.
Однако качественно арсенал прыжков в последние два десятилетия расширялся медленно.

Закономерно предположить в ближайшее время
возможность увеличения числа оборотов исполняемых прыжков и расширения арсенала
многооборотных. Это означает переход на новый, более высокий уровень мастерства,
выражающийся в выполнении наиболее сложных тройных, а также прыжков с числом
оборотов более трех.

Фигурное катание на коньках со дня первых
международных соревнований претерпело значительные изменения. Техника катания,
правила и программа соревнований продолжают меняться и в настоящее время. В
программу первых соревнований по фигурному катанию на коньках входило исполнение
обязательных и специальных фигур и произвольное катание. В дальнейшем соревнования
по специальным фигурам были отменены.

Соотношение обязательной и произвольной программ в общем результате первоначально
составляло 60 и 40%. Затем Международный союз конькобежцев (ИСУ) принял решение
еще больше повысить удельный вес произвольного катания, и соотношение стало
50 и 50%. На 34-м конгрессе ИСУ, состоявшемся в 1971 г., было решено уменьшить
число обязательных фигур, исполняемых в соревнованиях, до трех и ввести обязательную
программу произвольного катания. В конце 1972 г. соревнования по фигурному катанию
превратились в троеборье, в котором уже два вида представляют собой произвольное
катание, дающее 60% общей суммы баллов. С 1975 г. значение произвольной программы
еще более возросло: сумма баллов, которую можно получить за исполнение обязательных
фигур, была уменьшена на 10%, а за произвольную программу настолько же увеличена.
Таким образом, в настоящее время за произвольное катание можно получить 70%
общей суммы баллов, а за обязательные фигуры только 30%.

Совершенно
определенно исторически прослеживается тенденция повышения роли произвольного
катания. Каковы критерии оценки произвольной программы? Что является главным,
определяющим техническое мастерство фигуриста? Анализ произвольных программ и результатов соревнований различных периодов развития этого вида спорта
показывает, что главное, решающее — это уровень исполнения всего комплекса элементов
фигурного катания, на вершине которого стоят прыжки. В последние годы роль прыжковой
подготовки фигуриста еще более возросла. Именно многооборотные прыжки, в наибольшей
мере отражающие атлетические возможности спортсмена, стали главным техническим
компонентом современного произвольного катания. Яркое подтверждение тому — чемпионаты
СССР, Европы и мира, на которых высокие места в произвольном катании занимают
фигуристы, обладающие совершенной техникой выполнения многооборотных прыжков.
Обязательная программа произвольного катания включает семь элементов, четыре
из которых имеют прыжковой характер. Состав элементов этой так называемой короткой
программы отчетливо демонстрирует тенденцию к возрастанию значения прыжков.

В современном фигурном катании именно владение
новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Все прыжки в фигурном катании могут быть
классифицированы по группам. По способу отталкивания их можно разделить на реберные,
в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые — в них толчковую
ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках осуществляется одной ногой, в носковых — двумя, причем
опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых
прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом
становится маховой, а затем толчковой.

Если
в прыжках направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления
дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и толчок, то направление условно
называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением
тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривлений толчковой
дуги.

Прыжки, в которых фигурист приземляется на толчковую ногу, называются прыжками
без смены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, принято
называть прыжками со сменой ноги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения
в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5 и т. д. оборотов.

Прыжок в фигурном катании на коньках состоит из взаимосвязанных движений отдельных
частей тела. Изучение таких движений целесообразно вести на основе метода дифференциации.
Известный русский фигурист Н. А. Панин рекомендует изучать технику фигурного
катания именно аналитическим методом:

«По своей технике фигурное катание относится
к весьма сложным видам произвольных движений. Чтобы легче и надежнее подойти
к первому этапу овладения этой техникой, надо знать механическую сущность и
значение каждого телодвижения при выполнении всех элементов катания в их бесконечной разнообразной связи
и сложности» *.

Поскольку части прыжка имеют непрерывно
изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты разделения прыжка.
Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические
особенности прыжков в фигурном катании, можно прыжок разделить на периоды и
фазы:

  1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к волчку.
  2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.
  3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.
  4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Какие же движения выполняет фигурист в этих периодах и фазах и какие двигательные
задачи решает?

Период разбега. В фазе приобретения
скорости спортсмен разбегается до скорости, необходимой для выполнения прыжка,
чтобы придать телу кинетическую энергию поступательного движения.

В фазе подготовки к толчку он прекращает
увеличивать скорость движения, переходит к скольжению по инерции, чтобы четко
определить направление своего движения и, исходя из этого, должным образом направить
траекторию толчковой дуги, далее — уравнять скорости движения отдельных звеньев
и придать телу положение, обеспечивающее оптимальное выполнение толчка.

Период толчка. В фазе амортизации происходит
сгибание опорной ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах и одновременно
отведение маховой ноги и рук в положение, из которого выполняют маховые движения.
В фазе активного отталкивания в результате энергичного разгибания в голеностопном,
коленном и тазобедренном суставах, сопровождающегося маховыми движениями рук
и ноги, тело фигуриста приобретает вертикальную скорость, достаточную, чтобы
оторваться от поверхности льда. Эта фаза наиболее ответственная — в ней спортсмен
сообщает своему телу поступательное и вращательное движение, создает условия
для устойчивого движения продольной оси тела в полете.


Период полета. Приближая звенья тела
к оси вращения, фигурист в фазе группировки увеличивает приобретенную в толчке
угловую скорость, чтобы за время полета совершить необходимое число оборотов.
В фазе разгруппировки, удаляя звенья тела от оси вращения, он уменьшает угловую
скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси
в период приземления.

Период приземления. Сгибая опорную ногу, фигурист в фазе амортизации переходит к скольжению
по дуге так, чтобы погасить вертикальную скорость, преобразовать остаточное
вращение вокруг продольной оси в скольжении по дуге приземления и не допустить чрезмерного уменьшения горизонтальной скорости движения. В фазе
выезда спортсмен разгибает опорную ногу, добивается устойчивого скольжения в
требуемой позе.

Такое деление прыжка имеет много общего
с делением, принятым в других видах спортивных прыжков: в гимнастических и акробатических
прыжках, в прыжках в воду, на лыжах с трамплина и пр. При внешней схожести,
заключающейся в наличии безопорной фазы, обращает внимание принципиальное отличие
прыжка фигуриста от других подобных упражнений. Главной особенностью прыжков
в фигурном катании является накопление кинетической энергии при скольжении по
льду и использование ее в условиях скольжения по дуге. Роль мышц при этом заключается
не столько в выполнении толчка вперед-вверх, сколько в точнейшем управлении
процессом преобразования энергии скольжения в энергию полета.

Для успешных занятий фигурным катанием спортсмен
должен обладать разнообразными качествами — общими для всех видов спорта (настойчивость,
последовательность в достижении цели, атлетизм и др.) и специальными для избранного.
Для фигуриста важны хорошие конституционные данные, музыкальность, выразительность,
волевой характер. Способности юного фигуриста начинают проявляться в первые
же годы занятий на льду. У одних хорошо получаются обязательные фигуры, у других
— шаги, третьи хорошо вращаются или отличаются танцевальностыо. Практика обучения
доказала, что наиболее сложно развить у спортсмена способность к выполнению
многооборотных прыжков.

Одаренность ребенка к прыжкам следует анализировать
с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения высоты и длины его прыжков, способности
использовать скорость, полученную при разбеге, склонности к свободным маховым
движениям в толчке. Далее, исключительное значение имеет способность к вращательным
движениям вокруг продольной оси тела в полете. Умение резко сгруппироваться,
добиться высокой скорости вращения в полете, сохраняя при этом устойчивое положение
оси вращения, — основа многооборотных прыжков. Хорошо, если оба эти качества
сливаются воедино. В противном случае более перспективным следует считать фигуриста
с выраженными способностями к вращению в полете. Как правило, используя специальные
упражнения, легче увеличить высоту прыжка, чем развить способность к вращению
в полете. Кроме того, спортсмены с выраженной одаренностью к вращательным движениям
отличаются большей стабильностью навыка при выполнении многооборотных прыжков.
Это качество особенно ярко проявляется во время соревнований.

В
предлагаемой книге сделана попытка познакомить читателя с некоторыми положениями
техники и методики обучения прыжкам, результатами анализа техники прыжков, сопоставить
приемы обучения многооборотным прыжкам, которые сформировались в практике обучения
фигурному катанию ведущих мировых школ, и в первую очередь советской, американской,
канадской и Германской Демократической Республики.

www.tulup.ru

Ликбез. Повторение- мать учения!) — elisir_contes — LiveJournal

Ну что девочки, сезон и не просто сезон, а Олимпийский, на носу, не только спортсмены, но и болельщики должны подойти к нему во всеоружии и Квесста предложила освежить в памяти, что?… Конечно самое интересно, самое сложное, захватывающее и зрелищное, то над чем с раннего детства и всю жизнь бьются спортсмены и чему больше всего, восторженно аплодируют зрители. Самый спортивный элемент, нашего «неспортивного» вида спорта- прыжки)

Итак, вспоминаем вместе: Всего основных, оцениваемых прыжков в фигурном катании 6.
Кто перечислит без подсказки?
Аксель (A), Тулуп (T), Сальхов (S), Риттбергер (Lo), Лутц (Lz) и Флип (F).  Всё. Ещё есть связующие прыжки такие как ойлер или перекидной и чисто для красоты, например любимый Адамом прыжок в шпагат, но про них говорить не будем потому что отдельно они не оцениваются и на техническую оценку никак не влияют.
Так чем же они отличаются?
Во- первых все прыжки делятся по типу отталкивания на зубцовые и рёберные. То есть каким, грубо говоря, местом конька ты ото льда отталкиваешься чтобы прыгнуть, не оттолкнувшись ничем, не прыгнешь, правда?) Будешь просто ехать себе и ехать. Так вот отличить рёберные от зубцовых очень просто, даже если иногда со стороны и не видно сразу чем там спортсмен оттолкнулся, просто представьте себе что вы на коньках. Или даже Бог с ними с коньками, просто попробуйте подпрыгнуть на полу. Чтобы прыгнуть с полной ноги, с ребра (то есть со всего лезвия) толчковая нога должна полностью стоять на льду, правильно? То есть толчок в рёберных прыжках выполняется всегда опорной ногой. Встали на одну ножку, вторую просто подогнули- подпрыгнули. Ещё разок. Поняли? А вот теперь зубцовый прыжок, тут толчок будет не опорной ногой, а свободной. Вы всё ещё стоите на одной ноге как аист? Это хорошо) Присядьте на опорной, только не отталкивайтесь ей, просто присядьте, вторую подогнутую ножку вытянете назад, не надо так задирать, спокойно, опускайте её на пол и как только кончики пальцев коснуться пола сзади, отталкивайтесь ими, именно пальчиками должен быть толчок и прыгайте! Если сможете провернуться разочек в полёте, считайте что это и был тулуп) Соберём раскиданную мебель и подведём итоги:
Рёберные прыжки выполняются отталкиванием с полной, опорной ноги, а у зубцовых толчок будет свободной ногой и соответственно зубчиками.
Внимание, всё что я вам сейчас тут так подробно рассказывала, это правила исполнения элементов. Так должно быть! На деле же некоторые спортсмены, не будем показывать пальцем, зачастую зубцовые прыжки выполняют как рёберные, то есть основное отталкивание идёт с ребра, просто данному спортсмену так удобнее, это больше подходит его физике, всё индивидуально, ну так ФК индивидуальный вид сорта) Если будет желание потом посмотрим на видео и попробуем понять кто чётко переносит вес тела на свободную ногу и отталкивается зубцами, а кто выталкивает себя с опорной, а зубчиками касается льда для красоты)

Прыжков как мы помним шесть. И поскольку ФК не только самый красивый, но и самый справедливый вид спорта, то и тут всё по честному: три рёберных, три зубцовых.
Начнём с рёберных.
Первый Аксель. Я думаю его уже узнают все сразу и безошибочно. Аксель единственный из всех прыжков который исполняется с хода вперёд. Спортсмен в кое- то веки видит куда прыгает. Въехать в борт на акселе невозможно, на всех остальных как мы знаем- запросто.

Второй рёберный- Сальхов
Считается самым простым прыжком. Как его можно отличить от остальных? Смотрите на все прыжки кроме акселя спортсмен заходит попой вперёд, это вот надо запомнить как Отче наш. И только у двух прыжков присутствует мах свободной ногой, эти прыжки Аксель и Сальхов. Значит всё просто: Заход лицом и мах ногой- аксель, заход попой и мах ногой- Сальхов. Без вариантов) или так- заход попой и мах ногой это Сальхов и только Сальхов! На Сальхове ещё мах такой, знаете как будто спортсмен что- то подгребает под себя)

Вот у Элене отлично видно эту подгребушку:

И последний, третий рёберный- Риттбергер.
Очень красивый прыжок, мой любимый) Его тоже ни с чем не спутаешь, на него заходят несколькими тройками, со стороны это выглядит что спортсмен крутится, крутится на одной ножке,потом приседает и прыгает. Тут есть тонкость, отталкиваться надо именно одной ножкой, той что сзади, но многие бродяги облегчают себе жизнь прыгая практически с двух ног, фигушки им за это, а не плюсовые GOE)

С рёберными- всё.
Теперь зубцовые. Тулуп, Флип и Лутц. В принципе внешне они все ужасно  похожи! Прямо смотришь и думаешь: Ну и чё это? Одинаково же всё! А вот и нет! Отличия есть. Тулуп в первую очередь отличается от лутца и флипа тем что прыгается с правой ноги, на правую. То есть заходим на правой ножке ( отталкиваемся зубцом левой) и приземляемся опять на правую. Поэтому кстати говоря тулупы можно прыгать каскадом хоть десять штук подряд один за другим, с правой на правую, с правой на правую. А вот флип и лутц, могут быть в каскаде только первым прыжком потому что прыгаются они и тот и другой с левой ноги на правую. То есть зашёл на левой, приземлился на правую ( и вот тут опять можешь прыгать тулуп каскадом, он же с правой, а флип и лутц уже вторым прыжком по причине захода с левой не получится )
Тулуп:

Флип и Лутц различаются между собой по заходу и ребром отталкивания. Флип- внутреннее ребро, Лутц- наружное. В связи с этим Флип мне чисто внешне кажется поизящней. Когда конёк при отталкивании встаёт на внутреннее ребро, нога смотрится выворотной, такой аккуратно- танцевальной, а когда на внешнее- косолапой) И заход у этих двух близнецов разный, хотя сейчас это уже не так актуально, чтобы усложнить прыжок и повысить GOE спортсмены теперь на все прыжки стараются заходить такими кренделями, что ориентироваться на это невозможно. В целом на флипе перед самым прыжком всегда бывает резкий разворот, приседание и сильный удар- щелчок зубцами свободной ноги при выталкивании. Лутц более плавный, заход с длинной дуги назад, то есть внешне это выглядит как будто спортсмен скользит задом наперёд, присев и оттопырив ногу и вообще забыл зачем он сел в эту неудобную позу и вдруг оп- и прыгнул.

Щелчок- Флип:

И Косолапка- Лутц:

Вот и всё ребята!)

elisir-contes.livejournal.com

Сколько прыжков существует в фигурном катании — Оксана Голенкова

В современном фигурном катании существует 6 видов прыжков со статусом самостоятельных элементов фигурного катания. Три из них — тулуп, лутц, флип — относятся к так  зубцовым прыжкам, поскольку отталкивание от льда производится носком конька.  Три других — сальхов, риттбергер, аксель — относятся к реберным, так как при их исполнении фигуристы отталкиваются ребром конька.

— ТУЛУП (англ. toe loop jump, где toe loop «петля на носке»  ср. с названием риттбергера loop jump) – один из самых простых прыжков. Название связано с тем, что тулуп похож на риттбергер, только относится к зубцовым (носковым) прыжкам (выполняется со сменой ноги). Исполняя тулуп, спортсмен отталкивается зубцом одного конька, а приземляется на другую ногу, на наружное ребро конька. Таким образом, к меховой шубе прыжок тулуп не имеет никакого отношения.

— ЛУТЦ (ЛУЦ) — второй по сложности зубцовый прыжок. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего данный элемент в 1913 году; Лутц – самый сложный из зубцовых прыжков и второй по сложности прыжок в фигурном катании (после акселя). Это прыжок с заходом с наружного ребра конька, ударом зубцом и приземлением на наружное ребро другого конька. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего прыжок. Если перед прыжком спортсмен ошибочно перейдет с наружного ребра на внутреннее, у него получится флип. Такой непреднамеренный флип называют флутц.

— ФЛИП (от англ. flip — «сальто, петля») — прыжок, начинающийся с толчка зубцом правой ноги;  прыжок, который спортсмен выполняет с хода назад с внутреннего ребра одного конька, ударяя зубцом другой ноги. Приземляется фигурист на ход назад на наружное ребро того конька, которым ударял при отталкивании. Название – от англ. flip ‘щелчок’.

— САЛЬХОВ  — назван в честь фигуриста из Швеции Ульриха Сальхова (Ulrich Salchow), который впервые исполнил этот прыжок в 1909 году; прыжок с заходом с внутреннего ребра одного конька на ход назад и приземлением на наружное ребро другого конька. Назван в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего этот прыжок. Один из самых простых прыжков в фигурном катании.

— РИТТБЕРГЕР («прыжок петлей», англ. loop — «петля») — один из самых сложных реберных прыжков. Получил свое название в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, первым исполнившим этот элемент в 1910 году. Однако известный фигурист из России Николай Панин-Коломенкин утверждал, что автором вышеупомянутого прыжка является русский спортсмен А. Лебедев, исполнивший прыжок петлей еще в 1890 году. Тройной риттбергер был впервые продемонстрирован мужчинами-фигуристами в 1952 году, женщинами — в 1968 году; он же прыжок петлей, англ. loop jump) – прыжок с заходом с наружного ребра на ход назад и приземлением на то же ребро. В Европе этот прыжок называют риттбергер в честь немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые его исполнившего.

— АКСЕЛЬ (англ. axel jump) — самый сложный прыжок. В отличие от остальных исполняется при движении вперед, вследствие чего количество оборотов в нем не целое (1,5, 2,5 и т.д.). Назван в честь фигуриста из Норвегии Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок в 1882 году. Чаще всего аксель исполняют мужчины-спортсмены, лишь изредка — женщины. Самый сложный из рёберных прыжков и самый сложный прыжок в фигурном катании вообще. Фигурист исполняет его, когда едет лицом вперед, а приземляется он, как и в других прыжках, спиной, поэтому аксель – единственный прыжок, где число оборотов не целое (например, одиночный аксель – это полтора оборота, тройной аксель – три с половиной оборота). Назван в честь норвежского фигуриста Акселя Паульсена, который впервые исполнил этот прыжок.

Помимо этого, существуют прыжки, которые используются лишь как связки в комбинациях других прыжков и не имеют статуса самостоятельных элементов фигурного катания.

О других терминах фигурного катания можно прочитать в официальном «Терминологическом глоссарии XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи» (его материалы использованы при подготовке данной статьи).

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

oxanaskating.wordpress.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о