Коренные народы Южного Урала. Башкирский этнос | Культура
Алёна Талыпова
Примерное время чтения: 6 минут
9607
Commons.wikimedia.org
Эта дата предназначается для того, чтобы отдать должное богатству культур коренных народов и подумать о решении проблем, связанных с притеснением малых национальностей.
Этнографы сходятся во мнении, что коренным народом Южного Урала являются башкиры. Сегодня башкирскому этносу ничего не угрожает – с точки зрения закона все граждане Российской Федерации равны вне зависимости от национальности. А вот веками создававшаяся культура может со временем раствориться в ритме современной жизни.
Большинство башкир проживают в республике Башкортостан, и лишь небольшая часть – в Челябинской и Курганской областях: по материалам переписи 2010 года башкирами себя считают примерно 163 тысячи южноуральцев.
Самые яркие грани культуры народа – это его легенды, одежда и кухня. С ними и познакомимся.
Скоро сказка сказывается…
Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал–батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных.
Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр – всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.
Пир горой
Башкиры издревле занимались скотоводством, а если был поблизости лес – то и пчеловодством. Поэтому практически во всех блюдах национальной кухни присутствует мясо, предпочтительно баранина или конина, а большинство сладостей и напитков делают на меду. Традиционная башкирская пища очень сытная, к мясу добавляют отваренные кусочки теста разных форм или картофель.
Попробовать традиционные блюда башкирской кухни в Челябинске практически негде, однако большинство из них вполне можно приготовить дома. При этом хозяйке не придётся ломать голову над тем, что подать на первое, а что на второе: многие башкирские кушанья «универсальны». Например, для кулламы отдельно варят с приправами нарезанную небольшими кусочками мякоть баранины или говядины, затем из муки, подсоленной воды и яйца замешивают тесто, делят его на маленькие шарики (салма) и отваривают их в готовом бульоне. При подаче на стол в каждую тарелку кладут кусочки мяса, салму и заливают из бульоном. Такое блюдо с успехом заменит привычные нам суп и второе с гарниров вместе взятые.
Но если душа требует более обильной трапезы, можно на первое приготовить шурпу (та же куллама, только с картофелем), а на второе – фаршированное яйцами мясо. Готовится оно так: говяжью вырезку зачищают от сухожилий, прорезают с одной стороны в виде мешочка и начиняют сваренными вкрутую яйцами.
Дальше – чай. Он должен быть крепким, ароматным (можно добавить к заварке листья чёрной смородины и земляники) и обязательно с молоком. К чаю подают баурсаки (обжаренные в масле кусочки теста) или различные бэлиши (пироги).
По одёжке встречают
Национальная одежда башкир многослойна: под верхний плотный халат полагалось надевать ещё несколько более тонких. У женщин верхняя одежда могла быть приталенной, а вот пояс – с кованой пряжкой и различными украшениями – полагался только мужчинам. Головные уборы делали из войлока и меха и богато расшивали, причём чем моложе человек, там ярче могли быть цвета. Там, где было много скота, практически все могли позволить себе кожаную обувь. Из украшений башкирские женщины особенно любили серебро и кораллы – их выменивали у восточных купцов за мёд и меха.
Сейчас, когда большинство башкир живут в городах, национальный костюм в традиционном его виде можно увидеть разве что во время выступлений танцевальных коллективов. Однако то же самое можно сказать практически о всех населяющих нашу страну народах, так что ничего необычного в этом нет.
Челябинская областьдень коренных народовбашкиры
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Товарищ Гийом.
- Хоровод — это медитация. На Ивана Купалу зрителей нет — все участники
- Мясо как таблетка
- Историк Игорь Нарский: «В 1990-х годах людей лишили светлого будущего»
- Макс Бодягин. Кто наживается на конце света?
Новости smi2.ru
Народы Урала — Ураловед
Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
Появление человека на Урале
Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.
Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова
Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.
Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.
Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.
Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.
Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.
Коренные народы Урала
Вогулы (манси)
Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.
Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».
Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.
После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.
Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.
Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.
Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.
Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.
С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.
Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.
Коми (зыряне)
Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.
Коми-пермяки
Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.
Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.
Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская — зюздинская.
В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.
Коми-язьвинцы
Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.
Башкиры
Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием «баджгард», «башкурт») началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.
В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.
В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.
Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.
Марийцы (черемисы)
Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.
Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.
Удмурты
Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.
Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.
Нагайбаки
В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.
Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.
Татары
Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.
Агафуровы — в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар
Культура народов Урала
Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.
Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.
Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.
Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.
Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.
Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.
Читайте также:
- История заселения и освоения Урала с древних времен
- Покинутый мир чердынских манси
- История Урала
Алиса Коробка
Географические объекты Население Этническое разнообразие Языки Политическая система Эконом Краткая история
Текущая ситуация Организация непредставленных наций и народов (ОННН). Норвежский институт международных отношений [NUPI] — Центр российских исследований Фото: Айдар Рахматуллин, Игорь Шпиленок, Хендрик Цейтлер
© Copyright HUNMAGYAR. ORG |
Башкирский Урал — Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО
Описание
Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» расположен на западном макросклоне Южного Урала в пределах горно-лесной зоны Башкортостана. «Башкирский Урал» занимает территорию около 45 тыс. га (450 км2). Основная часть комплекса «Башкирский Урал» мало затронута антропогенными изменениями (нормативная плотность населения составляет 2,3 человека на квадратный метр) и состоит из особо охраняемой государственной заповедной зоны «Шульган-Таш» и входит в состав государственного энтомологического заказника «Алтын солок».
Восточная часть комплекса «Башкирский Урал» расположена на стыке двух массивных древесных биомов широколиственных лесов европейского типа и светлохвойных и мелколиственных полубореальных лесов сибирского типа с травяным ярусом. Около 90% территории комплекса покрыто лесом.
Территория Башкирского Урала отличается большим разнообразием природных ландшафтов: ущелья горных рек, платообразные сводчатые сырты, крутосклонные хребты, поймы и водохранилища. Низкая антропогенная нагрузка, разнообразие форм рельефа на территории комплекса и конвергенция европейских и сибирских флористических и фаунистических комплексов создали условия для особенно высокого биоразнообразия комплекса. Все вышеперечисленное, в свою очередь, издревле делало данную территорию привлекательной для проживания человека и определяло культуру и традиции природопользования.
К уникальным явлениям относится знаменитая пещера Шульган-Таш (Капова) — это одна из крупнейших пещер Южного Урала, в которой обнаружено более 150 палеолитических наскальных рисунков мирового значения (рисунки мамонтов, лошадей, носорогов, быки и абстрактные персонажи красной охрой). Радиохимический анализ свидетельствует о том, что рисункам Шульган-Таш не менее 13-14 тысяч лет. Такое античное наскальное искусство можно найти только во Франции и Испании. Открытие палеолитического искусства на Южном Урале в пределах 4 тысяч километров от Пиренеев свидетельствует о существовании Уральского центра палеолитической культуры (второго после Юго-Западной Европы).
В последние годы в растительных почвах пещеры Шульган-Таш обнаружена стоянка палеолитических людей с большим количеством костров, древесного угля и различных предметов. Было найдено 193 предмета, среди которых преобладали орудия из местного крипталинового известняка, известкового шпата, зеленой и бурой яшмы. Зеленые серпентинитовые декоративные растения, обнаруженные в почве, уникальны. Встречаются также подвески из костей или, возможно, бивней мамонта. Находка фрагмента глиняного светильника уникальна, так как глиняная посуда очень редко встречается в культурных палеолитических почвах.
С древнейших времен и до наших дней в пределах «Башкирского Урала» существовали поселения коренных жителей, хранившие и продолжавшие архаичные традиции, обычаи и обряды башкирского народа, его культуру, восходящую к полукочевому образ жизни. Их легенды, мифологический эпический цикл, архаические обряды полны космогонической мифологии, ядром которой является пещерный культ Шульган-Таш. Этот культ, сохранившийся с каменного века до наших дней, нашел отражение во многих древних эпосах Южного Урала (эпосы: «Урал-Батыр», «Акбузат», «Кара-Юрга», «Ахак Кола» и др. ). В состав заказника «Алтын солок» (в переводе «Золотая пчела») входят объекты историко-этнографической ценности, являющиеся достоянием башкирской национальной культуры: хребет «Масим», курган «Бабсак-бия», курган «Йылкысыккан». » озеро; Здесь же встречаются 5 памятников, прямо упоминаемых в башкирском эпосе.
На территории комплекса бережно сохраняются вековые традиции народного промысла; среди прочего, возрождается дикое пчеловодство. Лесное пчеловодство – древний и уникальный в мире способ народного промысла башкирского народа. Это ремесло касается заноса пчелиных скоплений в искусственно созданные и оборудованные каверны. Ведутся большие усилия по генетическому сохранению бурзянской дикой пчелы.
Обоснование выдающейся универсальной ценности
Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» представляет собой уникальную территорию, на которой сохранены все наиболее ценные культурные и археологические памятники, природные ценности и культурные традиции ее жителей.
Обширные и разнообразные ландшафты «Башкирского Урала» поражают своей первозданной природной красотой. Территория комплекса почти полностью покрыта лесом. Рельеф грядово-увалистый, расчлененный глубокими речными долинами. В долинах рек Белая, Нугуш и некоторых ручьев встречаются резкие перепады высот и скальные обрывы.
Часто встречаются обрывистые скалы высотой до 100 м. Карстовые явления широко распространены на всей территории комплекса.
Пещера Шульган-Таш (Капова) получила всемирную известность благодаря своим палеолитическим рисункам. Пещерное искусство Шульган-Таш представляет собой шедевр человеческого гения, а его культ и связанные с ним обряды и мифологические представления — прекрасный образец культурных традиций древних народов Евразии.
Дикое пчеловодство, как самобытная форма пчеловодства, восходящая к глубокой древности и сохранившаяся до настоящего времени, представляет собой выдающуюся модель землепользования и взаимодействия человека и окружающей среды, характерную для башкирской культуры.
По своему физико-географическому состоянию «Башкирский Урал» представляет собой выдающийся образец, отражающий важные этапы истории Земли, в том числе происходящие процессы развития форм рельефа (карстовые явления, возвышения и т. д.).
«Башкирский Урал» — уникальный природный комплекс, включающий в себя ареалы, имеющие первостепенное значение и значение с точки зрения сохранения их биоразнообразия, в том числе места обитания редких и исчезающих видов растительного и животного мира.
Критерии выполнены
(i) Наиболее значимым культурным объектом номинируемой территории является пещера Шульган-Таш (Капова). Верхнепалеолитические наскальные рисунки были обнаружены в пещере в 1959 году. Это самый крупный и древний комплекс наскальных рисунков на территории Центральной и Восточной Европы
Мелкоцветные изображения животных отличаются реалистичностью, хотя и с примесью примитивизма. и схематизм. Рисунки мамонтов, носорогов, быков, людей и различных символов отличаются выразительностью и глубоким самобытным характером. Лошади изображены очень живо. Стиль живописи не имеет прямых аналогов ни на Урале, ни в Западной Европе. Имеются наборы рисунков, носящие мифологическую символику и, в частности, говорящие о существовании культа лошади. Подобные примеры существования слышимо мифологических произведений среди палеолитических наскальных рисунков в мире особенно редки, что делает наскальную живопись Шульган-Таш явлением, уникальным в мировом масштабе.
Условные знаки, имеющие чисто геометрическую форму, представляют собой основную составляющую наскальной живописи Шульган-Таш. Следует отметить, что условные знаки пещеры Шульган-Таш специфичны и не имеют прямых аналогий среди геометрических форм наскальных рисунков западноевропейского палеолита.
Учитывая время создания этих рисунков, их художественную выразительность, своеобразный стиль и слишком высокий для своего времени технический уровень их исполнения, можно констатировать, что наскальные рисунки Шульган-Таш представляют собой шедевр человеческого гения.
(iii) Относительно расположения и содержания росписей справедливо также сказать, что в древности пещера Шульган-Таш была святилищем, связанным с мифологическими представлениями палеолитических людей. Каждый зал с рисунками в пещере входил в состав этого святилища и, видимо, выполнял определенные функции. Почитание пещеры Шульган-Таш, связанное с паломничеством, различными обрядами, сакральным раскалыванием скал и настенной росписью охрой, является уникальным примером пещерной культовой традиции, распространенной на Урале с начала эпохи верхнего палеолита. Обрядовая традиция раскалывания камней этого периода зафиксирована в окрестных пещерах и других пещерных святилищах Южного Урала; он сохранялся вплоть до раннего средневековья и вплоть до этнографической современности. Традиция нанесения рисунков охрой в пещерных нишах сохранялась на Южном Урале в течение 8-9 вв.тысячи лет. Пещера Шульган-Таш оставалась святилищем на протяжении ряда тысячелетий, что подтверждается как археологическими данными, так и результатами исследований башкирского фольклора. Согласно последним этнографическим исследованиям, местные башкиры до сих пор поклоняются пещере.
Следовательно, культовое почитание пещеры Шульган-Таш и связанных с ней традиций наряду с периодом в несколько тысячелетий и частично сохранившимся в настоящее время является уникальным свидетельством культурных традиций башкирского народа.
(v) Территория природно-культурного комплекса представляет собой образец сбалансированного взаимодействия с природой практически со времени первого заселения человека. В основном получили развитие такие виды второстепенных лесохозяйственных работ, как выпас скота, сенокошение, дикорастущие заготовки и охота. Территория природно-культурного комплекса представляет собой участок, сохраняющий уникальный древний промысел башкирского народа – дикое пчеловодство, — выдающийся пример взаимодействия человека и окружающей среды. Дикое пчеловодство зародилось на территории современного Башкортостана около полутора тысяч лет назад. В комплексе можно увидеть все этапы развития пчеловодческого ремесла; Башкирский мёд, производимый бурзянской дикой пчелой, признан лучшим в мире по своим вкусовым качествам и набору микроэлементов.
(vi) Пещера Шульган-Таш и расположенное рядом озеро Елкысыкканкуль (Шульган) изображены в мифологических эпосах «Урал-Батыр», «Акбузат», «Акхак Кола», «Кара Юрга», «Конгур Буга». и в многочисленных легендах. Пещера и озеро Шульган предстают в них входом в иной мир и подводную страну, где водятся змеи, дивы, причудливые крылатые кони и стада домашних животных. Падишах Шульган считается хозяином пещеры и подводного мира. По сути, это место описывается как мифологический «центр мира», вокруг которого разворачиваются различные космогонические сюжеты мифологических легенд Южного Урала. Мифология далеких предков башкирского народа формировалась в рамках развития пещерного святилища как модели микрокосма.
Почитание пещеры Шульган-Таш оказало влияние не только на развитие самобытной башкирской эпической традиции, но и на формирование мифологического мировоззрения всего Урало-Поволжья и даже древних индоариев.
(viii) Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» относится к области Южного Урала с низкогорным рельефом, характеризующимся четко выраженными узкими линейными складками, сложенными разнообразными массивными материалами.
По геологическому строению территория комплекса входит в состав Предуральского краевого прогиба и Уральской складчатой области. Предуральский прогиб выполнен серией ордовикских каменноугольных шельфовых отложений. Наиболее заметным событием XX века в истории изучения мировых угленосных формаций является введение башкирской шкалы времени (поздненамурский-ранневестфальский ярусы), которая включена в общую стратиграфическую шкалу каменноугольной системы мира. Различные природные геологические разрезы башкирского яруса, широко распространенные на территории комплекса, представляют большую геолого-геоморфическую ценность.
Карстовые образования широко распространены на территории «Башкирского Урала». В известняках и магнезиальных известняках часто встречаются такие карстовые формы рельефа, как воронки, котловины, пещеры, «исчезающие» реки и трубчатые источники.
На территории комплекса можно увидеть самое большое количество бухт в России. Здесь обнаружено 166 пещер длиной более 50 м.
Таким образом, в геологическом отношении «Башкирский Урал» представляет собой выдающийся образец, отражающий основные этапы истории Земли, в том числе следы древней жизни, продолжающиеся геологические процессы развития форм рельефа и значимые геоморфологические и физико-географические явления.
(x) Природно-культурный комплекс «Башкирский Урал» отличается высоким биоразнообразием, обусловленным разнообразием рельефа, расположением на стыке двух обширных природных массивов лесостепной зоны Европы и Азии, сложная растительная история Южного Урала.
Комплекс принимает значительное участие в сохранении экосистем двух лесных биомов – европейских неморальных широколиственных лесов и сибирских светлохвойных лесов, располагаясь на границах их ареалов.
На его территории произрастает 895 видов высших трахеофитов, что составляет около 60% всей флоры Южного Урала. Из этого количества 56 редких видов занесены в Красную книгу Республики Башкортостан и 11 видов занесены в Красную книгу Российской Федерации.
На территории комплекса зарегистрировано более 2000 животных, 84 вида занесены в Красную книгу Республики Башкортостан, 40 видов — в Красную книгу Российской Федерации и 177 — в Европейский Красный список и Бернская конвенция. Две важные орнитологические территории европейского значения «Бельско-Нугушское Междуречье» («Бельско-Нугушское» междуречье) (BS-008, RU208) и «Урюк» (BS-009)., RU209) входят в состав биосферного резервата.
Исчезающие и исчезающие виды усиливают природоохранные функции комплекса «Башкирский Урал». К ним относится более 10% местного растительного мира. Такие особо редкие виды насекомых, как жук-отшельник гимнодус кариариус (Gymnodus cariarius), шмель армянский (Bombus armeniacus), шмель Bombus paradoxus Dalla Torre и шмель Bombus sostitialis, а также бабочки – аполлон (Parnassius apollo) и аполлон черный ( Parnassius mnemosyne). Такие позвоночные, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, как подкаменщик, речная форель, хариус, русская быстрянка (Alurnoides bipunctatus rossicus), черный аист, беркут, могильник, подорлик, орлан-белохвост, В заповеднике обитают кречет, рыбный ястреб, сапсан и лунь.
Заявления о подлинности и/или целостности
а) Заявления о подлинности и целостности культурного комплекса комплекса.
Подлинность наскального искусства Шульган-Таш подтверждена многолетними археологическими изысканиями и многочисленными научными исследованиями. Пещера Шульган-Таш овеяна разнообразными легендами и былинами, последние были задокументированы первопроходцами-учеными путешественниками еще в XVIII веке. На сегодняшний день существует множество задокументированных и опубликованных версий различных легенд о пещере, озере Шульган и многочисленных эпических сказаний, представляющих пещеру как центр сюжетной линии. В целом участок сохранился в удовлетворительном состоянии и не пострадал от антропогенной деятельности. Некоторые рисунки были частично покрыты кальцитовым камнем или въелись. Пещера находится на территории государственного природного заповедника и круглый год надежно охраняется охраной и электронной системой сигнализации и наблюдения. Возникает вопрос о реставрации и хранении некоторых картин определенного цвета и разработке современной методики комплексной музеефикации.
Дикое пчеловодство, являясь древним башкирским ремеслом, бурно развивается в биосферном заповеднике и на территории Бурзянского района его местными жителями. В его основе уникальное бурзянское пчеловодство и сохранение национальных традиций дикого пчеловодства среди местных жителей. В последние десятилетия это ремесло получило поддержку правительства Республики Башкортостан. Башкортостан всегда славился своим медом, а бурзянский мед из диких ульев стал настоящим брендом. В заказниках «Шульган-Таш» и «Алтын-Солок» созданы особые условия для содержания бурзянской пчелы и дикого пчеловодства. Создание биосферного резервата укрепит целостность данной местности и обеспечит сохранение биоразнообразия и сохранение генетики бурзянской дикой пчелы.
б) Акты целостности культурного комплекса комплекса
Целостность природного комплекса «Башкирский Урал» обеспечивается особо охраняемыми природными территориями: заказником «Шульган-Таш» и энтомологическим заказником» Алтын Солок». Размер памятника, относительная труднодоступность большей части его территории и разумная законодательная защищенность являются значимыми атрибутами, обеспечивающими сохранность первозданных ландшафтов и природных процессов, лежащих в основе выдающейся общечеловеческой ценности памятника. Комплекс занимает достаточно большую территорию и содержит все природные элементы, необходимые для поддержания экологических и биологических процессов, критически важных для долгосрочного сохранения экосистем и биоразнообразия.
Сравнение с другими аналогичными объектами
Национальный парк Какаду (Австралия) можно рассматривать как хороший пример сохранения природных археологических памятников и древних культурных традиций местного населения.
По размеру территории, возрасту и художественной выразительности наскальных рисунков пещеру Шульган-Таш можно сравнить с пещерами долины Везер (Франция) и Альтамира (Испания), включенными в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевры человеческого гения. Однако ни одна из пещер Евразии, кроме Шульган-Таш, не имеет такого количества легенд и былин, иллюстрирующих практически весь ход эволюционного развития устно-поэтического народного творчества от древних космогонических преданий-мифов до исторических эпосов позднего средневековья, связанных им.
По своей природной составляющей «Башкирский Урал» можно сравнить с Национальным парком Наханни (Канада), представляющим сложные природные кавернозные ландшафты, наглядно демонстрирующим эволюционные геологические процессы и стык двух биомов (неарктических бореальных лесов и неарктических высокогорных тундр). ). «Золотые горы Алтая» — еще один подобный объект, уникальная ценность которого заключается в разнообразии растительности различных природных зон (степь, тундра, тайга и др.