Женщины викингов: Семья и брак викингов. Роль женщины в обществе

Разное

Песнь валькирий: как жили реальные женщины в эпоху викингов

В издательстве «АСТ» выходит книга исландского филолога Йоханны Катрин Фриксдоттир «Валькирии. Женщины в мире викингов», которая рассказывает о том, какой огромный вклад женщины вносили в жизнь общества эпохи викингов. Как на самом деле жили женщины древней Скандинавии, чье существование так отличается от образа жизни независимых воительниц из современной поп-культуре? Forbes Woman публикует главу из книги

Брак и сожительство 

Помимо пола, существовало несколько других характеристик, напрямую определяющих идентичность и повседневную жизнь женщины в эпоху викингов: помимо этнической и классовой принадлежности, а также географического места проживания, это был и ее официальный статус по отношению к мужчине, выступавшему в роли сексуального или романтического партнера. Сексуальные связи вне брака могли, вероятно, практиковаться высокопоставленными мужчинами, которые были в состоянии содержать одновременно нескольких женщин и детей, родившихся вследствие этих отношений. Но это не значит, что викинги разделяли концепцию свободной любви для всех: если один мужчина состоял во внебрачной связи с женщиной, то она при этом была лишена возможности даже демонстрировать свое расположение к другому мужчине. 

Такое сожительство могло принимать различные формы. И в некоторых случаях эта практика одобрялась обществом, что позволяло королям и знатным мужчинам создавать политические союзы сразу с несколькими семьями. В королевских сагах длительное сожительство описывается как взаимовыгодное, одинаково устраивающее как правителя, так и отца женщины. В других случаях мужчины, обладающие властью, попросту принуждают семью сожительницы, чтобы она закрывала глаза на такую связь. Если у женщины рождался сын от этих отношений, он мог в конечном итоге претендовать на трон. Учитывая эту перспективу, статус наложницы мог иметь социальные и экономические преимущества для женщины как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом авторов саг, описывающих подобные ситуации, психологическая и эмоциональная составляющие практически не интересовали.

Отличным примером может служить норвежский король Харальд Прекрасноволосый. Согласно преданиям, он развелся с девятью неназванными женщинами (или попросту бросил их), чтобы жениться на Рагнхильд, дочери датского короля. Это не помешало ему сочетаться браком с еще двумя женщинами, родившими ему детей. Незавидна и судьба Гиды — женщины, подтолкнувшей Харальда к объединению Норвегии. Когда он делает ей предложение, она отвергает его под предлогом того, что у него недостаточно власти. После своих военных и политических успехов уже сам Харальд отказался жениться на ней, вступив с Гидой во внебрачные отношения, в результате которых она родила ему пятерых сыновей. Некоторые ученые даже полагают, что недостаток знатных невест на родине стал одной из причин массовых набегов викингов на соседние земли. Поиски выгодной пары на чужбине молодые люди рассматривали как возможность повысить свой статус и увеличить благосостояние.

Стереотипные представления о викингах в массовой культуре рисуют образы сексуально агрессивных мужчин. По крайней мере, так они изображаются во время совершения ими набегов. Как в скандинавских источниках, так и в источниках, написанных жертвами набегов, очень мало говорится об изнасилованиях. Возможно, такие события считались само собой разумеющимся. Лишь в одной висе скальд хвастается тем, что какая-то женщина была вынуждена в страхе бежать через лес. С другой стороны, на родине викингов секс вне брака был запрещен и являлся привилегией представителей знати, которые таким образом подкрепляли образ своей мужественности. Как уже упоминалось во второй главе, честь мужчины во многом зависела от непорочности его жены. А если молодой человек пытался соблазнить приглянувшуюся ему девушку более высокого социального статуса, предварительно не предложив ей руку и сердце, он совершал преступление. По скандинавским законам даже «украденный» поцелуй, не говоря уже о беременности вне брака, мог повлечь за собой суровое наказание, включая изгнание из общины. В то же время рабыни и служанки могли легко стать жертвами домогательств своих хозяев: изнасилование девушек низкого происхождения во многих сагах описывается как вполне будничное явление.

В мифах встречаются примеры, когда боги-мужчины оплодотворяют сразу нескольких великанш, но при этом строжайшим образом охраняют своих супруг от посягательств йотунов.

Наложницами землевладельцев средней руки часто становились женщины, попавшие в Исландию с Британских островов в качестве пленниц. Сексуальные отношения с ними могли носить продолжительный внебрачный характер. В 2000 году современные ДНК-исследования показали, что предками современного населения Исландии были преимущественно мужчины-норвежцы и женщины-ирландки. Последующие исследования скорректировали эту картину, доказав, что норвежские женщины также принимали активное участие в формировании потомства, как это описано в сагах и в «Книге о занятии земли». В этих источниках не упоминаются рабыни-ирландки, но в «Саге о людях из Лососьей долины» описана история Мелькорки, наложницы Хёскульда, которая признается ему: «Отца моего зовут Мюркьяртан. Он король в Ирландии. Пятнадцати лет я была взята в плен и увезена оттуда».

Еще один пример встречается в «Саге о Ньяле»: у женатого заглавного героя есть вторая жена. Она живет на соседней земле вместе с сыном, которого она родила от Ньяля. Более того, сведения о наложницах у знатных исландцев встречаются и в сагах XII–XIII веков. Даже столетия спустя после принятия христианства священники не могли искоренить эту практику. О положении, которое эти женщины занимали в обществе, мы отчасти можем судить по тому, какие оскорбления в более поздние времена приходилось сносить людям, рожденным вне брака. Все это, вероятно, является наследием эпохи викингов.

Брак был для женщины несравнимо более удачным уделом, обеспечивая ей определенную степень экономической безопасности и положение в обществе, которое ей давал статус хозяйки дома (húsfreyja). Законный и общественно одобряемый брак означал, что семье женщины выплачивался своего рода выкуп (mundr), и это отнюдь не являлось уникальной, существовавшей лишь в Скандинавии патриархальной практикой. Подробного описания свадебных церемоний, к сожалению, не сохранилось, разве что в «Песни о Трюме» можно встретить такой призыв: «На колени невесте Мьёльнир кладите! Пусть Вар десница союз осенит!» Доподлинно неизвестно, отражают ли эти строки реально существовавший обычай.

Материал по теме

Брак наделял жену привилегиями, такими как право наследовать часть имущества своего мужа после его смерти. Кроме того, дети, рожденные в браке, имели больше прав наследования, чем внебрачные дети. В сагах мы встречаем упоминания о том, что во время важных событий жены присутствуют рядом с мужьями, в то время как им выказывается такое же уважение, как и супругам. Женщины посещали собрания-тинги, на которых решались разногласия, заключались браки, договаривались о сделках и выносили приговоры, хотя решающую роль в этих делах играли мужчины. Согласно норвежским кодексам, свободная женщина могла участвовать в судебных процессах на собраниях по нескольким причинам, например, от имени своего мужа, если он был болен или долго отсутствовал, а также если она была вдовой или у нее не было близких родственников мужского пола (baugrýgr).

Знатные женщины имели право голоса в обсуждении общественно значимых вопросов. Косвенное подтверждение этому есть в мифах: богини приносят клятвы и принимают решения наряду с богами-мужчинами. Сложно сказать, насколько весомым на самом деле был авторитет женщин в ситуациях подобного рода. В отдельных сообществах среди мужчин явно преобладало сексистское или даже женоненавистническое отношение, а заключать сделки и решать важные вопросы они предпочитали исключительно без женщин. При этом власть собрания теоретически была выше власти отдельного, пусть даже самого богатого и влиятельного человека. И пол здесь не имел большого значения.

Материал по теме

Роль жены

Независимо от того, оставалась ли женщина на родной земле или переезжала в другой регион, быть женой и вести домашнее хозяйство было непростой задачей. Такая работа требовала ума, дальновидности и решимости. Обладавшие этими качествами женщины высоко ценились своими супругами.

Хольмгаут, землевладелец из шведской провинции Вестманланд, воздвиг рунический камень в память о жене Одиндисе. На нем есть такие строки:

«Не бывать больше в Хассмире
Такой хозяйки, которая превзошла бы ее 
В умении управлять домом».

Проникновенные слова Хольмгаут подтверждают, что жены могли управлять хозяйством: следить за тем, чтобы никто из домочадцев не голодал холодными зимами, чтобы все были одеты и обуты, руководить прислугой и заключать сделки с торговцами и соседями.

Роль жены четко прописана в норвежских законах, которые подтверждают ее приоритет в «домашнем хозяйстве» (innan stokks), если она привносит в брак имущество. На практике полного разделения между женскими и мужскими правами и обязанностями не было. В данном случае юридическая терминология не может служить отражением того, что роли в обществе были распределены по половому признаку. Например, в качестве приданого женщины часто привносили в домашнее хозяйство значительную часть земли или движимого имущества. Следовательно, они могли принимать экономические решения. Согласно судебнику «Серый гусь», жена имела право потратить определенную сумму, не посоветовавшись с мужем (это могли быть повседневные расходы) или вести более важные дела, если у нее было на то согласие супруга. Об этом свидетельствует наличие в женских захоронениях весов с гирьками, которые были необходимыми инструментами для заключения сделок. Все это предполагает, что скандинавские женщины могли успешно управлять своим домом.

В литературных источниках власть хозяйки дома обычно подчеркивается упоминанием о связке ключей на поясе. «Песнь о Трюме» представляет такой образ для комедийного эффекта: когда дородного Тора наряжают во Фрейю, «связка ключей на бедре забренчала». Ключи находят и в женских захоронениях, но не так часто, как можно было ожидать, учитывая гипотезу о том, что они были основным хозяйским атрибутом. На территории Дании ключи обнаружены лишь в 9 % женских могил, относящихся к эпохе викингов, в то время как домохозяйки, несомненно, составляли гораздо более значительную часть населения. На мысль о том, что символическое значение ключа было более широким, наводят и такие находки, как декоративные предметы в узнаваемой форме, выполненные из драгоценных металлов или кожи. В «Песни о Трюме» говорится, что Тора одевают «в брачный убор», то есть как пока еще незамужнюю женщину (до сих пор неизвестно, насколько сильно менялся наряд женщины после вступления в брак), но ключи на бедре, скорее всего, символизируют такие качества Фрейи, как напористость и властность. С другой стороны, любой ключ как бы намекает на то, что он призван открыть, будь то сундук или дверь в кладовку, так что как символ он вполне мог означать право собственности и связанную с этим степень ответственности.

Жены знатных мужчин, помимо прочих обязанностей, также отвечали за проведение пиршеств. В Скандинавии и Исландии эпохи викингов, когда государство находилось в зачаточном состоянии, за соблюдением законов вообще никто не следил, люди были вынуждены сами отстаивать свою безопасность и заботиться о благополучии путем заключения союзов и разного рода соглашений. В этих условиях правители были просто обязаны щедро вознаграждать своих друзей и сторонников. Помимо брачных договоренностей, этому способствовали пиры и раздача даров. Согласно сагам, хозяйка дома отвечает за подготовку пиршества, а также следит за порядком на самом мероприятии, выстраивая и поддерживая строгую иерархию среди гостей, подчеркивая статусность приглашенного качеством его обслуживания или особенно почетным местом. Кроме того, она следит за произнесением тостов, а иногда и сама говорит приветственные речи, хотя в сагах эта роль порой совсем не упоминается и сводится исключительно к подношению напитков, в которых порой содержатся галлюциногены или яды. Изображения женщины, держащей в руках рог для напитков, встречается как на камнях, так и в виде отдельных фигурок. На одном из готландских камней несколько таких женских фигур обращены к фигуре мужчины-воина, который едет верхом на восьминогом коне. Это может быть как сам Один на Слейпнире, так и какой-то знатный муж, которого Один отправил в загробный мир на своем коне. В этом случае одна из женских фигур может трактоваться как Фрейя или валькирия. В «Младшей Эдде» Фрейя прислуживает грубому йотуну Хрунгниру, который посещает богов в Асгарде и требует гостеприимства, а в «Старшей Эдде» валькирия Сигрдрива подносит полный меда рог герою Сигурду после того, как он убивает дракона Фафнира.

Длинный дом викингов был местом, где происходили и самые обыденные процессы (сон, еда, работа и воспитание детей), и очень важные события, к числу которых относились и ежегодные ритуалы, такие как праздник зимнего солнцестояния йоль (jól). Эти торжества предполагали демонстрацию гостеприимства и были неотделимы от политики. Тот факт, что все они проходили под одной крышей, говорит о том, что в эпоху викингов частное было отделено от общественного в гораздо меньшей степени, чем сегодня. Отсюда напрашивается и вывод о том, что роли мужчин и женщин в такого рода мероприятиях не определялись исключительно половой принадлежностью. Порой социальный статус был гораздо важнее, чем пол.  

Женщины у викингов — Блог наивного варгеймера — LiveJournal

Женщины у викингов
january31
March 13th, 2017

Оригинал взят у kstk71 в Женщины у викингов

Статус женщины у викингов был на удивление высок. В то время как в большинстве стран того времени всячески процветал шовинизм и, зачастую, лишение женщины каких либо прав вообще, у норманнов, несмотря на процветающую полигамию, к женщинам проявляли уважение и заботу. Впрочем, и в обширном распространении полигамии тоже не было ничего удивительного — как это традиционно происходит с моряками, викинги-скитальцы довольно легкомысленно относились к браку. При этом женщина могла аннулировать брачное соглашение так же легко, как и её муж, причем долю жены при разводе составляла треть всего имущества.

Хотя по половой принадлежности, как минимум, определялось превосходство одного представителя общества над другим, вполне возможно, что это превосходство состояло лишь в том, что женщины, как и рабы, не были участниками сражений и не допускались на тинг…

Как бы то ни было, но если оскорблённая сторона поджигала дом оскорбившего их соседа и убивала всех мужчин, пытавшихся спастись из огня, женщинам всегда предоставлялась возможность выйти.

При вступлении в брак невеста приносила в семью мужа одежду из льна и шерсти, прядильное колесо, инструменты для тканья и кровать как часть приданного. Девушка из более богатой семьи могла иметь частью приданного украшения из серебра и золота, домашний скот, ферму, или даже целую усадьбу. Всё, что она приносила с собой дальше являлось её собственностью, а не оставалось частью имения её мужа. Её дети могли получить эту собственность в порядке возрастного наследования.

После замужества женщина не полностью становилась частью семьи мужа. Она оставалась частью своей собственной семьи, и, если ее муж плохо обращался с ней или детьми, если отец семейства был слишком ленивым для того, чтобы кормить семью или если он чем-то обидел семью жены, — то следовал развод. Для этого женщине необходимо было пригласить несколько «понятых» и в их присутствии сначала подойти к главному входу и от него к кровати семейной пары и провозгласить себя разведенной со своим мужем. Малыши и грудные младенцы после развода автоматически оставались с матерью. Старшие дети разделялись между семьями супругов в зависимости от их благосостояния. Обладая правами собственности, наследования и развода женщины викингов были более свободны, чем большинство их товарок из Европы того времени.

Жили викинги большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе. Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние. Ему нужно было добывать столько еды, сколько было необходимо семье. Его жене — хозяйке поместья — приходилось внимательно следить за тем, чтобы было запасено вдоволь еды на длительные и темные зимы. Она делала масло и сыр, сушила и коптила мясо и рыбу для дальнейшего хранения и также должна была разбираться в травах, чтобы изготовлять лекарства для больных и раненых. Домашний скот был на ответственности хозяйки, и когда ее муж уплывал в набег, торговать или уходил на охоту, — женщина оставалась главной в усадьбе. В богатой семье у нее были слуги и рабы для работы по дому. Видимым знаком авторитета хозяйки являлись ключи от кладовых на ее талии. Когда мужчины уходили в длительные походы, рыбачили или охотились, женщины оставались главными в усадьбе.

Кроме того, следует заметить, что и основными врачевателями тоже были женщины. Мужчины-лекари встречались не так уж часто, оседлую жизнь они вели еще реже, поэтому основная забота о раненных мужьях и братьях ложилась на женщину. Сбор трав, приготовление настоек и мазей, перевязки — всё это входило в её прямые домашние обязанности.

Резюме: Будучи охотниками, воинами и завоевателями «северные варвары» при этом имели выгодно отличающийся от европейского взгляд на женщину. Если мужчина оказывался не в состоянии обеспечить семью, обращался с женщиной грубо, чем-либо оскорбил её род или совершил еще что-нибудь подобное, женщина имела полное право развестись с ним, забрав треть общего имущества и все вещи, которые принесла в его дом в качестве приданного. Груднички, нуждающиеся в материнской заботе, при этом автоматически оставались с ней, а старшие дети распределялись между семьями бывших супругов в зависимости от их благосостояния. Решался этот вопрос, как водиться, на тинге, либо «полюбовно» по взаимному согласию.

Не менее выносливые и упорные чем их мужья, северянки играли важную роль в обществе. Врачевание, жречество, ведение домашнего хозяйства, не говоря уже о заботе о детях, вот что было их вкладом в борьбе за жизнь в суровом климате Скандинавии.

Итак, женщины викингов. Чтобы освободить от этого воинов-мужчин, а также занять женщин чем-то поинтересней ведения домашнего хозяйства, всё жречество и врачевание мастера полностью отдают на откуп женщинам.

Tags: история

90 000 женщин эпохи викингов 90 001 ключ эпохи викингов, найденный в Клайне Мозе.

Большинство женщин эпохи викингов были домохозяйками, твердой рукой ведшими хозяйство на ферме. Также возможно, что были женщины-предприниматели, работавшие на текстильном производстве в городах.

Как и сегодня, женщины эпохи викингов искали подходящего партнера. Саги полны историй о женщинах, соревнующихся за лучшего мужчину. Однако любовь длилась не всегда. Так что хорошо, что Скандинавия стала новаторским регионом, когда дело дошло до равных возможностей. Женщина-викинг могла выбрать себе мужа, а потом решить все-таки не выходить за него замуж, если бы захотела. Однако у этих равных возможностей были пределы. Например, в эпоху викингов в суде могли предстать только мужчины.

Домохозяйки

Мир женщины был сосредоточен вокруг дома и фермы. Когда мужчину вызывали в экспедицию, ответственность за хозяйство передавалась женщине. С того момента, как корабль вышел из фьорда, на нем лежала ответственность за сбор урожая и за его выживание.

Рабочими обязанностями женщины, по общему мнению, были ведение домашнего хозяйства и приготовление пищи. Большую часть своего времени она также тратила на обработку шерсти, прядение пряжи, шитье и ткачество для собственного потребления семьи. Беременность и кормление грудью также отнимали время в жизни женщины. На практике, вероятно, женщины присматривали за детьми и пожилыми людьми.

Все члены семьи, независимо от пола и возраста, вероятно, помогали в повседневных делах.

Женщины-предприниматели

В городах женщины занимались ремеслами. Археологические находки показывают, что производством текстиля занимались женщины, а изготовлением металлов и плотницких работ занимались мужчины.

Сложные технологии производства указывают на то, что некоторые женщины, вероятно, специализировались на текстильных работах. Возможно, они участвовали в этой торговле ради своих семей.

Равные возможности в обществе

В письменных источниках женщины викингов изображаются независимыми и обладающими правами. По сравнению с женщинами в других местах того же периода, женщины-викинги имели больше свободы. Однако этому были пределы. Даже если женщины имели относительно сильное положение, официально они уступали мужчинам. Они не могли явиться в суд или получить долю наследства мужчины. Это был человек, обладавший политической властью.

Брак

Переломным моментом в жизни женщины-викинга стало ее замужество. До этого она жила дома с родителями. В сагах мы можем прочитать, что женщина «вышла замуж», а мужчина «женился». Но после того, как они поженились, муж и жена «принадлежали» друг другу.
 
Считается, что в сагах содержится скрытая мораль в отношении выбора женщиной мужа. Семья, вероятно, хотела участвовать в принятии решения. При попытке ухаживания за женщиной отцу не нужно было спрашивать мнение дочери о заинтересованном самце. В тех случаях, когда девушка выступала против желания семьи, саги описывают, как это часто плохо кончалось.

Репутация и положение женщины в обществе были связаны с репутацией ее мужа. В сагах часто описывается, как разные женщины соревнуются за лучшего мужа. Молодые девушки явно знали, что искать в будущем муже.

Серебряная фигурка эпохи викингов, изображающая женщину. Возможно, богиня Фрейя. Найден в Тиссё.

Если брак не удался, то жена и муж могли развестись. Когда испано-арабский путешественник аль-Тартуши посетил Хедебю в 900-х годах, он был удивлен, узнав, что женщины имеют право на развод, если они того пожелают.

В сагах рассказывается о многих разведенных женщинах и вдовах, которые снова выходят замуж. В исландских сагах описано большое количество правил развода, что свидетельствует о достаточно развитой правовой системе.

Женщина могла, например, потребовать развода, если ее муж поселился в новой стране во время своего путешествия, но только если мужчина не ложился с ней в постель в течение трех лет. Целью этого было обезопасить жену от одинокой жизни. Однако наиболее типичными основаниями для развода были внезапная бедность в семье мужчины или насилие со стороны мужа. Если мужчина трижды ударил жену, она могла потребовать развода.

Женская измена сурово наказывалась, а мужчины могли приводить в дом разных любовниц. Однако официальная домохозяйка сохраняла власть над новыми женщинами в доме.

Мы не знаем, насколько частыми были разводы в период викингов, но права на развод и наследование указывают на то, что женщины имели независимый судебный статус. После развода младенцы и маленькие дети обычно уезжали со своими матерями, в то время как дети старшего возраста делились между семьями своих родителей в зависимости от их богатства и статуса.

Могущественные женщины: королевы и провидицы

В исландских сагах есть примеры того, как сильная женщина могла затмить своего мужа. Это был опасный баланс. Иногда напор и энергия жены могли заставить мужа уважать ее, а в других случаях мужчина терял свою репутацию из-за могущественной жены. Репутация женщины, с другой стороны, осталась нетронутой.

Женщины могли добиться большой репутации и богатства. Мы можем видеть это в самом великолепном захоронении из всех: захоронении Осеберг в Норвегии. Здесь была похоронена женщина в возрасте около 25 лет с невероятным набором оборудования (см. ВСТАВКУ ФАКТОВ).

Женщины также играли важную роль в дохристианском культе. Провидицы были очень почитаемыми людьми. Они могли предсказывать будущее, например, отдельным хозяйствам или полководцам перед большими сражениями.

Женское захоронение из Осеберга

Самое богатое захоронение эпохи викингов было найдено в Осеберге в Норвегии. Здесь на большом корабле была похоронена знатная женщина, возможно, королева.

Среди погребального инвентаря было много прекрасных предметов, вырезанных из дерева. Там были сундуки, ведра, кровати, стул, карета и санки. Ей также дали постельное белье, наполненное прекрасными перьями и пухом. Среди других погребальных принадлежностей были масляные лампы и гобелен с многочисленными изящными узорами и фигурами. Женщине также дали большое количество обычной домашней утвари, чтобы сопровождать ее в могиле. К ним относятся кастрюли, сковороды, ведра и ножи.

Предметы быта рассказывают нам о роли женщины в обществе. Даже если женщины эпохи викингов также могли достичь власти, как и мужчины, все же существовали определенные области, за которые они отвечали: дом и ведение домашнего хозяйства.

Домохозяйки как главные носители?

Ключ эпохи викингов найден в Эллесё-Сковсё.

В литературе говорится, что все богатые замужние женщины викингов носили ключи среди своих личных вещей. Ключ символизировал статус женщины как домохозяйки. Или это было на самом деле?

Это мнение можно хотя бы частично отнести к ключам, которые были найдены в богатых женских могилах викингов, а также к юридическим текстам, в которых говорится, что средневековая домохозяйка имела право на ключи от дома. Однако археологи находят все больше ключей, но не обязательно из могил. Это указывает на то, что распространение и использование ключей было относительно обширным.

Более внимательное изучение всех женских захоронений периода викингов показывает, что ключи, найденные в качестве погребального инвентаря, являются скорее редкостью, чем обычным явлением. Ключи были найдены только в c. 5 % всех женских могил. Более тщательный анализ показывает, что ключи находят во всех типах захоронений, кроме захоронений самых богатых людей. Кроме того, следует отметить, что ряд найденных ключей не мог быть использован.

Если ключ нельзя интерпретировать как выражение статуса домохозяйки, то на что он указывает? Ключи могут открывать и запирать. Если значение переносится, то ключ также может обеспечивать доступ из одной фазы в другую, например из детства во взрослую жизнь. Следует ли рассматривать женщин с ключами как обладающих особыми способностями, которые можно открыть, а затем снова запереть, например, способность заглянуть в будущее? Поэтому нам, пожалуй, следует смотреть на женщин с ключами как на знающих женщин, а не как на домохозяек.

Женщины-викинги: что на самом деле делали женщины в эпоху викингов

Женщины эпохи викингов пользовались большим равенством и свободой, чем почти все другие женщины того времени. От воинов до фермеров, вот история ролей женщин-викингов.

В некоторых недавних статьях говорилось о гендерном равенстве в эпоху викингов. Но хотя женщины и обладали определенным уровнем власти, роли мужчин и женщин по-прежнему сильно различались.

Содержание

Женщины в эпоху викингов

Легенды о валькириях и саги о воительницах уже давно вызывают сомнения у экспертов. В 2017 году исследование ДНК могилы воина-викинга показало, что умершая на самом деле была женщиной. Хотя с тех пор исследование было опровергнуто, многие до сих пор верят сагам.

 

Сегодня норвежские женщины занимают высокие посты в бизнесе и политике, но как обстояли дела во время долгой истории викингов? Большинство людей знают легенду о валькириях и слышали о предполагаемых женщинах-воительницах викингов, известных как девы-щитоносцы.

Подробнее : Почему началась эпоха викингов?

Но какой была жизнь женщин викингов? Они действительно участвовали в рейдах? Мы собрали воедино последние исследования, а также предположения, основанные на сагах и других записях, чтобы составить это руководство. Все готово? Тогда давайте углубимся в детали.

Присоединялись ли женщины к боевым кораблям викингов? Большинство ученых говорят, что нет.

Воин Бирка: мужчина или женщина?

Известный как первый город Швеции, Бирка имеет настолько большое историческое и культурное значение, что поселение на острове Бьоркё включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Нигде статус скандинавов как великих торговцев не может быть лучше виден, чем на Бьоркё. Сюда приезжали торговцы со всей Европы и, возможно, из-за ее пределов, чтобы торговать ценностями. Среди обнаруженных здесь предметов арабское серебро, восточноевропейские бусы, керамика, редкие ткани и стеклянный кубок.

Подробнее : Похороны викингов

Однако Бирка стала еще более известной в 2017 году, когда было опубликовано исследование ДНК этой могилы 1889 года. Считается мужчиной-воином с 1889 года., человеческие останки оказались женскими. Исследование пришло к выводу, что предметы, захороненные вместе с женщиной, доказывают, что она была высокопоставленным воином.

Одним из предметов была стратегическая настольная игра, связанная с шахматами. Исследователи сочли это свидетельством ее стратегического мышления, поскольку такие игры обычно находили только в могилах воинов. The Washington Post была среди мировых СМИ, опубликовавших исследование: «На самом деле воин был женщиной. И не просто женщина, а женщина-викинг, воительница, как древняя Бриенна Тарт из «Игры престолов».

Эскиз археологической могилы, найденный Ялмаром Штольпе в Бирке, Швеция, с пометкой «Bj 581», опубликованный в 1889 г.

Однако критика исследования последовала быстро. Профессор исследований викингов Джудит Йеш была особенно активным критиком. Среди прочего, она утверждала, что кости из других могил могли быть перемешаны вместе, а связь игровых фигур со статусом воина была преждевременной спекуляцией.

Она также утверждала, что исследователи не рассматривали другие причины, по которым тело женщины могло быть помещено в гробницу воина.

Исследования выявили «замечательное» равенство

Большинство ученых разделяют мнение Йеша о том, что «этос викингов» означает, что женщин-воинов не было. Однако женщины действительно имели равные права во многих аспектах жизни общества. Они могли владеть землей, инициировать бракоразводный процесс, служить духовенством и вести бизнес. Однако сфера их влияния была внутренней.

Современное скандинавское общество известно своим движением к гендерному равенству. От законов об отпуске по уходу за ребенком до высокой доли женщин в парламентах страны Северной Европы считаются образцом для подражания во всем мире.

Тем не менее, недавние исследования показывают, что такое общество может быть не таким современным. Общество викингов вполне могло продвигать гендерное равенство более тысячи лет назад, в то время, когда мальчики «предпочтительнее» в большей части Европы.

В журнале Economics & Human Biology исследователи утверждают, что мужчины и женщины эпохи викингов испытывали «замечательное» равенство. Они также предполагают, что это общество, возможно, даже способствовало сегодняшнему равенству в Скандинавии.

Подробнее : Викинги в Норвегии

Археологические открытия помогли исследователям Тюбингенского университета проследить здоровье и равенство в питании мужчин и женщин в эпоху викингов. Они сделали это, проанализировав зубы и скелеты человеческих останков, возраст которых превышает тысячелетие.

Затем эти данные сравнивались с другими данными по всему континенту с использованием проекта «Глобальная история здоровья». Общеевропейский набор данных включает ссылки на человеческие скелеты из более чем 100 мест за последние 2000 лет.

Ученые обнаружили, что такие параметры, как зубная эмаль и длина бедренной кости, были относительно одинаковыми у мужчин и женщин. В неравном обществе они ожидали бы обнаружить необратимое повреждение зубной эмали у больных или недоедающих детей. Состояние известно как линейная гипоплазия эмали.

«Мы предположили, что если бы девочки и женщины получали меньше еды и ухода, чем члены общества мужского пола, то они имели бы больший такой ущерб. Таким образом, степень различия ценностей между мужчинами и женщинами также является мерой равенства внутри населения», — сказала исследователь Лаура Маравалл.

Что носили женщины викингов?

Можно подумать, что одежда викингов была создана просто для практичности, унылой и скучной, чтобы соответствовать часто мрачным и серым землям, в которых они жили. На самом деле, эксперты считают, что они были оттуда. Считается, что многие из их одежды были яркими и красочными.

Одежда была прежде всего функциональной. Самым важным фактором было тепло. Вероятная одежда включала базовый слой льняного нижнего платья, которое простиралось от плеча до щиколотки. Сверху, скорее всего, надевали шерстяное платье на бретельках меньшей длины. Два слоя скреплялись ремнями железными или бронзовыми фибулами.

Подробнее : Одежда викингов: что носили викинги?

Женщины викингов дома

Исследование Университета Тюбингена также указывает на связь между равенством сельских жителей во времена викингов и специализацией в разведении животных. Профессор Йорг Батен объяснил, что мужчины занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур из-за потребности в большей физической силе, добавив: «Разведение животных позволяет женщинам вносить большой вклад в семейный доход. Вероятно, это повысило их положение в обществе».

Ферма викингов в Авалдснесе на западе Норвегии

Женщины также несли такую ​​же ответственность за свои фермы, часто работая месяцами, пока мужчины общины отсутствовали. Центром повседневной жизни был длинный дом, длинное однокомнатное помещение со скамьями для сна и сидячими местами вокруг центрального камина.

Подробнее : Дома викингов были страннее, чем вымысел

Обычно в обязанности женщины входило заботиться о доме и его обитателях. Это могут быть пожилые родственники, политические или деловые гости, а во многих случаях и приемные дети. Женщины-викинги были опытными рассказчицами. Фактически, эта устная традиция продолжалась веками, пока истории не были записаны в исландских сагах раннего средневековья.

«Возможно, такие женщины в скандинавских странах породили популярные мифы о валькириях: они были сильными, здоровыми и высокими», — говорит Йорг Батен. Но картина в скандинавских городах была иной. «Шведские города Лунд и Сигтуна — на месте сегодняшнего Стокгольма — и в Тронхейме в Норвегии к раннему средневековью разработали классовую систему. У женщин там не было такого же равенства, как у их сестер в деревне».

Женщины в литературе викингов и скандинавской мифологии

Итак, несмотря на то, что женщины имели много равных с мужчинами прав, их влияние было главным образом домашним. Они вряд ли присоединятся к мужчинам в бою. При этом, почему скандинавская литература и мифология полны легендарных женщин, занимающихся именно этим?

Полет валькирий (1909 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *