Снятие каретки с велосипеда – Как снять каретку (ось) педалей на велосипеде

Разное

Содержание

Как снять каретку (ось) педалей на велосипеде

Начнем с того, что прежде чем снимать каретку под квадрат, Octalink, ISIS с велосипеда у нас должны быть сняты шатуны иначе к каретке не подобраться.

Оглавление:

Обратите внимание, что прежде чем покупать новую каретку для замены старой вам нужно узнать длину вала каретки. А длину не померить, если вы не снимите шатуны и систему или не открутите каретку полностью.

Откручиваем каретку с помощью специнструмента

Сначала мы рассмотрим способ снятия каретки с помощью специальных съемников, так как это самы й простой и безопасный способ.

Для этого нам потребуется съемник для кареток:

Этот съемник подходит под гаечный ключ на 24 и имеет сквозное отверстие

Я рекомендую купить съемник, который крутится гаечным ключом и имеет сквозное отверстие. Это отверстие нужно, чтобы прижать съемник к каретке. Если этого не сделать, то при откручивании каретки съемник может сорваться и загнуть шлицы на чашке после чего открутить уже будет ОЧЕНЬ проблематично.

Я прижимаю съемник к каретке с помощью болта M8, такие же болты используются для крепления шатунов к валу каретки, только нам потребуется болт немного длиннее. А также проставочную трубку, которую я взял от старой втулки, чтобы не так долго закручивать болт в каретку (можно просто подобрать болт чуть короче, чтобы обойтись без проставок). Вот как это выглядит:

Болт и проставка для прижимания съемника к каретке

1. Устанавливаем съемник на каретку

Многие часто путаются в какую сторону откручивать каретку, если у вас не какой-нибудь редкий итальянский шоссейный велосипед, то каретка откручивается в сторону кручения педалей, т.е.

левая чашка откручивается — против часовой стрелки, а правая чашка — по часовой стрелке. Правда легко запомнить?

Откручивать следует начинать с левой чашки, так как левая чашка поджимает каретку и поэтому правую чашку будет выкрутить заметно труднее.

Установил съемник каретки на левую чашку каретки и поджал болтом для того, чтобы съемник не слетел.

2. Левая чашка. Далее я переместился в мастерскую, чтобы закрепить раму на стойке. Левую чашку крутим против часовой стрелки (в тут сторону, в которую крутим педали).

Откручиваем левую чашку каретки. Под мой съемник подходит ключ на 24.

2. Правая чашка. Правую чашку откручиваю по часовой стрелке. Тут скорее всего нужно будет приложить больше усилия чем для левой. У меня в мастерской есть труба с помощью, которой я увеличиваю рычаг. Обычно с трубой откручиваются все — даже самые закисшие каретки.

Правую чашку откручиваю по часовой стрелке и вынимаю сам картридж

Подготовка к установке новой каретки

Все мы сделали, что хотели и сняли каретку. Теперь нам нужно почистить резьбу в кареточном стакане от грязи и песка, смазать маслом и закрутить новую каретку. Смазку использовать необходимо, чтобы каретка не прикипела к раме (особенно актуально для алюминиевых рам) и можно было без проблем снять ее с велосипеда.

Установка каретки в раму

После того как резьбы смазаны можно устанавливать новую каретку. Главное убедиться, что чашки вы вкручиваете с нужной стороны. Для этого можно посмотреть на саму каретку, на ней обычно написано, где левая и правая сторона.

На каретке видно, что она под стакан рамы 68 мм и имеет правую и левую сторону

Также следует аккуратно вкручивать чашки в раму, так как если вдруг чашка встанет криво и вы ее вкрутите, то сорвете резьбу особенно опасно для алюминиевых рам. Поэтому если вы чувствуете, что туго закручивается, не крутите дальше, а вернитесь назад и попробуйте снова, скорее всего вы не попали в резьбу.

Как снять каретку без съемника?

Хотелось бы мне написать ответ на этот вопрос, что «никак», но на самом деле есть несколько варварских способов, которые не гарантируют результата и могут повредить ваш велосипед. Если вы готовы рискнуть и не хотите покупать специальный ключ, то приступим:

1. Большой разводной ключ. Берем разводной ключ и сильно обхватываем чашку каретки. Крутим в сторону кручения педалей и надеемся, что ключ удержит чашку и вы ее открутите.

2. Зубило (отвертка) и молоток. Упираемся зубилом в шлицы каретки и бьем как следует пока чашка не сдвинется с места.

После проделанной работы вы вряд ли уже сможете воспользоваться съемником и каретку останется только высверливать из рамы или оставить ее там навсегда. Поэтому купите себе съемник или обратитесь в веломастерскую.

(Visited 9 266 times, 2 visits today)

veloboy.ru

Как снять каретку с велосипеда

Велосипед хоть и является несложным с технической точки зрения механизмом, но всё же в регулярном техническом обслуживании нуждается. Такие мероприятия позволят увеличить срок его службы и оградят от дорогостоящего ремонта. И необязательно для мелкого технического обслуживания всякий раз обращаться в специализированные сервисные центры.

Снятие каретки вполне под силу даже новичку

Если у вас есть немного времени, имеется желание расширить свои познания и практические навыки, а также имеется под рукой специальный инструмент, то можно заняться техобслуживанием самостоятельно. Например, разобрать каретку на велосипеде. Чему и будет посвящён наш дальнейший разговор.

Для дальнейшей работы необходимо подготовить набор инструментов, которые обязательно будут использованы:

  • выжимка для шатунов;
  • гаечный или разводной ключ;
  • плоская отвёртка;
  • молоток небольшого размера;
  • съёмный инструмент для извлечения каретки.

Вводное слово

Каретка на велосипеде является подшипниковым узлом, на который возложена обязанность соединять шатуны и раму. Кроме этого, каретки обеспечивают крутящий момент на шатунах. Сами теперь понимаете, насколько важной является эта деталь в велосипеде и какую важную роль она выполняет.

Для каретки в конструкции велосипеда предусмотрен специальный кареточный стакан. Его можно найти между нижней трубой в зоне пересечения велосипедных перьев, которые располагаются снизу. Именно особенность расположения этого элемента влияет на его недолговечность. Виной становится пыль, грязь и вода, которые попадают на каретку, засоряют её, вызывают образование люфта и посторонних звуков при езде. Если своевременно не разобрать, снять, отремонтировать или заменить этот элемент, то можно в процессе езды ощутить снижение плавности работы велосипеда, уменьшение точности и даже столкнуться с заклиниванием. Ни один велосипедист не захочет ездить с таким дискомфортом, поэтому давайте устранять причину.

Особенности ремонта

Если на вашем велосипеде установлена каретка закрытого типа, которая ещё называется картриджной, то про ремонт даже нечего и думать. Такие механизмы одноразовые, и спасти ситуацию может только замена на новую каретку. По-другому обстоит ситуация с механизмами открытого типа, которые называются разборными. Их можно разобрать, устранить проблему и установить на место. В основе конструкции разборного механизма лежит вал, или ось. Его вращение обеспечивается за счёт подшипников, которые, в свою очередь, стоят внутри кареточных чашек, да ещё и закручиваются в кареточный стакан. Хоть такая конструкция может показаться сложной, но на самом деле такие каретки легко можно открутить и провести полную ревизию.

Когда мы говорим про ремонт каретки, то подразумеваем следующие возможные действия:

Снимаем каретку: подробная инструкция

В конструкции каретки могут присутствовать насыпные подшипники, которые могут рассыпаться по всему помещению. Вам, конечно, может повезти и производитель вашего велосипеда при сборке использовал неразборный картридж, но подстраховаться не помешает в любом случае.

Важный инструмент, который обязательно должен быть под рукой, — это выжимка шатуна. Конструкция этого инструмента состоит из двух частей: правая используется для работы с шатуном, а левая необходима для того, чтобы снять фиксирующий болт шатунов.

  1. Начинаем с отвинчивания затягивающих болтов. Найти их можно на конце кареточного вала. Для этого этапа потребуется педальный ключ. Некоторые производители закрывают винты при помощи пластиковых заглушек, которые можно легко поддеть любым подручным инструментом.
  2. Для следующего этапа понадобится выжимка шатунов, при помощи которой потребуется до упора закрутить съёмник со стороны резьбовой части в шатун. В этом процессе важно выполнять поступательные движения без прикладывания излишнего усилия, чтобы не было сорванной резьбы.
  3. С кареточной оси снимаем шатун, после чего тщательно насухо протираем все посадочные места, освобождая их от остатков старой смазки и собравшегося мусора.
  4. Теперь можно снять и саму конструкцию каретки. В этом деле очень помогает съёмник, который предназначен именно для вашей модели механизма.
  5. Снятие каретки осуществляется обязательно с левой стороны, которую можно определить по отсутствующим звёздам на шатуне.
  6. Взяв в руки съёмник, его необходимо вставить в шлицы кареточного механизма с левой стороны, а разводной ключ при этом вращается против движения часовой стрелки. В этом процессе нужно следить за тем, чтобы съёмник не перекашивался во время работы с чашками на каретке. В результате неаккуратной работы можно повредить и сам съёмник, и чашку.
  7. Теперь можно переходить на другую сторону. Действия аналогичны описанным выше, за исключением направления откручивающих движений — по направлению часовой стрелки.

Работа по снятию каретки считается завершённой. Если планируется совершение замены, то просто на место старого механизма устанавливается новый. В случае проведения технического обслуживания и профилактических действий необходимо провести замену подшипников.

Раз уж вы решились разобрать этот сложный и деликатный механизм, то заодно и на кареточный стакан обратите внимание. На его поверхности может присутствовать посторонний мусор, который потребуется удалить.

Немного слов про съёмники

Съёмник выбирается только по типу самой каретки. Например, если на велосипеде установлена каретка Shimano, то и съёмник также должен быть этого типа. Правда, есть несколько универсальных моделей, но они подходят не под каждый кареточный механизм.

Съёмный инструмент, который предназначается для интегрированных кареточных чашек, поможет разобрать механизм типа Hollowtech II, GXP и Howitzer. В качестве примера для универсальных съёмных инструментов можно также привести модель стандарта ISIS, крепление которой имеет 8 шлицев. Такой инструмент можно использовать для снятия механизмов от SRAM, Shimano и Truvativ. На многих съёмниках имеются специальные рукоятки, которые позволяют обходиться без разводного ключа.

Каретка каретке рознь

Если приходится иметь дело с кареткой, конструкция которой предполагает разборку, в первую очередь требуется проверить состояние подшипников. Для этого необходимо чистой ветошью тщательно вытереть не только подшипники, но и посадочные места. Для очищения резьбы каретки можно использовать бензин, керосин или WD-40. После того как всё хорошо насухо протёрто, необходимо смазать посадочные места любым хорошим густым смазочным материалом. Такие механизмы не отличаются долговечностью, нуждаются в частом обслуживании и регулярном проведении регулировочных действий относительно подшипников.

В случае с неразборной кареткой, которая относится к картриджному типу, самым верным решением будет осуществить замену на новый механизм. Даже не стоит пытаться провести какие-либо действия с подобным механизмом — только время зря будет потрачено. Прежде чем отправляться за покупкой новой детали, потребуется узнать длину вала и характеристики (ширина и тип) соединения с шатунами. Эта информация позволит не ошибиться с выбором и изначально купить правильную деталь.

Если на вашем велосипеде установлен интегрированный механизм, то для замены промподшипников необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Снимаем пыльник, который закрывает подшипники.
  2. Для их снятия потребуется использовать специальный съёмник, на самый крайний случай подойдёт молоток и стамеска, но с таким инструментом нужно обращаться крайне осторожно.
  3. Тщательно очищаем, а затем смазываем посадочное место.
  4. Устанавливаем новые промподшипники.

Ставим каретку на место

На этом работу нельзя считать завершённой, поскольку всё это нужно правильно собрать. В этом процессе главная сложность заключается в правильной установке чашек. Вы же помните, что они имеют разную резьбу (на правой чашке левая и наоборот)? Здесь также потребуется густая смазка для обработки кареточного стакана, подшипников и резьбы на чашках.

К сбору кареток нужно приступать с правой стороны и следовать следующему порядку работы:

  1. Кареточная ось вставляется в правую чашку.
  2. Закручивается при помощи съёмника для каретки.
  3. Такие же действия проделываем с левой стороны.
  4. Каретка проверяется на отсутствие люфта, о чём свидетельствует её лёгкое и бесшумное движение.
  5. Устанавливаются шатуны и винты на свои места.

Применить эту теорию на практике не составляет особого труда для любого велосипедиста, у которого руки растут из нужного места. Даже не имея опыта в разборке велосипеда, можно снять каретку с первого раза. Мы верим в вас.

aktsport.ru

рекомендации и инструкция по самостоятельному обслуживанию

Каретка – это подшипниковый узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы шатунов с рамой. Благодаря имеющимся внутри каретки подшипникам осуществляется свободное вращение системы. Через каретку крутящий момент от педалей передается к велосипедному колесу.

Каретка находится в кареточном стакане рамы, куда ее либо ввинчивают, либо запрессовывают. Из-за того, что кареточный стакан размещен в самой нижней части велосипеда (между нижней трубой и на пересечении нижних велосипедных перьев), сама каретка сильно подвержена загрязнению. Такое негативное внешнее влияние со временем сказывается на ее работе: возникают «похрустывания», щелканье, люфт, заклинивания. Чтобы предотвратить эти негативные последствия и исключить возможность выхода каретки из строя необходимо регулярно проводить ее техническое обслуживание.

Велосипедные каретки бывают:

  • закрытые (картриджи или капсулы), в которых подшипники и ось – это единый неразборный узел (хотя имеется несколько разборных моделей). Такие каретки ремонту и обслуживанию не подлежат. В случае возникновения каких-либо проблем с работой, неисправную каретку меняют на новую. Однако стоит заметить, что каретки закрытого типа менее подвержены загрязнению;

    Закрытая каретка

  • открытые (разборные) представляют собой вал, вращающийся в подшипниках, которые находятся в чашках.

    Открытая каретка

Последние в свою очередь вкручиваются непосредственно в кареточный стакан рамы велосипеда. Такой вид каретки подлежит обслуживанию, ее легко можно снять, смазать, перебрать и собрать. При необходимости может быть также заменена на новую.

Обслуживание велосипедной каретки подразумевает под собой разборку, смазку ее деталей, установку и регулировку.

Снимаем каретку с велосипеда

Далее рассмотрим процесс снятия кареток на примере каретки открытого типа Shimano.

Снимая каретку, нужно быть внимательным, поскольку она может быть с насыпными подшипниками, которые при снятии могут разлететься в разные стороны.

Для снятия шатунов с оси каретки необходим такой инструмент, как выжимка шатуна. Этот инструмент выполняет две функции: его правая сторона предназначена непосредственно для выжимки шатуна из оси каретки, а посредством левой стороны снимается фиксирующий болт шатунов.

Для начала нужно при помощи педального ключа отвинтить затягивающие болты шатунов, находящиеся на конце вала каретки. Пластиковые заглушки (если они имеются) можно легко снять с болтов с помощью обычной плоской отвертки.

После того, как сняты фиксирующие болты, приступаем к шатунам. Берем выжимку шатунов и вкручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора. Очень важно не переусердствовать с напором, чтобы не сорвать резьбу. Сняв успешно шатуны с оси каретки, не забываем протирать посадочные места.

Затем при помощи специального съемника снимаем саму каретку. В нашем случае мы используем съемник каретки Shimano. Для каждой отдельной модели каретки предусмотрен подходящий съемник. Так, для кареток Hollowtech II, Howitzer, GXP применяется съемник для интегрированных чашек кареток, а для кареток Shimano, SRAM и Truvativ можно использовать так называемый съемник для кареток стандарта ISIS. Стоит отметить, что в комплектацию съемников зачастую входят рукоятки, что освобождает от необходимости дополнительно применять разводной ключ.

Важно знать, что снятие каретки производится только с той стороны, где нет звезд на шатуне, то есть, с левой.

Итак, вставляем съемник в шлицы каретки с левой стороны и крутим его при помощи рукоятки или же разводного ключа против часовой стрелки. В процессе нужно следить, чтобы не было никаких перекосов съемника. Иначе он или сама чаша могут быть повреждены.

После того, как чаша каретки открутится, нужно произвести те же действия и с правой стороны. Только в этом случае крутить рукоятку нужно по часовой стрелке! В результате таких нехитрых действий каретка будет снята и готова к обслуживанию или замене.

Хотите увидеть, как снимать шатуны и каретку? Смотрите видео-обзор:

Обслуживание велосипедных кареток

После снятия каретки следует проверить состояние кареточного стакана на предмет загрязнения.

Читайте также на СпортЗум.ру: Замена тормозных колодок на велосипеде своими руками — инструкция, рекомендации

Обслуживание каретки открытого типа:

  1. Проверяется состояние подшипников, находящихся в чашке каретки: как подшипники, так и их посадочные места протираются чистой тряпкой от остатков старой смазки.
  2. Резьба каретки промывается керосином, бензином или же WD-40 и вытирается сухой тряпкой.
  3. Посадочные места смазываются небольшим количеством густой смазки.
  4. Ставятся подшипники, и еще немного добавляется смазка. В случае необходимости старые подшипники подлежат замене.

Смазка каретки на шариковых подшипниках

Стоит отметить, что каретки данного типа недолговечны, поэтому обслуживание и регулировка подшипников должна проводиться довольно часто.

Обслуживание неразборной каретки

При возникновении проблем с каретной данного типа производится ее замена. Выбирая новую каретку, важно знать длину и ширину вала, а также тип соединения с шатунами.

Собираем и устанавливаем велосипедную каретку

Важный момент при сборке каретки – это правильно поставленные чашки. Стоит помнить, что левая чашка имеет правую резьбу, а правая – левую.

Собирать каретку стоит начинать с правой стороны: кареточная ось устанавливается в правую чашку и закручивается съемником каретки до упора. Затем все то же проделывается с левой чашкой. После этого рекомендуется проверить каретку: нужно покрутить ее ось в разные стороны и убедиться в отсутствии люфта (каретка должна легко и бесшумно проворачиваться).

В завершении процесса на свои места устанавливаются и фиксируются винтами шатуны.

Видео-обзор ремонта каретки:

Загрузка…

sportzoom.ru

Как снять шатуны и обслужить каретку

            Существует огромное множество типов кареток. Принцип одинаков везде – ось, которая находится на шатунах или на каретке, вращается при помощи вашей мышечной силы внутри подшипников. Сейчас распространены каретки «закрытого» типа, где используются промышленные подшипники. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим вариант с выносными чашками для подшипников. Но самое главное, что принцип снятия и установки каретки одинаковый как для «картриджных» кареток с промподшипниками или обычными «насыпными» подшипниками, так и для кареток с выносными чашками.

Оглавление статьи:

 

Каретки бывают нескольких типов. Картриджная каретка и ключ для неё выглядят так:

Ещё одни распространенный стандарт — это Hollowtech, ключ с кареткой выглядит так:

Обособленно стоят рамы с каретками типа Press Fit. Само название такого типа кареток намекает нам, что каретка не закручивается в раму, а запрессовывается, то есть резьбы для каретки в такой раме нет. Если в карбоновой раме, ради веса и сложности в производстве можно забить на вклейку металлической вставки с резьбой под каретку, то чем руководствуются производители, делающие алюминиевые рамы с таким стандартом не особо понятно. Тараканы, магнитные бури, маркетинг, слабоумие и отвага – выберите подходящую причину сами.

На заре этого стандарта даже встречались рамы с пластиковыми переходниками под обычные каретки. Рамы пустили в серию, а каретки для них – нет, приходилось как-то выкручиваться. Много проблем поимели тогда обычные пользователи и специализированные механики с этим стандартом, но сейчас ключ для запрессовки переходника или каретки можно достать практически в любой веломастерской.

Сама каретка типа Press Fit представляет из себя пластиковые проставки, в которые вставлены промподшипники.

А запресовывают её с помощью специального инструмента:

Извлечение такой каретки обычно влечет за собой её смерть и замену на новую, так что давайте вернемся к нашей теме.

Шаг 1: Чтобы снять каретку вам потребуется освободить цепь от успокоителя цепи или переднего переключателя (если они у вас есть). У меня был вариант с успокоителем, поэтому с помощью шестигранника на 4мм я открутил болты, фиксирующие верхнюю рамку и нижний ролик, после чего снял их. Это дало мне полный доступ к цепи.

Если у вас есть передний переключатель, то стоит перекинуть цепь на самую маленькую звезду спереди, это облегчит вам снятие шатунов;

Шаг 2: Переверните велосипед, так вам проще будет взаимодействовать с его компонентами во время ремонта. Под седло и руль можно подложить какую-то ткань или картон, чтобы ваше железо не поцарапалось;

 

Шаг 3: Открутите шатун. Возможны вариации, когда ось шатунов находится на шатуне и откручивать изначально необходимо правый либо левый шатун. Так же возможно, что на вашем велосипеде ось находится на каретке, а не на шатунах. Такая каретка называется «интегрированная»;

Шаг 4: Переключите передачу на самую маленькую звезду сзади, и надавив на лапку переключателя освободите звезду от цепи;

Шаг 5: Избавившись от шатунов давайте перейдем к пункту с демонтажем каретки. Для этого вам скорее всего понадобится специальный ключ. Если у вас «картриджная» каретка, то вам понадобится специальной ключ. В моём случае это была каретка е13, у неё свой ключ. Сама каретка с ключом выглядят так:

 

 

Шаг 6: Обратите внимание на то, что с ведущей стороны (где находятся звёзды) чашки каретки с обратной резьбой, поэтому откручивать её нужно по часовой стрелке. На каретке есть надписи L и R на соответствующих чашках. Как вы уже догадались – это Left-лево и Right-право обозначающие правую и левую чашку. Чтобы разобраться с какой стороны велосипеда ставить соответствующую чашку – представьте себе, что вы сидите на седле велосипеда. По правой руке у вас будет правая чашка, а по левой – левая;

 

Шаг 7: Убедитесь в исправности подшипников, удалите все излишки старой смазки и грязи смажьте их при необходимости. Используя консистентную смазку смажьте посадочные места на чашках каретки.

Шаг 8: Консистентной смазкой смажьте посадочные места для подшипников на оси, если ваши шатуны снимаются с осью;

Шаг 9: Не забудьте про шлицы на оси, которые служат для зацепления шатунов с осью. Их тоже нужно почистить и смазать;

Шаг 10: Приступайте к сборке в обратном направлении. Все моменты затяжки обычно написаны прямо на деталях или в мануале к шатунам. Если у вас нет динамометрического ключа, то просто не стоит слишком усердствовать. Чашки должны быть хорошо закручены, но без излишнего усилия. Шатуны не должны люфтить или ходить со стороны в сторону, но и так же не стоит перетягивать их, так как вы можете пережать подшипники и шатуны будут плохо вращаться.

 

 

Итог

Замена или сервис каретки – дело не слишком хлопотное, но требующее определенных навыков и соответствующего инструмента. Если вы неуверенные в своих силах, возможно стоит обратиться в ближайшую вело-мастерскую. Но, если вы серьезно настроены, то стоит внимательно изучить каретку и правильно подобрать инструменты, которые вам понадобятся. Удачного ремонта!

 

bb30.ru

Виды кареток. Как заменить каретку велосипеда.

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.

Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.


Интегрированные каретки



Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:



  • Совместимые с Shimano:

    • Shimano Hollowtech II

    • Hope

    • RaceFace X-Type

    • Token

    • Chris King

    • FSA Mega Exo


  • Совместимые с SRAM, Truvativ, Bontrager:

    • GXP (GigaX Pipe)

    • Hope (через фирменный адаптер)

    • Chris King (через фирменный адаптер)


  • Campagnolo Ultra-Torque.


Неинтегрированные каретки

Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:



  • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.

  • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

Стандарты неинтегрированных кареток:



  • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).

  • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.



SQR – соединение на квадрат



  • C шлицевой посадкой шатунов:

    • Shimano Octalink v.1

    • Shimano Octalink v.2

    • ISIS

    • Truvativ Powerspline

    • Truvativ Howitzer

    • Truvativ HammerSchmidt



Octalink – стандарт Shimano

Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.


Виды кареток по используемому кареточному стакану


С резьбовой посадкой

В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):



  • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:

  • 68 мм — наиболее распространены,

  • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,

  • 83 мм — для экстремальных дисциплин,

  • 100 мм — фэт-байки.

  • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.

  • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.


Press-fit

В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.


Каретка типа Press-fit

Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:



  • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.

  • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.

  • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:

  • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.

  • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.

  • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:

  • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.

  • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.

  • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.


Особенности выбора каретки



  • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.

  • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:

  • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).

  • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!

  • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).

  • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.

  • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.

  • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.


Эксцентриковая каретка

Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

Разновидности:



  • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.

  • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.

  • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.


Инструменты для работы с кареткой

Для работы с кареткой – картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.


шлицевой ключ

Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ –

А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно – можно легко повредить раму.

На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки – не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность – особенно это относится к алюминиевым рамам – для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа – можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.


Снятие каретки картриджного и разборного типов

Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.

После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы – один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек – если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.


1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа – можно повредить гайку.

Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же – 50-70 Нм.

Теперь надо установить шатуны и систему.


Сборка и установка разборной каретки

Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую – он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку – смазка на ней, скорее всего, консервирующая.

Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.



Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

0. При сборке каретки самое сложное – не перепутать концы оси каретки – ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

Чашки перепутать не удастся – у них разная резьба (у левой чашки – правая и наоборот)


1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками – внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.


2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)


Регулировка подшипников разборной каретки

После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем – к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.

1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.

Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

ljvelo.livejournal.com

Ремонт велосипеда: Как снять шатуны и обслужить каретку

 Вы слышите какой-то странный скрип со стороны шатунов? А может они стали плохо вращаться? Самое время провести сервис каретки или полностью её заменить. Сегодня мы расскажем, как это сделать.

 

            Существует огромное множество типов кареток. Принцип одинаков везде – ось, которая находится на шатунах или на каретке, вращается при помощи вашей мышечной силы внутри подшипников. Сейчас распространены каретки «закрытого» типа, где используются промышленные подшипники. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим вариант с выносными чашками для подшипников. Но самое главное, что принцип снятия и установки каретки одинаковый как для «картриджных» кареток с промподшипниками или обычными «насыпными» подшипниками, так и для кареток с выносными чашками.

Оглавление статьи:

  • Типы кареток
  • Как снять шатуны
  • Как открутить чашки каретки
  • Смазка и сборка
  • Итог

Каретки бывают нескольких типов. Картриджная каретка и ключ для неё выглядят так:

Ещё одни распространенный стандарт — это Hollowtech, ключ с кареткой выглядит так:

Обособленно стоят рамы с каретками типа Press Fit. Само название такого типа кареток намекает нам, что каретка не закручивается в раму, а запрессовывается, то есть резьбы для каретки в такой раме нет. Если в карбоновой раме, ради веса и сложности в производстве можно забить на вклейку металлической вставки с резьбой под каретку, то чем руководствуются производители, делающие алюминиевые рамы с таким стандартом не особо понятно. Тараканы, магнитные бури, маркетинг, слабоумие и отвага – выберите подходящую причину сами.

На заре этого стандарта даже встречались рамы с пластиковыми переходниками под обычные каретки. Рамы пустили в серию, а каретки для них – нет, приходилось как-то выкручиваться. Много проблем поимели тогда обычные пользователи и специализированные механики с этим стандартом, но сейчас ключ для запрессовки переходника или каретки можно достать практически в любой веломастерской.

Сама каретка типа Press Fit представляет из себя пластиковые проставки, в которые вставлены промподшипники.

А запресовывают её с помощью специального инструмента:

Извлечение такой каретки обычно влечет за собой её смерть и замену на новую, так что давайте вернемся к нашей теме.

Шаг 1: Чтобы снять каретку вам потребуется освободить цепь от успокоителя цепи или переднего переключателя (если они у вас есть). У меня был вариант с успокоителем, поэтому с помощью шестигранника на 4мм я открутил болты, фиксирующие верхнюю рамку и нижний ролик, после чего снял их. Это дало мне полный доступ к цепи.

Если у вас есть передний переключатель, то стоит перекинуть цепь на самую маленькую звезду спереди, это облегчит вам снятие шатунов;

Шаг 2: Переверните велосипед, так вам проще будет взаимодействовать с его компонентами во время ремонта. Под седло и руль можно подложить какую-то ткань или картон, чтобы ваше железо не поцарапалось;

Шаг 3: Открутите шатун. Возможны вариации, когда ось шатунов находится на шатуне и откручивать изначально необходимо правый либо левый шатун. Так же возможно, что на вашем велосипеде ось находится на каретке, а не на шатунах. Такая каретка называется «интегрированная»;

Шаг 4: Переключите передачу на самую маленькую звезду сзади, и надавив на лапку переключателя освободите звезду от цепи;

Шаг 5: Избавившись от шатунов давайте перейдем к пункту с демонтажем каретки. Для этого вам скорее всего понадобится специальный ключ. Если у вас «картриджная» каретка, то вам понадобится специальной ключ. В моём случае это была каретка е13, у неё свой ключ. Сама каретка с ключом выглядят так:

Шаг 6: Обратите внимание на то, что с ведущей стороны (где находятся звёзды) чашки каретки с обратной резьбой, поэтому откручивать её нужно по часовой стрелке. На каретке есть надписи L и R на соответствующих чашках. Как вы уже догадались – это Left-лево и Right-право обозначающие правую и левую чашку. Чтобы разобраться с какой стороны велосипеда ставить соответствующую чашку – представьте себе, что вы сидите на седле велосипеда. По правой руке у вас будет правая чашка, а по левой – левая;

Шаг 7: Убедитесь в исправности подшипников, удалите все излишки старой смазки и грязи смажьте их при необходимости. Используя консистентную смазку смажьте посадочные места на чашках каретки.

Шаг 8: Консистентной смазкой смажьте посадочные места для подшипников на оси, если ваши шатуны снимаются с осью;

Шаг 9: Не забудьте про шлицы на оси, которые служат для зацепления шатунов с осью. Их тоже нужно почистить и смазать;

Шаг 10: Приступайте к сборке в обратном направлении. Все моменты затяжки обычно написаны прямо на деталях или в мануале к шатунам. Если у вас нет динамометрического ключа, то просто не стоит слишком усердствовать. Чашки должны быть хорошо закручены, но без излишнего усилия. Шатуны не должны люфтить или ходить со стороны в сторону, но и так же не стоит перетягивать их, так как вы можете пережать подшипники и шатуны будут плохо вращаться.

Итог

Замена или сервис каретки – дело не слишком хлопотное, но требующее определенных навыков и соответствующего инструмента. Если вы неуверенные в своих силах, возможно стоит обратиться в ближайшую вело-мастерскую. Но, если вы серьезно настроены, то стоит внимательно изучить каретку и правильно подобрать инструменты, которые вам понадобятся. Удачного ремонта!

 

www.cortobike.ru

Как разобрать каретку на велосипеде

Всем привет, недавно на моем велосипеде появился странный скрип. Поначалу я не обращал внимания на это, но вскоре он становился все сильнее и сильнее. Звук исходил где-то снизу, при нажатии на педали. Как определить, что звук исходит именно из каретки? Все просто! Для начала нужно проехаться стоя, чтобы определить — не скрипит ли подседельный штырь? Нет?, тогда идем дальше. Проедьтесь стоя, переваливаясь с одной педали на другую.

Если скрип раздается при нажатии только на одну педаль, то скорее всего проблема в самой педали, или шатуне, которая находится на стороне, из которой раздается скрип. Если звук раздается при нажатии на обе педали, то скорее всего проблема в каретке. И устранить эту проблему можно одним способом — разобрать. Часто на форумах советуют просто брызнуть в щель, через которую проходит ось, WD-40. Мол, это устранит скрип и все будет ОК. Скрип-то оно может и устранит, но если у вас реально посыпались подшипники, то никакой WD-40 не поможет. Итак, дальше читаем, как разобрать каретку.

Данная статья получится немного великоватой, но зато опишет весь процесс в подробностях. Здесь будет описан процесс разборки каретки открытого типа, состоящей из оси, обычных подшипников и двух чашек.

Чтобы разобрать каретку, вам потребуются следующие инструменты:

  1. Тот самый WD-40

2. Выжимка шатунов, в ней же находится насадка под гайку, держащую шатун

3. Разводной ключ

4. Фиксатор резьбы

5. Отвертка под минус

6. Молоток

7. Густая смазка (я использую обыкновенный солидол)

Первое, что нужно сделать — это очистить место вокруг каретки, чтобы потом туда не сыпался песок с рамы.

Затем снимаем пластмассовую крышечку, — удобнее всего поддеть её ножом.

За ней видим гайку, — она держит шатун. Чтобы гайка открутилась, ее нужно побрызгать WD-40, после чего подождать 30 минут. Это не обязательно, но так вам будет проще.

Далее берём выжимку, разворачиваем её светлой стороной к гайке и надеваем. Потом берём ключ и откручиваем.

Очень много я начитался на форумах о том, в какую сторону нужно откручивать эту гайку. Могу сказать одно: у меня и с правой и с левой стороны резьбы была правосторонняя, т. е. обычная (откручивается против часовой стрелки).

Далее вам нужно снять шатун. Для этого берём выжимку, и вкручиваем её в шатун, как на фотографии.

Потом берем ключ и начинаем с усилием вкручивать светлый болт. Постепенно шатун слезет с оси.

Далее нужно снять кольцо, фиксирующее чашечку в раме. Существуют специальные ключи, но я пользуюсь обыкновенной отверткой и молотком. Откручивается оно тоже влево.

Точно таким же способом (опять влево) выкручиваем саму чашечку.

Далее под ней покажутся подшипники, вставленные в рамку. Их просто можно поддеть отверткой и вытащить.

После этого разворачиваем велосипед и снимаем шатун с другой стороны. Не забываем, что справа шатун снимается вместе со звездами.

Прошу обратить внимание на то, сколько грязи внутри каретки — такое бывает, если не чистить её три года. Чтобы избегать сильного загрязнения, прочищайте каретку раз в пол года.

Вычищаем все до блеска. Лично я после того, как выгреб весь мусор, побрызгал все WD-40. Он отлично разьедает грязь. Достаточно подождать минут 10, а затем вытереть насухо.

Также нужно прочистить подшипники, чашечки, и в общем все, что вы выкрутили. Это можно сделать следующим образом — отрежьте пол бутылки, затем налейте туда бензина или растворителя, сантиметра на 4. Затем бросьте туда все детали и хорошенько поколотите. После такой процедуры вся грязь отмоется. Больше всего обращайте внимание на подшипники — они тяжелее всего отмываются, поэтому следите, чтобы между ними не оставалась грязь.

После того, как все вымыли, можно собирать каретку обратно. Для начала набираем на отвертку солидола, и намазываем чашечку внутри рамы.

Также намазываем подшипники, и вставляем их в чашку.

Обратите внимание — плоская рамка подшипников должна быть повернута к вам.

Затем смазываем ось и вставляем ее внутрь. Обратите внимание, что с одной стороны ось длиннее от центра, чем с другой. Длинной стороной ось должна быть со стороны звезды.

Затем смазываем подшипники и вставляем их уже с ближней стороны, а потом вкручиваем и саму чашечку. Не забывайте, что в этот раз плоская рамка подшипников должна смотреть уже внутрь каретки.

Чашечку нужно вкручивать до того момента, когда люфт оси прекратится, но вращаться она будет достаточно свободно. После этого затягиваем фиксирующее кольцо. Здесь есть один момент — после затяжки кольца чашечка немного отодвигается и снова появляется люфт. Поэтому когда вы закручиваете чашечку, сделайте так, чтобы ось крутилась немного туго, а после затяжки кольца оно станет крутиться свободно, и при этом не будет люфтить.

Все, по сути каретка собрана. Осталось лишь надеть шатуны и закрепить их. И к этому моменту я советую подойти ответственно. Ведь плохо прикрученный шатун может открутиться на ходу, и отвалиться вместе с педалью. Но самое страшное здесь то, что при этом квадрат шатуна разобьется, и потом, как бы вы его не накручивали, он будет постоянно отваливаться.

Чтобы избежать откручивания гайки, я приобрел фиксатор резьбы. Они продаются в автомобильных магазинах.

Перед тем, ка одеть шатун на квадрат, смажьте его смазкой — это позволит насадить его подальше, и проще будет снять в следующий раз. Для того, чтобы лучше его одеть, можно наложить сверху досточку и подстучать шатун молотком.

Затем смажьте фиксатором резьбу и накрутите гайку.

Теперь самое важное — гайку следует затягивать с огромным усилием до того момента, когда вы уже не сможете её закручивать. Для того, чтобы затянуть гайку сильнее, можно одеть на ключ трубку, таким способом удлиннив рычаг. Самое главное — не бойтесь сорвать резьбу — если ось качественная, этого никогда не произойдет.

Точно так же одеваем шатун с правой стороны. Главное не забудьте одеть на самую мелкую звездочку цепь, а потом уже прикручивать шатун.

Вставляем заглушки и всё — каретка собрана. Помните, что полное застывание фиксатора происходит через 24 часа. Лучше подождать сутки, а потом уже со спокойной душой выезжать на прогулку.

Эту несложную операцию можно проделать за полтора часа, а при второй и третьей разборке — ещё быстрее!

Источник

velobajo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *