Скорость на лыжах – Соревнования на скорость (горные лыжи) — Википедия

Разное

XCSPORT.RU / Статьи / Физиология лыжных гонок

Статья известного норвежского физиолога профессора Стефена Сейлера

    Стефен Сейлер

    Мой подход к изучению и практике в новом виде спорта заключается в том, чтобы сначала прочитать как можно больше о специфических требованиях и физиологии этого вида. Основы любого вида спорта на выносливость схожи, но я люблю отыскивать детали. К счастью, есть много исследований по физиологии лыжных гонок. Многие из них проводились в Европе и Скандинавии из-за высокого уровня популярности этого спорта в этой части мира. Многое из того, что я читал, было написано на английском, и это очень хорошо. Кое-что на норвежском, и это тоже хорошо. А одна очень полезная работа, которую я держу в руках прямо сейчас, написана на датском языке, и это довольно серьезная проблема. Так что изучение лыжных гонок благоприятно сказалось на моей языковой подготовке!

     

    На что похож элитный лыжник-гонщик?
Хороший вопрос. В среднем, гонщикам мирового класса на пике их карьеры от 27 до 29 лет, но могут быть отклонения в 4 года. Это означает, что вы можете видеть призеров Олимпиады в возрасте от 20 с небольшим до 30 с гаком. Одно важное уточнение, которое говорит о необходимости терпения настойчивости: ни один юниор никогда не выигрывал Олимпийские Игры или Чемпионат мира. Чтобы достичь высочайших результатов, нужны годы подготовки.

Интересно то, что в лыжных гонках не существует «образцового» телосложения. В таких видах, как плавание, стайерский бег, гребля, элита часто выглядит как клоны. Напротив, чемпионы мира по лыжным гонкам различаются по росту от 1,68м до 2,0м. У лыжников обычно мало жира, но не слишком. Как таковые лучшие лыжники-гонщики тяжелее, чем бегуны-стайеры, но легче, чем гребцы. Женщины — лыжницы чаще имеют меньший индекс массы тела (масса в кг, поделенная на рост в квадрате), чем не занимающиеся спортом женщины того же возраста.

    

    Состав мышечных волокон
А что у них под кожей? Волокна I типа преобладают в мышцах ног, но даже среди элиты есть значительные различия. Для нормального человека состав волокон в vastus lateralis (мышца бедра, которую часто исследуют у спортсменов) соотношение быстрых и медленных волокон будет примерно 50 — 50. Быстрые волокна будут состоять из смеси волокон типов IIа и IIb. Для гонщиков — профессионалов соотношение ближе к 66% (62-75% в различных исследованиях) медленных мышц и остальные — типа IIa. «Чистые» быстрые волокна подтипа IIb у хорошо тренированного лыжника-гонщика (и у других тренирующихся на выносливость) практически отсутствуют. Это происходит из-за конверсии волокон типа IIb в тип IIa (волокна типа IIa еще «быстрые», но имеют не очень высокую сопротивляемость утомлению). Для сравнения, такие же исследования для стайеров показывают лишь небольшое преобладание медленных волокон по сравнению с другими бегунами (78-79%). Возможно, для лыжников-гонщиков характерно преобладание волокон типа IIa из-за различий в рельефе трасс и нестабильных условиях, в которых проходят гонки.

В отличие от бега и велосипедного спорта лыжные гонки задействуют все конечности. Большие требования по выносливости также возлагаются на мускулатуру верхнего плечевого пояса, включая широчайшие мышцы спины, дельтовидные мышцы и трицепсы. Удивительно, но было выполнено гораздо меньше работ, описывающих состав мышц верхнего плечевого пояса у профессиональных лыжников. Из того, что нам известно, у среднего человека в мышцах верхнего плечевого пояса больше быстрых волокон, чем в мышцах нижней части тела. Например, трицепсы нетренированного человека содержат 65-80% быстрых волокон. Следовательно, лыжник-гонщик должен работать над максимальным увеличением выносливости этих обычно мало используемых мышц верхнего плечевого пояса. Но даже у лучших гонщиков доля медленных волокон в этих мышцах меньше, чем в мышцах ног, около 50%, как показало одно большое исследование. Некоторые исследователи предположили, что в таких специфических мышцах, как трицепсы лучше иметь больше быстрых волокон ради большей скорости движений руки во время «толчковой» фазы одновременного хода.

 

    Скорость движения на лыжах
Как и в беге, в лыжных гонках скорость зависит от частоты и длины шага. Увеличение любой из них без уменьшения другой приведет к увеличению скорости. Так какой фактор отличает классного гонщика от посредственного? Хорошие гонщики имеют более длинные по сравнению с другими шаги как в коньковом ходе, так и в классическом попеременном. Более быстрый гонщик быстрее не благодаря большей частоте шагов. Однако, если мы посмотрим только на верхний плечевой пояс во время одновременного толчка, то там лучшие гонщики достигают большей скорости, используя более быстрый темп толчков, увеличивая скорость отталкивания. Наконец, элитные гонщики могут лучше преобразовывать потенциальную энергию в кинетическую, чем «простые смертные». Это уменьшает потребность в изменении скоростей движения частей тела. Например, классный гонщик лучше использует вынос руки в начальной стадии одновременного толчка руками.

Средняя скорость в гонке на Кубке Мира около 6-7 м/с в зависимости от условий. В беге с увеличением дистанции (после 200м) происходит прогрессивное снижение средней скорости. Лучшие марафонцы бегут примерно на 19% медленнее, чем бегуны на 5000м. Напротив, разница в средней скорости во время 50-километровой классической гонки сравнительно с 10-километровой порядка 5-7%. Главная причина этого удержания скорости в том, что более длинные дистанции подбираются с меньшим перепадом высот, что позволяет развивать более высокую скорость. Другая причина в том, что у лыжника больше общее количество гликогена, доступного для выработки энергии при высокой интенсивности работы, в продолжение всей гонки без достижения предела, вызванного истощением запасов гликогена.
По тем же причинам, нелегко сравнивать гоночные скорости мужчин и женщин. Проблема в том, что они часто соревнуются на разных трассах. Однако, если мы рассмотрим шведскую Васалоппет , то там и те, и другие бегут по одной трассе, одновременно, каждый год. В этой гонке, как сообщал физиолог Бьорн Экблом, победители среди мужчин в среднем на 16% быстрее, чем победители среди женщин. Другие исследования предполагают различия в 14-15% средней скорости. Эта разница больше, чем мы видели в беге или гребле.

    

    МПК профессиональных гонщиков
Единственная физиологическая составляющая, которая наиболее четко отделяет чемпиона по лыжным гонкам от среднего человека, и даже хорошо тренированного от менее успешного гонщика, — это МПК. В непрощающем мире лыжных конок, кажется, нет замены БОЛЬШОЙ МАШИНЕ!

Главный вопрос в исследованиях лыжных гонок заключается в следующем: «Каков наиболее подходящий способ сравнения значений МПК для разных спортсменов?» Один способ — сравнивать абсолютное потребление в л/мин во время теста с максимальной нагрузкой. Это значение представляет максимальную способность спортсмена производить энергию путем аэробного метаболизма, который в основном и используется в лыжных гонках. Если мы сделаем так, то получим впечатляющие значения (5,5-6,5 л/мин), но они не учитывают различия в массе тела. Типичное решение во многих видах на выносливость — сравнивать цифры с поправкой на массу тела. Например, для 70-килограммового лыжника с МПК = 6 л получим скорректированную цифру 85 мл/кг/мин (да, это много, но для элиты вполне обычно). Скажем, у другого лыжника потребление кислорода даже «больше», 6,5 л/мин. Однако, он весит 80 кг, и его МПК «только» 81 мл/мин/кг. Следовательно, более тяжелому лыжнику немного не хватает. Проблема с этим наиболее общим методом сравнения в следующем: условия скольжения меняются каждую минуту. Энергия, необходимая для движения на заданной скорости на данной местности, увеличивается непропорционально весу тела. При подъеме на крутой склон лишняя масса тела скорее значительный негативный фактор. На спуске это плюс! Учитывая изменяющиеся условия, физику, пространственный анализ, тестовые данные и т.д., оказывается, что наиболее точное выражение МПК для лыжных гонок получается при делении потребления кислорода на массу тела в степени 2/3. Ингьер (Ingjer) в 1991 г. показал, что средний МПК для гонщиков мирового класса значительно выше того же показателя для менее успешных лыжников только если его разделить на массу тела в степени 2/3, а не на массу тела. (В нашем предыдущем примере два лыжника с МПК в 85 и 81 мл/мин/кг показывают почти одинаковые значения в 350 при делении на вес тела в степени 2/3). Одно ясно. Команды, добивающиеся наибольших успехов, имеют лыжников с наивысшим МПК.

    

    Что ограничивает МПК?
Ранее я уже обсуждал факторы, ограничивающие МПК, но некоторые дополнительные моменты будут упомянуты здесь. В исследовательском сообществе есть строгое соглашение о том, что перекачивающая способность сердца (а значит, доставка кислорода) ограничивает МПК у многих спортсменов и неспортсменов. Однако, здесь есть ловушка. Для тех спортсменов, у которых действительно высокие значения абсолютного потребления кислорода, регулируемые действительно высокой максимальной сердечной выработкой, оказывается, что другие связи в цепочке доставки кислорода становятся слабым звеном. Если темп течения крови через легкие достаточно велик, предел достигается, когда обедненная кислородом кровь, идущая из правого желудочка сердца, проходит через легкие перед тем как полностью обогатиться кислородом. В этой точке мы можем сказать, что способность легких передавать кислород ограничивает общую доставку кислорода, и следовательно, МПК. Это, может быть, немного больше, чем вы хотели получить. Главное то, что единственным определяющим фактором среди мировой элиты является очень высокий максимальный ударный объем и высокая максимальная сердечная выработка. Как правило, можно предположить, что те парни, которые выигрывают олимпийские медали, имеют значения МПК более 6 л/мин, максимальную сердечную выработку более 40 л/мин и ударный объем свыше 200 мл. Они могут выглядеть совершенно обычным образом, но у них в грудной клетке работает совершенно необычайный насос. Если вы захотите найти лучшее сердце, то вам придется пойти на лошадиные скачки и проверить породистых скакунов!

    

     Нынешние лыжники сильнее тех, кто выступал раньше?
Большая часть роста скоростей в 90-е годы по сравнению, скажем, со 60-ми, происходит из-за усовершенствования инвентаря, техники и подготовки трасс, а не из-за появления более тренированных и талантливых спортсменов. Однако, самые лучшие медленно но верно становятся лучше и в физиологическом смысле. Причинами прогресса являются больший тренировочный объем и большее число конкурентов на дистанции. Вот некоторые данные по шведским медалистам 60-х, 70-х и 80-х гг. (Ulf Bergh and Artur Fosberg, 1992).

МПК

 

 

Масса тела, кг

л/мин

мл/мин/кг

мл/мин/кг2/3

1960-е

68

5,56

82

335

1970-е

72

6,14

84,9

353

1980-е

73

6,33

87,2

363


     У меня нет данных по шведам 90-х годов, но я разговаривал с некоторыми норвежскими специалистами, которые занимались физиологическим тестированием норвежской национальной команды (которая в 90-х побеждала шведов). Сейчас на первом месте находится Бьорн Дэли, его МПК равна 90 мл/мин/кг. Он завоевывал Кубок Мира и выигрывал Олимпиаду. на все виды на выносливость было всего одно или два сообщения о спортсменах, чей МПК подходил к 90 мл/мин/кг. Заметьте, это очень-очень большая редкость, нечто из ряда вон. С КАКОЙ ОН ПЛАНЕТЫ? Индурайн……Морсели……Дэли …… НЕ С НАШЕЙ. НА ВЕРШИНЕ воздух становится все более и более разреженным!

    

     Верхний плечевой пояс в лыжных гонках.
Продвижение тела на лыжах требует интенсивной работы и рук, и ног. Если мы бежим на лыжах с большой скоростью, мы «просим» сердце создавать сильный поток крови сразу в нескольких различных направлениях. Запомните, если нагрузка задействует большое количество мышц (бег, гребля, велосипед для опытных гонщиков), то ограничения по потреблению кислорода заключаются в сердце и его способности поставлять кислород. Тогда, что случится на лыжах, когда мы добавим к максимальной работе ног еще и максимальную работу рук? Ответ: немного или ничего. Лабораторные исследования показали, что добавление нагрузки на руки к максимальной нагрузке на ноги во время теста на МПК увеличивает потребление кислорода только на очень маленький процент или не увеличивает вовсе. Сердечно-сосудистая система работает на постоянном пределе, связанном с поддержанием достаточного кровяного давления в системе. Это очень похоже на то, что происходит в старом доме, если вы принимаете душ, а кто-то открывает кран на кухне, пока кто-нибудь еще находится в туалете. Очень скоро напор воды в душе ослабевает. Чтобы поддержать давление воды в трубах, вы не должны открывать слишком много кранов одновременно. Это верно и для наших сердечно-сосудистых «труб». Когда работа рук добавляется к работе ног, приток крови к ногам тут же снижается из-за сжатия артерий в ногах. Теперь возможно увеличение притока крови к рукам. Тело поддерживает кровяное давление путем контроля степени «открытия» каждой артерии.
При передвижении на лыжах вклад верхнего плечевого пояса в скорость движения варьируется от примерно 10% в классическом попеременном ходе до 100% при одновременно-бесшажном. При подъеме «коньком» (одновременным ходом) верхний плечевой пояс вкладывает 50% или более от общего усилия. Выносливость верхнего плечевого пояса всегда была важна для лыжника. Сегодня, с появлением коньковых ходов, где высока интенсивность работы рук, это еще более важно. Следовательно, было проведено много исследований выносливости верхнего плечевого пояса элитных лыжников-гонщиков и ее влияния на результаты.
Были разработаны специальные эргометры для измерения потребления кислорода во время одновременного толчка руками или во время попеременных движений руками, используемых при попеременно-двухшажном ходе. Устройства различались от переделанной гребного тренажера до очень продвинутых эргометров, которые измеряли выход силы и скорости движения каждой лыжной палки при симулировании «плывущих» движений ног. Было проведено важное сравнение «пикового потребления кислорода», достигнутого при одновременном толчке палками, и МПК, измеренного на дорожке, имитирующей подъем, при беге или езде на лыжероллерах. Для нетренированных людей пик потребления кислорода верхним плечевым поясом был только около 60% максимума для всего тела. Для хорошо тренированных гонщиков соотношение выросло до 70-85%. Примечательно, что для элитных лыжников, протестированных в Норвегии и Швеции (и без сомнения, для других гонщиков мирового класса со всего мира), это соотношение было 90% в среднем, а иногда достигало 95%! Я думаю, что это ценная информация для всех тех из нас, кто хочет улучшить свои результаты. Одна из сфер, в которой заключена слабость многих тренирующихся на выносливость, — это выносливость и мощность верхнего плечевого пояса. Для элитных лыжников в течение сезона вырисовывается интересная картина. МПК для всего тела достигает своего пика в начале сезонной подготовки. Однако, похоже что, пик формы во время соревновательного сезона связан с пиком выносливости верхнего плечевого пояса, измеряемого как пик МПК для верхнего плечевого пояса.

    

     Мышечная сила
Теперь мы подходим к общему вопросу: «Если я тренируюсь хорошо, увеличит ли это мою выносливость?» Неопубликованные наблюдения шведских исследователей (Ekblom and Berg) показывают, что максимальная сила ног лишь ненамного больше, чем у обычного человека. Однако, если проводить тест на выносливость в том же самом движении, таком как 50 приседаний, лыжники сильно превосходят остальных, даже в сравнении с представителями других видов спорта на выносливость (может быть, за исключением гребцов). Это значит, что между максимальной силой ног и их выносливостью нет связи. На практике, лучшие гонщики делают мало или не делают вовсе упражнений с отягощениями для ног. Для более возрастных (старше 50) лыжников я бы порекомендовал программу занятий с отягощениями, только для поддержания мышечной массы.
Совсем другое дело верхний плечевой пояс. Время ускорения на 60 м одновременно-бесшажным ходом сильно связано с пиковым скручивающим усилием, производимым трицепсом при тестировании силы. Лучшие времена показываются теми, у кого сильнее руки. К тому же, здесь в Норвегии заранее уверены, что даже кратковременная интенсивная силовая подготовка верхнего плечевого пояса приводит к увеличению его МПК и выносливости в стандартных нагрузочных тестах на специальном лыжном эргометре.

    

    Что дальше?
Я неоднократно повторял, что МПК для всего тела ограничена сердцем (вместе с выносливостью мышц), неважно сколько у вас мышц и силы. Тогда как может силовая тренировка улучшить выносливость верхнего плечевого пояса и пик потребления кислорода? Здесь есть разница. Общая мышечная масса верхнего плечевого пояса недостаточно велика, чтобы создать максимальный стресс для сердца во время высокоинтенсивной работы. Например, пик ЧСС, достигнутый при тесте на одновременные ходы, может быть на 10-20 ударов ниже, чем при длительном беге на беговой дорожке. Это значит, что в необычных условиях работы на выносливость только верхнего плечевого пояса лимитирующим фактором является не сердце, а мышцы. Следовательно, специальная тренировка, посвященная увеличению силы специфических мышц И выносливости может привести к тому, что большее количество мышц будет задействовано при одновременном толчке руками или в другом лыжном ходе с большой нагрузкой на руки. В летней подготовке элиты обычной является интенсивная тренировка рук, такая как гребля, которая добавляется, чтобы уменьшить разницу в выносливости между верхними и нижними конечностями. Это полезный урок, который многие ветераны могут извлечь из наблюдений за чемпионами

    —-

    День гонки
До сих пор я не упоминал два других важных для выносливости качества, лактатный порог и экономичность движений. В лыжах важны оба, совсем как в других видах на выносливость, но условия в лыжных гонках совершенно специфические с двух сторон. Во-первых, трассы лыжных гонок прокладываются на местности, которая постоянно меняется. Подъемы, спуски, равнинные участки, изгибы и т.д. Следовательно, спортсмен практически никогда не выступает в условиях, которые могли бы называться постоянными. Все это делает лактатный порог менее значимым при предсказании результата. Во-вторых, в отличие от гребли, бега или велосипедного спорта техника, используемая в лыжных гонках постоянно меняется по ходу гонки. Это делает невозможным простое исследование экономичности. Я хотел бы обсудить этот вопрос позже в контексте данных, полученных в соревновательных условиях.
Хорошая гоночная трасса будет иметь равные пропорции равнинных, горных и спусковых участков. Можно оценить расход энергии во время гонки путем анализа сердечного ритма плюс внутренней температуры тела и уровня лактата после гонки. Средняя нагрузка во время гонок на 5 — 30 км для лучших мужчин и женщин находится между 80 и 90% МПК. Это похоже на то, что мы можем видеть в беге или велосипедных «разделках». Однако, в отличие от них в гонке на лыжах участки подъемов выдвигают огромные физиологические требования. ЧСС у элитных лыжников достигает максимального значения во время каждого значительного подъема. Фактически, некоторые лыжники достигают немного большего значения ЧСС на подъеме в гонке, чем во время максимального теста на беговой дорожке. Т.е. лучшие гонщики работают на 100% МПК много раз за одну гонку. На спуске ЧСС падает, но не так сильно, как вы может подумать. Даже если потребность в кислороде на спуске намного ниже, гонщик не получает от этого много. Этот тяжелый дефицит кислорода, накопленный на подъеме, восполняется во время быстрого спуска, так что ЧСС может упасть только на 20 ударов. Затем мы оказываемся на равнине. ЧСС повышается вновь, до 10 — 15 ударов ниже максимума. Анализ гонок Кубка Мира показывает, что победители делают свои самые большие отрывы на подъемах. Вот почему для лыжника так важно иметь самый большой «мотор». Они бегут в подъемы быстрее всех, затем спускаются почти при той же скорости. Бьорн Дэли крушит соперников на подъемах.
Измерения лактатного порога стандартными лабораторными методами показывают, что можно ожидать от элиты. Накопление молочной кислоты во время теста с возрастающей нагрузкой не начинается ранее порога в 85% МПК. Проблема «лактатного порога» кажется имеющей мало отношения к лыжным гонкам. Д-р Эрик Мигинд (Dr. Erik Mygind) в Дании проделал расширенные тесты лучших шведских и датских лыжников-гонщиков в лабораторных и гоночных условиях. Чтобы обеспечить идеальные условия, исследования проводились во время соревновательного сезона, когда спортсмены были в хорошей форме. Только по этой причине спортсмены основного возраста из Швеции отказались участвовать. Т.о., Швеция была представлена юниорами национального и мирового уровня (19 лет). Мигинд обнаружил, что концентрация лактата в крови достигает очень высоких значений в течение нескольких минут после старта и затем остается примерно постоянной в течение 40-50-минутной гонки. Уровень лактата в среднем составляет около 10мМ в конце гонки. У одного гонщика этот уровень был 14мМ после первых 2,5 км и 18мМ после финиша 10 км спустя! Эти находки согласуются с прежними исследованиями других лабораторий, выполненными в 60-х и 80-х годах.
Кто-то может сказать, что уровень лактата увеличивался и падал все время гонки и был высоким только в момент измерений. Маловероятно, т.к. уровень лактата в крови не может восстановиться за такое короткое время, даже при использовании самых лучших методов активного восстановления. Даже 7 минут спустя после окончания гонки уровень лактата почти не изменился у всех гонщиков.
Отсюда мы можем сделать вывод, что «скорость при лактатном пороге» или другие показатели, основанные на лактате, не имеют большого значения при прогнозе на короткие или средние гонки. Это не значит, что увеличение лактатного порога не является важной тренировочной целью для лыжника. Это только означает, что в отличие от легкоатлетического марафона ЛП не устанавливает предел скорости для спортсмена. И победители, и проигравшие терпят во время гонки очень высокие уровни лактата. Способность гоняться при таком высоком среднем уровне молочной кислоты, возможно, также результат тренировки. В одном из исследований лыжников, которые не тренировались, измерялись уровни лактата после 10-километровой гонки, и было получены значения только в 5-7мМ. В этом случае замеры по ходу гонки не проводились.

    

    Экономичность и техника
Теперь мы подходим к другому уникальному аспекту лыжных гонок. Существует МНОГО разных способов пройти в точку А из точки В даже по равнине: попеременно-двухшажный ход, одновременно-одношажный, одновременно-бесшажный, одновременно-двухшажный коньковый, одновременно-одношажный коньковый, двухшажный ход с махами и без махов руками, и это только некоторые из лыжных ходов на равнине. Не существует простого ответа на вопрос об различиях соперников в экономичности передвижения на лыжах.

     

     Коньковый vs Классический ход
Причина, по которой у нас сейчас есть коньковые гонки и классические в том, что без этого разделения все будут бегать только «коньком», классическая техника в конце концов исчезнет во множестве мест. «Конек» быстрее, понятнее и проще. В зависимости от температуры и состояния снега, коньковые гонки на 5-15% быстрее при тех же дистанциях. При очень влажном снеге или крайне сильном морозе разница в скорости снижается. Мы можем сказать, что «конек» примерно на 10% быстрее. Почему? Было выдвинуто и проверено несколько гипотез:
1. «Конек» позволяет спортсмену достичь более высокой аэробной способности по сравнению с «классикой». Другими словами, возможно он создает большую работоспособность.
2. «Конек» позволяет передать большую часть работы на лыжи и увеличить продвижение вперед.
3. «Конек» приводит к уменьшению сопротивления трения.
Вот то, что до сих пор показывали исследования. Сначала рассмотрим первую гипотезу. Это неверно. Исследования не показали никакой разницы в МПК при измерении у одного и того же спортсмена, выступающего в коньковой или классической гонке. Конечно, спортсмен, у которого хромает та или иная техника, это совсем другая история. Однако, на высшем уровне это не причина. Еще в 1986 г. исследования юниоров мирового уровня показали, что места, занятые ими в коньковых и классических гонках, примерно одни и те же. Взгляд на мировой кубок дает то же самое. Одни и те же гонщики занимают первые 10 мест в гонках обоими стилями.
Вторая гипотеза может быть и верной. На равнинном участке при постоянной скорости коньковый ход требует на 10% меньше кислорода по сравнению с попеременным ходом при той же скорости. ЧСС, замеченное усилие и накопление лактата меньше при схожей интенсивности, при сравнении конькового хода с попеременно-двухшажным. Одним из объяснений этого может быть то, что изменения скорости конечностей намного меньше в коньковых ходах. Коньковый ход приводит к более длительному периоду развития скорости для конечностей. Уменьшение повторяющихся ускорений и замедлений конечностей увеличивает экономичность.
Наконец, третья гипотеза, отсутствие держащей мази на коньковых лыжах приводит к небольшому но важному снижению трения и увеличивает скорость при том же приложенном усилии. Т.к. коньковая техника требует немного более низкой стойки, сопротивление воздуха также может быть немного ниже.
Существуют исключения из правила о том, что коньковые ходы более экономичны, чем классические. Классический одновременный ход более экономичен, чем коньковый. (Одновременный коньковый ход САМАЯ экономичная техника). Однако, т.к. одновременный ход задействует меньшую мышечную массу, чтобы произвести работу, то напряжение мышц выше и выше ощутимое усилие. Если одновременный ход наиболее экономичен, почему бы не использовать его все время? Он не позволяет спортсмену использовать свою максимальную работоспособность. Быть эффективным неэффективно, если выдавать слишком мало мощности! Так что, если удар переходит в толчок, когда вы забираетесь в подъем, то победа достанется парню с мощнейшим «мотором», а экономичность вылетает в трубу!
НАИМЕНЕЕ экономичным является классический попеременно-двухшажный ход. В работе Хоффмана и Клиффарда (Hoffman and Cliffard, 1990) исследовались некоторые физиологические переменные при передвижении на лыжах с постоянной скоростью, с использованием различных ходов на равнинном участке. Потребление кислорода было на 33% выше при попеременно-двухшажном ходе по сравнению с одновременным на классических лыжах. Нетрудно поверить, если вы учтете, сколько движений конечностей надо сделать для достижения заданного продвижения вперед. Следовательно, эта техника, наиболее часто используется при подъеме в гору (в классических гонках), где важно распределение высокой нагрузки на возможно большую мышечную массу. Коньковый ход требует примерно на 15% больше энергии, чем одновременный ход, но на 15% меньше, чем попеременный.

     

    Может ли техника решить исход гонки?
Ну конечно, может. Моя «техника», конечно, не дала мне никаких преимуществ во время моей первой гонки (52 км) после всего лишь 3 месяцев тренировок на лыжах! Еще существуют значительные различия в эффективности техники между элитными и «местными» гонщиками при заданной скорости. Элита выделяется технически. Но кого интересует это сравнение. Гонщики мирового класса могут бежать без палок и побить наши результаты. (Я видел, как Томас Альшгорд финишировал в очень важной эстафете с одной палкой и разбитой рукой. Он шел дьявольски быстро!). Что меня действительно интересует, так это: «Как велики технические различия между лучшими лыжниками?» Опять-таки, это сложный вопрос. Часть эффективности в гонке включает в себя выбор техники прохождения различных участков трассы. Вы не может измерить это в лабораторном тесте. Некоторые работы предполагают, что есть лыжники уровня национальной сборной, у которых техника не лучше, чем у региональных гонщиков. На этом уровне есть довольно большие различия. Однако, если вы только взглянете на лыжников мирового класса, то расхождения становятся намного меньше (7% в одной из работ). На этом уровне эффективность не так сильно предопределяет место в соревнованиях. Неэффективные гонщики никогда не добираются до международного уровня. Мы снова возвращаемся к тем, у кого сильный «мотор». Хорошим примером здесь является Бьорн Дэли. Те, кто разбирается в этом, могут сказать вам, что он без сомнения самый техничный лыжник-гонщик. Его одновременный ход заметен даже для новичка. И он ненавидит спринтерские разборки, потому что это его слабое место. Тем не менее ему редко НАДО спуртовать в конце гонки, и он ВЫИГРЫВАЕТ и ВЫИГРЫВАЕТ. Почему? МПК 90 мл/мин/кг, любовь к тренировкам и неутолимая жажда соревнований. Если все это у вас есть, то это ВСЕ, что вам нужно, чтобы выиграть Чемпионат Мира по лыжным гонкам!

www.xcsport.ru

Соревнования на скорость (лыжи) Википедия

Соревнования на скорость — соревнования по скоростному спуску на лыжах, проводимые на специально подготовленном склоне.

Условия проведения соревнований[ | ]

Это самый скоростной вид спорта, не являющийся моторным, за исключением прыжков с парашютом. Однако прыжки с парашютом, в отличие от скоростного спуска на лыжах, не предполагают контакта с земной поверхностью.

Скорость, которую регулярно достигают горнолыжники в этом виде спорта, превышает 200 км/ч, что превышает среднюю скорость свободного падения парашютиста (193 км/ч).

Для достижения максимальных скоростей горнолыжник использует специальную одежду и специальный шлем, для того, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. Специальные лыжи имеют длину 2,4 м и ширину до 10 см, максимальный вес пары лыж — 15 кг. Также спортсмены соревнуются в категории «скоростной спуск» (в экипировке FIS-downhill).

Определение скорости горнолыжника производится на специальном отрезке трассы длиной 1 км. Трассы, где проводятся подобные соревнования, расположены как правило высоко в горах, где воздух более разрежен.

При проведении соревнований на скорость пункт старта по правилам Международной лыжной федерации выбирается таким образом, чтобы теоретическая, расчётная скорость лыжника не превысила 200 км/ч. Победителем соревнований на скорость признаётся тот горнолыжник, который достигнет наивысшей скорости во время соревнования, которая естественно, зависит не только от горнолыжника, но и от состояния снега и требований по безопасности.

Соревнования на скорость были продемонстрированы во время зимней Олимпиады 1992 года в Альбервиле. Во время тренировки погиб швейцарец Николя Бошате, что, возможно, стало причиной отказа от этого вида спорта на олимпиадах.

На нескольких мировых трассах ежегодно разыгрывается Кубок Мира по спидскиингу, раз в два года проводят Чемпионат Мира. И каждый сезон на чемпионатах PRO топ-спортсмены стараются побить абсолютные рекорды.

Официально зарегистрированные рекорды скорости[ | ]

По данным французской организации F.S.V. (France Ski de Vitesse) по состоянию на 29 апреля 2005 г было зарегистрировано 328 лыжников, которые превысили скорость 200 км/ч.

Мужчины[ | ]

ГодМесто проведенияСпортсменСтранаРезультат, км/ч
1930St. Moritz, SwissGustav LANTSCHNERAUT105,675
1931St. Moritz, SwissLeo GASPERLAUT136,600
1947Cervinia, ItaliaZeno COLOITA159,292
1959Sestriere, ItaliaEdoardo AGREITERITA160,714
1960Cervinia, ItaliaLuigi DI MARCOITA163,265
1963Cervinia, ItaliaAlfred PLANGERITA168,224
1963Portillo, ChileRick DORWORTHUSA171,428
1963Portillo, ChileC.B. VAUGHANUSA171,428
1964Cervinia, ItaliaLuigi DI MARCOITA174,757
1970Cervinia, ItaliaMasaru MORISHITAJAP183,392
1971Cervinia, ItaliaAlessandro CASSEITA184,143
1973Cervinia, ItaliaAlessandro CASSEITA184,237
1974Cervinia, ItaliaSteve MC KINNEYUSA189,473
1975Cervinia, ItaliaPino MEYNETITA194,384
1976Cervinia, ItaliaTom SIMMONSUSA194,489
1977Portillo, ChileSteve MC KINNEYUSA195,200
1977Cervinia, ItaliaSteve MC KINNEYUSA195,975
1978Portillo, ChileSteve MC KINNEYUSA200,222
1982Les Arcs, FranceSteve MC KINNEYUSA201,230
1982Silverton, USAFranz WEBERAUT203,916
1983Silverton, USAFranz WEBERAUT208,09
1984Les Arcs, FranceFranz WEBERAUT208,937
1987Les Arcs, FranceGraham WILKIEGBR

ru-wiki.ru

знаете ли Вы, что?.. | Всё про горные лыжи — SKISTOP.RU

Знаете ли вы, сколько стоят самые дорогие в мире лыжи? Или сколько лет самому старому горнолыжнику?

 

Знаете ли вы, где зародились горные лыжи? Или какой мировой рекорд по скорости на горных лыжах?

1. Родиной лыж считается Скандинавия. Там были обнаружены наскальные рисунки с изображением лыж, датирующиеся Каменным веком.

2. Самые старые в мире лыжи хранятся в Шведском музее лыж. Их возраст насчитывает более 4 тысяч лет.

3. Английское слово «ski» происходит от исландского «скидх» — «кусок дерева».

4. В скандинавских странах лыжи настолько почитались, что мифология описывала даже Бога лыж по имени Улл и богиню охоты и катания на лыжах Скейд.

5. Самым древним найденным лыжам, которые хранятся в музее, 2300 лет. Это поистине впечатляет. Лыжи представляют собой две доски с загнутыми вверх концами.

6. Средневековые лыжи сильно отличались от современных. Одна лыжа была длинной — около 3 метров, а другая — короткой, обшитой шкурами животных. Короткой лыжей отталкивались, а на длинной — ехали. Для балансировки использовали одну длинную палку.

7. Горные лыжи зародились в конце 18 века в Норвегии. Самые первые соревнования по горнолыжному спуску относят к 1767 году.

8. Самые длинные в мире лыжи составляют 534 метра. На них в Швеции в 2008 году умудрилось проехаться сразу 1043 лыжника!

9. В середине 1960х годов американец Шерман Поппен, пытаясь заинтересовать свою дочь в горных лыжах, скрепил ей две лыжи вместе. Вскоре он продал патент на свое изобретение, которое и стало прародителем сноуборда.

10. Скорость, которую может достигать горнолыжник среднего уровня — 100 км/час. Средняя скорость сноубордистов — 70 км./час.

11. На скоростном спуске на лыжах спортсмены могут достигать скорость 200 км/час, что выше скорости свободного падения (в среднем — 190 км/час). А мировой рекорд по скорости на настоящий момент составляет 251,4 км/час!

12. Мировой рекорд по скорости на сноуборде принадлежит австралийцу Даррену Пауэлу — 201 км/час.

13. Заядлым любителем горных лыж был Артур Конан Дойль. Он неоднократно ездил кататься в Швейцарию, и, по сути, стал одним из первооткрывателей зимнего спорта в этой стране.

14. Самым активным любителем зимнего спорта можно назвать знаменитого полярного исследователя Фритьофа Нансена: он увлекался коньками, прыжками с трамплина и лыжами. На лыжах он пересек самый большой в мире остров — Гренландию — а также лишь чуть-чуть не достиг Северного полюса! Умер Нансен в возрасте 69 лет от переутомления после лыжной прогулки.

15. Самая южная в мире зимняя трасса находится в ОАЭ. В закрытом павильоне на 400метровом спуске используется 6 000 тонн искусственного снега.

16. Были времена, когда на некоторых признанных западных курортах сноубордистов не пускали на подъемники, чтобы те не мешали горнолыжникам.

17. Самые дорогие продающиеся лыжи принадлежат французской марке Lacroix. Лыжи покрыты золотом и инкрустированы бриллиантами. Стоимость одной пары — 62 тысячи долларов. В подарок покупателю — сезонный абонемент в Куршавель.

18. Прыжки горнолыжников на буграх рельефа могут превосходить 60 метров в длину.

19. Венгру Лоу Батори — 101 год, из которых 90 он занимается горными лыжами. Помимо лыж, неутомимый спортсмен рассекает на велосипеде и путешествует на длинные расстояния на мотоцикле.

20. Самые уязвимые части тела горнолыжника — колени и лодыжки.

21. Согласно утверждениям психологов, горные лыжи выбирают спортсмены, которые любят достигать, а сноубордисты, в свою очередь, предпочитают решать.

22. Самый титулованный горнолыжник в истории Кубка мира Марк Жирарделли выступал за Люксембург — страну, в которой нет сколько-нибудь высоких гор.

skistop.ru

Новый мировой рекорд скорости на горных лыжах

Итальянец Симоне Оригоне установил новый рекорд скорости – на трассе «летящий километр» на французском курорте Вар / Vars он достиг отметки в 252,454 км / час.

Симоне Оригоне.

Симоне Оригоне установил в эти выходные новый рекорд скорости. 34-летний итальянец, пролетел по трассе Chabrieres в Варе как ракета и достиг скорости 252,454 км/час. Таким образом он побил свой же рекорд 251,400 км/час, продержавшийся с 2006 года и казавшийся непреодолимым.

Оригоне родился в итальянском городе Шамполюк, он работает горнолыжным инструктором и горным гидом, завоевал восемь Кубков мира и 5 раз был призером.

На втором месте оказался его брат Иван, который проехал со скоростью 248,61 км/час. Третье место занял француз Бастьен Монтес с результатом 248,15 км/час. Он упал во время тренировки, но тем не менее сумел участвовать в соревнованиях.

Гонка «Летящий Километр», является аналогом Формулы 1 для лыжников. Их ускорение просто поражает воображение. Всего за 5 секунд эти гонщики достигают 200 км/ч, что почти на секунду меньше, чем болид F 1. Эта гонка является “Спортом быстрейшим на планете немоторизированным видом спорта”.

Для достижения таких скоростей, гонщики облачаются в чрезвычайно сильно облегающий костюм из ПВХ ткани и таким образом избегают любых складок одежды, которые могли бы вызвать трение с воздушным потоком.

Некоторые гонщики жаловались, что после старта на 40 минут позже, снег был немного сложнее чем изначально и они могли бы достичь больших скоростей от 2 до 3 км/ч.

Их шлем никого не оставляет равнодушным. Этот огромный навес позволяет воздуху свободно циркулировать и создает область турбулентности, которая уменьшает трение. А если поставить их рядом с лыжами, большинство которых превышает длину 2,3 метра, то картина становится весьма впечатляющей. Такой тип лыж производит только компания Атомик.

Воск на поверхности лыж и особое положение в создающейся при спуске аэродинамической трубе являются ключевыми факторами в достижении хорошей скорости.

Было подсчитано, что во всем мире существует лишь около 50 гонщиков, которые практикуют этот вид спорта регулярно, и только один из них побил рекорд скорости, на трассе в Вар. Действительно, эта трасса, как следует из названия, создана для настоящих «Себрерос», она имеет средний градиент 65%, а на выходе почти вертикальна.

fanski.ru

Как контролировать скорость при катании на горных лыжах

Вопрос контроля скорости при катании на горных лыжах актуален для всех новичков. Больше всего мешает развитию горнолыжной техники страх скорости. Поэтому каждому начинающему горнолыжнику нужно понимать как бороться с этой самой скоростью. Вот некоторые несложные советы.

Контролировать скорость можно двумя способами — траекторией движения и торможением. Как это делать:

1. Торможением.

Горные лыжи разгоняются только при движении вдоль оси лыж. То есть, если вы ставите лыжи вниз по склону и направление вашего движения совпадает с продольной осью лыж — вы неизбежно разгоняетесь. Если же лыжи поставить перпендикулярно направлению вашего движения (поперек), то лыжа будет тормозить. Значит для контроля скорости можно тормозить ставя лыжи поперек направлению вашего движения. Делать это можно двумя способами:

1.1 Движение плугом — Плуг это когда носки лыж близко друг к другу, а задники разведены. Лыжи образуют некую букву «V». В таком положении независимо от направления вашего движения, хоть одна лыжа будет поперек вашему движению и вы будете тормозить. Эффективность торможения регулируется переносом веса тела на ту лыжу, которая развернута поперек движения.

1.2 «Сбросом задника» — Это метод локального торможения. Вы ехали — ехали и решили притормозить. Ставите лыжи поперек движению и тормозите. Делается это поворотом плечей. Вы поворачиваете плечи поперек движению и переносите вес тела вперед и задники лыж у вас «сползут» по склону и встанут поперек линии вашего движения.

Оба методы хороши для начинающих, но надо понимать две важные вещи: что оба способа практически не применяемы на неподготовленных склонах с рыхлым снегом и оба метода убийственно портят дальнейшее развитие правильной горнолыжной техники. Контролируя скорость вышеуказанными способами вы практически ставите крест на своем правильном катании в будущем. Оба метода дают множество негативных движений, избавится от которых очень сложно, даже занимаясь с опытным инструктором. Поэтому мы вам настоятельно не рекомендуем пользоваться данными методами контроля скорости движения и применять следующий метод:

2. Траекторией.

Лыжи разгоняются двигаясь вниз по склону. Но, если даже ваши лыжи направленны вдоль траектории вашего движения, но траектория вашего движения направлена поперек склона или наверх — вы неизбежно будете тормозить. Важно только уметь поворачивать на лыжах, иначе данный метод для вас будет недоступен. Поэтому, сначала надо научиться делать самые простые повороты на том склоне, движение на котором у вас не будет вызывать страх.

Такой метод контроля скорости не только не портит технику, но и развивает ее. Его мы вам и рекомендуем применять в своем катании.

www.yourski.ru

Дисциплины горнолыжного спорта

Горнолыжный спорт включает в себя скоростной спуск, супергигант, гигантский слалом и слалом.

Скоростной спуск (англ. downhill — «вниз с холма») — дисциплина горнолыжного спорта, суть которой заключается в прохождении трассы на время.
Скорость спортсмена при прохождении отдельных участков трассы превышает 140 км/ч, а длина полёта при прыжках — 40-50 метров. Данная дисциплина входит в программу зимних Олимпийских игр.
Трасса для скоростного спуска проходит по естественному рельефу склона и содержит в себе серии поворотов с включением трамплинов. Коридор трассы маркируется с обеих сторон яркими линиями на снегу либо маленькими треугольными флажками.
Направляющие ворота представляют собой расставленные попарно сдвоенные древки с прямоугольными флагами красного или синего цвета.

Супергигант (супергигантский слалом, англ. Super Giant Slalom или Super G).
Занимает промежуточное положение между скоростным спуском и гигантским слаломом с точки зрения техники, организации соревнований и требований к трассам.
Соревнования по супергиганту проводятся в один заезд. Ворота состоят из четырёх древков и двух флагов. Ворота — попеременно красного и синего цвета.

Гигантский слалом (слалом-гигант) — разновидность горнолыжной дисциплины, которую ФИС ввела в качестве четвёртой дисциплины в программу чемпионата мира по горнолыжному спорту в 1950 году в Аспене наряду со скоростным спуском, слаломом и комбинацией.
Ворота состоят из четырёх слаломных древков и двух флагов. Ворота должны быть попеременно красного и синего цвета.

Слалом (норв. slalåm, лыжный след на склоне) — спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450—500 м, размеченной воротами. Перепад высот между стартом и финишем 60—150 м. Лыжники развивают на трассе среднюю скорость 40 км/ч. Во время прохождения трассы спортсмены обязаны проехать через все ворота; за пропуск ворот или пересечении их одной лыжей спортсмены снимаются с соревнований.

ski-ll.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *