Скользящий шаг на лыжах – Скользящий шаг в лыжном спорте, его периоды и фазы

Разное

Скользящий шаг в лыжном спорте, его периоды и фазы

Умение правильно ходить на лыжах — залог приятного и безопасного катания на зимнем курорте. В первую очередь, это актуально для тех, кто намерен участвовать в лыжных «сходках», поскольку отставание от компании во время спуска для новичков — не редкость. Отстающий лыжник чувствует моральное напряжение, осознавая себя последним, и лишается шанса на первую помощь в случае возникновения травм.

Скользящий шаг на лыжах

Главная цель начинающего лыжника — научиться плавно перемещаться по снегу и держать равновесие. Первые тренировки должны происходить на пологой поверхности, с проложенными тропинками и минимумом препятствий. По мере усовершенствования навыка, задачу усложняют тяжеловесными рюкзаками за спиной.

С палками

Вначале, новичку рекомендуется использовать палки для опоры. Это облегчает процесс перемещения и ускоряет адаптацию тела к новому виду спорта. Чтобы начать скольжение с палками, нужно следовать пошаговой инструкции:

  1. Тренироваться на проложенных горных трассах. Дорожки должны быть гладкими, ухоженными. Нежелательно начинать обучение в лесной глуши, где под снегом могут скрываться различные препятствия и опасности.
  2. Перед отправлением нужно занять правильное положение: встать на ровную поверхность, расставить лыжи параллельно друг к другу. После этого, слегка наклониться вперед и согнуть колени. Туловище должно быть прямым, без сгибаний в бедренной части. В таком положении вес лыжника распределяется равномерно.
  3. Перед разгоном желательно «опробовать» снег: немного поскользить на месте.
  4. Отталкивание должно быть резким: по одной лыжне за 1 раз. Таким образом, лыжник может рассчитать силу для дальнейшего передвижения.

Все новички рано или поздно сталкиваются с соскальзыванием. В случае падения нужно поднять лыжи в воздух и опустить на склоне низкого уровня. Это помогает принять устойчивое положение. Перед подъемом нужно пройти по ровной местности, держа лыжи в одном направлении.

Без палок

После нескольких тренировок на начальном этапе, можно приниматься за скольжение без опоры:

  1. Чтобы начать движение, нужно толкнуть правую ногу по направлению вниз. Левая рука должна быть позади.
  2. Далее, вес переносится на левую ногу, положение рук сменяется. Повторить поочередно несколько раз.
  3. При смене ног желательно соблюдать ритм и держать руки как можно шире, чтобы не терять равновесие.
  4. Тело должно быть расслабленным и слегка наклоненным вперед. Это балансирует скорость при передвижении.

Выполняя такие действия нужно обращать внимание на следующие техники скользящего шага на лыжах:

  1. Подседание. Это обязательное условие для правильного движения: при приседании, скользящий шаг на лыжах обеспечивает толчок с большой опорной силой.
  2. Законченный толчок ногой. При этом действии, туловище и нижние части тела составляют прямую линию, а стопа плотно прижимается к снегу.
  3. Одноопорное скольжение на лыжах. При таком толчке нога с лыжей поднимается сзади на 20 см. Чем больше лыжник координирует положение руками, тем меньше энергии уходит на балансировку скорости.

Эффективное торможение при ступающем и скользящем шаге на лыжах осуществляется путем прижимания пяток к поверхности. Чем шире разведены ноги и прижаты пятки — тем быстрее скорость идет на спад.

Заключение

На первых этапах техники скользящего шага могут показаться сложными. Чтобы облегчить процесс обучения скольжения на лыжах, заниматься рекомендуется с опытным тренером или близкими людьми, которые в любой момент смогут поддержать и оказать первую помощь. При возникновении усталости нужно делать перерыв или вернуться к перестановочным шагам по снегу.

vsnege.com

Скользящий шаг на лыжах с палками

Трудно оценить пользу от катания на лыжах. При этом улучшается общее состояние организма и тренируется сердечно-сосудистая система. Перед началом тренировок необходимо изучить алгоритм катания на лыжах. В первооснове методики хождения используется скользящий лыжный ход.

Элементы и методика выполнения скользящего шага

Он лежит в основе приемов остальных способов передвижения. При этом достигается максимальная скорость хождения. Метод заключается в скольжении и выпадах туловища с одновременным отталкиванием палками. Для обучения методике существует несколько ступеней.

В начальной фазе знакомятся с позицией, из которой выполняется скользящий шаг:

  1. Методика посадки. При этом корпус тела подан вперед, ноги согнуты, руки опущены, голова поднята.
  2. Производят разбежку ступающим шагом.

Для закрепления фазы исходного положения чередуются. При этом происходит полный перенос веса тела с одной ноги на другую с одновременным скольжением.

Чтобы закрепить навыки, используют технику скользящего шага на лыжах:

  1. Следом за разбегом, скользят до полной остановки. Вторая нога находится позади.
  2. Стоя на одной лыже, двигаются при отталкивании ногой от лыжни. Прием получил название самокат.
  3. Отработка движения на трассе с маленьким отклонением.
  4. На ровном участке лыжня размечается на одинаковые промежутки, кратные шагу начинающего лыжника. По мере обучения длина участков и расстояние увеличиваются.

С приобретением навыков сложность трассы увеличивается, а ученику добавляют нагрузку в виде рюкзака с увеличивающимся весом.

Эти методы развивают чувство равновесия, служат основой опорных движений и удлиненного шага при скольжении. Обучение проводится на пологом участке без препятствий.

Порядок движения скользящим шагом

Начальный этап обучения допускает использование палок для опоры. Это позволяет адаптироваться и облегчает перемещение.

С палками

Для обучения скольжения с палками используют пошаговую методику:

  1. Начальное обучение проводят на проверенных горных участках. Лыжня должна быть хорошо укатана. Не рекомендуется начинать обучение в лесу с глубоким снегом, где могут находиться ветки или другие препятствия.
  2. Перед тренировкой необходимо занять правильное положение. При этом корпус слегка подан вперед, ноги в коленях согнуты, тело выпрямлено. При таком положении вес лыжника распределен равномерно. Это поможет ходить не напрягаясь.
  3. В начале движения пробуют снег — насколько хорошо он скользит. Для этого скользят лыжами, стоя на месте и опираясь на палки.
  4. Резкими движениями отталкиваются от лыжни, помогая себе палками. В этом случае спортсмен может распределить силу для следующего шага.

Тренировки не обходятся без соскальзывания. После падения спортсмен поднимает лыжи и опускает их на склон ниже себя.

Это помогает быстрее подняться. Не стоит направлять концы лыж вниз по склону, т. к. при этом будет сложно сохранить равновесие.

Без палок

Освоив методику движения с палками, приступают к тренировкам без опоры. Обучение проводят по методике:

  1. Начинают скольжение с правой ноги, выталкивая ее вперед. Левая рука должна находиться сзади.
  2. На левую ногу переносят вес тела, а руки меняют свое положение. Упражнение повторяют поочередно.
  3. Ритм при перемене ног должен быть постоянным. Рекомендуется широко расставить руки, для поддержания равновесия.
  4. При выполнении упражнения тело должно находиться в расслабленном состоянии. Это позволяет сбалансировать скорость скольжения.

Рекомендации начинающим

Отрабатывая скользящий шаг на лыжах, уделяют внимание технике:

  1. Приседание — условие, обязательное во время движения. Это обеспечивает лыжнику сильный толчок.
  2. Отталкивание ногой. Лыжа сильно прижата к насту, а туловище и нижняя часть тела должны составлять прямую линию.
  3. Скольжение при отталкивании одной ногой. В этом случае лыжа поднимается над лыжней на 20 см. Чем сильнее спортсмен балансирует руками, тем больше он тратит сил.

Освоение правильного торможения при ступающем и скользящем шаге производится прижатием пяток к насту. Концы лыж соединены вместе. Скорость регулируется разведением ног лыжника.

Новичку может показаться, что методики сложные. Особенно это относится к разновидности — коньковому ходу. Но достаточно один раз попробовать, чтобы понять, как это просто.

Внимание! Для эффективного обучения рекомендуется пользоваться услугами профессионального тренера или опытного наставника, который укажет на ошибки при обучении и окажет первую медицинскую помощь при получении травмы.

Во время тренировок не следует перенапрягаться. Если ученик устал, следует сделать перерыв или немного походить наступающим шагом.

sportotip.ru

«Обучение скользящему шагу в попеременном двухшажном ходе при передвижении на лыжах. Скользящий шаг как основа передвижения на лыжах»


Лыжи – одно из самых доступных школьникам зимних спортивных занятий. Ходьба на лыжах – хорошее средство физического развития детей, закаливания, развития быстроты, выносливости, координации. Она способствует укреплению мышц туловища, рук и ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени.


Длительное, ритмичное чередование напряжения и расслабления хорошо тренирует работоспособность сердечно – сосудистой и нервной системы, а влияние свежего воздуха особенно благотворно для деятельности органов дыхания. 


Научившись передвижению на лыжах ступающим шагом в дошкольном учреждении, в начальной школе ребенок постепенно осваивает скользящий шаг. Обучение такому шагу включает поочередное отталкивание то правой, то левой ногой, лыжа прижата к снегу, нога сгибается в колене, выносится вперед, на нее передается вес тела. Постепенно усложняются требования к качеству лыжных ходов. Скользящий шаг выполняется на согнутых ногах, энергичными толчками ног в сочетании с широкими и размашистыми движениями рук.


Следующей задачей обучения детей является овладение скользящим шагом.


На следующем этапе учитель показывает скользящий шаг, медленно проходя перед детьми, и говорит: «Посмотрите, как долго я не отрываю лыж от снега, я скольжу, а не иду. Чтобы правильно скользить, нужно колени немножко согнуть, вот так (показывает)». Затем предложить повторить это движение в медленном темпе. «На одной ноге долго скользим, а потом скользим на другой»,— поясняет учитель.


Можно предложить детям скользить до определенного ориентира (флажок на расстоянии 8—10 м). Это задание хорошо провести в игровой форме. Ребенок доходит до флажка, берет его, размахивает им и ставит на место.


Дальнейшее усложнение состоит в ходьбе между двумя рядами разноцветных флажков (на ширине 1 м). Это повышает эмоциональное настроение ребенка, вызывает интерес к выполнению движения. Навык скольжения отрабатывается на всех последующих занятиях с детьми.



У детей 8—9 лет еще нет прямой зависимости между темпом и длиной скользящего шага, частота шагов довольно высокая. С возрастом и с формированием навыка увеличивается длина шага и скорость передвижения.


На последующих уроках учитель показывает движения скользящим шагом, сопровождая показ пояснением, обращает внимание ребёнка на то, что при скольжении нога сгибается в колене и выдвигается вперед, затем происходит одновременное выпрямление ноги, находящейся сзади, и за счет этого отталкивание. Туловище при скольжении слегка наклоняется вперед. Тяжесть тела переносится на выдвигаемую ногу. Необходимо следить за тем, чтобы правая рука выносилась вперед вместе с левой ногой, а левая рука вместе с правой ногой.


Сохранение равновесия в скользящем шаге на лыжах — также очень важная задача обучения детей. Для этого детям можно предложить пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами (дистанция увеличивается до 100 м), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега; ритмично поднимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием не сбить их; ходьба «змейкой» вслед за учителем; ходьба между шестью — восемью лыжными палками, стоящими по прямой линии на расстоянии 2—3 м друг от друга. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию пространственных ориентировок (ребенок должен соотнести длину лыж с расстоянием до препятствия, пройти, не задев стоящих палок).


При передвижении на уроках детей скользящим шагом учитель постоянно обращает внимание на позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть прямо». Учитель исправляет у детей положение ног и туловища. Он всегда должен следить за выполнением основных моментов скользящего шага: правильностью исходного положения, посадки лыжника; удержанием равновесия при скольжении; длительностью скольжения на одной ноге; соблюдением перекрестной координации рук и ног.


Для того чтобы дети научились держать тело в небольшом наклоне, можно провести упражнения: ходьба на лыжах под воротца или под планку. Сохраняя туловище прямым, дети проходят под 6—8 воротцами, мягко сгибая ноги в коленях. Воротца располагаются на расстоянии 2—3 м друг от друга. Пройдя воротца, дети распрямляются, подбрасывают и ловят какой-либо предмет или стараются достать рукой ветку и т. д.


Чтобы шаг у детей был длинным, скользящим, надо обращать внимание на полное распрямление толчковой ноги, научить ребенка переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Этому помогают упражнения; ходьба в медленном темпе с утрированным переносом тяжести тела, скольжение на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыжи).


Весь материал — в документе.

videouroki.net

Техника ступающего шага на лыжах

Техника ступающего шага.

Из и.п. – стойка на лыжах, поочередно поднимать носки лыж и прижимая пятки к снегу, переступить вперед. Руки движутся произвольно. Следить в дельнейшем, чтобы руки и ноги работали разноименно.

Техника скользящего шага.

Из и.п. – стойка на лыжах, оттолкнуться левой ногой, согнуть правую ногу в колене и, вынося ее вперед, скользить на правой лыже. Одновременно левая рука идет вперед. При движении туловище слегка подать вперед в направлении правой ноги.

Техника поворотов переступанием вокруг пяток.

Приподнять носок правой (левой) лыжи и, не отрывая пятки от снега, переставить лыжу на полшага вправо, затем приставить левую ногу к правой (на 4 счета). Палки переставляются соответственно с лыжами.

Техника переступанием вокруг носков.

Стоя на месте, поднимать то правую, то левую лыжу так, чтобы носок лыжи оставался на снегу, поднимать задний конец лыжи, отводить в сторону и ставить на место.

Техника подъема «лесенкой».

Ученик стоит боком к склону. Лыжи расположены поперек склона, так, чтобы верхняя (по подъему) лыжа была на наружном, а нижняя – на внутреннем ребре. Палки переставляются поочередно. Опора на обе палки.

Техника спуска в средней стойке.

Лыжи параллельны на расстоянии 12-16 см друг от друга, ноги слегка согнуты, одна немного впереди другой, туловище слегка наклонено, руки несколько вперед и в стороны, палки наклонены (кольцами назад), вес тела равномерно распределен на обе ноги.

Техника торможения «плугом».

Выполняется обеими лыжами. Плавно разводятся пятки обеих лыж в стороны, ставятся лыжи на внутренние рёбра, равномерно распределяется масса тела на обе ноги, не допуская скрещивания носков лыж. Степень торможения, вплоть до остановки. Торможение заканчивается возвращением в скольжение на параллельных лыжах.

Техника двухшажного хода.

С движения вперед левой ноги вперед выносится правая рука с палкой, а левая рука и правая нога в это время делают толчок, вес тела передается на левую ногу, происходит скольжение на левой лыже, правая лыжа в это время в это время задним концом приподнимается вверх. При замедлении скольжения правая палка ставится на снег на уровне носка левой ноги.

Комплекс О. Р. У. с гимнастической палкой.

, Название упражнения.

Содержание материала

Дозировка

ОМУ

I. Потягивание

И. п.- стойка на лыжах, палки сомкнуты внизу.

1- левую назад на носок, палки вверх, прогнуться.

2- и.п.

3- то же с правой.

4- и.п.

4 р.

Прогнуться, посмотреть на палку.

II. Повороты головы

И.п.- стойка на лыжах, палки сомкнуты внизу.

1- поворот головы налево, палки вперед.

2- и.п.

3-4 то же направо.

4 р.

Руки выпрямлены.

III. «Разомни плечи»

И.п.- стойка на лыжах, палки сомкнуты внизу.

1- палку вверх

2- палку за голову.

3- палку вверх

4- и.п.

4 р.

Спина и руки выпрямлены.

IV. Повороты туловища

И.п.- стойка на лыжах, палки сомкнуты внизу.

1- поворот туловища налево, палки вперед

2- и.п.

3-4 то же направо

8 р.

Поворот точно в сторону.

V. Наклоны в стороны

И.п.- стойка на лыжах, палки сомкнуты вверху.

1- наклон влево

2- и.п.

3- то же вправо

4- и.п.

4 р.

Руки выпрямлены, глубже наклон.

VI. Полуприседы

И.п.- стойка на лыжах, палки к плечам.

1- полуприсед, палки вперед

2- и.п.

3- 4 то же.

8 р.

Спина выпрямлена, пятки не отрывать от пола.

VII. Ходьба

И.п.- стойка на лыжах, палки у правого плеча.

Выше колено.

infourok.ru

Основы техники передвижения на лыжах

Под правильной техникой передвижения на лыжах понимают систему движений, с помощью которой лыжник добивается наиболь­шей эффективности своих действий. Иначе говоря, техника дви­жений на лыжах должна помочь гонщику наиболее полно реали­зовать свои возможности для достижения результата, соответ­ствующего уровню его физического развития. Однако даже самая совершенная техника не приведет к высоким спортивным дости­жениям, если лыжник не располагает необходимым уровнем рабо­тоспособности. И наоборот, прекрасно развитые двигательные качества еще не дают гонщику возможности достичь спортивного результата, если он не овладел совершенной техникой. Это обус­ловлено взаимосвязанностью техники и физических качеств спорт­смена. Показателями техники передвижения на лыжах являются естественность, эффективность, скорость и экономичность.

Техника передвижения на лыжах сложна и многообразна. Эф­фективность применения того или иного способа хода зависит от конкретных условий. Ведущие из них — это степень владения дви­гательными навыками, физическая подготовленность лыжника и рельеф местности.

Существует ряд способов ходов и переходов с одного хода на другой. Одни используются чаще, другие реже. Однако для рас­ширения диапазона двигательных возможностей спортсмена и по­вышения его технической подготовленности необходимо изучать весь арсенал способов передвижения на лыжах. Лыжные ходы условно подразделяют на группы: попеременные ходы, одновременные и переходы с одного хода на другой.
К группе попеременных ходов относятся бесшажный; двухшажный, четырехшажный; к группе одновременных — бесшажный, одношажный с одновременным выносом рук и двухшажный, трехшажный с разновременным выносом рук. Одношажный ход имеет два варианта: основной и стартовый.
К группе переходов относятся способы, позволяющие в процес­се передвижения ритмично, свободно переходить с одновременных ходов на попеременные и с попеременных на одновременные.

Чтобы лучше понять многообразие движений лыжника-гонщи­ка, удобнее разделить целостные движения на определенные части. Одним из основных способов лыжных ходов, наиболее часто при­меняющимся гонщиками, является попеременный двухшажный ход, состоящий из одиночных скользящих шагов. Части скользя­щего шага, названные условно фазами движения, разделены между собою по взаимосвязанным группам, а не по описанию движений отдельных частей тела (движение ногой, рукой, туловищем и т. д.).

Таблица 3







Периоды скользящего шага Фаза Границы фаз
Скольжение I — свободное скольжение с амортизацией Отрыв толчковой ноги от снега
II — скольжение с выпрямле­нием ноги Постановка палки на снег
III — скольжение с подседанием (группировка) Начало сгибания опорной ноги в колене после выпрямления. Отрыв каблука ботинка толч­ковой ноги от лыжи
Отталкивание IV — выпад со сгибанием толчковой ноги в колен­ном суставе Начало разгибания толчковой ноги в коленном суставе
V — отталкивание с выпрям­лением толчковой ноги Отрыв толчковой лыжи от снега

Каждая фаза скользящего шага имеет свои характеристики — время выполнения, скорость, длину скольжения и др. Одиночный скользящий шаг четко разделяется на два перио­да — скольжение лыжи, когда лыжник скользит на одной лыже, и неподвижное положение лыжи, когда вслед за скольжением про­исходит остановка этой же лыжи перед отталкиванием. Далее следует второй скользящий шаг, но уже на другой лыже. Таким образом, лыжник совершает скользящие шаги и толчки попеременно то правой, то левой ногой.

В попеременных ходах лыжник-гонщик никогда не скользит на обеих лыжах. Период скольжения на лыже разделен на три фазы, а период отталкивания — на две. Даем описание и границы фаз.



Рис. 6. Техника попеременного двухшажного хода

Фаза I — свободное скольжение с амортизацией (рис, 6, а — в). После окончания отталкивания, например, правой ногой лыжник скользит на левой лыже. Правая лыжа и обе палки находятся в воздухе и не касаются снега. Происходит свободное скольжение. Это единственная фаза, в которой лыжник не может увеличить скорость. Границами фазы служат моменты: начало — отрыв пра­вой лыжи от опоры и окончание — постановка правой палки на снег.

Фаза II — скольжение с выпрямлением опорной ноги (рис. 6, в — д). Она длится до тех пор, пока опорная нога, которая в этой фазе выпрямляется, не начнет сгибаться в коленном суставе (опускание голени). Этот момент служит окончанием II фазы. На протяжении всей фазы лыжник активно отталкивается палкой (постановка палки на снег ударом), стремясь как можно меньше снизить скорость. Отталкивание палкой продолжается и в следую­щих двух фазах. Вот почему II фаза называется не по этому важ­ному действию, а по хорошо различаемому признаку — выпрямле­нию опорной ноги.

Фаза III — скольжение с подседанием (рис. 6, д — е). Это пос­ледняя фаза скольжения. Она начинается с момента опускания голени, а завершается остановкой лыжи.

Фаза IV — выпад с подседанием (рис. 6, е — ж). Она длится до начала разгибания толчковой ноги в коленном суставе. В этой фазе завершается подседание в коленном суставе. Активное раз­гибание в тазобедренном суставе обеспечивает последующее более эффективное отталкивание с более высокой скоростью.

Фаза V — отталкивание с выпрямлением ноги (рис. 6, ж — и). Эта фаза длится от конца подседания до отрыва левой лыжи от опоры. Выпад ногой завершается в конце фазы. Скользящий шаг окончен, и с этого момента начинается следующий скользящий шаг, но уже на правой лыже.

Несмотря на многообразие, способы лыжных ходов имеют об­щие основные элементы.



Рис. 7. Скольжение

Посадка — оптимальное положение тела и его отдельных частей, которые обеспечивают благоприятные условия для передвижения на лыжах по пересеченной местности.

Скольжение — Период скольжения на одной лыже (независимо от способа хода) для удобства анализа можно разделить на три части: свободное скольжение с амортизацией (рис. 7,а), скольже­ние с выпрямлением ноги (рис. 7,6) и скольжение с подседанием — группировкой (рис. 7, б). При скольжении на одной лыже другую проносят вперед, не загружая ее весом тела.

 

В попеременных способах ходьбы, а также в некоторых пере­ходах с хода на ход скольжение на одной лыже поддерживается активной работой рук.



Рис. 8. Толчок ногой

Толчок ногой — Толчком лыжник переносит вес тела с одной ноги на другую и приобретает поступательную скорость. Например, только поочередными толчками ногами в попеременном двухшажном ходе можно развить скорость в пределах 80% общей скорости. Толчок ногой — это поступательное движение туловища вперед за счет активного разгибания ноги в тазобедренном суставе и одно­временного сгибания и разгибания колена (рис. 8).

Общая согласованность движений. Важным фактором в согла­сованности движений лыжника является их ритм. Нарушение закономерной повторяемости движений, имеющей строго определен­ные временные и пространственные характеристики, приводит к быстрому утомлению. Ход должен быть ритмичным, движения слитными, без лишних пауз в отдельных положениях.

Для общей согласованности движений в цикле хода большое значение имеет их синхронность: вынос левой руки с выносом пра­вой ноги, начало толчка правой рукой с активным выносом пра­вой ноги. Прежде чем перейти к рассмотрению различных способов хо­дов, необходимо остановиться на внешних характеристиках дви­жений.

Структура движения — определенная взаимосвязь и построе­ние движений лыжника в цикле хода.
Цикл лыжного хода — это совокупность последовательных взаимосвязанных движений, в результате которых лыжник прихо­дит в то же положение, с которого начинал движение. Она обра­зует законченное движение, которое обязательно должно повто­ряться в процессе передвижения. Цикл хода имеет временную и пространственную размерность.
Продолжительность цикла — промежуток времени (в м/сек), по истечении которого лыжник возвращается в то же положение, с которого начинал движение.
Длина цикла — расстояние, пройденное о. ц. т. тела лыжника по прямой за один цикл (практически оно равно расстоянию между местами толчков палкой одной и той же рукой).
Время опоры ноги — промежуток от начала до окончания толч­ка; время переноса маховой ноги наступает с окончанием толчка ногой и прекращается в момент, когда на нее переносится вес тела.
Опорная реакция — это сила, исходящая от опоры в ответ на давление лыжника или его активное действие. Опорные реакции могут изменяться как по величине, так и по направлению. Направ­ление опорной реакции всегда обратно направлению действия активной силы, а величина — прямо пропорциональна ей.



Рис. 9. Перекат

Перекат — это перемещение о. ц. т. тела лыжника в период скольжения на одной лыже из положения после окончания толчка ногой в положение для толчка другой ногой (рис. 9).
Рабочий период цикла — период, когда активные действия лыж­ника вызывают ускорение или противодействуют снижению скоро­сти его движения (толчки руками и ногами). Относительно пассивный период цикла — период, когда движения лыжника направлены на подготовку к рабочему периоду (одноопорное скольжение до постановки палок).
Прокат — период цикла, который идет за счет ранее приобре­тенной скорости (период скольжения на одной лыже).
 

Темп движения — количество законченных движений (циклов) в единицу времени.
Ритм движения — закономерное чередование движений лыж­ника, строго определенных во времени, пространстве и по харак­теру усилий в цикле хода.
Коэффициент сцепления — отношение силы сопротивления, на­правленной противоположно сдвигающему усилию, к силе нор­мального давления.
Коэффициент трения — отношение силы сопротивления, возни­кающей при равномерном движении лыжника, к силе нормального давления.

Коэффициенты сцепления и трения можно отождествить соот­ветственно с углами сцепления и трения, так как они определя­ются из выражения: f=tga* (рис. 10). Рассмотрим силы, обусловливающие движение звеньев тела лыжника и его перемещение по горизонтальной поверхности.

Основы техники передвижения на лыжах
Способы ходов:

Назад к списку

www.sportfile.ru

Лыжная подготовка. тема скользящий шаг на лыжах

Технологическая карта урока по физкультуре

Тема: Скользящий шаг на лыжах

Дата: 08.02 февраля 2018 г.

Класс: 4 а

Учитель: Панафидин Владислав Вацлавович

Тема урока: Передвижение на лыжах скользящим шагом.

Цель урока: обучение техники передвижения на лыжах скользящим шагом.

Тип урока: образовательно-обучающая направленность

Задачи:

Образовательные (предметные): отработать стойку лыжника; закрепить понятия двигательных действий; укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, координационных способностей.

Развивающие (метапредметные):Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; развивать умения выделятьглавное и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить; формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Воспитательные (личностные):воспитать ценностное отношение к ЗОЖ, трудолюбию, волевых качеств; формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; уметь выполнять обязанности помощника учителя, оценивать работу одноклассников на уроке

  • Проявление положительных качеств личности, дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей и управление эмоциями в различных ситуациях и условиях; показывать личный пример при выполнении заданий

  • Оказание бескорыстной помощи сверстникам;

  • Умение договариваться и учитывать общие интересы.

Предметные:

  • Выполнение организационных команд, сдачи рапорта;

  • Владение техникой скользящего шага на лыжах без палок;

  • Оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;

  • Проявление доброжелательного и уважительного отношения при объяснении ошибок и способов их устранения;

  • Бережное обращение с инвентарем, соблюдение требований техники безопасности.

Коммуникативные:

  • уметь управлять эмоциями при общении со сверстниками и педагогом; помощник учителя должен уметь тактично объяснить выставленные им оценки за работу на уроке ( итоговая оценка за урок утверждается или корректируется учителем)

  • взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • уметь владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения;

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные:

  • обнаруживать ошибки при выполнении учебных заданий, анализировать их и объективно оценивать результаты собственного труда;

  • осуществлять поиск новых возможностей и способов их применения;

  • использовать установленные правила в контроле способа решения.

Познавательные:

  • характеристика действий, объективная их оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта, осуществление логических действий;

  • самостоятельно формулировать проблемы и нахождение способов их решения.

Инвентарь и оборудование: лыжи (у каждого ученика), лыжная трасса длинною 200 метров

Место проведения: школьный стадион.

Этапы урока

Деятельность учителя

дозировка

Деятельность обучающихся

Универсальные
учебные действия

Подготовительная часть

I. Организационный момент

Проверка наличия и исправность инвентаря, правильность подбора одежды. Наличие рукавиц или перчаток

Напомнить учащимся о правилах безопасности при переносе и использовании лыж: в помещении лыжи всегда держать носками вверх.Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

2 мин.

Учащиеся проверяют крепления на лыжах, ботинки и правильность подбора одежды.

Личностные: понимают значение правильных движений для человека и принимают их.

Стремятся хорошо выполнить задания с перспективой на участие в соревнованиях по лыжным гонкам

II. Актуализация знаний

Построение. Расчет. Знакомство с темой и планом урока.

Разминка на месте. Эмитация движений лыжника. ( проводит помощник учителя, под контролем учителя)

Повторение команд: «Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!».

Провести построение в шеренгу. Проверить готовность к уроку. Ознакомить обучающихся с темой, целью и задачами урока. Назначить помощника учителя на урок. Создать эмоциональный настрой.

Подготовить организм обучающихся к работе в основной части урока. Оказывать помощь помощнику учителя

Отметить тех обучающихся, которые сумели правильно выполнить эту команду, поправить тех, кто что-то выполнил неверно.

Оказание помощи обучающимся при надевании лыж.

7 мин.

Повторить 5 раз.

Ученики строятся в одну шеренгу. Рассчитываются.

Выполнение упражнений во фронтальном режиме.

Повторяют команды помощника учителя:«Лыжи на плечо!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!». Слушают и обсуждают тему урока.

Держа дистанцию 1,5 – 2 м, учащиеся надевают лыжи.

Познавательные:

Обще учебные – весь класс во фронтальном режиме слушают учителя.

Личностные: проявляют дисциплинированность, взаимоуважение, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Регулятивные: принимают учебную задачу при выполнении упражнений; адекватно воспринимают оценку помощника учителя.

Коммуникативные: Помощник учителя тактично объясняет выставление оценок используя речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности.

Основная часть

III. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решение задач. Закрепление освоенного материала: основная стойка лыжника, техника скользящего шага

Рассказ.

Показ.

Выполнение техники скользящего шага.

Прохождение дистанции скользящим шагом.

Прохождение дистанции скользящим шагом с палками

Повторение основной стойки лыжника.

Рассказ, показ техники выполнения ступающего шага без палок.

Организовать помощь помощнику учителя в обсуждение правильности выполнения упражнений.

Сформулируйте технику выполнения скользящим шагом.

Как теперь будете действовать, чтобы пройти скользящим шагом?

Как правильно выполнить задание?

Осуществляется установка на обучение техники передвижения на лыжах скользящим шагом.

Осуществляет индивидуальный контроль и оценивает технику. Контролирует работу помощника учителя, правильность выполнения упражнений. Контролирует безопасность, даёт команду каждому обучающему для выполнения задания. Поощряет и отмечает удачное выполнение.

10 мин.

14 мин.

Обсуждают изученный материал. Отвечают на вопросы.

Формулируют технику выполнения скользящего шага. Строят алгоритм выполнения своей деятельности.

Выполняют задание самостоятельно с интервалом в 3-5м, демонстрируя владение передвижением скользящим шагом на лыжах и контролируют деятельность друг друга. Выполнение и соблюдение правил техники безопасности при передвижении ступающим шагом.

Познавательные:

общеучебные – умеют находить ошибки при выполнении учебных заданий; умение анализировать выделять и формулировать задачу, задачи направленные на отработку теоретических и практических моделей и понятий.

логические –осуществляют поиск необходимой информации, выбирают пути решения поставленной задачи. Формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов и соединение их в целое. Определить эффективную модель.

Личностные: Соблюдение правил выполнения заданного задания. Повторить показанную работу. Владеть известными передвижениями на лыжах шагами и уметь осуществлять их в разных условиях. Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Развитие координационных способностей. Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.

Регулятивные: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя. Уметь выделять и анализировать полученную информацию. Умение сосредоточиться для достижения цели. Оценивать выполнение двигательных действий согласно поставленным задачам. Самоконтроль правильности выполнения упражнений

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной деятельности; контролируют действия партнёра. Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания.

IV. Изучение нового материала.

Рассказ.

Показ.

Выполнение техники ступающего шага.

Настроить учащихся на предстоящую деятельность. Организовать обсуждение правильности выполнения упражнений. Осуществляется установка на обучение техники скользящего шага.

Осуществляют установку учителя по команде при поточном методе выполнения.

Управление классом осуществляется посредством команд и распоряжений. учителя и помощника учителя

Заключительная часть

V. Первичное закрепление

По построенному алгоритму выполните практические задания: прохождение дистанции скользящим шагом.

Осуществлять индивидуальный контроль и оценивать технику передвижения ступающим шагом.

Контролирует правильность выполнения.

Осуществляет безопасность, даёт команду каждому обучающему для выполнения задания. Поощряет и отмечает удачное выполнение.

7 мин.

Выполняют практическое задание самостоятельно с интервалом в 3-5м и контролируют деятельность друг друга. Выполнение и соблюдение правил тб при передвижении ступающим шагом.

Регулятивные :учащиеся действуют с учётом выделенных учителем ориентировок; адекватно воспринимают оценку учителя.

VI. Рефлексия.

Итоги урока.

Обобщить полученные на уроке сведения. Оценивает работу помощника учителя

Оценивание уч-ся за работу на уроке. Оценить результаты учащихся. Формирование правильного отношения к жизнедеятельности посредством физической подготовки в частности лыжной подготовки.

Задать домашнее задание: пройти на лыжах 3 км в равномерном темпе.

5 мин.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Отвечают на вопросы учителя.Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

В колонну по одному идут в школу.

Личностные: понимают значение знаний и умений занятий лыжами для человека и принимают его, определяют собственные ощущения при освоении учебной задачи на уроке.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, прослушивают оценку учителя.

Познавательная: обсуждают работу на уроке, повторяют полученные знания на уроке, оценивают свою деятельность.

Коммуникативная: слушают помощника учителя, выражают свое мнение об итогах работы на уроке.

infourok.ru

План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Скользящий шаг на лыжах с палками

                             Тема урока: «Скользящий шаг на лыжах с палками»

Цели: совершенствовать технику скользящего шага без палок, повторить технику ступающего шага без палок и с палками; разучить технику выполнения передвижений на лыжах с применением скользящего шага с палками.

Формируемые УУД:

  • предметные: иметь представления о технике передвижения скользящим шагом с палками, а также о способах переноски лыж с палками, уметь организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность с помощью катания на лыжах;
  • метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • личностные: осознавать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, проявлять доброжелательность и сочувствовать другим людям, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Инвентарь: секундомер, лыжи с палками у каждого ученика.

Ход урока

I.       Вводная часть

Построение перед школой с лыжами в руках.

Напомнить  правила безопасного поведения при передвижении на лыжах.

Организационные команды — Взять лыжи на плечо! Идем к месту занятий в колонну по одному с интервалом до 1-2 метров.

Учащиеся выполняют команды «Лыжи к ноге», «На лыжи становись». Как и на прошлом уроке, для разогрева проходят два разминочных круга, один — ступающим шагом, второй — скользящим. На третий круг ученики берут в руки палки и проходят его ступающим шагом.

II.      Основная часть

1. Движение на лыжах скользящим шагом с помощью палок.

Перед четвертым кругом проводим инструктаж, показывая правильную технику передвижения на лыжах с палками скользящим шагом.

— Ноги двигаются так же, как мы уже разучили, главное внимание — работе рук. При данном передвижении палки могут играть существенную роль в наборе скорости, в распределении сил. Руки с палками должны работать так же, как и при ходьбе, — скользим правой ногой, отталкиваемся левой рукой, затем скользим левой ногой, отталкиваемся правой рукой и т. д.

Объяснив и показав правильное выполнение, просит детей идти на круг. Если есть два тренировочных круга, то слабые ученики идут по внутреннему, а те, кто посильнее, соответственно, по внешнему.

2. Познакомить с правилами игры на лыжах «Охотники и лис»

III.    Заключительная часть

1. Катание, во время которого учитель все время следит за детьми, подсказывая, если есть ошибки, помогая по необходимости, заканчивается за 5—7 мин до конца урока. Учащиеся расстегивают крепления и снимают лыжи, отряхивают и очищают их от снега. Далее строятся в колонну по одну, вновь беря лыжи на плечо. Следуют в здание школы.

2. Учитель подводит итог урока: отмечает лучшее выполнение, по возможности всех хвалит за хорошую работу.

 

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о