Как правильно называется воздушный шар и кто его создатель
Слово «аэростат» составлено из греческих слов «аэро» и «статос», что означает «воздух» и «неподвижный». Этот термин применяется, как официальный научный, технический и профессиональный. В русском же языке прочно укоренилось словосочетание «воздушный шар», которое тоже имеет право на существование. Однако название «воздушный шар» принадлежит и резиновой игрушке, потомку древнего пузыря, наполняемого иногда обычным воздухом, не имеющим подъемной силы. Поэтому в отношении летательного аппарата наиболее приемлемо слово «аэростат».
По техническому решению аэростаты делятся на два основных типа. Газонаполненные аэростаты изобрел французский профессор Жак-Александр-Сезар Шарль. Первый беспилотный полет аэростат Шарля совершил 28 августа 1783 года. Первый пилотируемый свободный полет на газонаполненном аэростате состоялся 1 декабря 1783 года, пилотами были сам профессор Шарль и механик Робер. В честь изобретателя газонаполненные аэростаты некоторое время называли шарльерами. Оболочка газонаполненного аэростата наполнялась водородом, иногда — более дешевым метаном. Сейчас для этого типа аэростатов применяется гелий. Иначе устроен тепловой аэростат, называемый также монгольфьером. У монгольфьеров оболочка наполнена горячим воздухом или паровоздушной смесью. Для поддержания высокой температуры воздуха внутри оболочки монгольфьеры оснащены горелками, работающими чаще всего на природном газе. Изобретателями теплового аэростата являются французские фабриканты братья Жозеф и Этьен Монгольфье. Увлекшись естественными науками, братья Монгольфье 5 июня 1783 года подняли в небо первый беспилотный тепловой аэростат. 19 сентября того же года ими был осуществлен подъем на монгольфьере животных. На высоту около полукилометра поднялись баран, утка и петух. Полет прошел успешно, возможность безопасного пребывания человека в небе была доказана.
Подготовка пилотируемого полета потребовала от братьев Монгольфье оснащения своего аэростата топкой. Пока шли эксперименты, Этьен Монгольфье и молодой физик Пилатр де Розье осуществляли подъемы на привязном монгольфьере. 21 ноября 1783 года состоялся первый свободный пилотируемый полет аэростата. На борту находились Пилатр де Розье и маркиз д‘ Арланд. Пилоты регулировали температуру воздуха в оболочке, подбрасываю солому в топку. Полет продолжался около двадцати минут и прошел благополучно. Таким образом, приоритет в изобретении пилотируемого воздушного шара принадлежит братьям Этьену и Жозефу Монгольфье. Первыми людьми, поднявшимися в воздух, стали физик Пилатр де Розье и маркиз д‘ Арланд.
У игрушечного резинового воздушного шарика тоже есть изобретатель. В 1824 году известный английский физик Майкл Фарадей склеил из двух пластин каучука эластичную газонепроницаемую оболочку для исследований водорода. Через несколько десятилетий именно этот взлетающий в небо пузырь стал излюбленной игрушкой детей. Сейчас вместо горючего водорода в воздушных шариках применяется безопасный гелий.
www.kakprosto.ru
Подвесная корзина воздушного шара 7 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: Венецианская длинная лодка с каютой или тентом
Ответ: Гондола
Вопрос: Корзина для пассажиров воздушного шара
Ответ: Гондола
Вопрос: Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате
Ответ: Гондола
Вопрос: Одновесельная длинная плоскодонная венецианская лодка
Ответ: Гондола
Вопрос: Венецианская прогулочная лодка с приподнятыми носом и кормой, управляемая одним веслом
Ответ: Гондола
Вопрос: Венецианское такси
Ответ: Гондола
Вопрос: Венецианская лодка
Ответ: Гондола
Вопрос: Городской транспорт венецианских певцов
Ответ: Гондола
Вопрос: Длинная одновесельная плоскодонная венецианская лодка с поднятым фигурным носом и высокой кормой, имеющая каюту или специальный тент для пассажиров
Вопрос: Кабина аэростата
Ответ: Гондола
Вопрос: Как называются лодки в Венеции
Ответ: Гондола
Вопрос: Подвесная корзина воздушного шара, кабина аэростата, дирижабля для размещения экипажа, оборудования и балласта
Ответ: Гондола
Вопрос: Товарный вагон без крыши, с люками в полу, открывающимися для высыпания груза
Ответ: Гондола
Вопрос: Часть батискафа в виде стального шара, в котором размещаются экипаж, приборы и т. п
Ответ: Гондола
Вопрос: Элемент конструкции самолета, вертолета для размещения двигателя, шасси и других устройств, имеющий обтекаемую форму
Вопрос: Подвешенная к оболочке аэростата или дирижабля кабина
Ответ: Гондола
Вопрос: Саморазгружающийся полувагон
Ответ: Гондола
Вопрос: Лодка с венецианцем на борту
Ответ: Гондола
Вопрос: Такси в Венеции
Ответ: Гондола
Вопрос: Венецианский транспорт
Ответ: Гондола
Вопрос: Лодка в Венеции
Ответ: Гондола
Вопрос: Лодочное такси
Ответ: Гондола
Вопрос: Саморазгружающийся железнодорожный полувагон с плоским горизонтальным полом
Ответ: Гондола
Вопрос: Одновесельная плоскодонная лодка с приподнятыми фигурными оконечностями
Ответ: Гондола
wordparts.ru
Воздушный шар для полетов — как называется? Происхождение названия
Совершая прогулки в небе, многие даже не задумываются о названии воздушного шара для полета.
А ведь он имеет интересное французское название — монгольфьер.
Такое название было придумано не спроста. Его создателями стали два брата по фамилии Монгольфье.
Происхождение названия воздушного шара для полета
Если углубиться в историю, то можно много нового почерпнуть для себя. Происхождение воздушного шара очень интересно. Появился он в далеком 1783 году 5 июня.
Именно в этот день жители французского городка Видапон-лез-Адонне могли наблюдать чудную картину – в воздух поднялся агрегат, изготовленный из льняного полотна и плотной бумаги, заполненный горячим воздухом.
Данное изобретение принадлежало двум братьям, которые занимались производством бумаги. Благодаря своей наблюдательности, они создали гениальную вещь. Идея к ним пришла после того, как они увидели, что сжигаемая бумага легко поднимается в воздух.
Примерно через два с половиной месяца, мир был познакомлен с первым шальером. Его запуск состоялся в Париже на Марсовом поле. Поднимался шар за счет водорода.
Он в 15 раз легче воздуха, но легко воспламеняется и чрезвычайно взрывоопасен. Поэтому воздушные шары были модернизирован и их стали заправлять гелием.
Самые первые воздушные шары были беспилотными, но уже в 1783 году, на полет решились люди — Жан – Француа Пилатр де Розье и маркиз д~Арланд. Будучи ученым, Жан-Француа, сам вызвался на первый в мире пилотируемый подъем, как только узнал, что такая возможность может достаться заключенным.
Маркиз д’Арланд, по его просьбе лично попросил разрешение у короля, а также вызвался сопровождать Пилатра де Розье. После согласия Людовика, они поднялись на аэростате, который был привязан к наземным конструкциям. Буквально через год они решились на второй свободный полет на воздушном шаре наполненным горячим воздухом.
Во время Французской революции, аэростаты использовались в качестве военной техники. С них было удобно наблюдать за передвижением военных эшелонов и контролировать ситуацию, происходящую на земле, а также переправлять послания с почтой.
Воздушный шар для полетов как называется мы уже узнали. Но какую пользу он принес человечеству. Изучением аэростата активно занимались российские ученые, в том числе и Дмитрий Менделеев, благодаря своим наблюдениям, он смог усовершенствовать барометр и создать на его основе высотометр.
Желаете заказать услугу? Звоните нам по телефону 8-911-016-77-13
avionika-vl.ru
Кто изобрел воздушный шар? Братья Монгольфье. Воздушный шар с корзиной
Вопрос о том, кто изобрел воздушный шар, наверняка будет интересен каждому школьнику. Ведь данный летательный аппарат был создан в далеком 18 веке и выдержал проверку временем, так как его используют в воздухоплавании и в наши дни. Техника и материалы меняются и совершенствуются, однако принцип действия остался на протяжении веков все тем же. Именно поэтому обращение к личностям тех людей, которые придумали это новое удивительное средство передвижения, представляется особенно актуальным.
Краткая биография
Изобретателями воздушного шара были братья Монгольфье. Они жили в небольшом французском городке Анноне. Оба с детства увлекались науками, ремеслами, техникой. Их отец был предпринимателем, у него была своя бумажная фабрика. После его смерти старший из братьев Жозеф-Мишель унаследовал ее и впоследствии использовал для своего изобретения.
За свои научные достижения он впоследствии стал администратором знаменитой парижской Консерватории искусств и ремесел. Его младший брат Жак-Этьен был по своему образованию архитектором.
Он увлекался научными трудами выдающегося британского ученого-естествоиспытателя Джозефа Пристли, открывшего кислород. Это увлечение привело к тому, что он стал принимать участие во всех экспериментах старшего брата.
Предпосылки
Рассказ о том, кто изобрел воздушный шар, необходимо начать с объяснения условий, которые сделали возможным столь удивительное открытие. Ко второй половине 18 века уже был сделан ряд важнейших научных открытий, который позволил братьям реализовать на практике собственные наблюдения. Выше уже говорилось об открытии кислорода. В 1766 году другой британский исследователь Г. Кавендиш открыл водород – вещество, которое впоследствии стало активно использоваться в воздухоплавании. Примерно за десять лет до проведения знаменитого опыта с поднятием воздушного шара известный французский ученый А. Л. Лавуазье разработал теорию о роли кислорода в процессах окисления.
Подготовка
Итак, история о том, кто изобрел воздушный шар, тесно связана с научной жизнью второй половины 18 века. В данном случае важно отметить, что подобное изобретение стало возможно благодаря вышеперечисленным открытиям. Братья не только были в курсе последних научных открытий, но и пытались претворить их в жизнь.
Именно эта мысль и подтолкнула их к созданию шара.
В их распоряжении были все необходимые материалы для его изготовления: бумажная фабрика, оставленная им от отца, обеспечивала их бумагой, тканями. Поначалу они делали большие кульки, наполняли их горячим воздухом и запускали в небо. Первые несколько опытов подтолкнули их к идее создания большого шара. Поначалу они наполняли его паром, однако это вещество при поднятии быстро остывало, оседало в виде водяных осадков нас стенках материи. Затем было принято решение использовать водород, который, как известно, легче воздуха.
Однако этот легкий газ быстро испарялся и улетучивался через стенки материи. Не помогла даже обшивка шара бумагой, через которую газ все равно быстро исчезал. К тому же водород был очень дорогим веществом, и браться смогли раздобыть его с большим трудом. Нужно было искать другой способ для успешного завершения эксперимента.
Предварительные пробы
При описании деятельности тех, кто изобрел воздушный шар, необходимо указать на те препятствия, которым пришлось столкнуться братьям, прежде чем их эксперимент успешно завершился. После первых двух неудачных попыток поднять конструкцию в воздух Жозеф-Мишель предложил использовать не водород, а горячий дым.
Этот вариант показался братьям удачным, поскольку это вещество также было легче воздуха и, следовательно, могло поднять шар вверх. Новый опыт оказался успешным. Слух об этом успехе быстро распространился по всему городку, и жители стали просить братьев провести публичный опыт.
Полет 1783 года
Братья назначили испытание на 5 июня. Оба тщательно готовились к этому знаменательному событию. Они изготовили шар, который весил больше 200 килограммов. Он был без корзинки – того непременного атрибута, который мы привыкли видеть в современных конструкциях. К нему были прикреплены специальный пояс и несколько канатов для удержания его в нужном положении до тех пор, пока он воздух внутри оболочки будет нагреваться. Воздушный шар братьев Монгольфье имел весьма внушительный вид и произвел огромное впечатление на собравшихся. Его горловину поместили над костром, который разогревал воздух. Восемь помощников удерживали его за веревки снизу. Когда оболочка наполнилась горячим воздухом, шар поднялся вверх.
Второй полет
Воздушный шар с корзиной был также изобретен этим людьми. Однако этому предшествовал огромный резонанс, который имело открытие никому неизвестных исследователей из маленького французского городка. Этим открытием заинтересовались ученые из Академии наук. Сам король Людовик XVI проявил такой интерес к полету шара, что братьев вызвали в Париж. на сентябрь 1783 года был назначен новый полет. Братья прикрепили к шару ивовую корзину и утверждали, что она выдержит пассажиров. Они хотели полететь сами, однако в газетах развернулась острая дискуссия по поводу большого риска. Поэтому для начала было решено поднять в корзине животных. В назначенный день, 19 сентября, шар в присутствии ученых, придворных и короля поднялся наверх вместе с «пассажирами»: петухом, бараном и уткой. После небольшого полета шар зацепился за ветки деревьев и опустился на землю. Выяснилось, что животные чувствуют себя хорошо, и тогда было принято решение о том, воздушный шар с корзиной выдержит и человека. Через некоторое время первый в мире воздушный полет осуществили Жак-Этьен и известный французский ученый, физик и химик Пилатр де Розье.
Типы шаров
В зависимости от вида газа, которым заполняют оболочку, принято выделять три разновидности этих летательных устройств. Те, которые поднимаются с помощью разгоряченного воздуха, называются монгольфьерами – по фамилии его создателей. Это один из наиболее удобных и безопасных способов наполнения материи газом, который легче воздуха и, соответственно, может поднять корзину с находящимися в ней людьми. Разные виды воздушных шаров позволяют путешественникам выбирать наиболее удобный способ передвижения. Особое значение в данной конструкции имеет горелка воздушного шара.
Ее назначение состоит в том, чтобы постоянно нагревать воздух. В тех случаях, когда нужно опустить шар, необходимо открыть специальный клапан в оболочке для того, чтобы остудить воздух. Те шары, внутренность которых наполняют водородом, получили название шарльеры – по имени другого выдающегося французского химика-изобретателя, современника братьев Монгольфьеров Жака Шарля.
Другие типы аппаратов
Заслуга этого исследователя заключается в том, что он самостоятельно, не используя разработки своих выдающихся соотечественников, изобрел собственный шар, наполнив его водородом. Впрочем, его первые опыты были неудачными, так как водород, будучи взрывоопасным веществом, вступив в контакт с воздухом, взорвался. Водород является взрывоопасным веществом, поэтому его использование при наполнении оболочки летательных аппаратов сопряжен с определенными неудобствами.
Воздушные шары с гелием также называются шарльерами. Молекулярный вес этого вещества больше чем у водорода, он обладает достаточной грузоподъемностью, он безвреден и безопасен. Единственным недостатком этого вещества является его дороговизна, поэтому его используют для пилотируемых аппаратов. Те шары, которые наполняются наполовину воздухом, наполовину – газами, получили название розьеров – по имени другого современника братьев Монгольфьеров – упомянутого Пилатра де Розьера. Он разделил оболочку шара на две части, одну из которых наполнил водородом, другую – горячим воздухом. Он попытался осуществить полет на своем аппарате, однако водород загорелся, и он вместе со своим спутником погиб. Тем не менее придуманный им тип аппарата получил признание. Воздушные шары с гелием и воздухом, или водородом используются в современном воздухоплавании.
fb.ru
Воздушный шар с корзиной. Строение и описание
На большом воздушном шаре
Однажды утром, держа в руках кружку любимого напитка, Вы подойдете к окну и увидите на небе маленькое цветное пятнышко, которое безмятежно плывет по небу. И Вы даже не можете вообразить, что прямо сейчас могли бы быть там. И это пятнышко будет нести Вас, останавливая время, чтобы Вы могли рассмотреть каждый уголок того, что изо дня в день проносится под вашими ногами. Горячий воздух из минуты в минуту утягивает вверх воздушный шар с корзиной наперевес. И мир кажется невесомым.
Принцип действия
Для тех, не хочет оставлять полет за гранью волшебства, рассказываем:
- Полет осуществляется за счет подъемной силы нагретого воздуха и давления под газонепроницаемой оболочкой
- Купол воздушного шара можно поднять ввысь не только за счет горячего воздуха, но и легкого газа. Например, водорода
- Оболочка шьется из специальных прочных тканей, на которую нашиваются силовые ленты, предотвращающие её разрыв
- Ключевой частью является горелка, с помощью которой сжигается газ и купол наполняется горячим воздухом
Кстати говоря, рекорд по восхождению на воздушном шаре принадлежит Малькольму Россу и Виктору Протеру, которые в 60-е годы прошлого века поднялись на высоту около 35 тысяч метров!
Из всего многообразия воздушных прогулок, таких, как прыжки с парашютом, полет на параплане или вертолете, воздушный шар остается самым безопасным и безмятежным. Только представьте, Вы ступаете на «борт» и неспеша наблюдаете за тем, как все перед вами уплывает все дальше и дальше. Дома, деревья, люди становятся размером с ладонь. А Вы ближе к солнцу и звездам как кто бы ни был в этот момент. Эти минуты хочется растянуть на весь день, встретить рассвет и проводить закат.
Облететь на шаре всю землю и увидеть каждый из городов с высоты птичьего полета. Шар передвигается вверх вместе с ветром, так что вы практически не почувствуете его движения. Лицезрейте мир буквально с другой его стороны.
Описание полета на воздушном шаре
- Как правило, высота полета достигает до 3000 метров над уровнем земли
- Идеальное время суток для полета — раннее утро (7:00) или поздний вечер, время захода солнца (20:00)
- Опытный пилот берет на себя управление аэростатом, планирует оптимальный маршрут и прикладывает все усилия для того, чтобы Ваш полет прошел идеально
- Длительность полета варьируется от 45 до 90 минут, в зависимости от выбранной программы
- Лучше всего проводить полет в условиях отсутствия осадков и сильного ветра
Мы безумно рады предоставить Вам возможность окунуться в самое романтичное воздушное путешествие. Гарантируем, что Ваш полет останется незабываемым. Вы можете прямо сейчас купить сертификат или оставить заявку на полет на воздушном шаре именно в Вашем городе:
- Полет на воздушном шаре в Великом Новгороде длительностью 60 минут
- Полет на воздушном шаре в Волхове длительностью 60 минут
- Полет на воздушном шаре в Пушкине длительностью от 60 до 90 минут
А для тех, кто хочет вознести свою возлюбленную или возлюбленного прямо в небо, действуют полеты на воздушном шаре «Сердце». Подарите весь мир Вашей второй половинке и забудьте все слова. Все, что происходит в небе, можно только почувствовать каждым уголком своей души.
Говорят, что лучшее утро начинается с кофе. Мы, клуб «Авиадух», ежедневно доказываем, что лучшее утро начинается с неба!
Количество программ: 7
Время полета, минут:2345710152025303540455060
Количество участников:12345681012
Категория:— Категория— Воздушные шары
Кому:— Кому—Безбашенному! БизнесменуВсей семьеДевушкеКоллегеНовичкуПарнюРебенку
Аэродром:— Аэродром—Великий НовгородГостилицыКронштадтНа Востоке от Санкт-ПетербургаНа выборПарадромПулковоПутиловоРазметелевоСПБ, Крестовский о-вСельцоЩегловоЯхт клуб (Петровская коса 9)
poletsamolet.ru
Как называется исскуство вязки фигур из надувных шариков ?
Собачкоделание)
Декорирование воздушными шарами — если фигура из многих шариков; моделирование из воздушного шара — когда делают фигуру из одного длинного.
Моделирования из шариков-«колбасок» .. Больше ничего не нашла. Журналы были на итальянском..
Твистинг (по-английски «скручивание») — это создание фигур и скульптур из специальных шаров для моделирования и других шаров разной формы. Из шариков можно смастерить все, что придет в голову, — гирлянды, цветы, животных, любимых персонажей и даже торт. Это рукоделие очень популярно на Западе и в Америке, а в России только начинает развиватья. Это веселое занятие развивает творческие способности детей и взрослых и находит применение на любом празднике. В Интернете можно найти видеоролики, обучающие твистингу, а в России выходит журнал «Шарм-арт», посвященный этому искусству.
Есть макроме, а это — ПРЕЗИРВЕ!
Твистинг. <a rel=»nofollow» href=»https://www.youtube.com/user/sharovedas» target=»_blank»>https://www.youtube.com/user/sharovedas</a>
touch.otvet.mail.ru
Воздушный шар — Викизнание… Это Вам НЕ Википедия!
- Воздушный шар
В дополнение к помещенным уже ранее статьям Аэронавтика и Аэростат здесь приводятся сведения, касающиеся приготовления и наполнения В. шаров и некоторых случаев их применения.
— В воздухоплавательной практике применяют следующие газы: водород, водяной газ, светильный газ, аммиак и гретый воздух. Из них один кубич. метр водорода способен поднять около (1,2 клг.), один кубич. метр водяного газа поднимает 0,774 кг; 1 куб. м светильного газа поднимает: тяжелый — 0,39 кг, легкий — 0,8 кг. В С.-Петербурге куб. м светильного газа в среднем поднимает 0,65 кг; 1 куб. метр аммиака (NH 3) поднимает 0,355 кг; 1 куб. метр гретого воздуха поднимает тем более, чем сильнее нагрет воздух. Например, при разности в 50° Цельсия 1 куб. метр поднимает 0,2 кг, а при 100° Ц. — 0,347 кг. Для расчета любого воздушного шара надо сначала начертить его фигуру, определить емкость и поверхность вычислением, затем, по принятии в соображение подъемной силы данного газа и веса оболочки, принадлежностей, пассажиров и балласта, явится возможность утверждать, поднимется ли шар в воздух. Шар шьется из шелковой или хлопчатобумажной материи (перкалевой). Каждый квадратный метр шелковой оболочки, 4 раза покрытый лаком, весит около 200 гр.; перкалевой — около 800 гр.; квадр. метр нелакированного перкаля весит до 150 грамм. Полотно, холст и пеньковые ткани не применяются по своей тяжести. На швы прибавляется от 2% до 5% к весу оболочки. Материя выбирается самая прочная и одинаковая по прочности по утку и по основе. Клапан утверждается наверху и служит для выпуска газа, открывается помощью натяжения клапанной веревки, проходящей сквозь шар. Диаметр его берется в 1/16 диаметра шара, чтобы было возможно в 2 минуты выпустить 1/4 объема газа, заключенного в шаре. В очень больших шарах их делается несколько. Для шара в 1000 куб. метр, клапан весит около 10 фунтов. Некоторые воздухоплаватели на случай неисправности клапана предлагают приспособить к оболочке шара разрывающую ее веревку с ножом; конец такой веревки опускается в гондолу. Лучший по простоте, легкости и дешевизне клапан системы Евгения Годара, деревянный, двустворчатый с резиновыми тяжами (башмачной резины). В нижней части оболочки воздушного шара делается придаток (appendix) в виде матерчатой трубы со вставленным в месте соединения ее с оболочкой кольцом, называемым аппендиксовым кольцом. Диаметр отверстия аппендикса и его кольца делается в 1/15 диаметра шара. Кольцо весит для шара в 1000 куб. метр. — около 3 1/2 фунтов. К нему привинчиваются 3 винта с проушинами для прикрепления аппендиксовой веревки, конец которой спускается в гондолу.
В привязных шарах, иногда и в свободных, употребляются нижние клапаны, вставляемые на место аппендиксового кольца. Шары, наполняемые легкими газами, кроме гретого воздуха, покрываются веревочною сеткою, укрепляемою верхнею частью к ободу клапана помощью ремней с пряжками. Веревочки для сети берутся бельные, пеньковые, отбирной пряжи, некруто свитые. Вес сети со всеми дополнительными веревками (стропами) для шара в 1000 куб. метр. = около 1 ½ до 2 пудов (24-32 кг). Прочность сети ра cc читывается так, чтобы, вытянув ее, можно было без разрыва нагрузить ее шестерным грузом против всей подъемной силы (следовательно — наибольшей возможной нагрузки) воздушного ш. Клетки сети делаются мельче у клапана, постепенно увеличиваясь до экватора (α, чертеж 1), затем продолжаются вниз того же размера еще на длину в ½ радиуса шара, а затем переходят в спуски (черт. 2), представляющие продолжение сети, но уменьшая постепенно число клеток каждый раз вдвое.
Сетевые спуски делаются в несколько рядов, увеличивая постепенно толщину веревок для сохранения одинаковой прочности. К последнему ряду спусков прикрепляются сетевые стропы. Все соединения спусков и стропов производятся помощью медных коушей, допускающих некоторое перебегание веревок, от чего зависит правильное и равномерное распределение давления подвешенного к сетевым стропам груза на всю сеть, а следовательно, на всю поверхность шара.
Сетевые стропы заканчиваются петлями, надеваемыми на деревянные костыльки, приделанные к подвесному обручу веревочками достаточной прочности. Подвесной обруч, диаметром в ¾ до 1 метра, делается из нескольких слоев дерева и весит со всеми костыльками и наружным оклетневанным поясом около 20 фун. (8 килогр.) весом. Веревочный пояс, облегающий в виде оклетневки обруч, необходим на случай поломки обруча и должен выдерживать груз, равный грузу, положенному в основание расчета сети. У подвесного обруча имеется еще несколько костылей большего размера, направленных вниз, к которым подвешивается гондола помощью подвесных стропов, т. е. толстых веревок, проходящих в боках и под дном гондолы. Обыкновенно таких веревок (подвесных стропов) бывает четыре; они размещены накрест по две, концами вверх. Восемь концов крепятся петлями к подвесному обручу. Гондола или корзина бывает с четырехугольным или круглым основанием и плетется из ивовых прутьев и камыша. Только дно ее скрепляется деревянными планками, бока же ни деревом, ни металлом не скрепляются ни в каком случае, так как это уничтожило бы эластичность и гибкость стенок, а при поломке острыми концами скреплений могло бы поранить воздухоплавателя. Объемом корзины делаются около 1 куб. метра и весят 24 до 32 килограмм. Длина 1,1 м, ширина 1 м, высота 0,95 м. Необходимою принадлежностью шара является якорь с якорным канатом. Он должен быть так устроен, чтобы немедленно врезался в землю, как только брошен. Чтобы определить, годен ли данный якорь, выбирают ровный сухой луг, якорь привязывают к длинной веревке, за другой конец которой берутся несколько человек или впрягают лошадей; якорь бросается на землю, а люди или лошади стараются волочить его за веревку. Хороший якорь почти тотчас же заест. В России принят якорь (пятилапая кошка) двух размеров — в 20 и в 35 фунтов. Отличается от других кошек загибом лап. Если этот якорь положить на землю, то лапа его встречает грунт под углом в 35° -40°; кончики лап заострены в виде шила, без лопастей, и отогнуты наружу так, чтобы встречать землю под углом в 45°-55°. Лапы якоря не приварены к стеблю; последний составляет продолжение прутьев лап, из коих каждая вытянута, после чего эти удлиненные вторые концы лап, сваренные вместе, составляют стебель или веретено якоря. Якорный канат берется бельной вантовой пряжи, длиною не менее тройной общей высоты шара с подвешенной к нему корзиной; крепится непременно к подвесному обручу во избежание опасности опрокидывания корзины при толчке. Диаметр каната не менее 20 мм (т. е., считая по окружности, 3-х дюймовый). Вес 1 ½ пуда. Кроме того, необходимо иметь гайдроп (балластная веревка) для торможения движения шара перед окончательным спуском на землю и смягчения удара корзины при спуске. Служит как балласт, саморегулирующий подъемную силу, сбавляя вес всей системы на величину веса части своей, лежащей на земле. Позволяет двигаться близ поверхности земли, удерживая шар на бегучей привязи. Длина до 40 саж. (80 м), вес — до 2 ½ пудов (40 килогр.). Балластные мешки с песком необходимы для облегчения всей системы в случае потери газа через диффузию или при открывании клапана. По роду приложений В. шары можно подразделить на следующие группы: 1) свободно плавающие шары; 2) привязные для военных целей; 3) привязные шары для метеорологических и фотографических целей; 4) привязные шары для подъемов публики; 5) светящиеся сигнальные шары; 6) воздушные торпедо; 7) переносные газгольдеры; 8) пробные шары и 9) потешные шары.
1) Свободно плавающие шары бывают типа монгольфьеров (если наполняются гретым воздухом) и типа шарльеров, если наполняются каким-либо газом.
Монгольфьеры отличаются от других шаров отсутствием сетки, лакировки, гайдропа, а иногда клапана и балласта. Зато является необходимость снабдить такой шар экваториальным парашютом для замедления спуска на землю и взять с собою какой-либо воздухонагревательный аппарат. Так как подъемная сила гретого воздуха невелика, то шары этого типа выходят велики. Вследствие отсутствия сетки такому шару придается форма полушара с усеченным конусом, обращенным острием вниз, при этом отверстие аппендикса делается диаметром до 4-х метров; аппендиксовое кольцо делается составным для удобства разборки и перевозки, очень прочным, и к нему крепится гондола, обыкновенно круглая, с отверстием в середине. Монгольфьеры вообще не могут долго держаться в воздухе по причине быстрого охлаждения заключенного в них гретого воздуха. Подниматься же с огнем во многих государствах запрещено законом. Наполнение монгольфьеров производится главным образом при помощи сжигания соломы в особых очагах, состоящих из железного каркаса в виде граненой печи, обтянутого одним или двумя слоями металлической сети. В последнее время предложены и испытаны другие способы, например: нагревание особыми калориферами, согреваемыми углем, сжигание внутри монгольфьера жидкого топлива в особых лампах, куда жидкость по трубкам доставляется в необходимом количестве из гондолы, и, наконец, отопление помощью особой безопасной в пожарном отношении лампы, где сжигается газообразное топливо. Чаще всего таким топливом служит карбюрированный воздух или светильный газ — последний заключается в особые сосуды в сжатом состоянии.
Свободные аэростаты типа шарльеров подразделяются на шары, наполняемые водородом и назначаемые для далеких экскурсий или для подъемов на значительную высоту для научных исследований; такие шары строятся из очень прочных материалов и достигают до 8-х — 4-х тысяч куб. метров емкости. Воздушные же шары малой емкости для коротких путешествий, наполняемые обыкновенно светильным газом, делаются проще и емкостью начиная от 450 кубических метров. Воздушные шары для свободных полетов снабжаются иногда внутренним пузырем (балонетом), имеющим отдельный шланг (рукав из той же материи), идущий в гондолу, где помещается вентилятор, служащий для надувания балонета воздухом. При употреблении такого приспособления необходимо снабдить воздушный шар особым автоматическим нижним клапаном, открывающимся, когда разность внешнего и внутреннего давления на шар перейдет известный предел. Балонет позволяет воздухоплавателю по желанию устанавливать разный объем газа в аэростате, или накачивая воздух в балонет, или позволяя ему выходить из него. При подъеме аэростата газ, в нем заключенный, расширяется, сжимает балонет, из коего воздух свободно выходит, тогда емкость аэростата может увеличиваться на всю емкость балонета.
Свободный полет на воздушном шаре может быть характеризован так: подъем легок, полет (правильный) труден, а спуск — опасен. В распоряжении воздухоплавателя имеются: для подъема — балласт в виде мешков с песком, для спуска клапан и естественная потеря газа через диффузию. Если подняться на шаре и позволить ему падать, то он непременно дойдет до земли, так как на высшей точке подъема он будет совершенно наполнен, лишний газ выйдет через открытый аппендикс, спускаясь в слои воздуха, где атмосферное давление увеличивается, газ в шаре и сам шар будут занимать меньший объем, отчего его подъемная сила уменьшится и он будет стремиться падать быстрее. Вот почему при этом надо постоянно выбрасывать небольшие порции песка. При этом следует строго следить за барометром. Облака, заслоняющие солнце и тем охлаждающие газ, заставляют шар спускаться, следовательно, требуют выбрасывания балласта в большем размере. Большие водные, болотные и лесные пространства, реки и т. п. обусловливают нисходящие токи воздуха, так сказать — притягивают шар, следует это предвидеть. Если почему-либо случилось довольно низко спуститься, то, выбрасывая значительные части балласта, можно заставить шар опять подняться и он наверное перейдет выше, чем был раньше, потому что, поднявшись до прежней высоты, приобретет прежний объем газа и подъемную силу, балласт же значительно уменьшится; поэтому следует прекратить выбрасывание балласта, пока шар не окажет наклонности к новому падению. Вообще, придерживаясь более ровной линии полета, легче держать шар в руках, можно дольше держаться и, следовательно, дальше уйти. Спуск опасен по двум причинам: корзина, дойдя до земли, ударится слишком сильно и внизу может быть ветер, который увлечет шар с быстротою по земле, при чем получится волочение, или так называемый тренаж, что всегда опасно из-за встречных местных предметов. Чтобы обезопасить спуск, следует непременно оставить на этот случай некоторое количество балласта, два или три пудовых мешка. Клапан при начале спуска открывать только тогда, когда места для спуска слишком мало. Лучше подождать, чтобы шар сам начал спускаться вследствие диффузии, что обыкновенно наступает очень скоро, если перестать выбрасывать балласт. Не следует долго держать клапан открытым, памятуя, что последний так рассчитан, что в 2 минуты шар теряет ¼ всей подъемной силы, чего потом никаким выбрасыванием балласта вознаградить уже нет возможности. Достаточно дать один-два коротких хлопка, после чего подождать минуты две. Когда шар начнет падать, то следует, сообразуясь с его высотой, начать понемногу сыпать балласт, но только умеряя быстроту падения. Скорость падения вблизи земли не должна превышать 14 метр. в секунду, что легко отсчитать, имея часы с секундной стрелкой и барометр — высотомер. Перед началом спуска надо иметь гайдроп спущенным и якорь с якорным канатом в полной готовности к выбрасыванию. Когда бы случилось, что балласт переброшен (т. е. выброшено слишком много), немедленно надо дать один, два хлопка клапаном и продолжать спуск. Чем положе спуск, тем легче избегнуть толчка о землю. Приблизившись совсем к земле, первым ляжет на нее гайдроп, и, если скорость спуска у самой земли не превышала 1 ½ м в секунду, только половины гайдропа, легшего на землю, будет довольно, чтобы уравновесить всю систему, — тогда начнется движение на гайдропе. Таким способом можно пройти большие расстояния или перейти через значительные препятствия. Когда желательно будет спуститься окончательно, следует открыть клапан и через секунду бросить якорь. Тотчас же после прикосновения с землею корзина отпрянет вверх; немедленно следует открыть клапан и стараться уже держать его открытым; в этот момент уже якорь забрал и даст толчок, так что часто шар будет положен на землю и гондола ляжет боком; не смущаясь этим, следует держать клапан открытым. Минуты через 3 — воздухоплаватель в безопасности; он продолжает держать клапан открытым. Не следует до окончательного ослабления шара выходить или выскакивать одному из гондолы, чтобы не поставить в безвыходное положение сотоварищей по полету, так как шар получит опять значительную подъемную силу.
2) Привязные шары для военных целей разделяются на крепостные и полевые; те и другие отличаются только размерами и служат для осмотра расположения своих и неприятельских войск, их расположения и движений. Иногда они служат для корректирования стрельбы артиллерии. Такие аэростаты снабжаются телефонами, проводники которых находятся в связи с штабами главных начальников. Привязные канаты крепятся к шару помощью трапеции, как видно на чертеже, что обусловливает вертикальное положение корзины при любом уклоне шара и не допускает вращения корзины.
На приложенном чертеже изображен тип французской подвески гондолы к привязному военному шару. Привязной канат навивается на барабан лебедки, стоящей на колесах. Такие лебедки очень часто работают при помощи паровой машины.
3) Привязные шары для метеорологических и фотографических целей вводятся в последнее время в разных государствах и служат метеорологам высокими пунктами для научных наблюдений. Шары эти имеют небольшую емкость и поднимают одни записывающие метеорологические инструменты.
4) Привязные шары для подъемов публики в последнее время служат непременною принадлежностью всякой большой выставки и делаются обыкновенно значительного объема, не менее 8000 куб. м. Так как это дело обыкновенно имеет чисто коммерческую подкладку, то зачастую предприниматели для удешевления своего предприятия строят шары из материалов не очень высокого качества, почему и поднимают публику только в исключительно хорошую погоду, опасаясь за целость своего аэростата и особенно за дорогостоящий газ (обыкновенно водород). Почти все выставочные аэростаты кончали тем, что рвались. Вот почему не следует допускать эксплуатацию выставочных шаров дольше шести месяцев, считая содержание их в наполненном виде. Шар, выслуживший этот срок, уже не представляет гарантий безопасности.
5) Светящиеся сигнальные шары появились в последнее десятилетие и представляют собою небольшие шарльеры, сделанные из прозрачной легкой материи. Такой шар рассчитывается на подъем электрического двужильного кабеля и нескольких ламп с накаливанием. Внизу ставится динамо-машина с двигателем или батарея из гальванических элементов или электрических аккумуляторов, назначаемых для питания ламп; там же имеется особый коммутатор в роде телеграфного ключа Морзе для замыкания и размыкания тока и подачи сигналов. Лампы подвешиваются или внутри шара, тогда весь шар светится, или подвешиваются под шаром. Иногда огни ламп делаются разноцветными. Высота подъема обыкновенно не превышает 100 сажен.
6) Воздушные торпедо представляют собою обыкновенные шарльеры, служащие для переноски по ветру на разные расстояния особых бомб, начиненных пулями, взрывчатыми и горючими веществами. Такие торпедоносные шары предполагается выпускать по ветру в крепости и неприятельские города. Существует в этом роде несколько предложений и взято несколько патентов. Главнейшие предложения сделаны Ухоциусом (Австрия), Уайзом (Америка и Франция), Родеком (Германия), Гоуером (Франция), Руссель-Тсейером (Америка) и Лостом (во Франция). Как орудие, воздушный шар имеет в настоящее время еще мало значения. К нему будут прибегать лишь в тех случаях, когда понадобится произвести особенное моральное впечатление на жителей какого-либо укрепленного города или густонаселенной местности, почему-либо недоступной для других снарядов.
7) Переносные газгольдеры — это или круглые воздушные шары, или цилиндрические мешки, служащие для подноски газа к действующим привязным шарам или для транспортирования вослед работающего привязного полевого воздушного шара запаса газа для вознаграждения убыли через диффузию. Применяются почти во всех армиях, где имеются полевые воздушные шары.
8) Пробные воздушные шары — это маленькие шарики, не больше одного метра емкости, обыкновенно из пролакированной бумаги, наполняемые газом. Служат для определения направления ветра и пускаются перед полетом. Обыкновенно делаются цветными и снабжаются лентами из бумаги. Для метеорологических целей к такому шарику подвязывается черная лента определенной длины с обозначенными поперечными, значительно уширенными концами. Зная длину ленты, судят об удалении аэростата, измеряют в то же время углы, составляемые с горизонтом, помощью теодолита и направление по компасу, легко выводят направление и скорость движения воздушных течений на разных высотах.
9) Воздушные шары используются также для декорирования помещений на праздники. Обычно в таком случае используются воздушные шары, наполненные гелием или смесью гелия и воздуха. Из шаров изготавливаются различные фигуры, процесс создания которых называется аэродизайном.
- А. Кованько.
www.wikiznanie.ru