Повороты на мотоцикл – Как правильно поворачивать на мотоцикле (заложить мотоцикл)

Разное

Как правильно поворачивать на мотоцикле (заложить мотоцикл)

Мотоцикл, как и любое тело, движется в соответствии с законами физики. Плохо, если вы пропустили этот раздел в школе. Тогда бы у вас не возник вопрос о том, как правильно переворачивать – простите за ошибку – поворачивать на мотоцикле, или как делать поворот, который закладывают. Мы восполним этот пробел. Ответы на эти вопросы просты. Силы, двигающие мотоцикл, сделают все за вас. Задача райдера – смотреть вперед и чувствовать байк.

Как заложить мотоцикл в повороте

Когда байк едет прямо на него воздействует сила тяжести, перпендикулярная полотну дороги. Когда мы поворачиваем руль, мы создаем силу, направленную в сторону условного центра, вокруг которого совершается поворот. Это сила называется центростремительной. Ее направление – перпендикулярно вектору движения байка.

Если бы центростремительная сила воздействовала без силы тяжести, то мотоцикл бы в миг перевернулся. Но сила тяжести выравнивает центростремительное ускорение, создавая результирующую силу, которая проходит от центра масс байка и райдера к пятну соприкосновения с полотном дороги. Эта сумма сил автоматически наклоняет байк в сторону поворота, предотвращая опрокидывание. Проще говоря, находясь в дуговом движении, мотоцикл балансирует между постоянной силой тяжести и временно созданным центростремительным ускорением.

Соответственно, чем больше будет центростремительное ускорение, тем на меньший угол к дороге закладывается мотоцикл (т.е. получается больший угол наклона). При слишком крутом повороте, резком торможении или газе центростремительная сила настолько велика, что она не выравнивается силой тяжести. В результате мотоцикл уходит в занос, теряет сцепление с дорогой и опрокидывается.

Чтобы заложить мотоцикл в повороте нужно:

  • развить скорость;
  • войти в поворот;
  • использовать контрруление;
  • придерживаться траектории;
  • работать газом;
  • отклониться телом (при необходимости).

Гироскопический эффект и скорость

Вам никогда не приходило в голову, почему едущий мотоцикл устойчив, а стоящий в покое – падает? Устойчивость мотоциклу придает гироскопический эффект, создаваемый вращающимися вокруг своей оси колесами. Колеса являются мощным гироскопом по типу детской юлы. Помните, как по мере остановки вращения юла увеличивает свою «раскачку» и постепенно теряет устойчивость. А как только юла останавливает вращение, она тут же теряет равновесие и падает.

Примерно также ведет себя и мотоцикл. Гироскопический эффект, образующийся от высокой скорости вращения колеса, стабилизирует положение байка. То есть высокая скорость делает байк устойчивым в повороте. Поэтому чем выше скорость, тем более крутой поворот реально сделать. Следует учитывать, что одновременно с повышением устойчивости мотоцикла уменьшается его маневренность, и им становится сложнее рулить.

Контрруление

Контрруление – это единственно верный способ управления байком в дуговом движении. Оно использует силу, результирующую центростремительную и притяжения, и гироскопический эффект, создаваемый колесами.

Суть контрруления: совершая поворот, мы толкаем от себя ту рукоятку руля, в сторону которой мы поворачиваемся. И наоборот: вытягивая на себя рукоятку руля в сторону поворота, мы изменим направление поворота.

На принципе контрруления построено удержание равновесия на низких скоростях, когда гироскопический эффект не оказывает достаточной стабилизации. В этих случаях мы инстинктивно выворачиваем руль в сторону вероятного падения. В результате двухколесный друг отклоняется в противоположную сторону, и равновесие сохраняется.

Траектория

Традиционно траектория гоночного поворота предполагается наиболее выпрямленной с максимально большим радиусом. Это позволяет сохранять адекватный и безопасный наклон к дороге.

Такая траектория состоит из следующих этапов:

  • следование по внешней стороне трассы;
  • резкий заход в поворотную дугу в направлении апекса на внутренней стороне трассы;
  • из апекса плавный выход из дуги снова на внешнюю сторону трассы.

Чтобы вписаться в поворот, нужно видеть траекторию движения на несколько секунд вперед. Подъезжая к повороту, вы должны видеть не только точку съезда на апекс, но и сам апекс. И далее – подъезжая к внутреннему апексу, вы должны иметь представление о траектории выхода из поворота.

Естественно, приведенная выше конструкция идеальна. В реальной жизни на траекторию влияет масса факторов: естественные препятствия, другие мотоциклисты, погодные условия, степень освещенности и т. д. Все они вносят коррективы при дуговом движении транспортного средства.

Работа газом

Мотоцикл в движении имеет разную площадь соприкосновения колес с дорожным полотном. У заднего она больше, чем у переднего, т.к. оно является ведущим и испытывает большую нагрузку. Соответственно, заднее колесо имеет лучшее сцепление. Но при прохождении поворота в силу разных причин происходит изменение развесовки между колесами.

Это чревато потерей управления:

  • Резкий газ приведет к заносу и перевороту.
  • Торможение станет причиной перегрузки переднего колеса. Возникнет сила, выводящая мотоцикл из поворота. Снижение гироскопического момента приведет к потере устойчивости и падению.
  • Выжимая сцепление, поворот можно пройти, но делать этого не стоит.

Правильной тактикой будет дуговое движение с ускорением. То есть, войдя в траекторию, нужно периодически плавно открывать газ, чтобы в меру загружать заднее колесо. Так, немного увеличивая скорость, мы избежим заноса, повернем быстро и безопасно.

Участие тела в повороте

Из всех рассмотренных выше элементов, влияющих на поворот, отклонение райдера в ту или иную сторону будет иметь наименьшее значение. Мотоцикл значительно тяжелее мотоциклиста, центр тяжести всей системы смещен вниз. Наклоном корпуса можно отклонить только очень легкий мотоцикл – и даже в этом случае это воздействие происходит медленнее, чем это требуется. Общее правило: мотоцикл в повороте в основном реагирует на рулевое усилие, а поза тела вторичны.

Совет: всегда старайтесь поворачивать, держа корпус ровно, используйте наклон в сторону, противоположную повороту, чтобы быстрее наклонить мотоцикл.

Вторично – это не значит, что влияние наклона тела отсутствует вовсе. Это значит, что в зависимости от веса райдера и массы байка наклоном тела можно изменять угол наклона байка в повороте на 3-6°C; (либо увеличивать/уменьшать скорость с сохранением угла наклона). Что, в общем, немного, но может быть полезным в качестве легкого «тюнинга» поворота.

Соответственно, если мы смещаем центр тяжести системы байк-райдер в одну сторону, то мотоцикл под действием совокупности сил выравнивается в противоположную. То есть если мы хотим уменьшить угол наклона, то мы отклоняемся в сторону наклона. Если увеличить – то в сторону,  противоположную наклону байка.

Похожие статьи

zextrem.com

Разворот | Мотошкола.ру

Для начала следует определиться: что считать разворотом и в чем его отличие от поворота. Любое одноколейное транспортное средство, включая мотоцикл, будет поворачивать (изменять траекторию движения) если его наклонить. Способы наклона мотоцикла на разных скоростях существенно отличаются, поэтому обратите внимание, что здесь идет речь только о малых скоростях. Мы не рассматриваем в данной статье такие способы, как наступание на подножки, которое годится для корректировки траектории в стойке или руление поворотом головы и направлением взгляда, заменяющее умение управлять мотоциклом для некоторых. При скорости движения приблизительно 10-15 км/ч для наклона мотоцикла водителю достаточно использовать свой вес, другими словами, мы можем наклонять мотоцикл, используя свое тело. Разворотом мы будем называть поворот на скоростях приблизительно до 15-ти км/ч. Для нас в обучении развороту важны два условия: развернуться с меньшим радиусом и как можно с большей устойчивостью.

В чем коренные отличия от поворота? На относительно низких скоростях контрруление (основанное на инерции) менее эффективно, мотоцикл находится, как правило, на первой передаче (и, соответственно отклик на газ самый резкий), руль поворачивается в рулевой колонке.

Попробуйте разогнаться на первой передаче до скорости 10-15 км/ч, закрыть газ, выжать сцепление и покачать мотоцикл в разные стороны. При этом руль и сидение должны быть одновременно точками опоры, отталкивайте мотоцикл как бы от верхней части корпуса. При этом получится, что корпус будет отклоняться в противоположную от наклона мотоцикла сторону. Руль будет немного поворачиваться в сторону наклона, не препятствуйте ему, расслабьте руки. Пробуйте увеличивать дугу, по которой вы едете в наклоне. Вы можете, наклонив мотоцикл этим движением, продолжить разворот с открененным корпусом. Тем самым вы выполните начало разворота и пройдете его в более устойчивом положении.

Чем сильнее наклонен мотоцикл, тем меньше радиус разворота, но скорость разворота достаточно низкая и центробежная сила, удерживающая мотоцикл от падения тоже мала. Если вы будете наклоняться вместе с мотоциклом, то он будет стремиться завалиться в сторону поворота намного сильнее, нежели если бы вы откренивались в противоположную сторону. Работа корпусом — это первое правило разворота.

Мотоцикл едет прямо, если к нему не прикладывать никаких внешних сил. Стремление переднего колеса выровняться с увеличением скорости происходит за счет выноса. Вынос – это расстояние между пятном контакта переднего колеса и воображаемой точкой, образованной пересечением линии, проведенной через центр рулевой колонки с дорожным покрытием. При движении мотоцикла эта воображаемая точка находится всегда впереди и как бы тащит за собой колесо. Эта точка находится на оси, вокруг которой вращается руль и вилка, поэтому колесо, катящееся немного позади, всегда стремится выровнять руль. Поскольку вы движетесь на первой передаче, то любое добавление газа приводит к быстрому увеличению скорости. Другими словами, если вы в развороте, когда руль повернут, добавите газ, то руль будет стремиться выровняться. Обратите внимание, что руль мотоцикла на низких скоростях поворачивается, а на высоких его поворот почти незаметен. К тому же, когда вы ускоряетесь при движении по дуге, то увеличивается центробежная сила, она здесь тоже работает и помогает распрямить траекторию. Нам вовсе не обязательно понимать теоретические тонкости физических процессов, происходящих при движении мотоцикла, главное уметь применять на практике основанные на них приемы.

Для того чтобы более тонко дозировать подачу газа на первой передаче используйте сцепление. Сцепление в развороте должно быть выжатым и отпускать его нужно таким же образом, как будто вы трогаетесь. Именно сцеплением мы дозируем подачу газа в развороте. Другими словами: выжатое сцепление дает вам возможность более тонко дозировать подачу газа в развороте на первой передаче. Это второе правило разворота.

Существует еще один способ контроля ускорения на малых скоростях. Во многих школах советуют полностью отпустить сцепление и контролировать тягу задним тормозом. При этом холостые обороты немного завышают, чтобы мотоцикл не заглох. Этот способ может показаться легче изначально, но на практике при движении в городе вы им пользоваться не будете, он существенно ограничивает возможности низкоскоростного маневрирования. Особенно это заметно при замене легкого учебного мотоцикла на более тяжелый.

Чтобы быстро научиться пользоваться газом и сцеплением в развороте попробуйте выполнить следующее упражнение. Поставьте мотоцикл ровно, сначала поднимите ноги, а только потом начинайте движение. Когда вы поднимете ноги на стоящем мотоцикле, он начнет заваливаться, быстро поверните руль в ту сторону, куда валится мотоцикл и трогайтесь. Тем самым мы не выставляя ноги, можем поднимать мотоцикл, когда он заваливается при медленном маневрировании. Старайтесь трогаться не в тот момент, пока мотоцикл стоит ровно, а дождитесь когда он начнет заваливаться. Каждый раз мысленно напоминайте себе про расслабленные руки и плавность движений.

В современном административном регламенте практического экзамена на категорию «А» требования к кандидату в водители сведены исключительно к проверке навыков медленного маневрирования. Рекомендуем обратить внимание в первую очередь на тренировку навыков по наклону и выравниванию мотоцикла, используя два вышеописанных правила, а не на выписывание фигур на экзаменационной площадке. После приобретения вышеописанных навыков любая фигура не будет вызывать затруднений.

В дальнейшем используйте эти правила при маневрировании в плотном городском потоке на малых скоростях. Чем тяжелее мотоцикл, тем важнее их использование.

Иллюстрации: Мария Грачева.
Текст: Мотошкола.ру

www.motoshkola.ru

Как правильно поворачивать на мотоцикле?

Во время прохода сложных поворотов необходимо знать, как поведет себя байк в той или иной ситуации. Если движение по прямой дороге не составляет особого труда, то повороты на большой скорости для неопытных водителей могут стать причиной травм. Для прохождения извилистой дороги в хорошем темпе нужно уметь играть с подачей топлива. В случае несвоевременного прибавления оборотов вас может вынести с трассы. Для преодоления центробежной силы перед поворотом газ выжимается на полную. После чего идет сброс оборотов на холостом ходу, и байк наклоняется в сторону изгиба дороги. Разберем подробнее, как закладывать мотоцикл в поворот.

Во многом особенности прохождения трассы зависят от класса байка. Так, на спортивных агрегатах наклон осуществляется в большей степени, нежели на других мотоциклах. На чопперах виражи проходятся преимущественно за счет управления рулем.
Прибавление газа избавляет байк от нагрузки на вилку. Это повышает способность подвески лучше реагировать на неровности дорожного полотна и избавляет от излишней нагрузки на конструкцию. Прибавлять и сбрасывать газ нужно плавно, без агрессивных рывков, рассчитав оптимальный вариант для всего расстояния трассы.

Среди мотолюбителей сейчас популярны вопросы о том, как проходить повороты на мотоцикле с заносом задней части агрегата. Для выполнения такого трюка необходимо правильно использовать сцепление. Доведя обороты до 6-7 тысяч, выжмите сцепление и, отпустив газ, дождитесь, когда колеса начнут вращаться с разной скоростью. В этот моменты вы почувствуете, как задняя часть плавно уходит в бок. Тогда же начинайте наклонять корпус тела в сторону заноса. В случае, если передвижение будет затруднено, используйте передние тормоза для уменьшения сцепления с трассой. Это очень небезопасный способ управления, поэтому используйте защитную экипировку и старайтесь не выполнять дрифт в людных местах.

Частые ошибки

Растерянность водителей в экстремальной ситуации заставляет прибегнуть к резкому нажатию тормозов, забыв о том, как правильно поворачивать на мотоцикле. Это самый плохой способ выхода из сложившейся ситуации. Из-за торможения заднее колесо разгружается и теряет сцепление с дорогой. Обычно резкий сброс скорости приводит к вылету с дорожной полосы. На скользком покрытии вы просто перевернете байк на бок и попадете в аварию.

При рыхлом и сухом покрытии, резкое торможение создает усиленную нагрузку на подвеску. При наезде на кочку водителя выкидывает из седла, поскольку амортизаторы не в силах справиться с полученным ударом и просто передают всю его силу на байкера.
Что делать если вы попали в такую ситуацию? Есть три наиболее правильных способа выйти из ситуации:

    Фиксация рычага газа. Зажав подачу топлива, вы не позволите мотору набрать большие обороты благодаря большой скорости вращения колес. Это позволит снизить силу рывка при восстановлении сцепления. Однако такой способ очень сложно выполнить. Инстинкт самосохранения будет заставлять вас нажать на тормоз.

  1. Очень медленный сброс газа. Это действие позволит контролировать колеса через двигатель. Малоэффективный прием, однако, он намного лучше резкого сброса подачи топлива.
  2. Если у вас достаточно силы для поднятия мотоцикла во время наклона, тогда идеальным вариантом станет прибавление газа. Увеличение угла наклона повысит сцепление с дорогой и позволит стабилизировать байк. Подъем необходимо осуществлять плавно без рывков.
  3. Зачем же делать наклон корпусом тела, если он может привести к созданию опасной ситуации? Все очень просто и основано на законах физики. Существуют две причины вывешивания торса с байка:

    1. Наклон способствует смещению центра тяжести. Это увеличивает стабилизацию мотоцикла.
    2. Вывешивание позволяет пройти вираж с меньшим наклоном байка, что дает большее сцепление резины с дорожным покрытием, за счет увеличения площади. Это позволит лучше контролировать траекторию движения.

    Как правильно вывешиваться и чего не стоит делать

    При неправильном выполнении наклона торса может возникнуть аварийно-опасная ситуация. Вот основные ошибки, совершаемые мотоциклистами при проходе виражей:

    1. Наклонив туловище без мотоцикла, байкер напрасно тратит силы. Управление значительно ухудшится, а держаться за руль станет крайне неудобно. В конце концов, можно просто перевернуться, налетев на кочку. Необходимо равномерно распределять вес, опираясь на обе подножки.
    2. Поворот торса в противоположную сторону наклона мотоцикла. Такая ошибка затруднит управление байка и создаст нагрузку на скелет водителя.
    3. Нельзя держать прямую спину при наклоне. Любая кочка может стать фатальной проблемой для водителя. В таких случаях, кроме как поворачивать на мотоцикле, не останется возможности контролировать управление.

    Самый эффективный угол наклона торса различается с байком на 5-10 градусов с последующим выравнивание на одну линию. Это позволит плавно войти в поворот на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления. Колесо будет сильнее проворачиваться, поскольку крутящий момент, создаваемый на передней вилке, будет больше, чем в задней части байка.

    Однако в случае сильного наклона увеличится опрокидывающая сила и байк, в лучшем случае, ляжет на бок. При прохождении сложных кольцевых виражей, помогает смещение таза с седла мотоцикла. Для такого трюка необходима специальная резина, с жесткими ребрами. Она позволит увеличить сцепление с асфальтом и более плавно войти в поворот. Правда такая резина создает чувствительности к мелким кочкам. Каждый удар будет сильнее отдаваться в корпус водителя.

    При правильном освоении всех азов, проблем с проходом извилистых участков трассы на большой скорости не возникнет. Лучше всего перед исполнением потренироваться на симуляторах или в домашних условиях. Понимание основных принципов движения позволит лучше сориентироваться в сложной ситуации.

    Рекомендуем прочитать:

motoholder.ru

Как входить в поворот на мотоцикле.

Как входить в поворот на мотоцикле.

Во время прохода сложных поворотов необходимо знать, как поведет себя байк в той или иной ситуации. Если движение по прямой дороге не составляет особого труда, то повороты на большой скорости для неопытных водителей могут стать причиной травм.

Для прохождения извилистой дороги в хорошем темпе нужно уметь играть с подачей топлива. В случае несвоевременного прибавления оборотов вас может вынести с трассы. Для преодоления центробежной силы перед поворотом газ выжимается на полную. После чего идет сброс оборотов на холостом ходу, и байк наклоняется в сторону изгиба дороги. Разберем подробнее, как закладывать мотоцикл в поворот.

Во многом особенности прохождения трассы зависят от класса байка. Так, на спортивных агрегатах наклон осуществляется в большей степени, нежели на других мотоциклах. На чопперах виражи проходятся преимущественно за счет управления рулем. Прибавление газа избавляет байк от нагрузки на вилку. Это повышает способность подвески лучше реагировать на неровности дорожного полотна и избавляет от излишней нагрузки на конструкцию. Прибавлять и сбрасывать газ нужно плавно, без агрессивных рывков, рассчитав оптимальный вариант для всего расстояния трассы.

Среди мотолюбителей сейчас популярны вопросы о том, как проходить повороты на мотоцикле с заносом задней части агрегата. Для выполнения такого трюка необходимо правильно использовать сцепление. Доведя обороты до 6-7 тысяч, выжмите сцепление и, отпустив газ, дождитесь, когда колеса начнут вращаться с разной скоростью. В этот моменты вы почувствуете, как задняя часть плавно уходит в бок. Тогда же начинайте наклонять корпус тела в сторону заноса. В случае, если передвижение будет затруднено, используйте передние тормоза для уменьшения сцепления с трассой. Это очень небезопасный способ управления, поэтому используйте защитную экипировку и старайтесь не выполнять дрифт в людных местах.

Частые ошибки

Растерянность водителей в экстремальной ситуации заставляет прибегнуть к резкому нажатию тормозов, забыв о том, как правильно поворачивать на мотоцикле. Это самый плохой способ выхода из сложившейся ситуации. Из-за торможения заднее колесо разгружается и теряет сцепление с дорогой. Обычно резкий сброс скорости приводит к вылету с дорожной полосы. На скользком покрытии вы просто перевернете байк на бок и попадете в аварию.

При рыхлом и сухом покрытии, резкое торможение создает усиленную нагрузку на подвеску. При наезде на кочку водителя выкидывает из седла, поскольку амортизаторы не в силах справиться с полученным ударом и просто передают всю его силу на байкера.

Что делать если вы попали в такую ситуацию? Есть три наиболее правильных способа выйти из ситуации:

  • Фиксация рычага газа. Зажав подачу топлива, вы не позволите мотору набрать большие обороты благодаря большой скорости вращения колес. Это позволит снизить силу рывка при восстановлении сцепления. Однако такой способ очень сложно выполнить. Инстинкт самосохранения будет заставлять вас нажать на тормоз.
  • Очень медленный сброс газа. Это действие позволит контролировать колеса через двигатель. Малоэффективный прием, однако, он намного лучше резкого сброса подачи топлива.
  • Если у вас достаточно силы для поднятия мотоцикла во время наклона, тогда идеальным вариантом станет прибавление газа. Увеличение угла наклона повысит сцепление с дорогой и позволит стабилизировать байк. Подъем необходимо осуществлять плавно без рывков.

Зачем же делать наклон корпусом тела, если он может привести к созданию опасной ситуации? Все очень просто и основано на законах физики.

Существуют две причины вывешивания торса с байка:

  1. Наклон способствует смещению центра тяжести. Это увеличивает стабилизацию мотоцикла.
  2. Вывешивание позволяет пройти вираж с меньшим наклоном байка, что дает большее сцепление резины с дорожным покрытием, за счет увеличения площади. Это позволит лучше контролировать траекторию движения.

Как правильно вывешиваться и чего не стоит делать

При неправильном выполнении наклона торса может возникнуть аварийно-опасная ситуация. Вот основные ошибки, совершаемые мотоциклистами при проходе виражей:

  1. Наклонив туловище без мотоцикла, байкер напрасно тратит силы. Управление значительно ухудшится, а держаться за руль станет крайне неудобно. В конце концов, можно просто перевернуться, налетев на кочку. Необходимо равномерно распределять вес, опираясь на обе подножки.
  2. Поворот торса в противоположную сторону наклона мотоцикла. Такая ошибка затруднит управление байка и создаст нагрузку на скелет водителя.
  3. Нельзя держать прямую спину при наклоне. Любая кочка может стать фатальной проблемой для водителя. В таких случаях, кроме как поворачивать на мотоцикле, не останется возможности контролировать управление.

Самый эффективный угол наклона торса различается с байком на 5-10 градусов с последующим выравнивание на одну линию. Это позволит плавно войти в поворот на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления. Колесо будет сильнее проворачиваться, поскольку крутящий момент, создаваемый на передней вилке, будет больше, чем в задней части байка.

Однако в случае сильного наклона увеличится опрокидывающая сила и байк, в лучшем случае, ляжет на бок. При прохождении сложных кольцевых виражей, помогает смещение таза с седла мотоцикла. Для такого трюка необходима специальная резина, с жесткими ребрами. Она позволит увеличить сцепление с асфальтом и более плавно войти в поворот. Правда такая резина создает чувствительности к мелким кочкам. Каждый удар будет сильнее отдаваться в корпус водителя.

При правильном освоении всех азов, проблем с проходом извилистых участков трассы на большой скорости не возникнет. Лучше всего перед исполнением потренироваться на симуляторах или в домашних условиях. Понимание основных принципов движения позволит лучше сориентироваться в сложной ситуации.

 

Источник

ram78.ru

Правильное свешивание в поворотах — МОЙ МОТОЦИКЛ

Перед тем как рассказать как правильно свешиваться в повороте, неплохо бы понять зачем это нужно.

Прежде всего, это необходимо для прохождения поворота на большей скорости, чем это возможно без свешивания, т.к. при этом центр тяжести перемещается вниз и в сторону.
Таким образом для уравновешивания центростремительного ускорения требуется меньший наклон мотоцикла. Или, иными словами, при одинаковом угле наклона мотоцикла в повороте, скорость в повороте будет большей, чем без свешивания. Более подробно об этом можно прочитать в книге Ли Паркса «Полный контроль». Там подробно объясняется, какие силы действуют на мотоцикл в повороте и как свешивание помогает мотоциклу пройти поворот.

Ок, далее текст следует читать только тем, кто не сомневается в необходимости свешивания в поворотах. Получить эту уверенность можно начитавшись Паркса или просто поверив мне на слово. Мне конечно далеко до Валентино Росси, но я тоже немного умею ездить.

Кроме уменьшения угла наклона мотоцикла, свешивание дает также улучшение маневренности в повороте. На большой скорости мотоцикл не страдает избыточной поворачиваемосьтю, поэтому основная проблема — удержать линию поворота. Грубо говоря, распрямить траекторию движения всегда легче, чем уменьшить радиус поворота. При переносе веса в сторону эта задача упрощается — мотоцикл послушнее реагирует на контрруление, когда требуется еще больше увеличить угол наклона. Также, выставленное в сторону колено, на скорости свыше 150 км/ч начинает работать как парус, что тоже помогает поворачивать в скоростных поворотах. Помимо этого и понтов вроде «я еду как на MotoGP», выставленное в сторону колено работает как ограничитель наклона мотоцикла. Даже при быстром контррулении мотоцикл прекращает наклон, когда слайдер ударится об асфальт.

Теперь подробнее… Прежде всего, свешиваться нужно начинать до поворота, когда мотоцикл еще едет относительно вертикально. Любой перенос тела непосредственно в повороте — действие достаточно опасное. Помимо изменения центра тяжести, непосредственно при свешивании обычно руки на руле напряжены, что приводит к ошибкам руления. Единственное, что может быть оправдано в повороте — это «досвешивание», т.е. еще более низкое свешивание, когда нужно наклонить мотоцикл непосредственно в повороте еще сильнее.

Насколько сильно нужно свешиваться? В теории, чем сильнее, тем лучше. Но на практике, при свешивании требуется, чтобы руки на руле были расслаблены, держаться за него нельзя. Т.е. при правильном свешивании можно в повороте левой рукой приветствовать встречных, показывать неприличные жесты или трогать асфальт (не рекомендуется — прийдется менять перчатки). Поэтому каждый, исходя из высоты седла и своего роста, должен найти на мотоцикле максимально возможное смещение, при котором на нем можно сидеть, не цепляясь за руль. Обычно это смещение в седле «на ползадницы», при этом колено упирается в бензобак, а внешняя нога давит на подножку. Замечу, что это не «перенос веса на внешнюю подножку», а просто напряжение мышц ноги, с целью покрепче зацепиться коленом за бензобак.

Итак, несемся по прямой… Тормозим… Приподнимаемся на подножках… Свешиваем задницу… Цепляемся коленом за бензобак… Выставляем колено… Наклоняем мотоцикл и проходим поворот… Вроде бы все просто, но не вполне правильно. Дело в том, чтобы минимизировать наклон мотоцикла в повороте, свесить только задницу — недостаточно. Смотрим на картинку…

Угол наклона около 45 градусов, на самом деле немного больше, т.к. асфальт наклонен внутрь поворота. Резина умеренно дорожная, не для гоночного трэка: впереди ContiForce Max, сзади Michelin Pilot Sport. Зеленая линия показывает ось симметрии мотоцикла. В данном случае верхняя часть тела расположена довольно близко к этой линии, т.к. при съемке ставилась задача показать сильный наклон в повороте. Если тело будет смещено еще сильнее в сторону, то при прочерчивании слайдером по асфальту наклон мотоцикла будет меньше (возможный наклон показан желтым силуэтом). Более сильное смещение может быть достигнуто отодвиганием руля в сторону. Т.е. одна рука вытянута на полную длину, тело наклонено, шлем находится около рулевого клип-она с внутренней стороны поворота. Короче говоря, нужно тянуться головой к рукоятке руля. Такая гимнастика, однако, невозможна без устойчивой посадки в седле, которую следует тренировать в первую очередь, потому что руки на руле должны быть расслаблены.

Что дает правильное свешивание? Теперь центр тяжести системы мотоцикл/мотоциклист находится еще ниже и еще более в стороне от оси вращения колес. Мотоцикл наклонен на меньший угол при той же скорости. А это означает, что теперь мы можем увеличить скорость, и соответственно, угол наклона до преждней величины. Мотоцикл то уже наклонялся на этот больший угол, и потери сцепления не наблюдалось. Теперь можно потихоньку убирать колено и задумываться над приобретением слайдеров не только на колени, но и на локоти. 🙂 Впрочем, творить такое на дорогах общего пользования не самая лучшая идея…

При наклоне мотоцикла на большие углы нужно также уделять внимание правильной позиции ног на подножках. Если с внешней подножкой все просто, там асфальт далеко, то с внутренней подножкой все не так просто. Нога не должна упираться в подножку пяткой или серединой стопы, иначе есть опасность как следует зацепить асфальт носком ноги. Насколько это больно без гоночных ботинок я рассказывать не буду, но даже с ними это довольно неприятно. Нога должна упираться во внутреннюю подножку носком, стопу можно ставить на железку-ограничитель около подножки. Есть и такой вариант, когда носок сапога давит перпендикулярно в самый край подножки, как это делаю я, но при этом частенько стачиваются слайдеры на сапогах.

Как начать чертить асфальт слайдерами?

   1. Послать нах тех, кто говорит что это очень просто.
   2. Потренировать свешивание на неподвижном мотоцикле.
   3. Всегда помнить, что руки на руле должны быть расслаблеными. За руль держаться нельзя.
   4. Помнить, что ручка газа в сильном наклоне опасна не только при открытии, но также и при закрытии. Газ должен быть ровный (небольшое ускорение) в апексе поворота, чтобы не происходило.
   5. Это страшно… Нужно внушить себе, что на ровном газу мотоцикл не упадет на угол меньший, чем это позволит выставленное колено.

Далее нужно найти относительно пустую дорогу, взять с собой вменяемых приятелей, которые будут смотреть на тренировку со стороны и указывать на ошибки, а не видеть в тренировке бесплатный цирк. На этой дороге нужно выбрать достаточно крутой поворот, который будет хорошо просматриваться, и тренироваться там. Цена ошибки при тренировке на крутом повороте меньше, т.к. падать прийдется на небольшой скорости. Идеально, чтобы поворот проходился «с коленкой» на скорости 70-100 км/ч.

Сама тренировка незатейлива до безобразия: проезжаем поворот на той скорости, на которой не страшно. Это позволит избежать ошибок, продиктованых паникой. Потом начинаем увеличивать скорость входа в поворот каждый раз на 5 км/ч, до тех пор, пока не станет страшно или не прочертим асфальт слайдером. Если страшно, то входить на этой скорости в поворот до тех пор, пока страх не уйдет, затем двигаться в сторону увеличения скорости дальше.

mmoto.tk

Повороты на мотоцикле — RollerBord

Как правильно проходить повороты на мотоцикле

Приветствуем всех мотолюбителей! Очередную порцию увлекательной информации для вас приготовили создатели vse-o-moto.com. Мы решили поделится с вами некоторыми хитростями техники прохождения поворотов на байке. О последней должен помнить, как каждый новичок быстрой езды, так и все опытные водители железных коней.

Очень важным параметром в процессе прохождения извилистых участков дороги является процесс подачи топлива или проще говоря ручка «газа». Если завременно добавить байку намного больше оборотов или же преждевременно убавить последние, вас, наверняка, будет выносить на внешний радиус поворота. А такая естественная потеря траектории грозит очень уж печальными последствиями, вплоть до летальных исходов.

Зачем выжимают «газ» на полную в начале поворота, знают не все. Правильный поворот на мотоцикле в такой ситуации предусматривает активную борьбу с большой центробежной силой. Для того, чтоб успеть повернуть на байке в условиях повышения скорости его наклоняют как можно ниже. При этом, степень контакта, а также устойчивость мото на дороге существенно уменьшаются. Да и повышение нагрузки на заднюю подвеску прослеживается далеко не минимальное. Как бы там ни было, а выжимают рукоятку газа в процессе поворота не спроста. Такой ход позволяет избавиться от возрастания нагрузки на переднюю вилку. Последняя, в таком случае, не перестанет уходить от своего непосредственного функционала — поглощения неровностей дорожного покрытия. На нее в случае снижения скорости не будет наседать весь совокупный вес мото и его водителя.

Как проходить повороты на мотоцикле

Главный секрет удержания управляемости байка, как вы уже поняли, состоит в выборе золотой средины относительно выжимки рукоятки «газа». Жать последний нужно плавно, без каких-либо резких рывков. Причем делать это нужно на всей протяженности поворота. Показателя в несколько миллиметров в такой ситуации будет более чем достаточно. Их накручивают незадолго до вхождения в поворот. Да и сбрасывать газ не нужно, так как это вызовет существенное повышение нагрузок на вилку. А скорость мото в повороте все же спадет сама по себе, независимо от того отпускали вы дроссель или нет.

Особый опыт техники прохождения поворотов на мотоцикле приобретается во время езды в дождь. Вопреки общепринятому мнению во влажную погоду на мокрой дороге колесить очень даже полезно. Вы обязательно научитесь во время дождя лучше контролировать рукоятку газа на мото. Причем во время вышеуказанной езды важно ни на секунду не забывать о наказуемости любого резкого движения.

Как проходить повороты на мотоцикле, лучше всего знают мотогонщики. Опытные наездники байков, профессионально участвующие в разного рода состязаниях, отточили мастерство преодоления дорожных поворотов по-максимуму. Им под силу прохождение подобных участков даже со срывом обоих колес железного коня. Простым же обывателям важно знать, что срыв хотя бы только одного колеса чреват смертельным исходом во время маневра. Чаще всего такой срыв случается в холодную погоду года. В такое время шины плохо соприкасаются с дорожным покрытием. Да и в дождливую погоду повороты на больших скоростях нередко заканчиваются вышеуказанной неприятностью.

Если вы попали в такую ситуацию, очень важно хладнокровно противостоять инстинкту, который подсказывает отпустить ручку газа, так как это только ухудшает ваше положение на треке, так как заднее колесо в результате сброса газа разгрузится, а соответственно ухудшится и сцепление с дорогой.

Техника поворота на мотоцикле при срыве запрещает подробный сброс скорости в любую погоду. Газ нужно оставить зафиксированным. Сбрасывать его нужно очень медленно. В случае, если вы способы поднять мото с наклона, можно даже немножко поднять дроссель карбюратора.

vse-o-moto.com

Для начала следует определиться: что считать разворотом и в чем его отличие от поворота. Любое одноколейное транспортное средство, включая мотоцикл, будет поворачивать (изменять траекторию движения) если его наклонить. Способы наклона мотоцикла на разных скоростях существенно отличаются, поэтому обратите внимание, что здесь идет речь только о малых скоростях. Мы не рассматриваем в данной статье такие способы, как наступание на подножки, которое годится для корректировки траектории в стойке или руление поворотом головы и направлением взгляда, заменяющее умение управлять мотоциклом для некоторых. При скорости движения приблизительно 10-15 км/ч для наклона мотоцикла водителю достаточно использовать свой вес, другими словами, мы можем наклонять мотоцикл, используя свое тело. Разворотом мы будем называть поворот на скоростях приблизительно до 15-ти км/ч. Для нас в обучении развороту важны два условия: развернуться с меньшим радиусом и как можно с большей устойчивостью.

В чем коренные отличия от поворота? На относительно низких скоростях контрруление (основанное на инерции) менее эффективно, мотоцикл находится, как правило, на первой передаче (и, соответственно отклик на газ самый резкий), руль поворачивается в рулевой колонке.

Попробуйте разогнаться на первой передаче до скорости 10-15 км/ч, закрыть газ, выжать сцепление и покачать мотоцикл в разные стороны. При этом руль и сидение должны быть одновременно точками опоры, отталкивайте мотоцикл как бы от верхней части корпуса. При этом получится, что корпус будет отклоняться в противоположную от наклона мотоцикла сторону. Руль будет немного поворачиваться в сторону наклона, не препятствуйте ему, расслабьте руки. Пробуйте увеличивать дугу, по которой вы едете в наклоне. Вы можете, наклонив мотоцикл этим движением, продолжить разворот с открененным корпусом. Тем самым вы выполните начало разворота и пройдете его в более устойчивом положении.

Чем сильнее наклонен мотоцикл, тем меньше радиус разворота, но скорость разворота достаточно низкая и центробежная сила, удерживающая мотоцикл от падения тоже мала. Если вы будете наклоняться вместе с мотоциклом, то он будет стремиться завалиться в сторону поворота намного сильнее, нежели если бы вы откренивались в противоположную сторону. Работа корпусом — это первое правило разворота.

Мотоцикл едет прямо, если к нему не прикладывать никаких внешних сил. Стремление переднего колеса выровняться с увеличением скорости происходит за счет выноса. Вынос – это расстояние между пятном контакта переднего колеса и воображаемой точкой, образованной пересечением линии, проведенной через центр рулевой колонки с дорожным покрытием. При движении мотоцикла эта воображаемая точка находится всегда впереди и как бы тащит за собой колесо. Эта точка находится на оси, вокруг которой вращается руль и вилка, поэтому колесо, катящееся немного позади, всегда стремится выровнять руль. Поскольку вы движетесь на первой передаче, то любое добавление газа приводит к быстрому увеличению скорости. Другими словами, если вы в развороте, когда руль повернут, добавите газ, то руль будет стремиться выровняться. Обратите внимание, что руль мотоцикла на низких скоростях поворачивается, а на высоких его поворот почти незаметен. К тому же, когда вы ускоряетесь при движении по дуге, то увеличивается центробежная сила, она здесь тоже работает и помогает распрямить траекторию. Нам вовсе не обязательно понимать теоретические тонкости физических процессов, происходящих при движении мотоцикла, главное уметь применять на практике основанные на них приемы.

Для того чтобы более тонко дозировать подачу газа на первой передаче используйте сцепление. Сцепление в развороте должно быть выжатым и отпускать его нужно таким же образом, как будто вы трогаетесь. Именно сцеплением мы дозируем подачу газа в развороте. Другими словами: выжатое сцепление дает вам возможность более тонко дозировать подачу газа в развороте на первой передаче. Это второе правило разворота.

Существует еще один способ контроля ускорения на малых скоростях. Во многих школах советуют полностью отпустить сцепление и контролировать тягу задним тормозом. При этом холостые обороты немного завышают, чтобы мотоцикл не заглох. Этот способ может показаться легче изначально, но на практике при движении в городе вы им пользоваться не будете, он существенно ограничивает возможности низкоскоростного маневрирования. Особенно это заметно при замене легкого учебного мотоцикла на более тяжелый.

Чтобы быстро научиться пользоваться газом и сцеплением в развороте попробуйте выполнить следующее упражнение. Поставьте мотоцикл ровно, сначала поднимите ноги, а только потом начинайте движение. Когда вы поднимете ноги на стоящем мотоцикле, он начнет заваливаться, быстро поверните руль в ту сторону, куда валится мотоцикл и трогайтесь. Тем самым мы не выставляя ноги, можем поднимать мотоцикл, когда он заваливается при медленном маневрировании. Старайтесь трогаться не в тот момент, пока мотоцикл стоит ровно, а дождитесь когда он начнет заваливаться. Каждый раз мысленно напоминайте себе про расслабленные руки и плавность движений.

В современном административном регламенте практического экзамена на категорию «А» требования к кандидату в водители сведены исключительно к проверке навыков медленного маневрирования. Рекомендуем обратить внимание в первую очередь на тренировку навыков по наклону и выравниванию мотоцикла, используя два вышеописанных правила, а не на выписывание фигур на экзаменационной площадке. После приобретения вышеописанных навыков любая фигура не будет вызывать затруднений.

В дальнейшем используйте эти правила при маневрировании в плотном городском потоке на малых скоростях. Чем тяжелее мотоцикл, тем важнее их использование.

Иллюстрации: Мария Грачева.
Текст: Мотошкола.ру

www.motoshkola.ru

Уверен, вы наблюдали, как некоторые мотоциклисты красиво входят в повороты, при этом будучи на грани падения. Вот мы и решили вывести идеальную формулу, по которой можно вписаться в любой поворот.

Проведя опрос, станет ясно, что каждый водитель мотоцикла, может входить в поворот по-разному. Единственное, в чем совпали все ответы, так это в совокупности факторов, влияющих на поворот мотоцикла. Естественно, основной фактор – это поворот руля. Но без движений корпусом и регулировки газа и тормоза, будет очень сложно.

Чтобы достичь успехов во всех вариантах управления мотоцикла, стоит научится, сперва, контррулению. Сегодня, мы все расскажем подробно об этом процессе. Не нужно понимать принцип контрруления, стоит лишь разобраться, каким образом влияя на руль, вы меняете поведение мотоцикла. Но если вы разберетесь в этом процессе, и будете его применять постоянно, объезд любого препятствия, станет для вас не проблемой. Выход из экстремальной ситуации на дороге, если сказать простыми словами, зависит от ваших умений тянуть и толкать руль. Когда вы обуздаете контр руление, остальные способы езды вам будут понятны сразу.

Тянем и толкаем руль.

Известно, что чем быстрее движется мотоцикл, тем он устойчивей. То есть, на ста километрах в час, повернуть руль будет куда сложнее, чем на пятидесяти. Войти в поворот на малой скорости настолько легко, что некоторые даже не догадываются до этого. Некоторые водители, имея некий опыт, до сих пор не знаю, что поворот исходит от руля, а уж только потом от поворота корпуса.

Кто пытался изучать контрруление, и пробовал это на практике, знают, от приложенной силы, зависит поведение мотоцикла. В идеале, чтобы мотоцикл четко входил в поворот, стоит толкнуть внутреннюю рукоятку, и тянуть к себе внешнюю. Таким образом, наклонить мотоцикл не составит, почти, никаких усилий.

    

Положение рук.

Этот тот случай, где важно иметь расслабленные руки. Возьмите руль мягкой хваткой. Больших сил прикладывать не нужно. Не нужно быть и дергать рукоятки, нужно плавно тянуть и толкать их, не выпуская из-под контроля движение. Если добавить агрессию, тоже можно войти в любой поворот, но на время, пока шасси не в норме, мотоцикл потеряет управление. А за эти доли секунды можно натворить большие проблемы.

Снизьте нагрузку с руля.

Так как весь ваших рук, и часть веса корпуса припадает на руль, нужно предпринять все, чтобы остальной весь распределился равномерно и не упал в одну точку. Да, тут уже не обойтись без спортзала. Ведь силами мышц пресса, груди, спины, нужно работать не слабо при езде на мотоцикле. Да, когда вы будете входить в поворот, определенные усилия нужны. Но и здесь, ни в коем случае нельзя повиснуть на руль. Повернув, и когда нет необходимости поворачивать руль, стоит вновь расслабить руки и снизить нагрузку с руля. Будьте за рулем расслабленным. Так вы сможете лучше контролировать байк и чувствовать дорогу. Вцепившись в руль, безопасней не станет. Теперь давайте рассмотрим основные способы руления мотоциклом. Их четыре, попробуем доходчиво объяснить каждый.

Рулим газом.

Чтобы руки во время поворота были расслаблены, стоит научится входить в повороты используя рычаг газа. Как только вы снизите газ при повороте, мотоцикл начнет валиться в сторону, добавите – и он вновь выпрямится и угол наклона будет сохранен. Теперь давайте узнаем некоторые термины. Сначала познакомимся с «открытым газом». Это когда рукоятка находится в таком положении, что мотоцикл начинает набирать ход. На «ровном газу», заслонки инжектора будут двигаться совсем немного. Эти понятие совсем не схожи. С открытым газом можно войти в поворот, но контролировать процесс будет сложно. Чтобы повысить эффективность, и суметь толкнуть рукоятку, нужно переходить на ровный газ и перемещать весь мотоцикла вперед. Если все сделать не вовремя, можно не вписаться в поворот и сделать его шире.

Рулим ногами.

Чтобы контролировать руление ногами, нужно пользоваться внешней ногой. Прижмите колено и бедро плотно к баку, и вы сможете начать поворачивать. Грубо говоря, вы расслабляете руки, и переносите все внимание на свои ноги. Такой прием при повороте, поможет вам избавится от глупой привычки, и прекратить повисать на руле. Но при этом процессе, стоит учесть работу корпуса. Напрягите пресс и спину, чтобы удержать равновесие. Включая ногу при повороте, вы сделаете его плавным и более безопасным. Пробуйте, и у вас обязательно получится.

www.real-biker.ru

Частые ошибки

Растерянность водителей в экстремальной ситуации заставляет прибегнуть к резкому нажатию тормозов, забыв о том, как правильно поворачивать на мотоцикле. Это самый плохой способ выхода из сложившейся ситуации. Из-за торможения заднее колесо разгружается и теряет сцепление с дорогой. Обычно резкий сброс скорости приводит к вылету с дорожной полосы. На скользком покрытии вы просто перевернете байк на бок и попадете в аварию.

При рыхлом и сухом покрытии, резкое торможение создает усиленную нагрузку на подвеску. При наезде на кочку водителя выкидывает из седла, поскольку амортизаторы не в силах справиться с полученным ударом и просто передают всю его силу на байкера.
Что делать если вы попали в такую ситуацию? Есть три наиболее правильных способа выйти из ситуации:

    Фиксация рычага газа. Зажав подачу топлива, вы не позволите мотору набрать большие обороты благодаря большой скорости вращения колес. Это позволит снизить силу рывка при восстановлении сцепления. Однако такой способ очень сложно выполнить. Инстинкт самосохранения будет заставлять вас нажать на тормоз.

  1. Очень медленный сброс газа. Это действие позволит контролировать колеса через двигатель. Малоэффективный прием, однако, он намного лучше резкого сброса подачи топлива.
  2. Если у вас достаточно силы для поднятия мотоцикла во время наклона, тогда идеальным вариантом станет прибавление газа. Увеличение угла наклона повысит сцепление с дорогой и позволит стабилизировать байк. Подъем необходимо осуществлять плавно без рывков.
  3. Зачем же делать наклон корпусом тела, если он может привести к созданию опасной ситуации? Все очень просто и основано на законах физики. Существуют две причины вывешивания торса с байка:

    1. Наклон способствует смещению центра тяжести. Это увеличивает стабилизацию мотоцикла.
    2. Вывешивание позволяет пройти вираж с меньшим наклоном байка, что дает большее сцепление резины с дорожным покрытием, за счет увеличения площади. Это позволит лучше контролировать траекторию движения.

    Как правильно вывешиваться и чего не стоит делать

    При неправильном выполнении наклона торса может возникнуть аварийно-опасная ситуация. Вот основные ошибки, совершаемые мотоциклистами при проходе виражей:

    1. Наклонив туловище без мотоцикла, байкер напрасно тратит силы. Управление значительно ухудшится, а держаться за руль станет крайне неудобно. В конце концов, можно просто перевернуться, налетев на кочку. Необходимо равномерно распределять вес, опираясь на обе подножки.
    2. Поворот торса в противоположную сторону наклона мотоцикла. Такая ошибка затруднит управление байка и создаст нагрузку на скелет водителя.
    3. Нельзя держать прямую спину при наклоне. Любая кочка может стать фатальной проблемой для водителя. В таких случаях, кроме как поворачивать на мотоцикле, не останется возможности контролировать управление.

    Самый эффективный угол наклона торса различается с байком на 5-10 градусов с последующим выравнивание на одну линию. Это позволит плавно войти в поворот на дорожном покрытии с низким коэффициентом сцепления. Колесо будет сильнее проворачиваться, поскольку крутящий момент, создаваемый на передней вилке, будет больше, чем в задней части байка.

    Однако в случае сильного наклона увеличится опрокидывающая сила и байк, в лучшем случае, ляжет на бок. При прохождении сложных кольцевых виражей, помогает смещение таза с седла мотоцикла. Для такого трюка необходима специальная резина, с жесткими ребрами. Она позволит увеличить сцепление с асфальтом и более плавно войти в поворот. Правда такая резина создает чувствительности к мелким кочкам. Каждый удар будет сильнее отдаваться в корпус водителя.

    При правильном освоении всех азов, проблем с проходом извилистых участков трассы на большой скорости не возникнет. Лучше всего перед исполнением потренироваться на симуляторах или в домашних условиях. Понимание основных принципов движения позволит лучше сориентироваться в сложной ситуации.

    motoholder.ru

rollerbord.life

Как наклонятся в повороте — мотоциклы и скутеры

Новичок старается сохранить вертикальное положение мотоцикла по двум причинам: он боится, помня свое первое падение, которое произошло на малой скорости в крутом повороте (если еще и на тормоза тогда по глупости надавил) или он считает, что у двигателя не хватит тяги на низах и мотоцикл завалится на малой скорости потому, что заглохнет мотор.

Двигатели глохнут или потому что они холодные, а подсос вытянуть забыли или поленились вытянуть как надо, или на горячую — если холостые выставлены слишком низко. Вывод: на холодном двигателе нельзя практиковаться выполнять повороты на малой скорости.
Грамотный мотоциклист чувствует, когда его движок может раскручиваться под нагрузкой без опасности заглохнуть. Иначе при развороте приходится концентрироваться на движениях ручки газа вместо того, чтобы держать равновесие.

Чтобы развеять страхи новичков при наклоне мотоцикла в повороте, приведем примеры — теоретический и практический.

Представьте себе предмет с низко расположенным центром тяжести. Вообразите, что Вы держите в руке швабру с насаженным на нее с одного конца шаром для боулинга. Ваша рука посередине ручки, швабра — вертикально, шаром вверх. Насколько Вы сможете отклонить ее от вертикали, удерживая одной рукой? Конечно — нужно держать ее почти вертикально, шар-то тяжелый и находится наверху, стоит ему отклониться хотя бы немного вбок и он утянет за собой всю швабру. А теперь перевернем швабру шаром вниз, поставим шар на пол и попробуем еще раз.
Оказывается, что теперь ручка швабры может отклоняться от вертикали довольно далеко, и вернуть ее в вертикальное положение не составляет особого труда. Вот в этом и смысл низко расположенного центра тяжести.

От теории переходим к практике: ученики двигаются на мотоцикле прямолинейно, стоя на подножках. При этом они покачивают мотоциклы влево-вправо подобно маятнику, не поворачивая при этом руль, и стараются, чтобы головы оставались на прямой линии.
Мотоциклы как бы пляшут под ними, а туловище вместе с головой сохраняет максимально вертикальное положение. Несмотря на “пляску”, мотоциклы сохраняют почти прямолинейное движение, и вероятность падения полностью отсутствует, потому что для этого центр тяжести находится недостаточно высоко, и ученики видят это на личном примере.

Многие из нас в повороте любят наклоняться вместе с мотоциклом. И получается, что новичка обычно легче научить проходить вираж — они охотнее, без опаски наклоняют мотоцикл, если сами при этом сохраняют как можно более вертикальное положение. Поэтому после того, как новичок освоил первое несложное упражнение — раскачку, сидя в седле и удерживая голову на воображаемой прямой — ему нужно усложнить упражнение и теперь выполнить поворот исключительно за счет наклона мотоцикла, продолжая сохранять вертикальное положение тела. Важно, при выполнении этого упражнения, держать голову вертикально в том же самом положении, что и при движении по прямой — то есть “чтобы положение линии горизонта относительно линии глаз оставалось неизменным”.

Это может показаться странным, но именно так многим бывает легче привыкнуть к мотоциклу и преодолеть инстинктивный страх перед поворотом. После нескольких кругов они сами начинают удивляться тому, как сильно им удалось накренить мотоцикл, сумев удержать голову в том же положении. Но нужно продолжать тренировку, постепенно увеличивая угол наклона до тех пор, пока фактически не начнете отталкивать руль в сторону от себя на расстояние вытянутых рук. При этом голова сохраняет почти вертикальное положение, а мотоцикл наклоняется в повороте все сильнее и сильнее. Со временем выполнять это упражнение становится все легче и легче.

Теперь о наклоне мотоцикла и плавному развороту в ограниченном пространстве, например, на парковке. Новичок находится на мотоцикле с работающим двигателем и поворачивает руль последовательно до упора сначала налево, затем направо. Из любого из этих положений он может тронуться и начать движение. Это может быть страшно, но лишь поначалу — со временем привыкаешь и это получается само собой.

Методика трогания с места с полностью вывернутым вбок рулем отрабатывается многократно, со стартом в обоих направлениях, вплоть до достижения автоматизма.

Когда Вы научитесь выполнять это упражнение — на парковке для Вас проблем не будет. Остановка, руль повернут в сторону до упора, трогание с места.
А теперь попробуйте, насколько быстро при таком трогании Вы сможете поставить ноги на подножки? И если предыдущее упражнение отработано правильно, то сами того не замечая, Вы просто слегка наклоните мотоцикл, моментально поставите ноги на подножки еще в статике, не начав движения, и плавно тронетесь с места. Теперь Вы сможете развернуться в любом самом узком месте, насколько это позволяют ограничители руля.
Самое главное — не забывайте, что если в этот момент нажать на тормоза, то падение неизбежно!!! Медленный поворот и торможение — вещи несовместимые. Не нужно бояться падений на малой скорости.
При просмотре видеозаписей мотогонок можно увидеть, что в виражах гонщики почти не наклоняют головы, и что если мотоцикл движется со скоростью более 20 миль/час (32 км/ч), то можно вполне безопасно наклонять его в повороте вплоть до касания асфальта подножками. Нужно раз и навсегда вбить себе в голову, что если у тебя появляется ощущение, что в этом повороте дальше наклонять мотоцикл уже нельзя, то самое время наклонить его еще больше с одновременным увеличением подачи топлива (не закрывать ручку газа!!!!).

Еще раз — о применении тормозов на малой скорости при маневрировании в ограниченном пространстве надо забыть. За равновесие мотоцикла и управление им на малых скоростях в указанных ситуациях отвечает не правая рука, а левая — сцепление. Нужно научиться “играть” сцеплением и регулировать скорость движения за счет проскальзывания пакета дисков, и таким образом понять, что это более надежный способ выдержать желаемую траекторию при медленной езде! При наклоне мотоцикла (подразумевается, что Вы наклоняете его для поворота) надо забыть о тормозах, иначе Вы его обязательно завалите, а перед торможением для полной остановки мотоцикл необходимо предварительно выровнять!!!

Общая суть в том, что и на малых скоростях мотоциклы легко управляются при условии наличия правильных навыков. И при достаточных тренировках, наклон в повороте, из пытки превращается в увлекательное и нормальное, контролируемое действие.

moto.ironhorse.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о