Подготовка лыж к соревнованиям – Правильная подготовка лыж к соревнованиям и зиме

Разное

Содержание

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

04 июля 2011   |   Полинковский Виктор

Советы и инструкции

Эту статью я адресую в первую очередь спортсменам-любителям, которые выступают на любительских стартах и тренируются на слаломных трассах. Многие из вас, наверное, уже поняли, что отдать в сервис — дорого и не совсем то, что нужно. Да и лыжи «сгорят» за несколько таких сервисов. Из этого правила, правда, есть исключение, но о нем — немного позже.

Итак, если руки у Вас растут из хотя бы примерно правильного места, начнем.

Берем лыжу и сначала внимательно ее осматриваем. При сильно «забитых» кантах потребуется предварительная шлифовка со стороны скользящей поверхности. Проще всего это делать так. Зажав лыжу в тиски скользящей поверхностью вверх, берем напильник средней «грубости», и, прислонив его к поверхности лыжи, выдерживая угол с осью лыжи около 45 градусов, длинными движениями шлифуем как бы поверхность лыжи, но на самом деле, за счет прогиба напильника, шлифоваться будут канты.

 

Тут надо не переборщить с прогибом напильника, иначе завалим кант со стороны скользящей поверхности не на допустимые (хотя и вовсе не обязательные) 0,5- 1 град., а больше, что отрицательно скажется на способности лыжи держать на льду. Надо понимать, что чем мягче (тоньше) напильник, тем меньше и ближе к краям лыжи надо на него давить. Косвенным показателем правильности усилия и места его приложения является равномерное снятие металла по всей ширине канта и слегка задетая скользящая поверхность. Если видно, что сначала явно заблестели лишь самые кромки кантов, значит, Вы передавливаете напильник, и либо надо слабее давить, либо руки поближе сдвинуть, либо напильник возьмите пожестче.

Процесс можно считать законченным, когда оба канта блестят по всей ширине, на них практически нет заусенцев и даже царапин. Вообще эта операция нужна не всегда, но при сильно забитых кантах позволяет сэкономить канты для последующих заточек с традиционной, торцевой стороны. Тут надо сказать, что существуют специальные приспособления для заточки под 0,5 и 1 градус, но все приспособления не купишь, да и не надо. У меня есть два таких, но точу по плоскости без них, описанным выше способом.

При наличии ГЛУБОКИХ царапин и выбоин на скользящей поверхности попробуем их заделать при помощи специальных свечек (продаются во всех лыжных магазинах). Свечки лучше применять прозрачные для всех цветов скользящей поверхности, кроме черной, для черной — черные. Поджигаем свечку и, держа ее над царапиной, как можно ближе к поверхности для прогрева пламенем пластика лыжи, капаем с избытком на поврежденное место. Аналогично заделываем все поврежденные места.

 

Затем, дав лыже слегка остыть, снимаем все лишнее при помощи хорошо заточенной пластиковой цикли.

 

При этом Вы устраните так же и последствия предыдущей операции — уберете стружку и мелкие царапины с поверхности. Вообще циклей может стать любой прямоугольный кусок оргстекла, размером примерно 15 на 7 см, толщиной 4-5 мм, с заточенными гранями между торцами и плоскостями. Для заточки надо поводить торцами цикли по напильнику или наждачной бумаге, закрепленной на столе, до выравнивания торцов и появления идеально ровной и острой кромки.

 

Если Вы все правильно поняли и сделали, Ваша цикля имеет четыре прямоугольные кромки длиной около 15 см. Если Вы остались недовольны результатами двух описанных выше операций или еще до начала работ видите, что канты имеют слишком сильные повреждения от камней, явно неустранимые напильником, а скользящая поверхность имеет слишком много мелких и средних царапин, которые не заделать, не залив свечкой пол-лыжи, вспоминаем об исключении из правила про сервис. Надо отдать лыжи в ски-сервис, НО попросить ТОЛЬКО отшлифовать скользящую поверхность. Это стоит не более половины полного сервиса и наносит ресурсу лыжи меньший урон. Надо при этом понимать, что лыжи после этого станут несколько мягче — канты и даже тейфлон участвуют в формировании жесткости лыжи; утончая их, мы делаем лыжу мягче. Еще имейте ввиду, что лыжа за весь срок службы может выдержать две, максимум три подобных процедуры, поэтому не надо из пушек по воробьям…

Теперь переходим к торцевой заточке кантов. Для этого зажимаем лыжу в тиски «на ребро».

 

Нам понадобится уголок на 85-87 град. (это дело вкуса, я точу на 86, чем острее, тем агрессивней лыжи хватают лед, но тем и быстрее тупятся) и можно использовать тот же напильник, что и при заточке с плоскости. Вообще, конечно, лучше иметь несколько напильников, разной жесткости и грубости. Желательно иметь в арсенале напильник с фрезерованными зубьями, в просторечьи — пилу. В общем, что имеем, то и закрепим к уголку. Тут очень важный момент: уголок должен иметь по краям два выступа, а посредине, соответственно, «провал», для того, чтобы, придавив прищепками напильник в середине, где провал, тем самым прогнуть его в дугу, БОЛЕЕ КРУТУЮ, чем дуга, образуемая кантом лыжи.

 

Это КРАЙНЕ важно, потому что без этого Вы будете точить кант первым зубом напильника и тут же тупить его пяткой инструмента. Убедиться в правильности прогиба напильника можно, прислонив уже готовый инструмент из уголка и напильника к канту как бы для работы и покачать в продольном направлении.

 

Если качается, все ок, если нет — добавьте прищепку или смените напильник на более мягкий. Теперь можно приступать собственно к торцевой заточке. Если стружку снимают лишь несколько зубьев напильника в середине — значит, Вы его слишком загнули. Движения должны быть плавными и длинными, можно к себе и от себя — дело вкуса.

 

ВАЖНО!!! Инструмент прижимать не только к торцу канта, но и к скользящей поверхности лыжи, иначе, во-первых, не выдержишь угол, а во-вторых, инструмент может соскочить, и тогда… СЕНЯ, БЕРЕГИ РУКУ!!! Советую по крайней мере на первых порах работать в перчатке. Если инструмент соскакивает, особенно в конце процесса, последствия для Ваших конечностей и кожи, поверьте, превзойдут все ожидания.

По мере работы периодически проверяйте остроту канта и, достигнув оной, прекратите точить, как бы не увлек процесс, иначе кантов на следующую заточку уже не хватит. Проверять можно пальцами или ногтем, должно «хватать» по всей длине канта. Не забывайте периодически тряпкой снимать стружку с плоскости лыжи, а также вынимать опилки из пространства между уголком и напильником. Не забывайте также чистить поверхность уголка, скользящую по скользящей поверхности лыжи, иначе поцарапаете ее. Начинать эту операцию было бы хорошо со снятия т.н. оберканта (такой выступ над кантом из алюминия и пластика или стеклопластика) специальным инструментом, но где его взять? Его можно заменить огрызком «пилы», прикрепленным, как и напильник, прищепкой к уголку через дополнительную прокладку так, чтобы получился заведомо более острый угол.

 

Можно всю торцевую заточку делать «пилой», если канты очень забитые, но тогда надо проверять готовность после каждого прохода инструментом — «пила»моментально «съедает» кант. После «пилы» неплохо несколько раз пройти обычным напильником. Пила — длинная и гибкая, не имеет «тупящего» хвоста, загнется по линии канта сама, можно при сборке с уголком насчет обеспечения прогиба не париться.

!!!Не пытайтесь пилой точить по плоскости — испортите плоскость, вся будет в диагональных царапинах.

При заточке пилой кантов, имеющих сильные задиры и выбоины от камней, пила может не взять упрочненный от удара металл и начнет прыгать на поврежденных местах. В этом случае надо удалить повреждения локально при помощи самого мелкого напильника или наждачного камня, после чего можно продолжить заточку пилой.

Закончив со всеми четырьмя кантами, переходим к финишной обработке. Для этого нужен алмазный брусочек (овес нынче дорог, алмазный брусок можно заменить самой мелкой наждачной бумагой, обернутой вокруг огрызка напильника или пластмассовой линейки). Сначала шлифуем кант со стороны скользящей поверхности. Для этого надо водить бруском со стороны скользящей поверхности по канту, так, чтобы, с одной стороны, брусок прижимался гарантированно к плоскости скользящей поверхности, с другой, — акцент давления приходился все же на кант, а не на пластик.

 

Признак окончания операции — изменение звука при обработке и, главное, исчезновение заусенца, которое можно проверить ногтем, пробуя заточку в рабочую (как лыжа цепляется при езде об лед) и обратную стороны — ощущения должны быть одинаковыми.

Теперь переходим к последней операции в части шлифовки кантов — алмазная обработка торца канта. Зажимаем алмазный брусок прищепкой к ОДНОМУ выступу уголка (той проблемы, что с напильником, здесь нет — алмазный брусок на пластмассовой основе очень мягкий и легко принимает радиус лыжи).

 

Здесь я открою супер секрет: в идеале, для алмаза лучше взять уголок на градус больше, тогда лыжа будет врезаться в лед как 86 град., а тупиться — как 87. Но это не обязательно. Итак, совершаем те же движения, что и раньше с напильником, только давим в ДЕСЯТЬ раз СЛАБЕЕ (будете сильно давить — не снимете, а наоборот увеличите заусенец, и брусок убьете — сдерете с него всю алмазную пыль; многие, не понимая этого, продолжают скрести по лыжам голой алюминиевой подложкой).

 

Здесь надо понимать, что эта операция несет двойную пользу — окончательное снятие заусенцев и упрочнение кантов наклепом. Отметим, что не всегда нужно выполнять все операции от А до Я, все зависит от состояния лыж, определяемого при первом осмотре. Иногда бывает достаточно лишь алмазной обработки.

Канты готовы — переходим к «водным процедурам». Очищаем лыжу — тряпкой от пыли и стружки, затем еще раз циклим, проходим щеткой, какая есть, и наплавляем мазь. Утюг для этого годится только фирменный — иначе деньги на мазь будут выброшенными и можно вообще не мазать, да и лыжи можно убить. На какую погоду какую мазь использовать – написано на мази.

Некоторые корректировки этих рекомендаций надо знать. Снег сырой — смещаемся в теплую сторону, более быстрые виды — лучше ошибиться с мазью в плюс, полого сверху, слалом — чуть в минус, «Снежком» — не поедет никакая мазь :). Мазь надо наносить так: прислоняем к нагретому автоматически до нужной температуры утюгу кусок мази и капаем на лыжу.

 

 

 

Затем, не стесняясь, размазываем, вплавляем мазь по всей поверхности, чтобы не осталось сухих мест. Делать это надо решительно и БЫСТРО.

 

Долгое общение с утюгом лыже в любом случае не на пользу. Для тренировки используем простые недорогие и невредные для лыж СН-мази. На соревнования — если снег сырой и грязный — фтористые (после старта их надо снимать и переплавлять на СН), а на Урале, например, СН лучше катит. Вообще один мой знакомый тренер говорил, что в слаломе главная мазь — это та, что в заднице у спортсмена, и это — правда. Ну, а нам осталось циклей снять ВСЮ мазь (останется, что надо, в структуре поверхности).

 

Делать это можно только на полностью остывших лыжах. Желающие поперфекционировать могут все это растереть капроновой щеткой и уж самые продвинутые — натереть ускорителем. По мне это — лишнее. Тем более, при ТАКОЙ подготовке нужна вторая разминочно-просмотровая пара, в точности такая, как стартовая. Вот, вроде, и все, кое-что, надеюсь, проясняют фотографии.

УДАЧИ!

 

Другие статьи автора на сайте:

Основной вопрос в слаломе

Как выжить на настоящем слаломе

 

 

 


комментарии к статье

alpindustria.ru

Правильная подготовка лыж к соревнованиям

Любой профессиональный спортсмен, как и любитель в лыжном спорте, подтвердит, что успех в этом спортивном состязании по большей части зависит от правильности подготовки оборудования. Сама подготовка лыж имеет ряд нюансов и важных особенностей. Чтобы достигнуть наилучшего результата, требуется их правильная очистка и смазка. Поэтому подготовкой снаряжения важно заниматься своевременно.

Общие особенности

Процесс подготовки лыж к серьёзным соревнованиям требует некоторых знаний и практических навыков. Более того, в команду профессиональных лыжников всегда входят обученные люди, которые отвечают за тот или иной этап подготовки снаряжения, выполняют его в зависимости от текущих условий окружающей среды – уровня влажности воздуха, температурного режима и прочих.

Подготовка лыж важна как для профессионалов перед серьёзными стартами, так и для любителей этого вида спорта. В первую очередь упор делается на скольжение.

Важно заметить, что нуждаются в подготовке как новые лыжи, так и те, на которых уже неоднократно катались.

Подготовка лыж

Основные разновидности лыж

В подготовке каждого типа лыж имеется ряд особенностей, которые непременно должны приниматься во внимание. Так, во время подготовки беговых лыж делается упор на наилучшее скольжение. Но если предполагается применение классического стиля, во внимание принимается и такой фактор, как держание. Если подготовку провести по всем правилам, то даже лыжник с минимальным опытом непременно получит максимальное удовольствие от катания.

В подготовке горных лыж важно не только качество их поверхности скольжения, но и кантов. Их необходимо обработать посредством специальных составов, а также заточить. Это гарантирует максимальную безопасность во время спусков с горных склонов.

Нюансы профессиональной подготовки лыж

В первую очередь требуется правильная грунтовка непосредственно скользящей поверхности. Она актуальна в первую очередь для подготовки лыж для конькового хода, а также для прочих их типов.

После грунтования поверхности необходимо нанести на неё парафин графитовый. Производится эта манипуляция с применением так называемого горячего способа. Благодаря присутствию парафина, одним из компонентов которого выступает графит, исключается смещение самого первого слоя смазки. Кроме того, это гарантирует рост износоустойчивости самой смазки.

Подготовка горных лыж

Далее, лыжи остывают примерно до комнатной температуры, после чего можно удалить лишний оставшийся на них парафин посредством скребка.

На следующем этапе скользящая поверхность подвергается воздействию специальной щётки роторного типа выполненной из конского волоса. Следом выполняется воздействие металлической щёткой ручного типа волос в которой уже тонкий.

Теперь можно наносить парафин исходя из реальных погодных условий. Делается это также горячим способом. В первую очередь поверхность покрывается слоем низкофтористого вещества, который обеспечит прекрасную связь с первыми слоями.

Как только лыжа остынет, действия по удалению излишков парафина и обработке щётками повторяются. Следующий слой – это парафин, в котором высока доля фтора. Завершает подготовку фторуглеродная смазка. Её выбирают, также ориентируясь на реальные погодные условия.

Особенности работы с любой фторуглеродной смазкой

Это вещество имеет ряд особенностей, вне зависимости от того, выпущено оно в виде эмульсии, порошка либо ускорителя. Поэтому специалисты рекомендуют работать с ним только с применением отдельного комплекта щёток.

Категорически недопустимо одновременное применение инструмента для работы с парафином и такой смазкой.

Подготовка беговых лыж

Порядок и нюансы подготовки лыж, предназначенных для конькового хода

Как уже было указано выше, в зависимости от типа лыж подготовка их может несколько отличаться. В этом случае работа начинается с очистки оборудования. Для этого поверхность чистится посредством щётки из латуни либо из стали. Это обеспечит достаточное открытие пор, находящихся непосредственно на скользящей поверхности.

Следующий этап подготовки лыж для конькового хода – это нанесение на них парафинового слоя. Чтобы он лёг равномерно, на поверхность воздействуют слабо нагретым утюгом.

Особенности нанесения парафина на лыжи

Важно понимать, что нанесение парафина – это ответственный и небезопасный процесс. Эта особенность как раз обуславливается необходимостью применения утюга. Если не рассчитать усилия, то необходимого слоя парафина между поверхностью оборудования и самим утюгом попросту не останется. Лыжи окажутся повреждёнными.

Достаточно произвести фиксацию посредством станка для подготовки лыж. Утюг прогревается до отметки в 60 градусов. Далее на рабочую поверхность последовательно наносится и распределяется парафин. Обычно достаточно трёх слоёв, каждый из которых осторожно вплавляется.

Подготовка коньковых лыж

Снятие парафина с лыжи

На следующем этапе важно избавиться от излишнего количества смазки. Для этого существует специальный скребок. Как только этап будет завершён, необходимо повторить операцию, но уже посредством щётки.

Особенности удаления парафина со скользящей поверхности таковы:

  1. Начинается работа с применением скребка.
  2. Важно не менять степени нажима при обработке того или иного участка, в противном случае лыжа будет очищена неравномерно.
  3. В завершении этапа для лучшего удаления вещества, работа продолжается уже с применением щётки при активных и быстрых движениях инструментом.
  4. Когда возникает необходимость в удалении первоначального слоя парафина, используется утюг.

Необходимость в полном снятии ранее нанесённой на лыжи смазки возникает лишь в тех случаях, когда они едут недостаточно хорошо. Обычно это является признаком неправильной подготовки оборудования, выполненной перед катанием. После снятия базового слоя с поверхности все манипуляции повторяются.

Подготовка новых лыж

Особенности работы с беговыми лыжами

На практике подготовка беговых лыж обычно осуществляется в заводских условиях с применением специальных агрегатов, снабжённых абразивным камнем либо лентой. В окончательной обработке нуждаются новые лыжи, ещё её выполняют по несколько раз на протяжении сезона.

Настройки шлифовального оборудования выбираются исходя из необходимой структуры поверхности, определяемой особенностями снежного покрова. Так, лыжи не будут хорошо скользить, если поверхность их сухая, оплавленная либо чрезмерно гладкая и блестящая.

Обычно для улучшения скользящих свойств прибегают к нанесению на рабочую поверхность специального рисунка, так называемой структуры. Сделать это можно не только вручную, но и с применением специальных шлифовальных агрегатов. Не менее важен в обеспечении нормального скольжения, такой этап обработки, как снятие ворса. Это можно проделать как на специальном станке, так и вручную.

Станок для подготовки лыж

Подготовка беговых лыж в идеале должна выполняться перед каждым выходом в отдельности. Ведь условия по температуре и влажности окружающей среды вполне могут измениться.

Специалисты уверяют, что для прогулки по хорошему снегу достаточно тщательно обработать скользящую поверхность парафином – этого будет достаточно на расстояние в 15–20 км. Но после нанесения на лыжи парафина они становятся подвержены истиранию, прекрасно впитывают грязь. Это проявляется в побелении рабочей поверхности с последующим обретением выраженного серого оттенка. Поэтому так важно качественно чистить лыжи перед тем, как будет наноситься новый слой парафина.

Для беговых лыж важна структура, поэтому их подготовка всегда завершается нанесением на скользящую поверхность определённого рисунка с учётом глубины и шага бороздок.

Порядок подготовки лыж классического типа

Подготовка горных лыж к соревнованиям или обычному катанию всегда начинается с очистки рабочей поверхности от смазки. Для этого их фиксируют в станке для подготовки лыж. После очистки поверхности от грязи и нанесённых ранее смазок выполняется подготовка колодки, предполагающая нанесение мази.

Её лучше наносить в холодном виде в несколько слоёв. Для полноценного растирания вещества подойдёт профильный станок. Важно все движения выполнять активно.

На фоне трения начнётся процесс выработки тепла, вещество равномерно распределится.

Подготовка горных лыж

Если применяется жидкая мазь, необходима укорочённая колодка. Объясняется это тем фактом, что у неё повышенный коэффициент сцепления со снегом относительно мази твёрдой. Обычно применение жидкого компонента происходит укорочение колодки на 15 см.

Также длина колодки зависит и от степени жёсткости самих лыж.

Таким образом, для комфортного катания и достижения лучших результатов важно правильно и, главное, своевременно готовить оборудование. Особенности этой манипуляции определяются типом лыж наряду с реальными погодными условиями.

fb.ru

Порядок подготовки лыж классического типа

Подготовка лыж — отдельная наука, что требует учета ряда факторов и переменных. В расчет берется погода, качество покрытия, материал изготовления лыжи. Новички зачастую самостоятельно готовят инвентарь, поэтому должны учесть ряд моментов собственнолично. для требует не малых навыков, но многие считают такой , чем коньковый.

Общие особенности

Перед тем как подготавливать для классического хода, следует учесть его особенности.

Классический ход считается доступнее новичкам. Он требует меньше усилий, но не позволяет достичь тех же скоростей, что ход коньковый. Коньковый сложнее технически и физически и не может использоваться всегда. Все будет зависеть от , дистанции.

Несмотря на относительную простоту классического хода, подготавливать инвентарь придется также усердно, в противном случае гонка не принесет результата. Потребуются те же стадии, включая обработку очистку, смазку, нанесение различных мазей.

Порядок подготовки лыж классического типа

Приготовление различно. Количество «ступеней» подготовки будет зависеть от финансовых возможностей, модели, наличия тех или иных инструментов. Точной схемы по подготовке не существует. Стоит руководствоваться личными ощущениями при езде, а они индивидуальны. От этого зависит тип выбранных мазей, обработки.

Новичкам нет смысла закупаться дорогостоящими препаратами, достаточно будет купить недорогой отечественный или импортный комплект.

Порядок будет следующим:

  • Приготавливается поверхность. Снимаются старые нанесения, поверхность полируется.
  • Наносятся мази в зависимости от погодных условий и назначения.

Профессиональный подход требует большего количества шагов, но на начальном этапе достаточно будет разобраться с основами. На первых порах потребуются инструменты: скребок и специальный «утюг».

Подготовка скользящей поверхности

Сначала нужно подготовить поверхность для соответствующих мазей. Если инвентарь новый, то особо ничего готовить не придется. Если же инвентарь использовался ранее, то необходимо сначала очистить поверхность.

Очистка поверхности

Очистка может быть произведена двумя вариантами. Первый именуется горячим и включает несколько стадий:

  • Обработка бронзовой щеткой, чтобы убрать старую грязную смазку.
  • Наносится и тут же снимается скребком.
  • Далее лыжа остужается до окружающей температуры.
  • Поверхность натирается нейлоновой щеткой, без напора.
  • Наносится парафин и разглаживается утюгом.

В таком состоянии инвентарь может храниться в перерывах между использованием, в том числе во время перевозки.

Старые смазки можно снимать при помощи специальной смывки. Она наносится на поверхность, обрабатывается щеткой, а затем должна высохнуть. После поверхность обрабатывается сначала стальной щеткой, затем нейлоновой. Далее нужно наносить новые смазки или обрабатывать поверхность горячим способом.

Подготовка поверхности

Поверхность готовится по-разному, все зависит от цели. Если планируется долгосрочное хранение, например, по завершению горнолыжного сезона, то следует произвести очистку горячим методом. Если впереди соревнования, то должна быть нанесена смазка в зависимости от погоды, дистанции и иных факторов.

Смазка лыж под классический ход

Смазка под классический ход, в особенности если их используют непрофессионалы, мало чем будет отличаться от подготовки для конькового хода. Разница будет в используемых мазях.

В некоторых случаях невозможно предсказать, какой именно ход будет использоваться на всей трассе. Приходится использовать комбинированный, то есть сочетать различные методы.

Улучшаем скольжение лыж

Улучшить скольжение можно различными способами. Во-первых, нужно правильно выбирать инвентарь — в одном случае будет уместен пластиковый (или, например, карбоновый), в другом — деревянный.

Еще один вариант — применение правильных мазей и ускорителей, которые будут подбираться под конкретные условия.
Нанесение ускорителей

Ускорители — это те же мази, что могут быть как в виде эмульсий, так и в твердом виде (порошок или «таблетка»). Выбор того или иного вида — вопрос цены и предпочтений.

Нанесение фторуглеродных порошков

Так называемый «твердые мази» следует наносить в следующем порядке:

  • Поверхность нанесения обрабатывается наждачной бумагой.
  • Инвентарь обрабатывается грунтовым порошком.
  • Грунтовая мазь разогревается утюгом до температуры в девяносто градусов.
  • После остывания нужно натереть мазью.
  • Используется растирка, чтобы обеспечить ровное нанесение.

После этого лыжи нужно отнести на улицу, чтобы они остыли до температуры окружающей среды.

Нанесение эмульсий
Эмульсии наносятся данным образом:
  • Наносится грунтовая эмульсия.
  • Разогревается утюгом.
  • После остывания, нужная эмульсия наносится ровным слоем.
  • Экипировка выносится на улицу, чтобы она остыла до рабочей температуры.

Выбор типа смазки зависит от спортсмена, от его предпочтений и финансовых возможностей.

Рекомендации по смазке лыж

При смазке стоит руководствоваться рекомендациями:

  • На начальном этапе нет смысла закупать дорогостоящие смазки, лучше обратить внимание на новый инвентарь.
  • Эмульсия наносится толстым слоем, при этом он не должен быть слишком широким.
  • Перед хранением лыжи чистятся, наносится парафин.
  • Иногда эффективно использовать комбинированную смазку, в зависимости от условий.

Подбору нужной смазки стоит уделить внимание, это существенным образом повлияет на конечный результат.

Подготовка хода мало чем будет отличаться от подготовки для хода конькового. У профессиональных спортсменов подготовкой занимаются специальные люди, ну а любителям или новичкам стоит руководствоваться собственными навыками и ощущениями.

vsnege.com

секреты подготовки лыж, рассказанные на семинаре Vauhti

Новость партнера сайта

В конце сентября под Санкт-Петербургом прошел обучающий семинар об особенностях подбора и работы с лыжными смазками, который проводили специалист финской компании Vauhti Кристиан Сотти и менеджер российского дистрибьютора Vauhti Сергей Иванов. Мы предлагаем вашему вниманию видеозапись этого семинара, где большое внимание уделялось особенностям инновационных жидких смазок скольжения.

Темы, которые обсуждались на семинаре:

— Что в себя включает линейка мазей и инструментов Vauhti
— Рекомендации Vauhti по самостоятельной подготовке лыжи к тренировкам и соревнованиям
— В чём отличие жидких и твердых мазей скольжения. Особенности их использования
— Рекомендации по нанесению твердых и жидких мазей держания

Посмотрев видео, вы узнаете:

— как Vauhti откатывают тестовые лыжи и выбирают наилучшие варианты мазей скольжения и мазей держания?
— зачем нужна пустая бутылка при подготовке лыж?
— это что ещё за зверь такой RC Speed?
— в чем отличие UF от HF и не только?
— LDR универсальный или специальный продукт?
— фторированный порошок для мазей держания и клистеров, что это нам даёт?
— мази держания в жидком виде, а нужно ли это нам?
— многое другое


Скачать Каталог продукции Vauhti сезона 2019-2020 можно по ссылке: https://vauhti.fi/wp-content/uploads/2018/11/VAUHTI_19_20_rus.pdf

Руководство по подготовке лыж: https://vauhti.fi/wp-content/uploads/2018/11/Waxing-guide-2019_2020-rus.pdf

www.skisport.ru

Правильная подготовка лыж к соревнованиям

Спорт и Фитнес 8 декабря 2017

Любой профессиональный спортсмен, как и любитель в лыжном спорте, подтвердит, что успех в этом спортивном состязании по большей части зависит от правильности подготовки оборудования. Сама подготовка лыж имеет ряд нюансов и важных особенностей. Чтобы достигнуть наилучшего результата, требуется их правильная очистка и смазка. Поэтому подготовкой снаряжения важно заниматься своевременно.

Общие особенности

Процесс подготовки лыж к серьёзным соревнованиям требует некоторых знаний и практических навыков. Более того, в команду профессиональных лыжников всегда входят обученные люди, которые отвечают за тот или иной этап подготовки снаряжения, выполняют его в зависимости от текущих условий окружающей среды – уровня влажности воздуха, температурного режима и прочих.

Подготовка лыж важна как для профессионалов перед серьёзными стартами, так и для любителей этого вида спорта. В первую очередь упор делается на скольжение.

Важно заметить, что нуждаются в подготовке как новые лыжи, так и те, на которых уже неоднократно катались.

Основные разновидности лыж

В подготовке каждого типа лыж имеется ряд особенностей, которые непременно должны приниматься во внимание. Так, во время подготовки беговых лыж делается упор на наилучшее скольжение. Но если предполагается применение классического стиля, во внимание принимается и такой фактор, как держание. Если подготовку провести по всем правилам, то даже лыжник с минимальным опытом непременно получит максимальное удовольствие от катания.

В подготовке горных лыж важно не только качество их поверхности скольжения, но и кантов. Их необходимо обработать посредством специальных составов, а также заточить. Это гарантирует максимальную безопасность во время спусков с горных склонов.

Нюансы профессиональной подготовки лыж

В первую очередь требуется правильная грунтовка непосредственно скользящей поверхности. Она актуальна в первую очередь для подготовки лыж для конькового хода, а также для прочих их типов.

После грунтования поверхности необходимо нанести на неё парафин графитовый. Производится эта манипуляция с применением так называемого горячего способа. Благодаря присутствию парафина, одним из компонентов которого выступает графит, исключается смещение самого первого слоя смазки. Кроме того, это гарантирует рост износоустойчивости самой смазки.

Далее, лыжи остывают примерно до комнатной температуры, после чего можно удалить лишний оставшийся на них парафин посредством скребка.

На следующем этапе скользящая поверхность подвергается воздействию специальной щётки роторного типа выполненной из конского волоса. Следом выполняется воздействие металлической щёткой ручного типа волос в которой уже тонкий.

Теперь можно наносить парафин исходя из реальных погодных условий. Делается это также горячим способом. В первую очередь поверхность покрывается слоем низкофтористого вещества, который обеспечит прекрасную связь с первыми слоями.

Как только лыжа остынет, действия по удалению излишков парафина и обработке щётками повторяются. Следующий слой – это парафин, в котором высока доля фтора. Завершает подготовку фторуглеродная смазка. Её выбирают, также ориентируясь на реальные погодные условия.

Особенности работы с любой фторуглеродной смазкой

Это вещество имеет ряд особенностей, вне зависимости от того, выпущено оно в виде эмульсии, порошка либо ускорителя. Поэтому специалисты рекомендуют работать с ним только с применением отдельного комплекта щёток.

Категорически недопустимо одновременное применение инструмента для работы с парафином и такой смазкой.

Порядок и нюансы подготовки лыж, предназначенных для конькового хода

Как уже было указано выше, в зависимости от типа лыж подготовка их может несколько отличаться. В этом случае работа начинается с очистки оборудования. Для этого поверхность чистится посредством щётки из латуни либо из стали. Это обеспечит достаточное открытие пор, находящихся непосредственно на скользящей поверхности.

Следующий этап подготовки лыж для конькового хода – это нанесение на них парафинового слоя. Чтобы он лёг равномерно, на поверхность воздействуют слабо нагретым утюгом.

Особенности нанесения парафина на лыжи

Важно понимать, что нанесение парафина – это ответственный и небезопасный процесс. Эта особенность как раз обуславливается необходимостью применения утюга. Если не рассчитать усилия, то необходимого слоя парафина между поверхностью оборудования и самим утюгом попросту не останется. Лыжи окажутся повреждёнными.

Достаточно произвести фиксацию посредством станка для подготовки лыж. Утюг прогревается до отметки в 60 градусов. Далее на рабочую поверхность последовательно наносится и распределяется парафин. Обычно достаточно трёх слоёв, каждый из которых осторожно вплавляется.

Снятие парафина с лыжи

На следующем этапе важно избавиться от излишнего количества смазки. Для этого существует специальный скребок. Как только этап будет завершён, необходимо повторить операцию, но уже посредством щётки.

Особенности удаления парафина со скользящей поверхности таковы:

  1. Начинается работа с применением скребка.
  2. Важно не менять степени нажима при обработке того или иного участка, в противном случае лыжа будет очищена неравномерно.
  3. В завершении этапа для лучшего удаления вещества, работа продолжается уже с применением щётки при активных и быстрых движениях инструментом.
  4. Когда возникает необходимость в удалении первоначального слоя парафина, используется утюг.

Необходимость в полном снятии ранее нанесённой на лыжи смазки возникает лишь в тех случаях, когда они едут недостаточно хорошо. Обычно это является признаком неправильной подготовки оборудования, выполненной перед катанием. После снятия базового слоя с поверхности все манипуляции повторяются.

Особенности работы с беговыми лыжами

На практике подготовка беговых лыж обычно осуществляется в заводских условиях с применением специальных агрегатов, снабжённых абразивным камнем либо лентой. В окончательной обработке нуждаются новые лыжи, ещё её выполняют по несколько раз на протяжении сезона.

Настройки шлифовального оборудования выбираются исходя из необходимой структуры поверхности, определяемой особенностями снежного покрова. Так, лыжи не будут хорошо скользить, если поверхность их сухая, оплавленная либо чрезмерно гладкая и блестящая.

Обычно для улучшения скользящих свойств прибегают к нанесению на рабочую поверхность специального рисунка, так называемой структуры. Сделать это можно не только вручную, но и с применением специальных шлифовальных агрегатов. Не менее важен в обеспечении нормального скольжения, такой этап обработки, как снятие ворса. Это можно проделать как на специальном станке, так и вручную.

Подготовка беговых лыж в идеале должна выполняться перед каждым выходом в отдельности. Ведь условия по температуре и влажности окружающей среды вполне могут измениться.

Специалисты уверяют, что для прогулки по хорошему снегу достаточно тщательно обработать скользящую поверхность парафином – этого будет достаточно на расстояние в 15–20 км. Но после нанесения на лыжи парафина они становятся подвержены истиранию, прекрасно впитывают грязь. Это проявляется в побелении рабочей поверхности с последующим обретением выраженного серого оттенка. Поэтому так важно качественно чистить лыжи перед тем, как будет наноситься новый слой парафина.

Для беговых лыж важна структура, поэтому их подготовка всегда завершается нанесением на скользящую поверхность определённого рисунка с учётом глубины и шага бороздок.

Порядок подготовки лыж классического типа

Подготовка горных лыж к соревнованиям или обычному катанию всегда начинается с очистки рабочей поверхности от смазки. Для этого их фиксируют в станке для подготовки лыж. После очистки поверхности от грязи и нанесённых ранее смазок выполняется подготовка колодки, предполагающая нанесение мази.

Её лучше наносить в холодном виде в несколько слоёв. Для полноценного растирания вещества подойдёт профильный станок. Важно все движения выполнять активно.

На фоне трения начнётся процесс выработки тепла, вещество равномерно распределится.

Если применяется жидкая мазь, необходима укорочённая колодка. Объясняется это тем фактом, что у неё повышенный коэффициент сцепления со снегом относительно мази твёрдой. Обычно применение жидкого компонента происходит укорочение колодки на 15 см.

Также длина колодки зависит и от степени жёсткости самих лыж.

Таким образом, для комфортного катания и достижения лучших результатов важно правильно и, главное, своевременно готовить оборудование. Особенности этой манипуляции определяются типом лыж наряду с реальными погодными условиями.


Источник: fb.ru

monateka.com

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

30.07.2012

Эту статью я адресую в первую очередь спортсменам-любителям, которые выступают на любительских стартах и тренируются на слаломных трассах. Многие из вас, наверное, уже поняли, что отдать в сервис — дорого и не совсем то, что нужно. Да и лыжи «сгорят» за несколько таких сервисов. Из этого правила, правда, есть исключение, но о нем — немного позже.

Итак, если руки у Вас растут из хотя бы примерно правильного места, начнем.

Берем лыжу и сначала внимательно ее осматриваем. При сильно «забитых» кантах потребуется предварительная шлифовка со стороны скользящей поверхности. Проще всего это делать так. Зажав лыжу в тиски скользящей поверхностью вверх, берем напильник средней «грубости», и, прислонив его к поверхности лыжи, выдерживая угол с осью лыжи около 45 градусов, длинными движениями шлифуем как бы поверхность лыжи, но на самом деле, за счет прогиба напильника, шлифоваться будут канты.

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Тут надо не переборщить с прогибом напильника, иначе завалим кант со стороны скользящей поверхности не на допустимые (хотя и вовсе не обязательные) 0,5- 1 град., а больше, что отрицательно скажется на способности лыжи держать на льду. Надо понимать, что чем мягче (тоньше) напильник, тем меньше и ближе к краям лыжи надо на него давить. Косвенным показателем правильности усилия и места его приложения является равномерное снятие металла по всей ширине канта и слегка задетая скользящая поверхность. Если видно, что сначала явно заблестели лишь самые кромки кантов, значит, Вы передавливаете напильник, и либо надо слабее давить, либо руки поближе сдвинуть, либо напильник возьмите пожестче.

Процесс можно считать законченным, когда оба канта блестят по всей ширине, на них практически нет заусенцев и даже царапин. Вообще эта операция нужна не всегда, но при сильно забитых кантах позволяет сэкономить канты для последующих заточек с традиционной, торцевой стороны. Тут надо сказать, что существуют специальные приспособления для заточки под 0,5 и 1 градус, но все приспособления не купишь, да и не надо. У меня есть два таких, но точу по плоскости без них, описанным выше способом.

При наличии ГЛУБОКИХ царапин и выбоин на скользящей поверхности попробуем их заделать при помощи специальных свечек (продаются во всех лыжных магазинах). Свечки лучше применять прозрачные для всех цветов скользящей поверхности, кроме черной, для черной — черные. Поджигаем свечку и, держа ее над царапиной, как можно ближе к поверхности для прогрева пламенем пластика лыжи, капаем с избытком на поврежденное место. Аналогично заделываем все поврежденные места.

Затем, дав лыже слегка остыть, снимаем все лишнее при помощи хорошо заточенной пластиковой цикли.

При этом Вы устраните так же и последствия предыдущей операции — уберете стружку и мелкие царапины с поверхности. Вообще циклей может стать любой прямоугольный кусок оргстекла, размером примерно 15 на 7 см, толщиной 4-5 мм, с заточенными гранями между торцами и плоскостями. Для заточки надо поводить торцами цикли по напильнику или наждачной бумаге, закрепленной на столе, до выравнивания торцов и появления идеально ровной и острой кромки.

Если Вы все правильно поняли и сделали, Ваша цикля имеет четыре прямоугольные кромки длиной около 15 см. Если Вы остались недовольны результатами двух описанных выше операций или еще до начала работ видите, что канты имеют слишком сильные повреждения от камней, явно неустранимые напильником, а скользящая поверхность имеет слишком много мелких и средних царапин, которые не заделать, не залив свечкой пол-лыжи, вспоминаем об исключении из правила про сервис. Надо отдать лыжи в ски-сервис, НО попросить ТОЛЬКО отшлифовать скользящую поверхность. Это стоит не более половины полного сервиса и наносит ресурсу лыжи меньший урон. Надо при этом понимать, что лыжи после этого станут несколько мягче — канты и даже тейфлон участвуют в формировании жесткости лыжи; утончая их, мы делаем лыжу мягче. Еще имейте ввиду, что лыжа за весь срок службы может выдержать две, максимум три подобных процедуры, поэтому не надо из пушек по воробьям…

Теперь переходим к торцевой заточке кантов. Для этого зажимаем лыжу в тиски «на ребро».

Нам понадобится уголок на 85-87 град. (это дело вкуса, я точу на 86, чем острее, тем агрессивней лыжи хватают лед, но тем и быстрее тупятся) и можно использовать тот же напильник, что и при заточке с плоскости. Вообще, конечно, лучше иметь несколько напильников, разной жесткости и грубости. Желательно иметь в арсенале напильник с фрезерованными зубьями, в просторечьи — пилу. В общем, что имеем, то и закрепим к уголку. Тут очень важный момент: уголок должен иметь по краям два выступа, а посредине, соответственно, «провал», для того, чтобы, придавив прищепками напильник в середине, где провал, тем самым прогнуть его в дугу, БОЛЕЕ КРУТУЮ, чем дуга, образуемая кантом лыжи.

Это КРАЙНЕ важно, потому что без этого Вы будете точить кант первым зубом напильника и тут же тупить его пяткой инструмента. Убедиться в правильности прогиба напильника можно, прислонив уже готовый инструмент из уголка и напильника к канту как бы для работы и покачать в продольном направлении.

Если качается, все ок, если нет — добавьте прищепку или смените напильник на более мягкий. Теперь можно приступать собственно к торцевой заточке. Если стружку снимают лишь несколько зубьев напильника в середине — значит, Вы его слишком загнули. Движения должны быть плавными и длинными, можно к себе и от себя — дело вкуса.

ВАЖНО!!! Инструмент прижимать не только к торцу канта, но и к скользящей поверхности лыжи, иначе, во-первых, не выдержишь угол, а во-вторых, инструмент может соскочить, и тогда… СЕНЯ, БЕРЕГИ РУКУ!!! Советую по крайней мере на первых порах работать в перчатке. Если инструмент соскакивает, особенно в конце процесса, последствия для Ваших конечностей и кожи, поверьте, превзойдут все ожидания.

По мере работы периодически проверяйте остроту канта и, достигнув оной, прекратите точить, как бы не увлек процесс, иначе кантов на следующую заточку уже не хватит. Проверять можно пальцами или ногтем, должно «хватать» по всей длине канта. Не забывайте периодически тряпкой снимать стружку с плоскости лыжи, а также вынимать опилки из пространства между уголком и напильником. Не забывайте также чистить поверхность уголка, скользящую по скользящей поверхности лыжи, иначе поцарапаете ее. Начинать эту операцию было бы хорошо со снятия т.н. оберканта (такой выступ над кантом из алюминия и пластика или стеклопластика) специальным инструментом, но где его взять? Его можно заменить огрызком «пилы», прикрепленным, как и напильник, прищепкой к уголку через дополнительную прокладку так, чтобы получился заведомо более острый угол.

Можно всю торцевую заточку делать «пилой», если канты очень забитые, но тогда надо проверять готовность после каждого прохода инструментом — «пила»моментально «съедает» кант. После «пилы» неплохо несколько раз пройти обычным напильником. Пила — длинная и гибкая, не имеет «тупящего» хвоста, загнется по линии канта сама, можно при сборке с уголком насчет обеспечения прогиба не париться.

!!!Не пытайтесь пилой точить по плоскости — испортите плоскость, вся будет в диагональных царапинах.

При заточке пилой кантов, имеющих сильные задиры и выбоины от камней, пила может не взять упрочненный от удара металл и начнет прыгать на поврежденных местах. В этом случае надо удалить повреждения локально при помощи самого мелкого напильника или наждачного камня, после чего можно продолжить заточку пилой.

Закончив со всеми четырьмя кантами, переходим к финишной обработке. Для этого нужен алмазный брусочек (овес нынче дорог, алмазный брусок можно заменить самой мелкой наждачной бумагой, обернутой вокруг огрызка напильника или пластмассовой линейки). Сначала шлифуем кант со стороны скользящей поверхности. Для этого надо водить бруском со стороны скользящей поверхности по канту, так, чтобы, с одной стороны, брусок прижимался гарантированно к плоскости скользящей поверхности, с другой, — акцент давления приходился все же на кант, а не на пластик.

Признак окончания операции — изменение звука при обработке и, главное, исчезновение заусенца, которое можно проверить ногтем, пробуя заточку в рабочую (как лыжа цепляется при езде об лед) и обратную стороны — ощущения должны быть одинаковыми.

Теперь переходим к последней операции в части шлифовки кантов — алмазная обработка торца канта. Зажимаем алмазный брусок прищепкой к ОДНОМУ выступу уголка (той проблемы, что с напильником, здесь нет — алмазный брусок на пластмассовой основе очень мягкий и легко принимает радиус лыжи).

Здесь я открою супер секрет: в идеале, для алмаза лучше взять уголок на градус больше, тогда лыжа будет врезаться в лед как 86 град., а тупиться — как 87. Но это не обязательно. Итак, совершаем те же движения, что и раньше с напильником, только давим в ДЕСЯТЬ раз СЛАБЕЕ (будете сильно давить — не снимете, а наоборот увеличите заусенец, и брусок убьете — сдерете с него всю алмазную пыль; многие, не понимая этого, продолжают скрести по лыжам голой алюминиевой подложкой).

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Здесь надо понимать, что эта операция несет двойную пользу — окончательное снятие заусенцев и упрочнение кантов наклепом. Отметим, что не всегда нужно выполнять все операции от А до Я, все зависит от состояния лыж, определяемого при первом осмотре. Иногда бывает достаточно лишь алмазной обработки.

Канты готовы — переходим к «водным процедурам». Очищаем лыжу — тряпкой от пыли и стружки, затем еще раз циклим, проходим щеткой, какая есть, и наплавляем мазь. Утюг для этого годится только фирменный — иначе деньги на мазь будут выброшенными и можно вообще не мазать, да и лыжи можно убить. На какую погоду какую мазь использовать – написано на мази.

Некоторые корректировки этих рекомендаций надо знать. Снег сырой — смещаемся в теплую сторону, более быстрые виды — лучше ошибиться с мазью в плюс, полого сверху, слалом — чуть в минус, «Снежком» — не поедет никакая мазь :). Мазь надо наносить так: прислоняем к нагретому автоматически до нужной температуры утюгу кусок мази и капаем на лыжу.

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам
Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Затем, не стесняясь, размазываем, вплавляем мазь по всей поверхности, чтобы не осталось сухих мест. Делать это надо решительно и БЫСТРО.

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Долгое общение с утюгом лыже в любом случае не на пользу. Для тренировки используем простые недорогие и невредные для лыж СН-мази. На соревнования — если снег сырой и грязный — фтористые (после старта их надо снимать и переплавлять на СН), а на Урале, например, СН лучше катит. Вообще один мой знакомый тренер говорил, что в слаломе главная мазь — это та, что в заднице у спортсмена, и это — правда. Ну, а нам осталось циклей снять ВСЮ мазь (останется, что надо, в структуре поверхности).

Как самому подготовить лыжи к соревнованиям и тренировкам

Делать это можно только на полностью остывших лыжах. Желающие поперфекционировать могут все это растереть капроновой щеткой и уж самые продвинутые — натереть ускорителем. По мне это — лишнее. Тем более, при ТАКОЙ подготовке нужна вторая разминочно-просмотровая пара, в точности такая, как стартовая. Вот, вроде, и все, кое-что, надеюсь, проясняют фотографии.

УДАЧИ!

Автор: Виктор Полинковский

skigu.ru

Подготовка лыж: особенности, правила и советы

Каждый спортсмен, любитель или профессионал, скажет вам, что победа в любом соревновании куется в мастерских, где ведется подготовка инвентаря и оборудования. В ней главную роль играет правильный подход к смазке лыж и их очистке. Потому что их подготовка включает в себя много этапов и особенностей. И если вы вовремя займетесь приготовлением колог к старту, это может оказаться решающим моментом на финишной прямой.

Правильная подготовка лыж к соревнованиям

Если вы катаетесь не хуже Уле-Эйнара Бьерндалена и на носу соревнования рангом не ниже Чемпионата мира, это означает, что в команде у вас серьезные бородатые дядьки, которые знают все «от» и «до» в вопросе подготовки лыжного снаряжения и оборудования. Каждый из них отвечает за свой этап. Один рассчитывает время на дистанции, зная вашу физическую подготовку. Другой учитывает прогнозируемую на день старта погоду, ее возможные изменения, температуру и знает, какой вид смазки нужно применить и на какой стиль прохождения трассы сделать упор. Третий предлагает ту или иную разновидность лыж, и он точно знает и расскажет, что если вы купили новые лыжи, их необходимо готовить к старту так же, как и уже не раз обкатанные. Если не тщательнее. Все обученные люди работают сообща и взаимосвязано, как единый конвейерный механизм. Конечно, ведущим в этой команде подготовки является специалист, отвечающий за скольжение.

Давайте заглянем в их мастерскую. Что расскажет нам специалист по категориям оборудования? Их существует два основных вида.

ВИДЫ ЛЫЖ
ЛюбительскиеДля детей и подростковТуристическиеПрофессиональные
Которые, в свою очередь, подразделяются на степени манеры катания.
БеговыеГорные

Он не будет останавливаться на туристических и подростковых, потому что еще ни одному в мире спортсмену не удалось с улыбкой подняться на олимпийский пьедестал почета с цифрой «1», держа в одной руке медаль, в другой детские лыжи. От мастера мы узнаем, что существует огромный выбор горных, в зависимости от специфичности их применения.

Лыжи для скай-кросса используют профессионалы, которые не видят себя без экстремального спуска.

Есть лыжи, которые сужаются к центру. Спортсмен может виртуозно заходить в повороты под углами, которые профессионалам, использующим другой инвентарь, даже не снились.

Сноубордисты любят покататься на лыжах для фристайла. У них загнутая форма с носочной и пяточной стороны. И в случае приземления спортсмена спиной к трассе, он не упадет и не опрокинется.

Фрирайдерские лыжи очень тонкие и по их области применения пересекаются со скай-кроссовыми. Упор сделан на развитие максимальной скорости, ими также очень сложно управлять, но коренное отличие первых от вторых в маневренных способностях. У инвентаря для фрирайда этот показатель значительно ниже.

Лыжи с широкой серединой, носом и пяткой нужны спортсменам для езды в весеннее время. У них высокие маневренные качествами, и они нужны при прохождении трассы с участками рыхлого снега.

Беговые лыжи представлены более узким выбором, всего две разновидности.

Первая это инвентарь для трассы, где будет применяться классический стиль езды. Такие лыжи очень длинные, у них гладкая поверхность. На нее наносится специальный слой, который при движении спортсмена по колее не дает ей скользить назад. Это лыжи для классического хода.

Вторую представляют укороченные лыжи, в которых профессионалу (или любителю) будет удобно проходить участки местности, где не обойтись без конькового хода. За счет уменьшения длины лыжни вам будет удобно подниматься в гору. Показатель устойчивости с этим инвентарем будет значительно выше, чем у классического.

Как мы видим, разновидностей лыж много. И каждые требуют к себе особого подхода, у всех есть целый ряд особенностей и мелких нюансов. Заострим свое внимание на беговых лыжах. Давайте обратимся к эксперту в области скольжения.

Очистка поверхности

Он поведает нам, что для начала нужно очистить поверхность, которую надо парафинить щеткой со стальным покрытием. Направление, в котором это делают, одно от носка к пятке.

Нанесение парафина на лыжу

Далее подбираем грунтовку. Она нужна для лыж конькового хода. При этом наносить грунтовку необходимо тщательно, нельзя допускать, чтобы на поверхности лыжни оставался хотя бы миллиметр непокрытой площади. От того, как вы будете действовать здесь, зависит дальнейшая работа спортинвентаря. Качественная грунтовка лыж является базой, фундаментом для дальнейших успешных действий.

После запасаемся следующими инструментами:

  • специальный скребок,
  • лыжный утюг,
  • парафин.

Сам процесс нанесения парафина достаточно трудоемок. А местами его можно сравнить с работой ювелира. У вас в обращении может оказаться два вида парафина: мягкий и жесткий. С первым все обстоит несколько проще, нежели со вторым. Тут вам не нужен лыжный утюг. Такой вид спокойно можно наносить на поверхность лыжни холодным. Другое дело, что с таким парафином вряд ли можно рассчитывать на 100% раскрытие потенциала инвентаря.

Все иначе с жестким типом парафина. Здесь есть несколько техник его нанесения. Можно слегка разогревать брусок на раскаленном утюге. После его небольшого плавления легкими движениями начинайте наносить парафин на поверхность. Так же, как и в случае с грунтовкой, нельзя оставлять «голые» участки.

Самый эффективный способ нанесения тот, в котором парафин наносится при непосредственном соприкосновении утюга с площадью лыжни.

Эта процедура самая опасная и требует от специалиста опыта и навыков. Он в буквальном смысле должен чувствовать сам процесс. Наносится парафин с утюга или лыжни. При этом его слой должен колебаться от 0,4 до 1 мм. Утюг разогревается не до каления, а до температуры, которая обеспечит плавление и распределение частей бруска по лыжне. Специалист должен вести его с равномерным усилием и монотонной скоростью. Обязательное условие здесь между обеими поверхностями должен находиться слой парафина. Если оно не будет соблюдено, вы рискуете потерять оборудование. Пластик, из которого оно изготовлено, слишком чувствителен. И какая бы низкая температура ни была установлена на утюге, если вы переборщили с нажимом и увидели на его поверхности характерные вздутия матового цвета, можете смело шагать в магазин за новыми лыжами. Поэтому не экономьте парафин дороже выходит.

Подготовка и очистка скользящей поверхности

После проделанного очистить поверхность колги от излишков парафина. В этом вам поможет специальный скребок. Однако им одним не обойтись, потому что снимать лишний парафин дело трудоемкое. Работайте им без лишних усердий, одинаково нажимая на него. В противном случае вы снимите необходимый для равномерного покрытия слой. А это означает, что вновь придется работать утюгом.

После снятия излишков возьмите щетку и короткими, ритмичными движениями удалите их с лыжи.

Вы подготовили скользящую поверхность инвентаря к старту. Было описано нанесение одного слоя на поверхность, но всего можно наносить до 3.

Нанесение смазки SWIX

Существует еще один метод раскрытия потенциала ваших коньковых лыж нанесение специальных быстрых смазок скольжения. Чтобы понимать, что они из себя представляют, нужно знать на рынке есть два их вида.

ВИДЫ СМАЗОК
ФторуглеродистыеУглеродистые
По содержанию фтора
НизкоеСреднееВысокое

Такие быстрые смазки это бюджетные пасты и кремы. Ими вы не пропитаете как следует скользящую поверхность лыжни, поэтому эффект от их применения будет длиться не больше 8 минут. Такие пасты относят к углеродистым, и подходят они в основном любителям. Вероятность добиться с такими кремами на профессиональном уровне высоких результатов невелика.

Высокофтористые смазки стоят намного дороже, но они оправдывают свою цену большей результативностью. Одни смазки стоит наносить на напарафиненную лыжню. По большей своей части они ускорители при их совместимости с парафином. К таким пастам относится крем Swix, и он имеет следующий принцип нанесения:

  1. На очищенную площадь пластика наносится смазка Swix нежирным и ровным слоем. Его толщина не должна быть более 2 мм.
  2. Подождите, пока она не впитается в поверхность лыжи. Обычно это время составляет 3-4 минуты. С только что купленным инвентарем это время может увеличиться до 6-7 минут.
  3. После энергично разотрите смазку войлоком или натуральной пробкой.

Но стоит вас предупредить. Как бы быстро ни наносилась смазка на спортинвентарь (что является одним из главных ее достоинств), она также быстро с них сходит. И далеко не все гели быстрого нанесения можно комбинировать с парафином.

Подготовка лыж классического стиля

Процесс очень похож на принцип действий при подготовке инвентаря для конькового стиля.

Различие их в том, что парафин не наносится в зону колодки. Он нужен только на скользящей поверхности области носка и пятки.

Твердые мази

Чтобы нанести эту мазь на поверхность, сначала разогревают грунтовую мазь. После чего ее ровняют лыжным утюгом. После того как, исходя из погодных условий, вы определились, какую твердую мазь будете использовать, нанесите ее на участок крепления в 3-5 тонких слоев. После каждого растирайте поверхность пробкой.

Мазь-клистер

При подготовке так же, как и с твердой мазью, хорошо очистите зону креплений. Клистер лучше всего наносить при комнатной температуре тонким слоем. Мазь следует прогреть, но при этом избежать контактирования лыжни с открытым огнем. Для прогрева подойдет фен. В завершение они должны остыть в прохладном помещении или на свежем воздухе.

Циклевка лыж

В процессе езды лыжи спортсмена изнашиваются. Происходит это посредством механического воздействия и температурного резонанса. Циклевка это обновление лыж.

ВИДЫ
Штайншлифт (заводской)Ручной

Ручную обработку в состоянии осилить профессионалы с многолетним опытом. В заводском виде лыжи помещаются на станок и обрабатываются специальной циклей для спортивного инвентаря. Ею тонким слоем срезаются все шероховатости и царапины на поверхности, полученные за время пользования.

Циклевать инвентарь лучше за две недели до старта. За это время вы успеете как следует напарафинить их и обкатать. А в конечном итоге привести их в максимальную боевую готовность перед днем соревнований.

Влияние температуры

Настал черед специалиста по температуре. Именно он следит за погодой и ее малейшими изменениями. Также он заранее измеряет температуру снега на лыжне. Для чего мастер это делает?

На упаковках мазей и парафинов указаны два показателя снега и воздуха. Зная эти параметры, можно очень эффективно, а главное, в нужный момент использовать тот или иной ускоритель. Так, при повышенной температуре и крупной зернистости снега должна применяться смазка, обладающая водоотталкивающими свойствами. Потому как при ее использовании (впрочем, как и у всех остальных) не допускается проникновение воды внутрь парафиновой структуры.

Советы

Не воздействуйте на скользящую поверхность лыж высокой температурой (150 градусов). Пластмасса лыжи может легко деформироваться, и никакая мазь в таком случае не сможет закрепиться на ней. И придется циклевать инвентарь.

Также будьте максимально внимательны при работе утюжком в носовой и пяточной части. Там толщина пластика минимальна.

Если вы наносите смазку впервые, лучше обратитесь к профессионалу за помощью. Или на худой конец посмотрите обучающее видео. Помните, что это очень сложный процесс, от начала до конца.

Важно! Хорошо очищайте лыжи от предыдущих смазок. Зачастую от этого элемента зависит успех ваших дальнейших действий.

И помните, что для удобной работы вам обязательно понадобится крепежный станок. Если такового нет, то постарайтесь, чтобы при подготовке лыж они были жестко закреплены и неподвижны.

Заключение

Каждая мелочь важна. Бережно относитесь к лыжному оборудованию с первых дней покупки. Используйте для подготовки самые лучшие материалы, учитывайте факторы. В некоторых моментах напрягитесь, а в некоторых представьте, что вы, как Левша, подковываете блоху. И тогда первое место и золотая медаль не за горами!

Катайтесь с удовольствием!

irksportmol.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *