Плавание брасс – Брасс — Википедия

Разное

Содержание

Брасс — Википедия

Брасс (фр. brasse от фр. brasser — месить, перемешивать) — стиль спортивного плавания на груди, при котором руки и ноги выполняют симметричные движения в плоскости, параллельной поверхности воды.

Этим он и отличается от стиля баттерфляй с симметричными движениями в вертикальной плоскости, и кроля с попеременными движениями рук и ног. Если смотреть по наивысшим достижениям в разных стилях плавания, брасс — самый медленный из них. Так, по состоянию на 27 октября 2019 года для 50-метрового бассейна рекорд мира в стометровке кролем — 46,91 с, баттерфляем — 49,50 с, на спине — 51,85 с, а в брассе — всего лишь 56,88 с[1][2]. В то же время брасс часто считается одним из самых сложных стилей в техническом отношении[3].

Брасс является самым древним из спортивных способов плавания, его история насчитывает более, чем десять тысяч лет. Очень похожий стиль изображен в египетской «Пещере Пловцов»[4], наскальная живопись которой относится к 9 тыс. до н. э.

[5] Известен ассирийский рисунок 1292—1225 годов до н. э., изображающий плывущего брассом солдата[5].

Одно из первых известных описаний техники брасса приведено в книге Николаса Винмана «Пловец, или Диалог об искусстве плавания», изданной в 1538 году[6][7]. В средневековом брассе, описанном также в книге французского автора Мелкиседека Тевено «Искусство плавания» (1699), голова все время была над водой, а движущая сила создавалась с помощью голеней, а не стоп[8]. Лишь в начале XIX века стал применяться «лягушачий удар» ногами[8]. Одним из самых известных заплывов XIX века было преодоление брассом пролива Ла-Манш капитаном Мэттью Вэббом в 1875 году

[9]. Несмотря на то, что брасс очень напоминает движения лягушки и долгое время назывался «плавание по-лягушачьи», современное слово появилось в XX веке и происходит от фр. «brasse» — «разводить руками»[7]. В книге Кудрявцевых «Спорт мира и мир спорта» брасс был назван «русским стилем»[9], хотя на олимпиадах на момент написания книги золотую медаль в брассе у мужчин представитель России/СССР получил только однажды в 1980 году, однако у советских женщин к тому же времени были три золотые медали в брассе, завоёванные в 1964, 1976 и 1980 годах.

В 1904 году брасс был включен в программу Олимпийских игр в виде заплыва на дистанцию 440 ярдов (402 метра), к состязаниям допускались только мужчины. На следующих играх она была заменена дистанцией 200 метров, которая с тех пор присутствует на каждой Олимпиаде. Второй дистанцией на Олимпийских играх 1912 и 1920 года была 400-метровка. С 1924 года на Олимпиадах проводятся заплывы на дистанцию 200 метров среди женщин, а с 1968 года к 200-метровке как у мужчин, так и у женщин, добавлена 100-метровка.

До 1930-х годов спортсмены плавали с головой в надводном положении. Представители советской школы (в частности, ЗМС Л. К. Мешков) одними из первых стали опускать лицо в воду во время выведения рук вперед[10]. В 1935 году появилась разновидность брасса — баттерфляй, который разрешали применять на соревнованиях по брассу. Сначала это был гибрид брасс-баттерфляй, от классического брасса он отличался лишь движениями рук, подобными взмахам крыльев бабочки, этот вариант использовался спортсменами на соревнованиях различного уровня вплоть до середины 1950-х годов. Почти в одно время с упомянутой начала распространяться следующая разновидность баттерфляя, в которой уже и движения ног — отличные от классического брасса, «дельфиньи». Однако, уже в 1938 году Международная федерация плавания (ФИНА) первый тип баттерфляя чуть не запретила, а второй запретила использовать брассистам

[11].

Таким образом, на соревнованиях по брассу было разрешено использовать классический брасс и гибрид брасс-баттерфляй. Тем не менее, «чистый баттерфляй» продолжал развиваться, и превосходство в скорости над брассом обоих видов баттерфляя (чистого и гибрида брасс-баттерфляй), привело к тому, что 1 января 1953 года ФИНА выделила баттерфляй в отдельный вид плавания

[12]:358 и разрешила использовать на соревнованиях по нему не только гибрид брасс-баттерфляй, но и чистый баттерфляй. А установив 31 мая 1953 года мировой рекорд[12]:359, венгр Дьёрдь Тумпек продемонстрировал явное преимущество последнего над гибридом[13]. На соревнованиях по брассу разрешили использовать только классический брасс. Мировые рекорды в плавании брассом в момент разделения были «сброшены» на уровень 1935 года, и первым мировым рекордсменом «обновленного» брасса стал советский пловец Владимир Минашкин, время которого на 100-метровке было на шесть секунд больше мирового рекорда до отделения баттерфляя
[12]
:358. Минашкин был одним из родоначальников «брасса с подхватом», при котором гребок руками начинался до завершения движения ногами предыдущего цикла, то есть пропускалась фаза скольжения. Стиль с этой особенностью позднее, в 1960-х—1970-х годах был преобладающим[10].

В начале 1950-х годов была подмечена высокая эффективность плавания брассом под водой с длинными гребками рук до бедер. Японец Масару Фурукава, который после старта и каждого поворота большую часть расстояния от стенки до стенки проплывал под водой, с 1954 года стал доминировать на всех крупнейших соревнованиях, установил целую серию мировых рекордов и выиграл золото на Олимпиаде 1956 года

[14]. Подобную технику применяли и другие брассисты мирового класса, включая Хариса Юничева, завоевавшего в 1956 году первую в истории советского плавания олимпийскую медаль — бронзу на 200-метровке брассом[10]. В связи с этим, на конгрессе в Мельбурне 1 мая 1957 года[12]:95 ФИНА ограничила дистанцию, проплываемую под водой после старта и каждого поворота, разрешив лишь один гребок до бедер и один нормальный цикл, прописав всплытие не позднее второго цикла. На остальной части дистанции по новым правилам часть головы все время должна была находиться над водой
[15]
[16]. Тот же конгресс принял решение фиксировать мировые рекорды только в 50-метровых бассейнах[12]:96.

1960-е годы характеризуются определенными отличиями в технике двух школ плавания брассом — «западной» (в первую очередь — австралийской и американской) и «европейской» (в первую очередь — советской). Представители первой стремились избежать чрезмерных вертикальных движений плеч, в то же время стараясь держать тело настолько высоко и прямо, насколько это возможно. Пятки должны были находиться как можно ближе к поверхности воды как во время подтягивания, так и во время удара. Представители европейской, особенно советской, школы разрешали и даже поощряли вертикальные движения плеч и торса в натуральном ритме цикла

[15].

Очередное значительное изменение в правилах было сделано 15 февраля 1987 года. С того времени часть головы не обязана постоянно находиться над водой (см. правило 1957 года выше), необходимым условием стало пересечение головой поверхности воды во время каждого цикла[15]. Это дало стимул к появлению двух новых стилей брасса: «волнистого» (англ. undulating) и «волнового» (англ. wave-style). Первый из них сближает движения пловца с движениями дельфина, но требует чрезвычайной гибкости. В настоящее время в качестве видов брасса часто отмечают эти два стиля и «традиционный», к которому причисляют разновидности 1957—1987 годов

[17].

Брасс конца 2000-х годов в исполнении многократного олимпийского чемпиона и рекордсмена мира Майкла Фелпса

2000-е годы отмечены стремительным ростом популярности «волнового» стиля, его принимают на вооружение многие участники Олимпийских игр[18]. На Олимпиаде в Афинах возникли споры после победы японца Косукэ Китадзимы на 100-метровке брассом. Американский пловец на спине Аарон Пирсол обвинил японца в жульничестве — «дельфиньем» ударе ногами во время «подводного» послестартового участка, тогда как правилами там разрешен только гребок руками до бедер и «брассовый» цикл. Судьи не имели доступ к подводным съёмкам во время соревнования и, в отличие от зрителей, не могли видеть нарушения

[19]. В итоге результат японца не был аннулирован, но технический конгресс ФИНА на встрече во время чемпионата мира по плаванию в Монреале в июле 2005 года изменил правила, разрешив один «дельфиний» удар во время полного погружения после старта и каждого поворота, за которым должен следовать «брассовый» цикл[20][21].

Снаряжение пловца брассом не отличается от экипировки пловцов другими стилями, это шапочка, очки, плавки (мужчины), слитный купальник (женщины), либо гидрокостюм. Гидрокостюмы на крупных соревнованиях начали использовать с начала 2000-х годов. Существует несколько типов гидрокостюмов: костюм от шеи до щиколотки (англ. bodyskin или full), костюм от шеи до колен (англ. kneeskin или full-knee), гидроштаны (мужчины, англ. legskin или pants-long), шорты для плавания (мужчины, англ. pants-short). Раньше разрешалось использование синтетических гидрокостюмов всех четырёх типов. С 2010 года ФИНА ввела ограничения, запретив синтетику в костюмах и разрешив только текстиль. Более того, к январю 2010 года ФИНА разрешила женщинам использование только слитных купальников и костюмов от шеи до колен без застежки-молнии на спине

[22], а мужчинам — только плавок и шортов для плавания
[23]
.


Подразделяются на три фазы: гребок наружу, гребок внутрь, возврат. Цикл начинается с гребка наружу. Сначала руки погружаются глубже в воду, затем ладонями наружу разводятся в стороны друг от друга. Руки практически не согнуты и параллельны поверхности воды. Затем следует гребок внутрь. Кисти поворачиваются вниз ладонями и отталкивают воду назад. Движение продолжается примерно до уровня плеч. После этого, ладони смыкаются перед грудью, локти по сторонам туловища. В фазе возврата руки снова уходят вперёд в начальную позицию. Весь цикл начинается с медленной скорости движения руками, затем скорость возрастает и достигает максимума в фазе гребка внутрь, затем снова снижается в фазе возврата. Основная задача — создать максимальный движущий момент с помощью гребка внутрь и минимальное сопротивление на возврате.

Как вариант, можно возвращать руки в исходную позицию над водой. Это уменьшает сопротивление воды, но требует больших затрат сил. В соревнованиях на скорость некоторые пловцы предпочитают именно этот вариант.

Другой вариант движения — продлить фазу гребка руками до самых бёдер, примерно так, как делают в баттерфляе. Таким образом можно значительно усилить каждый гребок, но возвращать руки в исходное положение станет труднее. Обычно этот метод используют для плавания под водой. Федерация плавания FINA разрешает применять этот гребок только один раз после старта пловца и после каждого разворота у бортика. Также, в 2005 году было введено новое правило, согласно которому можно использовать один гребок ногами в вертикальной плоскости (как в баттерфляе) после толчка от стенки.

Совет[править | править код]

Руки должны начинать движение с небольшой скоростью и затем постепенно ускоряться. Движение не останавливается до тех пор, пока спортсмен не перейдет к скольжению вперёд в фазе возврата.

Основные ошибки

  • Слишком далеко уводятся руки в момент первой фазы гребка;
  • Кисти рук оказываются у живота, а не у груди;
  • Гребок осуществляется не ладонями, а ребром ладони;
  • Нет скольжения после возврата рук

Движения ног[править | править код]

Работу ног можно разделить на две фазы:

  1. Подтягивание
  2. Толчок

Основная сложность в плавание брассом заключается в том, что нужно синхронизировать работу ног, рук и поднятие головы для вдоха.

Не забываем, что между фазами нет никакой паузы. Первая фаза плавно перетекает во вторую. И потом можно сделать небольшую паузу.

Подтягивание ног к корпусу[править | править код]

Первая фаза начинается с того, что ноги выпрямлены, колени сведены и стопы вытянуты от себя, как при работе кролем.

Эта фаза заключается в том, что нужно подтянуть ноги к животу, но нужно учитывать определенные особенности:

  • колени по-прежнему должны оставаться сомкнуты – находиться рядом друг с другом,
  • голени развести в стороны, затем ступни – вывернуть наружу и натянуть на себя для отталкивания от воды.

В конечном итоге стопы должны быть расставлены шире, чем колени.

Толчок при работе ног брассом[править | править код]

Данное движение осуществляется одновременно с выбросом рук вперед.

Но о синхронизации рук и ног мы поговорим в следующей статье.

Для толчка об воду, нам достаточно выпрямить ноги, которые мы уже подтянули и развернули стопы.

Стопы толкают воду внутренней частью или, как называют футболисты, «щечкой».

Сначала начинают движение стопы и за ними уже распрямляется вся нога.

Сразу же после окончания ударного движения ноги, будучи выпрямленными, расслабляются и смыкаются вместе, ступни – вытянуто, как при исходном положении.

Все тело от рук до ступней вытягивается в одну линию и скользит.

В тренировках разрешается применять волнообразные движения ногами как в баттерфляе, однако на соревнованиях спортсменам разрешено лишь одно такое движение ногами после старта или поворота у бортика, но только в период первого гребка руками.

Дыхание[править | править код]

В брассе голова полностью следует движению позвоночника. В тот момент, когда руки движутся вниз тела, создаётся опора для того, чтобы поднять голову над водой. Вдыхать следует через рот, выдыхать — через нос и рот в течение всего последующего движения до следующего вдоха. Для увеличения скорости можно не выныривать каждый раз, но по правилам FINA голова должна пересекать поверхность воды в каждом цикле движений, за исключением первого цикла после старта или разворота у бортика.

Иногда неопытные пловцы стараются держать голову над водой постоянно, не опуская её. Это не только трудно и неудобно, но и опасно для позвоночника. Чрезмерное напряжение мышц шеи и спины может спровоцировать смещение в суставах позвоночника.

Движения телом[править | править код]

В исходной позиции тело полностью выпрямлено. Затем оно движется таким образом, чтобы ноги были готовы к толчку на середине движения руками «к себе», а голова была к этому моменту над водой для дыхания. В такой позе угол туловища к горизонтали максимальный. Руки возвращаются в исходную позицию одновременно с гребком ногами. После гребка тело некоторое время остается выпрямленным и скользит под водой по инерции. Продолжительность этой фазы зависит от длины дистанции и подготовки спортсмена: короткие дистанции требуют быстрого продолжения движения. Кроме того, фаза скольжения длится больше после старта и толчка о бортик.

Старт[править | править код]

Наиболее распространены на крупных соревнованиях два типа старта. При грэб-старте (англ. grab start) обе ноги перед стартом расположены у переднего края стартовой тумбочки, а при трек-старте (англ. «track start») одна нога отставлена назад. Преимуществом второго типа старта является более быстрое время реакции (время от стартового сигнала до отрыва ног от стартовой тумбочки). На дистанции 200 метров брассом среди женщин на Олимпиаде в Пекине среднее время реакции стартовавших трек-стартом было 0,77 с, а стартовавших грэб-стартом — 0,82 с. В то же время некоторые тренеры отмечают, что стартующие трек-стартом стремятся побыстрее нырнуть в воду, им не надо тратить время на напряжение мускулов для отталкивания, как стартующим грэб-стартом, поэтому время реакции у них и меньше. Но стартующие грэб-стартом, отталкиваясь, пролетают большее расстояние по воздуху и ныряют дальше, то есть тратят меньше сил и времени на преодоление сопротивления воды. Поэтому они сомневаются, что стартовавшие трек-стартом при более быстрой реакции, в целом показывают лучшие результаты, чем стартовавшие грэб-стартом. У этих двух типов старта есть по одной разновидности. Разновидность грэб-старта — согнутые, а не выпрямленные колени перед стартом, а разновидность трек-старта — смещение центра тяжести в стартовом положении назад, а не вперед.

Чаще всего применяется обыкновенный старт. Некоторые пловцы применяют «лягушачую» разновидность, когда ноги поджимают вперед, а затем снова распрямляют в воздухе. Затем спортсмен скользит под водой, делает гребок руками и одно вертикальное движения ногами, как в баттерфляе, после чего одновременно толчок ногами и возврат рук вперед. По правилам, начинать второй гребок руками можно только после того, как голова появляется над поверхностью воды. Применение вертикального движения ногами было разрешено FINA и NCAA в 2005 году.

В 2010 году на крупных соревнованиях введен новый тип стартовых тумбочек фирмы Omega,[24] который имеет специальное возвышение для отставленной назад ноги спортсменов, применяющих трек-старт. Они использовались на чемпионате Европы по водным видам спорта 2010 в Будапеште.

Повороты[править | править код]

Правила FINA требуют, чтобы пловец дотрагивался до бортика обеими руками, причем одновременно.

Обычно используется поворот «маятником», который начали применять в 1930-х годах[25]. Для увеличения скорости спортсмены дотрагиваются до бортика либо в фазе скольжения под водой, либо в фазе возврата рук, что быстрее. После этого руки немного сгибаются, голова и плечи приближаются к бортику, и тело пловца начинает вращение в почти вертикальной плоскости. Одна рука отрывается от стенки и выводится вперёд под водой, вторая рука махом проносится над водой и догоняет первую, так что они встречаются одновременно. Тело до отталкивания ногами повёрнуто на бок. В момент, когда все части окажутся ниже уровня воды, происходит толчок обеими ногами от бортика (в таком варианте уменьшается сопротивление воды) и разворот тела в горизонтальное положение[26]. Следует скольжение под водой, гребок руками до бёдер, вывод рук вперёд, толчок ногами, ещё скольжение и выход на поверхность. Голова пловца должна пересечь линию воды не позже второго цикла движений.

Некоторые спортсмены экспериментируют с разворотом кувырком, таким же, как применяется в кроле.

На финише дистанции используется такая же техника для касания бортика.

Плавание брассом входит в программу всех крупных соревнований, организуемых Международной федерацией плавания (ФИНА). Используемый для соревнований плавательный бассейн по умолчанию (в последнее время часто указывается) — 50-метровый, проводятся также соревнования в 25-метровом бассейне («на короткой воде»). Заплывы мужчин и женщин проходят отдельно, дистанции совпадают.

Брасс на Олимпийских играх

Всемирные соревнования по плаванию, включающие заплывы брассом — это Олимпийские игры, Чемпионаты мира, Кубки мира, Универсиады. На Летних Олимпийских играх, проводимых каждые четыре года, брасс представлен дистанциями 100 метров и 200 метров, программа летних юношеских Олимпийских игр (возраст участников — от 14 до 18 лет) дополнена дистанцией 50 метров. Чемпионаты мира, Летние Универсиады (соревнования для студентов под эгидой FISU), Чемпионаты мира на короткой воде, Чемпионаты мира среди юниоров (возраст спортсменов — до 18 лет), Чемпионаты мира в категории «Мастерс» (для спортсменов 25 лет и старше) проводятся раз в два года и включают дистанции 50 метров, 100 метров и 200 метров брассом. Кубок мира по плаванию — ежегодное соревнование на короткой воде, которое состоит из 5—7 этапов, проводимых в октябре—ноябре, стиль брасс там представлен такими же дистанциями.

Брасс как стиль регулярно включается в региональные соревнования пяти конфедераций ФИНА. Для европейской конфедерации — это проводимые раз в два года Чемпионат Европы по водным видам спорта и Чемпионат Европы в категории «Мастерс» (возраст участников — 25 лет и старше), организуемые каждый год Чемпионат Европы по плаванию на короткой воде и Чемпионат Европы по плаванию среди юниоров (для девушек 15—16 лет и юношей 17—18 лет). Дистанции брассом на этих соревнованиях — 50 метров, 100 метров и 200 метров.

Национальные федерации также проводят соревнования по плаванию, где всегда присутствуют заплывы стилем брасс. Всероссийские соревнования — это, в частности, ежегодные Чемпионат России в 50-метровом бассейне, Чемпионат России в 25-метровом бассейне, Кубок России (бассейн 25м), с дистанциями брассом 50 метров, 100 метров, 200 метров.

На соревнованиях по плаванию, где проводятся заплывы комплексным плаванием и комбинированная эстафета, брасс входит в эти заплывы в виде отрезка дистанции, который спортсмены должны проплыть этим стилем.

Из заплывов на необычные дистанции можно выделить национальные соревнования, проводимые ежегодно крупной австралийской спортивной организацией пловцов старше 18 лет Masters Swimming Australia, которые включают заплывы брассом на 400 метров, 800 метров, 1500 метров, фиксируются рекорды[27][28].

  1. ↑ Swimming: Peaty takes 100m breaststroke gold in record time (англ.). Рейтер (7 August 2016). Дата обращения 22 ноября 2016.
  2. ↑ FINA 50m-pool WORLD RECORDS (as of June 21, 2018) (англ.). FINA (21 June 2018). Дата обращения 18 августа 2018.
  3. ↑ См., например, Henry Ash, Barbara Warren. Lifelong success: triathlon : training for masters. — 2003. — С. 84.
  4. ↑ Travels in the Western Desert: Part III — Gilf Kebir and Wadi Sura: Wednesday 30th October — Wadi Sura (англ.). The Kitmax Website (2002). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  5. 1 2 Freas, S. J. Chapter 1: A History of Drowning and Resuscitation // Drowning: New Perspectives on Intervention and Prevention. — Informa Health Care, 1999. — С. 1. — 328 с. — ISBN 1574442236.
  6. Nicolas Wynman. Colymbetes, sive de arte natandi, dialogus & festiuus & iucundus lectu. — 1538.
  7. 1 2 История развития плавания (неопр.). vsenastart.ru (2006-2007). Дата обращения 3 июня 2011.
  8. 1 2 Colwin, C. History of the Swimming Strokes // Breakthrough Swimming. — Human Kinetics, 2002. — С. 5. — 262 с. — ISBN 0736037772.
  9. 1 2 Валерий Кудрявцев, Жанна Кудрявцева. Люди с могучими руками // Спорт мира и мир спорта. — Молодая гвардия, 1987. — С. 181—191. — 331 с.
  10. 1 2 3 История развития способа брасс (неопр.) (недоступная ссылка). plavyn.com (2007). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 28 октября 2013 года.
  11. Barney, David E.; Barney, Robert. K. A Long Night’s Journey Into Day:The Odyssey of the Butterfly Stroke in International Swimming (англ.) 80. Proceedings: International Symposiumfor Olympic Research (2006). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  12. 1 2 3 4 5 Фирсов З.П. Плавание : Справочник. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 383 с.
  13. ↑ История развития плавания. Стили плавания (неопр.). zdorovosport.ru (2009). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  14. Thierry, Nick; Belhadj, Chaker. World Records, a long history (англ.) // WSCA Newsletter : journal. — Vol. 08, no. 1. Архивировано 7 марта 2016 года.
  15. 1 2 3 Colwin, C. History of the Swimming Strokes // Breakthrough Swimming. — Human Kinetics, 2002. — С. 29. — 262 с. — ISBN 0736037772.
  16. Mallette, V.P. Swimming // The Science of the Summer Games. — Rockland, MA: Charles River Media, Inc., 1996. — ISBN 1886801142.
  17. McCauley, Wayne The Modern Breaststroke (англ.). breaststroke.info. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  18. ↑ Breaststroke (неопр.). swim-city.com. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  19. ↑ Peirsol accuses Kitajima of cheating in 100 breast (англ.). Associated Press. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  20. ↑ Dolphin kick allowed in breaststroke swimming (англ.). News Guangdong (25 July 2005). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  21. ↑ FINA Swimming Rules 2009-2013: SW 7.1 (англ.). FINA (23 September 2009). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  22. ↑ Разрешенные гидрокостюмы в 2010 году (неопр.). Arenashop.ru (12 января 2010). Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  23. ↑ FINA 2010 List of Approved Swimsuits (англ.). FINA. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  24. ↑ For Excellent Performances (англ.). Amsterdam Swim Cup 2010. Дата обращения 10 августа 2010. Архивировано 1 марта 2012 года.
  25. Лопатин А. Развитие техники поворотов в плавании // Спортсмен-подводник / Сост. В. А. Суетин. — М.: ДОСААФ, 1984. — Вып. 71. — С. 19—23.
  26. Макаренко Л. П. Подготовка юных пловцов. — Физкультура и спорт, 1974. — С. 82-83. — 285 с. — 43 000 экз.
  27. ↑ Masters Swimming Australia — Information Portal (англ.). Masters Swimming Australia. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.
  28. ↑ 2009 LONG DISTANCE LONG COURSE — DAY 1 & DAY 2 — LC — MSAC, MELBOURNE — 24.10.2009 (англ.). Masters Swimming Australia. Дата обращения 3 июня 2011. Архивировано 1 марта 2012 года.

ru.wikipedia.org

Стиль плавания Брасс -техника плавания брассом

Стиль плавания Брасс — один из самых старых спортивных способов плавания. Он известен с первой половины XVI в. нашего времени. Хотя этот способ плавания и более медленный, чем кроль на груди, однако он имеет большое прикладное значе­ние, так как чрезвычайно удобен при плавании в одеж­де, буксировке тонущего, может применяться как корригирующее упражнение при искривлении позвоночни­ка и т. д. В этой статье мы расскажем про технику плавания брассом, а подробная инструкция по обучению плаванию  брассом с видео смотрите — обучение плаванию Брассом.

Правила плавания Брассом

В правилах указывается, что при плавании спосо­бом брасс пловец лежит на груди и его плечи находятся на линии, параллельной поверхности воды и перпенди­кулярной направлению движения. Обе руки двигаются одновременно и симметрично. Гребок выполняется с го­ризонтальным разведением рук в стороны. При этом руки разводятся в стороны, двигаются назад, сгибаются в локтях и вытягиваются вперед по поверхности воды или под водой. Движения ног должны быть одновремен­ными и симметричными. В каждый момент движения ступни и колени должны находиться соответственно в одной горизонтальной плоскости. Ноги сгибаются, раз­водятся в стороны и затем сводятся вместе.

[su_note note_color=»#a6ecfa»]После стар­та и поворотов для выхода пловца на поверхность под водой разрешается выполнить по одному плавательно­му движению брассом ногами и руками. Полное погру­жение головы под воду не допускается, за исключением скольжения после старта и поворотов. Количественное отношение между движениями рук и ног произволь­ное.[/su_note]

При поворотах и на финише пловец касается стенки бассейна обеими руками одновременно, при горизон­тальном положении плеч.

История стиля Брасс

До 1935 г. пловцы пользовались общеизвестным ор­тодоксальным брассом, при котором руки и ноги работа­ют симметрично и руки не поднимаются над водой.

В движениях рук наблюдались некоторые варианты, хотя большинство пловцов выполняло гребок руками в стороны до линии плеч. Но некоторые пловцы, например Ильдефонсо (Филиппины), делали длинный гребок руками через стороны до бедер. Дважды на Олимпий­ских играх — в 1928 г. в Амстердаме и в 1932 г, в Лос-Анжелосе — Ильдефонсо занимал третьи места на дистанцию 200 м брассом. Однако этот вариант работы рук распространения не получил.

[su_note note_color=»#a6ecfa»]Применялись и различные варианты движений ног в брассе. Существовала за рубежом и была широко рас­пространена теория «клина воды». Зарубежные и неко­торые наши специалисты считали, что пловец, захваты­вая ногами воду, выталкивает «клин воды» и сам движет­ся вперед за счет реактивных сил.[/su_note]

Советский пловец Остен-Сакен предложил другое объяснение: он считал, что брассист движется в резуль­тате отталкивания воды назад подошвами стоп. Остен Сакен достиг высоких результатов. В 1939 г. он проплыл 200 метров брассом за 2 минуты 49,7 секунды и вошел в число пяти сильней­ших брассистов мира. Но такая техника движений ног была эффективна только для Остен-Сакена, который об­ладал тонкими ногами и большими плоскими стопами. Другие пловцы, применявшие эту технику, успеха не имели.

У советских брассистов получила распространение техника движений ног, которую разработал и применял неоднократный чемпион и рекордсмен СССР двадцатых годов А. Мареев. Он пользовался захлестывающим дви­жением смыкающихся ног, которые выполняют одновре­менный гребок, опираясь о воду внутренней стороной сто­пы и голени. Это эффективное движение ногами, которое стало характерной особенностью советских брассистов, и явилось одной из важных причин спортивных успехов последующих поколений наших пловцов-брассистов — А. Мешкова, В. Минашкина, Л. Колесникова и др.

С 1935 по 1952 г. под давлением спортивных органи­заций США в соревнованиях по плаванию наряду с брассом было разрешено применять способ плавания баттерфляй, при котором ноги работают как в брассе, а руки — как теперь в дельфине, т. е. одновременно гребут спереди вниз-назад, а по окончании гребка проносятся над во­дой вперед. Это давало значительное преимущество пловцам, применявшим на протяжении всей дистанции или части ее (это тоже разрешалось) способ баттерфляй. На первое место в мире выдвинулись замечательные советские пловцы С. Бойченко, Л. Мешков, усовершенст­вовавшие способ баттерфляй и достигшие результатов, намного превосходивших официальные рекорды мира: на 100 метров — 1.05,1 (Л. Мешков), на 200 метров — 2.29,8 (С. Бой­ченко). Эти рекорды были утверждены лишь как всесо­юзные, а не мировые, так как наши спортивные органи­зации в то время не входили в ФИНА.

В 1952 г. стиль брасс и баттерфляй, как различные, само­стоятельные стили плавания, были разделены, рекор­ды с использованием баттерфляя — аннулированы.

Однако от баттерфляя кое-что осталось, а именно — длинный гребок руками вниз-назад до бедер. Этот гре­бок стали применять многие пловцы, и рекорды в брассе снова стали быстро улучшаться. Так как при этой раз­новидности брасса пловец по окончании гребка погру­жался с головой под воду, то этот вариант был назван «ныряющим брассом». Большинство пловцов, применя­ющих этот вариант брасса, проходили часть дистанций со старта и после поворота, ныряя брассом под поверх­ностью воды 10—15—20 и более метров. Этим они избе­гали тормозящего действия волнообразования, и, не­смотря на вынужденную задержку дыхания, достигали более высокой скорости.

В 1956 г. конгресс ФИНА запретил эту разновидность брасса, и пловцы снова вернулись к так называемому «ортодоксальному» брассу. Уточненные правила исклю­чают возможность каких-либо отступлений от техники плавания брассом.

Техника плавания брассом

В исходном положении при плавании брассом тело пловца лежит горизонтально на поверхности воды, лицо обращено вперед по направлению движения пловца (не­которые пловцы погружают лицо в воду). Руки, соприка­саясь большими пальцами, свободно вытянуты у поверх­ности воды ладонями вниз; ноги вытянуты (рис. 30, а).

Смотрите — подробный видео урок по плаванию Брассом.

Начинают движение руки. Они поворачиваются ла­донями кнаружи и, сгибаясь в лучезапястном суставе, производят гребок в стороны до плечевой оси. Гребок выполняется симметрично в стороны немного согнутыми в локтях руками. Ладони для лучшей опоры сложены в форме ложки. Голова приподнимается настолько, чтобы рот оказался над поверхностью воды. Во время гребка делается вдох через рот. Скорость гребка постепенно нарастает. Пловец, используя опору о воду, подтягивает свое тело вперед (рис. 30, б).

Техника ног при плавании Брассом

Закончив гребок, кисти снова поворачиваются ладо­нями вниз, концами пальцев вперед. Локти опускаются вниз и руки начинают вытягиваться вперед, постепенно соединяясь впереди лица на глубине 5—10 см от поверх­ности воды (рис. 30, в). Одновременно с этим ноги, сво­бодно сгибаясь в коленном и тазобедренном суставах, подтягиваются к туловищу, колени разводят в стороны и вниз на ширину плеч, ступни также расходятся и зани­мают положение приблизитель­но над коленями.

К этому вре­мени вдох заканчивается (рис. 30, в). Ноги, для того чтобы уменьшить сопротивле­ние, подтягивают медленнее, чем выполняется ими гребок. Затем руки без напряжения вытягиваются вперед. В это время носки ног разворачива­ются в стороны, колени слегка сближаются, а ступни ног еще больше разводятся в стороны.

Опираясь внутренней поверх­ностью голени и стопы о воду, ноги ускоряющимся, симмет­ричным, захватывающим дви­жением мягко и вместе с тем быстро разгибаются в тазобед­ренных и коленных суставах, загребают воду внутренней по­верхностью голени и стопы и смыкаются (рис. 30, г, д). Ру­ки вытягиваются вперед рань­ше, чем закончится загребаю­щее движение ног. Одновре­менно с вытягиванием рук на­чинается выдох в воду (через рот). Руки и ноги вытянуты.

Пловец скользит вперед (см. рис. 30, а). Выдох заканчивается. Как только скорость продвижения станет уменьшаться, пловец начинает оче­редной гребок руками, и цикл движений повторяется.

[su_note note_color=»#a6ecfa»]Однако не все пловцы придерживаются этого наибо­лее распространенного варианта. Некоторые из них вы­полняют вдох до начала гребка руками и во время греб­ка погружают лицо в воду. Это придает благоприятное горизонтальное положение туловищу в момент гребка и повышает эффективность гребка руками.[/su_note]

Но, с другой стороны, вдох до начала гребка, когда руки вытянуты вперед и тело скользит с максимальной скоростью, отри­цательно сказывается на скорости скольжения, так как голова, поднимаясь для вдоха, вызывает вредные коле­бания туловища. Если голова поднимается для вдоха в конце гребка при активной опоре руками о воду, то дви­жение головы не будет в такой степени вызывать эти колебания.

Какой из вариантов лучше, можно определить в каж­дом отдельном случае с помощью секундомера при проплывании одной и той же дистанции разными вариан­тами.

Наблюдения показывают, что ранний вдох успешно могут применить пловцы с хорошей плавучестью, высоко лежащие на воде, обладающие длинной шеей.

Развитие техники рук

Профессиональные пловцы оказали влияние не только на тех­нику движений ног в брассе, но и на технику движений рук технику дыхания. За рубежом в прежние годы источником основной движущей силы при плавании брассом считали работу ног. Работе рук не придавали большого значения. Леонид Мешков был первым пловцом, который полноценно ис­пользовал работу рук для повышения скорости плава­ния — сильный гребок руками заметно продвигал его впе­ред. После Мешкова многие другие пловцы стали активно работать руками и достигали хороших ре­зультатов. Как показали XVII Олимпийские игры в Ри­ме, теперь большинство пловцов всех стран мира поль­зуются этим приемом для повышения скорости плавания по сей день.

Смотрите — подробный видео урок обучение плаванию Брассом.

Видео — техника плавания брассом

mirplavanie.com

Техника плавания брассом для начинающих с подробным описанием и видео

Похожие статьи

Содержание статьи:

Плавание – один из лучших видов спорта для комплексного развития всего тела. Во время занятий плаванием укрепляются дыхательная и сердечно-сосудистая системы организма, а также задействуется максимальное количество мышц тела.

Кроме этого, плавание сжигает на 25% больше калорий, чем бег. Все эти преимущества делают плавание отличным способом для похудения и поддержания своего тела в тонусе.

Как вы уже, наверное, догадались, в нашей сегодняшней статье речь пойдет о плавании, а точнее, об одном конкретном стиле плавания, который идеально подходит для проработки всего тела – стиле брасс.

Мы разберемся, как правильно плыть брассом, изучим фото с техникой и правила плавания этим способом, выясним, какие мышцы работают при плавании брассом, а также дадим рекомендации для желающих похудеть с помощью плавания.

Брасс на груди – это вид плавания, при котором ноги совершают под водой горизонтальный толчок, а руки выносятся вперед в параллельном положении.

Это один из самых популярных стилей плавания, так как он позволяет преодолевать значительные расстояния при умеренных затратах сил.

Согласно сведениям историков, брасс считается одним из самых древних стилей плавания, которому исполнилось уже около 9 тысяч лет.

Рисунки, изображающие человека, плывущего стилем, похожим на брасс, были найдены на местах раскопок древних стоянок египетских племен.

Брасс – это самый быстроходный стиль плавания, однако его техника требует определенного времени для освоения, а чтобы овладеть ею в совершенстве, нужны годы тренировок.

Неоспоримая польза от плавания

Плавание брассом приносит организму существенную пользу:

  • Техника плавания брассом требует правильного дыхания, которое способствует стимуляции и укреплению дыхательной системы и развитию легких.
  • Длительный контакт с водной средой обеспечивает массажное воздействие на кожный покров тела, улучшая кровообращение в нем, а также способствует очищению кожи.
  • Активная циркуляция крови, которая начинается при занятиях плаванием, полностью ликвидирует застой крови и других жидкостей в организме, а также способствует укреплению стенок сосудов и тренировке сердечной мышцы.
  • Регулярный контакт с водой способствует укреплению иммунной и нервной систем организма, улучшают настроение и ликвидируют стрессы.
  • За полчаса плавания брассом организм потребляет около 270 калорий энергии, что значительно выше, чем при любых других занятиях спортом.
  • Стиль брасс помогает укрепить такие группы мышц, как мышцы плечевого пояса, рук, пресса, а также ягодиц и бедер. То есть, он задействует в работу основные проблемные зоны большинства желающих похудеть.
  • Плавание брассом позитивно сказывается на осанке и плавности движений – они становятся текучими и грациозными.
  • Плавание брассом отлично подходит для беременных женщин – оно помогает укрепить паховые и ножные мышцы, что в дальнейшем может сделать роды гораздо более легкими.

Если вас интересуют другие стили плавания, или вы хотите выяснить для себя, какой стиль плавания лучше – кроль или брасс, обратите внимание на нашу статью «Техника плавания кролем».

Как правильно плавать брассом

Давайте подробно разберем все детали плавания стилем брасс. Это довольно сложный технический процесс, и лучше всего обучаться плаванию брассом под руководством опытного инструктора. Однако, приложив некоторые усилия, вполне реально освоить этот стиль плавания самостоятельно.

Существует множество вариаций техники плавания брассом, но мы рассмотрим базовый вариант, наиболее подходящий для начинающих.

Позже, освоив эту технику, вы сможете уделить внимание его модификациям и сформировать максимально удобный для себя стиль плавания.

Начнем с положения тела. В обычном варианте плавания стилем брасс тело пловца расположено горизонтально относительно поверхности воды. При этом его руки вытянуты над головой и параллельны, ноги также вытянуты.

Лицо пловца находится в воде, и для того, чтобы сделать вдох, необходимо плавно поднять над поверхностью воды голову и плечи, а после вдоха вернуться в начальное положение. При вдохе нужно избегать излишнего прогиба туловища – оно должно быть максимально ровным и находиться в горизонтальном положении.

Правильные движения руками во время плавания

Движение рук при плавании брассом задают весь темп движения и находятся в тесной связи с процессом дыхания. Весь процесс движения руками в технике брасс делится на три основных этапа:

  • Подготовительный этап – пловец вытягивает руки над головой. Плечи также посылаются вслед за руками. Кисти рук практически сомкнуты, ладони смотрят вниз.
  • Скольжение – руки все так же вытянуты вперед, ладони находятся почти на поверхности воды.
  • Рабочий этап – также состоит из трех основных стадий. На первой стадии руки начинают движение в стороны, при котором кисти разворачиваются ладонями наружу. При этом руки начинают сгибаться в локтях, а предплечья формируют угол 45 градусов по отношению к поверхности воды.

Далее ладони начинают ускорять свое движение вниз по широкой дугообразной траектории, таким образом создавая для тела опору на толще воды. Далее ладони разворачиваются и начинают движение навстречу друг к другу. За ними следуют локти.

После этого следует завершающая стадия – ладони сводятся на уровне груди и начинают движение вверх, в положение над головой. Локти повторяют движение кистей.

Как правильно двигать ногами во время плавания брассом

Движения ног при плавании брассом имеют ярко выраженные отличия работы в других стилях плавания. Здесь присутствуют плавная подготовка и мощный толчок ногами в направлении назад и в стороны.

Весь процесс движения ног в технике брасса делится на три стадии:

www.soveton.com

описание стиля плавания на груди во всех деталях: как правильно учиться этому способу, советы и правила, видео с медленной съемкой в бассейне

В этом разделе собрана вся информация о стиле плавания брассом – что это такое, какова техника, как ему научиться и какие есть упражнения для совершенствования, а также многое другое.

Что это такое?

Плавание в брассе осуществляется следующим образом:

  • Руки делают гребок к себе и затем выбрасываются вперед.
  • За счет гребка плечевой пояс и голова поднимаются над водой, делается вдох, затем в ходе выброса рук вперед голова опускается в воду.
  • В момент выброса рук ноги делают толчок, чем-то напоминающий движения лягушки.

Выглядит это следующим образом:

Как правильно плавать этим стилем

Очень подробно и пошагово техника расписана в статье по вышеприведенной ссылке, здесь кратко опишем порядок движений на примере этой иллюстрации:

  • а) Исходное положение – тело полностью вытянуто, руки выпрямлены впереди и находятся рядом друг с другом.
  • б) Руки разводятся в стороны на уровень примерно чуть шире плеч.
  • в) Руки сгибаются в локтях и делают гребок, как показано на картинке. Ладони идут примерно до уровня плеч.

    За счет гребкового движения тело начинает подниматься, лицо выходит из воды.

  • г) В конце гребка кисти поворачиваются вперед и смыкаются у груди вместе, ладони смотрят на грудь.

    Голова в этот момент уже показалась над водой и делает резкий вдох.

    Ноги подводятся для толчка – сгибаются в коленях (но колени остаются вместе, не разводятся).

  • д-е) руки быстро выбрасываются вперед.

    Одновременно с их выбросом ноги, согнутые в коленях (п. “г”), разводятся ступнями в стороны и делают мощный толчок.

    Лицо с их выбросом возвращается в воду.

  • з) после завершения выброса и толчка ногами, тело скользит вперед. Затем цикл движений начинается заново.

Вот видео, в котором медленно показаны все эти движения:

Как дышать

  • Вдох делается в момент подъема над водой. Он производится ртом, резко.
  • Выдох делается на протяжении всего того времени, когда лицо опущено в воду – носом и при необходимости ртом. При этом очень важно не допускать задержек в дыхании и начинать выдох сразу же после того, как голова опустилась в воду.

Как научиться

Взрослые

Если Вы – взрослый человек и хотели бы освоить данный стиль, то рекомендуется следующий алгоритм действий:

  1. Отдельно освоить работу ног.

    Имитируем их движения на суше, затем – берем плавательную доску, которая будет держать нас на плаву и изолировать руки, и плывем только за счет ударов ногами. Чем большую дистанцию наработаем – тем лучше будет получаться.

  2. Отдельно освоить работу рук.

    Здесь уже изолируем ноги, зажав между ними колобашку, и учимся делать гребки.

  3. Синхронизация. Начинаем плавать в полной координации. Задача – синхронизировать движения всех конечностей, чтобы выброс рук вперед производился одновременно с ударным движением ног.

Сначала можете в полной координации наработать дистанцию – чтобы в целом почувствовать все движения и привыкнуть к ним. Затем, если заметите, что нужной синхронности движений нет – можете выполнить это упражнение:

Дети

Детей обычно учат несколько по иному алгоритму: “ноги – кроль, руки – брасс”. Подробнее об этом читайте в вышеприведенной статье.

Упражнения в бассейне и на суше

Как в процессе обучения, так и в процессе совершенствования техники нужно выполнять упражнения, за счет которых улучшать свои движения, нарабатывать силу, выносливость.

При этом можно выделить две принципиально разных группы упражнений: выполняемые в воде и выполняемые на суше. Первые в основном способствуют развитию техники, вторые – улучшению силы, выносливости, растяжки (хотя и в тех, и в других в той или иной степени все эти аспекты прорабатываются).

Упражнений бывает множество, мы сделали подборки с наиболее удачными и эффективными (на наш взгляд):

Разновидности

Выделяют брасс на груди (это и есть основной стиль, именуемый этим слово) и на спине – последнее редко используется, чаще для тренировок техники основного стиля.

С точки зрения того, как плыть, можно также выделить следующие варианты основного стиля на груди:

  • с выбросом рук вперед на водой (считается наиболее верным, но более сложным) и под водой;
  • с толчком одновременно с выбросом рук (также считается наиболее правильным) или уже после него.

Какие мышцы работают и польза

Этот вид плавания крайне полезен, поскольку:

  • Он прорабатывает как минимум 26 различных мышц, в первую очередь – верх груди, широчайшие мышцы спины, плечи, квадрицепсы.
  • Улучшается состояние позвоночника – гибкость, суставы, мышцы (так как в этом стиле, в отличие от кроля, тело все время то приподнимается над водой, то опускается).
  • Идет необходимая организму аэробная нагрузка.

Скорость

Следует отметить, что на соревнованиях этот стиль считается самым медленным – он проигрывает (пусть и не так сильно) кролю, баттерфляю и плаванию на спине.

При этом разница в скорости на самом деле не такая уж и большая (а на любительском уровне хороший брассист обгонит менее хорошего пловца кролем), и при этом плюс данного стиля в том, что он требует меньше сил (сравнение этого стиля с кролем мы делали в статье “Кроль и брасс”).

Среднюю скорость плавания этим стилем сложно вывести, так как она очень сильно зависит от особенностей пловца – его физической формы, техники, веса, готовности и т.д.

Если взять в качестве ориентира нормативы на 200 метров для третьего взрослого разряда, то чтобы их сдать, нужно плыть брассом со средней скоростью 3,55 км/ч (200 метров за 03:22). В любительском плавании, разумеется, скорость будет ниже.

Отличия от баттерфляя

Оба этих стиля похожи тем, что руки делают гребок одновременно и выносятся вперед, ноги также двигаются симметрично, голова и плечевой пояс за счет гребка выносятся над водой для вдоха.

При этом на самом деле баттерфляй (дельфин) – совсем иной и гораздо более тяжелый физически стиль плавания.

Принципиальные отличия между ними состоят в следующем:

  • В баттерфляе гребок делается руками до бедер, затем они над поверхностью воды возвращаются обратно (в брассе гребок идет только до уровня плеч, затем производится выброс вперед).
  • В баттерфляе ноги делают волнообразные движения, как правило – два на один гребок. В брассе же ноги делают толчок в момент выброса верхних конечностей.
  • В баттерфляе само туловище все время делает волнообразные движения, в брассе – нет.

Наглядно увидеть различия этих способов плавания можно в этих анимациях:

Брасс

Баттерфляй

Правила на соревнованиях

Основные правила, по которым проводятся заплывы брассом в современное время:

  • В каждом цикле движений должен делаться один гребок и один толчок ногами.
  • Локти не должны показываться над водой, руки не должны уходить к бедрам (кроме стартового гребка).
  • После старта и каждого поворота разрешается сделать один гребок руками к бедрам и одно волнообразное движение ногами в стиле “баттерфляй”, затем нужно показаться на поверхности.

    Таким образом, заныривание под воду при плавании брассом является достаточно коротким. В отличие от других стилей, где разрешается провести под водой до 15 метров, здесь разрешаются только один гребок и одно движение ногами дельфином.

  • Перед каждым поворотом нужно обеими руками одновременно коснуться бортика.
  • Как правило, соревнования в этом стиле проводятся на дистанциях 50, 100 и 200 метров.

iplav.com

Виды брасса. Техника плавания брассом

Сейчас мода на плавание стала в буквальном смысле повальной. Каждый второй ходит в бассейн, каждый второй купил себе шапочку и очки и каждый второй грезит широкими плечами, как у Арни (хотя он и не пловец) и красивым мокрым телом.
Но для того, чтобы плавание приносило какую-либо пользу, нужно больше внимания уделить самой технике плавания, дыханию и прочим нюансам. Рассмотрим самые популярные ошибки, возникающие при плавании.

Кроль

Техника
Кроль – это самый популярный способ плавания на груди или спине. Любой школьник в бассейне или на море пенит воду именно во время имитации кроля. При плавании кролем на груди руки совершают поочередные махи-гребки, будто крылья мельницы, а ноги ритмично сдвигаются и раздвигаются, как ножницы. То же самое и на спине. Единственное отличие: при плавании на груди направление движения рук – из-за головы под себя, при плавании на спине руки идут в обратном направлении.

Дыхание
Вдох нужно делать через рот, повернув голову в сторону руки, находящейся под водой. Делается вдох в самом начале маха, потому что в этот момент вода вокруг головы немного расступается. Выдыхать нужно через нос и рот до следующего вдоха. Вообще, по правилам нужно делать вдох на каждый третий взмах руки над водой. При этом вдохи будут чередоваться справа и слева. Но ты не на соревнованиях (если ты профессиональный пловец, то тренеры за годы тренировок довели твои движения в воде до автоматизма), поэтому дыши, как удобно.

Ошибки
Пловец как будто сидит в воде: подбородок прижат к груди, ноги согнуты. Следует следить за положением тела в воде, начинать движение прямой ногой – это убережет от ошибки.

Самые распространенные ошибки в плавании кролем: колени показываются из воды – так значительно уменьшается нагрузка и снижается эффективность плавания; нужно следить за положением ног при плавании – они должны быть прямыми. Не прижимай подбородок к груди, начинай движение прямой ногой. Это должно помочь избежать ошибок.

Не запрокидывай голову назад. По сути, сам себя топишь: вода заливает лицо и мешает дышать. Профессионалы рекомендуют чуть наклонять голову к груди.
И, самое главное, не надо грести слишком глубоко и грести прямой рукой. Во-первых, от этого быстро устаёшь, во-вторых, эффективности – ноль.

Баттерфляй



Техника
Многими баттерфляй (или, как говорят в народе, «дельфин») считается самым сложным стилем. В баттерфляе крайне важно соблюдать правильную технику. В отличие от свободного стиля, брасса и плавания на спине в баттерфляе нельзя получить хорошую скорость за счет лишь физической силы. Главную трудность для начинающих несет в себе одновременный возврат всего тела и рук над водой в исходную позицию, так как при этом ещё надо дышать.

Техника баттерфляя включает в себя синхронное движение ногами и руками. Важную роль при этом играют волнообразные движения всего человеческого тела. Да-да, это не только движения руками и ногами. В стартовой позиции пловец расположен на животе на воде, руки протянуты вперед, ноги вытягиваются назад. Ну, а дальше – понеслась.

Движения руками включают 3 основные фазы: к себе, от себя, возврат. Но их можно разделить на более мелкие составляющие. Вначале движения чем-то похожи на брасс, руки погружают в воду ладонями в стороны (и слегка вниз) примерно на уровне ширины плеч, а потом разводят в стороны. Потом руками описывается полукруг вокруг туловища, локти расположены выше кистей, а сами кисти направляются вниз и чуть-чуть под себя.

После идет «фаза возврата», при которой руки стремительно переносятся вперед, не сгибая локтей. Руки надо расслабить. Начинается данная фаза в тот момент, когда руки находятся еще в воде, далее их выносят резким толчком вперед за счет усилий мышц трицепса. Важно не погрузить слишком рано их в воду, поскольку движение вперед в воде создает дополнительное сопротивление.

trining.ru

Кроль и брасс: техника плавания, в чем разница и в чем разница этих видов? Можно ли ногами работать в одном стиле, а гребок руками

Плавание – один из древнейших видов спорта, который позволяет привести себя в форму и укрепить мышцы, улучшить кровоток и отдохнуть.

Спортивных стилей плавания несколько, но самые известные из них – кроль и брасс.  

Они кардинально различаются по технологии выполнения, задействуют разные группы мышц, а также используются для разных целей. Что же выбрать для плавания – кроль или брасс?

Рассмотрим эти техники и постараемся ответить на этот вопрос.

Краткое описание техники “Кроль”

Кроль – самый быстрый способ плавания, поскольку из-за техники его исполнения сопротивление воды ощущается пловцом минимально, а равномерная работа правой и левой стороны тела позволяет максимально быстро нарастить скорость.

В настоящее время почти на всех соревнованиях по вольному стилю спортсмены выбирают именно кроль.

Подробно техника данного стиля описана в отдельной статье. Если ее рассматривать кратко, то она состоит в следующем:

  • Человек, лежа на груди, попеременно гребет то правой, то левой рукой и одновременно работает ногами, поднимая и опуская их.
  • Во время плавания лицо пловца обращено вниз, но одновременно с одним из гребков руками он поворачивает голову в сторону «рабочей» руки и вдыхает.
  • Что касается дыхания в кроле – выпускать воздух всегда нужно только в воду, а вдыхать – в тот момент, когда рука только начинает гребок, то есть, поднимается над поверхностью со стороны таза. Вдыхать можно как на каждом гребке, так и через 1,3, 5 и т.д. Важно начинать вдох всегда с одной стороны, чтобы не сбить дыхательный ритм.

Внешне это выглядит следующим образом:

Существует еще такое понятие, как кроль на спине или плавание на спине – в данном случае человек совершает все те же движения, но лежа на спине, кроме того, гребки осуществляются прямыми, а не согнутыми руками, и гораздо меньше внимания уделяется контролю дыхания. В данном случае основную работу выполняют грудные мышцы, широчайшая мышца спины, дельтовидная мышца плеча и икроножные мышцы.

Краткое описание техники “Брасс”

Брасс – другой стиль спортивного плавания, при использовании которого пловец работает руками и ногами параллельно плоскости воды, и делает это симметрично, а не попеременно. Брассом также плавают на груди, но он является самым медленным стилем.

Техника исполнения следующая:

  • Человек находится на груди, руки опускаются в воду, разводятся друг от друга (каждая в свою сторону) и совершают одновременный гребок, после чего сгибаются в локтях, почти прижимаются к туловищу и возвращаются в исходную позицию – перед собой.
  • В момент гребка ноги начинают подтягиваться, а потом, почти одновременно с возвратом рук в положение перед собой, совершают толчок.
  • Дышать при плавании брассом следует на этапе завершения гребка руками, когда согнутые локти движутся по направлению к туловищу, в этот момент максимально удобно и эффективно поднять голову и набрать воздух. Вдыхать рекомендуется с каждым гребком, но можно делать это и реже, но, обязательно выдерживая темп (всегда через 1 гребок, всегда через 2 и т.д.).

Выглядит это так:

В чем разница?

Между двумя этими стилями есть лишь одно сходство – они оба выполняются на животе, во всем прочем они сильно различаются, начиная от техники исполнения до задействования разных групп мышц.

Техника кроля подразумевает постоянную работу мышц в плоскости, перпендикулярной плоскости воды, что позволяет развивать максимально высокие скорости.

В брассе же, наоборот, почти все движения происходят в воде, пловцу приходится постоянно преодолевать дополнительное сопротивление ее молекул, из-за чего двигаться так же быстро он не сможет.

Еще можно заметить, что те, кто плавают кролем, двигаются непрерывно, постоянно генерируя ускорение.

При брассе же цикл движений занимает определенное время, после чего человек скользит по поверхности воды на полученном от гребка руками и толчка ногами ускорении. Это позволяет компенсировать затраты энергии, затраченные на преодоление сопротивления воды, и в конечном итоге пловец не перегружается.

Важное отличие состоит и в задействованных группах мышц: при плавании кролем основной работающий инструмент – мышцы плеч, рук и спины, а при брассе – плеч, груди и ног.

Преимущества кроля

Кроль – самый быстрый стиль плавания, поэтому, если вы хотите стать профессиональным пловцом, определенно, лучше осваивать именно его.

Несмотря на то, что он сложнее в изучении (про обучение подробнее читайте здесь), благодаря дополнительным инструментам (например, доски для плавания) вы сможете быстро вникнуть в процесс.

Тренировки в такой технике – это еще и тренировки на выносливость, поскольку цикл движений непрерывен, но также из-за этого, а также особенностей его исполнения, им очень сложно перемещаться под водой. Упражнения на развитие этого стиля позволяют развивать мышцы плечевого пояса, прямые и латеральные широкие мышцы бедер.

Преимущества брасса

Брасс считается более легким с точки зрения физической нагрузки стилем, который подойдет как для спортивного, так и повседневного плавания.

Если вы не грезите о карьере олимпийского чемпиона и не ставите перед собой целей на время, то этот стиль будет оптимальным выбором. Интересный факт состоит в том, что только брасс интуитивно понятен, и даже дети, которые только-только учатся плавать, довольно быстро начинают двигаться так, как нужно, а значит, и получать результаты.

Техническая правильность исполнения имеет здесь чуть менее важную роль, чем в кроле – важны лишь верные движения шеи головы при дыхании (важно всегда опускать голову обратно в воду после вдоха, чтобы не держать шейный отдел позвоночника в постоянном напряжении).

Брасс позволяет не только передвигаться на большие расстояния при минимальных затратах сил, но и свободно плыть под водой. Никаким другим стилем у вас не получится нырять столь же эффективно.

Поскольку этот стиль во многом зависит от инерциального передвижения после толчка ногами, то и основные мышцы, которые будут здесь работать – это мышцы ног (прямая и четырехглавая мышцы бедра, приводящие, ягодичные и икроножные мышцы). При работе руками также задействуются дельтовидные мышцы плечевого пояса и грудные мышцы.

Что полезнее?

У медицины и спортивной науки нет однозначного ответа на этот вопрос.

С лечебной точки зрения одинаково полезны оба этих стиля плавания, но рекомендовать их могут в соответствии с целями и пожеланиями пациента, а также медицинскими диагнозами.

Например, человеку со сколиозом важно укреплять мышцы спины, а значит, он должен уделять как можно больше времени кролю, плаванию на спине или баттерфляю.

Кроль особенно хорош тем, что почти прямое положение тела минимизирует нагрузку на позвоночник, но при этом позволяет тренировать близлежащие мышцы.

Если же рассматривать брасс через призму медицинского мнения, то он идеально подойдет как начинающим пловцам, так и людям со слабо развитыми конечностями (пожилым или людям с инвалидностью, либо последствиями травм) и беременным. Интенсивные движения ногами не только развивают мышцы нижней половины тела, но и стимулируют кровоснабжение органов малого таза.

Проще говоря, выбор приоритетного стиля плавания напрямую зависит от физической подготовки человека и его целей, сделать однозначный выбор без анализа всей ситуации невозможно. Но существует целый ряд экспертных теорий и мнений о том, что программа любого спорта должна быть сбалансирована для человека.

Таким образом, от использования только одного стиля плавания пользы будет меньше, чем от применения сразу нескольких в совокупности.

Если взять в пример мышцы ног, то для максимальной полезности в обычной жизни лучше развивать и бедра, и голени, это позволит ходить на большие расстояния и выносливо выполнять физические упражнения с повторами.

Это же касается и всех остальных мышц – всегда лучше развивать их в совокупности, чем выполнять упражнения только на одну группу. Такой подход позволяет развивать все тело одновременно, при этом не перегружая его. Если говорить о плавании, то это означает, что оптимальным подходом будет чередование стилей плавания на каждом занятии.

Упор на один стиль может быть оправдан высокими спортивными целями – например, побить мировой рекорд кроля на стометровке, но для большинства людей это не актуально, при этом, тренируя только один стиль, запросто можно перетрудить или растянуть мышцы.

Разворот с одного стиля на другой

Как мы уже поняли, максимально эффективный результат принесет именно чередование стилей, но мало кто знает, что менять один на другой можно не только начиная новый заплыв от бортика.

Изменить один стиль на другой можно прямо посередине «дорожки» бассейна – обычно это делается для отдыха, когда мышцы устали от однотипной работы.

Как перейти с кроля на животе на брасс: завершите гребок и займите такое положение, чтобы ваше тело представляло собой прямую линию, а руки были впереди. Из него можно начать движения брасса – гребок руками и толчок ногами.

Если же вы хотите, наоборот, сделать разворот брасса на кроль, то после целого цикла движений (гребка руками, вдоха и толчка ногами) вам нужно принять ту же прямую позу с руками перед собой и начать переход в кроль с гребка рукой.

Кроль с гребком руками брассом

Есть также смешанный стиль плавания, в котором руки делают гребок брассом, а ноги работают в стиле “кроль”.

Такой способ плавания иногда также называют “прикладной брасс”.

Это один из возможных вариантов обучения детей плаванию, особенно – детей дошкольного возраста.

Смысл в том, что маленьким детям еще сложно освоить кроль с его непростым дыханием, но, с другой стороны, не менее сложно освоить и толчки ногами из брасса, которые технически сложны и для взрослых.

Потому детей сначала с плавательной досочкой приучают работать ногами кролем, а затем, когда ребенок держится на воде и может плыть “стрелочкой” за счет ног – его обучают гребку брассом.

По аналогичной схеме может строиться и обучение плаванию взрослых.

Вместе с этим, такой стиль все-таки стоит рассматривать не как самостоятельный стиль плавания, а как промежуточный шаг на пути к полноценным кролю и брассу.

Заключение

Плавание – один из максимально комфортных и полезных видов спорта, поскольку оно стимулирует мышцы, нормализует дыхание, но при этом вероятность покалечиться или получить растяжение и, тем более, ушиб или перелом, здесь близка к нулю. Благодаря этому плавание – не только спорт, но и отличная терапия при многих заболеваниях мышц и суставов, а также проблем с кровоснабжением.

Плавать может быть одинаково полезно как для взрослых, так и детей, но нужно помнить, что при серьезных проблемах со здоровьем необходимо проконсультироваться у специалиста, прежде чем идти в бассейн.

Если вы не умеете плавать и испытываете страх перед водой, то в любом спортивном комплексе есть свои персональные тренера, которые помогут перестать бояться, а также обучат основам плавания, после чего вы сможете уже заниматься самостоятельно.

iplav.com

Как научиться плавать брассом — обучение технике плавания брассом, видео, упражнения на суше

Важнейшим элементом в технике плавания способом брасс является работа ног. С движениями ног следует ознакомить занимающихся сначала на суше, а затем и в воде. Для удобства изучения движений они вначале рас­членяются и производятся по счету, а в дальнейшем, по мере их освоения, выполняются слитно.

Обучение движениям ног

На суше

Сесть на воз­вышение, опираясь руками сзади, ноги свободно вытя­нуты, пятки на 3—5 см над землей (полом). На счет «раз» ноги неподвижны, на «два» — сгибаются, ступни постепенно расходятся, носки разво­рачиваются в стороны, в конце движения колени немно­го сближаются, так, чтобы ступни были разведены не­много шире, чем колени (рисунок. 61, б). На счет «три» ноги кругообразным движением захватывают воображаемую воду (рис. 61, в) и вытягиваются; на счет «четыре» ноги неподвижны. Движение на счет «два» выполняется мед­ленно, на счет «три» — быстро, но не резко.

Хотя ноги фактически работают на два счета: «два» — подтягивание и «три» — захват воды, а на счет «раз» и «четыре» — неподвижны, однако счет «раз» и «четыре» пригодится в дальнейшем при изучении коор­динации движений рук и ног.

В воде

Упр. 1. Движения ногами лежа на груди, руками опираясь о дно водоема (или держась за слив­ной желоб и опираясь согнутыми в локтях руками о стен­ку бассейна).

В исходном положении тело лежит плоско, вытянуто, подбородок в воде; пятки — у самой поверхности. Дыха­ние произвольное.

На счет «раз» — ноги неподвижны. На счет «два» ноги сгибаются (подтягиваются). По мере потягивания ног колени расходятся примерно на ширину плеч, ступни с расслабленными мышцами свободно идут вслед за ко­ленями, постепенно расходясь в стороны. В конце подтя­гивания колени немного сближаются, а ступни (стопы) еще больше расходятся (шире коленей). К концу под­тягивания ног стопы должны быть согнуты в тыльную сторону, в положении «носки на себя». Теперь ноги при­готовились захватить воду.

На счет «три» ноги выполняют гребковое движение: они разгибаются в стороны и во второй половине этого движения, продолжая разгибаться, смыкаются. В конце смыкания носки вытягиваются. Движение на счет «три» выполняется симметрично, с нарастающей скоростью. Ноги загребают воду мощным круговым движением.

После того как занимающиеся научатся правильно работать ногами под команду преподавателя, они выпол­няют эти же движения под свой счет (считать про себя).

Упр. 2. Изучение слитной работы ногами. Исходное положение — то же, что и в упр. 1. Преподаватель счи­тает медленно, но так, чтобы один счет плавно перехо­дил в другой: «Р-а-а-а-з, два-а, ТРИ — четыре-е». Счет «три» акцентируется, произносится быстрее и несколько громче. Движение на счет «три» — гребок — выполняется быстрее, чем подтягивание ног.

То же самое делают занимающиеся под свой собст­венный счет (про себя).

Надо обращать особое внимание на то, чтобы подтягивание ног плавно, без задержки, переходило в гребок ногами. При обучении способу брасс нередко допускают ошибку, когда вводят промежуточный счет «и» после счета «два» — подтягивания ног. В этом слу­чае ноги задерживаются в согнутом положении и по счету «и» стопы разворачиваются и разводятся в сторо­ны; только по счету «три» ноги выполняют гребок. Пока стопы разводятся в стороны и разворачиваются, согну­тые в коленях ноги сильно тормозят и скорость продви­жения пловца падает.

У лучших пловцов-брассистов стопы начинают рас­ходиться в стороны не после того, как ноги подтянуты, а во время подтягивания, а сгибаются и разворачиваются в стороны в конце подтягивания.

Необходимо также следить за тем, чтобы ступни ног сгибались в тыльную сторону, разворачивались пол­ностью до отказа и в таком положении выполняли бы большую часть гребка ногами. Стопы вытягиваются лишь в самом конце гребка, когда ноги почти сомкнутся.

Упр. 3. Плавание поперек бассейна с помощью одних ног. Оттолкнувшись от стенки бассейна, пловцы сколь­зят с вытянутыми руками и погруженным в воду лицом. Когда скорость скольжения замедлится, каждый из пловцов по своей инициативе выполняет 2—3 движения ногами брассом, после чего переплывает любым спосо­бом на противоположную сторону бассейна. Постепенно, по мере овладения движениями ног, количество движе­ний увеличивают, доводят до 5—8 движений (не подни­мая головы) занимающиеся переплывают поперек бас­сейна.

Упражняться в плавании с помощью одних ног мож­но с доской в руках, выполняя выдох в воду и поднимая время от времени голову для вдоха.

Следует обратить внимание на то, чтобы дви­жения ног были симметричны, чтобы ноги сгибались (подтягивались) медленно, а гребок выполнялся быстро, но в то же время плавно. Не должно быть вредной пау­зы, задержки между подтягиванием и гребком. Ступни подтягивать так, чтобы пятки двигались у самой поверх­ности воды, а не опускались под живот. Ступни во время гребка почти до конца его должны быть согнуты и раз­вернуты в стороны. Все движение делать свободным, не­напряженным, чтобы гребок ногами был мягкий и хле­сткий. Добиваться эффективности движений, стараясь проплыть поперек или вдоль бассейна за возможно мень­шее число гребков ногами. После каждого гребка сколь­зить вперед с вытянутыми руками.

Обучение движениям рук

На суше

Упр. 1. Дви­жения рук изучаются в положении стоя, нагнувшись под прямым углом. Руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы соприкасаются. На счет «раз» — разве­сти руки в стороны до оси плеч (рис. 62, а). На счет «два» — согнуть руки в локтях, соединить кисти перед лицом (ладонями вниз), так, чтобы большие пальцы соприкасались (рис. 62, б). На счет «три»— вытянуть ру­ки вперед, ладонями вниз (рис. 62, в).

Вначале ладони можно не развертывать кна­ружи для захвата воды, но в дальнейшем, когда будет освоена техника работы рук и правильная координация движений, следует изучить спортивный вариант брасса с развертыванием ладоней. Это улучшит тягу руками и повысит скорость плавания. Когда же с самого начала применяется гребок руками с развертыванием ладоней, то у занимающихся нередко появляется серьезная ошиб­ка: они, захватив ладонями воду и почувствовав опору, загребают руками слишком широко и далеко за линию оси плеч.

Упр. 2. Дыхание при обучении брассу удобно соче­тать с движениями рук. Такое сочетание легче осваива­ется и легче контролируется, нежели сочетание дыхания с движениями ног. Дыхание изучается с движениями рук стоя нагнувшись. На счет «раз» и «два», когда руки раз­водятся в стороны и подводятся к груди, выполняется вдох (через рот). В конце счета «два» — непродолжи­тельная задержка дыхания, увеличивающая плавучесть тела пловца. На счет «три» и «четыре», когда руки вытя­гиваются вперед, — выдох. Вдох и выдох выполня­ются через рот. Надо добиваться полного выдоха.

В воде

Стоя по грудь в воде, нагнувшись, выпол­нять те же упражнения для рук, что и на суше, — с про­извольным дыханием и в сочетании движений рук и ды­хания. Выдох выполняется в воду.

Обучение координации движений

На суше дают­ся необходимые объяснения координации движений рук и ног, рук, ног и дыхания. При этом необходимо подчеркнуть, что руки начинают свое дви­жение по счету «раз» раньше, чем ноги, когда ноги еще вытянуты. Объяснить, что сначала движения рук и ног будут выполняться в воде раздельно, с опущенным в воду лицом, С задержкой дыхания, а затем уже будет изучать­ся полная координация движений с задержкой дыхания и в полной координации движений.

В воде

Упр. 1. Раздельно-последовательные движе­ния руками и ногами (брассом). Плавать сначала попе­рек а по мере освоения — и вдоль бассейна. Лицо по­гружать в воду, задерживать дыхание, а затем сочетать движения рук и дыхание. Каждый занимающийся счи­тает про себя. «Раз» — полное движение руками. «Два» — полное движение ногами. 3—4 цикла движений подряд с задержкой дыхания (лицом в воде). Повторить несколько раз. Затем проделать то же самое, но с дыха­нием во время движения рук.

Упр. 2. Сочетание движений рук и ног брассом с за­держкой дыхания. Лежа с вытянутыми вперед руками ладонями вниз, руки и лицо погружены в воду, плавать поперек бассейна с задержкой дыхания в полной коорди­нации движений рук и ног.

Обратить внимание на то, чтобы руки начинали движение раньше ног и были вытянуты вперед прежде, чем ноги закончат свой гребок. Каждому занимающему­ся нужно сосчитать, сколько он делает полных циклов движений для того, чтобы переплыть бассейн поперек. Затем надо стремиться сократить число циклов на 2—3, добиваясь этого путем более продолжительного сколь­жения.

Упр. 3. Плавание поперек бассейна в полной коорди­нации движений и дыхания. По мере овладения техни­кой плавания брассом переходить к плаванию вдоль бассейна, постепенно увеличивать дистанцию до 1000 м. Если пловец в состоянии проплыть брассом, не делая грубых ошибок, 1000 м, то можно считать, что он овла­дел основами этого способа плавания.

Видео урок плавание способом брасс

mirplavanie.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *