Когда появился первый велосипед – Велосипед — Википедия

Разное

Содержание

Старинный велосипед. История создания и развития велосипеда

Старинный велосипед в свое время стал настоящим прорывом в мелкой транспортной отрасли. Его изобретение приписывают различным людям. Имеется версия, что проекты с цепной передачей и парой колес принадлежат еще Леонардо да Винчи. Патент на изобретение в 1814 году получил немецкий барон Карл фон Дрез. Модель выполнялась из дерева и не имела педалей, для того чтобы ехать, необходимо было отталкиваться ногами от земли. Бытует мнение, что подобный аппарат создал русский умелец Ефим Артамонов (на 14 лет раньше немецкого коллеги), однако он его не патентовал. При этом первый велосипед проехал порядка 5 тысяч километров, изготовлен также был из дерева.

Усовершенствование

Конструктор из Германии Дрез создал в 1817 году старинный велосипед, который по факту представлял собой деревянный самокат, оборудованный седлом и рулем. Изобретение назвали в честь создателя «дрезиной». Этот термин используется до сих пор по отношению к некоторым самоходным машинам.

В сороковых годах девятнадцатого века аппарат подвергается модернизации, благодаря усилиям Кирка Патрика Макмиллана (кузнеца шотландских кровей). Бывший ранее велосипед без педалей оснащается металлическими стержнями, фиксируемыми на заднем колесе. С помощью них можно было приводить машину в движение посредством ног. Сам водитель располагался между передним и задним колесом, корректируя направление при помощи руля, взаимодействующего с передним ободом.

Стоит отметить, что инженер Томпсон вскоре предоставил надувные шины, которые на то время не приобрели популярности, по причине своего технического несовершенства. Массовое производство велосипедов с педалями и камерами началось после 1867 года.

Дальнейшее развитие

Свое название велосипед получил благодаря Пьеру Мишо, который запатентовал педальный привод, устанавливаемый на переднем колесе. В конце 19 века популярными стали модели «пенни-фартинг», названные так по аналогии диаметров монет между собой (пенни меньше фартинга). Педали устанавливались на большом переднем колесе. Седло располагалось сверху них. Поскольку такое транспортное средство имело смещенный центр тяжести, велосипед с большим передним колесом считался довольно опасной модификацией, езда на которой требовала внимания и сбалансированности ездока.

Альтернативой этому устройству стали трехколесные модели, быстро завоевавшие популярность. Следующей стадией развития велосипеда можно считать применение металлического колеса с внутренними спицами. Подобное изобретение было предложено в 1867 году Эдуардом Каупером. Буквально через пару лет транспортное средство оборудовали рамой, а в конце 70-х появилась цепная передача (изобретатель – англичанин Лоусон).

Конец 19-го столетия

На смену пенни-фартинг и аналогичным моделям пришел велосипед, отдаленно напоминающий современные модификации. Изготовил его английский умелец Джон Кемп Старли в 1884 году. Машина получила название «Скиталец» (Rover). Через 12 месяцев началось серийное производство этой версии. Агрегат имел цепную передачу, одинаковый диаметр колес, водительское кресло вынесли на середину, между фронтальным и задним ободом. В дальнейшем компания Rover занялась производством автомобилей и другой техники, вплоть до 2005 года, после чего обанкротилась.

В 1888 году шотландским инженером Джоном Бойдом Данлопом были предложены шины из каучука, мягче и комфортнее. Надежные камеры по сравнению с резиновыми аналогами, быстро получили популярность. Если старинный велосипед сравнивали с «трясучкой» для костей, то теперь езда стала гораздо плавнее и удобнее.

Золотая пора

Расцветом в развитии двухколесной техники без мотора считаются 90-е годы девятнадцатого столетия. Связано это с появлением педального тормоза, а также приспособления свободного хода, что позволяло не крутить педали без необходимости. Вскоре появился ручной тормоз, но его массовое применение началось несколько позже.

Первый велосипед складного типа был изготовлен в 1878 году, а уже в следующем десятилетии изобрели алюминиевые конструкции. Транспортное средство с педалями, на котором можно было передвигаться в лежачем или полулежащем положении, изобрели в 1895 г. Подобная модификация получила название «рикамбент». Его массовым производством через несколько лет после презентации занялась компания «Пежо».

Что изменилось в начале 20-го века?

Старинный деревянный велосипед в начале 20-го столетия давно канул в небытие. В 1915 году появились модели, оборудованные задней и фронтальной подвеской. Основное их предназначение – использование для нужд итальянской армии. Через десяток лет появляются в устройстве подшипники шарикового типа, многоскоростные втулки, конвейерный метод сборки, регулятор скоростей на цепном приводе и стальные трубы с ножными тормозами.

Первые механизмы переключения передач были далеки от совершенства. На заднем колесе монтировались специальные звездочки с обеих сторон. Чтобы переключить скорость, необходимо было останавливать технику, снимать и переворачивать колесо. Кроме того, требовалось регулировать положение и натяжку цепи.

Современная история развития велосипеда

Планетарный механизм, служащий прототипом для современного устройства переключения скоростей, был изобретен в 1903 году, однако распространение получил почти через 30 лет. Более современная модификация переключателя передач изготовлена итальянским велогонщиком Тулио Кампаньоло (1950 год), который впоследствии стал известным производителем веломашин.

В 74-м году прошлого столетия появляются модели велосипедов из титана, немного позже – из углепластика. Специальный компьютер, позволяющий отслеживать параметры нагрузки, скорости и времени, вышел в 1983 году.

Старинный велосипед пользовался успехом, по причине отсутствия альтернативных вариантов. В двадцатом веке популярность рассматриваемой техники была нестабильна. Это связано с развитием автомобилестроения и изобретением мопедов, мотоциклов. Мода на веломашины появилась снова, во многом благодаря пропаганде здорового образа жизни и защите экологической системы. В качестве основного транспортного средства сейчас чаще всего велосипед используют жители европейских стран. Самыми активными пользователями считаются жители Дании и Голландии. В среднем датчанин проезжает на велосипеде порядка 900 километров в год, житель Нидерландов – 850 км. В Германии и Бельгии этот показатель равняется 300 км. Менее используемой техника является в Южной Европе. Например, среднестатистический испанец преодолевает на ней всего 20 километров.

Особенности

Политика правительств разных стран, направленная на развитие велостроения, позволяет популизировать это вид транспорта, улучшить состояние здоровья населения, разгрузить центральные улицы от плотного потока машин и сохранить экологию. В Китае, Индии и многих других странах велосипед считается основным средством передвижения. Это связано с его маневренностью на узких улочках и доступностью по цене. Бывали случаи, что власти запрещали передвижение на этом виде технике, дабы не препятствовать проезду машин. Например, в Шанхае (2003 год) был введен запрет на несколько месяцев.

Интересная информация

Ниже приведены некоторые интересные факты, связанные с историей развития двухколесных агрегатов без моторов:

  • Велосипед без педалей изобретен еще в 1814 году, изготовлен из дерева, передвигаться на нем можно было, отталкиваясь от земли ногами.
  • Первая велосипедная гонка была проведена в пригороде Парижа (дистанция составила 2 километра, 1868 год).
  • В России массово модели с цепной передачей начали появляться в 1880 году.
  • Существенный рывок в развитии велосипедов произошел в 1884 году. Ветеринар из Шотландии Данлоп придумал пневматическую шину. Изначально он пытался наполнить ее водой, но это значительно снижало скорость. Затем изобретатель задул в нее воздух и придумал специальный клапан, предотвращающий выход смеси обратно.
  • Основным современным производителем велосипедов считается Китай, поскольку там расположено большинство мощностей (порядка 95 % продукции).

Критерии выбора

При выборе велосипедного транспорта необходимо учитывать ряд параметров. Во-первых, необходимо определиться с местом основного передвижения (город или проселочная дорога). Во-вторых, нужно учитывать возраст и пол будущего владельца. Кроме того, рама должна подходить по росту и весу человека. С учетом всех этих факторов вы сможете подобрать двухколесную технику, обеспечивающую безопасность, надежность и комфортность передвижения.

Какими бывают виды современных велосипедов?

Старинный трехколесный велосипед сейчас можно встретить разве что в музее. Современные аналоги можно условно разделить на три вида:

  1. Горные модели. Они предназначены для перемещения по пересеченной местности, горам и бездорожью. Качественные модификации этого типа считаются самыми популярными, надежными, прочными и долговечными. Некоторые версии оснащены парой амортизаторов (двумя подвесами). Несмотря на то что такая машина тяжелее стандартной вариации, она показывает лучшие показатели при езде по неровной поверхности.
  2. Велосипеды шоссейного типа. Эти модификации легче, имеют колеса большего диаметра с узкими шинами. Модель оборудована заниженным рулем, что позволяет принять аэродинамическое положение водителю, вследствие чего улучшаются скоростные показатели.
  3. Смешанные варианты. Такие велосипеды объединяют лучшие качества рассмотренных выше аналогов, предназначены для езды за городом и в нем, но не подойдут участникам спортивных заездов.

Итог

Развитие велосипедной техники происходило не одно столетие. В разработке и создании этого приспособления приняло участие много изобретателей и умельцев. В итоге велосипед стал не просто развлечением, а полноценным транспортным средством.

fb.ru

Кто изобрел велосипед и в каком году?

В вопросе изобретения велосипеда разные страны стараются присвоить эту заслугу именно себе. Множество источников отражает самые разные версии, каждая из которых в принципе имеет право на существование.


Но среди этого количества теорий две все-таки наиболее соответствуют истине.

Кузнец Ефим Артамонов

По одной из версий, первый велосипед – точнее, «двухколесная тележка» – появился в России в 1801-м году благодаря кузнецу Артамонову. Патент Артамонову не дали, хотя он и проехал на своем велосипеде около пяти тысяч километров. Про двухколесную тележку очень скоро благополучно забыли, поэтому общепризнанной версией остается авторство немецкого барона Карла фон Дреза.

История Ефима Артамонова увлекательна: считается, что этот крепостной в 1801-м году приехал в Петербург на коронацию императора на изобретенном велосипеде, и якобы получил вольную для себя и своей семьи за столь новаторскую конструкцию. Велосипед же был помещен в музей в Нижнем Тагиле.

Однако нет никаких письменных подтверждений, никаких документальных доказательств того, что эта история – не вымысел. Как, собственно, нет и документов, подтверждающих, что кузнец Артамонов вообще существовал.

Фон Дрез

Собранная фон Дрезом в 1814-м году конструкция получила название «машина для хождения». Выглядело это как двухколесный самокат из дерева, без педалей, с седлом и рулем. Чтобы привести конструкцию в действие, нужно было отталкиваться ногами от земли. Патент на изобретение барон фон Дрез получил в 1818-м. Именно фамилия изобретателя легла в основу термина «дрезина».

Барон фон Дрез служил в лесном управлении, руководство которого еще задолго до получения патента, сразу после демонстрации велосипеда в городе Карлсруэ, оказалось крайне недовольно «глупой» изобретательностью сотрудника. Барону пригрозили помещением под медицинский надзор. Но в 1816-м году, когда в середине лета внезапно и не один раз выпал снег, пропал урожай, и люди вынуждены были забить скот и лошадей, которых нечем было кормить.

Поскольку ездить больше было не на чем, деревянная машина фон Дреза обрела нешуточную популярность. Самокат понравился и принцу, который попросил короля Баварии наградить фон Дреза. Позже Дрез создал мясорубку, печатную машинку и ту саму тележку, которую называют дрезиной.

Примечательно, что фон Дреза в итоге обвинили в том, что он сумасшедший, потому что нормальный человек не стал бы придумывать «непонятные штуки». Изобретателя поместили под домашний арест, его имущество разошлось по рукам, и в 1850-м году фон Дрез умер в полном забвении и крайней нищете.

От простоты – к совершенству

Спустя несколько десятилетий, в 1840-м, шотландец Киркпатрик Макмиллан усовершенствовал изобретенную Дрезом конструкцию, добавив педали. Но широкой популярности работа Макмиллана не обрела. И лишь в 1853-м году Пьер Мишо запатентовал педальный привод, а также оснастил велосипед тормозом и седлом с пружиной. Такие велосипеды получили едкое название «костотрясы».

Несмотря на столь говорящую характеристику, на костотрясах даже проводили гонки, как, например, гонка в парижском предместье Сен-Клу в 1868-м году. С 1867-го года у велосипедов появляются колеса со спицами. Такую конструкцию колеса предложил некий Каупер. В 1868-м компания «Мейер и Ко» стала выпускать велосипеды с цепью.

На протяжении полутора десятилетий, вплоть до 1885-го года, были очень популярны велосипеды-«пауки» с огромным передним и маленьким задним колесом. Большой диаметр переднего колеса, к которому крепились педали. Обеспечивал высокую скорость передвижения – до 30 километров в час.

Недостатком этого велосипеда была плохая устойчивость – конструкция опрокидывалась при малейшей неровности дороги. Еще один этап в истории велосипеда – цепная передача с шестеренками разного диаметра. Модель получила название «кенгуру».

Пневматической шиной велосипед оснастил шотландец Джон Данлоп: он просто надел на колесо резиновый шланг и наполнил его водой, а уже позже придумал наполнить шланг воздухом и закрыть отверстие специальным клапаном. Со временем велосипеды постоянно совершенствовались, становились легче, маневреннее, комфортнее.

Сегодня мы можем выбирать самые разные варианты – дамские и мужские модели, шоссейные и горные, с переключением передач и без них. Велосипеды-тандемы и трехколесные модели, детские велосипеды и сложные конструкции, рассчитанные на несколько человек – все это сравнительно доступно и доставляет людям огромное удовольствие.

www.vseznaika.org

история создания и развития велосипеда

История изобретения знаменитого велосипеда довольно туманна, в каждой стране есть своя версия его возникновения. Сейчас в сети можно найти множество информации с различными вариантами того, кто изобрел велосипед. Что-то из этих историй было на самом деле, а что-то скорее выдумка.

Кто был первым на самом деле?

Можно сказать, что существует две версии того, кто был первым создателем. Одна из них утверждает, что первый велосипед подарил миру наш соотечественник, некий крепостной Артамонов. В прочем, его детище быстро было забыто и получило название – двухколесная тележка. Вторая версия гласит, что первым в этом деле был изобретатель Карл фон Дрез.

Вообще мысль о том, чтобы передвигаться на колесах, используя лишь свою силу, проникла в головы людям еще давным-давно. Достаточно вспомнить множество различных колясок, повозок, колесниц и прочего. Подобные приспособления возникли в цивилизованных странах практически одновременно, к примеру, во Франции и Германии.

Четырехколесная модель Джованни Фонтана

Еще в 1418 году Джованни Фонтана сконструировал первый образец транспортного средства, которое приводилось в движение с помощью мышечной силы. Это была тачанка с четырьмя колесами с веревочной передачей на задние колеса.

Долгое время считалось, что изобрести велосипед мог сам Леонардо да Винчи.

Когда, якобы были найдены его чертежи с эскизом примитивного устройства, датированные 1493 годом. Однако в 1974 году ученные доказали, что чертежи были выполнены не его рукой.

Версия о велосипеде Артамонова

До 1817 года вся информация о самоходных устройствах весьма сомнительна. Вероятнее всего история уральского крепостного умельца Ефима Артамонова, также всего лишь легенда. История гласит, что этот искусный крестьянин Артамонов создал свой велосипед около 1800-го года. После чего проехал на нем первый в мире велопробег на 2000 верст из поселка Тагильского завода (сейчас Нижний Тагил) до самой Москвы. Однако спектральный анализ железных материалов велосипеда, в музее Нижнего Тагила, показал, что образец является самодельной подделкой 2-й половины XIX века (не раньше 1870 года), созданной по английскому образцу.

Велосипед Карла фон Дрезиса

В 1817 году немецким ученым и бароном Карлом фон Дрезисом был создан двухколесный самокат, который он запатентовал годом позже. Он называл его – «машина для бега».

Самокат имел руль, деревянную раму и не имел педалей и, в общем, был схож с современным велосипедом.

Дальнейшее развитие велосипеда

Велосипед Дрезиса был усовершенствован неким Киркпатриком Макмилланом, шотландским кузнецом в 1839-40 году. Эта модификация получила существенный апгрейд – педали! Но, несмотря на инновационную находку, его изобретение несколько опередило свое время и когда дошло до использования, современники так и не оценили его по достоинству.

В дальнейшем основное развитие велосипедной инженерии переходит в западную Европу и США. В это время модификации проводились на системе шатунов, которая крепилась на переднем колесе.

В 60-х годах XIX столетия на велосипедах стали не только путешествовать, но и проводить гонки. Первые соревнования на велосипедах прошли в 1869 году. Гонщики преодолели расстояние в 120 км от Руана до Парижа. Первый велозаезд в Российской империи состоялся в июле 1983 года на ипподроме в Москве.

В 1872 году англичане представили свою модель самоката – «Ариэль». Его главной отличительной чертой было большое переднее колесо. Когда в конструкции колеса начали использовать металлические спицы, они получили причудливую форму, из-за которой их стали называть «пауками». Некоторые модели достигали веса в 35 кг, при диаметре колеса в два метра. Все же, такой великан позволял путешествовать на длительные дистанции, к примеру, от Санкт-Петербурга до Москвы.

В середине 60-х годов XIX века инженер Купер предложил замечательную идею конструкции металлического колеса со спицами. Изобрел такой велосипед английский ученый Джон Кемп Старли в 1884 году. Данная модель обладала цепью на заднем колесе и имела одинаковые колеса, между которыми сидел водитель.

Такой велосипед, имевший явное сходство с современными моделями, получил название Ровер, что значит «Скиталец».

В 1898 году к модели был добавлен механизм свободного хода и педальные тормоза, что позволяло не крутить педали во время движения велосипеда с горы. Примерно в то же время были изобретены и ручные тормоза, однако они не стали популярными.

Внедрение велосипедов в светскую жизнь россиян произошло в 1870-80-х годах. Это связано с появлением той самой безопасной конструкции Ровера с одинаковыми колесами, которая считается прадедом современного велосипеда. А вот велотуризм в России зародился в 1882 году, когда семеро членов Петербургского велосипедного общества отправились в заезд на 270 верст к финляндскому водопаду Иматра.

В 1985 году отечественные промышленники подметили, что любителям велопрогулок довольно трудно покупать себе велосипеды, так как их нужно привозить из-за пределов Империи, а стоит это не дешево. Поэтому производство наладили в Москве и в Риге.

Велосипеды в XX веке

В начале 20-го столетия создали первый механизм переключения скорости. Однако ему было далеко до совершенства. Заднее колесо спортивного велосипеда было оборудовано звездочками с обеих сторон. Когда велосипедист хотел переключиться на другую скорость, он останавливался, снимал заднее колесо и переворачивал его, затем вновь фиксировал его и натягивал цепь обратно.

В 1903 году было изобретено переключение с помощью планетарного механизма, который приобрел популярность только в 30-е годы. Переключение скоростей в том виде, в котором мы его знаем сейчас, было создано только в 1950 году знаменитым итальянским велосипедистом и Туллио Кампаньоло.

В 70-х годах 20 века конструкторы перестали изобретать велосипед и занялись исключительно его совершенствованием. С 1974 года в продажу вышли титановые велосипеды, а годом позже углепластиковые. С началом компьютерной эры, в 1980-е велосипеды стали оснащать велокомпьютерами. В 90-е велосипедисты стали пользоваться индексным переключением скорости.

За все предыдущее столетие мода на велосипеды переживала свои пики и падения. Например, в начале века, во многих странах, особенно в США, велосипеды стали менее популярными, из-за стремительного развития автомобильной промышленности. Дошло до того, что дорожные полицейские стали расценивать велосипедистов, как помеху движения автомобилей. В 40-е годы американцы покупали велосипеды своим детям в качестве игрушки.

Только в конце бурных 60-х жители цивилизованных стран вновь вернулись к велосипедному транспорту, осознавая важность проблем экологии и стараясь вести здоровый образ жизни.

Похожие статьи

zextrem.com

История велосипеда | История вещей

← История сигаретной пачки История сумок →

В изобретении этого популярного транспортного средства принимал участие не один человек. Велосипед вырос, благодаря целому ряду изобретений, проследить которые можно, начиная от нашего времени и заканчивая XVIII веком. Некоторые ученые-исследователи берутся утверждать, что чертежи транспортного средства (имеющего два колеса) и роликовой цепи принадлежат Леонардо да Винчи.

История создания велосипеда имеет долгий путь развития. Причем сначала появились его аналоги. Графом Де Сивраком во Франции была построена двухколесная машина из дерева в 1791 г., названная «Селярифер». Передвигаться на ней возможно, сидя верхом, а от земли отталкиваться ногами.

Немецкий изобретатель Карл Дрейз в 1817 году создал первый самокат под названием «машина для ходьбы». Конструкция была оснащена рулем и седлом, и названа в честь создателя – дрезиной. И по сегодняшний день в русском языке используется это слово. В 1818 году данное изобретение запатентовали. Уже в 1839-40 годах оно подвергается усовершенствованию. Кирк Патрик Макмиллан – кузнец из Шотландии приделывает к нему педали. Таким образом, металлические стержни прикрепляли заднее колесо к педали, которая толкала его. Управление велосипедом осуществлял человек, который располагался между передним и задним колесами. Он управлял устройством при помощи руля, который был прикреплен к переднему колесу.

Спустя несколько лет английский инженер Тампсон получил патент на надувные шины для велосипеда. Но из-за своего технического несовершенства, они тогда не получили распространения. Лишь только в 1867 году велосипеды с педалями стали выпускаться массово.

Название «велосипед» изобретение получило благодаря Пьеру Мишо. В 70-х годах 19-го столетия приобрели популярность велосипеды «пенни-фартинг», названные так из-за соразмерности колес (монета пенни – меньше монеты фартинг). Педали были прикреплены к большому переднему колесу, а сверху от них было седло. Из-за смещения центра тяжести велосипед считался опасным средством передвижения. Альтернативой «пенни-фартинг» стали трехколесные самокаты, которые быстро завоевали популярность.

Следующий этап в истории создания велосипедов – появление металлического колеса, внутри которого были спицы. Предложил это изобретатель Эдуард Каупер в 1867 году. А уже через два года на велосипедах появилась рама. Далее, англичанину Лоусону в конце 70-х годов удается изобрести цепную передачу.

Первым, похожим на современные, был велосипед Rover – «Скиталец». Сделал его в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли. Уже через год эти велосипеды были в массовом производстве. У Rover была цепная передача, колеса имели одинаковый размер, место водителя было в центре, между передним колесом и задним. Велосипед завоевал много поклонников в Европе. В отличие от своих предшественников он был безопасен и удобен. Созданный в дальнейшем концерн Rover, наладив производство велосипедов, стал выпускать автомобили. Но просуществовав всего лишь до 2005 года, компания стала банкротом.

Шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп сконструировал каучуковые шины в 1888 году, получившие довольно широкое распространение. Они были более совершенны и надежны, нежели запатентованные – резиновые. Если до этого про велосипеды говорили, что они «костотряски», то теперь езда с колесами из каучука стала более мягкой.

Золотым веком велосипедов называли девяностые годы XIX века. Вскоре появились педальные тормоза, а также механизм свободного хода, благодаря чему не надо было постоянно крутить педали. Чуть позднее изобрели ручной тормоз, однако, применять его стали намного позже.

Год 1878 отмечен появлением первого складного велосипеда. А в 90-х годах сделали первые алюминиевые устройства. В 1895 году изобрели первый рикамбент – это такой велосипед, ехать на котором можно было полулежа или даже лежа. Массовым производством рикамбентов, спустя девять лет, занялся концерн «Пежо».

Велосипеды, имеющие заднюю и переднюю подвеску, стали выпускать в 1915 году, специально для итальянской армии. Следующее десятилетие характеризуется появлением шарикоподшипников, двух – и трехскоростных втулок, конвейерных способов сборки, переключателя передач цепного привода, стальных труб и ножного тормоза.

Механизмы переключения скоростей, изобретенные ранее (начало XX века) оказались не столь совершенны. Заднее колесо велосипеда с обеих сторон оборудовали двумя специальными звездочками, и для переключения скоростей необходимо было остановиться, чтобы снять колесо, а затем перевернуть его. Цепь при этом предстояло натянуть и зафиксировать.

Изобретенный в 1903 году планетарный механизм, служащий для переключения скоростей обрел популярность лишь в 30-е годы XX века. В 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло, в дальнейшем ставший производителем велосипедов, изобрел механизм, аналогом которого является сегодняшний переключатель скоростей.

В 1974 году появились модели велосипедов из титана, а годом спустя из углепластика. Уже в 1983 году изобрели велокомпьютер, в функции которого входило отслеживание скорости, времени и нагрузки.

Нельзя сказать, что популярность велосипедов в XX веке была постоянно стабильна. В начале столетия стало развиваться автомобилестроение, машины стали более доступны, вследствие чего велосипеды потеряли свою популярность. Вновь мода на велосипеды пришла вместе с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня наибольшей популярностью они пользуются у жителей европейских стран. Самой «велосипедной» страной считается Дания. Житель этой страны проезжает на нем 893 км за год. После Дании следуют Нидерланды (853 км). Средний житель Бельгии и Германии проезжает на велосипеде примерно километров 300 за год. Самая низкая популярность в странах Южной Европы. За год среднестатистический испанец проезжает на велосипеде около 20 км.

Надо отдать должное проводимой политике правительства, в результате которой популярность этого вида транспорта способствует улучшению здоровья людей и разгрузке центральных улиц от автомобилей. Во многих азиатских странах велосипед считается практически основным средством передвижения из-за его дешевизны. Однако и там (взять хотя бы Китай и Индию) использование велосипедов стало сокращаться. Жители городов стали переходить на мопеды, мотоциклы, автомобили. Иногда, чтобы велосипедный транспорт не мешал движению машин, власти вынуждены принимать меры против него. Например, в Шанхае, в 2003 году в декабре на время было запрещено движение велосипедистов.

Основным производителем велосипедов считается Китай, так как производства большинства велосипедных фирм находятся в этой стране. Около 95% велосипедов изготовлено в Китае.

xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

Велосипед история развития. Какой был первый велосипед в каком году

Считается, что официальным родоначальником велосипеда является Карл фон Дрез, немецкий барон.
В 1814 году он собрал двухколесный деревянный самокат, главным отличием того изобретения от современных велосипедов было то, что у него не было педалей, человеку приходилось отталкиваться ногами от земли, чтобы передвигаться.
В 1817 году Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение.
велосипед история развития

Кто изобрел первый велосипед?

Есть еще одна версия, что якобы русский изобретатель Ефим Михеевич Артамонов в 1800 году, изобрел велосипед и опередил немецкого барона на 14 лет.
История гласит, что патент Ефим Михеевич не взял на изобретение, но велосипед его работал исправно и проехал около 5000 километров.

В 1840 году некий Киркпатрик Макмиллан, шотландский кузнец, решил усовершенствовать велосипед и добавил ему педали.
Его работа не была оценена широкой публикой по достоинству.
В 1853 году благодаря французу Пьеру Мишо был запатентован педальный привод, прикрепленный к переднему колесу.
В том числе велосипед обзавелся подпружиненным седлом и тормозом.В 1868 году в парижском пригороде Сен-Клу была проведена первая двухкилометровая гонка на велосипедах.
В 1867 году изобретатель Каупер разработал новую конструкцию колеса со спицами.
Через год после этого события в Париже фирма «Мейер и Ко» начала производство велосипедов цепным приводом на заднее колесо.

Когда появился первый велосипед с педалями?

В 1870 году появились велосипеды с большим передним колесом.
К переднему колесу прикреплялись педали, а заднее колесо было в разы меньше.
Далее в истории большеколесных велосипедов значится небольшое усовершенствование, английский изобретатель Лоусон добавил в конструкцию цепную передачу.
В 1880 году городская управа Петербурга зарегистрировала примерно сто таких велосипедов, а вскоре, через два года, они стали появляться и в Москве.
В 1884 году большой рывок в технологии произвел шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп, который добавил пневматическую полую шину. Он надел на колеса поливной шланг и наполнил водой, но это сильно снизило скорость передвижения. Тогда он наполнил шланг воздухом, да еще и придумал специальный клапан, чтобы воздух не выходил из шины под собственным давлением.
В дальнейшей история развития велосипеда продолжалась уменьшением веса, увеличением скорость, повышением комфортности и прочность.
На данном этапе истории развития, велосипед это уже не просто способ развлечься, а это полноценный транспорт для передвижения по любой местности. А ассортимент на столько большой и разнообразный, что выбрать велосипед не так уж и просто.

Как правильно выбрать велосипед

ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО!

xn--90aennigc8b.xn--p1ai

История велосипеда

Статья опубликована 21.06.2014 17:24
Последняя правка произведена 21.06.2014 17:30

Предыстория.

велосипед «пенни-фартинг»

Думаете раз сайт об автомобилях, то велосипедам здесь не место. Совсем не так. До создания и разработки автомобиля, необходимо было изобрести что-то более простое и доступное. Этим изобретением как раз и стал велосипед.

До 1817 года сведений подтверждающих создания велосипеда, не было. Рисунок Леонардо да Винчи и его ученика Джакомо Капротти на котором изображен духколёсный велосипед с цепной передачей и рулем, по мнению многих, является подделкой. Самокат 1791 года, приписываемый графу Сивраку — подделка и фальсификация 1891 года, искусно выдуманная журналистом Луи Бодри. На самом деле никакого графа не было, прототипом ему послужил Джин Хенри Сиврак, который получил в 1817 году разрешение на импорт четырехколесных транспортных средств.

Несмотря на то, что велосипед кажется нам как нечто совершенно простое и гениальное, в действительности он был изобретен минимум в три приема.

Первые конструкционные решения.

История велосипеда начинается в 1817 году, когда Барон Карл фон Дрез, немецкий профессор, создал первый двухколесный самокат. Сие изобретение было названо «машина для ходьбы». У него уже был руль, но, тем не менее, педали еще отсутствовали; рама же была деревянной. Отсюда и пришло название дрезина. Позднее машина Дреза завоевала популярность в Великобритании, где ее прозвали «денди-хорз».

«машина для ходьбы» Карла фон Дреза 1817 Превью — увеличение по клику.

Только в 1839-40 кузнец Кирппатрик Макмиллан из деревушки на юге Шотландии, добавив педали и седло, усовершенствовал изобретения Дреза. Его изобретение уже в большей степени было похоже на велосипед.

В 1845 году Р.У. Томпсон, ученый из Франции, запатентовал надувную шину, но поскольку она была технологически несовершенной, то дальнейшего распространения не получила.

В 1862-63 годах Пьер Лалман, мастер по изготовлению колясок для детей, оснастил «денди-хорз» педалями — на переднем колесе. Затем он перебрался в Париж и создал первый похожий на современные прототипы велосипед. В 1864 году начался массовый выпуск «денди-хорзов» с педалями, причем рама уже была металлическая благодаря Пьеру Мишо и братьям Оливье. Доходят слухи, что и само название «велосипед» было придумано Мишо. В 1866, уже в Америке, Пьер Лалман запатентовал свое изобретение, следовательно, его и можно называть изобретателем велосипеда. Но все же это был еще не тот велосипед, который мы привыкли видеть в нынешнее время.

В 1867 году Каупер изобрел модель колеса со спицами, а 78 году Лоусон ввел цепную передачу.

Rover — «Скиталец», именно так назывался первый велосипед, похожий на те которые иcпользуются в наши дни. Он был создан в 1884 Джоном Кемпом Старли, а уже через год активно выпускался. В дальнейшем фирма Rover стала огромным автомобильным концерном, но к сожалению 15 апреля 2005 года, она обанкротилась и была ликвидирована.

«Золотой век» велосипедов.

В 1888 году, Джоном Бойдом Данлопом были изобретены надувные шины из каучука, они были куда более совершеннее, нежели запатентованные в 1845 году. 1890-е годы стали золотым веком велосипедов, теперь благодаря надувным покрышкам прозвище «костотрясы», которое было присуще всем велосипедам благополучно забылось. Теперь езда была мягкой и даже приятной.

педальный велосипед Мишо 1860 Превью — увеличение по клику.

В 1898 году были изобретены педальные и ручные тормоза, а также механизм свободного хода, позволяющий не крутить педали, когда велосипед катится сам.

Ближе к современности.

История велосипеда выходит на новый уровень. В 1878 году появляется первый складной велосипед. В 90х годах изобретена рама из алюминия, а в 1895 году лигерад — велосипед на котором можно ездить лежа. Причем только в 1914 году фирмой «Пежо» началось массовое производство лигерадов.

Начало 20 века характеризуется первыми механизмами переключения скоростей. Для переключения скорости необходимо было снять, а затем перевернуть заднее колесо. Планетарный механизм переключения изобретен в 1903 году. А переключатель скоростей, известный нам в том виде, который используется сейчас, появился лишь в 1950 году, благодаря известному итальянскому велогонщику Туллио Кампаньоло.

Велосипеды продолжали совершенствоваться на протяжении всего 20 века. В 1974 году — производство велосипедов из титана, через год уже из углепластика, а в 1983 году был изобретен первый велокомпьютер. В начале 90х годов получило свое распространение систама индексного переключения скоростей.

На этом, ни в коем случае, история велосипеда не заканчивается, просто я считаю нужным закончить рассказ, поскольку и так уже слишком далеко ушел от тематики сайта.

autohis.ru

Велосипед — Вікіпедія

Велосипе́д (також: зах. укр. ро́вер, схд. укр. ла́йба,[джерело?]закарп. укр. біциґлі) — це транспортний засіб, що його приводить в рух сила людських м’язів, що передається на ведуче(і) колесо(а). Зазвичай велосипеди мають два колеса; бувають також триколісні велосипеди та інші, екзотичніші — одноколісні, чотириколісні тощо.

Нині у світі використовується понад мільярд велосипедів[1]; таким чином велосипед — найрозповсюдженіший транспортний засіб. Він став таким завдяки низькій вартості (включно з вартістю експлуатації), невеликим вазі і розмірам, відсутності потреби в пальному та елементах безпеки. У розвинутих країнах велосипеди набувають популярності завдяки спортивному навантаженню та екологічній чистоті.

У 2005 році за підсумками опитування громадської думки Великої Британії велосипед визнано найвизначнішим технічним винаходом від 1800 року. За нього проголосувало більше опитаних, ніж за інші винаходи разом узяті.[2]

На 55,5 km етапі індивідуальної гонки на час: Tour de France-2005 Передньо-привідний велосипед — лігерад

Тайвань — один із провідних виробників велосипедів у світі[3].

В період з 1950 до 2007 року виробництво велосипедів зросло в чотири рази, за даними Інституту політики Землі[en] — американської організації із захисту навколишнього середовища, за цей же період виробництво автомобілів збільшилося тільки у вдвічі. Причиною зростання вважають ціни на паливо і транспортні затори в містах, і ця тенденція зберігається.[4]

Слово «велосипед» прийшло до нас із Франції (vélocipède) і походить від двох латинських слів: velox — швидкий, і pedes — ноги.[5]

Середньовічне зображення херувима по «Баченню пророка Ієзекііля». 1156 Самокат нібито 1791 року, приписуваний графу де Сівраку (Comte de Sivrac) — фальсифікація 1891 року

Відомості про велосипеди і самокати до XIX століття неясні та суперечливі.

До 1817 року[ред. | ред. код]

  • Так, малюнок двоколісного велосипеда з кермом і ланцюговою передачею, що приписується Леонардо да Вінчі чи його учню Джакомо Капротті, є, на думку багатьох, фальсифікацією.[6]
  • Зображення на вітражі церкви Stoke Poges, яке датується шістнадцятим чи сімнадцятим століттям, показує ангела на чомусь схожому на самокат. Але цей «самокат», певно, був одноколісною колісницею, що асоціюються з херувимами і серафимами в іконографії середніх віків. Самокат ніби 1791 року, який приписують графу де Сівраку (Comte de Sivrac) — фальсифікація 1891 року, автором якої був французький журналіст Луї Бодрі. Насправді ніякого графа де Сіврака не було, прототипом його став Джин Генрі Сіврак, що отримав у 1817 році дозвіл на імпорт чотириколісних екіпажів.
  • Легендою також є історія про кріпака Артамонова, що буцімто сконструював велосипед близько 1800 року. Цю легенду професор історії С. С. Ілізаров, заст. директора Інституту історії природознавства і техніки РАН, наводить як приклад міфу та явної фальсифікації.[7] Відповідно до цієї легенди винахідник зробив успішний пробіг на своєму велосипеді з уральського села Верхотур’є до Москви (близько дві тисячі верст). У цю подорож кріпака Артамонова послав його господар — власник заводу, який зажадав здивувати імператора Олександра «дивовижним самокатом». За винайдення велосипеда Артамонову і усім його нащадкам подаровано свободу від кріпацтва. Велосипед зберігається у музеї Нижнього Тагілу.
Як показав хімічний аналіз заліза, велосипед із нижньотагільского музею зроблений не раніше 1870 року. Що ж до Артамонова, він вперше згадується у книзі У. Д. Бєлова «Історичний нарис уральських гірських заводів» (видання 1898 р., Санкт-Петербург): «Під час коронування імператора Павла, отже в 1801 р., тодішній майстровий уральських заводів Артамонов бігав на винайденому ним велосипеді, внаслідок чого за велінням імператора отримав свободу з усіма нащадками». Насправді Павло I коронувався 1797 року, а 1801 — Олександр І. Бєлов не наводить ніяких посилань на документи, що підтверджують його разючу знахідку. Не знайдено їх і згодом. Ніяких згадувань про Артамонова немає в камер-фурьєрских церемоніальних журналах 1796, 1797 і 1801 років, ні в «повістці з нагоди смерті Його імператорської величності государя імператора Павла Петровича», ні в описі коронації Його імператорської величності Олександра Павловича, ні в «Списку про всі милості, ізліянні покійним государем Павлом І до дня його коронації 5 квітня 1797 року», ні в архівах канцелярії М. М. Новосильцева, створеної 1801 року, що займалася розглядом технічних винаходів, ні в добірці матеріалів про кріпаків винахідників, опублікованій у «Вітчизняних записках» П. П. Свиніна (1818—1830). Залізний «велосипед Артамонова», що демонструвався у одному з уральських музеїв, виявився саморобкою кінця XIX століття, виконаною за англійськими зразками[8][9][10].
Прототипом легенди, можливо, був кріпак-винахідник Є. Р. Кузнєцов-Жепінський, який справді одержав вільну (разом із племінником Артамоном) 1801 року за винаходи. Проте Кузнєцов сконструював не велосипед, а дрожки з верстометром і музичним органом.
Дерев’яна дрезина конструкції Карла Драйза (близько 1820), перший двоколісний транспортний засіб і такий архетип велосипеда

Після 1817 року[ред. | ред. код]

У 1817 році, баварський лісничий, барон Карл Драйз із Карлсруе, витесав із дерева коня на двох колесах[11]. Для публіки виріб був представлений в Мангеймі влітку 1817 і в Парижі в 1818 році[12]. Вмощуючись на ньому, ноги мали торкатися землі. Відштовхуючись то одною то другою ступнею пристрій розвивав швидкість 14 км/год[11]. Через два роки винахідник одержав патент, в якому офіційно ця машина називалася «біжучою машиною» або «дрезиною» (за ім’ям творця)[11]. Цю машину було обладнано сідлом і кермом. Саморобка Дрейза не знайшла прихильників і відійшла в минуле, зберігшись частково хіба що у теперішньому дитячому самокаті.

В 1839 шотландський коваль Кіркпатрік Макміллан[en] додав до самокату важільно-педальний привід, який нині застосовується у дитячих автомобільчиках[11]. Педалі штовхали заднє колесо, з яким вони були з’єднані металевими стрижнями. Переднє колесо поверталось кермом, велосипедист сидів між переднім і заднім колесом. Велосипед Макміллана випередив свій час. Обертові педалі вперше закрутяться лише через 14 років Філіпом Фішером.

В 1845 році англієць Р. У. Томпсон запатентував надувну шину, але його винахід було надовго забуто.

Двоколісній машині вдосконалення надали обертові педалі, які придумав і приладнав у 1850 році німецький механік Філіп Фішер[11].

Завдяки цим педалям велосипед згодом отримав роликовий ланцюг — найвдалішу систему приводу, що дожила до наших днів (почалося це у 1869 році із велосипеда німецького майстра Трефца). Через п’ять років, в 1855 році француз Ернст Мішо застосував їх на своєму варіанті машини і назвав цю конструкцію «велосипедом», що з латини означає «швидкі ноги»[11]. Від тепер двоколісний одноколійний візок називатиметься тільки велосипедом, а винахідником його вважатимуть Е.Мішо, котрий завбачливо запатентував свій винахід. Його велосипед демонструвався в 1867 році на Міжнародній виставці в Парижі. Педалі цієї машини кріпилися до переднього колеса. Захоплення новим видом транспорту наприкінці XIX століття призвело до налагодження масового виробництва велосипедів.

Намагаючись додати велосипедам швидкості, велоконструктори минулого покладалися в основному на переднє колесо. Чим більший його діаметр, тим швидше котитиметься велосипед. Така орієнтація призвела до того, що передні колеса згодом досягнули людського зросту, а задні навпаки — в два, а то й у чотири рази менші[11]. Велосипедист сидів у сідлі, розташованому над переднім колесом, отже, максимальне збільшення його піднімало максимально високо над землею центр ваги. Через це велосипед втрачав стійкість і важко керувався. Якщо під колесо потрапляла навіть незначна перешкода, велосипедист, як правило, перекидався головою вперед разом з велосипедом. З іншої сторони, осідлати такий велосипед без сторонньої допомоги міг лише добре підготовлений спортсмен, та, зрештою, добитися максимальної швидкості виявилося неможливим, оскільки розмір ведучого колеса обмежувався довжиною ніг їздця.

З 1870-х років стала набувати популярності схема «пенні-фартинг»: величезне переднє колесо, до якого прикріплені педалі та кермо, маленьке заднє колесо, і водій, що сидить майже на вершині переднього колеса. Велика висота сидіння і зміщений до переднього колеса центр ваги робили такий велосипед досить небезпечним. Альтернативою їм були триколісні велосипеди.

В 1867 році винахідником Каупером було запропоновано вдалу конструкцію металевого колеса зі спицями. Через це, громіздкі колеса стали легшими. З 1869 року велосипеди стали обладнувати металевою рамою.

Велосипедна прогулянка. Акварель. Близько 1887 р. США.

Джон Хобб в 1867 році змайстрував одноколісний велосипед, так званий моноцикл[11]. Над дерев’яним колесом діаметром понад 2 метри кріпився стільчик, шарнірно з’єднаний з віссю колеса. «Вершник» обертав його з допомогою важільно-кривошипного механізму[11]. В 1900 році співвітчизниками Хобба було запропоновано моноцикл навпаки — сідло і привод розмістили всередині колеса[11]. Їздець крутив ногами переднє колесо, зусилля передавалось через ланцюг на заднє, а те, притиснуте вагою велосипедиста, рухало велике колесо. Два опорні ролики перекочувалися по внутрішній поверхні великого колеса і водночас правили за своєрідну підвіску.

В 1869 році німецький майстер Трефц на своєму велосипеді з’єднав ведучу шестерню ланцюгом із заднім колесом[11]. Маючи більше передатне число велосипед потребував менше фізичних зусиль і давав можливість розганяти себе дужче. Його сідло кріпилось до листової ресори, що «упокорювало» поштовхи оббитих залізом дерев’яних коліс[11]. Конструктивно, цей велозразок наближався якоюсь мірою до ідеального. Однак найвдаліша геометрія велосипеда зупинилася на варіанті англійського винахідника Ровера[11].

В 1869 році в Парижі нараховувалось 1300 велосипедів.[13]

В 1878 році англійський винахідник Лоусон ввів у конструкцію велосипеда ланцюгову передачу[джерело?]. У 1878 році зроблено перший складаний велосипед.

Перший велосипед, схожий на той, що використовується в наші дні, називався Rover. Його було зроблено у 1884 році англійським винахідником Джоном Кемпом Старлі (випускався з 1885 року). На відміну від велосипеда «пенні-фартинг», Ровер мав ланцюгову передачу на заднє колесо, однакові за розміром колеса, й сидіння водія між колесами. Велосипед Старлі здобув ім’я безпечного і набув такої популярності, що в польській мові його й досі називають rower, а в деяких західноукраїнських діалектах «ровер». В 1885 році з’явилась модель низького велосипеда «Ровер Сейфті» (безпечний) з двома однаковими колесами[13]. Велосипед став настільки безпечним, що на ньому почали їздити жінки і діти. Сучасний велосипед своєю геометрією дуже схожий на роверівський — у 1885 році Ровер створив свій безпечний велосипед із заднім колесом, яке приводилось у рух ланцюгом[11]. Проте, ця машина XIX століття важила 35 кілограмів[11].

В 1888 році, шотландський ветеринар Джон Бойд Данлоп заново винайшов надувні шини з каучуку (запатентовані у 1845 році). Після цього велосипеди позбулись прізвиська «кісткотряси». Ідея, як це нерідко буває, прийшла несподівано. Спостерігаючи, як син трясеться на жорсткому самокаті, він знічев’я зупинив свій погляд на шматку шланга від садового насоса[11]. В шланг було налито води і обтягнуто ним ободи. Пізніше Денлоп приєднав до першої у світі шини своєрідний клапан, що тільки пропускав, але не випускав назад повітря, і поспішив запатентувати свій винахід[11]. Цей винахід зробив їзду на велосипедах значно комфортнішою і сприяло їх широкій популярності. 1890-ті роки назвали золотими часами велосипеда. Через кілька років Денлоп заснував фірму, яка випускала шини також для мотоциклів і автомобілів[11].

В 1895—1905 роках вважалося шиком прогулятися на парному велосипеді[11]. Двоє друзів сиділи на двоколісному велосипеді пліч-о-пліч. Коли колеса виставили в одну лінію — такий варіант велосипеда облюбував спорт: він розвивав високу швидкість, бо опір повітря лишався тим же, а зусилля на ведучу зірочку зростало прямо пропорційно кількості гонщиків (йдеться про двомісні гоночні тандеми). В 1900-их роках спортсмени змагалися на 3-, 4-, 5- і 6-місних машинах[11].

У 1895 році з’явився велосипед із музикою — його переднє колесо мало невеличкий органний інструмент і флейту[11].

В США в 1895 році було випущено 1,25 мільйони двоколісних машин[13].

Тривалий час будували також триколісні велосипеди (трицикли), які завдяки своїй стійкості мали більше успіху, ніж двоколісні. Крім того, на три- або квадрациклах перевозили вантажі і пошту. Англійська фірма «Хамбер» у 1897 році поставила на трицикл закритий брезентовий кузов і назвала своє дітище «велолімузином»[11].

В 1898 було винайдено педальні гальма і механізм вільного ходу, що дозволяв не крутити педалі, коли велосипед їде за інерцією з гори. Гальмівна втулка з вільним ходом «Торпедо»  німецького механіка Ернста Захса  стала революційним винаходом у розвитку історії велосипеда.[14] В ті ж роки вигадали перемикання швидкостей і ручні гальма, але ці винаходи набули популярності зовсім не відразу.

Багато винаходів і нових технологій, вигадані для велосипедної промисловості зробили можливим створення автомобілів і літаків. Багато автомобільних фірм початку XX століття створювались як велосипедні.

Перші алюмінієві велосипеди були зроблені у 1890-х роках, перший лежачий — у 1895 році (а у 1914 році почалось масове виробництво лежачих велосипедів фірмою «Пежо»).

Еволюція велосипедів: 1: Карл фон Драйс (Німеччина), 2: Томас Макколл (Шотландія), 3: П’єр Llallement (Франція), 4: Джеймс Starley (Франція), 5: Джон Кемп Starley (Англія), 6: Road (США), 7: Mountain Bike (США)

Перша зручна система перемикання швидкостей була зроблена у 1910.

Перший велосипед із задньою і передньою підвісками було виготовлено у 1915 році, для італійської армії

Починаючи приблизно з 1905 року, велосипеди в багатьох країнах стали виходити з моди через розвиток автомобільного транспорту.

З кінця 1960-х років велосипеди знову увійшли в моду у розвинутих країнах, завдяки зростанню популярності здорового способу життя і загальному усвідомленню важливості екологічних проблем.

Масове виробництво велосипедів з титану почалось у 1974 році, а велосипедів з вуглепластика — в 1975.

Велокомп’ютер було винайдено у 1983 році.

Курйозні перешкоди в поширенні велосипедів[ред. | ред. код]

Здавалося б, перед велосипедом відкривалися усі дороги, і все ж не обійшлося без осуду. Не приховували свого осуду торговці кіньми і фуражем, відчувши як різко впав попит на їхній товар[11]. У зв’язку з масовим захопленням велосипедом, наприклад, в Англії дуже зменшилось виробництво роялів, у Франції велоспорт несподівано потіснив гру в карти[11]. З публічними звинуваченнями в пресі виступили навіть деякі авторитети, щоправда, приховуючи своє ім’я[11]. Так, в газетах і журналах з 1880 по 1900 рік можна було прочитати таке[11]:

«…коні ніколи не звикнуть до цього чудовиська, воно може прижитися тільки в пустелях, де з часом перевершить у швидкості хіба що верблюда»

або про те, як один професор медицини вбачає згубну дію подорожі на велосипеді, оскільки вона може викликати

«нечуваний біль з подальшими ускладненнями і може довести до… божевілля».

Велосипеди в деяких арміях світу[ред. | ред. код]

Броньований квадроцикл

Велосипеди взяли на службу в армії у Франції, Італії, Німеччині, Росії, Швейцарії і інших країнах. Ось, що писала з цього приводу російська газета «Южный край» в 1885 році[11]:

«В армії проходять експерименти з метою залучення велосипедів на військову службу. Велосипеди здатні пробігати вільно по 20 кілометрів за годину і можуть рухатися протягом кількох годин по нерівному ґрунту, канавах тощо. Велосипеди спокійно долають такі перешкоди, бо вони легкі і можуть переноситися на руках, а потім знову рушати далі. Вночі попереду велосипеда чіпляється ліхтар з рефлектором. Особливо зручним бачиться велосипед на службі військово-поштового відомства».

На озброєнні самокатних частин російської армії були складані велосипеди, які були використані під час військової експедиції 1902 року до Персії. В Політехнічному музеї в Москві під час експозиції «На велосипед!», присвяченої 60-річчю випуску першого радянського велосипеда, ці велосипеди були представлені[11].

Станом на 1990 рік, швейцарські збройні сили серед інших транспортних засобів використовували і велосипеди. До складу кожного із трьох польових корпусів входить полк солдатів велосипедистів, озброєних протитанковими гранатометами та ручними кулеметами.[11]. Сама конструкція армійського велосипеда була розроблена ще в 1905 році і з тих пір до 1990 року зазнала лише незначних змін: після Другої світової війни велосипеди отримали барабанні гальма, а в 1984 — фару і задній габаритний відбивач.[11]

Велосипеди в Російській імперії[ред. | ред. код]

Крамниця велосипедів на Хрещатику в Києві, 1914 рік

Ера велосипеда в Російській імперії починається з 1860-х років. Спершу велосипеди ввозилися зза кордону, потім їх виготовляли кустарно.

Відстала Російська імперія не мала своєї велосипедної промисловості. Два невеликих заводики — «Лейтнер» в Ризі і «Дукс» в Москві — по суті були збірними підприємствами, які працювали майже повністю на імпортних деталях.[5] «Лейтнер» випускав не більше 15 000 велосипедів щорічно, а «Дукс» — ще менше.[5] Тому, а також через свою дорожнечу велосипед був предметом розкоші.[5]

«Русские ведомости» за 1869 рік повідомляли[11]:

Нещодавно деякі магазини на Кузнецькому мосту одержали чисельну партію самокатів, або велосипедів. Це, як відомо, дво- та триколісні екіпажі, на яких вершник може їхати без коня куди заманеться, рухаючи колеса своїми ногами і керуючи своїм екіпажем за допомогою стрижня. Такий самокат може робити по 18 верст за годину.

В 1888 році в Одесі було утворене Одеське товариство велосипедистів-аматорів. На початку1890 рік кількість членів товариства становила близько 400 осіб, у місті були збудовані зимові треки для тренування. Загалом у Російській імперії кількість велосипедів у 1890-х роках становила близько 6 тисяч[11].

«Київська пошта» у 1910 році писала[11]:

Наші циклісти (так тоді називалися велосипедисти) показують неабияку майстерність. На Хрещатику вони їздять то вперед, то назад по бруківці з трубними звуками і дзвінками.

Велосипеди радянського періоду[ред. | ред. код]

Продаж запчастин для велосипедів у Києві, 1942 рік

На початку першої світової війни завод «Лейтнера і Ко» був евакуйований до Харкова, де на його базі засновують один із потужних велозаводів країни — Харківський велосипедний завод ім. Г. І. Петровського (ХВЗ)[11]. Перший радянський велосипед зійшов із конвеєра у Харкові 13 березня 1924 року[11]. У 1932 році запрацював завод у Москві, у 1947 році — у Мінську.[5] Наприкінці 1940-х років був заснований Львівський велосипедний завод ЛВЗ.

У Центральному конструкторсько-технологічному бюро ЦКТБ велобудування у Харкові, розробляли перспективні моделі майже всіх видів велосипеда: дорожнього, тандема, туристичного, жіночого, вантажного, складаного, підліткового, дитячого. Свого часу на ХВЗ виготовили спеціальну велоколяску для письменника Миколи Островського, і п’ятиколісний цикл для циркових трюків Олега Попова, виготовляли старі моделі велосипедів для зняття їх у кінострічках[11]. На цьому заводі виготовляли велосипеди із такими назвами: «Україна», «Спутник», «Турист», «Старт».

Завод велосипедів «Вайрас» у місті Шяуляй (Литва) випускав велосипеди «Орльонок», «Ласточка».

Пензенське об’єднання «ЗИФ» випускало велосипеди «ЗИФ», «Естафета», «Росія», «Бриз».

Європа[ред. | ред. код]

В наш час велосипеди найпопулярніші в країнах північної і західної Європи. «Найвелосипедніша» країна Європи — Данія, пересічний мешканець цієї країни проїжджає за рік на велосипеді 893 кілометри. Далі йдуть Нідерланди (853 км). В Бельгії і Німеччині пересічний мешканець проїжджає за рік на велосипеді близько 300 кілометрів. Найменш популярний велосипед в країнах південної Європи — середньостатистичний іспанець проїжджає за рік на велосипеді всього 20 кілометрів.

Білий велосипед для вільного використання в національному парку Hoge Veluwe, Нідерланди

Сучасна популярність велосипеда в Європі — результат політики, що проводиться урядами, тому що популяризація велосипедів сприяє розвантаженню центрів міст від автомобілів, а також поліпшує здоров’я нації.

Для популяризації велосипеда застосовуються такі заходи: влаштування велосипедних доріжок та іншої інфраструктури; заходи, що полегшують використання велосипедів у комбінації з громадським транспортом (велосипедні стоянки, як правило, криті, а часто і з охороною, на вокзалах і автостанціях, обладнання пасажирських поїздів спеціальними вагонами для пасажирів з велосипедами тощо).

Голландські містобудівники одними із перших проклали велосипедні дороги, що навпростець виводять за місто, на лоно природи.[11] Шанувальники двоколісного транспорту об’єднані в Нідерландську спілку велосипедистів. Спілка досить авторитетна установа, вона видає спеціальні карти і путівники, організовує групові поїздки та екскурсії, утримує пункти прокату та ремонту велосипедів. Щороку при її сприянні влаштовується велосипедний ярмарок новинок.

В багатьох країнах Європи, велосипед можна взяти на прокат на вокзалі.

В Копенгагені можна взяти велосипед напрокат безкоштовно, причому на будь-який час. Такі велосипеди заборонено використовувати поза Копенгагеном, порушника чекає штраф у 1000 крон від першого ж зустрічного поліцейського. Незвичайний дизайн і колір велосипедів не дозволяють їх викрасти і видати за власні. Аналогічна програма є в Гельсінкі [1]. Безкоштовно орендувати велосипед можна і на території парку Hoge Veluwe в Голландії та інших місцях.

Унікальна модель велосипеда на вулиці Києва. 08.10.2014 року

В Амстердамі, що називає себе велосипедною столицею Європи, велосипеди можна взяти на прокат не лише на залізничній станції, але й в пунктах прокату в більшості велосипедних магазинів, в багатьох готелях. Є навіть спеціальний готель для велосипедистів, Van Ostade Bicycle Hotel. Можна орендувати водний велосипед [2], велосипед-тандем і, навіть, велосипед для 8 осіб. (Для докладнішої інформації відвідайте сайт про велосипеди в Амстердамі.) В цьому місті велосипеди — звичайний засіб пересування, значно розповсюдженіший за автомобілі.

Україна[ред. | ред. код]

Одна із унікальних моделей велосипеда з’явилася на вулицях Києва.

Азія[ред. | ред. код]

В багатьох країнах східної і південно-східної Азії, таких як Китай, Індія, В’єтнам, Лаос та Індонезія, велосипед є одним з основних засобів пересування завдяки низькій ціні.

Будова і частини велосипеда[ред. | ред. код]

Схема велосипеду

Велосипед складається з рами, на яку кріпляться колеса, кермо з вилкою керма, що повертає переднє колесо, педалі на шатунах і сідло, зазвичай з амортизатором. Педалі крутять колесо через ланцюгову передачу, вал або ремінну передачу. Велосипед, також, обладнаний ручним чи ножним гальмом.

Багато велосипедів обладнані багажником, дзвінком, світловідбивачами (катафотами) (в Україні і багатьох інших країнах прийнято ставити білий відбивач спереду, червоний — ззаду, жовті — на колесах, червоні на педалях) чи ліхтариками (білий — спереду, червоний — ззаду) на батарейках чи міні-електрогенераторі. В багатьох країнах дзвінок чи ліхтарики є обов’язковими.

Велокомп’ютер підраховує швидкість і пройдену відстань.

Рама[ред. | ред. код]

Традиційно, велосипеди поділяються на чоловічі та жіночі. В жіночих велосипедах верхньої трубки або, взагалі, немає, або вона доходить лише до середини трубки, на якій знаходиться сідло, інакше сісти на такий велосипед в довгій спідниці було б дуже важко, а в короткій — дуже нескромно. (В кінці XIX століття, коли велосипеди увійшли в моду, суспільство строго ставилось до порушення пристойності)

В наш час поділ стерся, і велосипеди без верхньої трубки популярні серед обох статей тому, що на них зручніше сідати і в штанях.

З 1930-х років, рами стали робити з легованої сталі, а з 1980-х стали набувати популярності алюмінієві сплави. В більш дорогих моделях використовуються рами із сплавів титану чи вуглепластику (карбонові рами).

За формою традиційна рама має вид двох суміжних трикутників, менший з яких — це задня вилка. Основне навантаження несе на собі більший трикутник. Розмір рам класичної трикутної форми з горизонтальньою верхньою балкою виміряється в сантиметрах і дорівнює довжині вертикальної опорної труби від осі ведучої шестерні до її верхнього зрізу. В Італії розмір дорівнює перпендикуляру, «опущеному» від ведучої осі на верхню горизонтальну трубу трикутника рами.

20 років тому популярності набували так звані «Y-рами». Вони були розповсюджені головним чином в гірських МТВ спортивних модифікацій та в юнацьких великах класу City-MTB.

Інші компоненти[ред. | ред. код]

Дешеві велосипеди (а також майже всі дитячі) обладнуються однією ланцюговою передачею та муфтою обгону. Муфта обгону забезпечує передачу крутильного моменту на колесо лише в тому разі, коли швидкість на зірочці педалей перевищує швидкість на зірочці колеса. Дитячі, трекові та деякі інші велосипеди мають

uk.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *