Как тормозить на мотоцикле: Техника правильного торможения на мотоцикле

Разное

Содержание

Техника правильного торможения на мотоцикле

Даже райдеры со стажем иногда допускают ошибки — например, тормозят только переднее колесо. В этой статье мы раскроем физику торможения на мотоцикле и расскажем, как научиться грамотно оттормаживать — в том числе экстренно, на скользкой дороге и в поворотах.

Какие факторы влияют на торможение

  • Качество сцепления колёс с асфальтом. Чем лучше сцепление, тем устойчивее мотоцикл на дороге.
  • Пятно контакта — место соприкосновения колеса с поверхностью дороги. Чем оно больше, тем проще тормозить колесом.
  • Степень загруженности колеса. Чем она выше, тем легче тормозить.

Каким колесом тормозить?

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

  • Закрывайте газ до того, как тормозить — это предотвратит падение.
  • Нажимайте на рукоять переднего тормоза плавно, а затем постепенно увеличивайте усилие — это защитит от блокировки колеса и падения.
  • Держите пальцы на тормозе — это позволит избежать паники и нажимать на рычаг плавно, а не резко.
  • Не давите на руль — это усложняет работу тормоза и повышает риск «улететь» вперёд.
  • Выпрямите руки, как будто отталкиваете руль  — это усилит сопротивление инерции и сместит центр тяжести на заднее колесо, что, в свою очередь, повысит контролируемость мотоцикла.

Экстренное торможение

Даже опытные райдеры в критической ситуации могут забыть про задний тормоз — рука на автомате нажимает рукоятку переднего. В результате мотоцикл становится неконтролируемым и может упасть. Дело в том, что 90% нагрузки при резком торможении принимает на себя переднее колесо.

Если вы привыкли тормозить передним тормозом, постарайтесь делать так, чтобы в торможении участвовал и задний. Основная тормозная сила будет, как и раньше, приходиться на переднее колесо. Однако использование заднего тормоза позитивно скажется на поведении мотоцикла: его движение будет более стабильным и предсказуемым. 

Алгоритм

  1. Плавно нажмите на задний тормоз.
  2. Переключите мотоцикл на понижающую передачу.
  3. Зажмите передний тормоз почти до полной блокировки колеса. Однако прочувствуйте усилие, чтобы не допустить  блокировки.
  4. Снова переключитесь на понижающую передачу.

Торможение на скользкой дороге

Скользкая дорога не отменяет принципов торможения, но здесь есть нюансы. На мокром покрытии плохое сцепление, тормозная сила уменьшается. Смещение центра массы с одного колеса на другое несущественно, оба колеса имеют хороший контакт с дорогой. Это сказывается на тормозной дистанции, которая может увеличиться в 4—5 раз по сравнению с сухой трассой. Чтобы правильно остановиться, нужно больше работать задним тормозом.

Алгоритм

  1.     Начните торможение с заднего колеса.
  2.     Старайтесь выровнять мотоцикл.
  3.     Стабилизируйте движение мотоцикла обоими тормозами.
  4.     Выжимайте тормоз практически до блокировки колёс.

Нужно ли тормозить в поворотах

Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.

Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.

Как тормозить на мотоцикле передним тормозом

Как правильно тормозить на мотоцикле — вопрос беспокоящий каждого мотоциклиста. В зависимости от целей торможения — изменяется техника торможения.

Торможение передним тормозом на движущемся прямо мотоцикле

1. Вам необходимо загрузить переднюю вилку мотоцикла, слегка придавив передний тормоз
2. Фаза основного торможения происходит на загруженной вилке, в то время когда вилка уже загружена надавите на рычаг тормоза ещё сильнее.
3. Отпустите тормоз.

Не смотря на кажущуюся простоту это сложный элемент, т.к. в момент экстремального торможения (срочного) трудно проконтролировать фазу 1. Обычно в аварийной ситуации пилот сразу переходит к фазе 2, т.к. времени на размышления нет. В этом случае, всё зависит от угла наклона мотоцикла, если ваш мотоцикл расположен прямо, то только мокрая или пыльная поверхность может привести к срыву переднего колеса, если вы в этот момент осуществляли маневр, то резкий переход к фазе 2, вероятно приведет к срыву переднего колеса.

Позиция тела на мотоцикле в момент торможения

В момент торможения на прямой ваш зад должен быть расположен как можно дальше от бака, сжатые колени должны упираться в бак, руки распрямлены в локтях. Если вы сидите правильно вы почувствуете «ямки» под коленями, специально сделанные производителями мотоциклов для упора коленями в момент торможения. Если ямки оказались выше или ниже, это прямой признак того что вам необходимо отрегулировать высоту подножек.

В момент аварийного (неожиданного торможения) вы не успеете перегруппироваться. Поэтому в городе при крейсерской скорости вам надо всегда быть готовым к торможению и находиться сзади (стараться упираться коленями в бак). В случае, когда  вы находитесь спереди во время аварийного торможения вы начинаете упираться в бак чувствительным местом, излишне переносите массу на руки (инстинктивно, чтобы не перелететь через руль), полностью теряете ориентацию и не контролируете рычаги управления мотоциклом.

Езда в городе с широко расставленными коленями (не упирающимися в бак) — мужчинам категорически противопоказана. 

Моноторможение

Если вы перешли в фазу 2 нужно тормозить или отпускать тормоз и возвращаться в фазу 1. Если вы начнете отпускать и снова нажимать на тормоз вы разгружаете переднюю подвеску, увеличивая вероятность срыва переднего колеса и увеличивая сам тормозной путь.

Насколько сильно можно тормозить

Если поверхность сухая и без пыли а мотоцикл расположен вертикально, то после того как вы оказались в фазе 2 вы можете тормозить до начала подъема заднего колеса. Отрыв заднего колеса от земли является ошибкой. Чем больше вы разгружаете заднее колесо тем больше оно начинает проскальзывать и тем сильнее оно проскальзывает чем ниже была передача на которой было применено торможение. Как только колесо начинает проскальзывать его начинает закидывать влево или вправо, т.к. вы не можете находиться идеально вертикально. В начале это вас безусловно испугает, но вы должны помнить что этот же эффект находится в основе закидывания заднего колеса в поворот на треке и является нормальным режимом входа в поворот.

Можно ли рулить во время торможения

Ответ — да. Руление в момент торможения является частью техники по закидыванию заднего колеса в поворот. Не забывайте, что руля в момент торможения вы ещё больше разгружаете заднее колесо меняя вектор его движения. Если вы уже сильно тормозите и начнете сильно рулить влево или права — вы рискуете выставить мотоцикл боком, и это вас испугает вы, скорее всего, отпустите тормоз и забудете про управление что может привести к хайсайду. Тем ни менее нужно, понимать что руление в торможении широко используется в гонках. Нужно ли это делать в городе? Да, бывают ситуации в которых, чтобы уйти от столкновения необходимо развернуть заднее колесо во время торможения передом. Для руления в момент торможения вам необходимо иметь правильное представление о том за счет чего мотоцикл меняет направление движения.

Настройки подвески

Если мотоцикл медленно нагружает подвеску (например в силу очень жесткой пружины или очень плотного масла) то переход из фазы 1 в фазу 2 занимает много времени, что увеличивает вероятность срыва колеса в момент аварийного торможения.
Если мотоцикл слишком быстро нагружает подвеску в силу очень мягкой пружины и жидкого масла то происходит резкий клевок и отрыв заднего колеса, что так же плохо, т.к. увеличивает тормозной путь, вы практики езды на переднем колесе вы будете вынуждены отпустить тормоз. 
Истина лежит посередине. 

До каких пор надо тормозить

Это сложный момент тренируемый годами, тормозить надо до столкновения с объектом. Если вы сорвете колесо раньше — вы точно въедете в препятствие, потеряв все шансы на благополучное разрешение аварийной ситуации. Помните, прогрев колодок, приводит к нелинейной зависимости потери скорости от давления на рычаг. Обычно, городские колодки ведут себя следующим образом: сначала они тормозят плохо, потом тормозят лучше и затем снова плохо. Для того чтобы нагреть колодки и добраться до второго плохо вам нужно сильно тормозить уже около 150-200 метров. После торможения тут же смотрите назад, по сторонам,  выруливайте и уезжайте от препятствия, сзади вас может находиться не столь удачливый водитель.

Чем нужно тормозить

Многие мотоциклисты тормозят одним пальцем. Это совершенно неверно, тормозить нужно 3 или 4 пальцами руки. Если вы не геркулес — вы никогда не приложите усилия к рычагу одним пальцем достаточное для максимально эффективного торможения. Более того, прикладывая чрезмерное усилие к одному пальцу вы теряете ощущение тормоза и увеличиваете вероятность срыва колеса. 
Второй аргумент за торможение 3 или 4 пальцами — если у вас длинная ручка тормоза, рассчитанная на торможение 3 или 4 пальцами (обычно заводы ставят на мотоциклы именно такую ручку тормоза)  а вы тормозите 1 пальцем, то если тормоз перегреется и ручка провалится — то ручка упрется в два пальца руки и вы потеряете передний тормоз, т.к. потеряете ход ручки.

Упражнения

Возьмите баллончик с краской Найдите прямую без машин, без пыли и ям. длинною в 300 метров. Поставьте точку на асфальте в конце прямой где вам необходимо остановиться. Поставьте точки на расстоянии 10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90, 100 метров до точки остановки. Разгоните мотоцикл и попробуйте остановиться начиная тормозить на 100 метровой отметке, затем на 90 метровой, 80, и т.д. Следите за посадкой, локтями, фазами торможения а так же числом пальцев, которыми вы давите на тормоз.

Нужно стремиться к максимальной скорости на прямой с максимально коротким тормозным путем.

Обращайте внимание:

* на то как ведут себя колодки с прогревом
* на то как ведет себя резина с прогревом 
* на скорость торможения в зависимости от прогрева колодок
* усилие на тормозном рычаге, оказываемое при торможении одним, двум, тремя и четырьмя пальцами

Рекомендуем к последующему прочтению: http://www.healtech.ru/motoshkola/1283-radialnye-shiny

Посетите заочную мотошколу Хилтек http://www.healtech.ru/motoshkola

Желаем удачи!

Правильный способ торможения на мотоцикле

Механика торможения

Распределение веса, центр тяжести и общий вес

Распределение веса, центр тяжести и общий вес велосипеда с жидкостями влияют на поведение велосипеда будет реагировать на торможение. Как мы узнали из школьного курса физики, Interia является важным фактором при рассмотрении вопроса о торможении мотоцикла.

Инерция определяется как движущийся объект, который остается в движении с той же скоростью и направлением, если на него не действует неуравновешенная сила. Эта неуравновешенная сила представляет собой комбинацию тормозов, трения шин о поверхность и направления, в котором движутся оба колеса.

Различные типы тормозов

Различия между типами тормозов. Обычно их делят на две категории: барабанные и дисковые тормоза.

Барабанные тормоза (которые являются более старой, менее эффективной технологией и обычно используются на старых классических велосипедах) и более современные дисковые тормоза. Я лишь кратко коснусь барабанных тормозов, так как они уходят в прошлое. Самое очевидное их преимущество в том, что не нужно менять жидкость. Недостатком является то, что барабанные тормоза представляют собой полностью закрытую систему, из которой нет возможности отвода тепла .

Торможение создает тепло (трение является источником торможения, трение создает тепло). Чем лучше и эффективнее тормоза с рассеиванием тепла, тем лучше они работают в целом. Нагрев тормозов приводит к так называемому затуханию тормозов: по мере того, как барабан или диск нагреваются, тормозная способность становится все меньше и меньше.

Вот почему на велосипедах с дисковыми тормозами там, где диски находятся в открытом , а не в закрытой камере, есть маленькие отверстия или даже «лепестки» (формы волн на внешней стороне диска), чтобы наиболее эффективно рассеивать тепло с помощью технологии, которая у нас есть сейчас.

Большее количество поршней в тормозных суппортах дисковых тормозов также обеспечивает лучшую тормозную способность. В системе есть и другие вещи, которые могут улучшить мощность торможения за счет обновлений, которые будут сохранены для другой темы.

Перенос веса при торможении

Изображение предоставлено Sound Rider

Вернемся к теме разных стилей велосипедов — каждый из этих стилей дизайна влияет на то, как немного по-разному реагируют тормоза, но с основным торможением — все концепции одинаковы.

Круизеры, например, имеют более длинную колесную базу и, как правило, намного тяжелее, чем спортивные мотоциклы, а их центр тяжести ниже, поэтому, как правило, задние тормоза будут использоваться немного чаще, хотя передние тормоза все равно придется использовать больше. по мере того, как вес смещается вперед (обратно к Первому закону движения Ньютона, Interia).

Новым гонщикам не нужно углубляться в эти знания — я упрощаю и поощряю исследования по мере того, как вы набираете больше миль в кресле гонщика. Это то, о чем я могу рассказать позже.

Различия в сцеплении

Езда по разным элементам и разным поверхностям также может влиять на эффективность торможения (в этой статье мы обсудим приемы вождения по асфальту, так как торможение и сцепление на бездорожье/грязи немного отличаются концепция).

В идеале торможение наиболее эффективно, когда шины расположены в линию, а велосипед стоит вертикально, однако дороги непредсказуемы, и вам нужно научиться справляться с торможением в любых обстоятельствах , и многое из этого работает с основами, практикой и мышечной памятью.

Некоторые ученики насмехаются над мной, когда просят повторять упражнения, но основной причиной этого является развитие мышечной памяти, а это достигается только последовательными повторяющимися движениями и действиями.

Разница нагрузки

Под разницей нагрузки я подразумеваю величину тормозного усилия как переднего, так и заднего тормоза вместе и по отдельности. Итак, возможно, вам сказали, что 70% тормозного усилия приходится на передние тормоза и 30% на задние, или 75% на передние и 25% на задние.

В какой-то степени это может быть правдой, в зависимости от типа тормозов, веса и т. д., как я уже упоминал. На самом деле это соотношение может варьироваться в зависимости от множества факторов и, прежде всего, от переноса веса и нагрузки на переднюю часть.

Вообще говоря, большая часть вашего тормозного усилия приходится на передние тормоза и может достигать 100%, если заднее колесо отрывается от земли . Существуют определенные факторы, которые должны быть введены в байк, чтобы это произошло, например, изменение тяги, внезапное изменение скорости в задней шине — например, занос шины или внезапное высвобождение, что может поставить человека в мир. больно — так не рекомендуется.

Когда вы начнете задействовать передние тормоза, если все сделано правильно, вес должен начать переноситься с задних колес на передние. Это окажет давление на переднюю подвеску и увеличит резиновый след, прикрепляющий шину к дороге (увеличивается площадь силы, увеличивается трение, увеличиваются тормозные способности).

Некоторая информация по тормозным системам мотоциклов.

Правильное торможение

Сцепление перед торможением при остановке

Если вы останавливаетесь, вы всегда должны иметь привычку делать две вещи помимо торможения.

  • Захват сцепления для отключения передачи мощности на колесо и сохранения работы двигателя
  • Постукивайте, как Тампер из Бэмби, по переключателю передач, чтобы не следить за своим снаряжением.

Если вы остановились, вы всегда должны быть на первой передаче, чтобы использовать всю мощность, если вам вдруг понадобится снова тронуться с места.

Когда вы используете передние тормоза

Как правило, передние тормоза используются при остановке, откат назад на склоне при остановке и экстренное торможение — опять же, это то, что можно обсудить более подробно в продвинутых техниках, но для простоты — это две функции.

Для торможения до полной остановки или замедления, используя передний тормоз с постепенным нажатием и нажимая до тех пор, пока, по сути, вы не сможете больше выжимать, вы используете полный передний тормоз в дополнение к заднему. Пожалуйста, не привыкайте полагаться на задний тормоз только для остановки, так как теперь вы даете себе только часть тормозной силы, которая вам может понадобиться.

Если все сделано правильно, нажатие переднего тормоза должно перенести вес вперед и увеличить давление на переднее колесо без необходимости движения водителя. На самом деле рекомендуется сохранять стандартную посадку, когда колени и бедра плотно прилегают к баку, а верхняя часть туловища расслаблена, но тверда.

Если переключение передач выполнено неправильно и вы слишком быстро нажимаете на передний тормоз, вы можете вызвать блокировку переднего колеса и не получить шанс набрать сцепление с дорогой – это называется заносом переднего тормоза. Чтобы исправить это, вы мягко и слегка отпускаете и снова включаете передний тормоз.

Я не нахожу в верховой езде ничего внезапного и требующего больших движений, это более тонкие и микро-регулировки. Со временем, практикой и мышечной памятью ваши движения автоматически станут быстрее и плавнее. Как и во всем, это требует времени и практики.

Когда вы используете задние тормоза

Как правило, задние тормоза используются для снижения скорости при движении на более низкой скорости (например, на стоянке или в час пик) или для предотвращения скатывания велосипеда на холме. Есть и другие приложения для задних тормозов, но для новичков это все, для чего вы должны использовать их — или в сочетании с передними для замедления в чрезвычайных ситуациях.

Если это аварийная остановка, и вы обнаружили, что слишком сильно нажали на задний тормоз, и он уходит в занос – не отпускайте его.

Выйдите из заноса, потому что, если вы заблокировали заднюю часть, у вас теперь будет нулевая тормозная способность, а отпускание тормоза приведет к тому, что колесо перейдет от нулевого импульса к слишком большому, особенно если заднее колесо находится под углом от передняя часть велосипеда. Это внезапное действие приведет к тому, что задняя часть оторвет гонщика от сиденья перед велосипедом, у которого больше нет гонщика, удерживающего тормоза.

Вы можете оказаться в мире боли.

Научитесь использовать оба: эффективно и действенно

Умение использовать как переднее, так и заднее колесо и там, где это уместно, может иметь огромное значение в вашей будущей жизни при вождении. Без развития мышечной памяти и хороших привычек ситуация паники может превратиться в катастрофу.

Общий страх: Не перевернусь ли я перед велосипедом, слишком сильно сжав передние тормоза?

: Если вы не изменили траекторию движения колес, наехав на что-то, что вызвало внезапный занос заднего колеса, это маловероятно. Я видел, как кто-то слишком быстро преодолевал лежачих полицейских, и когда его заднее колесо все еще было в воздухе, а переднее касалось — нажатие горсти переднего тормоза могло вызвать переворот. Но если вы сохраняете контроль над своим велосипедом, этого не должно происходить.

Существуют термины, которые вы, возможно, слышали, называемые нижними и высокими сторонами. В основном низкая сторона (обычно происходит в поворотах) — это когда меняется сцепление с задним колесом или задняя шина выходит за пределы сцепления с дорогой. Я уже описывал с высокой стороной , но в основном это когда задняя часть мотоцикла в мгновение ока переходит от отсутствия сцепления к полному сцеплению и сбивает водителя с ног.

Чтобы избежать низкой стороны, важно снизить передачу/изменить скорость перед поворотом и не изменять инерцию в середине поворота, если это может помочь. При необходимости (например, при выпрыгивании оленя вперед) постарайтесь быть максимально плавным при торможении. Как правило, избегая высокой стороны, просто выезжайте на задней скользящей шине и не отпускайте ее, если вы ее заблокировали. (Обычно вы услышите визг шины).

Следите за своими привычками вождения, пройдите курсы, пользующиеся хорошей репутацией, и убедитесь, что вы не выходите за рамки своих способностей и ноу-хау, чтобы выйти из ситуации. Курсы по технике безопасности и обучению содержат ценную информацию и способствуют развитию навыков даже у райдеров, занимающихся верховой ездой много лет.

Удивительно, как с годами навыки могут угаснуть, а вредные привычки – появиться – они предназначены для того, чтобы стереть все с лица земли и помочь своим ученикам стать лучшими гонщиками, поскольку катание – это гораздо больше, чем просто крутить педаль газа и держаться.

Торможение под дождем, гравием и другими рыхлыми поверхностями одинаковое, просто притормозите (разумеется, безопасно, чтобы не мешать движению транспорта), так как теперь время остановки увеличится — так что приспосабливайтесь к этому. Время остановки — это расстояние, которое проходит ваш велосипед за время от первого нажатия на педаль тормоза до полной остановки.

Хорошая привычка садиться в машину

У меня есть правило для учеников: если велосипед снят с подножки, а вы стоите рядом или сидите на нем, заведите привычку все время тормозить то одним, то другим .

Это может предотвратить неловкое опрокидывание, если вы потеряете равновесие или ухватитесь за ногу, так как теперь вам нужно сосредоточиться только на исправлении себя слева направо, а не спереди назад, кроме того (перекатываться вперед или назад).

Я не могу сосчитать, сколько раз на заправках или парковках эта привычка могла спасти мотоциклиста от падения велосипеда. Прежде всего, лучше избегать паники , поскольку все, что происходит, это срабатывает базовый инстинкт (и вредные привычки), и вы теряете способность рационально выходить из ситуации. Единственное, что паника делает, так это усложняет и без того сложную ситуацию.

Пассажиры и багаж

Езда с пассажиром и/или багажом сама по себе может быть и удобной, и сложной, и следует помнить о некоторых вещах: Перенос веса.

При резком торможении, в зависимости от того, обращает ли внимание ваш пассажир, где он держится и как быстро может быть разница между управляемой остановкой и аварией. Смещение веса вперед, особенно выше линии талии, может резко изменить не только управляемость, но и тормозной путь.

Оставьте дополнительную подушку спереди и сзади, чтобы компенсировать более медленное торможение.

Избегайте ошибок новичков при торможении

Не ходите на утках

Утиная ходьба — это когда вы видите, как гонщики используют обе ноги, чтобы балансировать и «продвигать» велосипед вперед во время парковки или остановки. Это показывает, что человек не имеет полного контроля над велосипедом, в основном потому, что он теряет доступ к заднему тормозу, а рука дроссельной заслонки управляет передним тормозом, а не дроссельной заслонкой.

Держите правую ногу на тормозе и используйте левую для земли

Вот здесь-то и пригодится привычка переключаться на пониженную передачу, а также использовать заднюю передачу для контроля скорости. При перемещении велосипеда у вас будет максимальный контроль, когда вы выходите из него и идете пешком (опять же, есть правильный способ сделать это, но он будет сохранен для другой статьи).

Не хватайтесь за тормозные ручки внезапно и резко

Думайте о тормозах как о бутылке кетчупа. Сжимая и постепенно нажимая, вы получите нужное количество кетчупа. Быстрое и резкое сжатие приводит к слишком большому количеству кетчупа, и он повсюду. То же самое относится и к тормозам.

Если это новый велосипед, обязательно изучите, насколько сильны тормоза, проехав в безопасном месте вдали от уличного движения, и проверьте, как велосипед замедляется, постепенно нажимая на тормоза.

Не парить

Худшая привычка, которую я встречаю у новых учеников, это зависать руками над рычагами. Человеческая природа в ситуации паники заключается в том, чтобы напрягаться и замирать, и если ваши руки находятся над этими рычагами, это именно то, что происходит, плюс более неприятные ситуации, такие как авария и ранение. Просто. Не. Делать. Это.

АБС мотоцикла (автоматическая тормозная система)

Изображение предоставлено Страховым институтом дорожной безопасности

АБС мотоцикла теперь отличается от АБС автомобиля

Новые системы АБС основаны на размере, весе и назначении мотоцикла. Как правило, они управляются компьютером и регулируют с помощью электроники давление жидкости, подаваемое на любой тормоз, чтобы оптимизировать сцепление с дорогой и сократить тормозной путь.

Различные типы АБС и принципы их работы

Основная суть работы ABS мотоцикла заключается в том, что на каждом колесе есть датчики скорости, которые посылают постоянную информацию в ECU (электронный блок управления или мини-компьютер, как я люблю их называть). Затем ЭБУ определяет, обнаруживают ли эти колеса какое-либо проскальзывание при торможении или замедление, превышающее установленный порог. Есть в основном два типа систем.

Поршневого типа ABS

Эта система ABS сбрасывает тормозное давление за счет увеличения пространства для жидкости. Он делает это с помощью подпружиненного поршня и линейного двигателя, который тянет поршень назад, чтобы создать больше места для жидкости, тем самым уменьшая давление на тормоз.

Система клапанов и насосов

Второй тип — это более новый тип, называемый системой клапанов и насосов. Здесь больше движущихся частей: насосы, соленоиды (клапаны, которые открываются и закрываются, выпуская жидкости под действием электрического тока), двигатель и резервуары/аккумуляторы жидкости. По сути, независимо от того, что мини-компьютер сообщает тормозной системе, катушки управляют входными и выходными клапанами тормозной жидкости с помощью насоса с приводом от двигателя. Обычно вы можете почувствовать пульсацию насоса, выполняющего свою работу, от самого рычага тормоза.

Что следует помнить об АБС и чего ожидать

Имейте в виду, что АБС может быть прекрасным инструментом для начинающих гонщиков, так как одним поводом для беспокойства меньше, и вы скорее сосредоточите свое внимание на дороге. Однако не позволяйте этому стать костылем.

АБС, хотя и эффективна, выводит решение из рук гонщика и опирается на сенсорную информацию, которая фактически может задерживать или замедлять торможение.

Рекомендуется помнить об этом и следить за своим пространством, оставляя больше места спереди, сзади и по бокам, чтобы у вас всегда было место для побега, если ваши тормоза не работают достаточно быстро.

Как ABS может помешать мастерству водителя

Они становятся все более и более частыми на всех типах дорожных моделей и мне задают вопрос, что лучше? Есть АБС или нет?

Ответ зависит от человека, но лично от человека – механические системы рано или поздно выходят из строя, особенно с новыми гонщиками, они еще не совсем освоили взаимосвязь между передним и задним тормозом, поэтому, если эта система выйдет из строя, и теперь вы полагаетесь исключительно на действия гонщика. , я спросил студентов – что тогда?

Я помню, как у меня был студент с мотоциклетными правами, и он прошел курс, чтобы освежить навыки, но только на мотоциклах с ABS. Когда человек садился на ручной велосипед, у него была привычка всегда хвататься за передние тормоза и попадать в довольно много нестабильных ситуаций.

Это только один пример, и почему я считаю, что даже если ваш велосипед оснащен ABS, да, есть преимущества — однако, если систему можно отключить время от времени, чтобы водитель чувствовал, как работают и реагируют сырые тормоза, я бы предложите попробовать это.

Важность технического обслуживания и предотвращение затрудненного торможения

Проверки перед поездкой

Осмотрите мотоцикл на наличие утечек жидкости, грязи/пыли и грязи на тормозах. Коричневый маслянистый налет, полный пыли, может указывать на то, что ваши вилки протекают, и о них следует немедленно позаботиться.

Всегда счищайте пыль с вилок — даже если ее не видно — протрите ее перед поездкой. Никакая очистка не может привести к износу уплотнений, что приведет к утечке, которая может фактически повлиять на эффективность торможения. Если в тормозах есть какая-то мягкость, и вы не прошли обучение механике, проверьте это у авторитетного лицензированного мотомеханика.

Проверка цвета тормозной жидкости

Когда ее менять? Как правило, со временем он становится темнее и непрозрачнее. Всегда обращайтесь к руководству пользователя или к дилеру, если сомневаетесь. Если он темно-коричневый, определенно пора его менять. Проверьте этот сайт для некоторых отличных советов.

Износ шин и важность замены шин

Изображение с сайта The Bikers Garage

Со временем резина может изнашиваться. Важно проверить боковые стенки шин на наличие трещин или признаков износа, так как это сигнализирует о том, что пора менять шины. В идеале 9Шины 0015 следует менять не реже одного раза в 10 лет (в зависимости от износа и других факторов).

Также следует обратить внимание на протектор и давление в шинах. Если давление низкое, это может повлиять не только на торможение, но и на управляемость. Перед поездкой обязательно проверьте давление в шинах, особенно если это будет дальняя поездка. На протекторе есть индикаторные полоски, которые находятся на одном уровне с резиной , сообщая вам, что пришло время приобрести новые шины для вашего велосипеда.

Изображение через Xtra Braking Horse Power

Важно проверять тормозные колодки и диски на предмет деформации или износа . Как и на шинах, на самих колодках есть полосы износа. Здесь я нашел много информации о замене и обслуживании ваших тормозов.

Раскрытие информации: Это исключительно мнение автора со ссылками на материалы. Каждый гонщик должен взять на себя ответственность за свою езду и развитие навыков, управление и езду.

Какой тормоз следует использовать? – Школа мотоциклов Big Apple

Какой тормоз следует использовать?
Джордж Транос
Большинство современных мотоциклов имеют два комплекта тормозов, которые работают независимо друг от друга. Одна из приятных особенностей езды на мотоцикле заключается в том, что вы можете решить, какой тормоз использовать в любой момент времени. Опытный гонщик использует тормоза определенным образом в разных ситуациях. Давайте обсудим, почему и как использовать тормоза.

Велосипеды сегодня поставляются с передним (обычно дисковым) тормозом (или комплектом тормозов), который приводится в действие рычагом переднего тормоза на правой рукоятке руля, и задним (обычно дисковым) тормозом, который управляется правой ногой.

Тормоза можно включать по отдельности или вместе. Большинство курсов верховой езды для начинающих предлагают постоянно использовать оба тормоза одновременно. Это нормально для новичка, чтобы выработать хорошую привычку использовать оба тормоза. Однако в определенных ситуациях может быть полезным использование только одного конкретного тормоза.

При обычной остановке постепенное применение обоих тормозов позволяет водителю плавно остановиться. Вес мотоцикла при торможении смещается вперед, и передняя подвеска сжимается. Как только это происходит, передняя шина нагружается сцеплением. Это самый критический момент в процессе. Если водитель слишком сильно нажмет на рычаг переднего тормоза, он может заблокировать переднее колесо и вызвать занос. Если это произойдет, рычаг следует немедленно отпустить, чтобы предотвратить падение с низкой стороны (когда мотоцикл падает после скольжения, и водитель падает). После переноса веса на переднюю часть водитель может немного сильнее нажать на рычаг переднего тормоза, чтобы сократить время остановки.

Это прогрессивное использование тормозов, от мягкого к более резкому, является правильным методом для достижения максимального торможения без блокировки ни одного колеса.


Обратите внимание на двойные передние и одинарные задние тормоза на этом Indian FTR1200
По мере переноса веса вперед задняя часть становится легче. Увеличение тормозного давления на заднюю часть может вызвать занос, так как задняя шина имеет меньшее сцепление с дорогой, когда вес смещается вперед. Обычно поэтому заднее колесо не оснащено очень мощными тормозами. У большинства мотоциклов передняя часть выполняет семьдесят (70) процентов или более торможения! На очень короткой колесной базе, более легких мотоциклах спортивного стиля заднее колесо может даже полностью оторваться от земли (так называемый стоппи) и тогда вообще не будет тормозить!

При обычной остановке вы должны задействовать оба тормоза одновременно, используя описанный выше процесс от мягкого к более жесткому. Мотоцикл должен быть переключен на пониженную передачу, и вы должны остановиться на первой передаче, чтобы при необходимости снова тронуться с места. Это нужно делать достаточно рано, чтобы левая нога могла первой коснуться земли. Правая нога должна оставаться на заднем тормозе, пока водитель не остановится полностью.

Зачем кому-то тогда использовать только один тормоз? Хороший вопрос! Есть несколько ситуаций, когда предпочтительнее использовать только один тормоз. При маневрах на низкой скорости, особенно с повернутым рулем, передний тормоз обеспечивает слишком большую мощность, и его следует избегать. При медленной езде в повороте на низкой скорости (на стоянке) мотоцикл хочет попасть в поворот. Чтобы компенсировать этот эффект, дополнительный дроссель (мощность) может привести мотоцикл в вертикальное положение. Также может помочь использование верхней части тела для противовеса мотоциклу, позволяя мотоциклу наклоняться, а вам оставаться в вертикальном положении. Если сбросить педаль газа, мотоцикл захочет упасть.

Добавление переднего тормоза также может ускорить падение мотоцикла. Использование заднего тормоза не будет иметь такого же эффекта и может помочь контролировать скорость мотоцикла. Применение заднего тормоза одновременно с использованием дроссельной заслонки может быть компенсирующей силой, которая может стабилизировать мотоцикл.


Используйте только задний тормоз при выполнении разворотов на низкой скорости, подобных этому!
Другие ситуации на низкой скорости, когда следует использовать только задний тормоз, включают так называемые остановки качения, когда вы можете просто сделать паузу, не останавливаясь полностью, прежде чем продолжить движение. Используя только задний тормоз, водитель может полностью держать правую руку на дроссельной заслонке, чтобы двигаться вперед и назад. Использование сцепления в этой ситуации позволяет осуществлять остановку и запуск двигателя на очень малой скорости. Это похоже на касание самолета и движение туда, где вы замедляетесь, а затем снова ускоряетесь, не останавливаясь.

Ситуации управления сцеплением на низкой скорости также требуют использования только заднего тормоза. Совместное использование газа, сцепления и заднего тормоза — это навыки, которые гонщики должны практиковать, чтобы ездить очень медленно. Это полезно в пробках, при приближении к левым поворотам на перекрестках и при маневрах в ограниченном пространстве.

Хорошо, теперь, когда мы обсудили использование только заднего тормоза, есть ли ситуации, когда вам может понадобиться использовать только передний тормоз? Ранее мы обсуждали смещение веса вперед, и я отметил, что в крайних случаях заднее колесо может оторваться от земли. Когда заднее колесо становится легче, вероятность его блокировки увеличивается. Если задние замки, он может соскользнуть в сторону. Если он внезапно восстановит сцепление с дорогой, он немедленно вернется в линию, что может привести к потере контроля и падению с высокой стороны (когда гонщик переезжает через руль).

Мотоциклисты и гонщики на треке могут использовать свои тормоза до предела. Многие используют на гоночной трассе только передний тормоз, чтобы избежать блокировки заднего колеса при резком торможении. Поскольку передняя часть в любом случае выполняет большую часть торможения из-за огромного смещения веса, потеря небольшой тормозной мощности из-за того, что не используется также задний тормоз, компенсируется возрастающей вероятностью блокировки заднего колеса, поэтому они полностью избегают этого. Это позволяет им держать подушечки ступней на подножках для позиционирования тела (отклоняясь от мотоцикла) для максимального угла наклона.


Автор (слева) на гоночной трассе Beaver Run в Пенсильвании на своем Triumph Sprint ST
Торможение по бездорожью — еще одна ситуация, когда использование только переднего тормоза может принести пользу гонщику. Передовой метод торможения на трейле определяется как отключение тормозов при входе в поворот. Повороты при торможении не рекомендуются новым гонщикам, но их можно использовать в своих интересах, увеличив передний угол байка, когда передняя подвеска сжата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *