Ремонт велосипеда: Как настроить ободные тормоза
Вибрейки не теряют популярности. Простота обслуживания, дешевые расходники и неприхотливость при эксплуатации – отличный вариант для тех, кто использует велосипед в первую очередь для перемещения, без экстрима и сверхнагрузок.
Принцип работы элементарен – тормозная ручка при нажатии тянет трос (G), который сдвигает рычаги тормоза (I), прижимая закрепленные на них колодки (J) к ободу колеса. При отпущенной ручке рычаги возвращаются в исходное положение, установленными на них пружинами. В статье разберем, как настраивать и регулировать ободные тормоза:
1. Проверяем состояние тормозов
В первую очередь «расстегиваем» тормоз, как показано на фото.
Проверяем, как ходит тросик (G) в рубашке (A), нажимая и отпуская тормозную ручку и подтягивая тросик обратно пальцем – движение должно быть свободным, без задержек. Если тросик вытягивается тяжело, возможно, он, рубашка или его направляющая (C) повреждены, либо внутри рубашки или направляющей скопилась грязь. Их необходимо снять и почистить, либо заменить.
Проверяем состояние колодок (J). На них должны быть видны канавки для стока грязи (колодка не должна быть гладкой). Изношенные колодки без канавок необходимо заменить. Проверьте укомплектованность колодок шайбами и правильность их установки.
При установке новых колодок соблюдайте очередность шайб.
Рычаги тормоза (I) должны свободно поворачиваться на своих посадочных местах и раздвигаться пружинами после сжатия. Если движение затруднено, тормоз при работе может застревать в закрытом положении и тереть колодкой об обод. В этом случае можно снять рычаги с посадочных мест, почистить и смазать места контакта и установить обратно.
При установке обратите внимание, чтобы выступающий пин на рычаге попал в отверстие на раме, и чтобы на левом и правом рычаге отверстие было одно и то же.
2. Регулируем положение колодок
«Застегиваем» тормоз, сжав рычаги и уложив направляющую тросика (С) в упор (D). Шестигранником ослабляем болт, фиксирующий колодку (K). Прижимаем рычаг с колодкой к ободу и выставляем колодку так, чтобы она:
- прилегала к ободу всей поверхностью
- не касалась покрышки
- располагалась параллельно ободу
В этом положении колодку необходимо зафиксировать, закрутив болт. При затяжке болта колодка может сдвигаться, и её нужно поправлять. Проще будет, если вы найдете ассистента, который зажмет и подержит ручку тормоза, пока вы затягиваете болт.
Если ваши тормоза «визжат», попробуйте сделать следующее.
Перед затяжкой болта подложите под заднюю (по направлению движения) часть колодки сложенный вдвое лист бумаги, затем затяните болт. Так колодки будут плавнее прижиматься к ободу при торможении (сначала передней частью, затем задней) и не будут «скрипеть».
Аналогичные операции проделываем со второй колодкой.
3. Выставляем рычаги симметрично
Чтобы левая и правая колодка изнашивались равномерно, они должны находиться на одинаковом от обода расстоянии. Регулируется натяжением пружин на рычагах тормоза. Чтобы выровнять усилие, возвращающее левый и правый рычаги тормоза в исходное положение, воспользуемся регулировочными болтами, находящимися в основании рычагов.
Закручивая болт по часовой стрелке мы натягиваем пружину, выкручивая – ослабляем. Нажимая и отпуская тормоз, проверяем равномерность удаления колодок от обода. Подкручивайте болты с левой и правой сторон, пока колодки не будут отходить на одинаковое расстояние при отпущенной ручке тормоза.
4. Настраиваем положение тормозной ручки и натяжение тросика
Чтобы приблизить ручку тормоза к рулю (например, чтобы не приходилось сильно тянуться за ней пальцами), закручиваем болт на тормозной ручке.
При этом учитывайте, что слишком близко ручку к рулю подводить не стоит. Она не должна касаться грипсы при полном зажатии.
Когда положение ручки тормоза выставлено, остается настроить натяжение тросика. Задача — подвести колодки максимально близко к ободу, оставив между колодкой и ободом расстояние в 2-3 миллиметра.
Для этого можно подтянуть тросик двумя способами:
- Для грубой настройки, если тросик совсем слабо натянут, и колодки далеко от обода: ослабляем болт, фиксирующий тросик в рычаге тормоза, подтягиваем тросик, закручиваем болт. Ослабляя болт, придерживайте рычаг и тросик, чтобы тросик не «убежал», и не пришлось его заново заправлять в посадочное место.
Вот и всё! Проверяем, как всё работает. При необходимости еще раз подрегулируйте пружины рычагов (пункт 3).
bb30.ru
как подтянуть, сделать, из чего состоят
Тормозная система на велосипеде, как и автомобиле, отвечает за безопасность человека на нем и окружающих людей. Традиционно современные модели оснащаются передними и задними тормозами. Исключение составляют «СССРоподобные» дорожные модели со встроенным барабанным тормозом во втулке и велосипеды-«фиксики» без свободного хода с одним ободным тормозом. Правда, последние модели изначально были придуманы без тормозов: правильно остановить такой велосипед может только опытный ездок.
Тормоза между собой различаются по конструкции, но суть у них одна – замедлить колесо. По типу воздействия системы на современных велосипедах делятся на следующие виды:
- ободные;
- барабанные;
- дисковые (или роторные).
Первые расположены внутри втулки заднего колеса и ставятся на дорожные или планетарные модели. Ободные воздействуют на специально подготовленную тормозную поверхность ободьев колес при помощи колодок. Дисковые имеют самостоятельную тормозную поверхность, жестко сцепленную с колесом. Все эти различия подробно осветим в нашей статье.
Со временем и тормозную систему посещают неполадки – велосипед плохо тормозит, а в особых случаях узел отказывает. Важно поддерживать в хорошем состоянии оба тормоза, однако задний нуждается в особом уходе – им чаще всего пользуется львиная доля велосипедистов, соответственно его износ вероятнее. О том, как отрегулировать и починить задний тормоз V-brake, клещ или диск, узнаем немедленно.
Тормоза «ви-брейк»: характеристики, как настроить и поменять
Задний v-brake – ободной тормоз, закрепленный на перьях велосипеда через специальные крепления. На рычагах крепятся колодки, которые воздействуют на обод колеса при торможении. Чтобы остановить велосипед при помощи заднего v-brake, нажимаем ручку на руле справа. Через трос (протянут по раме) происходит сжатие рычагов, колодки прикасаются к колесу.
Так работает новая или только что отрегулированная система. Со временем с векторными тормозами происходит следующее:
- износ тормозных колодок;
- ослабление тросика;
- неплотное закрепление рычагов на раме;
- трещины в рубашке, разрыв троса.
Отсюда два следствия – либо качество торможения сильно ухудшается даже в сухую погоду (а ободные, даже на 100% исправные, хуже ведут себя в дождь), либо они вовсе не работают.
При подозрениях на неполадки тормоза необходимо его проверить для начала:
- Приподнять и раскрутить заднее колесо.
- Сжать тормозную ручку. На износ колодок укажут свист и прокручивание колеса даже на максимальной силе зажима.
- На ослабленном тросе и поврежденной рубашке колодки не будут мгновенно срабатывать на нажатие и отскакивать при отпускании ручки.
- Приступить к регулировке или ремонту.
Регулировка тормозов v-brake – простая и домашняя процедура, за 10 – 15 минут вполне осуществима:
1. Настроить тормозную ручку: ослабить болт крепления на руле и повернуть крепление так, чтобы рука была в удобном положении. Это первый шаг на пути к безопасному использованию тормозной системы.
2. Затянуть крепления дуг на перьях. Со временем соединения могут разболтаться, оттого – неравномерное прижимание колодок и быстрый износ.
3. Снять накладки и осмотреть их на износ. Сильно срезанные углы на изделиях говорят о значительной выработке, их меняем.
4. Установить и настроить тормозные колодки. Очень важно выставить их правильное положение. При помощи шайб, которые образуют что-то вроде шарнира, можно приблизить к ободу один край колодки и отдалить другой. Для колодок без картриджей правильно устанавливать всю поверхность параллельно ободу. В случае с картриджными накладками передняя часть по направлению оси вращения должна быть ближе задней:
5. Подтянуть или ослабить трос на рычагах. Осторожно, не перетягиваем трос! Зачем это нужно? Дело в том, что дуги с колодками должны срабатывать сразу же при нажатии и сбрасывании.
6. Выставить расстояния между колодками и ободом. Приближение и отдаление осуществляется при помощи этой незатейливой гайки:
7. Синхронизировать колодки – при нажатии на ручку они должны одновременно касаться обода. Сделать это можно при помощи винтов-натяжителей пружин (находятся на нижних концах рычагов). Усилением или ослаблением натяжений колодок добиваемся одинакового соприкосновения их с обеих сторон.
Настройка аналогична на любом скоростном велосипеде, где установлены ободные векторные тормоза.
Клещевой, кантилеверный и ножной тормоза
Бок о бок с ви-брейками идут и другие типы ободных тормозов – клещевые и кантилеверые. Их конструкции (по сравнению с v-brake) представлены на фото ниже:
Особенности клещевых тормозов. В рабочем состоянии векторная система испытывает двустороннее сжатие за счет вытягивания троса. На клещах все немного по-другому: при нажатии на тормозную ручку трос тянет вверх только одну дугу. За счет подвижного закрепления одновременно поворачивается вторая дуга (боковая тяга). Как результат – колодки одновременно прижимают колесо. Задние клещи крепятся к специальной перемычке между перьями рамы, либо в отверстие под крыло.
На что ставят. Их можно встретить на дорожных моделях в качестве дополнения к основной барабанной тормозной системе (об этом чуть позже) на любом шоссейном велосипеде и фикс-байках (мини-клещи). Эффективность клещевого тормоза ниже, чем у векторного. Именно поэтому они выбыли из широкой продажи и ставятся лишь на модели гоночного типа.
Особенности ремонта. В общем случае техобслуживание такое же, как и у v-brake. Разница в том, что разбирать всю деталь не нужно – достаточно снять ее с крепления рамы. Подтягивание осуществляется с помощью нижнего винта, через который проходит конец тросика. Расстояние между колодками можно регулировать только натяжением троса – чем оно больше, тем ближе дуги друг к другу.
Справа на рисунке видим кантилевер, или «натяжной тормоз». Особенно органично он ведет себя на заднем колесе – там он и держался долго, пока его не вытеснили v-brake.
Особенности кантилеверов. Полностью открытые, не забиваются грязью, элементарны в обслуживании. По эффективности они уступают векторным – сила торможения и модуляция ниже. Закрепляются на перьях рамы (если говорить о задних) с помощью специальных ушек по аналогии с векторными. Это означает, что на велосипеде с v-brake можно установить кантилеверы и наоборот.
Обслуживание. Натяжение настраивается с помощью двух тросов – ведущего и тягового. Для наглядности:
Расстояние между колодками регулируется при помощи боковых винтов на закрепленных подвижных корпусах.
Где встречаются. Кантилеверы могут быть установлены на любой тип велосипеда, где есть ушки под v-brake – на скоростном дорожнике, МТБ и гибриде. И хотя этот тип тормозов несколько отошел в прошлое, его можно увидеть в свободной продаже.
И, наконец, старый добрый ножной тормоз. Официальное название его – барабанный, а все потому, что тормозные колодки за счет зажимного усилия прикладываются к вращающемуся синхронно с колесом барабану. Механизм встроен в заднюю втулку велосипеда и приводится в действие обратным ходом педалей.
Внутреннее устройство втулки с ножным тормозом
Как происходит торможение:
- За счет движения педалями назад звездочка принимает фиксированное положение.
- Колесо не «убегает» благодаря креплению через рычаг к перу рамы.
- Вал, прокручиваясь, стопорится и заставляет колодки разжиматься, за счет чего они сцепляются с барабаном.
- При отпускании педалей колодки возвращаются на место. Движение вала звезды вперед не стопорится. Колодки находятся в сложенном состоянии.
Считается, что эффективность тормоза дорожного велосипеда крайне низкая. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Он полностью уступает, скажем, дисковым тормозным системам и отчасти v-brake лишь потому, что векторы ставятся и спереди, и сзади, а барабан – в единственном экземпляре.
Барабаны к обслуживанию вообще неприхотливы и могут работать годами. Единственное, что потребуется, – это периодическая смазка, подтягивание втулки и замена болта тормозного рычага снаружи. А вот починить их будет проблематично – выработка и отсутствие отдельных запчастей в продаже. Проще купить новую аналогичную втулку.
Оценка ножного и барабанного тормоза (в сравнении) по пятибалльной шкале:
Характеристики | Барабанные | V-brake |
Сила торможения | 3 — 4 | 5 |
Модуляция | 3 | 5 |
Вес | 3 | 4 |
Нагрузки на обод | 5 | 1 — 2 |
Трение и нагрузки на механизмы | 1 — 2 | 5 |
Ремонт | 5 | 3 — 4 |
Внешний вид | 5 | 4 |
Сумма | 26 +/- 1 балл | 28 +/- 1 балл |
*Толкование: 5 – очень хорошо, без проблем, 1 – плохо.
Барабан сильно воздействует на колесо: стенки втулки, спицы и, соответственно, обод. Все это приводит к перегревам на длительных участках торможения, слому спиц и искривлению обода. Если все это собрать вместе, то перспектива использования барабана не радует. Однако не стоит беспокоиться – ведь ножные системы ставятся только на сити-байках бюджетного класса, а они предназначены только для стандартной езды по асфальту без сильных перегрузок.
Задний дисковый тормоз: особенности, настройка и замена запчастей
Дисковый тормоз на велосипеде – современная модификация, которая устанавливается на горных и гибридных велосипедах. Закрепляется на специальное посадочное место втулки. Запчасти дискового тормоза:
- диск – тормозная поверхность;
- каллипер;
- колодка;
- адаптер;
- трос и приводная ручка.
Тросовые дисковые тормоза называются механическими – усилия на каллипер передаются так же, как на скобы клеща и v-brake. Кроме механических, существуют и гидравлические системы. При нажатии на ручку из цилиндров с помощью поршней в гидролинию (вместо троса) выталкивается жидкость, за счет которой происходит прижимание колодки к ротору (диску).
Диски могут различаться по диаметрам, от этого зависит эффективность торможения. Чем он больше и, соответственно, площадь поверхности ротора, тем меньше времени потребуется на остановку велосипеда.
Размеры дисков в мм, соответствующие дисциплины:
- 140 – стандартные поездки на МТБ;
- 160 – обычный МТБ для бездорожья;
- 180 — фрирайд;
- 200 – фрирайд и даунхилл;
- 220 – даунхилл.
Оценка дисковых тормозов в сравнении с ободными:
Характеристики | Ротор | v-brake |
Сила торможения | 5 | 3 — 4 |
Модуляция | 5 | 3 — 4 |
Ремонт, обслуживание, установка | 3 | 5 |
Чувствительность к восьмеркам | 5 | 1 |
Нагрузки на колесо | 2 | 3 |
Вес | 3 | 4 |
Цена | 3 | 5 |
Сумма | 26 баллов | 25 +/- 1 балл |
Поставить и отрегулировать роторный тормоз сложнее, чем ободной. Вес у него будет больше, что ограничивает установку только на тяжелых велосипедах. Плюс ко всему стоимость всего комплекта и отдельных запчастей выше, что сильно скажется при переходе с ви-брейка на диск.
Особенности установки:
- точное выравнивание тормозной линии по раме;
- использование адаптера под каллипер на задние перья;
- минимальное расстояние от колодки до поверхности диска.
Схема роторных тормозов и выравнивание по двум измерениям
Как правильно сделать регулировку дискового тормоза:
1. Ослабить регулировочный болт тросика у тормозной ручки.
2. Ослабить крепления каллипера.
3. Зафиксировать тормозную ручку.
4. Выставить допустимое расстояние от колодки до ротора.
5. Затянуть каллипер.
6. Подтянуть регулировочный болт у основания тормозной ручки.
7. Дополнительно натянуть тросик можно при помощи винта у каллипера.
Цель этих операций – добиться оптимального натяжения приводного тросика и выставить расстояние от колодки до ротора.
Тормозная система – основа безопасности при движении на велосипеде. Независимо от их типа – барабанные, ободные или дисковые – важно поддерживать их в исправном состоянии и вовремя регулировать.
загрузка…
velofans.ru
Регулировка и настройка дисковых тормозов велосипеда + видео
Множество райдеров, впервые сталкиваясь с гидравлическими или механическими дисковыми тормозами велосипеда, не знают, как их правильно настроить, отрегулировать или заменить расходные материалы. Многие считают, что их конструкция значительно сложнее, чем у тормозов типа V—brake, но это не совсем так. Технологически, хорошие дисковые тормоза велосипеда, особенно если они гидравлические, более совершенны, чем ви-брэйки, и значительно лучше справляются со своими задачами, но стоит помнить, что это не относиться к дешевым моделям механики. Дальше мы рассмотрим, как правильно установить и настроить дисковые тормоза самому в домашних условиях. Но начнем мы с конструктивных особенностей и отличий дисковой механики и гидравлики. А далее уже затронем все вышеперечисленные пункты.
Содержание статьи
Устройство дисковых тормозов велосипеда
Дисковые тормоза предназначены для торможения велосипеда путем преобразования кинетической энергии в тепловую посредством трения колодок о тормозной диск. Как говорилось ранее, дисковые тормоза велосипеда бывают механические и гидравлические. Принцип их действия одинаков, но присутствуют небольшие отличия в конструкции.
Дисковые механические тормоза велосипеда
Дисковая механика представляет из себя следующую конструкцию.
- Тормозная ручка. Устанавливается на руль (крепится при помощи хомута) велосипеда и предназначена для передачи усилия нажатия руки на тормозные колодки.
- Регулятор троса с контргайкой. Регулятор троса предназначен для изменения силы натяжения троса дисковых механических тормозов. Контргайка – для фиксации регулятора.
- Регулятор тормозной ручки. Позволяет регулировать расстояние от тормозной ручки до руля, тем самым дает возможность выставить комфортное положение непосредственно под длину пальцев велосипедиста.
- Рубашка троса. Служит для защиты троса от повреждений и загрязнений.
- Трос. Необходим для передачи движения тормозной рукояти на калипер тормозов.
- Фиксатор троса. Место куда крепится трос и зажимается фиксирующим болтом.
- Калипер. Механизм, который при натяжении троса приводит в действие тормозные колодки.
- Тормозные колодки. Представляют собой металлические площадки с нанесенным на них органическим или металлизированным веществом. Вставляются в калипер.
- Адаптер. Служит своеобразной прослойкой между калипером и рамой велосипеда.
- Ротор (тормозной диск). Устанавливается на втулку колеса.
Дисковые гидравлические тормоза велосипеда
Дисковая гидравлика очень похожа на механический аналог. Главное отличие, что сила, приложенная к тормозной ручке, передается на колодки не при помощи троса, а благодаря тормозной жидкости DOT4 (на тормозах Avid, Hayes, Helix) или минерального масла (на тормозах Shimano). Далее рассмотрим конструкцию гидравлических дисковых тормозов.
- Тормозная ручка. Приводит в действие поршень, который давит на тормозную жидкость.
- Регулятор тормозной ручки. Как и у дисковой механики предназначен для регулировки положения рукояти относительно руля.
- Мастер-цилиндр. Он состоит из нескольких деталей. Расширительный резервуар с крышкой, служит в качестве хранилища тормозной жидкости. Крышка используется при заполнении и прокачке тормозов. Внутри также находится поршень с манжетой и возвратная пружина.
- Гидролиния. Представляет собой прочный шланг, который соединяет между собой мастер-цилиндр и калипер.
- Калипер. Механизм, который при появлении давления в гидролинии приводит в действие поршни, толкающие тормозные колодки.
- Тормозные колодки. Служат для преобразования силы трения в тепловую энергию, тем самым останавливая велосипед.
- Адаптер. Деталь, при помощи которой калипер тормозной системы устанавливается на вилку или раму велосипеда.
- Ротор. Представляет собой перфорированный металлический диск, о который, при нажатии ручки, трутся колодки.
Что желательно сделать перед регулировкой тормозов
Если требуется настройка дисковых тормозов, которые уже были некоторое время в эксплуатации, то перед выполнением регулировки желательно произвести следующие подготовительные работы:
Проверить ротор
Первым делом откручиваем ротор тормозов от втулки и проверяем его на наличие деформации. Это можно сделать, положив его на ровную поверхность (стекло, зеркало и др.) и произвести осмотр. Если ротор неплотно прилегает, то перед настройкой дисковых тормозов следует его выровнять. Если деформация незначительна, то данную операцию можно произвести при настройке тормозов.
Проверить колодки
Снимаем тормозные колодки. Для этого находим расширение на калипере и проворачиваем за язычок каждую колодку по очереди. Если все сделано правильно, то демонтировать их не составит труда. Далее производим визуальный осмотр поверхности на наличие сколов. В случае сильных повреждений или износа колодку следует заменить.
Проверить состояние тросиков и рубашек
Данный пункт предназначен исключительно для механики. Перед регулировкой механических дисковых тормозов велосипеда следует тщательно проверить состояние тросиков и рубашек. Если трос имеет повреждения, а именно, если он распушился, наблюдаются разорванные отдельные волокна, то следует в обязательном порядке его заменить. Не важно, меняется трос или нет, его, перед настройкой тормоза, необходимо смазать. Так же осматриваем рубашку троса. Если на ней видны трещины или разрывы, то лучше ее заменить.
Проверить состояние гидролинии на предмет утечек
Данный пункт предназначен исключительно для гидравлики. Перед регулировкой гидравлических дисковых тормозов велосипеда произведите осмотр гидролинии на предмет повреждений (желательна ее замена, даже если повреждение незначительное), а также проверьте отсутствие протечек масла/тормозной жидкости по местам соединения гидролинии с калипером и мастер-цилиндром. Еще одно место, откуда может травить тормозную жидкость – шток, идущий от ручки тормозов на поршень (если прохудились манжеты). Ну, и сняв тормозные колодки, проверьте отсутствие утечек на калипере.
Удалить грязь и масло с тормозных колодок и ротора
В процессе езды на велосипеде, со временем, на роторе и тормозных колодках скапливаются грязь и масло, которые ухудшают эффективность торможения дисковой механики или гидравлики. Поэтому перед настройкой дисковых тормозов следует ее с этих поверхностей удалить. Для этого можно использовать мелкую наждачку. Снимаем ротор с колеса и круговыми движениями очищаем поверхность с обеих сторон. Ту же операцию производим с колодками (естественно с одной стороны). Сильно не усердствуйте, достаточно снять тонкий слой. После того как вы выполнили данную процедуру постарайтесь не прикасаться руками или жирными предметами к колодкам и ротору.
Проверить правильность установки колеса
Определяем правильно ли установлено колесо. Оно должно быть четко перпендикулярно земле, не перекашиваясь в сторону. Для этого ставим велосипед на колеса, ослабляем эксцентрик и, надавливая рукой на седло (держа велосипед ровно), затягиваем эксцентрик.
Как установить новый дисковый механический тормоз
- Закрепляем тормозную рукоять на руле таким образом, чтобы она лежала в одной плоскости с вашим предплечьем. В случае необходимости, настраиваем расстояние от ручки до грипсы, при котором, взявшись за руль всей рукой, вы смогли бы нормально дотягиваться до нее указательным пальцем.
- Устанавливаем адаптер на раму и закручиваем болты до полной затяжки, поочередно подтягивая каждый болт.
- Продеваем трос с рубашкой таким образом, чтобы он совпадал с местами его фиксации к раме.
- Вставляем трос в специальную прорезь на тормозной рукояти и заправляем рубашку. Обратите внимание, что при установке нового троса регулировка натяжения на тормозной рукоятке должна быть закручена полностью минус 1-1,5 оборота.
- Положение регулировки натяжения троса на калипере выставляем аналогично тормозной рукояти. Продеваем трос в отверстие на калипере, заводим в паз фиксатора троса и, натягивая, зажимаем фиксирующий болт.
- После этого надеваем на кончик троса оконцеватель и обжимаем его. Это необходимо чтобы трос не распушивался.
- Далее приступаем к регулировке, которая описана ниже.
Как настроить дисковые механические тормоза велосипеда
Настройку дисковой механики требуется производить: после установки новых колодок, тросика, ротора или других компонентов тормоза; в случае, когда ротор трет о колодки; когда требуется устранить большой ход тормозной рукояти и т.д.
- Проверяем обтяжку болтовых соединений на местах крепления адаптера к раме и ротора к втулке.
- Послабляем контргайку и закручиваем регулировку натяжения троса на руле до упора минус 1-1,5 оборота. После чего затягиваем контргайку. Тоже делаем и на регулировке, которая находится на калипере. Далее откручиваем фиксатор троса, и, натягивая тросик рукой, затягиваем болт фиксатора обратно. (Если вы уже проделывали данные операции при установке нового тормоза, то повторно эти действия производить не нужно).
- Ослабляем болты, которые крепят машинку к адаптеру (для более простой настройки можно снять ее полностью).
- Настраиваем положение неподвижной (статической) и подвижной колодки. Цель данной процедуры – добиться равноудаленного положения колодок от центра прорези калипера, чтобы между ними мог поместиться ротор с минимальными зазорами. Для настройки неподвижной колодки ослабляем контргайку (если она есть), и вращаем болт, который регулирует ее положение. Чтобы настроить подвижную – вращаем регулировку натяжения троса на калипере. После того как расстояние выставлено, закручиваем фиксатор статической колодки. Если для данной процедуры вы снимали машинку, то следует установить ее на место, но не затягивать крепежные болты.
- Выставляем правильное положение калипера относительно тормозного диска. Для этого болты, которые крепят его к адаптеру, должны быть послаблены, чтобы он мог относительно легко ходить влево и вправо. Нажимаем на тормозную ручку до упора и фиксируем ее при помощи изоленты, проволоки, веревки или других подручных средств. Далее слегка пошевелив рукой калипер, прикручиваем его к адаптеру, поочередно подтягивая болты.
- После выполнения вышеперечисленных операций в 80% случаев ротор будет шоркать о колоду (-и). Определяем, какую из них он цепляет, и подстраиваем расстояние регулировкой натяжения троса на калипере (в случае трения о подвижную колодку) или, вращая болт (если трется о статическую). Зазор с обеих сторон должен быть минимальным, при котором ротор не задевает колодки.
Подробный процесс настройки дисковых механических тормозов вы можете посмотреть на данном видео.
Бывают случаи, что после настройки дисковых механических тормозов велосипеда ротор «чиркает» о колодки в одном (или нескольких) местах. Это говорит о том, что он у вас слегка деформирован. В этом случае требуется его выровнять. Выполнить это можно прямо на велосипеде не снимая ротор. Определяем место, где он задевает колодки, медленно вращая колесо. Обращаем внимание, в какую сторону деформирован ротор. Затем, проворачиваем данный участок, чтобы к нему появился доступ, и выгибаем его в противоположенную сторону от места трения. Будьте осторожны, чтобы не сделать еще хуже. Не следует давить на ротор очень сильно. Лучше несколько раз повторить данную операцию плавно добавляя усилие нажатия.
Как отрегулировать дисковые гидравлические тормоза
Хотя гидравлические тормоза и называют самонастраиваемыми, но все же иногда можно заметить шорохи или скрипы которые они издают в процессе торможения. В этом случае следует выполнить настройку дисковой гидравлики велосипеда. Также подобная процедура необходима на новом велосипеде, если тормоза были выставлены неправильно с завода.
- Слегка откручиваем болты, которые фиксируют калипер на адаптере.
- Зажимаем тормозную рукоять и фиксируем ее при помощи изоленты, веревки или другого подручного материала.
- Смотрим на то, чтобы ротор был четко посредине прорези калипера, а тормозные колодки выдвинуты одинаково с обеих сторон. Если это не так, то можно слегка надавливая на ротор с нужной стороны выставить его положение. За счет надавливаний тормозная жидкость будет равномерно перераспределяться между поршнями.
- После этого затягиваем болты крепления и снимаем изоленту с тормозной рукояти.
После того как вы настроили дисковые гидравлические тормоза следует крутнуть колесо и проверить отсутствие трения. Если вы наблюдаете прерывистое шорканье, то это сигнал, что у вас слегка погнут ротор. Для устранения данной неисправности следует определить место трения, и с какой стороны колодки цепляют ротор. После чего повернуть трущийся участок на 180 градусов от калипера и легонько надавить в противоположенную сторону. Следует это делать предельно аккуратно за несколько заходов, с каждым из которых добавлять усилие до полного исчезновения трения.
Настройка дисковых гидравлических тормозов показана на видео ниже.
Заключение
Как оказалось, настройка дисковых механических и гидравлических тормозов велосипеда в домашних условиях не такая уж и сложная работа. Главное выполнять ее аккуратно и не торопясь. Помните, что правильно отрегулированные тормоза не только обеспечивают комфортную езду на велосипеде, но и отвечают за безопасность велосипедиста, и окружающих его людей.
pro-veliki.ru
настройка ободных и дисковых тормозов
Регулировка тормозов на велосипеде должна осуществляться регулярно – такое обслуживание будет гарантией безопасности эксплуатации транспортного средства. На современных велосипедов встречаются два основных типа тормозов – ободные и дисковые, но дисковые могут быть механическими или гидравлическими. От того, какой вид тормозной системы установлен на конкретном велосипеде, будет зависеть процесс их обслуживания.
Оглавление: 1. Как проверить и настроить тормоза - Настройка ободных тормозов - Настройка дисковых тормозов
Как проверить и настроить тормоза
Существует четкая инструкция по проверке и настройке тормозной системы велосипеда. Если ее придерживаться, то весь процесс займет мало времени и будет результативным.
Порядок действий при проверке и настройке тормозной системы велосипеда:
- Проверка тормозов вхолостую. Нужно поднять переднее колесо и, раскрутив его, нажать на левую тормозную ручку. Если в ходе такого испытания колесо резко остановилось, то тормозная система находится в порядке и никакого обслуживания не требуется. Стоит учесть один нюанс – если тормозная ручка касается руля, то понадобится просто натянуть трос. В таком же порядке проверяется работоспособность тормозной системы заднего колеса. Чтобы натянуть трос, нужно воспользоваться фигурными болтами – достаточно их немного подкрутить и, если требуется лишь незначительная регулировка, это исправит положение. Часто бывает, что такая минимальная регулировка не дает результата – в таком случае, смотрим, где на велосипеде находится конец троса (он всегда заранее длиннее, чем нужно), откручиваем болтик, который его держит. Осталось лишь подтянуть часть тросика плоскогубцами и затянуть болт, приложив возможное усилие.
- Проверка тормозных колодок. После того, как прошли проверку тормозные ручки, следует внимательно обследовать состояние тормозных колодок. Впрочем, порядок действия можно изменить – сначала поработать с колодками, а затем с ручками.
Настройка тормозной системы при ободном и дисковом типе отличается, так как используются различные вращающиеся механизмы и колодки.
Настройка ободных тормозов
На горных велосипедах используется v-brake тормозная система – на ее примере и будем рассматривать принципы настройки, так как она же имеется и на других велосипедах с ободными тормозами. Отличие может состоять лишь в разном расположении болтов и винтов, которые нужно будет подкручивать/подтягивать.
Обратите внимание: важно соблюсти три главных правила:
- колодки должны располагаться параллельно ободу;
- зазор между ободом и колодкой не должен быть больше или меньше 1 мм;
- колодки должны располагаться симметрично пот отношению друг к другу.
Как достигнуть указанных правил при настройке ободных тормозов на велосипеде:
- Нужно найти гайку с шестигранником – она фиксирует колодки. Чтобы ослабить ее и выставить тормозные колодки в нужное положение, понадобится нажать на ручку тормоза и посмотреть, как колодка касается обода. Отпустив ручку тормоза, колодку можно выставлять в нужное положение – она двигается вверх, вниз и на угол.
- Расстояние между колодкой и ободом колеса не должно быть больше 1 мм, хотя в некоторых моделях велосипедов встречается и 2-3 мм — точную информацию о конкретном транспортном средстве можно получить либо от инструкции к нему, либо в сети интернет по техническим характеристикам. Следует учесть, что торможение колеса должно происходить даже при минимальном нажатии на ручку тормоза. То есть, если колесо останавливается только при полном нажатии ручки тормоза «до упора», то это неверно.
После проведения всех указанных работ, обязательно нужно проверить работу тормозной системы. Сначала это делается на холостом ходу – поднимите переднее колесо вверх, раскрутите его и резко нажмите ручку, затем то же самое проделайте с задним колесом. Следующий этап – проверка работы тормозной системы «в действии» — сядьте на велосипед и прокатитесь 3-5 метров, резко затормозив. Если велосипед остановился даже при минимальном нажатии на ручку тормоза, то обслуживание системы было выполнено правильно.
Настройка дисковых тормозов
Как правило, регулировка дисковых тормозов заключается в периодическом подтягивании троса. Но нередко приходится заменять и колодки, правда, на дисковых тормозах они стираются дольше, чем на ободных. Сначала нужно выяснить, какие конкретно дисковые тормоза установлены на велосипеде – регулировка тормозных колодок при гидравлической и механической системе будет различаться.
Специалисты рекомендуют принять к сведению следующие моменты:
- Если стоят на велосипеде дисковые тормоза гидравлического типа, то замена колодок может и не понадобиться – они способны самостоятельно это делать. Но следует учесть один нюанс – если гидравлическая система закрытого типа, то придется регулировать колодки в ручном режиме – для этого предусмотрены специальные вентили.
- Если предстоит настройка дисковых механических тормозов, то нужно будет натянуть трос по вышеуказанной инструкции и проверить расположение колодок – расстояние между ними и диском должно быть в пределах 0,2-0,4 мм.
- Для того, чтобы настроить колодки при дисковых механических тормозах, нужно воспользоваться специальными болтами – подтягивая их, можно увидеть, как движется колодка. Особенно внимательным нужно при выставлении расстояния между колодкой и диском – 0,3 мм слишком мало, ошибиться легко.
Обязательно после проведения работ нужно проверить работу тормозной системы в действии – прокатитесь на велосипеде несколько метров и попробуйте затормозить. Если трос был сильно перетянут, либо колодки расположились слишком близко к диску, то произойдет слишком резкое торможение – это «сюрприз», при котором велосипедист начинает двигаться вперед, но уже без своего транспортного средства. Поэтому при проверочной езде нужно быть предельно внимательным и аккуратным, при необходимости регулировка дисковой тормозной системы проводится повторно с учетом предыдущих ошибок.
Загрузка…sportzoom.ru
Как настроить ободные тормоза на велосипеде
Как настроить ободные тормоза на велосипеде: передние и задние, клещевые, V-brake, видео
Безопасность велосипедиста находится в прямой зависимости от исправности и правильной регулировки тормозной системы. Наиболее распространенным типом в среде любителей считаются ободные тормоза. Поэтому вопрос, как настроить ободные тормоза на велосипеде, актуален для многих почитателей активного отдыха.
Принцип действия системы основан на использовании силы трения, возникающей в процессе взаимодействия тормозных колодок и обода колеса.
Конструктивно любая ободная система включает:
- парные рычаги на переднее и заднее колесо;
- колодки торможения изготовленные из плотной резины;
- рукоятки управления;
- тросики соединяющие все составные элементы;
- кожухи тормозных тросов.
Схема работы комплекта достаточно проста. При физическом воздействии на рукоятку управления, усилие, через тросики передается на рычаги с закрепленными на них колодками. Происходит зажатие обода колеса между поверхностей колодок. В результате байк замедляется или останавливается. Чем больше сила приложения, тем сильнее зажимается обод, тем быстрее замедляется объект.
В сравнении с другими видами ободные механизмы торможения имеют массу преимуществ: они не дорогие, простые в обслуживании и ремонте, имеют высокую степень модуляции, практически не оказывают вредного воздействия на втулки и спицы колеса.
Вместе с тем, данная конструкция имеет ряд существенных недостатков, которые рекомендуется учитывать при выборе и приобретении байка.
Важно! В дождливую погоду, в грязь эффективность работы ободных механизмов значительно снижается. При попадании абразивных материалов на поверхность обода, происходит повышенный износ тормозных колодок и металла колеса.
Виды и характеристики
За время своей эволюции ободные тормоза прошли долгий путь. До нас они дошли в виде клещевых, кантилеверных, V-brake и гидравлических систем. Каждый тип имеет свои специфические особенности, преимущества и недостатки.
Клещевые тормоза
Внешний вид напоминает клещи, с аналогичным принципом работы. Тормозные рычаги находятся в Х-образном соединении, крепятся к несущей раме в одной точке. Простота конструкции и несложная настройка не выводят данную модель в топ популярности.
Причина – ненадежность конструкции и относительно большой вес. При попадании комков грязи, неправильной центровке, деформации обода, рычаги перекашиваются, что вызывает ряд дополнительных проблем. В том числе усиленное трение колодок, и их преждевременный износ. Не менее весомый недостаток – определенные ограничения в использовании покрышек с широким профилем.
Прообраз V-brake тормозов. Постепенно вытесняются последними из-за ряда конструктивных недочетов. К минусам относятся — незначительная мощность торможения, необходимость частого регулирования. Системам подобного типа, даже дорогих брендов, требуется время и определенный пробег для притирки колодок. До окончания процесса притирания, тормоза функционируют достаточно посредственно.
Системы V-brake
Векторная конструкция – на сегодняшний день наиболее продвинутая и популярная версия ободных тормозов. Рычаги, с прикрепленными колодками соединены тросиком и примыкают к колесу в виде буквы V. Характеризуются простотой обслуживания, высокой надежностью, незначительной массой.
За последние годы V-brake комплекты завоевывают передовые позиции в профессиональном спорте, отыгрывая их у систем дискового типа. Причина – повышенная безопасность при эксплуатации.
Так на проходящих в 2015 году гонках Тур де Франс гонщик сильно покалечил руку в результате падения и попадания предплечья на вращающийся ротор дискового тормоза, двигавшегося впереди велосипеда.
Последствия – многие гонщики находят оправданным переход на тормоза векторного типа.
Система включает конструктивные особенности и недостатки вышеперечисленных моделей. Главным отличием является то, что момент силы передается от ручек управления на рабочие поверхности колодок при помощи тормозной жидкости, вместо тросиков.
Появляется дополнительный комфорт, легкость в управлении, чувствительность тормозов. Однако, по мнению многих пользователей, такой тюнинг не оправдывает высокой цены и сложности ремонта. Поэтому данные системы считаются настоящей экзотикой.
Советы по регулировке
Правильная регулировка и настройка тормозов — важное условие для эффективного функционирования системы.
Исходя из специфических особенностей ободных комплектов, существует ряд условий, соблюдение которых поможет добиться оптимального результата в процессе регулировки:
- обод, по возможности, не должен иметь деформаций и повреждений;
- колесо должно быть сухим, очищенным от грязи и песка;
- настройка осуществляется комплектом ключей, шестигранников и отверток, подходящих для этой цели размеров и калибров;
- регулировка проводится в соответствии с предусмотренным алгоритмом, и только неповрежденных элементов системы, с допустимыми нормами выработки.
Для векторных механизмов такой алгоритм включает следующие действия:
- Проверка правильность расположение тормозных колодок относительно обода колеса по вертикали. Центральная ось тормозной поверхности колодки должна проходить по центру тормозной дорожки обода колеса. Вверх и вниз колодка двигается в соответствующих пазах тормозного рычага. В нужном положении фиксируется удлиненными гайками.
- Часто, в результате экстренного торможения, забивания межколодочного пространства грязью, ослабления фиксации происходит незначительный поворот колодки относительно своей оси. Результатом может стать затирание колодки об покрышку. Устранение таких проблем осуществляется аналогичным образом. Фиксирующая гайка раскручивается, колодка выставляется в исходное положение, гайка зажимается.
- В процессе эксплуатации происходит износ колодок, увеличивается зазор между тормозными поверхностями, уменьшается эффективность торможения. Регулировку зазора проводят путем изменения натяжения металлического троса. Для осуществления этой операции требуется ослабить болт крепления тросика, находящийся в верхней части тормозного рычага, путем натяжения тросика выставляется зазор, приблизительно 1 мм, фиксирующий болт зажимается. Облегчить задачу поможет предмет установленной толщины (например, 2-3 слоя плотного картона), размещенный между тормозными поверхностями. После натяжения троса и извлечения картона, заданный зазор сохраняется.
- Добиваемся симметричности зазоров колодок относительно тормозных дорожек. Для этой цели используется возможность регулировки усилия возвратных пружин тормозных рычагов. В местах крепления пружин на рычагах расположены регулировочные винты, вращение которых приводит к ослаблению или усилению сопротивляемости пружины. При закручивании регулировочного винта происходит натяжение пружины, рычаг отклоняется от поверхности колеса, зазор увеличивается. При выкручивании винта, происходят обратные процессы, то есть рычаг сдвигается в сторону колеса, зазор уменьшается. Находящиеся в зацеплении рычаги, при такой регулировке, перемещаются синхронно. Приближение левого рычага в сторону обода, приводит к увеличению зазора с правой стороны, и наоборот.
Совет! Для быстрой корректировки положения колодок, при отсутствии необходимого инструмента, в полевых условиях используется регулировочное кольцо на ручках управления. С его помощью производится незначительное натяжение троса, и изменение величины зазора. Такой способ приводит к кратковременным улучшениям, и предоставляет возможность доехать до места проведения комплексной регулировки.
Результатом верно выполненных операций по наладке, является безупречно работающая тормозная система. Для проверки качества регулировки служат такие критерии:
- колодки расположены параллельно тормозных дорожек обода;
- расстояние между рабочими тормозными поверхностями варьируется в пределах 1-1,5 мм;
- визуально колодки зафиксированы симметрично по отношению друг к другу;
- прилегание тормозных поверхностей происходи синхронно с каждой стороны обода.
После выполнения вышеперечисленных мероприятий, следует обязательная проверка на работоспособность. Первоначально она осуществляется на холостом ходу. Для этого переднее колесо приподнимается над поверхностью и раскручивается. Рукоятка управления резко зажимается. При правильной наладке колесо сразу же останавливается.
Таким же образом проверяется заднее колесо. Следующий этап – проверка в действии. Велосипед разгоняется на коротком отрезке, расстоянием 5-10 м, резко выжимается тормозная рукоятка.
Если байк останавливается на половине хода рычага, обслуживание системы было выполнено правильно, если нет, необходимо выяснить причину и устранить ее.
Источник: https://veloprofy.com/care/obodnye-tormoza-na-velosipede-raznovidnosti-xarakteristiki-regulirovka-i-nastrojka/
Как улучшить тормозную систему велосипеда?
При любой оценке системы тормозов велосипедов – дорожных, горных, механических, гидравлических, ободных или дисковых – необходимо учитывать системы управления и регулирования. Если с первым все легко и интуитивно понятно, как быть в отношении последнего? Что именно понимается под регулированием тормозов, и почему о нем стоит также позаботиться?
По теме: Виды велосипедных тормозов
Управление и контроль
Ободные тормоза прошли долгий путь развития, и ведущие модели показывают себя превосходно. Тем не менее, они существенно уступают гидравлическим дисковым тормозным колодкам, которые более компактные и жесткие и потому менее подвержены деформации и стиранию.
Сила тормозов всегда ограничена сцеплением шин, и практически любой тормоз может заблокировать колесо. Однако, даже не вращающееся колесо остается колесом, пусть и не требует значительного контроля. Кроме ряда случаев, блокирование колеса — это плохой признак работы тормоза.
Давайте повторим: блокирование колеса чаще всего не означает ничего хорошего, и потому утверждение, что тормоза нормально блокируют колесо, является, по сути, признанием их некорректной работы.
Система торможения позволяет точно контролировать силу зажима в роторе (или ободе, который в некоторых случаях является большим ротором) заданным нажимом рычага.
Другими словами, это означает возможность сбросить необходимую скорость без разрыва сцепления – если конечно это не то, что вы пытаетесь сделать.
Максимальная мощность торможения не должна приводить к блокированию, и возможность играть на этом определяет важность регулировки. Когда при снижении скорости более слабые тормоза могут непредсказуемо блокировать колесо, не достигая точки максимальной мощности торможения, отлично отрегулированные тормоза позволят снова и снова испытывать этот момент.
Хорошо отрегулированные тормоза — это те, которые вы сможете подвести к самому моменту блокировки и управлять им, как вам необходимо или немного снизить скорость без его увеличения, чтобы вас не вышибло из седла.
С точки зрения безопасности, такой контроль позволит получить короткий тормозной путь. С точки зрения характеристик, лучше отрегулированные тормоза означают быструю езду и уверенность в необходимом снижении скорости в нужный момент с затрачиванием как можно меньшего времени.
Усилие и результат
Часто можно услышать такую фразу: «Тормоза должны регулироваться движением пальцев, а не механизмов». В некотором смысле, это абсолютно верно, но остаются некоторые характеристики, которые можно встроить в тормозную систему, что позволит получить преимущество над соперником.
Подумайте о тормозной системе, как о входе и выходе: нажатие рычага на одном конце приводит к образованию силы зажима на другом, что приводит к торможению. Как упоминалось выше, одним из признаков отличной регулировки тормозов выступает предсказуемость поведения, а если сила усилия не соответствует получаемому результату, тормозной способности системы доверять невозможно.
Вот несколько признаков, которые позволят выявить проблему. Например, гибкая скоба тормоза может деформироваться из-за применяемой силы нажатия рычага большей той, которую можно передать ротору или ободу. Сила нажатия на рычаг также может теряться из-за чрезмерного трения троса или корпуса троса, плохо проводящих гидравлических линий, излишне чувствительного материала тормозной колодки.
Даже плохой дизайн может стать причиной ошибки, особенно если геометрия тормозного рычага направляет в клещевой тормоз чрезмерно растущую или отклоняющуюся силу. Конечно, опытный велосипедист легко справится с этими проблемами, но в идеале их не должно быть вовсе.
Почему дисковые и гидравлические тормоза лучше?
Карбоновые ободья могут быть особенно проблематичны с точки зрения эффективности торможения. Один из ободьев должен быть специально разработан для этой задачи, в то врем, как второй должен выполнять несколько. Какой из них вы доверитесь больше, когда вам действительно понадобится затормозить?
Не будем спорить с тем, что тормоза и обычные плетеные кабели успешно служат на протяжении многих лет. Они легки, просты в обслуживании и поддаются точной настройке. Однако то, что работало всегда, не означает лучшее решение. Ведь существует причина, по которой больше не используются свинцовые краски, асбест, подошва на гвоздях, дисковые телефоны и другие вещи.
Для начала рассмотрим ободные тормоза. С точки зрения постороннего, откровенно глупо вжимать пару кусков резины (или пробки) в обод колеса, особенно если принять во внимание запредельные цены на современные высококлассные велосипеды. Кроме того даже самый лучший ручной клещевой тормоз может искривиться по причине относительно длинного материала и многочисленных вращений.
Достижения в области соединения колодки и обработки поверхности обода существенно улучшили положение вещей, в отличие от последних попыток Magura и SRAM выйти на рынок гидравлических ободных тормозов, которые пока остаются примеров неудачного дизайна.
С другой стороны, в дисковых тормозах используются компактные и плотные формы, которые жестче и усилены более прочными материалами, эффективнее передающими усилие нажима к отведенной тормозной поверхности.
Тормозные поверхности более твердые, а фрикционный материал намного сложнее. Люди, которые делают резиновые прокладки, станут утверждать, что они вкладывают в это дело огромный труд, и я бы с этим согласился, но лучшего результата всё же можно добиться, благодаря использованию дисковых тормозных колодок.
Аналогично в гидравлических линиях идет большая потеря части сигнала, которая происходит в механическом приводе тормозов по причине трения линии и оказываемого давления на корпус, к тому же из-за механики снижается усилие нажатия.
Скажете, это преувеличение? Вспомните об этом, когда в следующий раз, полагаясь на несколько кусков модной резины, вы рухнете на скорости 70 км/ч.
И если есть еще причина, помимо исторического опыта, что вы все еще хотите продолжать использование карбоновых ободьев с заведомо плохими показателями торможения, например, в мокрую погоду, скажите о ней.
Как улучшить текущее положение?
Не надо сразу переходить на гидравлические диски, чтобы улучшить торможение. Отрегулировав настройки сейчас, можно еще долгое время использовать велосипед. Гладкая поверхность значительно снижает сцепление и силу торможения. Несколько движений наждачной бумагой или напильником сотворят чудеса.
Хотя дисковые тормоза с гидравлическим приводом могут предложить лучшее торможение, действительность такова, что некоторые велогонщики по шоссе в частности либо не в состоянии легко перейти на него или просто не готовы по каким-либо причинам, будь то вес, совместимость и эстетика.
Тем не менее, есть много возможностей, которые позволят улучшить функционирование имеющейся системы.
- Обновите кабели и корпус: правильная установка с проведением простых линий, и гладких кабельных трасс с высококачественными клапанами это первый шаг и удивительно долгий этап. Дальше можно поменять бескомпрессорный корпус, что улучшит ощущение рычага и значительно повысит контроль.
- Проверьте колодки и диски: давно не осматривали или чистили ободные тормоза? Попробуйте ошкурить колодки, чтобы счистить любую сглаженность и воспользуйтесь лопаточкой, чтобы вычистить алюминий. Возьмите тряпку и изопропиловый спирт для очистки боковин обода. Учитывая, что любая тормозная система работает при хорошем сцеплении, малейшей грязи на указанных поверхностях не составит труда все испортить. Колодки тормозных дисков требуют такого же ухода, но они куда более чувствительны к маслу или смазке. Если на них имеются загрязнения, как можно скорее их замените и почистите роторы перед обратной установкой.
- Обновите тормозные колодки: качество соединений, как правило, хорошее, но принимая во внимание относительно небольшую стоимость даже в классе премиум, это место не помешает проверить. Вышедшую модель BXP от SwissStop, подходящую для алюминиевых дисков, почти невозможно разбить, а ее более твердый металл помог улучшить ощущения рычага. Новый композит Black Prince от SwissStop также отлично подходит для карбоновых дисков, добавляя силы зажима и чувство контроля.
- Снизьте давление в шинах: спросите, с чего это вдруг, если мы говорим о тормозной системе? Все верно, максимальная сила тормоза ограничена сцеплением шин с поверхностью дороги. Увеличите последнее — увеличите первое по умолчанию, к тому же автоматически дадите себе больший уровень контроля над торможением.
Как выбрать тормозную систему для велосипеда — видео
Обзор основных систем торможения для велосипеда:
Источник: https://velosmak.ru/kak-uluchshit-tormoznuyu-sistemu-velosipeda
Как настроить ободной тормоз (v-brake) велосипеда
Настройка ободных тормозов велосипеда – дело не хитрое. Этот тип тормозов на современных велосипедах лишь немногим отличается от тех тормозов, которые можно было увидеть на последних моделях Урала.
Начнем с того, что проверим правильно ли установлены тормозные колодки. Колодка при нажатии на тормоз должна полностью ложиться на поверхность обода, т.е. не свисать с него, но и не касаться покрышки.
Обратите внимание, что когда тормоз разведен (не нажат) колодки находятся на одной линии с краем резины, и Вам будет казаться, что они коснутся покрышки при нажатии, на самом же деле прижиматься к ободу колодки будут намного ниже чем кажется (это связано с движением их по дуге).
Контролируйте высоту и, что немаловажно, угол поворота колодки вокруг крепящего ее болта именно при сведенных тормозах.
Для работы с колодками Вам понадобится шестигранник. Для удобства следует расцепить рычаги тормоза. Делается это просто: рычаги сжимаются рукой, а крепление тросика выталкивается пальцем вверх.
При необходимости опуститеподнимите или поверните колодку. При затягивании болта колодки часто возникает проблема следующего характера: на последнем обороте колодка начинает проворачиваться вместе с болтом.
Это часто связано с использованием граверных шайб в этом креплении.
Граверные шайбы убирать ни в коем случае не надо, а колодку придержите рукой или плотно прижмите к ободу, усилия должно хватить, чтобы она оставалась на месте.
Перед следующим действием сцепляем тормоз, думаю «как» и «зачем» не следует комментировать.
Теперь необходимо настроить расстояние от колодок до обода. Начнем с регулировочного болта, он расположен на манетке (блок на руле, который отвечает за переключение скоростей).
Если у Вас ровный не гнутый обод, то смело закручивайте регулировочный болт до конца, если же обод не ровный – советую оставить болт в среднем положении, это сделает возможным подстройку тормоза в обе стороны т.е. натяжение и расслабление. Не забывайте про контрагайку.
Все манипуляции с регулировочным болтом и контрагайкой делаются руками – без инструментов.
Теперь когда регулировочный болт в нужном положении можете приступать к настройке развода тормоза. Откручиваем шестигранником крепление тормозного тросика.
Не раскручивайте крепление слишком сильно, иначе Вам будет тяжело провести точную регулировку натяжения.
Придерживая рычаги тормоза руками, добиваемся такого натяжения при котором колодки (в разведенном состоянии) находятся в 2-3 мм от обода.
Проверяем, что рубашка тросика нигде не выскочила из крепления (в этом случае настройка собьется при возврате рубашки на место) и затягиваем крепление.
После натяжения тросика не забывайте о регулировочном болте. Если у вас прямой обод – вы всегда можете подтянуть тормоза ослабшие из-за страния колодок или ослабления тросика. Если же вы погнули обод – регулировочный болт поможет вам найти оптимальное натяжение тормоза при котором разведенные колодки не цепляют обод, но и создаваемое при сведении усилие достаточно для торможения.
Далее Вам необходимо добиться нужного, но зачастую (особенно на дешевых тормозах) невыполнимого результата: равномерного откидывания рычагов колодок при отпускании тормоза.
Вы выставили необходимые расстояния от обода до колодок и сейчас они одинаковы с обеих сторон, но после первого нажатия и отпускания тормоза, Вы, скорее всего, обнаружите, что колодки разошлись не равномерно, т.е. одна колодка по прежнему прижата к ободу, а вторая на слишком большом расстоянии.
На большой скорости такое явление не страшно – колодку все равно откинет ободом, а вот на маленькой скорости это может вызывать неприятный скрип.
Рычаги возвращаются в исходное (разведенное) положение по средствам пружин, натяжение которых регулируется специальными болтами (они расположены в основании рычагов).
Вкручивая болт, Вы передаете рычагу большее усилие, которое возвращает его в исходное положение. Рецепт прост – закручиваем болты до середины и начинаем регулировать нажимая и отпуская тормоз.
Некоторые производят регулировку на расцепленном тормозе, так сказать «меряя» усилие – руками сводят и разводят рычаги определяя меняя степень натяжения пружины.
Источник: http://notis.eliaskayser.ru/other/v-brake-configuration
Типы тормозов и их настройка
История бренда Bulls
Bulls — новый для российского рынка немецкий велосипедный бренд, который входит в тройку самых продаваемых велосипедов в Германии и имеющий более 1000 фирменных магазинов в Европе. Bulls, как никому другому, удалось идеально сбалансировать в своих велосипедах гоночную породу, ездовые характеристики, дизайн, качество и цену
Читать27 июля 2015
Тормоза – один из наиболее важных узлов любого механического транспортного средства. И велосипед здесь не является исключением. Ведь от этого механизма напрямую зависит безопасность ездока. Именно поэтому так важно, чтобы тормоза на вашем велосипеде были исправны и отрегулированы.
Рассмотрим типы тормозов, используемых на велосипедах и как самостоятельно их настроить.
Основные типы современных велосипедных тормозных систем это так называемые вибрейки (V-brake), клещевые, дисковая механика и гидравлика.
Существуют и другие системы тормозов, такие как барабанные, роллерные или гидравлические ободные, но одни из них уже скорее раритет, а другие больше экзотика, поэтому в этой статье на них останавливаться не будем.
V-brake
Одна из самых распространенных на сегодняшний день система. Обычно устанавливаются на подростковые, городские, туристические и некоторые горные велосипеды.
Тормозное усилие передается от тормозных ручек через тросик на механизм, состоящий из двух рычажков, к которым крепятся тормозные колодки. Крепятся в двух точках на вилке спереди и на раме сзади.
Тормозные колодки прижимаются непосредственно к ободу колеса, поэтому эти тормоза еще часто называют ободными. Наиболее популярные производители таких тормозов – это Tektro, Shimano и Avid.
Для того, чтобы правильно настроить вибрейки нужно:
установить угол колодки относительно обода. Для этого ослабляем болт, удерживающий одну из колодок и, прижав колодку к ободу, закручиваем. Ту же процедуру повторяем и с другой колодкой. установить необходимый зазор между колодками и ободом колеса.
Для этого выкручиваем регулировочную муфту на тормозной ручке на 2/3. Затем ослабляем болт, удерживающий тросик в рычажке тормоза, прижимаем с помощью рычажков колодки к ободу, натягиваем тросик и закручиваем болт.
Закручиваем регулировочную муфту на тормозной ручке.
отрегулировать зазор слева и справа. Зазор между ободом и колодками с обеих сторон должен быть одинаковым, чтобы обе колодки начинали работать синхронно.
Поэтому, если после предыдущих настроек, с одной стороны зазор меньше, нужно закручивать понемногу регулировочный винт на соответствующем рычажке. При необходимости, следует также выкручивать регулировочный винт на противоположном рычажке.
Таким образом с помощью регулировочных винтов добиваемся одинакового зазора с обеих сторон.
Теперь ваши тормоза настроены и можно ехать. Только не забывайте перед каждым выездом проверять их работоспособность. Подстройку по мере износа колодок можно производить путем выкручивания регулировочной муфты на тормозной ручке, что приводит к усилению натяжения тросика и, соответственно сближению колодок, либо повторных настроек по пунктам 2 и 3.
Если же при правильной настройке колодки все же цепляют за обод, то это, скорее всего «восьмерка» — прямой путь к веломеханику.
Клещевые тормоза
Используются исключительно на шоссейных велосипедах. Хотя более упрощенную конструкцию клещевых тормозов можно встретить и на детских велосипедах.
Отличаются от вибрейков тем, что оба тормозных рычага крепятся к раме единственным винтом. Вся регулировка сводится к установке зазора между колодками и ободом с помощью натяжения тросика.
Наиболее популярны тормоза фирм: Shimano, SRAM и Campagnolo.
Дисковые механические тормоза
Наиболее популярными производителями подобных тормозов являются: Tektro, Shimano, Avid. Тормозное усилие передается аналогичным образом, но не на обод, а через тросик и механизм, именуемый калипером, на специальный тормозной диск (ротор).
В калипере установлены тормозные колодки, выполненные, как правило, из металла или синтетических материалов. Одна колодка обычно неподвижная (внутренняя), другая (внешняя), в процессе торможения прижимается к ротору и прижимает ротор к неподвижной колодке.
Впрочем встречаются и системы с двумя подвижными колодками. Такие тормоза обычно устанавливаются на горные велосипеды.
Настройка этих тормозов обычно сводится к правильной (параллельной) установке калипера относительно ротора и установке зазора между колодками и ротором с помощью регулировочных механизмов на калипере.
Самые простые тормоза таких регулировочных элементов могут не иметь.
В этом случае калипер устанавливается так, чтобы внутренняя (неподвижная) колодка была максимально близко к ротору (зазор 1-1,5 мм), а внешняя регулируется натяжением тросика.
Основным минусом этой тормозной системы является необходимость частой подстройки по мере износа колодок.
Дисковые гидравлические тормоза
Самые «продвинутые» и популярные на горных велосипедах тормоза. Состоят из тормозной ручки, в которой находится поршневая система с расширительным бочком, гидролинии и калипера, в котором также два или четыре поршня, выталкивающих под давлением гидравлической жидкости, тормозные колодки.
Производят их множество фирм, наиболее популярными из которых у нас в стране являются: Tektro, Hayes, Shimano, Avid.
Для настройки этих тормозов существует два основных способа:
1. ослабить болты, удерживающие калипер, на глаз установить такое его положение, при котором зазор между колодками и ротором с обеих сторон будет одинаковым и аккуратно закрутить болты, стараясь не нарушить положение калипера. Если с первой попытки не удалось, не отчаивайтесь, пробуйте снова.
2. ослабить болты калипера, так, чтобы он свободно ходил, зажать тормозную ручку и аккуратно затянуть болты. Выбор способа за Вами.
Подстраиваются по мере износа колодок тормоза автоматически, другими словами «поставил и забыл».
Если же после правильной настройки ротор все же «чиркает» по колодке, возможно ротор слегка погнут. В этом случае путем вращения колеса находим и отмечаем то место ротора, в котором происходит контакт с колодкой. Затем проворачиваем немного колесо, чтобы это место вышло из калипера и аккуратными легкими нажимами на ротор выпрямляем его. Руки при этом должны быть чистыми и обезжиренными.
Так же для этого можно использовать обычный разводной ключ.
Если же вы заметили, что колодки движутся не симметрично или тормозная ручка периодически «проваливается» или еще какие-то дефекты в работе тормозной системы, незамедлительно обратитесь в веломастерскую, так как такие дефекты могут привести к крайне нежелательным последствиям. При магазине СпортЭкстрим работает мастерская, в которой Вам помогут настроить или произвести ремонт тормозов.
Источник: http://www.sportx3.ru/blog/stati_o_velosipede/tipy_tormozov_i_ih_nastroyka.html
spiegelstudio.ru
Как сделать тормоза на велосипеде
Регулировка тормозов на велосипеде в первую очередь будет зависеть от того, какая тормозная система используется на вашем байке. Как правило, тормоз не требует частой настройки, но бывают случаи, когда его регулировка просто необходима. Рассмотрим, как самостоятельно выполнить регулировку дисковых тормозов на велосипеде.
Как самому произвести регулировку?
Обычно регулировка тормозов на велосипеде заключается в расположении тормозных колодок на требуемом расстоянии по отношению к ободу или диску, при этом необходимо соблюсти строгую их симметрию относительно плоскости того же диска. Кроме этого, появится необходимость в подтяжке троса или настройке тормозной ручки.
Так что же именно нужно сделать, чтобы проверить и настроить тормоза? Давайте попробуем разобраться:
- Сперва, нужно определить вид тормозной системы — дисковая, ободная или другого типа.
- Теперь нужно поставить велосипед таким образом, чтобы он не касался земли передним колесом, раскрутить его и нажать на ручку переднего тормоза. Если произошла моментальная остановка колеса, то тормоза работают нормально. Однако, если во время нажатия, ручка тормоза в плотную подошла к ручке руля или даже коснулась её, то нужно выполнить подтяжку тросика. Такие же операции нужно осуществить и для заднего колеса.
- Для выполнения натяжки троса, тормозная ручка оснащена специальными фигурными болтами. Эти болты следует немного поджать. Если тросику требуется небольшая регулировка, то этой процедуры должно вполне хватить.
- Если требуемого результата вы этим не достигли, то потребуется подтяжка троса. Тросик в ручке тормоза находится в специальной прорези, а конец тросика имеет цилиндр, диаметр которого превышает размер прорези в ручке, что и позволяет тросику цепляться за ручку. По этой причине его натяжение производится в тормозе. Находим, в каком месте у вашего велосипеда окончание тросика. Тросик всегда более длинный, чем это требуется, по этой причине его окончание видно там, где находится тормоз. Случается, что его даже наматывают. Находим тот болтик, задача которого — это фиксация тросика, и отпускаем его, после чего выполняем подтяжку троса при помощи плоскогубцев. После этого посильнее закручиваем болтик, для качественного зажатия троса.
- Если тормозные ручки ведут себя хорошо, нужно выполнить проверку тормозных колодок.
Вот и все, общая настройка тормозной системы на этом завершается. Далее следует более глубокая настройка, которая различается в зависимости от того, какие тормоза установлены на вашем велосипеде. Это связано с тем, что дисковые и ободные тормоза оснащены колодками разных типов и разными вращающимися частями.
Производим настройку и корректировку
Регулировка дисковых тормозов на велосипеде — это не только лишь подтянуть тормозной трос. Очень важный момент в настройке тормозной системы — это замена или регулировка тормозных колодок, об этом и поговорим.
Заменяют тормозные колодки на байке тогда, когда их состояние становится близким к стертому. Чаще всего, износ колодок на дисковых тормозах происходит более медленно, чем в тормозах ободного типа.
Если на вашем велосипеде установлена гидравлическая тормозная система, то во время процесса стирания колодки настроятся сами. Однако, если у вас стоит закрытая гидравлическая тормозная система, то придется произвести регулировку и для нее (чаще всего это делается при помощи специальных вентилей).
Регулировать механические дисковые тормоза нужно после натяжения тросика, для обеспечения надежного торможения. Расстояние от тормозной колодки до диска должно быть в пределах от 0,2 до 0,4 мм.
А расположение тормозных колодок, должно быть строго симметричным относительно плоскости диска. По этой причине, после натяжки тросика, нужно проверить, на каком расстоянии от диска расположены тормозные колодки.
Чтобы настроить тормозные колодки на нужном одинаковом расстоянии по отношению к тормозному диску, пользуются специальными болтами. Поджимая или ослабляя эти болты, вы увидите, как передвигаются тормозные колодки.
Теперь следует заняться выставлением требуемого расстояния между колодкой и диском. Убедитесь в том, что когда вы вращаете колесо, не происходит соприкосновение колодок и диска, так как расстояние в 0,3 мм достаточно мало и требует особой внимательности.
Ну и, само собой, нужно убедиться, что зазор, выставленный вами, обеспечивает полное и своевременное торможение.
Регулировку тормозной системы дискового типа обязательно нужно проверить во время реальной поездки. Прокатитесь небольшое расстояние по гладкой дороге, для того, чтобы удостовериться в надежной работе вашей тормозной системы.
Не стоит забывать о том, что если раньше ручка тормоза могла доходить до ручки руля, то теперь все может быть совершенно по-другому. Проверку нужно осуществлять внимательно и осторожно! Велосипед может затормозить намного резче, чем вы ожидали, что может повлечь за собой падение и травму!
Вот и все, можно снова наслаждаться поездками на вашем любимом велосипеде!
Источник
velobajo.ru
Регулировка и настройка дисковых тормозов на велосипеде + видео
Время чтения: ~5 минут Автор: Андрей Смирнов 53
Новые велосипеды часто комплектуются тормозами ободного типа, или V- brakes, а на советские велосипеды всегда устанавливались единственно существующие тормоза клещевого типа. В настоящее время это связано с желанием удешевить конструкцию: ведь не секрет, что многие велосипедисты мечтают поменять тормоза на дисковые при первой возможности. Зачастую даже уже при выборе велосипеда в сумму закладывают расходы для смены тормозной системы.
Ниже мы расскажем, как настроить дисковые тормоза на велосипеде вашей мечты.
Так как принцип действия дисковых тормозов различный, то отрегулировать их по одной схеме нельзя. Тормозные дисковые механизмы бывают:
- механические. При этом энергия торможения передаётся механически, с помощью тросика;
- гидравлические тормоза, у которых существует специально проложенная гидролиния, и энергия торможения передаётся давлением столба жидкости.
Достоинства и недостатки механических тормозов
Механические тормоза более дёшевы, тросики и оболочки (рубашки), в которых они находятся, достаточно надёжны, более доступны, чем гидравлические линии. Также немаловажно, что ремонт механического тормоза в случае погнутого диска провести легко своими силами.
К недостаткам механики можно отнести то, что при каждом случае, когда вы снимаете колесо с велосипеда, нужно вновь регулировать тормозной механизм, следить за отзывчивостью, проводить регулярную смазку тросиков с рубашками смазкой средней тягучести.
Достоинства и недостатки гидравлических тормозов?
Основным достоинством, безусловно, является более лёгкое и комфортное торможение вследствие «мягкости» давления столба жидкости, «чувство» ручки и контроль над усилием. Гидравлика выносливее при длительном тормозном пути, так как меньше склонна к перегреву. Также регулировкаэтих тормозов может производиться гораздо реже механических.
Существенным недостатком тормозных систем на жидкостной тяге является повреждение (прорыв) гидролинии, когда без сервиса не обойтись.
Регулировка дисковых тормозов механического типа
Регулировать механические тормоза нужно тогда, когда диск «шоркает», трётся о колодку, либо когда торможение стало слабым.
1. Начинаем с тормозной рукоятки: выжимаем её до отказа. Если она достаёт до пальцев, то начинаем ограничивать её свободный ход: ослабляем контргайку машинки и выворачиваем регулятор, затем затягиваем контргайку и проверяем ход рукоятки. Если требуется слишком сильно выкрутить винт, то вначале ослабляем затяжку тросика. Для этого выворачиваем винт маятника калипера, и, после того, как вы вытянете трос, вновь его заворачиваете.
2. Оцениваем зазор между диском и колодками – лучше на просвет и на светлом фоне, чтобы чётко было видно. На иллюстрации справа ясно видно, что сама тормозная машинка стоит кривовато, и для регулировки ослабляем винты, крепящие тормоз к вилке или адаптеру.
3. После этого ослабляем винты, чтобы тормоз свободно двигался.
4. После того, как калипер стал подвижным, нужно вновь, как в самом начале, «выжать» тормозную ручку и зафиксировать её в таком состоянии, примотав к грипсе полоской ткани или резинкой. После этого машинка получает правильное центрирование относительно диска.
5. Только теперь затягиваем винты крепления тормозной машинки к адаптеру, или вилке. Действуем строго поочерёдно, вворачивая винты поровну, на 25% оборота. После этого отпускаем ручку.
После этих мероприятий получаем идеально равномерное взаимное положение диска и колодок, без перекосов. Настройка закончена!
Настройка гидравлического дискового тормоза
Поводом для настройки, как всегда, является сопротивление движению колеса, а так же посторонние звуки, например, поскрипывание и шорохи. Не забудьте о простой проверке: вывешенное и раскрученное колесо быстро останавливается в случае задевания колодок за тормозной диск.
- Ослабляем болты на калипере, так, чтобы он был подвижным, потом выжимаем рукоятку тормоза, чтобы колодки прижались к ротору
- Теперь стоит проверить положение клапанов на колодках, чтобы они стояли симметрично и одинаково от ротора.
- Теперь нужно, не отпуская ручки, затянуть все винты на калипере.
- Отпускаем ручку, проверяем работу механизма. В самом лучшем случае колодки от диска должны отстоять на толщину волоса, но не касаться его.
- В случае если колодки всё-таки расположены на разных расстояниях, но при этом ротор помещён в машинке идеально, то можно поступить так: прижать диск к той колодке, которая выступает сильнее, и поработать резко ручкой тормоза около 10 раз. Неравномерность клапана выравнивает колодки, и устраняют неисправность. Это лучше проделывать вдвоём: помощник двумя руками прижимает диск к колодке, а другой сжимает рукоятку.
- В финале настройки устанавливаем правильно ручку тормоза с помощью регулировочного шестигранника. Здесь главное запомнить, что приближение ручки к вам одновременно приближает колодки к ротору и наоборот.
В заключение скажем, что какие бы вы не выбрали тормоза, следует всегда быть в них уверенными. И только тогда, когда все ваши приказы велосипед будет выполнять безупречно, вы получите настоящее удовольствие.
загрузка…
velofans.ru