Фигурное катание что это – какие существуют, сколько вариантов есть в классификации

Разное

Содержание

Фигурное катание для детей: дисциплины и их характеристика

Мечтаете отдать ребенка в фигурное катание? В парное или одиночное? Или вам просто нравится наблюдать за скользящими по льду фигуристами? Сегодня мы расскажем вам о мире детского фигурного катания и поможем разобраться в многообразии терминов этого вида спорта.

История дисциплин

Фигурное катание: Людмила Белоусова и Олег Протопопов

Соревнования по фигурному катанию зародились в начале 20 века вместе с олимпийским движением. Первые соревнования (в них принимали участие только мужчины) состоялись в Вене в 1882 году. А в 1908 и 1920 годах фигуристы состязались за олимпийское золото на летних Олимпийских играх. Да-да, мы не ошиблись, это был первый зимний вид спорта, включенный в летнюю олимпийскую программу.

И только в 1924 году, как дополнение к летней, начали проводиться зимние Олимпийские игры, куда и вошли состязания по фигурному катанию. Спортивные танцы на льду появились в программе Олимпиады лишь только в 1976 году. А командные соревнования начали свою историю в Сочи на зимних Олимпийских играх в 2014 году. И принесли победу сборной России.

Раньше участники вычерчивали на льду сложные фигуры. А судьи после выступления выходили на лед и оценивали качество исполнения фигур по линиям. С появлением телевидения правила кардинально изменились, так как оценивание занимало много времени, и интерес зрителей падал.

Дисциплины в фигурном катании

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя пять дисциплин:

  • мужское одиночное катание;
  • женское одиночное катание;
  • парное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное катание.

Мужское одиночное фигурное катание

Одиночное фигурное катание — дисциплина, в которой спортсмен соревнуется индивидуально. Во всех международных соревнованиях есть две программы: короткая и произвольная.

Основные элементы:

  • двойной или тройной аксель;
  • один тройной или четверной прыжок;
  • комбинация прыжков;
  • один прыжок во вращение;
  • дорожки шагов.

Хореография должна быть оригинальной и креативной. Одежда, которую носят одиночники на чемпионатах скромная, не яркая и не театральная. В этом виде спорта серьезная конкуренция, уровень исполнения растет, а количество сложных прыжков увеличивается. Поэтому у многих детей возникает мысль прогулять тренировки.

«Фигурное катание — это тяжелая работа. Когда мне было лет тринадцать я жил в таком режиме: школа — дом — каток. Я постоянно находился в этом треугольнике. Конечно, это тяжело, особенно когда все мои ровесники ходили играть в футбол. Не каждый это выдержит», — вспоминает фигурист Михаил Коляда.

В историю олимпийского движения навсегда вошли такие российские спортсмены, как Алексей Урманов, Евгений Плющенко и Алексей Ягудин.

Женское одиночное фигурное катание

«Любовь к фигурному катанию появилась не с самого начала. То есть в детстве я не любила ходить на фигурное катание — я ревела. Естественно, тренеры помогали. Конечно, они не говорили, что я должна любить фигурное катание, но им удалось сделать так, чтобы я это полюбила», — откровенно рассказывает Алина Загитова.

В женском катании требуется не просто чисто откатать и сделать технично сложные элементы. Важно донести до зрителя посыл, раскрыть свой образ, будь то литературный или кинематографический. Фигуристки должны показать свою женственность и чувственность.

Первой женщиной, принявшей участие в Чемпионате Мира среди мужчин, была англичанка Медж Сайерс. Она завоевала второе место. Однако на следующем чемпионате женщинам запретили выступать. Так появилась женская программа.

Самые известные фигуристки в истории спорта: Соня Хени — десятикратная чемпионка мира, трехкратная олимпийская чемпионка и Кэрол Хейсс — пятикратная чемпионка мира, выигравшая Олимпиаду в 1960 году.

Самые титулованные российские фигуристки: Ирина Слуцкая, Елизавета Туктамышева, Евгения Медведева.

Парное катание

«Сегодня парное катания — квинтэссенция всего фигурного катания. Прыжки, каскады, сложные поддержки, четверные выбросы, подкрутки. Но столько травм! Мне кажется, что в каком-то смысле парное катание уже на пределе. Куда двигаться дальше?» — рассказывает тренер Сергей Доброскоков.

Это самый травмоопасный вид фигурного катания, так как спортсмены выполняют сложнокоординационные и силовые элементы. На партнере лежит огромная ответственность за здоровье своей партнерши. В парном катании соревнования проходят в два этапа. Пара танцует короткую и произвольную программу.

Основные элементы:

  • синхронное вращение;
  • синхронный прыжок;
  • дорожки шагов;
  • спираль и совместное вращение;
  • поддержка;
  • выброс;
  • подкрутка;
  • тодес.

Знаменитые пары: Ирина Роднина и Александр Зайцев, Татьяна Волосожар и Максим Траньков, Алена Савченко и Бруно Марс.

Спортивные танцы

Фигурное катание: Людмила Пахомова и Александр Горшков

Основное отличие от предыдущего вида — в спортивных танцах нет поддержек и выбросов, в нем ключевую роль играет постановка. Соревнования проводятся по двум программам. Пара исполняет короткий и произвольный танец.

В 1976 году, на первой для спортивных танцев Олимпиаде в Австрии, победу одержали советские фигуристы: Людмила Пахомова и Александр Горшков, неоднократные чемпионы мира, навсегда изменившие стиль спортивных танцев. Спортсмены исполняют элементы под танцевальную мелодию с четким ритмом. Во время произвольного танца темп музыке хотя бы один раз должен поменяться.

Основные элементы:

  • дорожки шагов;
  • серии твизлов;
  • поддержки;
  • танцевальные вращения.

Самые известные российские пары: Ирина Лобачева и Илья Авербух, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Оксана Домнина и Максим Шабалин. Прекрасные и технически сложные постановки, столь популярные в России, делает Илья Авербух. Однако, несмотря на творчество, спортивные танцы нельзя назвать простым видом спорта.

Вот что говорит Татьяна Навка: «Когда я стояла на пьедестале на Олимпийских играх, то плакала от счастья еще и потому, что больше никогда в жизни не зайду в спортзал, и не буду бегать сумасшедшие кроссы. Потому что я ненавидела все эти резинки, гири всем своим нутром».

Синхронное катание

Наименее известный зимний вид спорта в России, однако, широко распространенный в скандинавских странах и США. Синхронное катание упорно добивается права попасть в олимпийскую программу. Даже есть российская сборная по синхронному катанию и регулярно проходят Чемпионаты России. С 2000 года проводится Чемпионат мира, который дважды (в 2016-2017 гг.) выигрывала российская команда «Paradise».

«Это очень сложный вид спорта. Только представьте: 16 человек должны безупречно, филигранно кататься, при этом все движения должны быть в унисон. Чтобы этого добиться, нужны годы работы с хореографом и постоянный труд. Но какой красивый результат!» — считает тренер Сергей Штыков.

Одна из самых главных проблем — это слабое финансирование, но включение вида в олимпийскую программу изменило бы ситуацию кардинально.

Когда задуматься о специализации

Фигурное катание: Екатерина Гордеева и Сергей Гринько

Фигурное катание стремительно молодеет. Можно прийти в 4-5 лет в спорт, в 15 достичь успеха, а в 20 завершить карьеру. Такая стремительность опережает художественную гимнастику и балет. У специалистов разное мнение на данную ситуацию, например, тренер Этери Тутберидзе считает: «Это процесс эволюции, а не процесс омоложения. Фигурное катание не молодеет, а эволюционирует».

Однако все больше поддержки находит предложение повысить возрастной ценз участниц взрослых соревнований в одиночном фигурном катании с 15 до 17 лет. Так как конкуренция, как у мальчиков, так и девочек жесточайшая, можно подумать о переходе в смежные виды: парное катание, спортивные танцы или синхронное катание.

«Переход в другой вид — это очень индивидуально. Есть, конечно, какие-то рекомендации, но, по-моему, девочкам до 12, а мальчикам до 14 лет не стоит об этом думать. Но если начинать думать, то важно видеть ростовые данные спортсмена и набор прыжков», — известный тренер парного катания Нина Мозер.

Основные элементы фигурного катания

Многие задумываются над тем, как называются элементы, которые выполняют фигуристы. Разобраться в названиях, оценках, ошибках кажется под силу только профессионалам или спортивным комментаторам. Так как для изучения теории нужно время, перечислим основное:

Шаги

В исполнение дорожки шагов важна скорость, музыкальность, точность, аккуратность выполнения. Различают следующие типы шагов: на зубцах, шассе, моухоки, кросс-роллы, беговые шаги. Существуют такие виды поворотов как тройки, твизлы, скобки.

Спираль

Позиция, когда одна нога является опорной, а свободная нога поднимается выше уровня бедер. Самые известные позиции:

  • Ласточка — на прямой ноге с поднятой выше бедра прямой свободной ногой.
  • Флажок — ногу поднимается вверх в поперечный шпагат и удерживается рукой.
  • Кораблик — две ноги на наружных или внутренних ребрах, пятки смотрят друг на друга.

Вращения

Необходимый элемент в фигурном катании. Есть пять классических поз: винт, бильман, заклон, волчок, ласточка и многочисленное количество вариаций. Вращения выполняются «с прыжковым заходом», «со сменой ноги», а также существует совместное вращение. Параллельные вращения опасны в парных танцах, так как у партнерш существует риск получить травму о лезвие конька своего партнера, травма подобного рода идет на первом месте по тяжести повреждений.

Прыжки

Выделяют шесть главных прыжков. По типу отталкивания их различают на реберные и зубцовые. Большинство фигуристов вращаются против часовой стрелки, приземляясь на ходу назад на правую ногу.

  • Реберные прыжки — это аксель, сальхов, риттбергер. Фигуристы выполняют толчок опорной ногой.
  • Аксель — это когда спортсмен выполняет заход лицом, толчковая нога при этом левая.
  • Сальхов — выполняется заходом спиной, и толчковая нога левая.
  • Риттбергер — фигурист заходит на прыжок спиной толчковая нога правая.
  • Зубцовые прыжки — это лутц, тулуп, флип толчок выполняется свободной ногой.
  • Лутц — выполняется заходом со спины с длинной дуги. Является самым сложным из тройных прыжков, потому что направление скольжения при толчке противоположно тому, что должно быть достигнуто в воздухе.
  • Тулуп и флип — выполняются фигуристом заходом со спины с разворота, в первом случае толчковая нога левая, а во втором правая.

«Прыжки — это огромная часть программы, они очень дорого стоят. И этому нельзя научить, если ты не родился с этим — со смелостью, с крепкими голеностопами, с координацией», — объясняет великий тренер Татьяна Тарасова.

Виды соревнований

Фигурное катание очень зрелищный и артистичный вид спорта, телевизионные трансляции мероприятий собирают огромное количество зрителей, а сами фигуристы становятся звездами. Соревнования по фигурному катанию делятся на личные, командные и лично-командные.

Существуют классификационные турниры (проводятся в соответствии с требованиями Единой спортивной классификации) и неклассификационные (проводятся по специальным программам). Но самые известные спортивные мероприятия это, конечно: Чемпионат мира, Чемпионат Европы, Чемпионат четырех континентов, Командный чемпионат мира (проходит один раз в два года).

Гран-при по фигурному катанию — это серия соревнований, отличительной чертой которого является участие спортсменов в соответствии с индивидуальным рейтингом. Страна, проводящая этап имеет право выставить до трех участников в каждой дисциплине.

Аналогом взрослого турнира является Гран-при по фигурному катанию среди юниоров. Однако фигуристы, которые будут принимать участие, выбираются национальной федерацией. Возраст участников от 13 до 19 лет.

Подводим итог

Если вы не планируете отдавать ребенка в профессиональный спорт, фигурное катание может стать замечательным хобби. Совместные посещения катка родителей с детьми — это и совместный досуг, положительные эмоции, и польза для здоровья.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

Поделиться статьей с друзьями:

Автор публикации

10

Комментарии: 0Публикации: 239Регистрация: 23-11-2016

rebenokvsporte.ru

Фигурное катание

Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационным видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 в. и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 год среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира,чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание,спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

История фигурного катания в России

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г. М. Паули — учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание, как вид спорта, зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1881 годув состав «Общества любителей бега на коньках» входило около 30 человек. Одним из самых известных спортивных и общественных деятелей был Почётный член этого общества Вечеслав Измайлович Срезневский.

Виды фигурного катания:

Женское одиночное фигурное катание.

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.

Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.

Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.

В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки,подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.

В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы на льду.

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки,выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.

В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.

Современная программа официальных соревнований включает 3 танца: обязательный, оригинальный и произвольный.

Синхронное фигурное катание.

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.

Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.

В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.

Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Правила и снаряжение.

Все требования к программам (Общие Правила, Специальные Правила и Технические правила) оговариваются и закрепляются в положениях ИСУ на каждый сезон соревнований по фигурному катанию.

Основные элементы фигурного катания.

В фигурном катании можно выделить 4 основных, базовых элементов: шаги, спирали, вращения и прыжки. Также существует ряд специфических элементов, исполняемых в одном виде фигурного катания, например поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы в парном катании.

Шаги в фигурном катании.

Шаги представляют собой комбинации толчков и базовых элементов катания — дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги служат для соединения элементов в программе. Кроме того, дорожки шагов являются обязательным элементом программы.

По новой системе судейства существует 4 уровня сложности дорожек.

Спирали.

Спиралью называется позиция с одним коньком на льду и свободной ногой (включая колено и ботинок) выше уровня бедра. Позиции спиралей отличаются друг от друга скользящей ногой (правая, левая), ребром (наружное, внутреннее), направлением скольжения (вперед, назад) и позицией свободной ноги (назад, вперед, в сторону).

Для того, чтобы спираль была засчитана, нужно находиться в позиции не менее 3 секунд.

Они, также как и дорожки шагов, оцениваются четырьмя уровнями сложности.

Вращения в фигурном катании.

Кривизна полоза вызвала в фигурном катании появление большого количества самых разнообразных вращений на лезвии одного или двух коньков.

Различают вращения стоя (напр.«заклон»), вращения в приседе («волчок») и вращения в положении «ласточка» (Либела).

Смена ноги при исполнении вращений и смена позиции позволяет выполнить комбинацию вращений.

Прыжки в фигурном катании.

Прыжки разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые). Отталкивание ото льда в рёберных прыжках происходит с ребра конька, в носковых — толчком носка конька.

Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.

Сальхов, риттбергер и аксель относятся к рёберным прыжкам; тулуп, флип и лутц — к носковым.

Фигурное катание как физкультура.

Мы привыкли видеть по телевизору «спорт высших достижений», в который дети зачастую входят ещё дошкольниками, а 30-летний спортсмен считается ветераном. Впрочем, коньки — хорошая физкультура и для более старших возрастов. Как писал ещё М. Хвостов в 1926 году, освоившемуся на коньках, но не желающему бесцельно «наматывать круги», остаётся не такой и большой выбор: бег на скорость, хоккей и отработка приёмов фигурного катания.[5] Бег и хоккей интересны не всем — поэтому находится немало людей, увлекающихся фигурным катанием (зачастую на хоккейных коньках).

Существуют неквалификационные соревнования для бывших спортсменов и людей, освоивших коньки в зрелом возрасте. Если участников немного, мужчины и женщины могут иметь общий зачёт (разделение идёт по уровню катания — например, «пре-бронзовым» разрешены прыжки до одного оборота, кроме лутца[6]). Одиночников обычно делят на пять-шесть групп, пары — на две-три. Одиночники и пары откатывают одну укороченную программу, танцоры — два танца. На таких соревнованиях бывают необычные дисциплины — например, танцы в одиночку, импровизация (участники прослушивают музыку, после чего им даётся полчаса на создание программы) илиобязательные фигуры.

serpeika.com

Что такое фигурное катание на коньках

Один из видов бега на коньках — фигурное катание, иначе искусство катания на коньках, представляет собой особый вид спорта.

По форме это — движение по льду по кривым линиям на коньке той или другой ноги, реже на обоих коньках, сопряженное с переменами направления и фронта, с вращениями, с прыжками, преимущественно вращательными, и связанное с известной красотой постановок тела и пластичностью движений его.

По содержанию это — одно из наиболее разносторонних и увлекательных упражнений человеческого тела и одно из полноценнейших средств физической культуры. На льду, в условиях почти полного отсутствия трения, человек лишен, казалось бы, всякой устойчивости и всяких средств передвижения естественными присущими ему способами — ходьбой и бегом. Но силой своей изобретательности, окрылив ногу сталью с острыми ребрами, он наоборот непомерно расширяет свои двигательные возможности путем использования огромной разницы между минимальным трением при скольжении вперед и назад и максимальным — при боковых действиях на лед острых ребер конька. Путем отталкивания этими ребрами может быть достигнуто стремительное движение; эти же ребра дают возможность точного управления последним. Условия, в которых протекает катание на коньках — беспыльный зимний воздух и умеренно низкая температура, исключающая чрезмерную испарину, а также форма и характер применяемых здесь телодвижений придают ему весьма большое значение в деле физического воспитания, а бесконечное разнообразие упражнений, входящих в состав фигурного катания, обеспечивают для занимающихся им неослабевающий интерес и возможность постоянного продвижения вперед.

Не случайно, поэтому, мы видим горячих энтузиастов фигурного катания не только из молодежи. Уже полтора века тому назад один из виднейших теоретиков физического воспитания, математик и ректор высшей школы Гергард Ульрих Фит назвал катание на коньках «наиболее совершенным движением».

Мы знаем, что великие поэты старой Германии Гёте и Клопшток сильно увлекались искусством катания. Но наиболее примечательно для нас то, что мы знаем о катании на коньках В. И. Ленина.

Соседи его по Минусинской ссылке рассказывают, как высыпала, бывало, своя компания на гладкий лед замерзшей реки, чтобы «погиганить» на коньках. Возбужденный и жизнерадостный Ильич уже первый там и задорно выкрикивает вызов на соревнование. Н. К. Крупская писала М. И. Ульяновой 24/1 1898 г.:  Володя вывез из Минусы целую кучу коньковых штук и теперь поражает шушенских жителей разными «гигантскими шагами» да «испанскими прыжками».

Наша советская физическая культура, как составная часть общей социалистической культуры, ставит перед собой ряд конкретных задач и пользуется для разрешения их стройной совокупностью строго подобранных средств — физических упражнений, получивших наиболее яркое выражение в комплексах ГТО, и методикой, отвечающей основным принципам системы.

Фигурное катание занимает свое место в нашей системе и заслуживает включения в комплексы ГТО, так как отвечает задачам подготовки к труду и обороне, развивая целый ряд ценных для этого качеств.

Основные задачи в области психофизических процессов человека, разрешаемые фигурным катанием, помимо чисто гигиенических и оздоровительных, относятся к различным группам воспитательно-образовательных задач физической культуры и сводятся к овладению экономичностью и выразительностью движений и спортивной техникой; точнее, мы имеем здесь: а) высокое совершенствование координации движений; б) усвоение техники движений, имеющих спортивно-прикладное значение и постоянное совершенствование навыков; в) совершенствование психомоторных качеств (силы, выносливости и главным образом ловкости) через координацию работы различных органов и различных систем — нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и органов выделения; г) совершенствование волевых качеств — настойчивости, решительности и смелости; д) приобретение умения пользоваться своими навыками и качествами в конкретных условиях среды.

Но, кроме того, будучи одним из красивейших видов спорта, фигурное катание дает известное художественное воспитание и исполнителям, и зрителям его.

Само собой разумеется, что углубление специализации в фигурном катании и совершенное овладение им может иметь место только на основе всесторонней физической подготовки. Отсюда ясна необходимость параллельной работы по подготовке и сдаче комплексов ГТО, ясна и теснейшая связь фигурного катания со всеми другими видами упражнений.

Одни из них, как гимнастика общая, партерная и художественная, легкая атлетика, служат необходимейшей подготовкой к фигурному катанию; другие — дополнением к нему. С другой стороны, фигурное катание само служит отличной подготовкой для таких видов спорта, где требуются быстрые и точные движения и постановки отдельных частей тела (например, быстрая и точная стрельба, защита и нападение) или тонкое чувство равновесия и привычка к вращениям (планеризм, парашютный спорт). В особенности важно фигурное катание как подготовка к высокогорному лыжному спорту, где новейшие высокие технические достижения сплошь основаны на аналогичных элементах техники.

Специфика фигурного катания, его отличие от простого катания и от бега на скорость заключается прежде всего в том, что его показатели имеют качественный, а не количественный характер. Простое катание обычно сводится к бессистемному передвижению по катку, в лучшем случае со счетом пройденных кругов, а скоростной бег стремится к покрытию дистанций в минимальное время. Ближайшие же задачи фигурного катания как спорта — это 1) совершенное овладение техникой передвижения по льду с использованием всех возможностей, предоставляемых в этом отношении современным коньком; 2) использование этой техники, с одной стороны, для начертания на льду красивых, округленных линий и рисунков любых, в пределах возможности, форм и сочетаний, путем красивых, свободных, непринужденных телодвижений, а с другой—для воспроизведения художественных образов путем выполнения в музыкальном сопровождении целых связных программ катания, составленных из разнообразных по характеру и содержанию элементов, в которых рисунок на льду играет уже более или менее второстепенную роль. Но кроме того, при достаточном овладении как техникой, так и пластикой, свободой постановок и выразительностью движений, и в рисунках, и в самом выполнении их, и в совокупности телодвижений безрисуночного значения (прыжки, пируэты) — может проявляться известное художественное содержание.  Красота и разнообразие линий и рисунков (например,  в сложнейшем орнаменте специальных фигур), с одной стороны, а с другой — ритм, грация, темперамент, пластика, гармония и музыкальность движений могут вызывать как в самом исполнителе, так и в зрителе эмоциональные состояния, обусловленные удовлетворением требований чувства красоты.

Мало того, без этих элементов красоты вообще не мыслится и самое фигурное катание в современном смысле слова (международный стиль). Чувство красоты имеет в фигурном катании весьма большой удельный вес, что, как увидим ниже, ярко отражается и на методике его.

Уже это необычно большое значение эстетической стороны отличает фигурное катание от других видов спорта.

Но отличие это идет гораздо дальше. Высшие проявления  фигурного катания — произвольное катание одиночное, парное и групповое — должны не только воздействовать на самих исполнителей, но заражать своей эмоциональностью и массу; они  могут не только вызывать в последней определенные ассоциации, но и создавать известные художественные образы с каким-то тематическим (психологическим или социальным) содержанием. Поэтому нельзя не признать фигурное катание стоящим почти в одной плоскости с хореографическим искусством, оговорившись при этом, что эта сторона фигурного катания до сего времени носит у нас еще крайне сжатый и неопределенный характер и что развитие ее является актуальнейшей задачей ближайшего будущего.

Само собой разумеется, что здесь возможен целый ряд постепенных градаций от чисто элементарных и по преимуществу физкультурных упражнений до высших форм фигурного катания, где оно уже вплотную подходит к искусству, сохраняя в то же время и все признаки средства физической культуры. Таким образом природа фигурного катания имеет двойственный характер.

Это, с одной стороны, определяет границы его проявлений: составные элементы его не должны выходить за пределы этой двойственности, т. е. уклоняться в чисто спортивные или, наоборот, в чисто хореографические номера, например, в простой бег, хотя бы и очень быстрый, в простые прыжки в длину или высоту, в многократное повторение бесконечной восьмерки «на выдержку», так же как и в сплошные танцы или в позы и группы, не имеющие прямого отношения к катанию на коньках. С другой стороны, из двойственного характера фигурного катания вытекает чрезвычайная сложность построения его теории; механика выполнения его элементов с первого взгляда как будто бы совсем расходится с требованиями пластики, так как приводит к необходимости периодически прибегать во время катания к очень некрасивым, часто уродливым по своей напряженной перекрученности постановкам тела *,  которые, взятые в отдельности, неприятно поражают взор даже совсем неопытного зрителя. Можно ли было ввести их в технику как непреложное правило? Казалось бы, нет. Потому-то так долго, до 1910 года, не существовало законченной теории фигурного катания, и только правильное понимание действительной роли как будто безобразных «предварительных положений» дало возможность создать ее.

Биомеханический анализ эмпирического материала приводит нас к открытию основного принципа фигурного катания на коньках, с которым мы познакомимся ниже (скручивания стана) и из которого вытекает неизбежность вышеупомянутых некрасивых и неудобных, собранных, напряженных положений, которые, однако, в силу того же принципа, немедленно разрешаются снова в развернутые, спокойные и красивые постановки. Оказывается далее, что, благодаря этим постоянным последовательностям противоположных по характеру положений, некрасивая напряженность части их не только не нарушает общей эстетичности движений, но становится необходимейшим элементом для создания высшей гармонии их. Всякая попытка построить школьное катание на одних только красивых, пластичных постановках или составить свободное катание без контрастов в постановках тела и в характере движений приведет лишь к скучной монотонности и обречена на такую же неудачу, как компоновка музыкальной пьесы из одних только трезвучий без диссонирующих септаккордов.

Но для того, чтобы во всех деталях понять современную школу катания на коньках, необходимо ознакомиться со всей историей развития этого спорта и в частности проследить за тем, как в течение последних 200 лет, под действием тех или иных общественных влияний, формы фигурного катания в разные исторические периоды и в разных странах постепенно складывались в своеобразные системы — «стили».

Слово «стиль» за последние десятилетия вошло в постоянное употребление в нашем спортивном мире с совершенно неверным значением. Стилем стали называть различные способы исполнения упражнений: прыжки западно-американским «стилем», восточно-американским; плавание «стилем» кроль или брасс. Дошли до того, что стали различать «стили» отдельных лиц в том или ином виде спорта. По существу все это только способы, методы или манеры — стиль тут совершенно не при чем. Стиль — это единая, цельная художественная система, образуемая совокупностью художественных приемов, господствующих в данный исторический период в данном социальном организме, причем все частности так строго друг с другом согласованы и так органически друг друга дополняют, что представляют в общем одно неразрывное целое. Общий характер каждого стиля всегда тесно связан с социально-бытовыми особенностями данной эпохи; другими словами, всякий художественный стиль в его главенствующей идее есть особое, в художественно-эстетическом преломлении проведенное выражение стиля самой общественно-бытовой жизни данного социального организма в данный исторический период. Этому положению в известной степени подчиняются и стили фигурного катания на коньках.

Рис. 6. Макс Богач (Вена).

Рис. 7. Скульптура

Рис 8. Девушка в лучах прожектора.

Рис. 9. Мерибель Уинсон, (США).

Рис. 10. Н. Панин

Рис. 11. Соня Гени.

Рис. 12. Прыжок оленем.

Рис. 13. Шпитц-пируэт.

Рис. 14. К. Шэфер.

Рис. 15. Соня Гени.

* В так называемых «предварительных положениях».

www.offsport.ru

Фигурное катание: элементы. Описание, название, видео

Фигурное катание является одним из самых эстетически красивых видов олимпийского спорта. Комбинации его состоят из последовательностей пируэтов, вращений, множества прыжков, различной сложности — это и есть элементы . Изначально, данный спорт был состязанием между людьми, исполняющими фигуры в статике, застывающими в красивых позах.

Позднее стали образовываться пары фигуристов, и, наоборот, выделяться одиночки. Из этого выросли такие катания, как одиночное и парное.

Опытные тренера занимаются с детьми общей физической подготовкой, основами балетного искусства, гимнастикой, а также разучивают элементарные базовые шаги и элементы. Изучение основных элементов фигурного катания (знание терминов, создателя элемента и прочее) — является обязательным уроком в обучении начинающих фигуристов.

, вращения и другие простые элементы — необходимо изучать и осваивать спортсменам?

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева — направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

  • Тройка. Самый простой поворот на одной ноге. Резко изменяется направление движения и ребро скольжения. Шаг назван так, потому что по следу своему очень напоминает слишком широкую цифру «3».
  • Твизл. Поворот на ноге, один из 6-ти видов, включенных в обязательную программу фигуристов-одиночек. Как правило, поворот этот один полный. Во время поворота происходит смещение по направлению движения фигуриста. Существуют «серии твизлов», выполняемые для более высокой оценки программы спортсмена.
  • Петля. На одной ноге фигурист резко делает поворот на 360 градусов и продолжает движение в том же направлении. На льду же запечатлеется петля, в честь которой и назван весь шаг.
  • Тройка вальсовая. Поворотный шаг на одной ноге, во время которого свободная нога двигается вперед и наружу, подобно вальсовому шагу.

В огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

  • Козлик. Элементарная подпрыжка, которая выполняется с опорной ноги на зубец той же ноги, с резким переходом на ребро противоположного конька.
  • . Чаще всего этот прыжок исполняется после длинной дуги назад-наружу. Это полный оборот в воздухе, с перекрестом ног и рук. Отталкивание происходит с зубца, приземление на полную стопу.
  • . Единственный , исполняемый с движения вперед. Происходит широкий замах одной ногой, отталкивание с ребра опорной ноги, поворот на 360 градусов и приземление на носок, с последующим переходом на полную стопу противоположной ноги.
  • . Прыжок, очень похожий на лутц, исполняется с замаха и толчка с зубца опорной ноги. В воздухе положение тела такое же, как и у . Приземление происходит на зубец опорной ноги, с последующим переходом на полную стопу.
  • Риппон. Прыжок назван в честь современного фигуриста. При его исполнении, во время элементарного прыжка обе руки должны подниматься вверх.

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

ВАЖНО! Зачастую путают комбинации прыжков и каскады. Комбинацией называют серию, состоящую из прыжков, которые представляют собой определенный замысел, эстетический или технический. же — частный случай этих комбинаций, в котором нет ни поворотов, ни смены ног.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение — прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это — обязательный элемент программы в женском и парном .

Спирали — это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • . Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад — прямая. Руки чаще всего раскрыты — для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре — несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

  • Подкрутка. Партнер подбрасывает партнершу высоко в воздух. Она крутится в горизонтальной плоскости, скрещивая руки и перекрещивая ноги. При приземлении — мужчина ловит ее и аккуратно ставит на землю.
  • Тодес. Самый сложный элемент в фигурном катании ввиду того, что для его исполнения партнеру нужно обладать недюжинной силой. Поэтому ставится он чаще всего на взрослых. Мужчина выполняет спираль «циркуль», держа женщину за руку. Партнерша же находится в горизонтальном положении и, как-будто бы описывает второй внешний круг вокруг партнера. Выход из данного элемента осуществляется сильным подтягиванием мужчиной к себе женщины.

Начальная подготовка фигуристов

Вместе с общей физической подготовкой и занятиями у хореографического станка, важную роль в подготовке спортсменов имеет специально-техническая подготовка. Иначе ее называют ледовой. Данная подготовка включает в себя несколько этапов, постепенное овладение которыми приводит фигуриста к призовым местам на крупнейших соревнованиях.

Время тренировок на начальном этапе не должно превышать 45 минут. При этом нужно комбинировать занятия на льду с хореографической подготовкой.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Что для эффективного обучения в детском возрасте целесообразно выполнять различные упражнения на обе стороны (вращение влево чередовать с вправо, делать толчки с обеих ног и т.д.).

В первоначальные навыки входят скольжение по льду и овладение равновесием. Скольжение выполняется как на двух ногах, так и поочередно на каждой. Здесь очень хорошо будет использовать упражнение «Фонарик» (основной шаг, п.1). Трюки на коньках для начинающих фигуристов — не подходят.

Важная часть обучения — это навыки остановки. Выделяют два положения при остановках — двухопорное и одноопорная. Последняя — наиболее легкая (чаще всего это остановка «буквой Т»), когда при скольжении одна нога поднимается и выставляется вперед, на ребро, постепенно замедляя скорость. Двухопорная же — это резкий поворот на ребрах обеих ног. Останавливаясь во время движения назад, следует ставить ногу перпендикулярно направлению движения на внутреннее ребро, и постепенно переносить на нее тела.

— это нелегкий, многогранный вид спорта, на достижение вершин в котором у спортсменов уходит немало времени, сил и здоровья. Но болельщики, и просто любители этого вида спорта получают несравненное эстетическое удовольствие, видя результаты их трудов.

vsnege.com

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФИГУРНОГО КАТАНИЯ | Российские спортсмены

Сальхов, бильман, чоктау, пендаль, твизл, кэрриган, моухок… Это отнюдь не абракадабра и вовсе даже не текст очередного магического заклинания очкарика Гарри. Это всего лишь термины фигурного катания, которые отные будут вам понятны.

А
Аксель (Axel) — единственный прыжок, который исполняется с движения вперед. Cуществуют прыжок в полтора, 2,5 и 3,5 оборотов.

Б
Бауер (Ina Bauer) — элемент похожий на кораблик (см. далее), но ноги в нем стоят не во второй позиции (не на одной линии), а ближе к четвертой (параллельно друг другу). Нога, которая находится сзади, всегда стоит на внутреннем ребре, а та, что спереди, может быть на внутреннем или на наружным.

Бестия (Besti squad), Бести, Бестемьянова — корабликоподобная спираль. От кораблика отличается сильным прогибом в коленях, что позволяет взять более крутую дугу.

Беговой (Progressive, run) — танцевальный шаг. На ход вперед полностью соответствует подсечке вперед. На ход назад делается толчок назад-наружу ногой, которая находится в круге, в закрытую скрестную спереди позицию, затем назад внуть ногой снаружи круга в положение выпада.

Бильман (Bielmann spin) — вращение стоя с захватом конька свободной ноги обеими руками сзади над головой.

В
Валлей (Walley), цак — реберный прыжок в один оборот с хода назад-внутрь на ход назад наружу той же ноги. Характерной особенностью является поджимание согнутой в колене свободной ноги сбоку вместо скрестной группировки.

Выброс (Throw) – элемент парного катания. Партнер выбрасывает партнершу в любой многооборотный прыжок.

Выпад (Lunge) — полушпагат.

Выкрюк (Counter) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
Выкрюк исполняется в направлении «выходящей дуги».

Винт (Scratch Spin) — вращение в положении стоя. В начале исполнения элемента свободная нога уводится в сторону и сгибается перед опорной. Руки постепенно группируются, а нога опускается и выпрямляется. Это вращение является самым скоростным. Обычный винт исполняется на левой ноге. Обратный винт — на правой.

Волчок (Sit Spin) — вращение в положении сидя. Опорная нога сгибается, а свободная выпрямляется параллельно льду.

Г
Гидроспирали (Hydboblading) — совокупность спиралей на сильно выраженных ребрах с глубоким просаживанием, и, как правило, укладыванием корпуса максимально близко ко льду. Классическая гидроспираль — спираль на ребре назад-внутрь со скрещенной сзади и вытянутой из круга свободной ногой, наклоном корпуса в круг и легким касанием пальцами свободной руки льда в центре круга.

Д
Джаксон (Jackson) – шаг, состоящий из нескольких микроэлементов. Основным из них является наружный моухок (см. далее), с которого Джаксон и начинается.
В левую сторону Джаксон выполняется следующим образом. Левая вперед наружу, правая назад наружу (LFO-RBO) — моухок. Дальше идет скрещение спереди, переход на левую ногу, ходом назад, внутреннее ребро (RBO-LBI). Последний шаг – переход на правую вперед внутрь (LBI-RFI). В правую сторону все то же самое, только с другой ноги.

Дуга — основной элемент фигурного катания — скольжение на одной ноге на наружном или внутреннем ребрах, вперед или назад. Соответственно, дуга может быть вперед-наружу, вперед-внутрь, назад-наружу и назад-внутрь.

Е
Елочка (Basic Stroking) — основной шаг. Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия — это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам) о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.

З
Заклон (Layback Spin) — вращение в прогибе назад. Свободная нога сбоку. Руки могут находится в различных положениях.

К
Кантилевер (Cantilever), лимбо, кораблик Климкина — корабликоподобная спираль. Ноги сгибаются в коленях и подаются сильно вперед так, чтобы таз оказался прямо над коньками, а корпус укладывается назад параллельно льду и максимально низко. Есть вариации с касанием одной или двумя руками льда как в мостике.

Кораблик (Spreadeagle) — скольжение на двух ногах на наружних или внутренних ребрах в выворотном положении.

Кроссбильман (Cross-grab) — спираль с захватом конька свободной ноги противоположной рукой.

Кроссролл — движение со сменой ноги и направления скольжения. Начинается с любой ноги на наружном ребре, свободная нога находится сзади. Далее свободная проходит мимо опорной по шестой позиции и ставится на лед. После этого ноги скрещиваются и происходит переход на свободную ногу.

Крюк (Rocker) — шаг, используемый, в основном, в танцах на льду. Это поворот на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Крюк выполняется в направлении «входящей» дуги.

Кэрриган (Kerrigan spiral) — спираль в позиции ласточки с захватом колена свободной ноги одноименной рукой.

Л
Ласточка (Spiral) — суть элемента в том, что спортсмен скользит на одной ноге, а свободную поднимает вверх. В зависимости от того, на каком ребре происходит скольжение, ласточки бывают наружу, внутрь, вперед или назад. При оценке ласточек, в первую очередь, ценится реберность и плавность, умение держать позицию. При оценке комбинаций учитывается сложность перехода от одной спирали к другой.

Либела (Camel Spin) — вращение в положении ласточки. В классическом варианте исполняется на прямой опорной ноге. При качающейся либеле спортсмен наклоняется вперед и поднимается обратно.

Лутц (Lutz) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги, а сам прыжок выполняется с наружнего ребра левой ноги.

Читателям на заметку: Если вас интересует мониторинг цен конкурентов, то поможет вам в этом интернет-ресурс konkurenta.net.

М
Моухок (Mawhawk) — шаг с использованием обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.

О
Олень (Stag jump) — прыжок аналогичен прыжку в продольный шпагат, но в полете маховая нога сгибается в колене, а корпус, как правило, прогибается назад.

Ойлер (Half loop) — прыжок. Используется как связка в комбинациях прыжков. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей (риттбергер), но приземление в нем происходит на маховую ногу. Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.

П
Падающий лист (Falling leaf) — прыжок в продольный шпагат с ритбергерного захода.

Пендаль (Hitch kick), прыжок пендалем – с ритбергерного захода выполняется вымахивание сначала левой, а затем сразу правой ноги максимально вверх с приземлением вперед на левый зубец и быстрым переходом на правую ногу.

Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Перекидной прыжок (Waltz Jump) — прыжок в 0,5 оборота, подготовка к акселю.

Перетяжка Крюк (Rocker) — движение со сменой ребра и направления скольжения, без смены ноги. Выполняется вперед и назад. Используется как связующий элемент в дорожках шагов.

Петля — элемент получил свое название из-за следа оставляемого лезвием на льду после его исполнения. Это достигается за счет скручивания корпуса в направлении скольжения, и приседа на опорной ноге. Начинается петля, как обычная дуга. Раньше петля была обязательным элементом школы, сейчас практически забыта.

Пистолетик (Duck) — спираль в позиции сидя. Выполняется на любом из ребер в любом направлении, свободная нога выносится выворотно вперед. Обязательное условие: ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги.

Подкрутка (Twist) — элемент парного катания. Партнер подбрасывает партнершу над головой, партнерша совершает обороты в горизонтальной плоскости, партнер ловит ее и ставит на лед в позицию выезда.

Прыжок в либелу — вращение. Фигурист скользит вперед на левой ноге и приземляется на правую. Вращение происходит назад.

Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) — пираль с захватом конька свободной ноги одноименной рукой.

Подсечка (Crossovers) – еще один базовый шаг в фигурном катании. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка предназначена для движения по кругу и выполняется ходом назад. Часто используется при заходах на прыжки и вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется в «служебных» целях, как связующие шаг.

Р
Риттбергер (loop) — при исполнении риттбергера не используется ни мах, ни удар зубцом. Выпрыгивание происходит с дуги, на которой находится опорная нога.

С
Сальхов (Salchow) – прыжок, названный в честь шведского фигуриста Ульриха Сальхова. В нем прыжку предшествует мах свободной ногой. Затем спортсмен подтягивает ногу и выталкивает себя вверх. Считается одним из наиболее простых прыжков.

Свободная нога — нога, которая не касается льда.

Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси. Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги. Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.

Скобка (Bracket) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то получится круг и при тройке получится движение \»левым боком к центру круга — лицом к центру круга — правым боком\» (тройка LFO), а при такой же (LFO) скобке будет \»левым боком к центру круга — спиной к центру круга — правым боком\». Скобка более сложный поворот, чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот \»естественный\», по направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка — \»противоестественный\». Скобку используют в основном в дорожках шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие \»едет\» зубцом вперед, потом на короткое время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.

Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).

Собачка (Fan spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат, корпус отклоняется в центр круга. В идеале линия ног должна не иметь изгибов. Положение рук произвольно.

Т
Твизл (Twizzle) — шаг, который используется, в основном, в танцах на льду. Это нечто среднее между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге с незначительным продвижением. Чем быстрее поворот и чем меньше смещается спортсмен, тем лучше. Для танцев обязательным являются серии твиззлов, которые партнеры исполняют синхронно.

Тодес — этот элемент считается одним из наиболее сложных в парном фигурном катании. При исполнении тодеса партнерша скользит на одной ноге в горизонтальном положении. Партнер выполняет циркуль назад-наружу. Тодес может исполняться назад-наружу, назад-внутрь и вперед-наружу (по ребру, на котором скользит партнерша).

Тройка (троечный поворот) (Three turn) — поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип. Остальные варианты выглядят приблизительно также, например, один из заходов на риттбергер начинается с тройки «вперед внутрь»: фигурист скользит на правой ноге вперед внутрь, поворачивается и движется назад на наружном ребре. Когда тройки используют в качестве заходов на прыжки вторая часть («после поворота») часто срезается, фигурист просто выпрыгивает в воздух с необходимого ребра, но иногда используют так называемые «многократные» тройки (когда повороты исполняются один за другим без остановки), например Ирина Слуцкая часто использовала многократные тройки для захода на тройной риттбергер.

Тройка риттбергеровая — шаг со сменой фронта движения и ребра. Например, движение начинается в левую сторону, и спортсмен едет на левой ноге. Выполняется широкий шаг, как при подсечке, затем переход на правую ногу. Левая остается спереди. Затем выполняется тройка на правой ноге назад наружу, вперед внутрь. Дальше следует переход на левую ногу назад внутрь и снова толчок на правую.

Тулуп (Toe loop) — зубцовый прыжок. Удар производится зубцом левой ноги. Чаще всего этот прыжок используется в качестве второго в каскаде.

Ф
Флип (Flip) — зубцовый прыжок. Используется зубец правой ноги. Может выполняться с тройки вперед наружу или с моухока.

Флажок (Y-spiral) — свободная нога поднимается выворотно вверх в поперечный шпагат и удерживается там одноименной рукой.

Ц
Циркуль (Pivot) — скольжение на любом из ребер на ход вперед или назад с постановкой свободной ноги на зубец в центр спирали. Циркули на ход вперед предваряются постановкой ноги на зубец. На ход назад, напротив, сначала скольжение, затем зубец.

Ч
Чоктау (Choctaw) — шаг с использованием обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и ребра. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.

Ш
Шаги (Steps) – элементы, которые представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке. Шаги в фигурном катании могут быть классифицированы по нескольким признакам. Различают шаги, выполняемые на одной ноге с переходом на другую и на двух ногах. Комбинации шагов на двух ногах называют змейками. В зависимости от рисунка комбинаций шагов различают дорожки по прямой, по кругу и так называемый серпантин — комбинацию шагов с извилистым рисунком, состоящую из крутых дуг. С учетом основного ключевого элемента, встречающегося в данной комбинации, различают шаги тройкой, скобкой, крюком, выкрюком, петлей, на зубцах и т. д..

Шарлотта (Charlotte Spiral) — спираль с переводом корпуса в вертикальное положение параллельно опорной ноге и подъемом свободной ноги в полный шпагат вверх.

Шассе — один из самых простых шагов в фигурном катании. Выполняется со сменой ноги и ребра скольжения, без смены фронта и направления движения. Может начинаться с правой и левой ног, вперед и назад, наружу и внутрь. Пример: левая вперед наружу, далее к ней подтягивается правая нога и ставится вперед внутрь, левая слегка поднимается надо льдом, но остается по шестой позиции (мысок к мыску, пятка к пятке).

Шезлонг (Inverted spiral) — лежачая спираль. Из позиции ласточки корпус и свободная нога выворачиваются «лицом» вверх.

Шпагат (продольный) (Split jump) — зубцовый прыжок в позицию продольного шпагата с флипового или тулупного захода, приземление на ход вперед на зубец маховой ноги и сразу переход на ход вперед толчковой ноги.

ruchampions.com

Фигурное катание — вид конькобежного спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании.

Фигурное катание в отличие от свободного оздоровительного катания на коньках получило свое название в связи с тем, что правила соревнования фигуристов предусматривают исполнение обязательных геометрических фигур на льду — кругов, параграфов, восьмерок, где демонстрируется искусство владения коньком.

История фигурного катания




Истоки конькобежного спорта лежат в далёком прошлом, и уходят корнями в бронзовый век (конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э.), об этом свидетельствуют находки археологов — костяные коньки, выполненные из фаланг конечностей крупных животных. Однако рождение фигурного катания, как вида спорта, связывают с моментом, когда коньки начали изготавливать из железа, а не из кости. По данным исследований впервые это произошло в Голландии, в XII—XIV веке. Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые образцы коньков. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «протомодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 60-х 19 века и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.

В 1908 и 1920 годах соревнования по фигурному катанию прошли на летних Олимпийских играх. Надо отметить, что фигурное катание первый из зимних видов спорта, попавший в олимпийскую программу. С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр.

C 1986 года и по настоящее время официальные международные соревнования по фигурному катанию, такие как чемпионат мира, чемпионат Европы, чемпионат Четырёх континентов и другие проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (ИСУ, от англ. International Skating Union, ISU).

В фигурном катании выделяют 5 дисциплин: мужское одиночное катание, женское одиночное катание, парное фигурное катание, спортивные танцы и групповое синхронное катание. Групповое синхронное катание пока не включено в программу официальных соревнований, по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира по синхронному катанию на коньках.

Виды фигурного катания




Мужское и женское одиночное фигурное катание

Фигурист в одиночном катании должен продемонстрировать владение всеми группами элементов — шагами, спиралями, вращениями, прыжками. Чем выше качество и сложность исполняемых элементов, тем выше уровень спортсмена. Важными критериями, также являются: связь движений спортсмена с музыкой, пластичность, эстетичность и артистизм.


Соревнования в одиночном катании проходят в 2 этапа: первый этап — короткая программа, второй этап — произвольная программа.


Парное фигурное катание

Задача спортсменов в парном катании продемонстрировать владение элементами так, чтобы создать впечатление единства действий.


В парном катании, наряду с традиционными элементами (шаги, спирали, прыжки), есть элементы, которые исполняются только в этом виде фигурного катания: это поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения. Важным критерием у парных спортсменов является синхронность исполнения элементов.


В парном катании, так же как и в одиночном, соревнования проходят в два этапа — короткой и произвольной программах.

Спортивные танцы

В спортивных танцах на льду, с технической точки зрения, основное внимание уделено совместному исполнению танцевальных шагов в стандартных и нестандартных танцевальных позициях, причем не допускаются длительные разъединения партнёров. В отличие от парного фигурного катания, в спортивных танцах отсутствуют прыжки, выбросы и др. отличительные элементы парного фигурного катания.


В спортивных танцах важной составляющей успеха является плавность движений и привлекательный внешний вид пары, поэтому большое внимание уделено музыкальному сопровождению и тщательному подбору костюмов для каждой программы соревнований. Благодаря этому спортивные танцы — один из самых зрелищных направлений в фигурном катании.


Современная программа официальных соревнований включает 2 танца: короткий танец и произвольный.

Синхронное фигурное катание

Команда по синхронному катанию насчитывает от 16 до 20 фигуристов. Команда может включать женщин и мужчин. По правилам ИСУ (ISU) команды делятся по следующим возрастным группам: новисы (соответствие первому и второму спортивным разрядам) — до 15 лет; юниоры (кандидаты в мастера спорта) — 12-18 лет; сеньоры (мастера спорта) — 14 лет и старше.


Ни техника, ни скольжение, ни исполнение отдельных элементов в синхронном катании от классического фигурного катания не отличаются. Но есть некая специфика катания в команде, которая вносит свои коррективы в исполнение элементов. Целью является выступление команды как единого целого.


В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Запрещенные движения: любые поддержки, прыжки более чем в 1 оборот, пересечения, включающие спирали назад и др.


Соревнования по синхронному катанию состоят из короткой и произвольной программы.

Физиологические особенности данного вида спорта




Фигурное катание сочетает высокие динамические и статические силовые, гравитационные и координационные нагрузки, оказывая тем самым развивающее и тренирующее воздействие на все основные физиологические системы и функции организма, повышая его физическую работоспособность и устойчивость к стресс-напряжениям.

Фигуристы отличаются стройной фигурой, гармонично развитой мускулатурой, красивой осанкой. Благодаря множеству упражнений, требующих позвоночника, повышается его гибкость и подвижность, а у детей с дефектами осанки достигается коррекция деформаций.

Исключительно влияние упражнений фигуристов на вестибулярную устойчивость, развитие тонко дифференцированного чувства равновесия, на снижение восприимчивости к угловым ускорениям, вызывающим головокружения и дезориентацию в пространстве.

ncor.ru

Фигурное катание в вопросах и ответах: дисциплины, программа, система судей | Зимние виды | Спорт

Что такое фигурное катание?

Фигурное катание считается сложнокоординационным видом спорта и включает в себя определенные дисциплины:

  • мужское и женское одиночное фигурное катание;
  • парное фигурное катание;
  • спортивные танцы;
  • синхронное фигурное катание.

Мужское и женское одиночное катание демонстрирует владение спортсменами всеми группами элементов — шагами, прыжками, вращениями и спиралями. Для оценки смотрят на качество и сложность выполняемых элементов, пластичность, артистизм и связь движений фигуриста с музыкой.

Справка
Тодес — элемент парного катания, при котором партнёрша описывает спираль вокруг своего партнёра

В парном катании важно продемонстрировать единство и синхронность действия двух партнёров. В отличие от одиночного катания, здесь присутствуют также поддержки, подкрутки, выбросы, тодесы, совместные и параллельные вращения.

В спортивных танцах на льду также выступает пара, мужчина и женщина. Эта дисциплина основана на сложных шагах и вращениях, но поддержки выше плеч, прыжки и другие «акробатические» элементы здесь под запретом.

В танцах на льду большое значение придаётся плавности движений и внешнему виду спортсменов, тщательно прорабатывается эстетический образ партнёров по танцу, музыкальное сопровождение.

Справка
Твизл — вращение на одной ноге со смещением по ходу движения

Важными для спортсменов по танцам на льду является «хореографичность» и артистизм. Это связано с тем, что, помимо уверенного владения техникой, требуется продемонстрировать целостное музыкальное представление, которое будет оценено судьями.

Ритмы и темы для танцев на льду определяются ежегодно Техническим комитетом по танцам на льду. Предполагается использование спортсменами предписанных элементов из следующих: танцевальные поддержки, вращения, серии твизлов, дорожки шагов.

Четвертая дисциплина — это синхронное фигурное катание, которое предполагает участие от 16 до 20 фигуристов (не важно, мужчин или женщин). Специфика этой дисциплины состоит в наличии таких обязательных элементов, как круг, линия, колесо, пересечения и блоки. Интересно, что синхронное катание на коньках не входит в олимпийскую программу соревнований — по данному виду фигурного катания проходит отдельный чемпионат мира.

К слову, считается, что ставшие популярными в последнее время различные ледовые шоу на ТВ частично изменили восприятие понятия танцев на льду, да и термина «фигурное катание» в целом. Большинство зрителей, увлеченных зрелищными шоу, стали ассоциировать происходящее на экране с фигурным катанием как видом спорта. На самом деле выполняемые участниками шоу номера даже с натяжкой нельзя назвать в полной мере спортивными танцами на льду. Как известно, в подобных постановках участвуют не только профессиональные фигуристы, но и приглашенные «звезды» (актеры, певцы, телеведущие и т.д.), и поэтому программа катания имеет, безусловно, облегченный вариант.

Кроме того, существует еще одно разграничение: в основных турнирах, которые проходят под эгидой Международного союза конькобежцев (чемпионаты мира, Европы, Олимпийские игры), принимают участие спортсмены-любители. В телепроектах и постановочных шоу, наподобие «Ледникового периода», участвуют профессиональные фигуристы, которые получают за свою работу гонорары и заниматься любительским спортом не должны.

Что входит в программу соревнований по каждой из дисциплин?

Для крупных международных соревнований обязательными для исполнения по всем дисциплинам фигурного катания являются короткий и произвольный танцы.

Короткий танец объединил в себе элементы существовавших ранее обязательного и оригинального танцев. Длительность программы — около 3 минут. Сущность танца — в представлении спортсменами единой завершённой композиции с установленным ритмом, предписанными элементами и определённым видом музыки.

Произвольный танец — это заключительный этап соревнований продолжительностью 4 минуты. Спортсмены с помощью тренера самостоятельно подбирают ритм, тему программы, музыку и антураж.

Существует также т. н. паттерн-танец, он исключён из крупных чемпионатов и Олимпийских игр, но может быть исполнен на соревнованиях более локального уровня. Паттерн-танец раньше назывался обязательным танцем — до сезона 2010–2011 обязательный танец являлся первым этапом соревнований в танцах на льду.

Как работает современная система оценок?

Раньше в фигурном катании действовала так называемая «система 6.0» (ее иногда называют «старой системой»), но в 2005 году ей на смену пришла новая система судейства. Разобраться в отличиях и тонкостях сложно, но возможно.

Что было раньше? В рамках 6-бальной системы давались 2 общие оценки (техническая и за «представление программы»), и эти оценки носили относительный характер, а не абсолютный. Судьи решали, какие элементы из заявленных выполнены, «предписывали» штрафы за те или иные ошибки, но теперь считается, что в процессе судейства они по сути сравнивали сложности программ нескольких спортсменов, то есть величина оценки зависела не только от проката конкретного участника, но и от уровня его конкурентов.

Для чего ввели новую систему? Чтобы попрощаться с принципом сравнения программ и добиться абсолютной оценки. И чтобы проще было вычислить «предвзятого» судью.

Теперь оцениваются технические элементы и «компоненты программы». Что же изменилось? Начнем с технических элементов.

В Новой системе есть важные основополагающие документы — это таблицы стоимости элементов. В этих таблицах изначально и четко определено, сколько баллов спортсмен получает за исполнение каждого элемента своей программы. И эта ценность элемента — величина постоянная, она не подлежит изменению как минимум в течение одного сезона.

Имея перед собой таблицы, судьи определяют уже только уровень исполнения (от −3 до +3). Таким образом, базовая стоимость элементов четко определяет, сколько они «стоят» при нормальном исполнении, а дальше схема проста: если судьям очень понравится исполнение, они добавляют баллы, если же элемент выполнен с ошибкой, баллы могут снять.

Очень важный момент: предельно допустимое количество различных элементов в программе строго регламентируется (это делается для того, чтобы в рамках Новой системы можно было адекватно сравнивать одного фигуриста с другим).

Но несмотря на это, так или иначе у каждого фигуриста все равно есть своя потенциальная «база»: ведь перед выступлениями на турнирах спортсмены и их тренеры заранее подают своего рода «заявки» (относительного того, какие элементы будут в его программе), а судьи ходят на официальные тренировки и могут наблюдать. Поэтому, строго говоря, если спортсмен «умеет» выполнять некий набор элементов, то сумма его базовых оценок изначально потенциально выше.

Но суть остается неизменной: даже если 2 спортсмена выполнили одни и те же элементы, базовая стоимость будет одинаковой, а вот разница в количестве баллов уже будет зависеть от качества выполнения элементов.

При этом отметим еще 2 важных момента: если изначально спортсмен заявлял, к примеру, двойной тулуп, а прыгнул тройной, — оценку ему поставят все-таки за тройной. Кроме того, если во времена «системы 6.0» выполненный с ошибкой элемент (например, прыжок с приземлением на 2 ноги) не засчитывался, то по Новой системе засчитываются все элементы, просто они сначала получают свою базовую стоимость, из которой потом вычитаются штрафы за качество исполнения. По мнению разработчиков системы, такая процедура обеспечивает соблюдение справедливости и непредвзятость при оценивании.

Конечно, у системы есть свои подводные камни. Так, у любителей фигурного катания свежа в памяти ситуация 2010 года, когда на Олимпиаде в Ванкувере Евгений Плющенко уступил «золото» американцу Эвану Лайсачеку. Соль ситуации в том, что последний не включил в свою программу четверной тулуп, в то время как Плющенко исполнил сочетание четверного и тройного тулупа; то есть Лайсачек набрал баллы за счет качественного выполнения менее сложных элементов. Тогда многие зрители и эксперты с досадой сетовали на то, что фигурист с простой программой, не включивший в нее более сложные элементы, теоретически способен победить соперника, владеющего более рискованным «инструментарием».

www.aif.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о