Элементы в фигурном катании – Категория:Элементы фигурного катания — Википедия

Разное

Содержание

Основные элементы фигурного катания. Справка

Прыжок назван по имени норвежского фигуриста Акселя Паульсена, впервые исполнившего его в 1882 году.

Сальхов – реберный прыжок с переменой ноги. Наиболее распространенным вариантом подхода к прыжку является тройка вперед наружу — назад внутрь. Другой вариант выполняется переступанием, например правая вперед внутрь, левая назад внутрь. Встречается вариант подхода, начинающийся тройкой назад наружу — вперед внутрь с последующим переходом к толчковой дуге назад внутрь. Этот вариант отличается динамичностью, эффектом неожиданности. Прыжок назван по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова, впервые исполнившего его в 1909 году.

Риттбергер (петля) — реберный прыжок без перемены ноги. Выполняется после скольжения назад на наружнем ребре. Отрыв ото льда происходит за счет увеличения центробежной силы вследствие уменьшения радиуса толчковой дуги. Свободной ногой выполняется мах вверх назад. Приземление выполняется на наружнее ребро той же ноги, с которой выполнялся толчок в скольжение назад. Этот прыжок назван по имени немецкого фигуриста Вернера Риттбергера, впервые исполнившего его в 1910 году.

Тулуп – зубцовый прыжок без перемены ноги. Толчок выполняется после поворота тройкой вперед внутрь — назад наружу, затем следует постановка носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения. Для толчка используют также троечный переход вперед наружу. Первый способ предпочтительней при выполнении максимального числа оборотов; второй способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка. По механике прыжок близок к прыжку сальхов.

Лутц – зубцовый прыжок без перемены ноги. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, одноименная рука несколько отведена назад, взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу отводят рядом с опорной назад, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух трех длин конька сзади опорной ноги. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается от льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая. Назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в 1913 году.

Флип —  зубцовый прыжок без перемены ноги с положительным направлением вращения. Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед наружу — назад внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы. После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней части тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Комбинацией прыжков называют два или более прыжка, следующих один за другим и объединенных общим техническим или эстетическим замыслом.

Каскад является частным случаем комбинации прыжков без поворотов и смены ноги между прыжками.

Прыжки, в которых вращение продолжается после приземления, называют прыжками во вращение.

В танцах на льду может быть исполнен прыжок не более чем в один оборот только одним партнером в одно время. Этот прыжок партнеры могут исполнять либо взявшись за руки, либо раздельно, но расстояние между партнерами не должно превышать двух вытянутых рук.

Танцевальный прыжок – маленький прыжок не более чем в пол оборота, используется для смены ноги или направления. Такие прыжки исполняют в танцевальной позиции или на расстоянии не более 2 вытянутых рук. Оба партнера могут выполнять этот прыжок одновременно.

«Подскок»– маленький прыжок без поворота.

Вращения – обязательный элемент фигурного катания.

Имеются три базовых позиции: либела (свободная нога сзади, ее колено выше уровня бедра, заклон), сидя – волчок (верхняя часть занятой ноги, по меньшей мере, параллельна льду), стоя (любая позиция с вытянутой или почти вытянутой занятой ногой, которая не является позицией либелы), а также промежуточные позиции (все позиции, которые соответственно данным выше определениям, не являются либелой, волчком или позицией стоя).

Вращения должны иметь требуемое минимальное количество оборотов. В парной комбинации вращений должна быть, по крайней мере, одна смена ноги обоими партнерами, не обязательно исполняемая партнерами одновременно. В сольной комбинации вращений смена ноги не обязательна.

В танцах на льду вращение выполняется парой вместе в любой позиции. Оно выполняется на месте, вокруг общей оси, на одной ноге одновременно обоими партнерами.

Типы базовых позиций в танцевальных вращениях: позиция стоя (прямо): исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой и верхней частью корпуса, выпрямленной вверх (приблизительно вертикально или согнутой (в виде арки) назад или согнутой вбок;

позиция сидя: исполняется на одной ноге в глубоком приседе с согнутой опорной ногой и свободной ногой, направленной вперед, в сторону или назад;

позиция кэмел: исполняется на одной ноге с выпрямленной или слегка согнутой опорной ногой, корпусом, согнутым вперед и свободной ногой, вытянутой или согнутой вверх по горизонтальной линии или выше.

В танцах на льду также существуют вращательные движения.

Твизл – поворот на одной ноге с одним или более оборотом, исполняемый с продвижением по льду и представляющий собой быстрое непрерывное вращение. Вес остается на опорной ноге, свободная нога во время поворота может находиться в любом положении, после чего она опускается на лед рядом с опорной ногой для выполнения следующего шага. Существуют четыре разных типа начальных ребер, с которых могут быть начаты твизлы: вперед наружу, вперед внутрь, назад наружу, назад внутрь.

Серии синхронных твизлов – не менее двух твизлов для каждого партнера с не более чем тремя небольшими шагами между твизлами.

Серии последовательных твизлов   не менее 2 х твизлов для каждого партнера с не более чем одним шагом между твизлами.

Движение подобное твизлу – в то время как корпус фигуриста выполняет один полный оборот, его опорная нога технически выполняет менее одного оборота, за которым следует шаг вперед;

Сольное вращение/пируэт – вращательное движение, выполненное на одной ноге на месте одним из партнеров (с помощью или без помощи другого партнера) или обоими партнерами одновременно (вокруг раздельных центров вращения).

Спирали – обязательный элемент парного и женского одиночного катания. Спиралью называется позиция со скольжением на одной ноге и свободной ногой (включая колено и нижнюю часть) поднятой выше уровня бедра. Позиции спиралей различаются по занятой ноге (правая, левая), ребру (наружу, внутрь), направлению скольжения (вперед, назад) и по позиции свободной ноги (назад, вперед, вбок). При выполнении спирали на льду остается след в виде линии с плавно меняющейся кривизной.

Подкрутка – обязательный элемент парного катания. В подкрутках партнер выталкивает партнершу вверх, и она совершает в воздухе вращение изолированно от партнера (как в индивидуальном прыжке, только на большей высоте). Вращение она приобретает за счет усилия партнера и собственной группировки. Партнерша должна быть поймана партнером за талию перед ее плавным приземлением на лед на ход назад наружу на одной ноге. Партнер также выезжает из подкрутки на одной ноге.

Тодес – обязательный элемент парного катания. Партнерша скользит на одной ноге почти в горизонтальном положении, а партнер выполняет циркуль назад наружу. Партнерша должна скользить в тодесе на чистом ребре, причем ее тело и голова должны находиться близко к поверхности льда, но партнерша не должна касаться льда головой или помогать себе свободной рукой или другой частью тела. Вес тела партнерши поддерживается скользящим по льду ребром конька и хватом руки партнера. Партнер должен находиться в центрированной позиции с полностью вытянутой рукой. Любой тип позиции считается чертой, если хват партнеров фиксируется в течение как минимум одного оборота. Во время исполнения заключительной позиции, когда партнерша находится в положении самого тодеса, оба партнера должны выполнить минимум один оборот в позиции полного тодеса, когда колени партнера явно согнуты.

Существует четыре варианта тодеса, соответствующих четырем ходам скольжения и их комбинации: тодес назад наружу, тодес вперед внутрь, тодес назад внутрь, тодес вперед наружу.

Выбросы – обязательные элементы парного катания. Представляют собой прыжки, выполняемые с помощью партнера, который «выбрасывает» партнершу в воздух при отрыве, и партнерша приземляется без помощи партнера на ход назад на наружное ребро.

Поддержки – обязательные элементы парного катания и спортивных танцев.

В парном катании поддержкой называется такое совместное движение, при котором партнер, используя прыжок партнерши, поднимает ее выше уровня плечевого пояса. Существует пять разрешенных позиций: позиция с хватом за подмышку, позиция с хватом за талию, позиция с хватом за бедро или верхнюю часть ноги (выше колена), позиция с хватом «кисть – кисть» (жимовые поддержки), позиция с хватом «кисть – кисть» (поддержки типа лассо).

Танцевальная поддержка – движение, во время которого один из партнеров поднимает другого партнера с активной или пассивной помощью другого партнера на любую допустимою высоту и удерживает его там, а затем опускает на лед. Количество оборотов и смен позиций во время поддержки не ограничено. Существуют короткие поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать шести секунд) и длинные  поддержки (длительность этих поддержек не должна превышать двенадцати секунд).

Шаги представляют собой комбинации толчков, дуг, троек, перетяжек, скобок, крюков, выкрюков и петель, с помощью которых фигурист перемещается по площадке.

Перебежка —  простейшая разновидность шагов. Ее выполняют ходом вперед и назад.

Простейшими считаются шаги, в которых основной поворот — тройка. К достаточно легким относится шаг тройкой вперед наружу. Он состоит из тройки левая назад внутрь с последующей сменой скольжения на правой назад наружу. Тройку выполняют так, чтобы в исходном положении свободная нога была выпрямлена и отведена назад, а в момент поворота не полностью прижималась бы к опорной. Переход на правую назад наружу сопровождается энергичным отталкиванием внутренним ребром левого конька, в результате чего левая нога выпрямляется и отводится назад вверх. В исходном и конечном положениях свободная нога развернута, туловище и голова держатся прямо. Нельзя допускать резких движений руками.

Шаги тройкой при последовательном выполнении в одну сторону образуют круговые комбинации. Эти же шаги, выполненные поочередно с разных ног, образуют серпантин.

Часто встречается — как самостоятельно, так и в различных комбинациях — шаг крюком назад наружу. Из исходного положения левая вперед внутрь, правая нога впереди следует переход на правую назад наружу, левая нога сзади. Затем выполняют переход в исходное положение на левую вперед внутрь, одновременно выносят правую ногу вперед, и шаг повторяется. Голову необходимо держать прямо, а спину прогнуть.

Скобочные шаги могут быть исполнены как по прямой, так и по кругу. Наряду с шагами на ребрах коньков существуют шаги на зубцах. Как правило, их включают в различные комбинации, чтобы подчеркнуть характерные моменты музыкального сопровождения.

В танцах на льду существуют следующие шаги:

Ребро – видимый след на льду, исполненный фигуристом на одной ноге по четкой кривой (дуге).

Перетяжка – видимый след на льду с переходом с одной четкой кривой (дуги) на другую четкую кривую (дугу) без смены ноги.

Двойное ребро – видимый двойной след на льду, который направлен по прямой (в результате движения фигуриста по льду на одной ноге на обоих ребрах конька).

Открытый шаг – шаг, начатый рядом с опорной ногой без скрещивания спереди или сзади. При скольжении вперед свободную ногу держат сзади до перехода на опорную ногу для следующего шага. При скольжении назад свободную ногу держат спереди до перехода на опорную ногу для следующего шага.

Шаг из скрещения – шаг, начатый из положения со скрещенными ногами таким образом, что движущая сила появляется от толчка наружным ребром конька ноги, которая становится после этого свободной ногой. Ноги скрещены выше колен.

Скрещенный шаг спереди – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной перед опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.

Скрещенный шаг сзади – шаг, в котором свободная нога расположена на льду снаружи от опорной ноги и будучи скрещенной за опорной ногой. Ноги скрещены ниже колен.

Шаг шассе: простое шассе   серия из двух шагов (обычно на наружном ребре и внутреннем ребре), в которой на втором шаге свободную ногу ставят на лед рядом с опорной ногой, а не впереди нее, а опорную ногу (ставшую теперь свободной ногой) немного поднимают таким образом, чтобы лезвие конька было параллельно льду; скрещенное шассе – то же самое, только свободная нога на втором шаге скрещивается с опорной ногой. Скрещивается сзади при движении спортсмена вперед, скрещивается спереди при движении назад; скользящее шассе – то же самое, только на втором шаге свободная нога скользит по льду перед опорной ногой при движении спортсмена вперед и назад при движении назад.

Беговой шаг – шаг или серия шагов, когда свободная нога проносится мимо опорной ноги прежде, чем она опускается на лед, становясь при этом «новой» опорной ногой, а бывшая опорная нога отрывается ото льда, становясь «новой» свободной ногой.

Дуга – короткое или длинное скольжение на ребре конька вперед или назад.

Маховая дуга – дуга, выполняемая в течение нескольких музыкальных счетов, во время которых при движении назад свободную ногу поднимают, а затем делают ей мах сначала вперед, а потом назад за опорную ногу, после чего возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. При движении вперед сначала делают мах свободной ногой назад, потом вперед, затем возвращают обратно к опорной ноге для выполнения следующего шага. Мах ногой дает ощущение «движения по дуге».

Кросс ролл – шаг по дуге, начатый с движением свободной ноги, которую приближают к опорной ноге со стороны таким образом, что она опускается на лед почти под прямым углом к опорной ноге. При движении вперед ноги скрещиваются спереди, а при скольжении назад – скрещиваются сзади. Ускорение придается за счет толчка наружным ребром конька опорной ноги, когда она становится новой опорной ногой. В этом случае изменение наклона корпуса в противоположном направлении создает «дугообразное движение».

Скользящий шаг – шаг, выполненный по прямой линии, при этом лезвия обоих коньков находятся плоско на льду. Вес тела находится над опорной ногой, которая может быть согнута или выпрямлена в колене, в то время как свободная нога скользит по льду вперед до ее полного выпрямления.

Шаг на зубцах – шаг, при котором спортсмен, находясь на зубцах коньков, переступает с одной ноги на другую без прыжка.

Поворот – вращательное движение, при котором фигурист изменяет направление движения с хода вперед на ход назад или с хода назад на ход вперед.

Троечный поворот – поворот, выполненный на одной ноге с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, причем кривая выезда продолжается по той же дуге, что и кривая въезда. Фигурист делает поворот в направлении кривой.

Тройки вокруг общей оси – тройки, исполняемые обоими партнерами одновременно вокруг общей оси. Партнеры выполняют эти повороты в вальсовой  или со смещением в «полу танговую» позицию.

Скобка – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на внутреннее ребро или с внутреннего ребра на наружное ребро, при этом дуга выезда продолжает дугe въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда.

Крюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении дуги въезда.

Выкрюк – поворотный элемент, выполняемый на одной ноге с переходом с наружного ребра на наружное или с внутреннего ребра на внутреннее ребро, при этом дуга выезда продолжается по другой дуге, отличной от дуги въезда. Фигурист делает поворот в направлении, противоположном дуге въезда (т.е., в направлении дуги выезда).

Маховый крюк или выкрюк – вид крюка или выкрюка, в котором свободная нога с махом плавно проносится рядом с опорной ногой перед поворотом и после поворота или проносится за опорную ногу и удерживается над следом, либо исполняется мах вперед.

Моухок – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, при этом дуга выезда продолжает дугу въезда и обе дуги имеют равную глубину. Смена ноги выполняется с наружного ребра на наружное ребро или с внутреннего ребра на внутреннее ребро.

Открытый моухок – моухок, в котором пятка свободной ноги ставится на лед с внутренней стороны опорной ноги, угол между обеими ногами произвольный. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение за пяткой «новой» опорной ног.

Закрытый моухок – моухок, в котором подъем свободной ноги удерживается у пятки опорной ноги, пока свободную ногу не поставят на лед за пятку опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение впереди «новой» опорной ноги.

Маховый моухок – открытый или закрытый моухок, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.

Чоктау – поворотный элемент, при котором изменение направления движения осуществляется переходом с одной ноги на другую, а дуга выезда противоположна дуге въезда. Смена ноги выполняется с наружного ребра на внутреннее ребро или внутреннего ребра на наружное ребро. Если в описании танца не определено иное, свободная нога ставится на лед рядом с опорной ногой. Дуги въезда и выезда имеют одинаковую глубину.

Открытый чоктау – чоктау, в котором свободная нога ставится на лед с внутренней стороны опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение за пяткой «новой» опорной ноги.

Закрытый чоктау – чоктау, в котором подъем свободной ноги удерживается у пятки опорной ноги, пока свободную ногу не поставят на лед за пятку опорной ноги. Сразу после переноса веса тела «новая» свободная нога принимает положение впереди «новой» опорной ноги.

Маховый чоктау – открытый или закрытый чоктау, в котором свободная нога делает мах вперед (проходя мимо опорной ноги как можно ближе к ней) и возвращается назад к опорной ноге для выполнения поворота.

Скрещенный открытый чоктау – чоктау, в котором наружная сторона свободной ноги удерживается перед опорной ногой под прямым углом к ней. Бедро открыто после поворота. Это могут быть широкие шаги.

Дорожка шагов – серия предписанных или не предписанных шагов, поворотов и движений.

(Основной источник – «Фигурное катание на коньках: Учебник для институтов физической культуры». Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.).

ria.ru

Фигурное катание: элементы. Описание, название, видео

Фигурное катание является одним из самых эстетически красивых видов олимпийского спорта. Комбинации его состоят из последовательностей пируэтов, вращений, множества прыжков, различной сложности — это и есть элементы . Изначально, данный спорт был состязанием между людьми, исполняющими фигуры в статике, застывающими в красивых позах.

Позднее стали образовываться пары фигуристов, и, наоборот, выделяться одиночки. Из этого выросли такие катания, как одиночное и парное.

Опытные тренера занимаются с детьми общей физической подготовкой, основами балетного искусства, гимнастикой, а также разучивают элементарные базовые шаги и элементы. Изучение основных элементов фигурного катания (знание терминов, создателя элемента и прочее) — является обязательным уроком в обучении начинающих фигуристов.

, вращения и другие простые элементы — необходимо изучать и осваивать спортсменам?

Названия основные элементов в фигурном катании

В первую очередь, это шаги. Они подразделяются на базовые и технические. К базовым относятся:

  • Дуга. Ему обучаются с самого начала. Это скольжение вперед или назад попеременно на одной ноге. Можно катиться как на наружном, так и на внутреннем ребре. В результате след должен образовывать окружность.
  • Елочка. Шаг очень похож на одноименный лыжный. Называется он так по причине оставляемого следа, похожего на хвойную тезку.
  • Фонарик. Шаг выполняется на двух ногах. Приседая, ноги находятся вместе, при подъеме они скользят в разные стороны. Посмотрев на след, оставляемый коньками, можно разглядеть китайские фонарики.
  • Змейка. Данный шаг выполняется на двух ногах, максимально близко расположенных друг к другу. Фигурист плавно перемещается слева — направо, и наоборот, оставляя параллельные линии.

Основные технические шаги это:

  • Тройка. Самый простой поворот на одной ноге. Резко изменяется направление движения и ребро скольжения. Шаг назван так, потому что по следу своему очень напоминает слишком широкую цифру «3».
  • Твизл. Поворот на ноге, один из 6-ти видов, включенных в обязательную программу фигуристов-одиночек. Как правило, поворот этот один полный. Во время поворота происходит смещение по направлению движения фигуриста. Существуют «серии твизлов», выполняемые для более высокой оценки программы спортсмена.
  • Петля. На одной ноге фигурист резко делает поворот на 360 градусов и продолжает движение в том же направлении. На льду же запечатлеется петля, в честь которой и назван весь шаг.
  • Тройка вальсовая. Поворотный шаг на одной ноге, во время которого свободная нога двигается вперед и наружу, подобно вальсовому шагу.

В огромное разнообразие прыжков, от элементарных до сложно выполнимых, требующих наличия определенной техники. Среди самых часто исполняемых можно выделить такие, как:

  • Козлик. Элементарная подпрыжка, которая выполняется с опорной ноги на зубец той же ноги, с резким переходом на ребро противоположного конька.
  • . Чаще всего этот прыжок исполняется после длинной дуги назад-наружу. Это полный оборот в воздухе, с перекрестом ног и рук. Отталкивание происходит с зубца, приземление на полную стопу.
  • . Единственный , исполняемый с движения вперед. Происходит широкий замах одной ногой, отталкивание с ребра опорной ноги, поворот на 360 градусов и приземление на носок, с последующим переходом на полную стопу противоположной ноги.
  • . Прыжок, очень похожий на лутц, исполняется с замаха и толчка с зубца опорной ноги. В воздухе положение тела такое же, как и у . Приземление происходит на зубец опорной ноги, с последующим переходом на полную стопу.
  • Риппон. Прыжок назван в честь современного фигуриста. При его исполнении, во время элементарного прыжка обе руки должны подниматься вверх.

Прыжки, следующие друг за другом без остановок и промежуточных шагов, были названы каскадом. Их сделали обязательными для исполнения в короткой программе на Олимпиаде.

ВАЖНО! Зачастую путают комбинации прыжков и каскады. Комбинацией называют серию, состоящую из прыжков, которые представляют собой определенный замысел, эстетический или технический. же — частный случай этих комбинаций, в котором нет ни поворотов, ни смены ног.

Элементы прыжков

В подготовительные и связующие прыжки объединяют три группы элементов: вращения, скольжение и спирали.

Вращения, иначе пируэты, один из основополагающих элементов фигурного катания. Выполняются чаще всего на одной ноге. Однако, в период тренировок, в качестве упражнений, всегда начинают с пируэтов на двух ногах. При правильном исполнении вращения конек скользит вдоль небольшой окружности. Для пируэтов необходима хорошая подготовка и натренированный вестибулярный аппарат. Среди основных выделяют:

  • Бабочку. Стремительное вращение с перекрестными ногами и постепенно поднимающимися от груди к голове руками.
  • Волчка. Это вращение не под силу новичкам, так как требует большой физической подготовки. Выполняется оно сидя, опорная нога должна быть прямо параллельна полу, а вторая, точно так же параллельно выставляется вперед, с натянутым носком флекс. Есть множество вариаций, в которых свободная нога не вытянута вперед, а устремляется в сторону, или же кладется на опорную ногу.

Скольжение — прием фигурного катания, позволяющий фигуристам отдохнуть после выполнения элемента и подготовиться к следующему. С возрастанием опыта у фигуристов в их программе скольжений становится все меньше. Падений на скольжении практически не бывает (разве только на тренировочных занятиях). Это — обязательный элемент программы в женском и парном .

Спирали — это частные случаи скольжения, исполняемые на одной ноге, в которых колено свободной ноги должно находиться выше бедра опорной. Многие элементы, придуманные на заре становления фигурного катания, отходят от этого правила, так как изначально спиралью назывались все фигуры, оставляющие на льду этот след. Среди основных выделяются:

  • . Движение на одной ноге, корпус параллельно наклонен к полу, свободная нога максимально поднимается назад — прямая. Руки чаще всего раскрыты — для равновесия. Данную спираль часто осваивают самостоятельно, на дворовых катках, так как она не представляет большой сложности. Она является элементом фигурного катания для начинающих спортсменов.
  • Пистолетик. Подготовительное упражнение к вращению волчком. Чаще всего используется в детских программах. Спираль на одной ноге, с приседом и выставлением свободной параллельно ледовому покрытию.
  • Флажок. Для исполнения этой спирали необходима хорошая растяжка. Происходит движение на опорной ноге, вторая же поднимается в сторону, образуя поперечный шпагат. Одноименная с поднятой ногой рука держит первую за пятку.
  • Циркуль. Происходит скольжение на ребре одной ноги, с постановкой второй на зубец в центре образовываемой окружности.

Парное катание

В парном катании ответственность за исполнение номера равноценно лежит на обоих партнерах. Поддержка и взаимопонимание в паре — несомненный залог успеха. Парное катание подразумевает под собой определенную долю опасности, ведь если одиночка рассчитывает лишь на себя, то для того, чтобы исключить всевозможные травмы при прокатке программы, пара должна чувствовать себя единым целым.

Наиболее часто использующиеся элементы парного катания это:

  • Подкрутка. Партнер подбрасывает партнершу высоко в воздух. Она крутится в горизонтальной плоскости, скрещивая руки и перекрещивая ноги. При приземлении — мужчина ловит ее и аккуратно ставит на землю.
  • Тодес. Самый сложный элемент в фигурном катании ввиду того, что для его исполнения партнеру нужно обладать недюжинной силой. Поэтому ставится он чаще всего на взрослых. Мужчина выполняет спираль «циркуль», держа женщину за руку. Партнерша же находится в горизонтальном положении и, как-будто бы описывает второй внешний круг вокруг партнера. Выход из данного элемента осуществляется сильным подтягиванием мужчиной к себе женщины.

Начальная подготовка фигуристов

Вместе с общей физической подготовкой и занятиями у хореографического станка, важную роль в подготовке спортсменов имеет специально-техническая подготовка. Иначе ее называют ледовой. Данная подготовка включает в себя несколько этапов, постепенное овладение которыми приводит фигуриста к призовым местам на крупнейших соревнованиях.

Время тренировок на начальном этапе не должно превышать 45 минут. При этом нужно комбинировать занятия на льду с хореографической подготовкой.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ! Что для эффективного обучения в детском возрасте целесообразно выполнять различные упражнения на обе стороны (вращение влево чередовать с вправо, делать толчки с обеих ног и т.д.).

В первоначальные навыки входят скольжение по льду и овладение равновесием. Скольжение выполняется как на двух ногах, так и поочередно на каждой. Здесь очень хорошо будет использовать упражнение «Фонарик» (основной шаг, п.1). Трюки на коньках для начинающих фигуристов — не подходят.

Важная часть обучения — это навыки остановки. Выделяют два положения при остановках — двухопорное и одноопорная. Последняя — наиболее легкая (чаще всего это остановка «буквой Т»), когда при скольжении одна нога поднимается и выставляется вперед, на ребро, постепенно замедляя скорость. Двухопорная же — это резкий поворот на ребрах обеих ног. Останавливаясь во время движения назад, следует ставить ногу перпендикулярно направлению движения на внутреннее ребро, и постепенно переносить на нее тела.

— это нелегкий, многогранный вид спорта, на достижение вершин в котором у спортсменов уходит немало времени, сил и здоровья. Но болельщики, и просто любители этого вида спорта получают несравненное эстетическое удовольствие, видя результаты их трудов.

vsnege.com

Словарь элементов фигурного катания (Прыжки, шаги, вращения)

В данном разделе представлены описания элеменов фигурного катания. Чтобы в этом было проще разобраться, приведем основные термины.
Для упрощения описания движений фигуриста при выполнении обязательных фигур используют традиционные условные выражения и термины.
Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.
Свободная нога — нога, которая не касается льда.
Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.
Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.
Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).
Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси.
Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги.
Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.
Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной, оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

 
 
Шаги базовые (Basic Steps)
Дуга (Roll, lobe) Голландский шаг, круг
Елочка (Basic Stroking) Основной шаг
Беговой (Progressive, run) Перебежка
Подсечка (Crossover)
Фонарик (Swizzle, scissors, fishes, sculling)
Змейка (Wiggle)
Перетяжка (Change of edge)
Шассе (Chasse)
Кросс ролл (Cross roll)
Обманный шаг
Торможения (Stops)
Выпад (Lunge) Полушпагат
Шаги технические (Technical Steps)
Моухок (Mohawk)
Чоктау (Choctaw)
Повороты (Turns) Повороты на одной ноге
Тройка (Three turn) Троечный поворот
Скобка (Bracket)
Крюк (Rocker)
Выкрюк (Counter)
Твизл (Twizzle)
Петля (Loop)
Тройка вальсовая (Waltz three turn)
Тройка ритбергерная (Backward power three turn) Тройка ритбергеровая
Джаксон (Jackson)
Спирали (Spirals)
Ласточка (Arabesque spiral)
Шарлотта (Charlotte Spiral)
Полубильман (спираль) (Catch-foot spiral, half-biellmann spiral) Колечко
Бильман (спираль) (Biellmann spiral)
Кроссбильман (спираль) (Cross-grab) Перекрестный бильман
Флажок (спираль) (Y-spiral)
Собачка (Fan spiral) Фен
Кэрриган (Kerrigan spiral)
Шезлонг (спираль) (Inverted spiral) Лежачая спираль
Кораблик (Spread eagle)
Бауэр (Ina Bauer)
Кантилевер (Cantilever) Лимбо, кораблик Климкина
Бестия (Besti squat) Бести, Бестемьянова
Циркуль (Pivot)
Пистолетик (Duck, Shoot the duck)
Гидроспирали (Hydroblading)
Вращения (Spins) Пируэты
Либела (Camel spin)
Качающаяся либела (Illusion spin) Качающаяся ласточка
Винт (Scratch Spin)
Ламбьель (Lambiel spin)
Карандаш (I-spin) Карандашик, затяжка вперед
Заклон (Layback spin)
Винт со скрещением (Crossfoot spin)
Бильман (Bielmann spin)
Волчок (Sit Spin)
Ломаный волчок (Broken Leg Sit Spin)
Складка (Shoot the duck spin) Пушка
Блинчик (Pancake spin) Грибочек, черепашка
Прыжки во вращение (Flying Spins)
Прыжок в либелу (Regular Flying Camel) Простой прыжок в либелу
Бедуинский (Arabian, Butterfly) Прыжок бабочкой
Чинян (Flying sit spin)
Death Drop (Death drop) Прыжок в волчок через либелу
Прыжки (Jumps)
Аксель (Axel)
Перекидной (Waltz Jump) Вальсовый прыжок
Тулуп (Toeloop)
Сальхов (Salchow)
Ритбергер (Loop jump) прыжок петлей
Флип (Flip)
Лутц (Lutz)
Ойлер (Half loop, Euler jump)
Валлей (Walley) Цак
Прыжок кораблик
Шпагат (поперечный) (Russian split) Разножка
Шпагат (продольный) (Split jump)
Падающий лист (Falling leaf)
Олень (Stag jump)
Козлик (Bunny hop)
Пендаль (Hitch kick) Прыжок пендалем
Сальто (Backflip) Сальто назад
Парное катание (Pair skating)
Тодес (Death spiral) Обводка
Парное вращение «Крокодил»
Поддержка «Стул»
Поддержка «Свечка»
Выброс (Throw jump)
Подкрутка (Twist Lift)
Синхронное катание (Synchronized Skating, Synchro)
Линия (Line)
Круг (Circle)
Блок (Block) Блок с хватом
Блок без хвата (No hold block)
Колесо (Wheel) Вертушка
Пересечение (Intersection) Прочес
Спирали (Moves in the field) Движения по поляне
Движения в изоляции (Moves in isolation) Изоляция
Парные элементы (Pair elements)
Теория (Theory) Правила и системы судейства ФК
Обзор «Новой системы судейства» (ISU Judging System) HCC
Протоколы прокатов программ по НСС (Judges Details per Skater) Judges Scores

www.tulup.ru

Учим основные элементы фигурного катания

Элементы фигурного катания, добавляющие дополнительные баллы и шарм программе — прыжки и вращения. Чем меньше указанных элементов в программе, тем ниже оценка. Трюки не советуют исполнять любителям без тренера, так как все они опасные, если человек не стоит твердо на коньках.

Прыжки

Прыжки — основа программы. Высокая оценка приравнивается к полным оборотам и чистому приземлению. Достичь чистоты прыжковых элементов помогает практика. На олимпиаде должны быть каскады реберных и зубцов прыжков.

Аксель

Аксель — самый сложный элемент в фигурном катании.

Его второе название — перекидной. В замедленной съемке спортсмен перепрыгивает с одной ноги на другую, делая при этом 1,5 или 3,5 оборота. Полтора оборота иначе называют «одиночный аксель».

Выезжая с подсечки, фигурист скользит на опорной ноге. После выпада, спортсмен скользит, чередуя внутреннее и внешнее ребро, «выписывая» фигуру, похожую на полукруг. Немного затормаживаясь, спортсмен выпрыгивает в воздух на другую ногу. Прыжок выполняется вперед. Левшам удается делать аксель в обе стороны. При приземлении важна группировка — отведение свободной ноги в сторону и присед на опорную (ту, на которую перепрыгивали).

На туториалах в замедленной съемке понятна хитрость выполнения. Если спортсмен умеет делать перекидной, то добавив обороты получится аксель. Этот элемент нужен для сдачи юношеских разрядов.

Лутц

Выполняется с помощи зубцов — спортсмен от них отталкивается. Второй по сложности. Любителям не стоит пытаться выполнить этот элемент, поскольку это может закончиться травмой.

Лутц поэтапно:

  1. Заход с подсечки.
  2. Длинная дуга(левой ногой), туловище развернуто наружу (вправо).
  3. Замахиваясь руками и приседая, спортсмен отталкивается от зубчиков и прыгает. Раскрутка получается за счет замаха руками.

Траектория прыжка похожа на английскую букву «S». Прост в исполнении, благодаря широкому замаху — можно сделать больше оборотов. Будет оцениваться по числу оборотов: ординарный — 0,6; двойной — 2,1; тройной — 6,0. Элемент технически сложный для любителя.

Тулуп

Второй после сальхова в учебной программе, легчайший. Тулуп по-английски пишется «toe loop», где второе слово переводится как риттбергер из-за схожего захода.

Сначала идет тройка внутрь, затем заход и прыжок с зубца. Красивый заход — залог правильного тулупа. На заходе нужно описывать угол и замедлять, чтобы прыжок отличался от акселя. Выполнения тройного оборота обойдется в 4,3 балла, а четверной — в 10,3.

Методика изучения — обучение шагам и прыжки в зале. Чем больше отработка, тем чище прыжок. Новеньким настоятельно советуют уделить больше внимание шагам и спиралям.

Варианты исполнения:
  • балетный — половина оборота, приземление на зубцы левого конька;
  • мазурка — выбрасывание вперед ноги, приземление на зубцы правого конька.

Сальхов

Первый изучаемый реберный прыжок. Стоимость элементов по ISU: 1,3 — 2 оборота, 4,5 — 3 оборота, 10,5 — 4 оборота.

Заход с дуги назад-внутрь, свободная нога делает мах вокруг тела. При приземлении, нога должна оказаться на внешнем ребре. Механизм схож с перекидным. Обязательный элемент у взрослых и юниоров.

Ученик должен освоить змейку, способствующую легкому скольжению на внешнем ребре. Освоенные дорожки шагов — гарантия успешного изучения основных элементов. Механика похожа на перекидной. Мах позволяет легче сделать больше оборотов.

Флип

«Флип» от английского «flip», означающий «щелчок». Термин символизирует короткий и быстрый прыжок. При выполнении создается звук щелчка. Выполнение каскада «флип-тулуп» называется полетом мотылька.

Начинается с хода назад внутренним ребром и ударом зубцов противоположной ноги. Нужна четкость и скорость для выполнения. При неправильном замедлении можно потерять равновесие, поэтому нужны определенные навыки для выполнения элемента.

Легкому прыжку способствует козлик — отрабатывается ход вперед и зубцовый прыжок.

Риттбергер

Реберный прыжок, в каскаде занимает вторую-третью позицию. Стоимость по данным ISU: 1,8 — 2 оборота, 5,1 — 3 оборота, 12 — 4 оборота.

Тренер начинает подводить спортсмена соответствующими упражнениями — отработкой прыжков на льду и в зале. Залог успеха — правильная последовательность.

Операция пошагово:

  1. Тройка (вальсовый шаг).
  2. Дуга назад-наружу
  3. Тело совершает поворот против часовой стрелки, делая толчок

Выполняется в несколько оборотов. Ошибка — выполнить многооборотный прыжок, преждевременно «раскрываясь» в бабочку. Происходит из-за потери правильной группировки.

Другие варианты исполнения:
  1. Полуриттбергер. Прыжок в шпагат или длинный шаг, приземление на левый зубец.
  2. Валлей. Редко исполняется на соревнованиях — считается связующим элементом без высоких оценок. Сложен в исполнении — прыжок с внутреннего ребра на внешнее той же ноги.
  3. Ойлер. Считается промежуточным для сальхова, флипа, риттбергера, тулупа. В середине каскада ойлер засчитывается однооборотным риттбергером.
  4. Внутренний аксель. Новичок должен пройти достаточно теории и обучения у тренера, так как прыжковый каскад травматичен. Соревновательное обозначение: RBO.

Вращение

Вращение — обязательный элемент женской и парной программы. Элемент стоит на 2 месте по важности при оценивании номера в фигурном катании.

Заклон

Для выполнения важна гимнастика. Спортсмен вращается, отклоняя максимально спину назад или в сторону, нога отведена назад. Вариация исполнения может быть разной: без рук или держась за лезвие. Обязательный элемент короткой программы у одиночниц.

Бильман

Хореографический элемент, требующий большую растяжку. Опорная нога на земле — свободная согнута в колене и поднята вверх. Понятие бильмана появилось в честь фигуриста-основателя. Мужчины редко исполняют элемент, а женщины — постоянно.

Варианты исполнения:
  1. Захват противоположной рукой.
  2. Полубильман. Фигурист хватает себя за лодыжку, а не лезвие.
  3. Кольцо. Выполняется спираль, руки удерживают лезвие.
  4. Со сменой ноги.В парном катании, партнерша встает в позу, а партнер держит за талию. Другой способ — женщина в позе, а мужчина делает волчок, где оба держат друг друга за ноги. С опытом получается выгибаться глубже.

Либела

Различают несколько видов по позе. Базовая позиция — стойка на опорной ноге, вторая поднята и отведена назад (ласточка).

Одиночники чаще делают прыжок в либелу или колечко, удерживая лезвие руками. Лежачая и классическая реже используется в программах. Одиночницы любят делать флажки, с полным поднятием ноги в сторону.

В парной либеле, партнеры стоят в ласточке и удерживают ноги друг друга, либо делают элемент параллельно. Реже встречается английский тип вращения, где партнер удерживает партнершу в волчке.

Твизлы фигурное катание насчитывает в небольшом количестве у одиночниц. Твизлы — танцевальные вращения, не дающие высокие баллы на соревнованиях. Чаще вращение добавляют танцевальные и обычные пары, как связку между элементами. Выполняется в положении стоя, с приподнятой ногой.

Дополнительные вариации исполнения:
  1. Графстрем. Опорная нога согнута, вторая — в арабески.
  2. Качающаяся либела. Раскачивание в позиции с прямой опорной ногой и корпусом.
  3. Полубильман. Корпус наклонен ко льду, свободная нога наверху в позиции.

Волчок

Первый изучаемый базовый элемент в детских группах. Выделяют несколько вариаций исполнения. В российском спорте предпочитают классический вариант, где свободная нога вытянута вперед. Занятия в зале подразумевают приседания с вытянутой ногой. Новички тренируются, скользя прямо, постепенно добавляя вращения. Так они могут постепенно перейти к данному элементу.

Варианты исполнения:
  • Скрученный. Плечи перпендикулярно льду, свободная нога образует крест с опорной.
  • Ломаный. Нога развернута и вынесена в сторону от опорной.
  • Складка. Спортсмен удерживает свободную ногу руками и скручивается к ней.
  • Пушка. Свободная нога вытянута вперед и удерживается параллельно льду.
  • Блинчик. Свободный конек лежит на опорной ноге или колене. Руки скручены сзади, удерживают лезвие или отведены в стороны.
  • Простой. Бедро параллельно льду, спина прямая, руки удерживают конек.

Элементы в парном фигурном катании

В паре важно доверие, техника и синхронность. Недостаточная сила приводит к падениям и травмам, что может серьезно сказаться на дальнейшей карьере. Для красоты откатываются геометрические фигуры: кресты, крюки и т.д.

Спирали

Название элемента связано с визуальной картинкой — коньки выписывают спираль. Исполняются для красоты, очки за технику не дают.

Разновидности:
  1. Fan. Свободная нога поднимается вперед и вбок.
  2. В арабеске. Свободная нога перпендикулярна опорной.
  3. В бильмане. Делается спираль свободной ногой, закинутой назад, и поддерживаемой руками.
  4. Y-спираль. Нога закидывается вбок как можно больше, визуально выписывая букву «Y».

Гидроспираль — скольжение на одном ребре. Выполняется в танцах и ледовых шоу.

Подкрутка

Партнер подбрасывает девушку в воздух и ловит ее за талию. В воздухе партнерша закручивается. Мужчина ловит партнершу до приземления. Подкрутки делаются из прыжков, в несколько оборотов и по нескольким уровням сложности.

Биомеханические особенности:

  • высота полета характеризуется в согласованности движений, основанной на сопровождении партнерши;
  • совпадение усилий по направлению дает успешное выполнение подкруток, движения плавные, согласованные, последовательные.
Типы:
  1. По отталкиванию партнерши. Тулуп, лутц, аксель, флип.
  2. По сложности. Есть несколько уровней: 1 — шпагат партнерши, 2 — прием за талию, 3 — руки партнерши над головой, 4 — сложный отрыв.
  3. По количеству оборотов. Ординарный, двойной, тройной, четверной. Часто исполняется в 2-3 оборота.

Тодес

Тодес требует силы партнера в руках. Мужчина в позиции циркуль, женщина держит за руку и из позиции кораблик переходит в тодес, описывая спираль. Начинающим спортсменом запрещается исполнять трюк. Определение тодеса на английском языке «петля смерти», поэтому с ним нужно быть аккуратнее.

Типы:
  1. Вперед-внутрь. Партнер на наружном ребре, партнерша — на внешнем. Мужчина делает циркуль, удерживая руку партнерши вытянутой. Девушка скользит, наклонившись вбок.
  2. Назад-внутрь. Женщина двигается на внутреннем ребре, корпус наклонен ко льду.
  3. Вперед — наружу. Движение на наружном ребре.
  4. Назад — наружу. Партнер скользит назад наружу, делая циркуль с вытянутой рукой, партнерша скользит аналогично, удерживаясь за руку.

Выбросы

Мужчина помогает подбросить девушку в воздух, после чего та приземляется самостоятельно на ногу.

Трюк выполняется последовательно. Травматичный элемент.

Типы:
  • хват партнерши;
  • по числу оборотов;
  • по отталкиванию .

Поддержки

Партнерша замирает в позе на партнере во время вращения или скольжения. Поддержка осуществляется за талию, акробатика запрещена. Пониманию помогут схемы, где пошагово прописаны действия. Важно правильное расположение девушки, чтобы тяжесть гармонично распределилась без перекосов — неправильный перекос станет причиной падения.

Типы:
  • короткие, не дольше 6 секунд.
  • танцевальные, партнер поднимает партнершу и удерживает над льдом какое-то время;
  • длинные, не дольше 12 секунд.
Запрещено исполнять:
  • руки подняты выше головы;
  • вращать партнершу вокруг себя с выпрямленными руками;
  • партнерша в шпагате, голова опущена вниз;
  • акробатические элементы — сидеть или стоять на плечах партнера;
  • лежать или сидеть на спине партнера.

Тренер — важный человек при освоении элементов. Для освоения сложных каскадов, пройдите прием в группу. Если он запрещает выполнять элементы, то уберегает от переломов и других травм. При самостоятельном освоении, не беритесь за прыжки высокой сложности — возьмите тренера и отработайте элементы с ним. Освоению прыжков способствуют спирали и шаги, где нужно выписывать окружность. Правильный выезд и приземление — залог чистого прыжка.

sportotip.ru

Связующие элементы в фигурном катании — Википедия

Связующие элементы в фигурном катании — относительно простые элементы, объединяющие разрозненные сложные элементы в цельную программу. Выполняются в такт музыке.

«Сложные» элементы в настоящее время жёстко стандартизованы, поэтому отыгрываемый фигуристом образ передаётся в первую очередь связками. Удачный подбор и эффектное исполнение связующих элементов — один из показателей класса фигуриста.

В документации ИСУ понятие «связующие элементы» описывается как «разнообразные и замысловатые шаги, позы, движения и хваты, объединяющие все элементы»[1] — другими словами, связующими можно считать любые незапрещённые элементы, не описанные в таблице SOV/GOE. Поэтому в оценку за технику связующие элементы не входили, пока в сезоне 2012—13 не появилось понятие «хореографическая дорожка» — набор любых связующих элементов на выбор фигуриста, исполняемый по всей поверхности катка. Кроме того, связующие элементы могут поднять GOE прыжка — для этого в таблице подсчёта GOE есть пункты «неожиданный, оригинальный или сложный заход», «прыжок выполнен с шагов или другого хорошо различимого связующего элемента», «хорошая поза на выезде или необычный выезд».[2]

В оценке за общее впечатление один из пяти компонентов — связующие элементы (англ. Transitions/linking footwork & movement).

Несколько прыжков, разделённые связующим элементом без промежуточных шагов, считаются «комбинацией прыжков» (англ. jump sequence) и оцениваются с коэффициентом 0,8.

Влияние Новой системы на связки неоднозначно. С одной стороны, ощутимые бонусы за прыжки с шагов и связок подняли общий технический уровень катания. С другой — жёсткий темп произвольной программы привёл к оскудению арсенала связок. ИСУ продолжает экспериментировать с правилами, чтобы сделать связующие прыжки и спирали правилом, а не исключением.

Дорожка шагов — засчитываемый элемент, отнимающий много времени (30–50 секунд). Впрочем, шаги, повороты и пассы руками встречаются и более мелкими порциями — на перебежках. Такие шаги не имеют SOV и GOE — то есть считаются связующими элементами.

По состоянию на сезон 2010—11, спираль (длительное скольжение на одном ребре с высоко поднятой ногой) в короткой программе считается связующим элементом. Вот некоторые из элементов, которые традиционно относят к спиралям, но как спирали не засчитывают даже в произвольной программе.

Пистолет (англ. duck, shoot-the-duck) — несложный приём, применяемый в основном начинающими; скольжение на одной ноге в приседе.

Циркуль (англ. pivot) — фигурист упирается зубцом одного конька в центр, а другим описывает окружности.

Гидроспираль (англ. hydroblading) — скольжение по кругу на крутом ребре одного конька, с небольшой опорой пальцами в центр круга. Крайне редко исполняется в соревновательном катании; в ледовых шоу есть целые номера, основанные на гидроспиралях.

Кораблик и его вариации[править | править код]

Кораблик (англ. spread eagle) — скольжение на двух коньках, поставленных в одну линию пятками друг к другу. Выполняется на внутренних или внешних рёбрах коньков.

Бести (англ. Besti squat) — кораблик, выполненный в сильном приседе. Назван в честь советской фигуристки Натальи Бестемьяновой.

Есль коньки стоят не в одну линию, а параллельно, приём называется бауэр (англ. Ina Bauer) — в честь немки Ины Бауэр.

Приём кантилевер — скольжение в «кораблике» с туловищем, уложенным горизонтально — изобретён американскими фигуристами-комиками швейцарского происхождения, известными как «Фрик и Фрак» (англ.). Позднее кантилевер стал «визитной карточкой» Ильи Климкина, отсюда второе название — «кораблик Климкина».

Полуоборотные прыжки (перекидной, прыжки в шпагат полуриттбергером и полуфлипом…) всегда считались связующими элементами. В 2000-е годы Новая судейская система объявила связующими некоторые прыжки в один и более оборот, фактически поставив их «вне закона»:

  • Валлей — редкий прыжок, иногда исполнявшийся в обратную сторону в каскаде с лутцем.
  • Ойлер — однооборотный прыжок, с которого можно зайти на сальхов или флип.
  • Одноногий аксель — разновидность акселя, с которой можно зайти на сальхов/флип.

В дальнейшем ойлер и прочие прыжки с приземлением на другую ногу реабилитировали, но фигуристам высшего класса исполнять их, как правило, невыгодно.

В настоящее время (2018) у фигуристов высшего класса прыжки в один оборот считаются связующими.

Парное катание богато на связующие элементы. В их числе:

  • Танцевальные движения: партнёры могут менять позицию друг относительно друга, съезжаться и разъезжаться…
  • Микроподдержки: мужчина поднимает женщину на небольшую высоту.

ru.wikipedia.org

Вращения в фигурном катании — Википедия

Вращения в фигурном катании

Вращения (пируэты) на одной ноге[1] являются необходимым элементом фигурного катания. Различают пять классических поз вращения: стоя («винт»), заклон, бильман, сидя («волчок») и вращение в «ласточке» (либела).[2] Кроме этих пяти, существует огромное количество вариаций: полубильман, «флажок», заклон «колечком» и другие. Самое быстрое вращение происходит в винте, когда скорость может превышать 2 оборота в секунду.[2] Заклон и бильман — вращения чисто женские, мало кто из мужчин способен на них.

Для фигуриста, вращающегося против часовой стрелки (коих большинство), вращение на левой ноге считается «вращением вперёд», на правой — «вращением назад», по направлению захода. Спортсмен может, не переставая крутиться, переходить с одной ноги на другую («вращение со сменой ноги»), менять позу («комбинированное вращение»), заходить на вращение прыжком («прыжок во вращение» или «комбинированное вращение с прыжковым заходом»).

Вращения не являются особенно травмоопасными, но при сильном скручивании колена можно повредить коленные связки. Кроме того, фигуристы парного катания могут ранить друг друга при синхронном вращении.[3]

Обязательный элемент одиночников (и мужчин, и женщин). Существует несколько вариантов такого прыжка, наиболее распространённые (по А. Мишину):[4]

ОтрывСмена ногиВращениеУстоявшееся названиеВидео
АксельНетВолчок вперёдЧинян
АксельЕстьВолчок назадdeath drop
АксельЕстьЛибела назадПрыжок в либелуСмотреть
БабочкаЕстьЛибела назадБедуинский в либелуСмотреть
ОйлерЕстьВолчок вперёд
РиттбергерНетВолчок назад
СальховНетВолчок вперёд
СальховЕстьВолчок назад

Среди начинающих распространены две ошибки: невысокий прыжок, похожий на шаг, и принятие нужной позиции уже после приземления.

Вращения в парном катании бывают параллельными (партнёры синхронно исполняют одно и то же вращение) и совместными (вращаются как единое целое). В танцах исполняются только совместные вращения.

Наиболее распространённые из совместных: «английское вращение» (парное вращение сидя), «крокодил» (встречная либела), парная либела. В современном жёстко стандартизированном катании совместные вращения — одно из тех мест, где пара может проявить фантазию.

Новая судейская система различает вращения стоя, сидя, либелу, заклон и комбинированное. Для каждого из этих вращений есть варианты «с прыжковым заходом» и «со сменой ноги», они оцениваются выше. В парном катании добавляется совместное вращение (простое и со сменой ноги).

Обозначения: стоя — USp, сидя — SSp, либела — CSp, заклон — LSp, комбинированное — CoSp, совместное — PSp. Прыжок во вращение обозначается буквой F (например, FSSp), смена ноги — буквой C.

Уровень вращения (B, 1, 2, 3 или 4) определяется так называемыми «чертами»: чем больше черт насчитает техническая бригада, тем выше уровень. До сезона 2009—10 на выход из вращения давалось три оборота стоя, но этого не всегда хватало, «чистое» вращение засчитывали как комбинированное. Начиная с сезона 2010—11 вращение стоя, если оно выполнено в конце элемента, засчитывается только с вариацией. Об этом изменении следует помнить любителям, с их простейшими комбинациями наподобие «волчок-винт».

Для всех вращений, кроме «чистых», фигурист должен выполнить пять требований.

  • Для прыжков во вращение:
    • Хорошо заметный прыжок, не похожий на шаг или маленький подскок.
    • В течение двух оборотов фигурист занял чистую позицию.
    • И ещё два оборота удерживал её.
  • Для вращений со сменой ноги — на обеих ногах фигурист занял чистую позицию.
  • Для комбинированных вращений со сменой ноги — все три базовые позиции (стоя, сидя, либела).

Если не выполнено одно из этих требований, базовая стоимость 70 % (пометка s). Если два — 50 % (пометка ss).

И в короткой, и в произвольной программе одиночникам разрешено три вращения. Парам — в короткой одно вращение (параллельное или совместное, задаётся на сезон), в произвольной одно параллельное и одно совместное.

ru.wikipedia.org

Выполнение элементов фигур — Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)

Толчки. Толчок — начало фигуры, и от его выполнения зависит правильность начертания всего рисунка. При выполнении толчков в обязательных фигурах крайне важно сохранять стабильное положение верхней части туловища, свободной ноги после толчка, а также участие полоза конька, на котором происходит скольжение.

Толчки вперед. Стартовый толчок вперед выполняют из исходного положения, в котором опорная и толчковая ноги согнуты, туловище находится над коньками, спина прямая, плечи расправлены, ладони обращены ко льду (рис. 28). При правильном толчке колебательные движения толчковой ноги исключены. Став свободной, она должна остаться в том же положении, в котором покинула лед. При этом зубец конька должен находиться точно над следом. Продольная ось туловища во время толчка и после него не должна искривляться, голова и руки почти неподвижны.

Рис. 28. Толчки вперед: а — наружу; б — внутрь

Выполнение переходного толчка вперед, в сущности, аналогично стартовому, согнутая опорная нога, которая будет толчковой, точное положение рук и ладоней — все это должно быть обеспечено еще на подъезде к толчку. Основная цель переходного толчка — обеспечить непрерывное движение и сохранить исходное положение продольной оси туловища.

Правильное выполнение переходного толчка вперед многим напоминает отталкивание при катании на самокате.

Часто встречающейся при исполнении толчков вперед ошибкой является отталкивание зубцом конька. Для устранения этого серьезного дефекта следует увеличивать разворот конька и использовать для толчка среднюю часть полоза.

Толчки назад. При выполнении стартовых толчков назад-наружу и назад-внутрь необходимо, чтобы уже в исходном положении толчковая нога была согнута. В процессе толчка нужно следить за тем, чтобы тело перемещалось в направлении скольжения только по горизонтали, исключая подпрыгивания и приземления на опорную ногу.

В толчках назад особенно трудно обеспечить прямое положение туловища в первый момент после толчка. Для этого фигурист должен стремиться возможно быстрее привести толчковую ногу в положение над следом.

Распространенная ошибка в толчках назад — искажение рисунка начального участка следа. В толчках наружу это излишняя кривизна, в толчках внутрь — недостаточная. Для исправления ошибок в первом случае обычно достаточно постоянно контролировать правильность следа, во втором, кроме этого, необходимо специальными упражнениями вне льда развить способность разворачивать стопу до нужного предела.

На рис. 29, 30 приведены три основных варианта толчков назад-наружу и назад-внутрь.

Рис. 29. Толчок назад-наружу: а — стартовый; б — классический; в,г — модифицированные
Рис. 30. Толчок назад-внутрь: а — стартовый; б — классический; в — модифицированный

Круги. Основным требованием, предъявляемым к исполнению кругов, является скольжение точно по окружности. Овладеть уверенным скольжением всеми четырьмя ходами — важнейшая задача фигуриста. Технические приемы, усвоенные спортсменом, не только обеспечивают четкое выполнение фигур № 1, 2, 3 и 4, но и становятся основой для всего комплекса обязательных упражнений. При выполнении кругов первостепенное значение имеет не только их форма и покрытие, но и совершенство манеры скольжения: мягкая работа опорной ноги, правильная смена позиций, осанка, правильное движение свободной.ноги, скольжение на нужной части полоза, оптимальная величина наклона конька ко льду и т. д.

Круг вперед-наружу (рис. 31) начинают во II позиции и сохраняют ее при прохождении первой трети окружности, постепенно ослабляя ее к концу. На второй трети окружности свободную ногу подтягивают к опорной и выносят, слегка скрестив с последней. Одновременно с этим руку, одноименную опорной ноге, выносят вперед, а другую отводят назад. Важно, чтобы вынос свободной ноги вперед и перевод рук выполнялись и ощущались спортсменом как встречное вращение плечевого пояса относительно таза. Другими словами, вращение верхней части тела должно быть компенсировано движением нижней. Последнюю треть окружности выполняют в IV позиции.

Рис. 31. Круг вперед-наружу

Вариант: фигуру начинают в I позиции, а заканчивают в IV.

Круг вперед-внутрь (рис. 32). Первую треть окружности выполняют во II позиции. На второй трети выносят свободную ногу вперед, слегка скрещивают с опорной и при этом одноименную руку отводят назад, а другую выносят вперед. Последнюю треть окружности выполняют в IV позиции.

Рис. 32. Круг вперед-внутрь

Вариант: фигуру начинают в I позиции, а заканчивают в IV.

Круг назад-наружу. Существует три основных варианта выполнения круга назад-наружу. Использовавшийся еще на первых соревнованиях по обязательным фигурам можно назвать классическим. Поворот головы наружу в этом варианте выполняют в средней трети фигуры. Начинают движение обычным стартовым толчком назад-наружу с переходом к скольжению в III позиции; голова обращена внутрь круга. Последнюю треть круга выполняют в I позиции (рис. 33, а).

Рис. 33. Круг назад-наружу: а — классический; б,в — модифицированные варианты

Второй вариант применяют после выполнения выкрюка вперед-наружу. Поворот головы и плеч осуществляют непосредственно во время толчка (рис. 33, б).

Третьим вариантом круга назад-наружу пользуются при выполнении крюка назад-наружу и восьмерки с тройкой назад-наружу. Выполняют его только после переходных толчков в перечисленных выше фигурах (рис. 33, в).

Круг назад-внутрь. Классический вариант выполнения этой фигуры, известный со времени появления обязательных фигур, начинают обычным толчком с переходом к скольжению в IV позиции; голова повернута наружу круга (рис. 34, а). Как только начнется устойчивое скольжение, голову поворачивают внутрь круга, чтобы зрительно контролировать след.

Рис. 34. Круг назад-внутрь: а — классический; б,в — модифицированные варианты

Второй вариант круга назад-внутрь используют для выполнения крюков и троек назад-внутрь (рис. 34, б).

Третий вариант, появившийся в последние годы, применяют для облегчения зрительного контроля следа после крюка вперед-внутрь и после второй скобки в восьмерке со скобками назад (рис. 34, в). Этот способ наиболее сложен, но позволяет практически весь круг выполнять с зрительным контролем следа. Неудобство позы ощущается в последней трети круга. Для того чтобы не потерять равновесия в конце круга, следует плавно поворачивать верхнюю часть тела в отрицательном направлении.

Перетяжки (рис. 35). Главные требования, предъявляемые к выполнению этих элементов,—смена ребра на продольной оси фигуры и геометрически точное сопряжение дуг въездов и выезда из перетяжки.

Рис. 35. Перетяжки: а — вперед-наружу, б — вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Перетяжка вперед-наружу. Выполняют ее из исходного положения в IV позиции, которое принимают на расстоянии 1—1,5 м от центра перетяжки. Во время выполнения свободную руку выносят вперед, а свободную ногу отводят назад, принимая II позицию. Степень скрученности тела должна быть такой же, как и перед перетяжкой. Этот вариант применяют в том случае, если после перетяжки выполняют скобку. Если же после перетяжки следует тройка, свободную руку обычно не выносят вперед, а оставляют сзади.

В восьмерке со скобкой назад иногда применяют вариант выполнения перетяжки вперед-наружу, в котором свободная нога все время остается впереди. Используют его, как правило, опытные фигуристы.

Перетяжка вперед-внутрь. Способы ее выполнения подобны описанным выше, Основной вариант с выведением руки, одноименной свободной ноге вперед, применяется при начальном обучении, второй без выноса этой руки вперед; третий, когда свободная нога находится впереди до и после перетяжки — используют опытные фигуристы.

Перетяжка назад-наружу. На практике встречаются два основных варианта выполнения элемента: первый — для фигур с тройками, второй —для фигур со скобками. Первый вариант начинают во II позиции ходом назад. Голова повернута внутрь первого круга. Плечевой пояс скручен относительно таза в отрицательном направлении. В момент смены ребра опорное плечо и руку отводят еще дальше назад, голову еще больше поворачивают назад, свободную ногу выносят вперед в слегка скрещенное положение.

В фигурах со скобками перед перетяжкой обычно принимают II позицию. Свободная нога сзади, рука впереди, голова обращена наружу первого круга. При перетяжке свободную ногу выносят вперед в слегка, скрещенное положение, руку, одноименную свободной ноге, отводят назад.

Перетяжка назад-внутрь. Применяются два основных варианта выполнения этого элемента. Первый, используемый довольно давно, начинают в I позиции ходом назад. Голова повернута назад, свободная рука впереди. В момент перетяжки свободную ногу выносят вперед в слегка скрещенное положение. Руку, одноименную свободной ноге, отводят назад. Этот вариант применяют в параграфах с тройкой и двукратными тройками, в параграфе с петлями, а также при выполнении первого следа в восьмерке вперед со скобками.

Второй вариант применяют в параграфе со скобками и восьмерке со скобками вперед. Начинают его во II позиции ходом назад. Голова повернута наружу круга, свободная нога сзади, рука, одноименная свободной ноге, впереди, одноименная опорной ноге — сзади. В момент перетяжки выполняют встречное движение: руку, одноименную опорной ноге, и свободную ногу выносят вперед.

Тройки (рис. 36). Качество выполнения тройки определяют смена ребра в вершине поворота и симметрия его формы. В вершине идеально выполненной тройки можно увидеть разрыв следа, равный толщине лезвия конька, что свидетельствует о смене ребра непосредственно в вершине поворота. Сложность выполнения троек резко возрастает при недостаточной скорости скольжения. В этом случае первостепенное значение приобретает соблюдение правильных позиций, движений плечевого пояса, свободной и опорной ноги.

Рис. 36. Тройки: а — вперед-наружу, б — вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Тройка вперед-наружу. Перед тройкой принимают II позицию. Свободную ногу обычно удерживают сзади, чтобы предотвратить поворот таза, а при выполнении плечевой пояс и голову поворачивают в отрицательном направлении, нижнюю часть туловища — в положительном. Фигурист оказывается в I позиции. Во время въезда в поворот носок свободной ноги соединяется с пяткой опорной. После прохождения вершины стопу свободной ноги отводят назад на такое же расстояние, как и до поворота. На выезде из тройки принимают I позицию, стопа свободной ноги слегка развернута и находится несколько снаружи следа.

Тройка вперед-внутрь. Перед тройкой принимают I позицию. Свободная нога сзади, слегка развернута, носок находится над следом. Движения туловища, опорной и свободной ноги выполняются так же, как и в тройке вперед-наружу. На выезде принимают II позицию.

Тройка назад-наружу. Перед тройкой принимают IV позицию. Плечевой пояс и голова повернуты в положительном направлении. Свободная нога впереди в слегка скрещенном и развернутом положении. Во время поворота верхнюю часть туловища поворачивают в отрицательном направлении, таз в это время совершает встречное движение в положительном направлении. Свободная нога во время поворота обычно остается впереди. Выезд выполняется в III позиции.

Тройка назад-внутрь. Перед тройкой принимают III позицию, свободная нога слегка скрещена и развернута, голова повернута наружу круга.

Движения те же, что описаны выше, но на выезде принимают IV позицию. На практике встречаются и другие способы выполнения троек. Отличаются они положением свободной ноги до и после поворота. В ряде случаев для увеличения глубины троек и повышения их качества используют маховое движение свободной ноги. При этом стопа свободной ноги колеблется с небольшой амплитудой вдоль стопы опорной ноги. Этот вариант исполнения, как правило, целесообразен при низкой скорости скольжения (например, в восьмерках с двукратными тройками на втором круге).

Скобки (рис. 37). Так же как в тройках, признаком качественного выполнения скобки являются смена ребра точно в вершине поворота и симметрия формы. В идеальной скобке ребра конька оставляют след в виде так называемых усиков.

Рис. 37. Скобки: а — вперед-наружу, б — вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Одно из главных требований к технике выполнения скобок — сильно скрученное туловище до и после поворота.

Скобка вперед-наружу. Во время подготовки плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, таз — в положительном. Нужно стремиться к тому, чтобы в конце подготовки к выполнению элемента линия плеч совпадала с направлением скольжения, а линию таза пересекала. Во время подготовки находящееся сзади свободное плечо еще больше отводится. Перед поворотом принимают типичную I позицию. Свободная нога сзади в разомкнутой позиции, голова повернута наружу круга в направлении будущего поворота.

При повороте плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, таз — в отрицательном. Главное внимание уделяют отведению назад плеча, находящегося впереди.

Во время въезда в поворот носок свободной ноги соединяется с пяткой опорной. При выезде принимают III позицию. Свободную ногу выносят вперед в слегка развернутое, скрещенное положение.

Движение свободной ноги вперед на выезде из скобки выполняют так, чтобы стопы проходили рядом друг с другом.

Скобка вперед-внутрь. Перед поворотом принимают типичную III позицию. Свободная нога впереди, слегка развернута и скрещена с опорной. Голова повернута наружу в направлении предстоящего поворота.

При повороте плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, таз — в отрицательном. Главное внимание уделяют движению плеча, находящегося сзади. Во время въезда в поворот свободную ногу отводят назад.

В вершине поворота стопы ног находятся на одной прямой в сомкнутом положении, на выезде свободную ногу отводят еще больше назад. После поворота фигурист принимает типичную I позицию, которая затем ослабляется.

Скобка назад-наружу. Перед поворотом принимают типичную II позицию. Свободная нога сзади опорной, слегка развернута и находится над следом. Голова повернута внутрь круга в направлении предстоящего поворота.

Во время въезда в поворот свободную ногу приближают к опорной, в вершине поворота стопы ног находятся на одной прямой в сомкнутом положении. На выезде свободную ногу отводят назад. После поворота принимают типичную I позицию, которую затем ослабляют.

Скобка назад-внутрь. Перед поворотом принимают типичную I позицию. Свободная нога сзади, слегка развернута и скрещена с опорной. Голова повернута внутрь круга в направлении места поворота. При повороте плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, таз — в отрицательном. Главное внимание уделяют отведению назад плеча, находящегося сзади. Во время въезда в поворот свободная нога приближается к опорной, смыкаясь с ней в вершине. На выезде свободную ногу отводят назад. После поворота принимают типичную II позицию, которую постепенно ослабляют. Так же как и в тройках, при выполнении скобок встречаются различные варианты положения свободной ноги до и после поворота. Маховое движение чаще всего используют в сложных фигурах (например, в восьмерках со скобками вперед и назад).

Крюки (рис. 38). Важнейшим условием качества крюков является выполнение его строго на одном ребре. Для этого требуется довольно значительно скрутить туловище перед поворотом. Важно помнить также, что возникновение перед поворотом вращательного движения в положительном направлении искажает форму крюка, создает значительные трудности при выезде из поворота и его завершении.

Рис. 38. Крюки: а — вперед-наружу, б — вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Крюк вперед-наружу. При подготовке плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, нижнюю часть туловища (линию таза) удерживают в положении перпендикулярном к направлению скольжения. Свободная нога развернута и в начале подготовки удерживается сзади, чтобы предупредить поворот таза в положительном направлении. Во время подготовки плечо, находящееся сзади, отводят еще больше.

В конце подготовки свободную ногу выносят вперед и принимают типичную III позицию. Линию плеч стремятся расположить вдоль линии скольжения, линия таза перпендикулярна к ней. Свободная нога впереди в разомкнутой позиции, слегка развернута и скрещена с опорной. Во время поворота плечи энергично поворачивают относительно таза. Важно при этом отвести назад плечо и руку, находящиеся впереди. Голову поворачивают в направлении крайнего круга.

Свободную ногу во время въезда подтягивают к опорной, в вершине поворота стопы плотно прижимают друг к другу. На выезде свободную ногу выносят вперед; она слегка развернута и скрещена с опорной. После поворота фигурист принимает типичную IV позицию, которая затем ослабляется и переходит в I или во II позицию, в зависимости от варианта выполнения крайнего круга.

Крюк вперед-внутрь. В ходе подготовки фигурист принимает типичную I позицию. При выполнении плечи энергично поворачивают относительно таза, а голову одновременно поворачивают в направлении крайнего круга. При въезде в поворот свободную ногу приближают к опорной и в вершине поворота ее носок прижимают к пятке опорной. На выезде принимают III позицию и стопу свободной ноги выносят вперед; она слегка развернута и скрещена с опорной.

Крюк назад-наружу. При подготовке принимают типичную I позицию. Голова повернута назад, свободная нога сзади. Фигурист стремится расположить линию плеч вдоль следа, линию таза — поперек. В повороте ведущую роль играет отведение назад плеча и руки, находящихся сзади. Свободную ногу в вершине соединяют с опорной, а на выезде вновь отводят назад. После поворота фигурист находится в типичной II позиции, которая затем ослабляется.

Крюк назад-внутрь. В ходе подготовки фигурист принимает типичную II позицию. Голова повернута наружу круга, взгляд обращен в направлении скольжения. Спортсмен стремится расположить линию плеч вдоль следа, линию таза — поперек. Свободная нога сзади в разомкнутой позиции и скрещена с опорной так, что ее пятка находится над следом. В этой позиции целесообразно слегка разворачивать свободную ногу, что приводит к повороту таза в отрицательном направлении и увеличивает скрученность туловища. При подготовке особое внимание уделяют отведению назад плеча, одноименного опорной ноге. Во время поворота очень важно отвести назад плечо, одноименное свободной ноге. В повороте, как правило, свободная нога из разомкнутого положения сзади переходит в сомкнутое, а затем вновь отводится в положение назад. Завершают поворот в I позиции. При выполнении крюков используют маховое движение свободной ноги.

Выкрюки (рис. 39). Выкрюки, как и крюки, выполняют строго на одном ребре.

Рис. 39. Выкрюки: а — вперед-наружу, б— вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Выкрюк вперед-наружу. Подготовку начинают во II позиции. Плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, движения плеч и таза взаимно уравновешиваются таким образом, чтобы суммарный вращательный эффект подготовки был близок к нулю. Перед поворотом принимают III позицию. Плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, линию таза располагают поперек следа, свободная нога впереди, слегка скрещена с опорной. Встречное движение плечевого пояса относительно таза выполняют плавно. Во время поворота стопу свободной ноги плотно подтягивают к опорной, а затем выносят вперед. Заканчивается поворот в III позиции.

Выкрюк вперед-внутрь. Подготовку начинают во II позиции. В повороте плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, стопу свободной ноги плотно прижимают к опорной, а затем выносят вперед. При завершении поворота принимают IV позицию, руки направлены вдоль следа, голова повернута назад.

Выкрюк назад-наружу. Подготовку начинают в III позиции. Плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, свободную ногу выносят назад в скрещенное положение. Голова повернута назад в направлении предстоящего поворота. Перед поворотом принимают II позицию. При выполнении плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, стопу свободной ноги подтягивают к опорной, а затем отводят назад в слегка развернутое положение. Носок свободной ноги направлен ко льду и находится над следом. Завершают поворот в I позиции.

Выкрюк назад-внутрь. Подготовку начинают в I позиции. Перед поворотом плечевой пояс повернут в отрицательном направлении, взгляд обращен в направлении поворота. Свободная нога сзади в слегка скрещенном положении. Во время выполнения плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, свободную ногу удерживают сзади, носок над следом. Завершают поворот во II позиции.

Петли (рис. 40). Основными требованиями, предъявляемыми к исполнению петель, являются соблюдение предписанной каплеобразной формы петли, правильные соотношения размеров петли и круга, а также отсутствие скоблений коньком льда.

Рис. 40. Петли: а — вперед-наружу, б — вперед-внутрь, в — назад-наружу, г — назад-внутрь

Петля вперед-наружу. Перед толчком занимают II позицию. Толчок выполняют аккуратно, на небольшой скорости. После толчка свободная нога оказывается сзади, носок над следом. Верхнюю часть туловища плавно поворачивают в положительном направлении. Вращение передается нижней части туловища, в результате чего кривизна дуги скольжения постепенно возрастает. Начинается въезд в петлю.

Вращение плечевого пояса в положительном направлении продолжается до того момента, когда конек достигнет вершины петли. Свободную ногу постепенно перемещают в сторону; в вершине петли стопа свободной ноги находится точно над продольной осью фигуры. Когда конек опорной ноги достигнет вершины петли, начинается так называемое обратное движение — плечевой пояс и руки вращаются в отрицательном направлении. Одновременно свободную ногу выносят вперед, контролируя положение плеч, чтобы они не наклонялись наружу круга.

Участок скольжения полоза должен плавно перемещаться от среднезадней части лезвия к передней в вершине петли и затем снова к среднезадней.

Выполнение петли облегчается, если движение свободной ноги будет носить характер плавного маха. Опорную ногу сгибают у вершины петли, затем несколько выпрямляют, облегчая выезд, который выполняют в IV позиции. Перед толчком опорную ногу вновь сгибают, что облегчает смену ноги и обеспечивает мягкое выполнение следующей петли.

Петля вперед-внутрь. Подготовку начинают в слабой II позиции. Свободная нога сзади, слегка развернута, носок над следом. Верхней частью тела делают плавный поворот. Ведущими в этом движении являются свободное плечо и рука. В дальнейшем во вращение вовлекается нижняя часть тела и конек въезжает в петлю.

После того как конек достигнет вершины петли, плечевой пояс начинает поворот в отрицательном направлении. Ведущими в этом движении являются опорное плечо и рука. При выполнении петли исключительно важно движение свободной ноги.

При въезде в петлю стопу свободной ноги подтягивают к опорной; в вершине петли стопы прижаты друг к другу. При выезде из петли свободную ногу выносят вперед в скрещенное положение. Выполняя это движение, фигурист как бы гладит стопой свободной ноги стопу опорной. Выезд выполняется в IV позиции.

Работа опорной ноги и смена участка скольжения происходят как в петле вперед-наружу.

Петля назад-наружу. Начинать фигуру можно с помощью толчка, как при выполнении круга назад-наружу, но лучше с помощью специального толчка подкладкой, который используют только в фигурах с петлями. После старта принимают IV позицию. Плечо и рука, находящиеся сзади, слегка приподняты и придают верхней части туловища вращение. Положение свободной ноги чуть развернутое, слегка скрещенное над опорной. Скольжение происходит на средней (несколько смещенной к передней) части конька. В момент, когда конек находится в вершине петли, свободную ногу располагают на продольной оси фигуры на расстоянии одного конька от опорной ноги. При дальнейшем движении свободной ноги это расстояние постепенно уменьшается. В вершине петли ведущей становится рука, одноименная опорной ноге. Скольжение выполняется на передней части конька. При выезде из петли принимают II позицию и скользят на средней (несколько смещенной к передней) части конька.

Петля назад-внутрь. Начинают ее толчком, как в фигуре № 4, только со значительно меньшей скоростью и амплитудой движения. После старта принимают III позицию. Свободная нога над следом, слегка развернута. Плечо и рука, одноименные опорной ноге, придают телу вращение. При въезде в петлю стопу свободной ноги плавно и плотно проводят вдоль стопы опорной ноги и после прохождения вершины петли отводят назад в слегка скрещенное положение. Плечи выполняют обратное движение, и фигурист на выезде принимает I позицию. Смена участка скольжения происходит как в петле назад-наружу.

www.tulup.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *