Дельтапланеризм
Дельтапланеризм — вид спорта, в котором состязания проводятся на летательном аппарате тяжелее воздуха, состоящего из каркаса (трех основных дюралюминиевых труб, соединенных в передней точке так, что в горизонтальной плоскости образуется веер, и нескольких вспомогательных труб и тросов) с натянутой на нем плотной синтетической тканью.
Пилот, соединенный с центральной трубой конструкции специальной подвеской, держится руками за трапецию (треугольную конструкцию из труб, зафиксированную в определенном положении тонкими стальными тросами). Для управления полетом спортсмену достаточно изменить положение тела в пространстве относительно точки крепления к летательному аппарату.
Дельтапланеризм официально признан всемирной федерацией авиационных видов спорта (Federation Aeronautique Internationale) в 1974 году, а в 1976 году состоялся первый чемпионат мира по данному виду спорта.
Дельтапланеризм появился в 1974 году. Как вид спорта дельтапланеризм был официально признан ФАИ 27 сентября 1974 года. Но зародился он гораздо раньше. В конце 40-х гг. прошлого столетия американец Френсис Мелвин Рогалло решил смастерить воздушного змея, чтобы развлечь детей. В этой работе ему помогала жена Гертруда. Сконструированная инженером-авиатором игрушка обладала отличными аэродинамическими качествами. Наблюдая за поведением змея в воздухе, Рогалло понял — по такому же принципу можно изготовить летательный аппарат, способный нести довольно большой груз. 20 марта 1951 года изобретатель получил патент на созданный им «змей Рогалло», а в 1957 году представил свой летательный аппарат на конкурс НАСА (изыскивалось наиболее эффективное средство приземления для космических аппаратов). Изобретение было одобрено как один из лучших вариантов, переименовано в «крыло Рогалло», но после серии испытаний отвергнуто по причине проблем, возникающих при работе системы раскрытия. В 60-е годы статьями НАСА о новом изобретении заинтересовались спортсмены, поначалу использовавшие «крыло Рогалло» только для буксировки, и лишь несколько позже, после нескольких изменений конструкции — для полетов на нем. Официально же дата рождения дельтапланеризма — 23 мая 1971 года — именно тогда спортсмены, собравшиеся в Калифорнии, чтобы почтить память Отто Лилиенталя (немецкого инженера, работавшего над усовершенствованием планирующих летательных аппаратов и погибшим во время испытаний одного из них) предложили объединить «крыло Рогалло» и балансирный планер в единую конструкцию (дельтаплан).
Вначале дельтаплан появился в США, позже — в других странах мира, в частности в России. Ошибочное мнение. Первыми освоили новый летательный аппарат спортсмены Австралии, в 1962 году приспособившие «водный змей» (именно так назвали несколько уменьшенную копию «крыла Рогалло») для буксировочных полетов за катером. Именно они оснастили летательный аппарат полезными новшествами: рукояткой управления треугольной формы и сидением для спортсмена, управляющего движением «змея». Полеты такого рода в СССР проводились в 1967 году (не буксирные полеты — с 1972 года), тогда же разрабатывалась идея создания «парапланера» (так в то время именовался дельтаплан), оснащенного мотором. А в США «змей Рогалло» появился лишь в 1969 году. Кстати, именно американцу Дейву Килборну принадлежит идея стартовать с разбега (в наши дни старт с ног и приземление на ноги — один из основных признаков дельтапланеризма).
Название «дельтаплан» для наименования летательного аппарата определенной формы используется во всех странах мира. Поначалу упомянутый летательный аппарат назывался «змей Рогалло» (наименование увековечивало фамилию изобретателя), потом был переименован в «крыло Рогалло», а спустя некоторое время, когда началась работа по усовершенствованию и практическому применению данной конструкции — появилось немало новых названий. Из-за сходства с греческой буквой «дельта» (Δ) этот летательный аппарат получил соответствующие названия: в России — дельтаплан, в Испании — ala delta, во Франции — deltaplane, в Италии — deltaplano. В других же странах бытовали несколько вариантов названия. Например, в Англии — delta и hang-glider (от англ. hang — «висеть», glider — «планирующий летательный аппарат») для обозначения обычного дельтаплана и aerial sled (от англ. «воздушные сани») или tactical hang glide для наименования летательных аппарат такого типа, использующийся военными (например, для бесшумных перелетов через границу). В Германии дельтапланы называют Drache («дракон» или «воздушный змей») или Drachenfluggerät («летательный аппарат в форме воздушного змея»). Для жесткокрылов в разных странах также существуют особые названия (например, rigid wing (от англ. «жесткое крыло»)).
Чтобы взлететь, дельтапланеристу следует подняться на высокую гору, один из склонов которой почти отвесный, и спрыгнуть вниз. Такой способ старта действительно возможен, но используется весьма редко, в основном альпинистами, желающими ускорить спуск с покоренной вершины (в этом случае им порой приходится несколько дней ожидать подходящей для старта скорости ветра). Чаще всего дельтапланеристы стартуют «с ног», т.е. просто бегут вниз по склону горы (желательно не очень крутому и лишенному растительности) — при достижении взлетной скорости дельтаплан взлетает. Разогнать летательный аппарат до нужной скорости можно также посредством применения буксировки (посредством применения лебедки) или аэробуксировки (в этом случае дельтаплан прикрепляется с помощью троса к летательному аппарату, оснащенному мотором, взлетает вместе с ним, а достигнув нужной высоты разъединяет сцепку). В качестве буксировщика дельтапланеристы порой используют воздушный шар (первым такой способ опробовал Дейв Килборн).
Для того, чтобы летать, дельтапланеристу нужен ветер. Это не совсем так. Стартовавший с высоты в 100 метров дельтаплан даже в совершенно безветренную погоду способен пролететь от 600 м до полутора км. А вот для того, чтобы находиться в воздухе длительное время, пролетая при этом немалые расстояния (исчисляемые сотнями километров) спортсмену нужен не столько ветер, сколько восходящие воздушные потоки. Чаще всего дельтапланеристы используют динамические потоки («динамики») или потоки обтекания (образуются в месте столкновения ветра с каким-либо препятствием, например, скалой), либо же термические (тепловые) потоки или «термики» (возникают в результате нагревания некоторых участков на поверхности Земли).
Пилот находится под дельтапланом только в горизонтальном положении. Да, именно на такое положение тела пилота рассчитаны подвесные системы различных типов (простейшие из них представляют собой систему ремней, соединяющих пилота с дельтапланом, более сложные внешне напоминают спальный мешок, снабженный застежкой-«молнией» и позволяют пилоту пребывать в полете несколько часов, не испытывая при этом усталости и дискомфорта). Однако в некоторых случаях (сразу после старта и перед приземлением) дельтапланеристу приходится принимать вертикальное положение, это не так удобно, но все же возможно и предусмотрено конструкцией всех подвесных систем.
Пилоты дельтапланов обязаны уметь обращаться с парашютом и в случае возникновения аварийной ситуации вовремя отсоединиться от летательного аппарата. Система спасения пилотов, совершающих полеты на высоте, превышающей 100 м, действительно разработана на основе парашютов, которые закрепляются на подвесной системе в специальном ранце. Но полностью отсоединяться от подвесной системы для того, чтобы задействовать парашют, вовсе не обязательно, поскольку система спасения призвана обеспечить безопасность не только пилота, но и летательного аппарата. Главная задача дельтапланериста — вовремя освободить из ранца контейнер с парашютом, момент раскрытия которого рассчитан так, чтобы свести к минимуму возможность зацепления строп за конструкцию летательного аппарата.
Дельтапланеристы летают только днем. В основном да. Причем обучение проводится по утрам и вечерам — именно в это время суток погода наиболее стабильна. Днем же ветер и термические потоки усиливаются, потому это время используют для полетов только опытные дельтапланеристы. Но бывают и ночные полеты (чаще всего во время шоу, устраиваемых в конце соревнований или во время праздников), предпринимаемые бывалыми пилотами-экстремалами.
В дельтапланеризм часто приходят люди с суицидальными наклонностями. Люди с вышеуказанными наклонностями чаще всего отсеиваются еще на предварительном этапе отбора — во время прохождения тестов на адекватность и пробных полетов с инструкторами на двухместном дельтаплане. Кроме того, наблюдение за спортсменом-новичком продолжается в процессе всего обучения.
Дельтаплан используется только для развлечений либо же в спортивных состязаниях. Да, но кроме того этот летательный аппарат порой применяется в сельском хозяйстве для того, чтобы обработать поля пестицидами (такой способ весьма экономичен). Используют упомянутый летательный аппарат и в военных целях, чаще всего для разведывательных полетов над вражеской территорией либо для шпионажа.
Наиболее непродолжительный и зрелищный вид соревнований дельтапланеристов — акробатика. Действительно, состязания воздушных акробатов на дельтапланах (такого рода соревнования именуют также фрирайдом), исполняющих фигуры высшего пилотажа («мертвую петлю», винговер («бабочку»), «горку», «штопор» и т.д.) — зрелище весьма захватывающее. К тому же наблюдать за происходящим над склоном горы (ведь именно над отрогами скал удобнее всего совершать подобные полеты) очень удобно — не меняя местонахождения можно увидеть весь полет от начала до конца. Не менее интересен и спидглайдинг (от англ. speed — «скорость», gliding — «планеризм», «скольжение», «планирование»). Главная задача спортсмена в этом виде состязаний — находясь на сравнительно небольшой высоте с максимальной скоростью преодолеть дистанцию, размеченную на склоне горы специальными вехами. Длятся выступления спортсменов в обеих вышеупомянутых дисциплинах от силы несколько минут, поскольку полет с большой скоростью по траектории, изобилующей резкими поворотами и виражами, не позволяет подолгу удерживать летательный аппарат на большой высоте. Организация таких состязаний — дело хлопотное и весьма дорогое, потому на территории стран СНГ соревнования по спидглайдингу и воздушной акробатике на дельтапланах почти не проводятся.
Во время соревнований по дельтапланеризму пилоты устанавливают рекорды скорости полета и длительности пребывания летательного аппарата в воздухе. В наши дни состязания на максимальную длительность пребывания дельтаплана в воздухе уже не проводятся (максимальная длительность пребывания этого летательного аппарата в небе над морем составляет 32 часа, над материком — 11 часов 47 минут). А вот рекорды скорости полета действительно устанавливаются, причем не в любом удобном для полетов месте, а при прохождении определенных стандартных дистанций (рекордный показатель — 208,19 км/ч, именно с такой средней скоростью Жан-Мари Клемен (Франция) преодолел дистанцию длиной в 1000 км). Существуют состязания, в которых пилоты стараются достичь максимально возможной высоты (учитывается перепад высот между уровнем старта и максимальной высотой, на которую сможет подняться дельтаплан). В этом случае пилоты экипируются специальными масками, позволяющими не страдать от гипоксии, неизбежной в разреженном воздухе на больших высотах, и специальными приборами, фиксирующими их достижения. Наиболее популярным направлением соревнований дельтапланеристов является состязание в дальности полетов (рекорд — 700,6 км — именно такое расстояние преодолел по прямой 17 июля 2001 года Манфред Румер из Австрии). Для того, чтобы пролететь максимально возможное расстояние, дельтапланеристы отправляются в определенные места (чаще всего — в зоны Австралии и Африки с субтропическим и экваториальным климатом), где часто появляются сильные термические потоки. Состязания такого рода требуют вложения немалых средств и привлечения большого количества обслуживающего персонала.
Согласно правилам некоторых состязаний по дельтапланеризму, пилот определяет свой маршрут сам. Да, соревнования в таком формате действительно проводятся. Определенную самостоятельность пилоту дают такие летные задания, как «открытая дальность» (пилот выбирает время старта в течение дня, а также направление и протяженность полета) и «полет по произвольному маршруту» (в этом случае дельтапланерист также выбирает пункты, через которые пройдет его маршрут, но выбор делается не произвольно, а из перечня возможных поворотных точек, предоставляемого организаторами соревнований). Следует учесть, что задание «открытая дальность» разыгрывается не так уж часто, поскольку на то, чтобы собрать к месту старта дельтапланы, финишировавшие в разных точках, порой отделенных друг от друга сотнями километров, приходится тратить немало времени и средств.
Новейшее снаряжение — залог победы в состязании. Как и новый летательный аппарат, любое оборудование (вариометр, GPS-навигатор, фотоаппарат и т.д.) следует вначале опробовать, причем в течение довольно продолжительного времени (некоторые пилоты тратят на это до 50 часов летного времени). Лишь в этом случае можно не опасаться отказа какой-либо важной части снаряжения. Опытные дельтапланеристы считают, что перед соревнованиями новое оборудование, даже самое дорогое, лучше не приобретать, отдав предпочтение, возможно, более старой, но надежной амуниции.
Во время быстрого пикирования дельтаплан может потерять управление. Эта особенность была присуща моделям дельтапланов первого поколения, на современных же аппаратах проблема потери управляемости при флаттерном пикировании (т.е. пикировании на большой скорости) решена.
Общение по радио во время полета помогает начинающим дельтапланеристам осваивать мастерство полета. Опытные спортсмены считают, что в процессе обучения гораздо важнее видеть своего инструктора и стараться повторить за ним тот или иной маневр. Если визуальный контакт имеет место — надобность в дополнительном обмене информацией по радио отпадает. Если же ученик не видит инструктора — общение по радио мало чем поможет, так как решения он должен будет принимать самостоятельно, делая выводы из складывающихся обстоятельств. Потому, осваивая мастерство полета, начинающие планеристы должны минимально использовать возможность радиопереговоров с инструктором, взамен развивая наблюдательность, чувствительность и умение концентрироваться исключительно на полете.
Набираться опыта лучше всего в самостоятельных полетах. Начинающему дельтапланеристу действительно лучше летать в максимально свободном воздушном пространстве — чтобы свести к минимуму возможность столкновений. А вот более опытные спортсмены стараются как можно чаще посещать состязания различного рода, так как считают, что любой опыт (как позитивный, так и негативный), полученный во время соревнований, помогает в совершенствовании летного мастерства. Ведь именно в такие моменты человек проявляет максимальную собранность и сконцентрированность. Кроме того, в воздухе находится немало летательных аппаратов, на примере которых можно легко проверить правильность и целесообразность сразу несколько вариантов решения поставленной задачи — и сделать соответствующие выводы на будущее.
Чтобы продемонстрировать максимально высокие показатели — нужно просто следовать за лидером, как можно точнее повторяя его маршрут. Это не лучший способ. Ведь погодные условия неустойчивы. Например, термические потоки отнюдь не отличаются постоянством, и в какой-то момент начинают терять подъемную силу («умирать»). Да и ветер в любой момент может усилиться или стать гораздо слабее, чем требуется. Потому опытные спортсмены не стремятся в точности повторять маршрут лидера, а составляют свой собственный, выбирая наиболее удачный момент для старта и наиболее мощные термические циклы.
Дельтапланерист, замешкавшийся на старте, не имеет шансов догнать основную группу. Не всегда. Многое зависит от силы потоков, а также от мастерства и наблюдательности пилота. Если термические потоки слабые — шансов на победу очень мало. А вот при наличии сильных потоков аутсайдер имеет возможность не только догнать, но и перегнать своих соперников. Ведь основная группа, не знающая о том, где расположены наиболее сильные термики, летит медленнее спортсмена, который движется в арьергарде, и по траекториям и скорости находящихся впереди него летательных аппаратов может сделать выводы о местонахождении наиболее сильных восходящих потоков и, соответственно, проложить наиболее выигрышный курс.
Вначале следует приобрести дельтаплан, желательно поновее и подороже — на нем, собственно, и будет учиться летать будущий спортсмен. Это не так. Ведь для того, чтобы научиться летать, нужен отнюдь не самый новый и «навороченный» дельтаплан, для управления которым требуется недюжинное мастерство пилота, скорость реакции, четкость и отточенность движений и т.д. Можно, конечно, приобрести собственный учебный дельтаплан, но следует учесть, что по мере роста мастерства и у любителя, и у спортсмена появляется желание освоить управление аппаратом с лучшими аэродинамическими качествами, способным развивать большую скорость. Следовательно, приобретенный учебный дельтаплан уже не будет отвечать требованиям пилота, и придется затрачивать немалую сумму для приобретения другого аппарата, с лучшими характеристиками. Потому начинать обучение лучше всего на специальных учебных летательных аппаратах, предоставляемых клубами и дельтапланерными школами, которые, собственно, и проводят подготовку будущих пилотов. И лишь после овладения всеми нужными умениями и навыками покупать личный дельтаплан.
Дельтапланеризм — чрезвычайно дорогое удовольствие. Да, если получать знания в коммерческих учебных центрах (придется выложить около 10$ за занятие). Кроме того, покупка новейших дельтапланов известных производителей потребует немалых затрат (цены на фирменные летательные аппараты «стартуют» от 1000$). Но расходы на обучение и оборудование можно значительно уменьшить, если осваивать летное мастерство в одном из клубов дельтапланеристов (чаще всего за обучение будущий пилот вообще ничего не платит, ограничиваясь членскими взносами, составляющими около 60$ за полгода, и участием в деятельности клуба) и приобретать дельтапланы б/у (учебный аппарат стоит примерно 200$, спортивный — около 400$).
На то, чтобы собрать дельтаплан, требуется довольно много времени и усилий. Смотря о каком виде вышеупомянутых летательных аппаратов идет речь. Обычный дельтаплан можно собрать за 15 минут, а то и быстрее, если перед перевозкой к месту старта не разбирать его полностью (до размеров 2х0.3м), а разделить лишь на основные части, упаковывающиеся в чехол длиной около 6 м. А вот на то, чтобы подготовить к полету жесткокрыл, придется потратить не менее 40 минут.
Для полетов дельтапланеристы используют старые летательные аппараты, летают они низко, медленно и неумело. Чаще всего такое мнение может сложиться у стороннего наблюдателя, получившего возможность созерцать учебные дельтапланы, на которых постигают азы пилотного мастерства спортсмены-новички. Полет же опытных спортсменов, использующих более современные летательные аппараты, проследить не так уж легко, поскольку они очень быстро взлетают на такую высоту, где их с земли попросту не разглядишь.
Дельтаплан динамичнее в воздухе, а также проще и доступнее, чем планер. Да, дельтаплан дешевле планера, и обучение полетам на этом более легком и простом в управлении летательном аппарате проходит быстрее, и требования к пилоту не так уж велики. Однако по аэродинамическим характеристикам планер превосходит дельтаплан. Вес дельтаплана — около 30 кг. Масса дельтаплана варьируется в пределах от 25 кг до 40 кг, причем аппараты, использующиеся во время обучения, несколько легче, чем спортивные модели и жесткокрылы.
Конструктивные особенности и аэродинамические характеристики у всех дельтапланов одинаковые, существуют лишь небольшие различия в дизайне и материале, из которого изготовлены эти аппараты. Нет, дельтапланы подразделяются на несколько видов, имеющих довольно существенные различия:
— учебные (сконструированные специально для обучения новичков), отличающиеся невысокой скоростью и не самыми лучшими аэродинамическими качествами. В то же время эти машины недороги, просты в обслуживании, легки, и весьма стабильны в полете;
— переходные — используются как спортсменами, желающими впоследствии усовершенствовать свое летное мастерство на спортивных моделях, так и любителями («фрифлаерами»), осваивающими дельтапланеризм для собственного удовольствия;
— спортивные — обладают наилучшими летными характеристиками, способны развивать наибольшую скорость. В то же время эти летательные аппараты требуют от пилота проявления довольно высокого уровня мастерства.
Наилучшими аэродинамическими качествами (более 19 единиц против 17 у обычных дельтапланов) обладают жесткокрылы — летательные аппараты, оснащенные средствами аэродинамического управления (закрылки, элероны, флапероны), призванными сводить к минимуму физические усилия пилота во время управления летательным аппаратом. Вместо стандартной конструкции из труб каркасом жесткокрыла является кессон из композитных материалов. Однако следует учесть, что такие аппараты не только наиболее сложны в производстве (и, как следствие, весьма дороги), но и отличаются очень невысокой ремонтопригодностью.
Кроме того, дельтапланы подразделяются на одноместные и двухместные (так называемые тандемы, которые используют для обучения новичков летному мастерству, а также для ознакомительных полетов (т.н. «покатушек»)), мачтовые и безмачтовые (к ним относятся последние модели спортивных летательных аппаратов, конструкция которых позволяет свести к минимуму аэродинамическое сопротивление).
Модели «Спорт» и «Призрак» относятся к спортивным. На самом деле модель «Спорт» относится к переходным дельтапланам, как и некоторые модели «Призраков» (хотя наиболее новые летательные аппараты этого вида действительно можно причислить к спортивным).
Спортивные дельтапланы используют только в спортивных состязаниях либо в процессе подготовки к ним. Чаще всего это действительно так, поскольку летательные аппараты такого рода, изначально сконструированные для достижения максимально возможных результатов, довольно сложны в управлении и весьма дороги. Однако в некоторых случаях именно на спортивных дельтапланах летают просто заядлые любители высоких скоростей, не жалеющие времени и денег на свое увлечение.
Спортивные дельтапланы чаще всего безмачтовые. Да, если речь идет о последних спортивных моделях. Однако следует учесть, что еще несколько лет назад и учебные, и переходные, и спортивные дельтапланы были мачтовыми.
Полеты дельтапланов правилами не регламентируются, главное — следование по маршруту. Так может показаться лишь на первый взгляд. На самом же деле в небе, как и на земле, существуют определенные правила движения. Например, обгонять соперника нужно справа. Дельтапланы, следующие группой, летят не друг за другом, а располагаются в виде веера — так спортсменам гораздо легче наблюдать за динамикой воздушных потоков. И точно так же, как автомобилисты, дельтапланеристы со стажем внимательно следят за действиями новичков, чтобы вовремя посторониться, уступая дорогу неопытному пилоту.
Полетам дельтапланеристов могут помешать осадки, туман, мороз, сильный ветер. По мнению опытных спортсменов, мороз полетам — не помеха (при наличии соответствующей экипировки), да и туман не так уж мешает. Небольшой дождь или снег также не остановят желающих полетать, а вот сильные осадки, сопровождающиеся порывами ветра — действительно непреодолимое препятствие. Наиболее благоприятной погодой для полетов считается либо полный штиль, либо несильный ветер (причем дующий желательно с постоянной силой в направлении, перпендикулярном склону, с которого собираются стартовать дельтапланеристы, т.к. сильный воздушный поток, например, сбоку или с тыла может создать массу проблем на старте) вкупе с ясным небом, украшенным белыми кучевыми облаками с темным низом (один из показателей наличия термиков).
Чем больше облако, тем мощнее термический поток, находящийся под ним. Нет, на наличие термических потоков указывают лишь небольшие кучевые облака с темным низом. Если же облако слишком велико и отбрасывает на землю очень большую тень («переразвилось») — скорее всего поток, приводивший к его образованию и развитию, иссяк. Потому пилоты дельтапланов обязательно посвящают немало времени внимательному осмотру окрестностей в радиусе 5 км, и стараются избегать «переразвившихся» облаков, лесов, болотистой и затененной почвы, водных пространств и участков неба, лишенных облаков, так как именно в таких местах (т.н. атермичных зонах) чаще всего появляются сильные нисходящие воздушные потоки.
В тех местах, где нет облаков, термические потоки отсутствуют. Чаще всего это действительно так — в так называемых «голубых дырах» (именно так дельтапланеристы называют безоблачные участки неба) вместо восходящих термических потоков образуются нисходящие. Однако бывают исключения — если воздух слишком сухой, даже при наличии восходящих потоков (именуемых «голубыми термиками») облака не образуются.
Термики могут смещаться из-за механического воздействия на них. К примеру, пробежавший по земле кролик или пролетевший по воздуху параплан могут «оторвать» термический поток от места его возникновения. Нет, согласно исследованиям, ни люди, ни животные, ни какие-либо машины (автомобили, летательные аппараты), равно как линии электропередач, заборы и канавы на смещение термических потоков влияния не оказывают.
Дельтапланеристы часто летают над тракторами, проводящими обработку полей, поскольку во время работы этих машин появляются термические потоки. Деятельность тракторов сама по себе не приводит к образованию термиков. А летают дельтапланеристы над ними по другой причине: во время работы трактор поднимает пыль, завихрения которой служит четким ориентиром наличия термика на том или ином месте. Этот признак весьма полезен в те дни, когда кучевые облака, сигнализирующие о присутствии термических потоков, из-за низкого уровня влажности не образуются. Однако существует немало других факторов, которые должен учитывать пилот (например, если стоит выбор между затененным полем, на котором работает трактор, и пустым участком земли, хорошо освещенным солнцем, опытные дельтапланеристы остановят свой выбор на втором варианте, так как там существует большая вероятность отыскать термический поток).
Возвышенности — генераторы термиков, потому опытный пилот предпочитает летать над линией хребтов. Да, это так. Но бывают моменты, когда следует избирать маршрут, проходящий над плато, а не над хребтами (например, вечером, когда ориентированный на восток и запад хребет под воздействием ветра остывает быстрее, чем плато с более устойчивым температурным режимом).
Наилучшая траектория для подъема в термике — спираль. Безусловно, однако следует учесть, что подъем по слишком пологой спирали приведет к тому, что дельтаплан будет часто попадать в подветренную часть термика и, как следствие, замедлять скорость подъема. В то же время слишком крутая спиральная траектория приводит к утере скорости подъема, да и поток почувствовать во время полета, построенного таким образом, довольно сложно. По мнению профессионалов, наиболее эффективная траектория — достаточно крутая спираль, в которой летательный аппарат способен сохранять не слишком большую скорость. В то же время пилоту следует быть предельно внимательным, чтобы вовремя почувствовать направление движения постоянно перемещающегося ядра термического потока и вовремя скорректировать направление полета. Также весьма полезно вести визуальные наблюдения, например, за другими дельтапланами или за поведением птиц. Это позволит избежать столкновения и избрать максимально эффективный маршрут полета.
Дельтапланерист, достигая максимальной высоты, должен обратить внимание на формирующиеся облака — неизменные спутники хороших термиков. Да, формирующееся облако чаще всего является показателем местонахождения термического потока. Однако обращать внимание на эти образования следует еще во время подъема в уже найденном потоке — с большой высоты их довольно сложно разглядеть.
Страх перед полетом испытывают только неопытные дельтапланеристы. Это не так. Спортсмены-профессионалы утверждают, что сильный страх порой посещал их после нескольких лет занятий дельтапланеризмом, когда позади уже сотни часов успешных полетов и немало побед в различных состязаниях. По их мнению, преодолев этот внезапный приступ ужаса, пилот поднимается на новый уровень мастерства, активизирует скрытые резервы организма и задействует все умения и навыки, накопленные в процессе многолетних тренировок.
Научиться летать на дельтаплане можно и самому. Этого делать не стоит — в результате любой ошибки неопытный пилот может травмироваться, а то и вовсе расстаться с жизнью. Ведь дельтаплан летает с довольно большой скоростью (от 28 до 130 км/ч), потому осуществлять управление этим летательным аппаратом следует с максимальной скоростью и точностью. Да и способ мышления придется менять — если в обычной жизни человеку достаточно учитывать только 2 измерения (длину и ширину), то в небе, оценивая свое местоположение в пространстве, нужно помнить еще и о третьем (высота), и не просто теоретически — пилот дельтаплана существует в трех измерениях в каждое мгновение полета. Осваивать искусство полета на дельтаплане следует под руководством опытного инструктора, и если занятия будут проходить не реже 1-2 раз в неделю, спустя несколько месяцев новичок уже сможет совершать самостоятельные полеты на высоте около 200 метров.
Если нет денег на новый дельтаплан — можно приобрести аппарат б/у. Да, действительно, дельтапланы, бывшие в употреблении, можно приобрести по гораздо меньшей цене, чем новые модели. Однако при этом следует учесть некоторые нюансы. Во-первых, дельтапланы, изготовленные до 1979 года лучше не покупать, поскольку полеты на них частенько заканчиваются травмами. Да и запасные части каркаса к более старым моделям подыскать будет нелегко. Потому если каркас аппарата искривлен — от покупки лучше отказаться. Во-вторых, нужно в обязательном порядке проверить металлические части конструкции на предмет наличия коррозии (с особой тщательностью следует осмотреть концы втулок и заклепки с прилегающими к ним областями). При этом следует учесть, что на разных металлах следы коррозии выглядят по-разному. Если на железе она имеет вид коричневых или бурых пятен с неровной поверхностью, то на алюминии выглядит, как приставший к поверхности белый порошок. Наличие коррозии также может стать причиной отказа от дальнейшего осмотра дельтаплана. В-третьих, внимательно осмотрите обшивку. Если она изготовлена из материала, производимого в ограниченном количестве, следует иметь ввиду, что в случае повреждения отыскать ткань для заплат будет довольно сложно. Не стоит останавливать свой выбор на дельтаплане, обшивка которого повреждена ультрафиолетовыми лучами. Выявить такого рода дефекты можно, надавив на крыло ластиком или просто пальцем (разумеется, такие действия следует производить лишь с согласия продавца). Если ткань поддается или вовсе протыкается — ее структура изменена в результате воздействия ультрафиолета. В-четвертых, обратите внимание на тросы растяжки. Помните, что их изгибы и перекручивания могут привести к разрыву нитей, потому желательно заменить боковые и нижние тросы (особенно если их скручивание превышает 45%) на любом дельтаплане б/у, даже если он был изготовлен всего пару лет назад. И, наконец, в обязательном порядке следует протестировать приобретаемый дельтаплан, совершив на нем пробный полет.
Покупая новый дельтаплан, обязательно следует совершить на нем пробный полет. Этот совет скорее касается крыльев б/у. Новые дельтапланы испытывать перед покупкой не обязательно, поскольку производители в обязательном порядке проводят тестирование и регулирование своих аппаратов в полете, и лишь после этого отправляют дельтапланы в продажу.
Некоторые болезни и физические недостатки могут помешать полетам на дельтаплане. Действительно, заболевания сердца, сколиоз, проблемы со зрением и инвалидность могут стать серьезным, а порой непреодолимым препятствием для занятий данным видом спорта. Но бывают и исключения. Например, люди с плохим зрением могут использовать линзы — в этом случае они имеют возможность совершать полеты, и главное — правильно приземляться (ведь именно хорошее зрение помогает пилоту верно определить высоту, на которой он находится в тот или иной момент времени, и приземлиться без травм). Инвалидность в некоторых случаях также не является преградой для желающих летать. Порой даже люди, лишенные обеих ног, осваивают дельтапланеризм (однако для старта им требуется посторонняя помощь, и наилучшим выбором для них станут мотопланеры, оснащенные специальным креслом — в этом случае у спортсмена-инвалида не возникнет проблем с приземлением). Довольно сложно осваивать данный вид спорта людям невысокого роста с астеническим телосложением. Однако и тут есть выход: если человек активно займется спортом и увеличением мускульной силы — через некоторое время все проблемы останутся позади.
Популярные мифы
Популярные факты
Популярные советы
Популярные сленг
www.molomo.ru
Дельтапланеризм. Оборудование и экипировка. Правда и вымысел
Великий Леонардо да Винчи сказал: «Единожды испытав полет, глаза людские навечно устремляются к небу». И такой полет, свободный и величественный, подарил человеку дельтаплан. За то время, что прошло с появления первого дельтаплана до наших дней, дельтапланеризм стал видом спорта. По нему организуются соревнования, устанавливаются рекорды. Клубы и школы дельтапланеристов открыты во всех уголках земного шара — и в Крыму, и на Гавайских островах, и даже на Эльбрусе.
Немного истории
Как вид спорта дельтапланеризм утвердился в 1974 году. Но появился он на 34 года раньше. В 1940 г. американец Френсис Рогалло смастерил воздушного змея для своих детей и, наблюдая за ним в воздухе, загорелся идеей разработать летательный аппарат по тому же принципу. Его разработки увенчались успехом, и в 1951 г конструктору выдали патент на созданный им «змей Рогалло». А в 1957 г змей принял участие в конкурсе НАСА, искавшего агрегат для спуска на землю космических аппаратов. Поначалу изобретение было признано лучшим, ему дали название «крыло Рогалло», но по итогам испытаний от его применения отказались. Зато в конце 60-х гг. «крыло Рогалло» привлекло внимание спортсменов, которые после некоторой модернизации конструкции стали использовать его для полетов.
Считается, что первые полеты на дельтаплане проводились в США и лишь потом в других странах мира, но это неверно. Первыми освоили новый планер австралийцы, приспособив уменьшенную копию «крыла Рогалло» — водного змея — для следования за катером на буксире. Они же добавили в его конструкцию некоторые новые приспособления: треугольную рукоять управления и сиденье.
Полеты на дельтаплане в СССР имели место еще в 1967 году, одновременно велись разработки по оснащению этого устройства мотором. А полеты при помощи «крыла Рогалло» в Штатах стали проводиться только в 1969 г. Но зато именно американец Дейв Килборн выдал идею стартовать с разбега, что по сей день считается главной спецификой дельтапланеризма.
Дельтапланеризм — правда и вымысел
Бытует множество разных суждений о полете на дельтаплане.
- «Чтобы выполнить взлет, дельтапланеристу нужно спрыгнуть с высокой горы».Такой способ в самом деле возможен, но прибегают к нему крайне редко. Обычно его применяют альпинисты, чтобы побыстрее спуститься с горного пика. Спортсмены-дельтапланеристы стартуют «с ног» — просто бегут с дельтапланом вниз по склону и, набрав достаточную скорость, отрываются от земли. Набрать необходимую скорость можно с помощью буксировщика — моторного летательного аппарата или даже лебедки.
- «Дельтаплан не способен лететь без ветра».Это не совсем так. Даже в тихую погоду дельтаплан, осуществивший старт со 100-метровой высоты, может покрыть расстояние в 0,6-1,5 км. Но для того, чтобы долго парить и проделывать большой путь, ему необходимы восходящие от земли воздушные потоки.
- «Пилот при полете находится только в горизонтальном положении». Да, все подвесные системы дельтаплана сконструированы таким образом, чтобы тело спортсмена располагалось горизонтально. Это позволяет ему в течение долгого времени не испытывать дискомфорта. Но возникают ситуации, когда спортсмен принимает вертикальное положение. Это не так удобно, но тем не конструкция подвесных систем это допускает.
- «Пилоты дельтапланов при аварийной ситуации должны отцепиться от аппарата и приземлиться на парашюте». Дельтапланы действительно оснащены парашютной системой спасения пилотов. Запасной купол располагается в подвесной системе в ранце. Но производить полную отцепку от дельтаплана при этом необходимости нет — система спасения должна уберегать не только пилота, но и дельтаплан. Главное — своевременно высвободить парашют, чтобы в момент раскрытия его стропы не зацепились за элементы летательного аппарата.
- «Дельтапланеризм — дневной вид спорта». По большей части, да. Но обучение полетам проводят утром и вечером, когда метеорологические условия более устойчивы. Днем же ветер и термические потоки нарастают, и в это время летают опытные спортсмены. Однако бывалые пилоты летают порой и ночью — как правило, на показательных выступлениях после состязаний.
- «На турнирах пилоты устанавливают рекорды скорости и длительности полета». Сейчас состязания на длительность нахождения дельтаплана в воздухе уже не проводятся. А вот скоростные рекорды устанавливаются, но не в любом месте, подходящем для полета, а при прохождении определенных стандартных дистанций. Есть и такие состязания, где пилоты стараются подняться максимально высоко. При этом они надевают кислородные маски, и оснащаются устройствами, регистрирующими их результаты. Самым популярный вид состязания — по дальности полетов.
- «Болезни и инвалидность могут помешать освоить дельтапланеризм». В самом деле, сердечно-сосудистые заболевания, сколиоз, плохое зрение и инвалидность выступают прямыми противопоказаниями для данного спорта. Но есть исключения. Так, люди с близорукостью или дальнозоркостью могут надевать линзы. Физические увечья тоже порой отступают перед стремлением парить — порой люди, у которых отсутствуют обе нижние конечности, с успехом делают это. Правда, для старта и приземления им требуется подмога.
- «Научиться полетам можно самостоятельно». Этого уж точно делать не желательно. Дельтаплан развивает большую скорость и требует умелого и точного управления. Последствием оплошности может стать увечье и даже смерть. Поэтому осваивать искусство пилотирования требуется под присмотром квалифицированного тренера, и лишь по истечении несколько месяцев обучения можно выполнить первые самостоятельные полеты.
- «Во время скоростного пикирования дельтаплан может потерять управление». Первые летательные аппараты в самом деле имели такую отрицательную особенность, но модернизации конструкции устранили эту проблему.
- «Для полетов дельтапланов правила не устанавливаются». Это неверное мнение — в небе, как и на земле, есть правила движения. В частности, обгонять других пилотов положено справа. При следовании группой, дельтапланеристы движутся не цепочкой, а в виде веера — так проще следить за воздушными потоками. И подобно автомобилистам, опытные пилоты присматривают за маневрами вновь прибывших и уступают им дорогу.
Оборудование и экипировка
Для того, чтобы освоить дельтапланеризм и осуществить мечту о свободном полете, понадобится:
- Дельтаплан
- Подвесная система
- Запасной парашют
- Средства защиты (прежде всего шлем)
- Приборы (вариометр, GPS навигатор)
- Одежда, обувь и перчатки
Дельтаплан
Дельтапланов выпускается множество: для обучения, для полетов ради удовольствия, для гонок и состязаний.
Учебный дельтаплан легкий, его просто контролировать. Он не отличается скоростью и может самостоятельно «исправлять» некоторые ошибки новичка, возвращаясь в нужный режим пилотирования.
Клубный дельтаплан для полетов «по желанию» имеет высокие летные характеристики и требует наличия определенного опыта в управлении. Он удобен в полете и при транспортировке, а также достаточно безопасен.
Спортивный дельтаплан характеризуется наибольшей аэродинамикой и скоростью. Это серьезный аппарат, для пилотирования которого нужно мастерство. До самостоятельного полета на спортивном аппарате придется долго и старательно учиться.
Очень часто в голову человеку, желающему освоить дельтаплан, приходит мысль собрать его своими руками. На первый взгляд, это не сложно, да и в интернете полным-полно всяческих схем и инструкций. Но прежде необходимо всерьез задуматься о том, хорошо ли вы знакомы с аэродинамикой и другими важными особенностями конструирования. Дельтапланеризм – довольно молодой спорт, но уже унес жизни не одного талантливого «первооткрывателя». Поэтому в целях собственной безопасности луче использовать аппараты, прошедшие международную сертификацию и установленную проверку.
Подвесная система
Предназначена для размещения пилота под дельтапланом. Именно она удерживает его и создает безопасность при полете, а значит, к выбору подвески нужно подходить серьезно. Так же, как и дельтапланы, они подразделяются на учебные, клубные и спортивные. Учебные подвески легкие, удобные и недорогие. Клубные более вместительны и комфорты при долгих полетах. А спортивные имеют хорошую аэродинамику и систему изменения положения пилота. Существуют еще гоночные подвески, предназначенные для уменьшения сопротивления воздуха при скоростном полете.
Запасной парашют
Он имеется в оснащении любого летательного аппарата. Минимальная высота для выброса запасного купола – 50 м, и все спортсмены, которые летают выше 50 м, обязаны его иметь. Выбор запасного парашюта осуществляется с учетом веса пилота — чем он тяжелее, тем больше площадь купола.
Шлем
У опытных дельтапланеристов уже выработана привычка: прежде надеть шлем, а потом подходить к дельтаплану. Неудачные посадки случаются не редко, особенно при обучении. Шлем при этом уберегает самую важную часть тела пилота — его голову.
Приборы
При обучении они могут и не пригодиться. Но для парения в восходящих потоках необходим вариометр — индикатор высоты. При нахождении в потоке и наборе высоты он издает звуковой сигнал и показывает на мониторчике скорость, с которой дельтаплан поднимается вверх. При потере высоты он своеобразно гудит.
GPS навигатор точно определит местоположение, что особенно важно при полете по определенному маршруту и при посадке. К тому же GPS необходим на соревнованиях — он фиксирует маршрут, который позже анализируют судьи.
Что касается одежды и обуви, установленных требований к ней не существует. Поэтому приобрести и то, и другое можно в супермаркете спортивных товаров.
И еще кое-что важное. Помышляя о том, как бы освоить дельтапланеризм, нет нужды сразу покупать собственный летательный аппарат. В школах и клубах предоставляются аппараты на период учебы. И только пройдя полный курс, стоит задуматься о личной технике. Выбирая дебютный дельтаплан, не нужно гнаться за «крутыми» видами. Здесь не стоит следовать пословице, гласящей, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Да, возможно, потом его захочется поменять на новый, но начать лучше с малого.
Похожие темы:
dlia-sporta.ru
Дельтапланеризм.ру
[22 Окт 2018 | Комментарии к записи Чемпионат Казахстана 2018 — Итоги отключены | 348 просм.]
С 18 по 26 августа 2018 года в Алматы прошел Чемпионат Казахстана по дельтапланерному спорту. В соревнованиях приняли участие 36 пилотов из трех стран. Было разыграно 6 упражнений протяженностями от 61 до 93 км. Первое место занял Константин Лукьянов, второе — Станислав Таранов, третье — Степан Зубашев! В спорт-классе победил Эдуард Палатинский, в женском зачете — Евгения Раимбекова, в командном — Air Tengri. Поздравления победителям! Читать далее…
[26 Июн 2018 | Комментарии к записи Национальные рекорды! отключены | 911 просм.]
Австралийские рекорды Саши Серебренниковой теперь утверждены, как российские национальные рекорды!
1. Полет до заявленной цели по прямой 407,99 км
2. Полет на открытую дальность через три ППМ 412,6 км
3. Полет на открытую дальность 408,1 км
4. Полет по заявленному треугольному маршруту длиной 210,4 км
5. Скорость 37,83 км/ч на заявленном треугольном маршруте длиной 200+ км
6. Свободная треугольная дистанция длиной 212,9 км Читать далее…
[17 Июн 2018 | Комментарии к записи Кубок Белых Ночей 2018 — Итоги отключены | 1 108 просм.]
С 7 по 11 июня близ города Луга Ленинградской области прошли дельтапланерные аэробуксировочные соревнования «Кубок Белых Ночей». В соревнованиях приняли участие 9 пилотов. Было разыграно 5 упражнений протяженностью от 37 до 51 км. Обладателем Кубка и победителем соревнований стал Антон Бондаренко! Второе место у Антона Струганова, третье у Якутовой Маши! Наши искренние поздравления! Читать далее…
[2 Май 2018 | Комментарии к записи Spring Meeting 2018 в Италии — Итоги отключены | 931 просм.]
С 25 апреля по 1 мая 2018 года в Meduno — Travesio, Италия, прошли соревнования Spring Meeting — Friuli Venezia Giulia Trophy 2018. В соревованиях участвовали 95 пилотов опен-класса, 8 пилотов жесткокрылов и 17 пилотов спорт-класса. Было разыграно 4 упражнения. В спорт-классе победу одержал наш Валентин Терауд! Большие поздравления Вале! В опен-классе победил Кристиан Чех. Лучшие российские пилоты Саша Серебренникова — 37 место в общем и 2 в женском зачете, Антон Бондаренко — 44 место, Геннадий Храмов — 70 место. Читать далее…
[23 Апр 2018 | Комментарии к записи Quest Air Nationals 2018 в США — Итоги отключены | 1 219 просм.]
С 15 по 21 апреля 2018 года в Гровлэнде, штате Флорида, США, проходили международные соревнования Quest Air Nationals. В соревнованиях участвовали 103 пилота из 19 стран в трех зачетах: жесткокрылы (3 пилота), open-класс (76 пилотов) и sport-класс (24 пилота). В Open-классе было разыграно 4 упражнения и победил Зак Мэйджорс, в Sport-классе было разыграно три упражнения и победил наш Андрей Соломыкин! Искренние поздравления!
Читать далее…
[28 Дек 2017 | Комментарии к записи Новый рекорд мира от Саши Серебренниковой! отключены | 1 747 просм.]
В разминочный день перед соревнованиями в Форбсе, Австралия, Саша пролетела новый женский рекорд МИРА — 210.4 км треугольник ФАИ, пройденный со скоростью 37.8 км/ч на Мойес Лайтспид RX3. Ссылка на трек. Саша пишет: Читать далее…
[3 Ноя 2017 | Комментарии к записи Фотоконкурс 2017 — ЛЕТО отключены | 1 645 просм.]
Завершилось форумное голосование за лучшие летние фотографии! Результаты фотоконкурса можно посмотреть здесь. Поздравляем Алексия Лунгу, Полину Воронину и Ивана Махаева с заслуженными победами! Всего на летний конкурс было прислано 70 фотографий — рекорд за всё время существования фотоконкурса! И все они еще посоревнуются в попадании на страницы нашего дельтакалендаря. А мы ждем ваших осенних фотографий! Читать далее…
[1 Окт 2017 | Комментарии к записи Кубок России 2017 отключены | 1 576 просм.]
С 5 по 15 сентября на Юце прошёл Кубок России по дельтапланерному спорту. В соревнованиях приняли участие 19 пилотов. Было разыграно 4 упражнения протяжённостями от 36 до 57 км. Первое занял Максим Усачёв — большие поздравления обладателю Кубка России! Читать далее…
[7 Сен 2017 | Комментарии к записи Чемпионат России [неофициальный] 2017 — Итоги отключены | 1 905 просм.]
С 26 августра по 3 сентября 2017 года в Алматы, Казахстан, прошёл Чемпионат России по дельтапланерному спорту. В соревнованиях приняли участие 39 пилотов из трех стран. Было разыграно 6 упражнений протяженностями от 66 до 118 км. Первое место занял Александр Барвинский — поздравляем Чемпиона! Читать далее…
[29 Авг 2017 | Комментарии к записи Чемпионат Казахстана 2017 — Итоги отключены | 1 810 просм.]
С 16 по 26 августа 2017 года в Алматы прошёл Чемпионат Казахстана по дельтапланерному спорту. В соревнованиях приняло участие 43 пилота из трех стран: России, Казахстана и даже Италии. Было разыграно 5 упражнений протяженностями от 52 до 108 км. Первое место в общем зачете занял Александр Барвинский, а среди казахстанцев лучшим стал Станислав Таранов. Лучшей среди женщин стала Анна Кадкина, а золото в командном зачете взяла команда БАЭС-Росэнергоатом. В спорт-классе победил Азат Масалимов . Поздравления победителям! Читать далее…
[29 Авг 2017 | Комментарии к записи Чемпионат Мира 2017 в Бразилии — Итоги отключены | 1 502 просм.]
С 6 по 20 августа в Бразилии прошёл Чемпионат Мира по дельтапланерному спорту. В соревнованиях участвовал 131 пилот из 26 стран, представителей российской сборной на Чемпионате не было. Было разыграно 9 упражнений протяженностями от 100 до 135 км. Чемпионом Мира стал PETR BENEš из Чехии, эпично обойдя Плонера и Чеха в последнем таске. В командном зачете золото взяла команда Италии. Читать далее…
[11 Авг 2017 | Комментарии к записи Новые рекорды России на Южных Улётах 2017 отключены | 1 658 просм.]
[17 Июл 2017 | Комментарии к записи Пред-Европа 2017 в Македонии — Итоги отключены | 1 482 просм.]
С 8 по 15 июля в Крушево, Македонии, прошел пред-Чемпионат Европы по дельтапланерному спорту. Соревнования собрали 35 пилотов из 11 стран, среди них 5 русских пилотов: Антон Струганов, Валентин Терауд, Антон Бондаренко, Илья Иванов и Сергей Котов. Было разыграно 4 упражнения протяженностями от 70 до 96 км. Наш Антон Струганов занял второе место после Балаша, уступив ему всего 73 очка и выиграв два таска из четырёх! Поздравляем Антона! Вся пятёрка лидеров на Мойесах 😉 Читать далее…
[2 Июл 2017 | Комментарии к записи Фотоконкурс 2017 — ВЕСНА отключены | 1 304 просм.]
www.deltaplanerizm.ru
Дельтапланеризм: искусство свободного полёта | Мир Приключений
Еще великий Леонардо да Винчи писал про то, что, единожды испытав полет, глаза людские навечно устремляются к небу. В этом суть дельтапланеризма, вобравшего в себя многовековую мечту человечества, – полета в небе, как птица. И дельтапланеризм представляет из себя такой безмоторный полет, чудесное парение в воздухе, свободное и красивое.
Дельтапланеризм и его история
Мечтали-то люди о полете с древних веков, но вот сама история свободных полётов на дельтаплане относительно непродолжительна. Основоположником дельтапланеризма можно считать немца Отто Лилиенталя, который очень долго изучал полет птиц, считая его основой авиации (и далеко небезосновательно!).
Сначала он сделал моноплан в 1891 году, летал на нем, травмировался, делал новые аппараты и снова летал, пока… трагически не погиб во время полета в 1896 году. Но именно Лилиенталь провел первые полеты на дельтаплане. Именно он использовал парение, да и ветер помогал ему набирать высоту.
Вторым «отцом» дельтапланеризма считают американца Френсиса Рогалло, который разрабатывал для НАСА и Пентагона в 60-х годах прошлого века так называемое «крыло Рогалло». Именно это приспособление предполагалось использовать и с целью возвращения космических кораблей с орбиты, и с разведывательными целями.
Но гибкое «крыло Рогалло», многократно проверенное в лучших лабораториях, не получило применение ни там, ни там. Зато оно неожиданно дало толчок дельтапланеризму и сделало его таким, каким мы его и знаем.
Годом рождения дельтапланеризма считается 1971-й, когда произошло объединение идей Рогалло и балансирного дельтапланеризма. Именно с этой даты ведется отсчет его истории.
Чем привлекателен дельтапланеризм?
О самой главной его привлекательности – возможности парить и получать несказанное удовольствие от самого процесса полета – мы уже написали. Но дельтапланеризм за это время стал видом спорта. Проводятся многочисленные соревнования по дельтапланеризму, ставятся разнообразные рекорды.
Как вы думаете, сколько можно парить на дельтаплане? Оказывается, уже в 1974 году Харви Мелчер на Гавайях был в воздухе 20 час. 47 мин. А сейчас рекордная продолжительность парения над океаном – 32 часа!
Представляете? Сутки с третью без приземления люди летают, как птицы над океаном! Гораздо более престижными считаются рекорды парения над континентом, так в Европе он составляет 6 часов 6 минут. Кстати, установил его наш дельтапланерист Александр Владимиров в районе Пятигорска еще в 1980 году.
Еще одна привлекательность дельтапланеризма состоит в том, что он открывает новые горизонты – путешествий, открытий, живописных горных пейзажей. Клубы дельтапланеризма созданы в самых различных уголках планеты. Можно отправиться к ним в гости и в Крым, и на Гавайские острова, где вообще самые лучшие условия для парения.
И даже… на Эльбрус, откуда в 1977 году был осуществлен полет на дельтаплане нашими спортсменами под руководством Виктора Овсянникова. Но, конечно, «пятитысячник» этот вряд ли доступен среднестатистическому дельтапланеристу, да и чтобы просто им стать, нужно поучиться и потрудиться.
Обучение дельтапланеризму
Начальный курс в школе дельтапланеризма занимает от 2 недель, в ходе которых рассказываются и теоретические основы парения и аэродинамики, проводятся настоящие тренировки, обучаемый знакомится с техникой безопасности полетов. Нужно учитывать, что дельтаплан сам по себе летит очень быстро (гораздо быстрее параплана!). Поэтому при взлете и посадке на начальном этапе бывает множество заранее прогнозируемых мелких и средних проблем. Но… тяжело в учении, легко в будущем полете!
Кстати, сам по себе дельтаплан, даже самый простой, применяемый для начального обучения (= типа «Студент», «Славутич», «Атлас»), весит много (порядка 35-40 кг), и его просто физически тяжеловато носить в горку, с которой и будут осуществляться полеты.
Но зато его аэродинамический коэффициент – около 17-18, что превышает аналогичный показатель, к примеру, параплана примерно в 2 раза. То есть вы сможете в полете и пролететь дальше, и с большей скоростью, и получить максимальное удовольствие от всего этого процесса. Так что придется тяжелые «саночки» (то есть дельтаплан) в горку все-таки поносить.
Совет новичкам: не гоняйтесь в самом начале за покупкой дорогого и престижного дельтаплана! Вам вовсе нет необходимости в аппарате, развивающем скорость до 100 км/час, ограничьтесь учебным вариантом.
Да, потом его придется продать и купить новый, но именно ваш дебютный дельтаплан не должен быть «крутым». Здесь не работает английская пословица про то, что мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Начните с малого!
Наиболее популярные места для дельтапланеризма
Зато потом, когда вы освоитесь, перед вами откроются та-аа-кие горизонты! В России, благодаря ее размерам и разности климатических условий, просто огромное число мест, где можно заняться дельтапланеризмом. Среди них выделяются:
- Юца у Пятигорска, где наш чемпион как раз и установил свой рекорд продолжительности полета на дельтаплане в Европе;
- Чегемское ущелье в Кабардино-Балкарии, где есть все условия как раз для начинающих дельтапланеристов;
- Хурзук в Карачево-Черкесии, напротив предназначенный для опытных пилотов, умеющих приспосабливаться к резким сменам погоды;
- Домбай, где опытным мастерам этого вида спорта можно летать и зимой;
- Аушкуль в 200 километрах от Челябинска
Отдельного рассказа о себе заслуживает дельтапланеризм в Крыму. Ведь именно здесь на горе Клементьева когда-то в 30-е годы начинался советский дельтапланеризм. Место отличается исключительно удобными условиями.
На вершину Узун-Сырт можно подъехать на легковом автомобиле. А еще при полетах здесь виден величественный Кара-Даг. Да и вообще, горный ландшафт таков, что дельтапланеризм в Коктебеле (а Узун-Сырт близ Коктебеля находится!) – одно из самых красивых и романтических занятий, какие можно представить.
На России можно не замыкаться в ходе своего увлечения дельтапланеризмом. К примеру, отличные возможности для занятия этим спортом предоставляют дельтадромы Ларань во Франции и Агер в Испании.
world-of-adventures.ru
Что такое дельтаплан и с чем его едят? – RusGeo.me
Ещё в древнейших мифах человек мечтал о покорении высоты, и в разное время в этом ему помогали воздушные шары, безмоторные планеры, самолёты с двигателями…
Но по-настоящему открытым почти для каждого небо стало лишь в двадцатом веке — с изобретением дельтаплана.
Дельтаплан — это безмоторный летательный аппарат с крылом из плотной материи — нужную для полёта жёсткость крылу придаёт каркас из лёгкого прочного металла. При масса от 25 до 40 килограмм дельтаплан относится к классу сверхлёгкой авиации.
Из всех летательных аппаратов именно он наиболее дешёвый и простой в освоении. К пилоту предъявляется меньше требований, научиться управлять дельтапланом может почти каждый. Основные ограничения по возрасту — от 16 лет, и по весу. Впрочем, существуют модели с полётной массой и до 105 кг, специалисты в дельтапланерном клубе помогут подобрать под каждого лётчика свой подходящий аппарат.
Несмотря на отсутствие мотора широкие крылья способны планировать на огромные расстояния, зафиксированный рекорд дальности составляет 700 километров! Главное для набора высоты и долгого полёта — разобраться в аэродинамике дельтаплана, воздушных потоках, как с их помощью управлять парением… На первый взгляд сложно, но при наличии толкового инструктора совсем не придётся вдаваться в сложности, ведь первые полёты происходят в тандеме со специалистом.
Коротко о видах дельтапланов
Тандемные дельтапланы чаще всего используются для обучения и при ознакомительных полётах. Они свободно выдерживают вес двух человек, поэтому в процессе планирования новичок может полностью расслабиться и получать максимум удовольствия: всю ответственность за управление аппаратом берёт на себя специалист, он же подскажет как верно набрать высоту и благополучно приземлиться. Учебные дельтапланы оптимальны для начинающих пилотов, эти модели самые недорогие, легки как по весу, так и в управлении. Правда, скорость с прочими лётными качествами у них скромнее, зато на этом аппарате ошибки в пилотировании редко приводят к плачевным последствиям.
Совсем другое дело — спортивные дельтапланы. Самые скоростные, они нацелены в первую очередь на достижение высоких результатов. Успешно управлять ими могут только опытные пилоты, для новичков такая техника опасна. А для тех, кто уже вырос из новичков, но пока неуверенно чувствует себя возле спортивной техники, существуют переходные дельтапланы. Они позволяют плавно перейти с учебных крыльев на профессиональные. Впрочем, если летать исключительно ради удовольствия и без амбиций рекордсмена, то вполне можно оставить в качестве постоянного и переходный аппарат.
Как и где учиться
А если захочется научиться летать профессионально и в одиночку, инструктор поможет разобраться во всех тонкостях. Кстати, минимальное обучение перед первым самостоятельным полётом длится обычно от полугода, удобнее всего условия для обучения начинаются в зимний период: мягкий снег облегчит даже неудачное приземление.
Во многих регионах России действуют клубы дельтапланерного спорта, ближайшие к Кемеровской области расположены в Новосибирске и Иркутске. Например, в Новосибирском дельтапланерном клубе найдётся всё необходимое для осуществления заветной мечты: подходящий аэродром, летательные аппараты для новичков и профи, ангары для их хранения, снаряжение и многое другое. Поэтому, здесь непременно помогут приобщиться к высоте!
rusgeo.me
📌 дельтапланеризм — это… 🎓 Что такое дельтапланеризм?
- дельтапланеризм
- дельтапланери́зм
- (см. дельта1 + планеризм) вид спорта, полеты в потоках восходящего воздуха на спец. аппарате — воздушном змее дельтовидной формы, совершаемые с высокого места без разгона или со старта на лыжах с помощью буксира.
- дельтапланеризм
(дэ), а, мн. нет, м. ( дельта(план) + планеризм).
Вид спорта: полеты на дельтапланах в потоках восходящего воздуха, совершаемые с высокого места (обычно с горы) или со старта на лыжах с помощью буксира.
Дельтапланерист — спортсмен, занимающийся дельтапланеризмом.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998.
.
- дельта-железо
- дельтовидный
Смотреть что такое «дельтапланеризм» в других словарях:
ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМ — [дэ ], а, муж. Вид спорта полёты на дельтапланах. | прил. дельтапланерный, ая, ое. Д. спорт. Д. клуб. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
дельтапланеризм — сущ., кол во синонимов: 3 • дельтапланерный спорт (2) • спорт (224) • экстрим спорт … Словарь синонимов
дельтапланеризм — (вид спорта) … Орфографический словарь-справочник
Дельтапланеризм — Дельтаплан Дельтаплан летательный аппарат тяжелее воздуха, выполненный по схеме бесхвостка со стреловидным крылом, управление полётом которого осуществляется смещением центра масс за счёт перемещения пилота относительно точки подвески… … Википедия
дельтапланеризм — ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМ, а, м Вид авиационного спорта с использованием дельтапланов, сверхлегких планеров, взлет и посадка которых осуществляется при помощи планериста. Дельтапланеризм, или дельтапланерный спорт зародился в США в 1951 году, в России этим … Толковый словарь русских существительных
дельтапланеризм — skraidyklių sportas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Technikos sporto šaka – skraidymas sportinėmis skraidyklėmis. Yra 3 skraidyklių sporto rungtys: laikymasis ore, skridimas tiesia linija, kilimas į aukštį. Skraidyklių sporto … Sporto terminų žodynas
Дельтапланеризм — м. 1. Полеты на дельтаплане в потоках восходящего воздуха, совершаемые с высокого места или со старта на лыжах с помощью буксира. 2. Соответствующий вид авиационного спорта. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
дельтапланеризм — дельтапланер изм, а … Русский орфографический словарь
дельтапланеризм — (2 м) … Орфографический словарь русского языка
дельтапланеризм — дельтапланери/зм, а (вид спорта) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
dic.academic.ru
Дельтапланеризм — ощущение полета znamus.ru
Дельтаплан и его виды
Нет-нет, мы не будем цитировать научных определений дельтаплана и приводить вам формулы полной аэродинамической силы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
По своей сути дельтаплан — это легкий планер. Это летательный аппарат, пилот которого, в большинстве случаев, стартует с ног и на них же приземляется. По своим аэродинамическим характеристикам дельтаплан сильно уступает планеру, но превосходит
его по доступности: он дешевле, обучение происходит проще и быстрее, требования к пилоту значительно скромнее.
Он также как и классический планер не имеет мотора, но на нем можно пролетать большие расстояния (сотни километров) используя знания о природных процессах движения воздуха. Рекорд дальности полета для дельтаплана — 700 км.
Существуют дельтапланы с мотором — мотодельтапланы (дельталеты) и моторизованные подвески для обычных дельтапланов, но это уже совсем другая история…
От параплана он отличается лучшими летными характеристиками
(скорость, аэродинамическое качество) и большей предсказуемостью в воздухе (имея жесткое крыло, которое более стабильно в турбулентных условиях), хотя и несколько тяжелее его.
Общее представление о конструкции дельтаплана (конструктивная схема) вы можете получить здесь.
Какие бывают дельтапланы?
Дельтапланы принято подразделять на учебные, переходные и спортивные. Также в отдельный «подвид» можно выделить тандемы (двухместные дельтапланы). Существует и разделение по наличию или отсутствию мачты — «мачтовики» и «безмачтовики». Рассмотрим вкратце каждую группу.
Учебные
Учебные дельтапланы предназначены, как ни странно, для обучения. Они прощают множество ошибок, неизбежных для начинающего пилота. У них значительно скромнее летные характеристики (аэродинамическое качество, скорость), но и требования к мастерству пилота не такие серьезные, как для спортивных крыльев. Они легче, дешевле и проще в обслуживании. Наиболее популярные в СНГ модели: Славутич УТ (не слишком удачная, но очень распространенная модель), Атлас, Таргет, Студент, СК, Градиент и пр.
Переходные
Переходные дельтапланы используются для более плавного перехода ученика от учебного к спортивному крылу. Сразу после учебного пересаживаться на топ-модели опасно, хотя и возможно. Часто пилоты у которых нет спортивных амбиций и которые летают исключительно для удовольствия (так называемые «фрифлаеры») так и продолжают летать на переходных аппаратах. К переходным с некоторой долей условности можно отнести: Дискус (про-ва фирмы Аэрос), различные Спорты (не смотря на название), Скаляр (пр-ва Артема Терехина), Апогей, Стажер, некоторые Призраки и множество других.
Спортивные
Спортивные дельтапланы предназначены, прежде всего, для достижения высоких результатов на соревнованиях. Но и вне соревнований, если пилот хочет «выжать максимум» из своей техники и расширить свои возможности — это правильный выбор. В России и СНГ наиболее распространены спортивные дельтапланы фирмы Аэрос (Украина)- Комбаты (Combat), а также последние модели Призраков (Бориса Сыромятникова). Также встречаются (правда очень редко) зарубежные аналоги — Мойсы, Ламинары, Ля-Муеты, ВилсВинги.
Тандемы
Тандемы (двухместные дельтапланы) используются, в основном, в процессе обучения, а также для «покатушек» (ознакомительных полетов). В СНГ наиболее распространен тандем фирмы Аэрос — Таргет 21.
Мачтовые и безмачтовые дельтапланы
Безмачтовые аппараты — это спортивные крылья последних моделей. Продукт эволюции дельтапланерной техники (отсутствие мачты уменьшает аэродинамическое сопротивление, но предъявляет повышенные требования к прочности материалов для поперечной балки, из-за отсуствия верхних тросовых растяжек). Мачтовые аппараты — как правило, учебные и переходные. Но нужно учитывать, что старые модели спортивных аппаратов были с мачтой и довольно много аппаратов считаются спортивными, хотя и не являются «безмачтовиками». Источник
znamus.ru