Горные лыжи для фрирайда: как выбрать, основные характеристики
Фрирайд – катание в отсутствии проложенных и укатанных трасс – это занятие для лыжников, которые хорошо освоили горнолыжный спорт. Езда по нетронутому снегу вне горнолыжной инфраструктуры дарит фантастическое ощущение свободы. Но такое катание опасно, оно требует определенной физической подготовки, умения ориентироваться на склоне, способности быстро реагировать и принимать правильные решения.
Так как фрирайдом увлекаются далеко не новички в горнолыжном спорте, как правило, каждый фрирайдер знает, какие лыжи его наиболее устраивают. Здесь многое решают личные предпочтения и субъективные ощущения при катании. Например, кому-то нравятся лыжи покороче и поманевреннее, другой предпочитает более длинные и жесткие. Однако на некоторые основные вопросы нужно ответить, чтобы дать начинающим общие представления о фрирайдерских лыжах и их выборе.
Если вы хотите кататься вне подготовленных трасс не просто хорошо, а отлично, то без специальной фрирайдерской экипировки не обойтись.
Не секрет, что и в горных лыжах-универсалах можно кататься по неподготовленному снегу. Большинство горнолыжников так и поступают: первые несколько раз спускаются по неутрамбованному склону на своих обычных лыжах и только через какое-то время пробуют купить специальные для фрирайда. Универсалы с талией 80-90 см хорошо ведут себя на разных по качеству трассах, в том числе и на целине глубиной до 20 см.
Какие бывают горные лыжи для фрирайда
Паудер (powder)
Традиционные фрирайдовские лыжи – это паудер. Они – самые широкие из всех горнолыжных: имеют порядка 150 мм ширины в носке и пятке и около 120 мм – в талии. Есть и суперширокие модели, имеющие в талии до 140 мм.
Паудеры идеальны для катания по мягкому снегу глубиной от 20 см. Нетронутые «дикие» склоны гор или холмов, лесистые и овражистые места со слоем снега толщиной в 1 м – условия, для которых созданы паудеры. В то же время на укатанных склонах они медлительны и неповоротливы. А суперширокие варианты для этой цели не подходят совершенно.
Универсалы (all mountain)
Фрирайдерские универсалы уже, чем паудер, но шире обычных all mountain: имеют в пределах 130-140 мм на носке и в пятке и около 100-105 мм – в талии. Они хороши на мягком снеге глубиной до 30 см и на подготовленных склонах с разбитым снегом.
Именно all mountain freeride рекомендуются начинающим фрирайдерам. Они позволяют не только кататься по склонам с большим снегом, но успешно использовать их в ежедневной практике.
Как правильно купить лыжи для фрирайда
Длина и ширина
Общее правило: чем габаритнее (длиннее и шире) лыжи, тем они менее маневренны и требует прикладывания больших сил для управления. По этой причине слишком длинные и/или широкие лыжи не имеют очевидных преимуществ для начинающих фрирайдеров.
Оптимальные параметры фрирайдерский лыж для начинающих:
- длина – соответствует росту лыжника +/-5 см;
- ширина талии – 100-105 мм.
Для большинства опытных катающихся достаточными будут следующие параметры:
- длина – рост + 5-10 см;
- ширина талии – до 120 мм.
Более широкие варианты узкоспециализированы: они идеальны для полуметрового слоя зимнего снега и более.
Радиус выреза
Общее правило: чем меньше радиус, тем меньше дуга поворота. Поэтому:
- если вы собираетесь кататься в лесу и по оврагам, то лучше брать более юркие лыжи с радиусом до 15 м;
- если вы ориентируетесь на склоны, то радиус 20 м (или около этого значения) будет оптимальным.
Как правило, больший радиус имеют более узкие лыжи. Им не нужна лишняя суета, а больший радиус на склоне позволяет лучше управлять. И наоборот. Например, одна из уникальных паудер-версий имеет геометрию 165-108-140 и радиус выреза всего 11 м.
- никогда не тонут в снегу;
- на фирне демонстрируют такой же ход как на подготовленной трассе;
- не проламывают снежную корку.
В тоже время такие лыжи могут быть неплохим вариантом для начинающих фрирайдеров, которые имеют серьезное намерение кататься вне проложенных трасс.
Жесткость и весовой прогиб
Для классического фрирайда лучше выбирать мягкие и широкие лыжи, чем жесткие и узкие. Жесткость традиционно связана со скоростью и агрессивной манерой катания. Во фрирайде все наоборот: глубокий снег и невысокие скорости. Кроме того, более мягкими лыжами легче управлять.
Весовой прогиб определяется визуально. У фрирайдерских версий он очень небольшой. Поэтому определить уровень жесткости у таких лыж обычным методом не получится.
Естественно, параметр жесткости находится в непосредственной взаимосвязи с габаритами лыжника и длиной лыж. Скажем, если ваш рост 170 см, и вы берете лыжи 180 см, то жесткость должна быть средней при весе в 60 кг. Если лыжи будут короче, то они должны быть более жесткими.
В общем, категория жесткости весьма эфемерна, и, пока вы не встанете на снег, вы не сможете сделать адекватную оценку. Поэтому перед тем как купить, больше интересуйтесь отзывами других фрирайдеров, знакомьтесь с обзорами моделей, выпущенных в предыдущих сезонах и уже обкатанных другими горнолыжниками.
Производители и цены
Производством горных лыж занимаются десятки компаний. У каждого производителя имеется 10-20 и более исключительно фрирайдерских или универсальных моделей. В России популярны лыжи для фрирайда следующих брендов: Volkl, Movement, Salomon, DPS, Fisher, Rossignol, Majesty, Stockli, Whitedot, Atomic, Goodboards.
Традиционно Fischer и Rossignol лидируют в премиальном сегменте. В целом, ценовое различие между брендами несущественно. У каждого производителя можно найти дешевые или дорогие модели, лежащие в одной и той же ценовой категории. Диапазон цен – от $200 до $1300. Наиболее ходовые модели находятся в ценовом сегменте $400-$700.
На стоимость модели большее влияние оказывает не бренд, а сезон выпуска: самые дорогие – лыжи, выпущенные в текущем году и ориентированные на предстоящий сезон. Со временем эти модели теряют в стоимости и заменяются в топе новейшими версиями.
Похожие статьи
zextrem.com
Как выбрать лыжи для фрирайда по размеру и дизайну
Фрирайд представляет собой внетрассовую разновидность катания, которое предполагает съезд по рыхлому глубокому снегу и требует хорошей физической подготовки. Любители горных склонов без подготовленных трасс стремятся, чтобы горные лыжи для фрирайда были максимально удобными и по-настоящему надежными.
Горные лыжи для фрирайда: особенности специальной конструкции
К их выбору следует подходить довольно серьезно, потому что от правильного размера будет, в первую очередь, зависеть результат катания. Основное отличие таких лыж состоит в их увеличенной ширине. Помимо этого, у фрирайдерских лыж нос расширен, а их профиль производится со своеобразным рокером – загибом носка. Начинается данный загиб намного ближе к середине, если сравнивать с трассовой моделью лыж.
За счет специальной конструкции, в лыжах для фрирайда изменено распределение по их длине уровня жесткости. Такой подход к производству дает возможность райдерам не тонуть в снежной поверхности, а при развитии больших скоростей лыжи и вовсе становятся аналогичны серфу на водной поверхности. Для этой цели изменена и стойка райдера – центр тяжести сдвинут к концу лыж.
Как подобрать лыжи для фрирайда по размеру?
Для того, чтобы знать, как подобрать лыжи для фрирайда, необходимо определиться с основными характеристиками. Это как раз случай, где размер на самом деле имеет огромное значение.
- Ширина лыж. Она в настоящее время варьируется в пределах 90-135 мм. От ширины зависит многое — чем она больше, тем меньше лыжи будут тонуть и закапываться. Выбор зависит напрямую от условий катания. Для целины с толщиной снега около 50 см лучшим вариантом окажутся суперширокие 125-140 мм. При уплотненном снеге, обычно весной, и при леденистом покрове хорошо подойдут лыжи шириной 110-120 мм. А при желании получить адреналин от бешеной скорости стоит предпочесть универсальную ширину – 90-105 мм.
- Длина лыж. Зависит напрямую от роста спортсмена. Кроме того, важна и роль физической подготовки. Лыжнику начинающего уровня при вопросе, как выбрать лыжи для фрирайда, необходимо запомнить формулу – рост плюс 10-15 см. Чем длиннее будут лыжи, тем предсказуемее они окажутся на скорости. Однако длинные лыжи не отличаются маневренностью и управляемостью, поэтому на них лучше забыть о крутых прыжках. Длина универсальных фрирайдерских лыж – рост плюс 5 см.
Полезно знать
Немаловажными параметрами при выборе лыж для фрирайдера являются:
- Боковой вырез – при помощи его геометрии происходит определение радиуса поворота. Для основных фрирайд-условий вполне подойдут лыжи, имеющие радиус 18-25 см, при неспешном спуске (лес, сложный рельеф) – 12-15 см.
- Форма пятки (носа) особого влияния на езду не оказывает, можно подобрать по понравившемуся дизайну.
- Камбер – весовой прогиб. Правило определения: две лыжи следует сложить вместе и попробовать их сжать. Чем труднее будет удаваться сжимать, тем больше будет камбер. Значимость показателя учитывается при агрессивном и скоростном стиле катания.
- Торсионная жесткость. От нее зависит поведение лыж в резаной дуге. Чем больше будет данный показатель, тем более четко лыжи будут закладывать дугу. Так, большая талия (лыжи 120 мм) требует от спортсмена много опыта и сил для входа в поворот.
- Жесткость и упругость – значимый параметр, с которым производители активно экспериментируют.
Главное, подбирая горные лыжи для фрирайда, правильно оценить свой размер, возможности и уровень подготовки, а также помнить обо всех критериях выбора. Именно тогда катание будет безопасным и принесет массу удовольствия.
Возможно, Вам будет интересно
size-up.ru
Как выбрать лыжи для фрирайда • Фрирайдинг на Горных Лыжах
Горнолыжный спорт имеет несколько подвидов – downhill, слалом, супергигант, слалом супергигант, могул, ньюскул, слоупстайл, карвинг, фрирайд и некоторые другие. Каждый из этих видов горных лыж отличается условиями исполнения, свойствами трассы, требованиями к экипировке. Например, лыжи для слалома и лыжи для карвинга будут серьёзно отличаться друг от друга, так как они заточены под совершенно разные виды катания. Поэтому говоря о выборе лыж, нужно прежде всего понимать для какого вида горнолыжного спорта покупается новая пара. Но и помимо этого необходимо учесть и проанализировать массу данных чтобы выбрать пару, идеально подходящую именно вам. И сегодня мы поговорим о том, как правильно выбрать лыжи для фрирайда.
Прежде всего, нужно понимать что такое – фрирайд. Фрирайд – это в общих чертах, спуск вне подготовленной трассы. Существует несколько видов фрирайда – лайт, бэккантри, скитур, хели, кэтскиинг, сноумотобординг. Наиболее распространённым видом фрирайда является бэккантри (спуск с горы, не оборудованной подъёмниками, с предшествующим восхождением с лыжами за спиной), поэтому будем рассматривать лыжи, характеристики которых заточены именно под спуск.
В чём главная прелесть фрирайда? Конечно, в паудере. Паудер, целина, пухляк, перина – это свежевыпавший, мягкий, глубокий, нетронутый снег, который идеально подходит для катания на лыжах или сноуборде. Такой снег можно найти только в высоко горах, но и там не всё паудер, что снег. Для формирования слоя правильного паудера необходимы особые погодные условия, прежде всего, температура и влажность.
Свойства целины и определяют характеристики лыж, на которых будет покоряться склон. При выборе лыж для фрирайда стоит оценить и учесть следующие параметры:
- длина (ростовка), вес, ширина «талии» лыжи
- жёсткость
- степень «агрессивности» катания
- геометрия профиля лыжи
Начнём с габаритных параметров лыжи. Ростовка лыжи подбирается исходя из веса лыжника – чем тяжелее спортсмен, тем длиннее должна быть лыжа. Несмотря на кажущееся потенциальное влияние, рост спортсмена не имеет значения в этом случае. Общая зависимость такова: чем лыжа длиннее, тем она устойчивей и лучше ведёт себя на скорости на неровностях. Обратная сторона медали – с увеличением длины лыжи падают показатели маневренности и управляемости, райдер прилагает значительно больше усилий для выполнения поворотов. И выполнять трюки на слишком длинных лыжах намного сложнее.
Вес лыжи. Современные технологии сделали очень много для снижения веса лыж при улучшении всех качественных характеристик, но вес всё же имеет значение для бэккантри, так как лыжи приходится нести вверх на рюкзаке. Также, лёгкие лыжи более маневренны и легче в управлении, потяжелее – более стабильны на неровных поверхностях.
Ширина «талии» лыж влияет на способность лыж держаться на снегу. Чем шире лыжа, тем меньше её удельное давление на единицу площади снега, тем лучше она держится на поверхности снежного покрова, не «закапывается» и не «тонет». Ведь катание по пухляку – это скорее не спуск, а плавание в толще снега. Зависимость приблизительно следующая: для целины с толщиной слоя в 400 – 500 мм используются лыжи с «талией» от 120 до 140 мм, для езды по фирну (замёрзшая настовая корка поверх слоя пухляка) будут удобны лыжи с «талией» 110 – 120 мм, если нет чёткого понимания свойств снега на спуске, то лучше всего остановиться на универсальном варианте с «талией» 100 – 110 мм.
Второй пункт – жёсткость лыжи. Выбор в этом случае очень индивидуален и зависит от уровня мастерства и предпочтений райдера. Общая зависимость такова – чем жёстче лыжа, тем лучше она держится на твёрдых поверхностях и тем лучше она управляется при агрессивном стиле катания. Один из универсальных вариантов для фрирайда – лыжи с жёсткой серединой и мягкими «носом» и «пяткой». Такие лыжи легко «всплывут» при катании по целине, и будут достойно управляться на участках с жёстким снегом. Кроме того, мягкая «пятка» сглаживает «выстрел» при выходе из поворота, что делает катание более комфортным.
ФрирайдингСтепень «агрессивности» катания во многом определяет требования к лыжам. Если спортсмен предпочитает резаные повороты и жёсткий снег, то для этих условий подойдут жёсткие, короткие лыжам с узкой талией и рубленой «пяткой».
Геометрия профиля лыж – наиболее сложный и объёмный пункт, так как современные лыжи имеют большое количество вариантов верхнего и бокового профилей, и производители постоянно экспериментируют с новыми моделями в поисках «идеального профиля». А мы в этом многообразии будем рассматривать решения, наилучшим образом подходящие для фрирайда.
Боковой вырез. Его форма определяется радиусом окружности, по которой он сделан. Чем меньше радиус окружности, тем резче удастся сделать поворот с минимальными усилиями. Для скоростного фрирайда подойдут лыжи с вырезом 15 – 25 м, если условия спуска предполагают активное маневрирование, то удобнее и проще это будет делать на лыжах с радиусом окружности 12 – 15 м. Некоторые модели лыж имеют комбинированный боковой вырез, которые образован двумя окружностями, часть, которая ближе к носу лыжи, образована окружностью меньшего радиуса, что положительно влияет на управляемость и стабильность лыжи при манёврах на жёстком снегу.
Кэмбер и рокер. Кэмбер – это прогиб лыжи вверх в средней части, он служит для равномерного распределения веса лыжника по длине лыжи, и, как следствие, лучшей устойчивости и управляемости. Рокер – это обратный прогиб лыжи вниз, на носке и/или пятке. Наличие рокера на носке позволяет упростить вхождение в поворот и сделать его более крутым, а на мягком снегу – помогает «всплыть» даже на небольшой скорости. Рокер в пятке делает маневрирование лыжами более мягким. Популярная формула соотношения длин рокер носка/кэмбер/рокер пятки – 20%/70%/10%.
Это общие характеристики лыж для бэккантри, которые позволят вам ориентироваться в широком ассортименте предлагаемых сегодня моделей, и сделать правильный выбор при приобретении своей первой пары для фрирайда.
Интересных вам спусков!
sochiskiline.ru
Как выбрать универсальные лыжи для разбитого склона и фрирайда
Особенности конструкции универсальных лыж для разбитого склона и фрирайда.
Если Вы, катаясь по трассам горнолыжного курорта, начинаете поглядывать в сторону искрящихся на солнце полей нетронутой целины, то Вам в этом случае есть смысл подумать об универсальных лыжах для трасс и вне трасс.
Универсальные лыжи для разбитого склона и для фрирайда – это по настоящему универсальный по широте применения снаряд. Отличительные особенности их конструкции – это довольно широкая талия (как правило, от 90 до 100 мм) и наличие переднего (а на некоторых моделях и заднего) рокера умеренной длины. Многие модели имеют различное усиление торсионной жесткости и специальные системы, уменьшающие вибрации в лыже. Также на многих моделях этого класса лыж нет интегрированных пластин для установки рельсовых креплений. Это даёт определённую свободу выбора креплений и уменьшает высоту креплений над топшитом лыжи, что актуально при катании в глубоком снегу.
Благодаря вышеперечисленным особенностям конструкции лыжи данной категории можно назвать многоцелевыми. Они подойдут как для катания по трассам (в любом состоянии трасс) так и за их пределами. На трассе большинство моделей лыж данной категории очень хорошо управляется (несмотря на довольно широкую талию), на разбитом склоне уверенно проезжают бугры и при этом хорошо держат на льду и не тонут в рыхлом снегу за пределами трасс. Единственные условия, для которых эта категория лыж подходит не лучшим образом – это POWDER – глубокий и мягкий снег. Здесь они, конечно, спасуют перед чисто фрирайдными моделями и лыжами для POWDERа.
Одним словом, если Вы едете в горы, планируете кататься там везде (по трассам и за их пределами), то универсальные лыжи для разбитого склона/фрирайда будут для Вас лучшим выбором.
Пару слов о принципе подбора лыж данной категории. Следует заметить, что среди лыж этой категории нет моделей для новичков. Выбирая себе такие лыжи, нужно всё-таки обладать техникой катания. Подбираются лыжи данной категории примерно около роста лыжника (+/- 5 см).
Ссылки на наш каталог:
Комментарии В Контакте
Комментарии в Facebook
mountainpeaks.ru
FAQ для начинающих фрирайдеров-лыжников
Теги: фрирайд | freeride | faq
27.11.2013
В процессе проведения нашей фрирайд-школы (фрирайд-школа Snow Sense) мы постоянно получаем вопросы от участников. Часто вопросы возникают в процессе катания, когда обдумывать их нет времени. Поэтому решено написать ответы на наиболее частые и характерные из них в конце школы, когда вопросы накопились и появилось время на обдуманный ответ. Алекс будет отдуваться за сноубордическую часть, а я — за горнолыжную. Для удобства подачи информации я сгруппировал их по блокам.
Важно: К сожалению, у меня нет волшебных пилюль. Но я постараюсь честно ответить на все вопросы. Я уверен, что задавать правильные вопросы – это искусство, потому что правильный вопрос содержит в себе половину ответа. Поэтому и вопрос, и ответ требуют времени и внимания.
1. Особенности в снаряжении и экипировке лыжника при катании вне трасс
Какие лыжи брать для фрирайда? (ширина min/max, ростовка (по сравнению с ростом райдера) min/maх, жесткость)
Жесткость лыж для фрирайда, что от нее зависит. Как выбрать ту, которая оптимальна именно для твоего стиля, уровня, рельефа катания?
Какие лыжи лучше брать начинающим (без опыта) фрирайдерам?
Выбор оптимальной лыжи для фрирайда — занятие глубоко личное, почти интимное)). Оптимальность зависит от физических данных – роста, веса, силы и выносливости. Также это зависит от рельефа, по которому предстоит кататься, скорости и манеры катания. И главный критерий понимания этого – личный опыт.
Поэтому можно порекомендовать начинать с моделей умеренной геометрии. Ростовкой на 5-10 см выше вашего роста и примерно 100-110 мм талией.
В общем, можно сказать, что длинные и жесткие лыжи стабильнее держат заданную траекторию. Короткие – более верткие. Чем мягче лыжа, тем меньше нужно усилий (и скорости) для поворота на ней. При этом нет смысла гнуть их в магазине, единственный верный критерий – их работа на склоне.
Нужно ли обязательно покупать специальные лыжи для фрирайда или можно начать на своих обычных, для «трасс»?
Можно, по крайней мере, я именно так и начинал)) Кроме того, иногда у нас можно потестить верхние фрирайд-модели. Мы тестировали модели MOMENT, также была возможность попробовать Black Diamond. Надеюсь, что и в следующем сезоне продолжится тема тестирования широких лыж в нашей школе.
Какие лыжи точно не брать в Кировск / для фрирайда?
Беговые и спортцех)).
С каким рокером лучше брать лыжи?
Не парьтесь, честно.
Установка креплений: по каким меткам? Стоит ли переставлять крепления?
Я ставлю крепления по меткам производителя и не парюсь над“плюс-минус 5 мм”. Я считаю, что инженеры-конструкторы знают свое дело, по крайней мере, в тех лыжах, которые я выбираю. Непреодолимое и обоснованное желание сдвинуть крепление от центральных меток может возникнуть только в процессе практического тестирования, а не в интернет-обсуждении.
Отличается ли настройка креплений для фрирайда? Нужно ли ослаблять или закручивать «отстрел» пятки/носка? Всегда ли надо регулировать усилие срабатывания пятки и головки креплений на одинаковое значение или есть особенности снежного покрытия, когда надо, например, увеличить усилие на пятке или на головке креп?
Настройка срабатывания креплений зависит от веса лыжника и манеры катания. Какой-то особенной настройки креп под фрирайд нет. Ослаблять крепы по сравнению с обычным катанием нет смысла – рельеф вне трасс, как правило, сложнее, значит, больше шансов потерять лыжу. Затягивать сверх меры также не стоит. Все-таки срабатывание креплений бережет вас от травм, нет смысла добровольно отказываться от этой защиты. На склоны, где отстегнутая лыжа неминуемо приведет к травме, мы вас не поведем. Не обязательно головка и задник креплений будут отрегулированы одинаково. Это зависит от особенностей катания. Например, пятка может быть затянута потуже для высоких прыжков. Но все-равно эти значения где-то рядом. Еще стоит проверять правильность подгонки креп по размеру ботинка, чтобы получился преднатяг при вщёлкивании.
Какие ботинки подходят для фрирайда, а какие нет (жесткость, что-то еще?)
Самое важное, чтобы ботинок был удобен, как и любая другая обувь. Жесткость не имеет принципиального отличия от ботинок для катания вдоль подъемника.
Ски-турные крепления: имеет ли смысл ставить для поездки в Кировск? / вообще для фрирайда?Существуют ли ски-турные адаптеры?
Специально ставить ски-тур крепления для участия в программах не нужно. Веса они добавляют (я имею ввиду серьезные крепы, позволяющие как ходить, так и полноценно кататься), а доля ски-турного хождения в школе невелика. Другое дело, если вы планируете погулять по Хибинам. Я использую ски-турные адаптеры. Беру их не всегда, по необходимости. Со ски-туром неминуемо возникнет и следующий вопрос – про камуса. Этим вопросом и мне предстоит более основательно заняться).
Как выбрать для себя палки? Как установить правильную длину палок?
Палки должны нравиться). Их выбор никак не отличается от выбора палок для трассового катания. Если по этому поводу возник вопрос, значит, еще рано во фрирайд))) Удобно использовать телескопические палки. Причем выбирать их с запасом длины. Компактно убирать их на рюкзак не так актуально, как еретикам сноубордистам. Зато дополнительные сантиметры очень пригодятся при выталкивании по пологому после спуска.
Обязательно ли брать рюкзак, к которому крепятся лыжи? Какое крепление удобнее?
Да, обязательно. Причем функциональность рюкзака стоит проверить еще до поездки. Система крепления не принципиальна, тут кому как нравится. Мне удобнее, когда лыжи крепятся по диагонали.
Какая защита точно нужна лыжнику? Какая желательна?
Обязательно нужна каска. Все остальное – индивидуально. Правильно упакованный рюкзак защищает спину. Я часто катаюсь без защиты, но это не пример для подражания, честно. Это просто плохая привычка. На время серьезных спусков и соревнований я всегда в шлеме.
Отличается ли подготовка лыж для катания вне трасс от обычного сервиса? Нужно ли делать ски-сервис перед поездкой?
Никаких особенных отличий в подготовке лыж любителей трассового или внетрассового катания я не вижу. Спортсмены борются за сотые секунды, а нам это не актуально, поэтому простой ски-сервис – заплавка дыр в скользяке и заточка кантов вполне достаточна. Кто-то наверняка начнет упираться по поводу углов заточки, но это не ко мне. Если вы много катаетесь вне трасс, то задача максимум – это вывести ровную и острую грань канта, выправить зарубки от камней… А 89 или 90 градусов – это актуально спортсменам и профессионалам интернет-райда)).
2. Особенности в технике катания вне трасс
Какие отличия в технике катания вне трасс относительно трассового катания? Какой стиль трассового катания применяется на целинном / мягком снегу / буграх / застругах? Если отличия в катании по трассам и вне трасс существуют, на что обратить внимание при подготовке к поездке во фрирайд-школу? Что стоит подтянуть в технике катания, чтобы чувствовать себя уверенно во фрирайд-школе с первого-второго дня?
Какие мышцы в большей степени задействованы у лыжников во внетрассовом катании? Можно ли за 1-2 месяца «подтянуть» эти группы мышц? Как это сделать, как тренировать?
Насколько владение техникой прыжков важно при внетрассовом катании? Как можно овладеть техникой дропов / трюков? Насколько это безопасно? Можно ли тренироваться не в больших горах?
Как тормозить, чтобы на фрирайде при закантовке не зарываться носом в снег (на трассе такой проблемы нет)? На глубоком снегу как правильно поворачивать, чтобы не зарываться? Какова техника катания в кулуарах?
Как достичь мастерства в лыжах? Как совершенствовать свои навыки и умения?
Долго я парился над этим разделом, все лето)). И решил написать честно. Субъективно и, может быть, не всегда приятно, но полезно)).
Чаще всего фрирайдерам не хватает умения кататься. Того самого, которому учат в спортшколе. Или на курсах под руководством инструктора. Человеку, уверенно катающемуся на лыжах, не составляет особых сложностей кататься вне трасс. Проверено на практических примерах. Разрядник или КМС по горным лыжам в первый же день будет кататься вне трасс круче, чем ЛВК, прошедший какую-нибудь бэккантри-программу с лавинными курсами. Поэтому первый совет – учиться кататься. Реально учиться реально кататься)).
Следующее – я считаю, что катание во фрирайде должно быть адекватным. Адекватным способностям лыжника, рельефу и состоянию снега. Почему-то широко распространено мнение, что во фрирайде главное — «мочить и спрямлять». Но в узких кулуарах, при плохой видимости или сложном рельефе удобно спускаться короткими поворотами, контролируя скорость и удерживая сцепление со склоном. А по разбитым весенним буграм — в могульной технике. Другое дело, что половина «фрирайдеров» и пол склона не проедут такими «чих-пыхами», которыми дети в спортшколе на тренировке гоняют. А иногда нужно уметь именно «мочить» — уверенно проехать напрямую часть склона. Соответственно, «уметь кататься» для фрирайдера – это значит, кататься разнообразно. Чем больше в техническом арсенале лыжника, тем адекватней, с большей безопасностью и удовольствием вы сможете кататься.
Далее, каждый должен заниматься своим делом. Все возможно при должном желании). Хочется тренироваться в межсезонье – похвально и разумно! Задайте поиск в интернете, информации сейчас полно. Или сходите в горнолыжку, пообщайтесь с тренером, зайдите на тренировку в межсезонье. По прыжкам и трюкам – тот же принцип. Есть информация, видеоуроки, есть возможности тренироваться на батуте и на горке под руководством инструкторов, используйте эти возможности. А попытку лечить чакры и пукры по интернету я воспринимаю бессмысленной тратой времени, уж извините, это часть практическая.
Рекомендую посмотреть фильм с Кириллом Анисимовым, есть в сети.
Со своей стороны, получая регулярные предложения покататься вместе и поработать над техникой, в этом сезоне предлагаю практические занятия.
При дропах на рельефе имеет ли значение длина пятки лыжи? Дроп с приходом на длинную пятку проще выполнять, чем на короткую? Речь про приземление прямо, не в свитче.
Мне лично проще, да.
Лыжи с рокером тяжелее контролировать на жести и задутых склонах. При отсутствии второй более универсальной пары лыж как стабилизировать на таких склонах поведение лыж с рокером, за счет какой техники, может изменения стойки?
Эти сложности связаны с недостаточной длиной канта, удерживающего лыжу на жестком склоне. Ну и с недостаточной жесткостью лыжи, все-таки лыжи с рокером сделаны не для такого снега. А значит, для контроля в таких условиях нужно прикладывать больше усилий. Выхода два:
1. Использовать лыжи по назначению.
2. Качать ноги.
По сути, это как ответ на проблему «пилю дрова надфилем, так как пилы нет, что делать?» ))).
3. Вопросы общего характера
Какие правила необходимо соблюдать, катаясь в новом, незнакомом месте? Могу ли я кататься в незнакомых местах без гидов, если цены на их услуги для меня высоки?
Вы можете кататься, как вам хочется, лишь бы не мешать другим, на то и фрирайд)). Как и в остальной жизни, вы в праве делать собственный выбор и вынуждены за него нести ответственность.
Иногда действительно нет денег на гидов. Не буду разводить демагогию про то, что жизнь дороже. Несколько универсальных рекомендаций, которых я сам стараюсь придерживаться.
1. Старайтесь получать информацию напрямую, без посредников и испорченного телефона. Интересуйтесь о степени лавинной опасности у лавинщиков, спасателей, гидов. Опираться на информацию соседа по очереди не стоит, даже если у него весь рюкзак в нашивках. Стоит принимать его мнение, только если это достоверная информация, например, если он видел следы лавин на склоне. Информация в духе «катался, все нормально» или «я думаю…» — ни о чем не говорит. Не доверяйте чужим следам.
2. Старайтесь собрать максимум информации о склоне. Некоторые склоны заканчиваются такими местами, из которых очень непросто выбраться. И речь не только о скальных сбросах, но и речке, преграждающей путь на трассу, пологом и протяженном выкате, заваленном снегом и т.п.
3. Лавины — не единственная и не самая частая опасность в горах. Продумайте, что вы будете делать, если один из участников группы потеряет лыжу или получит травму. Нужно иметь четкое представление о том, куда выходит склон, о возможностях оперативной связи с остальным миром.
4. Старайтесь честно оценивать свои силы и силы участников. Брать неопытного друга в рискованное приключение только потому, что вы с ним еще с садика на соседних горшках сидели – не лучший мотив. Учитесь говорить «нет», иногда это лучший выход. Трезво мыслить в красивом месте в хорошей компании бывает трудно, но другого способа жить долго и счастливо нет.) Чем дальше находится от «цивилизации» место вашего приключения, тем больше нужен запас времени и других ресурсов.
Каковы основные законы внетрассового катания? Есть ли какой-то неписанный кодекс правил, которого необходимо придерживаться?
Я о таких не знаю в глобальных масштабах. Есть какие-то установки, возникшие в компаниях, на склоне… Например, не принято влезать без разрешения в группу. Когда спускается группа, соблюдая очередность, лучше подождать или выбрать себе другую траекторию спуска. Или, например, у нас на 25-м может быть введен добровольный мораторий на какие то места катания. Чтобы не подавать дурной пример) Но вообще – это все субъективно очень. И нет каких то пунктов по фрирайду, которые можно было бы почитать на стенде горнолыжного курорта. Я думаю, что нужно просто руководствоваться принципом – не усложнять жизнь и не портить настроение другим – фрирайдерам, спортсменам, туристам, канатчикам и т.д.
Где и как я могу узнать больше о фрирайде? Какие фильмы хорошо передают смысл и атмосферу фрирайда? Какие книги, статьи, журналы помогают больше узнать о фрирайде и сформировать свою точку зрения на философию фрирайда?
Это забавно) Есть много фильмов, ресурсов, посвященных фрирайду. Что-то мне нравится, с чем-то я не согласен. Но не в этом суть. Фрирайд для меня лично – это возможность познания и выражения. Себя и окружающего. Какой смысл формировать свое отношение к этому на основе догм и моды? Это возможность учиться, работать над собой, познавать. И у каждого из нас свой путь, даже если пути начинаются на одних и тех же вершинах. Пробуйте, познавайте сами, без посредников, это опыт чувства. Чтобы однажды точно понять «зачем». Я не могу дат ответ на этот вопрос, любой ответ терят свой смысл в данном случае. Фрирайд — это возможность ощущать жизнь здесь и сейчас. Возможность приостановить поток вопросов и почувствовать главные ответы на них.
Автор: Сергей Шестихин, ЖЖ автора
skigu.ru
Обзор некоторых моделей лыж для фрирайда
Здравствуйте, дорогие друзья!
Меня зовут Андрей. Я работаю в магазине «Горные вершины». Сегодня хочу вам рассказать о лыжах для фрирайда. Немножко хочу рассказать о фрирайде в целом.
Что такое фрирайд?
Фрирайд – это катание вне подготовленных склонов, вне трасс, поэтому для этого нужны специальные лыжи и некие навыки.
Вообще, фрирайд считается наиболее сложным с точки зрения техники дисциплиной, поэтому лыж для начинающих в фрирайде нет. Все лыжи, в принципе, экспертного уровня, то есть если ты катаешь фрирайд, значит ты уже как минимум нормально спускаешься по трассе, без всяких проблем – это надо понимать. Это первый момент.
Момент второй – фрирайд очень разнообразен, прежде всего потому, что склоны разные, состояние снега разное, соответственно, для этих разных условий существуют разные лыжи.
В понимании австрийцев, как они его позиционируют, фрирайд – это только катание в глубоком снегу. На самом деле, я не совсем с этим согласен (может кто-то и согласится). По факту, фрирайд – это просто катание вне трасс.
Как я уже сказал, снег бывает разный, поэтому, соответственно нужны разные лыжи.
Лыжи для очень глубокого снега
Итак, если говорить о мечте любого фрирайдера, то это время, когда сутки валит снег, без ветра в идеале. Насыпает так или выше, без подложки, такой снег у нас называется паудер, и для него используются широкие, мягкие лыжи, такие модели, например, как Банчедлер у «Атомика» и Бикстикс 122 у «Фишера».
В чем особенность этих лыж?
Они имеют самую широкую талию – это 120, 122. Очень большой рокер, то есть загиб носка для того, чтобы лыжа у вас всплывала. И лыжа достаточно мягкая – в глубоком, рыхлом снегу она должна у нас с вами плыть. Лыжа, по сути, в глубоком снегу работает совершенно по-другому, не так как карвинговая лыжа. То есть лыжа плывет. Поэтому здесь больше нужны такие законы, которые больше похожи на гидродинамику, чем на закантовку лыжи на жестком склоне.
Для этого и сделаны все такие штуки, как ширина, большой рокер, мягкость лыжи и т. д.
Поскольку лыжи сделаны, чтобы ещё и какие-то трюки на них выпрыгивать, они сделаны так, чтобы можно было и по целине катать в свиче.
Какую брать ростовку?
Ещё хочу сказать пару слов о том, как подбирать лыжи.
По сути, здесь очень просто. Надо брать максимальную ростовку, если вы мужчина. Если вы женщина – надо брать ростовку чуть меньше. Просто вот эти лыжи – Банчедлер, выпускаются двух ростов 192 и 186. Может есть маленькая ростовка, но она для совсем либо очень лёгких, либо для ребенка, подростока, худенькой девочки.
Почему надо брать максимальную ростовку смело, не боясь?
Во-первых, из-за рокера. Лыжа абсолютно нормально управляется на трассе. По сути, у вас получается эффективная длина канта, она вот такая. Всё остальное – рокер. Когда вы едите по трассе, это всё висит в воздухе. То есть у вас на ногах 192 лыжа, а ощущение типа 165.
Во-вторых, лыжа достаточно мягкая, для того чтобы плыть по снегу, поэтому она нормально кантуется по трассе. Понятно, что на ней не будет такого драйва, как на хорошей трассовой лыже жёсткой, но, тем не менее, все фрирайдные лыжи современные сделаны таким образом, что минимализировано хлопанье носка и пятки на трассе, благодаря облегчению. Понятно, что не всегда вы ездите, где снега — вот так много, иногда надо съехать и по трассе. В этом смысле можно брать большую ростовку и не бояться.
Это то, что касается лыж для паудера.
Лыжи для разного фрирайда
Далее, у нас паудер-день кончился, снег благополучно раскатали ваши друзья и вы, и у нас с вами начинаются такие будни фрирайда, когда снег где-то остался, где-то его возможно уже сдуло, где-то есть лед, заструги, неравномерное состояние склона. Широкие мягкие лыжи уже в таких условиях не очень хорошо работают.
И здесь лучше брать что-то поуже, чтобы и на льду вас лучше держало, и в переменчивых снежных условиях чтобы она работала, чтобы вам было хорошо и комфортно. То есть вы могли бы ехать по глубокому снегу и по льду.
Соответственно, нужны лыжи из серии «Атоматик», в данном случае это 102. И есть ещё «Атоматик»118. Здесь можно выбирать себе лыжи, соответствующие снежным условиям.
Если снега достаточно в регионе, под который берете лыжи, то можно брать117 лыжу.
Если со снегом дела обстоят так себе, например, Кировск. Там по-разному бывает, и снег в основном сдувает, поэтому – опытным путем – для таких регионов лучше брать лыжи с талией в районе 100. Например, «102 Атоматик», либо «Соломон Рокер 100», либо «108 Рокер». Есть две интересные модели.
Причем если рассматривать такую универсальную лыжу «100Рокера», чтобы и в парке могли прыгать на ней, и джибить и катать такой фрирайд – не паудер-паудер, а просто вне трасс, то вот этот вариант очень интересный. Протестировано нашим райдером.
Лыжи со спортивным сердечником
И последняя серия лыж, о которой я вам хотел рассказать – это серия «Ку», у Соломона есть такая очень интересная серия. Мы их позиционируем как лыжи универсальные, но их можно использовать, как фрирайдную лыжу.
Сейчас есть такая, очень интересная лыжа «Кулаб». Чем она примечательна? Это лыжа, которую сделал Соломон с сердечником по технологии спортцех. Здесь взяли, грубо говоря, сердечник от цеховой лыжи и вставили его в лыжу фрирайдинг. Получилась очень интересная жесткая лыжа. Это как раз для тех, кто любит кататься в стиле «мочить и спрямлять», другими словами – для агрессивного катания в различных снежных условиях: где-то снег, где-то замерзшее. Это лыжа везде проезжает. Протестирована в Кировске. Очень интересна, исключительно положительные отзывы.
Не забывайте о безопасности
Фрирайд представляет собой потенциальную опасность для жизни человека. Обязательно прислушивайтесь к спасателям и к лавинщикам. Потому что риск попасть в лавину всегда очень велик!
Соблюдайте правила безопасности. Про лавины отдельная тема. Я сейчас не буду её касаться. Просто имейте в виду. И настоятельно рекомендую иметь лавинное снаряжение в целях вашей безопасности.
Всем хорошего снега! Пока!
aktsport.ru