Смертельные прыжки с парашютом: Смертельные прыжки с парашютом: 12 лет трагедий в Приморье

Разное

Смертельные прыжки с парашютом: 12 лет трагедий в Приморье

По мнению экспертов, причинами трагических случаев часто являются безответственность и алчность организаторов прыжков (ХРОНИКА СОБЫТИЙ)

Год от года в Приморском крае растет популярность такого увлечения как прыжки с парашютом. Предложения различных фирм, именующих себя «парашютными клубами», за небольшие деньги сулят приморцам новые ощущения в состоянии свободного падения. С наступлением лета появляются и желающие попробовать парасейлинг, когда человек прикрепляется тросом к катеру и благодаря наличию специального парашюта парит по воздуху. И вместе с растущей популярностью парашюта растет и количество несчастных случаев. Только за последние 12 лет в крае произошло множество трагедий. Почему в Приморье периодически гибнут любители парашюта, пытался разобраться корр. ИА PrimaMedia.

Часто причиной трагедии становится непрофессиональность организаторов прыжков. Фото: ИА PrimaMedia, Антон Балашов

До определенного момента парашютный спорт в Приморье был делом избранных. Как признаются сами парашютисты, за плечами которых не одна, и не две тысячи прыжков, увлечение это крайне жесткое и опасное.

И у парашютиста, как и у сапера – ошибки бывают две. Первая — при выборе увлечения.

Возросшая популярность прыжков с парашютом и обилие предложений различных аэроклубов за относительно небольшую цену испытать удовольствие «свободного полета» год за годом все больше привлекает приморцев. Спрос рождает предложение, и прыжок с парашютом превратился в Приморье в забаву наравне с водной прогулкой на катамаране или катанием на «банане». А такого отношения парашютный спорт не терпит. Отсюда и ежегодные трагедии.

Если раньше, для того, чтобы прыгнуть с парашютом, нужно было, как минимум, пройти серьезное обучение, то теперь за деньги предоставляют небольшой «курс молодого парашютиста».

В многих аэроклубах не уделяют должного внимания предпрыжковой подготовке начинающих парашютистов, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов

Сегодня можно прийти к организаторам и уже через несколько часов прыгнуть в одиночку или же с инструктором. В одиночный полет, как правило, отправляют с 800-метровой высоты, а в связке с инструктором можно «залететь» повыше – 3-3,5 тысячи метров.

Как правило, одиночный прыжок дешевле и как отмечают специалисты, в этом и состоит главная проблема.

— Все эти «аэроклубы», как они себя называют, работают в нелегальном поле без лицензий. Следовательно – не могут в полной мере подготовить человека к прыжку с парашютом. А это часто приводит к трагедиям. Для того чтобы получить разрешение на организацию и проведение прыжков, нужно пройти процедуру аккредитации. То есть специальная комиссия в составе из представителей федерации парашютного спорта, других структур, которые проводят инспекцию оборудования, экзаменует инструкторов компании. На практике почти никто из тех, кто проводит инструктаж «перворазов», не имеет право это делать, так как нет соответствующей подготовки у самих, — рассказал корр. ИА PrimaMedia инструктор Приморской федерации парашютного спорта Игорь Иващенко.

Игорь Иващенко, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов

По словам другого эксперта, парашютиста с 6 тысячами прыжков за плечами, который пожелал остаться неизвестным,

одной из главных причин, приводящих к гибели людей, доверивших себя «коммерческим» организаторам прыжков, является халатное отношение со стороны последних к другим факторам парашютного спорта.

— Очень важны для прыжков с парашютом погодные условия и выбор места для прыжков. Скорость и направление ветра нужно замерять как на земле, так и в небе непосредственно перед прыжком.

Прыжок с парашютом, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia, Антон Балашов

Часто на это «плюют», машут рукой, а ведь это очень важно. Вот и получается, что то кто-то на провода залетит, кто-то на дереве повиснет, кто-то на воду приземлится, — отметил эксперт.

В марте 2005 года случилась одна из самых громких трагедий в парашютном спорте. На аэродроме в поселке Новонежино Приморского края, где парашютный клуб «Небесные рыцари» организовал платные прыжки с парашютом с самолета, насмерть разбилась студентка Приморской сельскохозяйственной академии. Как позже установило следствие, минимальное время подготовки было сокращено инструктором с 6 часов до одного. Студенты не получили исчерпывающих сведений об устройстве парашюта. Однако всех допустили к прыжкам.

В этом же году Шкотовский районный суд приговорил к 4 годам лишения свободы президента парашютного клуба «Небесные рыцари» Владимира Волкова. Его признали виновным в том, что он оказывал услуги, не отвечающие требованиям безопасности, которые повлекли за собой смерть человека. К тому же, согласно заключению технической экспертизы, основной парашют имел ряд устранимых в условиях эксплуатирующей организации дефектов. Запасной парашют имел множество повреждений, срок его службы на момент совершения прыжка истек.

В августе 2007 года парашютист на полчаса оставил без электричества два села — Южно-Сергеевку и Ратное Приморского края — он приземлился вдоль высоковольтной линии. От контакта парашюта с проводами сработала автоматическая защита на подстанции Сергеевка — Фидер-16, что привело к обесточиванию сел. К счастью, в тот раз человек остался жив.

Через год — 3 августа 2008 года — в районе аэродрома «Новонежино» погиб несовершеннолетний парашютист клуба «Седьмое Небо» Сергей Красовский. Как предполагали специалисты, погибший при снижении поймал восходящий поток и ушел в сторону, где перед приземлением двигался к линии электропередачи. В результате мальчик приземлился на электропровода. Согласно выводам экспертов, смерть Красовского наступила от удара электротоком. В связи с этим органы предварительного расследования пришли к выводу, что в данном случае имеет место несчастный случай, и что вины со стороны руководства клуба, в том числе ответственных за производство прыжков в этот день, нет.

Еще одна страшная трагедия случилась в октябре 2009 года во время прыжков в городе Арсеньеве — погибли еще два парашютиста. Среди них был известный в Арсеньеве бизнесмен, мастер спорта Эдуард Вирченко, который совершил более 5 тысяч прыжков. Без отца остались пятеро детей. Как установило следствие, Эдуард Вирченко в качестве инструктора совершал прыжок в спарке с новичком Сергеем Деткиным, который был высокого роста. После раскрытия парашютов при боковом ветре новичок запутался в стропах парашюта инструктора. Опытный парашютист до последнего пытался спасти себя и новичка. Однако не смог. Оба спортсмена разбились при ударе об землю. Заводить уголовное дело в следственных органах не стали.

2010 год также не обошелся без жертв. Трагически закончился апрельский прыжок девушки-парашютистки в районе села Новонежино — неожиданным порывом ветра ее унесло прямо на электропровода. Погибшая была новичком-любителем. Парашют, выданный девушке, был непосредственно клубный. По предварительным предположениям, девушка, попала в «пузырь», который возникает из-за разных термических потоков воздуха, и ее порывом ветра унесло на электрические провода, находящиеся под напряжением 35 тысяч вольт.

В апреле 2011 года, запутавшись в проводах ЛЭП после прыжка с парашютом, получил ожоги один из участников противопожарных учений в селе Новгородка. Пострадавший не смог противостоять ветру, порывы которого в открытом поле доходили до 10 метров в секунду. В итоге парашютиста отнесло прямо на линии электропередач.

В мае 2012 года в Приморье погибла еще одна молодая парашютистка. Трагедия произошла 17 мая на аэродроме около села Новонежино. 26-летняя девушка родом из Дальнереченска при приземлении коснулась линии электропередачи напряжением 6 тысяч вольт.

Спустя почти два года – в марте 2014 – произошла очередная трагедия – при прыжке погибла еще одна 26-летняя девушка, только на этот раз из Находки. Она разбилась, прыгнув с парашютом в селе Новороссия Шкотовского района Приморья. Парашют просто не раскрылся.

В 2015 году в День Победы, 9 мая, выполняя прыжок с парашютом с высоты 1,2 км в аэроклубе «Пятый океан» в приморском селе Новонежино, насмерть разбился житель Приморья. Мужчине было 58 лет, и за плечами у спортсмена-любителя было уже более сотни прыжков, что все же не уберегло его от гибели.

В июле этого года трагедией закончился полет на парашюте за катером в поселке Подъяпольское Шкотовского района Приморья. Инцидент попал в объектив видеокамеры на кадрах видно, что стартовав с берега, мужчина с парашютом взлетает на небольшую высоту и, пролетев несколько метров, резко падает на берег неподалеку. Предварительно следователи установили, что при полете от порыва ветра парашютист потерял заданную траекторию, и его унесло к берегу, где он ударился о землю. От полученных травм пострадавший скончался в больнице.

Последний случай смертельного полета на парашюте произошел немногим позднее, в конце июля: на базе отдыха в Рязановке (Хасанский район) погиб 34-летний сотрудник Уссурийской таможни, упавший с большой высоты 60-70 метров. Вместе с женой он решил заняться парасейлингом, для чего арендовал экипировку у работающего на пляже предпринимателя. Как позднее выяснилось, предприниматель никакой лицензии на ведение этой деятельности не имел, а был просто частным лицом. Его действия впоследствии правоохранительные органы расценили как халатность.

У таможенника оказались не пристегнуты к парашюту страховочные карабины, его супруге повезло больше — не пристегнутым оказался только один карабин. На высоте девятиэтажного дома молодой человек начал падать и упал в воду. Первую помощь пострадавшему прямо в катере на пути к берегу оказывала жена, на суше помогла медик из Артема, которая сама была на отдыхе. Скорую помощь ждали больше часа, но, по словам судмедэкспертов, мужчину бы не спасли — он получил несовместимые с жизнью травмы.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Следователи проводят проверку по факту смерти парашютиста

Инструкции парашютного спорта написаны кровью – парашютисты Приморья

Следком опубликовал видео смертельного прыжка парашютистов — Реальное время

Происшествия

13:25, 21.05.2018

Сегодня в Казани похоронили Рушана Сибгатуллина, завтра в Набережных Челнах провожают Олега Щелканова

Следком России обнародовал видео трагического прыжка спортсменов парашютистов, погибших в Мензелинске 19 мая. Казанец Рушан Сибгатуллин и челнинец Олег Щелканов в составе группы спортсменов выполняли свободное падение с высоты 4 тыс. до высоты 1,6 тыс. метров. Один спортсмен влетел в раскрытый парашют другого, оба потеряли сознание и спустились на запасном парашюте. От полученных травм парашютисты погибли. Сегодня в Казани похоронили Рушана, завтра пройдет церемония прощания с Олегом. Подробнее — в материале «Реального времени».

Смертельный прыжок

Трагедия с парашютистами в Мензелинском районе произошла в субботу. Двое мужчин — профессиональные спортсмены, на счету которых более 600 прыжков, в составе группы из семи человек выполняли свободное падение с 4 тыс. до 1,6 тыс. метров. Во время раскрытия парашютов один влетел в раскрытый парашют другого, оба потеряли сознание и спустились на запасном парашюте.

Сегодня Следком России обнародовал видео этого прыжка. Запись идет на камеру одного из парашютистов группы. На кадрах видно, как двое спортсменов столкнулись в небе, их парашюты перепутались, и они стремительно спускаются. Остальные парашютисты после приземления подбегают к ним и вызывают медиков. Тем не менее от полученных травм один мужчина скончался по дороге в больницу, второй — позже в клинике.

Погибли 34-летний казанец Рушан Сибгатуллин — директор транспортной компании «МТА43», брат первого вице-президента ГК «КАН Авто», и 48-летний челнинец Олег Щелканов, собственник компании по продаже машин «Автодвигатель». Оба были опытными спортсменами с серьезным уровнем подготовки и прыгали с 2010 и 2013 года.

Прощание с Рушаном и Олегом

Церемония прощания с Рушаном Сибгатуллиным прошла сегодня на территории «Казанской ярмарки». Тело молодого человека покоилось в тени елей, вокруг собралось не менее 200 человек — и молодежь, и люди в возрасте. Здесь были и байкеры, и парашютисты, и бывшие коллеги покойного. По их словам, Рушан, как и брат, некоторое время работал в «КАН Авто», позднее перешел на работу в ГИПО — институт прикладной оптики в Дербышках.

«Он очень любил жизнь, и люди его любили», — поделилась одна из девушек. На вопрос о причинах трагедии большинство пожимали плечами. «Думаю, это был несчастный случай», — сказал немолодой участник панихиды. Представляться он не стал, но сказал, что Рушан в этом году планировал жениться.

Церемония прощания с Рушаном Сибгатуллиным прошла сегодня на территории «Казанской ярмарки». Фото Ирины Плотниковой

Прощание проходило по мусульманским обычаям. После молитвы имам объявил, что похороны состоятся на Ново-Татарском кладбище на Мамадышском тракте. После этого собравшиеся стали расходиться, а вслед за катафалком потянулась колонна машин. Несколько из них были с логотипами «КАН Авто».

Прощание с Олегом Щелкановым должно пройти завтра в 10 утра в Набережных Челнах.

Ошибка спортсменов?

Друзья погибших из аэроклуба рассказали, что и Рушан, и Олег очень любили парашютный спорт, все свободное время проводили в небе. По странице Сибгатуллина в соцсетях видно, что он увлекался и другими экстремальными видами спорта, но все же больше всего фотографий он сделал в прыжках с парашютом.

Рушан даже брал с собой в самолет свою собаку и прыгал вместе с ней.

Рушан даже брал с собой в самолет свою собаку и прыгал вместе с ней. Фото из соцсетей

— Он сшил ей специальный комбинезон, правильно закрепил его на подвесной системе, и его собака совершила парашютный прыжок, — рассказывает инструктор мензелинского аэроклуба Олег Шипоров. — И Рушан, и Олег жили небом, много лет этим занимались, им это нравилось, они тратили значительные средства на покупку самого современного парашютного снаряжения и все свободное время проводили здесь. Это были очень хорошие, доброжелательные люди, открытые для общения. Парашютисты — это особая каста людей, здесь люди злые и завистливые не приживаются. И даже если кто-то получил травму и не может прыгать, приезжает, чтобы просто побыть в этой среде.

Еще один инструктор и руководитель школы купольной акробатики Сергей Филатов рассказал «Реальному времени», что в клубе идет проверка, работает комиссия. Предварительные данные, по его словам, свидетельствуют, что причиной трагедии могла стать ошибка самих спортсменов:

— Всегда есть риск таких ситуаций. На скорости один в другого влетел — один парашютист упал другому в купол, то есть они стукнулись друг о друга и получили травмы. По результатам комиссии все произошло из-за неосмотрительности спортсменов — произвели раскрытие, не осмотревшись, что привело к столкновению, — пояснил Филатов.

Фото с места падения парашютистов (предоставлено СК по РТ)

Судя по всему, полагает он, ошиблись оба парашютиста. Впрочем, от подобных рисков не застрахован никто, и не только в парашютном спорте. В Следкоме РТ скоропалительных выводов пока не делают, призывая дождаться результатов экспертизы. Вопрос о возбуждении уголовного дела будет решаться по итогам проверки.

Василя Ширшова, Ирина Плотникова

Происшествия Татарстан

4 Статистика прыжков с парашютом, которую должен знать каждый парашютист

Поделиться этой записью:

Если вы готовитесь к своему первому прыжку с парашютом, у вас, вероятно, есть некоторые опасения по поводу того, насколько безопасно свободное падение.

Возможно, поэтому вы наткнулись на эту статью о статистике прыжков с парашютом после того, как погуглили такие вещи, как «сколько людей умирает во время прыжков с парашютом» или «как часто парашюты выходят из строя».

В этой статье мы хотим показать вам реальные цифры, чтобы успокоить ваши страхи! Вероятно, вы будете удивлены, обнаружив, что прыжки с парашютом намного безопаснее, чем вы себе представляли.

Вот четыре интересных статистических данных о прыжках с парашютом, которые должен знать каждый, кто впервые занимается парашютным прыжком в тандеме:

1. В 2020 году было совершено 2,8 миллиона прыжков с парашютом

Для начинающих прыгунов прыжки с парашютом могут показаться относительно необычным видом спорта. В конце концов, некоторые люди прыгают с парашютом всего один или два раза за всю свою жизнь (если вообще!) — так как же наша нация может совершать почти три миллиона прыжков в год? Хотя эта статистика может показаться большой, она взята прямо из Парашютной ассоциации США (USPA).

. Кроме того, это число отражает только прыжки с парашютом, совершенные в 2020 году: в год, когда Америку поразила пандемия COVID-19, и многие центры прыжков с парашютом закрылись на несколько месяцев подряд. В предыдущем «нормальном» 2019 году скачки были еще выше: 3,3 миллиона.

Эта статистика прыжков с парашютом доказывает, что свободное падение — любимый вид спорта, и он обязательно будет расти по мере того, как COVID-19 будет лучше контролироваться. Наша команда в Chicagoland Skydiving Center гордится тем, что является одним из немногих центров прыжков с парашютом, которые продолжают соблюдать строгие меры безопасности COVID, поскольку вакцины все еще внедряются. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о нашем COVID-19процедуры.

2. Только 0,000045% прыжков с парашютом закончились смертью в 2020 году

Прыжок с парашютом может быть пугающим для тех, кто впервые прыгает в свободном полете. Часто это связано со страхом упасть насмерть, но прыжки с парашютом — удивительно безопасный вид спорта по сравнению с другими видами адреналина.

В 2020 году USPA зафиксировало всего 11 смертей при прыжках с парашютом из 2,8 миллиона прыгнувших — коэффициент смертности всего 0,39 на 100 000 прыжков. Даже в 2019 году из 3,3 миллиона прыгнувших погибло лишь 15 человек.

Это означает, что больше людей погибло в результате высотного скалолазания или рафтинга, и гораздо больше людей погибло в автокатастрофах. Удивительно, но это делает прыжки с парашютом безопаснее, чем утренние поездки большинства людей!

Взгляните на статистику USPA о смертях при прыжках с парашютом, называемую их «индексом смертности».

Источник: https://uspa.org/Discover/FAQs/Safety

С развитием технологий и процедур безопасности прыжки с парашютом с каждым годом становятся все безопаснее и безопаснее. Особенно это касается прыжки с парашютом в тандеме, под наблюдением лицензированного инструктора по прыжкам с парашютом, который обучен, сертифицирован и повторно сертифицирован для обеспечения максимально безопасного прыжка каждый раз.

3. Парашютное снаряжение необходимо заменять каждые 20 лет (CSC заменяется каждые 3 года)

Часто начинающие парашютисты в тандеме беспокоятся о безопасности своих прыжковых ремней и парашютов. Это и понятно, ведь без правильно подобранного и подготовленного снаряжения вы рискуете своей безопасностью!

Чтобы предотвратить неисправность или отказ, все парашютное снаряжение, утвержденное техническими стандартами (TSO), должно часто проверяться и заменяться. В то время как некоторые дропзоны будут использовать снаряжение в течение 15-20+ лет, прежде чем оно будет выведено из эксплуатации, многие часто должны быть заменены гораздо раньше.

Технологии часто развиваются и совершенствуются с каждым годом, и очень важно быть в курсе всего этого. Вот почему в CSC вы никогда не найдете буровую установку, которая использовалась бы более трех лет.

Некоторые вещи заменяются даже чаще. Наши запасные парашюты, которые проверяются и переупаковываются каждые 180 дней сертифицированным FAA парашютистом, чтобы обеспечить их максимальную безопасность.

Наша приверженность безопасному оборудованию играет роль в обеспечении безупречных показателей безопасности учащихся — у нас никогда не было смертей в нашей зоне высадки.

4. Парашюты раскрываются правильно в 99,9% случаев

Даже при частой оценке и замене оборудования для прыжков с парашютом может произойти непредвиденное. Даже, казалось бы, правильно упакованные парашюты могут выйти из строя: один из 1000 парашютов не всегда работает со 100% эффективностью.

Имея в виду эту статистику, профессионалы прыжков с парашютом знают, что никогда не доверять свою жизнь только одному парашюту. Вот почему тандемные парашютисты обычно спускаются с

тремя парашютами .

Первый называется тормозным. Этот парашют надувается сразу после прыжка и помогает замедлить скорость спуска и удерживать вас и вашего инструктора в правильной ориентации: животом к земле. Тормоз также помогает раскрыть большой прямоугольный купол, известный как ваш основной парашют, как только вы подниметесь на высоту 5000 футов над землей.

В случае, если ваш основной парашют ведет себя странно, каждая тандемная система для прыжков с парашютом также оснащена запасным парашютом, который действует как запасной купол.

С дополнительным парашютом, который часто проверяют на вашей спине, даже если ваша первая линия защиты не сработает, вы можете быть уверены, что у вас есть вторая!

Все, что вам нужно знать о первом прыжке с парашютом

Ищете еще несколько причин, чтобы попробовать прыгнуть с парашютом? У нас есть семь мотивов, чтобы сделать решительный шаг прямо здесь.

Если вы изучаете некоторые статистические данные о прыжках с парашютом в тандеме, мы готовы поспорить, что вам понравится наш Полное руководство по прыжкам с парашютом в тандеме ! Он отвечает на многие распространенные вопросы об оборудовании для прыжков с парашютом, а также о подготовке к большому прыжку.

Нажмите кнопку ниже, чтобы загрузить бесплатное руководство прямо сейчас.

Дуглас Смит — генеральный директор/президент и сотрудник по связям с гостями Центра прыжков с парашютом в Чикаголенде. Он владеет и управляет бизнесом с 2000 года. Он занимается прыжками с парашютом с 19 лет.94, и помимо руководства командой CSC, в настоящее время является инструктором, видеооператором и пилотом CSC.

Темы: Тандем

Риск несчастных случаев при прыжках с парашютом — Несчастные случаи при прыжках с парашютом

Прыжки с парашютом — чрезвычайно популярный вид спорта. Ассоциация парашютистов США насчитывает около 35 000 членов. По оценкам, около 350 000 человек обычно совершают более 3 миллионов прыжков в год.

Большой вопрос всегда звучит так: «Насколько опасны прыжки с парашютом?» В 2012 году в США в результате несчастных случаев с парашютом погибло 19 человек, или примерно один человек на 100 000 прыжков. Посмотрите отчеты об инцидентах, связанных с парашютным спортом в США, чтобы получить представление о типах проблем, которые приводят к смертельным исходам. Если вы совершаете один прыжок в год, ваш шанс умереть составляет 1 к 100 000.

Реклама

Как уровень смертности при прыжках с парашютом сравнивается с другими обычными видами деятельности? Поскольку большинство взрослых в Америке водят автомобили, давайте сравним прыжки с парашютом с вождением автомобиля. В 2012 году в дорожно-транспортных происшествиях в США погибло около 34 000 человек. Если вы проезжаете 10 000 миль в год, ваш шанс погибнуть в автокатастрофе в любой конкретный год составляет примерно 1 к 6 000. Другими словами, мы принимаем на себя более высокий уровень риска, каждый день садясь в машину, чем люди, время от времени прыгающие с парашютом. По данным Ассоциации парашютистов США, смертность при прыжках с парашютом составляет 0,006 на 1000 прыжков.

Здесь возникает логичный вопрос: с учетом этих статистических данных, почему мы считаем прыжки с парашютом опасными, а вождение автомобиля безопасными?

  • Первая причина связана с частотой. В 19 лет несчастные случаи при прыжках с парашютом со смертельным исходом случаются нечасто. Это, как правило, делает каждый из них заслуживающим освещения в печати, так что вы, вероятно, услышите о них. С другой стороны, в Соединенных Штатах каждый день происходит около 93 автомобильных аварий со смертельным исходом. Если бы вы слышали о каждой автомобильной аварии, вы бы сошли с ума, поэтому вы слышите только о некоторых из них. Это оставляет у вас впечатление, что автомобильные аварии случаются нечасто, хотя они случаются постоянно.
  • Вторая причина связана с знакомством. Большинство людей ездят каждый день, и ничего плохого не происходит. Итак, наш личный опыт подводит нас к мысли, что вождение безопасно. Только взглянув на сводную статистику, понимаешь, насколько на самом деле опасно вождение.

Для получения дополнительной информации о прыжках с парашютом и смежных темах перейдите по ссылкам ниже.

Статьи по теме HowStuffWorks

  • Викторина о прыжках с парашютом
  • Как работают самолеты
  • Как работают планеры
  • Как работают дельтапланы
  • Как работают катапультные кресла
  • Как работают пилоты авиакомпаний
  • Как работают ВВС США
  • Как работает армия США Как работают BASE 9 01021
  • Как работают военно-морские силы Jumping Works
  • Как работает паркур
  • Как работает Firewalking
  • Как работают воздушные шары
  • Как будут работать ховерборды
  • Как работают персональные воздушные транспортные средства
  • Как будут работать летающие автомобили
  • Как работает невесомость
  • Как стать космонавтом?

Другие полезные ссылки

  • DropZone.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *