Готовим лыжные трассы правильно
рассказывает чемпион мира по лыжному ориентированию, заслуженный мастер спорта России Иван Кузьмин
Как ни странно, живя в XXI веке, пользуясь такими благами цивилизации как Интернет, мобильный телефон, гипермаркеты и чартерные поездки на море в Египет, многим людям при этом кажется, что лыжная трасса — это некая тропинка в лесу, накатанная ногами самих лыжников, или, в крайнем случае, подготовленная «Бураном» с прицепленной к нему кроватной сеткой-рабицей и сваренным в гаражах резаком. Причём подготовленная к важным мероприятиям лишь пару раз за зиму.
Нет, это не так! Лыжная трасса — это спортивное сооружение, которое требует создания, поддержания и подготовки.
СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ
Лыжная трасса летом может быть трассой для бега и велосипеда.
Создание лыжной трассы может происходить как «с нуля», так и на основе уже имеющихся тропинок или исторически сложившихся кругов (трасс).
Прежде всего нужно определить, для чего создаётся трасса — для прогулок, для прогулок и тренировок, или и для прогулок, и для тренировок, и для соревнований. Также лучше сразу решить, будет ли трасса всесезонной — для бега, велосипеда, лыж — или только зимней.
Как правило, легче получить поддержку от людей и организаций для крупных, продуманных проектов. Поэтому, чтобы сэкономить время и ресурсы, лучше сразу планировать делать всесезонную соревновательную трассу со срезками. Срезки позволят сократить длину трассы и/или убрать из трассы спуски-подъёмы, труднопроходимые для детей и начинающих. Также срезки позволят исключить «зимние» участки трассы — например, участки, проходящие по заболоченной местности и поэтому неподходящие для летнего использования.
Снегоход с навесными орудиями — хорошее бюджетное решение для малых лыжных центров. фото: Сергей Коновалов |
Даже малый ретрак, как, например, этот Пистен Булли Паана, позволяет подготовить весьма качественную лыжную трассу. фото: Пистен Булли |
Безусловно, идеально, если соревновательная трасса соответствует требованиям гомологации Международной лыжной федерации (FIS).
Эти требования определяют для различной длины дистанций и различных дисциплин лыжных гонок — например, такие параметры:
* Длина кругов трасс и как из них компонуются дистанции различной протяжённости. На примере ниже — принципиальная схема системы трасс, которая сможет принять все форматы гонок. Система состоит из двух разных кругов — один для конька, другой — для классики, каждый по 3,75 км длиной. Благодаря срезкам можно сделать дистанции 2,5 км и 3,3 км, а также дистанцию для спринта. Эти два круга могут также рассматриваться как один круг в 7,5 км, пригодный как для раздельного, так и для общего старта, при условии, что ширина полотна трассы будет достаточной.
* Ширина полотна подготовленной трассы для различных дисциплин — например, для дуатлона нужна трасса шириной 12 метров.
* Набор высот на трассах различной длины, для разных дисциплин;
* Соотношение протяженности подъёмов, спусков и равнины на трассах — их должно быть приблизительно по одной трети;
* Расположение и компоновка лыжного стадиона — например, финишировать спортсмены должны в сторону юга, чтобы солнце не мешало работе фотографов, нужно учесть расположение зрителей, комментаторов, смазочных кабинок, зоны тестирования лыж, разминочного круга и т.п…
В любом случае, нужно сразу определить, какой ширины будет трасса, и придерживаться этой ширины при работах. Если говорить о минимуме, то ширина «коридора» трассы должна быть не менее четырёх метров между деревьями. Так как накатывать трассу вплотную к деревьям небезопасно — подготовленное полотно трассы зимой получится около трёх метров шириной. Это предельно малая ширина, чтобы идти параллельно коньком и классикой. На соревнованиях на такой трассе участникам может оказаться тесновато. При такой ширине есть риск, что классическая лыжня на подъемах будет закатываться наискосок следами лыж людей, идущих коньковым ходом.
Если классическая лыжня закатывается следами лыжников, идущих коньковым ходом, то у лыжников, идущих классическим ходом, создадутся сложности с держанием лыж. Для хорошего держания классических лыж нужна гладкая, плотная поверхность лыжни. Поэтому нужно стремиться увеличить ширину полотна трассы, особенно на подъёмах.
ПОВЕРХНОСТЬ ТРАССЫ
Чтобы снежная поверхность трассы получалась гладкой, нужно в бесснежное время стремиться выровнять трассу в поперечном направлении и стремиться, чтобы в продольном направлении трасса была также выровнена, без резких бугров и ям. Повороты на трассе должны быть плавными, с хорошим обзором, это важно как для тренирующихся и катающихся, так и для водителей машин, готовящих трассу.
ВОДООТВОД ОТ ТРАССЫ
Для того чтобы трасса была твёрдой для бега и велосипеда, а также для того, чтобы на трассе дольше лежал снег — необходимо отводить от трассы дождевую, талую и грунтовую воду.
Ранней весной земля промёрзшая, и талая вода в землю уйти не может. Если талая вода будет находиться под снегом трассы, то снег будет таять в ней, поэтому нужно, чтобы вода не застаивалась на трассе.
Отведение воды от трассы проще всего сделать при помощи дренажных и водоотводящих канавок. При этом на полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой в разрезе, чтобы вода с неё скатывалась.
Дренажные канавки отводят воду из полотна трассы и осушают полотно трассы. Дренажные канавки должны быть выкопаны с учётом того, что со временем они будут заплывать, заиливаться. Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (900) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Дренажные канавки копаются вдоль края трассы, как можно ближе к деревьям, в первую очередь с той стороны трассы, с которой на трассу приходит вода. Желательно, чтобы канавки были с обеих сторон трассы, это способствует быстрейшему просыханию трассы весной и после дождя.
Кроме дренажных канавок нужно спланировать и провести систему водоотводящих канавок — канавок, куда будет уходить вода из дренажных канавок. Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке трассы. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Если нет трубы — выкопать канавку поперек трассы и, чтобы канавка сохранилась и была пригодна для проезда заложить в канавку несколько тонких, прямых стволов деревьев диаметром 5-10 см. Для этого неплохо подходит осина. Чтобы труба не заиливалась, необходимо с той стороны трубы, где вода заходит, сделать яму, как минимум в полтора раза большего сечения чем труба.
В продолжение трубы проложите водоотводящую канавку, лучше по линии максимального уклона местности, отводя воду на местность, расположенную ниже этой низины, добиваясь, чтобы разница уровней достигла хотя бы 50 сантиметров. Это бывает непросто на мокрых равнинных участках — чтобы добиться устойчивого отвода воды может оказаться, что нужно копать канавку протяжённостью 100 метров и более. Так как грунт в лесу насыщен корнями, иногда — камнями, то для работ рекомендуется использовать качественные, дорогие лопаты и мотыги на композитной рукоятке.
На полотне трассы не должно быть впадин, где могла бы собираться вода — полотно трассы в разрезе не должно быть жёлобом, лучше чтобы трасса была слегка выпуклой — вода с неё должна скатываться. Рисунок 1 |
Необходимо делать дренажные канавки не менее 40 сантиметров глубиной, а лучше — поглубже. Дренажная канавка в разрезе — V-образной формы с прямым (90?) или тупым углом в месте схождения стенок канавки. Рисунок 2 |
Водоотвод от трассы снижает уровень грунтовых вод — это означает, что полотно трассы будет твёрже, и на нём будет дольше лежать снег. Рисунок 3 |
Водотводящие канавки необходимо делать на каждом участке трассы, где есть переход от спуска к подъёму, куда сливается вся вода на этом участке. Поперек трассы нужно заложить трубу диаметра, соответствующего ожидаемому потоку. Рисунок 4 |
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ НА ТРАССЕ
В летнее время на трассе может вырастать трава и мелкий кустарник, которые будут мешать передвижению бегунов и велосипедистов. Эту растительность необходимо убирать 3-4 раза за сезон. Для этого можно использовать как обычную косу, так и бензиновый триммер с леской или, если много кустарника — триммер с диском. Для работы с триммером не требуется особых навыков; правда, на трассу придётся брать с собой запас разведённого с маслом бензина. Коса требует отбивки, заточки и умения косить плавно, спиной, не включая руки. В старые времена косьба рассматривалась лыжниками как отличное средство тренировки.
Прокашивать всю трассу не обязательно, достаточно прокосить полосу шириной в один проход (взмах) косой или триммером, стремясь расположить тропинку трассы посередине этой полосы. Когда выпадет снег, остальная, нескошенная трава пригнётся под снегом и станет отличной основой для первых выходов на лыжах.
Периодически на трассу падают деревья — либо от старости, либо от сильного ветра. Это происходит особенно часто в весенний и осенний периоды, когда грунт насыщается водой и становится менее плотным. В целях соблюдения безопасности труда на уборку деревьев лучше выходить вдвоём и с бензопилой.
На весенних работах в Ромашково — члены одноименного лыжного клуба. фото: А.Гаврилов |
ОТСЫПКА ТРАССЫ
Отсыпка трассы — это роскошь, которая способствует тому, что трасса становится суше и твёрже, и на месте тропинки от ног/колёс не появляется канавка, которая мешает лыжникам в начале зимы. Также отсыпка трассы способствует тому, что трасса быстрее высыхает весной или после дождя и к тому, что на трассе вырастает меньше травы и кустарника. Отсыпать трассу следует на выбор или в смеси — песчано-гравийной смесью, опилками, шлаком. Опилки и шлак способствуют тому, чтобы трава и кусты не вырастали на трассе. Отсыпать трассу желательно по всей ширине полотна трассы, толщиной 10-30 сантиметров. Если нет возможности отсыпать во всю ширину, отсыпать необходимо в первую очередь проблемные, мокрые места, хотя бы в метр шириной, по траектории движения бегунов и велосипедистов.
ПОДГОТОВКА ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ ЗИМОЙ
Лыжная трасса зимой требует подготовки для того, чтобы:
1. Создавать и поддерживать ровную, плотную снежную поверхность на трассе;
2. Обеспечивать приятное и безопасное катание;
разрыхляя поверхность снега на трассе, если трасса смерзлась,
укатывая и уплотняя верхний слой снега, если поверхность трассы стала рыхлая в результате оттепели или снегопада;
3. Убирать «волну», возникающую на лыжне для классического хода;
4. Убирать продольный бугор, возникающий на трассе для конькового хода;
5. Препятствовать быстрому сходу снега весной.
Снег на лыжной трассе подвергается следующим воздействиям:
1. Время: снег «стареет» — снежинки рассыпаются на льдинки, грани льдинок тупятся;
2. Перепады температур в зависимости от погоды или смены времени суток: снег либо смерзается от холода, либо рассыпается от потепления;
3. Изменения влажности воздуха: в сочетании с изменениями температуры воздуха создают различные типы снежной поверхности;
4. Солнечное излучение: способствует старению снега и таянию;
5. Пары и тепло от непромерзшей земли в начале зимы: делают толщу снега пористой;
6. Холод от замёрзшего грунта в конце зимы: цементирует трассу;
7. Падающие из воздуха и с деревьев частички пыли и мусора смешиваются со снегом и ухудшают скольжение лыж;
8. Вода, идущая весной по грунту, растапливает снег на трассе;
9. Катающиеся лыжники толкают и перемещают снег на трассе — на коньковой трассе вдоль середины трассы появляется «хребет», а на классической лыжне появляется «волна».
В основе процесса подготовки снежных поверхностей, в частности — лыжных трасс, лежит процесс уплотнения кристаллов снега. Часто встречающимся заблуждением является то, что снег уплотняется весом, например, ратрака или бороны — по типу того, как каток-асфальтоукладчик создает полотно дороги.
Удивительно то, что удельное давление на снег снегоходов и снегоуплотняющих машин (оно измеряется в давлении на единицу площади) — может быть меньше (50-100 г/кв.см), чем у пешехода (от 200 г/кв.см и выше), или у лыжника-спортсмена, движущегося коньковым ходом на закантованной лыже (150-200 г/кв.см).
Уплотнение снега происходит тогда, когда снег при помощи вращающейся фрезы ратрака или зубьев бороны, прицепленной к движущемуся снегоходу, подвергается перемешиванию, в результате чего снежинки теряют свою «ветвистость» и рассыпаются на льдинки, частицы снега измельчаются и ложатся компактнее в толще. Дневные колебания температуры и изменения влажности вносят свою лепту — снег смерзается и становится плотным.
Продавить и уплотнить всю толщину сугроба снега очень непросто, практически невозможно. Даже пешеход не продавливает всю толщу сугроба, а машины, передвигающиеся по снегу, имеют в несколько раз меньшее удельное давление на снег, чем пешеход. Поэтому единственный действенный способ уплотнения снежного покрова — обработка каждого слоя выпавшего снега — желательно по несколько раз!
Основных факторов, определяющих качество подготовки лыжной трассы — три, и они примерно одинаково важные. Это:
1. Персонал, который готовит лыжную трассу,
2. Оборудование, которым готовится лыжная трасса,
3. Частота подготовки лыжной трассы.
Всё на тех же весенних работах в Ромашково. фото: А.Гаврилов |
Мосты, собранные из брёвен, со временем приходят в негодность: с периодичностью один раз в несколько лет их приходится раскатывать, обновлять. фото: А.Гаврилов |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОДГОТOВКИ ЛЫЖНЫХ ТРАСС
РАТРАКИ
Эти машины идеально подходят для подготовки лыжных трасс. Ограничивающими факторами являются относительная дороговизна и необходимость иметь снежный покров толщиной от 15 сантиметров и выше. Обычно ратрак оправдывает себя там, где есть системы искуственного оснежения, и с самого начала сезона закладывается подушка снега, позволяющая работать ратраку. На сегодняшний день в России представлены 4 производителя ратраков — японская Охара (Ohara), немецкий Пистен Булли (Pisten Bully), итальянский Принот (Prinoth), итальянский Сноу Рэббит (Snow Rabbit). Остальные существовавшие ранее марки либо прекратили своё существование, либо поглощены вышеназванными производителями. В США есть свои производители ратраков, не представленные в России.
ОХАРА
Согласно информации, заявленной на сайте Охара — ратраков, приспособленных для подготовки лыжных трасс эта компания не поставляет.
ПИСТЕН БУЛЛИ
Пистен Булли Паана (PistenBully Paana — 117 л.с.) ранее выпускался финской компанией и разрабатывался преимущественно для подготовки лыжных трасс. Пистен Булли Паана на рынке уже 25 лет. Одноместная Пистен Булли Паана выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.200, 2.800 и 3.100 миллиметров.
Пистен Булли 100 (PistenBully 100 — 197 л.с.) — комфортабельная двухместная полифункциональная машина для подготовки различных видов лыжных и санных трасс, а также обслуживания горнолыжных трасс. Выпускается в трёх модификациях по ширине — 2.500, 2.800 и 3.100 миллиметров.
Данные модели оснащаются системами с двумя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с ручной или гидравлической (из кабины оператора) регулировкой ширины лыжни в диапазоне 70 мм, расстояния между соседними лыжнями в диапазоне 735 мм. Также на каждый лыжнеукладчик можно установить дополнительную фрезу, которая взрыхляет снег в полосе прокладываемой лыжни на настраиваемую из кабины глубину от 0 до 60 мм для получения наилучшего качества (система VarioTrackDesigner).
На модели PistenBully 400/600 и Formatic 350 возможно установить как вышеупомянутые системы с двумя лыжнеукладчиками, так и системы для массового катания — с тремя или четырьмя лыжнеукладчиками для нарезки лыжни с регулировкой ширины колеи лыжни для удобства катающихся как взрослых, так и детей.
Примерно так выглядит добротная лыжная трасса где-нибудь в Европе: как правило, прогулочные трассы не очень высокого уровня сложности всегда предназначены для двустороннего движения, о чём красноречиво говорит табличка, стоящая сбоку от лыжни. На таких трассах всегда нарезана классическая лыжня в обоих направлениях, да и коньком на этих трассах вполне можно разъехаться на встречных курсах. фото: Иван Исаев |
ПРИНОТ
Машина Принот Хаски (Prinoth Husky) с дизельным двигателем Mercedes мощностью 177 л.с. разработана специально для обработки трасс для равнинных лыж и подготовки малых горнолыжных склонов. Принот Хаски с лыжнепрокладчиками являются отличными машинами для прокладки и подготовки лыжных трасс. Принот Хаски выпускается в трёх вариантах ширины — 2,5, 2,8 и 3,1 метра. Лыжнепрокладчики прикрепляются к задней снежной фрезе ратрака. По команде из двухместной кабины два лыжнепрокладчика могут передвигаться по ширине фрезы для изменения расстояния между соседними лыжнями. Так же управляется изменение ширины самой лыжни (на 70 мм) — это особенно важно при подготовке трассы в местах спусков и подъемов и при создании трасс для детей. Широкая задняя снежная фреза ратрака Принот Хаски дополнительно оснащена специальными фрезами Трэк Тиллер (Track Tiller), устанавленными перед лыжнепрокладчиками. Фрезы Трэк Тиллер позволяют проложить идеальную лыжню независимо от погоды.
ФАВЕРО
Фаверо Сноу Рэббит 3 (Favero Snow Rabbit 3), оснащенный японским дизелем Кубота (Kubota) мощностью 100 л.с. — самый маленький, самый лёгкий и самый бюджетный ратрак из представленных на российском рынке. Сноу Рэббит третьего поколения — это надёжная рабочая машина. Ширина захвата — 2,0 метра, длина Сноу Рэббит с приспособлениями — 4,5 метра. Фаверо Сноу Рэббит может перевозиться между местами работы на малогабаритном грузовике, эвакуаторе или на прицепе с пандусом, без демонтажа гусениц. Фаверо Сноу Рэббит может быть оснащён передним ножом-отвалом, фрезой, одним или двумя лыжнеукладчиками, а также крытой кабиной. Двухместная обогреваемая кабина водителя с большим обзором превращает работу в удовольствие. Двигатель снабжен парковочным подогревом от электричества 220 вольт/300 ватт и предпусковым прогревом Перкинса для беспроблемного старта в любые морозы. Фаверо Сноу Рэббит отлично работает на узких лыжных трассах, небольших склонах, в парках отдыха. У Фаверо Сноу Рэббит есть кузов для транспортировки материалов. Давление на грунт 40 грамм на квадратный сантиметр — это более чем в два раза ниже чем у конкурентов — в сочетании с компактным размером даёт этой машине уникальную проходимость по любому снегу.
Лыжная трасса летом. Как видите, она освещена, спрофилирована и отсыпана крупным песком. Иногда в качестве материала для отсыпки используется мелкий гравий или опилки. фото: Иван Исаев |
Ретрак Пистен Булли Форматик 350 обладает уникальной особенностью — он может нарезать одновременно 4 лыжни для классического хода (на этом снимке четвёртый, самый правый резак — в поднятом состоянии). фото: Пистен Булли |
Современный снегоход в сочетании с хорошими приспособлениями (катком, бороной, резаком) является неплохой альтернативой ретраку. фото: Владислав Жарков |
СНЕГОХОДЫ
Снегоходы — более бюджетный вариант, чем ратраки. Причём снегоходом с прицепным устройством можно начинать готовить трассу практически с первого снегопада.
Для подготовки лыжной трассы зимой нужен так называемый утилитарный снегоход с неузкой (от 50 см шириной и выше) и длинной гусеницей. Благодаря широкой гусенице утилитарные снегоходы обладают превосходной проходимостью и развивают высокое тяговое усилие. Желательно, чтобы гусеница была ошипована, это очень поможет при подготовке обледеневшей трассы, такие гусеницы продаются отдельно. Утилитарные снегоходы обычно снабжены тремя передачами — задняя, передняя и передняя пониженная — именно эта передача используется для подготовки трассы при большом количестве выпавшего снега. По компоновке — снегоходы с двумя лыжами впереди предпочтительнее по причине лучшей управляемости.
Примеры утилитарных снегоходов: отечественные «Буран» и «Тайга» (с широкой гусеницей), зарубежные «Ямаха» серии Викинг (Yamaha Viking), «Полярис» серии Утилити Вайдтрек (Polaris Utility Widetrack), «Ски Ду» серии Скандик (Ski-Doo Skandic), «Арктик Кэт» серии Бэркэт (Arctic Cat Bearcat), «Бомбардье» серии Линкс Йети (Bombardier Lynx Yeti).
С точки зрения эксплуатации и надёжности приходится отдать должное зарубежным снегоходам. Отечественный «Буран» выпускается практически без изменений с 70-х годов и был популярен по причине своей широкой гусеницы и невысокой цены. Сейчас «Буран» утрачивает свои позиции, так как его цена подходит к уровню цены «свежего» подержанного импортного снегохода.
ПРИЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Классический набор прицепных устройств для подготовки трасс:
* Борона или решётка,
* Резак для классической лыжни,
* Каток-барабан для прикатки снега.
Этот рынок несильно развит в Европе, в США есть три заметных производителя, а в России этот рынок находится в зачаточном состоянии — потребитель ещё не осознал свои потребности в области подготовки снежных поверхностей.
SNOW-STAR.RU
Поставщик тяжёлых прицепных устройств для многолетнего ежедневного (в сезон) профессионального использования. В этих устройствах используются элементы, выполненные из специальной стали, обеспечивающие качество подготовки трассы и долговременную функциональность устройств. Все устройства снабжены аварийной расцепкой на случай, если устройство где-то зацепится (например — борона за корень или пенёк) на полном ходу снегохода. Все вышеперечисленное определяет относительно высокую цену на эти устройства. Устройства поставляются как в собранном, так и в разобранном виде.
Каток SnowRoller — подготовка полотна трассы с первого снегопада и в сложные условия — большой снегопад или сильная оттепель. Поставляется в разобранном виде, укомплектовывается на месте списанными «жигулёвскими» покрышками.
Борона Plain — предназначена для подготовки полотна трассы, когда на трассе устойчивый снежный покров. Лучше всего работает на скорости свыше 20 км/час, выравнивает трассу как в продольной, так и в поперечной осях, срезая снежные неровности, включая горб от конькового хода и заполняя углубления. Оборудована зубчатыми ножами из специальной стали, импортируемыми из Швеции. Обратная сторона бороны используется при малом количестве снега на трассе, а также при работе со свежевыпавшим мокрым снегом и на снежной целине. Борона Plain — единственное пассивное прицепное устройство на рынке, срезающее горб, возникающий на коньковой трассе. Аварийная расцепка очень важна на этом устройстве: если борона где-то зацепится на полном ходу снегохода, то аварийная расцепка спасёт водителя от удара грудью о руль и лицом — о ветровое стекло, а борону спасёт от деформации.
Резак Trail давяще-режущего типа, для подготовки классической лыжни, с грузом, позволяющим менять центровку резака, в зависимости от условий снежного покрова, для достижения лучшего результата. Формующие элементы имеют ассиметричную форму, для того чтобы избыточный снег выдавливался на края полотна лыжни. Нижняя поверхность резака покрыта пластиком для снижения нагрузки на снегоход. Формирующие лыжню элементы — фрезированные, из закалённой стали. Переворачиванием резак переводится в транспортное положение.
SKITRACKER.RU
Пионер на рынке прицепных устройств для подготовки лыжной трассы. Благодаря этой компании то, что раньше люди делали для себя сами в гаражах, теперь есть на рынке в свободном доступе, в разборном виде и с порошковой покраской. Изделия выполнены из низкоуглеродистой стали строительных сортов. Это определяет доступную цену этих изделий и ограничивает их прочность и долговечность.
Универсальная борона SNOWPRO для прокладки лыжни для конькового хода имеет три съемных модуля для различных способов обработки снега. Снимая и устанавливая модули, можно варьировать способ обработки снега и степень нагрузки на снегоход. Материал: сталь с порошковым покрытием. Дышло с демпфером в комплекте. Дышло имеет приспособление для зацепа к снегоходу в виде стального кольца внутренним диаметром 30мм. Универсальную борону можно купить во многих городах России и заказать у производителя.
Резак для прокладки классической лыжни XCSPORT — предназначен для прокладки лыжни классического хода; благодаря ему каждый обладатель снегохода может проложить качественную лыжню для прогулок с семьей, друзьями и для проведения лыжных соревнований. Резак XCSPORT может работать в давящем (для рыхлого снега и малоснежья) и в режущем (для плотного снега и наста) режимах. Переставив дышло на другую сторону, можно за несколько секунд изменить способ прокладки лыжни. Шарнирное крепление позволяет переворачивать резак из транспортного положения «санки» в рабочее положение «резак», не отцепляя от снегохода.
ЧАСТОТА ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНОЙ ТРАССЫ
Это второй и практически равный первому по важности фактор в создании качественной лыжной трассы.
Трассу необходимо готовить регулярно. В Скандинавии во многих местах трассы готовят ежедневно, при том, что протяженность лыжных трасс на некоторых курортах превосходит 100 км! Желательно готовить трассу не менее трех раз в неделю, а в снегопад — каждый день, пока идет снег. Даже если снег не идет, а стоит ясная, морозная погода, трассу всё равно необходимо готовить.
ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ:
* Первый серьёзный снегопад, выпало 5-10 см снега. Пройти снегоходом 1-2 круга, сделать 1-2 следа по продольной оси трассы. Потом, через сутки, катком придавить снег по всей ширине трассы.
* Нормальный, установившийся снежный покров, пеньки и корни надёжно укрыты снегом. В зависимости от ширины трассы — два-три прохода бороной с зубьями, с небольшим перехлестом; если есть бугор от конька, то снять его бороной, это лучше делать идя противоходом. Бугор больше всего на подъёмах, и снегоходу легче, когда борона снимает бугор, идя под гору.
* Если классическая лыжня уже с волной, то закатать ее бороной и нарезать новую; если позволяет ширина, это нужно сделать с другой стороны трассы или рядом, параллельно старой.
* Всю подготовку лучше проводить вечером, в темное время, сразу после того, как с трассы ушли катающиеся — меньше шансов встретиться с лыжниками, а главное — после подготовки снег за ночь смёрзнется, трасса будет качественной и быстрой.
* На спусках лыжню резать по краю, чтобы лыжники имели возможность выходить из лыжни, например, чтобы притормозить. На спусках с поворотом — лучше резать лыжню по внешнему краю, чтобы улучшить обзор едущему со спуска.
* Если трассу готовить утром — снег не успеет смерзнуться и трассу легче разобьют.
* Если трасса неширокая, то нужно периодически в течение сезона делать выезд только на снегоходе — приминать края трассы вдоль деревьев, чтобы было больше места по ширине разместить классическую лыжню и коньковую трассу. Во время таких выездов также следует убирать секатором и пилой нависшие над трассой ветви.
ЭКОНОМИКА ПОДГОТОВКИ ТРАССЫ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ
Пример — трасса 15 км со срезками на 3-5-10 км. Ширина 4-5 метров — 3 ширины бороны на коньковой полосе и классическая лыжня — по краю.
* Один выезд — 4 часа с переодеванием, заправками и т.п. — исходя из этого формируется фонд зарплаты работника.
* Зима в средней полосе России — 15 недель в среднем по 4 выезда в неделю (с учетом снегопадов и соревнований) = 60 выездов по 50 км (со срезками и т.п.) = 3.000 км пробега за зиму с затратами на горючее, масло, ТО, ремонт и амортизацию снегохода и прицепных орудий.
* Жизненный цикл снегохода и орудий лучше считать на 5 лет.
Хорошей работы вам и человеческой благодарности.
Ещё статьи этого автора:
И. Кузьмин «Выбираем детские лыжи»
Зачем ФЛГР лыжные трассы, если медали она добывает и без них?
От редакции:
Совсем недавно во флагманском магазине Fischer на Воробьевых горах в Москве прошла встреча болельщиков с президентом Федерации лыжных гонок России, трехкратной олимпийской чемпионкой Еленой Вяльбе. Ответы Елены Валерьены на вопросы присутствующих вызвали бурное обсуждение среди наших читателей. Теперь же мы предлагаем вам ознакомиться с точкой зрения на ответы Вяльбе Максима Журило — сооснователя проектов I love running и I love skiing, активного участника любительского лыжного движения.
* * *
Спасибо Fischer Russia за организацию встречи с легендарной Еленой Вяльбе!
Все мое детство прошло на ее победах!
Личная встреча дала возможность задать вопросы не только о былых победах Елены Валерьевны, но и о развитии лыж в России. Ведь Вяльбе уже много лет является президентом лыжной федерации.
К сожалению, в очередной раз пришлось столкнуться с тем, что любительский спорт не является чем-то значимым или важным для Федерации. Основные задачи — добыча медалей в профессиональном спорте. “Все для фронта, все для победы”.
В России в год суммарно во всех лыжных марафонах участвует не больше 10-12 тысяч человек. Это меньше, чем участвует шведов в одной лишь Васалоппет. Но по мнению Елены Валерьевны — в Скандинавии лыжи это религия, и поэтому нам еще 1000 лет до такого. И то не факт, что дойдем.
Я, конечно, категорически с этим не согласен. 1000 лет до этого только пока весь фокус и ресурсы направлены на медали. Если все-таки посмотреть чуть шире, то мы можем вполне достичь и 50, и 100 тысяч участников в марафонах от России в ближайшие 5-10 лет.
Для этого, конечно, нужна инфраструктура. Вокруг города Лиллехаммер в Норвегии 2000 километров подготовленных лыжных трасс. Достаточно серьезная часть из них имеет освещение, так зимой темнеет в 16-00. Вокруг Москвы сейчас легко посчитать километры лыжных трасс — хватит пальцев одной руки:))) Конечно, можно сказать “так снега еще не было” — этот аргумент не мешает скандинавам запасать снег с прошлой зимы и открывать трассы еще в октябре.
Елена Валерьевна признает, что инфраструктуры катастрофически не хватает. И что у нас нельзя на лыжах доехать из Красногорска в Истру, а в Норвегии, например, легко можно доехать на лыжах из Осло в тот же Лиллехаммер. Но, по ее опыту, Федерация лыж никак на это в России повлиять не может. “Мы стучимся в двери, но там не слышат”.
Мне кажется, что вполне и может, вопрос только в том надо ли оно Федерации. Ведь с задачей добычи медалей федерация справляется и с теми трассами, что есть сейчас, а также прекрасно подготовленными финскими, норвежскими и альпийскими, где сборная России по лыжам проводит большую часть времени.
Я не стал задавать вопрос — есть ли у Федерации проект необходимых лыжных трасс, что-нибудь типа программы “Лыжная страна 2030” с проработанными маршрутами лыжных трасс в ключевых агломерациях — их у нас в стране не так много, хотя бы начать оттуда, там живет большая часть населения.
По поводу детского и юношеского спорта, в скандинавских странах государство не участвует в этом процессе, этим вполне успешно занимаются частные и общественные клубы, в них вырастают будущие звезды большого спорта, занимается просто огромное количество детей. Я спросил, не стоит ли у нас тоже постепенно минимизировать участие государства в детско-юношеском спорте? И развивать общественные и частные клубы, ведь их эффективность работы скорее всего будет выше. Конечно, это достаточно вызывающая идея.
На что Елена Валерьевна привела пример западных лыжников, которым после тренировки еще надо открывать компьютер и писать спонсорами письма, а нашим спортсменам можно не отвлекаться от своего основного дела — тренировок — и им еще зарплату государство платит. И что так правильнее для спортсмена, по ее мнению. Спорно, конечно.
А про детско-юношеский спорт Елена Валерьевна сказала, что советская система была лучшей в мире — все бесплатно, дети занимаются, школы укомплектованы. Тоже, конечно, спорно. Чем они были укомплектованы? Ну и бесплатно для детей — это же не значит, что никто за это не платит. Платит государство. Возможно, если те же деньги распределялись на конкурсной основе среди клубов, которые на них могли бы делать бесплатными тренировки для детей, то качество этого процесса было бы выше. Конкуренция клубов рождала бы различные идеи и модели, а отсутствие государства дало бы дорогу в эту тему бизнесу/спонсорам? Это, по мнению Вяльбе, все у нас работать не будет. Государство — спорт школа — спортсмена ничего не должно отвлекать. Это, конечно, рабочая схема для добычи золота. Но рабочая ли это схема для развития лыж в стране? Большой вопрос!
Печально, конечно, что даже на уровне условно общественных организаций (Федерация, по факту, конечно, госорганизация, хотя не должна быть такой) у нас совсем отсутствует публичность и политическая конкуренция. Ведь, конечно, у Федерации Лыж может быть совсем другая программа развития, может быть существенно более громкий и значимый голос — Россия как-никак лыжная страна. Мы — самый большой рынок лыж в мире (в штуках).
Мы просто не привыкли к политической конкуренции. Одни боятся в ней участвовать, поэтому нейтрализуют конкурентов на корню и не выходят на дебаты, другим (обществу) объясняют — “не ваше дело, этим должны заниматься профессионалы”.
И это просто пропитывает наше общество насквозь.
Почему «этим» должны заниматься “какие-то специально обученные люди?”.
По следам «Лыжни в Лавру». Развитие новой лыжной трассы в Московской области
Лыжные гонки- Денис Агафонов
Лыжная трасса Софрино-1 (Нововоронино) в прошлом году получила новый импульс к развитию. Была проведена огромная работа по подготовке трассы. Благодаря энтузиазму местных лыжников и известного в Пушкинском округе общественника и мецената Сергея Забурниягина 23 февраля 2020 впервые проведён лыжный марафон «Лыжня в Лавру».
По результатам лыжных марафонов 2020 «Лыжня в Лавру» заняла 7 место
Очень достойный результат.
Пандемия этого года изменила в жизни очень многое, включая спорт и здоровый образ жизни.
Несмотря на все это жизнь идёт своим чередом.
Развитие проекта «Дорога в Лавру», создание спортивного кластера в Софрино-1 продолжается. Сергей Забурниягин создал достойную команду, которая будет продвигать эти проекты дальше. На прошедший, недавно, день рождения ему был преподнесён подарок лыжниками, с намёком, полный комплект для тренировок на лыжероллерах.
Для развития физкультуры и спорта круглый год необходимо сделать очень многое и это без помощи государства не осилить. Надеемся на поддержку лыжников и всего спортивного сообщества в развитии спортивного кластера в Софрино-1.
Видеосюжет о Нововоронино
Десятикилометровая лыжная трасса с оcвещением и искусственным оснежением в Москве
Так сложилось, что большая часть внимания московской лыжной общественности в последнее время прикована к лыжным трассам. В столице места, где можно покататься на лыжах по подготовленной лыжне, можно пересчитать по пальцам, и тем приятнее, что усилиями энтузиастов, нашедших общий язык с чиновниками, в черте Москвы в этом году появится, по крайней мере, одна настоящая лыжная трасса.
Львиная доля работ по подготовке трассы делается летом, и именно этим отличаются трассы настоящие, трассы, которые зимой будут укатывать, от тех, на которых чиновники управ потом расставят свои таблички с направлениями. В Алёшкино сейчас кипит работа, и корреспондент www.skisport.ru отправился на северо-запад Москвы, чтобы своими глазами увидеть, что же там происходит.
Около нового спортивного модуля меня встретил «хозяин» трассы Сергей Александрович Суслов, который начал обустраивать это место для катания ещё в конце 80-х годов.
Новенький ретрак ждет своего часа. В прошлом году он ездил из-за отсутствия мостов лишь по 1,5-километровому кругу, а теперь будеть кататься по «десятке». Погрузчик же поможет в работах по профилированию, в местах, где это потребуется.
Две снежные пушки с наступлением холодов начнут настреливать снег, который затем будет развозиться по кругу техникой.
Модуль для переодевания, одной стороной выходящий на территорию комплекса, а другой прямо на лыжню. На снимке видно, что ступеньки оборудуются противоскользящими накладками, а слева есть пандус для людей с нарушениями ОДА. В прошлом году модуль также стоял, но в нём нельзя было оставить вещи. В этом году в него завезут шкафчики для переодевания.
Вид на стартовую поляну. Не в этом году, но все же в ближайшей перспективе тут запланировано строительство футбольного поля с небольшими трибунами. Зимой это будет настоящий лыжный стадион!
Парадный вход на трассу. Согласитесь — впечатляет! Кстати, красное покрытие — это не брусчатка, а резина наподобие той, которыми оснащаются беговые дорожки.
Указатели направления движения. Очень симпатичные
С лета трасса прокошена, но в арсенале средств для подготовки трассы имеются и специальные колеса для её приминания.
Лыжный мост!
Земляные работы по расширению трассы сделаны колоссальные.
На момент моего посещения, из четырех лыжных мостов на месте был только один. Остальные на лето были убраны, так как один из мостов был успешно разобран охотниками за металлоломом.
Начальник трассы Сергей Александрович Суслов, МС СССР по лыжным гонкам.
Перепад высот между самой нижней и самой верхней точками трассы составляет 38 метров, а сумма перепадов на 7,5 км — около 140 метров.
Некоторые петли трассы влотную подходят ко МКАДу, но так как Алёшкино — это особо охраняемая природная территория, департамент природопользования выстроит тут специальные шумозащитные ограждения. Грязи, летящей с дороги благодаря им тоже поубавится.
Эти петли в садах были спрофилированы и отсыпаны песком и гравием ещё в конце 80-х годов. Тут должна была появится и лыжероллерная трасса, но 91 год спутал все карты. Сейчас Сергей Александрович заручился поддержкой депутатов государственной думы и с оптимизмом смотрит на решение этого вопроса.
Этот мост — «легкий», по нему будут ездить только бураны, а ретрак будет подъезжать сначала с одной, а потом с другой стороны. Кстати, пока все земляные работы делаются вручную — лопатами. И активно помогают в этом тренеры СДЮШОР «Тушино» Игорь Усиков и Павел Спиридонов.
Черные канадские белки, специально завезенные в парк департаментом природоохраны. По словам Суслова, они отлично уживаются с нашими:)
Решение Тушинского райисполкома о строительстве освещенной трассы в Братцевском саду от 21 марта 1990 года
Депутатское обращение в Москомспорт о строительстве лыжероллерной трассы, подписанное депутатами Госдумы А.А. Карелиным, С.И. Ишмуратовой, М.Б. Терентьевым и В.А. Третьяком, а также согласие районной управы на строительство «освещенки»
Все фото: журнал «Лыжный спорт»
В Нижегородской области появится еще одна лыжная трасса
Друзья, рад сообщить всем заинтересованным, что в Нижегородской области в ближайшее время начнет функционировать еще одна лыжная трасса. Готовиться трасса будет под конек и классику ретраком, который уже куплен и ждет работы и ещё немного снега, так как пока его маловато.Трасса расположена в Дальнеконстаниновском районе, по дороге в поселок Суроватиха. Это 55 км от Нижнего Новгорода и 45 минут – 1 час на машине. Ехать можно из Нижнего двумя дорогами: из Щербинок по Арзамасской трассе и из Печор, через Кстово и Дальнее Константиново.
Более подробно тут
Теперь немного предистории по теме. Так получилось, что летом ко мне обратились знакомые из летнего центра отдыха и спортивной рыбалки «Чистые пруды» с просьбой проконсультировать их по созданию и организации лыжной трассы. Я не мог не откликнуться на такое предложение и отказать в возможности привнести свою лепту в организацию такого интересного проекта. К тому же просто здорово, что деревня моих родителей и закрытая лесная дорога, где летом катаются на роллерах многие любители из Нижнего — в пяти минутах на машине.
И вот что было сделано! Летом была спроектирована и проложена лыжная трасса 7.5 км в виде трех независимых кругов. Она была вся пройдена тяжелой техникой и спрофилирована под последующую укатку ретраком, который уже был оплачен и заказан.
Ретрак ждет работы и больше снегаВладимир Белов
Петли разной протяженности. Самая длинная и самая рельефная «спортивная» — около 4 км. На ней два длинных затяжных подъема, и два пологих спуска. Первый длинный подъем почти со старта и начинается с тяжелого довольно-таки крутого и длинного лобовика. Он асфальтированный, так как раньше это была дорога, но из-за строительства поселка ее исключили из движения автомобилей, зато получился отличный лыжный подъем. Этот круг можно закольцевать и кататься только по нему, тем кто хочет рельефа посерьезнее.
Вид из за озера на стартовый подъемВладимир БеловОзеро КарташихаВладимир БеловПрофилированная трассаВладимир Белов
Два других круга проще. Тот, что идет вокруг центрального озера и петляет у рыбацких домиков — ровный, с одним небольшим тягунком, зато с освещенкой и музыкой. Отлично подойдет для вечернего катания или лыжных прогулок любителей и семейных покатушек на лыжах. Протяженность — 1.25 км
Третья петля целиком расположена за озером, проходит полностью в лесу и имеет длинный пологий тягун, немного равнины и такой же пологий спуск. Отлично подойдет для классики и катания любителей, не претендующих на спортивный тяжелый рельеф и быстрые спуски.
В моей галерее на сайте и фото к этой статье можете увидеть этапы работы и состояние дел по первому снегу.
Хочу также отметить, что идея создания лыжной трассы лежит в общем контексте создания центра зимнего досуга. И это не просто трасса в лесу и вокруг озер, а целый комплекс инфраструктуры, где можно отлично провести время с пользой для здоровья и интересными развлечениями для всей семьи. Там есть гостиницы, банный комплекс, трассы тюбинга, пейнтбол, прокат лыжного инвентаря, коньков. Соответственно есть каток на озере, лыжные трассы, снегоходы, зимняя рыбалка и другие развлечения. Все подробно можно почитать на сайте http://www.karp-nn.ru/razvlecheniya/
Вмд на долину семи озер с высшей точки кругаВладимир БеловСтроительство прокатаВладимир БеловАппартаментыВладимир БеловСаунаВладимир Белов
Очевидно в летнее время лыжную трассу можно использовать как трассу для маунтин-байка и велопрогулок. Думаю, со временем она будет ещё более функциональной и интересной.
Хозяева клуба планируют проводить на этой трассе соревнования по лыжным гонкам разного уровня: для детей и взрослых, любителей и профессионалов, также это, может быть, будет интересно и областной федерации лыжного спорта. Качество подготовки лыжни обещает быть на высоком уровне. Есть возможность проводить зимние учебно-тренировочные сборы детских команд.
Прошу с пониманием отнестись к возможным первоначальным огрехам, у организаторов пока еще нет богатого опыта подготовки лыжных трасс, но совместными усилиями мы всё наработаем и постараемся избежать ошибок. Будем благодарны за все советы и пожелания.
Мы приглашаем всех любителей лыжного спорта и беговых лыж на трассу «Семь озер». Приезжайте, тренируйтесь на здоровье, будем рады!
С уважением, Владимир Белов, любитель лыжного спорта из Нижегородской области
Вчера в Москве состоялось собрание Общероссийского общественного лыжного движения в защиту лыжных трасс России (ООД ЛТР). Основные решения собрания.
Если помните, неделю назад мы анонсировали на сайте это собрание: организаторы разослали приглашение принять участие в нём всем членам Исполкома, а также пригласили представителей других лыжных трасс России.
Присутствовали, по сути, те же люди, что учреждали движение два года назад: не было лишь Сергея Суслова (Алёшкино) и Андрея Терёхина (Троицк), зато приехали Сергей Кондратков (Красногорск), Юрий Евстифеев (г. Дмитров) и Андрей Трифанов (Ступино). Кроме вышеперечисленных троих, были: Геннадий Фищенко и Максим Кузнецов (СОК ГАБО), Геннадий Бочаров и Илья Евсеев (СК «Альфа-Битца»), Евгений Слесарев (Вороново), Денис Трошин (ЛК «Нижнецарицынские»), Татьяна Аникеева (президент Федерации лыжных гонок Московской области), Алексей Нуждов (лыжная трасса посёлка имени Цюрупы, президент Федерации биатлона Московской области, первый вице-президент СБР), Иван Исаев (журнал «Лыжный спорт»). Дистанционно поддержали действия организаторов собрания Сергей Поздняков (Волкуша), Дмитрий Ревинский и Александр Гаврилов (Ромашково), Сергей Суслов (Алёшкино), Юрий Иванов (г.Зеленоград), Андрей Сосин (Снегири) и Андрей Кондрашов — спортивный журналист, телекомментатор, организатор спортивных соревнований. Действующий председатель Исполкома движения Андрей Беликов на собрание не приехал.
* * *
Итак, что же происходило с движением в последние два года и что произошло на этом собрании? С самого начала лидером проекта Андреем Беликовым была взята очень высокая планка на регистрацию именно всероссийского движения. Некоторые члены исполкома пытались убедить Андрея Михайловича в ошибочности такого подхода, но он был непреклонен — регистрировать нужно было, по его мнению, именно всероссийское движение. Увы, на попытку взятия этого рубежа ушло два года, на сегодняшний день у движения есть, насколько мне известно, восемь филиалов из необходимых для регистрации 44, и, видимо, на открытие оставшихся 36 филиалов может уйти ещё достаточно большое количество времени. По сути, все эти два года исполком ООД ЛТР занимался в основном решением только одной этой задачи.
Параллельно с этим в Московской области возник некий неформальный центр, который как раз и стал совершать какие-то практические шаги в деле узаконивания лыжных трасс, и лидерами этого центра стали Татьяна Аникеева (ФЛГМО) и Алексей Нуждов (ФБМО) — повторяться не буду и адресую всех, интересующихся подробностями, к анонсу собрания недельной давности. Увы, с этими двумя людьми у Андрея Михайловича отношения тоже не сложились. Как не сложились они ранее с одним из учредителей движения, членом исполкома, лидером СОК ГАБО Геннадием Фищенко, а потом и членами наблюдательного совета ООД ЛТР Андреем Кондрашовым и автором этих строк.
На каком-то этапе всем стало ясно, что с этим что-то надо делать, так работать дальше невозможно. Увы, все попытки решить проблему в непубличном поле потерпели провал (не хочу описывать здесь всё это в подробностях), и было принято в итоге решение провести это собрание, на которое Андрей Михайлович, как вы уже знаете, не приехал. Конечно, досадно, что все эти противоречия нам не удалось разрешить в своём кругу; досадно, что всё это выплеснулось наружу. Но, увы, все действующие лица данной истории иного выхода из этой ситуации не увидели, так что извините нас за этот вынужденный «тарарам».
Итак, каковы основные решения собрания?
1. Решено не тратить время на бессмысленную борьбу с А.Беликовым, оспаривающим легитимность прошедшего собрания — принято решение регистрировать новую организацию. Задача — в разумно сжатые сроки (два-три месяца) зарегистрировать не всероссийскую, а межрегиональную общественную организацию и приступить к практической работе. К этой практической работе уже подключились, помимо Т.Аникеевой и А.Нуждова, депутаты Государственной думы А.Старовойтов и М.Дегтярёв, депутат Мособлдумы А.Легков, найдено взаимопонимание с руководителями Мособллеса, активную позицию во всех обсуждаемых вопросах занимают члены СОК ГАБО.
2. Все присутствующие на собрании члены ООД ЛТР приняли решение выйти из этой организации и вступить через некоторое время в новую, которую предстоит создать.
3. Исполнительным директором организации предварительно выбран член президиума ФЛГМО Алексей Евгеньевич Карцев. Ему поручено подготовить и провести учредительную конференцию новой организации. Сергей Борисович Кондратков любезно согласился подготовить проект устава.
Члены новой межрегиональной организации приглашают подключиться к данной работе представителей всех регионов России, где проблема сохранения лыжных трасс является актуальной. Если вдруг когда-нибудь среди членов этой новой организации окажутся представители более 44 регионов России, видимо, целесообразно будет перерегистрировать её уже как всероссийскую структуру (это, несомненно, придаст ей больший вес). А до тех пор нет смысла тратить пар на свисток, гораздо важнее попробовать добиться каких-то реальных шагов в деле узаконивания лыжных трасс.
Если у вас остались вопросы, если вы хотите вступить в новое движение, контактируйте, пожалуйста, с Алексеем Евгеньевичем Карцевым: [email protected].
* * *
Возможно, вам будет также интересно:
Текст выступления Г.Фищенко на собрании;
Весьма толковый (впрочем, как всегда) анализ ситуации от Лёши Ильвовского
1
1. На собрании в помещении СК «Альфа-Битца». Спасибо за гостеприимство Геннадию Бочарову и Илье Евсееву!Иван Исаев2
2. Геннадий Иванович Бочаров пригласил нас на прогулку по территории лыжной базы. Иван Исаев3
3. Камышовые крыши за эти несколько лет поросли живописным мхом. Иван Исаев4
4. Участники собрания — в помещении СК «Альфа-Битца».Иван Исаев5
5. В одной из раздевалок базы.Иван Исаев6
6. В кабинете Геннадия Ивановича Бочарова. Иван Исаев7
7. Заглянули мы и в Интерактивный музей леса «Лесная сказка», расположившийся напротив лыжной базы — было интересно. Иван ИсаевПредложения со словосочетанием ЛЫЖНАЯ ТРАССА
Здесь проложены и оборудованы лыжные трассы, построены подъёмники, отели и рестораны для туристов. Это сродни тому, как прокладывается лыжная трасса или новый туристический маршрут. В зимней части были видны ледяные горки, снеговики, большой каток и лыжные трассы. Эта спортивная дисциплина включает в себя индивидуальное и командное соревнование по кольцевой лыжной трассе с промежуточными стрелковыми рубежами, где спортсмен выпускает 4 стрелы на рубеж по падающим мишеням. По-прежнему увлекается спортом: зимой на катке и лыжных трассах, летом на теннисном корте.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова парчовый (прилагательное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Неточные совпадения:
Трассу лыжных гонок готовили заранее, привлекая к этому добровольных помощников.лыжных трасс — часто задаваемые вопросы и поддержка
войти в систему Отправить запрос Моя деятельность- FAQ и поддержка
- Лыжные трассы
Android
- ★ 1999/2000 Дата Выпуски
- ★ Сопряжение с часами Casio Wear
- ★ One Plus — приостановка или отключение записи
- ★ Huawei P20 приостановлен
- ★ Управление настройками питания устройства Android
- ★ Не записывать данные
IOS
- ★ 1969/1970 Неправильная дата
- ★ Восстановление удаленной или очищенной дорожки
- ★ Лыжные трассы V2 + Apple Watch
- ★ Сопряжение с часами Casio Wear
- Отсутствуют данные Apple Watch
- Гугл Земля
альтернативных лыжных трасс и аналогичные приложения
Переключить навигацию- Windows
- Mac
- Linux
- Интернет
- iPhone
- Android
- Производительность
- Развитие
- Удаленная работа и учеба
- Резервное копирование
- Списки
- Зарегистрироваться
- Войти
-
- Зарегистрироваться
- Войти
- Около
- Форум
- Списки
- FAQ
- Блог
Категории
- Офис и производительность
- Развитие
- Игры
- Бизнес и коммерция
- Социальные сети и коммуникации
- ОС и утилиты
- Фотографии и графика
- Образование и справочная информация
- Безопасность и конфиденциальность
- Видео и фильмы
- Аудио и музыка
- Онлайн-сервисы
- Удаленная работа и образование
- Сеть и администратор
- Новости и книги
- Общий доступ к файлам
- Веб-браузеры
- Резервное копирование и синхронизация
- Путешествия и расположение
- Спорт и здоровье
- Управление файлами
- Дом и семья
- Биткойн и криптовалюта
- Система и оборудование
- Игровое программное обеспечение
- Инструменты для CD / DVD
найти
0 ,Лыжня— перевод на французский — примеры английский
Эти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Крытая лыжня по свежему снегу. 210 м / 85 м.
Лыжня проходит вдоль резиденции.
Иногда можно увидеть следы зайца или даже следы лося, пересекающие нашу лыжню .
Parfois vous pouvez voir les traces de lièvre ou peut-être un élan croisera notre piste .Горнолыжный курорт Рогла Подробнее Горнолыжный курорт Канин На горнолыжном курорте Канин есть новый бар на горнолыжном склоне, где вы можете отдохнуть; Вы можете спуститься на лыжах по лыжной трассе Graben или насладиться лыжными турами и фрирайдами с лицензированными гидами.
Rogla Plus Kanin À Kanin, vous pourrez vous reposer dans le nouveau bar на месте лыжных трасс, спуск по трассе Graben ou faire des visites guidées en ski et même pratiquer le ski freeride avec un guide agréé.Примерно в 1,5 км от лыжной трассы Вартоп , гостевой дом представляет собой красивое здание, гармонирующее с исключительным ландшафтом.
Окружающая среда 1,5 км от лыжных трасс Вартоп, эта квартира находится в прекрасном состоянии, в котором гармонично сочетаются все достоинства и цены.Кроме того, прямо в центре курорта есть детский каток под открытым небом.Но нет ни одной лыжни Nordic .
Pour les enfants, il existe en outre une petite patinoire en plein air au coeur de la contre il n’y aucune piste de ski de fond.Пансионат, расположенный недалеко от лыжной трассы , в 20 м от подъемника, в очаровательной природной среде.
Местный дом для отпуска до лыжной трассы , 20 метров по телесной дороге, в естественных кадрах.Новое современное здание (1999 г.), расположенное за пределами Ариесени, всего в 100 м от горнолыжной трассы Вартопа.
Un bâtiment tout nef (1999), placé en dehors de la commune Arieseni, à seulement 100m de la piste de ski alpin de Vartop.Трассы должны быть безопасными и ухоженными, а пушка, перекачивающая снег, поможет залатать дыры, образовавшиеся в лыжной трассе .
Трассы, проходящие по лыжным трассам и лыжным трассам, проходят по лыжной трассе , лыжной трассе .велосипеды на прокат; по запросу, транспортировка на трассу Вартоп — Ариесени
расположение велосипедов; транспорт по запросу по лыжная трасса Вартоп — АриесениГорнолыжные курорты Поделиться Facebook Twitter Google Plus WhatsApp WhatsApp Mail Активный отдых Горнолыжный курорт Саас-Бален Брод Скандинавская лыжня вдоль Саас-Виспа соблазняет лыжников выйти на расслабляющую петлю, а каток с естественным льдом поощряет парное катание.
Домены для катания на лыжах Partager Facebook Twitter Google Plus WhatsApp WhatsApp Mail Activités Домен для катания на лыжах в Саас-Бален Ла лыжная трасса долгое время в Виеж-де-Саас-де-Саас-де-Саас-де-Саас-на-берегу; cette piste naturelle permet à deux skieurs de cheminer de front.Новое современное здание (1999 г.), расположенное за пределами Ариесени, всего в 100 м от горнолыжной трассы Вартопа.Район отличный, только несколько зданий блокируют великолепный вид.
Un bâtiment tout nef (1999), placé en dehors de la commune Arieseni, à seulement 100m de la piste de ski alpin de Vartop. La zone est superbe, или уникальный quelques bâtiment lointains qui bloquent vos regards.Он включает в себя олимпийские кольца на переднем плане и вершину Альп Гармиш-Партенкирхен с лыжной трассой , ведущей к горам на заднем плане.
Il se compose, des anneaux olympiques au premier plan et du sommet des Alpes de Garmisch-Partenkirchen avec une лыжная трасса , проводящая по горам, по плану Аррьера.Шале находится на левой стороне, примерно в 90 м от главной дороги, в начале лыжной трассы .
Le chalet se Trouve sur le côté gauche, в районе 80 метров на главном маршруте, по прямой линии , лыжная трасса .Для отличного отдыха в Зеефельде: в тихом месте прямо у поля для гольфа «Golfacademy» летом, прямо у трассы для беговых лыж лыжной трассы «Lenerwiese» зимой и всего в 350 метрах от прекрасного центра деревни и железнодорожного вокзала.
Место, привлекающее для ваших отпусков с прекрасным видом: juste à côté du terrain de golf en été, en Face d’une , лыжная трасса de fond (Lenerwiese), в 350 метрах от центра деревни и пляжа.Берген — это уютная деревня с отличными кафе, магазинами, музеями, мини-гольфом, искусственной лыжной трассой , бассейном и руинами старой церкви. Она находится в 5 км от пляжа Берген-ан-Зее.
Берген — это агреабль в деревне с прекрасными кафе, бутиками, музеями, мини-гольфом, лыжными трассами, искусственными, рыбными и старинными руинами и Эст в 5 км от пляжа Берген-ан-Зее.Вы можете приобрести лыжное снаряжение в лыжном магазине. Есть два магазина, один из них находится на Торговой улице к западу от главной площади, а другой — рядом с лыжной трассой на Аллее зимних видов спорта.
Vous pouvez acheter du matériel pour Ski dans les magasins de Ski. L’un d’entre eux se trove dans la galerie marchande à l’ouest de la Grand-Place et l’autre juste à droite de la piste de Ski à l’Allée des Sports d’hiver.посещение региона, а зимой катание на лыжах (в Поарта Дзаноага есть лыжная трасса и детский подъемник.
Visites dans la région et, et hiver, du ski (il y ‘a une лыжная трасса et un téléski) в Poarta ZanoagaСоревнуйтесь на новой лыжной трассе : Purple Maze
Affrontez-vous sur la nouvelle , трасса Ski : Pourpre ImpérialeЕсли вы поклонник ледяных склонов, вы будете рады услышать о новой доступной Ski Track : «Frost Odyssey».
Si vous êtes amateurs de pistes enneigées, vous serez d’essayer la nouvelle piste de ski : «Frost Odyssey». ,лыжных трасс — приложение для катания на лыжах и сноуборде, которое заставит вас сказать …. Черт побери! [iPhone]
Время от времени вы сталкиваетесь с приложением, которое поражает вас. Недавно я написал статью о приложениях для лыжников и сноубордистов, и эта статья мне не понравилась. Недавно я решил потратить $ 0,99, чтобы попробовать это, и должен сказать, что Ski Tracks меня совершенно поразили. Это лыжное приложение для iPhone предлагает столько возможностей для лыжников, что это просто ошеломляет. Я только начал кататься на лыжах в этом сезоне, и мне это очень нравится.Как будто это было недостаточно весело, это приложение действительно находит способ сделать его лучше.
Объявление
Цель этого приложения — отслеживать вашу статистику во время катания на лыжах. Ненавижу цитировать строчки из рекламного ролика, но с этим приложением вам просто нужно «установить и забыть». Он сидит в вашем кармане, пока вы катаетесь на лыжах или сноуборде, и отслеживает все, что вы делаете, от скорости до склона и всего, что между ними.Если было что-то, что вас интересовало в ваших выступлениях на склонах, велики шансы, что это приложение поможет вам.
Как это работает
Ski Tracks использует GPS для отслеживания вашей статистической информации во время катания на лыжах. Он может определять ваше местоположение с помощью встроенной службы определения местоположения телефона. Невероятно то, что вам не нужно управлять им вручную. Он знает, когда вы находитесь на кресельном подъемнике. Это означает, что он может автоматически начать новый запуск.Вам не нужно вынимать телефон и возиться с ним каждый раз, когда вы едете на подножие горы. Это невероятно впечатляет.
Так как Ski Tracks использует GPS, он также может отслеживать, где вы находитесь на горе. Это здорово, если вам нужно посмотреть, какие пробежки вы пропустили. Честно говоря, тот факт, что это приложение работает так хорошо, кажется мне какой-то магией вуду. Я, конечно, не жалуюсь, потому что это сделало катание на лыжах еще лучше.
Stat Tracking
Главным преимуществом этого приложения является его способность отслеживать ваши успехи в горах.Чтобы заставить его отслеживать вашу статистику, вам просто нужно открыть приложение на своем устройстве iOS и нажать кнопку запуска в правом нижнем углу экрана. Оттуда вы можете просто бросить свой телефон в карман, и он будет отслеживать все автоматически.
Я полагаю, что сказать, что он отслеживает «все», немного шире, и, возможно, мне следует сузить его. Во-первых, он отслеживает скорость, статистику, которая меня больше всего волновала.Он отслеживает вашу максимальную скорость в течение дня, а также вашу среднюю скорость.
Еще один из моих любимых — дистанция. Он позволяет узнать, как далеко вы проехали на лыжах и как далеко проехали на подъемнике. Это дает вам потрясающее представление о том, сколько земли вы прошли за день.
Полный список статистики, отслеживаемой приложением, выглядит следующим образом:
- Скорость
- Расстояние
- Лыжа вертикальная
- Высота
- Количество прогонов
- Уклон
- Продолжительность
Он также разбивает всю эту информацию на разбивку, чтобы вы могли видеть, как вы сравнивали на каждом спуске с горы.Поразительно, насколько это приложение может рассказать вам о вашем лыжном дне.
Социальные функции
После того, как вы закончите кататься на лыжах, щелкните значок лыж в правом верхнем углу экрана, чтобы отредактировать название вашего дня и предоставить ему некоторую информацию, такую как текущая погода и состояние снега. Нажмите «сохранить», и трек будет заблокирован.
После сохранения трека вы можете нажать кнопку «Поделиться» в правом нижнем углу экрана, чтобы отправить его другу по электронной почте, загрузить на Facebook или отправить на свой компьютер с помощью обмена документами iTunes.Это отличный способ показать друзьям, как хорошо вы убили его на склонах в последней поездке.
Приложение создаст альбом в ваших фотографиях на Facebook и добавит туда все изображения. Он добавит ваши диаграммы, карты и любые фотографии, сделанные во время этой лыжной поездки, чтобы все ваши друзья могли их увидеть.
Конечно, вы также можете получить доступ к своим лыжным трассам в любое время из приложения. Таким образом, если вы хотите увидеть, как вы себя показали в прошлый раз на определенной горе, вы сможете сделать это быстро и легко.
Другие функции
Ski Tracks имеет встроенные элементы управления для iPod. Вы можете контролировать свои мелодии, находясь на склонах, даже не выходя из приложения. Он также оснащен камерой, поэтому вы можете быстро делать снимки с горы.
Они также добавили датчик приближения, который работает аналогично использованию телефона. Он автоматически включает экран, когда вы вынимаете телефон из кармана, и выключает его, когда вы кладете его обратно. У приложения на удивление низкий уровень заряда батареи.Я смог проработать около 7 часов, пока мой телефон не умер. Это впечатляет, учитывая, что он постоянно использует службы определения местоположения.
Помимо этих интересных функций, вы также можете выбрать, чтобы приложение измеряло в метрических или британских единицах, в зависимости от того, где вы живете.
Заключение
Это, без сомнения, лучшее лыжное приложение, которое я когда-либо использовал. Он сохраняет очень точную статистику, что делает катание на лыжах намного более увлекательным. Например, вы можете попытаться увеличить скорость или преодолеть большее расстояние, чем в предыдущей поездке.Это приложение позволяет вам принять участие в катании на лыжах и соревноваться с самим собой. Данные, которые он предоставляет, потрясающие, и они очень полезны для любого лыжника или сноубордиста.
iTunes Ссылка для загрузки
Изображение предоставлено: Shutterstock
Раскрытие информации для аффилированных лиц: Покупая продукты, которые мы рекомендуем, вы помогаете поддерживать сайт в рабочем состоянии. Читать далее.
.