Фрирайдер что это: Что такое фрирайд… | Trueski Freeride club

Разное

Содержание

Что такое фрирайд… | Trueski Freeride club

Автор — Георгий Дубенецкий (expertski.ru), статья написана в 90-х годах…
Английская версия — Светлана Чекунова

Фрирайд. К этому термину мы уже привыкли, хотя, что это такое сказать точно никто не в состоянии, даже сами райдеры. Под словом «фрирайд» обычно понимается свободный спуск по незнакомому склону за пределами проложенных трасс на максимально возможной в данных условиях скорости. В каком-то смысле эта формулировка, наверное, подойдет. Но это только жалкая попытка подобрать терминологию, загнать в узкие рамки формулы совершенно необъятное понятие, включающее в себя философию, отношение к лыжам, к себе и восприятие Горы…. Может быть, отношение к Горе и есть то, что отличает райдера от красиво катающегося на лыжах эксперта? Именно так, к Горе — с большой буквы, -потому что все люди, которых мы называем фрирайдерами (сами о себе они предпочитают говорить что-нибудь типа «ну умеем немножко на лыжах кататься»), с большим уважением относятся к Горе.

А иначе просто нельзя, потому что если иначе — Гора рано или поздно накажет, какой бы благодушной и спокойной она ни казалась с виду. То есть какое-то время можно, конечно, пренебрежительно относиться к Горе, но, как говорят те, которых мы называем райдерами, недолго. Или — или. Или у тебя случатся неприятности, или ты начинаешь понимать, чувствовать, по-иному относится к горе. Рано или поздно у каждого райдера это отношение перерастает в совершенно особенное, глубоко личное чувство, о котором никто из них никогда не говорит. Просто перед спуском тщательно проверяется снаряжение и подгоняется рюкзак, проверяются лавинные датчики и долго выбирается траектория спуска. Это не трусость. Это мудрость, накопленная за многие тысячи километров пройденных склонов. Никто не бросается сломя голову вниз по заманчиво выглядящему склону, никто не торопит лидера, который думает и выбирает, взвешивает все «за» и «против» каждого возможного варианта, пытается заглянуть под такой изумительный снег, пытается понять — что там у Горы на уме в этот раз…

FREERIDE. We’re already used to the word, though no one can define it clearly, even the riders. Freeride usually means off-piste riding downhill an unfamiliar slope at the maximum possible speed, in the technical meaning of the word. Still it’s just a humble attempt to find the right word, to run to earth a mighty incomprehensible universe, embracing perception of skies, and yourself, and the Mountain…

This very attitude to the Mountain might be the one, which makes the rider apart from ski guru. The Mountain, as freeriding folks (who prefer to say they “just ski a little”) respect Her deeply. You just can’t otherwise — She will punish you sooner or later, whatever benign or calm She may seem. You may ignore Her power for some time, but not for long. You can’t have it both ways. You get into trouble or you realize the truth and change your attitude to the Mountain.
And sooner or later this grows into something special, a totally intimate feeling that no rider ever talks about. You will just check your equipment carefully, and fit your backpack, re-check your avalanche tracker, and select the ride line for a long-long time. And you’re not playing chicken. This is wisdom born by many thousands kilometers of slopes. No one is dashing down the tempting slope, no one is pushing the leader who is thinking, choosing and weighing pros and cons of every alternative line, trying to see beneath the so very gorgeous snow and smell what the Mountain has in stock this time…

А может быть, фрирайд — это постоянно собранный, выгоревший на жестком солнце рюкзак в коридоре городской квартиры? О него спотыкаются домашние, и жена в который раз просит его «куда-нибудь» убрать. А что такое «куда-нибудь»? Ведь у него есть только два места — или здесь, или на плечах хозяина — третьего не дано. Рюкзак — это не только вместилище лавинной лопаты, датчика, шлема, рации и прочих необходимых вещей. В каком-то смысле рюкзак — это напарник. Он защищает спину. Защищает от удара.

Or you may say freeride is an always ready and sun-burnt backpack waiting in your apartment? And everybody is constantly tumbling over it and asking you to put it “somewhere”.

But somewhere where? It has only two “wheres” — there and on your shoulders, protecting your back, as it’s your partner, and not just a purse for avalanche shovel, tracker, helm, radio set, and other stuff.

Можно сказать, что фрирайд — это катание по целине. Конечно, целина — одна из основных наград для райдера. Наверное, целина — глубокая, почти невесомая, пушистая целина — это то, ради чего и зародились горные лыжи, зародились тогда, когда еще не было ни обозначенных трасс, ни мощных ратраков, ни подъемников. Как объяснить человеку, который вообще никогда не пробовал кататься на лыжах, те ощущения, которые получаешь, спускаясь по пушистой целине? Спуск по целине — это как раз то пограничное состояние, которое находится между землей и небом, между бегом и полетом, то ощущение, ради которого массы людей посещают аттракционы. Только это ощущение управляется тобой и очень продолжительно во времени — оно длится весь спуск, оно дополняется массой других волшебных ощущений — бьющего в лицо снега, взорванного твоими собственными лыжами, сумасшедшей скорости, быстро сменяющихся вокруг тебя видов, которые замечаешь или мельком, краем глаза, или во время остановки, наблюдая за спуском остальных членов команды.

И мягкое приземление после прыжка, когда нет удара о склон, а есть лишь мягкий толчок, и даже если не устоял, если упал — то в пуховую перину… Нет, передать все эти ощущения — совершенно бесперспективное дело. Да и не все ощущения здесь перечислены, их даже и перечислить-то невозможно, это особый мир, который вокруг тебя, еще один мир в тебе самом, эти два мира сливаются и пересекаются, и ты сам управляешь слиянием этих миров…

You may say freeride is riding powder. This indeed is the best rider’s trophy. Wild untouched snow — deep, airy, and flaky powder might be the reason the first rider made up his mind to ride mountain ski, when no pistes, or powerful snowcats, or ski lifts existed. How can you ever explain to a person who never tried to ski powder what you feel riding the flaky wave? How can you explain this frontier state in between earth and sky, between running and flying, the feeling pulling people to roller-coasters?

But here you are controlling the flight and this feeling remains with you during the ride, and you are overwhelmed with a wave of other magic feelings — snowflakes fountaining in your face from below your skies, breakneck speed, flying away landscapes, which you notice at a glimpse or when you wait for other riders.
And landing is soft with no smash, just a gentle push, and even if you fall, you end up in a welcoming duvet…
No, trying to express these feelings is an absolutely hopeless idea. And this is the least of your feelings, and one can name them all — it’s a whole world inside, and a world outside you, which merge and meet, and you’re to decide on where…

Или фрирайд — это раздающийся одновременно с пришедшей в голову мыслью: «а не рвануть ли…» телефонный звонок, и знакомый голос в трубке произносит эту же самую фразу? И откладываются неотложные дела, и переносятся срочные деловые встречи, и делаются необходимые звонки, и билеты куплены, и не два, а шесть, потому что до вечера еще куча времени и еще четверо тоже успеют отложить, перенести и сделать звонки. И деловые партнеры, сидя у себя в офисах, в очередной раз крутят у виска антенной сотового телефона и, пожимая плечами, записывают новое время перенесенных на следующую неделю встреч — они привыкли.

or freeride is a flying idea to ride wild caught by a familiar voice on the phone striving for the ride? And you delay pressing matters, and put off urgent meetings, and make calls, and soon tickets are bought, — six, not two, as sun is still high, and four more will manage to delay, put off and make calls.

And business partners stuck in their offices just shrug and shake their heads — they got used to it….

Что же все-таки это такое — фрирайд? Может быть, это спуски по крутым склонам, рискованная игра с лавинами, причем игра на их поле и по их законам? А что, кто-нибудь в состоянии описать, что чувствуешь, спускаясь по достаточно протяженному склону крутизной градусов в 45, покрытому жестким фирном? То особое состояние собранности, четкость выполнения каждого движения, поскольку прекрасно видишь перспективу — то место метрах в трехстах или еще ниже тебя, где ты остановишься после падения… А какими словами описать тот леденящий холодок, который пробегает по спине при звуке, издаваемом готовой сорваться из-под твоих ног, но каким-то чудом не сорвавшейся, лавиной, на абсолютно безопасном на первый взгляд склоне… А разве можно описать тот момент, когда ты резко — вместе со щелчком застегнутого на поясе лавинного датчика, переходишь в другое измерение жизни, с совершенно иными ценностями и каким-то особым отношением к абсолютно обычным вещам, в то измерение, где секунды иногда тянутся долго-долго, а иногда пролетают с удесятеренной скоростью, в зависимости от обстоятельств, и где деньги — лишь мерило длительности полетного времени, да и то только если есть вертолет?

So, what freeride actually means? Flying steep slopes, a risky gamble with avalanches on their field and by their laws? No one will ever describe what you feel sliding down a long 45 degree slope covered by crusty firn. That special composure and precise movements as you clearly see the perspective – the spot a couple of hundred meters below where you might tumble down… Or do you know words to describe that chill when you hear the sound of ready-to-go avalanche on a totally safe slope, which luckily thought better?..
Or can you describe the moment you abruptly pass on to another living dimension with the click of your tracker, where you have other treasures and attitude to ordinary things, the dimension where seconds last long or fly away, and where money measure only flight time, and only when the heli waits for you?

Может быть, фрирайд — это в первую очередь риск? Или наоборот — умение избежать неоправданного риска? Умение прочитать мысли безмятежного склона с несколькими очевидными и неочевидными контурами — линиями, на которых этот, такой мягкий и пушистый склон, сулящий потрясающий спуск по нетронутому снегу, может вдруг начать движение и, набирая скорость, превратиться в кипящую белую тьму, способную скрутить и спрятать под собой всех, кто, не дай Бог, находится на нем? Умение выбрать из нескольких вариантов единственный верный, который позволит красиво пройти по этому самому склону, не потревожив его, и далеко внизу, оставив позади и эту красоту, и уходящие в сторону кулуары, перевести дыхание…

Or freeride means risk? Or avoiding unjustified risk? Reading mind of serene slopes with blurry or evident profile, with a virgin powdery and flaky snow promising unforgettable ride, which might wave down and roll into boiling white darkout, whenching and burying everything beneath it? Or choosing the only alternative to ride the slope elegantly without waking the avalanche and to recover your breath far below leaving behind this beauty and walking away couloirs…

Или фрирайд — это умение очень точно чувствовать снег? По каким-то едва уловимым признакам оценивать его стабильность, понимать, какой он внутри — спокойный и мягкий, однородный, упакованный ветром или напротив — перемороженныи и кристаллизовавшийся, готовый сорваться из-под твоих лыж или, не дай Бог, вместе с тобой? Или умение настолько точно дозировать давление на свои лыжи, чтобы не проваливаться, спускаясь по мягкому снегу, покрытому сверху мерзлой, проламывающейся даже от небольшой нагрузки, коркой?. .

or freeride means a sense of snow? Feeling subtle signs of stability, understanding its insides — calm and soft, smooth and wind-packed or frosted and crispy, ready to slip and ride with you? Or pressuring your skies gently sliding through soft snow covered with crust eager to be broken?

Некоторые считают райдеров сумасшедшими — есть ведь безопасные склоны, и можно кататься потихоньку, установив крепления на «семерочку», и, радуясь тому, что за всю неделю или две отпуска, проведенного в горах, ни разу ни упал, и крепления не срабатывали, и солнышко светило, и лица противоположного пола красивые были, и шашлык вкусный, и водка свежая, и тепло, и склон укатанный без бугров каждое утро… А для адреналина, и чтобы было о чем потом рассказать небрежно за пивком — по «черной» трассе пару раз проехать-проскрестись аккуратненько, без риска, и обязательно «сфотиться» на фоне этой самой трассы. И казаться самому себе «крутым». И если этот снимок попадется на глаза кому-то из тех, кто «немножко умеет кататься на лыжах», он не будет высмеивать, он честно подтвердит, что да, этот склон действительно крутой. Подтвердит, абсолютно не кривя душой, потому что относится к любому склону достаточно серьезно, потому что знает, что неприятностей можно ждать даже там, где их не было никогда, и даже на гораздо более пологом склоне… И не будет упоминать о том, что весь этот самый «черный» стометровый склон он то ли прошлой, то ли позапрошлой зимой прошел «в две дуги», вылетев на него из леса вместе с комом вырванной из-под деревьев целины и, не снижая скорости, ушел обратно в лес в нижней части, как раз там, где ты и сфотографировался после старательного десятиминутного спуска по этому самому стометровому «черному» склону…

Some think riders are madmen — they ignore safe slopes where you can crawl, and boast that for a week or two up here you never fell, and skies did not break free, and sun was shining, and mates were beautiful, and kebab tasty, and vodka cool, and days warm, and slopes groomed every morning… Well, you can to find some adrenaline rush and get the topic for a beer party — you can creep down a “black” piste and take a pic. And you’ll think yourself cool. And if a rider who ”just skis a little” sees the photo, he’ll confirm that the slope was indeed steep, as takes each and every slope seriously knowing that troubles wait everywhere even at flatter slopes where they’ve never waited before… And this rider will never mention that he covered that “black” piste a year or so ago in two turns rushing out of the woods riding the powder wave and flying back at the very spot you took your pic after crawling down this “black” slope…

Может быть, действительно, фрирайд — это скорость? Точнее — тобой самим управляемая скорость. Еще точнее -совершенно непередаваемое ощущение контроля над своим телом, лыжами, когда, не снижая скорости, еще за несколько сотен метров намечаешь себе цель: пройти на пару метров правее во-он того малоприметного бугорка, а затем повернуть влево, и там остановиться. Причем, почему именно правее, а потом левее -это даже и объяснить практически невозможно — «так надо», ну вот надо так, и все, а объяснить — никак не успеть даже самому себе за те пару десятков секунд, за которые преодолеваешь эти самые сотни метров. Это если остановиться, да порассматривать рельеф, да посовещаться с коллегами по белому безумию, да проконсультироваться с профессиональными лавинщиками, да взять пробы снега на глубине — вон на том перегибе, вот тогда да — тогда можно было бы сформулировать: почему да отчего именно справа, и потом налево, а не наоборот. А на ходу, на скорости, иногда превышающей разрешенную в городах скорость надетого на тебя там автомобиля, решения мозг принимает интуитивно, благодаря опыту предыдущих спусков, он — как компьютер — прорабатывает за пару секунд десятки и сотни аналогичных и не очень ситуаций и выбирает единственное, которое в ближайшую минуту спуска предстоит проверить, испытать на своей собственной, горячо любимой, шкуре…

А после спуска, остановившись и отдышавшись, почему-то надо обязательно оглянуться и посмотреть на оставленный за собой след и высоко-высоко, почти уже на облаке, увидеть то место, где ты ошибся, но устоял, и мускулы опять сработают помимо твоего желания, и сами напрягутся, опережая команду, отдаваемую мозгом, как в тот момент…

А в конце дня, после крайнего спуска (райдеры не говорят — последний — этого слова нет в их лексиконе, как нет его у дайверов, да и у многих других), хоть на несколько минут обязательно надо даже среди людей остаться с самим собой наедине, потому что обязательно надо прислушаться к себе и ощутить, как что-то внутри капельку изменилось, и даже не пытаться понять — что изменилось, потому что этого понять нельзя, и описать нельзя, это можно только почувствовать каким-то шестым или седьмым чувством. И можно сидеть у камина в баре и шутить, и смеяться вместе со всеми, кто был с тобой там, наверху, это не мешает — только глаза могут тебя выдать, потому что они становятся какими-то другими в этот момент, но никто не спросит: «что это с тобой?», потому что все всё понимают, потому что каждый, как бы глубоко он это не прятал, переживает то же самое, хотя внешне этого никто и никак не показывает…

Так что же это всё-таки такое — фрирайд?

Or freeride indeed means speed? Controlled by you? That unspeakable feeling of control of your body, skies, when on full speed you set the goal several hundred meters below — a couple of heartbeats to the right from that humble mound, and then to the left, and stop right there. You won’t be able to explain, why right and then left, it’s a must, you just have to ride there and you can’t explain this for these couple of seconds you ride down there. If you stop, and consider the pattern, and discuss it with your snow frenzy fellows, and consult with avalanche pros, and take samples from the deep, then you’ll prophesy why to the right, and then to the left, and not vice versa. And at full speed sometimes exceeding the allowed speed of the car wrapped around you, your hunch for a couple of seconds works out tens and hundreds of orbits you rode and leads you by the only one that you are going to test on your beloved skin…
And when you are down, after you park and catch back your breath, you just have to look back and see the trail you left, and up above, almost at the clouds, the spot where you almost failed but kept up, and muscles will strain at the leash remembering the ride…
And at the end of the day, after the final ride (as there’s no “last” ride ever), you‘ll stay a couple of minutes alone, to listen to yourself and to hear that you have changed.nd you can lounge at the bar and chat and laugh with those you’ve been up there, but your eyes will give you in, as they be different, alien. But no one will ever ask what’s wrong with you, as everyone deep down is living through the same…

 So, what freeride actually means?

Диагноз – фрирайдер или нет? Или как стать фрирайдером | Статьи

Эта статья полна неожиданностей.

Фрирайд – это не такое уж и очевидное явление. На самом деле катающихся вне трасс гораздо больше, чем тех, кто уже считает себя фрирайдером. Да-да, стать фрирайдером гораздо проще, чем это кажется! Но гордое название «фрирайдер» не только и не столько причисляет лыжника или сноубордиста к какой-то касте, а в большей степени накладывает на него обязательства и ответственность.

Любого горнолыжника или сноубордиста, выехавшего за пределы маркированной трассы, уже можно назвать фрирайдером. И не потому, что он такой умелый и храбрый, что смог это сделать. А потому, что вне трасс действуют совсем другие правила и законы. В каждой стране, области, могут быть свои официальные законы на этот счет, где-то такие действия вообще запрещены.

Но помимо законов, действуют общепринятые правила, которые следует знать и соблюдать. Первое правило, повторимся, — это осознание. Осознание того, что ты не на трассе, и надо соблюдать эти правила. Скорее всего, на этом месте многие из вас вспомнят, что как-то раз, когда выпал снежок, выехали в мягкую и красивую целину или не выдержали серпантина зеленой трассы и срезали по лесу. И, как бы это странно не звучало, получается, что вы уже испытали себя в роли фрирайдера! Взяли на себя ответственность, сами того не подозревая. Более того, в России есть такие зоны катания, где вообще нет трасс, а значит, что если вы там катались, то вы были, а может и есть фрирайдер! Не надо бояться этого слова, смиритесь и читайте дальше :).

В процессе освоения теоретических и практических основ фрирайда все взаимосвязано. Изучая правила безопасности во фрирайде или технику спуска по неподготовленному склону, вы учитесь получать доселе невообразимое удовольствие от катания, а, получая удовольствие, вы закрепляете полученные навыки и знания на практике.

Второе обязательное правило для выехавшего за пределы трассы горнолыжника или сноубордиста, это наличие теоретических знаний. Представьте, что ваша романтическая прогулка на озерной байдарке вдруг превращается в сплав по горной реке с водопадами! Страшно? Зимой все то же самое! Необходимо хотя бы теоретически знать, какие опасности могут подстерегать за пределами маркированных трасс. Параллельно с изучением безопасности можно также узнать и о том, как с теми же затратами получить намного большее удовольствие от внетрассового катания. Обычно, изучение этих вопросов становится занятием не утомительным, а увлекательным!

Третье правило – это снаряжение. Если вы на снаряде с «рокером» катаетесь по трассе, то вы не фрирайдер. А если на слаломных лыжах вне трассы – то вы фрирайдер не в самом лучшем смысле слова. Подвергаете себя и других опасностям, свойственным для внетрассового катания, а удовольствия получаете по-минимому или вообще плюетесь. Вы же не хотели бы сплавляться по горной реке на озерной байдарке ?

Но снаряжение для фрирайда – это не только снаряд. Недостаточно просто купить горные лыжи или сноуборд правильной геометрии. Можно долго рассуждать о том, какое снаряжение необходимо, а какое опционально для обеспечения собственной безопасности и безопасности других. Мы позволим себе лишь дать совет – шлемы для сноуборда или горных лыж, бипер, щуп, лопата, лавинный рюкзак, мобильный телефон .

Вы когда-нибудь видели сплавляющихся по горной реке без спасжилета? К сожалению, «фрирайдеры» без лавинного снаряжения встречаются.

Если вы готовы сделать несложные шаги в сторону освоения и соблюдения этих правил, то и наш сайт готов помочь вам в этом не самом простом, но самом захватывающем деле! Даже если вы находите в себе признаки «фрирайдерства» всего несколько дней в году, вы можете сделать так, чтобы эти дни стали незабываемыми.

Аня Ханкевич

Метки: обучение

Фрирайд на сноуборде: теория и практика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *