Горные лыжи это: Горные лыжи — это… Что такое Горные лыжи?

Горные лыжи

Содержание

Горные лыжи — это… Что такое Горные лыжи?

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Горные лыжи сезона 2009/10

Горные лыжи — особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

История

История современных горных лыж начинается с конца 18 века, когда в Норвегии появились прочные деревянные лыжи, на которых можно было спускаться по склонам гор. Сначала для спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями (ботинок крепился к лыжам посредством кожаных ремней и металлических скоб, прикрепленных к лыже). Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка (30-е годы 20 века, Австрия) — снизу по краям к лыже прикрепляли вровень с остальной поверхностью узкие (4-5 мм) металлические полосы.

Это, во-первых, препятствовало стачиванию дерева лыж о фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а, во-вторых, позволяло уверенней управлять лыжами.

Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что также повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Пластиковая скользящая поверхность и металлические канты обеспечили и более длительный срок эксплуатации лыж.

В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта и массового катания, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

Горные лыжи в настоящее время — высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

Классификация горных лыж

Среди огромного многообразия горных лыж можно выделить несколько категорий:

  • Racing (они же так называемый «спортцех») — соревнования на специально подготовленной и размеченной трассе- такие лыжи отличает высокая жесткость для обеспечения надежности на высоких скоростях и при больших нагрузках. Рейсинговые лыжи используются спортсменами на жестких спортивных трассах. Спортивные лыжи разделяются на лыжи для слалома, слалома-гиганта, ски-кросса, супер-гиганта, скоростного спуска, фристайла.
    [1]
    • слалом (SL), — Слаломные лыжи — лыжи, с боковым вырезом небольшого радиуса (11 — 13м), с большим контрастом ширины носка и ширины талии. Слаломные лыжи для соревнований мужчин, согласно правилам FIS (Международной Федерацией Лыж) должны быть длиной 165 см, для женщин — 155 см. В слаломе вешки стоят близко и часто и надо делать короткие и частые повороты.
    • слалом-гигант (GS) — Спортивные лыжи для слалома-гиганта или для ски-кросса — жесткие лыжи, с боковым вырезом 21 м (любительские старты) и 27 м (старты уровня FIS). Длина лыж также должна соответствовать правилам FIS. Слаломная лыжа имеет характерную геометрию у которой широкая пятка и носок и узкая талия, лыжа для гиганта более прямая, то есть такой как у слаломной лыжи разницы между носком и талией у неё нет. Следовательно, слаломная лыжа за счет такой геометрии имеет меньший радиус поворота и значит более маневренная. Лыжа для гиганта имеет больший радиус поворота.
      [2]
      В гиганте ворота стоят реже и дальше и надо делать повороты большие и реже.
    • супер-гигант (SG). Лыжи ещё более длинные, жесткие и с большим радиусом выреза, чем для GS. Радиус до 2012 года был около 28-30 м. С 2012 года он такой же, как и у лыж для скоростного спуска, и составляет 35 м. Магазинных версий таких лыж нет, по крайней мере в России. Лыжи для любителей не представляют особого интереса.
    • скоростной спуск (DH)— Лыжи для скоростного спуска — Лыж для скоростного спуска в каталогах и магазинах вы не найдете вообще — они предназначены для ограниченного круга профессионалов и не представляют интереса для остальных горнолыжников. Радиус бокового выреза превышает 30 м, очень жесткие и предназначены для скоростей выше 100 км/ч в дуге. Иногда присутствуют и в свободной продаже, но ограниченными тиражами в категории спортцех.
  • Carving — Карвинговые лыжи — тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам (front side). Такие лыжи повторяют геометрию «racing» лыж, однако более комфортные, более мягкие на прогиб и не такие жесткие торсионно, не такие «строгие» (то есть не прощающие ошибки), как чисто спортивные. Такие лыжи обеспечивают возможность катания глубокими дугами, короткими или широкими. Обычно, ширина талии (средняя часть лыжи) карвинговой лыжи находится в пределах 63 — 75 мм. Карвинговые лыжи имеют большой контраст между шириной носка лыжи, шириной талии лыжи и шириной задней части лыжи — радиус бокового выреза лыжи от 10 до 19 метров. Такая геометрия карвинговой лыжи обеспечивает ей легкость вхождения в поворот и возможность проходить весь склон «на кантах», без проскальзывания лыжи вбок. При катании на карвинговых лыжах, горнолыжник загружает равномерно обе лыжи (в отличие от классической техники, с нагрузкой в повороте на одну, внешнюю к повороту, ногу). Карвинговые лыжи хорошо подходят для катания на мягком или жестком (леденистом) подготовленном склоне, но не для катания по глубокому или неподготовленному снегу. Карвинговые лыжи выбирают примерно на 0 — 20 см короче роста горнолыжника (в зависимости от веса лыжника, его опыта, скорости катания и предпочтительного радиуса поворотов). Для катания в горах большими дугами на просторных склонах и устойчивости на больших скоростях выбираются лыжи подлиннее и с большим радиусом выреза, на небольших склонах и частых поворотов — лыжи покороче и с меньшим радиусом выреза.
    [1]
    . В данную категорию входят лыжи классов «для совершенствующихся лыжников», «для экспертов». Как правило радиус находится в диапазоне 12 — 20 м. Зачастую имеется два сопряженных радиуса — носок с маленьким радиусом около 12 (как у слаломных цеховых лыж) для легкости входа в поворот, например, Atomic Ti Race SL или Nordica Fire Arrow 74 EDT, основной же вырез, как у гигантских лыж для четкой и прощающего ведения дуги. Основное отличие экспертных (carving) лыж от цеха при примерно одинаковой стоимости в том, что экспертные лыжи хуже держат дугу, особенно на проблемных склонах — лед, сугробы, плохая поверхность, и более снисходительны к ошибкам при ведении. Также в отличие от цеховых лыж, их легко вести с проскальзываем в дуге. Цеховые требуют серьёзных усилий даже, чтобы дугу сорвать.
    • Фан-карвинг (Радикальный карвинг) — ранее был подвидом карвинговых горных лыж. Нынче является определенной техникой резанного поворота при котором горнолыжник ложится на склон. Как правило, обеспечивается сильной загрузкой внутренней лыжи и очень широким ведением.
  • All-mountain/All-terrain/Allround[1] — Универсальные горные лыжи, «многогранная посредственность»[3] — они относительно прилично себя ведут на утрамбованных ратраком склонах, при желании на них можно даже попробовать пройти по трассе, без особых проблем можно кататься и по целине, и по буграм. Однако в каждой из этих ситуаций они значительно уступают специализированным моделям. Такие лыжи обеспечивают возможность и карвингового катания по подготовленным склонам и выходов вне трассы, на целину, надувы, бугры. Ширина талии универсальных лыж, обычно, в пределах от 75 до 90 мм. Длина универсальных лыж берется в рост горнолыжника или на 10 см короче.
  • Big-mountain/Backcountry/Freeskiing/Fat/Фрирайд (Freeride) — лыжи для фрирайда. Появление их примерно в 1998-ом[3] году явилось не меньшей (если не большей) революцией, чем «карвинговая революция» несколькими годами раньше. Фрирайдовые лыжи хорошо работают в рыхлом снегу, устойчивы при различных состояниях снега на склоне. Предназначены для внетрассового катания в горах. Наиболее широкие модели, предназначенные для катания по целине, имеют ширину средней части (талии) более 100 мм, выпускаются модели с шириной талии до 175 мм. Радиус бокового выреза райдовой лыжи может быть от 17 до 50 метров. Райдовые лыжи выбирают длиной +5…15 см к росту. Фрирайдовые лыжи требуют экспертного уровня подготовки горнолыжника. Широкие фрирайдовые лыжи (с талией 100—125 и более мм) предназначены для катания по глубокому снегу, целине. Такие фрирайдовые лыжи (Powder) выбираются длиной в рост горнолыжника и длиннее.
  • Freestyle — Лыжи для фристайла — лыжи акробатических упражнений в специально подготовленных лыжных парках, предполагают прыжки с трамплинов, акробатику в пайпе, могульную трассу (специально подготовленные бугры). Фристайловые лыжи твин-типы имеют высоко загнутые, скругленные задники, обеспечивающие после прыжка приземление спиной вперед. Фристайловые лыжи, обычно, вполне универсальны для любительского катания на любых склонах классической техникой, однако практически непригодны для карвинга в связи с особенностями конструкции.
    • Aerials — лыжи для воздушной акробатики.
    • Moguls — лыжи для могула. Отличает геометрия без ярко выраженной талии. Мягкие.
    • P&P (Park & Pipe) — название иногда используется для фристайла новой школы.[3] — Многие модели этого типа практически не отличаются от тех, что предназначены производителем для фрирайла: те же двойные носки (twin tips), широкая платформа.
      [источник не указан 592 дня]
  • Snow blades/Big foot — лыжи суперкороткие, стандартом считается длина этих мини-лыж в 99 см.
  • Скиборды — короткие карвинговые лыжи. По сути то же самое, что и Snow blades | Big foot. Супер короткие лыжи с длиной от 60 до 120 см. В отличие от вышеприведенных скиборды — это общепринятое название коротких лыж, в то время как Snow blades и Big foot — запатентованные наименования. Лыжи интересные, но к сожалению очень не динамичные, позволяют с легкостью исполнять многочисленные трюки, в том числе езда спиной вперед, вращения, в том числе в повороте и проч.
  • Твинтипы
  • Лыжи для скитура и скиальпинизма.
  • Облегченные лыжи для бэккантри
  • Лыжи позиционируемые для телемарка, выпускаются рядом производителей и в основном представляют собой более мягкие и легкие аналоги лыж для фрирайда, но по сути, телемаркеры могут использовать любой тип лыж с соответствующими креплениями у которых ни при каких обстоятельствах не фиксируется пятка (крепления со свободной пяткой применяются также в прыжках с трамплина). Современные тенденции глобализации вынуждают производителей укрупнять назначения лыж и выпускать модели которые предназначены для телемарка, ски-тура и бэккантри ввиду схожести потребностей любителей этих видов. То есть лыжи для телемарка это своего рода миф, но вообще стараются выбирать легкие (вес имеет значение) и не слишком жесткие.[источник не указан 592 дня]

Классы

Кроме того лыжи можно разделить на следующие классы (деление условное)

  • Класс A — гоночные (racing) модели для Кубка Мира или. Вертикальная боковая стенка и сэндвич — конструкция, которая не сильно изменилась со времен Жана Клода Килли (материалы, безусловно, совершенно другие). Лыжи эти нетерпимы к ошибкам, требуют силы, выносливости и хорошо поставленной техники.
  • Классы B, C — массовые модели для массового потребителя
  • Класс D — Наиболее массовые лыжи, проще и дешевле, предназначены для катания по простым, ухоженным склонам на умеренных скоростях.

Характеристики лыж

Гашение вибраций (виброгашение) — При катании лыжа испытывает микроудары и начинает мелко вибрировать. В момент таких вибраций теряется контакт, а значит, уменьшается управляемость лыжи. От качества виброгашения лыжи зависит её поведение на средних и высоких скоростях: чем лучше поглощается вибрация, тем лучше и точнее идет лыжа по дуге, тем лучше держит на жестком, ледянистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), тем лучше, стабильнее ведет себя лыжа на больших скоростях. Вопросу виброгашения уделяется внимание во всех спортивных и экспертных лыжах. Наибольшие вибрации будут в дешевых лыжах для начинающих.

Узкая лыжа — предпочтительна на жестких, ледянистых склонах, она более «живая» и поворотливая, так как меньше необходимое усилие для перекантовки; более легкая; легче идет по неровной, бугристой трассе.

Широкая лыжа — предпочтительна для глубокого снега и целины, не «тонет»; более устойчива и стабильна на направлении.

Носок лыжи — чем шире носок, тем легче лыжник выполняет поворот. Горные лыжи с широким носком используются для карвинга. Чем выше загнут носок лыжи, тем лучше лыжа подходит для внетрассового катания. Лыжи с плоским носком предназначены для карвинга на подготовленных склонах, для слалома на спортивной трассе.

Талия лыжи — лыжи с широкой талией лучше подходят для внетрассового катания, лучше управляемость лыжи на различной снеговой поверхности, легче лыжа всплывает в глубоком снегу. Чем уже талия лыжи — тем легче лыжа поворачивает.

Ширина пятки — чем шире пятка, тем глубже получается дуга в конце поворота. Горные лыжи с широкой пяткой используются для карвинга.

Радиус поворота лыжи(R)[4] или Боковой вырез лыжи — обозначается буквой R или просто числом в диапазоне от 8 до 40. Радиус поворота лыжи это минимальный радиус в метрах на который лыжа может повернуть при правильной её закантовке и изгибе. Например, если на лыже написано R=22, на практике на лыже радиуса 22 метра вы дадите дугу с радиусом метров этак 25-26. И тогда траектория потребует ширины склона 26+26=52 метра. Радиус лыжи стоит выбирать по двум принципам. Под склоны на которых вы будете кататься и под технику вашего катания. На лыжах с маленьким радиусом надо постоянно перекантовывать лыжу или вы сразу поедете на верх по склону. Это тяжело и надоедает. Лыжи большого радиуса позволяют ехать почти по прямой на большой скорости и перекантовываться редко, но резко падает маневренность вашего движения. Но надо помнить, что в рыхлом снегу радиусы не работают. В пухляке работает совершенно другая техника и лыжа по радиусу там не гнется. Как правило все лыжи маленького радиуса короткие и их проще возить и хранить. На фрирайдовых лыжах делается неглубокий вырез большого радиуса.

Длинные лыжи — устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Они подходят для «больших гор» и длинных, широких трасс.

Короткие лыжи — более верткие, легче поворачивают на склоне, легче идут по жестким, леденистым склонам, легче идут по неровной, бугристой трассе. Короткие лыжи подходят для катания на коротких подготовленных склонах, ведь они дают возможность сделать больше поворотов.

Жёсткость

Для удобства выбора существует градация по продольной жесткости на мягкие (soft), средние (medium) и жесткие (hard).

Мягкие лыжи — лучше для начинающих. Они начинают правильно «работать» (прогибаться) на меньших скоростях, лучше амортизируют крупные неровности рельефа и прощают ошибки техники. Мягкие лыжи лучше идут по пухлому снегу, по целине. Мягкие лыжи — кроме того, что это модели лыж для начинающих, это ещё и модели лыж для фрирайда по целине.

Жёсткие лыжи — предназначены для карвинга по подготовленным склонам и для спорта. Они более четко ведут дугу, лучше держат на жестких и ледяных склонах — лыжи идут «как по рельсам». Их труднее ввести в поворот, но в конце поворота они отдают свою энергию — «выстреливает». Надо помнить, что жесткие лыжи требуют большей физической и технической подготовки горнолыжника.

  • Торсионная жесткость — характеристика, сопротивляющаяся силам, стремящимся закрутить лыжу в процессе катания. Чем лучше этот показатель, тем лучше лыжа держит на жестком склоне. Следует учесть, что чем высокотехнологичнее модель, тем лучшими характеристиками она обладает. Даже для новичков, лучше показатели торсионной жесткости будут ощутимо помогать осваивать технику. При этом в продольном направлении лыжа может быть мягкой.
  • Продольная жесткость — жесткость на прогиб. Её можно сравнить руками, попробовав прогнуть центральную часть лыжи. Чем более легкий вес лыжника, тем более мягкая модель подойдет. Но стоит помнить, что при правильной загрузке, лыжи с жесткой центральной частью отличает более надежное сцепление на жестком склоне.
  • Распределение жесткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жесткую центральную часть, легко сгибаясь на концах. Чем более равномерно распределена жесткость, тем более сильно в процессе катания будет влиять на лыжу геометрия бокового среза. Но чем более сложный профиль жесткости, тем более важно соблюдение лыжником центральной стойки, что не всегда просто для новичка. А если решили прыгать, то следует выбирать модель с мягким носком и пяткой для мягкого приземления.[5]

Конструкция лыж

«Сэндвич» — лыжа состоит из нескольких слоев материалов, соединенных в лыже подобно бутерброду. Все они «работают». Жесткость, обычно, обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жестких материалов.

«Кэп» — роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет верхний жесткий слой, к которому снизу «приделываются» остальные слои.

«Короб» (Монокок) — более новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обертке» из синтетических материалов или в металлической оплетке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жесткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жесткостью устоичивее в повороте, мягко идет по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.

Крепления

К ботинкам лыжи крепятся креплениями, состоящими из передней головки и пятки, которые могут устанавливаться как непосредственно на лыжу, так и на платформу, которая закреплена на лыже. На старших моделях лыж часто применяются интегрированные системы лыжа-платформа-крепление, которые облегчают процесс установки креплений, а также обеспечивают возможность прогиба лыжи под жёсткой подошвой ботинка. Рядом с задней головкой размещается аварийный тормоз (ski-stop), предотвращающий движение лыжи без встёгнутого в крепление ботинка.

Горнолыжные крепления обеспечивают освобождение ботинка при травмоопасных нагрузках на ногу лыжника, которые могут возникнуть при падении лыжника или столкновении лыжи с препятствием. Усилие срабатывания регулируется по шкалам на передней головке и пятке крепления, шкала усилий стандартизирована DIN и обозначается цифрами. Диапазоны шкал DIN для детских креплений составляют от 0.5 до 4, любительских креплений начального уровня 3-10, любительских креплений экспертного уровня — 5-15, профессиональных гоночных до 24.

Подбор усилия срабатывания крепления осуществляется по таблицам с учётом размера ботинка, роста, веса, возраста, уровня и характера катания лыжника. Начинающим лыжникам для настройки креплений необходимо обращаться в сервисный центр.

Важным свойством горнолыжного крепления является эластичность: способность крепления при сильном коротком импульсном ударе удержать лыжу на ноге, и освободить её при длительном воздействии с меньшим усилием. Высокая эластичность крепления предотвращает ложные срабатывания, и позволяет лыжнику избежать падения из-за потери лыжи.

Анатомия горнолыжного крепления

Ссылки

Примечания

«Горные лыжи — это не только лыжи, но ещё и горы». Инструкторы НЛИ прошли Альпинкурс — Национальная Лига Инструкторов

Сергей Веденин — горный гид, инструктор UIAA (ENEQ) по альпинизму и скальному альпинизму, инструктор альпинизма ФАР II категории, преподаватель Центральной школы инструкторов альпинизма и УТС «Жетон “Спасение в горах”», спасатель, инструктор ски-альпинизма, автор учебных пособий по альпинизму и лавинной безопасности, курсант и ассистент преподавателей Школы гидов, которую организует Ассоциация горных гидов России совместно с канадскими преподавателями:

— В этом году Альпинкурс НЛИ прошёл с 13 по 21 апреля. Традиционно мы работали в Приэльбрусье, в районе посёлка Терскол.

Как и определено программой Альпинкурса, его целями и задачами является дать представление участникам об опасностях, сложностях и особенностях внетрассового катания, катания в лавиноопасных местах и катания по ледникам.

Важно: Альпинкурс не заменяет курсы школы гидов — навыки катания по ледникам и использования альпинистского снаряжения даются скорее для расширения профессионального кругозора. Альпинкурс не даёт инструктору навыков и прав по организации катания в местах, где есть опасность провалиться в ледниковую трещину.

На Альпинкурсе изучается множество тем. Самые важные и объёмные из них:

  • Оценка лавинной опасности.
  • Выбор маршрута на лавиноопасном рельефе.
  • Проведение спасательных работ в лавинах.
  • Руководство спасательными работами в лавинах.
  • Организация и проведение транспортировочных работ при НС, организация носилок и волокуш из подручных средств.
  • Организация вынужденных бивуаков.
  • Особенности оказания первой помощи в условиях удалённости от цивилизации.
  • Снаряжение и базовые навыки ски-тура.
  • Планирование протяжённого скитурного маршрута с помощью карты и геоинформационных систем.
  • Ориентирование на местности.
  • Управление группой на маршруте.
  • Организация передвижения по ледникам.
  • Проведение спасательных работ в ледниковых трещинах.

Основное время подготовки, конечно, посвящается лавинам и планированию. Потому что если есть снежный склон, значит, есть и лавинная опасность, а грамотное планирование позволяет снизить любые риски, которые возникают при катании вне трасс.

В этом году снежные и погодные условия в Приэльбрусье были сложные. Много снега и достаточно высокая лавинная опасность. Два дня нам пришлось заниматься в условиях «белой мглы» — при полном отсутствии видимости. При такой погоде даже простой выход к месту занятий превращается в опасное приключение и требует взаимодействия и слаженной работы всей группы.

Сложный снег и нестабильная погода — это именно то, с чем придётся  столкнуться инструктору в больших горах, и мы успешно справились с этими вызовами.

Большое спасибо всем участникам курса! Мне было очень приятно и интересно работать с таким профессиональным коллективом! 

Линейка горных лыж для тех, кто любит погонять

Линейка горных лыж Supershape — самая известная линейка в коллекции, это больше чем просто серия горных лыж, это икона стиля, скорости, трассы. 

Supershape – всё лучшее, что вобрали в себя горные лыжи!

Как работает баланс и распределение веса в лыжах и как это можно использовать?
Когда вы ведёте машину, от чего зависит её динамика?
От распределения веса — вес машины должен быть распределён по осям. 
Это легко почувствовать, например, пересаживаясь с переднеприводного автомобиля на заднеприводный – или наоборот, а также легко заметить по конструкции, например, болидов F1.

От распределения веса по осям зависит всё: сцепление, ускорение, управление в повороте, рулёжка, торможение, управление. Те же принципы управления и динамики присущи и горным лыжам. От распределения веса в конструкции лыжи напрямую зависит её динамика и управляемость. Если уменьшить плотность центральной части лыж и одновременно уплотнить мысок и пятку, то процесс прогибания лыж сильно упрощается, вы будете тратить намного меньше сил на загрузку лыж в течение всего дня катания. В то же время более плотные мысок и хвост лыж будут держать максимальную нагрузку и скорость.

Высокие универсальные ходовые характеристики как результат работы с балансом и распределением веса лыжи. Графен – платформа для игры с балансом.

В прошлом сезоне линейка Supershape получила новые харатеристики:
— ГРАФЕНОВАЯ подложка
— двойной радиус рокера
— обновленное распределение баланса
— конструкция Sandwich – сap с видимым верхним слоем титанала
— обновленная конструкция мыска
— обновленная геометрия мыска
— обновленная геометрия хвоста
— верхняя ламинация «Кожа Акулы» «SHARKSKIN»

Обновленный мысок

У линейки Supershape изменился радиус рокера, стал двойным. Двойной радиус: более длинный радиус рокера заканчивается более коротким

Например:
Supershape Speed: оба радиуса маленькие, а быстрая реакция и скорость
Supershape Titan: короткий радиус сочетается с длинным рокером à большая универсальность и более легкое управление

Уникальный рокер у каждой модели

Вот что пишут специалисты об обновлённой геометрии: «Любопытно, что сначала обращаешь внимание именно на форму выреза в носке и ожидаешь, что лыжа будет остро бросаться в дугу при малейшей закантовке и нужно будет точно контролировать лыжу. Но такого послушного поведения от лыжи с такой геометрией выреза в носке я не ожидал. Видимо, это благодаря тому, что у всех четырех моделей изменился прогиб в носке. Я бы даже рокером это не назвал – теперь носковый загиб выполнен по двухрадиусной схеме: самый конец лыжи – загиб, короткий радиус. А дальше идёт загиб большего радиуса. Видимо за счёт такого носка он не «закусывает», не цепляет не вовремя — собственно, любой рокер так себя и ведёт».

Индикация рокера у каждой модели

В обновлённой модели распределение веса и жёсткости стало более оптимальным благодаря применению графена. У графена масса достоинств, среди которых разработчиками лыж используется, например, возможность одновременно со снижением веса всей конструкции не только сохранить или даже улучшить рабочие качества конкретной модели, но и перераспределить вес и жёсткость так, чтобы лыжа сохраняла требуемую стабильность. Носок и пятка лыжи выполняются массивными и жёсткими, а средняя зона — более отзывчивой. Момент инерции не снижается, а значит — сохраняется курсовая устойчивость на неровном снегу

Центральная часть более мягкая, в то же время мысок и хвост жестче. Лучшее распределение и передача усилий, выше стабильность, больше жёсткость и реактивность, но в то же время лыжи легче прогибать.

Крышка сэндвич – кэпа

Старая конструкция
В предыдущей конструкции верхний слой титанала был закрыт верхней крышкой кэпа
     
В новой конструкции верхний слой титанала виден, так как кэп немного приподнят
    
Все модели серии Supershape предназначены для быстрых экспертов, ценителей карвинга. Четыре модели, все сделаны по конструкции Graphene Worldcup Sandwich Cap, используются технологии KERS и ERA 3.0 S. По ощущениям лыжи стали ещё живее по характеру, при этом идут по обледенелому жёсткому склону с крупой сверху буквально как «по маслу», ни одного срыва или сползания канта.

Скорее всего, это заслуга формы выреза: в отличие от многих моделей, вырез теперь начинается за носковым загибом, то есть даже если сильно закантовать и прогнуть лыжу, носок не будет вывешиваться над склоном. Эта фишка давно придумана, но в последние годы далеко не все её применяют, склоняются к теперу или прямому носку даже в лыжах для подготовленных склонов. У HEAD вывешивание отсутствует даже на Титане, лыжа идёт очень стабильно, как приклеенная к склону по всей длине.

Несмотря на одинаковую конструкцию, у каждой модели i.SuperShape свой «ареал обитания», а точнее – целевое предназначение.

i.Speed – радиус 14 метров, талия 68 мм. Спорткар. Предпочитает скоростные дуги среднего и более длинного радиуса, любит утренний вельвет, требовательна к состоянию склоне, но дает при этом практически спортивную точность и реакцию. Хорошо цепляется в том числе за лёд, любит и провоцирует на скорость. Особенно понравится тем, кто рано встает и гоняет с утра по свежему вельвету.
i.Magnum – радиус 13 метров, талия 72 мм. Стрит-рейсер. Точная, надежная и легкая в управлении лыжа с дугами чуть короче среднего радиуса. При желании можно на ней зажечь, при этом в обычном режиме обеспечит ненапряжное катание на весь день с утра до вечера в свое удовольствие. Менее требовательна к состоянию склона, чем i.Speed. Очень надежная, фановая и комфортная лыжа. Понравится широкому кругу экспертов.

i.Rally – радиус 13,5 метров, талия 76 мм. Спортивный внедорожник. Универсальный карвер с выраженным слаломным характером, благодаря умеренной ширине будет лучше идти в том числе и по разбитому склону. Любит короткие и средние дуги. Что характерно: очень легко и хорошо заходит в поворот, в том числе короткий слаломный – и при этом при желании может достаточно мощно может выстрелить с пятки. Понравится тем, кто любит лыжи с характером.

i.Titan – радиус 14 метров, талия 80 мм. Всепогодный истребитель. Лыжа наиболее мощная (подойдет даже для самых тяжелых лыжников), скоростная, идеально подходящая для больших гор. Абсолютно не требовательна к состоянию склона. На льду требовательна к технике лыжника, но зато что вельвет, что послеобеденный слэш и полный расколбас – ей нипочем, это ее стихия. Любит средние и широкие дуги и скорость. Никаких компромиссов. Также понравится тем, кто не только по трассе катается, но еще и рядышком с ней готов при случае прохватить.

Инфографика, которая, достаточно точно описывает каждую из моделей:

Сравнительная таблица характеристик моделей.

Какие бывают виды катания на лыжах? (с картинками)

Катание на лыжах – это скольжение по снегу с использованием снаряжения. Широкий спектр вариаций разнообразен. Кросс-кантри, скоростные спуски или горные лыжи, бэккантри, твинтип и хелиски — основные виды катания на лыжах.

Беговые лыжи зародились тысячи лет назад в Скандинавии как средство передвижения.Этот метод считается довольно простым в освоении с низкой вероятностью получения травмы, и им пользуются люди любого уровня физической подготовки и возраста. Даже большинство малышей могут кататься на лыжах по пересеченной местности. Новичкам следует придерживаться более легкой местности. Специальные сидячие и лыжные санки для лыжников-инвалидов доступны во многих частях Соединенных Штатов.

Горные или горные лыжи сложнее, чем бег по пересеченной местности.Сила гравитации и позиционирование на поворотах требуют ловкости и сильных мышц ног. Катание на горных лыжах может быть как умственным, так и физическим испытанием. Управление всем оборудованием при постоянном планировании спусков требует практики и концентрации.

Катание на лыжах по пересеченной местности часто определяется как катание на лыжах по неубранному снегу и естественной местности.Сухопутный лыжный туризм и горный лыжный туризм — это два типа, но иногда эти типы смешиваются в лыжном туризме. По суше это похоже на бег по пересеченной местности, поскольку основная идея состоит в том, чтобы насладиться пейзажем, находясь вдали от проторенных дорог. Хорошими местами для катания на лыжах по суше обычно являются пешеходные тропы в горах или лесах вдали от дорог.

Горнолыжный туризм сочетает в себе скоростные спуски с подъемами в горы.Здесь не используются подъемники! Эти туристы должны быть в хорошей физической форме. Горные лыжи с использованием горнолыжного снаряжения позволяют делать параллельные повороты, когда пятка ботинка прикреплена к лыже, как при горных лыжах.

Катание на лыжах Телемарк – это разновидность горнолыжного туризма.У телемарка, также называемого свободной пяткой, пятка свободна и не прикреплена к лыже, чтобы телемарк поворачивался. Йо-йоинг — это катание на горных лыжах на альпинистской стойке, установленной на холме как для подъемов, так и для спусков.

В лыжах с двумя концами используются лыжи с узкими обоими концами.Конструкция с двумя наконечниками позволяет легко вращаться, а также отталкиваться назад. Фрирайд, то есть катание на лыжах по пересеченной местности, и фристайл, то есть катание на лыжах с множеством прыжков, сальто и вращений, представляют собой два типа твинтипа.

Катание на хели-ски происходит в районах, куда можно добраться только на вертолете.Рельеф разнообразный, снег не укатанный. Иногда катаются на лыжах в лесных районах, а иногда во время хелиски катаются только по открытым склонам.

Почему катание на лыжах — самое дерьмовое времяпрепровождение

Декабрь — особенно приятное время года — означает, что некоторые вещи снова происходят. Некоторые из этих вещей, в том числе теплые свитера, снег и рождественские ярмарки, мы с нетерпением ждем.Другие, такие как экзамены и лыжные каникулы, просто дерьмо.

Катание на лыжах, несмотря на то, что безумное количество людей наслаждается им в течение невероятного количества лет, является чуть ли не худшим времяпрепровождением на свете. Включая бесконечное количество осложнений, хлопот, оборудования, денег и дискомфорта, в этом нет ничего полезного или веселого. Меня сбивает с толку, почему людям нравится какая-то часть этого. Вот почему:

Это чертовски глупо

Вот вам основы катания на лыжах.Вы собираете все свое дерьмо и едете в место отдыха, которое, вероятно, находится в другой стране. Вы надеваете невероятное количество слоев одежды и поднимаетесь на каком-то подъемнике на вершину горы. Оказавшись там, вы кладете длинные палки на ноги и скользите вниз с горы только для того, чтобы вернуться обратно. Это вы делаете снова и снова, пока вам не надоест. Буквально кто-нибудь, покажите мне, где в этом веселье или логика, потому что я этого точно не вижу.

вроде, зачем??

Неудобно

Каждый аспект катания на лыжах просто неприятен.Большую часть времени вы находитесь на холоде, ваше зрение, вероятно, ухудшается из-за снега и тумана. В качестве альтернативы, что еще хуже, может быть солнечно, что означает, что вам нужно наносить солнцезащитный крем, и вы потеете, как свинья, в своих шести слоях одежды. Лыжные штаны жесткие и не предназначены для того, чтобы кому-то льстить, шлемы — дерьмо, а перчатки просто непрактичны.

Лыжные ботинки — словно тюрьмы для ног, а сами лыжи так же легко маневрировать, как мусоровоз. Кроме того, я думаю, что лыжные подъемники спроектированы специально для того, чтобы к концу дня ваша спина чувствовала себя сломанной.О, и нужно пописать? Это отбросит вас назад примерно на полдня.

Это обманчиво сложно

Катание на лыжах — одна из тех вещей, которые большинство людей делают для «развлечения», когда на самом деле это просто замаскированный вид спорта. Очень нецелесообразно просто вскакивать на лыжи и ехать. Вместо этого вам действительно нужно научиться кататься на лыжах. И даже когда вы знаете, как это сделать, это никогда не расслабляет. Не знаю, как вы, а я после целого дня катания на лыжах чертовски устал.

Великолепные виды испорчены дерьмовыми действиями

Может быть, время от времени погодные условия хорошие, склоны пусты, а снег правильной текстуры, и он не такой твердый, как обычно.Дайте мне знать, когда, черт возьми, это когда-либо произойдет.

Это опасно

Катание на лыжах буквально предполагает спуск с горы одновременно с бесчисленным количеством других людей и надеждой на лучшее. Я знаю слишком много людей, которые побывали в самых ужасных лыжных авариях. Конечно, сломанная лодыжка может быть забавной историей, но никто больше не смеется, когда у тебя проколото легкое и сломана ключица.

Большинство людей чертовски плохо катаются на лыжах и являются абсолютным оружием на склоне.Вы не только пытаетесь управлять своими движениями, но также должны обращать внимание на то, что делают все вокруг вас. Любой мудак мог спускаться по этим склонам, не обращая внимания на других людей. Я много раз видел, как людей катали на лыжах, и, поверьте мне, это не весело. Гораздо безопаснее отправиться на сладкую прогулку по снегу.

А что многие делают на лыжном отдыхе? Напиток. Тот, кто думает, что смешивать катание на лыжах с алкоголем — это хорошая идея, не должен быть допущен на горнолыжный склон.

Не уверен, что этим сексуальным дамам следует разрешить снова кататься на склонах

Сноубординг — это энергия крошечного члена

Есть только одна вещь, которая раздражает меня больше, чем катание на лыжах, и это катание на сноуборде. Мы все встречали того придурка, который говорит, что раньше катался на лыжах, а теперь «только на доске». Сноубордисты — худший тип людей на склонах: они занимают слишком много места, чертовски шумны и обычно представляют для окружающих даже больший риск, чем средний лыжник.Посмотрим правде в глаза, сноубординг не делает тебя крутым, он делает тебя куском дерьма.

Привилегированный

Общая реакция человека на упоминание о том, что он никогда не катался на лыжах, — это шок. Почему-то людям кажется логичным спросить: ‘Вы никогда не катались на лыжах? Как никогда? Даже в детстве, когда ты ездил в отпуск?

Многие люди, особенно в нашем университете, не понимают, что катание на лыжах — это, в конечном счете, привилегия, а не то, что автоматически получают все.

Катание на лыжах — дорогой вид спорта: им нельзя заниматься где попало, поэтому обычно требуется хороший отдых. Оборудование — чертовски дорогое вложение, и переходы на склоны тоже крутые. Не говоря уже о том, сколько еды и напитков на вершине склонов. Может быть, люди хотят заняться чем-то еще, что на самом деле не опасно и не возмутительно дорого во время отпуска.

я буду внутри

В общем, в катании на лыжах нет абсолютно ничего искупительного или забавного.Честно говоря, это просто плохое оправдание для людей, которые тратят свои деньги и валяются в отпуске, притворяясь, что занимаются спортом.

Истории по теме, рекомендованные этим автором:

Проверка и так достаточно напряженная, пора отменить библиотечную полицию

Пора повзрослеть и перестать обманывать людей

Клубные завсегдатаи недели: неделя 11

Два лыжных будущего – VT SKI + RIDE

«При полностью автоматизированном роскошном коммунизме катание на лыжах без одежды будет в моде.— сказал мне Ганс. Я часто разговариваю с незнакомцами в кресельных канатных дорогах и быстро их забываю. Но идеи, которые начал выдвигать этот старый немецкий нудист — он продолжал развивать свою убежденность в том, что катание на лыжах должно быть равноправным видом спорта, — остались со мной.

С одной стороны, странно считать горные лыжи спортом, который процветает на закате социалистической революции. В конце концов, катание на лыжах — это развлечение для богатых белых людей: более 60 процентов лыжников в Соединенных Штатах получают шестизначную зарплату, и около 85 процентов лыжников идентифицируют себя как белые неиспаноязычного происхождения.Горнолыжные городки, такие как Стоу, штат Вирджиния, Джексон-Хоул, штат Вайоминг, и Аспен, штат Колорадо, являются лихорадочными мечтами американской социальной иерархии, где красивые загородные дома пустуют большую часть года, а шокирующее количество рабочих спит в своих машинах.

Кататься на лыжах дорого, и в этом суть. Джеймс Бонд, конференция в Давосе, снежные кролики в мехах — множество образов восхваляет элитарное космополитическое очарование лыжной культуры. Мы идем в горы, чтобы сбежать от толпы, а роскошь — это роскошь только тогда, когда она есть у немногих.

А еще, мой друг-нудист натолкнул на идею. Промчаться по заснеженному еловому лесу или понаблюдать, как светлячки сверкают в летнем зефире — удовольствие, которое должно принадлежать не только аристократам, но и всем людям. В качестве инструктора по лыжам и проводника на плотах я открываю истощенных горожан зимнему солнцу или туманным горам — это самая полезная часть моей работы. Момент, когда пожилая латиноамериканка или молодой темнокожий мужчина, которых я обучаю, обнаруживает: «Эй, я тоже умею кататься на лыжах», приносит глубокое удовлетворение.

Все люди заслуживают хороших вещей. «Развитый досуг», как писал Оскар Уайльд в «Душа человека при социализме» , является «целью человека». Сокровища нашей земли, воды и воздуха являются общим достоянием, и мы должны стремиться демократизировать пользование ими. В конце концов, природные удовольствия — часть хорошей жизни. «Шанс найти пасхальный цветок, — писал эколог Альдо Леопольд в альманахе округа Санд , — это такое же неотъемлемое право, как и свобода слова».

Так как же выглядит зеленое, эгалитарное видение лыжного спорта? И что стоит на его пути?

Одним из препятствий на пути к мечте Ганса является нехватка времени.Несмотря на невероятные трудосберегающие инновации, такие как дизельный двигатель, стиральная машина и транзистор, среднее время досуга в США значительно сократилось со времен Второй мировой войны. Рыночная конкуренция, движимая капиталистами, имеет тенденцию превращать прирост производительности в увеличение выпуска, даже если людям не нужно больше вещей, а самим работникам не нужно больше часов. Этот «потребительский уклон», как назвал его социолог Эрик Олин Райт , ограничивает нашу свободу наслаждаться миром природы. По мере продвижения технологического фронта сверкающее будущее с более короткими рабочими неделями и более длинными отпусками всегда будет оставаться миражом на залитом солнцем горизонте.

Во-вторых, продаются наши горы и другие красивые места. На пляжах от Флориды до Калифорнии все чаще размещают знаки запрета на проникновение, камеры наблюдения, заборы и вооруженную охрану. Альпы, которые когда-то превозносились как «спортивная площадка Европы», из-за потребительства и инфляции цен превратились в игровую площадку для богатых. Это происходит потому, что нормы прибыли на активы обычно превышают рост заработной платы и экономики в целом. По меткому выражению экономиста Торстейна Веблена, возникает «праздный класс», чьи привычки характеризуются демонстративным потреблением и расточительством и связаны с демонстрацией статуса.Их располагаемый доход создает рыночный стимул для экипировщиков приключений, чтобы удовлетворить прихоти сверхбогатых. На смену скромным приходят шикарные горнолыжные городки. Дорогие рестораны заменили дайв-бары. Богатые завышают стоимость жилья. Прилив поднимает все цены, но только некоторые лодки. Это «инфляционное неравенство» делает лыжную поездку или пляжный отдых более дорогими для остальных из нас.

 

Наконец-то растаял снег. Капиталистические фирмы сталкиваются с конкурентным давлением, требующим снижения затрат, и перенос этих затрат на окружающую среду является хорошей стратегией.После промышленной революции 200 лет загрязнения углеродом и метаном отомстили. Среднее количество снегопадов в США за последнее столетие сократилось на 20–60 процентов. С 1980-х годов лыжный сезон стал короче на 34 дня. Столкнувшись с такой проблемой коллективных действий, рынки обеспечивают лишь частичное решение. Прервет ли изменение климата снегопад в Сьерра-Неваде? Этот стартап будет опрыскивать облака йодидом серебра, чтобы вызвать раннее рождение белого золота. Станет ли зима со временем слишком теплой даже для этого? Что ж, пора продавать горный велосипед как «Следующую большую вещь».

Т-образный перекладина на северо-восточных склонах, крошечная горнолыжная зона, которая может похвастаться старейшим постоянно работающим бугельным подъемником в США. Билеты на подъемник на день стоят 15 долларов.
Взлет и падение Volksport

Так было не всегда. Фольклорные корни лыжного спорта были удивительно эгалитарными и некоммерческими. Катание на лыжах, долгое время использовавшееся в качестве практического средства передвижения по арктическим условиям, впервые стало широко распространенным видом досуга в Норвегии середины 19 века. Изготовленные из деревянных плит с грубыми креплениями, ранние лыжи были относительно дешевыми и простыми.Горнолыжные подъемники еще не изобрели.

После того, как Кильский договор 1814 года заставил Шведов править фьордами, сельские норвежцы отправились в местные холмы и леса, чтобы подтвердить свое культурное наследие перед лицом иностранного оккупанта. Вместо того, чтобы быть космополитической роскошью, культура Skiidrett (или «лыжный спорт») прославляла народные традиции, скандинавских богов, таких как Уллр и Скади, и романтические представления о природе и нации.

Скандинавские иммигранты также привезли лыжи в Соединенные Штаты, особенно на Средний Запад.По словам историков экономики Джереми Атака и Фреда Бейтмана, эти приусадебные хозяйства середины 1800-х годов в сельской местности Севера приблизились к распределению богатства, «более равному, чем где-либо». Скандинавский стиль (где пятка отсоединяется от лыж) вскоре проник в горнодобывающие лагеря Скалистых гор и региона Миттельгебирге в Центральной Европе — в таких местах, как Шварцвальд, Гарц и горы Юра. У производителей гостиниц и оборудования дела шли хорошо, но прибыль оставалась рассредоточенной.

Массы в конце концов приняли катание на лыжах как классический зимний вид спорта, в тандеме — как это ни парадоксально — с его возвышением до уровня элитной роскоши.Историк Эндрю Деннинг показывает, что этот процесс был тесно связан с «внутренним очарованием» Альп. Ранее считавшиеся пустошами, в начале 1800-х годов в Альпах появились такие курорты, как Давос, Санкт-Мориц и Шамони, продававшие термальные воды и свежий воздух растущей европейской элите. Плавание, нудизм и вегетарианство процветали, а уединение Sommerfrische (или «летняя свежесть») вызвало в памяти аристократические Гранд-туры 17 и 18 веков. Железные дороги сократили недельные поездки до нескольких часов, а идиллические сообщения нашли отклик у богатых британцев и немцев, которые стекались в горы и летом, и зимой.Благодаря своей уникальной скорости и универсальности лыжи вытеснили коньки и тобогган по популярности в качестве зимнего вида спорта. Более крутые склоны побудили таких новаторов, как Матиас Здарски, вставить пятку в стальное крепление, отделив горные «альпийские» лыжи от их беговых, скандинавских корней. Путешествие знаменитого спортсмена Фритьофа Нансена по Гренландии в 1888 году произвело фурор в подающих надежды средствах массовой информации. Катание на лыжах было сексуальным, авантюрным и райским — путешествием в дикую природу. но и модно современно.

Skiparadies , как их стали называть, всегда опирались на определенное самомнение о месте человека в природе и обществе.В «бесконечности снежного поля», — заявил баварский лыжник Ойген Эртель в 1909 году, можно сбежать от общества и «сбросить оковы нашей цивилизованной жизни», выполняя ницшеанский призыв «стать тем, кто ты есть». В тандеме Долгая депрессия 1873–1896 годов ознаменовала собой время глубоких социальных потрясений в Европе. Тейлоровское производство — с его упором на научное управление и экономию за счет масштаба — разрушило гильдии и семейные предприятия. Люди толпились в городах, которые стали олицетворением грязи и болезней.Массовая политика выдвинула на первый план классовые, этнические и гендерные конфликты.

Чтобы справиться с современными условиями, появились новые философии. Макс Вебер изобразил процессы разочарования, Густав Лебон объяснил стадный менталитет, а Зигмунд Фрейд начертил грубое взаимодействие ид, эго и суперэго. Лыжники, говорит Деннинг, по-своему отреагировали на современность: искали убежища в природе и спасались от упадка общества. Вдохновленные романтической эстетикой, лыжники видели гору возвышенной, изобилующей суровой красотой и ужасом, стоящей за пределами эфемерных человеческих установлений.

Когда лыжная культура достигла критической массы среди праздных горожан, эти фантазии нашли союзника в классе инвесторов, киноиндустрии и спортивных СМИ. Олимпиец Жан-Клод Килли, как сегодня Линдси Вонн и Шон Уайт, получил выгодную поддержку от таких брендов, как Chevy, Schwinn Bicycles и Nivea. В рекламе 1925 года Mercedes-Benz сопоставил лыжника со своими элегантными автомобилями, а Джеймс Бонд перехитрил своих злодеев на склонах Юнгфрау в фильме 1969 года «На секретной службе Ее Величества».Такие фильмы, как «Белый экстаз» 1931 года, ослепляли зрителей смертельным апломбом лыжных акробатов, «опьяненных вином скорости», как однажды описал британский альпинист Арнольд Ланн.

Лыжная индустрия росла и консолидировалась при содействии альпийских штатов, стремящихся развивать сельские заводи. Магнат Fiat Джованни Аньелли подтолкнул итальянский фашистский режим к созданию первой специально построенной лыжной деревни Сестриере в 1930-х годах, расширив автострада и железнодорожные пути для обслуживания горожан из Милана и Турина.Сам Бенито Муссолини позировал без рубашки с лыжными палками, доводя зимний досуг до идеального баланса культуры тела и патриотической мужественности. (Интересно, взял ли Владимир Путин страницу Дуче для своего собственного календаря топлесс.) Послевоенная Вена агрессивно развивала инфраструктуру в Альпах, потратив почти 500 миллионов шиллингов (около 170 миллионов долларов сегодня) из средств Плана Маршалла на улучшение отелей и горнолыжных подъемников. Специально построенные курорты во Франции и Сан-Вэлли, штат Айдахо, быстро воспроизвели итальянскую модель, поместив каждый аспект лыжного опыта — отели, транспорт, лыжную школу — в централизованную собственность частного застройщика, поддерживаемого государством.По мере того как лыжный отдых становился все более популярным, он все больше полагался на капиталоемкие курорты и дорогое оборудование. Как с горечью заметила редакция Der Winter в 1967 году, «лыжный спорт стал народным спортом, [и] народ стал богатым».

Это была не только высокомерная потребительская культура. Когда европейские экономики оправились от Второй мировой войны в 1950-х и 1960-х годах, свободное время превратилось не в роскошь, а в основное право человека. Страны с сильными рабочими партиями и социал-демократическими традициями, такие как Норвегия, Швеция, Финляндия, Англия и Франция, законодательно установили минимальное количество ежегодных дней отпуска.Во Франции группа архитекторов-модернистов во главе с Ле Корбюзье и Шарлоттой Перриан мечтала связать массы людей с Альпами посредством «национального плана» с «сетью быстрого транспорта». Изрезанный ландшафт станет «полем для исследований и экспериментов в области городского планирования и архитектуры» и будет доступен для всех благодаря железному праву общественного пользования. Совершенно новой Пятой республике во главе с Шарлем де Голлем, очевидно, было наплевать на это утопическое видение, и в 1958 году был принят закон, который предоставил частным инвесторам полную свободу действий в отношении большого участка горных общин, подлежащих захвату (и лишению фермеров). за копейки.Тем не менее, эгалитарное и доступное видение Перрианом лыжного отдыха оставило свой след в визуально захватывающем архитектурном дизайне французского горнолыжного курорта Лез Арк.

Базовая деревня Stratton Mountain Resort была создана по образцу австрийской деревушки. Фото любезно предоставлено Stratton Mountain Resort.

 

Поглощение Ski Inc. 

Лишь немногие из этих социалистических экспериментов в лыжном спорте были превращены в товар или затмены ростом монополий, таких как Vail Resorts, Inc.и Alterra Mountain Co. Первая публично торгуется на сумму около 12 миллиардов долларов, а вторая представляет частную инвестиционную компанию KSL Capital и семью Генри Крауна, которые совместно владеют предприятием стоимостью 5 миллиардов долларов. Эти компании едят курорты, как фьючерсы на свиную грудинку. В 2016 году Вейл купил Stowe в Вермонте за 41 миллион долларов и Whistler Blackcomb в Британской Колумбии за рекордный 1 миллиард долларов. Чтобы не отставать, Aspen Skiing Co., которая стала Alterra, приобрела шесть курортов Intrawest в США и Канаде за 1,5 миллиарда долларов, включая Steamboat Springs в Колорадо, Mont Tremblant в Квебеке и Stratton в Вермонте.Затем она приобрела четыре горы Mammoth Resorts в Калифорнии и Deer Valley в Юте. Вместе эти две корпорации контролируют около 37% поездок национальных лыжников в США, их сезонные абонементы распространяются на 110 курортов по всему миру, а их активы демонстрируют прибыль до налогообложения (или EBITDA) более 25%.

Их успех частично обусловлен изменением климата и старением населения. С 1982 года снежный сезон на Западе сократился на 34 дня. Более сильная зависимость от искусственного оснежения привела к банкротству мелких операторов.Выжили только игроки с глубокими карманами. Дрейф облаков, осадки и температура — переменчивые вещи, но, объединившись, отрасль может распределить потери из одного региона на другие. Сезонные абонементы, такие как Epic Pass от Vail и Ikon от Alterra, меняют раннее обязательство на крутую скидку — еще одна хорошая защита от матушки-природы. Они также владеют всей горой. Тот бургер за 18 долларов в Маунт Сноу? Курорт Вейл. Арендная плата, урок в лыжной школе, автобус из аэропорта, гостиничный пакет, даже этот, казалось бы, независимый магазин шоколада на Мейн-стрит — все идет к корпоративному Голиафу.Это как казино, где всегда выигрывает дом.

В то же время лыжная культура сталкивается с неумолимым демографическим спадом. Бэби-бумеры и представители поколения X вступили в золотой век катания на лыжах. Их дети не поспевают за ними; общее количество лыжных дней на тысячу человек ежегодно сокращается на 2,2 процента. Когда седовласые вышли на пенсию, Вейл и Альтерра вместе со своими предшественниками обнаружили, что дедушке можно продать много элитной недвижимости. Горнолыжные городки, такие как Аспен, штат Колорадо, и Джексон-Хоул, штат Вайоминг, когда-то славившиеся своим богемным шармом, начали щеголять вопиющими кондоминиумами после Баухауза.Застройщики курортов разработали стратегии долевого владения и разделения времени, чтобы подсластить сделку, заманивая белых воротничков из Сан-Франциско в Нью-Йорк для покупки домов для отдыха в «Новых лыжных деревнях». Арендодатели, которые раньше сдавали жилье местным арендаторам, считали аренду в стиле Airbnb более прибыльной.

Некоторые наблюдатели за индустрией, такие как Крис Даймонд, считают, что все это потрясающе. В его книге Ski Inc. 2020 это даже названо «Североамериканским ренессансом». Кто не выигрывает от дешевого абонемента, огромных капиталовложений и дедушкиной квартиры? Все, кроме низкооплачиваемых сезонных рабочих, начинающих лыжников, дикой природы и местной культуры.

Абонементы Epic и Ikon, например, очень выгодны, если вы любитель пороха, который работает более 20 дней в году и может заплатить 1000 долларов авансом. Это также отличная сделка, если вы являетесь акционером компании. Ослабив конкурентное давление за счет билетов на дневные подъемники, Vail, Alterra и другие вертикально интегрированные группы могут поднять цены на дневные билеты в 4,5 раза по сравнению с уровнем инфляции. Это вредит случайным лыжникам и новичкам. В Европе, где сохранились остатки более рассредоточенной лыжной экономики, дневные билеты в Альпы заметно дешевле.

Защитники отрасли говорят, что большие прибыли — это хорошо, потому что компании могут инвестировать в лифтовую инфраструктуру, открывать новые территории или больше платить рабочим. Но беглый взгляд на отчет акционеров Vail показывает, что после республиканских налоговых льгот 2018 года Vail потратила 1,2 миллиарда долларов своей прибыли на выкуп собственных акций, чтобы вознаградить инвесторов. Эти выкупы не приводят к созданию рабочих мест или новой лыжной трассе. За последние пять лет Vail также потратил много свободных денег на приобретения, что на самом деле означает смену владельцев.Улучшения, конечно, могут быть необходимы для завоевания доли рынка, но с сокращающейся базой это означает переманивание лыжников с других курортов. Больше рельефа, новые подъемники, роскошные дома — эта «гонка вооружений» по привлечению лыжников обречена на провал, потому что на самом деле никому не нужно больше можжевеловых, пудровых и кедровых полян, особенно новичкам.

Как пишет Хэл Клиффорд в своей превосходной книге  Downhill Slide , индустрия построила «великолепные храмы лыжному спорту, но новые лыжники, по большому счету, не приходят.” Такой высокий уровень капитальных затрат отодвигает зимние виды спорта на уровень дорогостоящей роскоши.

Рабочие больше всего страдают от ажиотажа Ski Inc. с недвижимостью. От Бенда, штат Орегон, до Долины Безумной реки в Вермонте, земля приключений сталкивается с жилищным кризисом беспрецедентного масштаба. Истории о рабочих, которые спят в своих машинах, палатках или просто уходят, к сожалению, распространены. Чиновники, занимающиеся жилищным строительством на озере Тахо, сообщают, что 76 процентов местных жителей платят более трети своего дохода за аренду. В округе Саммит, где расположены Брекенридж, Кистоун и бассейн Арапахо, одно расследование, проведенное в 2016 году, показало, что средняя арендная плата колеблется на уровне 1900 долларов в месяц.Следовательно, жизнь рабочего в горнолыжном городке все больше превращается в пригородную жизнь, наполненную ежедневной рутиной пробок, дорожным безумием и разрастанием пригородов. Например, исследование озера Тахо показало, что 59 процентов рабочей силы ездят на работу.

Когда местные органы власти пытаются исправить недостатки свободного рынка, они часто сталкиваются с элитарным отношением помещиков. В 1998 году городской совет Вейла предложил новое жилье для 1680 человек. Состоятельные домовладельцы, возмущенные мыслью о том, что рядом с их трофейными домами могут жить простые лыжники, сорвали этот план.В Мамонте более половины домов пустуют большую часть года. Согласно последним данным переписи населения США, в Винтер-парке он превышает 90%.

Горнолыжные городки тоже устали от китча с Микки Маусом. Как Holiday Inn и Carnival Cruise Lines, туристические компании промышленного масштаба стремятся стандартизировать опыт посетителей. Это чувство исключительности, общности и строгой красоты превращается в товар до тех пор, пока не исчезает, а затем заменяется более фантастической, мультяшной версией того, что когда-то было. Философ Жан Бодрийяр однажды назвал это гиперреальным: «модели реального без происхождения или реальности.Жонглеры, музыканты и рассказчики развлекают гостей у костров, питаемых природным газом, доставленным грузовиками издалека за тысячи миль. Курортная вселенная наполнена бревенчатыми хижинами, золотодобытчиками, квестами, лесными троллями и лесами с привидениями — «симулякр жизни в виде надутой секс-куклы», — писал Хэл Клиффорд. Стоит ли удивляться, что Дисней однажды заигрывал с проектами горнолыжного курорта в Национальном парке Секвойя? После наступления темноты все, кто остается в этих Новых лыжных деревнях, — туристы; настоящие жители уехали домой за 30 миль.Во всех этих отношениях современный горнолыжный городок — это фасад. Вейл и Альтерра могут считать себя выращенными в Высоких Скалистых горах, но их души живут в налоговой гавани под названием Делавэр.

Исчезающий ресурс

Фрости тает. Как оказалось, выкачивать миллионы метрических тонн углекислого газа и метана в атмосферу каждый день в течение 200 лет — крайне плохой способ обеспечить энергией современный мир. Последствия сразу ощутимы. С 1940 года уровень снежного покрова в Колорадо снизился на 20-60 процентов, что отражает общее снижение количества снегопадов в Соединенных Штатах за последние 100 лет.В 20 веке температура в Альпах выросла на 2 °C. С 1980 года средний лыжный сезон в США сократился на 34 дня, и такое же сокращение произошло в Швейцарии. Заглядывая в будущее, ученые из Климатического отдела Агентства по охране окружающей среды опубликовали в 2017 году прогнозы, показывающие сокращение продолжительности лыжного сезона на 50 процентов почти во всех горнолыжных курортах к 2050 году. Тахо, Скво-Вэлли и Бореал, вероятно, станут свидетелями того, как к середине века ежегодное число дней с отрицательными температурами резко упадет с 41 до 26.Общее количество в Парк-Сити и Дир-Вэлли может упасть со 194 до 111. Из-за высоты в некоторых районах, таких как Высокие Скалистые горы, может быть лучше, но наш мелкий порошок шампанского, вероятно, будет чаще таять в вязком цементе Sierra.

Реакция отрасли на климатический кризис была медленной и вялой, и лишь немногие курорты решились выйти за рамки внутренних инициатив по обеспечению устойчивого развития. Около 75 процентов американских горнолыжных курортов приняли кампании, обещающие увеличить количество дегидраторов пищевых отходов, гравитационных снежных пушек, а также солнечной, гидроэлектроэнергии и энергии ветра.Но результаты часто неутешительны. Например, согласно отчету Vail о ходе работы за 2020 год, чистые выбросы сократились всего на 0,5 процента. Такие пиар-акции, безусловно, повышают популярность бренда среди любителей активного отдыха, но их влияние на климат, скорее всего, незначительно.

Когда высокие этические принципы вступают в противоречие с финансами — скажем, когда курорты на засушливых общественных землях — хотят запретить Лесной службе регулировать их права на воду — фасад устойчивого развития рушится. За последние пять лет кандидаты в поддержку ископаемого топлива, такие как Майк Энзи (R-WY), Скотт Типтон (R-CO) и Пол Кук (R-CA), получили десятки тысяч долларов от руководителей корпораций, таких как президент Джексон Хоул. Джерри Бланн, генеральный директор Vail Роб Кац и генеральный директор Mammoth Расти Грегори.Короткий временной горизонт фондового рынка поощряет такую ​​структурную близорукость, поскольку инвесторы одержимы ежеквартальными доходами, в то время как Земля мчится к климатологической точке невозврата.

Справедливости ради следует отметить, что некоторые места, такие как Аспен, более активны на публике. В 2006 году Аспен подал исковое заявление в Верховный суд, утверждая, что Агентство по охране окружающей среды имеет право регулировать двуокись углерода как загрязнитель в соответствии с Законом о чистом воздухе. В 2018 году они нацелились на трех республиканцев из колеблющихся штатов с миллионами открыток от гостей, подтолкнув их к #GiveAFlake об изменении климата.

 В 2019 году на униформе сотрудников появился логотип некоммерческой организации Джереми Джонса Protect Our Winters (Защитим наши зимы), которая стремится сделать любителей активного отдыха сторонниками климата. Стремление Аспена во многом связано с харизмой Одена Шендлера, директора по устойчивому развитию лыжной компании и автора книги «Getting Green Done».

Но даже честолюбивые амбиции одного любителя деревьев в корпоративной иерархии натолкнутся на структурные ограничения. Во-первых, рыночные механизмы вынуждают фирмы демонстрировать быструю прибыль.Возникает проблема безбилетника. Что-либо слишком радикальное оскорбит клиентскую базу или совет директоров, поэтому предложения о налоге на выбросы углерода или ограничениях на виды деятельности с интенсивным выбросом, такие как авиация, не стоят на повестке дня, когда лыжная индустрия встречается с Вашингтоном. В конце концов, в высокий сезон в Аспен каждый час прилетает частный самолет. Зачем угрожать этим?

Во-вторых, корпоративное лыжное лобби сталкивается с тем, что политолог Манкур Олсон назвал проблемой «рассеянных выгод и концентрированных затрат». Преимущества здорового климата для любителей снега распространяются во времени и разбавляются естественными превратностями погоды.Напротив, регулирующие решения в отношении отрасли ископаемого топлива носят осторожный, незамедлительный и экзистенциальный характер. Таким образом, загрязнители будут гораздо лучше организованы для защиты своих интересов. Таким образом, эпическое столкновение между Ski Inc. и Exxon Mobil & Co. является фантазией — «стрелок из гранатомета против базуки», — признает Шендлер.

Наконец, неравномерная публичная защита Ski Inc. по вопросам изменения климата в значительной степени затмевается тем, что можно из сострадания назвать «адаптацией». Вместо того, чтобы финансировать сильное экологическое лобби, лыжная индустрия заигрывает со стартапами , которые обещают искусственные облака, «скользящие ковры» и беспилотные ратракы.В Вермонте гора Сноу теперь имеет 100-процентное покрытие для искусственного оснежения, и другие горнолыжные курорты движутся по этому пути. Некоторым курортам во Франции и Испании приходится искусственно покрывать до 80 процентов своего снежного покрова, что только отсрочивает неизбежное. В прошлом году один отчаявшийся французский курорт в Пиренеях даже приземлился на вертолете в снегу, чтобы спасти сезон.

Истории, подобные этой, прекрасно иллюстрируют парадокс того, как отрасль, страдающая от медленно развивающейся экологической катастрофы, все больше полагается на очень углеродоемкое производство, из-за которого и началась вся эта неразбериха.Многие курорты адаптируют горнолыжные подъемники для летнего катания на горных велосипедах. Фестивали крафтового пива, поля для гольфа, стены для скалолазания, зиплайны и даже американские горки все чаще рекламируются как способ «диверсифицировать потоки доходов». Другими словами, зимние виды спорта — это безнадежное дело, когда речь идет о будущем отрасли. Таким образом, корпоративные бренды в лучшем случае являются ненадежными средствами для решения такой проблемы коллективных действий, как изменение климата. Лыжные бомжи должны спасти катание на лыжах.

В клубе Lyndon Outing Club в Северо-восточном королевстве всаднику достаточно просто стряхнуть снег.Снегообразование не требуется.
Рай, возвращенный

Так что же такое призрак лыжного спорта? На ум приходят два варианта будущего. В суровом планета нагревается, снежный сезон сокращается наполовину, небольшие горнолыжные районы, близкие к массам (часто на более низких высотах Среднего Запада и Новой Англии), обанкротятся или будут съедены дуополией Вейл-Альтерра.

Те, что остались, слякотные, скороспелые и переполненные. Тем временем богатые находят все более отдаленные места для игр, такие как горы Новой Зеландии, Аляски, Японии и Исландии.Свободное время продолжает сокращаться. Олигархический гигант индустрии гонится за сокращающейся группой владельцев вторых домов. Лыжный бомж становится анахронизмом, центром документальных сериалов в оттенках сепии. Горные города облагорожены своим очарованием и заменены стерильными степфордскими деревнями. Альпийские водно-болотные угодья продолжают осушаться, реки пересыхают, а среда обитания диких животных уничтожается, чтобы удовлетворить адреналиновые острые ощущения сокращающегося числа энтузиастов.

Согласно другой версии, лыжники объединяются, чтобы создать группу по защите климатической справедливости, столь же мощную, как NRA.В отличие от фондового рынка, питаемого метаном, наш временной горизонт включает в себя внуков. Нам нужны здоровые коралловые рифы, в которых они могли бы заниматься сноркелингом. Паудер-дни исторических масштабов. Полноводные реки, в которых можно плескаться и переходить вброд. Тихое величие старовозрастных лесов. Некоторые высмеивают это как сентиментальную болтовню, но я считаю это одним из величайших достоинств человечества. Что может быть меньше в наших рациональных личных интересах, чем борьба за мир природы, который нам лично может никогда не понравиться? Назовите это иррациональным, но это красиво.

Лыжники, речные крысы, аквалангисты, мешки с грязью, братья-серферы, байкерши, спелеологи, фанатики птиц, рыболовы, бродяги-пешеходы — мы представляем собой мощный избирательный блок и обладаем значительной потребительской властью.Учитывая, что мир природы находится под безжалостным нападением со стороны загрязняющих и превращающих в товар сил, сообщество на открытом воздухе должно стать полностью политизированным.

Такие группы, как «Движение восхода солнца», «Защитим наши зимы» и Национальный совет по защите ресурсов, уже мобилизуют любителей активного отдыха в качестве мощного блока избирателей в поддержку Матери-природы. А поскольку Мекки приключений часто находятся в штатах с колеблющейся консервативной политикой (Юта, Мэн, Западная Вирджиния и Аляска), наши голоса и присутствие потребителей дают нам громадный голос.

Существует также много способов обратить вспять упадок лыжной культуры и создать альтернативы корпоративной консолидации. Во-первых, мы можем подтолкнуть Конгресс к принятию большего количества свободного времени. Расширить обязательное количество ежегодных дней отпуска. Установить федеральные праздники. Узаконить оплачиваемый отпуск для родителей. Неравенство, которое вытесняет бедных из красивых мест и оставляет загородные дома пустыми большую часть года, можно решить с помощью налогов, налогов и еще раз налогов: на наследство, глобальное богатство, более высокие доходы и отсутствующих домовладельцев.

Лодж на горнолыжном курорте Кокран, где ужин и билет на ночное катание на лыжах в пятницу стоят 15 долларов, а миссия состоит в том, чтобы ни один ребенок не был лишен возможности научиться кататься на лыжах.

Уполномоченное местное самоуправление может противостоять разрастанию Диснея. Представьте себе ограничения на право собственности, проекты доступного жилья, экологически чистые строительные материалы, такие как тюки соломы, ограничения на коммерческое развитие, систему резервирования мощностей и более экологичную инфраструктуру для дикой природы. Город компании и ресурсная колония — это легендарные места на американском Западе, где циклы подъемов и спадов следовали за состояниями ненасытных лесных, горнодобывающих и железнодорожных гигантов.Горнолыжные городки не обречены на такую ​​же участь. Фактически, появление удаленной работы, ускоренное Covid-19, предлагает нам представить себе мир, в котором средства к существованию горнолыжного городка меньше зависят от одного гиганта. Новички не просто захватят это место и вернутся к побережью, а скорее бросят якорь и останутся там на некоторое время.

Представьте также мир, в котором горнолыжные курорты находятся в ведении государственных некоммерческих фондов. Это не сложно; они уже существуют. Bridger Bowl недалеко от Бозмана, штат Монтана, работает как некоммерческая организация с середины 1950-х годов.Горнолыжный курорт Аскатни в Вермонте работал с 1947 по 2010 год, когда он закрыл свои двери и продал свои подъемники из-за растущего долга. Затем местные жители проголосовали за покупку курорта под эгидой небольшой некоммерческой организации с помощью Trust for Public Lands.

Сегодня из 23 общественных лыжных зон Вермонта семь в настоящее время принадлежат или управляются некоммерческими организациями: Ascutney, Brattleboro Ski Hill, Cochran’s, Har’Ack, Lyndon Outing Club, Middlebury College Snow Bowl, Northeast Slopes и Suicide Six.

В горах Бигхорн в штате Вайоминг усилия широких масс привели к тому, что Фонд Антилопы Бьютт приобрел в 2010 году заброшенный горнолыжный склон с благословения членов племени воронов. Таос в Нью-Мексико является первым горнолыжным курортом, который работает как сертифицированная корпорация B, которая требует, чтобы общественное благо было мерилом успеха наряду с прибылью. В целом около 10 % из 470 горнолыжных курортов в США принадлежат некоммерческим организациям.

Доходы, которые в противном случае могли бы быть направлены акционерам, приобретениям или зарплате руководителей, идут прямо на финансирование усовершенствований или обеспечение доступности лыжных прогулок.Чтобы защититься от превратностей погоды, сеть могла бы заключить соглашение о разделе доходов. Как и наши национальные парки, универсальный сезонный абонемент может обеспечить определенную финансовую безопасность и доступный доступ. Эта модель, конечно, заметно отличается от лыж сейчас. Это не потребительство. Дело не в отображении статуса. Скорее всего, он будет опираться на волонтеров, федеральные гранты, пожертвования и поддержку сообщества. Но спасение зимнего отдыха зависит не от мегаотелей или хелиски, а от доступного, аутентичного и скромного.

Приключения на свежем воздухе изобилуют этими коммунальными моделями. Некоммерческие бойскауты Америки по-прежнему владеют впечатляющими местами, такими как скаутское ранчо Филмонт в Нью-Мексико, морская база во Флорида-Кис и базы северного уровня в пограничных водах Миннесоты и Канады. Они управляются для своих членов. Recreational Equipment Inc. (или REI) по-прежнему технически является потребительским кооперативом и дает своим членам право голоса на выборах в совет директоров. Прошлым летом я работал проводником на плотах в Смоки-Маунтинс в Nantahala Outdoor Center, который начал свою деятельность в 1970-х годах как компания по производству плотов, принадлежащая рабочим.

Наконец, рассмотрим то, что я условно называю Фондом общественных земель. Идея проста. Казначейство США или некоммерческая организация управляет пулом активов от публичного имени. Лесоматериалы, нефть, коммерческое рыболовство, лыжные компании, снаряжения для рафтинга — на самом деле любое предприятие, которое напрямую получает прибыль от государственных ресурсов, находится в ведении фонда. Каждый взрослый имеет право на одну неторгуемую акцию, по которой выплачиваются ежегодные дивиденды в зависимости от доходности базовых активов. Граждане имеют право голосовать по вопросам акционеров либо непосредственно, либо через доверенное лицо.Акция не может быть продана и списывается после смерти.

Далекая от идеи журавля в небе, она вполне реалистична и имеет ряд преимуществ. Во-первых, общественный фонд эффективно демократизирует владение корпоративной прибылью, но защищает динамичную управленческую структуру от окостеневшей бюрократии советского образца. Это уменьшает бедность. Он подчиняет корпоративное руководство более широкому кругу интересов, чем максимизация прибыли. Он подтверждает Доктрину общественного доверия, согласно которой блага Земли принадлежат людям, а не отдаленным акционерам.Более 120 горнолыжных курортов (на которые приходится 60 процентов всего лыжного трафика) работают в национальных лесах. Если частная фирма извлекает выгоду из общественного актива, почему общественность не должна получать от этого выгоду?

Это также в высшей степени достижимо. Уже первая санкционированная поляна на территории Национального леса была сделана в Вермонте благодаря работе Коллектива Ridgeline Outdoor (ранее называвшегося Rochester/Randolph Sports Trails Alliance) в Брэндон-Гэп. Часть роста катания на лыжах по пересеченной местности снижает затраты и выбросы углекислого газа, которые представляют собой катание на лыжах с подъемником.

С 1980-х годов Постоянный фонд Аляски выплачивал каждому жителю Аляски ежегодные дивиденды (обычно в пределах от 1000 до 2000 долларов США) из лицензионных отчислений штата за нефть и диверсифицированного портфеля акций, облигаций и недвижимости. Программа настолько популярна, что целых 64 % жителей предпочли бы установить подоходный налог штата, чем сократить дивиденды, чтобы покрыть прогнозируемый дефицит бюджета штата. В Норвегии, на родине лыжного спорта, различные государственные фонды благосостояния владеют почти одной третью всех акций, котирующихся на фондовой бирже Осло, и примерно 76 % нежилых активов страны.Для сравнения, это более чем в два раза превышает долю национального богатства, принадлежащего Китайской Народной Республике.

Такие примеры доказывают, что демократия может дешево управлять значительной частью общественного богатства от имени общества без значительных проблем. Фонд общественных земель также не требует радикального революционного момента. Норвегия либеральна, а Аляска — нет. Благотворительность, налог на ценные бумаги и другие сборы на фондовом рынке могут постепенно ослабить власть частных инвесторов до тех пор, пока фонд не приобретет контрольный пакет акций.

Когда я катаюсь на лыжах один, я часто думаю о геометрическом чуде снежинки или о манящей глубине снежной поляны за поворотом. Но видения зеленого будущего — «настоящие утопии», как назвал их Эрик Олин Райт, — также постоянно вспыхивают в моей голове. Измельчать гнара — дикая, волнующая вещь, которую заслуживает каждый. Наши общественные земли предоставляют нам эти внушающие благоговение встречи, но их использование было извращено и превращено в товар. Облако беспокойства о климате нависает над нами. Какими бы несовершенными ни были приведенные выше модели, они вдохновляют на эмансипированное видение досуга — мира, освобожденного от тирании работы, демократичного, зеленого и наполненного природными чудесами и телесностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.