Нам всегда хотелось как бы изнутри посмотреть на процесс скольжения, и наглядно увидеть, как влияет тот или иной способ обработки лыж на их скольжение. И вот недавно получилось сделать небольшой эксперимент. Подумалось, а почему бы не оценить смачиваемость по-разному обработанной лыжи, разливая на скользящую поверхность воду и оценивая форму и количество получающихся капель и лужиц? Cоответственно, применительно к скольжению, "отрицательная" капля будет быстрее отрываться, чем "положительная", и лыжи будут в этом случае скользить лучше. Этот эффект можно сравнить с эффектом покрытия кузова автомобиля полиролью.
Мы взяли и разделили лыжу на несколько зон. Ранее мы слышали, что пластик без графита порой скользит даже лучше чем обычный черный (т.е. с содержанием графита пластик). В свое время даже лыжи Fischer были белые. Итак, первой зоной была зона носка, там где наносится логотип, и где лыжа не содержит графита. Взяли лыжу с заводским штайншлифтом, т. е. новую. Здесь капля имеет более "отрицательную" форму чем во 2-й зоне, где пластик содержит графит. Т.е отсутствие графита дает пластику большую гидрофобность.
Вторая зона представляет собой просто участок необработанной лыжи (заводской штайншлифт с небольшим количеством ворса). Положение капли "положительное", как бы расплюснутое.
Далее показан переход между зонами 1 и 2.
Соответственно, третья зона – полносью обработанная лыжа. Полностью обработанная, т.е. проциклена, обработана металлической щеткой, фибертексом с нанесением структуры давящей накаткой (продольной 3-кой и елочкой 0.7 см.). Парафин не наносился.
Форма капли "отрицательная".
Переход между 2-й и 3-ей зонами выглядит следующим образом.
Далее возникла мысль: «А нельзя ли разделить эффект циклевки и эффект обработки щетками?». В результате родилось еще 2 зоны обработки лыжи. Четвертая зона – лыжа только процикленная и все. Форма капли в этом случае похожа на первую зону как бы в промежуточной стади движения к полностью обработанной зоне.
Переход между 3-й и 4-й зонами выглядит следующим образом.
А вот пятая зона – лыжа только обработанная щетками. 5-я зона нас удивила. Оказывается на смачиваемость скользящей поверхности обработка с помощью щетки из металла оказывает большее влияние, чем просто циклевка без обработки щетками. Возможно, для улучшения скольжения при погоде около нулевой температуры металлическая щетка сможет дать больше, чем простая циклевка без обработки
Переход между 4-й и 5-й зонами выглядит следующим образом.
А теперь покажем как все эти 5 зон выглядят одновременно.
Глядя на эти фотографии, полагаем, что читатели сами сделают для себя выводы касательно влияния того или иного способа обработки лыж на скольжение. Правильнее, конечно, говорить в данном случае не о скольжении, а о смачивании или, если говорить о практике, о подсосе во влажную погоду.
Для наглядного примера покажем, как отличается полностью обработанная лыжа (циклей, металлической щеткой, фибертексом, без парафина) от новой заводской лыжи с нанесенным на нее заводским штайншлифтом (обработанная лыжа справа).
|