За два с лишним года истории существования сайта «Л.С.» в Интернете (www.skisport.ru) на eгo страницах не возникало, пожалуй, столь бурной и продолжительной дискуссии, как после короткой реплики мастера спорта сразу по двум видам спорта биатлону и лыжному ориентированию - мужа и тренера Антонины Ординой Леонида Кузьмина. Реплика эта была посвящена нецелесообразности, по мнению автора, применения парафинов при подготовке лыж к гонке, а необходимости, напротив, их постоянного подцикливания перед стартами (с целью обнажения свежего слоя пластика). Сразу скажем: дискуссия эта оказалась oгpoмнa. Достаточно сказать, что мы едва ли сможем воспроизвести здесь, на страницах журнала, даже десятую часть вceгo, что прозвучало в качестве доводов, контрдоводов и личных наблюдений посетителей сайта. Тем не менее, те из наших читателей, что заинтересуются этой темой, без труда cмoгут найти на сайте все необходимые материалы (дискуссии «Щетки и смывки», «Снова о проблеме циклевки и парафинах», «Рано закругляться про цикли», «Не понимаю, почему Леонид Кузьмин не опубликует ... », «Вопрос Леониду Кузьмину», «Вопрос (просьба) к Леониду Кузьмину №2», «Вопрос №3 Леониду Кузьмину», И другие, прозвучавшие в ноябре 2003 - феврале 2004 годов (если станете искать, воспользуйтесь поисковиком). Перед участниками же дискуссии мы должны извиниться, поскольку вынуждены были позволить себе достаточно вольную «нарезку» из их суждений. Но, увы, иного выхода у нас не было. По традиции мы попросили прокомментировать далеко небесспорную точку зрения Л.Кузьмина некоторых российских специалистов. Кроме тогo, вы сможете ознакомиться с ответами на вопросы Александра Вертышева, полученными от компании IMS Кunststоff AG - ведущего производителя высокомолекулярного полиэтилена (ВМПЭ), используемого практически всеми производителями беговых лыж в мире.
Леонид Кузьмин …Послушайте, господа! Насколько я представляю, большинство участников этого вече имеет среднее образование; более того, многие провели энное количество лет в стенах ВУ3ов и, более того, некоторые имеют ученые степени. Как вы можете верить в то, что высокомолекулярный полиэтилен можно пропитать парафином? Как вы можете верить в то, что пусть даже очень жесткая нейлоновая щетка может нанести непоправимый вред скользящей поверхности? Как вы можете верить в то, что можно положить несколько слоев разных парафинов? Как вы можете верить в то, что... Я прекрасно понимаю, что вторгаюсь в область, где фундаментальные законы природы и принципы рационального мышления не действуют. Смазка лыж стала религией, а не наукой. Нет ничего бессмысленнее, чем быть втянутым в религиозную дискуссию, но не выдержал. Павел Гладков Из методички Swix: для реального процесса насыщения базы парафином рекомендуется использование относительно мягкой мази (СН1О) независимо от погодных условий. То же самое пишет и "STAR" (не помню, правда, в каком номере "Л.С."). Я думаю, что материалы взяты из методик фирм-производителей парафинов. Модест Соловьев В полиэтилен ничего не уходит, уходит на заполнение микроструктуры поверхности мельчайших невидимых глазу впадин. Как вы представляете себе, что полиэтилен впитывает парафин? Почему тогда полиэтилен не впитывает воду, ведь молекула воды много меньше молекулы парафина? Молекулы полиэтилена очень плотно упаковываются, полиэтилен ничего не может впитать, даже такие легкие углеводороды, как керосин, не проникают сквозь полиэтилен. Статьи о том, что база лыж производителя NN впитывает парафин - это преднамеренный обман потребителя. ... Я понимаю логику обманщиков так: база впитывает парафин; чем больше она впитает, тем лучше (почему лучше???). Поэтому не скупитесь - покупайте и пропитывайте. Покупайте, покупайте и еще раз покупайте. Игорь В одном из номеров "Л. С." была статья, как раз - научная, с формулами и картинками. Но, даже если кто-нибудь мне докажет, что эта статья и мои понятия о парафинах и скользящих поверхностях - это бред, ВСЕ РАВНО Я БУДУ МА3АТЬ ЛЫЖИ так, как советуют люди, которые ИСПЫТАЛИ это на ПРАКТИКЕ. Леонид Кузьмин Все на пропитку железнодорожных рельс! 3абавное наблюдение: Когда Билл Гейтс призывает население покупать Windows ХР, население держит фигу в кармане и думает: "Нет, Билл, ничем твое Windows ХР не лучше чем Windows 3.11. Нам и с Windows 3.11 хорошо. А будешь настаивать, мы себе Liпuх установим". Хотя подавляющее большинство этого населения не видит и не может видеть разницы между ХР и 3.11. Другими словами, налицо проявление здорового критицизма. Но когда население призывают пропитывать полиэтилен, население дружно берет под козырек и бежит пропитывать непропитываемое. 3дравый смысл молчит. Другими словами, налицо проявление массового психоза. ...И в России, и в скандинавских странах все "высокооплачиваемые специалисты по смазке" участвуют в деятельности той или иной фирмы, торгующей мазями и машинами для обработки лыж. Получить объективную информацию невозможно. Сами "высокооплачиваемые специалисты по смазке" не владеют методикой постановки достоверного эксперимента и не нуждаются в таком эксперименте. ВЕРА заменяет эксперимент. Несколько лет назад в норвежском "Л.С." была напечатана истинно научная статья с анализом влияния машинных структур на скольжение. Авторы статьи пришли к выводу, что владеющий циклей специалист получает более хорошее скольжение по сравнению с машиной. Эксперимент был проведен на высоком уровне, лыжи проходили надлежащую обработку после машины. Эффект этой статьи можно сравнить с эффектом христианской агитации на улицах Кабула, эффект был равен нулю. ВЕРА заменяет эксперимент. …Штайншлифт намного увеличивает адгезию грязи к скользящей поверхности (c/п). Полностью убрать микроворс после штайншлифта практически невозможно. В этом форуме меня обвинили в консерватизме, в попытке остановить npoгpecc. В связи с этим хочу сообщить, что на моих лыжах и на лыжах моей жены штайншлифт появился еще в январе 1992 года. Задолго до того, как слово "штайншлифт" стало известно большинству из участников форума. Много лет я сравнивал лыжи со штайншлифтом и без, я страстно хотел (и хочу) идти в ногу с "npoгpeccoм", но не верить своим собственным наблюдениям я не мог. Алексей Ашитко ... Что касается продажности, то из Вашего сообщения очевидно, что Вам заплатили за то, чтобы переориентировать финансовые потоки с высокофтористых парафинов на термобелье БД ("BJORN DAEHLIE") (это ссылка на не приведенную здесь часть дискуссии - "Л.С."). Или Вас купили фирмы, которые не производят высокофтористых парафинов ... ;))) А если серьезно, то Вы, наверное, мало знакомы с теми людьми, которые используют парафины в пpoмышленных количествах. И, видимо, слабо себе представляете, чего стоит заставить их использовать какую-либо новинку. Статей они не читают. Ни заказных, ни каких-то других. И ничему, кроме собственного опыта, не верят. Леонид Кузьмин В сезоне 1990/91 SWIX стал делать большие упаковки парафинов и рассказывать смазчикам национальных сборных, как пропитывать непропитываемое. На тот момент не было ни одного практикующего специалиста, кто бы делал такое. Все было разработано в недрах SWIX. Менеджер фирмы ТОКО (Ханс) довольно жестко критиковал SWIX за распространение дезинформации. ТОКО сделали у себя несколько экспериментов, но подтверждения теории SWIX не нашли (летом 1991 самолично разговаривал с Хансом на эту тему). Но уже в начале 1992 года Ханс успокоился, а через некоторое время ТОКО стали делать большие упаковки и рассказывать легенды о пропитке непропитываемого. А так как пропитка непропитываемого приводит к дополнительным финансовым расходам и к дополнительным затратам труда, то сработал эффект плацебо, и лыжи поехали быстрее. Смазчики национальных сборных вернулись домой, рассказали смазчикам на местах, и пошло-поехало. Далее в ходе дискуссии были приведены несколько описаний патентов из области лыжного пластика и смазки. Эта информация слишком объемна и к тому же была приведена на английском языке. Поэтому даем ссылку на сайт с этой информацией: http://ep.espacenet.coт. Там заходите в Advanced Search, например, с такими параметрами: Se/ect patent database:Worldwide, Keyword(s) in titlе: ski Keyword(s) in title оr abstract: polyethylene. Патенты были на тему обработки пластика радиацией, про добавление графита в пластик, про носок лыжи из светлого пластика, про пластик с поглощением парафина 1.8 мг/см2, про фтористые добавки в пластик и т.д. Александр Вертышев То, что не нужны тонны парафина - это точно, но экономия - это уже скорее технологический вопрос. А про большие упаковки скорее это общая тенденция. Если я несу из магазина один мешок стирального порошка весом 4 кг, а не десять коробок, это не значит, что меня "стимулируют" больше его сыпать при стирке. Как и 2-литровый пaкeт сока и бочонок пива и т.д. Леонид Кузьмин По поводу патентов. Патент - документ, свидетельствующий о пpaвe изобретателя на его изобретение, о его приоритете. То есть, при регистрации патента проверяется оригинальность самой идеи, эффект внедрения данной идеи никто не проверяет (и далеко не всегда это можно проверить), описание эффекта изобретения ложится полностью на совесть изобретателя (организации). Причем в подборке Александра имеется яркий пример вышесказанного, это patent number ОЕ4022286; pubIication date 1991-02-21; FISCHER GMBH (АТ). В этом патенте описывается чудотворный эффект применения прозрачного пластика на скользящей поверхности (c/п) носка лыжи. Я надеюсь, что все участники этого форума достаточно благоразумны и понимают, что это все лапша, та лапша, которая вешается на уши потенциальных покупателей. Прозрачный пластик на носках лыж применяется только и только в целях увеличения времени экспонирования названия фирмы-производителя на ТВ. Другими словами, 1.8 mg/cm2 из патента US51891ЗО могут быть и 0.18 mg/cm2 и 0.018 mg/cm2. Уличить фирму YАМАНА CORP во лжи практически невозможно - те, кто имеет специалистов и оборудование для проверки "1.8 или 0.018", сами абсолютно не заинтересованы в истине. Практически все лыжные фирмы завязаны с производителями мазей и в истине тоже не заинтересованы. По этой причине в работе лыжных фирм заметен некий дуализм. Например, "MADSHUS" тратит дополнительные средства, применяя (patent number US546674З) "Сега F base", но не рассказывает о том, что лучшие качества этого материала проявляются только в чистом (свежепроцикленном) виде. …Я утверждал, и утверждаю, что трение скольжения лыжи есть функция F=Q+ k*l. Q - исходное трение скольжения лыжи, Q напрямую зависит от степени смачиваемости с/п. k - градиент загрязнения с/п. l - пройденная дистанция. Абсолютное большинство лыжников и специалистов при подготовке лыж ориентируются только на Q. И это ошибочно. На ЧМ 1995 в Thunder Вау после 400 метров (1 = 0,4) нельзя было прочесть названия фирмы-производителя под прозрачным пластиком носка лыжи, хотя лыжи были подготовлены с применением Сега F... Подготовка лыж для сильного мороза - еще один яркий пример абсурда. Фирмы-производители агитируют за применение сверхжестких, сверхтугоплавких парафинов. Их аргумент - жесткие парафины слабо пенетрируются кристаллами снега. В этом-то и абсурд. Чистая c/п пенетрируется еще меньше, но мы наплавляем сверхтугоплавкий парафин, пережигаем c/п, с трудом этот парафин снимаем, и в результате получаем c/п с бело-серыми пятнами и не очень хорошее скольжение. Правда, интересно? Но мы довольны все равно, ритуал исполнен, а это главное. ...Специалисты фирмы ТОКО честно пытались в 1991 году определить, насколько увеличивается количество парафина в поверхностном слое скользящей поверхности после многократных "пропиток". Их эксперимент показал, что вновь процикленная скользящая поверхность после 20 наплавлений-снятий napaфина содержит этого самого парафина в поверхностном слое столько, сколько и после одного наплавления-снятия. Специалисты фирмы Inter Montana Sport (IMS) of Switzerland (крупнейший производитель Sintered UHMW Polyethylene, он же P-tex) считают, что использование парафинов оправдано только в горных лыжах, лыжникам-гонщикам они не рекомендуют наносить парафины, а рекомендуют правильно обрабатывать скользящую поверхность. Malex А можно подробней о рекомендациях IMS? Парафин не рекомендуется ... Что-то вместо? Или совсем на голых?.. Леонид Кузьмин Все правильно, "на голых". Модест Соловьев Как готовить поверхность БЕЗ парафинов? Что делать с белесыми пятнами, когда поверхность сухая, без парафина? Так и кататься? Леонид Кузьмин Серо-белые пятна появляются в первую очередь при пережоге лыж (но не щетками, щетками пережечь практически невозможно). Такие пятна убираются циклевкой. На свежеотцикленных лыжах при наличии хорошего снежного покрова (без песка, безо льда) можно пpoехать многие сотни километров, и скользящая поверхность будет оставаться идеально черной (если она графитовая). Модест Соловьев То есть Вы предлагаете просто проциклевать лыжи и ездить? В далекие годы, когда я накатывал по 500 км в месяц (с марта по май включительно), я и циклевал почти каждый месяц. Еще была такая метода: после проциклевки без всякой обработки прокатить километров 50 по сухому снегу (дело было на северах, где снег тает в конце мая). Без парафина все же катили похуже, даже при -15. По воде и плюсовой температуре без парафина катили очень плохо. В 1983 году в Кировске на закрытии сезона перед марафоном попробовал покататься на голом пластике, а тогда уже были лужи на снегу, - лыжи скользили очень плохо. Ощутимо помогли парафин и жидкая мазь под колодку. Леонид Кузьмин Само собой, циклить надо уметь. Цикля должна быть негибкой и правильно заточенной. В моем случае э то 2-миллиметровая пластина из стали HSS (быстрорежущая), заточка машинная под углом 85 град. Цикля не должна давать стружку, лыжи не поедут, что-то между опилками и пылью выходить должно. Когда все правильно сделано, поверхность выглядит очень красиво, объяснить трудно, как выглядит, но красиво. Стальная роторная щетка RedCreek (3000 об/мин) делает поверхность еще красивее. Как говаривал Туполев: "Некрасивый самолет не взлетит ... " …Если цикля жесткая, по-настоящему острая, то сильное давление при циклевке не нужно. Движения должны быть довольно быстрые, на каждом движении меняйте угол (угол к направлению движения) постановки цикли. Успех обеспечен. Модест Соловьев Вчера вечером подготовил одну лыжу по методу Л.Кузьмина, как я его понял. Пришлось разориться, правда, не на роторную, а на ручную стальную щетку RedCreek (700р) и во время циклевки периодически подтачивать циклю. Затратил на одну лыжу (фишер классик 95 года) с нуля 4 часа. Поверхность получилась очень гладкой с готовой структурой, хорошо перламутрово блестит при падении света перпендикулярно поверхности, и совершенно угольно черная при падении света под острым углом. После обработки щеткой поверхность стала выпуклой, сочной, как бы смазанная жиром. Самый главный результат: посмотрел в лупу на капельки воды - угол смачивания отрицательный, как при использовании фтора! Александр Вертышев Через месяц, когда ляжет снег, можно будет поэкспериментировать… Одну лыжу циклишь, вторую парафинишь. А если разницы нет, то зачем платить больше :-))) Леонид Стоноженко Не ясно, где больше? Часто циклюемая лыжа быстрее уйдёт в утиль, база сострогается и кердык. Кроме того, для большинства лыжников такая циклёвка не по зубам, а значит, снова финансовые затраты. А если даже задаться целью и освоить это дело самому, то заточка цикли - реально проблема, вручную не особо какое качество получается.:) Алексей Ильвовский В результате разыгравшейся (по-другому и не назовешь...) дискуссии выяснилось очень много теоретически интересных вещей о поверхностях лыж и их взаимодействии с парафинами. Но, мне кажется, можно сделать уже некоторые вполне практические выводы. Например: - роль циклевки лыжи очень велика, и влияет она на скольжение сильнее, чем парафины; - при традиционном подходе к парафинению не учитывается (или слабо учитывается) такой фактор, как загрязнение поверхности по ходу гонки; - вызывает сомнения необходимость первичного 20-кратного "насыщения" базы парафином. Но! Для большинства лыжников (и людей вообще) "религия смазки" останется в прежнем блеске и сиянии, и не только потому, что они ленивы, нелюбопытны и необразованны. Есть еще одна причина: Свикс и К дают ГОТОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ, АЛГОРИТМ! "Шаг 1", "Шаг 2", ... , и т.д. "Если влажность >75% и снег такой-то - делайте то-то". Мы вовсе не так доверчивы. Просто у большинства нет физических возможностей откатывать десятки вариантов на разные погоды и для разных пластиков, и приходится что-то брать на веру. Леонид Кузьмин Постараюсь ответить по порядку: 1. Весной в Ромашково я потратил 30 мин. на циклевку и обработку обычной латунной щеткой "убитых" "MADSHUS". Другой щетки не было под рукой, а циклю я имел свою. 2. "Готовились ли лыжи для этапов Кубка мира, ЧМ и ОИ в соответствии с высказанными Вами идеями?". Конечно, готовил, но делиться с другими не спешил. И не только по причине конкуренции не делился я своими соображениями, я не хотел сойти за сумасшедшего. Когда в Ромашково на финише гонки три лыжника, за мной приехавшие, спросили, что я делал с моими лыжами такого, что лыжи "дуром перли", я ответил искренне и честно. Они немного обиделись, посчитали, что я их разыгрываю. Так сильна ВЕРА. 3. "И если да, то что и когда Вы, или другие смазчики, делали с лыжами на серьезных гонках, кроме циклевки?". Другие смазчики, как правило, делают то, что приписывают каноны ВЕРЫ. Всё крутится в порочном кругу: порошки сравниваются с порошками; машинные структуры с машинными структурами; еtс. Мне кажется, я рассказал уже довольно много конкретного. Вернемся к, несомненно, упрощенной формуле F=Q+k*l. Задача смазчика - минимизация интеграла от функции F по l (для простоты принимаем k за константу). Тут возникает проблема, как оценить k (с Q проблем нет)? Мне сильно помогло мое пристрастие к лыжам с прозрачной с/п. Большинство давно перестало пользоваться такими лыжами, а зря. Прозрачный UHMW-PE работает очень неплохо, а в условиях сильно мокрой лыжни всегда превосходит графитовый пластик, прозрачный UHMW-РЕ более гидрофобен, чем графитовый. Используя лыжи с прозрачной с/п, легко проверять степень загрязнения с/п. Одну лыжу циклюем, а другую готовим традиционно (HF, Сега F), проезжаем 5 км, заходим внутрь, берем туалетную бумагу (фиберлен экономим), мочим бумагу смывкой и проводим от носка по с/п лыжи. Последние два пункта (со свежими кусками бумаги) повторяем до почти полной чистоты с/п. Таким образом, оцениваем k и принимаем решение о варианте смазки. Готовые рецепты давать тут невозможно, но подозреваю, что в лесу близ МКАД (Ромашково) нетрадиционный подход всегда выигрышен. При применении парафинов их слой надо доводить до минимума. Я давно выбросил все нейлоновые щетки, пользуюсь только латунными и стальными. 4. "Свикс и К дают ГОТОВУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ, АЛГОРИТМ "Шаг 1 ", "Шаг 2", ... , и т.д." Swix не имеет настоящей научной программы, эти времена прошли, все делается методом тыка. Когда Swix работал над созданием мазей 2-го поколения (1942-43 гг.), то это была настоящая научная работа, было сделано специальное оборудование. Мази третьего поколения (карбонофториды) случайно открыл итальянский инженер - любитель лыжных гонок. На мой взгляд, наиболее научно работает ТОКО. Но везде маркетинг идет впереди рациональности. 5. Еще одно наблюдение из практики применения лыж с прозрачной с/п. 'чистка лыж мягким горячим парафином не работает. После такой чистки при первых двух проходах все равно сцикливаешь грязный пластик. 6. "Если практика Свикса тоже будет работать в такой сложной системе, как лыжные гонки, то, как минимум, следует признать ее также заслуживающей внимания... " Излишне сильно полагаясь на этот постулат, легко впасть в казуистику. Если смазчик производит 15 различных рабочих моментов над парой лыж, и из них только 2 рациональны, 13 иррациональны, но безвредны, то это не означает обязательность всех 15-ти моментов в подготовке лыж. Хотя, конечно, если есть время и деньги, почему бы и не повторить все 15? IE Загадочный материал этот ВМПЭ - парафин не впитывает, а грязь - пожалуйста. Алексей Жилин Можно ли обойтись щетками? Ну, скажем, вместо циклевки пройтись латунной или стальной щеткой лишние 20 ..50.. раз? Пусть это займет больше времени, но шансов испортить лыжи будет меньше. Леонид Кузьмин Нет. Не получится. Даже роторной стальной не получится. Александр Вертышев Пожалуй, это ключевой момент альтернативной технологии. Если проциклить лыжу должным образом, то возможно ли поддерживать это состояние, используя только стальную щетку? И как долго можно не циклить? В противном случае встает вопрос о времени жизни лыжи. Если активно используемые лыжи придется менять раз в сезон, вот тогда я понимаю, вот это стимуляция спроса !!! :-))) Парафинщикам до этого далеко. Даже не это главное. Если попалась удачная пара, которую берегут, а это редкость, то не жалко ли будет укорачивать ей жизнь? Короче, может оказаться, что оба направления в подготовке лыж обладают своими плюсами и минусами, но при этом одна из технологий проще в исполнении и в целом дешевле, а потому и шире распространена. Леонид Кузьмин Для тренировок поддерживать стальной щеткой можно, но перед соревнованиями я бы рекомендовал легко лыжи проциклить. Что же касается "ключевого момента", то можно сравнить с традиционным на сегодня способом шлифовка лыж машиной. После трех (иногда и двух, не считая фабричной) машинных обработок на пятках и на носках лыж начинает проглядывать клей. Первая циклевка и в самом деле забирает довольно много времени и пластика (но меньше, чем шлифовка в машине), последующие циклевки занимают 10- 15 минут, расход пластика на уровне толщины нескольких молекул. Честно говоря, я сам не знаю, сколько пластика исчезает при легкой циклевке, но у меня есть пара лыж, этой паре 6 лет и она была циклена много-много раз, до сих пор клей не проглядывает. Александр Вертышев А как быть со структурой? Поскольку не видел, что из себя представляет с/п после правильной обработки, то возникает вопрос - там структура какая-нибудь есть, или она гладкая как зеркало? И если вы наносите структуру накатками, то как потом от нее избавляться? При прогреве с парафином - там вроде понятно, а тут как? Леонид Кузьмин Нет, Александр, зеркальной с/п после циклевки и щетки не будет. Внутренняя структура UHMW-PE откроется, и этой структуры, как правило, хватает на все варианты снега, кроме очень мокрого весеннего. Если дополнительные структуры выдавлены, а не вырезаны, то они сами потеряют свои контуры (полиэтилен аморфен). Ну, а если будет очень холодно, то цикленуть можно. Модест Соловьев Поверхность не зеркальная, но насыщенно черного цвета, как бы смазанная жиром. На ощупь гладкая, шероховатость при проведении вдоль лыжи пальцами не ощущается. Malex Не понимаю, почему Леонид Кузьмин не опубликует свое ноу-хау, например, в "Л.С.", это же бомба! Революция! Свикс-Токо-Фишер-Атомики и К дурят народ! Надо же открыть глаза читателям "Л.С."... Всей стране... Да что уж там - ВСЕМУ МИРУ! Леонид Кузьмин В моей практике лыжи с прозрачной с/п (Madshus, Atomic) всегда работали лучше лыж с графитовой с/п на сырой снег. На мороз 50% на 50%. Такому любителю лыж с прозрачной с/п, как я, всегда было сложно найти хорошие лыжи. Гоночные лыжи с прозрачной с/п выпускаются в небольшом количестве, довод - раскупают их плохо. Причиной этому являются легенды о статическом электричестве и мощная рекламная компания Фишера в конце 80-х годов. Фишер инвестировал в графитовый UHMW-PE и хотел получить отдачу от инвестирования. Например, в каталоге SWIX конца 80-х начала 90-х Гунде Сван объяснял методику наложения Сега F и при этом говорил, что наносить Сега F надо на лыжи с графитовой с/п. Сами понимаете, кто будет покупать лыжи с прозрачной с/п после такой промывки мозгов? Авторитет Гунде Свана в те годы был непререкаем. Алексей Страхов Надежды на защиту скользящей поверхности абсолютно не напрасны, так как если не парафинить ее, то она быстро "поседеет". Леонид Кузьмин Нет, не "поседеет". Катался на свежепроцикленных лыжах в 25 гр. морозы по несколько дней, лыжи не "седели". Катался всю неделю на свежепроцикленных лыжах в Понтресин (Швейцария), было 15 гр. мороза, сухой горный воздух, лыжи не "седели". А вот если Вы, Алексей, положите жесткий морозный парафин, то Ваши лыжи "поседеют" через 200 метров. Не так ли? Алексей Страхов Мой опыт говорит, что не так. Помнится, в начале года я катался под Смоленском два дня (в сумме 60км) при -15 после нескольких дней морозов под -30 обработав с.п. зеленым Start-ом, так не сильная белесость возникла только в характерных местах - под пяткой и в начале колодки. Леонид Кузьмин Я утверждаю, и проверял на практике свое утверждение много раз, что на свежепроцикленных лыжах можно проехать сотни километров в самый страшный мороз, и лыжи не "поседеют". Трудно избежать перегрева с/п при нанесении твердого морозного парафина. От перегрева на с/п появляются мельчайшие чешуйки, эти чешуйки встают дыбом в местах максимального давления снега на с/п. Чем больше перегрел, тем дальше от двух зон максимального давления распространяются белесые пятна. Такие пятна удаляются циклевкой. Наличие "седых" пятен ухудшает скольжение лыж. Делал такой опыт: две пары примерно одинаковых лыж. -18 градусов. Одна пара с голубым (очень твердым) ТОКО парафинам, другая пара с красным ТОКО. Скатываюсь - с голубым катит лучше. Проезжаем с женой 2,5 км, лыжи с голубым ТОКО слегка - слегка "поседели". Скатываюсь - пара с красным парафинам катит лучше. Выводы сами делайте. Олег Пономаренко Восточная Сибирь, температура ниже -20 регулярно... Не заметил, чтобы после морозных парафинов лыжи "седели"... Это при том, что сухой перемороженный снег, плюс нечистый, не редкость, скорее обыденность... Я сотни раз накладывал тугоплавкие парафины, и ни разу не пережигал поверхность. Анатолий Назаров ...Нам трудно доказывать что-либо друг другу, так как всё, о чем мы говорим, не очень очевидно - смазка и обработка только чуть-чуть улучшают скольжение, а всё в основном решают, грубо говоря, ноги и собственно какие попались лыжи. Леонид Кузьмин Испытав такое давление от оппонентов, я даже засомневался, а не привиделось ли мне все то, о чем я писал здесь. Помог случай. Катался вчера коньком и встретил на трассе М. Фредрикссона, одного из лидеров сборной Швеции. Полсборной живет в нашем городе (Оstегsuпd). Прокатились с ним вместе один круг (6 км), лыжи у нас одинаково катят. Чудеса! Над его лыжами было пролито много литров парафина и пота, а я легко проциклил свои после летнего (без парафина) хранения и уже успел 7 раз на них прокатиться (около 200 км). Снег на кругу на 70% искусственный, а с/п на лыжах почему-то черная до сих пор. Чудеса! На этой паре я катаюсь с августа 2000 года, много раз циклил, а пластика на с/п хватит еще на 5 лет, волны нет. Много раз применял риллер на этой паре, а с/п до сих пор не развалилась. Совсем чудеса! А основная мысль, которую я пытался донести, это не рецепт лучшего в мире скольжения, это нахождение разумного компромисса. Хотите вы кататься на лыжах? Да катайтесь, а не стойте часами с утюгом, не дышите этой дрянью, дышите чистым морозным воздухом зимнего леса. Не знаю, удалось ли мне убедить вас, или я, как Кассандра, потратил массу времени и сил на призывы, а деревянный конь уже внесен в город, и выносить его никто не собирается. ...Я не знаю, как обстоят дела в России, но в Швеции родители забирают детей из лыжных секций именно по причине усложнения, удорожания лыжных гонок. От родителей требуют участия в подготовке лыж (пропитка), просят сбрасываться на покупку порошков. Не всем это нравится. Станислав Смеркалов Даешь цикли в массы! Думаю, любителей лыжных прогулок это еще сильнее оттолкнет, а сколько еще при этом инвентаря попортят! А еще для циклевки нужен станок, да и цикли подтачивать надо постоянно. Malex правильно говорит, что любители вообще лыжи не смазывают, так что за них можно не беспокоиться. Alex R. ...Позиция Леонида достаточно ясна: нельзя оценивать качество подготовки лыж без учета пройденных километров, т.е. загрязнения, истирания и т.д. Все его оппоненты ответили в основном, что "не первый год мажем", "не учи ученых", "все так делают", "почитай рекомендации производителей", "а ты кто такой", или аналогично... Александр Музыка Опять же из личного опыта... Четыре (кажется) года назад. Середина марта. Грязная лыжня. Гонка ЗО км + З км разминки + закатка после гонки. Я на Start ВМ, знакомый на чистых лыжах. Перед гонкой скатываемся. Я уезжаю от него довольно далеко. Гонка. Первые 20 км лыжи работают идеально, последние десять - стоят. После гонки скатывается - он объезжает меня, причем заметного ухудшения скольжения у него не просматривалось. Я-таки у него выиграл, но если бы мы еще километров 10 пробежали, то проиграл бы я. Сделал для себя следующие выводы: 1. Подцикливать лыжи нужно регулярно. 2. Пропитывать не нужно. З. По грязной лыжне на короткие дистанции можно мазать, на длинные - циклить и на чистых лыжах (особенно если классикой, потому, что в этом случае собираешь еще и жидкую мазь впереди прошедших). 4. В остальных случаях мазать всегда. Аминь! Олег Пономаренко ... При постоянном подцикливании штайншлифт отпадает... Неужели все сборные мира дураки вместе со своими смазчиками?.. Я знаю, что Пылёв, например, делал для своих шлифовку в Австрии, так как уровень того, что делает 3авьялов, его не устраивает. Нет, я понимаю, что есть случаи, когда циклёвка или микроциклёвка помогает, но это скорее исключение, то же относится и к варианту голых лыж... Леонид Кузьмин ...Устал от всеобщего маразма в лыжных гонках. То, что Вы рассказываете, ярко иллюстрирует ту идиотскую ситуацию, которая имеет место быть. Пылёв ездит в Австрию, шведы в Норвегию, Воронин присылал лыжи сюда в Эстерсунд (Ларш Свенсон штайншлифт делал), Австрия Воронина не устраивала, сборная Германии по биатлону делает штайншлифт у Ларша Свенсона здесь в Эстерсунде (как Вы, наверное, заметили, шведы у него лыжи не обрабатывают), даже клубные лыжники ему не доверяют, а сборная Германии доверяет, сам видел. Ни в Австрии, ни в Германии немцы штайншлифт не делают, но Пылёв делает, а 3авьялову он не доверяет. И т.д. и т.п. Проанализировав вышеизложенное, можно сделать несколько выводов: 1. Большинство "смазчиков" не знает, что они делают; 2. Качество штайншлифта не имеет никакого значения, а может, и сам штайншлифт ничего хорошего не дает;... Чем сложнее "смазчик" все делает и объясняет, чем дальше он ездит для обработки лыж штайншлифтом, тем больше он дорогостоящих порошков тратит, тем он более "смазчик". Vasilii Smolyanov Ну вот, не выдержал. Расскажу-таки про свой опыт. Года эдак до девяностого, когда я слегка гонялся, я, как человек, в принципе на слово никому не верящий, в экспериментальных целях издевался над скользячкой всевозможными способами. Результатом стало твердое мнение, что на тот момент не существовало парафинов, которые могли бы конкурировать со свежеотциклеванными лыжами в подавляющем большинстве случаев при температурах от ++ до -12. При низких температурах, особенно при высокой влажности, голые лыжи вставали, но и парафинов в те времена достойных не было. Как ни странно, очень хорошие результаты получались при нанесении тонким слоем под негорячий утюг какого-нибудь "зеленого" РЕКСа. Тогда же я выяснил для себя, что циклевание - тоже вещь весьма неоднозначная. Мне однажды попал в руки комплект японских предметных стекол, отличавшихся идеально отшлифованной гранью. Отциклеванная таким стеклом поверхность получалась абсолютно планарной и глянцевой, просто загляденье, только вот лыжи не ехали... И накатка не помогала. Лучшие же результаты, на мой взгляд, достигаются при циклевании инструментом, имеющим небольшой заусенец на режущей кромке. Поверхность получается бороздчатая, но едет ведь! Когда в постперестроечные времена я, обновив инвентарь, вновь встал на лыжи уже в ранге ветерана, выяснилось, что появление сильнофтористых парафинов слегка изменило картину. Должен признать, правда, что откатывался я всегда ДО гонки, и никогда не сравнивал скольжение лыж, проехавших некое расстояние. Да и лыж с прозрачной СП у меня давно уже нет. Поскольку уничижительных комментариев по поводу езды на голых лыжах я в свое время уже наслушался, сразу оговариваюсь, что все вышесказанное - только мой личный опыт и ничего более, так как убеждать людей, долгое время пускавших под утюг неимоверные количества енотов в виде парафина и порошка, в том, что усилия их были напрасны, дело не только неблагодарное, но и жестокое. Алексей Ашитко О чем спор? О какой вере и кому идет речь? Менеджеру Свикса? Все лыжники, кроме Леонида, верят, а он нет? Вы можете представить реального тренера/смазчика, который верил бы кому/чему-нибудь, кроме своих ощущений? Вы тренера живого когда-нибудь видели? ...Повторяю, что езда на чистых лыжах может рассматриваться как ОДИН И3 вариантов смазки. В 98% случаев как самый плохой. Это проверено на практике МНОГО раз. И после 5, и 25, и 50км. Два случая из 100 - это тоже немало (если знать, как их достичь) для спорта высших достижений, но то, что их сможет достигнуть любитель, вероятность нулевая. Согласен с Леонидом: главное - знать принципы смазки (циклевки), а не искать готовый рецепт. Леонид Кузьмин Чем объясняется такая стадность? Алексей, объясните, пожалуйста, почему ощущения чувствительных "смазчиков" с миллиметровой точностью следуют за инструкциями фирм-изготовителей? Алексей Ашитко Почему стадность? Все мажут очень по-разному, используя разные приемы. Одни только структуры наносят десятком способов. А то, что они придерживаются рекомендаций фирм (не всегда строго), так это нормально... ...И отчего Вы так устали? Вы же не мотаетесь по миру. А остальные поступают так, как считают нужным. А то Вы как примадонна. И набросились на Вас, и консерватором считают. Ну прямо Джордано Бруно. Можно картину писать "оголтелые парафинщики топят Леонида в бочке с парафином". Только цикля плавает по поверхности… Леонид Кузьмин Дебаты пошли по кругу, аргументов новых нет... В летнее время я много катаюсь на шоссейном велосипеде (Giапt TCR 2). И даже принимаю участие в соревнованиях. По этой причине интересуюсь техническими вопросами вокруг велосипеда. В велосипедных кругах есть один механик по имени Шелдон Браун (Shеldоп Вгоwп), он имеет свой сайт в Инете httр://www.shеldonbrown.соm/. Так этот Шелдон часто дает советы, которые расходятся с рекомендациями фирм-изготовителей. Его советы, как правило, более просты и менее затратны. Что удивительно! На него очень часто ссылаются участники форума rec.bicycles.tech. То есть никакого недоверия, никакой агрессии, все благодарны ему за более простые и более дешевые способы смазки, ремонта, наладки, и т.д. и т.п. по сравнению со способами фирм-изготовителей. Неужели велосипедисты более разумны, чем лыжники? ... Когда я работал на Ski-Go, расфасовывал порошок С44, порошок поставлялся из Германии в 3-килограммовых банках. На банке были только условные обозначения продукта. Такой же в точности порошок поставлялся и на Briko. И один из двух порошков Briko в то время насыпался из той же банки, что и С44. Тогда я не мог рассказывать об этом. Каково же было мое удивление, когда "смазчики" разных стран на ЧМ 1993 в Фалуне живо обсуждали со мной достоинства и недостатки этих двух порошков и получали прямо противоположные результаты в своих тестах. Такова точность тестов на скатывание. Но о главном. Почему профессионалы во многих других областях, по сравнению с менеджерами фирм-производителей, знают более дешевые и простые решения, и люди их за это ценят, а почему "смазчики" все всегда усложняют, все их способы не менее сложны и не менее дорогостоящи, чем способы менеджеров фирм-производителей? Почему? Следуя простой логике, такого быть не должно, но почему-то есть. Модест Соловьев Почему в лыжах такой маразм? Почему в лыжах нет такого, как в велосипеде? По-моему, причина в высокой степени неопределенности результатов применения той или иной технологии подготовки сп. Эта неопределенность вносится широким диапазоном температур, структуры снега, состояния трассы, наличия грязи и других факторов. В велосипеде такой неопределенности нет. Соответственно, у фирм-изготовителей нет таких широких возможностей для манипуляций потребителями. Александр ЗАВЬЯЛОВ, чемпион мира, двукраткый обладатель Кубка мира, сотрудник компании ЗАО "Фишер Лыжи и Теннис" - дистрибьютора "SWIX" в России: "И ПАРАФИН, И ГРЯЗЬ В СКОЛЬЗЯЩУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВПИТЫВАЮТСЯ ЗА МИЛУЮ ПУШУ" - Было такое, у нас в своё время Вовка Аликин бегал всегда на свежепроцикленных лыжах. Он их выциклёвывал до блестящего и выходил на старт. Но я не пробовал… Я не берусь комментировать слова Леонида о том, что парафин не впитывается в скользящую поверхность. Но я всегда помню, что лыжи к концу сезона становились жёлтыми или красными именно от впитавшегося парафина соответствующего цвета (например, "ТОКО"). Так что насчёт того, что парафин не впитывается, не соглашусь. Возьмите красный парафин и пропарафиньте лыжи раз десять, и вы увидите, что лыжи стали красноватыми. Просто на чёрном пластике этого не видно. А вот на том прозрачным пластике, что расположен в верхней части лыжи, это сразу же становится заметно невооружённым глазом. По своему опыту могу сказать, что при обработке лыж, которыми давно пользовались, чувствуется присутствие парафина. И даже если лыжу обрабатывать не на машине, а циклей, то первый снимаемый слой всегда будет более мягкий с присутствием парафина - его, когда снимаешь, всегда можно скатать в комочек. А потом уже следующие слои идут стружечкой. Так что и парафин, и грязь в скользящую поверхность впитываются за милую душу. А на свежепроцикленных лыжах можно, наверное, бегать только в мороз. Только по сухому снегу с влажностью воздуха не более 50 - 60, максимум 70 процентов. Потому что мы в такую погоду кладём СН4 - очень жёсткий, "стеклянный" парафин, который наглухо закрывает все поры и становится идеально гладким, - после применения такого парафина порошок уже не входит в поры. Михаил ДЕВЯТЬЯРОВ, олимпийский чемпион 1988 roда, тренер юниорской сборкой команды России:«ВСЕ, КОГО Я ЗНАЮ, СПЕЦИАЛЬНО НАПИТЫВАЮТ ЛЫЖИ ПАРАФИНОМ» - Раньше, когда только начиналась эпоха пластиковых лыж, биатлонист Владимир Аликин часто циклил лыжи перед гонкой и бежал на них. Но больше таких моментов я не помню. А так, все, кого я знаю, после того, как получат новые лыжи со штайншлифтом, их специально напитывают парафином, потому что там ещё остается крошка, ворс от штайншлифта. И эта крошка, ворс потихонечку убираются с каждым следующим циклом наплавления-соскабливания парафина. И я заметил, что чем больше парафинишь лыжи, тем лучше они пропитываются, тем более гладким становится штайншлифт. - Но вы когда-нибудь пробовали сравнивать свежепроцикленные лыжи с подготовленными по погоде? - Нет, особо не пробовали. Я думаю, что многие, видимо, пробовали, но обожглись на этом деле. Кроме 20-летней давности примера с Володей Аликиным, никогда ни о чём подобном не слышал.
Александр ГРУШИН, заслуженный тренер СССР: "НА СВЕЖЕПРОЦИКЛЕННЫХ ЛЫЖАХ МЫ ВСЕГДА ИМЕЛИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ НЕУСПЕХ" - Я на заре появления пластиковых лыж попадался на этот фокус несколько раз. Например, на одном из отборочных стартов в Бакуриани перед ОИ в Калгари мы пытались бежать на свежепроцикленных лыжах. И у нас был катастрофический неуспех. Катастрофический! Потом на контрольных стартах в сборной команде я много экспериментировал: спортсмены пытались на свежепроцикленных лыжах бежать в мороз, в оттепель... И когда бы я ни пытался, я всегда имел отрицательный результат. И поэтому на свежепроцикленных лыжах, не обработанных хотя бы несколько десятков раз парафином, сегодня мне не хотелось бы выпускать своих спортсменов на старт. - На Олимпийских играх, чемпионатах мира сколько раз вы обрабатываете каждую пару лыж парафином? - Очень много. Даже перед тем, как выйти на старт на старых, испытанных лыжах, минимум пять-шесть раз. Идёт обработка базовым парафином, потом температурным, потом каким-то специальным, скажем, с содержанием молибдена или иных каких-то компонентов, и только после этого кладётся парафин, подобранный конкретно на этот день, на эту погоду. Иван КУЗЬМИН, заслуженный мастер спорта Pоссии, чемпион мира по лыжному ориентированию, руководитель Торгового дома "Лыжный Мир" - дистрибьютора «ТОКО» в Pоссии: ''В ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ СВEЖЕПРОЦИКЛЕННЫЕ ЛЫЖИ ВЫИГPЫВАЮТ'' Я знаю своего брата, наверное, чуть ли не лучше всех, и знаю, что он давно отстаивает эту точку зрения - ещё с тех времён, когда он сам гонялся. Он, фактически, стоит на позициях производителей пластика, которые идут своим путём – разнообразие всевозможных добавок, новые технологии изготовления самого пластика приводят к тому, что скользящая поверхность работает всё лучше и лучше. В то же время производители смазки точно так же не стоят на месте и развивают своё направление. И при этом производители пластика являются для них в определенном смысле конкурентами. Моя личная точка зрения заключается в том, что сегодня для достижения успеха важны и пластик, и нанесенная на него структура, и смазка. Хотя, должен признать, что в определенных условиях свежепроцикленные, чистые лыжи выигрывают. Это бывает поздней весной, когда снег старый, грязный. В этих условиях любая смазка поначалу выигрывает у свежепроцикленных лыж, но тут же начинает собирать грязь и начинает проигрывать чистым лыжам. Я знаю, что в прошлом году Леонид гонку в Ромашково бежал на свежепроцикленных лыжах и был там довольно близко - двадцатым из ста восьмидесяти участников. Он в этой гонке очень выигрышно смотрелся на последних кругах. И когда люди спрашивали его на финише:"На чём ты бежал?", он со свойственной ему ехидцей отвечал: да ни на чём. Ему, конечно, просто не верили, надеясь услышать от него рецепт какой-то чудодейственной смазки. Что касается разговоров о том, что чем больше раз парафинишь лыжи, тем лучше – говорят о десяти, двадцати. пятидесяти и даже ста циклах наплавления парафина - то нужно понимать, что у спортсменов элиты есть такие ресурсы. Есть даже специальные чехлы-сауны, куда укладываются лыжи, и при 60 градусах лыжи лежат и напитываются парафином. Эти чехлы делает фирма "ТОКО" и они называются термобеги. Но при этом как человек, учивший в школе физику, я отдаю себе отчёт, что поры пластика ничтожно малы и неглубоки, и проникнуть дальше определенного уровня парафин не может, что бы человек ни делал. И поэтому для людей такого уровня как я, то есть для любителей, это однозначно не вариант. Я лично перед гонкой циклюю лыжи, прохожу металлической щёткой, парафиню их один раз и, может быть, сверху кладу порошок или ускоритель, если какие-то экстремальные мокрые условия. Для меня этого вполне достаточно.
Ответы фирмы IMS (ведущего производителя высокомолекулярного мастика для скользящей поверхности лыж) на вопросы, заданные Александром Вертышевым. IMS Kunststoff AG, Urs Geissbuhler, Irene Grob - Какое количество парафина может впитать скользящая поверхность из пластика P-tex? (Например, в патенте на лыжный пластик № US5356573 указано число 1.8 мг на см2). Первый ответ (IreneGrob): - Поглощающие свойства пластика (количество парафина, растворяющегося в полиэтиленовой базе, измеренное при температурах, симулирующих горячее нанесение парафина с помощью утюга): Экструдированные базы - от 1,2 до 1,6 мг/см2 Спеченные (Sintered) базы - от 1,6 (для Electra сагbоn black) до 2,2 мг/см2 (для P-tex 4000) Второй ответ (Urs Geissbuhler): - Максимальное количество парафина с температурой плавления 50 градусов Цельсия, который растворяется в пластике Р-Тех, зависит от плотности Р-Тех, от его марки. Чем ниже плотность, тем больше парафина растворяется в полиэтилене. Вообще говоря, высокомолекулярный полиэтилен (ultrahighmolecularweight, UHMWPE) поглощает больше парафина, чем экструдированный полиэтилен высокой плотности. Максимальное количество парафина в UHMWPE при комнатной температуре может составлять до 10%. - Насколько важна способность впитывать парафин для современной скользящей поверхности? Или есть другие более важные свойства? - Представляется, что поглощение парафина может быть важным для гоночных лыж, но не для обычных лыжников. Наиболее важными факторами для хорошего скольжения представляются структура поверхности и проводимость тепла. - Как глубоко может проникать парафин в пластик из высокомолекулярного полиэтилена? А в экструдированный дешевый пластик? - Парафин может проникать сквозь всю толщину полиэтиленовой базы, если парафин накладывается горячим способом, и процесс повторяется много раз. То же самое относится и к экструдированным базам, только процесс проникновения будет медленнее. - Какая основная цель увеличения впитывающей способности пластика? Если парафин стирается со скользящей поверхности из-за абразивных свойств снега, то что может помочь сохранить скольжение в этом случае? Может ли впитавшийся парафин диффундировать к поверхности? - Парафин может перемещаться в полиэтиленовой базе во всех направлениях. По моему мнению, функция парафина в основном состоит в том, чтобы сделать поверхность пластика более гладкой, потому что после шлифовальной машины на фабрике поверхность полиэтилена все равно остается в большей или меньшей степени неровной, необработанной. - Если основная функция парафина - сглаживать мелкие неровности скользящей поверхности, то для чего разрабатывают пластик для скользящей поверхности, который хорошо поглощает парафин? - Полиэтилен низкой плотности может впитать больше парафина, который может "выпотевать" ("exsudate" в оригинале) на холоде из базы, и поэтому продолжать сглаживать неровности на скользящей поверхности. - Что обладает большими гидрофобными (водоотталкивающими) свойствами - парафин или P-tex пластик? Велика ли разница? - Гидрофобность парафина и полиэтилена примерно одинакова. - Как влияет поглощение грязи парафином на скольжение? Как уменьшить влияние загрязнения? - Поглощение грязи парафином отрицательно сказывается на скорости скольжения. Избежать поглощения грязи можно - не используйте парафин. - Каково ваше мнение о том, что "чистая" (непарафиненная) скользящая поверхность может скользить лучше смазанной? (Известно, что чистая, хорошо отциклеванная лыжа иногда действительно скользит лучше.) Каковы погодные условия, в которых проявляется этот феномен? - Я соглашусь, что хорошо обработанная скользящая поверхность не нуждается в смазке, чтобы быть быстрой (может быть, за исключением гонок). Статистики о том, в каких условиях чистая база едет лучше или хуже смазанной - нет. - Что реально означает термин "пережженная база" (скользящая поверхность)? - Обычно это результат слишком большого давления при шлифовке лыж камнем на шлифовальной машине, выглядит как "апельсиновая корка". Горячий утюг (около 2000С) не окисляет полиэтилен, но изменяет его кристаллизацию, понижает процентное соотношение кристаллического и аморфного полиэтилена в базе. Менее кристаллический полиэтилен скользит лучше на "теплом", аморфном снеге, но хуже скользит на холодном кристаллическом снеге. - В методичке SWIX говорится об окислении не покрытого парафином пластика во время хранения. Что реально происходит? - Современные (черные, Electraв) P-tex скользящие поверхности не подвержены окислению во время хранения. Окисление скользящей поверхности возможно при использовании горелки для снятия мази. Собрав этот материал из множества разрозненных кусочков и откликов, "Л.С." посчитал необходимым отправить его "автору скандала" - самому Леониду Кузьмину - для сверки. Нам не хотелось, чтобы в результате выборочного цитирования основная мысль Леонида оказалась искажённой или неправильно истолкованной. В результате Леонид прислал свой нижеследующий комментарий к уже собранной и готовой к печати статье. Мы не уверены, что поступаем абсолютно корректно, публикуя эти теперь уже комментарии к комментариям. Но, будем надеяться, что наша главная задача - донести максимум разносторонней информации о предмете сегодняшнего разговора - от этого всё же не пострадает. Итак, слово вновь Леониду Кузьмину: " ...Сейчас уже февраль 2004 года, а вся дискуссия началась в начале ноября 2003, поэтому возникает необходимость попытаться все логически связать. В декабре 2003 - январе 2004 гг. я с помощью электронной почты и телефона связался с Мопtапа Swеdеn АВ (шведский филиал IMS Kunststoff AG, менеджер Клас Хокан Шолунд (Claes Hakan Sjоlund) и с ISOSPORT GmbH, менеджер по новым разработкам Клаус Крен (Кlaus Кгеnn)). IMS и ISOSPORT являются ведущими производителями скользящей поверхности (с/п) лыж, в последние годы ISOSPORT обогнал IMS и лидирует как по объемам, так и по технологиям. Приведу здесь резюме нашей корреспонденции: · Поры в высокомолекулярном полиэтилене (ВМПЭ или UHMW-PE) полностью отсутствуют. ВМПЭ имеет вкрапления (домены) аморфного полиэтилена, жидкий парафин смешивается в этих доменах с аморфным полиэтиленом, идет процесс растворения, никакой пропитки нет. Растворение плюс поверхностная адгезия дают 1,6 - 2,2 мг/см2. По мнению Класа Хокана растворенный парафин снижает скользящие свойства лыж/ Охлажденная на морозе с/п выталкивает излишки парафина ("потеет"), а увеличение толщины пленки парафина ухудшает скольжение; · Чистая с/п обладает хорошими грязеотталкивающими свойствами. Фторуглероды (карбонофториды) и парафины значительно ухудшают грязеотталкивающие свойства с/п. Гидрофобность и "грязефобность" не одно и то же, отнюдь; · ВМПЭ тверже любого морозного парафина, и по этой причине меньше пенетрируется жесткими кристаллами снега; · Порошки фторуглеродов лучше держатся при нанесении на совершенно чистую с/п; · Нанесение парафинов ухудшает антистатические свойства графитовой с/п; · И IMS, и ISOSPORT неоднократно пытались наладить сотрудничество с производителями мазей скольжения, но безрезультатно. Каждый идет своей дорогой. Про дорогу производителей парафинов даже песня сложена: "Дорога без конца, дорога без начала и конца ..."; Я был не прав, когда утверждал, что парафины удерживаются только за счет адгезии. Но если суммировать все сказанное специалистами IMS и ISOSPORT, то вопрос о природе удержания парафинов на с/п представляется несущественным. Вывод однозначен - парафинам не место на скользящей поверхности лыж. Единственный случай, когда нельзя обойтись без парафинов, это когда с/п лыж подверглась так называемому штайншлифту. Вернее сказать, выход есть. Надо просто сциклить этот самый штайншлифт. Если не сцикливать, то предстоит длительный процесс многократного нанесения-снятия парафинов. А если не сцикливать и не "пропитывать", то лыжи не поедут, микроворс, полученный при штайншлифте, мешает. Штайншлифт применялся с середины 80-х годов для обработки с/п горных лыж. В горных лыжах это оправдано. Проциклить такие лыжи практически невозможно из-за стального канта. Микроворс не оказывает практического влияния на скольжение, слишком велики скорости и давление на с/п в горных лыжах. Микроворс самоликвидируется. Смазчики сборной Швеции по горным лыжам с недоумением слушают рассказы о 150-кратных "пропитках" лыж в сборной по лыжным гонкам. В начале 90-х годов производители и продавцы машин для штайншлифта решили освоить лыжегоночную целину. И целину они освоили быстрее, чем это сделал мой тезка Л.И.Брежнев. Причем, развитие событий в гоночных лыжах тоже идет по советскому сценарию. Если менеджеры фирм-производителей скажут "пропитывать" 20 раз, то на местах доведут пропитку до 50 и больше раз. Одна знакомая шведская байдарочница (олимпийский чемпион) рассказывала, насколько упростилась подготовка и хранение лодки и весел, сделанных из композитов. А в лыжах наоборот. Перед самыми ответственными стартами на подготовку деревянных лыж тратили не больше 30 минут. А сейчас?! Кто дураки - гребцы или лыжники? Теперь постараюсь ответить моим именитым оппонентам: "НА СВЕЖЕПРОЦИКЛЕННЫХ ЛЫЖАХ МЫ ВСЕГДА ИМЕЛИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ НЕУСПЕХ" (А.Грушин) - Не понимаю, почему надо было это делать на ответственных стартах? Для того, чтобы опорочить хорошую идею? Почему не пробовать цикли из разных марок стали, с разной заточкой на тренировках, а при достижении хорошего результата не готовить лыжи к соревнованиям? Впрочем, Александр Алексеевич Грушин - яркий представитель бытующей в лыжных гонках философии невозможности достичь чего-либо хорошего малой кровью. Увы, эта философия распространяется как на тренировки, так и на подготовку лыж. "И ПАРАФИН, И ГРЯЗЬ В СКОЛЬЗЯЩУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВПИТЫВАЮТСЯ ЗА МИЛУЮ ДУШУ" (А. Завьялов) - Да, немного "впитывается", но к чему это приводит? "ВСЕ, КОГО Я ЗНАЮ, СПЕЦИАЛЬНО НАПИТЫВАЮТ ЛЫЖИ ПАРАФИНОМ" (М. Девятьяров) - 3аслуживает внимания тот факт, что сам Михаил Девятьяров свежепроцикленных лыж никогда не пробовал. В этом и заключается фундаментальная ошибка. Напарафиненные лыжи с штайншлифтом сравниваются с другими напарафинвнными лыжами со штайншлифтом, а сравнения с "контрольной группой" - свежепроцикленными лыжами - никогда не делается. Все, кто изучал теорию планирования эксперимента, понимают, о чем я говорю. "В ОПРЕДЕЛЁННЫХ УСЛОВИЯХ СВЕЖЕПРОЦИКЛЕННЫЕ ЛЫЖИ ВЫИГРЫВАЮТ" (И. Кузьмин) - Я не могу согласиться со своим братом в том, что производители пластика являются конкурентами производителям смазки. Если мы сможем упростить процедуру подготовки лыж, если маститые специалисты перестанут рассказывать леденящие душу истории о 150-кратных "пропитках" и 5-кратных нанесениях дорогостоящих порошков, то мы привлечем очень большое количество любителей в наш вид спорта. А это будет выгодно всем - и производителям, и потребителям. Ко всем этим выводам я пришел не однажды. Ни яблоко мне на голову не упало, ни таблица не приснилась. В 80-х годах сам часто бегал на свежепроцикленных лыжах, но, само собой, помалкивал. Потом переезд за границу, море разных парафинов, Сега F. Опять бес попутал, стал "пропитывать" и другие ритуальные танцы выполнять. Но ЧМ 1995-го года дал толчок в правильном направлении, и я постепенно полностью отошел от линии партии и правительства. И не жалею. Сейчас я работаю в университете города Эстерсунд (Ostersun) и занимаюсь исследованиями в области взаимодействия лыжи со снегом. После всех многочисленных публикаций в http://www.skisport.ru/forum/ на мою электронную почту и в самом форуме стали появляться благодарности от лыжников, осмелившихся отойти от устоявшихся канонов. Учитывая склонность большинства людей охотно публиковать свои жалобы и менее охотно - свои радости, можно сделать вывод, что в моих методиках есть рациональное зерно. Желаю вам всем в ближайшем будущем конвертировать часы, проведенные за смазкой лыж, в часы, проведенные в зимнем лесу". ОТ РЕДАКЦИИ: Итак, все-таки: парафинить лыжи, или циклить? Тех, кто ждёт от нас конкретного совета, мы разочаруем, потому что совета не дадим, можем лишь засвидетельствовать: точка зрения, высказанная Леонидом Кузьминым на сайте "Л.С.", заставила очень многих наших читателей усомниться в необходимости буквального (с точностью до буквы, до цифры), следования "каноническим" рекомендациям ведущих производителей смазки, и побудила заняться собственными экспериментами. Чего мы искренне и вам желаем. Статья была опубликована в журнале "Лыжный спорт" (www.skisport.ru) № 28 2004 г. |