В этой статье хотим поделиться своим опытом, своими наблюдениями, размышлениями в области подготовки лыж. Также хотелось бы прокомментировать отдельные высказывания известных людей относительно различных аспектов работы лыж.
избавление от ворса
Итак, в знаменитой статье «Парафинить или циклить?» Михаил Девятьяров сказал, что лыжи начинают ехать после многократной пропитки. Очевидно, так происходит, потому что многократное насыщение лыж парафином, снятие его скребком, обработка фибертексом, бритвенными скребками, щетками приводит к выплавлению, выскребанию, срезанию ворса, оставшегося после штайншлифта. Скользящая поверхность становится гладкой. Достигнуть такого результата можно и другим способом – кататься на сухих лыжах. В этом случае микроворс убирается трением о снег, при этом надо проехать примерно 600 км. Таким способом избавлялись от микроворса в бывшей сборной СССР. А вот еще один способ избавления от микроворса, быстрый и радикальный – взять циклю и срезать его (вся процедура займет не более часа).
Один совет для свежекупленных лыж: поставьте крепления и не торопитесь портить скользящую поверхность, не надо тратить огромные деньги на парафины для многократной пропитки. Дождитесь, когда встанет лыжная трасса, и покатайтесь на неподготовленных лыжах, они вам сами «скажут», что надо с ними делать. Фирмы производят разную скользящую поверхность, и не каждая из них требует циклевки (загляните в раздел «лыжи», чтобы узнать подробнее о той или иной модели лыж).
о шлифовке
Второй совет: по возможности не отдавайте лыжи на машинную шлифовку. Лучше отдать плохую пару для пробы, чтобы убедиться, что машина или сам шлифовщик не заваливают края. Сделать это можно, пройдясь после обработки лыж либо циклей, либо, предварительно запарафинив, пластиковым скребком. Однажды, после шлифовальной машинки отдали лыжи на циклевку. Если бы видел владелец лыж, сколько пришлось снять пластика, чтобы выровнять поверхность лыж!
Еще заметим, что если лыжи хорошие (верхние модели), то после удаления микроворса они и без смазки едут хорошо. Если хотите получить лучшее, по сравнению с другими, скольжение – экспериментируйте и сравнивайте при разных условиях сухое скольжение со скольжением с парафинами. Но, повторимся, хорошие лыжи и без смазки прилично едут! Другое дело любительские или прогулочные лыжи – они сделаны так, чтобы не проскальзывали, для них хорошее скольжение не так важно.
применение щеток
В статье «Парафинить или циклить?» Алексей Жилин и Александр Вертышев задают вопрос о том можно ли поддерживать лыжи в «боевом» состоянии с помощью латунных или стальных щеток.
Действительно, если лыжи «катили», и у них нормальная структура (не пережженная), то можно для поддержания хороших характеристик скольжения обходиться стальными и латунными щетками, так же как и смывкой. В принципе можно проверить необходимость подцикливания лыж, если у вас белая скользящая поверхность (или, например, по кончику лыжи, где пластик не черный). Особенно сильно скользящая поверхность загрязняется весной, когда снег не только грязный, но когда на нем много смолы и почек. Один раз, в 2001 г., лыжи за 3 км. так были «забиты» грязью, что можно было подумать, что отмыть их уже не удастся – сплошной мазут на скользячке. Тогда были перепробованы сначала тряпки, потом бумажные салфетки, затем бензин. Бензин вроде отмывал, но из пор таким образом грязь не достать. И вот тогда-то помогла латунная щетка! Ранее редко применяясь, с этого момента она обрела свое место.
Латунной или стальной щеткой очень хорошо вычищать скользящую поверхность: можно ее брать с собой в лес и, периодически очищая лыжи от грязи, достаточно долго ощущать хорошее скольжение даже на грязном снегу. Поддерживать лыжи в чистоте щетками можно в течение всего сезона.
Если не лень дышать и пачкаться парафином, можно иногда и им вычищать поверхность, при этом лучше это делать по технологии «TOKO» - с одетой на утюг тряпкой.
«седеющая» лыжная поверхность
Теперь хотелось бы прокомментировать такое явление как «седеющая скользящая поверхность», о которой говорят лыжники. В частности, в той же статье «Парафинить или циклить?» Алексей Страхов говорит о том, что непарафиненная лыжная поверхность «седеет», если покататься на морозе.
Сначала мы тоже думали, что холодная смазка защищает скользящую поверхность, и что без смазки она будет белеть. Однако, как оказалось, непережженная скользячка с теплым парафином (Swix CH10 или LF10, читайте о свойствах этих парафинов далее) вообще не белеет, даже когда лыжи используются по леденистой трассе, по насту многие десятки километров (ну может чуть-чуть, что легко убирается полировальной щеткой). А вот если использовать полиэтилен низкого давления, то он «съедается», срезается по насту быстро, если взять старые полупластиковые лыжи, то вы легко скользящую поверхность сотрете до дерева.
Таким образом, лыжи, которые белеют или «седеют», либо сделаны из некачественного пластика, либо содержат на поверхности холодную смазку, либо эта смазка полностью не вычищена со скользящей поверхности.
«напитка лыж парафином»
Александр Завьялов в статье «Парафинить или циклить?» писал, что лыжи напитываются парафином, и это чувствуется, когда начинаешь их циклить – тогда верхний слой снимается очень легко и много – стружкой. Потом начинает сниматься жесткий слой – получается не стружка, а порошок.
Можно предположить, что верхний слой, насыщенный смазкой, становится как бы полиэтиленом низкого давления, соответственно он становится мягче. Именно за счет этого скольжение, особенно по жесткой трассе, может ухудшаться. Мы, например, замечали, что новые лыжи, немазаные, катили отменно, а с последующими пропитками и смазками начинали хуже ехать.
теплая смазка Swix CH10
Однажды Игорь приехал после работы на лыжную базу покататься, и на одном спуске его сильно объехал один лыжник. Как оказалось, это был тренер сборной инвалидов, и был он на свежепроцикленных лыжах.
Как раз тогда в журнале «Лыжный спорт» была представлена молекулярная структура различных парафинов. И вот CH10 по своей структуре больше всего походил на скользящую поверхность полиэтилена высокого давления.
Игорь: «Приехал я на следующий день на работу, пропарафинил лыжи CH10, а червячок гложет и просит еще сверху погодный парафин положить, чтобы катили, но нет. Весна, к вечеру подмораживает, опять на лыжную базу – лыжи катят отменно. Гляжу – сервисмен мази с горки откатывает. Подъехал, разговорились. Рассказал вчерашний случай, рассказал про теплую мазь, на которой сегодня катаюсь, про ее отменную работу. У него для теста ее не оказалось, не оказалось в связи с тем, что мало кто ее использует в качестве последнего слоя. Сбегал до машины, принес CH10, мне тоже было интересно, на что она способна была по сравнению с высокофтористыми мазями. И что бы вы думали – уехала от всех с нехилым преимуществом.
Сервисмен чуть…был сильно удивлен, но все равно не поверил, как и я, и тренер один, который затем подошел. Что смазка уезжала от всех других смазок было доказано и представителю фирмы «Луч», когда он предложил протестировать лыжи и не доехал до меня на выкате метров 10.»
парафины
На следующий год Игорь соорудил на работе горку, сделал брусок и каждый божий день в разных температурных диапазонах откатывал мази.
Были проверены: Swix (все линейки CH и LF, BD6, BD8, графит-универсал (от +5 до -25), низкофтористая TOKO, «Луч» высокофтористая, ускорители ФЭСТА.
Вывод такой: самыми стабильными в диапазоне от + 5 до – 30 оказались мази CH10 и LF10, а также графит-универсал фирмы Vauhti (от -7 до – 25).
На остальные мази можете деньги не тратить. Если на них и будет катить лучше, то будет это очень редко и в очень узком температурном и влажностном диапазоне. Откатывая эти мази, можем сказать, что на них всегда лыжи ехали стабильно.
Еще один пример стабильной мази – Briko (розовая), катит отлично, не хуже Swix. Подумали, что если Briko без фтора так работает, то высокофтористая еще лучше будет. Ан нет, только деньги выбросили зря – улучшения скольжения не произошло!
После этих тестов Игорю стали дарить даже порошки-ускорители, которые кучу денег стоят, и все это по причине отсутствия скольжения таковых по сравнению с более дешевыми смазками.
|